Земли промышленности и иного специального назначения – 87. , , , , , , , , , /

Земли промышленности и иного специального назначения: понятие, состав, правовой режим.

 

Понятие и состав земель промышленности и иного специального назначения

 

Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за чертой поселений и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее — земли промышленности и иного специального назначения).

 

Земли промышленности и иного специального назначения составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.

 

Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:

 

1) земли промышленности;

 

2) земли энергетики;

 

3) земли транспорта;

 

4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

 

5) земли для обеспечения космической деятельности;

 

6) земли обороны и безопасности;

 

7) земли иного специального назначения.

 

В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

 

Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории определяется:

 

1) Правительством Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности;

 

2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

 

3) органами местного самоуправления в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности.

 

Особенностью правового режима данной категории земель является установление различных видов зон с особыми условиями использования земель. Такие зоны устанавливаются в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, транспортных и иных объектов. Установление зон с особыми условиями использования земель дает возможность не изымать эти земли и предоставлять земельные участки для несельскохозяйственных специальных целей, имеющие минимальные размеры.



Похожие статьи:

poznayka.org

97. Правовая классификация земель промышленности и иного специального назначения

Земли промышленности и иного специального назначения подразделяются на:

1. Земли промышленности;

2. Земли энергетики;

3. Земли транспорта;

4. Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5. Земли для обеспечения космической деятельности;

6. Земли обороны и безопасности;

7. Земли иного специального назначения.

1. Правовой режим земель промышленности.

Землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности.

2. Правовой режим земель энергетики.

Землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики.

3. Правовой режим земель транспорта

Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта.

4. Правовой земель связи, радиовещания, телевидения, информатики и космической деятельности

Землями связи, радиовещания, телевидения, информатики, космической деятельности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов связи, радиовещания, телевидения, информатики, космической деятельности.

5. Правовой режим земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности

Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ и органов, организаций, осуществляющих функции по вооруженной защите территории РФ, защите и охране Государственной границы РФ.

98. Правовое регулирование отношений по использованию и охране земель промышленности и иного специального назначения

1. ЗК РФ;

2. Закон РФ «О недрах»;

3. ФЗ от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»;

4. ВК РФ;

5. ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ»;

6. КТМ РФ;

7. КВВТ РФ;

8. ФЗ «О государственной границе»;

9. Постановление Правительства РФ от 12.10.2006 N 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог».

10. Приказом Минтранса РФ от 13.01.2010 N 4 «Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения»

11. Акты министерства обороны, транспорта

и др.

т.е. очень много актов регулирует эту сферу.

99. Общая характеристика и особенности правового режима земель промышленности и иного специального назначения

Правовое регулирование – глава XVI ЗК РФ.

Основное целевое назначение этой категории земель - служить пространственным базисом для размещения объектов и сооружений различного хозяйственного и специального назначения.

Согласно ст. 97 ЗК РФ землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначенияпризнаются земли,которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач.

Земли промышленности и иного специального назначения

подразделяются на:

1. Земли промышленности;

2. Земли энергетики;

3. Земли транспорта;

4. Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5. Земли для обеспечения космической деятельности;

6. Земли обороны и безопасности;

7. Земли иного специального назначения.

В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения могут включаться охранные, санитарно-защитные зоны с особыми условиями использования земель.

1. Правовой режим земель промышленности.Он делится на 2 режима – правовой режим земель добывающей промышленности и правовой режим земель обрабатывающей промышленности.

Землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности.

Правовой режим земель обрабатывающей промышленности

Если на земельном участке размещено предприятие, то он всё равно будет относиться к землям населенных пунктов. Земли обрабатывающей промышленности предоставляются для размещения и эксплуатации предприятий всех организационных форм.

Субъектами прав на землю являются государственные, муниципальные и частные промышленные предприятия, а также индивидуальные предприниматели. Частным предприятиям данные земли предоставляются на праве аренды или в собственность.

Правовой режим земель добывающей промышленности

Добывающая промышленность - это совокупность промышленных предприятий, которые занимаются горными разработками, т.е. разведкой, добычей и первичной обработкой полезных ископаемых.

Отношения по недропользованию невозможно осуществлять без права землепользования.

Субъектами права недропользования являются промышленные предприятия и ИП, имеющие горную лицензию.

Управление государственным фондом недр осуществляют Правительство РФ, Министерство природных ресурсов РФ, Ростехнадзор.

Для промышленной добычи недра предоставляются на срок 5, 20, 25 лет или бессрочно (для строительства подземных сооружений). Правовое оформление участка недр в пользование называется горный отвод.

Главной обязанностью недропользователей является осуществление работ по рекультивации земельного участка по окончанию недропользования.

studfiles.net

Тема 14. Земли промышленности и иного специального назначения

К землям специального назначения относятся земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (ст. 87 ЗК РФ).

При рассмотрении темы необходимо учитывать, что основная функция, которую выполняют земли специального назначения, выражается в их использовании в качестве пространственного операционного базиса, поэтому для объектов промышленности, транспорта, связи и проч. предоставляются в первую очередь несельскохозяйственные земли, самые низкие по кадастровой оценке.

Важной особенностью правового режима земель специального назначения является установление зон с особыми условиями использования земель в целях обеспечения безопасности населения, а также для создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, транспортных, оборонных и иных объектов, имеющих повышенную экологическую опасность. К ним относятся: санитарно-защитные зоны вокруг земель промышленности, охранные и защитные зоны вдоль железных и автомобильных дорог, магистральных трубопроводов, вокруг аэродромов, охранные зоны в виде полос вдоль линий электропередачи и линий связи, зоны с особыми условиями землепользования вокруг оборонных объектов и т.д.

Земельные участки для целей промышленности, транспорта и проч. предоставляются, как правило, соответствующим предприятиям, учреждениям, организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования. В то же время земельные участки указанной категории могут находиться как в собственности граждан и юридических лиц, так и в собственности федеральной, субъектов РФ и в муниципальной собственности, за исключением земель, изъятых из оборота или ограниченных в обороте согласно ст. 27 ЗК РФ.

Особенностью правового режима земель данной категории является отсутствие единства и компактности предоставляемых земельных территорий как во времени, так и в пространстве. При размещении промышленных, оборонных, транспортных предприятий (объектов) земельные территории изымаются у других землепользователей и соответственно предоставляются для специальных целей поэтапно по мере освоения строительства и, как правило, не единым массивом даже в тех случаях, когда речь идет об одном предприятии как юридическом лице. Поскольку земли этих предприятий или расположенные на них объекты вписываются в иные категории земель (сельскохозяйственного назначения, земли водного или лесного фонда), то режим их использования и охраны в значительной мере обусловлен правовым режимом земель соответствующей категории и нередко соподчинен ему.

В связи с потенциальной экологической опасностью и возможным отрицательным воздействием хозяйственной и иной деятельности этих предприятий на окружающую природную среду их проектированию предшествует экологическая экспертиза, положительное заключение которой является базовым юридическим основанием для возникновения права пользования землями промышленности и иного специального назначения.

Помимо общих особенностей правового режима использования земель специального назначения, его специфика определяется нормами специального законодательства в зависимости от вида земель рассматриваемой категории.

Порядок использования земель железнодорожного транспорта вместе с земельным законодательством регулируется также Федеральным законом (от 25 августа 1995 г.) "О федеральном железнодорожном транспорте" и положениями Министерства транспорта РФ.

Порядок и нормативы предоставления земельных участков для размещения портов, причалов морского и внутреннего водного транспорта регулируются специальным водным законодательством и Кодексом внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ38.

Детальное регламентирование деятельности организаций воздушного транспорта и использования ими земельных участков содержится в Воздушном кодексе РФ от 19 марта 1997 года.

Правовые основы и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии, установлены ФЗ (от 21 ноября 1995 г.) "Об использовании атомной энергии".

Правовой режим наземных объектов космической инфраструктуры установлен Законом РФ (от 20 августа 1993 г.) "О космической деятельности"39. Понятие земель связи определено Федеральными законами 200З г. "О связи"40 и 1999 г. "О почтовой связи"41.

Режим использования земель пограничной зоны определяется наряду с Земельным кодексом РФ Законом РФ (от 1 апреля 1993 г.) "О государственной границе Российской Федерации".

Правовой режим использования и охраны земель закрытых территорий административно-территориальных образований (ЗАТО) определяется помимо ЗК РФ Законом РФ (от 14 июля 1992 г.) "О закрытом административно-территориальном образовании"43.

При изучении вопросов правового режима земель, предоставленных для добычи полезных ископаемых, которые также относятся к землям данной категории, необходимо проанализировать Закон РФ (от 21 февраля 1992 г.) "О недрах" (в ред. от 29.05.2000 г.)44.

uristinfo.net

Ст. 87 ЗК РФ с Комментариями 2017-2018 года (новая редакция с последними изменениями)

1. Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее — земли промышленности и иного специального назначения).

Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.

2. Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:

1) земли промышленности;

2) земли энергетики;

3) земли транспорта;

4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5) земли для обеспечения космической деятельности;

6) земли обороны и безопасности;

7) земли иного специального назначения.

Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 — 93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий.

3. В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

4. Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.

5. Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, если иное не установлено настоящим Кодексом, определяется:

1) Правительством Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности;

2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

3) органами местного самоуправления в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности.

5.1. Обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории являются сведения о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости. Требования к системе координат, точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

5.2. Подготовка текстового и графического описаний местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации указанных в пункте 3 настоящей статьи объектов, перечня координат характерных точек границ такой зоны обеспечивается правообладателями указанных объектов или иными лицами на основании договора с такими правообладателями.

5.3. Правообладатели земельных участков, включенных в границы зоны с особыми условиями использования территории, должны быть уведомлены об ограничениях использования земельных участков в границах такой зоны в течение пятнадцати дней с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об установлении такой зоны в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

6. Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 24 настоящего Кодекса могут предоставляться в безвозмездное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования.

Комментарий к Ст. 87 ЗК РФ

1. Статья 87 ЗК для характеристики данной категории земель использует наименование «земли промышленности и иного специального назначения». Полное наименование данной категории земель включает перечисление всех их видов.

В соответствии со ст. 87 ЗК к землям специального назначения относятся земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения. Это самостоятельная категория земель. Поэтому предоставление земель для объектов обороны и иного специального назначения нередко обусловлено их предварительным изъятием или выкупом с соответствующим возмещением для государственных нужд. Однако при изъятии, например, земель связи для нужд обороны не должен производиться перевод таких земель из одной категории в другую.

Земли специального назначения располагаются за границей земель населенных пунктов. Они используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космической деятельности, обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач. Земли, занятые такими объектами, но расположенные в населенных пунктах, не относятся к категории земель специального назначения.

Предусмотренная законодательством «предназначенность», т.е. неиспользование земель специального назначения в данное время, представляет собой резервирование земель для расширения объектов специального назначения на этих землях и направлена на минимизацию случаев возмещения убытков при изъятии земель для государственных нужд. Необходимость резервирования земель для строительства и реконструкции объектов транспорта предусмотрена и п. 7 ст. 90 ЗК. Порядок такого резервирования установлен ФЗ о резервировании земель и должен быть детализирован Правительством РФ.

Примером законодательного регулирования резервирования земель является также положение п. 1 ст. 55 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, в соответствии с которым территорию порта составляют земельные участки, отведенные порту в соответствии с земельным законодательством, в том числе зоны, необходимые для его перспективного развития. Такая «предназначенность» земель специального назначения подразумевает запрет их предоставления частным лицам, а на уже предоставленных — нежелательность застройки. Исходя из этого резервирование земель можно определить как деятельность, направленную на ограничение и (или) изъятие земельных участков из оборота с целью их перспективного использования по определенному назначению.

2 — 4. Земли специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются ст. 87 ЗК на:

1) земли промышленности;

2) земли энергетики;

3) земли транспорта;

4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5) земли для обеспечения космической деятельности;

6) земли обороны и безопасности;

7) земли иного специального назначения.

Статьей 87 ЗК определены лишь типичные виды земель специального назначения, поскольку все специальные задачи, для которых они могут предоставляться, закреплять в ЗК нет необходимости. Особенности правового режима земель специального назначения устанавливаются законодательством и учитываются при зонировании территорий.

В состав земель специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации различных объектов могут включаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Земельные участки, включенные в состав таких зон, у правообладателей не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

Земли специального назначения, занятые объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции России, являются федеральной собственностью. Поэтому многие земельные участки специального назначения изъяты из оборота, а государственные организации, эксплуатирующие объекты на них, освобождены от платы за землю.

5 — 6. Порядок использования отдельных видов земель специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории определяется:

1) Правительством РФ в отношении земель, находящихся в федеральной собственности;

2) органами исполнительной власти субъектов РФ в отношении земель, находящихся в собственности субъектов РФ;

3) органами местного самоуправления в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности.

Таким образом, земли специального назначения могут находиться не только в государственной, но и в муниципальной собственности. Нахождение отдельных земельных участков из состава таких земель (например, земель связи) в частной собственности также не запрещено, но существенно ограничено, поскольку многие земли специального назначения отнесены к землям, изъятым из оборота или ограниченным в нем. Поэтому п. 6 ст. 87 ЗК ориентирует на то, что земли специального назначения «могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования».

stzkrf.ru

Статья 87 ЗК РФ. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения

Новая редакция Ст. 87 ЗК РФ

1. Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).

Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.

2. Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:

1) земли промышленности;

2) земли энергетики;

3) земли транспорта;

4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5) земли для обеспечения космической деятельности;

6) земли обороны и безопасности;

7) земли иного специального назначения.

Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 - 93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий.

3. В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

4. Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.

5. Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, если иное не установлено настоящим Кодексом, определяется:

1) Правительством Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности;

2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

3) органами местного самоуправления в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности.

5.1. Обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории являются сведения о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости. Требования к системе координат, точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

5.2. Подготовка текстового и графического описаний местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации указанных в пункте 3 настоящей статьи объектов, перечня координат характерных точек границ такой зоны обеспечивается правообладателями указанных объектов или иными лицами на основании договора с такими правообладателями.

5.3. Правообладатели земельных участков, включенных в границы зоны с особыми условиями использования территории, должны быть уведомлены об ограничениях использования земельных участков в границах такой зоны в течение пятнадцати дней с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об установлении такой зоны в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

6. Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 24 настоящего Кодекса могут предоставляться в безвозмездное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования.

Комментарий к Статье 87 ЗК РФ

Глава XVI ЗК осуществляет правовое регулирование земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.

Статья 87 ЗК определяет состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Перечень земель специального назначения не является закрытым. Содержание понятия "земли иного специального назначения" в законодательстве не раскрыто. Вероятно, сюда можно отнести земельные участки, используемые для захоронения ядерных и иных отходов, рекреационные земли, земельные участки, выделяемые для развития производственной или иной деятельности новых отраслей промышленности.

Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:

1) земли промышленности;

2) земли энергетики;

3) земли транспорта;

4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5) земли для обеспечения космической деятельности;

6) земли обороны и безопасности;

7) земли иного специального назначения.

Особенности правового режима этих земель устанавливаются ст. ст. 88 - 93 ЗК.

Согласно п. 3 комментируемой статьи в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

Режим использования охранных зон, их площадь устанавливаются как нормативными правовыми актами, регулирующими соответствующий вид хозяйственной или иной деятельности, так и специальными нормативными актами, определяющими порядок установления и эксплуатации того или иного вида. В целом правовой режим охранных зон не может быть сведен только к ограничению прав на земельные участки и недвижимость. По сути, это совершенно особый способ взаимодействия владельцев соседних земельных участков, населения, органов государственной власти и местного самоуправления для достижения одной или нескольких связанных целей. Цели эти определены законодательно и обеспечивают как публичные, так и частные интересы. Общее назначение охранных зон - защита окружающей среды и конкретных объектов от негативного воздействия. Это достигается тем, что между объектами, способными оказать вредное воздействие, или, наоборот, объектами, которые необходимо оградить от такого воздействия, устанавливается определенный пространственный барьер, площадь и режим которого зависят от назначения объекта, ради которого зона создается. Охранные зоны как особый режим защиты имеют свою нишу: режим зон дает более или менее приемлемую возможность соседства на одной территории трудно совместимых видов деятельности. Причем такое соседство нередко имеет вынужденный характер <679>.
--------------------------------
<679> Комментарий к ЗК / Под ред. С.Н. Волкова, Ю.Г. Жарикова.

Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, являются федеральной собственностью (п. 4 комментируемой статьи). Эти земли могут находиться и в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности. Земли, занятые такими объектами, находятся в публичной собственности.

Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, если иное не установлено ЗК, определяется:

1) Правительством Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности;

2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

3) органами местного самоуправления в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности.

В настоящее время на федеральном уровне порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения регулируется целым массивом подзаконных нормативных правовых актов. К таким документам можно отнести:

- Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 1995 года N 578 "Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации" <680>;
--------------------------------
<680> СЗ РФ. 1995. N 25. Ст. 2396.

- Постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года N 878 "Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей" <681>;
--------------------------------
<681> СЗ РФ. 2000. N 48. Ст. 4694.

- Постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2003 года N 486 "Об утверждении Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети" <682>;
--------------------------------
<682> СЗ РФ. 2003. N 33. Ст. 3276.

- Постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 года N 264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" <683>;
--------------------------------
<683> СЗ РФ. 2006. N 19. Ст. 2086.

- Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 года N 611 "О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог" <684>;
--------------------------------
<684> СЗ РФ. 2006. N 42. Ст. 4385.

- Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" <685>.
--------------------------------
<685> СЗ РФ. 2009. N 10. Ст. 1220.

Пункт 6 комментируемой статьи предусматривает возможность предоставления земель промышленности и иного специального назначения в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования. Предоставление таких земель осуществляется в соответствии со ст. 24 ЗК.

Другой комментарий к Ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации

1. Согласно комментируемой статье земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения составляют самостоятельную категорию. Эти земли имеют разное по своему характеру целевое назначение. Однако общим признаком, который позволяет объединить их в рамках одной категории, является то, что они используются или предназначены для специальных целей и для размещения и эксплуатации хозяйственных и иных объектов недвижимости. Эти земли используются главным образом для несельскохозяйственных целей, т.е. как пространственный территориальный базис. Другим критерием, с помощью которого определяются эти земли, является их нахождение за пределами границы населенных пунктов.

Видами земель рассматриваемой категории являются земли промышленности; энергетики; транспорта; связи, радиовещания, телевидения, информатики; для обеспечения космической деятельности; для обеспечения обороны и безопасности; иного специального назначения. В свою очередь, некоторые из видов этих земель могут подразделяться на соответствующие подвиды. Так, земли транспорта делятся на земли автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и т.д.

Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы РФ, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, являются федеральной собственностью (п. 4 комментируемой статьи). Эти земли могут находиться и в собственности субъектов РФ, муниципальной собственности. Земли, занятые такими объектами, находятся в публичной собственности.

Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории в зависимости от того, в чьей собственности они находятся, определяется Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Некоторые виды земель данной категории могут находиться и в частной собственности, использоваться на иных титулах.

Особенностью правового режима данной категории земель является установление различных видов зон с особыми условиями использования земель. В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

Установление зон с особыми условиями использования земель дает возможность не изымать эти земли и предоставлять земельные участки для несельскохозяйственных специальных целей, имеющие минимальные размеры. Земельные участки, на которых устанавливаются зоны, у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются. В их пределах вводится особый режим использования земель, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон. Зоны устанавливаются на основании соответствующих нормативных правовых актов решениями соответствующих органов при предоставлении земель.

Отличительной чертой правового регулирования использования данной категории земель является то, что правовой режим этих земель, а также смежных с ними земельных участков, включенных в состав зон с особыми условиями использования земель, подчинен режиму эксплуатации хозяйственных и иных объектов. Земельные участки, в отношении которых установлен режим зон с особыми условиями использования земель, в одних случаях включаются в состав земель промышленности и иного специального назначения, в других случаях нет.

Обычно земельные участки включаются в состав данной категории земель в результате их изъятия для государственных или муниципальных нужд и последующего предоставления соответствующим лицам. Поэтому в подп. 2 п. 1 ст. 49 ЗК РФ специально определяются условия, при которых допускается такое изъятие земельных участков. Это случаи размещения объектов федеральных энергетических систем, энергетических систем регионального значения; использования атомной энергии; обороны и безопасности и др.

Одновременно с этим в земельном законодательстве устанавливаются определенные ограничения на изъятие земель для использования их в указанных целях.

Особенностью правового режима земель промышленности и иного специального назначения является строгое нормирование размеров земельных участков, предоставляемых для использования их в специальных целях. Согласно ст. 33 ЗК РФ размеры земельных участков для несельскохозяйственных целей устанавливаются по утвержденным в установленном порядке нормам отвода земель для этих видов деятельности либо в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. В случае если таких норм не установлено, то площадь земельного участка, необходимого для обслуживания объекта, определяется в проекте его строительства.

Указанное обстоятельство обусловливает основной способ определения видов разрешенного использования земельных участков в составе данной категории земель. Виды разрешенного использования земельных участков определяются при их предоставлении для строительства, т.е. для размещения промышленных объектов, объектов энергетики, транспорта, связи и т.д.

Площадь предоставляемых земельных участков нормируется, и она обычно является минимально необходимой для того, чтобы обеспечить нормальное функционирование соответствующего хозяйственного объекта. Поэтому эти земли, как правило, используются строго в соответствии с целевым назначением. Тем не менее в отдельных случаях допускается использование этих земель и в иных целях, например для ведения сельского или лесного хозяйства. Так, земли обороны могут использоваться в сельскохозяйственных и лесохозяйственных целях (п. 5 ст. 93 ЗК РФ). Согласно п. 6 комментируемой статьи земли промышленности и иного специального назначения могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования, в том числе в качестве служебных земельных наделов. Разрешенное использование земельного участка - использование его в качестве служебного земельного надела определяется решением организации, которая предоставляет надел.

Особенность правового режима этих земель заключается также и в том, что в законодательстве определяются особые требования, касающиеся выбора мест размещения хозяйственных и иных объектов, порядка использования предоставленного земельного участка. Характер этих требований зависит от назначения указанных объектов.

Кроме того, требуется согласовывать места размещения различных объектов на земельных участках, близко расположенных к землям данной категории (например, в районе аэродрома) или в случаях пересечения разных линейных объектов (например, трубопровода и автомобильной либо железной дороги), эксплуатация которых может создать определенные неудобства, помехи или опасность.

Статья 9 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" предусматривает, что перевод земель промышленности и иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется без ограничений. Однако перевод этих земель, которые нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу (в том числе подземными), в другую категорию допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.

Перевод земель промышленности и иного специального назначения, на которых осуществлялась связанная с нарушением почвенного слоя деятельность, в другую категорию допускается только после восстановления нарушенных земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, за исключением случаев, если такой перевод осуществляется по ходатайству исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

2. К землям иного специального назначения относятся, например, земельные участки, предоставленные для использования их государственной наблюдательной сетью. Права собственников, владельцев, землепользователей и арендаторов могут быть ограничены в интересах охраны государственной наблюдательной сети (ст. 13 Федерального закона "О гидрометеорологической службе"). Государственная наблюдательная сеть, в том числе отведенные под нее земельные участки и части акваторий, относится исключительно к федеральной собственности и находится под охраной государства.

Организация деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения осуществляются в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ; прекращение деятельности указанных пунктов наблюдений осуществляется исключительно в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях. В целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений в порядке, определенном Правительством РФ, создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность.

В Положении о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением установлен порядок создания охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, входящих в государственную наблюдательную сеть, относящуюся исключительно к федеральной собственности и находящуюся под охраной государства.

Под стационарным пунктом наблюдений понимается комплекс, включающий в себя земельный участок или часть акватории с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей природной среды, ее загрязнения.

В целях получения достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений (кроме метеорологического оборудования, устанавливаемого на аэродромах) создаются охранные зоны в виде земельных участков и частей акваторий, ограниченных на плане местности замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на расстоянии, как правило, 200 м во все стороны. Размеры и границы охранных зон стационарных пунктов наблюдений определяются в зависимости от рельефа местности и других условий. Размеры и границы охранных зон стационарных пунктов наблюдений, размещенных на территории портов, определяются по согласованию с администрацией портов, с тем чтобы не создавать помехи производственной деятельности, и с учетом перспектив развития портовых комплексов и объектов инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта.

Предоставление (изъятие) земельных участков и частей акваторий под охранные зоны стационарных пунктов наблюдений производится в соответствии с земельным, водным и лесным законодательством РФ на основании схем размещения указанных пунктов, утвержденных Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, и по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ. В пределах охранных зон стационарных пунктов наблюдений устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность, которая может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении.

На земельные участки, через которые осуществляется проход или проезд к стационарным пунктам наблюдений, входящим в государственную наблюдательную сеть, могут быть установлены сервитуты в порядке, определенном законодательством РФ.

zkodeksrf.ru

Понятие и состав земель промышленности и иного назначения


Стр 1 из 3Следующая ⇒

Понятие и состав земель промышленности и иного назначения

Понятие земель промышленности

Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со ст. 7 ЗК РФ составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.

Земли промышленности - земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ст. 88 ЗК РФ).

В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. При этом размеры предоставляемых земельных участков определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией.

Организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после

1.оформления горного отвода,

2.утверждения проекта рекультивации земель,

3.восстановления ранее отработанных земель.

Являются федеральной собственностью земли промышленности (и иного специального назначения), занятые:

ñфедеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии;

ñфедеральным транспортом, путями сообщения;

ñобъектами федеральной информатики и связи;

ñобъектами, обеспечивающими космическую деятельность;

ñобъектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства;

ñобъектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;

ñдругими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со ст. 71Конституции Российской Федерации.

Состав земель промышленности

В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться зоны с особыми условиями использования земель:

ñохранные;

ñсанитарно-защитные;

ñиные.

Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

Субъекты прав на земли промышленности и иного назначения

Субъектами, осуществляющими установленное законом использование данных земель, являются, как правило, предприятия, учреждения, организации, поскольку специальная несельскохозяйственная деятельность гражданам практически не присуща. Например, гражданин не в состоянии осуществлять в одиночку такую деятельность, как производство промышленной продукции, строительство и эксплуатация дорог и т.п., данная деятельность осуществляется посредством создания соответствующего предприятия; пусть даже и собственником его является гражданин, владение земельным участком под этим предприятием осуществляется именно данной предпринимательской структурой.

Содержание прав и обязанностей субъектов на всех землях специального назначения сводится к следующему:

1) строго целевое использование данных земельных участков. Эти земли, к примеру, нельзя использовать для жилищного и дачного строительства, предпринимательской деятельности, не имеющей отношения к энергетике.

Исключением из этого правила могут служить обстоятельства, предусмотренные действующим земельным законодательством или особо оговоренные в целевом назначении указанного земельного участка. Например, право использовать для сенокошения полосы отвода автомобильных и железных дорог; право отвода в полосах железных дорог служебных наделов и других земельных участков.

2) рациональное использование земельных участков. Оно выражается в том, что: а) при отводе данных участков для возведения объектов должна быть обеспечена максимальная экономия земельной площади под возводимый объект; б) при организации территории должно обеспечиваться рациональное размещение элементов соответствующего объекта. При этом рациональная организация территории предприятий является обязательным условием охраны труда; в) каждый субъект земельных правоотношений, которому предоставляются земли специального назначения, обязан осуществить ее благоустройство, озеленение и т.п.

3) охрана земель сельскохозяйственного назначения. Объекты, возводимые на землях специального назначения, должны отвечать требованиям безопасности для сельскохозяйственного производства. В частности, запрещается ввод в эксплуатацию промышленных и иных объектов, не обеспеченных современными технологиями, сооружениями и установками по очистке, обезвреживанию и утилизации вредных отходов, выбросов и сбросов до уровня предельно допустимых нормативов (п. 1 ст. 44 Закона «Об охране окружающей среды»). Охрана земель сельскохозяйственного назначения осуществляется уже в ходе отвода земель для несельскохозяйственных нужд, при котором соблюдаются правила:

а) для нужд несельскохозяйственного использования должны отводиться земли непригодные для сельского хозяйства;

б) неиспользуемые земли специального назначения субъекты данного землепользования передают гражданам и сельскохозяйственным организациям и предприятиям;

4) охрана окружающей среды. Предприятия любой формы собственности, характера деятельности, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, обязаны принимать эффективные меры по выполнению требований по охране природы. В этих целях они обязаны обеспечить соблюдение установленных нормативов качества окружающей природной среды на основе соблюдения экологически безопасных технологий и работ, надежной работы очистных сооружений, утилизации отходов с обязательным проведением мероприятий по охране и воспроизводству природных ресурсов;

5)

Органы управления

Глава 13. Земли промышленности и иного... назначения

ленными, энергетическими, транспортными и иными подобными объектами, но находящиеся в пределах черты поселений (ст. 84 ЗК), относятся к категории земель поселений.

Эти земли находятся в ведении органов местного самоуправления городов и иных населенных пунктов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга с соблюдением правового режима земель поселений и порядка их охраны, планирования организации территории и использования, в частности предусмотренного в ГрК, ФЗ от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 22.08.2004) и др.

Основными органами управления землями специального назначения являются органы управления промышленностью и иным производством. Они должны осуществлять функции по охране земель, производственному контролю, мониторингу, землеустройству, в том числе внутрихозяйственному, разрабатывать и реализовывать внутренние правила землепользования, определять целевое назначение отдельных частей используемых ими земельных участков, обеспечивать оптимальное размещение зданий и сооружений, транспортных сообщений, линий связи.

Распределение компетенции между Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по управлению землями промышленности и иного специального назначения основывается на нормах ст. 71, 72 и 76 Конституции, ст. 9-11 ЗК.

Возможности установления охранных зон. В отличие от земель сельскохозяйственного назначения, выполняющих функцию основного средства производства в агропромышленном комплексе, земли промышленности и иного специального назначения имеют своей основной функцией обеспечение пространственного базиса, места размещения орудий и средств производства промышленности, транспорта, связи и т.п. В состав этих земель могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования и охраны.

Охранные и иные вышеуказанные зоны обозначаются на местности специальными информационными знаками в целях оповещения населения об особом режиме использования и охраны входящих в них земельных участков, на которых могут ограничиваться или запрещаться определенные

13.2. Земли промышленности и энергетики

виды деятельности в интересах самих граждан либо объектов промышленности. Эти охранные зоны не надо смешивать с зонированием территорий в поселениях, имеющим другие цели и направленность.

Земельные участки таких охранных зон вокруг промышленных объектов у землеобладателей не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим использования, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, несовместимые с целями установления зон. В случаях причинения вреда землеобладателям, находящимся в пределах охранных зон, их здоровью или имуществу владельцы промышленных объектов обязаны возмещать причиненный вред и принимать меры к недопущению его в дальнейшем.

Функции управления

Что такое «горный отвод»?

Горным отводом признается часть недр, предоставленная для промыш­ленной разработки полезных ископаемых. Еще Горным положением Со­юза ССР 1927 г. (ст. 61) было установлено, что под горным отводом разу­меется часть земных недр, отграниченная плоскостями, отвесно проходящими через границы, обозначенные на поверхности специальны­ми отводными знаками. Поэтому горный отвод может не совпадать с зе­мельным участком, отведенным дня разработки соответствующего место­рождения. Под одним и тем же земельным участком могут находиться месторождения разных полезных ископаемых.

Как решаются в действующем законодательстве вопросы права собственности, владения, пользования и распоряжения недрами?

Недра в границах территории Российской Федерации, включая под­земное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственнос­тью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 1—2 За­кона «О недрах»). Участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права же пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федераль­ными законами. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муни­ципальной, частной и иных формах собственности.

Что такое «горный отвод»?

Горным отводом признается часть недр, предоставленная для промыш­ленной разработки полезных ископаемых. Еще Горным положением Со­юза ССР 1927 г. (ст. 61) было установлено, что под горным отводом разу­меется часть земных недр, отграниченная плоскостями, отвесно проходящими через границы, обозначенные на поверхности специальны­ми отводными знаками. Поэтому горный отвод может не совпадать с зе­мельным участком, отведенным дня разработки соответствующего место­рождения. Под одним и тем же земельным участком могут находиться месторождения разных полезных ископаемых.

Как решаются в действующем законодательстве вопросы права собственности, владения, пользования и распоряжения недрами?

Недра в границах территории Российской Федерации, включая под­земное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственнос­тью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 1—2 За­кона «О недрах»). Участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права же пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федераль­ными законами. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муни­ципальной, частной и иных формах собственности.

Понятие и состав земель промышленности и иного назначения


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Земли промышленности и иного специального назначения

Земли промышленности и иного специального назначения – это земли, которые располагаются в местах, где отсутствуют жилые объекты, предназначенные (или предполагается в будущем их использование) для ведения деятельности предприятиями, функционирования объектов индустрии, транспорта, радиовещания, связи, телевидения, информатики, энергетики, объектов, связанных с изучением и освоением Космоса, объектов обороны и безопасности и для прочих целей. Права сторон земельных отношений на эксплуатацию земель, входящих в состав этой категории, отражены в Земельном Кодексе, федеральных законах и законах субъектов РФ.

Назначение и понятие отдельных категорий

Земли промышленности и иного специального назначения включают:

  • Земли промышленности - используются или определены для использования предприятиями индустрии, эксплуатации принадлежащих им объектов.
  • Земли транспорта - используются или определены для использования организациями морского, автомобильного, водного, воздушного, железнодорожного и другого транспорта, их зданий и сооружений.
  • Земли связи, телевидения, радиовещания, информационных технологий используются или определены для использования организациями связи, телевидения, радиовещания, IT, их объектов.
  • Земли энергетики используются или определены для использования предприятиями энергетики и размещения их объектов.
  • Земли для обеспечения предприятий изучения и освоения Космоса – земли, которые используются или определены для использования в деятельности по изучению Космоса.
  • Землями обороны и безопасности являются земли, которые используются или определены для использования в деятельности Вооруженных Сил РФ, любых воинских предприятий и органов, осуществляющих защиту территории РФ, информационной безопасности и т.д.

Правовой режим включения новых земель в состав

В состав этой группы территорий включаются земли, непригодные для использования в сельскохозяйственных целях, а также сельскохозяйственные территории невысокого качества. Действует режим ограничения на включение в состав промышленных территорий, участков, используемых в сельском и лесном секторах производства.

Особый правовой режим, которым характеризуются земли промышленности и иного специального назначения, предусматривает жесткое регулирование размеров территорий, предназначенных для использования в несельскохозяйственной деятельности. Размеры этих участков определяются по утвержденным нормам предоставления земель.

В состав этой категории территорий с целью гарантировать безопасность людей и обеспечить безопасные условия для использования объектов индустрии, энергетики, особенно радиационных и ядерных объектов, мест содержания ядерных материалов и вредных и потенциально опасных отходов и препаратов, транспортных и прочих объектов могут быть включены санитарные, подлежащие охране и прочие зоны, имеющие особый правовой режим использования.

Территории, которые включены в состав этих зон, не должны забираться у их собственников, пользователей земли, владельцев земли, арендаторов. На их территории могут ввести специальный правовой режим эксплуатации, устанавливающий ограничения или абсолютный запрет на некоторые категории деятельности, противоречащие целям безопасности, для гарантирования которых эти охранные территории устанавливались.

Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения и иного специального назначения могут быть предоставлены для бесплатного пользования на определенный срок для осуществления сельскохозяйственной производственной деятельности и иных целей.

Особые моменты эксплуатации земель, входящих в данную категорию

В категорию земель, к которым применяется особый правовой режим, могут быть включены земли, которые в настоящий момент задействованы в указанных в начале статьи целях, а также те земли, что еще не заняты никакими постройками и зданиями, только зарезервированные для последующего их построения.

Землям, которые являются объектом федеральной собственности, статус территории, для которой действует специальный правовой режим, предоставляет Правительство РФ; территориям во владении субъектов РФ —исполнительные органы субъектов РФ; земель, принадлежащих к зоне ответственности муниципальных объектов — органы местного самоуправления.

Предоставление в собственность земель, для которых действует специальный правовой режим

Территории индустриального и иного назначения могут являться собственностью физических и юридических лиц, если для этого нет никаких, предусмотренных законом, препятствий. Одним из таких препятствий может стать изъятие земель из оборота. Понятие изъятия земель определено Земельным кодексом РФ. Большая часть земель особого статуса, находящаяся в частной собственности, приходится на промышленную категорию.

Понятие изъятия из оборота или ограничения в обороте участков, для которых предусмотрен особый правовой режим, означает, что такие территории не могут быть собственностью граждан.

Основные категории земель, имеющие подобный статус:

  • Оборонные территории, на которых проживают военнослужащие, находятся военные суды, военные кладбища, коммуникации.
  • Территории исправительных, лечебно-трудовых учреждений.
  • Земля под предприятиями, на которых работают с атомной энергией.
  • Территории хранения ядерных и выделяющих радиоактивное излучение веществ.
  • Территории предприятий транспорта (аэропорты, вокзалы, порты и прочее).
  • Места установки коммуникаций.

Основные обязанности при осуществлении деятельности на территории, для которой определен специальный правовой режим

Понятие «особый правовой режим» означает наличие особых обязанностей для всех участников действий с получившими такой статус территориями. Прежде всего это:

  • Исключительно целевое использование территорий. На них нельзя строить жилищные сооружения, вести предпринимательскую деятельность, не имеющую отношения к энергетике.
  • Рациональное отношение к пользованию землей. Понятие «рациональность» включает в себя, в данном случае, экономное использование территории при возведении объектов, осуществление комплекса действий по благоустройству, озеленению территории.
  • Охрана от уничтожения и ухудшения состояния земель, пригодных для сельского хозяйства. Территории прилегающих к земле специального назначения сельскохозяйственных земель не должны подвергнуться негативному влиянию. Поэтому необходимо использовать современное оборудование, надежную систему хранения и уничтожения вредных отходов.
  • Охрана окружающей среды. Соблюдение всех норм и правил экологической безопасности. Необходимо устанавливать современные очистные технологии, правильно утилизировать отходы. Также проводится определенный комплекс работ по наблюдению за состоянием окружающей среды, охране и восстановлению ресурсов природы, находящихся на территории специального назначения.

zemadvo-femida.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *