Земельный закон – » » 25.10.2001 N 136- (. 25.12.2018) ( . ., . 01.01.2019) /

Содержание

Земельный кодекс Российской Федерации — Википедия

Земельный кодекс Российской Федерации
Вид Федеральный закон (Россия)
Номер 136-ФЗ
Принятие Государственной Думой 28 сентября 2001
Одобрение Советом Федерации 10 октября 2001
Подписание Президентом РФ 25 октября 2001
Вступление в силу 30 октября 2001
Первая публикация «Собрание законодательства РФ» №44 от 29 октября 2001; «Российская газета» №211, №212 от 30 октября 2001
Действующая редакция от 31 декабря 2017
Электронная версия в Викитеке

Запрос «Земельный кодекс» перенаправляется сюда; о кодексе Украины см. Земельный кодекс Украины.

Земельный кодекс Российской Федерации (ЗК РФ) — кодифицированный нормативно-правовой акт, являющийся основным источником земельного права в России.

Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса

ru.wikipedia.org

Земельный кодекс РФ в последней редакции

Правила использования земельных участков для определённых целей физическими и юридическими лицами, а также для реализации государственных программ о развитии территорий устанавливаются Земельным кодексом, принятым под номером 136-ФЗ.

Что представляет собой закон?

Федеральный закон № 136-ФЗ “Земельный Кодекс Российской Федерации” был принят Государственной Думой 28 сентября 2001 года и одобрен Советом Федерации 10 октября того же года. Законодательство было подписано президентом и вступило в силу 25 октября 2001 года.

Настоящий закон регулирует отношения, связанные с использованием и защитой земель Российской Федерации как основы для жизни и деятельности различных народов, которые проживают на территории РФ. В сферу деятельности законодательства не попадают имущественные земельные отношения и экологические аспекты использования геологических ресурсов, так как данные сферы регламентируются соответствующими законами.

Последние изменения в ФЗ №101 об обороте земель сельскохозяйственного назначения читайте тут:

Земельный Кодекс Российской Федерации состоит из 103 статей и 18 глав, устанавливающих следующие положения:

  • Гл. 1 состоит из общих положений, описывающих основные принципы законодательства, сферу его действия, участников земельных отношений, также полномочия различных органов власти в установленной области;
  • Гл. 1.1 описывает порядок образования земельных участков, включая особенности возникновения прав на данные территории, а также их сохранение и передачу;
  • Гл. 2 устанавливает правила охраны земель;
  • Гл. 3 предусматривает различные виды собственности на землю;
  • Гл. 4 определяет основания для ограничения использования чужими земельными участками;
  • Гл. 5 описывает порядок возникновения прав на землю;
  • Гл. 5.1 устанавливает особенности предоставления земель, которые находятся в собственности государства;
  • Главы 5.2 — 5.6 предусматривают обмен, установление сервитута, перераспределение, безвозмездную передачу и особенности использования земельных участков, которые находятся в собственности государства;
  • Гл. 6 определяет права и обязанности собственников, а также арендаторов и пользователей;
  • Гл. 7 устанавливает порядок лишения прав собственности на земельные участки или их ограничения;
  • Гл. 7.1 предусматривает особенности изъятия земель для государственных нужд;
  • Гл. 8 описывает порядок компенсации убытков земельных собственников, арендаторов и пользователей при определённых обстоятельствах;
  • Гл. 9 определяет правила защиты прав на землю и рассмотрения споров;
  • Гл. 10 устанавливает земельные налоги;
  • Гл. 11 описывает правила государственного мониторинга за территориями, и ведения кадастрового учёта;
  • Гл. 12 предусматривает порядок осуществления государственного надзора в установленной области;
  • Гл. 13 определяет административную, уголовную и дисциплинарную ответственность за нарушение земельного кодекса, а также особенности компенсации вреда;
  • Гл. 14 устанавливает правила назначения и использования земель для сельскохозяйственных нужд;
  • Гл. 15 предусматривает порядок назначения и эксплуатации земельных участков для населённых пунктов;
  • Гл. 16 описывает особенности территорий для особого пользования, включая промышленные, энергетические, транспортные, оборонные и другие нужды;
  • Гл. 17 устанавливает правила определения особо охраняемых земель, заповедников и рекреационных зон;
  • Гл. 18 описывает земли лесного и водного фондов, а также особые территории запаса, которые находятся в государственной собственности и не подлежат использованию без наличия особых причин.

Земельные территории охраняются с целью предотвращения и ликвидации последствий загрязнения почвы, её истощения, деградации и другого негативного воздействия, которое может привести земли к негодности для использования. Также предпринимаются охранные меры для рационального использования земельных ресурсов и улучшения их плодородия.

Для реализации целей по охране земли, собственники, а также лица, арендующие и использующие земельные участки, должны проводить следующие мероприятия:

  • воспроизводство плодородных свойств земель, предназначенных для сельского хозяйства;
  • защита от эрозии, заболачивания, иссушения, загрязнения вредными веществами и промышленными отходами;
  • защита от зарастания сорняками, кустарниками и деревьями сельскохозяйственных угодий и поддержание уровня мелиорации.

Лица, которые повинны в ухудшении качественных свойств земли обязаны рекультивировать её, ликвидировав все негативные последствия и восстановив её первоначальное состояние.

Основные положения ЗК РФ

Закон о земле основывается на следующих принципах:

  • охрана земли и её ресурсов как основы для жизнедеятельности человека;
  • защита земель как самого важного компонента окружающей среды, а также основы для развития сельского и лесного хозяйства;
  • приоритетная защита почв как основного элемента, влияющего на здоровье человека;
  • участие граждан, общественных объединений, а также религиозных организаций при принятии решений об обретении прав на землю в допустимых законодательством рамках;
  • приоритетная охрана земель целевого назначения;
  • платное использование земельных участков;
  • разделение земельных территорий на категории по целевому назначению;
  • соблюдение гражданских и общественных интересов;
  • разделение государственной собственности, муниципальной, и субъектов Российской Федерации.

Регулирование земельных отношений разделяется на узконаправленные законодательства.

Последние изменения, внесенные в закон о земле

В ходе последней редакции закона о землепользовании, состоявшейся 31 декабря 2017 года, были внесены поправки в пункт 6 статьи 56.3, регулирующей порядок изъятия земельных участков для государственных нужд.

В результате редакции положение, предусматривающее изъятие земли для осуществления федеральных проектов, было расширено условием, устанавливающим обязательный критерий об обозначении планируемого строительства в территориальных документах двух и более федеральных субъектов.

Статья 56.3 определяет следующие условия, при которых государство может изымать земельные участки для своих нужд:

  • Земли могут быть реквизированы для федеральных нужд только при необходимости осуществления государственной программы территориального развития, объекты которой определены в документации о развитии определённых территорий муниципиев и регионов;
  • Также изъятие территорий для государственных и муниципальных нужд может обуславливаться следующими потребностями:
    • создание заповедников и других природных охраняемых зон;
    • для выполнения условий международного договора;
    • для осуществления работ, связанных с использованием недр, при наличии соответствующей лицензии о недропользовании;
    • для сноса и реконструкции аварийного дома;
  • Земли изымаются независимо от права собственности и условий их использования;
  • При реквизировании земли для строительства объектов федерального или муниципального значения, планируемый проект должен быть отражен в документах о территориальном развитии двух и более субъектов Российской Федерации.

Решение об изъятии принимается в течение 3 лет с момента утверждения проекта о строительстве объектов федерального или муниципального значения в соответствии с государственной политикой развития территорий.

Скачать действующую редакцию Земельного кодекса РФ

Для подробного ознакомления с положениями Федерального закона № 136-ФЗ от 25.10.2001 “Земельный кодекс Российской Федерации” рекомендуется скачать текст законодательства с актуальными изменениями по ссылке.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

lawlinks.ru

Закон о земельных участках — в 2019 году, новые изменения, переоформление с 1 января, право на собственность, основания для предоставления, определение границ, получение

Действующее законодательство постоянно подвергается различным корректировкам, которые многие граждане в преимущественном большинстве случаев не отслеживаются.

На самом деле государственные органы достаточно часто вводят довольно полезные нововведения, которыми упрощается проведение каких-либо операций или устанавливаются новые правила, в связи с чем отслеживать их крайне полезно.

В частности, многим будет полезно узнать о том, как выглядит новый закон о земельных участках и каким образом приватизируются такие территории в 2019 году.

Изменения в правах с 1 января

В соответствии с нормами, указанными в Федеральном законе №251-ФЗ, устанавливается достаточно важное условие, которое является значимым для всех граждан, которые собираются строить собственную подсобную недвижимость или же занимаются жилым строительством.

Каждый такой гражданин, имеющий в своей собственности какие-либо земельные участки, должен будет до 1 января 2019 года встать официально на учет в едином реестре. При этом стоит отметить тот факт, что отсутствие данной регистрации в конечном итоге может привести к тому, что право собственности на указанный участок будет предоставлено государству.

Обостряется данная проблема показателями статистики, так как по состоянию на 2019 год примерно 75% от всех владельцев дачных хозяйств так и не смогли найти время на то, чтобы зарегистрировать свое право собственности. Помимо этого, является достаточно сомнительным и тот факт, что хотя бы 50% от указанного перечня лиц захотят или смогут пройти все необходимые регистрационные мероприятия для того, чтобы в дальнейшем избавиться от возможных проблем.

При этом возможные проблемы являются достаточно серьезными, так как в принципе собственника могут полностью лишить его собственности без возможности последующего оспаривания решения в судебном порядке.

Определенные сложности могут появляться по той причине, что многие дачные хозяйства были предоставлены в частную собственность несколько десятков лет назад, в связи с чем граждане часто даже не задумываются о том, что свое право собственности на это имущество нужно будет обязательно регистрировать. При этом действующее законодательство устанавливает равные для всех условия и предусматривает необходимость обязательного подтверждения права собственности определенного гражданина вне зависимости от того, когда и по какой причине он получил указанный участок.

Образец договора безвозмездного пользования земельным участком:

Какие вопросы затронуты

Начиная с 2019 года, в процессе расчета суммы земельного налога в качестве основы будет использоваться кадастровая стоимость земельного участка. Если налоговая ставка не будет подвергаться каким-либо существенным изменениям, то в таком случае общая стоимость земельного участка увеличится в несколько раз, что в конечном итоге может стать достаточно серьезной проблемой для налогоплательщиков.

Указанные изменения предусматривают наличие у государственных органов исключительного права по оценке земельных участков, результаты которой будут указываться в кадастровых базах.

На сегодняшний день определение кадастровой стоимости какой-либо недвижимости осуществляется лицензированными частными компаниями, а введение нового законодательства в конечном итоге приводит к появлению государственной монополии, что, по мнению экспертов, может привести к достаточно большому количеству негативных последствий и всевозможных манипуляций, так как региональные органы власти будут заниматься самостоятельным подтверждением оценки и утверждением полученных результатов.

Помимо этого, появляется потребность в найме дополнительного штата чиновников, занимающихся проведением оценочных мероприятий в соответствующих государственных учреждениях. Подобное решение на самом деле довольно сильно контрастирует с указанным ранее стремлением к экономии государственного бюджета в связи с наступившим кризисом.

Среди положительных моментов корректировок, вступающих в законную силу с начала следующего года, отдельного внимания заслуживает модернизация имеющегося на сегодняшний день механизма, в соответствии с которым будет осуществляться более точная оценка кадастровой стоимости участка. Владельцы смогут инициировать внесение соответствующих уточнений в имеющиеся результаты, учитывая текущую динамику рынка, в связи с чем у каждого гражданина будет возможность для того, чтобы сократить свои налоговые расходы.

Важные оговорки по текстам

Для того, чтобы не пропустить какие-либо важные корректировки в действующем законодательстве, стоит запомнить хотя бы наиболее существенные изменения, начинающие действовать в 2019 году.

Главные положения

Если не вдаваться в ключевые нюансы различных формулировок и тонкостей, которые содержатся в тексте нового законодательства, можно приблизительно подытожить, какое именно влияние будет присутствовать в связи с этими нововведениями:

ЯсностьВведение нового законодательства решает проблему, связанную с неясной трактовкой различных норм действующего законодательства, в связи с чем теперь можно не беспокоиться о возможности возникновения каких-либо противоречий. Теперь устанавливается предельно четкий порядок, в соответствии с которым гражданин должен действовать в любых ситуациях, четко сформулированных и предусмотренных.
Все по плануОбеспечение и передача в частную собственность земельных участков полностью основывается на документах территориального планирования, в связи с чем обеспечивается максимально гармоничное и рациональное развитие различных территорий.
Упрощена комплексная постройкаБыли устранены всевозможные проблемы, связанные с комплексной застройкой, а также последующим развитием застроенных территорий.
Упрощена линейная постройкаУстанавливаются нормы, которые решили огромнейшее количество вопросов, связанных с землей, предназначенной для обустройства инженерной инфраструктуры, включая трубопроводы, дороги или линии связи. Для их строительства теперь вовсе не обязательно заниматься формированием каких-то несуразных земельных участков, чтобы не противоречить нормам, прописанным в Градостроительном кодексе.
Упрощена оформление дачных построекСтоит отметить, что упрощения в данном случае затрагивают именно оформление, а не бесплатное получение какой-либо недвижимости, причем выражаются они исключительно в организационной форме, то есть в новом законодательстве более подробно прописывается процедура оформления своих прав на земельный участок.
Специалистам, а также многодетным семьям недвижимость может предоставляться абсолютно бесплатноВ новом законодательстве предусматривается возможность выдачи каких-либо участков на бесплатной основе.
Приобретение земельных участков доступно не каждомуВ принципе, действующее законодательство предусматривает возможность приобретения каких-либо территорий на торгах любым гражданином, но в процессе более подробного изучения норм действующего законодательства можно понять, что существует огромнейшее множество различных препятствий, из-за которых идея свободной продажи земли практически невозможна.

Образец договора купли-продажи земельного участка:

Порядок формирования

Действующим законодательством устанавливается полный и законченный перечень документов, на основании которых будет осуществляться формирование земельных участков, в связи с чем была закончена неразбериха, связанная с противоречием между огромным количеством различных законов, которыми регулировались земельные отношения, как это прописывалось изначально в пояснительной записке к законопроекту. В частности, возникли противоречия в нормах, указанных в Лесном, Земельном и Градостроительном кодексах.

Образование территорий осуществляется на основании следующих бумаг:

  • проект, в соответствии с которым осуществляется межевание территорий;
  • проектная документация, в которой будут указываться точные границы, местонахождение, площадь, а также другие качественные или количественные характеристики земельных участков;
  • утвержденная схема, устанавливающая точное месторасположение земельного участка на заполненном кадастровом плане.

Статья 11.10. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории

Также, предусматривается возможность формирования определенного земельного участка на основании проекта межевания.

Данная процедура может осуществляться из земельного участка, который изначально предназначался для комплексного освоения определенной территории, а также был предоставлен некоммерческой компании, сформированной гражданами в целях ведения огороднической или садоводческой деятельности, а также дачного хозяйства.

Помимо этого, данная процедура может проводиться в пределах территории, которая развивается в соответствии с составленным соглашением.

Условия выдачи недвижимости

В новом законодательстве прописан закрытый перечень документов, на основании которых может осуществляться передача прав собственности на определенный земельный участок, находящийся в собственности муниципальных или государственных органов, и в качестве таких бумаг может использоваться:

  • решение, полученное от муниципальных или государственных органов;
  • договор купли-продажи, если в качестве оплаты предоставляется указанный земельный участок;
  • договор аренды, на основании которого определенная территория предоставляется гражданину в аренду;
  • договор безвозмездного пользования, на основании которого человек распоряжается определенной территорией.

Помимо этого, устанавливаются способы, которыми могут предоставляться права на определенный земельный участок, находящийся в собственности у муниципальных или государственных органов, и порядок реализации каждого из них.

Сами способы являются следующим:

  • на торгах, проводимых в форме аукционов;
  • бесплатно;
  • в аренду;
  • в постоянное или временное пользование.

Как подтвердить собственность

В процессе регистрации права собственности гражданина нужно основываться на нормах, прописанных в Федеральном законе №218-ФЗ. Одним из ключевых нововведений этого нормативного акта является то, что свидетельство о государственной регистрации прав собственности граждан перестает действовать, и вместо него теперь будет оформляться выписка из Единого реестра.

Образец договора аренды земли:

Основные положения закона о земельных участках

Ключевые положения, которыми регламентируется процедура передачи в частную собственность и последующего использования земельных участков, прописаны в следующих нормативных актах:

Содержание статей

Если говорить о ключевых положениях, прописанных в статьях нового законодательства, можно выделить несколько ключевых пунктов:

  • установлены признаки, в соответствии с которыми определяется земельный участок в качестве объекта хозяйственного оборота, а также определен порядок его формирования;
  • установлен порядок, в соответствии с которым осуществляется формирование земельных участков;
  • введены корректировки, в соответствии с которыми осуществляется первоначальное планирование использования территории, и только потом уже ее предоставление для использования в соответствии с первоначальным предназначением территории.

Таким образом, гражданам сегодня намного проще заниматься оформлением всей необходимой документации и получать земельные участки в частную собственность.

Аукцион земельных участков довольно сложная процедура, поэтому необходимо знать все правила его проведения.

Какой предельный размер земельного участка под ИЖС — читайте в этой статье.

Далее узнайте, какие документы нужны на земельный участок.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

1kvartirka.ru

Какие поправки были внесены в закон о земельных участках

Настоящей неожиданностью для многих землевладельцев стали новые изменения, внесенные в закон о земельных участках в 2019 году. Поправки кардинально изменили порядок пользования территорией для отдельных граждан и установили некоторые ограничения.

Согласно новому порядку, граждане, владеющие земельным наделом и еще не поставившие его на учет в Госкадастре, должны будут пройти обязательную регистрацию в ЕГРН (Единый государственный реестр налогоплательщиков) и получить соответствующие документы. Наша статья посвящена тому, какие еще изменения были внесены в законодательный акт и какие последствия они могут иметь для владельцев земельных участков.

Нововведения, коснувшиеся порядка постановки наделов на госучет

У людей, владеющих земельным участком, после принятия последних оправок возникла реальная опасность лишиться своего владения. Территория, которая не была поставлена на кадастровый учет или поставлена не менее пяти лет назад, должна будет пройти официальную регистрацию в новой базе данных ЕГРН. Если владелец имущества этого требования не исполнит, земля перейдет в распоряжение муниципалитета.

В дальнейшем разрешить ситуацию и вернуть назад участок будет затруднительно и возможно лишь через суд. Важным моментом также является тот факт, что если надел был поставлен на учет до 2012 года, то значиться в Госкадастре он не будет. Существенно пострадать в такой ситуации могут дачники, которые еще не успели выполнить регистрацию.

При рассмотрении конкретного дела суд может решить, что земля не имеет владельца и передать ее муниципалитету. Владелец территории может даже не узнать, что имущество больше ему не принадлежит. Даже наличие построек и сооружений любого типа не сможет защитить владельца от изъятия территории. Лишившись своих полномочий, гражданин не сможет продать, подарить или передать по наследству земельный массив.

Основная сложность процедуры постановки на учет имущества заключается в том, что придется не только подавать официальное заявление в Госкадастр на регистрацию, но и обращаться к геодезистам и проводить межевание. Само по себе мероприятие считается достаточно дорогостоящей и длительной процедурой.

Изменения, коснувшиеся кадастровой оценки недвижимого имущества

Наибольшую путаницу вызывает на сегодняшний день такая процедура, как кадастровая оценка. Новые положения закона, начавшие действовать с 1 января 2019 года, определили новый порядок выполнения проведения оценки. Сегодня мероприятие организовывают и проводят исключительно госучреждения, в то время как раньше этим занимались и независимые оценщики, имеющие официальное разрешение на работу.

Кадастровая оценка будет выполняться единообразно для каждого региона и объекта, без учета особых нюансов и индивидуальных факторов, поэтому такое решение может иметь негативные последствия и, прежде всего, повышение размеров земельного налога. Кроме того, люди не смогут обратиться к другим специалистам и заказать независимую оценку.

Порядок действий, если в документации не прописано право распоряжаться наделом

Обязательным условием по новому закону является наличие документального подтверждения прав собственности на земельный участок, который был приобретен или получен до 2001 года. Полная информация должна быть указана в специальном акте или в любом другом документе, удостоверяющем право собственности человека.

Если такие бумаги отсутствуют, то определить полномочия гражданина в отношении надела не представляется возможным, и необходимо будет выполнить проверку таких документов:

  1. Предполагаемый собственник обязан представить акт о передаче ему имущества от лица муниципального образования или госоргана.
  2. Подается выписка из похозяйственной книги, которая оформляется, когда земля используется для организации ЛПХ.
  3. Человек может представить любой другой документ, подтверждающий его право владения землей.

Если документов достаточно, то право на землю регистрируется в установленном порядке.

Новый порядок регистрации земли при получении дома в порядке наследования

Начиная с текущего года, переход права собственности на землю при наследовании жилья предполагает проведение регистрации земельного участка, на котором размещена постройка.

Важным изменением стало то, что для регистрации права собственности на дом раньше надо было предоставлять:

  • бумаги, удостоверяющие факт наследования имущества, с указанием права наследодателя на распоряжение жилым помещением;
  • любой документ, который подтверждает право гражданина на владение постройкой и земельным участком, где дом расположен.

Такие документы могут потребоваться в том случае, если ранее никаких регистрационных процедур не выполнялось и объект, а также земельный надел уже были внесены в электронную базу. В остальных ситуациях документы больше предоставлять не нужно.

Заключение

Поправки, внесенные в закон о земельных участках, стали причиной ускоренного темпа регистрации земельных участков гражданами. Согласно новым правилам, надел может быть изъят, если земля не поставлена своевременно на кадастровый учет и не имеет четко установленных границ. Кроме этого существенного изменения, некоторые поправки коснулись порядка проведения кадастровой оценки и регистрации прав собственности на имущество.

grazhdaninu.com

Закон о земле. Закон о земельных участках. Земля и земельный участок.

                          Изменение в законе о земле и земельных участках.

В новом законе о земле, будут прописаны права и ответственность хозяев земельных участков. Впервые новый закон о земле, введет новые требования и принципы, как мирно решать спорные вопросы и спокойно жить на этой земле. Если в двух словах сказать о новом, законе о земле, то, он делает уклон, если так можно сказать — на мирное соседство соседей. А если Вам по воле государства, придется против своей воли, расставаться со своими шестью сотками то, только за хорошие и справедливые отступные.

Такие жесткие правила по защите собственников земельных участков, должны будут введены проектом поправок в Гражданском кодексе РФ, этот проект уже согласован, а в ближайшем будущем стоит ожидать его внесения, для рассмотрения в Государственную думу. Скорость его проработки в Госдуме, зависит от слаженной работы депутатов, ведь сам проект довольно объемный, но мы надеемся, что уже заявленная на 1 сентября 2012 года дата вступления в силу закона — не будет перенесена, а мы увидим уже в этом году обновленный Гражданский кодекс РФ.

Стоит отметить, что новому закону о земле, любители отгородиться от мира, трехметровыми  заборами не будут рады, понятие «мой огород — моя крепость» в законе о земле, не предусматриваются. Главная защита в законе о земельных участках, состоит в том, что правила будут четко прописаны, например — этот законопроект четко определяет, в каких случаях и когда хозяина земельного участка, на законных основаниях, могут несущественно, но ограничить в правах. В таких случаях, особенно, когда государственным органам нужно попасть на земельный участок владельца, как бы он ни хотел не впускать, а впустить все равно придется.

читайте еще: Земельный кодекс со статьями закона, земельные участки, сельхоз земли…

Как прописано в проекте закона о земельных участках, права собственника участка, могут быть ограничены в публичных и государственных интересах, иными словами — в пользу общества. Можно привести один из примеров, когда собственник земельного участка ущемляет права общества, например – дорога к общественному пляжу, на озере, или у реки проходит через земельный участок, какого-то влиятельного человека, а он построил забор и всем приходиться идти на пляж не напрямую 300 – 400 метров, а обходить несколько километров.

                                  Закон о земле — земельных участках

Как записано в новом законе о земельных участках, полоса земли, расположенная вдоль береговой линии озера, реки, иного водного объекта, для общего пользования, такая береговая полоса, строго предназначается для общего пользования. А это значит, что наши граждане имеют полное право, свободно пользоваться такой береговой линией, кто хочет прогуляться – имеет право гулять, кто хочет отдохнуть у водоема, отдыхайте.

В новом законе о земельных участках, впервые установят и тарифы, для возможных компенсаций, за временное пользование участком земли собственника, для общественных нужд. Также вход без разрешения собственника участка земли, могут открыть (если нет иной дороги), для проезда по его земле транспорта. В законе также оговорены права ремонтников, всевозможных коммунальных служб, обслуживания инженерных и электрических линий и сетей — вход им тоже разрешен. Есть и ряд других менее уважительных причин, предусмотрены в законе о земле и сроки – открыть для свободного прохода, или проезда по Вашему земельному участку могут, как на время, так и навсегда.

При этом в новом законе о земле, есть такая важная фраза, как ограничение прав собственника, на его земельный участок, в случае возникновения публичных интересов, но без изъятия этого земельного участка. Эти правила устанавливаются новыми нормативными актами, уполномоченных представителей государственных органов и представителей, органов местного самоуправления. Другими словами, власти могут при необходимости, самостоятельно открыть земельный участок собственника, для исполнения общественных потребностей.

узнайте еще: Ипотека на землю — особенности ипотеки земельных участков…

Это означает, что обычные собственники земельных участков, которым по уважительной причине необходимо заставить, отказавшегося землевладельца подвинуться, смогут уже обращаться не в суд, для решения этой проблемы, а в местные администрации. Так, что такой, казалось бы, не сложный вопрос, можно будет решить намного проще, чем раньше.

Хотя, если установленные ограничения местными властями, покажутся собственнику земельного участка,  излишне обременительными, он вправе обратиться в местную администрацию, или в крайней мере в суд и потребовать выплатить ему компенсацию. Сам размер и порядок выплаты компенсаций, будут определены отдельно, иными законами и ведомственными инструкциями, по крайне мере, так предписывает закон о земле. Значит, скорее всего, не за горами и появления ставок и тарифов, определяющих, сколько казна государства должна человеку, если ему создают неудобства, на его земельном участке, тревожа по государственной или общественной надобности.

Еще один немаловажный момент – это выкуп земельных участков, когда земля понадобилась государству, для важных нужд. Закон о земле, приводит перечень причин, по которым собственника могут законно, заставить сдвинуться с его участка земли. Например, такой случай может быть при решении, проложить по вашему земельному участку федеральную дорогу, или там запланирована прокладка трубопровода, или газопровода, иное.

Также стоит отметить, что для собственников земельных участков — в новом законе о земле предусмотрены выплаты, чтобы человек при этом не остался в обиде. Законопроект предлагает стороны договариваться по-хорошему. Как сказано в новом законе о земле — при определении выкупной стоимости земельного участка, включается, как рыночная стоимость земельного участка, так и находящаяся на ней недвижимость. Сюда же (в расчет) необходимо брать и все те убытки, которые будут причинены собственнику из-за изъятия у него земельного участка, включая те, которые он понесет в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Земельный участок — это пространственная граница суверенитета любого государства, или собственника, территория, на которую распространяются законные полномочия государства (собственника). Земля относится к объектам недвижимости, причем любое иное имущество, которое прочно связанное с землей, может являться недвижимым имуществом только в силу своей связи с землей.

Земля и земельный участок имеют правовой статус, в котором определен собственник, с формой законного владения, имеющий право на целевое использование земельного участка.

Предлагаем землю, участки земли, а также недвижимость в зарубежных странах, квартиры, дома у моря: www.worldluxrealty.com

              Закон о Земле

worldluxrealty.com

Глава 1.1 Земельный кодекс РФ статья: 11.1

СКАЧАТЬ ЗК РФ 2019

Глава 1.1. Образование земельных участков

(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

(введена Федеральным законом от 22.07.2008 N 141-ФЗ)

Статья 11.1. Утратила силу с 1 марта 2015 года. — Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

Статья 11.2. Образование земельных участков

1. Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
1.1. Земельные участки образуются при создании искусственных земельных участков в порядке, установленном Федеральным законом «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Образование земельных участков из искусственно созданных земельных участков осуществляется в соответствии с настоящей главой.
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 19.07.2011 N 246-ФЗ)
2. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также — образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»), за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
(в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
3. Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 311-ФЗ)
4. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях:

1) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям;
2) образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке;
3) образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд;
4) образование земельных участков в связи с установлением границ вахтовых и иных временных поселков, созданных до 1 января 2007 года в границах земель лесного фонда для заготовки древесины, и военных городков, созданных в границах лесничеств, лесопарков на землях лесного фонда или землях обороны и безопасности для размещения впоследствии упраздненных воинских частей (подразделений), соединений, военных образовательных организаций высшего образования, иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны (далее — военные городки).
(пп. 4 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ)

(п. 4 в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)
5. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
6. Утратил силу с 1 апреля 2015 года. — Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ.
7. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется лицом, с которым заключен такой договор, в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
8. Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.

Статья 11.3. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

1. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
(пп. 2 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ)
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

2. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
3. Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:

1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;
Примечание:
С 1 января 2019 года Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ подпункт 2 пункта 3 статьи 11.3 излагается в новой редакции.
2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;
3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;
4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;
5) для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 252-ФЗ)

Примечание:
С 1 января 2035 года Федеральным законом от 01.05.2016 N 119-ФЗ пункт 4 статьи 11.3 признается утратившим силу.
4. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях их предоставления гражданам в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом.
(п. 4 введен Федеральным законом от 01.05.2016 N 119-ФЗ)

Статья 11.4. Раздел земельного участка

1. При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 214-ФЗ)
2. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
3. При разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раздела земельные участки, если иное не установлено соглашением между такими участниками.
Примечание:
С 1 января 2019 года Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ в пункт 4 статьи 11.4 вносятся изменения.
4. Раздел земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
5. Раздел земельного участка, предоставленного для комплексного освоения, осуществляется лицом, с которым заключен договор о комплексном освоении территории в отношении такого земельного участка, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
6. При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
(п. 6 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 214-ФЗ)
7. В целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:

1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;
2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
(п. 7 введен Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

Примечание:
При выделе доли в натуре образуемые земельные участки должны иметь площадь не менее предельных минимальных размеров земельных участков соответствующего целевого назначения и вида целевого использования. См. Обзор судебной практики.
Статья 11.5. Выдел земельного участка

1. Выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
2. При выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок. Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности.
3. Особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Статья 11.6. Объединение земельных участков

1. При объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
2. При объединении земельных участков у собственника возникает право собственности на образуемый земельный участок.
3. При объединении земельных участков, принадлежащих на праве собственности разным лицам, у таких лиц возникает право общей собственности на образуемые земельные участки.
4. При объединении земельных участков, принадлежащих на праве общей собственности разным лицам, у них возникает право общей собственности на образуемый земельный участок в соответствии с гражданским законодательством.
5. Не допускается объединение земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного пользования, за исключением случаев, если все указанные земельные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного пользования одному лицу.
(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 48-ФЗ)
6. Допускается объединение земельного участка, обремененного залогом, с земельным участком, не обремененным залогом. При этом право залога распространяется на весь образуемый земельный участок, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Статья 11.7. Перераспределение земельных участков

1. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
(абзац введен Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
2. При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.
3. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
4. Утратил силу с 1 марта 2015 года. — Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

Статья 11.8. Возникновение и сохранение прав, обременений (ограничений) на образуемые и измененные земельные участки

1. Возникновение и сохранение права собственности на образуемые или измененные земельные участки осуществляются в соответствии со статьями 11.4 — 11.7 настоящего Кодекса.
2. У лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного пользования на образуемые земельные участки.
(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 48-ФЗ)
3. В случаях, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, принятие решений о предоставлении образуемых и измененных земельных участков не требуется.
4. В случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
5. Сервитуты, установленные в отношении земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, сохраняются в отношении образуемых земельных участков в прежних границах.
6. Не указанные в пунктах 2, 4 и 5 настоящей статьи обременения (ограничения) прав, за исключением обременений (ограничений) прав, возникших на основании договоров, сохраняются в отношении образуемых земельных участков, измененных земельных участков в прежних границах. В случае, если такие обременения (ограничения) прав на земельные участки установлены на основании договоров, применяются установленные пунктом 4 настоящей статьи правила о заключении договоров, об изменении договоров.

Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам

1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
7. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
(п. 7 введен Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

Примечание:
О порядке согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, см. статью 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ.
Статья 11.10. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории

(введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

1. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее — схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
2. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
3. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
4. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
5. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов.
6. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, может быть обеспечена указанным юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования, может быть обеспечена указанными гражданином или юридическим лицом.
7. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для последующего изъятия для государственных или муниципальных нужд может быть обеспечена лицом, в пользу которого изымается земельный участок.
Примечание:
С 1 января 2019 года Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ в пункт 8 статьи 11.10 вносятся изменения.
8. В случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.
9. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа.
В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.
10. Подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа может осуществляться с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — орган регистрации прав), в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или с использованием иных технологических и программных средств.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
11. Орган регистрации прав обеспечивает возможность подготовки схемы расположения земельного участка в форме электронного документа с использованием официального сайта указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» любым заинтересованным лицом за плату. Размер такой платы и порядок ее взимания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
Подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа органами государственной власти или органами местного самоуправления с использованием официального сайта органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» осуществляется без взимания платы.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
12. Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
13. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 334-ФЗ)
14. В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:

1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;
5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.

15. Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.
Примечание:
До 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в утверждении данной схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ (Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ).
16. Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

17. В случае, если границы земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, пересекаются с границами земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным после дня утверждения схемы расположения земельного участка и до истечения срока действия решения о ее утверждении, образование земельного участка осуществляется в соответствии с утвержденной схемой его расположения.
18. В решении об утверждении схемы расположения земельного участка указывается на право гражданина или юридического лица, обратившихся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемый земельный участок.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
19. Не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных настоящим Кодексом.
20. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязаны направлять в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в орган регистрации прав указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Сведения, содержащиеся в указанных решении и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
21. Подготовка единым институтом развития в жилищной сфере схемы расположения земельного участка в форме электронного документа с использованием официального сайта органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» осуществляется без взимания платы.

vladrieltor.ru

Ст. 16 Земельного кодекса. Государственная собственность на землю

Земельный кодекс>Глава III Земельного кодекса. СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ >Статья 16. Государственная собственность на землю

1. Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

2. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

1. В качестве объекта права государственной собственности комментируемой статьей называются не земельные участки, а земли. В данном случае признание нахождения земель в государственной собственности не требует для этого формирования земельных участков.

Нормы комментируемой статьи могут быть соотнесены с положениями ГК РФ о праве государственной собственности. Так, еще до принятия ЗК РФ ст. 214 ГК РФ было определено, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Той же статьей ГК РФ установлено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Данное положение созвучно нормам ст. ст. 17, 18 ЗК РФ, согласно которым государственная собственность на землю выступает в форме федеральной собственности и собственности субъектов РФ. В то же время в Российской Федерации действует ряд положений, определяющих правовой режим земель, находящихся в государственной собственности, без закрепления их за Российской Федерацией или субъектами РФ. Земельным законодательством закреплены нормы не только о порядке разграничения такой государственной собственности на федеральную и субъектов РФ, но и об управлении и распоряжении землями (ст. ст. 9 — 11 ЗК РФ, Федеральный закон о введении в действие ЗК РФ и комментарий к ним).

Субъекты, органы государственной власти или органы местного самоуправления, осуществляющие управление и распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, определяются в соответствии со ст. 29 ЗК РФ, нормами Федерального закона о введении действие ЗК РФ, а также законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, подзаконными нормативными правовыми актами, устанавливающими конкретные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по управлению и распоряжению землями.

2. Разграничение государственной собственности представляет собой установленный федеральными законами порядок закрепления земель в федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальных образований. В настоящее время разграничение государственной собственности на землю осуществляется на основании ст. ст. 17 — 19 ЗК РФ, а также статьями Федерального закона о введении в действие ЗК РФ (см. комментарий к нему).

Федеральным законом от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» была установлена новая система отношений по регулированию отношений разграничения государственной собственности на землю, которая пришла на смену Федеральному закону «О разграничении государственной собственности на землю» (признан утратившим силу с 1 июля 2006 г.).

Новая формулировка п. 2 ст. 16 Кодекса объемна по содержанию и позволяет трактовать ее расширительно: разграничение государственной собственности на землю осуществляется с 1 июля 2006 г. в соответствии с Кодексом и любым федеральным законом, касающимся сферы земельных и связанных с ними гражданско-правовых отношений, возникающих в связи:

с возникновением права собственности у Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю;

с определением оснований внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у названных субъектов возникает право собственности;

с установлением порядка разграничения государственной собственности на землю, а также порядка разрешения споров в данной сфере.

Право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Федерации возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По этому поводу в связи с многочисленными вопросами, возникающими в судебной практике, и в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ дал разъяснения, которые целесообразно учитывать в практической деятельности. Согласно ст. ст. 6 и 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Вместе с тем согласно п. 10 ст. 3 Вводного закона до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется.

Поэтому при разрешении споров, связанных с государственной регистрацией перехода права собственности на земельные участки из состава государственных земель при их отчуждении, государственной регистрацией обременений (ограничений) права государственной собственности на земельные участки и сделок с такими земельными участками, следует учитывать, что указанная государственная регистрация осуществляется без государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ранее возникшего права государственной собственности на земельный участок.

При этом до разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности (п. 2 ст. 214 ГК РФ).

Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

rulaws.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о