Заявление в арбитражный суд о списании долгов перед фнс – Списание задолженности по налогам для физлиц и ИП

Содержание

Заявление о списании задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также начисленных на нее пеней

В ______________________________________________________
 (наименование налогового органа, исполнительного органа
________________________________________________________
  Фонда социального страхования Российской Федерации)
                            ЗАЯВЛЕНИЕ
       о списании задолженности по обязательным платежам
    в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды,
              а также начисленных на нее пеней
__________________________________________________________________
    (полное наименование территориального органа ФСИН России)
просит   списать   задолженность   по   обязательным   платежам  в
федеральный бюджет и государственные  внебюджетные  фонды, а также
начисленные на нее пени.
                                             --T-T-T-T-T-T-T-T-T-¬
                                         ИНН ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
________________________________________     L-+-+-+-+-+-+-+-+-+--
    (полное наименование предприятия
    уголовно-исполнительной системы в
___________________________________________
 соответствии с учредительными документами)
Местонахождение предприятия уголовно-исполнительной системы
Почтовый индекс __________ Наименование государства ______________
Наименование региона (республика, край, область, округ) __________
Наименование района _____________ Наименование населенного пункта,
улицы, номер дома ________________________________________________
----------------------T---------------T----------------T---------¬
¦ Наименование налога ¦     Сумма     ¦  Пени, штрафы  ¦  Итого  ¦
¦       (сбора)       ¦ задолженности ¦                ¦         ¦
L---------------------+---------------+----------------+----------
 Всего
    Согласен    на    изменение    размера   подлежащей   списанию
задолженности, после проведения сверки по расчетам с _____________
                                                     (наименование
__________________________________________________________________
налогового  органа,  исполнительного   органа  Фонда   социального
страхования Российской Федерации)
    Обязуюсь не предпринимать каких-либо мер по изменению  размера
указанной задолженности.
Начальник
______________________________________ _____________ _____________
(наименование территориального органа    (подпись)     (Ф.И.О.)
             ФСИН России)
     "__" _____________ 20__ г.                     М.П.
Дата поступления заявления "__" 20__ г. ___________ ______________
 (отметка налогового органа,             (подпись)     (Ф.И.О.)
исполнительного органа Фонда
  социального страхования
   Российской Федерации)

dogovor-obrazets.ru

Списание просроченной задолженности по налогам

По законодательству Российской Федерации, списание задолженности по налогам не существовало. Но принятые поправки к закону, дали возможность соответствующим органам списывать задолженность по налогам, если она является безнадежной.

Общее понятие о задолженности по налоговым платежам

Каждый граждан  Российской Федерации обязан являться налогоплательщиком, если его трудовая деятельность проходит по официальному контракту, так же если гражданин Российской Федерации является индивидуальным предпринимателем или же возглавляет юридическую компанию.  Оплата налогов в бюджет страны является неотъемлемой частью жизнедеятельности гражданина Российской Федерации.  Иногда случаются такие ситуации, когда в связи с какими либо проблемами у налогоплательщика образуется задолженность по оплате налогов. Налоговая задолженность  —  это долговые обязательства налогоплательщика перед государством. Задолженность по оплате налоговых платежей может повлечь за собой более серьёзные проблемы:

  • Начисление штрафов, пени;
  • Привлечение к административной ответственности;
  • Привлечение к уголовной ответственности.

Важно!!! Для того чтобы не иметь проблем с государственными органами необходимо своевременно оплачивать налоговые платежи.

Списание задолженности по налогам

Законодательством Российской Федерации предусмотрено списание налоговых обязательств двумя способами. Общий способ списания задолженности и Специальный способ списания задолженности.

Общий способ списания задолженности по налогам.Данный способ предусмотрен законодательством Российской Федерации и регулируется Налоговым Кодексом статьей 59.
Специальный способ списания задолженности по налогамПредусматривает списание задолженности на основании отдельных законодательных актов, которые регулируют списание задолженности как по налогам так и по взносам в пенсионный фонд и другие органы.

Списание задолженности по налоговым платежам осуществляется налоговым органом в соответствии с налоговым кодексом Российской Федерации.  Но иногда случаются такие ситуации когда налогоплательщику необходимо обратится самостоятельно в налоговый орган, для того чтобы написать заявление на списание налоговой задолженности. Это бывает в редких случаях, но все таки в налоговой практике такие ситуации случались.

О наличии задолженности по уплате налоговых платежей, налогоплательщик может узнать из полученного уведомления от налоговой  службы или же на официальном сайте Федеральной Налоговой Службы Российской Федерации.

Читайте также статью: → Текущие платежи при банкротстве — порядок взыскания.

Основные причины для списания задолженности по налоговым платежам

В Российском законодательстве существует несколько основным причин, по которым осуществляется списание задолженности по налоговым платежам. К основным причинам относятся:

  • Судебное решение. В судебном порядке налогоплательщика освобождают от уплаты налогов и погашения имеющихся задолженностей по налогам в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации.
  • Признание должника банкротом.
  • Признание задолженности – безнадежной.
  • Смерть налогоплательщика.
  • Если сумма задолженности не велика и срок с момента начисления задолженности превышает пять лет, данную задолженность можно списывать в соответствии с Налоговым Кодексом РФ.

Важно!!! Данные причины могут позволить налогоплательщику списать задолженность по налогам, но только при соблюдении всех условий Налогового Кодекса Российской Федерации.

Получить копию решения о списании задолженности по налогам можно обратившись в налоговый орган с заявлением о получении решения о списании задолженности. Самостоятельной Налоговая служба не делает рассылку решений о списании налоговой задолженности.

В 2018 году произошли некоторые изменения, которые коснулись вопроса о списании налоговой задолженности. В связи с данными приказами с 2018 года налоговая задолженность будет списываться на основании:

  • Налоговой амнистии;
  • На основании передачи в другие органы.

Списание налоговой задолженности на основании налоговой амнистии регулируется налоговым кодексом, законом № 436. На основании данного закона списывается задолженность, которая образовалась на 1 января 2015 года:

  • Задолженность по транспортным и жилищным налогам;
  • Задолженность по налогам в связи с предпринимательской деятельностью.

Так же законодательством Российской Федерации предусмотрено полное или частичное списание по страховым взносам, списанием данного вида задолженности занимается Пенсионный Фонд, он передает данные в Налоговую службу, а налоговый орган уже формирует решение о списании задолженности. Обращение налогоплательщика в данном случае не требуется.

На основании данной статьи можно сделать вывод о том, что задолженность по налоговым платежам может быть списана в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации, как в общем порядке, так и с использованием отдельных законов о списании задолженности. Так же налогоплательщик может всегда обжаловать отказ о  списания задолженности, обратившись в суд.

Главным условием для списания задолженности по налоговым платежам является соответствие всем требованиям, которые определенны в Налоговом Кодексе. Если же в программе произошел сбой, или по каким либо, другим причинам списание налоговой задолженности не осуществилась в установленные сроки, налогоплательщику необходимо самостоятельно обратится в Налоговую Службу Российской Федерации с заявлением о списании задолженности по налоговым платежам.

Читайте также статью: → Сроки уплаты налогов ИП на УСН.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос №1.

Основное понятие о налоговой задолженности.

Ответ: Налоговая задолженность  —  это долговые обязательства налогоплательщика перед государством. Задолженность по оплате налоговых платежей может повлечь за собой более серьёзные проблемы. Каждый граждан  Российской Федерации обязан являться налогоплательщиком, если его трудовая деятельность проходит по официальному контракту, так же если гражданин Российской Федерации является индивидуальным предпринимателем или же возглавляет юридическую компанию.  Оплата налогов в бюджет страны является неотъемлемой частью жизнедеятельности гражданина Российской Федерации

Вопрос №2.

Какие бывают последствия за несвоевременную уплату налогов?

Ответ: Задолженность по оплате налоговых платежей может повлечь за собой более серьёзные проблемы:

  • Начисление штрафов, пени;
  • Привлечение к административной ответственности;
  • Привлечение к уголовной ответственности.

Вопрос №3.

Основные способы списания задолженности по налоговым платежам?

Ответ: Законодательством Российской Федерации предусмотрено списание налоговых обязательств двумя способами. Общий способ списания задолженности и Специальный способ списания задолженности.

Вопрос №4.

Основные причины для списания налоговой задолженности?

Ответ: В Российском законодательстве существует несколько основным причин, по которым осуществляется списание задолженности по налоговым платежам. К основным причинам относятся:

  • Судебное решение. В судебном порядке налогоплательщика освобождают от уплаты налогов и погашения имеющихся задолженностей по налогам в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации.
  • Признание должника банкротом.
  • Признание задолженности – безнадежной.
  • Смерть налогоплательщика.
  • Если сумма задолженности не велика и срок с момента начисления задолженности превышает пять лет, данную задолженность можно списывать в соответствии с Налоговым Кодексом РФ.

Вопрос №5.

Основное условие для списания налоговой задолженности?

Ответ: Главным условием для списания задолженности по налоговым платежам является соответствие всем требованиям, которые определенны в Налоговом Кодексе. Если же в программе произошел сбой, или по каким либо, другим причинам списание налоговой задолженности не осуществилась в установленные сроки, налогоплательщику необходимо самостоятельно обратится в Налоговую Службу Российской Федерации с заявлением о списании задолженности по налоговым платежам.

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:

Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓
Юридическая Консультация бесплатная
Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58

Звонок в один клик

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Звонок в один клик

Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98

Звонок в один клик

online-buhuchet.ru

Давность задолженности по налогам - Частный юрист Алексей Тимофеев

Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:

  • Налоговый кодекс РФ.
  • Письмо Минфина РФ от 09.11.2011 № 03-02-07/1-386.
  • Постановление ФАС Московского округа от 03.08.2011 № КА-А40/8106-11 по делу № А40-85175/10-90-429.
  • Постановление Президиума ВАС РФ от 18.03.2008 № 13084/07 по делу № А60-13819/06-С9.
  • Постановление Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 № 4381/09 по делу № А27-8596/2008-2.
  • Приказ ФНС РФ от 19.08.2010 № ЯК-7-8/[email protected] "Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.09.2010 № 18528).
  • Исходя из информации, предоставленной Вами, считаем необходимым сообщить нижеследующее.

    Отметим вначале, что ситуация, изложенная в вопросе, достаточно часто встречается на практике. Как разъясняет Министерство финансов РФ, налоговым кодексом Российской Федерации не определен срок давности взыскания задолженности по налогам, а также задолженности по соответствующим пеням и штрафам.

    В соответствии с п. 3 ст. 46 Налогового кодекса решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации причитающейся к уплате суммы налога. Заявление подается налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Если срок пропущен по уважительной причине, то суд может восстановить его.

    Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. Налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации причитающейся к уплате суммы налога. Заявление в этом случае подается в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. 1 ст. 47 Налогового кодекса). Такова на сегодняшний день позиция Министерства финансов в отношении задолженности, по которой истек срок взыскания (Письмо Минфина РФ от 09.11.2011 № 03-02-07/1-386).

    Что касается позиции налоговых органов в этом вопросе, истечение срока давности на принудительное взыскание штрафа не предусмотрено законодательством как основание его списания. В компетенцию налогового органа не входит признание безнадежными к взысканию недоимки, штрафа (Постановление ФАС Московского округа от 03.08.2011 № КА-А40/8106-11 по делу № А40-85175/10-90-429).

    Однако Налоговый кодекс РФ в статье 59 предусматривает возможность списания налоговой задолженности, срок принудительного взыскания которой налоговым органом не был соблюден. Надо отметить, что процедура эта достаточно длительная и с обязательным соблюдением судебной процедуры, однако, как показывает практика, этот путь приводит к достижению цели налогоплательщика – списанию задолженности, срок взыскания которой истек.

    Федеральная налоговая служба РФ в свою очередь разработала порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам. Такими документами являются:

    • копия вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, об утрате налоговым органом возможности взыскания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением срока их взыскания, заверенная гербовой печатью соответствующего суда;
    • справка налогового органа по месту учета организации о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам (Приказ ФНС РФ от 19.08.2010 № ЯК-7-8/[email protected]).

    В связи с этим главным основанием для списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам является принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания (пп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса РФ). Факт истечения срока для принудительного взыскания задолженности, должен быть установлен в судебном порядке и следовать из резолютивной либо мотивировочной части судебного акта. Если налоговый орган не обратился в суд с иском к налогоплательщику о взыскании задолженности, рекомендуем, чтобы инициатива обращения в суд исходила от самого налогоплательщика.

    Ниже предлагается последовательность действий, которые следует совершить налогоплательщику в этом направлении.

  • Обращение в суд с иском о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, содержащей данные о задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой утрачена.
  • Требование к налоговому органу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем выдачи справки, в которой не содержатся сведения о наличии указанной задолженности. Обосновать это требование можно тем, что отказ в выдаче справки со сведениями о безнадежном характере задолженности, например, препятствует налогоплательщику в осуществлении экономической деятельности.
  • Правомерность такой позиции на сегодняшний день сформирована на уровне Президиума ВАС РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 № 4381/09 по делу № А27-8596/2008-2).

    Суды, при вынесении решений по соответствующим категориям дел устанавливают факт истечения срока на принудительное взыскание задолженности и отражают его в мотивировочной части судебного акта. Именно указание на данный факт в судебном решении и будет являться основанием для списания безнадежной налоговой задолженности по основанию, предусмотренному Налоговым кодексом РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 18.03.2008 № 13084/07 по делу № А60-13819/06-С9).

    После получения решения суда налогоплательщик должен обратиться в налоговый орган с заверенной копией вышеназванного судебного акта и справкой налогового органа по месту учета о суммах налоговой задолженности.

    Именно данные документы подлежат представлению в налоговый орган для списания налоговой задолженности по такому основанию, как невозможность ее принудительного взыскания.

    Таким образом, несмотря на сложность вышеуказанной процедуры, а также необходимость обращения в судебные органы, именно такой путь позволяет на сегодняшний день налогоплательщику добиться списания безнадежной налоговой задолженности. Ведь на практике налоговый орган не производит списания задолженности, если не имеется документов, подтверждающих момент ее образования.

    Резюме. Отношения, связанные с существованием задолженности перед бюджетом по уплате налогов, по которой утрачено право на взыскание, получили, к сожалению, достаточно широкое распространение в налоговых правоотношениях. И, как это нередко происходит, налоговые органы занимают в этом вопросе позицию, вовсе не направленную на защиту прав налогоплательщиков. Однако Налоговый кодекс РФ в статье 59 предусматривает возможность списания налоговой задолженности, срок принудительного взыскания которой налоговым органом не был соблюден. Кроме того, суды выработали в этом отношении довольно однозначную позицию в пользу налогоплательщика, направленную на возможность списания такой задолженности. В настоящее время налогоплательщик, имеющий задолженность по уплате налогов с истекшим сроков взыскания, имеет право обратиться в суд с требованием о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, содержащей данные о задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой утрачена. Только судебное решение, содержащее в своей мотивировочной части установление факта истечения срока на принудительное взыскание налоговой задолженности, будет являться основанием для списания безнадежной налоговой задолженности по основанию, предусмотренному действующим налоговым законодательством.

    После получения такого судебного акта его копия, заверенная гербовой печатью соответствующего суда, должна быть представлена в налоговый орган по месту учета.

    Хотите получить письменную юридическую консультацию по Вашему вопросу? Позвоните сейчас!

    law4free.ru

    Внезапно обнаружилась задолженность в налоговую аж с 2008 года

    В текущем году подключили систему для электронной отправки отчетности в налоговую. В августе получаем в системе извещение и требование об уплате штрафа за несдачу отчетности. Помимо штрафа там в поле "Справочно" присутствует задолженность 60000 р, из них 20000 р по налогам (сборам). Для нас такая задолженность была огромной неожиданностью.

    Сходили в налоговую, там дали список с налогами и суммами "Состояние расчетов". Выяснилось, что 20000 долг по налогам, а 40000 пени по ним. Самая большая часть суммы это "Налог с продаж". Но там была еще куча налогов по мелочи (старых и давно отмененных).

    Возникают вопросы, каким путем можно избавиться от этих выдуманных задолженностей:

    1) Налог с продаж отменили еще в 2004 году. Имеет ли право налоговая требовать уплаты налога через 12 лет? Ведь мы даже не обязаны хранить документы за такой срок.

    2) Мы все оплачивали ровно и в нужный срок, никаких долгов быть не должно. На это у налоговой есть ответ, что у них в базе долг висит на состояние 01.01.2008, всего что было раньше в базе нет (что-то говорили, что это старый налог с 6-ти значным кбк, а в базе только с 20 значными). Соответственно, если даже мы принесем все документы и они еще не полностью выцвели, ничего сверить нельзя, так как у налоговой уже нет данных. По словам налоговика единственый выход для нас - платить! Налоговая нарушает свою прямую обязанность, информирование о налогах, законно ли это?

    3) Мы перешли на УСНО году в 2007, и тогда никто не известил нас о долгах. За все время мы не получили ни одного письма из налоговой с требованием! О существовании задолженности мы узнали по сути случайно, подключив систему электронного оборота. В 2015 году с нас списали такой же штраф за несдачу отчетности прямо со счета, опять же не было каких-либо писем-уведомлений. Никаких доказательств, что они нас извещали быть не может, сверка давно отменена. Есть ли какая-то норма, что в случае отсутствия законных требований от налоговой (т.е. опять отсутствие выполнения ею своей прямой функции), долги можно отменить?

    Территориально Москва, ифнс 43.

    pravoved.ru

    Письмо в налоговую списание пеней по налогам. Как списать просроченные пени

    Приказ определяет порядок списания признанной безнадежной к взысканию недоимки по налогам, задолженности по пеням и штрафам. Речь идёт о долгах, которые числятся за физическими лицами по состоянию на 1 января 2009 года. Также устанавливается перечень документов, при наличии которых принимается решение о списании недоимки.

    Федеральная налоговая служба утвердила порядок списания налоговых долгов россиян. Этот вопрос регламентирует . Он определяет порядок списания признанной безнадежной к взысканию недоимки по налогам, а также задолженности по пеням и штрафам. Речь идёт о долгах, которые числятся за физическими лицами по состоянию на 1 января 2009 года. Также устанавливается перечень документов, при наличии которых принимается решение о списании недоимки. Правовой акт подготовлен в соответствии с . Налоговая амнистия не коснется долгов, накопленных гражданами в связи с предпринимательской деятельностью.

    Порядок предусматривает три основания для списания долгов, пеней и штрафов. В документе раскрывается механизм принятия решения о списании:

    Подлежат списанию недоимка по налогам (сборам) (в том числе отмененным), образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2009 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, числящаяся за физическими лицами по состоянию на 1 января 2009 года, в отношении которых налоговый орган утратил возможность взыскания в связи с:

    • истечением установленного срока направления требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа;
    • истечением срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора) - физического лица;
    • истечением срока для предъявления к исполнению исполнительного документа.

    Порядок не применяется в отношении недоимки по налогам... уплачиваемым физическими лицами в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности или занятием в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженности по штрафам, числящейся за указанными физическими лицами...

    Решение о признании недоимки... и задолженности... безнадежными к взысканию и об их списании... принимается налоговым органом по месту учета этого физического лица - налогоплательщика (по месту жительства, месту нахождения принадлежащих ему недвижимого имущества и (или) транспортных средств)...

    По каждому из оснований налоговый орган будет формировать реестр недоимки и задолженности по пеням и штрафам. В отношении этих долгов фискальное ведомство подготовит заключение об утрате возможности их взыскания. На основании реестра и заключения будет приниматься решение о списании.

    (документ Word, 78 Кб)

    Заметим, что приказ ФНС сейчас находится на регистрации в Министерстве юстиции. При регистрации в Минюсте РФ текст документа может быть изменен.

    Напомним, списать ошибочные долги по налогам по упрощенной процедуре, без помощи суда, предложил премьер Владимир Путин:

    "Предлагаю Министерству финансов и Федеральной налоговой службе, прошу наших депутатов в Государственной Думе поддержать - внести предложения, чтобы можно было списать ошибочные долги граждан по налогам, возникшие до 1 января 2009 года без судебных процедур, в упрощенном порядке"

    Подробную информацию по вопросам, связанным с уплатой налогов, можно найти на нашем сайте в разделе "Справочник налогов 2011" . Там приводятся сведения о налоговой базе, ставках, льготах и налоговых вычетах и т.д. Ближайшие даты уплаты налогов, представления бухгалтерской и налоговой отчетности, а также сведений во внебюджетные фонды вы можете найти в разделе

    Комментарий к Приказу ФНС России от 14.12.2011 N ММВ-7-8/[email protected] "Об утверждении Порядка списания признанных безнадежными к взысканию недоимки по налогам (сборам) (в том числе отмененным), образовавшейся у физических лиц по состоянию на 1 января 2009 года, задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженности по штрафам, числящейся за физическими лицами по состоянию на 1 января 2009 года, и Перечня документов, при наличии которых принимается решение о признании недоимки по налогам (сборам) (в том числе отмененным), образовавшейся у физических лиц по состоянию на 1 января 2009 года, задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженности по штрафам, числящейся за физическими лицами по состоянию на 1 января 2009 года, безнадежными к взысканию и об их списании" и Письму ФНС России от 07.12.2011 N ЯК-3-8/[email protected] "О списании задолженности физических лиц по транспортному налогу

    Незадолго до истечения срока полномочий отечественные депутаты объявили для налогоплательщиков - физических лиц "великую амнистию". Решение о ней было закреплено в ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 330-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (комментарий к документу опубликован в "720 часов", N 1, 2012).

    Примечание. Прощение долгов, возникших более трех лет назад, автор сравнил с "великой амнистией". Но заметим, что сама налоговая служба просила не путать проводимую работу по "обнулению" безнадежных долгов с налоговой амнистией. Для налоговых инспекций это скорее "работа над ошибками", которые возникли как по вине самих налоговиков, так и в значительн

    biznat.ru

    Списание налоговой задолженности физических лиц

    Законодательство допускает возможность списания безнадежной налоговой задолженности при пропуске налоговиками сроков для ее взыскания, а также по результатам прохождения процедуры банкротства.

    Списание безнадежных налоговых долгов

    С 2012 года Налоговой службе дали возможность списывать безнадежную налоговую задолженность физических. Соответствующие правки были внесены ст.4-5 ФЗ-330 от 2011 года.

    Списание задолженности допускается в части недоимок по налогам, пени и штрафам. Стоит обратить внимание, что законодательные нововведения не распространились на недоимки, возникшие в связи с ведением предпринимательской деятельности физическими лицами без образования юрлица: ИП, адвокатами и нотариусами.

    Инициатива о внесении правок в действующее законодательство исходило от самой налоговой службы и было призвано избавиться от числящихся за гражданами долгов, начисленных по ошибке. В их числе:

    • транспортный налог;
    • земельный налог;
    • имущественный налог.

    Нередко налоги начислялись из-за ошибок в реестре Росреестра, ГИБДД или БТИ. Например, гражданам нередко приходило налоговое требование об уплате налога за имущество, которое фактически им не принадлежало или было продано к этому моменту.

    Но если налоговики планировали списывать только несправедливо начисленные налоги, то на практике были включены все налоги, по которым истек срок давности в три года. Сюда были включены налоги, которые в ФНС так и не смогли взыскать в течение трехлетнего периода, а также начисленные штрафные санкции: пени, штрафы.

    Задолженность списывается, если в течение трех лет:

    • не была отправлено требование об уплате налогов и сборов, а также пени и штрафов;
    • не было подано исковое заявление в суд о взыскании задолженности;
    • не предъявлен исполнительный документ к исполнению (судебный приказ или исполнительный лист).

    Порядок списания безнадежной задолженности

    Общий порядок списания долгов по налогам утвержден Приказом ФНС России от 14.12.2011 № ММВ-7-8/[email protected]

    Как рассчитываются предельные сроки для взыскания задолженности? В обязанности ФНС входит исчисление и рассылка требований об уплате транспортного, земельного и имущественного налога как минимум за 30 дней до даты платежа. Если гражданин в установленные сроки не внес платеж по налогу, то по нему возникает недоимка.

    В течение трех месяцев налоговики обязаны выставить физлицу требование об уплате налога (согласно п.1 ст.70 НК РФ). Если такое требование не было выставлено, то задолженность должна быть списана.

    Если требование все-таки было выставлено в установленные сроки, то оно должно быть направлено физлицу заказным письмом. Требование считается полученным после того как прошло 6 дней с даты его отправки.

    Физлицу отводилось 10 дней на погашение недоимки по налогам и сборам, а также начисленным штрафным санкциям, но в требовании мог быть указан более длительный срок.

    В случае если гражданин в указанные сроки не выполнил условия налогового требования, то у налоговиков будет 6 месяцев для обращения в суд. Если налоговики не уложатся в указанный срок, то задолженность будет списана.

    Допустим, специалисты ФНС уложились и в предельные сроки для подачи искового заявления и выиграли суд. На то чтобы предъявить исполнительные листы к исполнению у них будет три года. Если они так и не обратятся к приставам, то задолженность по налогам будет списана.

    Для списания задолженности гражданам не придется обращаться в ФНС: налоговики должны составить реестр долговых обязательств и принять решение о признании долга безнадежным самостоятельно. При этом они не вправе требовать от граждан никаких дополнительных документов.

    Таким образом, задолженность по налогам не будет списана при наличии решения суда о ее взыскании и если не прошло три года со дня вынесения соответствующего решения. Во всех остальных случаях долг по налогам аннулируется.

    Стоит обратить внимание, что списание задолженности по налогам, которая возникла по состоянию на 2009 год, была единовременной.

    В 2018 году ожидается списание долгов по налогам на основании налоговой амнистии по нормам 436-ФЗ. В частности, недоимку по транспортному, земельному и имущественному налогу, которая возникла по состоянию на начало 2015 года. Подлежат списанию пени и штрафы, начисленные по данным налогам.

    Для того чтобы налог был признан безнадежным, он должен числиться за налогоплательщиком до 2014 года. Налог за 2014 год приобретет статус недоимки после 2015 года. Налоговая задолженность будет признана безнадежной автоматически, для этого налогоплательщику не требуется подавать заявления о списании задолженности.

    Налоговая амнистия распространяется и на перечисленный в бюджет НДФЛ с 2015 по 2017 год. Но безнадежными не могут быть признаны НДФЛ, неудержанные с полученного вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей, оказание услуг, дивидендов и процентов, материальной выгоды. Речь в данном случае идет только о доходах физлица, с которых налоговый агент не удержал налог, но сам сообщил об этом налоговикам.

    В каких еще случаях списываются долги по налогам

    Статья 59 Налогового кодекса указывает на дополнительный перечень оснований для признания налоговой задолженности безнадежной. В их числе: признание физлица банкротом или его смерть (признание судом гражданина умершим), а также вынесение судом решения о невозможности взыскать недоимку из-за истечения срока взыскания.

    Многие россияне рассчитывают избавиться от налоговых долгов через процедуру банкротства. На самом деле судебная практика показывает, что если входе процедуры признания банкротом удастся доказать умышленное уклонение от налоговых обязательств они сохранятся за налогоплательщиком. Тем не менее, нормы Налогового кодекса позволяют освободиться от налогов через банкротство.

    Как отмечалось, в перечне оснований для списания задолженности представлено банкротство. Для списания задолженности требуется, чтобы по результатам этапа реализации имущества физлица вырученных средств оказалось недостаточно для погашения долга перед бюджетом.

    Имея постановление суда о признании гражданина банкротом (о завершении процедуры признания гражданина финансово несостоятельным), ему требуется обратиться в налоговую инспекцию по месту жительства и подать заявление о признании налоговой задолженности безнадежной. К нему прилагаются документы, подтверждающие наличие задолженности (например, требование из ФНС об уплате недоимки). ФНС должна принять решение о списании задолженности в течение 1 дня.

    bankrot.ru.com

    Списание ФНС со счета должника средств при банкротстве в счет погашения задолженности по налогам

    "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства"; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016 года (извлечение):

    Оспаривание сделок (действий) должника в деле о банкротстве

    15. Исполнение обязанности по уплате обязательных платежей в принудительном внесудебном порядке само по себе не является основанием для признания данных действий недействительными на основании пункта 3 статьи 61.3 Закона о банкротстве, поскольку не означает, что органу, осуществляющему взыскание платежей, было известно о неплатежеспособности (недостаточности имущества) должника.

    Конкурсный управляющий должником - хозяйственным обществом обратился в суд в рамках дела о банкротстве с заявлением о признании недействительными действий по списанию с банковского счета организации денежных средств в счет погашения задолженности по налогам, совершенных на основании инкассовых поручений налоговой инспекции.

    Налоговый орган заявленные конкурсным управляющим требования не признал, указав, что списание денежных средств имело место более чем за один месяц до возбуждения дела о банкротстве и на момент получения денежных средств налоговая инспекция не была осведомлена о наличии требований иных кредиторов, наступлении к этому моменту неплатежеспобности (недостаточности имущества) должника.

    Суд первой инстанции удовлетворил требования конкурсного управляющего, сославшись на следующее.

    Глава III.1 Закона о банкротстве устанавливает ряд специальных оснований, по которым в деле о банкротстве могут быть оспорены сделки, совершенные должником или за его счет, а также приравненные к сделкам действия, к числу которых относятся действия, направленные на исполнение обязанностей, возникающих в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

    В частности, на основании пункта 1 статьи 61.3 Закона о банкротстве судом могут быть признаны недействительными сделки (действия), исполнение которых приводит к получению одним из кредиторов удовлетворения его требований в предпочтительном порядке в сравнении с иными кредиторами должника.

    При этом согласно пункту 3 статьи 61.3 Закона о банкротстве для признания недействительной сделки (действий), совершенной в течение шести месяцев до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, необходимо, чтобы лицу, в отношении которого совершена такая сделка (действия), было известно о признаке неплатежеспособности или недостаточности имущества должника либо об обстоятельствах, которые позволяют сделать такой вывод.

    Следовательно, при исполнении обязанности по уплате обязательных платежей в течение шести месяцев до дня принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом для признания таких действий недействительными по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 61.3 Закона о банкротстве, должна быть установлена недобросовестность налогового органа.

    Суд согласился с доводами конкурсного управляющего о том, что налоговая инспекция знала об утрате должником платежеспособности, мотивировав свой вывод тем, что обязанность по уплате налогов не была исполнена налогоплательщиком добровольно и налоговый орган был вынужден предпринять меры по принудительному взысканию налогов. Это, по мнению суда, указывало на отсутствие у должника денежных средств, необходимых для погашения задолженности по обязательным платежам, осведомленность уполномоченного о неплатежеспособности должника.

    Постановлением суда апелляционной инстанции, с выводами которого согласился суд округа, определение суда отменено и в удовлетворении требований конкурсного управляющего отказано.

    Как отметил апелляционный суд, один лишь факт наличия просроченной задолженности по обязательным платежам не означает, что должник является неплатежеспособным, поскольку из этого не следует, что прекращение исполнения обязанностей по уплате обязательных платежей вызвано недостаточностью денежных средств.

    Конкурсным управляющим не представлены доказательства того, что в распоряжении налогового органа имелась информация, из которой можно было бы сделать разумный вывод об отсутствии у должника денежных средств, достаточных для обслуживания имеющихся долгов.

    Принудительное же исполнение обязанности по уплате налоговых платежей на основании инкассовых поручений в силу статьи 46 НК РФ является ординарным способом погашения задолженности, применяемым при нежелании налогоплательщика (налогового агента) погасить долг перед бюджетом в добровольном порядке по различным причинам, в том числе не связанным с фактической несостоятельностью.

    Поэтому само по себе выставление инкассовых поручений налоговой инспекцией не дает достаточных оснований для вывода о недобросовестности поведения налогового органа по отношению к иным кредиторам должника.

    Судам также следует учитывать, что пунктом 4 статьи 61.4 Закона о банкротстве (в редакции Закона N 222-ФЗ) установлен специальный критерий недобросовестности, который применяется в отношении обязательных платежей.

    В соответствии с новой редакцией данной нормы в том случае, когда органом, осуществляющим взыскание обязательных платежей, не допущено нарушение требований законодательства (обязательные платежи начислены в соответствии с законом, действия по их взысканию совершены в установленные сроки и т.п.), предусмотренные статьей 61.3 Закона о банкротстве неблагоприятные для органа последствия наступают при условии, что на момент исполнения обязанности по уплате обязательных платежей в его распоряжении действительно имелись сведения о наличии у должника уже просроченных денежных обязательств перед конкурсными кредиторами, которые не были погашены до возбуждения дела о банкротстве, что позволяло сделать однозначный вывод о получении предпочтения при удовлетворении публичных требований.

    На основании пункта 10 статьи 13 Закона N 222-ФЗ данный специальный критерий недобросовестности учитывается судом, если рассматриваемое заявление о признании сделки (действий) недействительной подано 01.09.2016 или позднее.

    logos-pravo.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о