Защита конкуренции – —

Коммерческое Право (Хозяйственное право): Защита конкуренции

Наряду с развитием конкуренции необходима ее правовая защита. Положение о том, что поддержка конкуренции гарантируется государством, закреплено в ст. 8 Конституции РФ. Согласно ст. 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Проблема защиты конкуренции пока мало воспринимается обществом в целом, в том числе юристами. Между тем лишь при подчинении хаотичных действий массы предпринимателей интересам развития экономики и принципам рыночной работы можно достичь позитивных результатов. Рыночная самоорганизация должна разумно сочетаться с административным и даже силовым воздействием, в том числе в деле защиты конкуренции.

Меры по защите конкуренции можно подразделить на несколько групп.

Статья 6 Закона РФ от 22.03.91 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее — Закон о конкуренции) запрещает и предусматривает признание недействительными определенные действия, ограничивающие конкуренцию. Объявление запрещенными и признание в установленном порядке недействительными достигнутых в любой форме соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, есть первая группа мер по защите конкуренции.

Закон о конкуренции запрещает и предусматривает признание в установленном порядке недопустимыми достигнутые в любой форме соглашения или согласованные действия потенциальных конкурентов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, направленные на:

1) установление или поддержание цен (тарифов), скидок, надбавок, наценок.
Примеры таких незаконных соглашений наблюдаются повсеместно. Так, цены на бензин повышаются одновременно на всех бензоколонках Москвы или Санкт-Петербурга, хотя колонки принадлежат разным собственникам. Это — очевидный результат ценовых сговоров;

2) раздел рынка по территориальному принципу, по объемам продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов и покупателей;

3) ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей;

4) отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями и др.
Следующая группа защитных мер касается запрета принятия актов и совершения отдельных действий со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции. Закон о конкуренции запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления принимать акты и совершать действия, которые могут иметь своим результатом ограничение конкуренции. В частности, запрещается необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере, необоснованно предоставлять отдельным хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим субъектам, и т. п.

Меры по защите конкуренции сейчас требуются на самом низовом уровне производства и торговли, причем меры жесткие, состоящие в подавлении действий, нарушающих товарную и ценовую конкуренцию. Общественное мнение пока плохо сознает, что зажим конкуренции по своим последствиям не менее опасен, чем прямой грабеж или разбой, и потому необходимо применение мер административной и уголовной ответственности. Статья 178 УК РФ еще в 1993 г. ввела уголовную ответственность за незаконное повышение или поддержание цен и иные монополистические действия, предусмотрев крупные штрафы и даже лишение свободы. Однако по этой статье за все годы ни один человек не был привлечен к ответственности.

Наряду с защитой конкуренции от ограничений необходимо осуществление мер по борьбе с недобросовестной конкуренцией.

Основные способы недобросовестного ведения конкуренции названы в ст. 10 Закона о конкуренции. Таковы, в частности, введение потребителей в заблуждение относительно качества товара, его потребительских свойств, некорректное сравнение товаров в рекламе, копирование чужих товарных знаков и способов индивидуализации чужого товара, распространение ложных и неточных сведений о других субъектах.
Закон о конкуренции во многом копировал чуждые российским условиям западные модели. Главное внимание в нем уделено анти- монополистическим мерам, а не формированию конкурентной ере- ды. В результате Закон оказался неэффективным, отвлекая от действительно актуальных мер.

В соответствии с Законом был образован федеральный антимонопольный орган с территориальными органами на местах. Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы вправе давать хозяйствующим субъектам предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства. При неисполнении в срок предписаний антимонопольного органа или совершении иных нарушений закона на виновных лиц могут налагаться взыскания в виде административных штрафов (ст. 14.3, 14.6, части 1 и 2 ст. 14.8, ст. 14.9, часть 2 ст. 19.5, ст. 19.8 КоАП). Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе руководитель федерального антимонопольного органа, его заместители, руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа и их заместители.

Деятельность федерального антимонопольного органа и его территориальных структур пока не оказывает сколько-нибудь заметного влияния на состояние конкуренции в экономике и соблюдение законодательства о конкуренции. Эти органы фактически устранились от работы по формированию конкурентной среды на товарных рынках.
Наряду со специальными антимонопольными органами в создании конкурентной среды призваны участвовать другие государственные органы исполнительной власти: министерства, службы, агентства, а также органы исполнительной власти субъектов Федерации. Формы и методы их работы в указанном направлении пока четко не определены и не регламентированы законом. Здесь требуются научные разработки и дополнительные законодательные решения.

kommercheskoe-pravo-edu.blogspot.com

Защита конкуренции: нарушение закона

Защита конкуренции законодательно регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

В первую очередь Закон №135-ФЗ направлен на предотвращение монопольной деятельности организаций. Его положения также регулируют условия соперничества между хозяйствующими субъектами. При рыночной системе, к которой стремится экономика РФ, данный документ имеет очень важное значение.

Понятие конкуренция закреплено в п. 7 ст. 4 Закона №135-ФЗ. Под ней понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность участников рынка в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров.

Под недобросовестной конкуренцией закон понимает любые действия, направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.

Иными словами, не допускается, чтобы отдельное юридическое лицо стало монополистом, то есть в силу своего особого положения могло влиять на рынок и подавлять конкурентов.

Недобросовестная конкуренция является нарушением ст. 34 п. 2 Конституции РФ, которая запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Под монополистической деятельностью закон понимает злоупотребление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, группой лиц своим доминирующим положением. Также в это понятие входят соглашения или согласованные действия (бездействие), запрещенные антимонопольным законодательством.

Органом государственной власти, который занимается надзором за соблюдением антимонопольного законодательства, является Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Причем за соблюдение закона это ведомство следит во всех областях - от рекламы до осуществления государственных закупок.

Сфера действия Закона №135-ФЗ распространяется на следующие отношения:

  • Связанные с защитой конкуренции, в которых участвуют юридические лица, органы государственной власти, а также индивидуальные предприниматели.
  • В рамках достигнутых и заключенных за пределами РФ соглашениях (сделках), в которых принимают участие российские юридические лица.

Виды недобросовестной конкуренции перечислены в гл. 14 Закона №135-ФЗ, и к ним относятся следующие действия:

  • Дискриминация.
  • Введение в заблуждение.
  • Некорректное сравнение.
  • Приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица.
  • Использование результатов интеллектуальной деятельности.
  • Создание смешения.
  • Незаконное получение распространения и использования информации, составляющей коммерческую тайну.

Кроме того, в ст. 14.8 Закона №135-ФЗ запрещены иные формы недобросовестной конкуренции, которые не указаны в законе.

Полномочия ФАС изложены в ст. 23 Закона №135-ФЗ. Этот государственный орган:

  • возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;
  • выдает хозяйствующим субъектам, а также операторам электронных торговых площадок и органам государственной власти обязательные для исполнения предписания;
  • выдает предупреждения о прекращении действия (бездействия) которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
  • направляет в Центральный банк РФ предложения о совершенствовании антимонопольного законодательства;
  • рассматривает жалобы на проведение торгов;
  • привлекает к ответственности за нарушения антимонопольного законодательства;
  • обжалует в суде нормативно-правовые акты, которые противоречат антимонопольному законодательству;
  • обращается в арбитражный суд с заявлением об обжаловании противоречащих антимонопольному законодательству нормативно-правовых актов, а также принимает участие в судебных заседаниях.

Кроме того, органы и должностные лица ФАС имеют право проводить плановые и внеплановые проверки деятельности как коммерческих юридических лиц, так и органов государственной власти.

В соответствии с п. 3 ст. 25.1 Закона №135-ФЗ плановая проверка проводится не чаще, чем один раз в три года.

Внеплановая проверка (п. 4 ст. 25.1 Закона №135-ФЗ) проводится при наличии:

  • Поступивших из правоохранительных органов данных о нарушении антимонопольного законодательства.
  • Сообщений либо заявлений юридических и физических лиц, средств массовой информации о нарушении антимонопольного законодательства.
  • Поручений Президента РФ и Правительства РФ.

Также орган ФАС самостоятельно может выявить признаки правонарушения.

Основанием для проверки является приказ руководителя органа ФАС (п. 6 ст. 25.2 Закона №135-ФЗ).

Срок проведения проверки составляет не более одного месяца с даты, которая указана в приказе о ее назначении (п. 9 ст. 25.2 Закона №135-ФЗ).

В некоторых случаях срок проведения проверки может быть продлен на два месяца.

Проверка может быть продлена лишь по следующим основаниям:

  • Необходимость проведения экспертизы.
  • Перевод документов, составленных на иностранном языке, на русский язык.
  • Иные основания, при наличии которых невозможно осуществить мероприятия в срок.

Для уведомления лица о проверки закон устанавливает определенные сроки:

  • О плановой проверке оповещают за три рабочих дня, сотрудники ведомства направляют копию приказа физическому или юридическому лицу.
  • О внеплановой проверке - не менее чем за 24 часа любым доступным способом.

Способы обжалования решений антимонопольного органа изложены в ст. 52 ФЗ №135-ФЗ:

  • Внесудебный – в таком случае жалоба подается в вышестоящий антимонопольный орган по отношению к тому, который принял решение.
  • Судебный – исковое заявление подается в арбитражный суд в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

Если арбитражный суд принял к производству исковое заявление об обжаловании решения ФАС, то его действие приостанавливается до вступления в законную силу вердикта суда (п. 2 ст. 52 Закона №135-ФЗ).

Антимонопольное законодательство из-за своей обширной сферы действия, большого количества нормативно-правовых актов является чрезвычайно сложным. Кроме того, за его нарушение в КоАП РФ предусмотрены очень существенные штрафы. Если у вас возникла спорная ситуация с органами ФАС, обратитесь к квалифицированному юристу, чтобы избежать негативных последствий.

pravoved.ru

Формы недобросовестной конкуренции. 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Конкуренция представляет собой особое соперничество субъектов экономических отношений. Каждый из них стремится создать для себя лучшие условия и получить максимальные результаты предпринимательской деятельности.

Классификация

Конкуренция может быть:

  • совершенной;
  • недобросовестной;
  • несовершенной;
  • ценовой;
  • монополистической;
  • деловой;
  • банковской и пр.

Основные типы

В экономической системе существует два базовых вида конкуренции: совершенная и несовершенная. Первая представляет собой теоретическое построение, идеал. Эта модель используется при разработке методологии анализа прочих рыночных структур. Несовершенный тип представляют монополия, монополистическая конкуренция, олигополия. По определенным действиям эти виды не отличаются, однако они обладают рядом специфических черт.

Монополия, например, представлена на рынке обычно одной компанией, имеющей достаточно крупные размеры. Для успешного ее функционирования необходимо постоянное поддержание уникальности. Олигополию формируют несколько компаний, имеющих возможность договориться о совместном влиянии на состояние рынка. В качестве одной из ключевых целей выступает соблюдение стабильности на фоне поддержания заданного уровня доходности. Под монополистической конкуренцией понимают такую модель, при которой каждая компания не обладает существенным влиянием на состояние рынка. Соответственно, субъекты действуют согласно своим возможностям.

В рамках такой модели основной упор, как правило, делается на дифференциацию. В данном случае отсутствует стратегическое поведение (в отличие от олигополии). С развитием рынка все большую актуальность приобрели вопросы, касающиеся недобросовестной конкуренции субъектов. Основные шаги по урегулированию отношений в рыночной сфере были предприняты после распада СССР.

Нормативная база

В РФ концепция законодательства, регулирующего вопросы конкуренции, реализована посредством утверждения специального правового акта. В него вместе с комплексом антимонопольных положений были включены дополнительные нормы. Изначально Закон РСФСР №948-1 не раскрывал понятие недобросовестной конкуренции. В ст. 10 этого акта предусматривался общий запрет на нее. В норме также устанавливались формы недобросовестной конкуренции. Однако перечень этот был примерным. Позднее в правовой акт были внесены изменения.

ФЗ "О защите конкуренции"

В настоящее время действует новый Закон от 26.07.2006 г. В ФЗ "О защите конкуренции" устанавливаются правовые и организационные основы, методы предупреждения и пресечения монополистической деятельности. В нормативном акте обновлен инструментарий, унифицирован механизм регулирования отношений на финансовых и товарных рынках. Борьба с недобросовестной конкуренцией, таким образом, вышла на качественно новый уровень.

Определение

Проблема недобросовестной конкуренции вызвала необходимость принятия оперативных законодательных мер. В качестве одной из них стало изменение правовой базы, касающейся монополистической деятельности. В Законе №135 были объединены положения нормативных актов № 948-1 и № 117. В новом документе термин "недобросовестная конкуренция" подвергся некоторой правке. Изменения, однако, не коснулись его содержания.

Согласно ст. 4 (п. 9), недобросовестной конкуренцией считаются любые действия экономических субъектов или их групп, направленные на извлечение преимуществ при ведении ими предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству, обычаям оборота, требованиям разумности, добропорядочности, справедливости, причиняющие или способные вызывать убытки у других хозяйствующих лиц или нанести ущерб их деловой репутации.

Специфика

Из содержания определения следует важный вывод. Ключевым элементом всегда является действие. Даже если будут присутствовать все прочие признаки недобросовестной конкуренции, бездействие не может в данном случае рассматриваться как нарушение законодательства. В этом состоит отличие от монополистической деятельности. При определенных обстоятельствах в качестве нее может выступать и бездействие. Проблема недобросовестной конкуренции возникает в рамках отношений субъектов на одном рынке. При этом лицо, ведущее экономическую деятельность и в отношении которого совершаются неправомерные действия, и сторона, нарушающая требования закона, должны находиться в определенном взаимодействии. Они должны являться конкурентами.

Ключевым квалифицирующим элементом выступает противоречие действий субъекта законодательству, требованиям добропорядочности, справедливости, разумности, обычаям оборота. Еще одним немаловажным признаком признания конкуренции недобросовестной выступает причинение убытков или ущерба репутации. Вред или финансовые потери не обязательно должны быть реальными. В данном случае достаточно наличия потенциальной возможности их причинения.

Формы недобросовестной конкуренции

В 14 статье (ч. 1) Закона №135 присутствует общий запрет на неправомерные действия одних субъектов по отношению к другим. Кроме этого, в норме определены различные действия, которые расцениваются как формы недобросовестной конкуренции. Они сгруппированы в 5 категорий. Закон выделяет следующие формы недобросовестной конкуренции:

  1. Распространение искаженных, ложных, неточных сведений, способных нанести финансовый ущерб экономическому субъекту или вред его репутации.
  2. Введение в заблуждение потребителей относительно места, способа и характера изготовления продукта, его свойств и качества.
  3. Некорректное сравнение экономическим субъектом реализуемых или производимых им изделий с товарами прочих изготовителей.
  4. Продажа продукции с неправомерным использованием результатов интеллектуального труда и средств индивидуализации юрлица, услуг, работ, объектов, приравненных к ним.
  5. Получение, разглашение, применение производственной, научно-технической, торговой информации, коммерческой тайны в том числе, без согласия ее обладателя.

Важный момент

Указанные выше действия подлежат безусловному запрету, вне зависимости от соответствия их условиям, включенным в трактовку термина "недобросовестная конкуренция". Судебная практика исходит из того, что указанные выше проявления не требуется соотносить с определением, закрепленным в ст. 4. Предусмотренные в ст. 14 составы рассматриваются как прямые нормы, применяемые непосредственно.

Средства индивидуализации

Часть вторая ст. 14 Закона №135 включает положения, которыми запрещена недобросовестная конкуренция в интеллектуальной собственности. В них нет примерного состава правонарушений. По правовой конструкции эти положения близки нормам ст. 10 ГК. В силу этой статьи, запрещено злоупотребление правом, использование юридических возможностей для ограничения конкуренции. Последнее не покрывается определением, закрепленным ст. 4 Закона №135. Однако, несмотря на это, действия субъектов, нарушающие положения ст. 14, ч. 2, рассматриваются как злоупотребление правом в других формах.

Распространение недостоверных, искаженных, неточных сведений

Это первая форма недобросовестной конкуренции, установленная в ст. 14. Следует отметить, что в состав включено распространение искаженных и неточных сведений. Это имеет особое правоприменительное значение, так как многие субъекты, избегая прямых выпадов, используют завуалированные средства. Дискредитация направлена на привлечение покупателей к продукции путем предоставления недостоверной, искаженной или неточной информации о конкуренте, его услугах или изделиях. Данные действия могут повлечь ущерб не только для хозяйствующего субъекта, но и для потребителя. Имеют место и ситуации, когда лицо распространяет информацию, не соответствующую действительности, о себе. При этом он не имеет цели дискредитировать других экономических субъектов. В качестве ключевых признаков недобросовестной конкуренции этого вида следует выделить:

  1. Распространение дефектных сведений.
  2. Способность информации нанести ущерб репутации или финансовый убыток.

Введение в заблуждение

Оно, как и распространение дефектной информации, направлено на привлечение потребителей к своим услугам, товарам или работам. Однако в данном случае выпады против других субъектов не применяются. Недобросовестный производитель предоставляет недостоверные сведения, касающиеся своей продукции. При этом введение в заблуждение не ограничено заведомо ложными заявлениями. Субъект может предоставить и достоверную информацию, которая по тем или другим причинам может сформировать ложное представление об объекте. В данном случае не будет иметь значение ни умысел, ни намерение нанести ущерб.

Некорректное сравнение

Изначально в Законе РСФСР данный состав содержал важную оговорку. В нормативном акте некорректное сравнение расценивалось как ненадлежащая реклама. Как форма недобросовестной конкуренции оно может использоваться самостоятельно или включаться в прочие действия, ориентированные на дискредитацию субъекта или введение в заблуждение потребителей. На мировом рынке отмечается разное отношение к допустимости применять сравнения. Одни эксперты считают, что критика конкурента, если она опирается на факты и правдива, будет весьма полезна. Другие авторы принципиально отвергают возможность сравнивать продукцию или услуги. Отечественное законодательство, регулирующее вопросы конкуренции, не создает препятствий для правдивой критики. Между тем, относиться к ней следует с осторожностью, учитывая очевидную заинтересованность субъектов, ее высказывающих.

Незаконное использование продуктов умственного труда

Не допускается обмен, продажа и другое введение в оборот изделий, если при этом неправомерно использовались результаты интеллектуальной работы и средства индивидуализации продукции, услуг, юрлица, приравненные к ним. Данный состав правонарушения связан с действиями экономического субъекта, способными спровоцировать смешение в отношении другого производителя. Оно обуславливается нарушением исключительных прав на продукты интеллектуального труда и средства индивидуализации.

Дополнительно

В третьей части 14 статьи ФЗ №135 предусмотрена возможность направить решение антимонопольной инстанции о нарушении положений ч. 2 данной нормы в отношении использования и приобретения исключительных прав на товарный знак для признания недействительным обеспечение правовой охраны. Отправляется указанный акт в Роспатент. Данной возможностью может воспользоваться заинтересованное лицо, чье право было нарушено недобросовестным действием конкурента.

fb.ru

Правовая охрана и защита конкуренции. Часть 1

Тема 5. Правовая охрана и защита конкуренции

 

Часть 1

 

  1. 1.      Понятие конкуренции в законодательстве РФ и его правовое содержание. Охрана и защита конкуренции как функция государства.
  2. 2.                      Источники правового регулирования конкуренции. Основные направления правовой охраны конкуренции.
  3. 3.                      Понятие и виды монополистической деятельности.

 

  1. 1.                      Понятие конкуренции в законодательстве РФ и его правовое содержание. Охрана и защита конкуренции как функция государства.

 

Экономическими основами конституционного строя Российской Федерации являются единство экономического пространства, свобода перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории государства, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Данные принципы гарантированы и обеспечены, в том числе, конституционным запретом любой деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, поскольку свободное осуществление экономической деятельности несовместимо со злоупотреблениями хозяйствующими субъектами своим преобладающим положением на рынке, с соглашениями, ограничивающими конкуренцию, а также с осуществлением недобросовестной конкуренции.

В зарубежных законодательствах, ориентированных на рыночную экономику, правовым вопросам регулирования конкуренции и монополии уделяется самое пристальное внимание. Эти законодательства включают эффективные меры по пресечению недобросовестной конкуренции и защите общества от монополистической деятельности, ставшие результатом длительного развития механизма государственного регулирования экономической деятельности.

Современное российское государство совершило переход от централизованной к рыночной экономике за короткий срок, не имея опыта государственно-правового регулирования и охраны конкуренции. В связи с этим задача создания условий для развития конкуренции, установления равных возможностей хозяйствующим субъектам в конкурентной борьбе, определения сфер хозяйственного влияния естественных монополий многократно актуализировалась. Данная проблема приобретает особое значение и новое качественное измерение с учетом недавнего вступления России во Всемирную торговую организацию, страны которой уже накопили значительный опыт государственно-правового воздействия на конкурентные отношения, что необходимо рассматривать как неоспоримое преимущество в борьбе между государствами за экономическое влияние в мире. В условиях активной внешней торговли и снижения таможенного бремени на пути движения товаров из страны в страну в выигрыше окажется тот, кто сумеет свести к минимуму внутренние издержки своей национальной экономики, повысив ее результативность. Очевидно, что состояние национальной конкурентной среды, определяемой установленным государственно-правовым механизмом регулирования конкуренции, играет в решении данной задачи ключевую роль.

Создание эффективного механизма такого регулирования становится важным условием экономического развития страны, что выдвигает на первый план задачу совершенствования российского законодательства о конкуренции.

Подписанный Президентом РФ 26 июля 2006 г. Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции» имеет по своему содержанию охранительную направленность. Объектом правовой охраны выступает конкуренция, возникающая между хозяйствующими субъектами как определенное экономическое благо.

Сразу отметим, что сами по себе конкурентные отношения законом не регулируются. Более того, понятие конкуренции, представленное в п. 7 ст. 4 данного закона, является экономическим, поскольку определяется как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Причина подобного невнимания законодателя к юридическому содержанию конкуренции объясняется ее сущностью, раскрываемой, прежде всего, с позиций экономической теории.

Конкуренция является атрибутом товарно-денежной формы взаимодействия между субъектами экономических отношений, механизмом, определяющим рыночный характер экономики. По выражению С.Э. Жилинского, «конкуренция объективно обусловлена хозяйственной самостоятельностью предпринимателя в производстве и реализации товаров при одновременной полной его зависимости от хозяйственной конъюнктуры, борьбы за наибольший доход, за процветание или, по крайней мере, выживание. Стремление каждого из них к росту прибыли неизбежно приводит к расширению масштабов хозяйственной деятельности, в результате чего предприниматели выступают как конкуренты по отношению друг к другу».

С позиции экономики, механизм саморегуляции рыночной экономики есть не что иное, как осуществление хозяйственной деятельности в условиях конкуренции, которая, воздействуя на спрос и предложение, принуждает хозяйствующих субъектов согласовывать свою волю с объективными условиями функционирования экономики. Тем самым неправомерное получение возможности вывести свою хозяйственную деятельность из-под контроля со стороны конкурентов означает приобретение необоснованных с позиции принципа справедливости преимуществ, что ведет к получению дохода, фактически, за счет других субъектов хозяйствования, принося им убытки. Именно по этой причине в области защиты конкуренции актуально разумное государственное воздействие на субъектов хозяйственной деятельности с целью защиты конкуренции.

Такое понимание конкуренции как объективно действующей в условиях товарно-денежной экономики силы нашло отражение в законодательстве в легальном определении данного понятия. Исходя из этого, следует признать, что как экономическое благо конкуренция не нуждается в специальном правовом регулировании, выступая проявлением экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов, чего однако нельзя сказать о действиях этих субъектов, направленных на устранение конкуренции.

Свободе конкуренции могут угрожать недобросовестная конкуренция, состоящая в такой состязательности на рынке, когда виновные субъекты нарушают общепринятые нормы права, обычаев, справедливости, нравственности, ущемляя тем самым интересы своих конкурентов, а также монополия, предполагающая концентрацию материальных ресурсов, капитала, производства в руках одного лица или группы лиц.

Однако, если недобросовестная конкуренция имеет исключительно субъективные причины возникновения, то возникновение монополии объективно обусловлено эволюцией хозяйственной деятельности, когда наиболее сильный хозяйствующий субъект поглощает слабого. По этой причине монополистическая деятельность несет более серьезную угрозу конкуренции.

В действующем законодательстве о конкуренции вместо понятия монополии используется категория «монополистическая деятельность», которой признается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.Тем самым, законодательство подчеркивает деятельностный аспект такого поведения и его активный характер по отношению к другим хозяйствующим субъектам. Легальное определение данного понятия не констатирует существующую экономическую ситуацию (монополию), а придает ему черты противоправного деяния, отвечающего признакам правонарушения и влекущего за собой юридическую ответственность.

В теории, исходя из социально-экономической природы монополий, принято выделять естественные, легальные и искусственные монополии.

Существование естественных монополий определяется объективными условиями формирования рынка, при которых состязательность невозможна или экономически не оправдана, поскольку ведет к увеличению издержек для хозяйствующих субъектов и цены продукции для потребителей. Согласно ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Таким образом, состояние рынка в виде естественной монополии характеризуется отсутствием конкуренц

www.distanz.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о