Закон о землеустройстве – » » 18.06.2001 N 78- ( ) /

Федеральный закон «О землеустройстве»: кратко о главном

Федеральный закон О землеустройстве от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ был принят Государственной Думой 24 мая 2001 года и одобрен Советом Федерации 6 июня 2001 года. О его содержании – в данной статье.

Настоящий Федеральный закон О землеустройстве предназначен для установления правовых основ проведения процедур землеустройства при гарантированном обеспечении рационального использования земель и их охраны, благоприятной окружающей среды и улучшения состояния ландшафтов.

В главе I ФЗ даются толкования основным понятиям.

Комплексное землеустройство – эти мероприятия по изучению состояния земли, планированию и разработке рационального использования ее и охранению, описание и установление границ, обеспечения рационального использования земельных участков сельскохозяйственного назначения и земель, используемых общинами коренных малочисленных народов.

Объекты землеустройства – территории субъектов РФ, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальные зоны и зоны с особыми условиями эксплуатации территорий, части этих территорий.

В Статье 2 объясняются принципы правового регулирования отношений при проведении землеустройства – на основе ФЗ, другими федеральными законами, иными правовыми актами РФ, Земельным Кодексом РФ.

Статья 3 – об обязательности проведения землеустройства в следующих случаях: при изменении границ объектов землеустройства, выявлении нарушенных участков, земель, которым грозит водная и ветровая эрозия и другие неблагоприятные природные явления, при проведении восстановления, рекультивации или консервации земель, защите земли от неблагоприятных природных явлений.

Статья 4 дает основания для проведения землеустройства, среди которых: решения федеральных органов государственной власти (в том числе и субъектов РФ), местного самоуправления, договоры и судебные решения.

Глава II посвящена государственному регулированию землеустройства. Полномочия РФ прописаны в Статье 5: установление порядка землеустройства, координация работы других органов, землеустройство земель федеральной собственности, госпроизводство, контроль землеустройства, разработка генеральных схем землеустройства РФ. По Статье 6, проект землеустройства должен быть подчинен Государственной экспертизе землеустроительной документации. Статьи 7 и 8 посвящены контролю и техническим требованиям проведения землеустройства.

Глава III – непосредственно о проведении землеустройства. Согласно ФЗ, перед землеустроительными работами должны проводиться изучение состояния земель (почвенные, геоботанические и др. исследования, оценка качества и инвентаризации земли), геодезические и картографические работы (в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 году № 209-ФЗ «О геодезии и картографии»).

Также проект землеустройства должен быть спланирован и организован в соответствии с требованиями рационального использования земель и их охраны. Для этого необходимо провести природно-сельскохозяйственное районирование земель, а также опираться на градостроительную документацию. Далее следует описать местоположения границ объектов землеустройства, установить на местности границы объекты землеустройства (что определяется Правительством РФ). Статья 18 посвящена внутрихозяйственному землеустройству, которое заключается в: организации рационального пользования ЗСН и территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов, разработке мероприятий по улучшению ЗСН, освоению новых земель, восстановлению, рекультивации и консервации и др.

В главе IV перечисляется землеустроительная документация. В ее пакет входят: генеральная схема землеустройства территории РФ, схема землеустройства территорий субъектов РФ, муниципальных образований, использования и охраны земель, карты объектов, проект землеустройства (внутрихозяйственного), улучшения ЗСН, материалы исследований, тематические карты и атласы. На основе всего этого формируется землеустроительное дело, потом обязательно согласование и утверждение землеустроительной документации, формирование Государственного фонда данных по землеустройству.

Также Федеральный закон О землеустройстве включает ответственность за нарушение ФЗ и порядок разрешения споров при проведении землеустройства.

В ГУ землепользования и землеустройства данный Федеральный закон О землеустройстве изучается, к слову, на всех факультетах.

Полный текст закона

Вернуться: Полезные статьи

roszemproekt.ru

"Комментарий к Федеральному закону от 18.06.2001 N 78-ФЗ

Подготовлен для системы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВЕ
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2005 N 87-ФЗ,
от 04.12.2006 N 201-ФЗ)
Комментарий к преамбуле
В советский период развития отечественной экономики землеустройство, выступая в качестве организационно-правового мероприятия по обеспечению рационального и эффективного использования и охраны земель, являлось исключительно властной функцией государства. Правовое обеспечение отношений, связанных с землеустройством, регламентировалось преимущественно инструкциями и приказами государственных органов управления в сфере землепользования. Землеустройство (внутрихозяйственное и межхозяйственное) и другие землеустроительные действия проводились государственными организациями за счет средств, выделяемых из государственного бюджета.
В Основах земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 г., а также в последующих земельных законах (кодексах), вплоть до Земельного кодекса РСФСР 1991 г., раздел названных законов о землеустройстве именовался "Государственное землеустройство". Столь неограниченное вмешательство в хозяйственную деятельность землепользователей представлялось несовместимым с принципом хозяйственной самостоятельности и в качестве метода правового регулирования земельных отношений в условиях осуществления земельной реформы было признано неприемлемым.
В первой половине 90-х годов 20-го века, когда принятием Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", Закона РСФСР от 23.11.1990 "О земельной реформе", Земельного кодекса РСФСР 1991 г. было положено начало новому этапу земельной реформы в России, основные земельные преобразования осуществлялись фактически при полном отсутствии четкой концепции о землеустройстве. Правотворческая деятельность органов государственной власти РФ в установленной сфере деятельности ощутимых результатов не давала, в связи с чем земельные преобразования проводились зачастую форсировано, стихийно, с нарушением их последовательности и комплексности. Реформирование сложившейся системы землепользования и перераспределение земель проводилось без необходимого правового, экономического и экологического обоснования, в большинстве случаев без предварительного составления землеустроительной документации, в результате чего имели место негативные явления в землепользовании. Процессы формирования землевладений и землепользований в агропромышленном комплексе осуществлялись также хаотически, что приводило к возникновению большого количества земельных неурядиц с их чересполосицей, неразмежеванностью, недостаточностью площадей сельскохозяйственных угодий для ведения товарного сельскохозяйственного производства. Выделение земельных участков для ведения крестьянских хозяйств осуществлялось на удаленных друг от друга местах, что не позволяло им кооперироваться при производстве, переработке и реализации продукции и обустройстве территории.
Накопленный за тот период времени практический опыт показал, что дальнейшие земельные преобразования должны носить регулируемый характер и проводиться более углубленно, с их правовым, экономическим и экологическим обоснованием. Это должно было обеспечиваться путем предварительного проведения комплекса землеустроительных работ, связанных с юридическим оформлением и закреплением прав граждан и юридических лиц на землю, формированием в землепользовании новых форм хозяйствования на земле и закреплением их границ в натуре (на местности) межевыми знаками, установлением границ территорий, использование земель которых ограничено или обременено сервитутом, и отражением их в документах, удостоверяющих право на землю. Реальным механизмом наведения порядка в формировании землепользования, обеспечении организации рационального использования и охраны земель, воспроизводства почвенного плодородия, выполнения действующего законодательства и регулирования земельных отношений, должно было стать именно землеустройство. В связи с этим назрела очевидная необходимость принятия специального Федерального закона о землеустройстве.
Настоящий Федеральный закон (далее по тексту - Закон) устанавливает правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов. Законом определены случаи обязательности и основания проведения землеустройства; полномочия Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства; организация и порядок проведения землеустройства; ответственность за нарушение положений Закона; предусмотрены технические условия и требования, которые должны соблюдаться и обеспечиваться при проведении землеустройства; регламентированы иные вопросы в рассматриваемой сфере деятельности.
Практика применения настоящего Закона выявила ряд его недостатков, наиболее существенным из которых является декларативно-бланкетный характер установленных в нем правовых норм. В результате этого в настоящее время проведение землеустройства регулируется многочисленными ведомственными нормативными актами. Кроме того, комментируемым Законом определено большое количество согласований и процедур, без проведения которых межевание земельного участка не может быть выполнено. Так, в частности, существует процедура контроля за проведением землеустройства, процедура землеустроительной экспертизы и отдельная процедура согласования и утверждения землеустроительной документации. Установлены виды землеустроительной документации, подлежащей обязательному согласованию с территориальными органами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, хотя случаи обязательности такого согласования в законодательстве отсутствуют.
На сегодняшний день существует объективная необходимость устранения имеющихся в Законе недостатков. Реализуемая Правительством РФ законотворческая инициатива о внесение соответствующих изменений и дополнений в настоящий Закон, призванных упорядочить законодательство о землеустройстве, с учетом конструктивных замечаний ответственного комитета и комитетов-соисполнителей Государственной Думы РФ, должна приобрести реальные правовые очертания, в результате которых нормы Закона станут нормами прямого действия, а организация работ по землеустройству будет регламентироваться не множеством законодательных и подзаконных актов, а положениями самого Закона.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Комментарий к статье 1
1. С начала 20-го века понятие "землеустройство" претерпело ряд значительных изменений, обусловленных в первую очередь государственным устройством и развитием экономики (народного хозяйства), в результате реформирования которых содержание землеустройства из этапа в этап наполнялось различным целевым назначением. Последним из нормативных правовых актов прошлого столетия, в котором было дано легальное определение землеустройства, являлся Земельный кодекс РСФСР 1991 года. Под землеустройством понималась система мероприятий, направленных на осуществление земельного законодательства, решений Советов народных депутатов по организации использования и охраны земель, создание благоприятной экологической среды и улучшение природных ландшафтов (ст. 112).
В первом проекте настоящего Закона, который был внесен в Государственную Думу РФ Правительством РФ (см. распоряжение Правительства РФ от 06.10.1999 N 1613-р, письмо от 07.10.1999 N 4473п-П1) землеустройство было определено как мероприятия, направленные на выполнение земельного законодательства, решений органов государственной власти, органов местного самоуправления о закреплении и защите прав и законных интересов правообладателей земельных участков, об организации использования земель, инвентаризации и оценке земель, о межевании земельных участков и других объектов землеустройства с установлением их границ на местности, составлении проектов территориального и внутрихозяйственного землеустройства, проведении иных землеустроительных работ, разработке соответствующих федеральных целевых и региональных целевых программ рационального использования земель и их охраны, а также на создание благоприятной окружающей природной среды и улучшение природных ландшафтов (ст. 1).
Такое определение землеустройства вызвало отрицательные отзывы со стороны Правового управления Аппарата Государственной Думы РФ. В своем заключении от 26.11.1999 N 2.2-15/3514 Правовое управление сослалось на то, что предлагаемое в проекте Закона определение понятия землеустройства не позволяет достаточно точно определить содержание указанной сферы деятельности, поскольку построено таким образом, что не раскрывает содержание землеустройства, а перечисляет лишь обеспечиваемые землеустройством правоотношения. При этом было замечено, что данное определение сформулировано настолько широко, что позволяет охватить понятием "землеустройство" широкий круг деятельности, в том числе по регулированию земельных отношений, охране природных ресурсов и т.д., что не позволяет конкретизировать специальный предмет данной деятельности и, соответственно, область правового регулирования, упорядочиваемую настоящим проектом.
Изложенные замечания были учтены, и в тексте законопроекта, принятого Государственной Думой в первом чтении (см. Постановление от 18.02.2000 N 100-III ГД), землеустройство определялось как система мероприятий, обеспечивающих регулирование земельных отношений, изучение, планирование, организацию использования и охраны земель, создание новых и упорядочение существующих землепользований, земельных фондов, административно-территориальных образований и других объектов землеустройства с обозначением границ в натуре (на местности), устройство территории сельскохозяйственных организаций и улучшение природных ландшафтов. Однако ставить на этом точку было еще рано. Окончательная редакция настоящего Закона со всеми его понятиями и определениями, изложенными на момент подписания Президентом РФ, была принята Государственной Думой только после внесения поправок в законопроект, утвержденный во втором чтении (см. Постановление от 24.05.2001 N 1551-III ГД).
Значимость закрепленного в комментируемой статье понятия землеустройства состоит в том, что под землеустройством прежде всего понимаются мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны. Именно в таком понимании и сейчас, и впредь должно заключаться целевое назначение землеустройства. Землеустройство не должно сводиться только к процедуре межевания, к банальному делению земли на участки с целью вовлечения их в хозяйственный оборот, в противном случае даже земельные участки как объекты права собственности, как недвижимые вещи рискуют утратить свою ценность. Земля - это в первую очередь важнейшая часть окружающей природной среды, которая характеризуется пространством, рельефом, климатом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами. Земля - это главное средство производства в сельском и лесном хозяйстве. Земля - это фундамент, это пространственный базис для развития всех отраслей экономики. И наконец, земля - это основная среда обитания всех живых организмов, это основа жизни и деятельности человека. Земельный кодекс РФ императивно закрепил приоритет земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества (ст. 1). Поэтому проведение землеустройства вне зависимости от конкретных задач, которые оно преследует, должно осуществляться именно в контексте такого понимания земли.
Понятие землеустройства, установленное в Земельном кодексе РФ, а также в законах субъектов РФ в целом совпадает с тем, что дано в настоящем Законе. В некоторых случаях понятие землеустройства дополняется перечислением его содержания. Так, например, в ст. 1 Закона Нижегородской области от 27.10.2003 N 98-З "О землеустройстве в Нижегородской области" предусмотрено, что землеустройство обеспечивает:
планирование и организацию рационального использования и охраны земель независимо от форм собственности;
межевание земель с установлением (восстановлением) на местности границ административно-территориальных единиц, муниципальных образований, границ земельных участков собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков по единой государственной системе и их техническое оформление;
разработку проектов внутрихозяйственного землеустройства и других проектов использования и охраны земель;
разработку рабочих проектов рекультивации нарушенных земель, защиты почв от водной и ветровой эрозии, селей, оползней, подтопления, заболачивания, иссушения, уплотнения, засоления, загрязнения отходами производства, радиоактивными и химическими веществами, улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, сохранения и повышения плодородия почв;
обоснование размещения и установления границ особо охраняемых территорий;
проведение геодезических, картографических, почвенных, геоботанических, агрохимических, историко-культурных и других обследовательских и изыскательских работ по землеустройству;
проведение инвентаризации всех земель и систематическое выявление неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению земель;
составление кадастровых и тематических карт и атласов состояния и использования земельных ресурсов;
проведение мероприятий по оценке земли.
Следует заметить, что подобная практика уже имела место в Основах земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 г. (ст. 47), Земельном кодексе РСФСР 1970 г. (ст. 122), Земельном кодексе РСФСР 1991 г. (ст. 113), в первых законопроектах комментируемого Закона. Однако в окончательную редакцию содержание (назначение) землеустройства не вошло. В целом, это представляется правильным решением, поскольку нет особой необходимости дважды дублировать одни и те же законодательные положения.
2. К объектам землеустройства настоящий Закон относит:
территории субъектов Российской Федерации;
территории муниципальных образований;
территории других административно-территориальных образований;
территориальные зоны;
земельные участки;
части указанных территорий, зон и участков.
Ст. 65 Конституции РФ определяет перечень субъектов, входящих в состав Российской Федерации, а положения ч. 1 ст. 67, в свою очередь, устанавливают, что территории Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Таким образом, объектом землеустройства являются как вся территория Российской Федерации в целом, так и территории субъектов РФ в отдельности. Административно-территориальное устройство субъекта РФ и порядок его изменения устанавливаются законом субъекта РФ (п. "л" ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ

'Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации' (постатейный) (под ред. П.В. Крашенинникова) ('Статут', 2007)  »

www.lawmix.ru

Закон о землеустройстве

Понятие землеустройство, в соответствии с законодательством Российской Федерации, включает в себя ряд мероприятий в этой сфере. В том числе, такие мероприятия, как: изучение состояния земель, организация и планирование рационального использования земель и их охраны, использование гражданами и юридическими лицами участков для осуществления сельскохозяйственной деятельности, описание местоположения и установление на местности границ объектов землеустройства, а также организация территорий, которые используются коренными многочисленными народами Сибири, Дальнего Востока и Севера РФ, для обеспечения их образа жизни. Объектами землеустройства являются:

- территории субъектов РФ;

- территории муниципальных образований;

- территории населенных пунктов;

- территориальные зоны;

- зоны с особыми условиями использования территорий,

- части указанных территорий и зон.

Землеустройство регулируется рядом законодательных актов РФ, базу которых составляют такие документы, как: Федеральный закон о землеустройстве, Земельный кодекс РФ, а также закон о фермерском хозяйстве и иные нормативно-правовые акты. Федеральный закон о землеустройстве, несмотря на его значимость, представлен в структуре всего 6-ю главами, которые подразделяются на 27 статей.

Глава 1 закона о землеустройстве фиксирует общие положения данного документа. Статьей 1 определены основные понятия, которые используются в этой сфере: раскрыто непосредственно само понятие землеустройства, а также объекта землеустройства, землеустроительных документов и карт (планов) объектов землеустройства. Правовое регулирование отношений при проведении землеустройств, обязанность такого проведения и основания для этого установлены статьями 2-4 закона о землеустройстве.

Государственное регулирование проведения землеустройства осуществляется на основании норм, прописанных в статьях главы 2 документа. Так, статьями 5-8 установлены полномочия Российской Федерации в сфере регулирования проведения землеустройства, форма проведения государственной экспертизы землеустроительной документации, федеральный государственный надзор в этой области и технические условия и требования для проведения землеустройства.

Глава 3 регулирует деятельность в области проведения землеустройства, согласно статьям 9-11 происходит изучение состояния земель, геодезические и картографические работы и геоботанические, почвенные и иные изыскания и обследования. Оценка качества земель, ее инвентаризация, а также организация и планирование рационального использования земель и их охраны выполняются в соответствии со статьями 12-14 закона. Статьями 16-18 определены установления на местности границ объектов землеустройства и внутрихозяйственное землеустройство.

Виды землеустроительной документации зафиксированы в статье 19 главы 4 закона о землеустройстве. Статьями 20-23 этой главы регламентируется форма оформления карты объекта землеустройства, тематических карт и атласов состояния и использования земель, условия землеустроительного дела, согласование и утверждение землеустроительной документации. Государственный фонд данных, которые были получены в результате проведения землеустройства, создается и действует в соответствии со статьей 24.

Ответственность за нарушение закона о землеустройстве установлена статьей 25 главы 5 документа, при этом разрешение споров при проведении землеустройства осуществляется в соответствии со статьей 26. Глава 6 является заключительным положением закона, единственная статья которого регламентирует срок вступления документа в законную силу.

Скачать закон о землеустройстве

mosadvokat.org

Статья 12. Закон О землеустройстве N 78-ФЗ от 18.06.2001

Статья 12. Закон О землеустройстве N 78-ФЗ от 18.06.2001

Актуально на:

25 декабря 2018 г.

Федеральный закон "О землеустройстве", N 78-ФЗ | ст. 12

Оценка качества земель проводится в целях получения информации о свойствах земли как средства производства в сельском хозяйстве.

Оценка качества земель, являющихся исконной средой обитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проводится в целях установления продуктивности оленьих пастбищ и наличия биологических ресурсов, необходимых для обеспечения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

<a href=""></a>

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

[url=][/url]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

--

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Скачать документ в формате

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

<a href=""></a>

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

[url=][/url]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

--

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Скачать документ в формате

Составить подборку

Анализ текста

Идет загрузка...

www.zakonrf.info

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о