Закон конкуренции – Федеральный закон «О защите конкуренции» (135-ФЗ), 2018, 2019 — проверено 01.12.2018 с комментариями — Законы Российской Федерации

Содержание

Экономический закон конкуренции — Мегаобучалка

Впроцессе конкуренции между субъектами производ­ства и реализации товаров возникают существенные и устой­чивые связи, которые свидетельствуют о том, что конкурен­ция неслучайное явление, а объективно принудительная хозяйственная сила, приобретающая форму экономическо­го закона конкуренции.

Закон конкуренции выражает существенные, вну­тренне необходимые, устойчивые, причинно-следс­твенные связи между экономическими субъектами в борьбе за наиболее выгодные условия производства и Реализации товаров с целью получения наибольшей прибыли.

Глава 9

Закон конкуренции и каждая форма его проявления име­ют внутренние противоречия: между предложением произ­водителей и спросом потребителей; между разными пред­приятиями-производителями; между разными предприя­тиями-потребителями; между мелкими, средними и круп­ными предприятиями, преследующими собственные эгоистические интересы. Все хозяйственные субъекты дей­ствуют независимо друг от друга, каждый из них стремится реализовать свой экономический интерес — получить при­быль в силу различных затрат производства и отличий в по­требительских характеристиках товаров. Однако рынок не может создать равные условия реализации интересов всех производителей, так как действует закон стоимости и по­требители выбирают только товары, которые отвечают их интересам.

Итак, объективно возникает противоречие между усло­виями производства товаров и возможностями их реализа­ции с получением желаемой прибыли. Это противоречие разрешается посредством закона конкуренции. Именно кон­куренция влияет на издержки производства товаров, их цены, а следовательно, и на величину прибыли.

Содержание и роль закона конкуренции в рыночной эко­номике более полно раскрывается через функции, которые он выполняет (рис. 9.1).

Функция ценообразования. Это одна из важнейших функций конкуренции. Особенность этой функции заклю­чается в том, что конкуренция влияет на уровень индивиду­альных затрат производства любого товара, сводя их к обще­ственно необходимым издержкам, которые и определяют равновесную рыночную цену товара.

Конкуренция является тем механизмом, который уста­навливает цену на уровне, при котором достигается рыноч­ное равновесие и реализация товаров.

Функция регулирования. Ориентируясь на конкурентно установленные рыночные цены, предприниматели направ­ляют свои капиталы из малодоходных отраслей в те отрас­ли, товары которых пользуются спросом и дают больше при­были. В результате перелива капитальных ресурсов между

конкурЄнция и монополия в рыночной экономике

Глава 9

более эффективных способов производства и реализации то-варов, развитию предпринимательской инициативы, повы­шению квалификации кадров и т. п. Это, в свою очередь, по­вышает эффективность всего общественного производства. Контролирующая функция. Конкуренция контролиру­ет конкурентоспособность каждого производителя по двум основным показателям:

— во-первых, соответствие индивидуальных затрат про­изводства его товаров общественно необходимым издерж­кам производства подобных товаров;

— во-вторых, соответствие ассортимента и качества его товаров нуждам потребителей, т. е. его полезности для них.

Если товар продан на рынке по цене, установленной на основе конкуренции, которая возмещает затраты производ­ства и приносит прибыль, то это свидетельствует, что това­ропроизводитель работает в соответствии с общественно нормальными условиями производства. А конкурентно установленная рыночная цена является для них нормати­вом рационального хозяйствования.

Функция дифференциации товаропроизводителей. Товаропроизводители, как субъекты конкурентных рыноч­ных отношений, при равных исходных экономических воз­можностях могут иметь разные конечные результаты своей деятельности. Желательных результатов товаропроизводи­тели способны достичь лишь тогда, когда каждый из участ­ников рынка может конкурировать и побеждать конкурен­тов благодаря преимуществам собственного производства.

Бели хозяйствующие субъекты не будут стремиться к по­стоянному повышению эффективности производства, их индивидуальные затраты производства будут более высоки­ми, чем общественно необходимые, они станут неконкурен­тоспособными, банкротами. И, наоборот, конкуренция поо­щряет и создает условия для дальнейшего развития и про­цветания тем товаропроизводителям, которые наиболее эффективно используют ресурсы производства для получе­ния наилучших конечных результатов.

Соответственно происходит и дифференциация в распре­делении доходов между товаропроизводителями. Это отве-

 

Глава 9

Отрицательные последствия конкуренции состоят в том, что она порождает свою противоположность — моно­полию; способствует разорению и банкротству малых и сред-них предприятий; усиливает безработицу, инфляцию, иму­щественное и социальное расслоение населения; порождает коммерческую тайну, нечестные формы борьбы и пр.

Однако в целом конкуренция имеет меньше отрицатель­ных последствий, чем положительных. Кроме того, с целью устранения и ослабления отрицательных последствий кон­курентной борьбы и усиления ее положительных результа­тов в развитых странах осуществляется государственная конкурентная политика, которая направлена на создание благоприятных условий развития конкуренции и на недо­пущение недобросовестных действий в борьбе. Поэтому кон­куренция была и является важнейшим механизмом функ­ционирования рыночной экономики, движущей силой ее эффективного развития.

9.2. Виды экономической конкуренции

Конкуренция, как видно из предыдущего параграфа, — сложная и многогранная категория рыночной экономики. Познать ее без глубокого анализа структуры, т. е. ее видов, из которых она состоит и которые взаимодействуют между собой, затруднительно. Поэтому, на наш взгляд, целесо­образно классифицировать конкуренцию на виды по опре­деленным критериям (рис. 9.2).

Внутриотраслевая конкуренция это борьба между товаропроизводителями одной отрасли за более выгод­ные условия производства и реализации товаров с целью получения большей прибыли.

Функцией внутриотраслевой конкуренции является све­дение индивидуальной стоимости товаров к их единой общественной (рыночной) стоимости, которая определяется сред-ними затратами в отрасли. При таком соперничестве побеж-

 

Конкуренция и монополия в рыночной экономике

Рис. 9.2. Классификация видов конкуренции

дают владельцы тех предприятий, у которых вследствие передовой техники, технологии и организации производ­ства индивидуальная стоимость товаров меньше чем их об­щественная стоимость, что дает им возможность получать сверхприбыль. В соответствии с современным неоклассиче­ским подходом эта сверхприбыль представляет собой эконо­мическую прибыль, определяемую как разность между совокупным доходом фирмы от реализации продукции и экономическими издержками, включающими наряду с внешними также внутренние издержки, которые, в свою очередь, включают нормальную прибыль. Следствием вну­триотраслевой конкуренции является внедрение новых до-

Глава 9

стижений науки и техники, снижение издержек производ­ства, повышение качества продукции.

Однако внутриотраслевая конкуренция не устраняет раз­личий в величине норм прибыли на одинаковые капиталы, вложенные в разные отрасли. Эту проблему решает меж­отраслевая конкуренция.

Межотраслевая конкуренция это борьба между товаропроизводителями разных отраслей экономики за наиболее выгодные условия (сферы) применение ка­питала.

Она осуществляется в форме стихийной миграции капи­талов из отраслей с низкой в отрасли с высокой нормой при­были. В результате формируется средняя норма прибыли в масштабах экономики, которую получают товаропроизво­дители по принципу: «Равновеликая прибыль на равновели­кий капитал».

Перемещая капиталы в более эффективные отрасли и сферы производства, межотраслевая конкуренция способ­ствует оптимальному использованию производственных ре­сурсов общества и одновременно установлению необходи­мых пропорций в экономике.

В современной реальной практике можно встретиться с ситуацией, когда в отдельных отраслях высокая прибыль­ность применения капитала по сравнению с другими сохра­няется довольно продолжительные промежутки времени. Главной причиной такого положения являются препят­ствия на пути проникновения в значительно монополизиро­ванные отрасли и сферы новых капиталов. Поэтому в совре­менных условиях преобладающая часть межотраслевого перелива капитала происходит в пределах многоотраслевых концернов и конгломератов.

Экономические субъекты — участники внутриотрасле­вой и межотраслевой конкуренции, в зависимости от ры­ночных условий и целей, которые они перед собой ставят, могут осуществлять следующие типы конкурентного пове­дения: креативный, приспособленческий, гарантирующий.

конкуренция и монополия в рыночной экономике

Креативный тип конкурентного поведения предусма­тривает обеспечение субъекту преимуществ над соперником путем введения новых компонентов (продукция, техноло­гии, формы организации производства и т. д.). Важным при­знаком креативной конкуренции является стремление ры­ночных контрагентов к изменению существующей структу­ры спроса и предложения.

Приспособленческий тип конкурентного поведения со­стоит в упреждении действий конкурентов в области модер­низации производства. Он применяется, когда предприни­матель не уверен в своих инновационных возможностях и старается скопировать прежде всего в сжатые сроки дости­жения своих соперников.

Гарантирующий тип конкурентного поведения призван обеспечить стабилизацию на продолжительную перспекти­ву достигнутых позиций на рынке и повысить их за счет улучшения качества продукции, обновления ее ассортимен­та, предоставления дополнительных услуг, связанных с га­рантийным обслуживанием и др. Этот тип конкурентного поведения применяется, как правило, тогда, когда предпри­ниматель не обладает возможностью существенно изменить производственную и коммерческую программы и имеет сла­бую инновационную базу.

С образованием и развитием мирового хозяйства возни­кает и международная конкуренция.

Международная конкуренция это конкуренция на­циональных и транснациональных экономических субъ­ектов за наиболее выгодные условия производства и реа­лизации экономических благ на мировом рынке.

Международная конкуренция объединяет внутриотрас­левую и межотраслевую формы конкуренции. Она способ­ствует движению капиталов и товаров между разными госу­дарствами, обеспечивает сбалансированное развитие миро­вого рынка и глобального хозяйства. Доминируют на мировом рынке национальные и транснациональные ком-пании наиболее развитых стран мира.

Глава 9

Совершенная (свободная) конкуренция это такая рыночная ситуация, при которой многочисленные, неза­висимо действующие производители продают идентич­ную продукцию и ни один из них не имеет возможности влиять на рыночную цену и контролировать ее.

Совершенно конкурентный рынок характеризуется та­кими чертами:

— большое количество продавцов и покупателей, ни один из которых не оказывает влияние на рыночную цену, она формируется на основе спроса и предложения;

— каждый производитель выпускает однородный (стан­дартизированный) продукт, который не отличается от про­дукта других продавцов;

— барьеры для входа на рынок минимальны или отсут­ствуют вообще;

— никаких искусственных ограничений спроса, предло­жения, перемещения ресурсов;

— каждый продавец и покупатель владеет полной инфор­мацией о спросе, предложении и цене товаров на рынке.

В условиях совершенной конкуренции отсутствует борь­ба с конкретным конкурентом. Она сталкивает фирму с рын­ком. Рынок полностью обезличен. Все конкуренты незави­симы друг от друга, действия предпринимателя зависят не от отдельного конкурента, а от рынка вообще. Конкурент­ное поведение формируется таким образом, что производи­тели должны оперативно реагировать на изменения общих рыночных условий.

Рынок совершенной конкуренции — это идеальная мо­дель, к которой приближались рынки классического капи­тализма XVIII—XIX вв., когда их субъектами были разроз­ненные и сравнительно небольшие предприятия. Однако в реальных условиях хозяйствования совершенной конку­ренции в чистом виде почти не существует. Более типичной для преобладающего количества современных рынков яв­ляется несовершенная конкуренция.

Несовершенная конкуренция возникает там, где от­сутствуют указанные выше условия свободной конку-

конкуренция и монополия в рыночной экономике

ренции. Главный признак несовершенной конкуренции — способность отдельных участников рынка в опреде­ленной мере влиять на цены и получать тем самым до­полнительную прибыль.

Различают три типа рыночных структур несовершенной конкуренции: рынок абсолютной (чистой) монополии, ры­нок монополистической конкуренции, рынок олигополи-стической конкуренции.

Абсолютная монополия (гр. моно один и «поло» продаю) это ситуация, когда на рынке существуют лишь один продавец и множество покупателей, которые не имеют выбора и поэтому вынуждены покупать необ­ходимый товар по предложенной цене.

Вход новых фирм в отрасль закрыт экономическими, техническими или юридическими барьерами, поэтому одна фирма фактически представляет всю отрасль. Продукция недифференцированна и не имеет близких заменителей. Все это обеспечивает монополисту получение монопольной сверхприбыли.

Аналогичная ситуация, при которой в роли монополиста выступает не продавец, а покупатель, определяется как чи­стая монопсония. Это рынок, где множество продавцов пред­лагает свою продукцию лишь одному покупателю. Ситуа­цию, когда монополист-продавец сталкивается с монополистом-покупателем, называют двусторонней, или билатеральной, монополией. Такой тип монополии возни­кает на рынках водо-, тепло и газоснабжения, рынках ору­жия, стратегических ресурсов и т. п.

Однако рынок абсолютной монополии встречается очень Редко. Он, как и рынок абсолютной (свободной) конкурен­ции, является лишь идеальной моделью, к которой стремят­ся реально существующие рынки. По данным американских экономистов, вСША приблизительно лишь 6 % валового внутреннего продукта (ВВП) производится в условиях, близ-ких кчистой монополии.

в современных условиях доминируют рынки монополи-

стической и олигополистической конкуренции.

Глава 9

Монополистическая конкуренция это такая ситу­ация на рынке, когда большое количество производителей предлагает подобную, но не идентичную продукцию, т. е. она базируется на дифференциации продукции.

Монополистическая конкуренция синтезирует некото­рые черты совершенной конкуренции и монополизма.

Совершенную конкуренцию она напоминает двумя аспек­тами:

— большое количество продавцов и покупателей;

— вход на рынок и выход из него — практически свобод­ны, хотя и есть некоторые препятствия.

Отличие состоит в том, что при совершенной конкурен­ции выпускается и продается продукция идентичная (стан­дартизированная), а при монополистической — дифферен­цированная (гетерогенная).

Дифференциация товаров создается благодаря высокому качеству продукции, совершенной форме, дизайну, более приемлемой упаковке, фирменным маркам и знакам, луч­шим условиям продажи и после реализационного обслужи­вания, интенсивности рекламы, удобного места продажи и т. п. Все это создает определенные преимущества продав­цам этих товаров, привлекает покупателей, которые платят более высокую цену за такие товары. В этом и заключается монопольностъ производителей на свою дифференцирован­ную продукцию, позволяющая им повышать цену и полу­чать дополнительную прибыль.

Концепцию монополистической конкуренции в первой трети XX в. одновременно разработали независимо друг от друга Э. Чемберлин и Дж. Робинсон. Они обратили внима­ние на то, что дифференциация однотипных товаров приво­дит к тому, что вместо единого рынка образуется сеть ча­стично отделенных друг от друга, но взаимосвязанных меж­ду собой рынков. При этом существует разнообразие цен, затрат на производство, объемов выпуска определенных то­варов. Такая дифференциация и порождает определенное монополистическое поведение отдельных производителей-

конкуренция и монополия в рыночной экономике

Наиболее распространенными рынками монополистиче­ской конкуренции являются рынки одежды, обуви, безал-когольных напитков, парфюмерии, сельхозпродукции, услуг предприятий общественного питания, шоу-бизнеса тп. Участниками монополистической конкуренции мо­гут быть как крупные, так и средние и малые предприятия.

Олигополистическая конкуренция (гр. «олигос» мало) это тип рыночной структуры, при которой не­сколько крупных фирм монополизируют производство и реализацию основной массы товаров.

Для олигополии характерны следующие черты:

— малое количество предприятий в отрасли, которые мо­гут контролировать основную часть рынка как однородной, так и дифференцированной продукции;

— высокие барьеры для входа в отрасль;

— большая взаимозависимость предприятий-олигополис-тов между собой как по цене, так и по выпуску продукции;

— контроль над ценой является существенным в случае согласования действий конкурирующих предприятий.

В зависимости от количества субъектов различают «жест­кую» олигополию, когда на рынке главную роль играют 3—5 предприятий, и «мягкую» олигополию, когда основ­ную часть продукции отрасли выпускают и продают 10 и больше предприятий.

Исходной моделью олигополистического рынка является модель дуополии, когда на рынке действуют и конкуриру­ют между собой только две фирмы. Существует еще и такая форма несовершенной конкуренции, как олигопсония. Это тип рыночной структуры, при которой функционирует не-большое количество покупателей определенного товара.

Предприятия-олигополисты владеют способностью реа-

лизовывать свою сверхприбыль на основе понимания своей

взаимозависимости и прогнозирования реакции конкурен-

тов в процессе принятия решений об объемах производства,

или об уровне цен на свою продукцию. Они готовы идти или

за олигополистом, «лидером по ценам», или присоединить-

ся к общему курсу на рынке и согласовывать свою цену с

Глава 9

 

Таблица 9.1. Типы рынков по показателям уровня концентрации и степени развития конкуренции

 

 

Рынки Количественные параметры индексов Типы рынков
Лернера (L) Херфиндаля— Хиршмана (ННІ) рыночной
концентрации
R)
по уровню концентрации по уровню конкуренции
Чистой конку­ренции L = 0 ННК1000 CR < 45 Низкоконцен­трированный Высококонкурентный
Абсолютной монополии L>0 ННІ = 10 000 OR = 100 Абсолютно концентриро­ванный Абсолютно неконкурентный
Монополисти­ческой конку­ренции L>0 1000 <HHI< 2 000 45 < CR < 70 Умеренно концентриро­ванный Потенциально конкурентный
Олигополисти-ческой конку­ренции L>0 2 000<ННІ<10000 70 < CR < 100 Значительно концентриро­ванный Ситуационно-конкурентный

конкуренция и монополия в рыночной экономике

megaobuchalka.ru

Вопрос 4. Рынок и конкуренция. Закон конкуренции

Материалы
двух первых вопросов показывают, что
на рынке всегда есть два контрагента:
продавец и покупатель. Причем, первый
из них стремится свой товар продать как
можно дороже, а второй – купить как
можно дешевле. То есть они приходят на
рынок с противоположно направленными
интересами, но что-то заставляет их
отказываться от абсолютизации своих
интересов и идти на компромисс. Продавец
постепенно понижает свою цену, а
покупатель – повышает свою. Когда цена
приближается к равновесной, совершается
сделка купли-продажи. Естественен
вопрос: что же действует в рыночной
системе таким образом?

Ответ
на этот вопрос достаточно прост –
конкуренция
со стороны себе подобных. Под конкуренцией
понимается соперничество рыночных
субъектов за наиболее благоприятные
условия функционирования. Принято
выделять три основных направления
конкуренции: конкуренция между
производителями за покупателя, конкуренция
между покупателями за продавца,
конкуренция между продавцом и покупателем
за наиболее выгодные условия заключения
сделки. Обычно эти направления развиваются
параллельно.

В
зависимости от основных средств
обеспечения конкурентных преимуществ,
выделяют конкуренцию ценовую и неценовую.
В условиях ценовой
конкуренции

предприниматели ищут конкурентные
преимущества в сокращении цен относительно
цен конкурентов. При неценовой
конкуренции

основное конкурентное преимущество
ищется в более высоком качестве и
надежности товара, в более современном
дизайне и широкой программе послепродажного
обслуживания. В современной мировой
экономике особо выделяется конкуренция
новых товаров
,
в условиях которой конкурентное
преимущество ищется в новизне товара,
его способности удовлетворять новые,
еще не удовлетворенные потребности
людей.

Также
выделяют два основных вида конкуренции:
совершенная и несовершенная. Совершенная
конкуренция

это – конкуренция ни чем не ограниченная
и ни кем не контролируемая. Она имеет
место, когда государственная власть
еще не стала достаточно сильной и не
может реально воздействовать на
экономику, а крупных рыночных субъектов,
способных по-своему регулировать среду
своего функционирования, еще просто
нет. Совершенная конкуренция отличается
тем, что на одном целевом рынке одновременно
функционирует большое количество
производителей, каждый из которых имеет
небольшую долю рынка и, следовательно,
не может другим субъектам рынка диктовать
свои условия. При этом вход на целевой
рынок остается свободным, информация
о продукте и технологии – общедоступной.
В этих условиях крупный производитель,
обладающий большой долей рынка,
позволяющей диктовать другим свою волю,
сформироваться просто не может. В рынке
совершенной конкуренции противостоят
монополия и монопсония. Первая предполагает
единственного продавца некого товара,
вторая – единственного покупателя.

Несовершенная
конкуренция

это – конкуренция, регулируемая и
контролируемая, обычно как государственной
властью, так и крупнейшими субъектами
рынка: и продавцами, и покупателями.

В
зависимости от уровня регулирования и
контроля за конкуренцией принято
выделять следующие виды несовершенной
конкуренции: монополистическая
конкуренция, олигополия, дуополия.

В
условиях монополистической
конкуренции
,
конкуренция как таковая еще присутствует,
но уже весьма ограниченно. Основными
чертами монополистической конкуренции
принято считать: наличие на некотором
целевом рынке ограниченного (не очень
большого) числа производителей, каждый
из которых имеет определенную долю
рынка (около 10 %), что позволяет в некоторой
степени уже влиять на рыночную ситуацию.
Поэтому по некоторым направлениям
деятельности в такой ситуации продавцы
договариваются между собой о разделении
сфер влияния, ограничивая конкуренцию.
Вход на рынок, в общем, пока остается
открытым, как и информация.

Ситуация
олигополии
складывается, когда число участников
несколько сокращается, а их доли рынка
увеличиваются, порождая для олигархов
возможность в большей степени влиять
на рынок, контролируя конкуренцию. В
этой ситуации уже большее количество
направлений деятельности осуществляется
на основе договора между производителями,
доступ на рынок затрудняется, а информацию
начинают закрывать.

Дуополия
это – рыночная ситуация, когда на рынке
функционируют только два производителя,
имеющие примерно равные доли рынка. Они
практически все направления деятельности
осуществляют на основе договора о
разделе сфер влияния. Следовательно,
ни о какой реальной конкуренции в этих
условиях речи быть не может. Однажды,
по-видимому, кто-то кого-то «съест», но
это будет результат договора. Для новых
производителей доступ на этот целевой
рынок уже весьма затруднен, а информация
закрыта почти полностью.

Когда
на основе договора кто-то из дуополистов
кого-то «съест», сложится ситуация
монополии,
т.е. на рынке останется единственный
производитель некоторого товара.
Естественно, единственный производитель
получает над рынком полный контроль.
Вход на рынок для новых субъектов
оказывается практически невозможным,
а информация о продукте и технологии
становится важнейшей коммерческой
тайной.

Возможна
и ситуация, когда, при достаточном
количестве производителей, на рынке
присутствует только один покупатель.
Такое положение дел обычно называют
монопсонией.
Примером может служить рынок вооружений,
где единственным законным покупателем
является государство.

Итак,
монополия это – рыночная ситуация,
когда на рынке присутствует единственный
продавец. Это теоретический подход к
проблеме. Практическим
рыночным монополистом

является тот производитель, который,
обладая большой долей рынка, может
реально мелким производителям диктовать
свои условия и волю. Важно: монополист
продает свой товар по монопольной цене,
установленной единолично, исходя из
собственных интересов. Причем, такая
цена может быть как монопольно высокой,
так и монопольно низкой. Монопольно
высокая цена

назначается для максимизации прибыли,
а монопольно
низкая

для выталкивания с рынка потенциального
конкурента. Последнее объясняется
просто: монополист обычно имеет
значительные резервы и может позволить
себе в течение достаточно длительного
промежутка времени продавать свой товар
по заниженной цене, даже ниже себестоимости.
Дерзкий конкурент, как правило, таких
резервов не имеет, работать по ценам
ниже себестоимости сможет очень не
долго, а по цене, превышающей цену
монополиста, его товар просто никто не
купит. Поэтому он очень скоро разорится
и освободит рыночное пространство
мощному монополисту, который после
этого установит монопольно высокую
цену и вернет все свои материальные
потери. Важно подчеркнуть следующее:
монопольно высокая цена не обязательно
является максимальной, это та цена,
которая максимизирует спрос и,
следовательно, выручку от продажи
товара, позволяющую максимизировать
прибыль в долгосрочной перспективе.

Монополия
как рыночная ситуация может иметь
различные причины своего формирования.
По этому критерию выделим следующие
виды монополии: естественная, масштабная,
инновационная, искусственная (лоббистская).
Естественной
является та монополия, которая складывается
ввиду специфики рассматриваемого
целевого рынка, выражающейся в том, что
средние издержки и, следовательно, цены
оказываются минимальными, если на рынке
в условиях отсутствия конкуренции
функционирует только один производитель.
Такими свойствами обычно отличаются
инфраструктурные отрасли, которым,
чтобы быть рентабельными, нужна очень
большая емкость рынка. При дроблении
этого рынка объем реализации у каждого
из производителей снижается, следовательно,
снижается рентабельность и для доведения
ее до приемлемого уровня нужно повышать
цены, что не желательно. Поэтому сохранение
естественной монополии при достаточно
эффективном регулировании со стороны
государства часто вполне оправдано и
даже целесообразно.

Своеобразную
природу имеет масштабная
монополия
.
Она достигается за счет обладания
монополистом очень большими активами,
что позволяет не только иметь очень
большие объемы производства, соответствующие
подавляющей доле емкости рынка, но и,
при необходимости, резко сбрасывать
цены и выталкивать с рынка потенциального
конкурента. Именно такая монополия
склонна к застою, препятствующему
прогрессу. Структура такого монополиста
обычно очень громоздка, что лишает его
способности адаптироваться к переменам
во внешней среде. Монополист пытается
сохранять конкурентоспособность,
устраняя предлагающих прогресс
конкурентов. Жизнеспособность таких
монополистов весьма условна, т.к. они,
злоупотребив своими масштабами, теряют
соответствие требованиям рынка, товар
их перестает удовлетворять насущные
потребности людей и, следовательно,
покупаться. Если ни сам монополист, ни
государство не проведут реструктуризацию,
призванную породить внутреннюю
конкуренцию, такая фирма просто, в конце
концов, обанкротится. Государству
следует регулировать масштабную
монополию, стремясь не только придать
стимул к развитию, рассматриваемому
целевому рынку, но и обеспечить выживание
гиганта национальной и нередко мировой
экономики, какими чаще всего является
масштабные монополисты.

Очень
специфична инновационная
монополия
.
Здесь специфика связана со стимулированием
развития инновационного процесса, что
весьма позитивно. Инновационная монополия
достигается за счет обладания уникальным
технологическим знанием, которым больше
не обладает ни кто, и производства на
его основе продукта с такими
характеристиками, которых ни кто не
может даже повторить, не говоря уж об
улучшении. Монополист-инноватор вынужден
регулярно генерировать новое передовое
знание, т.к. он не может закрыть вход на
рынок для потенциальных конкурентов,
а полностью защитить информацию
практически невозможно. Когда кто-то
из инноваторов-преследователей
приближается по своим возможностям к
такому монополисту, последний, не желая
тратиться на совершенствование товара
и конкуренцию, уходит из рассматриваемой
рыночной ниши и открывает другую. Если
на момент вынужденного ухода альтернативной
технологии нет, монополист перестает
быть таковым. Возможно, государству
следует даже поддерживать инновационную
монополию, не стремясь к ее ликвидации,
а просто доходы от деятельности в
условиях монополии облагая налогом по
более высокой ставке.

Самым
неприятным с точки зрения торможения
прогресса видом монополии является
монополия
искусственная

или иначе ее можно назвать
лоббистской.

Здесь монопольное положение на рынке
достигается за счет проведения через
органы государственной власти законов
и законодательных актов, ставящих
монополиста в исключительные условия,
более выгодные, чем у других субъектов
данного рынка (т.е. лоббирования).
Достаточно часто вход на рассматриваемый
рынок для любых других производителей
просто закрывается. Рыночное преимущество
такого монополиста не выгодно ни кому
кроме него, и обусловлено только
поддержкой определенных государственных
органов. Обнаружив, государство должно
устранять такие монопольные ситуации,
т.к. они искажают работу объективных
экономических законов, прежде всего
закона стоимости, делая проблематичным
их использование на благо нации и
вероятным разрушительное действие на
экономическую систему.

Нельзя
забывать, что монополия
это – рыночная ситуация.

Относительно каждого специфического
продукта и его целевого рынка складывается
своя рыночная ситуация. Поэтому фирму
монополиста, имеющую диверсифицированное
(не только многопродуктовое, но и
многоотраслевое) производство, однозначно
отнести к какой-то конкретной монопольной
ситуации достаточно сложно. Чаще всего
монополист по одному из своих продуктов
добивается монопольного положения
одного типа, по другому – другого.

В
любом случае, монополию не следует
воспринимать, как правило. Она –
исключение из правил. Поэтому все
монопольные ситуации государство должно
контролировать и регулировать.
Инструментом антимонопольной деятельности
государства является антимонопольное
законодательство. В каждой стране оно
свое, соответствующее особенностям
национальной экономики. В любом случае
оно не должно быть однозначно нацелено
на ликвидацию монополии, но на регулирование
и контроль, прежде всего за доходами.

В
рынке монополии противостоит конкуренция.
Именно конкуренция заставляет продавца
и покупателя идти на компромисс и
сближать свои позиции, обеспечивая
заключение сделки и работу рыночного
механизма. Продавец, стремясь привлечь
покупателя, снижает цену. Но возможности
продавца в области снижения цены
ограничиваются стоимостью его товара,
в конечном итоге затратами живого и
прошлого труда на производство. По
закону стоимости, предприниматель
всегда стремится к снижению индивидуальных
издержек, что увеличивает его способность
к снижению цен. Ради снижения цен и
издержек предприниматель совершенствует
технологию и повышает качество рабочей
силы. Это стоит определенных затрат.
Вопрос: что конкретно заставляет
предпринимателя тратиться на
самосовершенствование? Ответ очевиден
– конкуренция. Если предприниматель,
имея высокие индивидуальные издержки,
не сможет одновременно с другими снизить
цены, он не продаст свой товар, и будет
вынужден уйти с рынка. Поэтому конкуренция
в рынке есть главный стимул к
самосовершенствованию и развитию. И
монополия неприятна, а порой просто
опасна не сама по себе, а именно потому,
что этот-то стимул к совершенствованию
способна подавить.

Развитие
конкуренции в рыночной экономике
регулируется законом
конкуренции
.
Это объективный экономический закон,
выражающий связь между уровнем развития
конкуренции на некотором целевом рынке
и уровнем эффективности его функционирования.
Когда уровень конкуренции оптимален,
эффективность максимальна. Проблема:
определить уровень оптимальности
конкуренции крайне сложно. В общем, это
можно сделать методом экспертных оценок,
что имеет очень высокий элемент
субъективности. Механизм
работы
закона
конкуренции очень своеобразен: сам этот
закон может только зафиксировать
необходимость развития конкуренции
как стимула к развитию, но тем самым он
значительно усиливает действие закона
стоимости, способствуя повышению
эффективности экономической системы
с экономическим законодательством, не
противоречащим этим законам.

Таким
образом, переоценить роль конкуренции
в рыночной экономической системе крайне
сложно. Она не только вынуждает продавца
и покупателя в каждом конкретном случае
сближать позиции и заключать сделку,
но и стимулирует предпринимателя к
снижению затрат и цен, эффективно
усиливая действенность основного закона
товарного хозяйства – закона стоимости.

studfiles.net

Закон конкуренции — Экономическая теория Библиотека русских учебников

Конкуренция является мощным и постоянной движущей силой развития экономической системы капитализма, действующего в соответствующих формах с помощью различных методов. При этом возникают внутренние, необходимые, ста. Али и существенные связи, которые являются признаками действия законов конкуренцийї.

Ареной борьбы между товаропроизводителями есть все сферы общественного воспроизводства. Так, в сфере непосредственного производства они соревнуются за скорейшее внедрение новой техники (подтверждением этого является распространенным й промышленный шпионаж и т.д.), за снижение издержек производства, улучшение качества товаров и услуг и др.. В сфере распределения соперничество между товаропроизводителями происходит снижение заработной платы, а следовательно, за распределение вновь созданной стоимости на зарплату и прибыль, за перераспределение прибавочной стоимости между монополиями (в том числе олигополиями), предприятиями монополистического и немонополистического с. Эктор экономики и др.. Сфера потребления является полем конкурентной борьбы за продление срока действия товаров длительного пользования, за снижение цены потребления, за навязывание потребителям определенной мод эле потребления тощощо.

Сферой конкурентной борьбы является также различные подсистемы целостной экономической системы. Так, в пределах производительных сил борьба между товаропроизводителями, прежде всего между монополиями, ведется за источники сырья и и электроэнергии, а следовательно, в сфере снабжения и сбыта, за максимальное количество патентов, лицензий, другие объекты интеллектуальной собственности, а следовательно, в сфере науки, за привлечение работников высшей к валификации, высокого творческого потенциала, а следовательно, за присвоение результатов труда основной производительной силы — человека-работника (то есть сферой кадрового монополизма) и т.д.. В рамках технико-экономических них отношений такое соперничество осуществляется за установление отношений специализации, кооперации с надежными партнерами. В сфере организационно-экономических отношений идет борьба между конкурирующими фир мамы и компаниями за внедрение передовых форм организации производства и труда, за использование прогрессивных маркетинговых исследований, за опытных менеджеров и современные принципы. Управления ния т.п.. В сфере отношений собственности соперничество наблюдается между различными формами капитала, промышленными капиталистами, промышленным и банковским, промышленным и торговым капиталом, п ромисловимы и транспортными фирмами и компаниями, крупным и средним капиталом. Субъектами конкурентной борьбы является товаропроизводители, наемные работники, потребители, государства (если речь идет о интернациона ный аспект конкуренции), различные финансово-кредитные институты и др.. Закон конкуренции выполняет роль важной движущей силы развития экономической системы, поскольку охватывает самые объект и и субъекты конкурентной борьбыротьби.

. Закон конкуренции — наличие внутренне необходимых, устойчивых и существенных, прямых и обратных связей и отношений (соответственно и противоречий) между различными экономическими субъектами (прежде производителями), которые (связи) является является принудительной силой в борьбе за выгодные условия производства, сбыта, присвоение максимальных доходов, прежде подоход.

Каждый экономический субъект такой борьбы имеет свои специфические потребности, интересы, имманентные цели, использует различные формы и методы, конкурентной борьбы

Роль движущей силы закон конкуренции выполняет и потому, что пронизывает другие экономические законы, в которых имеются противоречивые стороны, представленные различными субъектами с противоположными потребностями и интересами: закон вар ртости (через механизм противоречивого взаимодействия индивидуального и общественно необходимого времени; ценами и стоимостью т.п.), закон спроса и предложения, закон адекватности производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил и и.

Поскольку закон конкуренции действует со времени возникновения товарного производства и ему присущи общие свойства в нескольких общественно-экономических формациях, то его можно отнести к общим экономическим их законе.

Закон конкуренции конкретизируется в присущих каждой отдельной формации специфических законах конкурентной борьбы. При капиталистическом способе производства специфический закон конкуренции имеет качественные формы в проявления в сфере промышленного, торгового, банковского и других видов капитала в этих формах конкурентная борьба развивается в соответствии с требованиями общего и специфического законов конкуренции, согласно в логике развития и функционирования промышленного, торгового и других видов капитала, предполагает свои особые методы и объекты конкурентной борьбы, ее последствия и т.п.. В таком аспекте можно г овориты об отдельных формы капитала (капиталистической собственности), существовавших в рамках индивидуальной капиталистической собственности, которую пронизывала свободная (почти без ограничений со стороны государства) конкуренцийція.

Господствующей формой собственности на высшей стадии капитализма становится коллективная капиталистическая собственность в форме акционерных компаний: промышленных, торговых, банковских. Появляются новые объекты ( (сбережения населения, ценные бумаги, интеллектуальная собственность, высококвалифицированные специалисты, информация и т.д.) и субъекты (картели, синдикаты, тресты, концерны, конгломераты, страховые компании, пенсий ни фонды и т.п.) конкурентной борьбы. С развитием технологического способа производства возникают международные монополии, конкуренция распространяется за пределы отдельных стран, ее объектами становятся источники сырья электроэнергии, рынки сбыта, сбережения населения, ценные бумаги, интеллектуальная собственность, а субъектами — высоко-и мало-развитые страны, транснациональные корпорации, транснациональные банки и др.. С пецифични и общие законы конкуренции модифицируются, что проявляется в преобразовании свободной конкуренции на регулируеману.

На высшей ступени государственно-монополистического капитализма развивающихся государственная, интегрированная капиталистическая и смешанная формы собственности. Объектами конкуренции становятся государственные заказы, квоты государств в со овнишний торговли и т.д., а ее новыми субъектами — международные экономические организации различных уровней (отраслевого, регионального, глобального). Конкурентная борьба идет прежде всего между гигантскими монополис ческими объединениями одной и разных стран, внутри них, между государственными монополистическими компаниями, а также между предприятиями немонополистического сектора экономики и различными формами собственности. Конку ренция превращается с регулируемой на национальном уровне на регулируемую на международном уровне ее центр перемещается из сферы обращения в сферу производства, с отраслевого — на межотраслевой, с национальной ного — интернациональный уровне тощтощо.

На низшей стадии капитализма закон конкуренции капиталистического способа производства в пределах национальных стран действует в форме свободной конкуренции, на высшей стадии капитализма — в формах монополистической ( (в том числе олигополистической) конкуренции, в смешанных формах, а также в формах конкуренции»естественных монополий»со смешанными. На интернациональной основе закон конкуренции действует в форме. Транснационалы ной конкуренции предполагает борьбу, прежде всего между транснациональными корпорациями и отношения субординации между транснациональной конкуренции и формами конкуренции на национальной основе. Отдельные формы конкуренции на высшей стадии капитализма подавляют, ослабляют совершенные формы конкуренции, которые являются мощными с точки зрения движущих сил развития экономической системы. Поэтому государственное регулирование ( как основной субъект современного хозяйственного механизма) и государство (как важнейший институт такой системы) и наднациональные органы вводят комплекс мер, направленных на недопущение. Критическая х форм разрушения конкурентных сил, как правило, формируя антимонопольное законодательствтво.

uchebnikirus.com

Закон Конкуренции — это… Что такое Закон Конкуренции?



Закон Конкуренции


закон, по которому каждый производитель или продавец стремится получить наиболее выгодные условия для производства и сбыта товаров и услуг.

Словарь бизнес-терминов.
Академик.ру.
2001.

  • Закон Железный
  • Закон Массового Производства

Смотреть что такое «Закон Конкуренции» в других словарях:

  • Закон конкуренции —    закон, определяющий, что каждый товаропроизводитель и другие участники рынка стремятся получить наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров (услуг), пользования капиталом и т.п …   Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

  • ЗАКОН КОНКУРЕНЦИИ — закон, состоящий в том, что каждый товаропроизводитель и другие участники рынка стремятся получить наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции (работ и услуг), а также пользования капиталом …   Большой экономический словарь

  • ЗАКОН КОНКУРЕНЦИИ — социально экономи ческий закон, влияющий через отношения субъектов собственности на взаимодействие законов разделения и перемены труда. Это закон, который все снова и снова выбивает буржуазное производство из прежней колеи и принуждает капитал… …   Социология: Энциклопедия

  • Закон конкуренции — Конкуренция  соперничество нескольких субъектов в достижении схожей цели. В биологии говорят о конкуренции между особями одного вида (внутривидовая конкуренция) или между особями разных видов (межвидовая конкуренция), в виду ограниченности… …   Википедия

  • Конкуренции, закон —    см. Закон конкуренции …   Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

  • закон о конкуренции — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN competition law That part of the law dealing with matters such as those arising from monopolies and mergers, restrictive trading agreements, resale price maintenance and… …   Справочник технического переводчика

  • Закон Сэя — (Say’s law) Закон, открытие которого приписывается французскому ученому экономисту Ж. Б. Сэю (1767–1832). В соответствии с этим законом предложение рождает спрос. Это означает отсутствие препятствий для достижения оптимального, по Парето, общего… …   Словарь бизнес-терминов

  • ЗАКОН КЛЕЙТОНА — (Clayton Act) Закон США от 1914 г., дополнивший федеральное антитрестовское законодательство. Запретил ценовую дискриминацию, навязывание принудительного ассортимента, ограничительную практику организации сбыта через определенные торговые… …   Экономический словарь

  • ЗАКОН О ДЕРЕГУЛИРОВАНИИ ДЕПОЗИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОМ КОНТРОЛЕ — (Depository Institutions Deregulation and Monetary Control ACT, DIDMCА) Принятый в 1980 г. в США закон, который установил единые резервные требования для всех американских коммерческих, сберегательных, взаимно сберегательных банков и ссудо… …   Экономический словарь

  • ЗАКОН О БАНКОВСКОЙ ХОЛДИНГОВОЙ КОМПАНИИ — BANK HOLDING COMPANY ACTЗакон о банковской холдинговой компании 1956 г. (9 мая 1956 г., 70 Stat. 133) впервые включил холдинговые компании в сферу банковской деятельности на основании исчерпывающего законодательстваЗАКОН О БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …   Энциклопедия банковского дела и финансов

dic.academic.ru

8)Социально-экономический закон конкуренции.

Закон
конкуренции выражает существенные,
внутренне необходимые, устойчивые,
причинно-следственные связи между
экономическими субъектами в борьбе за
наиболее выгодные условия производства
и реализации товаров с целью получения
наибольшей прибыли.

Закон
конкуренции и каждая форма его проявления
имеют внутренние противоречия:

между предложением
производителей и спросом потребителей;

между разными
предприятиями-производителями;

между разными
предприятиями-потребителями;

между мелкими,
средними и крупными предприятиями,
преследующими собственные эгоистические
интересы.

Содержание
и роль
 закона
конкуренции в рыночной экономике более
полно раскрывается через функции,
которые он выполняет.

Функция
ценообразования
.
Это одна из важнейших функций конкуренции,
Конкуренция влияет на уровень
индивидуальных затрат производства,
сводя их к необходимым издержкам, которые
и определяют рыночную цену товара.

Функция
регулирования
.
Ориентируясь на конкурентно установленные
рыночные цены, предприниматели направляют
свои капиталы в те отрасли, товары
которых пользуются спросом и дают больше
прибыли.

Функция
стимулирования
. Конкурентная
борьба за наибольшие прибыли побуждает
товаропроизводителей применять новую
технику и технологии, экономнее
использовать ресурсы, обновлять
ассортимент продукции, повышать ее
качество, снижать цены предпринимательской
инициативы, повышению квалификации
кадров и т. п. Это, в свою очередь, повышает
эффективность всего общественного
производства.

Контролирующая
функция
. Конкуренция контролирует
конкурентоспособность каждого
производителя по двум основным
показателям:

— во-первых,
соответствие индивидуальных затрат
производства его товаров общественно
необходимым издержкам производства
подобных товаров;

— во-вторых,
соответствие ассортимента и качества
его товаров нуждам потребителей, т. е.
его полезности для них.

Функция
дифференциации товаропроизводителей.

Товаропроизводители,
при равных исходных экономических
возможностях могут иметь разные конечные
результаты своей деятельности.

Конкурентоспособность
(в общем виде)
 —
это владение свойствами, которые создают
определенные преимущества для субъекта
экономической конкуренции.

Коэффициент
конкурентоспособности не должен быть
меньше единицы.

9)Взаимосвязь экономического мышления и экономического сознания.

Экономическое
сознание

– это особое состояние, свойственное
только человеку, в котором ему одновременно
доступен и мир, и он сам.
Экономическое
сознание — одна из центральных категорий
современной экономической психологии.

Следовательно,
экономическое сознание — не просто образ
экономической действительности, а
особая форма психической деятельности,
ориентированная на отображение и
преобразования экономической
действительности.
Формы
экономического
сознания
:
массовая, 
групповая, 
индивидуальная.
 

Массовая
форма экономического сознания.

Экономическое
сознание — лишь особый сегмент массового
сознания.
Определяется
тремя группами факторов.
1)
это уровень ожиданий людей и оценка ими
своих возможностей влияния на экономическую
систему.
2)это
социально-экономические ценности
больших групп людей, составляющих основу
их экономического выбора (например, это
могут быть такие ценности, как стабильность,
равенство, всеобщностью, полезность,
экономическая и социальная справедливость.
3)
это быстро меняющиеся мнения и настроения,
связанные с оценками существующего
экономического положения в стране,
регионе и на отдельном предприятии.
 Групповая
форма экономического сознания.

Рассматривается
как совокупность мнений и представлений,
которые определяют основное содержание
и направление экономической активности
этой группы.
Индивидуальная
форма экономического сознания.

Рассматривается
как особое качество отдельной личности,
способной определенным образом
воспринимать экономическую ситуацию,
более или менее точно ее оценивать и
относительно целеустремленно действовать.

Экономическое

мышление

является системой взглядов человека
на закономерности экономического
развития, сущность экономических явлений
и процессов и причины их возникновения.

Мышление
– это движение идей, раскрывающей суть
вещей. Его итогом является не образ, а
некоторая мысль, идея.

Прежде
всего мышление является высшим
познавательным процессом.
Важнейшими
элементами экономического мышления
является умение находить оптимальные
решения для роста экономической
эффективности отдельного предприятия,
отрасли и народного хозяйства.

Правильное
экономическое мышление обеспечивает
рациональное управление действиями
человека на рабочем месте, в масштабе
предприятия.
Экономическое
Мышление — взгляды и представления,
порожденные практическим опытом людей,
их участием в экономической деятельности,
связями, в которые они вступают в
повседневной жизни. 
Существуют
два главных критерия, которые характеризуют
современный тип экономического мышления:

Первый
— научность — заключается прежде всего
в необходимости полного и последовательного
учета в экономическом мышлении и
хозяйственных решениях объективных
экономических законов.
Второй—
это учет современных реальностей,
качественно новых условий развития
производства, мышление качественными,
а не количественными категориями,
ориентация на конечный результат,
социальные цели развития.

studfiles.net

Закон конкуренции

Экономика — сотрудничество людей. В простом виде люди сотрудничают в натуральной экономике. В таком случае семьи делают себе все сами. Это исходная форма экономики. Она остается базой общества в форме традиционной экономической системы. Так живет половина людей мира.

Более развитой формой сотрудничества является рыночная экономика. Она сегодня главная и многообразна. Она действует на основе системы экономических законов. Главный из них — конкуренция. Ее считают движущей силой рынка.

Борьба возникает в животном мире и принимает особые формы соперничества в обществе людей. Она оказывается средством погони за источниками средств существования. Ее постоянно ведут люди для обеспечения своего благосостояния. В какой-то мере имеет место провозглашенная Гоббсом «война всех против всех». В чистом виде борьба за источники средств существования имеет место в натуральной экономике. В условиях рыночной экономики она принимает форму конкуренции. Конкуренция — борьба между субъектами рыночных отношений. Она возникает вместе с рынком и сохраняется в чистом виде до настоящего времени. Без нее невозможен рынок. Победившие в конкуренции субъекты рынка присваивают преимущества, привилегии.

Конкуренция обеспечивает эффективное использование ресурсов, снижение издержек производства, переливы капиталов в более прибыльные отрасли и т. д. Ее развитие ведет к появлению особого рода преимуществ, которые возникают у тех, кто победил всех и чей интерес становится господствующей силой в обществе.

Каждый человек свободен в выборе своих занятий. Он может стать предпринимателем. Его интересы противоположны интересам других людей, он хочет получить выгоду и борется за наиболее выгодные условия бизнеса. Его успех зависит от его ума, интеллекта, необходимого для победы над конкурентами.

Конкуренцию различают:
1) по методам:
ценовая конкуренция — изменение цен, их снижение. Это было характерно для свободного рынка;
неценовая конкуренция — сервис, качество, надежность товара и т. п.;
2) по отраслям:
внутриотраслевая — между аналогичными товарами; межотраслевая — между товарами различных отраслей;
3) по субъектам:
между продавцами и покупателями; между продавцами; между покупателями;
4) по степени свободы:
совершенная — борьба более или менее равных по силе предпринимателей;
несовершенная — борьба мелких и крупных предпринимателей:
монополистическая;
олигополия;
монополия.

Их конкретнее проанализируем далее. Начнем с рынка совершенной конкуренции (свободного рынка, или полиполии).

psyera.ru

Особенности закона о защите конкуренции: тонкости и нюансы

Закон о защите конкуренции

В данный момент на территории большинства развитых стран действует рыночная экономика. Основное условие для обеспечения ее эффективного функционирования – это свобода конкуренции. Эта задача решается на государственном уровне.

Конкуренция – это соперничество между субъектами, при котором исключается возможность того, что один из них будет в одностороннем порядке влиять на условия товарооборота на соответствующем уровне рынка.

Для того чтобы организации получили необходимые возможности для своего функционирования, их права и обязанности закреплены в юридических документах.

Закон о защите конкуренции сосредоточен на предотвращении монополистической деятельности.

Кроме того, в нем содержатся пункты, пресекающие недобросовестную конкуренцию и противодействие соперничеству между организациями со стороны органов управления и власти.

Рассматриваемая область экономической деятельности строго регламентируется законодательством.

Важнейшим и основным правовым документом является Федеральный закон о защите конкуренции.

Добросовестное соперничество между субъектами также обговаривается в законе об акционерных обществах, о предпринимательстве.

Закон о защите конкуренции включает в себя 10 глав, которые подразделяются на 54 статьи. Попробуем рассмотреть основные моменты этого правового документа. В первой главе указаны общие положения закона.

То есть в ней содержатся основные понятия (к примеру, «финансовая организация», «товар» и многое другое), определения цели и предмета закона.

В первой главе также оговаривается  согласованность действий организаций и хозяйствующих субъектов.

Закон о защите конкуренции включает в себя вторую главу, которая направлена на регулирование недобросовестного соперничества и монополистической деятельности.

В частности, в ней содержатся статьи, исключающие возможность злоупотребления доминирующим положением.

Также вторая глава закона регламентирует допустимость «вертикальных» сделок и соглашений.

В третьей главе содержится запрет на ограничение здоровой конкуренции со стороны органов исполнительной власти, а также местного самоуправления.

В ней также излагаются антимонопольные требования к запросу котировок цен на продукцию, а также на торги.

Третья глава регулирует особенности заключения сделок и договоров с различными финансовыми организациями.

Пятая глава указывает правовые ограничения муниципальных и государственных преференций. Шестая глава регулирует полномочия и функции антимонопольных органов.

Седьмая глава указывает на обязательность государственного влияния на экономическую концентрацию, возникающую в области защиты соперничества между субъектами.

Закон о защите конкуренции включает в себя восьмую главу, являющуюся важнейшей в этом правовом документе.

Она фиксирует обязательность исполнения предписаний и решений антимонопольных органов.

Также в главе указана ответственность за нарушение пунктов рассматриваемого правового документа и условия принудительного разделения организаций.

В девятой главе указывается порядок рассмотрения дел, связанных с полным или частичным нарушением антимонопольного законодательства. Десятая глава правового документа содержит в себе заключительные положения закона. Также она регулирует сроки вступления рассматриваемого документа в силу.

Подведем итоги. Закон 135 ФЗ о защите конкуренции направлен, в первую очередь, на предотвращение монопольной деятельности организаций.

Его главы также регулируют условия соперничества между хозяйствующими субъектами.

При рыночной экономике этот правовой документ является очень важным и значимым.

Источник: http://.ru/article/46888/zakon-o-zaschite-konkurentsii

Закон о защите конкуренции — основные положения

Защита конкуренции и антимонопольное законодательство

Фз о защите конкуренции: структура и основные положения

Сфера применения закона о защите конкуренции

Отношения, регулируемые законом о защите конкуренции

Закон о банкротстве: конкурсное производство

Защита конкуренции и антимонопольное законодательство

П. 1 ст. 8 Конституции РФ гарантируется поддержка рыночных условий, а п. 2 ст. 34 – запрещается монополизация и недобросовестная конкуренция.

Для реализации указанных положений разработана и введена целая система антимонопольного законодательства.

Антимонопольное законодательство начало формироваться в 1991 году. Первым законом, заложившим базу правового регулирования деятельности субъектов рыночных отношений, считается ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» от 22.03.1991 № 948-1.

После него были приняты ФЗ «О рекламе», «О естественных монополиях», «О размещении заказов…» (ныне «О контрактной системе…»), «О рынке ценных бумаг» и др.

Вопросы защиты конкуренции также нашли свое отражение в ГК РФ, УК РФ и КоАП РФ.

Все эти законы имеют своею целью эффективную работу рынков товаров, услуг, финансовых активов, регулирование отношений, связанных с монополистической деятельностью, и пресечение недобросовестной конкуренции.

ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — закон № 135-ФЗ) согласно п. 2 ст. 1 разработан с целью обеспечить:

  • единое экономическое пространство;
  • свободу перемещения товаров;
  • свободу экономической деятельности в РФ;
  • результативную работу товарных рынков.

Таким образом, закон № 135-ФЗ является частью антимонопольного законодательства.

Фз о защите конкуренции: структура и основные положения

Несмотря на свой, казалось бы, небольшой объем (10 глав с 54 статьями), закон № 135-ФЗ затрагивает практически все сферы, в которых в той или иной степени участвуют экономические субъекты.

Условно ФЗ о конкуренции можно разделить на 2 части: в первой содержатся основные понятия, правила и запреты, во второй описывается деятельность антимонопольного органа.

В законе о защите конкуренции даются определения основным терминам, таким как «товар», «финансовый рынок», «конкуренция», «монопольно высокая/низкая цена» и т. п.

Термины «разумность», «добропорядочность» и др. в законе № 135-ФЗ не определены. Отсюда может возникнуть сложность в их правоприменении. Ответы на вопросы, что это такое и как отличать их от других понятий, следует искать в судебной практике.

В законе № 135-ФЗ содержится несколько десятков императивных норм, запрещающих хозяйствующим субъектам совершать определенные действия.

Например, ст. 11 запрещает участникам рынка заключать между собой соглашения, которые могут привести к ограничению конкуренции. В статье подробно перечисляются действия, которые будут считаться таким соглашением.

Закон № 135-ФЗ регламентирует порядок предоставления государственной преференции и выдвигает ряд требований к проведению торгов, запросу котировок и предложений.

Вторая условная часть закона № 135-ФЗ касается деятельности антимонопольной службы. Перечисляются ее функции, полномочия, сделки, подлежащие контролю. Указывается порядок рассмотрения дел о нарушении ФАС антимонопольного законодательства.

Таким образом, закон № 135-ФЗ о защите конкуренции содержит материальные и процессуальные нормы права.

Сфера применения закона о защите конкуренции

Закон № 135-ФЗ действует:

  • во времени;
  • в пространстве;
  • по кругу лиц;
  • по регулируемым отношениям (объектам регулирования).

Во времени закон № 135-ФЗ применим к отношениям, которые возникли после его вступления в законную силу.

Вопрос о применении во времени также связан со сроком давности рассмотрения дел УФАС: он исчисляется 3 годами с момента совершения нарушения, а при длящемся нарушении — с момента его обнаружения или окончания нарушения.

Территориальная сфера действия — территория РФ, а также за ее пределами, если действия или соглашения неким образом влияют на состояние конкуренции в РФ.

К субъектам правоотношений, включенных в сферу применения закона № 135-ФЗ, относятся:

  • коммерческие и некоммерческие организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • адвокаты, нотариусы и другие лица, осуществляющие частную деятельность;
  • органы государственной власти.

Перечисленные субъекты, кроме органов власти, рассматриваются как с позиции правонарушителей, так и с точки зрения стороны, чьи интересы были ущемлены или ограничены.

Сфера применения закона № 135-ФЗ охватывает общественные отношения, которые уже возникли и/или возникнут / могут возникнуть в будущем. Например, ст.

15 закона № 135-ФЗ прямо запрещает акты и действия (бездействие) органов власти, которые приводят или в будущем способны привести к ограничению, устранению конкуренции.

Закон № 135-ФЗ не применяется к отношениям, сложившимся на трансграничных рынках и урегулированным едиными правилами. Контроль за соблюдением этих правил осуществляет Евразийская экономическая комиссия.

Отношения, регулируемые законом о защите конкуренции

Закон о конкуренции регулирует не только отношения хозяйствующих субъектов, но и участие в них органов государственной власти, которые с помощью своих полномочий могут влиять на конкурентные отношения.

Для них (органов власти) установлены запреты на действия (бездействие), принятие актов, которыми не допускается, устраняется, ограничивается конкуренция.

Особое внимание законодатель уделил порядку предоставления государственных и муниципальных преференций.

Последние изменения, коснувшиеся гл. 5 закона № 135-ФЗ, направлены на создание прозрачной системы предоставления преференций, общественного контроля за деятельностью чиновников и борьбы с коррупцией.

В этой главе перечисляются разрешенные виды преференций, виды, которые нужно согласовывать с антимонопольным органом и запрещенные виды.

Некоторые виды отношений, попавшие в сферу применения закона № 135-ФЗ, имеют свою нормативную базу.

Источник: http://rusjurist.ru/zawita_konkurencii/zakon_o_zawite_konkurencii_osnovnye_polozheniya/

Защита конкуренции

Конкуренция является неотъемлемой составляющей эффективного экономического роста, поэтому законодатель в последнее время уделяет большое внимание совершенствованию законодательства о защите конкуренции.

Несмотря на это количество нарушений в данной правовой сфере не уменьшается, а иногда и увеличивается в силу развития способов и форм реализации права, сопряженного с предоставлением больших правовых возможностей в том числе для злоупотребления правом.

В связи с чем квалифицированная юридическая помощь участникам экономических отношений является не просто потребностью, а необходимостью гражданского общества, заинтересованного в стабильности правоотношений и защищенности от деструктивного влияния.

Причем интерес представляют собой все более точные способы защиты экономических прав, направленные не только на устранение нарушений и их последствий, но и на восстановление прав, а также предупреждение будущих нарушений.

Правовая защита конкуренции необходима, если:

Выявлены факты недобросовестной конкуренции!

  1. Распространение ложных сведений о конкурента, наносящих ущерб их хозяйственной деятельности или оказывающих негативное влияние на их деловую репутацию;
  2. Предоставление потребителям недостоверной информации о собственных товарах и услугах;
  3. Некорректное сравнение с конкурентами;
  4. Незаконное использование интеллектуальной собственности стороннего физического или юридического лица, в том числе атрибутов фирменного стиля и т.п.;
  5. Незаконное разглашение конфиденциальных сведений.

Монополистическая деятельность является незаконной!

  1. Нарушения в области ценообразования — установление необоснованно высокой/низкой стоимости товаров или услуг, манипулирование ценами на рынке;
  2. Навязывание контрагенту невыгодных условий договора или не предусмотренных действующим законодательством;
  3. Создание препятствий для входа или выхода на рынок и т.д..

Акты или действия государственных органов ограничивают конкуренцию!

  1. Введение необоснованных запретов на продажу товаров/предоставление услуг, на перемещение товаров;
  2. Создание привилегированных или, напротив, дискриминирующих условий для конкретных поставщиков и т.п.

Эффективная защита конкуренции должна обеспечить:

  • Восстановление (благоприятных) условий для ведения хозяйственной деятельности на товарном рынке в соответствии с законом.

Устранение нарушений антимонопольного законодательства — первостепенная задача специалистов, обеспечивающих правовую защиту конкуренции.

  • Привлечение субъектов, нарушивших закон о конкуренции, к ответственности, предусмотренной действующим законодательством;

Сегодня сумма оборотного штрафа может достигать 15% от прибыли, полученной компанией.

  • Выявление и минимизация факторов риска

К таким мерам можно отнести как изучение рынка конкуренции с целью выявления недобросовестных участников, а также анализ собственной деятельности.

В последнем случае речь идет о превентивных мерах, позволяющих минимизировать рисковые факторы, в том числе и предупредить возможное наложение штрафных санкций компетентными органами.

Источник: http://www.bregistrator.ru/zashhita-konkurencii/

Недобросовестная конкуренция и система мер по защите от нее

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях важна борьба с недобросовестной конкуренцией, которая приобрела разнообразные формы из-за отсутствия законов, требующихся для регулирования конкуренции.

Распространение методов недобросовестной конкуренции подрывает основы экономики и способствует внедрению в отношения между хозяйствующими субъектами не рыночных методов борьбы.

Следовательно, эффективная защита от недобросовестной конкуренции — основа для работы рыночной экономики, что одновременно требует обобщения опыта борьбы с недобросовестной конкуренцией и навыков применения такой борьбы.

Цель данной работы: изучить сущность недобросовестной конкуренции и систему мер по защите от нее.

Задачи данной работы:

1. дать определение понятию «несовершенная конкуренция»;

2. рассмотреть формы несовершенной конкуренции;

3. показать какие существую методы добросовестной и недобросовестной конкуренции;

4. изучить виды несовершенной конкуренции;

5. определить цель несовершенной конкуренции;

6. рассмотреть основные черты несовершенной конкуренции;

7. изучить способы защиты от недобросовестных конкурентных действий;

8. дать краткую характеристику каждому из способов защиты от недобросовестных конкурентных действий.

1 НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ

Конкуренция в переводе с латинского языка значит «сталкиваться» и означает борьбу между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции.

Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.

Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений).

Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.

Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную конкуренцию и недобросовестную конкуренцию.

Основными методами добросовестной конкуренции являются:

— повышение качества продукции

— снижение цен («война цен»)

— реклама

— развитие до- и послепродажного обслуживания

— создание новых товаров и услуг с использованием достижений НТР и т.д.

Но наряду с методами добросовестной конкуренцией существуют и другие, менее законные методы ведения конкурентной борьбы:

Основными методами являются:

— экономический (промышленный шпионаж)

— подделка продукции конкурентов

— подкуп и шантаж

— обман потребителей

— махинации с деловой отчетностью

— валютные махинации

— сокрытие дефектов и т.д.

К этому можно также добавить и научно-технический шпионаж, т.к. любая научно-техническая разработка только тогда является источником прибыли, когда она находит применение в практике, т.е. когда научно-технические идеи воплощаются на производстве в виде конкретных товаров или новых технологий.

Недобросовестная конкуренция — нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. При этом нарушаются законы и неписаные правила.

Ст. 4 Федерального закона от 26.07.

2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» трактует это понятие как: любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Формы недобросовестной конкуренции установлены ст. 14 указанного выше закона. Это

· распространение ложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

· введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

· некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

· продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;

· получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

Во многих странах официально запрещён демпинг, тайный сговор на торгах и создание тайных картелей, ложная информация и реклама и другие методы недобросовестной конкуренции.

В России существует специфический термин «административный ресурс», часто используемый в конкурентной борьбе. Под этим обычно понимается нарушение государственными должностными лицами своих полномочий, то есть коррупция.

Также к недобросовестной конкуренции часто относят так называемый vendor lock-in, то есть практику, при которой поставщик каких-либо продуктов или сервисов создаёт потребителю препятствия к смене поставщика или взаимодействию с продуктами других поставщиков. К ответственности поставщиков, использующих эту практику привлекают нечасто. Один из известных случаев — судебный процесс Еврокомиссии против корпорации Microsoft.

Спектр деятельности, которую можно назвать нечестной, очень широк. Парижская конвенция определяет как недобросовестную конкуренцию следующие три ее вида:

– все действия, ведущие к тому, что потребитель может принять предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность данной фирмы за предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;

– ложные заявления в ходе коммерческой деятельности, дискредитирующие предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;

– использование в ходе коммерческой деятельности указаний или обозначений, которые вводят потребителя в заблуждение относительно природы, способа изготовления, характеристик, пригодности для определенных целей или количества товаров.

Еще 12 видов деятельности определяются как недобросовестная конкуренция в комментарии к Типовому закону по товарным знакам, фирменным наименованиям и актам недобросовестной конкуренции для развивающихся стран. Это следующие виды:

1) подкуп покупателей конкурентов, направленный на то, чтобы привлечь их в качестве клиентов и сохранить на будущее их признательность;

2) выяснение производственных или коммерческих тайн конкурента путем шпионажа или подкупа его служащих;

3) неправомочное использование или раскрытие ноу-хау конкурента;

4) побуждение служащих конкурента к нарушению или разрыву их контрактов с нанимателем;

5) угроза конкурентам исками о нарушении патентов или товарных знаков, если это делается недобросовестно и с целью противодействия конкуренции в сфере торговли;

6) бойкотирование торговли другой фирмы для противодействия или недопущения конкуренции;

7) демпинг, т.е. продажа своих товаров ниже стоимости с намерением противодействовать конкуренции или подавить ее;

8) создание впечатления, что потребителю предоставляется возможность покупки на необычайно выгодных условиях, когда на самом деле этого нет;

9) намеренное копирование товаров, услуг, рекламы или других аспектов коммерческой деятельности конкурента;

10) поощрение нарушений контрактов, заключенных конкурентами;

11) выпуск рекламы, в которой проводится сравнение с товарами или услугами конкурентов;

12) нарушение правовых положений, не имеющих прямого отношения к конкуренции, когда такое нарушение позволяет добиться неоправданного преимущества перед конкурентами.

Традиционно выделяют две модели регулирования рыночной конкуренцией: американскую и европейскую. В американской модели законодательство, направленное на запрет монополий, включает ряд норм о недобросовестной конкуренции.

В европейской модели законодательство, обеспечивающее контроль над монополиями и направленное на борьбу со злоупотреблениями монополистического характера, сосуществует с законодательством о недобросовестной конкуренции.

Для России правовое регулирование недобросовестной конкуренции является достаточно новым. Поскольку проблема не была разработана, каждый понимал под понятием недобросовестной конкуренции что-то индивидуальное и свое.

Первые законодательные определения недобросовестной конкуренции в России содержались в Законе РСФСР от 24.12.1990 № 443-1 «О собственности в РСФСР» (п. 9 ст.

2) и в действовавших на территории РФ Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик (п. 3 ст. 5).

Источник: http://MirZnanii.com/a/250619/nedobrosovestnaya-konkurentsiya-i-sistema-mer-po-zashchite-ot-nee

Федеральный закон о защите конкуренции

Согласно нормам действующего российского законодательства, конкуренцией признается соперничество хозяйствующих между собой субъектов, при котором определенными самостоятельными действиями каждого из них ограничивается или полностью исключается возможность каждого из них в одностороннем порядке оказывать воздействие на общие условия товарооборота на товарном рынке соответствующего уровня. Конкуренция строго регламентируется законодательством.

Существует ряд правовых документов, регулирующих отношения и деятельность в этой сфере, важнейшим из которых является Федеральный закон о защите конкуренции. Кроме того, условия конкуренции оговариваются в таких нормативно – правовых документах, как закон о предпринимательской деятельности, закон об акционерных обществахи других законах федерального или местного значения.

Федеральный закон о защите конкуренции имеет в своей структуре 10 глав, которые подразделяются на 54 статьи.

Глава 1 содержит общие положения закона, статьи 1-3 определяют предмет и цели закона, антимонопольное законодательство РФ и сферу применения закона.

Основные понятия содержатся в статье 4, такие как:

  1. товар, финансовая услуга,
  2. взаимозаменяемые товары,
  3. товарный рынок,
  4. хозяйствующий субъект,
  5. финансовая организация,
  6. конкуренция,
  7. дискриминационные условия,
  8. недобросовестная конкуренция,
  9. монополистическая деятельность,
  10. необоснованно высокая цена финансовых услуг,
  11. конкурентная цена финансовой услуги,
  12. антимонопольные органы,
  13. приобретение акций хозяйственных обществ,
  14. координация экономической деятельности,
  15. признаки ограничения конкуренции,
  16. государственные преференции,
  17. экономическая концентрация и т.д.

Кроме того, статьями 5-9 установлены доминирующие положения в этой сфере, монопольно высокая и низкая цена товара, согласованность действий хозяйствующих субъектов и группа лиц.

Статьями главы 2 регулируются монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция. Так, статьями 10-11.1 и 14 установлен запрет на злоупотребление доминирующим положением, на ограничивающие конкуренцию соглашения, на согласованные действия субъектов, ограничивающие конкуренцию и на недобросовестную конкуренцию.

Статьи 12-13 определяют допустимость «вертикальных» соглашений и действий, согласованных действий, сделок и соглашений.

Глава 3 статьями 15-16 фиксирует запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия органов исполнительной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Статьями 17-18.1 установлены антимонопольные требования к торгам и запросу котировок цен на товары, а также регулируются особенности заключения договоров с финансовыми организациями.

Предоставление государственных или муниципальных преференций возможно только с соблюдением норм статей 19-20 главы 5 закона о защите конкуренции.

При этом функции и полномочия антимонопольных органов регулируют статьи 22-26 главы 6 законодательного документа. Глава 7 статьями 26.1-35 устанавливает государственный контроль за экономической концентрацией в сфере защиты конкуренции.

Очень важной в данном нормативно-правовом акте является глава 8, статьи 36-38 которой фиксируют обязанности исполнения решений и предписаний антимонопольных органов, ответственность за нарушения антимонопольного законодательства и принудительное разделение или выделение коммерческих организаций.

Кроме того, не менее значимой является статья 9, статьи 39-52 которой регламентируют порядок и условия рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства. Статьи 53-54 главы 10 являются заключительным положением закона, а также регулируют сроки вступления настоящего документа в силу.

Источник: http://mosadvokat.org/federalnyj-zakon-o-zashhite-konkurencii/

businessizakon.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о