Внешнее управление и конкурсное производство – Предпринимательское право / Процедуры банкротства понятие, виды, общая характеристика. Внешнее управление и конкурсное производство

Содержание

внешнее управление и конкурсное производство.

Внешнее управление

Внешнее управление (судебная санация) представляет собой процедуру банкротства, применяемую к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.

Внешнее управление является процедурой реабилитационного характера, рассчитанной на применение, по общему правилу, только в отношении юридических лиц. Однако предусматриваются и исключения из общего правила, а именно: Закон о банкротстве (п.4 ст.219) допускает введение внешнего управления в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства, которое юридическим лицом по действующему законодательству не является.

Устанавливая, что решение о введении внешнего управления принимается собранием кредиторов, Закон о банкротстве, тем не менее, допускает в ряде случаев возможность введения внешнего управления по инициативе арбитражного суда. Причем арбитражный суд при определенных условиях имеет право пойти вразрез с решением, принятым собранием кредиторов, в частности, когда имеются достаточные основания полагать, что решение первого собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принято при наличии обстоятельств, дающих основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена (п.1 ст.92).

Внешнее управление вводится на срок не более восемнадцати месяцев и может быть продлено на срок не более шести месяцев, причем по ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего установленный срок внешнего управления может быть сокращен. Интересен тот факт, что совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать двух лет.

Закон о банкротстве (п.2 ст.102) закрепляет основания, при которых внешний управляющий может заявить отказ от исполнения договоров и иных сделок должника: а) договор не исполнен сторонами полностью или частично; б) исполнение договора повлечет убытки для должника по сравнению с аналогичными договорами, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах; в) договор препятствует восстановлению платежеспособности должника. Ранее действовавший Закон 1998 г. в качестве основания рассматривал также ситуацию, когда договор являлся долгосрочным (заключенным на срок более одного года). Впоследствии постановлением Конституционного Суда РФ от 6 июня 2000 г. N 9-Пположение ст.77 Закона о банкротстве, закрепляющее односторонний отказ от исполнения договоров должника, если договор заключен на срок более одного года, было признано не соответствующим Конституции РФ, поскольку оно позволяло внешнему управляющему в одностороннем порядке расторгать договоры должника на том лишь основании, что они заключены на срок свыше одного года, независимо от того, имеются ли связанные с исполнением таких договоров обстоятельства, препятствующие восстановлению платежеспособности должника, что в конечном итоге лишало контрагентов возможности судебного оспаривания одностороннего отказа[7].

Конкурсное производство

Конкурсное производство является конечной стадией в процессе несостоятельности (банкротства). В результате проведения конкурсного производства прекращается существование юридического лица или предпринимательская деятельность гражданина. Данная процедура в деле о признании должника банкротом не является новой для российского законодательства о несостоятельности. Еще Закон 1992 г. содержал положения, которые регулировали порядок принудительной ликвидации предприятия-должника по решению арбитражного суда.

Основанием открытия конкурсного производства является признание должника банкротом по решению арбитражного суда.

Срок конкурсного производства не может превышать одного года, однако арбитражный суд вправе продлить его еще на шесть месяцев (п.2 ст.124 Закона).

Одной из основных фигур в конкурсном производстве является конкурсный управляющий, который утверждается арбитражным судом при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Конституции РФ положения п.4 ст.104 Закона о банкротстве 1998 г. в той части, в которой они позволяли передавать вышеуказанные объекты без выплаты должникам, находящимся в процедуре конкурсного производства, разумной, справедливой компенсации, обеспечивающей баланс между публичными и частными интересами, а также не допускали судебной проверки такой передачи по существу.

Конкурсное производство считается завершенным с момента внесения указанной записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

studfiles.net

Внешнее управление и конкурсное производство как процедуры, применяемые к предприятию-должнику. Внешнее и конкурсное управление

Похожие главы из других работ:

Анализ положений Закона о несостоятельности (банкротстве)

2.3 Внешнее управление

Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Внешнее управление вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев...

Банкротство индивидуального предпринимателя

ГЛАВА 3. КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

предприниматель банкротство ликвидационный конкурсный Конкурсное производство - процедура банкротства, осуществляемая в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов в установленной очередности...

Банкротство индивидуального предпринимателя в Республике Беларусь

2.3 Конкурсное производство

Согласно ст.237 Закона к заявлению индивидуального предпринимателя о своем банкротстве может быть приложен план погашения его долгов, копии которого направляются кредиторам и иным лицам...

Банкротство кредитных организаций

§4. Конкурсное производство

Конкурсное производство - это следующая процедура банкротства, содержащая систему мероприятий, целью которых является, во-первых, проведение ликвидации должника - юридического лица; во-вторых...

Банкротство юридического лица, как способ прекращения его деятельности.

2.4. КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Конкурсное производство является последним этапом производства по делу о банкротстве должника. Его целью является соразмерное удовлетворение требований кредиторов (ст. 2 Закона)...

Банкротство: общая характеристика

2.3 Внешнее управление

Внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Внешнее управление - это наиболее сложная и трудоемкая процедура из всех процедур банкротства...

Банкротство: общая характеристика

2.4 Конкурсное производство

Конкурсное производство является конечной стадией в процессе несостоятельности (банкротства). В результате проведения конкурсного производства прекращается существование юридического лица или предпринимательская деятельность гражданина...

Институт несостоятельности (банкротства)

§ 3. Внешнее управление

Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. Внешнее управление вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен в порядке...

Институт несостоятельности (банкротства)

§ 4. Конкурсное производство

Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства. Конкурсное производство вводится сроком на год. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица...

Конкурсное производство

Конкурсное производство кредитных организаций

Судебные процедуры банкротства вводятся, контролируются и прекращаются арбитражным судом. Конкурсное производство представляет собой специальную форму ликвидации, используемую в случаях признания должника несостоятельным, цели...

Несостоятельность (банкротство) физических лиц

2. Конкурсное производство

Решение о введении реализации имущества гражданина принимается судом в случае принятия судом решения о признании гражданина банкротом (п. 2 ст. 213.24 Закона о банкротстве гражданина)...

Несостоятельность (банкротство) юридических лиц

2.5 Конкурсное производство

Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Так законодатель определяет эту процедуру в ст.2 Закона о несостоятельности...

Правовые основы несостоятельности (банкротства), банкротство и уголовная ответственность

2.2 Конкурсное производство

Конкурсное производство является конечной стадией в процессе несостоятельности (банкротства). В результате проведения конкурсного производства прекращается существование юридического лица или предпринимательская деятельность гражданина...

Применение процедуры банкротства в современных экономических условиях

2.1 Конкурсное производство

Конкурсное производство является конечной стадией в процессе несостоятельности (банкротства)...

Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) юридического лица

2.2.3 Конкурсное производство

Конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Это главная процедура банкротства...

pravo.bobrodobro.ru

24. Внешнее управление и конкурсное производство как процедуры банкротства (Сальева)

Внешнее управление- важнейшая форма предупреждения банкротства в рамках узаконенных процедур банкротства. Основанием для назначения внешнего управления имуществом должника -наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предпринимателя-должника с тем, чтобы он мог продолжить свою экономическую деятельность. Восстановление платежеспособности и есть конечная цель этой процедуры банкротства.

Внешнее управление вводится на срок не более чем 18 месяцев, к. может быть продлен в не более чем на шесть месяцев, если иное не установлено самим же ФЗ. По ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего установленный срок внешнего управления может быть сокращен. Решение первого собрания кредиторов о введении внешнего управления должно содержать предполагаемый срок внешнего управления. Таким образом, общая продолжительность последнего не превышает двух лет.

С даты введения внешнего управления: прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника Несостоятельность (банкротство) предпринимателей возлагается на внешнего управляющего; внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством; отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов; аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве.

Исключение. Органы управления должника в пределах компетенции, вправе принимать решения: о внесении изменений и дополнений в устав общества в части увеличения уставного капитала; об определении количества, номинальной стоимости объявленных акций и др.

Последствие введения внешнего управления — установление моратория, т. е. приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. В течение срока действия моратория: приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке, не допускается их принудительное исполнение; не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением денежных обязательств и обязательных платежей, возникших после принятия заявления о признании должника банкротом, а также подлежащие уплате по ним неустойки (штрафы, пени). Однако мораторий на удовлетворение требований кредиторов не распространяется на требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью.

В процедуре внешнего управления, как и при других процедурах банкротства, первым начинает активно действовать внешний управляющий. Он назначается арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления.

Полномочия внешнего управляющего могут быть сведены в две группы. Первая группа связана с ревизией, пересмотром действий, совершенных хозяйствующим субъектом-должником и приведших к его банкротству или способствовавших этому. Вторая группа собственная инициативная компетентная деятельность по выводу хозяйствующего субъекта из неплатежеспособного состояния. Рассмотрим коротко каждую из них.

Большое место в первой группе полномочий занимают акции внешнего управляющего, направленные на отказ от исполнения заключенных должником невыгодных гражданско-правовых сделок. Сделать это он может в трехмесячный срок с момента введения внешнего управления. Отказ от исполнения договоров и иных сделок должника может быть заявлен только в отношении сделок, не исполненных сторонами полностью или частично, если такие сделки препятствуют восстановлению платежеспособности должника или если исполнение должником таких сделок повлечет за собой убытки для должника по сравнению с аналогичными сделками, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах.

Внешний управляющий вправе также обратиться с заявлением в арбитражный суд о признании сделок должника недействительными по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (см., например, ст. 166—181 ГК РФ). Кроме того, особые основания недействительности сделок указаны в названном Федеральном законе. Например, сделка должника, совершенная должником с заинтересованным лицом, может быть признана арбитражным судом недействительной по заявлению внешнего управляющего в случае, если в результате указанной сделки кредиторам или должнику были или могли быть причинены убытки.

Главный набор правовых средств, которыми наделен внешний управляющий, находится во второй группе полномочий. Одно из них — установление размера требований кредиторов. Федеральный закон 2002 г. здесь заметно ограничил правомочия внешнего управляющего. Как и ранее, кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Но указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность этих требований документов.

Пожалуй, самое ответственное полномочие внешнего управляющего — право распоряжения имуществом должника. Важность данного полномочия не вызывает сомнений. Ведь существует потенциальная угроза того, что нерадивым внешним управляющим имущество может быть использовано таким образом, что за очень короткий срок от ценностей должника не останется, как говорится, «ни денег, ни товара». Федеральным законом 2002 г. установлены дополнительные гарантии защиты от наступления подобных негативных последствий.

В частности, введены новые ограничения при заключении крупных сделок, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. Они заключаются внешним управляющим только с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов), если иное не предусмотрено самим Федеральным законом. К крупным сделкам относятся сделки или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более чем 10% балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения такой сделки (ранее ограничения распространялись на более узкий круг сделок и при размере более чем 20% балансовой стоимости активов).

Только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов внешний управляющий может совершать сделки, влекущие за собой получение или выдачу займов, выдачу поручительств или гарантий, уступку прав требований, перевод долга и др. Перечисленные сделки могут заключаться внешним управляющим без согласования с собранием кредиторов или комитетом кредиторов, если возможность и условия заключения таких сделок предусмотрены планом внешнего управления.

Внешнее управление имуществом должника внешний управляющий осуществляет на основе плана. План внешнего управления — главный внутренний документ, который предопределяет согласованные между всеми лицами ход и прогнозируемый результат внешнего управления. Проведение последнего без плана, стихийно не допускается.

Этот план внешний управляющий должен разработать не позднее месяца с даты своего назначения на должность и представить его собранию кредиторов для утверждения. Суть плана — предусмотреть совершенно конкретные меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника.

Мерами по восстановлению платежеспособности должника могут быть: перепрофилирование производства; закрытие нерентабельных производств; взыскание дебиторской задолженности; продажа части имущества должника; уступка прав требования должника; продажа предприятия должника; иные меры восстановления платежеспособности должника.

Комитет кредиторов и их собрание могут в любое время потребовать у внешнего управляющего отчет перед кредиторами о ходе внешнего управления и реализации плана внешнего управления. Новым в Федеральном законе 2002 г. является положение о том, что внешний управляющий обязан представить отчет собранию кредиторов: по результатам проведения внешнего управления; при наличии оснований для досрочного прекращения внешнего управления; по требованию лиц, имеющих право на созыв собрания кредиторов; в случае накопления денежных средств, достаточных для удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.

К отчету внешнего управляющего должен быть приложен реестр требований кредиторов. В отчете должно содержаться также одно из следующих предложений: а) о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами; б) о продлении установленного срока внешнего управления; в) о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов; г) о прекращении внешнего управления.

Конкурсное производство

Конкурсное производство открывается по решению арбитражного суда о признании должника банкротом. Оно вводится сроком на год. По ходатайству лица, участвующего в деле, этот срок может быть продлен арбитражным судом не более чем на шесть месяцев.

В отдельных ситуациях применяются упрощенные процедуры банкротства. Например, в случаях, когда должник-гражданин либо руководитель должника — юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствуют и установить их местонахождение не представляется возможным, заявление о банкротстве может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности. Арбитражный суд в течение месяца с даты принятия к производству заявления.

Конечная цель конкурсного производства принципиально иная, нежели у финансового оздоровления и внешнего управления, и заключается в соразмерном удовлетворении требований кредиторов.

Достижению цели конкурсного производства служит прежде всего широкая гласность в его осуществлении. Информация о признании арбитражным судом должника банкротом и об открытии конкурсного производства в настоящее время публикуется в «Российской газете». Публикация официального объявления о банкротстве должника служит способом уведомления об этом всех его возможных кредиторов, которые могут находиться в самых различных регионах России и за рубежом. Содержащаяся в объявлении информация дает им возможность в установленные законом сроки предъявить свои претензии.

Всем причастным к банкротству лицам надлежит знать и учитывать в своей деятельности правовые последствия открытия конкурсного производства. В частности, с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства: срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства и уплаты денежных обязательств и обязательных платежей должника считается наступившим; прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника и др.

Конкурсный управляющий утверждается арбитражным судом одновременно с вынесением решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

С даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника — унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены названным Федеральным законом.

Конкурсный управляющий организует всю работу по достижению цели конкурсного производства, для чего он наделен необходимыми обязанностями и правами . Особое внимание необходимо обратить на те вопросы, которые касаются формирования конкурсным управляющим конкурсной массы. Они выражают главную суть конкурсного производства, в наибольшей мере способствуют стабилизации и развитию рыночных отношений, преодолению негативных материальных, нравственных и правовых последствий от состоявшегося и зафиксированного арбитражным судом факта банкротства.

Конкурсная масса состоит из двух относительнообособленных частей. Первая часть имущество, имеющееся в наличии во владении, пользовании и распоряжении должника на момент открытия конкурсного производства. Вторая часть — имущество, выявленное в ходе конкурсного производства. По этим двум направлениям и обязан действовать конкурсный управляющий при формировании конкурсной массы. Рассмотрим каждое из них.

А Начинается формирование конкурсной массы с инвентаризации и оценки наличного имущества должника. Для оценки конкурсный управляющий обязан привлечь независимого оценщика и иных специалистов, а для правильного ведения учета имущества должника, составляющего конкурсную массу, — бухгалтеров, аудиторов и др. Из конкурсной массы исключаются имущество, изъятое из оборота, и имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности.

Не включаются в конкурсную массу социально значимые объекты. Они продаются путем проведения торгов в форме конкурса. Цена продажи социально значимых объектов определяется независимым оценщиком. Средства, полученные от продажи социально значимых объектов, включаются в конкурсную массу.

Конкурсный управляющий принимает меры к сохранению наличного имущества должника, к недопущению необоснованного его уменьшения. Так, в установленном порядке он заявляет возражения по предъявленным к должнику требованиям кредиторов и отказы от исполнения невыгодных договоров должника.

Б Значительно большей активности и творческой инициативы от конкурсного управляющего требуют поиск, выявление

и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц, иные акции по увеличению конкурсной массы за счет ценностей, которых нет в наличии у должника на момент открытия конкурсного производства. Конкурсный управляющий вправе предъявить и третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании: обратиться с иском об истребовании имущества должника у третьих лиц.

Часть первая ГК РФ определила еще один возможный источник пополнения конкурсной массы. Речь идет об учредителях (участниках) хозяйствующего субъекта — должника и собственниках его имущества. Действует общее правило: учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника.

Исходя из приведенного положения в Федеральный закон 2002 г. включена норма, согласно которой конкурсный управляющий при осуществлении своих полномочий вправе предъявить требование к третьим лицам, которые в соответствии с федеральным законодательством несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства.

Конкурсный управляющий все свои полномочия реализует под постоянным контролем кредиторов и арбитражного суда. Не реже одного раза в месяц он представляет комитету кредиторов или собранию кредиторов отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию. Конкурсный управляющий обязан по требованию арбитражного суда предоставлять арбитражному суду все сведения, касающиеся конкурсного производства, в том числе отчет о своей деятельности.

5 Важнейшая стадия конкурсного производства — продажа имущества должника. В зависимости от того, как будет пройдена эта стадия, нередко в решающей степени зависят результаты всей рассматриваемой процедуры банкротства. Продажа проводится под строгим контролем кредиторов. Условия продажи имущества должника должны предусматривать получение денежных средств за проданное имущество не позднее чем через месяц с даты заключения договора купли-продажи или семь дней с момента возникновения права собственности у покупателя. В случае, если в течение двух месяцев с даты представления конкурсным управляющим соответствующих предложений собранию (комитету) кредиторов порядок, сроки и условия продажи имущества собранием (комитетом) кредиторов не будут утверждены, то возникшие разногласия по заявлению любой из сторон разрешает арбитражный суд. По итогам рассмотрения разногласий арбитражный суд или утверждает порядок, сроки и условия продажи имущества, или освобождает конкурсного управляющего от исполнения своих обязанностей.

При отказе кредиторов от принятия с целью погашения своих требований имущества, которое предлагалось к продаже, но не было продано в ходе конкурсного производства, и при отсутствии заявлений собственника имущества должника — унитарного предприятия, учредителей (участников) должника о правах на указанное имущество конкурсный управляющий уведомляет об указанном имуществе органы местного самоуправления по месту нахождения имущества должника. Не позднее чем через 30 дней с даты получения соответствующего уведомления органы местного самоуправления принимают указанное имущество на баланс и несут все расходы на его содержание.

6 После завершения формирования конкурсной массы, определения круга конкурсных кредиторов и продажи имущества должника самым ответственным делом становится погашение долгов перед кредиторами. Вне очереди за счет конкурсной массы покрываются связанные с проведением конкурсного производства расходы (текущие обязательства), в частности: судебные расходы должника; расходы по выплате вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю; текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника и др.

Требования кредиторов также удовлетворяются в определенной очередности. Сейчас три очереди: в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам; в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Если иное не предусмотрено Федеральным законом 2002 г., конкурсный управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов. Реестр подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

7 После завершения расчетов с кредиторами, а также при прекращении производства по делу о банкротстве конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. К отчету прилагаются: документы, подтверждающие продажу имущества должника; реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов; документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

Оканчивается конкурсное производство вынесением арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства, принимаемого им после рассмотрения отчета конкурсного управляющего. Определение, которое конкурсный управляющий должен представить в течение пяти дней с даты его получения в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. С даты внесения этой записи конкурсное производство считается завершенным, а должник — ликвидированным.

8 Важная новелла Федерального закона 2002 г. — возможность перехода к внешнему управлению в случае, если в отношении должника не вводились финансовое оздоровление и (или) внешнее управление, а в ходе конкурсного производства у конкурсного управляющего появились достаточные основания (в том числе основания, подтвержденные данными финансового анализа) полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена. Конкурсный управляющий обязан созвать собрание кредиторов в течение месяца с момента выявления указанных обстоятельств в целях рассмотрения вопроса об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению. В случае удовлетворения ходатайства арбитражный суд выносит определение о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.

studfiles.net

Предпринимательское право / Процедуры банкротства понятие, виды, общая характеристика. Внешнее управление и конкурсное производство

Процедуры банкротства: понятие, виды, общая характеристика. Внешнее управление и конкурсное производство.

мероприятия проводимые арб. судом по поводу и в связи с рассмотрением дела о банк-ве. Закон 1992 г. выдел-л суд-ый и несуд-й процедуры, впоследствии указ-ся лишь суд-ые, т.е. под процедурой мы понимаем только то, что проводит арб суд. в учеб лит-ре выдел-т внесуд-ые процедуры – добровольное объявление о банк-ве и досудеб санкция. В старом законе выделено 4 этапа, процедуры банк-ва: набл-ние, внеш упр-ние, конкурсное произ-во, мировое соглашение. К ЮЛ примен-ся все 4, к ФЛ – только последние два. Новый закон вводит 5 процедуру – финансовое оздоровление (применяется только к ЮЛ).

При рассмотрении дела о банкротстве должника – юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

– наблюдение – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;

– финансовое оздоровление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;

– внешнее управление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности;

– конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

– мировое соглашение – процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами;

2. При рассмотрении дела о банкротстве должника-гражданина применяются следующие процедуры банкротства:

– конкурсное производство;

– мировое соглашение;

–иные предусмотренные настоящим Федеральным законом процедуры банкротства. Конкурсное производство – это, когда имущество должника распределяется между его кредиторами. Порядок такого распределения называется конкурсом или конкурсным производством.

Введение внешнего управления в организации-должника производится на основе определения Арбитражного суда, в котором утверждается и кандидатура внешнего управляющего.

Внешнее управление имуществом организации вводится в случае, если есть основания полагать, что причиной тяжелого финансового состояния должника явилось неудовлетворительное управление предприятием и имеется реальная возможность восстановить платежеспособность должника.

Внешнее управление вводится не более чем на 18 месяцев, который можно продлить на срок до 24 месяцев.

В отличие от полномочий временного управляющего, внешний управляющий осуществляет руководство организацией в полном объеме вместо отстраненных органов управления должника. С даты введения данной процедуры:

отменяются все ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей;

не начисляются неустойки (штрафы, пени).

studfiles.net

Внешнее и конкурсное управление

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Кафедра права

Контрольная работа

по дисциплине

«Хозяйственное право»

Внешнее и конкурсное управление

(Вариант 4)

Г. Краснодар, 2009 г.

Содержание

Внешнее управление и конкурсное производство как процедуры, применяемые к предприятию-должнику

Задача №1

Задача №2

Список используемой литературы

Внешнее управление и конкурсное производство как процедуры, применяемые к предприятию-должнику

В соответствии с Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон) при рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение (ст. 27 Закона).

При этом внешнее управление - это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности; конкурсное производство – это процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Сущность внешнего управления рассматривается в главе VI Закона. Как правило, внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен в порядке, предусмотренном Законом, не более чем на шесть месяцев. Определение о продлении срока внешнего управления подлежит немедленному исполнению. По ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего установленный срок внешнего управления может быть сокращен. С даты введения внешнего управления: прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего. Внешний управляющий утверждается арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления (ст. 96 Закона). Не позднее чем через месяц с даты своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения.

План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника. Платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии признаков банкротства. План внешнего управления должен: соответствовать требованиям, установленным федеральными законами; предусматривать срок восстановления платежеспособности должника; содержать обоснование возможности восстановления платежеспособности должника в установленный срок. План внешнего управления должен предусматривать разграничение компетенции между собранием кредиторов и комитетом кредиторов в части утверждения сделок должника, если такое разграничение не установлено собранием кредиторов или имеются основания для перераспределения компетенции между собранием кредиторов и комитетом кредиторов. Согласно ст. 95 Закона устанавливается мораторий на удовлетворение требований кредиторов, который распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. В течение срока действия моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам

o приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке, не допускается их принудительное исполнение, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до введения внешнего управления решений о взыскании задолженности по заработной плате, о выплате вознаграждений по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда, а также о взыскании задолженности по текущим платежам;

o не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением денежных обязательств и обязательных платежей, возникших после принятия заявления о признании должника банкротом, а также подлежащие уплате по ним неустойки (штрафы, пени). Мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется также на требования кредиторов о возмещении убытков, связанных с отказом внешнего управляющего от исполнения договоров должника. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов не распространяется на требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о возмещении морального вреда. Как уже было сказано выше внешнее управление - это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:

o перепрофилирование производства;

o закрытие нерентабельных производств;

o взыскание дебиторской задолженности;

o продажа части имущества должника;

o уступка прав требования должника;

o исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;

o увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;

o размещение дополнительных обыкновенных акций должника;

o продажа предприятия должника;

o замещение активов должника; иные меры по восстановлению платежеспособности должника.

В результате принятых мер и по итогам выполнения своих функцию внешний управляющий предоставляет отчет о проведенной работе. По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего арбитражным судом выносится определение:

o о прекращении производства по делу о банкротстве в случае удовлетворения всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или в случае утверждения арбитражным судом мирового соглашения;

o о переходе к расчетам с кредиторами в случае удовлетворения ходатайства собрания кредиторов о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;

o о продлении срока внешнего управления в случае удовлетворения ходатайства о продлении срока внешнего управления;

o об отказе в утверждении отчета внешнего управляющего в случае, если судом будут выявлены определенные для этого Законом обстоятельства.

Вынесение арбитражным судом определения о переходе к расчетам с кредиторами является основанием для начала расчетов со всеми кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов. После накопления денежных средств, достаточных для расчетов с кредиторами определенной очереди, внешний управляющий направляет в арбитражный суд ходатайство о вынесении определения о расчете с кредиторами определенной очереди и уведомляет о направлении указанного ходатайства кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов. Ходатайство о вынесении определения о расчете с кредиторами определенной очереди должно содержать предложение внешнего управляющего о пропорции удовлетворения требований кредиторов. В случае, если внешнее управление завершается заключением мирового соглашения или погашением требований кредиторов, внешний управляющий продолжает исполнять свои обязанности в пределах компетенции руководителя должника до даты избрания (назначения) нового руководителя должника. В случае, если в установленный арбитражным судом срок не произведены расчеты с кредиторами, арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Конкурсное производство вводится сроком на год. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев. Сущность этой процедуры раскрывается в главе VII Закона.

Собственник имущества должника - унитарного предприятия, учредители (участники) должника либо третье лицо или третьи лица в любое время до окончания конкурсного производства вправе одновременно удовлетворить все требования кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или предоставить должнику денежные средства, достаточные для удовлетворения всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 113 Закона. В случае исполнения обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами представление отчета конкурсным управляющим происходит в порядке, предусмотренном Законом. По результатам рассмотрения отчета конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае удовлетворения всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или утверждения арбитражным судом мирового соглашения. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:

o срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;

o прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;

o сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну;

mirznanii.com

Конкурсное управление - это... Что такое Конкурсное управление?

Конкурсное производство представляет завершающую процедуру банкротства коммерческой организации-должника в Российском правовом поле.

Общие положения о конкурсном производстве

Конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Срок конкурсного производства — до 6 месяцев, может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев. Определение арбитражного суда о продлении срока конкурсного производства подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, установленном законом[1].

Цели введения конкурсного производства

Конкурсное производство назначается судом, если отсутствует реальная возможность восстановить платежеспособность должника, и/или иные процедуры банкротства не дали результата. С момента ввода конкурсного производства должник называется банкротом. В решении суда о применении конкурсного производства должна содержаться следующая информация:

  • о признании должника банкротом
  • о назначении конкурсного управляющего
  • о признании утратившей силу регистрацию должника

Последствия открытия конкурсного производства

  • наступление срока исполнения всех обязательств должника
  • прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей
  • сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну
  • совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование
  • прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве
  • исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось, подлежат передаче судебными приставами - исполнителями конкурсному управляющему
  • снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника
  • прекращаются полномочия руководителя должника
  • все требования кредиторов могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства

Решение о признании предприятия банкротом и открытии конкурсного производства публикуется в газете Коммерсантъ [2] с изложением существенных обстоятельств: порядка, сроков предъявления требований, наименования суда, и т. п.

Конкурсный управляющий

Конкурсное производство осуществляется конкурсным управляющим, к которому переходят полномочия по управлению делами должника. Опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется конкурсным управляющим. Конкурсный управляющий не позднее чем через десять дней с даты своего утверждения направляет указанные сведения для опубликования. В ходе конкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника по рыночной стоимости, формирует конкурсную массу.

Конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства. Деятельность конкурсного управляющего завершается представлением в арбитражный суд отчета, к которому прилагаются документы, подтверждающие продажу имущества должника:

  • Документы, подтверждающие продажу имущества должника
  • Реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований
  • Документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

После рассмотрения отчета конкурсного управляющего, арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного проивзодства. Данное определение представляется конкурсным управляющим в орган, осуществляющий государственную регистрацию. На основании определения суда в единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации организации-должника.

Полномочия конкурсного управляющего

Конкурсный управляющий обязан:

  • принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества;
  • привлечь оценщика для оценки имущества должника;
  • принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;
  • принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
  • уведомлять работников должника о предстоящем увольнении не позднее чем в течение месяца с даты введения конкурсного производства;
  • предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании;
  • заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику;
  • вести реестр требований кредиторов;
  • передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • заключать сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов;
  • предъявить требования к третьим лицам, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника. Размер ответственности определяется, исходя из разницы между размером требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, и денежными средствами, вырученными от продажи имущества должника или замещения активов организации-должника;
  • по требованию арбитражного суда предоставлять арбитражному суду все сведения, касающиеся конкурсного производства, в том числе отчет о своей деятельности.

Конкурсный управляющий вправе:

  • распоряжаться имуществом должника в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом, увольнять работников должника, в том числе руководителя должника, в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом.

Конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в месяц, если собранием кредиторов не установлены более продолжительный период или сроки представления отчета.

Конкурсный управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей.

Конкурсная масса

Bce имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. В целях правильного ведения учета имущества должника, которое составляет конкурсную массу, конкурсный управляющий вправе привлекать бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов

Конкурсная масса — это:

Имущество должника, не включаемое в конкурсную массу

Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное предусмотренное Федеральным законом имущество.

Не включается в конкурсную массу арендованное должником имущество, находящееся на ответственном хранении должника, за исключением имущества, на которое в соотвествии с законодательством или учредительным документом организации может быть наложено взыскание по обязательствам должника. Включению в конкурсную массу подлежат также объекты социально-коммунальной сферы, находящиеся на балансе должника, за исключением жилищного фонда, детских дошкольных учреждений и отдельных жизненно важных для данного региона объектов производственной и коммунальной инфраструктуры, которые должны быть приняты на баланс соответствующих органов местного самоуправления.

Удовлетворение требований кредиторов

Решение о начале продажи, форме продажи и начальной цене имущества принимается собранием кредиторов по представлению конкурсного управляющего. Продажа организуется конкурсным управляющим путем проведения торгов. Удовлетворение требований кредиторов осуществляется за счет средств, вырученных от продажи имущества должника.

Закон устанавливает очередность удовлетворения требований кредиторов, а тажке содержит правила о порядке удовлетворения требований кредиторов каждой из очередей.

Очередность удовлетворения требований кредиторов

  1. Производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда. В случае, если возраст гражданина превышает семьдесят лет, период капитализации соответствующих повременных платежей составляет десять лет.
  2. Производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам.
  3. Производятся расчеты с другими кредиторами.

Вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника, а также требования, возникшие в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства.

Возможность перехода к внешнему управлению

В случае, если в отношении должника не вводились финансовое оздоровление и (или) внешнее управление, а в ходе конкурсного производства у конкурсного управляющего появились достаточные основания, в том числе основания, подтвержденные данными финансового анализа, полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена, конкурсный управляющий обязан созвать собрание кредиторов в течение месяца с момента выявления указанных обстоятельств в целях рассмотрения вопроса об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.

Завершение конкурсного производства

После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов - определение о прекращении производства по делу о банкротстве. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства может быть обжаловано до даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц. С даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным.

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Внешнее управление и конкурсное производство как процедуры банкротства (Сальева)

Внешнее управление и конкурсное производство как процедуры банкротства (Сальева)

Внешнее управление- важнейшая форма предупреждения банкротства в рамках узаконенных процедур банкротства. Основанием для назначения внешнего управления имуществом должника -наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предпринимателя-должника с тем, чтобы он мог продолжить свою экономическую деятельность. Восстановление платежеспособности и есть конечная цель этой процедуры банкротства.

Внешнее управление вводится на срок не более чем 18 месяцев, к. может быть продлен в не более чем на шесть месяцев, если иное не установлено самим же ФЗ. По ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего установленный срок внешнего управления может быть сокращен. Решение первого собрания кредиторов о введении внешнего управления должно содержать предполагаемый срок внешнего управления. Таким образом, общая продолжительность последнего не превышает двух лет.

С даты введения внешнего управления: прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника Несостоятельность (банкротство) предпринимателей возлагается на внешнего управляющего; внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством; отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов; аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве.

Исключение. Органы управления должника в пределах компетенции, вправе принимать решения: о внесении изменений и дополнений в устав общества в части увеличения уставного капитала; об определении количества, номинальной стоимости объявленных акций и др.

Последствие введения внешнего управления — установление моратория, т. е. приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. В течение срока действия моратория: приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке, не допускается их принудительное исполнение; не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением денежных обязательств и обязательных платежей, возникших после принятия заявления о признании должника банкротом, а также подлежащие уплате по ним неустойки (штрафы, пени). Однако мораторий на удовлетворение требований кредиторов не распространяется на требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью.



В процедуре внешнего управления, как и при других процедурах банкротства, первым начинает активно действовать внешний управляющий. Он назначается арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления.

Полномочия внешнего управляющего могут быть сведены в две группы. Первая группа связана с ревизией, пересмотром действий, совершенных хозяйствующим субъектом-должником и приведших к его банкротству или способствовавших этому. Вторая группа собственная инициативная компетентная деятельность по выводу хозяйствующего субъекта из неплатежеспособного состояния. Рассмотрим коротко каждую из них.

Большое место в первой группе полномочий занимают акции внешнего управляющего, направленные на отказ от исполнения заключенных должником невыгодных гражданско-правовых сделок. Сделать это он может в трехмесячный срок с момента введения внешнего управления. Отказ от исполнения договоров и иных сделок должника может быть заявлен только в отношении сделок, не исполненных сторонами полностью или частично, если такие сделки препятствуют восстановлению платежеспособности должника или если исполнение должником таких сделок повлечет за собой убытки для должника по сравнению с аналогичными сделками, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах.

Внешний управляющий вправе также обратиться с заявлением в арбитражный суд о признании сделок должника недействительными по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (см., например, ст. 166—181 ГК РФ). Кроме того, особые основания недействительности сделок указаны в названном Федеральном законе. Например, сделка должника, совершенная должником с заинтересованным лицом, может быть признана арбитражным судом недействительной по заявлению внешнего управляющего в случае, если в результате указанной сделки кредиторам или должнику были или могли быть причинены убытки.

Главный набор правовых средств, которыми наделен внешний управляющий, находится во второй группе полномочий. Одно из них — установление размера требований кредиторов. Федеральный закон 2002 г. здесь заметно ограничил правомочия внешнего управляющего. Как и ранее, кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Но указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность этих требований документов.

Пожалуй, самое ответственное полномочие внешнего управляющего — право распоряжения имуществом должника. Важность данного полномочия не вызывает сомнений. Ведь существует потенциальная угроза того, что нерадивым внешним управляющим имущество может быть использовано таким образом, что за очень короткий срок от ценностей должника не останется, как говорится, «ни денег, ни товара». Федеральным законом 2002 г. установлены дополнительные гарантии защиты от наступления подобных негативных последствий.

В частности, введены новые ограничения при заключении крупных сделок, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. Они заключаются внешним управляющим только с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов), если иное не предусмотрено самим Федеральным законом. К крупным сделкам относятся сделки или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более чем 10% балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения такой сделки (ранее ограничения распространялись на более узкий круг сделок и при размере более чем 20% балансовой стоимости активов).

Только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов внешний управляющий может совершать сделки, влекущие за собой получение или выдачу займов, выдачу поручительств или гарантий, уступку прав требований, перевод долга и др. Перечисленные сделки могут заключаться внешним управляющим без согласования с собранием кредиторов или комитетом кредиторов, если возможность и условия заключения таких сделок предусмотрены планом внешнего управления.

Внешнее управление имуществом должника внешний управляющий осуществляет на основе плана. План внешнего управления — главный внутренний документ, который предопределяет согласованные между всеми лицами ход и прогнозируемый результат внешнего управления. Проведение последнего без плана, стихийно не допускается.

Этот план внешний управляющий должен разработать не позднее месяца с даты своего назначения на должность и представить его собранию кредиторов для утверждения. Суть плана — предусмотреть совершенно конкретные меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника.

Мерами по восстановлению платежеспособности должника могут быть: перепрофилирование производства; закрытие нерентабельных производств; взыскание дебиторской задолженности; продажа части имущества должника; уступка прав требования должника; продажа предприятия должника; иные меры восстановления платежеспособности должника.

Комитет кредиторов и их собрание могут в любое время потребовать у внешнего управляющего отчет перед кредиторами о ходе внешнего управления и реализации плана внешнего управления. Новым в Федеральном законе 2002 г. является положение о том, что внешний управляющий обязан представить отчет собранию кредиторов: по результатам проведения внешнего управления; при наличии оснований для досрочного прекращения внешнего управления; по требованию лиц, имеющих право на созыв собрания кредиторов; в случае накопления денежных средств, достаточных для удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.

К отчету внешнего управляющего должен быть приложен реестр требований кредиторов. В отчете должно содержаться также одно из следующих предложений: а) о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами; б) о продлении установленного срока внешнего управления; в) о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов; г) о прекращении внешнего управления.

 


Дата добавления: 2015-08-13; просмотров: 86 | Нарушение авторских прав


Читайте в этой же книге: Государственная регистрация юридических лиц (Харченко) | Государство и МО как S. (Чепрасов) | Взаимодействие | Право государственной и муниципальной собственности, как и право собственности вообще, является элементом абсолютного правоотношения. | ФЗ о гос и муниц унит предприят-х | Участники отношений, регулируемых законодательством о несостоятельности (банкротстве) (Шмакова) | ИП , являющиеся главами крестьянских (фермерских) хозяйств. | Арбитражный управляющий. (АУ) | Кредитор. | Уполномоченные органы |
mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.008 сек.)

mybiblioteka.su

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о