Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников – — 25 2015. 937/ ,

как заполнить, кто подписывает, приложения и срок хранения

Все решения общего собрания собственников МКД фиксируются в протоколах. Поэтому важно правильно их составлять, чтобы нельзя было оспорить по формальным основаниям.

Из статьи вы узнаете, кто заполняет и подписывает протокол, каков срок хранения, как следует вести документацию при очных и заочных голосованиях.

Как оформить протокол согласно ЖК РФ: требования, приложения, кто подписывает?

Приказ №937 Минстроя РФ определяет протокол как важный документ, обязательный к выполнению.

Поэтому в нём даны детальные требования к документу общего голосования собственников жилья.

Среди множества указаний можно выделить следующие:

  • использовать чёткие и ясные формулировки; не допускаются «размазанные» выражения, например, указание в повестке дня обсуждения «насущных вопросов»; вместо этого нужно сформулировать каждый вопрос в отдельности, пусть это и займёт больше времени;
  • заполнять текст только от третьего лица; следует использовать формулировки «слушали», «предложено», «решили» и т. д.;
  • указывать конкретные данные и прикреплять дополнительные документы; следует вносить информацию о каждом участнике голосования, а также прикреплять документы, касающиеся темы обсуждения.

Как правильно составить документ?

Одной из самых важных является вводная часть. В ней должны указать инициаторов сборов собственников жилья и всех присутствовавших, а также председателя и секретаря.

СПРАВКА! Заполнением документов должен заниматься секретарь, которого выбирают вначале общим голосованием.

В качестве присутствовавших указываются все собственники МКД или их представители, которые участвовали в голосовании. Их данные, ФИО нужно указать в самом протоколе, а если их больше 15, то использовать отдельный лист, который станет дополнением к документу.

Какие еще существуют

требования к протоколу и кто должен в нем подписаться? Поставить свою подпись обязаны несколько категорий граждан:

  • собственники, которые принимали участие; их подпись должна стоять напротив их реквизитов в отдельном списке — «Присутствующие»;

  • лица, приглашённые для участия в обсуждении; их автограф должен стоять напротив реквизитов в списке «Приглашённые»;

  • председатель и секретарь; они должны подписаться как в списке присутствующих, так как сами собственники, так и в конце документа.

Как заполнить документ проведения общего мероприятия для собственников, если кто-то отсутствует? Собирать отдельно подписи тех, кто не пришёл, не нужно. Достаточно, чтобы за решение проголосовало большинство.

ВНИМАНИЕ!

Если всё было оформлено согласно приказу, то решение считается обязательным для всех владельцев.

Дополнительно нужно прикрепить отдельное приложение к протоколу прошедшего собрания владельцев жилья в МКД. К нему относится список присутствовавших, если их было более 15 человек, а также доверенности, если за собственника голосовал его представитель.

Все дополнения должны иметь отдельный номер, на который будет ссылаться протокол. Согласно ЖК, кроме вышеперечисленных пунктов к оформлению протоколов общих собраний собственников необходимо приложить ещё несколько обязательных дополнений:

  • сообщение о проведении собрания и реестр вручения уведомлений жильцам;
  • список всех собственников;
  • документы, которые непосредственно относятся к обсуждаемым на повестке дня темам;
  • решения владельцев, если голосование проводится в заочной форме;

Звоните юристу

Подберем специалиста за вас

8 (499) 350-97-63 — Москва

8 (812) 309-74-28 — СПб

Порядок оформления на очном собрании МКД

Как же оформить решение общественного собрания владельцев помещений, которое проводилось в очном порядке?

Очное мероприятие — когда владельцы жилья присутствуют на нём или посылают на него своих представителей.

Проводится оно, чтобы можно было лично отдать свой голос и засвидетельствовать правомерность этой процедуры.

Это значит, что заполнить протокол общего собрания собственников следует непосредственно на самом мероприятии.

СПРАВКА! Важно заполнить обязательные пункты, например, дату и место проведения, повестку дня, количество присутствующих и т.д.

Сколько времени даётся на окончательное составление документа? Этот срок определяете вы сами, то есть общим решением. Это могут быть как несколько часов, так и несколько дней.

Согласно ЖК, протокол собрания жильцов дома следует заполнить не позднее чем через 10 дней после проведения голосования.

ВНИМАНИЕ! На составление протокола даётся не более 10 дней. Однако начать заполнять документ нужно непосредственно на самом мероприятии.

Заполнением документации занимается секретарь. Его работу контролирует председатель.

После проверки всех данных они оба ставят в конце документа свои подписи.

При этом подсчётом они голосов не занимаются – это делает счётная комиссия, которую выбирают на каждое голосование отдельно.

Зачастую на роль секретаря назначается один и тот же человек, который уже знает, как правильно заполнить протокол общего собрания и имеет немалый опыт.

Однако лучше если с порядком оформления знакомы хотя бы два-три собственника. Тогда при отсутствии одного его сможет легко заменить другой человек.

Нюансы проведения заочного голосования

Запланировать и провести голосование заочно можно изначально и в том случае, если в стандартном режиме не было кворума. Тогда инициатор может поставить ту же повестку дня на обсуждение по заочной форме.

При этом протокол будет иметь ту же форму, за исключением некоторых важных деталей. Чтобы провести заочное голосование и зафиксировать решение документально, нужно проделать несколько шагов:

  • объявить о планируемом собрании; в этом случае вместо времени проведения следует указать дату, до которой будут приниматься голоса;

  • назначить председателя, секретаря и членов счётной комиссии;

  • заполнить все обязательные поля, в том числе и повестку дня, которая должна полностью соответствовать формулировкам в уведомлении и в бюллетенях;

  • подсчитать голоса и подвести итоги; число заочно проголосовавших в этом случае заменяет число присутствовавших, а подписи в бюллетенях считаются заменой подписи в списке присутствующих;

  • получить подписи секретаря, председателя и членов комиссии, считавших голоса;

  • уведомить о результатах всех собственников;

  • передать копию контролирующему органу и хранить оригинал в соответствии с инструкцией.

ВНИМАНИЕ! Срок изготовления протокола заочного общего собрания собственников не должен превышать 10 дней после окончания приёма голосов.

Сроки составления и хранения

Вне зависимости от формы голосования, протокол должен быть оформлен в течение 10 дней с момента получения итоговых результатов. Этот срок можно уменьшить по решению самих владельцев

Условия хранения прописываются в уставе совета дома, однако конкретную информацию относительно места хранения можно указать в самом документе. Хранить его нужно не менее трёх лет, вне зависимости от того, остаётся ли он актуальным или уже прекратил своё действие.

Полезное видео

Чем может обернуться небрежное отношение к оформлению протокола и незнание собственников своих прав вы узнаете из видео:

Давайте подытожим. Жилищный кодекс говорит, что протокол собрания жильцов многоквартирного дома должен быть правильно заполнен. Нужно придерживаться простых правил, указанных в ЖК и приказе Минстроя.

Вы должны составить список участвующих, указав их ФИО и получив подписи, указать инициатора и секретаря, чётко сформулировать повестку дня и оформить документ в указанные сроки – в течение 10 дней с момента окончания.

Если не было кворума, то можно провести заочное голосование. В этом случае вы должны указать это отдельно, внеся некоторые изменения в оформление протокола. Хранить документ необходимо в соответствии с решением большинства.

kapremont.expert

Требования к оформлению протоколов общих собраний

О главном:

 

Изложена позиция по вопросам состава счетной комиссии и ее протокола по итогам голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме

 

___________________________________

 

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

 

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

   

ПИСЬМО

 

от 28 февраля 2018 г. № 7252-ЕС/04

   

   Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в рамках своей компетенции рассмотрел обращение, поступившее посредством официального сайта Минстроя России, и сообщает следующее.

        В соответствии с частью 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом и проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.      Исходя из положений части 1 статьи 46 ЖК РФ решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание.     Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и порядку передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор утверждены приказом Минстроя России от 25 декабря 2015 г. № 937/пр (далее — Требования).  

      Пунктом 21 Требований предусмотрено, что реквизиты подписи протокола общего собрания содержат сведения о фамилии, инициалах лица, председательствующего на общем собрании, секретаря общего собрания, а также о лицах, проводивших подсчет голосов, и собственноручная подпись указанных лиц, дату ее проставления. В случае если вопрос об избрании лица, председательствующего на общем собрании, а также лиц, осуществляющих подсчет голосов, включен в повестку дня общего собрания и принято решение об отклонении предложенных кандидатур, реквизиты подписи протокола общего собрания содержат сведения о фамилии, инициалах инициатора проведенного общего собрания.

 

     В случае отсутствия прямых норм в требованиях специального законодательства применяются нормы гражданского законодательства, регулирующего сходные отношения.

      В указанном случае жилищное законодательство не содержит прямых норм, указывающих на обязательное создание счетной комиссии, в компетенцию которой входит подсчет голосов по итогам проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и не определены требования к лицам, осуществляющим подсчет голосов, следовательно правомерно применение подпункта 4 части 4, подпункта 4 части 5 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), которыми установлено, что в протоколе собрания должны быть отражены сведения о лицах, проводивших подсчет голосов.  

      Действующее законодательство не содержит требований, в том числе ограничений и запретов к составу счетной комиссии и не ставит состав такой комиссии в зависимость от того, кто является инициатором общего собрания.

 

     На основании изложенного Департамент жилищно-коммунального хозяйства считает возможным включение в состав счетной комиссии председателя общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а равно секретаря такого собрания допустимым, в случае если решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома не установлено иное.

 

     Кроме того, необходимо отметить, что требования к членам счетной комиссии могут содержаться в ранее принятом решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и в соответствии с частью 5 статьи 46 ЖК РФ по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для исполнения.

 

   Таким образом, в состав счетной комиссии могут входить председатель, секретарь собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в виду того, что состав счетной комиссии определяется решением собственников помещений в многоквартирном доме, так как вопросы об избрании председателя и секретаря общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, лицах, проводивших подсчет голосов, рекомендуется включать в повестку дня каждого собрания.

 

        Также пунктом 104 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», разъяснено, что правила главы 9.1 ГК РФ применяются к решениям собраний постольку, поскольку законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное (пункт 1 статьи 181.1 ГК РФ).

         Согласно статье 181.4 ГК РФ решение собрания может быть оспорено при нарушении требований закона, в том числе в случае, если допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2 ГК РФ).  

       Аналогичная норма права содержится в части 6 статьи 46 ЖК РФ, согласно которой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований ЖК РФ, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и, если таким решением нарушены его права и законные интересы.

 

         По вопросу отдельного протокола счетной комиссии сообщаем следующее.

         Исчерпывающий список требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах установлен приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 937/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах».  

       Отсутствие отдельного протокола счетной комиссии по итогам голосования на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома не влияет на легитимность итогов голосования по вопросам повестки дня и не является обязательным требованием действующего законодательства.

 

     При этом, следует отметить, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

 

   Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются экспертной позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

   

Директор Департамента

 

жилищно-коммунального хозяйства

 

Е.П.СОЛНЦЕВА

________________________________


xn--80almfnfiqx.xn--p1ai

Письмо Минстроя России от 28.02.2018 N 7252-ЕС/04 «О требованиях к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме»

 

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 ПИСЬМО

от 28 февраля 2018 г. N 7252-ЕС/04

 

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в рамках своей компетенции рассмотрел обращение, поступившее посредством официального сайта Минстроя России, и сообщает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом и проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование. Исходя из положений части 1 статьи 46 ЖК РФ решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и порядку передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор утверждены приказом Минстроя России от 25 декабря 2015 г. N 937/пр (далее — Требования). Пунктом 21 Требований предусмотрено, что реквизиты подписи протокола общего собрания содержат сведения о фамилии, инициалах лица, председательствующего на общем собрании, секретаря общего собрания, а также о лицах, проводивших подсчет голосов, и собственноручная подпись указанных лиц, дату ее проставления. В случае если вопрос об избрании лица, председательствующего на общем собрании, а также лиц, осуществляющих подсчет голосов, включен в повестку дня общего собрания и принято решение об отклонении предложенных кандидатур, реквизиты подписи протокола общего собрания содержат сведения о фамилии, инициалах инициатора проведенного общего собрания.

В случае отсутствия прямых норм в требованиях специального законодательства применяются нормы гражданского законодательства, регулирующего сходные отношения.

В указанном случае жилищное законодательство не содержит прямых норм, указывающих на обязательное создание счетной комиссии, в компетенцию которой входит подсчет голосов по итогам проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и не определены требования к лицам, осуществляющим подсчет голосов, следовательно правомерно применение подпункта 4 части 4, подпункта 4 части 5 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), которыми установлено, что в протоколе собрания должны быть отражены сведения о лицах, проводивших подсчет голосов.

Действующее законодательство не содержит требований, в том числе ограничений и запретов к составу счетной комиссии и не ставит состав такой комиссии в зависимость от того, кто является инициатором общего собрания.

На основании изложенного Департамент жилищно-коммунального хозяйства считает возможным включение в состав счетной комиссии председателя общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а равно секретаря такого собрания допустимым, в случае если решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома не установлено иное.

Кроме того, необходимо отметить, что требования к членам счетной комиссии могут содержаться в ранее принятом решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и в соответствии с частью 5 статьи 46 ЖК РФ по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для исполнения.

Таким образом, в состав счетной комиссии могут входить председатель, секретарь собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в виду того, что состав счетной комиссии определяется решением собственников помещений в многоквартирном доме, так как вопросы об избрании председателя и секретаря общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, лицах, проводивших подсчет голосов, рекомендуется включать в повестку дня каждого собрания.

Также пунктом 104 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», разъяснено, что правила главы 9.1 ГК РФ применяются к решениям собраний постольку, поскольку законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное (пункт 1 статьи 181.1ГК РФ). Согласно статье 181.4 ГК РФ решение собрания может быть оспорено при нарушении требований закона, в том числе в случае, если допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2 ГК РФ). Аналогичная норма права содержится в части 6 статьи 46 ЖК РФ, согласно которой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований ЖК РФ, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и, если таким решением нарушены его права и законные интересы.

По вопросу отдельного протокола счетной комиссии сообщаем следующее.

Исчерпывающий список требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах установлен приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах».

Отсутствие отдельного протокола счетной комиссии по итогам голосования на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома не влияет на легитимность итогов голосования по вопросам повестки дня и не является обязательным требованием действующего законодательства.

При этом, следует отметить, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются экспертной позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

 

Директор Департамента

жилищно-коммунального хозяйства

Е.П.СОЛНЦЕВА

gzhi32.ru

В Гражданском Кодексе установлены требования к порядку оформления протоколов собраний


Федеральный закон от 7 мая 2013 года № 100-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации»  внес в Гражданский Кодекс целую новую главу 9-1 «Решения собраний».

Глава состоит из пяти статей, и они распространяются на любые собрания, проведение которых связано с гражданско-правовыми последствиями или порождают правовые последствия.

Статья 181-1. Основные положения

1. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются, если законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное.

2. Решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и других, далее  – участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.

Статья 181-2. «Принятие решения собрания» содержит требования, которые необходимо соблюсти для того, чтобы принятое решение было признано правомочным:
1. Решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
Решение собрания может приниматься посредством заочного голосования.

2. При наличии в повестке дня собрания нескольких вопросов по каждому из них принимается самостоятельное решение, если иное не установлено единогласно участниками собрания.

3. О принятии собранием решения составляется протокол в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания.

Отдельно стоит остановиться на требованиях к оформлению протокола собрания. Гражданский Кодекс теперь требует наличия в протоколе следующих реквизитов:
4. В протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны:
1)    дата, время и место проведения собрания;
2)    сведения о лицах, принявших участие в собрании;
3)    результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
4)    сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;
5)    сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол.

5. В протоколе о результатах заочного голосования должны быть указаны:
1)    дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании членов гражданско-правового сообщества;
2)    сведения о лицах, принявших участие в голосовании;
3)    результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
4)    сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;
5)    сведения о лицах, подписавших протокол.

Мой комментарий: Мне кажется, что по пункту «сведения о лицах, принявших участие в голосовании» в ряде случаев могут возникнуть конфликтные ситуации, поскольку в Кодексе не уточнено, что понимается под такими сведениями: поименный список присутствовавших на собрании или просто указание количества принявших участие в собрании.

Организациям стоит обратить серьезное внимание на новые требования к оформлению протоколов собраний, поскольку решения собраний могут быть признаны судом недействительными, если  будут установлены существенные нарушения правил составления протокола:

Статья 181-4. Оспоримость решения собрания

1. Решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если:
1)    допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;
2)    у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия,
3)    допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении;
4)    допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181-2).

Кроме того, решение собрание может быть признано ничтожным, в том числе и тогда, когда решение собрания было принято по вопросу, не включенному в повестку дня:
Статья 181-5. Ничтожность решения собрания

Если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случаях, если оно:
1)    принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;
2)    принято при отсутствии необходимого кворума;
3)    принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;
4)    противоречит основам правопорядка или нравственности (!).

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 года.

Мой комментарий: Стандарт ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 3 марта 2003 г. № 65-ст) всего несколько раз упоминает о протоколах:

  • Стандарт относит проколы к организационно-распорядительной документации,
  • Датой документа для протокола является дата заседания (принятия решения) (п. 3.11),
  • Текст протокола требуется излагать от третьего лица множественного числа («слушали», «выступили», «постановили», «решили») (п.3.20).
Вот и все.

Теперь же как к оформлению, так и к обеспечению сохранности документов данного вида придется относиться более внимательно,.

В законодательстве уже установлены отдельные требования к порядку оформления протоколов некоторых видов собраний. Так, например, в законе о «О несостоятельности (банкротстве)» содержатся следующие требования к протоколу собрания кредиторов:

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ  «О несостоятельности (банкротстве)»

Статья 12. Собрание кредиторов

7. Протокол собрания кредиторов составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.

В случае проведения собрания кредиторов в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, протокол собрания кредиторов составляется в трех экземплярах, первый из которых направляется в арбитражный суд, второй — арбитражному управляющему не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов.

Третий экземпляр протокола собрания кредиторов хранится у лица, проводившего собрание.

К протоколу собрания кредиторов должны быть приложены копии:

  • реестра требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов;
  • бюллетеней для голосования;
  • документов, подтверждающих полномочия участников собрания;
  • материалов, представленных участникам собрания для ознакомления и (или) утверждения;
  • документов, являющихся доказательствами, свидетельствующими о надлежащем уведомлении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов о дате и месте проведения собрания кредиторов;
  • иных документов по усмотрению арбитражного управляющего или на основании решения собрания кредиторов.
Оригиналы указанных документов подлежат хранению арбитражным управляющим или реестродержателем до завершения производства по делу о банкротстве, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом, и представляются по требованию арбитражного суда или в иных предусмотренных федеральным законом случаях.

Арбитражный управляющий обязан обеспечить доступ к копиям указанных документов лицам, участвующим в деле о банкротстве, а также представителю работников должника, представителю учредителей (участников) должника, представителю собственника имущества должника — унитарного предприятия.

В Жилищном Кодексе упоминаются о протоколах следующих видов собраний:
  • Общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме,
  • Собрания учредителей жилищного кооператива,
  • Общего собрания членов жилищного кооператива,
  • Общего собрания членов товарищества собственников жилья.
К протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме Жилищным Кодексом установлены дополнительные требования:
Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ

Статья 46. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме

1. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 — 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.

Так что в ряд законодательных и нормативно правовых актов нужно будет вносить изменения, а сотрудников, отвечающих за составление протоколов собраний, придется переучивать.

Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=145981

rusrim.blogspot.com

Общие собрания собственников и новый Протокол общих собраний собственников

29 апреля 2016 года вступил в силу приказ Минстроя России от 25.12.2015 N937/пр, устанавливающий обязательные Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников (ОСС) помещений в многоквартирных домах (МКД). Указанным приказом требования к содержимому Протокола ОСС существенно расширены – в первую очередь новые нормы направлены на значительное увеличение объема протокола за счет включения в него огромного количества информации. Разъяснения положений нового приказа Минстроя включены в программу семинара «Особенности проведения общих собраний», видеозапись которого дополнена новым блоком. Шаблоны протоколов ОСС для очной, заочной и очно-заочной форм ОСС включены в пакет раздаточных материалов, доступных для скачивания приобретателям доступа к просмотру видеозаписи.

 

Уже больше 10 лет действует Жилищный кодекс РФ, которым изначально был регламентирован порядок проведения общих собраний собственников помещений МКД (статьи 44-48). Поправки, вносимые в нормы, устанавливающие порядок проведения и оформления ОСС, в течение длительного времени были несущественны. При этом собрания проводились, решения принимались, дома управлялись.

Минстрой России практически с момента своего создания (Министерство строительства и ЖКХ РФ создано Указом Президента РФ от 01.11.2013 N819) занялся активной нормотворческой и законотворческой деятельностью в сфере ЖКХ. В числе прочего, внимание чиновников было обращено и на процессы проведения ОСС.

31 июля 2014 года был издан приказ Минстроя N411/пр, которым были утверждены примерные условия договора управления МКД и методические рекомендации по порядку организации и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах. Новые нормы являются лишь рекомендациями, но поскольку они утверждены приказом (т.е. нормативным правовым актом), игнорировать их, разумеется, недопустимо.

Федеральным законом от 29.06.2015 N176-ФЗ в ЖК РФ были внесены изменения, согласно которым Протокол ОСС приобрел статус официального документа и подлежит передаче в органы Госжилнадзора. Инициатор ОСС обязан изготовить протокол в течение 10 дней и передать его копию в УО/ТСЖ/ЖСК, а эти организации, в свою очередь, обязаны передать копию протокола в органы Госжилнадзора в течение 5 дней. Первоначальная редакция ЖК РФ таких жестких требований не содержала.

25 декабря 2015 Министерство строительства и ЖКХ Российской Федерации утвердило новые требования к оформлению протоколов ОСС. Приказ Минстроя России от 25.12.2015 N937/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в МКД и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор» вступил в силу 29 апреля 2016 года.

Указанным приказом установлены обширные требования к содержимому протокола ОСС. По мнению ряда экспертов, требования необоснованно завышены и, в частности, делают практически невозможным проведение общих собраний рядовыми собственниками помещений МКД ввиду необходимости сбора огромного объема информации и ее включения в протокол, за счет чего существенно осложняются и подготовительный этап проведения ОСС, и порядок проведения непосредственно собрания, и оформление самого протокола, объем которого должен многократно увеличиться.

Эксперты АКАТО глубоко проанализировали нормы законодательства, регламентирующие как процесс проведения общих собраний собственников помещений МКД, так и порядок оформления и содержимое протокола ОСС, в том числе разработали шаблоны протоколов для очной, заочной и очно-заочной форм проведения ОСС.

В ходе семинара «Особенности проведения общих собраний» эксперт О.Е.Яндыева дает подробные разъяснения вопросов проведения ОСС и оформления их протоколов, основываясь на тщательном анализе нормативных правовых актов, судебных решений и обширной практике проведения общих собраний. В программу семинара входит анализ самых актуальных НПА (в том числе – приказ Минстроя России от 25.12.2015 N937/пр), пакет раздаточных материалов включает в себя подборку НПА, презентацию и шаблоны документов, необходимых при проведении ОСС (в том числе протоколы очной, заочной и очно-заочной форм ОСС), разработанных в соответствии с последними требованиями законодательства.

ЦДО «АКАТО» предлагает всем желающим приобретать доступ к просмотру видеозаписи указанного семинара (длительность 2 часа 18 минут). Доступ предоставляется на 30 календарных дней, в течение которых можно неограниченное число раз просматривать запись с любого компьютера, подключенного к Интернету. На странице просмотра видеозаписи размещен пакет раздаточных материалов, доступных к скачиванию.

Для ознакомления с описанием семинара «Особенности проведения общих собраний» и оформления заявки на приобретение доступа к просмотру его видеозаписи перейдите по ссылке > > >

 

acato.ru

Новые требования к оформлению протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.

Поиск Лекций

Согласно действующей редакции ФЗ №176 от 29.06.2015 года, собственники помещений МКД должны ежегодно проводить общее собрание для подведения итогов, голосования по различным вопросам и решения прочих проблем. Обычно собрание проводится во второй половине года, чтобы все резюмировать.

Также в течение года можно проводить внеочередные собрания собственников, если назрела такая необходимость. Но вы на своем опыте знаете, что сделать это непросто, поскольку собственники помещений не особо желают принимать активного участия в годовых собраниях, не говоря уже о внеочередных.+

Тем не менее, необходимо собрать кворум в количестве не менее 50% голосов от общего числа собственников помещений, чтобы голосование стало возможным, а само собрание правомочным. Если кворум не соберется, то придется повторно переносить собрание, чтобы оно состоялось в следующий раз, потом в следующий… И таких переносов может быть не один, и не два, а целых 12 (по количеству месяцев).

До недавнего времени не было установлено обязательных требований к содержанию протокола общего собрания жильцов. Лишь некоторые моменты относительно указанного документа были оговорены в ст. 46 Жилищного кодекса РФ.

 

В настоящее время утвержден Приказ Минстроя №937/пр от 25.12.2015 «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в МКД и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор», в котором установлены правила составления протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Приказ Минстроя вступил в силу 29 апреля 2016 года.

Кроме того, уже действуют следующие документы:

· Жилищный кодекс РФ (в редакции от 31.01.2016), в частности статьи 44 – 50

· Приказ Минстроя РФ от 31.07.2014 № 411/пр «Об утверждении примерных условий Договора управления МКД и методических рекомендаций по порядку организации и проведению ОСС»

· Федеральный закон № 209-ФЗ от 21.07.2014 «О ГИС ЖКХ»

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является главным органом, принимающим решение по всем основным вопросам в многоквартирном доме. Именно собрание собственников решает основные вопросы об определении порядка пользования общим имуществом многоквартирного дома. Компетенция общего собрания собственников закреплена в ст. 44 Жилищного кодекса РФ.

Только посредством голосования собственников на общем собрании могут быть приняты следующие решения:

· об избрании способа управления домом (УК, ТСЖ, непосредственное управление), избрания совета дома,

· решение о реконструкции дома, хозяйственных построек и других зданий, сооружений на земельном участке МКД,

· способ формирования фонда капитального ремонта (специальный счет, счет регионального оператора), размер взноса на капитальный ремонт (не менее минимального размера взноса, утвержденного Правительством Республики Бурятия),

· решение о получении кредитов или займов на капитальный ремонт,

· решение о пределах использования земельного участка, на котором расположен дом (например, решение об ограничении въезда на земельный участок МКД только для собственников помещений),

· решение о пользовании общим имуществом собственников МКД (например, о размещении рекламных конструкций на доме),

· решение о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме,

· решение об определении лиц, которые от имени собственников помещений в МКД уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений на условиях, определенных общим собранием.

 

А также принятие решений об использовании системы (ГИС ЖКХ – государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства) или иных информационных систем при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования,

· принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на использование системы или иных информационных систем при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования (далее — администратор общего собрания),

· принятие решения о порядке приема администратором общего собрания сообщений о проведении общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме,

· решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, а также о продолжительности голосования по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием системы,

· принятие решения о порядке финансирования расходов, связанных с созывом и организацией проведения управляющей организацией, правлением товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива общего собрания в соответствии с частью 6 статьи 45 настоящего Кодекса,

· принятие решения о наделении председателя совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений по вопросам, не указанным в части 5 статьи 161.1 Жилищного Кодекса РФ, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

· другие вопросы, относящиеся к компетенции общего собрания собственников помещений МКД.

 

Решения собственников, принятые на общем собрании, оформляются протоколом, который является итоговым документом, фиксирующим итоги голосования, в том числе содержит сведения о дате, месте проведения, о повестке собрания, наличии кворума, количестве голосов «за», «против» и «воздержался» по каждому вопросу повестки.

Сейчас, протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и решения являются официальными документами. (часть 1 статьи 46 обновленного Жилищного кодекса РФ). И теперь с 30 июня 2015 года подделка протокола общего собрания и его решения подпадает под 327 статью Уголовного кодекса РФ.

 

Ранее в судебной практике причина отказа в возбуждении уголовного дела по статье №327 УК РФ «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов» в случае, когда был подделан протокол общего собрания собственников, подделаны подписи отдельных собственников, или протокол сделан задним числом, по мнению органов следствия – протокол общего собрания собственников жилья в многоквартирном доме и решения собственников не являлись официальными документами. В УК РФ подделка официального документов наказывается ограничением свободы на срок до 2-х лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до 2-х лет.

 

Копии решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, ЖК или ЖСК, иного специализированного потребительского кооператива не позднее чем через 10 дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

После получения копии протокола собрания и решений в течение пяти дней Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, обязаны направить копии решений и протоколов общего собрания собственников помещений в орган Республиканскую службу государственного жилищного надзора Республики Бурятия.

Передача копий решений, протокола должна осуществляться способами, позволяющими подтвердить факт и дату ее получения органом государственного жилищного надзора, а также путем размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее — система) электронных образов решений, протокола в электронной форме. («…электронный образ документа — электронная копия документа, изготовленного на бумажном носителе).

 

После передачи копии решения и протокола в жилищную инспекцию, копии хранятся в течение 3-х лет. Если в жилищную инспекцию в течение 3-х месяцев поступят несколько копий протоколов с одного и того же дома по собраниям со сходной повесткой, то это будет основанием для проведения внеплановой проверки.

 

Официально форма протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме утверждена вышеуказанным Приказом Минстроя №937/пр от 25.12.2015 «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в МКД и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор».

 

В этом документе утверждены требования к оформлению протокола ОСС, который составляется секретарем собрания не позднее 10 дней со дня его проведения.

Также в Приказе говорится, что обязательными реквизитами протокола ОСС являются не только его наименование, дата и регистрационный номер, дата и место проведения собрания, но и заголовок к содержательной части, сама содержательная часть, а также приложения к протоколу.

Обязательными приложениями к протоколу будут являться реестры участников ОСС и собственников, которым вручили сообщение о проведении собрания, само уведомление и документы, по которым принимались решения.

Также в документе утвержден порядок передачи копий решений и протоколов ОСС в региональные органы ГЖН. Ответственными за передачу этих документов являются УО, правление ТСЖ или ЖСК.

 


Рекомендуемые страницы:

poisk-ru.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *