Статья 53 тк рф – 53. /

Содержание

Статья 53 ТК РФ. Основные формы участия работников в управлении организацией

Новая редакция Ст. 53 ТК РФ

Основными формами участия работников в управлении организацией являются:

учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашениями;

проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов;

получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;

обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;

обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации;

участие в разработке и принятии коллективных договоров;

иные формы, определенные настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам:

реорганизации или ликвидации организации;

введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;

подготовки и дополнительного профессионального образования работников;

по другим вопросам, предусмотренным настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями.

Представители работников имеют право также вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.

Комментарий к Статье 53 ТК РФ

Перечень основных форм участия работников в управлении организацией содержится в статье 53 Трудового кодекса РФ и включает:

- учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и коллективным договором;

- проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов;

- получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;

- обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;

- обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации;

- участие в разработке и принятии коллективных договоров;

- иные формы, определенные трудовым законодательством.

Другой комментарий к Ст. 53 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Участие работников в управлении организацией осуществляется в шести основных формах:

1) учет работодателем мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон социального партнерства;

2) проведение консультаций между работодателем и представительными органами работников при принятии локальных нормативных актов;

3) получение работниками от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим их интересы;

4) обсуждение работниками и работодателем работы организации, предложений по ее совершенствованию;

5) обсуждение между представительным органом работников и работодателем планов социально-экономического развития организации;

6) проведение коллективных переговоров по разработке и принятию коллективного договора.

Выделение законодателем указанных форм участия работников в управлении организацией, не отрицает возможности осуществления участия работников в управлении организацией в иных формах, предусмотренных законодательством, решением учредителя (учредителей) организации, соглашением сторон социального партнерства.

Формы участия работников в управлении организацией основываются на принципах социального партнерства, отрицающих предоставление законодателем работникам полномочий по блокированию управленческих решений работодателя. Участвуя в управлении организацией, работники либо принимают решения по управлению организацией совместно с работодателем (заключение коллективного договора), либо высказывают свое мнение по тому или иному вопросу, которое работодатель обязан выслушать и по возможности учесть при принятии самостоятельного решения. В то же время по соглашению между сторонами социального партнерства работники и их представители могут наделяться правом предварительного согласования решений, принимаемых работодателем (непосредственно управлять организацией наряду с работодателем).

Поскольку регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений на принципах социального партнерства не ограничивается хозяйственной сферой работодателя - юридического лица, но может осуществляться и у работодателя - индивидуального предпринимателя, положения комментируемой статьи следует применять и к деятельности индивидуального предпринимателя.

2. Работодатель обязан учитывать мнение представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов и при расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Учет мнения представителя работников осуществляется работодателем при принятии вышеуказанных решений в случаях, предусмотренных ТК РФ или коллективным договором. Об этом см. ст. ст. 372, 373 ТК РФ и комментарий к ним.

3. Основания и порядок проведения консультаций определяются сторонами социального партнерства самостоятельно. Консультации могут проводиться как в процессе реализации обязательств социального партнерства, так и вне процедуры осуществления контроля за выполнением коллективного договора, соглашений. Частным случаем проведения консультаций является процедура учета мнения представительного органа работников (см. п. 2 комментария к настоящей статье).

4. Право работников на получение от работодателя информации, по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников, основывается на общем конституционном праве человека и гражданина на информацию.

Статья 29 Конституции РФ признает право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Данное право может быть ограничено только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Право на получение информации может быть ограничено: в случае отнесения информации к государственной тайне (Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне"), а также к служебной или коммерческой тайне (ст. 139 ГК, Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне"). Перечень сведений, в отношении которых не может быть установлен режим коммерческой тайны, определяется ст. 5 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (см. ст. 57 ТК РФ и комментарий к ней).

Комментируемая статья конкретизирует круг информации, которую работодатель обязан предоставлять представителям работников. К ней относится информация по вопросам реорганизации или ликвидации организации; введения технологических изменений, влекущих за собой изменение труда работников; профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников. Данный перечень не является исчерпывающим и может быть расширен законодательством, учредительными документами организации, соглашением сторон социального партнерства (коллективным договором).

Само по себе получение работниками и их представителями необходимой информации не означает, что работники тем самым участвуют в управлении организацией. На основании полученной информации представители работников вносят на рассмотрение органов управления организацией предложения о принятии тех или иных решений относительно проблем, затрагивающих интересы работников. Соответствующие представители имеют право участвовать в рассмотрении их предложений органами управления организацией. Представляется, что участие в рассмотрении предложений, выдвинутых представителем работников, органом управления организацией, и следует рассматривать в качестве формы участия работников в управлении организацией.

Кодекс не устанавливает срок предоставления информации по запросу представителя работников и срок рассмотрения предложений, выдвинутых представителями работников. Данные сроки следует устанавливать в коллективном договоре.

5. Работники и их представители вправе вносить работодателю предложения по совершенствованию работы организации, обсуждать с работодателем свои предложения и общие вопросы работы организации. Процедура такого обсуждения определяется по соглашению между работодателем и представителем работников.

Наиболее результативно обсуждение вопросов не только деятельности организации в целом, но и ее структурных подразделений, участков, бригад и т.п. Приближение уровня обсуждения к конкретному рабочему месту позволит с максимальной степенью эффективности учесть мнение работников о недостатках в организации труда, возможных способах повышения эффективности производства.

Конкретные формы обсуждения работы организации, внесения работниками предложений о совершенствовании ее работы, ведения диалога относительно высказанных предложений целесообразно определять в коллективном договоре в качестве приложения к нему.

6. Законодательство не определяет ни формы обсуждения планов социально-экономического развития организации, ни сроки направления проекта плана представительному органу работников. Эти вопросы также необходимо разрешать в коллективном договоре.

7. О процедуре проведения коллективных переговоров по разработке и принятию коллективного договора см. ст. ст. 36, 37, 40 ТК РФ и комментарий к ним.

tkodeksrf.ru

Статья 53 ТК РФ. Основные формы участия работников в управлении организацией

Основными формами участия работников в управлении организацией являются:

учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашениями;

проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов;

получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;

обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;

обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации;

участие в разработке и принятии коллективных договоров;

участие представителей работников в заседаниях коллегиального органа управления организации с правом совещательного голоса в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительным документом организации, внутренним регламентом, иным внутренним документом организации, коллективным договором, соглашениями;

иные формы, определенные настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам:

реорганизации или ликвидации организации;

введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;

подготовки и дополнительного профессионального образования работников;

по другим вопросам, предусмотренным настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями.

Представители работников имеют право также вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.

www.zakonrf.info

последние изменения и поправки, судебная практика

СТ 53 ТК РФ.

Основными формами участия работников в управлении организацией являются:

  • учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашениями;
  • проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов;
  • получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;
  • обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;
  • обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации;
  • участие в разработке и принятии коллективных договоров;
  • иные формы, определенные настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам:

  • реорганизации или ликвидации организации;
  • введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;
  • подготовки и дополнительного профессионального образования работников;
  • по другим вопросам, предусмотренным настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями.

Представители работников имеют право также вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.

Комментарий к Ст. 53 Трудового кодекса РФ

1. Комментируемая статья предусматривает, что участие работников в управлении организацией осуществляется в шести основных формах, выделение которых не отрицает возможности участия работников в управлении организацией в иных формах, предусмотренных законодательством, решением учредителя (учредителей) организации, соглашением сторон социального партнерства.

Формы участия работников в управлении организацией основываются на принципах социального партнерства, отрицающих предоставление законодателем работникам полномочий по блокированию управленческих решений работодателя. Участвуя в управлении организацией, работники либо принимают решения по управлению организацией совместно с работодателем (заключение коллективного договора), либо высказывают свое мнение по тому или иному вопросу, которое работодатель обязан выслушать и по возможности учесть при принятии самостоятельного решения. В то же время по соглашению между сторонами социального партнерства работники и их представители могут наделяться правом предварительного согласования решений, принимаемых работодателем.

Поскольку регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений на принципах социального партнерства не ограничивается хозяйственной сферой работодателя - юридического лица, но может осуществляться и у работодателя - индивидуального предпринимателя, положения комментируемой статьи следует применять также к деятельности индивидуального предпринимателя.

2. Работодатель обязан учитывать мнение представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов и при расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Учет мнения представителя работников осуществляется работодателем при принятии вышеуказанных решений в случаях, предусмотренных ТК РФ или коллективным договором (см. ст. ст. 372, 373 ТК РФ и комментарии к ним).

3. Основания и порядок проведения консультаций определяются сторонами социального партнерства самостоятельно. Консультации могут проводиться как в процессе реализации обязательств социального партнерства, так и вне процедуры осуществления контроля за выполнением коллективного договора, соглашений. Частным случаем проведения консультаций является процедура учета мнения представительного органа работников.

4. Право работников на получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников, основывается на общем конституционном праве человека и гражданина на информацию.

Статья 29 Конституции РФ признает право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Право на получение информации может быть ограничено в случае отнесения информации к государственной тайне (см. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне"), а также к служебной или коммерческой тайне (Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне"). Перечень сведений, в отношении которых не может быть установлен режим коммерческой тайны, определяется ст. 5 Федерального закона "О коммерческой тайне" (см. ст. 57 ТК РФ и комментарий к ней).

Комментируемая статья конкретизирует круг информации, которую работодатель обязан предоставлять представителям работников. К ней относится информация по вопросам реорганизации или ликвидации организации; введения технологических изменений, влекущих изменение труда работников; подготовки и дополнительного профессионального образования работников. Данный перечень не является исчерпывающим и может быть расширен законодательством, учредительными документами организации, соглашениями, коллективным договором.

Трудовой кодекс не устанавливает срок предоставления информации по запросу представителя работников, за исключением информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением коллективного договора, соглашения (см. ст. ст. 37, 51 ТК РФ), поэтому данные сроки следует устанавливать в коллективном договоре.

5. Работники и их представители вправе вносить работодателю предложения по совершенствованию работы организации, обсуждать с работодателем свои предложения и общие вопросы работы организации. Процедура такого обсуждения определяется по соглашению между работодателем и представителем работников.

Наиболее результативно обсуждение вопросов деятельности не только организации в целом, но и ее структурных подразделений, участков, бригад и т.п. Приближение уровня обсуждения к конкретному рабочему месту позволит с максимальной степенью эффективности учесть мнение работников о недостатках в организации труда, о возможных способах повышения эффективности производства.

Конкретные формы обсуждения работы организации, внесения работниками предложений о совершенствовании ее работы, ведения диалога относительно высказанных предложений целесообразно определять в коллективном договоре.

6. Законодательство не определяет ни формы обсуждения планов социально-экономического развития организации, ни сроки направления проекта плана представительному органу работников. Эти вопросы также необходимо разрешать в коллективном договоре.

7. О процедуре проведения коллективных переговоров по разработке и принятию коллективного договора см. ст. ст. 36, 37, 40 ТК РФ и комментарии к ним.

www.trudkod.ru

Статья 53 ТК РФ с комментариями

Текущая редакция ст. 53 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Основными формами участия работников в управлении организацией являются:
учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашениями;
проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов;
получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;
обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;
обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации;
участие в разработке и принятии коллективных договоров;
иные формы, определенные настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам:
реорганизации или ликвидации организации;
введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;
подготовки и дополнительного профессионального образования работников;
по другим вопросам, предусмотренным настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями.

Представители работников имеют право также вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.

Комментарий к статье 53 ТК РФ

1. В комментируемой статье закреплены формы участия работников в управлении организацией. Основными формами являются:
- учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором, соглашениями. Учет мнения сложно выразить в какой-либо конкретной форме. Данная форма, по нашему мнению, носит абстрактный характер и юридически может выражаться только в виде принятия во внимание того или иного мнения представительного органа работников по конкретному вопросу;
- проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия ЛНА - данная форма выражается в виде устных предложений и замечаний путем обмена между представительными органами работников и работодателя по вопросам о включении в ЛНА тех или иных положений;
- получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников, - данная форма может быть реализована путем направления работодателю запроса по тому или иному аспекту регулирования трудовых отношений;
- обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию - эта форма, на наш взгляд, может быть выражена как в устном, так и в письменном виде путем высказывания предложений по улучшению условий труда либо направления таких предложений в письменной форме;
- обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации. Под планами социально-экономического развития организации следует понимать совокупность перспектив развития организации с учетом, в свою очередь, развития экономики страны. Такое обсуждение также возможно как в устной, так и в письменной форме путем обмена мнениями и взглядами относительно тех или иных перспектив;
- участие в разработке и принятии коллективных договоров. Порядок реализации данной формы установлен главой 7 ТК РФ;
- иные формы, определенные ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

2. Часть 2 комментируемой статьи закрепляет право работников на получение от работодателя информации, касающейся условий труда, требований к работникам и перспектив развития организации. Эта информация касается следующих вопросов:
- реорганизация или ликвидация организации. Реорганизация юридического лица может быть произведена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования. Основные положения о реорганизации юридического лица содержатся в статье 57 ГК РФ. Ликвидация юридического лица производится в соответствии с положениями ст. 61 ГК РФ и влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам;
- введение технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;
- подготовка и дополнительное профессиональное образование работников. Согласно ст. 76 ФЗ "Об образовании в РФ" дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Особенностям подготовки и дополнительного профессионального образования работников посвящен раздел 9 ТК РФ;
- другие вопросы, предусмотренные ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями.

3. Часть 3 комментируемой статьи закрепляет право представителей работников вносить по вопросам, указанным в ч.2 комментируемой статьи, предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении. Эти предложения с целью рассмотрения должны быть направлены, на наш взгляд, в письменной форме с одновременными предложениями по решению этих вопросов. Заседание по решению этих вопросов представляет собой организационное мероприятие, на котором рассматриваются представленные представителями работников предложения.

Указанные предложения выносятся на рассмотрение органов управления организацией, например, Совета директоров или Общего собрания.

Другой комментарий к ст. 53 ТК РФ

1. Комментируемая статья предусматривает, что участие работников в управлении организацией осуществляется в шести основных формах, выделение которых не отрицает возможности участия работников в управлении организацией в иных формах, предусмотренных законодательством, решением учредителя (учредителей) организации, соглашением сторон социального партнерства.

Формы участия работников в управлении организацией основываются на принципах социального партнерства, отрицающих предоставление законодателем работникам полномочий по блокированию управленческих решений работодателя. Участвуя в управлении организацией, работники либо принимают решения по управлению организацией совместно с работодателем (заключение коллективного договора), либо высказывают свое мнение по тому или иному вопросу, которое работодатель обязан выслушать и по возможности учесть при принятии самостоятельного решения. В то же время по соглашению между сторонами социального партнерства работники и их представители могут наделяться правом предварительного согласования решений, принимаемых работодателем.

Поскольку регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений на принципах социального партнерства не ограничивается хозяйственной сферой работодателя - юридического лица, но может осуществляться и у работодателя - индивидуального предпринимателя, положения комментируемой статьи следует применять также к деятельности индивидуального предпринимателя.

2. Работодатель обязан учитывать мнение представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов и при расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Учет мнения представителя работников осуществляется работодателем при принятии вышеуказанных решений в случаях, предусмотренных ТК или коллективным договором (см. ст. ст. 372, 373 ТК и комментарии к ним).

3. Основания и порядок проведения консультаций определяются сторонами социального партнерства самостоятельно. Консультации могут проводиться как в процессе реализации обязательств социального партнерства, так и вне процедуры осуществления контроля за выполнением коллективного договора, соглашений. Частным случаем проведения консультаций является процедура учета мнения представительного органа работников.

4. Право работников на получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников, основывается на общем конституционном праве человека и гражданина на информацию.

Статья 29 Конституции РФ признает право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Право на получение информации может быть ограничено в случае отнесения информации к государственной тайне (см. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне"), а также к служебной или коммерческой тайне (Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне"). Перечень сведений, в отношении которых не может быть установлен режим коммерческой тайны, определяется ст. 5 Федерального закона "О коммерческой тайне" (см. ст. 57 ТК и комментарий к ней).

Комментируемая статья конкретизирует круг информации, которую работодатель обязан предоставлять представителям работников. К ней относится информация по вопросам реорганизации или ликвидации организации; введения технологических изменений, влекущих изменение труда работников; подготовки и дополнительного профессионального образования работников. Данный перечень не является исчерпывающим и может быть расширен законодательством, учредительными документами организации, соглашениями, коллективным договором.

Трудовой кодекс не устанавливает срок предоставления информации по запросу представителя работников, за исключением информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением коллективного договора, соглашения (см. ст. ст. 37, 51 ТК), поэтому данные сроки следует устанавливать в коллективном договоре.

5. Работники и их представители вправе вносить работодателю предложения по совершенствованию работы организации, обсуждать с работодателем свои предложения и общие вопросы работы организации. Процедура такого обсуждения определяется по соглашению между работодателем и представителем работников.

Наиболее результативно обсуждение вопросов деятельности не только организации в целом, но и ее структурных подразделений, участков, бригад и т.п. Приближение уровня обсуждения к конкретному рабочему месту позволит с максимальной степенью эффективности учесть мнение работников о недостатках в организации труда, о возможных способах повышения эффективности производства.

Конкретные формы обсуждения работы организации, внесения работниками предложений о совершенствовании ее работы, ведения диалога относительно высказанных предложений целесообразно определять в коллективном договоре.

6. Законодательство не определяет ни формы обсуждения планов социально-экономического развития организации, ни сроки направления проекта плана представительному органу работников. Эти вопросы также необходимо разрешать в коллективном договоре.

7. О процедуре проведения коллективных переговоров по разработке и принятию коллективного договора см. ст. ст. 36, 37, 40 ТК и комментарии к ним.

Консультации и комментарии юристов по ст 53 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 53 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

otkrf.ru

Статья 53 ТК РФ с комментариями - Основные формы участия работников в управлении организацией | Трудовой Кодекс РФ 2018

Основными формами участия работников в управлении организацией являются:

учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашениями;

проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов;

получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;

обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;

обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации;

участие в разработке и принятии коллективных договоров;

иные формы, определенные настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам:

реорганизации или ликвидации организации;

введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;

подготовки и дополнительного профессионального образования работников;

по другим вопросам, предусмотренным настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями.

Представители работников имеют право также вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.

Комментарий к статье 53 Трудового Кодекса РФ

1. В соответствии со ст. 31 ТК в случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном ТК, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).

Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий.

2. В соответствии со ст. 36 ТК представители работников участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективных договоров и имеют право проявлять инициативу по проведению таких переговоров.

Правила внутреннего трудового распорядка в соответствии со ст. 190 ТК утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

3. Руководитель организации обязан учесть мнение представительного органа работников в случаях, перечисленных в следующих статьях ТК: 48, 59, 74, 81, 96, 99, 101, 105, 112, 113, 117, 123, 135, 136, 139, 144, 147, 153, 154, 157, 159, 162, 180, 196, 211, 212, 222, 225, 253, 268, 281, 297, 299, 301, 302, 325, 326, 329, 350, 371, 372. Формой учета мнения может быть производственное соглашение, заключенное между руководителем и представительным органом наемных работников.

Производственное соглашение может быть выработано двусторонней комиссией представителей администрации и наемных работников.

4. В соответствии со ст. 8 ТК работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Эти нормы обязательны для наемных работников. Поэтому представительные органы работников имеют право высказать свое мнение и предложения по содержанию этих норм.

www.gk-rf.ru

Ст. 53 ТК РФ с Комментариями 2017-2018 года (новая редакция с последними изменениями)

Основными формами участия работников в управлении организацией являются:

учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашениями;

проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов;

получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;

обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;

обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации;

участие в разработке и принятии коллективных договоров;

иные формы, определенные настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам:

реорганизации или ликвидации организации;

введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;

подготовки и дополнительного профессионального образования работников;

по другим вопросам, предусмотренным настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями.

Представители работников имеют право также вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.

Комментарий к Ст. 53 ТК РФ

1. Настоящая статья определяет основные формы реализации права работников на участие в управлении организацией как одного из принципов трудового права (см. ст. 2 ТК РФ).

2. Часть 2 ст. 53 ТК называет ряд вопросов, по которым представители работников имеют право получать от работодателя необходимую им информацию.

3. Иные формы участия работников в управлении организацией, а также возможность получения информации от работодателя по другим вопросам могут быть определены ТК РФ. иными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, локальными нормативными актами.

4. По всем указанным выше вопросам представители работников могут вносить предложения в органы управления организацией, участвовать в их рассмотрении.

Второй комментарий к Статье 53 Трудового кодекса

1. В часть 1 ст. 53 внесены в основном редакционные изменения. Существенным является включение в нее основных форм участия работников в управлении организацией, обсуждения представительным органом работников планов социально-экономического развития организации.

2. Участие работников в управлении организацией может осуществляться в различных формах. Основные из них названы в ст. 53 ТК РФ.

3. Учет мнения представительного органа работников предусмотрен в ряде статей Кодекса (см. ст. 8, 73, 82, 99, 103, 105, 113, 116, 123, 135, 136, 154, 159, 162, 299, 325, а во многих случаях — с учетом мнения соответствующего профессионального органа, выборного органа первичной профсоюзной организации (см. ст. 350, 371 — 373).

4. Проведение консультаций с работодателем затрагивает главным образом вопросы содержания коллективного договора, принимаемых работодателем локальных нормативных актов об условиях труда, его оплаты и охраны, режиме работы.

Целесообразно проведение консультаций с работниками и их представителями по вопросам совершенствования и развития производства, подготовки и переподготовки кадров и др.

5. Получение необходимой информации работниками как форма их участия в управлении способствует их ознакомлению с возникающими в организации проблемами, затрагивающими интересы работников. Знание их дает работникам представление об истинном положении в организации, ее возможностях в регулировании трудовых отношений, позволяет разработать и внести работодателю предложения по улучшению деятельности организации.

6. Обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение в результате этого предложений работников по ее совершенствованию тесно переплетаются с другими формами участия работников в управлении организацией.

7. Коллективный договор — основной правовой акт, регулирующий трудовые и связанные с ними отношения в организации. Поэтому особое значение имеет участие работников в разработке и принятии коллективных договоров.

О порядке разработки проекта и принятия коллективных договоров см. ст. 42 ТК РФ и комментарий к ней.

О порядке ведения коллективных переговоров см. ст. 36, 37 ТК РФ и комментарии к ним.

8. На практике используются и иные формы участия работников в управлении организацией, определяемые коллективным договором, локальными нормативными актами, учредительными документами организации, а также отдельными законами (см. 4 комментария к ст. 52 ТК РФ).

9. Право работников и их представителей на получение информации, необходимой для подготовки проекта коллективного договора, оценки содержания проекта локального нормативного акта, разрабатываемого работодателем, в целом для участия в управлении организацией, предусмотрено в ряде статей Кодекса.

Часть 2 ст. 53 ТК РФ конкретизирует вопросы, по которым работникам, их представителям должна быть предоставлена информация. Однако приведенный в этой статье ТК РФ перечень сведений, которые должны быть доступны работникам, их представителям, весьма краток и не исчерпывает все вопросы, по которым работодатель должен предоставить информацию работникам, их представителям. Другие вопросы предусматриваются в иных статьях Кодекса, иных федеральных законах, учредительных документах организации, коллективном договоре. Об информации, предоставляемой работодателем работникам для их участия в управлении, см. также в 6 комментария к ст. 37 ТК РФ.

10. Представителям работников предоставлено право вносить предложения в органы управления организацией, участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.

Профсоюзы вправе участвовать в рассмотрении работодателями своих предложений (см. п. 4 ст. 11 Федерального закона «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности»).

sttkrf.ru

Статья 53 [ТК РФ] - последняя редакция

Статья 53. Основные формы участия работников в управлении организацией

Основными формами участия работников в управлении организацией являются:

учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашениями;

проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов;

получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;

обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;

обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации;

участие в разработке и принятии коллективных договоров;

участие представителей работников в заседаниях коллегиального органа управления организации с правом совещательного голоса в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительным документом организации, внутренним регламентом, иным внутренним документом организации, коллективным договором, соглашениями;

иные формы, определенные настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам:

реорганизации или ликвидации организации;

введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;

подготовки и дополнительного профессионального образования работников;

по другим вопросам, предусмотренным настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями.

Представители работников имеют право также вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.

bazanpa.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о