Сроки место и порядок проведения коллективных переговоров определяются – Статья 37. Порядок ведения коллективных переговоров. Участники коллективных переговоров свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.

tp / 12.Порядок ведения коллективных переговоров и разработка проекта коллективного договора

Порядок ведения коллективных переговоров и разработка проекта коллективного договора

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

  1. Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

  2. Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

  3. Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

  4. Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев.

  5. Представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами предусмотрено увольнение с работы.

  6. Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

  7. Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий.

  8. Утверждение разработанного единого проекта коллективного договора и подписание его сторонами. Не позднее трех месяцев с начала переговоров стороны обязательно должны утвердить и подписать коллективный договор на согласованных условиях. Со стороны работников договор подписывают все участники единого представительного органа, а со стороны работодателей — их представители, являющиеся членами комиссии

  9. Заключительный этап — направление коллективного договора является после подписания (вместе с приложениями) представителем работодателя в соответствующий орган по труду по месту нахождения организации в целях уведомительной регистрации( в течении 7 дней с момента подписания)

  10. Может быть проведена юридическая экспертиза.

  11. Срок договора -3 года. Может быть продлен.

Алгоритм пошаговых действий заключения коллективного договора

ШАГ 1 Принятие решения о необходимости заключения коллективного договора

Каждая сторона коллективных трудовых отношений имеет право направить другой стороне письменное требование о проведении коллективных переговоров по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, соглашения, которые другая сторона обязана начать в 7-дневный срок. Стороны не вправе уклониться от ведения коллективных переговоров или прекратить их в одностороннем порядке.

ШАГ 2 Создание комиссии для ведения коллективных переговоров из уполномоченных представителей сторон.

Комиссия образуется на паритетной (равной) основе, что означает одинаковое количество представителей от каждой из сторон.

Состав комиссии, сроки и место проведения коллективных переговоров определяются сторонами коллективных трудовых отношений.

Руководителем организации издается приказ, определяющий представителей от нанимателя. Одновременно с приказом по этому же вопросу принимается решение представительного органа работников (например, на заседании профкома). Возможен вариант издания единого решения сторон путем издания нанимателем приказа, согласованного с профсоюзом. Здесь же определяются порядок и сроки разработки проекта коллективного договора, а также его заключения.

ШАГ 3 Обсуждение комиссией проекта коллективного договора.

Проект коллективного договора может быть подготовлен любой из сторон. Если свой проект предлагает каждая из сторон, комиссия определяет, какой из них принять за основу. На каждом заседании комиссии должен вестись протокол.

Если комиссия так и не смогла принять согласованное решение по какому-либо пункту, то составляется протокол разногласий, который вместе с проектом уже согласованного комиссией коллективного договора выносится на собрание (конференцию) работников. По результатам принятого на собрании решения стороны могут подписать коллективный договор как в целом, так и по согласованным позициям. Неурегулированные разногласия могут стать по решению того же собрания предметом дальнейших переговоров или предметом коллективного трудового спора.

ШАГ 4 Обсуждение разработанного комиссией проекта коллективного договора с работниками в структурных подразделениях организации и последующая его доработка с учетом поступивших от работников замечаний и предложений.

Обсуждение проекта договора работниками осуществляется в порядке и сроки, определенные сторонами. При этом проект коллективного договора может быть размещен на стендах, опубликован в газете или иным способом доведен до сведения работников.

ШАГ 5 Утверждение проекта коллективного договора на общем собрании (либо конференции) работников организации и подписание его уполномоченными представителями сторон.

От имени нанимателя коллективный договор подписывает руководитель организации, от имени работников, как правило, руководитель представительного органа работников, т.е. соответствующего профсоюза.

ШАГ 6 Регистрация коллективного договора в местном исполнительно-распорядительном органе.

Требование о регистрации подписанного коллективного договора установлено ст.50 ТК. Введение обязательной регистрации коллективного договора означает, что без выполнения этого требования он не будет иметь юридической силы и не будет отражать действительных отношений между сторонами. Не зарегистрированный в установленном порядке коллективный договор не может являться источник

studfiles.net

Порядок заключения коллективных договоров и соглашений — Трудовое право

Коллективные переговоры представителей работников и работодателей, состоящих в трудовых отношениях, сводятся к переговорам по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения. Правом проявления инициативы по проведению таких переговоров обладают каждая из сторон трудовых отношений.

Порядок ведения коллективных переговоров установлен в ст. 37 ТК РФ.

Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.

Первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров на основе принципа пропорционального представительства (каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган) в зависимости от численности членов профсоюза.

Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа.

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне

    • Российской Федерации,
    • одного или нескольких субъектов Российской Федерации,
    • отрасли,
    • территории

предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее 2 недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленномКодексом и иными федеральными законами.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами.

 

jurkom74.ru

Коллективные переговоры и порядок их проведения.

Коллективные переговоры – диалог представителей работников и работодателя с целью согласования интересов сторон социального партнерства по вопросам регулирования трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на основе трудового законодательства и в соответствии с ним.

Участниками коллективных переговоров – полномочные представители сторон социального партнёрства, действующие в их интересах.

Согласно ст.36 ТК РФ право выступать с инициативой проведения коллективных переговоров имеют как представители работников, так и представители работодателей.

Предложение о начале коллективных переговоров в письменной форме направляется их инициатором представителям другой стороны социального парнерства. На ней лежит встречная обязанность вступить в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения указанного предложения. Ответ на него направляется инициатором коллективных переговоров (также в письменной форме) с указанием представителей со своей стороны для участия в комиссии, где будут вестись переговоры, и их полномочий.

Согласно ч.1 ст.37 ТК РФ «Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений».

Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором переговоров указанного ответа.

Переговоры вправе вести только уполномоченные на это в соответствии с законом представители сторон социального парнерства.

Согласно ч.3 ст.36 ТК РФ «Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом».

Порядок ведения коллективных переговоров регламентируется ст.37 ТК РФ «Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее — единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров в соответствии счастями второй — четвертой настоящей статьи, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. В случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров».

Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, установленном настоящим Кодексом. (глава 61 ТК РФ). (ст. 38 ТК РФ)

students-library.com

§ 7. Коллективные переговоры и порядок их ведения.

Урегулирование разногласий

Общие вопросы, связанные с реализацией права работников и работодателей на участие в коллективных переговорах на основе принципов социального партнерства, урегулированы в ст. 36ТК РФ, согласно которой каждая из указанных сторон имеет право проявить инициативу по их проведению. Предметом коллективных переговоров являются вопросы подготовки, заключения или изменения коллективного договора, соглашения.

Условия вступления в коллективные переговоры. Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей со свой стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий.

Принципиально важным для обеспечения реальной защиты интересов работников в процессе переговоров является закрепленное в ч. 3 ст. 36ТК РФ требование, соответствующее международно-правовым нормам о труде, о недопущении к ведению коллективных переговоров и заключению коллективных договоров и соглашений от имени работников лиц, представляющих интересы работодателей, а также организаций, или органы, созданные либо финансируемые работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.

Инициаторами проведения коллективных договоров могут быть представители как работников, так и работодателей.

В соответствии с ч. 2 ст. 36ТК РФ представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения.

Сторона, получившая такое предложение, должна отправить ответ инициатору предложения с указанием представителей от своей стороны и их полномочий для участия в работе комиссии по проведению коллективных переговоров.

Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа (ст. 36ТК РФ).

Порядок ведения коллективных переговоров, установленный в ст. 37ТК РФ, содействует реализации основных принципов социального партнерства (ст. 24ТК РФ), и в первую очередь принципа равноправия сторон. Срок, место и порядок ведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, выступающими в качестве их участников. Они свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений, составляющих предмет их переговоров.

Стороны и участники коллективных переговоров наделены взаимными правами и обязанностями, строгое соблюдение которых обеспечивает их проведение и достижение соответствующих практических результатов. Стороны взаимно обязаны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если они относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). В случае их разглашения виновные привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовно-правовой ответственности в порядке, установленном ТКРФ и иными федеральными законами.

Порядок проведения коллективных переговоров зависит от ряда взаимосвязанных условий — цели и уровня ведения коллективных переговоров, от наличия числа первичных профсоюзных организаций, объединяющих работников данного работодателя, числа профсоюзов (объединений профсоюзов) и, соответственно, количества членов профсоюзов, участвующих в переговорах и заключающих коллективные договоры или соглашения, и, наконец, указанный порядок зависит от наличия или отсутствия единого представительного органа, который может создаваться на соответствующем уровне социального партнерства. Все эти обстоятельства влияют на возможность создания единого представительного органа, условия его формирования и деятельности, а также права и обязанности указанного органа.

Коллективные переговоры могут быть организованы либо непосредственно между сторонами, либо при участии единого представительного органа. Коллективные переговоры непосредственно между сторонами организуются в случаях, указанных в ч. 2-3 ст. 37ТК РФ. Так, первичная организация, объединяющая более половины работников в организации или у индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

Непосредственно между работодателем и первичной организацией или иным представителем (представительным органом), выступающим от всех работников, переговоры возможны в случаях, предусмотренных в ч. 3 ст. 37ТК РФ, при обязательном соблюдении установленных в ней правил. Переговоры ведутся непосредственно между сторонами и тогда, когда ни одна из первичных организаций или все вместе имеющиеся профсоюзные организации, желающие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя. В таких случаях общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров и вступить в них.

По существу, аналогичный порядок ведения коллективных переговоров имеет место и в случаях, когда в установленном порядке не удалось определить такую организацию, а также если работники данного работодателя вообще не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации. В этих случаях общее собрание (конференция) может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями по ведению коллективных переговоров.

Порядок создания единого представительного органа для ведения коллективных переговоров.

В случаях когда, как это нередко имеет место на практике, в организации работодателя существуют две и более профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, возникает необходимость в создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора для его заключения.

В основе формирования единого представительного органа лежит принцип пропорциональности его представительства в зависимости от численности представляемых им членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган, который имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников. В ч. 4 ст. 37ТК РФ предусмотрен ряд организационно-правовых мер, содействующих наиболее широкому охвату работников — членов профсоюза коллективно-договорным регулированием, повышению их активности в обсуждении и установлении условий труда, а также стимулированию их вступления в члены профсоюза. Этому способствует предусмотренное требование к первичной профсоюзной организации, единому представительному органу либо иному представителю (представительному органу) работников, чтобы они при реализации своего права выступить с инициативой проведения коллективных переговоров одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале коллективных переговоров обязательно извещали об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя. Кроме того, указанные органы, представляющие интересы работников, в течение последующих пяти рабочих дней обязаны создать с согласия всех первичных организаций, которые были извещены о начале коллективных переговоров, единый представительный орган либо включить их представителей в его состав.

Если в установленный срок названные первичные организации не сообщат о своем решении, в частности начать коллективные переговоры, или откажутся направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа.

Право на ведение коллективных переговоров и подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). Важно обратить внимание, что при наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, которые формируются с учетом представляемых ими членов профсоюзов.

При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров такое право предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

Урегулирование разногласий в ходе коллективных переговоров. В ходе ведения коллективных переговоров естественно и нередко возникают разногласия сторон. Поэтому важное практическое значение имеет ст. 38ТК РФ, определяющая порядок их урегулирования. В ней предусматривается, что если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, установленном ТК РФ.

Этот порядок включает прежде всего обязательность составления протокола разногласий по всем или по отдельным вопросам, по которым не принято согласованное решение. Далее должна быть четко определена дата составления протокола об отклонении всех или части требований работников (их представителей), ибо она, согласно ст. 398ТК РФ, являетсяднемначала коллективного трудового спора, рассматриваемого в установленном порядке.

Неурегулированные разногласия в соответствии со ст. 40ТК РФ могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами.

Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах. В соответствии со ст. 39ТК РФ лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев.

Все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением. Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с ТКРФ, иными федеральными законами предусмотрено увольнение с работы.

studfiles.net

Коллективные переговоры (понятие, виды, порядок ведения, гарантии участникам)

Коллективные переговоры – это переговоры лиц, состоящих в трудовых отношениях, через своих представ-й по вопросам подготовки, заключения или изменения колл-х договоров м/у работниками и работодателем. М/б проведены на локальном, местном, региональном и федер-м уровне.

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Участники коллективных переговоров: Сторона работодателя — полномочные представители организации, филиала, представительства, которые в силу имеющихся у них прав могут обеспечить исполнение условий коллективного договора. Сторона работников— профсоюзы, действующие в организации, филиале, представительстве, которые и становятся стороной коллективного договора как представители работников, на которых он распространяется.

Порядок проведения коллективных переговоров:

1) Стороны свободно выбирают вопросы регулирования социально-трудовых отношений.

2) Две и более первич-е профсоюзные орг-ции могут создать по решению их выборных органов единый представительный орган для ведения колл-х переговоров. Единый представ-й орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале кол-х переговоров от имени всех работников.

3) Первичная профсоюзная орг-ция, объед-я более половины раб-в организации, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале кол-х переговоров от имени всех работников без предварит-го создания единого представит-го органа.

4) Если ни одна профсоюзная орг-ция или совокуп-ть проф-х организаций не объеди-ли более половины раб-в данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием опред-т ту первич-ю проф. орг-ю, к-й при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале кол-х переговоров от имени всех работников.

5) В случае, если первич-я проф. орг. не определена, или ее нет вообще, общее собрание раб-в тайным голос-м избирает из числа раб-в полномоч-го представит-ля (представит-й орган) для кол-х переговоров.

6) Первич-я проф. орг., единый представит. орг., полномоч. представит-ль, иной представит-й орган работников обязаны одноврем-но с направлением предложения о кол-х переговорах работолателю, известить об этом все первич. проф. орг-ции, объедин-х работников данного работодателя и в теч. 5 дней создать с их согласия единый представ-й орган либо вкл-ть их представит-й в состав единого представ-го органа.

7) Право на ведение кол-х переговоров от имени работников на уровне РФ и субъектов РФ, отрасли, территории, предостав-ся соответ-м профсоюзам (объединениям профсоюзов).

8) Стороны должны предостав-ть друг другу не позднее двух недель со дня получения соотсет-го запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения кол-х переговоров.

9) Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне.

10) Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Для ведения кол-х переговоров законод-во отводит срок в три месяца, по истечении к-го должны быть заключены кол-й договор, соглашение и (или) должен быть составлен протокол разногласий по заключению или изменению кол-го договора.

Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах.

1) Освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев.

2) Все затраты, связанные с участием в кол-х переговорах, компенсируются в порядке, установленном трудовым законод-м и иными НПА, содержащими нормы ТП, кол-м договором, соглашением.

3) Представители работников, участвующие в кол-х переговорах, в период их ведения не могут быть без предварит-го согласия органа, уполномоч-го их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на др-ю работу или уволены по инициативе работодателя, за исключ-м случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с ТК, иными ФЗ предусмотрено увольнение с работы.

Коллективные соглашения (понятие, стороны, содержание)

Соглашение – правовой акт, ругулир-й социально-трудовые отношения и устанав-й общие принципы регулирования связанных с ними эконом-х отнош-й, заключаемый м/у полномочными представ-ми работников и работодателей на федер-м, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территр-м уровнях соц-го партнерства в пределах их компетенции.

Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров.

Для заключения соглашений формируются соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Стороны соглашений:Сторона работодателя – сам работодатель, полномочные представители организации, филиала, представительства. Сторона работников — профсоюзы, действующие в организации, филиале, представительстве.

Виды соглашений.

По договоренности сторон: двусторонние и трехсторонние.

По сфере регулир-х социально-трудовых отношений: генеральные, межрегиональные, региональные, отраслевые (межотраслевые), территор-е и иные.

Содержание и структура соглашения.Содержание и структура соглашения опред-ся по договоренности между представителями сторон, к-е свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение.

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам: оплата труда; условия и охрана труда; режимы труда и отдыха; развитие социального партнерства; иные вопросы, определенные сторонами. Содержанием соглашений являются взаимные права и обязанности сторон.

Заключение соглашения:заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, приходящийся на срок действия соглашения.

Участие работников в управлении организацией

Право работников непосредственно через свои представ органы в управлении организацией .

Это еще одна предусмотренная ТК РФ форма социального партнерства.

Основные формы участия работников в управлении организацией:

— учет мнения представительного органа работников в случаях, предусм-х ТК, колл-м договором;

— проведение представит-м органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов;

— получение от работод-ля инфор-ции по вопросам, непосред-но затраг-м интересы работников;

— обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;

— обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации;

— участие в разработке и принятии коллективных договоров;

— иные формы, определенные ТК РФ, иными ФЗ, учредительными документами организации, коллективным договором, локальными нормативными актами.

Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам:

— реорганизации или ликвидации организации;

— введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;

— профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;

— по другим вопросам, предусмотренным настоящим Кодексом.

Представители работников имеют право также вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.




infopedia.su

Коллективные переговоры. Порядок ведения коллективных переговоров

 

Коллективные переговоры представителей работни­ков и работодателей, состоящих в трудовых отношени­ях, сводятся к переговорам по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения. Правом проявления инициативы по проведению таких переговоров обладают каждая из сторон трудовых от­ношений.

Порядок ведения коллективных переговоров установ­лен в ст. 37 ТК РФ. Вот основные его положения:

Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.

Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее – единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. при этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров в соответствии с частями второй – четвертой настоящей статьи, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. В случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации одного или нескольких субъектов РФ, отрасли, территории представляется соответствующим профсоюзам (объ­единениям профсоюзов). При наличии на соответству­ющем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, фор­мируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для веде­ния коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, яв­ляющимися участниками указанных переговоров.

Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами.

§7. Урегулирование разногласий
в ходе ведения коллективных переговоров

 

Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопро­сам, то составляется протокол разногласий.

Трудовой кодекс определяет такие разногласия как коллективный трудовой спор.

Начало коллективного трудового спора определяется датой составления протокола разногласий.

Порядок разрешения коллективного трудового спора включает несколько этапов:

• рассмотрение коллективного трудового спора при­мирительной комиссией;

• рассмотрение коллективного трудового спора с уча­стием посредника;

• рассмотрение коллективного трудового спора в тру­довом арбитраже.

Крайней, наиболее острой формой разрешения кол­лективного трудового спора является забастовка.

Примирительная комиссия создается в течение трех дней после составления протокола разногласий. В ее со­став входят представители работников и работодателя на равноправной основе. Примирительная комиссия и комиссия по регулиреванию социально-трудовых от­ношений, создаваемая на предприятии в соответствии со ст. 35 Трудового кодекса, — это разные комиссии. Цели их создания различны и соответственно различны выполняемые ими функции. Примирительная комиссия создается для решения неурегулированных разногласии, а комиссии по регулированию социально-трудовых отношений — только для ведения коллективных пере­говоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

Примирительная комиссия рассматривает протокол разногласий в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа о ее создании. Приказ подписывается работодателем (или его представителем) и представи­телем выборного органа работников, например, пред­седателем профсоюзной организации, уполномоченной работниками вести коллективные переговоры. В случае необходимости и при согласии обеих сторон социально­го партнерства сроки рассмотрения неурегулированных разногласий могут быть продлены, что оформляется соответствующим документом. Если коллективный спор разрешен на уровне примирительной комиссии, то решение, оформленное протоколом, имеет для сторон обязательную силу и исполняется в сроки, установлен­ные решением.

Каждая из сторон в любой момент может обратиться в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров. Рассмотрение спора примирительной комиссией явля­ется обязательным этапом.

Если разрешить коллективный трудовой спор силами примирительной комиссии не удалось, к его рассмо­трению стороны правомочны привлечь посредника, в роли которого может выступить представитель терри­ториальной Службы по урегулированию коллективных трудовых споров или иное лицо, кандидатура которого устраивает обе стороны трудового спора. Если в те­чение трех рабочих дней кандидатура посредника не определена, рассмотрение разногласий переносится в трудовой арбитраж.

В том случае, когда кандидатура посредника при­емлема для обеих сторон социального партнерства, трудовой спор должен быть рассмотрен в течение семи рабочих дней с начала его деятельности. Работа посред­ника завершается принятием сторонами согласованного, оформленного письменно решения или составлением протокола разногласий.

Протокол разногласий составляется тогда, когда с помощью посред­ника удается согласовать лишь часть вопросов, от­меченных в протоколе разногласий, который рассма­тривался примирительной комиссией. Таким образом, привлечение посредника к разрешению коллективного трудового спора может решить вопрос только частично. Несогласованные вопросы будут включены во второй протокол разногласий. Этот протокол будет отличен от первого по числу вопросов, необходимых для со­гласования. Нормы Трудового кодекса не предусматри­вают возможность дополнения протокола разногласий вновь возникшими вопросами, появление которых может быть связано с частичным урегулированием разногласий, перечисленных в протоколе разногласий, составленном по итогам переговоров с работодателем членов комиссии по регулированию социально-трудо­вых отношений.

Если усилия ни примирительной комиссии, ни по­средника не увенчались успехом, для урегулирования трудового спора создается трудовой арбитраж.

Трудовой арбитраж — это временно действующий орган, который создается социальными партнерами, находящимися в состоянии трудового спора, и пред­ставителями государства.

Срок рассмотрения трудового спора в трудовом ар­битраже составляет 5 рабочих дней с момента его соз­дания, А сам арбитраж создается не позднее, чем через три рабочих дня после безрезультатного рассмотрения трудового спора с участием посредника.

Чтобы решение трудового арбитража по урегули­рованию коллективного трудового спора выполня­лось, стороны на этапе, предшествующем вынесению арбитражем решения, должны договориться о том, что любое решение арбитража будет обязательно для исполнения каждой из сторон. Такая договоренность должна быть оформлена соответствующим письменным соглашением.

Контроль за выполнением достигнутого в ходе разре­шения коллективного трудового спора соглашения осу­ществляют стороны коллективного трудового спора.

Если примирительные процедуры не привели к за­ключению соглашения либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет условия соглашения, работники или их представители вправе приступить к организации забастовки.

§8. Гарантии и компенсации лицам,
участвующим в коллективных переговорах

 

Согласно ст. 39 ТК РФ, лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглаше­ния, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев.

Все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установлен­ном трудовом законодательством, коллективным договором, соглашением. Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным до­говором, соглашением. В случаях, когда указанные лица приглашаются по взаимной договоренности сторон коллективных переговоров, труд приглашенных оплачивается по соглашению с ними органами исполнительной власти и местного самоуправления, работодателями, их объединениями, иными уполномоченными работодателями органами.

Гарантии для лиц, участвующих в коллективных переговорах, устанавливаются ст. 39 ТК РФ и законодательством о коллективных договорах и соглашениях. В частности, представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполно­мочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с Трудовым кодексом, иными федеральными законами предусмотрено увольнение с работы.

Коллективный договор

 

Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. В коллективном договоре устанавливаются взаимные обязательства сторон социально-трудовых отношений в данной организации с учетом специфики и условий труда, согласованные сторонами договора.

Коллективный договор может заключаться в организации, ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях. При его заключении в филиале, представительстве представителем работодателя является руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это работодателем или иное в них в соответствии с п.7 ст. 35 ТК РФ..

Согласно ст. 41 ТК РФ в коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по слкдующим вопросам:

1) формы, системы и размеры оплаты труда;

2) выплата пособий, компенсаций;

3) механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

4) занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

5) рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

6) улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

7) соблюдение интересов работников при приватизации государственного или муниципального имущества;

8) экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

9) гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

10) оздоровление и отдых работников и членов их семей;

11) частичная или полная оплата питания работников;

12) контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений. ответственность сторон. обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;

13) отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;

14) другие вопросы. определенные сторонами.

Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. Однако, как правило все условия коллективного договора можно разделить на три вида:

Нормативные условия, т.е. локальные нормы трудового права, предоставляющие дополнительные льготы, преимущества или устанавливающие виды и размеры оплаты труда, дополнительные отпуска и т.д. Эти условия действуют весь период существования коллективного договора.

Обязательные условия, т.е. конкретные обязательства сторон с указанием сроков их выполнения и субъектов-исполнителей, отвечающих за их выполнение. Эти условия действуют до их выполнения, а затем погашаются выполнением.




infopedia.su

Вопрос №18. Коллективные переговоры и их значение — Мегаобучалка

Коллективные переговоры— основная форма взаимодействия работников (трудового коллектива) и работодателей в целях выработки и принятия коллективного договора либо разрешения коллективного трудового спора.

Цели коллективных переговоров:

èопределение условий труда и занятости;

èрегулирование отношений между работодателями и трудящимися;

èрегулирование отношений между работодателями или их организациями и организацией или организациями трудящихся.

Инициатором коллективных переговороввправе выступить любая из сторон. При этом сторона, получившая письменное уведомление о переговорах, обязана начать их в 7-дневный срок, отправив инициатору проведения переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны.

Ст. 37 ТК регламентирует случаи организации коллективно-переговорного процесса со стороны работников.

Представителями работников в коллективных переговорах выступают профсоюзы, уполномоченные коллективом органы общественной самодеятельности. Представителями работодателей являются руководители организаций, другие уполномоченные лица.

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне. Лица, разгласившие указанные сведения привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то, согласно ст. 38 ТК, составляется протокол разногласий. Урегулирование возникших разногласий производится в порядке, установленном ст. 61 ТК.



Лица, участвующие в коллективных переговорах, а также приглашенные специалисты освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более 3 месяцев в течение года.

Все затраты связанные с участием в коллективных переговорах. Компенсируются в порядке, установленном трудовым законодательством. Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Вопрос №19. Коллективный договор: стороны, содержание, порядок заключения и действие.

Ст. 40 коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Это двухсторонний договор.

Стороны: работники организации в лице их представителей и работодатель непосредственно или представляемый руководителем организации или уполномоченными лицами.

Заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. Стороны имеют право продлевать срок, но не более чем на три года. Действие договора распространяется на всех работников организации, ИП, а действие коллективного договора, заключенного в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении – на всех работников соответствующего подразделения.

Согласно ст.43, коллективный договор сохраняет сове действие в случае изменения наименования организации, реорганизации в форме преобразования, а также расторжения трудового договора с руководителем организации. При смене собственности организации договор действует в течение трех месяцев, при реорганизации форме слияния, разделения – в течение всего срока реорганизации. В случае ликвидации организации договор сохраняет свое действие в течение всего срока приведения ликвидации.

Содержание – это все условия, о которых стороны договорились при заключении коллективного договора. Примерный перечень вопросов, включаемых в договор:

формы, системы и размеры оплаты труда

èвыплата пособий, компенсаций;

èмеханизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

èзанятость, переобучение, условия высвобождения работников;

èрабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

èулучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

èсоблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;

èэкологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

èчастичная или полная оплата питания работников;

èдругие вопросы, определенные сторонами.

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

Ст. 42 порядок разработки проекта коллективного договора и заключения коллективногоопределяется сторонами в соответствии с кодексом и иными ФЗ. После подписания сторонами коллективный договор в течение семи дней направляется работодателем или его представителем на уведомительную регистрацию в орган Федеральной Инспекции по труду (ст.50)

Ст. 44 изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном кодексом для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором.

megaobuchalka.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *