Изменение вида разрешенного использования земельного участка — 2018
В 2018 году в правила изменения вида разрешенного использования земельного участка внесли новшества. Эксперт разъясняет, как работают новые правила и какие правовые позиции поддержал ВС РФ.
Содержание статьи:
Какие правила изменения вида разрешенного использования земельного участка действуют в 2018 году
Все земельные участки на территории Российской Федерации подразделяются на определенные категории в соответствии со своим целевым назначением:
- земли сельскохозяйственного назначения;
- земли населенных пунктов;
- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
- земли особо охраняемых территорий и объектов;
- земли лесного фонда;
- земли водного фонда;
- земли запаса.
Правовой режим каждого земельного участка определяется на основании его принадлежности к той или иной категории и разрешенного вида использования в соответствии с зонированием территорий. Какие действуют поправки о специальных зонах, читайте в журнале «Корпоративный юрист».
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий, выбирается собственником земельного участка самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Все существующие виды разрешенного использования земельных участков систематизированы в действующем в 2018 году Классификаторе, который утвержден Министерством экономического развития Российской Федерации (приказ № 540 от 01.09.2014).
При этом необходимо знать что разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения Классификатора, признается действительным вне зависимости от его соответствия данному Классификатору.
Данное правило закреплено ч.11 статьи 34 ФЗ № 171-ФЗ. При этом до 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения или городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами, предусмотренными Классификатором.
Как изменить вид разрешенного использования земельного участка
Реалии настоящего времени таковы, что многие собственники земельных участков желают изменить вид разрешенного использования своего актива, дабы увеличить его экономическую рентабельность. Если использовать землю не по назначению, владельца оштрафуют. Такой штраф можно оспорить, как это сделать, узнайте из рекомендации экспертов Системы Юрист.
Решив реализовывать проект по изменению, собственник должен знать, что в соответствии с изменениями, внесенными в текущем году в земельное и градостроительное законодательство, разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов:
- Основной вид разрешенного использования.
- Условно разрешенный вид использования.
- Вспомогательный вид разрешенного использования, который допустим только в качестве дополнительного по отношению к основному и условно разрешенному и осуществляемый совместно с ними.
Любое изменение вида разрешенного использования осуществляется в соответствии с правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) конкретного муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок.
В состав ПЗЗ входят в том числе градостроительные регламенты. Для каждой категории земель в пределах определенной территориальной зоны градостроительные регламенты устанавливают допустимые виды использования участков.
Итак, рассмотрим порядок изменения основного вида разрешенного использования земельного участка на примере участка с видом использования «для размещения производственного здания» (земли промышленности) на вид «объекты придорожного сервиса»:
- В рамках производственной территориальной зоны (П) оба данных вида разрешенного использования являются основными и, соответственно, собственник данного участка может изменить вид самостоятельно, без получения на это дополнительных разрешений и согласований (ч. 4 ст. 37 ГрК РФ; ч. 2 ст. 7 ЗК РФ).
- Если сведения об участке, в отношении которого меняется вид использования, содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), собственнику участка необходимо обратиться в территориальное управление Росреестра для внесения в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Аналогична процедура и в отношении установления вспомогательного вида дополнительно к основному.
Наиболее сложна в части реализации процедура получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. Поэтому более детально остановимся на основных этапах данной процедуры. Для получения разрешения на условно разрешенный вид использования собственник земельного участка обязан обратиться в уполномоченный орган государственной власти (в каждом субъекте РФ данные органы различны).
Так, в отношении земельных участков, расположенных на территории Московской области, решение о выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка выдает Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области (Главархитектура). Свои полномочия данный орган осуществляет в соответствии с Административным регламентом от 21.12.2017 № 31-РВ-314.
При первичном обращении Главархитектура проверяет:
- надлежащее ли лицо подало обращение;
- не находится ли земельный участок под арестом, залогом, иными обременениями;
- не выявилось ли наложение земель лесного фонда на границы земельного участка.
Наложением земель лесного фонда на границы земельных участков, находящихся в частной собственности, является острой проблемой на территории всей Московской области. Около 80% отказов выдается собственникам земельных участков именно по данному основания.
В случае получения отказа собственнику необходимо обратиться в Комитет лесного хозяйства с заявлением о применении, в соответствии с ФЗ 280-ФЗ, лесной амнистии в отношении земельного участка.
После того, как вопрос о применении амнистии рассмотрен на заседании соответствующей комиссии и в отношении земельного участка принято положительное решение, все данные из Комитета лесного хозяйства передаются в Главархитектуру. Главархитектура Московской области обеспечивает извещение администрации городского округа о необходимости проведения публичных слушаний по данному вопросу. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом городского округа и (или) нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления.
Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит официальному опубликованию и размещается на официальном сайте городского округа.
Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения и протокол публичных слушаний в установленный срок направляются в Главархитектуру Московской области для подготовки проекта рекомендаций о предоставлении разрешения или об отказе в предоставлении. Проект в установленном порядке рассматривается на заседании Комиссии и Градостроительного совета Московской области. Главархитектура принимает решение о предоставлении разрешения или об отказе в предоставлении с учетом рассмотрения рекомендаций на заседании Комиссии.
Министерство имущественных отношений Московской области в случае принятия Главархитектурой решения о предоставлении собственнику разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка уведомляет его о размере платы за изменение вида использования, рассчитанном в соответствии с порядком, установленным Правительством Московской области.
Внимание! Изменение вида разрешенного использования земельного участка на территории Москвы и Московской области является платным! Стоимость изменения рассчитывается по определенной формуле, установленной законодательными актами данных субъектов, и применяемой на основании кадастровой стоимости данного участка до и после изменения вида использования.
При этом собственник участка не должен забывать о возможности оптимизации данной платы путем пересмотра кадастровой стоимости участка.
Собственник земельного участка обязан внести в полном объеме плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в тридцатидневный срок со дня получения уведомления от Министерства имущественных отношений Московской области о размере такой платы.
Главархитектура Московской области в случае невнесения собственником указанной платы по истечении установленного срока на основании уведомления Министерства имущественных отношений Московской области о невнесении платы выносит решение об отмене разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и уведомляет об этом собственника земельного участка.
Заинтересованное физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Выше были рассмотрены варианты изменения вида разрешенного использования земельного участка его собственником. Что же касается изменения вида арендатором земельного участка, то он имеет право изменять вид только с согласия собственника. Наиболее актуальным это является при аренде государственных и муниципальных земель.
Как изменить вид использования, если нужного нет в градостроительном регламенте
В рамках обсуждения темы изменения вида разрешенного использования земельного участка необходимо обратить внимание, что в случае, если собственник выразил желание изменить вид использования на не предусмотренный градостроительным регламентом, то в этом случае изменение осуществляется в порядке, установленном статьями 31, 32, 33 ГрК РФ, путем принятия нормативного акта о внесении изменений в ПЗЗ.
Собственник земельного участка вправе направить в соответствующую комиссию предложение о внесении изменений в ПЗЗ в инициативном порядке либо в случаях, если в результате:
- земельные участки не используются эффективно;
- причиняется вред правообладателям земельных участков;
- снижается стоимость земельных участков;
- не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
При этом любое из данных обстоятельств необходимо надлежащим образом обосновать и подкрепить соответствующими заключениями.
Комиссия в течение 30 дней со дня поступления предложения осуществляет подготовку заключения о рекомендации внесения изменения или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения и направляет это заключение главе местной администрации.
С учетом заключения комиссии глава местной администрации в течение 30 дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в ПЗЗ или об отклонении предложения о внесении и направляет копию такого решения заявителю (ч. 5 ст. 33 ГрК РФ).
Верховный суд рассмотрел новую практику по спорам об изменении вида использования участков
Законодательство в части изменения вида разрешенного использования земельного участка в том виде, который был рассмотрен в данной статье, стало применяться только с начала 2018 года. Верховный суд РФ уже обобщил судебную практику по соответствующим делам
В частности, в обзоре приводятся следующие наиболее актуальные правовые позиции судов.
1. Арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе требовать изменения вида разрешенного использования такого участка и внесения соответствующих изменений в договор аренды, заключенный по результатам торгов, а также изменять его самостоятельно.
Так, Общество «П» обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий администрации муниципального образования, выразившихся в отказе изменить вид разрешенного использования земельного участка со «строительство многоквартирного дома 4 — 5 этажей» на «строительство многоквартирного дома 5 — 9 этажей» и внести соответствующие изменения в договор аренды земельного участка.
Судом установлено, что спорный земельный участок по результатам торгов был предоставлен обществу «Н» для строительства 5-этажного многоквартирного дома. Впоследствии право собственности на незавершенный строительством многоквартирный дом по договору купли-продажи перешло к обществу «П».
Администрация муниципального образования и общество «П» заключили договор аренды упомянутого земельного участка для завершения строительства объекта.
Согласно пункту 1 статьи 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены — в соответствии с назначением имущества.
В силу пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой же статьи.
Пунктом 5 статьи 39.6 Земельного кодекса установлено, что предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта.
Согласно пункту 17 статьи 39.8 Земельного кодекса внесение изменений в заключенный по результатам аукциона договор аренды земельного участка в части изменения видов его разрешенного использования не допускается.
Приняв на себя права и обязанности по указанному договору, общество «П» как арендатор выразило свое согласие на использование земельного участка в соответствии с установленным видом разрешенного использования, тем самым реализовав свое право, предусмотренное пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса.
При таких обстоятельствах суды первой, апелляционной и кассационной инстанций пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявления, поскольку отсутствовали основания для изменения условий договора аренды, а также обращение общества «П» с требованием об изменении вида разрешенного использования земельного участка по существу направлено на обход предусмотренной земельным законодательством для предоставления земельных участков процедуры торгов.
2. Вспомогательный вид разрешенного использования земельного участка, установленный в градостроительном регламенте, не может быть выбран вместо основного при предоставлении земельного участка в собственность или аренду.
Гражданин обратился в суд с заявлением об оспаривании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области имущественных отношений об отказе в предоставлении в собственность земельного участка под открытую гостевую стоянку.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения определением суда апелляционной инстанции, заявленные требования удовлетворены.
Отменяя состоявшиеся по делу судебные постановления, суд кассационной инстанции указал следующее.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса вспомогательные виды разрешенного использования допускаются только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.
Аналогичные положения содержатся в правилах застройки и землепользования муниципального образования, согласно которым виды разрешенного использования, сопутствующие основным видам использования недвижимости, по отношению к последним являются вспомогательными; при отсутствии на земельном участке основного вида использования вспомогательный вид использования не считается разрешенным.
Судом установлено, что истец является собственником земельного участка из категории «земли населенных пунктов» с разрешенным видом использования «сады, огороды». К нему примыкает испрашиваемый истцом земельный участок, расположенный в зоне малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами. К числу основных видов разрешенного использования земельных участков, находящихся в указанной зоне, отнесены в том числе индивидуальные жилые дома, садоводство, огородничество, дачное строительство. Открытая гостевая стоянка является вспомогательным видом использования земельных участков в указанной зоне.
Поскольку Градостроительный кодекс исключает возможность выбора (установления) вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков вместо основных (пункт 3 части 1 статьи 37 названного Кодекса), так как вспомогательные виды разрешенного использования допускаются только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними (то есть для одного участка, а не для двух различных, когда на одном осуществляется основной вид разрешенного использования, а на другом, самостоятельном участке, вспомогательный, в отсутствие осуществления на этом же участке основного вида разрешенного использования), и истец не представил доказательств использования данного участка в соответствии с основным разрешенным видом использования, суд кассационной инстанции правомерно принял по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
3. Отказ администрации муниципального образования в установлении вида разрешенного использования земельного участка в случаях, когда вид разрешенного использования земельных участков не был определен при его предоставлении, является незаконным.
Индивидуальный предприниматель обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации муниципального образования в установлении вида разрешенного использования земельного участка, обосновывая свое требование тем, что вид разрешенного использования земельного участка не был определен при его предоставлении.
Удовлетворяя заявление, суд указал следующее.
В силу статьи 1 Земельного кодекса одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требований законодательства.
По правилам пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Разрешенное использование земельного участка представляет собой установление конкретной цели (целей) использования участка земли и определение объема прав и обязанностей лица, которому принадлежит земельный участок, на основании осуществления определенных процедур зонирования территорий.
Согласно части 6 статьи 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:
- виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
- предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
- ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Вид разрешенного использования можно подтвердить иными документами, например, свидетельством о государственной регистрации права. Вид разрешенного использования земельного участка устанавливается в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Таким образом, поскольку вид разрешенного использования земельного участка не был определен при его предоставлении, отказ администрации муниципального образования в установлении вида разрешенного использования земельного участка из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не соответствует закону.
Данные положения были утверждены Президиумом Верховного суда РФ 14.11.2018.
Получить весь Обзор
Таким образом, на основании изложенного материала можно сделать вывод, что всего за 1 год функционирования новой системы изменения вида разрешенного использования земельного участка уже наработан достаточный теоретический и практический опыт ее применения, что во многом упростит работу собственников со своими земельными активами.
www.law.ru
Изменение разрешенного использования земельного участка | Участок
» Участок
Как изменить разрешенное использование земельного участка
Согласно Земельному и Градостроительному кодексам РФ, каждый земельный участок имеет целевое назначение, в соответствии с которым должно осуществляться его использование. Границы участков, их категории и действующие на них градостроительные регламенты определяются Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ), которые с 1.01. года должны быть приняты для каждого населённого пункта.
Что необходимо для изменения назначения при использовании земельного участка
До принятия ПЗЗ на территории населённого пункта действует общий порядок, определяющий процедуру изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Изменение вида разрешенного участка проводится через организацию публичных слушаний с участием граждан, которые проживают в пределах территории данной административной единицы, в границах которой расположен участок. В том случае, если новый вид использования может негативно сказаться на экологической обстановке, в слушаньях должны принимать участие правообладатели объектов капитального строительства и земельных участков, которые находятся в прогнозируемой зоне риска.
После подачи заявления от заинтересованного лица на изменение разрешенного использования участка, на основании решения главы администрации района или населённого пункта, создается комиссия. В её обязанности входит рассылка сообщений о проведении публичных слушаний всем правообладателям и заинтересованным лицам. Обычно, сведения о предстоящих слушаниях направляются и в СМИ.
Участники публичных слушаний составляют свои предложения и замечания и направляют их комиссии для включения в протокол проводимых публичных слушаний. Результаты публичных слушаний также пролежат опубликованию в СМИ и интернете. Сроки проведения публичных слушаний и публикации их результатов определяются Уставом муниципального образования, они не должны быть более 1 месяца.
На основании результатов публичных слушаний комиссия готовит рекомендации об изменении вида разрешенного использования земельного участка главе муниципального образования, который в течение трёх дней принимает решение о том, чтобы утвердить или отклонить данное изменение. Принятое решение становится юридическим основанием для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр земель и Единый государственный реестр прав на недвижимость и сделок с ней.
После принятия ПЗЗ данный порядок упрощается – все земельные участки и расположенные на них объекты капитального строительства, их использование и назначение должны будут соответствовать устанавливаемому в ПЗЗ регламенту, который определяет виды разрешенного использования и предельные значения размеров объектов капитального строительства.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка
Владельцам земельных участков приходится решать различные вопросы, касающиеся выделенных им территорий. К наиболее распространенным из них можно отнести застройку, реконструкцию имеющихся объектов, получение права собственности. В ходе решения этих и многих других вопросов возникает необходимость установить или изменить вид разрешенного использования земельного участка. Рассмотрим далее, как это делается.
Виды разрешенного использования земельных участков: классификатор
В публичном порядке устанавливается комплекс допустимых параметров эксплуатации выделенной территории. В соответствии с ними определяются виды разрешенного использования земельных участков. Классификатор включает в себя:
- Допустимые функциональные показатели эксплуатации сооружений, строений, зданий, расположенных на территории.
- Кадастровую стоимость участка.
- Потенциальные параметры застройки.
Допустимые показатели объектов
Виды разрешенного использования земельных участков содержат сведения о конкретных возможных способах эксплуатации сооружений, строений, зданий для выполнения определенного типа экономической или иной деятельности. Так, если на территории, категория которой — для промышленного производства , располагается здание, в котором находится цех, то это означает, что данное сооружение не может эксплуатироваться в иных, кроме установленной, целях.
Его нельзя переоборудовать в деловой центр или торговый комплекс без соответствующего согласования. То есть, прежде чем осуществлять какие-то работы, необходимо произвести изменение вида разрешенного использования земельного участка. Категория допустимой эксплуатации выделенной территории определяет также возможность осуществить реконструкцию объектов, уже присутствующих на ней, а также построить новое здание. При этом виды разрешенного использования земельных участков оказывают влияние на тип зданий, которые могут возводиться на них.
Потенциальные показатели застройки
Виды разрешенного использования земельных участков сельхозназначения в ряде случаев определяют такие параметры, как:
- Установление максимальных и минимальных размеров территорий. Это может иметь большое значение в процессе разделения, выделения, преобразования наделов.
- Допустимая площадь застройки, этажность, плотность и некоторые другие градостроительные режимы.
Кадастровая стоимость
Виды разрешенного использования земельных участков населенных пунктов выступают в качестве одного из основных факторов, определяющих данную величину. Это обусловлено тем, что она находится путем умножения удельной стоимости квадратного метра территории, которая устанавливается в зависимости от категории надела, на площадь. Кадастровая стоимость, в свою очередь, выступает как один из главных факторов, который используется при определении экономической составляющей эксплуатации местности. Исходя из ее величины, устанавливаются:
- Сумма земельного налога, который выплачивается пользователями и собственниками участка.
- Размер платы, устанавливаемой для арендаторов.
- Стоимость участка при выкупе из муниципальной или государственной собственности, в том числе, владельцами сооружений и зданий, находящихся на нем и так далее.
Для Москвы и Санкт-Петербурга устанавливаются дополнительные условия приобретения и аренды территорий. При этом оплата также зависит от кадастровой стоимости.
Как изменить вид разрешенного использования земельного участка?
В законодательстве предусматривается два варианта. Изменение вида разрешенного использования земельного участка можно произвести:
- Переводом выделенной территории в другую категорию на основании соответствующего ФЗ. В этом случае земельный участок может получить любой вид допустимого использования. Однако этот вариант сопряжен со сложностями. В частности, необходимо соблюсти ряд обязательных процедур и учесть многие законодательные требования.
- Без перевода в соответствии со ст. 37-38 Градостроительного кодекса и ст. 4.1 ФЗ, вводящего его в действие. Данный вариант считается не таким сложным и продолжительным, как предыдущий.
В связи с тем, что первый способ достаточно проблематичен, целесообразнее остановиться на втором. Рассмотрим изменение вида разрешенного использования земельного участка без перевода в другую категорию.
Публичные слушания
Их проводит местная администрация. В публичных слушаниях участвуют граждане, которые проживают в пределах населенного пункта, в котором расположен участок, для которого будет изменен вид допустимого использования. Если новая категория может создать угрозу негативного влияния на окружающую среду, то приглашаются правообладатели наделов и объектов капстроительства, подверженных этому риску. Согласно решению главы округа либо муниципального образования, формируется специальная комиссия. Лица, участвующие в слушаниях, могут предоставлять ей свои замечания и предложения, относящиеся к рассматриваемому вопросу, для внесения их в протокол.
Срок проведения
Период, в течение которого длятся публичные слушания с момента уведомления населения и до даты опубликования заключения о результатах, определяется уставом МО. При этом срок проведения не должен быть больше месяца.
Деятельность комиссии
Она направляет уведомления о том, что будут проводиться слушания, правообладателям территорий, которые граничат с участком, вид использования которого будет изменен. Также извещения отправляются собственникам объектов капстроительства, которые располагаются на наделах, рядом с рассматриваемым. Уведомления рассылаются не позднее десяти дней с даты поступления обращения от заинтересованного гражданина или предприятия на изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Результаты слушаний
Решение, принятое в публичном порядке, оформляется в виде заключения. Оно подлежит опубликованию по правилам, предусмотренным для обнародования муниципальных нормативных актов и другой официальной информации. Заключение может размещаться и на сайте МО в Интернете. В соответствии с принятым решением комиссия проводит подготовку рекомендаций, согласно которым будет осуществляться изменение вида разрешенного использования земельного участка. Уполномоченная группа может также отказать заинтересованному лицу в удовлетворении его заявления. В этом случае составляется документ, в котором приводятся причины такого решения. Оба акта направляются главе администрации.
Внесение корректировок
Согласно рекомендациям, указанным в заключении комиссии, глава администрации в трехдневный срок с даты их поступления принимает решение, по которому будет осуществляться изменение категории или отказано в этом. Положительное решение выступает в качестве основания для внесения корректировок в Единый реестр.
Актуальность проблемы
Важность вопросов, касающихся изменения текущей категории возможного использования, постоянно возрастает. Это обусловлено главным образом усиливающимся дефицитом территории под жилую застройку. Достаточно часто необходимость внести корректировки возникает и у собственников с/х угодий. Существующие виды разрешенного использования земельных участков, перечень которых перечислен в нормативных актах, не все предусматривают возможность застройки. Например, можно рассмотреть следующие категории:
- Дачное строительство.
- ЛПХ.
- Ведение крестьянского фермерского хозяйства.
- Садоводство.
Только первая из приведенных категорий допускает возможность возведения жилого дома и регистрацию его в порядке, который предусмотрен законодательством. В плане экономической привлекательности использование сельскохозяйственных угодий для застройки представляет собой особый интерес потому, что стоимость таких территорий в сравнении с землями, расположенными в населенных пунктах, значительно меньше.
Вероятные сложности
Если говорить о дачном строительстве, то необходимо отметить ряд обстоятельств, которые могут воспрепятствовать изменению вида допустимого использования участка для этой цели. Если выделенная территория относится к продуктивным, особо ценным угодьям, внести желаемые корректировки весьма проблематично. Критерии, по которым земельный участок будет признан таковым, устанавливаются самостоятельно каждым субъектом страны. Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание, состоит в том, что территории с/х угодий могут передаваться только гражданам, а также их некоммерческим объединениям. Юридическое лицо не имеет права получить такой земельный участок.
В заключение
Процесс, в ходе которого осуществляется изменение существующего вида допустимого использования выделенной территории, может занять около полугода. Документами, которые подтверждают благоприятный результат проведенной процедуры, являются кадастровый план и свидетельство о госрегистрации. После получения данных бумаг процесс по изменению вида допустимого использования можно считать оконченным. Категория выделенной территории, таким образом, оказывает существенное влияние не только на способ ее эксплуатации. Она имеет значение и при определении затрат, связанных как с непосредственным использованием земли и объектов, которые на ней находятся, так и с проведением работ, касающихся застройки или реконструкции, а также перепрофилирования текущей деятельности собственника.
Изменение вида разрешенного использования
Наиважнейший фактор, который определяет возможность правомерного использования объекта капитального строительства и земельного участка, это соответствие ВРИ земельных участков и объектов капитального строительства утвержденному перечню разрешенных видов использования земельных участков (объектов капитального строительства).
Основные виды разрешенного использования земельных участков закреплены в нормах земельного законодательства и предусмотрены градостроительным регламентом, прикрепленному к конкретной территории, в которой находится исходный земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки соответствующей территориальной зоны.
Изменение одного вида разрешенного использования земельного участка на другой, осуществляется в соответствии с предусмотренными градостроительными и земельными нормами, а также в соответствии с утвержденным перечнем разрешенных видов использования земельных участков.
Если необходимо изменить основной вид разрешенного использования земельного участка или объекта капитального строительства, то требуется получить специальные разрешения и согласовать изменение с уполномоченными на то органами власти.
Основной вид разрешенного использования земельного участка будет считаться измененным с момента внесения записи об изменении вида разрешенного использования в государственный кадастр недвижимости.
Законодательством также предусмотрен такой вид разрешенного использования земельного участка как условно разрешённый вид использования!
Градостроительным кодексом РФ предусмотрено получение условно разрешенного вида использования земельного участка.
Данная процедура заключается в следующем:
Собственник земельного участка, намеревающийся получить разрешение на изменение условно разрешенного вида использования земельного участка или объекта капитального строительства должен:
- Направить заявление о предоставлении разрешения на изменение условно разрешенного вида использования в специально уполномоченный на то орган.
Указанный орган рассматривает заявление на предмет возможности предоставления услуги по изменению, затем направляет утвержденное заявление Главе органа исполнительной власти и после получения соответствующего решения организует и проводит в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, публичные слушания о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства и готовит соответствующее заключение .
После проведения публичных слушаний, составляется соответствующее заключение о результатах их проведения по вопросу предоставления разрешения на изменение условно разрешенного вида использования земельного участка, на основании которого уполномоченный орган осуществляет подготовку необходимой документации о возможности предоставления разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
На основании вышеупомянутой документации уполномоченный орган власти принимает решение о предоставлении разрешения на изменение условно разрешенного вида использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Если решение является положительным и лицу, инициирующему изменение условно разрешенного вида использования земельного участка дано согласие на изменение, то соответствующая запись о новом условно разрешенном виде использования земельного участка или объекта капитального строительства вносится в государственный кадастр недвижимости.
Основными видами разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства являются:
- основные виды разрешенного использования
- условно разрешённые виды использования
- вспомогательные виды разрешённого использования, допустимые только как дополнительные к основным и условно разрешённым видам использования и осуществляемые совместно с ними .
Процедура изменения ВРИ в настоящее время стала крайне востребованной, это связано с тем, что использование земельного участка возможно только в соответствии с видами, которые утверждены на данной конкретной категории земли и с тем видом который присвоен непосредственно Вашему земельному участку.
Вы не сможете использовать свое земельный участок по своему усмотрению, если предполагаемое использование не соответствует разрешенному виду использования. Более того установка различных строений на Вашем земельном участке будет невозможна, если расположение какие либо желаемых построек не предусмотрено данным видом разрешенного использования. Зачастую экономически выгоднее изменить ВРИ, для того чтобы в дальнейшем либо реализовать земельный участок на более выгодных условиях, так как земли с разными разрешенными видами использования стоят по разному и иногда эта разница просто колоссальна. Также изменение необходимо, если Вы хотите использовать земельный участок по своему усмотрению и желанию, при смене ничего не помешает Вам построить на земельном участке то, что Вы запланировали и то, ради чего Вы инициировали изменение. Самостоятельно произвести данную процедуру крайне сложно из-за многообразия законов, регламентирующих правомерность изменений, а также из-за необходимости постоянного взаимодействиями с чиновниками и с уполномоченными органами власти, а это не всегда просто. Кроме того, для инициации вышеуказанной процедуры необходимо подготовить и собрать большой пакет документов, без предоставления которых, изменению не дадут ходу или приостановят.
Чтобы не тратить свои силы и нервы, обратитесь в Юридическую компанию Особое Мнение , которая обладает огромным опытом в разрешении данных вопросов, а также знают все тонкости и нюансы проводимой процедуры. Наши специалисты являются профессионалами своего дела, знающими все тонкости и подводные камни законодательства. На нашем счету не одно успешное изменение вида разрешенного использования, мы знаем как что и когда сделать. Юридическая компания Особое Мнение окажет клиенту комплекс услуг по изменению ВРИ под ключ с минимальными потерями и рисками.
Источники: http://www.xn—-8sbahjdg1bucp4cc.xn--p1ai/detail246.html, http://vse-temu.org/new-izmenenie-vida-razreshennogo-ispolzovaniya-zemelnogo-uchastka.html, http://roslegal.com/zemelnye-pravootnosheniya/izmenenie-vida-razreshennogo-ispolzovaniya.html
Комментариев пока нет!
restart24.ru
Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка
Чтобы понимать конкретные возможности эксплуатирования земельных наделов, собственник или потенциальный землевладелец обязан изучить классификатор видов разрешенного использования земельных участков (ВРИ). Прежде чем принять решение о приобретении земли, определитесь с целью, каким образом вы предполагаете ее применять.
Каждый землевладелец обязан знать разрешенное использование земельного участка. Это важно, чтобы в процессе эксплуатации не нарушать законы. Если у вас в собственности находится надел, предназначенный для возведения частного жилья, вы не вправе построить на нем, к примеру, магазин.
Категории наделов и особенности их назначения
В первом разделе Земельного кодекса можно найти перечень категорий наделов. Важно понимать, что целевое назначение и разрешенное использование земельных участков зависят от того, к какой категории относится каждый из них.
- Площади сельхозназначения. Виды разрешенного использования земельных участков этого типа: выращивание аграрных культур, разведение коров, овец, свиней, обустройство пасеки. На с/х площадях позволено строительство складов, предприятий по обработке продукции. Из этого фонда выделяются наделы для обустройства личного хозяйства, строительства дачных домиков. На территориях этой категории допускается строительство жилых помещений, санаториев, пансионатов.
- Наделы для размещения промышленных и прочих спецобъектов.
- Земля населенных пунктов: строительство и эксплуатация жилья, объектов инфраструктуры, промышленных, коммуникационных сооружений. Из этого фонда выделяются наделы для ИЖС, дачных кооперативов.
- Участки охраняемых объектов, представляющих научную или культурную значимость: заказники, заповедники, научные станции.
- Принадлежащие водному фонду. Цель использования земельного участка данной категории — охрана водных ресурсов. На этих площадях можно размещать пляжи, рекреационные сооружения.
- Муниципальные территории, а также земли запаса и принадлежащие государству.
- Площади лесного хозяйства. Основные виды разрешенного использования: заготовка древесины, ее обработка, мероприятия по охране и восстановлению леса.
Приказ за номером 540 «Классификатор видов разрешенного использования земельных участков» устанавливает стандарт видов разрешенного использования земель в России. Этот акт был издан Минэкономразвития в 2014 году. Правовой статус надела определяется в соответствии с тем, к какому типу он принадлежит. Категория указывается в правоподтверждающем документе или в выписке из ГКН.
Рекомендуем почитать
Каждый надел должен эксплуатироваться в соответствии с разрешением на использование земельного участка, определяемым каждой категорией. Например, на территориях для ИЖС можно возводить капитальные постройки до 3-х этажей, гаражи, сараи, бани, сажать садовые деревья, выращивать овощи. Если собственник решит разместить на такой территории, например, производственное помещение, это будет являться нарушением.
Эксплуатация надела не должна наносить вред атмосферному воздуху, почве, водным ресурсам. Изменить вид разрешенного использования земельного участка, даже будучи ее полноправным собственником, нельзя самовольно. Перемена целевого назначения надела возможна лишь в порядке, установленном законодательством РФ. В этом случае новый статус земли фиксируется в соответствующих документах.
Обновленный классификатор ВРИ
Уже через год после ввода в действие классификатора, власти внесли целый перечень поправок в этот нормативный акт. Новый классификатор видов разрешенного использования земельных участков дополнен перечислением наделов, ранее отсутствовавших в нем. Среди них следует выделить такие объекты:
- многоквартирные жилые строения малой этажности;
- гаражные боксы;
- медицинские стационарные помещения;
- объекты образования.
Более подробно классификатор видов разрешенного использования земельных участков описывает наделы ИЖС, обслуживания жилых строений. Классификатор выделяет также типы использования наделов:
- основной;
- дополнительный;
- условно разрешенный вид использования земельного участка.
Кроме того, в новом классификаторе установление ВРИ не привязано к категориям земель. Такая особенность дает возможность, например, на наделах для ИЖС применять дополнительный вид деятельности, разрешающий высадить декоративные, плодово-ягодные деревья и кустарники. Другой наглядный пример — когда вспомогательный вид разрешенного использования земельного участка «Гаражные строения» позволяет возводить помещения для хранения транспортных средств, стоянки на наделах, с основной ВРИ — «Торговые центры», «Жилая застройка». Приведенные примеры являют собой образец сопутствующих видов эксплуатации наделов, плотно связанных с основным целевым направлением.
Особенности наделов поселений
Территории населенных пунктов предназначены для застройки и развития поселений. При этом если вы владеете частным наделом, расположенным в границах города или села, право собственности за вами сохраняется. По Земельному кодексу существует несколько зон населенных пунктов: жилые, сельскохозяйственные, промышленно-производственные, специального назначения и другие.
Из существующих территориальных зон для граждан представляют интерес первые две из перечисленных. Только такие наделы можно приобрести в собственность. В жилых зонах допускается эксплуатация наделов с такими целями:
- возведение частных коттеджей, домов;
- строительство многоэтажных зданий, предназначенных для проживания;
- размещение построек бытовой и культурной направленности.
На территориях сельхозназначения разрешается выращивать сады, огороды, проводить прочую аграрную деятельность. Эти наделы можно использовать для возведения помещений, сооружений, предназначенных для обработки с/х продукции, аграрного производства. На них можно располагать пашни, поля.
Рекомендуем почитать
Если вы хотите построить дом для круглогодичного проживания в нем, вам понадобится надел для ИЖС. Под это определение подходит территория, закодированная в классификаторе под номером 2. Такой надел можно эксплуатировать следующим образом:
- построить коттедж высотностью до трех этажей, населяемый членами вашей семьи и не предполагающий разделение на квартиры;
- выращивать садовые деревья, овощные, ягодные, с/х растения;
- строить сараи, гаражи, бани, амбары;
- можно возводить дачные дома;
- вести личное подсобное хозяйство;
- осуществлять установку временных сооружений.
Итак, на наделах ИЖС можно не только строить дома для постоянного жительства, но разводить сады, огороды, вести ЛПХ.
Бесплатная круглосуточная поддержка юриста по телефону:
Мск +7 (499) 938-51-18, СПб +7 (812) 425-69-08, РФ 8 (800) 350-83-46 (звонок бесплатен)
Штрафы для граждан и компаний
Нецелевое использование земельного участка законом запрещено. За нецелевое использование земельных участков ответственность наступает в виде наложения штрафов.
- Для частных землевладельцев эта сумма составит 0,5-1 процент от стоимости, но не менее 10 т. р.
- Должностные лица наказываются суммой от 1 до 1,5 процента, при этом минимум составляет 20 т. р.
- Для компаний, предприятий, организаций штраф составит 1,5-2 процента, однако не меньше 100 т. р.
В 2019 году был усовершенствован порядок изъятия наделов сельскохозяйственного назначения за пользование их с нарушениями или без разрешения. Если согласно старому законодательству отобрать у собственника или пользователя территорию с/х назначения допускалось через пять лет, то сегодня это стало возможным после трех лет, если происходит использование земельного участка не по целевому назначению. Этот срок не включает:
- период, требуемый для освоения площадей;
- время, когда надел не мог использоваться по назначению из-за наводнения, пожара, прочих стихийных бедствий.
Примером использования не по назначению может служить ситуация, когда на территории, предназначенной для садоводства, были возведены капитальные многоквартирные домостроения. В таком случае постройки будут признаны незаконными. Главенствующим фактором признается основное использование земель сельскохозяйственного назначения. С начала 2019 года Росреестру вменено в обязанность каждый месяц давать информацию в Россельхознадзор, если выявлено нецелевое использование земельного участка.
Нецелевое использование: судебная практика
Судебная практика по рассмотрению дел, когда обнаружено нецелевое использование земельного участка, довольно запутанная. Это происходит оттого, что сложно доказать и аргументировать факт эксплуатации надела собственником для извлечения выгоды, а не для личных потребностей.
Примером может служить следующая ситуация. Индивидуальный предприниматель занимается починкой автомобильного транспорта на своей территории, имеющей разрешение на использование для частного строительства. Если он чинит транспорт для личного использования, это не является нарушением. Только проведение ремонтных работ с извлечением выгоды противоречит земельному законодательству. Суд должен установить и подтвердить именно этот факт. Для того чтобы выяснить, было ли нарушение, следует собрать такие сведения.
- Уточнить, к какой категории относится надел. Информацию можно прочесть в кадастровом паспорте или в свидетельстве о праве собственности на объект.
- Определить, каким образом собственник эксплуатирует территорию и не противоречит ли его деятельность требованиям на вид разрешенного использования этой категории.
- Насколько правомочны обвинения должностного лица в адрес собственника об эксплуатации надела без предоставления разрешения, согласно классификатору.
Самые распространенные случаи — возведение капитальных строений (жилых или промышленных), ведение предпринимательской деятельности на территориях, не предназначенных для этого. Очень часто не по назначению используются наделы под ИЖС. Определить такие нарушения не составляет особого труда.
Когда владелец надела не согласен с вердиктом судебной инстанции, следует подать апелляцию. В заявлении надо изложить свои возражения с приведением документальных обоснований. Это необходимо сделать в период до 10 дней с момента получения на руки судебного акта.
Алгоритм изменения вида участка
Следует четко знать порядок действий, как поменять разрешенное использование земли, если было принято решение об этом. Будучи владельцем надела, имеющего ограничение на использование, оформить изменение вида разрешенного использования земельного участка возможно через органы местного самоуправлений. Действуйте пошагово.
- Прежде всего, решите, что именно подлежит изменению, каким образом вы хотите эксплуатировать надел.
- Обоснуйте необходимость действий, предъявите веские аргументы.
- Получите письменное согласие владельцев соседних территорий на то, чтобы произошла корректировка.
- Соберите необходимый комплект документов.
- Напишите заявление на имя главы муниципалитета с просьбой сменить разрешенный используемый вид на требуемый.
Подайте заявление с собранными материалами, лично посетив инстанцию. Все бумаги сдайте под расписку. На своем экземпляре заявления потребуйте поставить отметку о приеме документов. Процедура подачи заявления предусматривает также пересылку бумаг почтой. Для этого надо отправить собранный комплект письмом с уведомлением.
Прописанный порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка дает уполномоченному органу 45 дней на рассмотрение заявления и изучение поданных материалов. В ответ гражданин должен получить вердикт властей, который не всегда может быть положительным. Имея на руках положительное решение, вы можете идти в ГКН, в полномочия которого входит корректировка статуса территории.
Если получено отрицательное решение, в письме должны быть указаны причины отказа. Вам надо их внимательно изучить, а далее действовать в зависимости от ситуации. Если вы подготовили неполный комплект бумаг или неправильно составили заявление, исправьте недочеты и повторно обратитесь в муниципалитет. Теперь заявление должно содержать ссылку на то, что ранее уже было обращение по этому вопросу, и повторное — исправляет недочеты.
В случае, когда поводом для отказа послужило расхождение ваших притязаний с генпланом населенного пункта или же с положениями Градостроительного Кодекса, произвести изменение вид не представляется возможным. Такие решения выносятся исключительно в интересах всех граждан населенных пунктов, а не только заявителя — собственника надела.
В перечень видов, не подлежащих изменению, входят государственные земли лесного и водного фонда, территории заказников и заповедников, площадки под нужды космических сил РФ, а также предназначенные для обороны государства. В перечисленных случаях устанавливать новый ВРИ не разрешается.
Полный список требуемых документов
При обращении в орган местной власти с заявлением сменить разрешенный используемый вид надо предъявить такие документы.
- Общегражданский паспорт заявителя. Заранее сделайте копию удостоверения и предоставьте ее вместе с оригиналом.
- Декларацию. Этот документ представляет подробное описание ваших предполагаемых действий по эксплуатации надела.
- Оригиналы и копии бумаги, подтверждающей ваше право владеть наделом и имеющимися на нем постройками.
- Бумаги на надел: кадастровый паспорт, схема межевания, выводы экспертной комиссии, оформленные в виде заключения.
- Имеющиеся разрешительные бумаги на проведение строительных работ.
- Если вы являетесь индивидуальным предпринимателем, предоставьте справку из ЕГРИП. Юрлицо подает бумагу о регистрации компании, организации, предприятия.
- Если этой процедурой предоставлено право заниматься доверенному лицу собственника, обязательно следует предъявить доверенность, оформленную у нотариуса.
- Если на вашем наделе находятся строения, приложите копии бумаг на каждое из них.
Чтобы исключить отказ по причине неправильно составленного заявления, рассмотрим подробнее, что оно должно содержать. Самое главное — его потребуется должным образом обосновать. В нем должно быть четко указано, что законодательство не будет нарушено при смене направленности разрешенной эксплуатации территории.
Опишите территорию, смежные участки, укажите принадлежность вашего надела к определенной категории, добавьте его кадастровый номер. Перечислите правоустанавливающие бумаги, их номера, наименования выдавших органов, даты оформления. Укажите, на каком основании вы владеете наделом (получили по наследству, в подарок, купили). Дайте детальное объяснение, для чего необходима смена вида разрешенного пользования. При наличии других совладельцев, понадобится приложить их письменное согласие.
Внимание! В связи с правками в законодательство, юридическая информация в данной статье могла потерять актуальность!
Наш юрист бесплатно проконсультирует Вас — задайте вопрос в форме ниже:
imeetepravo.com
Как изменить вид разрешенного использования земельного участка
Бывают ситуации, когда приобретенный участок земли не соответствует целям нового владельца по разрешенному типу использования. Государство предполагает возможность изменения категории землепользования. Если вы задаетесь вопросом, как изменить вид разрешенного использования земельного участка, вам необходимо ознакомится с алгоритмом изменения официального назначения.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефону 8(800)-350-30-02 (звонок бесплатный для всех регионов России)!
Как изменить вид разрешенного использования земельного участка
До первого июля две тысячи шестнадцатого года решать участь земельного участка по типу использования предстоит главе территориального муниципалитета. Решение выносится на основании итогов публичного слушания. Это регламентируется частью первой четвертой статьи Закона от двадцать девятого декабря две тысячи четвертого года, за номером 191-ФЗ. Этот порядок устанавливается до момента принятия новых правил землевладения и землепользования, а также застройки по территории города Москвы и области. При этом существует возможность изменения типа пользования без проведения слушаний. Такой вариант существует для тех земельных участков, новый класс пользования которыми предполагает жилую застройку, при условии, что новый тип не является противоречащим ранее признанному целевому назначению.
Подготовка документов
Как поменять вид разрешенного использования земли через администрацию? Если вы задались целью изменить назначение земельного участка, следуя пункту 2.6 Административного регламента от шестнадцатого августа 2012 года, утвержденного Постановлением муниципалитета Чеховского района, Московской области, необходимо предоставить в администрацию по местонахождению земельного надела:
- Заявление на имя главы территориальной администрации, в котором будет указан новый тип землепользования, на который необходимо произвести замену;
- Паспорт гражданина России;
- При заявлении от представителя собственника земли – доверенность на представление интересов с указанием круга полномочий и приложенными к ней копиями документов удостоверяющих личность собственника и представителя;
- Копии документов, подтверждающие право собственности на землю;
- Адресный план-схема расположения земельного надела, который позволит точно определить его местонахождение и границы с соседними землями;
- Копии документации из кадастровой палаты на выбранный участок земли. Выкопировки выписок по формам КВ – первой, второй и третьей;
- Если участок находится в пользовании по договору аренды – потребуется согласование с арендодателем в документально оформленном виде;
- Проектный план территории, с границами участка.
Важно! В случа если на земельном участке возведены какие-либо сооружения, на них также потребуются правоустанавливающие документы.
Документацию необходимо предоставить представителю главы администрации, либо направить по почте. При этом необходимо обязательно получить расписку, в которой будет указано, что пакет документов был принят администрацией.По пункту 2.4 Регламента, срок принятия решений по предоставленному заявлению составляет около шестидесяти дней, если проводятся слушания. В случае если в проведении публичных слушаний нет необходимости – срок сокращается до тридцати дней.
Получение разрешения
В основном изменить вид разрешенного использования земельного участка в 2015 году можно бесплатно. Но если вы находитесь в пределах Московской области и хотите поменять тип пользования для строительства объектов капитального характера, или их реконструкцию, вам необходимо будет внести плату, которая устанавливается законодательством столицы по части первой двадцать второй статьи Закона от пятого апреля 2013 года за номером 43.
После рассмотрения документов и, по необходимости, внесения оплаты, вам выдается ответ о решении главы муниципалитета. Отказ оформляется письменно и может быть обжалован как в суде, так и на муниципальном уровне по пятому разделу Регламента.
Основанием для отказа может быть:
- Наличие плана застройки территории, на которой расположен участок;
- Нанесение новым типом пользования вреда экологии или людям, проживающим поблизости;
- Неосновательность поданных документов;
- Выведение ЗУ из оборота;
- Наличие ареста, сервитутов или иных запретов пользования и открытых судебных дел по данному участку.
Решение о смене типа пользования участком является полновесным основанием для внесения новых данных в федеральный кадастр. Данные изменения необходимо внести в реестр недвижимости.
Внесение данных в Кадастр
Как поменять разрешенное использование земельного участка в Росреестре? На сегодняшний день есть возможность подач заявления об изменении данных в кадастровом учете через сайт ФСГР в электронном виде.
Важно! Для того чтобы документы были приняты через сайт необходимо заверение электронной подписью кадастрового инженера и ваша собственная электронно-цифровая подпись.
Необходимо предоставить на сайт документацию следующего типа:
- План межевания, заверенный электронно-цифровой подписью специалиста службы кадастра;
- Если прикладывается скан образа плана межевания – также с заверением ЭЦП;
- Заявление на изменение данных в кадастровом учете. Если подается представителем собственника – доверенность с электронно-цифровым заверением. На заявлении также должна быть электронная подпись.
Если подавать бумажные документы лично или через почтовое отправление с описью, необходимо получить уведомление из органа кадастра.
Кроме заявления необходимо передать:
- Свидетельство собственности на надел земли;
- Паспорт кадастровый;
- Решение муниципалитета об изменении категории пользования землей;
- План межевания.
Важно! Подавая документы в кадастровую службу, необходимо предъявить паспорт гражданина РФ.
В кадастровой палате документы будут рассматриваться десять рабочих дней, в соответствии с частью первой статьи семнадцатой Закона № 221 от двадцать четвертого июля 2007 года.
По результатам рассмотрения будет выдана выписка с внесенными изменениями по типу использования земельного надела.
Внимание! После изменения класса использования земли может поменяться и ее кадастровая стоимость, что повлечет за собой изменение суммы налога – по пункту первому статьи 391 Налогового кодекса России. В случае, если кадастровая стоимость, на ваш взгляд, была неадекватно завышена, можно обжаловать эту сумму, установленную в результате кадастровой оценки в самом Росреестре, либо в судебном порядке.
На помощь в таком случае приходит части вторая и третья, статьи 24.18 Закона 135-ФЗ от двадцать девятого июля 1998 года.Дорогие читатели! Если у вас остались вопросы по теме «Как изменить вид разрешенного использования земельного участка» или возникли другие вопросы, задайте их прямо сейчас — обращайтесь в форму онлайн-консультанта или позвоните нам по телефону 8(800)-350-30-02 (звонок и консультация бесплатны для всех регионов России)!
o-nedvizhke.ru
Изменение вида разрешенного использования земельного участка. Закон разрешает, суд запрещает
Коллеги, предлагаю разобрать следующую ситуацию и поделиться мнением. Представим, что есть земельный участок, собственность на который не разграничена. Распоряжается Департамент земельных и имущественных отношений, либо Администрация (смотря где). Заключен договор аренды участка на 49 лет до 1 марта 2015 года для строительства торгового центра, например. Участок находится в зоне деловой застройки. Арендатор решил изменить вид разрешенного использования и выбрать любой из основным в рамках указанной зоны. В соответствии с ПЗЗ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований. Согласно п. 3 ст. 20 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве. Казалось бы ПЗЗ разрешает вносить подобные изменения, закон о кадастре не запрещает, обращайся да меняй, НО…….После изменения вида разрешенного использования в кадастр, необходимо внести изменения в существующий договор аренды. По ГК РФ внести изменения в договор аренды мы можем по взаимному согласию сторон договора. Арендодатель говорит: НЕ ХОЧУ! и как показывает практика, Арендодатель будет прав, что казалось бы совсем нелогично.В соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 25 июня 2013 г. N 1756/13: изменение вида разрешенного использования арендуемого земельного участка в данных Государственного кадастра недвижимости без соответствующего изменения договора аренды дополнительным соглашением с арендодателем противоречит фундаментальным положениям гражданского законодательства о правах собственника и необоснованно ограничивает его права.
Согласно п. 1 ст. 615 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены,- в соответствии с назначением имущества. (постановление Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 № 1756/13 по делу№А35-765/2012)
Из системного анализа приведенных правовых норм следует, что произвольное изменение вида разрешенного использования земельного участка в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам оборота земель (см. определение Верховного Суда РФ от 10.09.2014№ 18-КП4-95).
Но как быть с п. 2 ст. 7 ЗК РФ: любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Более того, Земельный кодекс в п.3 ст. 85 ЗК РФ также разрешает менять вид разрешенного использования. ??? и как это соотносится с новым правилом п. 17 ст. 39.8 ЗК РФ внесение изменений в заключенный по результатам аукциона или в случае признания аукциона несостоявшимся договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в части изменения видов разрешенного использования такого земельного участка не допускается???
И кадастровая палата ведь действительно приостанавливает внесение изменений в государственный кадастр недвижимости, в связи с отсутствием согласия Арендодателя. А Арендодатель, естественно, не предоставляет согласие на изменение ВРИ.
zakon.ru
Изменение вида разрешенного использования земельного участка
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста куда необходимо обратиться для перевода части земельного участка, находящегося в собственности, под строительство магазина? и какие документы при этом необходимы?
- Вопрос: №766 от: 2014-07-20.
Позвоните сейчас и получите
предварительную консультацию:
8-919-865-42-20
8 (3532) 96-28-58
По существу заданного вопроса сообщаем следующее.
Для того, чтобы провести процедуру изменения вида разрешенного использования земельного участка с правом размещения объектов торговли в Вашем случае сначала необходимо образовать два самостоятельных земельных участка, получить правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы.
После того как будут сформированы земельные участки, изменить вид разрешенного использования одного из них.
Возможны несколько способов изменения вида разрешенного использования земельного участка. Рассмотрим каждый из них.
1. Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ (далее по тексту — ЗК РФ) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ (далее по тексту — ГрК РФ) виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территории.
Согласно ч. ч. 1-3 ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов:
1. основные виды разрешенного использования;
2. условно разрешенные виды использования;
3. вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Разрешенное использование земельных участков определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством, и подлежит регулированию нормами законодательства о градостроительной деятельности.
Решением Оренбургского городского Совета от 25 декабря 2012 года № 557 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Оренбург» (далее по тексту — Правила землепользования и застройки).
Согласно пункту 8 статьи 10 Правил землепользования и застройки Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга (далее по тексту — ДГиЗО) осуществляет, в том числе, полномочия по предоставлению заинтересованным лицам информации, которая содержится в Правилах и утвержденной градостроительной документации.
Для того чтобы изменить вид разрешенного использования вновь образованного земельного участка, расположенного на территории муниципального образования «город Оренбург», необходимо обратиться в ДГиЗО с заявлением о предоставлении выписки из правил землепользования и застройки на конкретный земельный участок с указанием кадастрового номера последнего.
Указанная выписка будет содержать информацию о всех возможных видах разрешенного использования запрашиваемого земельного участка.
Далее следует обратиться в орган, наделенный полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, внесение изменений в государственный кадастр недвижимости с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка на вновь выбранный Вами.
Таким органом на территории Оренбургской области является Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Филиала по Оренбургской области.
2. Частью 3 статьи 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 марта 2003 года № 131-ФЗ (далее по тексту — Закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что на публичные слушании выносятся вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.
Согласно части 5 статьи 37 ГрК РФ решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ до принятия в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке привил землепользования и застройки, но не позднее чем до 1 января 2012 года, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний.
Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3-10 статьи 39 ГрК РФ в части соответствующих требований.
Для более развернутой консультации рекомендуем Вам обратиться в приемную адвоката Ивлева Сергея Сергеевича по адресу: г. Оренбург, ул. Шевченко 20В, офис 414, тел.: 8-919-865-42-20.
Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.
advokativlev.ru