Рассмотрение дел об оспаривании действий судебного пристава исполнителя осуществляется в срок не превышающий – Обобщение и анализ возникших в судебной практике вопросов, связанных с рассмотрением дел об оспаривании решений и действий (бездействий) судебных приставов-исполнителей

Содержание

Административный иск на пристава (бездействие)

По решению суда Вам должны крупную сумму денег, но судебный пристав исполнитель уже долгое время ничего не предпринимает? В данном случае просто необходимо подать административный иск на судебного пристава исполнителя, чтобы он начал шевелиться и перестал бездействовать. В связи с этим, наши квалифицированные юристы, находящиеся в Чебоксарах, подготовили для Вас соответствующий документ, чтобы Вы могли скачать бесплатно без регистрации типовой образец (пример) формы (бланк) искового заявление (судебный иск) на бездействие судебного пристава исполнителя, соответствующий законодательным актам 2019 года, который «припугнёт» сотрудника ФССП и заставит его наконец-то работать.

Задать вопрос юристу в 1 клик

Важно знать! Обязательно к прочтению

Все нюансы подачи иска на ФССП, а точнее на судебного пристава исполнителя, доступно перечислены в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства». Но всё же выделим основные моменты именно для нашего конкретного случая связанного с бездействием пристава.

Административное исковое заявление, заявление (далее — заявление) об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя составляется в соответствии с требованиями, установленными статьей 220 КАС РФ. Заявление подается в суд, арбитражный суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (часть 3 статьи 219 КАС РФ, часть 4 статьи 198 АПК РФ и статья 122 Закона об исполнительном производстве). Пропуск срока на обращение в суд не является основанием для отказа

в принятии заявления судом общей юрисдикции или возвращения заявления арбитражным судом.

Административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя рассматриваются судом в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления административного искового заявления в суд (п.3 Статья 226 КАС РФ). Однако в сложных делах этот срок может быть продлен председателем суда на срок до 1 месяца (п.2 Статья 141 КАС РФ).

Лица, участвующие в деле, извещаются судом о времени и месте рассмотрения административного дела, однако их неявка не является основанием для отложения судебного заседания, дело может быть рассмотрено и без них.

При вынесении решения, по сложным делам, суд может отложить составление мотивированного решения на срок до 5 дней, о чем объявляет в судебном заседании.

На решение суда по административному делу об обжаловании действий судебного пристава-исполнителя может быть подана апелляционная жалоба в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 — 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки.

Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.

Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).

Не могут рассматриваться как основания, оправдывающие превышение сроков исполнения исполнительных документов, обстоятельства, связанные с организацией работы структурного подразделения службы судебных приставов, например, отсутствие необходимого штата судебных приставов-исполнителей, замена судебного пристава-исполнителя ввиду его болезни, отпуска, пребывания на учебе, нахождения в служебной командировке, прекращения или приостановления его полномочий (части 4 и 5 статьи 6.1 ГПК РФ, части 4 и 5 статьи 10 КАС РФ, части 4 и 5 статьи 6.1 АПК РФ).

Бремя доказывания наличия уважительных причин неисполнения исполнительного документа в установленный законом срок возлагается на судебного пристава-исполнителя.

Мы надеемся, что данный образец формы искового заявления (иск) в суд на пристава (на бездействие приставов) и соответствующий актам 2019 года, поможет сохранить, в столь неприятной ситуации, Ваше драгоценное время и нервы. Но как показывает практика, лучше не рисковать и заручиться поддержкой лучших юристов, которые смогут качественно оказать услуги по подготовке исковых заявлений или комплексному решению споров с ФССП. Тем более, что в случае выигрыша, частично или все деньги на услуги юриста можно взыскать с проигравшей стороны.

Вы из Чебоксар? Тогда Вам повезло!

Для жителей города Чебоксары
первичная консультация бесплатна!
Задайте вопрос прямо сейчас! Это легко!

xn--80aeahfbug6bhlsn.xn--p1ai

Оспаривание постановлений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей

Для защиты нарушенных гражданских прав и свобод необходимо не только принятие судом судебного постановления, вступление его в законную силу, но и надлежащее исполнение судебного акта. В силу ст. 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и нормами главы 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. К должностным лицам, решения и действия (бездействие) которых могут быть оспорены, следует относить должностных лиц службы судебных приставов, исполняющих судебные постановления или постановления иных органов, а также должностных лиц службы судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов.

В соответствии с ч. 2 ст. 441 ГПК РФ, ст. 122 Федерального закона «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя подается в суд в течение 10 дней со дня вынесения постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе.  Допускается исчисление этого срока со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействия) судебным приставом-исполнителем. Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Однако при недоказанности уважительности причин пропуска данное обстоятельство может быть основанием к отказу в удовлетворении заявления.

В силу ч. 1, 8 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя в 3-дневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа, если исполнительный документ соответствует требованиям ст. 13 данного Закона и предъявлен в срок, предусмотренный ст. 21.

Дела об оспаривании действий судебных приставов по возбуждению исполнительного производства – одна из самых распространенных категорий, удовлетворение подобного рода заявлений имеет значимые правовые последствия, поскольку все последующие действия судебного пристава-исполнителя являются незаконными.

Основаниями требований о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по возбуждению исполнительного производства являются несогласие должника с исполнительным документом, а также несогласие с постановлением о возбуждении исполнительного производства (в частности, возбуждение исполнительного производства по исполнительному документу, срок предъявления которого к исполнению истек, возбуждение исполнительного производства по исполнительному документу, не соответствующему предъявляемым к нему требованиям).

В качестве оснований для признания действий судебного пристава-исполнителя по возбуждению исполнительного производства незаконными указывались также нарушение сроков возбуждения исполнительного производства по заявлению взыскателя; не направление либо несвоевременное направление сторонам исполнительного производства копий постановления о возбуждении исполнительного производства; несоответствие постановления судебного пристава-исполнителя требованиям, предъявляемым ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве»; технические и иные ошибки, допущенные при вынесении постановлений о возбуждении исполнительного производства. Однако в подавляющем большинстве случаев требования заявителей по данной категории дел признаются судами необоснованными, а действия судебных.

Анализ причин, побудивших заявителей обратиться в суд за защитой своих прав, нарушенных, по их мнению, в результате окончания исполнительного производства, свидетельствует, что их значительную долю составляет непринятие судебными приставами-исполнителями всех мер, направленных на полное и правильное исполнение требований исполнительных документов.

Можно выделить основные причины, по которым суды отказывают в удовлетворении заявленных требований, а постановления судебных приставов-исполнителей об окончании исполнительного производства признаны законными и обоснованными:

пропуск заявителями, установленного ст. 441 ГПК РФ десятидневного  срока для обжалования постановления судебного пристава-исполнителя;

отсутствие предмета спора в связи с добровольной отменой судебным приставом-исполнителем обжалуемого постановления. Суды, установив, что обжалуемое постановление отменено как незаконное (необоснованное), предмет обжалования отсутствует, отказывали в удовлетворении  требований по указанному основанию. При этом, рассматривая заявления по существу, исследуется вопрос о том, были ли устранены в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод заявителей, о чем указано в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

отсутствие правовых оснований для признания незаконным обжалуемого постановления ввиду его соответствия требованиям Федерального закона «Об исполнительном производстве»;

обжалование действий судебного пристава-исполнителя лицом, не являющимся стороной исполнительного производства, не заинтересованным лицом.

Одной из актуальных на сегодняшний день категорий жалоб, подаваемых должниками по исполнительному производству, являются жалобы об оспаривании постановлений о взыскании исполнительского сбора.  

Статья 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусматривает установление судебным приставом-исполнителем в постановлении о возбуждении исполнительного производства срока для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства. При неисполнении должником требований исполнительного документа в течение пяти дней со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель имеет право вынести постановление о взыскании исполнительского сбора.

Статьей 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлены размер, сроки и условия взыскания исполнительского сбора с должника по исполнительному производству. В соответствии с указанной нормой исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Заявления об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей по взысканию исполнительского сбора во всех случаях сводятся исключительно к оспариванию постановлений о взыскании исполнительского сбора по существу, то есть к требованиям о признании постановления незаконным в целом или в части. Требования об уменьшении размера исполнительского сбора, освобождении от его уплаты, о рассрочке, отсрочке его уплаты, заинтересованными лицами как правило, не заявляются.

В обоснование заявленных требований можно указать либо на несвоевременное получение или неполучение постановления о возбуждении исполнительного производства, либо на уважительность причин неисполнения требований исполнительного документа в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок. В первом случае доказательствами правомерности действий судебного пристава-исполнителя является соблюдение им порядка и сроков направления постановления о возбуждении исполнительного производства (документальное подтверждение либо не подтверждение указанного факта), во втором – наличие оснований для взыскания исполнительного сбора.

Основными причинами неисполнения требований исполнительного документа являются обжалование судебного или иного акта, на основании которого выдан исполнительный документ в вышестоящую инстанцию, отсутствие возможности (тяжелое материальное положение) исполнить требование. Во всех случаях ссылка заявителей на обжалование судебного акта или исполнительного документа не принимается судами в качестве доказательства обоснованности требований, поскольку в данном случае должник может одновременно обратиться с заявлением о приостановлении исполнительного производства.

Помимо указанных выше причин для отказа в удовлетворении требований об оспаривании решений и действий (бездействий) судебного пристава-исполнителя, можно также указать на вынесение судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора по истечении срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа при наличии реальной возможности исполнить требования исполнительного документа и отсутствии обстоятельств, свидетельствующих об уважительных причинах неисполнения требований.

В процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать  исполнительные действия, перечисленные в ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве», а также применять меры принудительного исполнения, предусмотренные ст. 68 Закона.

Наиболее часто заявителями обжалуются такие действия судебных приставов-исполнителей, как обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства,  наложение ареста на имущество должника, запрет регистрационных действий, временное ограничение на выезд должника из Российской Федерации. В некоторых случаях действия судебного пристава-исполнителя признавались судами незаконными в связи с преждевременным применением тех или иных мер принудительного исполнения.

Правомерность применения мер принудительного исполнения в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу, является основанием для отказа в эффективном оспаривании действий и решений судебного пристава-исполнителя.

Однако чаще всего взыскателями оспаривается бездействие судебных приставов-исполнителей, допускаемое при исполнении решений суда.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» основными задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Бездействие может быть вызвано как причинами, не зависящими от судебного пристава-исполнителя, так и субъективными, связанными с ненадлежащим исполнением им должностных обязанностей. Тем не менее, своевременное информирование взыскателя о ходе исполнительного производства во многих случаях может повлиять на снижение количества поданных жалоб.

Основаниями удовлетворения судами заявлений данной категории явились непринятие судебными приставами-исполнителями предусмотренных законодательством об исполнительном производстве мер для своевременного, полного и правильного исполнения судебного решения: непринятие мер по направлению необходимых запросов; несвоевременное совершение исполнительных действий; непринятие мер по направлению сторонам исполнительного производства постановлений, принимаемых судебным приставом-исполнителем.

При рассмотрении заявлений об обжаловании бездействия судебного пристава-исполнителя суд устанавливает факт нарушения прав заявителя. В случаях, когда судом в ходе рассмотрения дела было установлено, что судебным приставом-исполнителем принимаются необходимые меры к исполнению исполнительного документа, что подтверждалось соответствующими доказательствами, в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным бездействия суды отказывают.

Выход за пределы двухмесячного срока совершения исполнительных действий, предусмотренного ст.36 Федерального закона «Об исполнительном производстве», не может расцениваться в качестве безусловного основания для признания незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, поскольку превышение срока исполнения исполнительного документа было обусловлено особенностями ведения исполнительного производства, связанными с необходимостью розыска имущества должника в целях исполнения требований исполнительного документа, отсутствием у должника имущества, на которое возможно обратить взыскание, а также  установленной возможностью исполнения  только путем обращения взыскания на периодические выплаты должнику из его заработной платы.

zakon.ru

Оспаривание постановлений, действий судебных приставов-исполнителей

Судебный пристав — это состоящее на государственной службе должностное лицо, назначенное и вступившее в соответствующую должность.

Судебные приставы в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.

Судебные приставы-исполнители, исполняют судебные акты, акты других органов и должностных лиц.

Так как, судебный пристав-исполнитель, согласно п. 2 ст. 3 ФЗ «О судебных приставах», является должностным лицом, состоящим на государственной службе, то обжалование его действий в судебном порядке сходно с обжалованием действий иных должностных лиц, а также государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих, однако имеет и свою специфику, обусловленную исполнительным производством.

Постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов, либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность (ч. 1 ст. 218, ст. 360 КАС РФ, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, ч. 1 ст. 121 Закона об исполнительном производстве).

Право оспаривания в суде постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России принадлежит, в том числе органам и учреждениям, являющимся администраторами доходов соответствующего бюджета, на счета которых согласно исполнительному документу подлежат зачислению указанные в нём денежные средства (ст. 160.1 БК РФ).

Прокурор вправе оспорить в судебном порядке постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России в случаях, предусмотренных законом (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ч. 1 ст. 39 КАС РФ, ч. 1 ст. 52 и ч. 2 ст. 198 АПК РФ).

В защиту прав и законных интересов других лиц в суд с требованием об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, иных должностных лиц ФССП России могут обратиться лица, указанные в ст. 46 ГПК РФ, ст. 40 КАС РФ и ст. 53, 53.1 АПК РФ, если это предусмотрено федеральными законами.

Отмена вышестоящим должностным лицом оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя в период рассмотрения дела судом не может служить основанием для прекращения производства по этому делу, если применение такого постановления привело к нарушению прав, свобод и законных интересов заявителя (административного истца). Окончание, либо прекращение исполнительного производства сами по себе не препятствуют рассмотрению по существу судом заявления об оспаривании конкретного постановления, либо действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, повлекших неблагоприятные последствия для заявителя (административного истца).

По заявлению лиц, участвующих в исполнительном производстве, либо по своей инициативе судебный пристав-исполнитель вправе исправить допущенные им в постановлении описки или явные арифметические ошибки (ч. 3 ст. 14 Закона об исполнительном производстве).

Судебный пристав-исполнитель не вправе отменять вынесенное им постановление. Соответствующими полномочиями по отмене этого постановления наделены старший судебный пристав и его заместитель (п. 2 ст. 8, п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 ФЗ «О судебных приставах», ч. 5 ст. 14, ч. 9 ст. 47, ч. 4 ст. 108, ст. 123 Закона об исполнительном производстве).

Административное исковое заявление, заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд, арбитражный суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (ч. 3 ст. 219 КАС РФ, ч. 4 ст. 198 АПК РФ и ст. 122 Закона об исполнительном производстве).

Пропуск срока на обращение в суд не является основанием для отказа в принятии заявления судом общей юрисдикции или возвращения заявления арбитражным судом.

Если постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя были обжалованы в порядке подчинённости, то судам общей юрисдикции следует учитывать положения ч. 6 ст. 219 КАС РФ о том, что несвоевременное рассмотрение или не рассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствуют о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).

Арбитражные суды рассматривают указанные выше вопросы в соответствии с положениями ч. 6 и 8 ст. 219 КАС РФ по аналогии закона (ч. 5 ст. 3 АПК РФ).

По делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей, требования предъявляются административным истцом, заявителем к судебному приставу-исполнителю, чьи постановления, действия (бездействие) оспариваются, при прекращении его полномочий – к должностному лицу, которому эти полномочия переданы, а если полномочия не передавались – к старшему судебному приставу соответствующего структурного подразделения ФССП России (ч. 4, 5 ст. 38, гл. 22 КАС РФ и гл. 24 АПК РФ). К участию в деле в качестве административного ответчика, органа или должностного лица, чьи решения, действия (бездействие) оспариваются, также необходимо привлекать территориальный орган ФССП России, в структурном подразделении которого исполняет (исполнял) обязанности судебный пристав-исполнитель, поскольку при удовлетворении требования заявителя судебные расходы могут быть возмещены за счет названного территориального органа ФССП России.

В случае оспаривания постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя другая сторона исполнительного производства (взыскатель или должник) подлежит привлечению к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

При оспаривании одним из взыскателей постановления судебного пристава-исполнителя, касающегося очередности распределения денежных средств в рамках сводного исполнительного производства, суд привлекает к участию в деле в качестве заинтересованных лиц остальных взыскателей, права и законные интересы которых затрагиваются оспариваемым постановлением.

Приостановление судом действия оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя в качестве меры предварительной защиты или обеспечительной меры (ч. 1 ст. 140 ГПК РФ, статья 223 КАС РФ и ч. 3 ст. 199 АПК РФ) осуществляется по основаниям и в порядке, предусмотренными гл. 7 КАС РФ или гл. 8 АПК РФ. В частности, заявление рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле, не позднее следующего рабочего дня после его поступления в суд (статья 141 ГПК РФ, часть 3 статьи 87 КАС РФ, часть 1.1 статьи 93 АПК РФ).

При рассмотрении заявления об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя суд вправе в этом же процессе разрешить вопрос о приостановлении исполнительного производства полностью или частично по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя (п. 4 ч. 2 ст. 39 Закона об исполнительном производстве). Заявление о приостановлении исполнительного производства рассматривается в десятидневный срок в судебном заседании с извещением взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя, неявка которых не препятствует разрешению указанного заявления (ч. 1 ст. 440 ГПК РФ, ч. 2 ст. 358, ч. 3 ст. 359 КАС РФ, ч. 2 ст. 324, ч. 3 ст. 327 АПК РФ).

Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные ч. 1–6 ст. 36 Закона об исполнительном производстве сроки.

Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.

Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.

Не могут рассматриваться как основания, оправдывающие превышение сроков исполнения исполнительных документов, обстоятельства, связанные с организацией работы структурного подразделения службы судебных приставов, например, отсутствие необходимого штата судебных приставов-исполнителей, замена судебного пристава-исполнителя ввиду его болезни, отпуска, пребывания на учёбе, нахождения в служебной командировке, прекращения или приостановления его полномочий (ч. 4 и 5 ст. 6.1 ГПК РФ, ч. 4 и 5 ст. 10 КАС РФ, ч. 4 и 5 ст. 6.1АПК РФ).

Бремя доказывания наличия уважительных причин неисполнения исполнительного документа в установленный законом срок возлагается на судебного пристава-исполнителя.

При подаче административных исковых заявлений, заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственная пошлина не уплачивается (абзац третий пп. 7 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, ч. 2 ст. 329 АПК РФ).

juristic.pro

Обжалование действий (постановления) судебного пристава-исполнителя

Обжалование постановления судебного пристава-исполнителя происходит на основании заявления лица, права которого нарушены в ходе исполнительных действий. Особенности процедуры обжалования и порядок составления заявления для оспаривания действий и постановлений приставов будут рассмотрены далее. 

Обжалование действий судебного пристава-исполнителя

Как написать жалобу?

Порядок рассмотрения заявления органами ССП

Порядок рассмотрения заявления в суде

Порядок рассмотрения заявления прокуратурой 

Обжалование действий судебного пристава-исполнителя 

Кодекс административного судопроизводства (КАС) РФ регламентирует право граждан на обращение в суд для оспаривания неправомерных действий и решений государственных органов, в том числе судебных приставов.

Обжалованию подлежат те действия и решения, которые:

  • нарушают или создают препятствия для реализации прав и свобод;
  • безосновательно возлагают обязанности или привлекают в ответственности.

Постановления и деяния судебных приставов могут быть обжалованы в суде и у вышестоящего должностного лица. Если гражданин обращается с заявлением в вышестоящий орган, то он не лишается возможности написать заявление в суд, как это указано в ч. 1 ст. 19  закона «О судебных приставах» от 21.07.1997 № 118-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 121 закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ, право на оспаривание действий и решений исполнительных органов имеют лица, чьи права и интересы были нарушены.

Читайте нас в Яндекс.Дзен

Яндекс.Дзен

Срок обжалования

Заявитель может подать жалобу в отношении действия или решения пристава в срок, не превышающий 10 дней. Период обжалования исчисляется с момента:

  • совершения неправомерных действий судебным приставом-исполнителем;
  • вынесения незаконного постановления;
  • установления факта бездействия пристава;
  • отказа в отводе.

Как написать жалобу? 

Где найти образец и бланк заявления?

Образец жалобы и основные правила ее составления граждане могут найти на сайте службы судебных приставов.

Получить бланк также можно в отделении судебных приставов или в суде, куда гражданин желает подать жалобу.

На официальном сайте ФССП (Федеральной службы судебных приставов) РФ размещен бланк заявления, который могут скачать все заинтересованные граждане.

Содержание и форма жалобы

Заявление обязательно должно быть составлено в письменной форме. Типовой бланк жалобы на действия и решения пристава содержит следующие пункты:

  • Наименование государственного органа, в адрес которого направляется заявление.
  • Ф.И.О. заявителя.
  • Наименование юридического лица, подающего жалобу.
  • Адресные данные заявителя.
  • Наименование должности, Ф.И.О. пристава, действия или решения которого будут оспариваться.
  • Реквизиты постановления пристава-исполнителя, которое обжалуется в заявлении.
  • Перечень оснований, дающих гражданину право на обжалование.
  • Требования заявителя.
  • Перечень документов, прилагаемых к жалобе. При этом у заявителя нет обязанности по самостоятельному сбору документов, доказывающих обстоятельства дела. Должностное лицо ФССП, которое будет рассматривать жалобу, должно при необходимости запросить их.
  • Дата составления заявления.
  • Подпись заявителя или его представителя. Если в документе имеется подпись представителя заявителя, то к нему следует приложить доверенность или другую бумагу, подтверждающую полномочия этого лица. 

Порядок рассмотрения заявления органами ССП 

Рассмотрение жалобы

Отечественное законодательство предоставляет должностным лицам ССП 10 дней для рассмотрения жалобы.

Рассмотрение жалобы может быть приостановлено с целью получения запрошенных материалов, имеющих значение для разрешения вопроса. Максимальный срок приостановления рассмотрения заявления составляет 10 дней.

Если жалоба принимается к рассмотрению в судебных органах, то должностные лица службы судебных приставов приостанавливают рассмотрение заявления, поданного гражданином в порядке подчиненности.

Основания для отказа в рассмотрении заявления

Отказать в приеме жалобы сотрудники службы судебных приставов могут на основании следующих обстоятельств:

  1. Обжалования постановления о взыскании исполнительского сбора, которое должно осуществляться в судебном порядке согласно ч. 4 ст. 121 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ.
  2. Обжалования результата оценки имущества, которая осуществлялась оценщиком.
  3. Нарушения сроков обжалования и отсутствия ходатайства о восстановлении пропущенного срока.
  4. Несоблюдения требований о форме и содержании документа.
  5. Вступления в силу решения суда по аналогичной жалобе.
  6. Оспаривания решения или деяния лица, которое является должностным лицом ССП.

Решение по жалобе

Как оформляется решение?

Уполномоченные на рассмотрение жалобы сотрудники службы судебных приставов принимают решение по жалобе в форме постановления.

В постановлении они фиксируют следующую информацию:

  • Должность и Ф.И.О. лица, принимавшего решение по заявлению.
  • Наименование организации или Ф.И.О. гражданина, выступившего в качестве заявителя.
  • Место жительства или пребывания гражданина, подавшего жалобу.
  • Место расположения юридического лица, представитель которого подал заявление.
  • Краткое описание сущности жалобы.
  • Обоснование решения, принятого по итогам рассмотрения заявления.
  • Принятое должностным лицом решение.
  • Данные о порядке обжалования решения.
Итог рассмотрения жалобы на пристава-исполнителя

Решение по жалобе может быть принято в следующих формах:

  1. Признания действия, отказа пристава в совершении действия или постановления пристава правомерным. Такое решение означает, что жалоба будет оставлена без удовлетворения.
  2. Признания жалобы обоснованной частично или полностью, что влечет за собой:
    • полную и частичную отмену постановления пристава-исполнителя;
    • отмену постановления и обязанность должностного лица принять новое решение согласно действующему российскому законодательству;
    • отмену постановления и принятие приставом нового решения;
    • признание действия или бездействия пристава неправомерным и определение мер для устранения нарушений;
    • признание отказа пристава в совершении определенных действий неправомерным и определение мер для устранения нарушений.
Исполнение решения по жалобе на пристава

Принятое по жалобе решение должно быть исполнено в 10-дневный срок. Период начинает исчисляться с момента поступления решения по жалобе к приставу, действия и решения которого оспаривались.

Такое правило применяется в отношении решений, если они не содержат конкретного указания на срок их исполнения.

Копия решения по жалобе направляется заявителю. Решение должно быть отправлено по адресу заявителя в течение 3 дней с момента его принятия уполномоченными органами.

Оспаривание решения по жалобе

Оспорить постановление должностного лица граждане могут путем обращения:

  • в арбитражный суд — в случаях:
  • реализации исполнительного документа, который был выдан гражданину органами арбитражного суда;
  • реализации требований исполнительного документа, оформленного в отношении граждан и организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; описанное правило действует в отношении актов органов, осуществляющих контрольные функции, и должностных лиц, рассматривающих административные дела;
  • исполнения постановления пристава о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора; должником в таком акте может выступать организация или гражданин, занимающийся коммерцией для образования юридического лица; также, согласно подп. 3 ч. 2 ст. 128 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ, важно, чтобы исполнительное производство в отношении должника было возбуждено приставом в связи с осуществляемой предпринимательской деятельностью;
  • иных случаях согласно арбитражно-процессуальному законодательству;
  • суд общей юрисдикции.

Оспаривание решения происходит на основании заявления. Заявление рассматривается судебными органами в 10-дневный срок. 

Порядок рассмотрения заявления в суде 

Заявление, составленное для передачи в суд, должно соответствовать требованиям ГПК РФ. Важно, чтобы заявитель подал документ в соответствии с правилами подсудности и подведомственности дел. За предъявление иска в отношении действий судебного пристава гражданам не нужно оплачивать государственную пошлину.

Подавать заявление следует в судебные органы, в районе деятельности которых пристав исполняет свои должностные обязанности, как это регламентировано ч. 2 ст. 441 ГПК РФ. Заявление необходимо передать в суд не позднее 10 дней с момента вынесения постановления пристава или момента, когда лица узнали о нарушении прав.

Отмена ареста имущества, наложенного приставом

Лица могут оспорить арест имущества, произведенный судебным приставом.

Арест, произведенный судебным приставом-исполнителем с нарушением норм отечественного законодательства, оспаривается на основании заявления об отмене ареста.

Заявитель может подать исковое заявление об освобождении имущества от ареста. Такое заявление предъявляется к должнику и взыскателю. 

Порядок рассмотрения заявления прокуратурой 

Органы прокуратуры также рассматривают жалобы на решения сотрудников службы судебных приставов, нарушающие права и свободы граждан.

Прием жалоб на действия и решения приставов происходит согласно нормам Инструкции о порядке рассмотрения обращений…, утвержденной приказом Генпрокуратуры РФ от 30.01.2013 № 45.

Срок рассмотрения жалобы

Поступившие в прокуратуру обращения регистрируются в 3-дневный срок.

Рассмотрение обращения происходит в течение 30 дней с момента его регистрации.

Заявления, которые не требуют от сотрудников дополнительных проверок, могут быть рассмотрены в течение 15 дней.

Решение по заявлению

После проверки сведений, зафиксированных в заявлении, уполномоченные лица принимают решение:

  • об удовлетворении заявления;
  • удовлетворении повторного обращения;
  • отклонении жалобы;
  • разъяснении заявителю правовых вопросов;
  • оставлении жалобы без разрешения, возврате заявления;
  • перенаправлении жалобы в другую прокуратуру.

Таким образом, каждый гражданин, чьи права были нарушены приставом-исполнителем, вправе подать не него жалобу. По итогам рассмотрения заявления неправомерное решение пристава может быть отменено.

nsovetnik.ru

Услуги юриста по обжалованию действий пристава в судах Москвы

Судебный пристав — это государственный служащий выполняющий решение суда. Все действия пристава должны быть основаны на законности, иначе возможно обжалование действий судебного пристава исполнителя в суде общей юрисдикции или арбитражном суде. Если приставы нарушают законность, то это может дискредитировать органы исполнительной власти. Судебные приставы должны обеспечивать правильность и точность исполнения решений суда. Часто работа пристава сопряжена с негативными действиями со стороны должников, но пристав должен иметь выдержку, ведь их появление связано с принудительным исполнением закона.

Защищать свои права в отношении приставов можно в службе судебных приставов или суде. Обращение к старшему или главному приставу пишут в течение десяти дней со дня вынесения постановления, действия или бездействия. Нарушения могут быть в действии пристава, например неправомерный арест имущества, нарушение процессуального характера. Много обжалований действий судебных приставов связано с бездействием приставов. Это связано с затягиванием розыска имущества должников, розыска должников по алиментам.
В настоящее время в службе приставов огромное количество дел, поэтому у каждого пристава огромная нагрузка, и он часто не справляется с работой, отсюда большое количество задержек по исполнительным документам.

Важной частью работы пристава является розыск имущества должника, его арест, а также посещение жилого помещения, где проживает должник, описание имущества, правильная оценка. В таких случаях, когда описывают имущество желательно иметь при себе юриста, приставы в присутствии их ведут себя более сдержанно, так как есть знаток законов, а не гражданин запуганный. Например, опись имущества, это не очень приятная процедура, гражданин может вообще растеряться, только знающий профессионал может в этот момент проследить за правильностью описи.

Кроме всего адвокат и пристав могут тесно сотрудничать по различным вопросам, начиная от сбора документов до исполнительного листа.

Полномочия и права службы судебных приставов исполнителей

Основной закон, на котором основана работа приставов, разработан еще в 1997 году и называется «О судебных приставах». В нем прописаны все права и обязанности приставов при исполнении решения суда или других организаций. Прежде всего, приставы поддерживают порядок в суде, вызывают свидетелей, обеспечивают безопасность судей, присяжных и свидетелей, выполняют распоряжение судей, обеспечивают охрану, если есть необходимость, то и круглосуточно.

По постановлению суда осуществляют привод лиц, которые не хотят добровольно являться в суд. Также осуществляет принудительное выселение с территории России, незаконно проживающих иностранцев. Судебный пристав имеет право проходить на территорию организации или предприятия, в жилое помещение, если есть предположение, что там находится лицо, которое уклоняется от суда. Приставы могут осуществлять досмотр документов и вещей лиц находящихся в здании суда или службы приставов.

Основной деятельностью является открытие исполнительного производства на основании решения суда. После получения документа из суда, открывается исполнительное производство. Оно может быть связано с розыском должника по алиментам, должника банка, должника по ЖКХ. Приставы имеют право накладывать арест на денежные счета должников, приходить домой или офис, описывать имущество, конфисковывать, отправлять на хранение или реализовывать его.

Все данные права пристав должен использовать на законных основаниях, не допускать нарушения прав граждан. Все сведения, имеющие личную или семейную тайну приставы должны сохранять и не использовать в личных целях и не предоставлять информацию другим, если только по решению суда. Судебные приставы исполнители имеют право применять физическую силу и огнестрельное оружие, если этого требует ситуация или самозащита. Однако они не должны превышать свои полномочия, по применению силы. Надзор за работой приставов осуществляет прокуратура. Поэтому все действия можно обжаловать вышестоящему начальнику или прокуратуру, а также суд.

Обжалование действий и бездействий судебного пристава

Главная обязанность пристава это соблюдать закон, каждое нарушение может быть обжаловано, путем обращения с жалобой на пристава исполнителя его непосредственному начальнику и так далее по инстанциям. Кроме этого свои права гражданин может защитить, обратившись в суд, предварительное обращение к его собственному начальству при этом роли не играет. Надзор за работой службы приставов проводит прокуратура.

Для восстановления своих прав любой гражданин может обратиться с жалобой. Это документ, в котором от имени истца описываются противоправные действия пристава, с указанием подробностей, а также времени нарушения. Если можете, укажите статьи закона, которые нарушены. Правонарушение рассматривается судом и на основании всех обстоятельств и документов и только потом выносится решение. Если нарушение было доказано, то пристав несет административную ответственность, вплоть до уголовной. Ответственность также несет материальную, если в результате неправомерных действий гражданин понес материальный ущерб, он может быть связан с неправильной конфискацией имущества или его реализацией.

Порядок обжалования действий судебного пристава

Имеется два варианта обжалования действий судебного пристава, Это направление жалобы в суд и обращение непосредственно к старшему приставу, непосредственному начальнику. Наиболее действенное и быстрое это обращение по работе. Жалоба подается непосредственно приставу, который нарушил право или старшему приставу. Эта жалоба должна быть рассмотрена в течение нескольких дней, и ответ дан подавшему заявление. Если нарушение будет выявлено, то последует взыскание, а нарушение должно быть исправлено. Независимо от обращения к старшему приставу, можно подать жалобу в суд. Она направляется по месту нахождения судебного пристава, в суд общей юрисдикции или арбитраж. Все вопросы, связанные с экономическими вопросами проходят через арбитраж. В суд подается жалоба не действие пристава, причем необходимо иметь доказательную базу. С подробным порядком обжалования вас может ознакомить юрист, он правильно составит жалобу и подаст ее в надлежащие органы.

Досудебный порядок обжалования действий судебного пристава

Федеральный закон «Об исполнительном производстве «разрешает досудебное обжалование действий пристава. Это делается непосредственно в службе приставов, где можно подать жалобу вышестоящему руководству, например жалоба на пристава подается старшему приставу, на него главному приставу и так далее. Жалоба может быть рассмотрена самым главным приставом России. Его действие контролирует суд и прокуратура. Гражданин, подавший жалобу, имеет право забрать ее и отказаться от претензий.

На этом этапе добиться изменения исполнительного постановления и устранения нарушения можно намного быстрее, чем через суд. Этот метод альтернативный судебному. В основном такие ситуации возникают при исполнительном производстве, связанного с должником. Часто нарушаются правила ареста имущества и банковских счетов.

В результате обжалования можно получить два ответа, это признание нарушения согласно закону или непризнание. В первом случае для пристава последует взыскание, а в другом ответят, что жалоба не обоснована. В некоторых случаях жалоба не рассматривается, если обращение непонятно написано, нет обратного адреса или такое обращение подавалось не один раз, с этим же вопросом и этому должностному лицу, ответ на который уже давался.

Обжалование действий пристава в суде

Кроме досудебного разбирательства имеется возможность обжаловать работу пристава в суде, досудебное разбирательство при этом не обязательно. В суд пишется заявление, в котором указываются данные заявителя, наименование суда. Самое главное четко и обоснованно описать проблему. К заявлению об обжаловании действий судебного пристава в судебном порядке приложить копию акта, написать его номер, дату составления, также можно предоставить исполнительное производство. В заявлении надо отметить, что, по вашему мнению, нарушено и на основании какого закона. Такое обращение в суд сделать самостоятельно довольно трудно, поэтому привлеките к этому делу юриста. Ему дают доверенность на ведение дела и представление в суде. Это вас избавит от лишних хлопот и от общения с органами правосудия.
Кроме этого все копии документов необходимо направить должностному лицу, на которого подана жалоба. Все дела суд рассматривает в установленном порядке, согласно процессуальному кодексу.

Обжалование чаще всего проводится, по поводу неправильно наложенного ареста на имущество или, если стоимость арестованного имущества много больше задолженности.

Обжалование действий бездействий пристава в арбитражном суде

Нарушения в работе приставов высшего звена, например главного пристава России, главного пристава субъекта, заместителей, главного пристава на месте можно рассмотреть в арбитражном суде, если это невозможно сделать в суде общей юрисдикции.

Статьи процессуального кодекса определяют, в каких случаях можно обратиться в арбитраж:

  • если исполнительный документ выдан арбитражным судом;
  • если требования относятся к организации или предпринимателю, работавшего без образования юридического лица;
  • если организация является должником или гражданин в результате предпринимательской деятельности;
  • в случаях, обозначенных в процессуальном законе.

Все неправомерные действия приставов контролируются также прокуратурой, которая осуществляет надзор за службой судебных приставов.

Обжалование действия приставов в суде общей юрисдикции

Если вам кажется или уверенны, что ваши права нарушены в результате исполнительного производства, то имеет смысл обратиться с жалобой к руководству пристава, который непосредственно ведет ваше дело или сразу в суд. Параллельное обращение допускается, а также обращение в суд без досудебного разбирательства. Все дела неподсудные арбитражу рассматриваются в суде общей практики. Эти дела, как правило, связаны с арестами имущества. Заявление подается в местный суд, где находится пристав исполнитель. Жалоба составляется на имя судьи, от имени заявителя, в нем указывают, что было нарушено, согласно законодательству. К заявлению прикладывают акт, исполнительное производство, время и дату исполнения. После судебного заседания выносится решение. Оно может быть в пользу заявителя или должностного лица. Доказанное нарушение наказывается взысканием.

Сроки обжалования действий судебного пристава исполнителя

Российское законодательство содержит в себе обязательную регламентацию всех процессуальных сроков, в том числе, и срока на обжалования действий (бездействий) судебного пристава, восстановление которого рассматривается в особом порядке, поскольку если вы все же пропустили положенный срок, восстановить его возможно только в судебном порядке при наличии уважительных причин, которые необходимо предоставить суду, желательно с письменным подтверждением. Срок, предоставленный законодательством позволяет подать жалобу на действия судебного пристава исполнителя. Жалоба подается непосредственно начальнику этого пристава или суд, жалоба может быть направлена самому приставу, который должен в течении трех дней со дня подачи жалобы. Если должностное лицо не имеет полномочий на рассмотрение этого дела, то его направляют должностному лицу, которое может разобрать жалобу.

По желанию заявителя жалоба может быть отозвана в любое время.

Юридическая помощь по обжалованию действий и бездействий судебного пристава

Юридическая помощь может оказываться юристом на любом этапе производства, то есть, чем раньше начнется работа профессионала, тем больше вероятность решения дела в пользу заявителя. Юрист оказывает помощь в сборе документов, даст правовую оценку делу, оценит ее перспективы. Если дело касается долгов по банкам или ипотеке, то привлечение юриста просто необходимо. Это важно с материальной точки зрения, так как юрист может отсудить у банка штрафы и неустойку, что приведет к уменьшению долга. Юрист также может работать со службой судебных приставов, при нарушении по исполнительному производству может подать жалобу в суд на пристава или непосредственно старшему судебному приставу. Он может представлять вас в суде или сопровождать ваше дело от начала до конца. Пользуясь услугами юриста, вы сэкономите нервы и деньги, самостоятельно что-то делать бывает очень затруднительно или просто невозможно, в силу незнания юридического права. Предварительно поговорить с юристом можно по интернету, если вам понравиться, то вы можете дальше продолжить работать с юристом. Запомните, юрист, работающий на клиента, всегда защищает его интересы, как свои.

rafe.ru

Шматов М.А. Оспаривание постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в судебном порядке

Шматов Марк Александрович
Кемеровский государственный университет
студент

Библиографическая ссылка на статью:
Шматов М.А. Оспаривание постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в судебном порядке // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/01/13860 (дата обращения: 23.09.2018).

Стадия исполнительного производства является завершающей стадией гражданского, арбитражного и административного процессов. На ней достигается цель всего судебного разбирательства – защита прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Процесс исполнения требований исполнительного документа характеризуется императивностью действий и обязательностью актов органов Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации. В связи с этим наличие властных полномочий по отношению к участникам исполнительного производства дает ФССП РФ поле для злоупотребления своими правомочиями. Более того, в ходе исполнительного производства нередки случаи и превышения органами и должностными лицами ФССП РФ своих полномочий.

Оспаривание постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в судебном порядке происходит независимо от их обжалования в административном порядке вышестоящим должностным лицам ФССП РФ. Единственной особенностью является то, что постановления, действия (бездействие) главного судебного пристава РФ могут быть оспорены только в суде (ч. 2 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” (далее Закон № 229-ФЗ)).

В действующем процессуальном законодательстве предусмотрены два порядка обжалования – в порядке арбитражного процесса и в порядке административного судопроизводства. Ранее, до принятия и вступления в силу Кодекса административного судопроизводства от 08.03.2015 г. № 21-ФЗ, производство данной категории дел происходило в рамках гражданского процесса. Теперь же сам ГПК РФ в ст. 441 говорит о том, что постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве.

Тем не менее, разграничение компетенции между арбитражными судами и судами общей юрисдикции, установленное в ст. 128 Закона № 229-ФЗ, не претерпело изменений в связи с принятием нового процессуального кодекса.

Так, согласно ч. 2 ст. 128 Закона об исполнительном производстве заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случаях, когда исполняется выданный арбитражным судом исполнительный документ; в отношении организации или индивидуального предпринимателя исполняются акты органов, осуществляющих контрольные функции, судебные и иные акты по делам об административных правонарушениях, а также исполняется постановление пристава о взыскании судебных расходов и исполнительского сбора. АПК РФ могут быть предусмотрены иные случаи.

Во всех остальных случаях заявление об обжаловании должно подаваться в суды общей юрисдикции.

Заявление, поданное в суд, рассматривается в десятидневный срок по правилам процессуального законодательства.

17 ноября 2015 года было принято Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 50 “О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства». Данное Постановление не оставило также в тени и оспаривание постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей.

Лицами, имеющими право на судебное оспаривание постановлений, действий и бездействия приставов, являются не только стороны исполнительного производства, но и иные лица, которые считают, что нарушены их права и интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и интересов, либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность (ст. 218, 360 КАС РФ, 198 АПК РФ, 121 Закона № 229-ФЗ). Также право оспаривания принадлежит, в том числе органам и учреждениям, являющимся администраторами доходов соответствующего бюджета, на счета которых согласно исполнительному документу подлежат зачислению указанные в нем денежные средства (ст. 160.1 БК РФ).

Сама по себе отмена вышестоящим должностным лицом в административном порядке оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя в период рассмотрения дела судом не может служить основанием для прекращения производства по этому делу, если применение такого постановления привело к нарушению прав, свобод и законных интересов заявителя (административного истца). Окончание либо прекращение исполнительного производства сами по себе не препятствуют рассмотрению по существу судом заявления об оспаривании конкретного постановления либо действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, повлекших неблагоприятные последствия для заявителя (административного истца).

Административное исковое заявление, заявление об оспаривании подается в суд общей юрисдикции, арбитражный суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (ст. 219 КАС РФ, ст. 198 АПК РФ и ст. 122 Закона об исполнительном производстве). Пропуск срока на обращение в суд не является основанием для отказа в принятии заявления судом общей юрисдикции или возвращения заявления арбитражным судом, но при отсутствии уважительных причин пропуска он будет являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Требования в порядке судебного оспаривания предъявляются к судебному приставу-исполнителю, чьи постановления, действия (бездействие) оспариваются. К участию в деле в качестве административного ответчика, органа или должностного лица, чьи решения, действия (бездействие) оспариваются, также необходимо привлекать территориальный орган ФССП России, в структурном подразделении которого исполняет (исполнял) обязанности судебный пристав-исполнитель, поскольку при удовлетворении требования заявителя судебные расходы могут быть возмещены за счет названного территориального органа ФССП России.

В случае оспаривания постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя другая сторона исполнительного производства (взыскатель или должник) подлежит привлечению к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

Как таковая подача заявления или административного иска об оспаривании постановления пристава не являются основанием для обязательного приостановления исполнительного производства. Суд вправе при рассмотрении заявления об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в этом же процессе разрешить вопрос о приостановлении исполнительного производства полностью или частично по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя (ст. 39 Закона № 229-ФЗ). Заявление о приостановлении исполнительного производства рассматривается в десятидневный срок в судебном заседании с извещением взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя, неявка которых не препятствует разрешению указанного заявления (ст. 440 ГПК РФ, ст. 358, 359 КАС РФ, ст. 324, 327 АПК РФ).

Постановление Пленума № 50 также дает определение незаконного бездействия судебного пристава-исполнителя, определяя его как ситуацию, когда пристав имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.

При подаче как административных исковых заявлений, так и заявлений в суд об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственная пошлина не уплачивается.


Библиографический список
  1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ // Российская газета. N 137. 27.07.2002.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации” от 31.07.1998 N 145-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. N 31. ст. 3823.
  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
  4. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации” от 08.03.2015 N 21-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 09.03.2015. N 10. ст. 1391.
  5. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”// Российская газета. N 223. 06.10.2007.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Шматов Марк Александрович»

human.snauka.ru

Оспаривание постановлений судебных приставов

Постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов, либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность (ч. 1 ст. 218, ст. 360 КАС РФ, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, ч. 1 ст. 121 Закона об исполнительном производстве).

Право оспаривания в суде постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России принадлежит, в том числе органам и учреждениям, являющимся администраторами доходов соответствующего бюджета, на счета которых согласно исполнительному документу подлежат зачислению указанные в нём денежные средства (ст. 160.1 БК РФ).

Прокурор вправе оспорить в судебном порядке постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России в случаях, предусмотренных законом (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ч. 1 ст. 39 КАС РФ, ч. 1 ст. 52 и ч. 2 ст. 198 АПК РФ).

В защиту прав и законных интересов других лиц в суд с требованием об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, иных должностных лиц ФССП России могут обратиться лица, указанные в ст. 46 ГПК РФ, ст. 40 КАС РФ и ст. 53, 53.1 АПК РФ, если это предусмотрено федеральными законами.

Отмена вышестоящим должностным лицом оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя в период рассмотрения дела судом не может служить основанием для прекращения производства по этому делу, если применение такого постановления привело к нарушению прав, свобод и законных интересов заявителя (административного истца). Окончание, либо прекращение исполнительного производства сами по себе не препятствуют рассмотрению по существу судом заявления об оспаривании конкретного постановления, либо действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, повлекших неблагоприятные последствия для заявителя (административного истца).

По заявлению лиц, участвующих в исполнительном производстве, либо по своей инициативе судебный пристав-исполнитель вправе исправить допущенные им в постановлении описки или явные арифметические ошибки (ч. 3 ст. 14 Закона об исполнительном производстве).

Судебный пристав-исполнитель не вправе отменять вынесенное им постановление. Соответствующими полномочиями по отмене этого постановления наделены старший судебный пристав и его заместитель (п. 2 ст. 8, п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 ФЗ «О судебных приставах», ч. 5 ст. 14, ч. 9 ст. 47, ч. 4 ст. 108, ст. 123 Закона об исполнительном производстве).

Административное исковое заявление, заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд, арбитражный суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (ч. 3 ст. 219 КАС РФ, ч. 4 ст. 198 АПК РФ и статья 122 Закона об исполнительном производстве).

Пропуск срока на обращение в суд не является основанием для отказа в принятии заявления судом общей юрисдикции или возвращения заявления арбитражным судом.

Если постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя были обжалованы в порядке подчинённости, то судам общей юрисдикции следует учитывать положения ч. 6 ст. 219 КАС РФ о том, что несвоевременное рассмотрение или не рассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствуют о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).

Арбитражные суды рассматривают указанные выше вопросы в соответствии с положениями ч. 6 и 8 ст. 219 КАС РФ по аналогии закона (ч. 5 ст. 3 АПК РФ).

По делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей, требования предъявляются административным истцом, заявителем к судебному приставу-исполнителю, чьи постановления, действия (бездействие) оспариваются, при прекращении его полномочий – к должностному лицу, которому эти полномочия переданы, а если полномочия не передавались – к старшему судебному приставу соответствующего структурного подразделения ФССП России (ч. 4, 5 ст. 38, гл. 22 КАС РФ и гл. 24 АПК РФ). К участию в деле в качестве административного ответчика, органа или должностного лица, чьи решения, действия (бездействие) оспариваются, также необходимо привлекать территориальный орган ФССП России, в структурном подразделении которого исполняет (исполнял) обязанности судебный пристав-исполнитель, поскольку при удовлетворении требования заявителя судебные расходы могут быть возмещены за счет названного территориального органа ФССП России.

В случае оспаривания постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя другая сторона исполнительного производства (взыскатель или должник) подлежит привлечению к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

При оспаривании одним из взыскателей постановления судебного пристава-исполнителя, касающегося очередности распределения денежных средств в рамках сводного исполнительного производства, суд привлекает к участию в деле в качестве заинтересованных лиц остальных взыскателей, права и законные интересы которых затрагиваются оспариваемым постановлением.

Приостановление судом действия оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя в качестве меры предварительной защиты или обеспечительной меры (ч. 1 ст. 140 ГПК РФ, статья 223 КАС РФ и ч. 3 ст. 199 АПК РФ) осуществляется по основаниям и в порядке, предусмотренными гл. 7 КАС РФ или гл. 8 АПК РФ. В частности, заявление рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле, не позднее следующего рабочего дня после его поступления в суд (статья 141 ГПК РФ, часть 3 статьи 87 КАС РФ, часть 1.1 статьи 93 АПК РФ).

При рассмотрении заявления об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя суд вправе в этом же процессе разрешить вопрос о приостановлении исполнительного производства полностью или частично по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя (п. 4 ч. 2 ст. 39 Закона об исполнительном производстве). Заявление о приостановлении исполнительного производства рассматривается в десятидневный срок в судебном заседании с извещением взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя, неявка которых не препятствует разрешению указанного заявления (ч. 1 ст. 440 ГПК РФ, ч. 2 ст. 358, ч. 3 ст. 359 КАС РФ, ч. 2 ст. 324, ч. 3 ст. 327 АПК РФ).

Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные ч. 1–6 ст. 36 Закона об исполнительном производстве сроки.

Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.

Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.

Не могут рассматриваться как основания, оправдывающие превышение сроков исполнения исполнительных документов, обстоятельства, связанные с организацией работы структурного подразделения службы судебных приставов, например, отсутствие необходимого штата судебных приставов-исполнителей, замена судебного пристава-исполнителя ввиду его болезни, отпуска, пребывания на учёбе, нахождения в служебной командировке, прекращения или приостановления его полномочий (ч. 4 и 5 ст. 6.1 ГПК РФ, ч. 4 и 5 ст. 10 КАС РФ, ч. 4 и 5 ст. 6.1АПК РФ).

Бремя доказывания наличия уважительных причин неисполнения исполнительного документа в установленный законом срок возлагается на судебного пристава-исполнителя.

При подаче административных исковых заявлений, заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственная пошлина не уплачивается (абзац третий пп. 7 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, ч. 2 ст. 329 АПК РФ).

Исполнительное производство: Видео

legalquest.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *