Президент конституция рф – 4. |

Содержание

Президент Российской Федерации — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Это стабильная версия, отпатрулированная 4 декабря 2018.
Состояниеотпатрулирована
Перейти к навигации Перейти к поиску
Президент Российской Федерации

Штандарт Президента Российской Федерации

Должность занимает
Владимир Владимирович Путин
с 7 мая 2012 года
Возглавляет Российскую Федерацию
Форма обращения Господин Президент,
Товарищ верховный главнокомандующий
Официальная резиденция Московский Кремль,

ru.wikipedia.org

Статья 81. Конституция РФ

Статья 81. Конституция РФ

Актуально на:

23 декабря 2018 г.

Конституция Российской Федерации (РФ) | ст. 81

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании*(14).

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

<a href=""></a>

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

[url=][/url]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

--

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Судебная практика по статье 81 Конституция РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N КАС11-820, Кассационная коллегия, кассация

    Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила: в соответствии со статьей 81, пунктом «д» части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации, пунктами 2 и 7 статьи 5 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 ноября 2011 г. № 442-СФ на 4 марта 2012 г. назначены выборы Президента Российской Федерации...

  • Решение Верховного суда: Решение N ГКПИ11-2217, Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция

    Левашов Н.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании незаконным указанного Постановления, ссылаясь на неправильное применение ЦИК России части 2 статьи 81 Конституции Российской Федерации и пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации», касающихся требований о сроке постоянного проживания в Российской Федерации, предъявляемых к кандидатам на должность Президента Российской Федерации...

  • Решение Верховного суда: Решение N АКПИ12-167, Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция

    Конституция Российской Федерации в части 4 статьи 81 устанавливает что порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации глава V которого регулирует порядок выдвижения и регистрации кандидатов...

+Еще...

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

<a href=""></a>

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

[url=][/url]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

--

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Составить подборку

Подпишитесь на рассылку

списков новых / измененных правовых документов

Анализ текста

Идет загрузка...

www.zakonrf.info

О статусе Президента — Рукописная конституция РФ

В России должность Президента Российской Федерации является высшей государственной должностью.

Согласно действующей Конституции, Президент — гарант Конституции Российской Федерации, а также прав и свобод человека и гражданина, Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации.

Пост Президента России (первоначально – пост Президента Российской Федеративной Социалистической Республики) был учрежден в 1991 году как пост главы одной из союзных республик СССР-РСФСР на основе волеизъявления народа на Референдуме 17 марта 1991 года.

Президенты Российской Федерации

Первый, Борис Николаевич Ельцин, был Президентом России с 1991 по 1999 год — два президентских срока, и именно под его руководством была разработана Конституция (Основной закон) 1993 года.

Вторым Президентом России стал Владимир Владимирович Путин, который также избирался Президентом три раза – в 2000, 2004 и 2012 году.

Третьим Президентом Российской Федерации, стал Дмитрий Анатольевич Медведев – он был избран на эту должность всенародным голосованием 2 марта 2008 года.

В 2018 году Президентом России снова был избран Владимир Владимирович Путин. 

Порядок избрания и вступления в должность

Первый президент России был избран в 1991 году сроком на 5 лет. В Конституции РФ 1993 года срок полномочий президента был сокращён до 4 лет. Однако согласно п.3 Заключительных и переходных положений Конституции президент Ельцин осуществлял полномочия до истечения срока, на который он был избран (то есть до 1996 года). В соответствии с изменением Конституции, вступившим в силу 31 декабря 2008 года, начиная с выборов 2012 года, Президент Российской Федерации избирается на шестилетний срок.

Кандидатом на должность Президента может быть гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Точный порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом.

При вступлении в должность Президент РФ приносит народу следующую присягу: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного суда РФ.

Полномочия Президента РФ на основании четвёртой главы Конституции:

  • назначает с одобрения Государственной думы председателя правительства РФ;
  • имеет право председательствовать на заседаниях правительства РФ;
  • принимает решение об отставке правительства РФ;
  • представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка; а также ставит перед Государственной думой вопрос об освобождении председателя Центрального банка от занимаемой должности;
  • по предложению председателя правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей председателя правительства РФ и федеральных министров
  • представляет Совету федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда, а также кандидатуру генерального прокурора;
  • вносит в Совет федерации предложение об освобождении генерального прокурора от должности;
  • назначает судей других федеральных судов;
  • формирует и возглавляет Совет безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом;
  • утверждает военную доктрину РФ;
  • формирует администрацию президента РФ;
  • назначает и освобождает полномочных представителей президента РФ;
  • назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;
  • назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. В соответствие с требованием Конституции эти назначения могут быть произведены президентом после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального собрания;
  • назначает выборы Государственной думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом;
  • распускает Государственную думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией;
  • назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
  • вносит законопроекты в Государственную думу;
  • подписывает и обнародует федеральные законы в течение четырнадцати дней с момента получения. Если президент в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная дума и Совет федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета федерации и депутатов Государственной думы, он подлежит подписанию президентом РФ в течение семи дней и обнародованию;
  • обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
  • Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
  • Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ;
  • осуществляет руководство внешней политикой РФ;
  • ведёт переговоры и подписывает международные договоры РФ;
  • подписывает ратификационные грамоты;
  • принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представителей.
  • в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии президент РФ вводит на территории РФ или в отдельных её местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
  • решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища;
  • награждает государственными наградами РФ, присваивает почётные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания;
  • осуществляет помилование.

В процессе осуществления своих полномочий Президент РФ издает указы и распоряжения, являющиеся обязательными для исполнения на всей территории РФ. Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Регалии Президента Российской Федерации

Специальный экземпляр Конституции Российской Федерации

Специальный экземпляр Конституции Российской Федерации представляет собой специально изготовленный единственный экземпляр официального текста Конституции Российской Федерации 1993 года в действующей редакции, переплетённого кожей варана красного цвета, на обложке которой размещён накладной серебряный герб России и тиснёная золотом надпись «Конституция Российской Федерации». Специальный экземпляр конституции постоянно размещается в Библиотеке президента России (ротонда третьего этажа северо-восточной части здания Сената Московского Кремля), и покидает её стены лишь для участия в процедуре вступления в должность (инаугурации) президента России.

Знак Президента Российской Федерации

Знак Президента Российской Федерации — символ президентской власти в Российской Федерации. Установлен указом Президента Б. Н. Ельцина № 1138 от 5 августа 1996 г. Состоит из знака и цепи знака. Собственно знак является символической копией ордена «За заслуги перед отечеством» I степени и представляет собой золотой равноконечный крест с расширяющимися концами, с лицевой стороны покрытый рубиновой эмалью. Расстояние между концами креста — 60 мм. По краям креста — узкий выпуклый рант. На лицевой стороне креста в центре — накладное изображение Государственного герба Российской Федерации. На оборотной стороне креста посередине — круглый медальон, по окружности которого — девиз: «Польза, честь и слава». В центре медальона — дата изготовления — 1994. В нижней части медальона — изображение лавровых ветвей. Знак при помощи венка из лавровых ветвей соединяется с цепью знака.

Штандарт Президента Российской Федерации

Штандарт Президента Российской Федерации представляет собой квадратное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета (цвета Государственного флага России Федерации). В центре — золотое изображение Государственного герба Российской Федерации. Полотнище окаймлено золотой бахромой. На древке штандарта крепится серебряная скоба с выгравированными фамилией, именем и отчеством Президента Российской Федерации и датами его пребывания на этом посту. Древко штандарта увенчано металлическим навершием в виде копья. Местонахождением оригинала штандарта является служебный кабинет в резиденции Президента Российской Федерации в столице Российской Федерации — городе Москве (Сенатский дворец Московского кремля). При вступлении в должность вновь избранного Президента Российской Федерации оригинал штандарта располагается рядом с главой государства.

constitution.sokolniki.com

Права и обязанности президента РФ по Конституции кратко

Какие существуют обязанности у президента РФ? В статье мы подробнее осветим данную тему. В скобках будут указы статьи из Конституции РФ, если не будет пояснения на иные нормативно-правовые акты.

Институт президентства

Многие думают, что должность президента появилась в нашей стране после распада Советского Союза. На самом деле это не так: впервые этот пост был введен в 1990 году в СССР.

Это произошло в результате нового закона "О демократизации" 1988 года. М.С. Горбачев провел демократические реформы, после чего высшим органом в стране стал Съезд народных депутатов. Президент СССР - глава исполнительной власти - избирался на этом Съезде и юридически подчинялся ему. Т.е. в СССР, в конце своего существования, создали некое подобие демократической парламентской республики, которая отдаленно напоминала современную систему ФРГ– с канцлером и Италии – с премьер-министром. Но существенными отличия были в том, что советский парламент состоял из 2250 депутатов, который собирался примерно один раз в год, а также в том, что существовала одна партия - КПСС.

Конечно, в конце существования СССР последняя особенность была ликвидирована: вводились многопартийность и гласность, однако до западных демократий Союзу было еще далеко. Тем не менее современная Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) была организована еще при СССР (1989 год) и носила название ЛДПСС. Сегодня это не принято вспоминать, так как считается, что мы разрушили старую тоталитарную систему и создали новую, демократическую. Но справедливости ради мы должны отметить то, что в СССР - на закате своего существования - всё же наметились политические и экономические реформы.

Политический кризис в России: принятие Конституции и декларирование прав и обязанностей президента страны

История нашего государства могла повернуться так, что должности президента могло и не быть. Обязанности президента РФ были продекларированы только в декабре 1993 года, когда приняли новую Конституцию, однако до этого времени в политическом руководстве нашей страны произошел раскол на два лагеря:

  1. Первые хотели видеть во главе государства Верховный совет РФ, которому бы и подчинялся президент. Они направляли вектор политического развития нового государства по старому советскому пути. Возможно, что этот вектор и трансформировался бы со временем в парламентскую республику, но люди хотели кардинальных перемен во всех сферах общества.
  2. Вторые были сторонниками президентско-парламентской республики. Они считали, что именно выбранный народом президент страны должен быть наделен более широкими полномочиями.

И президент Б.Н. Ельцин, и члены Верховного Совета РФ во главе с Р.И. Хасбулатовым отстаивали свою точку зрения. В результате в стране разразился политический кризис, который продолжался с начала 1992 до осени 1993 года, и мог привести к гражданской войне в нашей стране.

Осенью 1993-го в столице появились баррикады, а в некоторых местах столкновения двух противоборствующих сторон перерастали в уличные бои. Верховный Совет РФ отстранил от должности президента РФ, а последний своим указом распустил выборный орган. Стоит сказать, что легитимность была всё же на стороне Совета, так как до декабря 1993 года страна жила по Конституции СССР 1977 года, поэтому указ президента не имел никакой юридической силы.

Однако Б.Н. Ельцин ссылался на проведенный в апреле 1993 года референдум, на котором около 58% избирателей его поддержали.Но всё же 42% сторонников Совета – существенный процент, и дальнейшая эскалация конфликта могла привести к катастрофическим последствиям. Повсюду были люди с автоматами, произошли вооруженные столкновения за Останкинскую телебашню.

4 октября 1993 года в столицу ввели танки Таманской дивизии, формально подчинявшейся министру обороны, входившему в Верховный Совет РФ. Они произвели залпы по Белому Дому, в котором укрылись сторонники Верховного Совета. Последние сдались, и их обвинили в попытке государственного переворота. А в декабре 1993 года была принята новая Конституция РФ. Окончательно власть президента была легитимизирована на выборах 1996 года.

Статус президента

Президент по Конституции РФ является главой государства (ч.1 ст. 80). Он не возглавляет исполнительную власть, однако имеет право посещать заседания Правительства, председательствовать на нем, принимать решение о его отставке и с согласия Государственной Думы страны назначать его главу (ст. 83).

Источники права не указывают на наличие четвертого вида власти – «президентской власти». Однако этот термин употребляется в юриспруденции для акцентирования внимания на особый статус главы государства в правовой системе: на наличие у него собственных полномочий и разнообразных прав, и обязанностей при взаимодействии с другими видами власти, особенно исполнительной.

Что входит в обязанности президента РФ? Подробнее разберем далее в статье.

Гарантия прав и свобод

Главные обязанности президента РФ заключаются в обеспечении прав и свобод человека и гражданина (ч.2 ст. 80). Следует пояснить, что данная статья указывает и на понятие "права и свободы гражданина", и на "права и свободы человека". Разберем это подробнее.

Под первыми понимаются устойчивые связи отношения граждан с государством (государственной властью). Здесь имеется в виду то, что глава нашего государства должен обеспечить права, вытекающие из положения статуса именно гражданина, например, политические права (реализация права избирать и быть избранным, участвовать в мирных политических митингах и собраниях, принимать участие в деятельности политических партий, профсоюзных комитетов и др.).

Под "правами человека" подразумеваются те, которые закреплены во многих международных Конвенциях и договорах. Под ними подразумеваются такие правила поведения, которые обеспечивают свободы и достоинства отдельного человека. Свои обязанности по защите Конституционных прав граждан глава государства может реализовать, например, через наложение вето на некоторые законы и решения Государственной Думы до окончательного урегулирование спорных ситуаций компетентным судом.

Под «свободами» следует понимать отсутствие каких-либо препятствий и ограничений в чём-либо, которые могут вводиться государством в силу различных причин и в различных объемах. В качестве примера можно привести свободу выбора вероисповедания, право выбора профессии и др.

Издание подзаконных актов

Глава государства имеет право издавать собственные подзаконные акты – указы и распоряжения, которые обязательны для всех граждан. Если они не противоречат федеральному законодательству.

Указ – это нормативно-правовой акт долговременного плана, относящийся к неопределенному кругу лиц.

Распоряжение – это индивидуальный акт, относящийся к определенному лицу – юридическому или физическому, – либо к органу государственной власти.

В основном законе страны не используется понятие «подзаконные акты» применительно к указам и распоряжением главы государства. Однако они таковыми являются согласно действующей правовой классификации источников права, так как не должны противоречить ни федеральным законам, ни нормам Конституции.

Указы нормативного характера начинают действовать на всей территории страны по истечении 7 дней после подписания. Иные распоряжения - немедленно.

Гарант Конституции

Президент РФ является гарантом Конституции РФ и обязан соблюдать сохранение ее норм, не допускать ревизий гарантированных прав и свобод. Ему помогают исполнять эти обязанности Администрация президента и Уполномоченные по правам ребенка при президенте РФ и правам человека.

Гарант независимости

Продолжаем разбирать Конституционные обязанности президента РФ. Первое лицо государства является и гарантом суверенитета. Эту обязанность он выполняет за счет обладания особыми полномочиями, например, правом введения военного положения. Также глава государства является Верховным главнокомандующим вооруженных и военно-морских сил.

Представительские функции

Президент представляет государство как во внешней, так и во внутренней политике. Например, он уполномочен подписывать международные договоры от имени всего государства, отстаивать интересы российских компаний на международной арене и др.

Что касается внутренней представительской функции, то здесь нужно пояснить особенность территориально-административного устройства. Россия является федеративным государством, состоящим из субъектов и городов Федерального значения. Субъекты являются отдельными мини-государствами в составе Федерации. Они имеют право иметь свои внутренние конституции, уставы, устанавливать свои законодательные органы власти, издающие внутренние нормативно-правовые акты, национальные республики имеют право на второй государственный язык и т.д. Главным при такой системе является то, что законы субъектов не должны противоречить нормам Конституции и федеральным законам. Глава государства представляет федеральный центр во взаимоотношениях с субъектами страны.

Обязанности, связанные со взаимодействием с органами власти (ст. 83-85)

Президент РФ выполняет обязанности, связанные со взаимодействиями с органами власти:

  1. Назначает премьер-министра с согласия Государственной Думы.
  2. Принимает решение об отставке Правительства, приостанавливает действия его актов.
  3. Назначает и освобождает высшее командования Вооруженных сил РФ.
  4. Утверждает военную доктрину государства.
  5. Назначает судей и главу Центрального Банка РФ.
  6. Инициирует законопроекты на голосование в Государственную Думу.
  7. Подписывает и обнародует подписание федеральных законов, принятых Парламентом страны.
  8. Назначает референдумы.
  9. Обращается с ежегодными посланиями к Федеральному Собранию.

Срок полномочий президента РФ (ст. 81)

Изначально по Конституции 1993 года глава государства избирался на всеобщих демократических выборах на 4 года. В 2008 году произошла конституционная реформа. Теперь с 2012 года срок полномочий президента РФ – 6 лет. И следующие выборы главы государства пройдут в нашей стране в марте 2018 года.

Требования к кандидату в президенты РФ

Что нужно, чтобы стать главной государства? Существует обязательный законодательный минимум, который прописан в Конституции страны:

  • возраст не моложе 35 лет;
  • проживание на территории нашей страны не менее десяти лет;
  • отсутствие непогашенной судимости.

Права и обязанности президента РФ по Конституции (кратко)

Итак, подведем итоги и перечислим компетенцию главы государства:

  • гарант Конституции, независимости, прав и свобод граждан;
  • поддержание системы работы органов государственной власти;
  • представительство во внутренней и внешней политике;
  • обеспечение безопасности страны;
  • контроль за соблюдением Конституции;
  • принятие экстренных мер в чрезвычайных ситуацийях, объявление военного положения;
  • контроль деятельности всех ветвей власти;
  • решение вопросов, связанных с гражданством и предоставлением политического убежища;
  • формирование Совета Безопасности страны;
  • назначение референдумов;
  • председательство на заседаниях исполнительной власти, принятие решения об отставке Правительства и назначении нового Председателя с согласия Думы;
  • принятие решения о награждении и о помиловании;
  • назначение главы Центрального Банка с согласия Думы;
  • назначение судей;
  • издание собственных указов и распоряжений, не противоречащих федеральным законам и Конституции;
  • иные обязанности.

Надеемся, что ваши познания в данной области расширились.

fb.ru

Гарант Конституции РФ - президент Российской Федерации

Конституция РФ - законодательный акт, который создавался таким образом, чтобы смысл каждого его положения был понятен любому читающему и воспринимался "как есть", не превратно. Однако в документе все же есть некоторые понятия, которые не до конца нам ясны. Например, гарант Конституции. Что или кто это, какова история этого понятия, как оно связано с Президентом РФ, мы и разберем далее.

Определение понятия

Гарант Конституции - это функция определенного органа государственной власти, означающая гарантию выполнения положений основного закона страны. В нашей стране это достаточно молодое выражение - его "рождение" приписывают к 1991 году. Первоначально под понятием подразумевался российский Конституционный суд, а затем Президент, глава государства.

Положение, что именно Президент в нашей стране является гарантом соблюдения пунктов главного закона государства, является одним из важнейших, записанных в Конституции РФ.

Давайте обратимся к истории словосочетания.

Зарождение понятия

Термин "гарант Конституции" впервые был заявлен в 1991 году. Найти его можно в стенограмме 5-го внеочередного Съезда народных депутатов, опубликованной в "Российской газете". Авторство принадлежит депутату В. Т. Кабышеву. Он поделился в выступлении перед коллегами своей точкой зрения по поводу Конституционного суда. Именно его депутат считал гарантом Конституции.

Кабышев отмечал, что главная задача Конституционного суда в том, чтобы давать "красный сигнал" как Съезду депутатов, так и Президенту в том случае, если принимается противоречащий главному закону страны акт. Гарант Конституции постоянно должен напоминать власти, обществу о соблюдении последней.

Гарант - Б. Н. Ельцин

Конституционный суд считался первым гарантом основного закона страны недолго. 16 июля 1992 года Б. Н. Ельцин заявил, что гарант Конституции - президент Российской Федерации. Т. е. не кто иной, как он сам. Данное утверждение было провозглашено на встрече с руководителями ведущих СМИ. Борис Николаевич также заверил слушателей, что, являясь гарантом Конституции, он лично будет противодействовать возвращению времен тотальной цензуры и делать все возможное для процветания свободы слова и печати.

Слова Б.Н. Ельцина были законодательно закреплены в новой Конституции, принятой 12 декабря 1993 года. Надо сказать, что первый российский президент проявлял особое уважение к этой своей характеристике. Многие современники девяностых помнят, что немалую часть выступлений и указов Борис Николаевич начинал со слов "Как гарант Конституции, я обязан..."

СМИ же, отметив внимание президента к этой формулировке, порой иронично так его и именовали в ряде обличающих плачевное положение дел в стране публикациях. Эвфемизм "гарант Конституции" в таком ключе стал использоваться с 1994 года. Поэтому многие граждане всерьез не относились к данному понятию.

Современная трактовка термина

Сегодня гарант Конституции - президент В.мВ. Путин. Новый глава страны не заостряет внимание журналистов на этой своей функции, однако в СМИ и сейчас можно встретить данное понятие как синоним слова "президент".

Понятие в Конституции

В основном законе страны прописано, что гарантом Конституции является Президент. Эта информация заключена в п.2 ст. 80 (4-я глава документа). В первую очередь это выражается в следующем:

  • Гарантия соблюдения прав и свобод каждого гражданина.
  • Охрана суверенитета государства в рамках президентской компетенции.
  • Гарантия независимости и государственной цельности Российской Федерации.
  • Гарантия согласованного взаимодействия и функционирования всего ряда органов государственной власти.

Чтобы ярче представлять глубину термина "гарант Конституции", давайте взглянем, как главный российский закон представляет Президента, его права и обязанности. Начнем с прямого соотношения его властных полномочий и гарантии соблюдения конституционных положений.

Обеспечение Президентом соблюдения Конституции

Итак, Конституция и Президент:

  • При вступлении главы государства на должность он произносит слова Присяги, где, в числе всего прочего, он приносит народу обещание защищать как Конституцию, так и права и свободы каждого гражданина государства.
  • Компетенция всех органов государственной власти ограничена конституционными положениями. Контролировать и обеспечивать это равновесие основной закон доверяет именно Президенту. Он имеет особые полномочия для регулирования деятельности органов власти в рамках Конституции.
  • Как гарант гражданских прав и свобод, Президент Путин на сегодняшний день должен осуществлять непрестанный контроль за эффективностью работы всех трех ветвей власти: законодательной, судебной и исполнительной. Но при этом не вторгаясь в области их компетенции.

  • Конституция дает Президенту некую юридическую отдаленность от всех ответвлений власти. Это нужно для того, чтобы он участвовал в нормотворчестве, урегулировал споры, а также воплощал функции конституционного контроля. Закон также определяет полномочиями Президента сотрудничество с Правительством, прокуратурой, федеральной судебной системой, общественными организациями, правоохранительными органами.
  • Обязанность Президента по Конституции - обеспечивать, чтобы федеральные законотворческие акты, нормативные акты субъектов не противоречили основному закону страны. В случае констатации нарушения Президент имеет право потребовать от любого органа власти восстановления нарушенных прав и свобод граждан. Меры при этом он правомочен принять самые решительные, вплоть до принуждения.
  • Реализация Президентом прав и свобод граждан воплощается в его законодательной инициативе. Он имеет правомочие издавать указы, защищающие права как человеческой личности в целом, так и отдельных групп граждан. Акты Президента также имеют силу обеспечивать гражданское общество всем комплексом личных, социально-экономических и политических прав.
  • Но основной закон и ограничивает власть Президента. Словосочетание "гарант Конституции" воспринимается многими гражданами чересчур широко: главе государства адресуются послания-жалобы на решения правоохранительных органов, судебные приговоры. Президент не имеет права выполнять функции этих структур.
  • Ни один из указов либо постановлений Президента не должен противоречить положением Конституции.

Отстранение от должности Президента

Конституция также защищает государство от самоуправства Президента:

  • Государственная дума правомочна выдвинуть против Президента обвинение в тяжком преступлении или государственной измене.
  • Данное заключение в обязательном порядке должен подтвердить Верховный Суд.
  • Конституционный суд обязан вынести вердикт, что процедура выдвижения обвинения прошла по установленному главным законом порядку.
  • На основании вышесказанного Совет Федерации отстраняет Президента от занимаемой должности.

Конституционные права обязанности Президента

Президент Путин, как и бывшие, будущие главы Российского государства по Конституции правомочен и обязан:

  • Определять основные векторы как внутренней, так и внешней политики.
  • Представлять РФ как в международном плане, так и внутри страны.
  • Назначать по согласию с Госдумой главу Правительства.
  • Председательствовать на заседаниях российского Правительства.
  • Принимать решение об отставке Правительства.
  • Как представлять перед Госдумой кандидатуру председателя ЦБ России, так и ставить вопрос об освобождении данного лица от должности.
  • Представлять Совету Федерации кандидатуры судей федеральных судов, Конституционного, Верховного.
  • Назначать и освобождать от должности зам. председателя Правительства, министров.
  • Формировать и возглавлять Совет безопасности РФ.
  • Утверждать военную доктрину государства.
  • Назначать и освобождать от должности своих полномочных представителей.
  • Назначать и освобождать от должности высшее командование ВС РФ.

Таким образом, гарант Конституции - формулировка с глубоким смыслом. Она подразумевает под собой широкий спектр гарантий Президента по обеспечению прав и свобод граждан в рамках основного закона государства.

fb.ru

Ст. 81 Конституции РФ с Комментариями. Последняя редакция с изменениями на 2018 год

Последняя редакция Статьи 81 Конституции РФ гласит:

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании*(14).

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

Комментарий к Ст. 81 КРФ

1. Конституция 1993 г. установила четырехлетний срок полномочий Президента РФ (до ее принятия он составлял пять лет). В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. было предложено увеличить срок президентских полномочий до шести лет, а Государственной Думы - до пяти лет. Соответствующая поправка была внесена в Конституцию на основе Закона РФ о поправке к Конституции РФ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы", проект которого был рассмотрен в соответствии со ст. 136 Конституции и одобрен в ноябре-декабре 2008 г. Государственной Думой, Советом Федерации и законодательными органами субъектов РФ. Предусмотренные поправкой сроки полномочий распространяются на Президента и Государственную Думу, которые будут избраны после вступления данного Закона в силу.

Увеличение срока полномочий обосновывалось прежде всего тем, что оно позволит Президенту и Государственной Думе не только определить направление дальнейшего развития страны и начать осуществление намеченных целей, но и во многом реализовать задуманное в течение одного срока полномочий. Тем самым повышается ответственность главы государства и парламента перед гражданами и обществом в целом за результаты своей деятельности. Установление более продолжительного срока полномочий Президента по сравнению со сроком полномочий Государственной Думы связывалось с необходимостью стабильного, поступательного развития страны и преемственности государственной политики.

Исчисление конституционного срока полномочий Президента ведется со дня вступления его в должность. Начало исполнения полномочий знаменуется принесением торжественной присяги вновь избранным Президентом (см. комм. к ст. 92).

День голосования на выборах нового Президента назначается Советом Федерации. Таким днем является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента. При досрочном прекращении исполнения полномочий Президентом днем голосования является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения им своих полномочий (ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", ст. 5//СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 171; 2005. N 30. Ст. 3104; 2006. N 31. Ст. 3427).

Президент избирается гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Гражданин РФ может избирать и быть избранным на пост Президента России независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ч. 3 ст. 32 Конституции).

Федеральные законы "О выборах Президента Российской Федерации" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253; 2005. N 30. Ст. 3104; 2007. N 1. Ст. 37) содержат ряд норм об иных ограничениях пассивного избирательного права при выборах Президента, в том числе норму о том, что гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства либо обладающий правом на постоянное проживание на территории иностранного государства, не имеет права быть избранным Президентом РФ; не имеет такого права и гражданин РФ, занимающий должность Президента РФ второй срок подряд; запрещается регистрация в качестве кандидата в Президенты гражданина, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если голосование состоится до истечения этого срока. Закон запрещает избираться на пост Президента гражданину, осужденному к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления, осужденному за совершение преступления экстремистской направленности и имеющему на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость, а также гражданину, подвергнутому административному наказанию за административное правонарушение, выражающееся в пропаганде нацистской символики.

Участие в выборах Президента является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на избирателей с целью принудить их к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать свободному волеизъявлению; исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. ФЗ от 26 апреля 2007 г. отменил требование о явке на выборы Президента не менее чем половины избирателей для признания таких выборов состоявшимися (СЗ РФ. 2007. N 18. Ст. 2118).

Право избирать Президента, а также участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента, в предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов и работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, установленном законом, имеют граждане РФ, достигшие на день голосования 18 лет.

Необходимо отметить существенное изменение нормативного регулирования в сфере выдвижения кандидатов в Президенты по сравнению с периодом проведения выборов Президента, состоявшихся 14 марта 2004 г. В тот период право выдвижения кандидатов принадлежало избирателям, избирательным объединениям и избирательным блокам. В соответствии с действующим избирательным законодательством кандидат на должность главы государства может быть выдвинут лишь политической партией и в порядке самовыдвижения при условии поддержки самовыдвижения группой избирателей. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление регистрации политических партий, составляет список политических партий, имеющих законное право принимать участие в выборах Президента, публикует данный список в общероссийских государственных периодических печатных изданиях, размещает его в сети Интернет, а также направляет его в Центральную избирательную комиссию (ст. 6, 29, 34-36 ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации").

Подготовку и проведение выборов Президента осуществляют Центральная избирательная комиссия РФ, другие избирательные комиссии, образуемые в соответствии с законом.

Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании; данное число определяется по числу избирательных бюллетеней, обнаруженных в ящиках для голосования.

Официальное опубликование результатов выборов Президента, а также данных о числе голосов избирателей, полученных каждым из зарегистрированных кандидатов, осуществляется Центральной избирательной комиссией в течение трех дней со дня подписания ею протокола о результатах выборов.

2. Конституцией и на ее основе ФЗ "О выборах Президента РФ" установлены дополнительные условия приобретения гражданами пассивного избирательного права - Президентом РФ может быть избран лишь гражданин не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Конституция РСФСР 1978 г. (в ред. Закона от 24 мая 1991 г.) устанавливала также требование о максимальном возрасте для избрания гражданина Президентом. Этот возраст составлял 65 лет. Действующая Конституция эту норму не воспроизводит.

Конституция не выдвигает требования о том, чтобы кандидат в президенты был гражданином Российской Федерации по рождению. Понятие "постоянно проживающий" означает, что, во-первых, кандидат в президенты должен постоянно жить в России не менее указанного срока; во-вторых, этот срок должен быть непрерывным, т.е. отрезки времени менее 10 лет не могут суммироваться. Требование постоянного проживания, разумеется, не исключает командировок и краткосрочных выездов в зарубежные государства.

Гражданин РФ, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения выборов Президента за пределами территории России, обладает на выборах равными правами с иными российскими гражданами. Вместе с тем, как об этом уже говорилось, Закон запрещает гражданину РФ, имеющему гражданство иностранного государства либо право на постоянное проживание на территории иностранного государства, избираться на пост Президента РФ.

Все зарегистрированные кандидаты на должность Президента имеют равные права и несут равные обязанности. Со дня регистрации кандидат, находящийся на государственной или муниципальной службе либо работающий в средствах массовой информации, на время участия в выборах освобождается от должностных или служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения. Президент РФ, баллотирующийся на второй срок, вправе продолжать выполнять свои полномочия, при этом соблюдение установленных законом ограничений не должно препятствовать осуществлению президентских полномочий.

ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" предоставляет кандидату в президенты ряд гарантий, в том числе материального характера, обеспечивающих его независимость. Зарегистрированный кандидат не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут в судебном порядке административному наказанию без согласия Генерального прокурора РФ. Кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, в том числе в другую местность, а также направлен в командировку, призван на военную или альтернативную гражданскую службу и военные сборы.

3. Положение ч. 3 комментируемой статьи ограничивает продолжительность пребывания федерального Президента на своем посту, устанавливая, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.

В процессе разработки и принятия Конституции возникал вопрос о правопреемстве президентской власти по отношению к сформированной в соответствии с прежней Конституцией и о допустимости признания сроков полномочий Президента, избранного по ранее действовавшей Конституции, в качестве начала срока полномочий Президента по новой Конституции. В общей форме проблема была урегулирована в п. 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции, предусмотревшем, что Президент, избранный в соответствии с Конституцией (Основным законом) Российской Федерации, со дня вступления в силу действующей Конституции осуществляет установленные ею полномочия до истечения срока, на который он был избран.

Эта норма во взаимосвязи с положением ч. 3 рассматриваемой статьи была предметом рассмотрения Конституционного Суда по запросу Государственной Думы о толковании Конституции. В Определении Суда от 5 ноября 1998 г. N 134-О о прекращении производства по данному делу в связи с отсутствием неопределенности в понимании названных норм указывается, что два срока полномочий подряд, о чем идет речь в ч. 3 анализируемой статьи, составляют конституционный предел, превышения которого Конституция, включая п. 3 ее раздела второго "Заключительные и переходные положения", не допускает; имеющий переходный характер данный пункт раздела второго Конституции в июне - июле 1996 г. был исчерпан и в дальнейшем регулятором общественных отношений служить не может (п. 4 мотивировочной части//СЗ РФ. 1998. N 46. Ст. 5701).

Положение ч. 3 комментируемой статьи преследует цель конституционного обновления руководства государством и направлено против возможного установления режима авторитаризма. Вместе с тем названная норма не запрещает одному и тому же лицу избираться на пост президента неоднократно, но с перерывом - после пребывания на данном посту два срока подряд. Президент, досрочно прекративший свои полномочия в связи с обстоятельствами, перечисленными в ч. 2 ст. 92 Конституции, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с такими обстоятельствами.

4. Законодательство о выборах Президента РФ составляют Конституция, ФЗ от 11 июля 2001 г. "О политических партиях" (СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2950; 2002. N 12. Ст. 1093; 2005. N 30. Ст. 3104; 2007. N 1. Ст. 37), ФЗ от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253; 2005. N 30. Ст. 3104; 2007. N 1. Ст. 37), ФЗ от 10 января 2003 г. "О выборах Президента Российской Федерации" (СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 171; 2005. N 30. Ст. 3104; 2006. N 31. Ст. 3427), иные федеральные законы, в том числе о федеральном бюджете, включающие положения о расходах на избирательную кампанию (СЗ РФ. 2006. N 52. Ст. 5504).

Федеральными законами устанавливаются основные принципы проведения избирательной кампании, регулируется организация выборов путем создания системы избирательных комиссий, предусматриваются статус избирателей, порядок их включения в избирательные списки, порядок участия в выборах политических партий, регулируются отношения по выдвижению и регистрации кандидатов на должность Президента, их равный статус, вопросы информирования избирателей и предвыборной агитации, финансирования выборов, устанавливаются порядок голосования и определения результатов выборов, порядок обжалования нарушений избирательных прав и указывается на ответственность за нарушение законодательства о выборах, а также определен порядок вступления в должность Президента.

constitutionrf.ru

последние изменения и поправки, судебная практика

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании*(14).

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

Комментарий к Статье 81 Конституции РФ

1. В данной статье устанавливаются общие принципы занятия и последующего замещения должности Президента РФ в соответствии с Конституцией. Частью 1 комментируемой статьи определено: лицо на эту должность может быть избрано только гражданами РФ; такое избрание может считаться легитимным, если оно осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; избрание лица Президентом РФ на срок - шесть лет.

Первые выборы Президента РФ в соответствии с действовавшей нормой Конституции состоялись в 1996 г., последующие - в 2000 г., 2004 г. и 2008 г. на срок четыре года. Согласно п. 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" установленные ею полномочия Президента до истечения срока (пять лет), на который он был избран (в 1991 г.), осуществлял Президент РФ, избранный в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации - России.

Настоящая редакция ч. 1 о шестилетнем сроке полномочий Президента РФ вместо существовавшего с 1993 г. четырехлетнего срока приведена в соответствие с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы", вступившим в силу со дня его опубликования 31 декабря 2008 г. (РГ. 2008. 31 дек.).

Применяется в отношении Президента РФ, избранного после вступления в силу названного За кона.

Каждый гражданин РФ, достигший 18 лет, вправе избирать Президента РФ. Гражданин РФ может избирать и быть избранным Президентом РФ независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, какой-либо партии. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (см. комментарии к ст. 19, 32, 60).

Каждый избиратель в выборах Президента имеет один голос, участвует в выборах на равных с другими избирателями основаниях, голосует лично путем подачи бюллетеня. Должна обеспечиваться тайна голосования.

Назначение выборов Президента, включая досрочные выборы, - обязанность Совета Федерации (см. комментарий к п. "д" ч. 1 ст. 102).

Вопросы о досрочном прекращении, как и продлении срока полномочий Президента, а также о проведении досрочных выборов Президента либо о перенесении сроков проведения таких выборов не могут быть вынесены на референдум (п. 2 ч. 5 ст. 6 Закона о референдуме).

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, по смыслу ч. 1 ст. 81 Конституции РФ, в ней выражены общие принципы, лежащие в основе реализации конституционного права гражданина РФ избирать и быть избранным на подлинно свободных выборах во все органы народного представительства (см. Постановление КС РФ от 22.01.2002 N 2-П*(952)).

2. Содержание ч. 2 и 3 комментируемой статьи 81 Констиутции РФ - дополнительные конституционные условия реализации гражданином права быть избранным Президентом РФ.

Первое - наличие гражданства РФ без указания оснований его приобретения. В практике выборов в Российской Федерации не было фактов регистрации кандидатов и, соответственно, избрания Президентом России лица, имеющего двойное и множественное гражданство.

Второе - ограничение права гражданина РФ, не достигшего возраста 35 лет, быть избранным Президентом РФ, что может рассматриваться как минимальный возрастной ценз для занятия этой должности. При этом Конституция не предусматривает предельного возрастного ценза для занятия должности Президента.

Третье - постоянное проживание гражданина, избранного Президентом, т.е. на момент избрания, в России не менее 10 лет. Постоянное проживание (за исключением, естественно, командировок, визитов, других кратковременных поездок в зарубежные страны) можно понимать как непрерывное проживание на территории Российской Федерации.

Конституция не содержит формулы "кандидат на должность Президента Российской Федерации", но исходя из указанных конституционных положений, они (кандидаты) имеют равные права (гарантии) и несут равные обязанности. Президент, баллотирующийся на второй срок, как и лицо, временно исполняющее обязанности Президента, вправе продолжать выполнять свои полномочия и в период избирательной кампании.

3. Конституционное ограничение, устанавливаемое в ч. 3 комментируемой статьи, а именно запрет одному и тому же лицу занимать должность Президента более двух сроков подряд, учитывает как длительный опыт развития отечественной (в том числе "советской") государственности, так и опыт зарубежных стран. Поскольку в Российской Федерации признается политическое многообразие и многопартийность, данное ограничение следует также соотносить с режимом "президентской республики", обусловленным как нормами действующей Конституции, так и практикой их реализации.

Утверждение принципа ограниченности во времени президентской власти двумя конституционными сроками означает и реальные ограничения этой власти: власть, ограниченная во времени, естественно, не может быть абсолютной (полной), она в силу уже самой Конституции оказывается ограниченной во всех своих проявлениях.

Учитывая положение Президента как "первого" должностного лица, главы государства, имеющего мандат в силу избрания его многонациональным народом Российской Федерации и широкие конституционные полномочия в вопросах внутренней и внешней политики, занимающего особое место в системе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, ограничение занятия должности Президента двумя сроками, периодические выборы (раз в шесть лет) Государственной Думы - палаты парламента Российской Федерации, норма ч. 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации служит гарантией политического развития России, реализации права граждан на участие в управлении делами государства, появления новых политических лидеров, воспрепятствованию несменяемости (воспроизводству) персонального состава государственного аппарата и установлению режима личной власти (см. комментарии к ст. 10, 11, 13, 32, ч. 4 ст. 78, ст. 80, 83-89). Следует также иметь в виду, что в сфере кадровых полномочий Президента - формирование Правительства, Администрации Президента, федерального корпуса судей, руководителей исполнительной власти в субъектах РФ, прокуратуры, Следственного комитета, Центрального банка РФ и многих других финансовых и экономических структур, ключевые назначения в системах обороны и безопасности, правоохранительных органах, назначение и отзыв дипломатических представителей РФ и других должностных лиц, т. е. решение (участие в решении) десятков тысяч кадровых вопросов.

Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ (см. комментарий к ст. 83 Конституции), а по совокупности конституционных полномочий - осуществлять руководство Правительством (см. комментарии к статьям гл. 4). При этом в Конституции нет прямой характеристики Правительства как высшей исполнительной власти в стране во главе с Председателем Правительства (см. комментарии к ст. 10, ч. 2 ст. 11, ч. 4 ст. 78, гл. 6 - ст. 110-117). Председатель Правительства определяет основные направления деятельности и организует его работу (см. комментарий к ст. 113 КРФ), однако в Конституции нет формулы, что Председатель Правительства руководит Правительством. Вместе с тем в числе конституционных функций Правительства - осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики (см. комментарий к п. "д" ч. 1 ст. 114). Определение же основных направлений внутренней и внешней политики государства - конституционное полномочие Президента (ч. 3 ст. 80).

Комментируемое положение во взаимосвязи с п. 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции являлось предметом публичного рассмотрения Конституционного Суда по запросу Государственной Думы о толковании Конституции. Суд установил, что два срока полномочий подряд, о чем идет речь в ч. 3 ст. 81 Конституции, составляют конституционный предел, превышения которого Конституция не допускает. Имеющий переходный характер п. 3 раздела второго Конституции был исчерпан и в дальнейшем регулятором общественных отношений служить не может. Принципиальна также констатация Суда, что сам Президент (на тот момент - Б.Н. Ельцин), являясь согласно ч. 2 ст. 80 Основного Закона гарантом Конституции и прав граждан, неоднократно публично заявлял, что на очередных выборах не будет баллотироваться на должность Президента на следующий срок полномочий, ибо это было бы нарушением Конституции, и что он не намерен добиваться ее изменения ради выдвижения своей кандидатуры. Конституционный Суд производство по делу о толковании указанных положений Конституции прекратил в связи с отсутствием неопределенности в их понимании (Определение КС РФ от 05.11.1998 N 134-О*(953)).

При досрочном прекращении исполнения Президентом своих полномочий по основаниям, указанным в ч. 2 ст. 92 Конституции, толкование которой также дано Конституционным Судом, проводятся выборы нового Президента в соответствии с Конституцией (Постановление КС РФ от 06.08.1999 N 10-П*(954)).

Президент является постоянно действующим органом государственной власти и осуществляет свои полномочия как единоличный глава государства (ч. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 80, ч. 1 ст. 81). Конституция устанавливает, что никто не может присваивать власть в Российской Федерации; захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону (ч. 4 ст. 3). Следовательно, никто не может присваивать властные полномочия Президента, осуществляемые им единолично (Постановление КС РФ от 11.08.2000 N 12-П*(955)).

В Российской Федерации до 2008 г. не было случая, когда бы Президент по истечении срока полномочий сразу же занимал должность Председателя Правительства РФ, т.е. "вторую" по значимости конституционную должность. Не знают такой практики и большинство зарубежных государств. Конституция и вся практика ее реализация до 2007-2008 гг., как уже было отмечено, убедительно свидетельствовали о действии в России режима президентской республики.

Последующие события: формирование Государственной Думы только на партийной основе, наличие во главе партийного списка на первых пропорциональных выборах действующего Президента РФ - не члена партии, последующее избрание съездом этой партии того же лица лидером (председателем) партии, концентрация в руках одной партии конституционного большинства в Думе, выдвижение и назначение с согласия Государственной Думы новым Президентом РФ прежнего Президента на пост Председателя Правительства, наличие большинства членов правящей партии в верхней палате - Совете Федерации, безусловное доминирование (до 75%) членов правящей партии среди глав исполнительной власти субъектов РФ, равно как и большинство членов и сторонников этой партии более чем в 2/3 парламентов субъектов РФ, - вызвало дискуссию о возможной трансформации Российской Федерации без изменения действующей Конституции из президентской республики в парламентско-президентскую и даже в парламентскую республику.

После вступления в должность нового Президента РФ (7 мая 2008 г.) складывается следующая конструкция российской власти: новый Президент опирается на партию, имеющую конституционное большинство в Государственной Думе, не являясь членом этой партии; прежний Президент, полномочия которого длились два срока подряд, занимает должность и председателя указанной партии, не являясь ее членом, и Председателя Правительства РФ одновременно. Примечательно, что партия конституционного большинства на одном из последних съездов изъяла из своего устава положения, указывающие на партийную принадлежность председателя партии. В итоге складывается (может сложиться) модель с двумя центрами власти - сильный Президент и сильный Председатель Правительства, возглавляющий указанную партию. Как будет функционировать эта система власти, может показать только практика, и что принципиально важно - насколько адекватна ее нынешняя конституционная основа.

Сегодня есть различные мнения: одни полагают, что высокая партийная должность в соединении с премьерством обеспечивает Председателю Правительства РФ реальные рычаги власти в стране - под его контролем оказывается и исполнительная власть, и законодательная. Другие считают, что указанная партия важна для Председателя Правительства лишь на определенный период, что подтверждается тем, что даже в качестве партийного лидера он отказался от членства в данной партии. Вопрос остается прежним: означает ли указанная конструкция начало политической, а значит и конституционной, реформы в России и трансформацию президентской республики?

Президент РФ Д.А. Медведев, выступая 5 ноября 2008 г. с Посланием Федеральному Собранию, характеризовал Российскую Конституцию как эффективную, а роль Президента и федерального парламента, избираемых всенародно и действующих от имени всей страны, как "несущие конструкции", на которых держится все здание демократического государства.

Действующая Конституция закрепляет разграничение полномочий, как и основы взаимодействия, прежде всего между Президентом РФ и Правительством РФ как коллегиальным органом, осуществляющим исполнительную власть в Российской Федерации (см. комментарии к ст. 10, 11, 78, 83, 110, 114-117), а не между Президентом и Председателем Правительства. Конституционные полномочия последнего персонифицируются только в части представления Президенту предложений о структуре федеральных органов исполнительной власти и кандидатур в состав Правительства, определения основных направлений деятельности Правительства и организации его работы в рамках основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ и в соответствии с его указами (см. комментарии к ст. 80, 112 и 113). В случаях и пределах, установленных Конституцией, Председатель Правительства временно исполняет обязанности Президента РФ, а также ставит перед Госдумой вопрос о доверии Правительству (см. комментарии к ст. 92 и ч. 4 ст. 117). Принятие решения об отставке Правительства, а значит и его Председателя - полномочия Президента РФ (п. "в" ст. 83). За период осуществления полномочий первого и второго Президентов РФ обязанности Председателя Правительства осуществляли 10 человек.

В отличие от Президента именно Правительству РФ как коллегиальному органу власти Конституцией предоставлено право принимать обязательные к исполнению в Российской Федерации правовые акты, которые могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115), использовать законодательную инициативу в парламенте, в том числе и в части предложений о поправках и пересмотре Конституции (ст. 104 и 134), обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ (ст. 125). При этом в Конституции нет нормы о том, что Председатель Правительства возглавляет исполнительную власть в Российской Федерации.

Конституция не содержит каких-либо положений, допускающих занятие одним и тем же лицом должности Президента три срока подряд и более. В этом плане уход лица с поста Президента по истечении исполнения им президентских полномочий в течение двух сроков подряд является не чем иным, как подчинением первого лица государства Конституции.

Из практики зарубежных стран: на четыре года и не более двух сроков подряд избирается Президент США; на пять лет (без указания в Конституции возможности повторного избрания) избирается Президент Французской Республики; на пять лет избирается Президент Республики Казахстан без ограничения сроков в отношении первого президента республики; на пять лет избирается Президент Республики Беларусь без указания каких-либо ограничений на переизбрание.

4. Избрание Президента РФ - предмет ведения Российской Федерации. Поэтому формула "федеральный закон" в ч. 4 комментируемой статьи включает, помимо Конституции, федеральные конституционные законы и федеральные законы (см. комментарии к п. "г" ст. 71 и ч. 1 ст. 76). При этом "порядок выборов", регулируемый соответствующими законами, включает в себя широкий круг отношений, связанных с избранием и вступлением Президента в должность. Конституционная норма, закрепленная в ч. 4 ст. 81 КРФ, исключает принятие подзаконных актов, определяющих порядок выборов Президента.

Следует особо подчеркнуть, что существует единственный источник легитимизации Президента - всенародные выборы на альтернативной основе (см. комментарии к ст. 3, 32, ч. 4 ст. 81). Из Конституции не вытекает, что такой, пусть даже частичной, легитимизацией может быть "подобранный" кем-либо кандидат, "преемник" Президента, лицо, "отобранное" ("назначенное") действующим Президентом, и т.п. Иное превращало бы демократические выборы в их имитацию, могло бы приводить к нарушению конституционных норм. Подобная ситуация противоречит и самой сути конституционного статуса Президента как главы государства, который является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80, ст. 82), т.е. и конституционных избирательных прав.

Законодательство о выборах Президента РФ составляют Конституция, Закон об основных гарантиях, Закон о выборах Президента РФ, иные федеральные законы. В числе последних также и федеральные конституционные законы, регулирующие отдельные вопросы в связи с выборами Президента (Законы о референдуме, о ЧП, о Конституционном Суде РФ, Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ "О военном положении").

Непосредственно Конституцией регулируются следующие вопросы порядка выборов Президента: назначение выборов Советом Федерации; момент, с которого Президент приступает к исполнению полномочий и прекращает их исполнение; срок (не позднее трех месяцев), в течение которого должны состояться выборы Президента с момента досрочного прекращения полномочий Президентом (см. комментарии к п. "д" ч. 1 ст. 102 и ч. 1 и 2 ст. 92).

Общее значение для выборов, включая выборы Президента, имеет Закон об основных гарантиях. Данный Закон и Закон о выборах Президента РФ должны применяться во взаимосвязи. Основные понятия и термины, используемые в последнем, применяются в том же значении, что и в Законе об основных гарантиях, если иное не предусмотрено Законом о выборах Президента РФ.

Действующий Закон о выборах Президента РФ от 10.01.2003 N 19-ФЗ - четвертый в период действия Конституции закон с аналогичным названием (1995 г., 1999 г., а до 1995 г. действовал Закон от 31.12.1990, в соответствии с которым был избран 12 июня 1991 г. на первый срок первый Президент РФ).

Регулируя избирательные права граждан при выборах Президента, Закон о выборах Президента РФ устанавливает, что не имеет права быть избранным Президентом гражданин РФ, занимающий на день опубликования решения о назначении выборов на должность Президента второй срок подряд, а также имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства (ст. 3).

Выборы Президента проводятся по единому федеральному избирательную округу, включающему в себя всю территорию РФ. Избиратели, проживающие за пределами территории России, считаются приписанными к федеральному избирательному округу (ст. 4 Закона).

Закон фиксирует обязанность проведения выборов Президента в сроки, установленные Конституцией, обязывая Совет Федерации принимать решение о назначении выборов не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем такого голосования является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах Президента и в котором четыре года назад был избран Президент. В случае прекращения Президентом исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока Совет Федерации обязан назначить досрочные выборы не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий; при этом сроки осуществления избирательных действий, установленные данным Законом, сокращаются на одну четверть. Если в период, когда должно быть принято решение о назначении выборов, на всей территории Российской Федерации введено чрезвычайное или военное положение, днем голосования на выборах Президента является первое или второе воскресенье по истечении трех месяцев после отмены действия чрезвычайного или военного положения (ст. 5 Закона).

В отличие от прежнего регулирования, действующий Закон принципиально иначе регулирует право выдвижения кандидатов на должность Президента. Если ранее право выдвижения кандидата принадлежало непосредственно избирателям и избирательным объединениям, избирательным блокам, то сейчас кандидаты на должность Президента могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право в соответствии с Законом о политических партиях принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин РФ может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей. Такая группа должна насчитывать не менее 500 граждан, обладающих активным избирательным правом, в установленном Законом порядке пройти регистрацию в ЦИК РФ. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, в свою поддержку, а политическая партия в поддержку выдвинутого ею кандидата обязаны в краткий срок собрать не менее 2 млн. подписей избирателей при условии, что на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тыс. подписей избирателей. Закон освобождает от сбора подписей избирателей политические партии, федеральный список кандидатов которых допущен к распределению депутатских мандатов на ближайших предыдущих выборах депутатов Госдумы (ст. 6, 29, 34, 35, 36).

Закон о выборах Президента РФ в соответствии с Конституцией и указанной позицией Конституционного Суда (см. комментарий к п. 3 ст. 81 Конституции России) определил, что гражданин РФ, замещавший должность Президента и досрочно прекративший исполнение полномочий Президента в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с досрочным прекращением им исполнения своих полномочий (ч. 3 ст. 6).

Гражданам РФ, политическим партиям, иным общественным объединениям гарантируется право на предвыборную агитацию, под которой понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата или против него. Обеспечение свободы предвыборной агитации - обязанность государства. Кандидатам должны гарантироваться равные условия доступа к СМИ (ст. 8).

Конституционный Суд РФ, основываясь на Конституции (ст. 19 и 55), Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международном пакте о гражданских и политических правах (п. 3 ст. 19), установил, что выборы могут считаться свободными только тогда, когда реально гарантированы право на информацию и свобода выражения мнений.

Поэтому законодатель обязан обеспечить право граждан на получение и распространение информации о выборах, соблюдая баланс конституционно защищаемых ценностей - право на свободные выборы и свободы слова и информации и не допуская неравенства и несоразмерных ограничений (Постановление КС РФ от 30.10.2003 N 15-П*(956)).

Конституционным принципам демократического правового государства, признающего политическое многообразие и многопартийность, не отвечает практика уклонения кандидатов в Президенты РФ, в том числе как членов партий, так и беспартийных, от публичных дебатов с изложением их позиций о состоянии и развитии основных направлений внутренней и внешней политики страны, что ограничивает права граждан - избирателей на участие в управлении делами государства (см. комментарий к ч. 1 ст. 32 Конституции РФ).

Закон о выборах Президента РФ, состоящий из 12 глав и 88 статей, детально регламентирует все стадии избирательного процесса: статус, формирование и деятельность избирательных комиссий, образование избирательных участков и составление списков избирателей, роль политических партий в избирательном процессе, процедуры выдвижения и регистрации кандидатов и их статус, вопросы информирования избирателей и предвыборной агитации, порядок голосования и определения результатов выборов, обжалования нарушений избирательных прав граждан и ответственности за нарушения законодательства о выборах Президента, порядок финансирования выборов, а также срок вступления в должность Президента.

Избранным считается кандидат на должность Президента, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании (ст. 76). Данное положение с учетом отмены порога явки избирателей применено впервые на выборах 2008 г. (на всех предыдущих выборах Президента действовала норма, согласно которой выборы признавались состоявшимися, если в них принимали участие не менее половины избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования). Если ни один из кандидатов не был избран, через 21 день проводится повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей (ст. 77). В случае когда выборы Президента будут признаны несостоявшимися или недействительными либо если при повторном голосовании ни один зарегистрированный кандидат не был избран Президентом, Совет Федерации назначает повторные выборы Президента, при этом сроки осуществления избирательных действий по решению Совета Федерации могут быть сокращены, но не более чем на одну треть (ст. 78).

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов Президента, осуществляется за счет средств федерального бюджета, что также находит отражение в соответствующем федеральном законе. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании (ст. 9).

Уголовная и административная ответственность за нарушение порядка выборов Президента устанавливается соответственно УК и КоАП. Разрешение избирательных споров регулируется ГПК РФ и Законом об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан. Налоговым кодексом регулируется порядок проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках дохода кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем им на праве собственности (ст. 102). Согласно УПК ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу может быть возбуждено в отношении зарегистрированного кандидата в Президенты только с согласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ (ст. 450).

Разрешение дел о конституционности федеральных законов, регулирующих порядок выборов Президента, осуществляется в соответствии с Конституцией и Законом о Конституционном Суде РФ.

Конституционный Суд, рассматривая дело о проверке конституционности положений Закона об основных гарантиях и ГПК, установил, что ЦИК РФ при рассмотрении споров в суде не только не может наделяться полномочиями по принятию обязательных для суда решений по вопросам осуществления правосудия, но и не должна ставиться в особое положение по отношению к другим участникам процесса, поскольку иное вступает в противоречие с ч. 3 ст. 123 Конституции, согласно которой судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (Постановление от 25.02.2004 N 4-П*(957)).

Все выборы Президента (1991 г., 1996 г., 2000 г., 2004 г. и 2008 г.) проходили на альтернативной основе, в том числе с повторным голосованием в 1996 г. Кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности либо находящиеся на государственной или муниципальной службе, являющиеся членами органов управления организаций независимо от форм собственности, высший орган управления которых собрание (за исключением политических партий), а также кандидаты, являющиеся должностными лицами организаций, осуществляющих выпуск СМИ, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. Исчерпывающий перечень такого рода "преимуществ" закрепляется в Законе о выборах Президента РФ, который в то же время делает исключение в запрете на использование на безвозмездной основе или на льготных условиях служебных транспортных средств для Президента, баллотирующегося на второй срок, и лиц, пользующихся транспортными средствами в соответствии с законодательством РФ о государственной охране (ст. 40, 41).

constrf.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *