Правила недискриминационного доступа – /

Содержание

Правила недискриминационного доступа № 861

Правила недискриминационного доступа 861 с учетом изменений, принятых в последние годы, регулируют деятельность экономических субъектов на рынке электроэнергетики. В нашей статье приводится краткий обзор этих правил и новшеств в них.

Фото: Фотобанк Лори

Недискриминационный доступ - это…

Что регулируют правила недискриминационного доступа?

Структура правил

Последние изменения правил

Недискриминационный доступ - это…

Согласно п. 8 ст. 4 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ дискриминационные условия — это такие условия вхождения на рынок или деятельности хозяйствующих субъектов на рынке, при которых они (субъекты) находятся в неравных условиях по сравнению с другими аналогичными субъектами.

Соответственно, недискриминационный доступ — это отсутствие такой несправедливости, когда входить и работать на рынке могут все на равных условиях.

П. 1 ст. 10 закона № 135-ФЗ введен запрет на злоупотребление монополистами своим доминирующим положением на рынке. Запретить естественные монополии по аналогии с искусственными невозможно, но можно административным методом ограничить монополиста в правах, чтобы уравнять с другими участниками рынка — контрагентами монополиста.

В п. 3 ст. 10 закона № 135-ФЗ сделана отсылка к правилам недискриминационного доступа на товарные рынки, где действуют естественные монополисты, например, такие как:

  • передача электроэнергии;
  • размещение сетей электросвязи;
  • транспортировка нефти, нефтепродуктов, газа;
  • железнодорожный транспорт и др.

Для ее исполнения были разработаны и утверждены постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 правила недискриминационного доступа к услугам в сфере электроэнергетики (далее — правила).

Что регулируют правила недискриминационного доступа?

Правила затрагивают услуги:

  • передачи электроэнергии;
  • оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;
  • администратора торговой системы оптового рынка;
  • присоединения к сетям.

Правила определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к перечисленным услугам и их оказанию. То есть регулируют отношения гарантирующего поставщика, сетевой организации и потребителей электроэнергии.

В отношении потребителей правилами установлен равный доступ к услугам в сфере электроэнергетики независимо от их (потребителей) организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим такие услуги.

В отношении поставщика (системного оператора, администратора) введена обязанность по предоставлению полной информации об оказываемых услугах, а также исполнению услуг для определенного законом круга лиц.

Кроме того, правилами урегулированы некоторые технические моменты при присоединении (подключении) энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям.

Структура правил

Правила недискриминационного доступа по каждому виду услуг в сфере электроэнергетики оформлены в виде отдельных документов.

1-й документ — это правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг. Ими урегулирован порядок:

  • заключения договоров между поставщиком и потребителем, сетевыми организациями;
  • установления тарифов;
  • определения потерь в электрических сетях и т. д.

2-й документ — правила недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг. Здесь подробно раскрывается порядок:

  • написания заявки потребителем;
  • рассмотрения заявки оператором и вынесения решения по ней;
  • заключения договора и исполнения услуги.

3-й документ касается деятельности администратора торговой системы оптового рынка. В нем перечисляются сведения, которые должен указать заявитель при подаче заявления, порядок рассмотрения заявки и основания для отказа администратора в предоставлении услуги.

Наконец, последние правила посвящены присоединению к электрическим сетям. Они устанавливают обязанность сетевой организации присоединить к своим сетям сети любого заявителя (при наличии технической возможности), а также предусматривают порядок заключения договора и разграничивают зону ответственности за электросети.

У правил 13 действующих приложений, в том числе:

  • образец заявки физического и юридического лица на присоединение к 1 источнику электроснабжения;
  • типовой договор на присоединение к электрическим сетям;
  • акт о выполнении технических условий и т. п.

Последние изменения правил

Последние изменения в правила недискриминационного доступа в сфере электроэнергетики были в 2017 году:

  1. Постановлением Правительства РФ от 24.05.2017 № 624 внесены изменения в Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии:
    • они дополнены п. 13 (3) в соответствии с которым в договоре с потребителем электроэнергии должен фиксироваться номер телефона и адрес электронной почты данного потребителя, посредством которых он будет уведомляться о введении полного или частичного ограничения потребления электроэнергии.
    • пункт 29 дополнен положением, что введение ограничения режима потребления электроэнергии не освобождает потребителя от оплаты оказанных услуг и ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей по договору.
    • приведена новая редакция п. 50 в соответствии с которой размер фактических потерь электроэнергии определяется как разница между объемом переданной энергии в сеть и объемом электроэнергии, поставленной по договорам энергоснабжения.
  2. Постановлением Правительства от 28.07.2017 № 895 внесены изменения в Правила недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы:
    • исключен подпункт «и» п. 6 в соответствии с которым юрлицо, желающее получить доступ к услуге администратора наряду с прочими документами должно было приложить акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности;
    • срок согласования документов смежными субъектами оптового рынка сокращен с 30 до дней (см. абз 6 п. 8 Правил).

***

Таким образом, правила недискриминационного доступа — это специализированный документ, ограничивающий власть монополиста в сфере естественной монополии. Данные правила защищают права контрагентов монополиста, вводя строгий регламент заключения договора, перечень обязательных в данных отношениях взаимных прав и обязанностей.

Автор: RusЮрист

rusjurist.ru

Правила недискриминационного доступа \ Консультант Плюс

Подборка наиболее важных документов по запросу Правила недискриминационного доступа (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Правила недискриминационного доступа

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 29.07.2018)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 19.08.2018) 3. В целях предупреждения создания дискриминационных условий могут устанавливаться федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации правила недискриминационного доступа на товарные рынки и (или) к товарам, производимым или реализуемым субъектами естественных монополий, регулирование деятельности которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", а также к объектам инфраструктуры, используемым этими субъектами естественных монополий непосредственно для оказания услуг в сферах деятельности естественных монополий. Указанные правила должны содержать:

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Правила недискриминационного доступа

Путеводитель по судебной практике. Возмездное оказание услуг "...Арбитражный суд Республики Бурятия, удовлетворяя исковые требования, сослался на статьи 539, 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 37 Федерального закона "Об электроэнергетике", пункт 14 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), пункты 6, 7 Правил N 530. При этом суд пришел к выводу о незаключенности договора от 29.12.2006 N 1 и исходил из обязанности ответчика по оплате фактически оказанных ему истцом услуг, факт оказания которых подтверждается двусторонними актами.

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Правила недискриминационного доступа

www.consultant.ru

Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах, Постановление Правительства РФ от 20 октября 2017 года №1285

Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах



В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О защите конкуренции" Правительство Российской Федерации

постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Правила недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах



УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 20 октября 2017 года N 1285

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа потребителей к услугам по погрузке, выгрузке, хранению и перевалке грузов, а также к услугам буксиров, оказываемым субъектами естественных монополий в портах (далее - услуги субъектов естественных монополий в портах).

2. Целью настоящих Правил является предупреждение создания условий, которые ставят одних потребителей услуг субъектов естественных монополий в портах (далее - потребители) в неравное положение по сравнению с другими потребителями.

3. В целях обеспечения баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий доступ к услугам субъектов естественных монополий в портах осуществляется на недискриминационной основе.

Недискриминационный доступ к услугам субъектов естественных монополий в портах предусматривает применение субъектами естественных монополий равных условий предоставления услуг субъектов естественных монополий в портах, имеющих сопоставимые технологические, технические и качественные характеристики, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

II. Обеспечение условий недискриминационного доступа потребителей к услугам субъектов естественных монополий в портах

4. Субъекты естественных монополий в целях обеспечения недискриминационного доступа потребителей к услугам субъектов естественных монополий в портах обязаны:

а) не допускать отказов в заключении договоров об оказании услуг субъектов естественных монополий в портах (далее - договоры) отдельным потребителям, представившим наравне с другими потребителями заявки, оформленные в соответствии с настоящими Правилами (далее - заявка на заключение договора), в пределах доступной мощности, определяемой в соответствии с настоящими Правилами, если такие отказы прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами. Бремя доказывания отсутствия доступной мощности лежит на субъектах естественных монополий;

б) не допускать создания условий, которые ставят в неравное положение одного потребителя (нескольких потребителей) по сравнению с другими потребителями при оказании услуг субъектов естественных монополий в портах;

в) не допускать экономически и (или) технологически необоснованной дифференциации цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в портах, имеющие технологические, технические и качественные характеристики, сопоставимые по объему поставок однородных по номенклатуре и виду упаковки грузов и их периодичности;

г) заключать договоры, не допускающие создания условий, ставящих одних потребителей в неравное положение по сравнению с другими потребителями в сопоставимых условиях;

д) обеспечивать потребителям доступность информации согласно пункту 19 настоящих Правил.

III. Порядок доступа потребителей к услугам субъектов естественных монополий в портах

5. Услуги субъектов естественных монополий в портах предоставляются потребителям на основании договоров.

Договоры могут заключаться как на разовое предоставление услуги субъектов естественных монополий в портах, так и на установленный период.

6. Доступ потребителя к услугам по погрузке, выгрузке, хранению и перевалке грузов, оказываемым субъектами естественных монополий в портах, предоставляется в пределах доступной мощности, которая рассчитывается субъектом естественной монополии ежемесячно и публикуется в открытом доступе на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).

Доступная мощность при оказании услуг по погрузке, выгрузке, хранению и перевалке грузов, оказываемых субъектами естественных монополий в портах, определяется в тоннах за единицу времени, количестве операций в единицу времени или в иных величинах исходя из вида оказываемой услуги.

7. Расчет доступной мощности производится субъектом естественной монополии по каждой номенклатуре грузов и (или) технологической операции, совокупности объектов инфраструктуры порта, необходимых для оказания услуг субъектов естественных монополий в портах, на конкретный (плановый) период следующим образом:

а) на первом этапе расчета на основании проектной документации определяется нормативная (проектная) пропускная способность (мощность) совокупности объектов инфраструктуры порта, занятых в технологическом процессе перевалки грузов в порту, предусматривающая возможность обработки определенного объема грузов (с учетом установленной технологии и номенклатуры грузов) либо осуществления технологических операций за определенный период;

б) на втором этапе расчета определяется фактическая пропускная способность (мощность) совокупности объектов инфраструктуры порта, занятых в технологическом процессе перевалки грузов в порту, предусматривающая возможность обработки определенного объема грузов (с учетом установленной технологии и номенклатуры грузов) либо осуществления технологических операций за определенный период. При этом для расчета фактической пропускной способности указанная в подпункте "а" настоящего пункта нормативная (проектная) пропускная способность корректируется (уменьшается или увеличивается) с учетом технических и технологических ограничений как отдельного объекта инфраструктуры порта, так и совокупности объектов инфраструктуры порта с учетом влияния внешних факторов, включая возможность доставки груза в порт различными видами транспорта, погодные условия и другие факторы;

в) на третьем этапе расчета фактическая пропускная способность (мощность), рассчитанная в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта, подлежит последовательному уменьшению на:

величину, равную объему обязательств, возникших у субъекта естественной монополии перед инвесторами, принявшими участие полностью или частично за счет собственных либо привлеченных средств в приобретении и (или) развитии объектов инфраструктуры порта, включая проектирование, строительство и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры порта;

величину, равную объему обязательств по межправительственному соглашению, заключенному с государством - членом Евразийского экономического союза и определяющему объемы перевозки грузов в направлении порта и перевалки грузов в порту;

величину, равную объему обязательств, возникших у субъекта естественной монополии перед грузоотправителями, доля подлежащих перевалке грузов которых составляет либо будет составлять более 30 процентов общего объема грузов, подлежащих перевалке в порту субъектом естественной монополии;

величину, равную объему обязательств по заключенному субъектом естественной монополии договору с потребителем, которым приняты гарантийные обязательства по перевалке минимального гарантированного объема грузов с корреспондирующей обязанностью указанного потребителя оплатить стоимость перевалки непоставленного объема грузов по ставке, определенной в соответствии с заключенным договором;

величину, равную объему обязательств по договору, подлежащему заключению с потребителем, который надлежащим образом исполнял обязательства по перевалке грузов на протяжении не менее 3 лет до дня, когда таким потребителем до истечения срока действующего договора заявлено требование о заключении договора на новый срок в отношении таких же или сопоставимых грузов, в пределах максимального фактического объема грузов, подлежащего перевалке в порту по действующему договору;

величину, равную объему обязательств, действующих в конкретный (плановый) период, по заключенным ранее в соответствии с настоящими Правилами договорам.

8. При расчете доступной мощности на ежемесячной основе субъект естественной монополии учитывает по принятым договорным обязательствам объемы планируемых услуг субъектов естественных монополий в портах только в отношении тех грузов, прибытие которых в порт подтверждено заявкой потребителя.

9. Лица, которые намерены заключить договор об оказании услуг по погрузке, выгрузке, хранению и перевалке грузов, оказываемых субъектами естественных монополий, направляют не менее чем за 30 календарных дней до даты поступления грузов в порт субъекту естественной монополии, оказывающему такие услуги, в письменной форме заявку на заключение договора и подписанный со своей стороны договор в соответствии с типовой формой, размещенной субъектом естественной монополии на официальном сайте. При этом заявка на заключение договора должна содержать следующие основные сведения:

а) наименование заявителя либо его уполномоченного представителя;

б) планируемый объем услуг субъектов естественных монополий в портах;

в) дата (период) поступления груза в порт для оказания услуг субъектов естественных монополий в портах;

г) вид груза с указанием физических и химических свойств, веса места, транспортного состояния (тара, связки и др.), наличие сертификатов безопасности и соответствия груза, особенности и предполагаемые сроки хранения груза в порту, способы и сроки завоза груза в порт и вывоза из него.

10. Субъект естественной монополии рассматривает заявку на заключение договора об оказании услуг по погрузке, выгрузке, хранению и перевалке, оказываемых субъектами естественных монополий, в течение 3 рабочих дней со дня ее получения на предмет соответствия требованиям, установленным пунктом 9 настоящих Правил.

При оформлении заявки на заключение договора с нарушением требований заявка на заключение договора в указанные сроки возвращается потребителю с указанием оснований ее возврата.

При оформлении заявки на заключение договора надлежащим образом субъект естественной монополии в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки на заключение договора рассматривает ее с учетом доступных мощностей порта и подтверждает путем направления заявителю подписанного проекта договора со стороны субъекта естественной монополии или направляет письменный мотивированный отказ от заключения договора, а также информацию о возможных сроках заключения договора и объеме услуг субъектов естественных монополий в портах.

В случае если от потребителя в течение 15 рабочих дней со дня получения от субъекта естественной монополии мотивированного отказа от заключения договора не поступает заявка на заключение договора в соответствии со сроками и объемом услуг субъектов естественных монополий в портах, предлагаемыми субъектом естественной монополии с учетом доступной мощности, заявка на заключение договора считается аннулированной.

11. Для доступа потребителя к услугам буксиров, оказываемым субъектами естественных монополий в портах, лицо, которому необходимо предоставление указанных услуг, направляет заявку на заключение договора субъекту естественной монополии не позднее чем за 12 часов до момента получения услуг буксиров, если иной срок не установлен субъектом естественной монополии в связи с техническими или технологическими особенностями оказания услуг буксиров.

Информация о сроке представления заявки на заключение договора об оказании услуг буксиров, оказываемых субъектами естественных монополий в портах, размещается субъектом естественной монополии на официальном сайте.

В заявке на заключение указанного договора указываются дата (время) получения услуги, наименование потребителя, габариты буксируемого судна, планирующего заход в порт (выход из порта), количество буксиров, их мощность, а также иная информация, необходимая для предоставления услуги буксиров.

При отсутствии заключенного договора к заявке на заключение договора прилагается гарантийное письмо об оплате услуг буксиров.

12. В пределах доступной мощности порта удовлетворению подлежат все заявки на заключение договора в порядке очередности их подачи и по ценам (тарифам) на услуги субъектов естественных монополий в порту, размещенным субъектом естественной монополии на официальном сайте в соответствии со стандартами раскрытия информации и действующим на дату оказания услуги субъектов естественных монополий в порту.

13. Субъекты естественных монополий ведут реестры заявок на заключение договора (далее - реестр заявок).

В реестре заявок фиксируются дата и время поступления заявки на заключение договора, ее регистрационный номер, наименование и организационно-правовая форма потребителя, объем запрашиваемых услуг и результат рассмотрения заявки на заключение договора.

Каждая поступающая заявка на заключение договора подлежит регистрации в реестре заявок не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления, при этом дата регистрации заявки на заключение договора указывается в реестре заявок.

Отказ в регистрации, искажение указанных в заявке на заключение договора данных и регистрационного номера не допускаются. Информация о заявках на заключение договора, зарегистрированных в реестре заявок, должна быть доступна всем потребителям с учетом соблюдения требований Федерального закона "О персональных данных". Сведения, содержащиеся в реестре заявок, размещаются субъектом естественной монополии на официальном сайте и подлежат обновлению по мере изменения. По письменному запросу потребителей сведения, содержащиеся в реестре заявок, предоставляются субъектом естественной монополии в день обращения.

IV. Порядок доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах в условиях ограниченной технической возможности

14. При наличии нескольких заявок на заключение договора, которые не могут быть удовлетворены одновременно из-за недостатка доступной мощности, предоставление доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах осуществляется в порядке очередности поступления заявок на заключение договора в соответствии с их регистрацией в реестре заявок и с учетом сохранения очередности.

15. В случае поступления от потребителя письменного заявления об отказе от получения услуг субъектов естественных монополий в портах, предусмотренных договором, или прекращения действия договора услуги субъектов естественных монополий в портах предоставляются следующему по очередности подачи заявки на заключение договора потребителю.

16. В случае завоза грузов в порт железнодорожным транспортом, доступ к услугам субъектов естественных монополий в портах в определенный период предоставляется при наличии согласованной железнодорожным перевозчиком заявки грузоотправителя на перевозку грузов железнодорожным транспортом, оформленной в порядке и по форме, которые утверждены Министерством транспорта Российской Федерации.

V. Существенные условия договоров

17. К существенным условиям договоров относятся следующие существенные условия, установленные в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в зависимости от вида услуг субъектов естественных монополий в портах:

а) перечень оказываемых услуг субъектов естественных монополий в портах;

б) вид груза (наливные, генеральные, навалочные и др.), характеристики груза и требования к технологии обработки груза в порту в случае необходимости;

в) взаимные обязательства сторон по организации процесса оказания услуг субъектов естественных монополий в портах;

г) цена, и (или) тарифы, и (или) сборы на услуги субъектов естественных монополий в портах, порядок и расчеты в случае применения дифференцированной цены, порядок расчетов;

д) срок действия, порядок изменения и прекращения действия договора, включая нормы и правила подтверждения приема судов под погрузку (выгрузку) и обработки судов;

е) порядок подтверждения исполнения обязательств по договору, включая подтверждение объемов перевалки груза со стороны потребителя и способ доставки груза в порт.

18. Типовые формы договоров разрабатываются субъектом естественной монополии и размещаются на официальном сайте.

VI. Порядок раскрытия информации субъектами естественных монополий

19. Субъекты естественных монополий обеспечивают доступ потребителей к информации об услугах субъектов естественных монополий в портах, предусмотренной стандартами раскрытия информации субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сферах услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 938 "О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сферах услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей", путем ее размещения на официальном сайте и предоставления на основании письменных запросов потребителей.

VII. Порядок рассмотрения заявлений (жалоб) о нарушении порядка обеспечения недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах

20. Рассмотрение заявлений о нарушении предусмотренного настоящими Правилами порядка обеспечения недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах осуществляется антимонопольным органом в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О защите конкуренции".



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 24.10.2017,
N 0001201710240009

docs.cntd.ru

Постановление правительства РФ от 27-12-2004 861 об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям. Актуально в 2018 году

Российская Федерация

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ НЕДИСКРИМИНАЦИОННОГО ДОСТУПА К УСЛУГАМ ПО ПЕРЕДАЧЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ И ОКАЗАНИЯ ЭТИХ УСЛУГ, ПРАВИЛ НЕДИСКРИМИНАЦИОННОГО ДОСТУПА К УСЛУГАМ ПО ОПЕРАТИВНО-ДИСПЕТЧЕРСКОМУ УПРАВЛЕНИЮ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ И ОКАЗАНИЯ ЭТИХ УСЛУГ, ПРАВИЛ НЕДИСКРИМИНАЦИОННОГО ДОСТУПА К УСЛУГАМ АДМИНИСТРАТОРА ТОРГОВОЙ СИСТЕМЫ ОПТОВОГО РЫНКА И ОКАЗАНИЯ ЭТИХ УСЛУГ И ПРАВИЛ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРИСОЕДИНЕНИЯ ЭНЕРГОПРИНИМАЮЩИХ УСТРОЙСТВ (ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК) ЮРИДИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ К ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ СЕТЯМ"

В целях содействия развитию конкуренции на рынке производства и сбыта электрической энергии, защиты прав потребителей электрической энергии и в соответствии со статьями 20, 21, 25 и 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг;

Правила недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг;

Правила недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг;

Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

2. Определить Федеральную антимонопольную службу уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам администратора торговой системы.

3. Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации в 3-месячный срок разработать и утвердить методику определения нормативных и фактических потерь электрической энергии в электрических сетях.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 декабря 2004 г.
N 861

1. Настоящие Правила определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа субъектов электроэнергетики (далее - потребители услуг) к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (далее - услуги), оказываемым системным оператором и другими субъектами оперативно-диспетчерского управления (далее - системный оператор), а также порядок оказания этих услуг.

2. Настоящие Правила не распространяются на отношения, связанные с оказанием услуг нижестоящими субъектами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике вышестоящим субъектам оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

3. Недискриминационный доступ к услугам предусматривает обеспечение равных условий предоставления услуг их потребителям независимо от их организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.

4. Системный оператор обязан раскрывать информацию, касающуюся доступа к услугам и оказания услуг, в соответствии со стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.

5. Системный оператор оказывает следующие услуги:

а) управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики;

б) среднесрочное и долгосрочное прогнозирование объема производства и потребления электрической энергии;

в) участие в формировании резерва производственных энергетических мощностей;

г) согласование вывода в ремонт и из эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и энергетических объектов по производству электрической и тепловой энергии, а также ввода их в эксплуатацию после ремонта;

д) разработка суточных графиков работы электростанций и электрических сетей Единой энергетической системы России;

е) регулирование частоты электрического тока, обеспечение функционирования системы автоматического регулирования частоты электрического тока и мощности, обеспечение функционирования системной и противоаварийной автоматики;

ж) организация и управление режимами параллельной работы Единой энергетической системы России и электроэнергетических систем иностранных государств;

з) участие в формировании и выдаче при технологическом присоединении субъектов электроэнергетики к единой национальной (общероссийской) электрической сети и территориальным распределительным сетям технологических требований, обеспечивающих их работу в составе Единой энергетической системы России.

6. Услуги оказываются на основании двустороннего договора об оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (далее - договор), а также на основании договора о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии.

7. Потребитель услуг может одновременно являться участником указанных в пункте 6 настоящих Правил договоров только при следующих условиях:

положения указанных договоров, касающиеся оказания услуг, полностью совпадают;

совокупная стоимость услуг, оказываемых на основании указанных договоров, определяется тарифами, установленными федеральным органом исполнительной власти по тарифам.

8. Заключение договора между потребителем услуг и системным оператором является обязательным для обеих сторон.

9. Субъекты оптового рынка заключают договор с системным оператором до заключения ими с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью договора об оказании услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети.

10. Цена услуг определяется тарифами, установленными федеральным органом исполнительной власти по тарифам.

11. Потребитель услуг, который намерен заключить договор (далее - заявитель), направляет системному оператору заявку в письменной форме о предоставлении доступа к услугам, которая должна содержать следующие сведения:

реквизиты потребителя услуг;

точки присоединения к сетям сетевой организации;

сроки начала оказания услуг.

Заявитель одновременно с заявкой вправе направить системному оператору проект договора.

12. Системный оператор в течение 30 дней с даты получения заявки о предоставлении доступа к услугам обязан ее рассмотреть и принять решение о предоставлении доступа к услугам либо отказе в нем.

13. При отсутствии сведений, указанных в пункте 11 настоящих Правил, системный оператор в течение 3 дней уведомляет об этом заявителя и в 30-дневный срок с даты получения недостающих сведений рассматривает заявку о предоставлении доступа к услугам в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил.

14. В случае принятия решения о предоставлении доступа к услугам системный оператор обязан направить заявителю подписанный со своей стороны проект договора.

15. Заявитель, получивший от системного оператора подписанный проект договора и не имеющий возражений по его условиям, заполняет договор в части, относящейся к сведениям о заявителе, и направляет 1 подписанный экземпляр договора системному оператору.

16. Если заявитель представил проект договора, а системный оператор не имеет возражений по его условиям, последний обязан подписать его и направить 1 подписанный экземпляр договора заявителю.

Договор считается заключенным с даты его подписания обеими сторонами, если иное не установлено этим договором или решением суда.

17. В случае принятия решения об отказе в предоставлении доступа к услугам системный оператор обязан направить заявителю уведомление в письменной форме и обосновывающие отказ документы не позднее 10 дней с даты получения заявки, указанной в пункте 11 настоящих Правил.

Отказ в предоставлении доступа к услугам может быть обжалован в антимонопольном органе и (или) оспорен в суде.

18. Системный оператор вправе отказать в предоставлении доступа к услугам в следующих случаях:

а) заявитель не представил сведения, предусмотренные в пункте 11 настоящих Правил;

б) заявитель представил недостоверные сведения;

в) энергетические объекты заявителя расположены вне зоны его диспетчерской ответственности.

При этом заявитель вправе повторно обратиться к системному оператору с заявкой о предоставлении доступа к услугам. При устранении оснований для отказа системный оператор не вправе отказать заявителю в предоставлении доступа к услугам.

19. Оказание услуг осуществляется в целях обеспечения надежного энергоснабжения и качества электрической энергии, соответствующих требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами, и принятия мер для обеспечения исполнения обязательств субъектов электроэнергетики по договорам, заключаемым на оптовом и розничных рынках электрической энергии.

В рамках оказания услуг системный оператор обязан выбирать экономически наиболее эффективное решение, которое обеспечивает безопасное и безаварийное функционирование технологической инфраструктуры электроэнергетики и качество электрической энергии, соответствующие требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям.

20. Потребители услуг вправе не исполнять оперативные диспетчерские команды и распоряжения, если их исполнение создает угрозу жизни людей, сохранности оборудования или приводит к нарушению пределов и условий безопасной эксплуатации атомных электростанций.

21. При возникновении аварийных электроэнергетических режимов оказание услуг осуществляется с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации.

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 декабря 2004 г.
N 861

1. Настоящие Правила определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) (далее - субъекты оптового рынка) к услугам по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности), организации оптовой торговли электрической энергией и проведению сверки и зачета взаимных встречных обязательств участников торговли (далее - услуги) администратора торговой системы оптового рынка (далее - администратор), а также порядок оказания этих услуг.

2. Недискриминационный доступ к услугам администратора предусматривает обеспечение равных условий предоставления субъектам оптового рынка услуг независимо от их организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.

3. Администратор обязан раскрывать информацию, касающуюся доступа к услугам и их оказания, в соответствии со стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.

4. Администратор не вправе отказаться от оказания услуг субъектам оптового рынка, за исключением случаев, установленных настоящими Правилами и правилами оптового рынка электрической энергии.

5. Услуги администратора могут быть оказаны лицам:

включенным в перечень коммерческих организаций - субъектов федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), тарифы на электрическую энергию для которых устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по тарифам, до вступления в силу правил оптового рынка электрической энергии;

получившим статус субъекта оптового рынка в соответствии с правилами оптового рынка электрической энергии путем предоставления администратору документов и информации, указанных в настоящих Правилах, и подписания субъектами оптового рынка договора о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии (мощности).

6. Юридическое лицо, желающее получить доступ к услугам администратора (далее - заявитель), обязано подать заявление об этом и представить администратору следующие документы:

информация о типе субъекта оптового рынка (генерирующая компания, энергосбытовая организация, энергоснабжающая организация, гарантирующий поставщик, потребитель электрической энергии и т. д.), которому соответствует заявитель, в соответствии с правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода;

подписанные уполномоченным лицом заявителя 5 экземпляров проекта договора о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии (мощности) по форме, утвержденной администратором;

анкета заявителя по установленной форме;

нотариально заверенные копии учредительных документов;

нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

нотариально заверенная копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговых органах Российской Федерации;

документы, подтверждающие полномочия лиц, представляющих интересы заявителя;

документ, подтверждающий присвоение организации статуса гарантирующего поставщика в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации;

однолинейная схема присоединения к внешней электрической сети, согласованная с собственником или иным законным владельцем сетевых объектов, к которым технологически присоединен заявитель либо третьи лица, интересы которых он представляет, с указанием названий и уровней напряжения шин внешних подстанций, предполагаемых групп точек поставки, мест подключения приборов коммерческого учета, измерительных трансформаторов напряжения и границ балансовой принадлежности, заверенной представителями смежных владельцев электрических сетей;

акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, согласованные с собственниками или иными законными владельцами сетевых объектов, к которым технологически присоединен заявитель либо третьи лица, интересы которых заявитель намерен представлять.

Заявитель, имеющий право на куплю-продажу электрической энергии (мощности) в регулируемом секторе, обязан представить администратору документ, подтверждающий включение юридического лица в перечень коммерческих организаций - субъектов федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), тарифы на электрическую энергию для которых устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по тарифам.

В целях подтверждения соответствия генерирующего и энергопринимающего оборудования количественным характеристикам, предъявленным к объектам, участвующим в оптовом рынке электрической энергии, заявитель представляет администратору паспортные технологические характеристики указанного оборудования.

7. Заявитель, представляющий интересы третьих лиц на оптовом рынке электрической энергии (мощности), представляет администратору сведения о технологических характеристиках генерирующего оборудования поставщиков, интересы которых он представляет, и (или) технологические характеристики энергопринимающего оборудования потребителей, интересы которых он представляет.

Заявитель, осуществляющий деятельность по передаче электрической энергии и покупающий электрическую энергию на оптовом рынке электрической энергии (мощности), в целях компенсации потерь в электрических сетях представляет администратору характеристики электрической сети и объектов сетевого хозяйства по каждой группе точек поставки (сетевому объекту).

В целях получения данных о фактическом производстве и потреблении энергии, а также проведения расчетов на оптовом рынке электрической энергии (мощности) заявитель представляет документы, свидетельствующие о соответствии системы коммерческого учета обязательным техническим требованиям и условиям договора о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии (мощности), в порядке, определяемом администратором.

Все документы должны быть представлены заявителем в соответствии с требованиями, определяемыми администратором.

Администратор не вправе требовать представления сведений, не предусмотренных настоящими Правилами, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В целях обеспечения равного доступа к услугам администратора собственник или иной законный владелец сетевых объектов, к которым технологически присоединен заявитель либо третьи лица, интересы которых он представляет, обязан обеспечить согласование однолинейной схемы присоединения к внешней электрической сети и оформить акты разграничения балансовой принадлежности ответственности.

8. Администратор вправе отказать в доступе к услугам администратора, если заявитель:

а) не представил документы и информацию, предусмотренные пунктом 6 настоящих Правил;

б) представил недостоверные сведения;

в) не соответствует какому-либо из установленных законодательством Российской Федерации требований, предъявляемых к субъектам оптового рынка.

Заявитель вправе повторно обратиться к администратору с заявлением о предоставлении доступа к услугам администратора при устранении оснований для отказа заявителю в доступе к услугам администратора.

9. Решение об отказе в доступе к услугам администратора может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

10. Администратор оказывает услуги субъектам оптового рынка на основании договора о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии.

Подписанный экземпляр договора о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии (мощности) направляется администратором субъекту оптового рынка.

11. Услуги администратора оплачиваются субъектом оптового рынка по тарифам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти по тарифам.

12. В случае неоплаты услуг администратора субъектом оптового рынка администратор вправе приостановить прием заявок субъекта оптового рынка для участия в процедуре конкурентного отбора ценовых заявок в секторе свободной торговли оптового рынка до полного погашения задолженности.

13. Администратор вправе прекратить оказание услуг субъекту оптового рынка в случае:

несоответствия юридического лица требованиям, предъявляемым к субъекту оптового рынка;

утраты юридическим лицом статуса субъекта оптового рынка;

неоднократного неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектом оптового рынка обязательств по оплате услуг администратора;

прекращения действия договора о присоединении к торговой системе оптового рынка;

прекращения деятельности субъекта оптового рынка по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

14. Принятие администратором в соответствии с правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии решения о признании продажи (покупки) электрической энергии в секторе свободной торговли в целом или на какой-либо ограниченной территории не состоявшейся не может рассматриваться как неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг администратора.

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 декабря 2004 г.
N 861

www.zakonprost.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о