Подлог ук – 292. /

статья 292 УК РФ, состав преступления

Служебный подлог – это внесение гражданином на определенной должности, госслужащим или сотрудником учреждения местного органа власти, который не выступает должностным лицом, в официальную документацию изначально неправдивой информации, также внесении правок и корректировок, которые изменяют действительное содержание документации, если данные правонарушения выполнены в силу корысти, выгоды или иного личного умысла.

СКАЧАТЬ статью 292 УК РФ «Служебный подлог»

Состав преступления

Согласно ст. 292 УК РФ объектом преступного деяния становится стандартное функционирование государственных и муниципальных учреждений в направлении официального документооборота.

В качестве предмета преступления выступает официальная документация и бумаги, то есть фактические носители различных данных, письменные акты и заключения, которые выдаются госорганами на официальных бланках, органами местной власти и прочими. Данные документы:

  • предоставляют освобождение от ответственности;
  • подтверждают факты и события с важным правым значением;
  • содержат важные реквизиты (к примеру, печати и штампы, номера, подписи ответственных сотрудников).

В роли предмета служебного подлога может также использоваться документация частного характера (заявления, расписки, завещательные бумаги), которые пребывают в ведении федеральных учреждений или местных органов власти.

Объективная сторона находит свое проявление в таких обстоятельствах:

  • запись в официальную документацию изначально неправдивых данных;
  • внесение правок и корректировок, которыми изменяется содержание документа или бумаги;
  • запись в официальные документы неправдивых данных, которые не соответствуют действительности и фактическому положению вещей, при этом на бумаге сохраняются признаки подлинности, к данной категории преступного деяния относится, к примеру, полноценное изготовление заведомо фальшивой бумаги, выдача такого документа прошедшей датой;
  • запись правок и корректировок, исправлений, после которых изменяется суть документа и его текстовое содержание (к примеру, подчистка, дописывание, замена фрагмента текста иным текстом).

Для квалификации состава данного преступления важным выступает тот факт, чтобы оба его проявления были осуществлены преступником посредством использования своего должностного положения.

Если ответственное лицо или госслужащий занимаются подделкой и фальсификацией документов, но при этом не используют свое должностное положение, тогда состав преступного акта по ст. 292 УК РФ отсутствует абсолютно.

При некоторых обстоятельствах в такой ситуации можно рассматривать дело по ст. 327 УК (подделка и сбыт сфальсифицированной документации, бланков и печатей).

За такие правонарушения предусмотрена ответственность в виде:

  • штрафа в сумме 100-200 МРОТ;
  • в размере заработка виновного за два месяца;
  • принудительных работ до 240 часов;
  • исправительных отработок до 2 лет;
  • пребывания под арестом до полугода;
  • заключения в колонии до 2 лет.

Особенности подлога

Должностной подлог принадлежит к категории преступных деяний с формальным составом. То есть оно считается завершенным с момента выполнения одного из вышеназванных действий вне зависимости от дальнейших негативных последствий и их наличия. При совершении преступления подразумевается наличие прямого умысла и мотива приобретения личной выгоды в любом ее выражении.

Обязательным обстоятельством преступного деяния является корыстная или прочая заинтересованность, поскольку при ее отсутствии правонарушение рассматривается исключительно как проступок, за который полагается только дисциплинарная мера ответственности.

Если должностной подлог выполняется с умыслом похищения чужой собственности или для скрытия уже выполненного похищения, тогда поступки преступника рассматриваются как совокупность преступлений: должностной подлог по ст. 292 УК и похищение по ст. 160 УК.

В роли субъекта должностного подлога выступают должностные лица, служащие государственных или муниципальных учреждений с 16 лет.

Согласно ч. 2 ст. 292 УК РФ, предполагается увеличенная ответственность за аналогичные правонарушения, в результате которых были нарушены государственные или общественные права и интересы.

Должностной подлог в качестве преступления против федеральной власти имеет отличительные черты от прочих преступлений, которые предусмотрены в ст. 30 УК, в первую очередь по субъектному составу. Ведь только при осуществлении должностного подлога его субъектом может стать не только должностное лицо, но и госслужащий и сотрудник местного органа власти, которые не подпадают под понятие должностного лица.

Не допускается смешивать объект посягательства и предмет преступного деяния. В качестве предмета в большинстве случаев рассматриваются вещественные доказательства, поэтому он является уголовно-процессуальным термином. Предметом нужно считать не просто физические носители данных, письменные акты государственных и муниципальных органов.

Такие бумаги должны иметь статус официальной документации и соответствовать определенным параметрам:

  • по факту данная документация должна подтверждать наличие определенных фактов и событий, которые имеют правовое значение, к такой категории причисляются различные запретительные и разрешительные бумаги;
  • официальная бумага должна содержать определенные реквизиты, в том числе штампы и подписи, входящие и исходящие номера, даты и прочее, при этом может и не быть официального бланка как такового, ключевым моментом является наличие подписи должностного лица, печати или штампа.

По методу выполнения должностной подлог может иметь материальную или интеллектуальную форму. При материальном подлоге имеет место подделка документации разного рода, подчистка, вытравливание изначального текста и прочее. При интеллектуальном подлоге изначально изготовляется сфальсифицированный документ с ложными данными.

Установление факта подлога

Важным нюансом выступает определение факта или события выполненного преступного деяния. Необходимо определить происхождение официального документа, наличие права у должностного лица его подписывать и утверждать. В случае наличия такого права у должностного лица состав преступного деяния по ст. 292 не рассматривается. Могут рассматриваться квалификации по ст. 327 или 292 УК РФ.

При определении факта служебного подлога учитывается формальная сторона, то есть нет необходимости в произошедших по факту негативных последствиях. А для завершения непосредственно факта преступления нужно лишь внести заведомо неправдивые данные или исправления в документацию. Отправление сфальсифицированного документа в определенное учреждение, передача его человеку или прочее применение не находится в рамках данного состава преступного деяния. Нанесение какого-либо ущерба такими поступками и размер ущерба могут приниматься во внимание в процессе назначения меры наказания.

Корыстный интерес преступника заключается в желании получить нелегальную прибыль или выгоду в виде присвоения определенной собственности для себя или членов семьи. Прочий личный интерес и выгода могут заключаться в оценочных понятиях, которые на практике часто сложно мотивировать в судебном порядке. К такой категории принадлежит:

  • стремление подняться по карьерной лестнице;
  • желание угодить начальству;
  • надежда на оказание определенной услуги в ответ в дальнейшем (ст. 285 УК РФ).

Часто подлог может применяться как первичное действие для осуществления иного преступного деяния, степень опасности которого значительно выше. Тогда преступник несет ответственность за следующее совершенное тяжкое или особо тяжкое преступное деяние.

На видео об ответственности

Из данного материала вы узнали, что такое служебный подлог, кто может совершить такое преступление и какая мера ответственности предполагается. Данное преступление может быть совершено как самостоятельно, так и в качестве подготовительного этапа к совершению более опасного деяния. Тогда должностное лицо будет отвечать по совокупности преступлений.

ru-act.com

Статья 292 УК РФ: "Служебный подлог" :: BusinessMan.ru

В Уголовном кодексе установлена ответственность за служебный подлог. УК РФ предусматривает наказание за внесение должностными лицами заведомо ложной информации в официальные документы. Неправомерным считается и исправление имеющихся в таких бумагах сведений, искажающих их содержание. Субъектами преступлений могут быть также госслужащие или служащие органов местной власти, не являющиеся должностными лицами. Состав преступления образуется при наличии личной заинтересованности или корыстного мотива. При квалификации не будут иметь значения цели, достижение которых предполагалось субъектом.

Санкции

Служебный подлог (ст. 292) наказывается:

  1. Штрафом. Его величина составляет от 100 до 200 МРОТ или равна зарплате либо иному доходу преступника за 1-2 мес.
  2. Обязательными работами. Их продолжительность от 180 до 240 ч.
  3. Арестом. Он может длиться до полугода.
  4. Исправительными работами от 1 до 2-х л.
  5. Заключением в тюрьму до 2 л.

Комментарии

Служебный подлог (ст. 292 УК) рассматривается в качестве преступления против госвласти. Оно отличается от прочих уголовных деяний, наказание за которые формулируется в гл. 30 Кодекса. В первую очередь такое преступление может совершить только специальный субъект. Это может быть и должностное лицо, и госслужащий, и сотрудник органа местной власти. С субъективной стороны служебный подлог характеризуется наличием исключительно прямого умысла со стороны виновного. Диспозиция нормы конкретно указывает на данное обстоятельство - заведомость действий лица. Кроме того, в качестве обязательного признака субъективной стороны выступает личная заинтересованность либо корысть.

Мотивы

Корыстная заинтересованность субъекта, совершающего служебный подлог, состоит в стремлении лица получить безвозмездную незаконную прибыль либо имущественную выгоду. Он может желать ее как лично для себя, так и для своих близких. Другая заинтересованность может быть выражена в многообразных действиях. Нередко она представляет собой оценочную категорию, которую зачастую приходится тщательно мотивировать в судебном процессе. Личная заинтересованность может проявляться как стремление угодить начальству с надеждой на оказание им взаимной услуги впоследствии, карьеризм, кумовство и так далее.

Объект

В качестве него выступает нормальное функционирование органов госвласти, интересы госслужбы в структурах местного самоуправления. Родовой объект посягательства - работа государственной службы РФ, региона страны или системы территориальных институтов власти. Вместе с этим, по ст. 12 Конституции, местное самоуправление является самостоятельным и независимым от государственных органов. В этой связи в каждом случае необходимо четко разграничивать непосредственные и конкретные объекты посягательства.

Важный момент

Рассматривая служебный подлог (ст. 292), нельзя допускать смешения таких понятий, как "объект" и "предмет" преступления. В качестве последнего, преимущественно, выступают вещественные доказательства. Предмет, по мнению многих специалистов, - это в большей степени процессуальное определение. Ст. 81 УПК прямо указывает на вещественные доказательства как на предметы, которые стали орудиями преступления либо на них сохранились его следы. Присутствует ссылка на объект посягательства, но само его понятие необходимо уточнить. В частности если внешний вид вещи изменяется, то он приобретает характеристику улики события или зачастую виновности - непосредственного продукта деяния и указывающего на него как на причину преступления.

Предмет

В качестве него следует рассматривать не просто материальный носитель какой-либо информации, письменные документы федеральных структур госвласти и госуправления субъектов, территориального самоуправления, прочих учреждений государственного и муниципального типа. Служебный подлог имеет место в том случае, если эти акты являются официальными. К таким документам предъявляются определенные требования законодательством:

  1. В фактическом смысле такими письменными бумагами должны удостоверяться конкретные события либо факты, которые имеют определенное юридическое значение. Это могут быть документы, содержащие правовые запреты или разрешения.
  2. Официальный акт должен содержать обязательные реквизиты, то есть, иметь соответствующую форму. В документах такого типа присутствуют дата, штамп, номера (входящий/исходящий), название должности уполномоченного лица, подпись, печать. Здесь стоит отметить, что фирменного бланка как такового может и не быть. Самыми главными признаками официального документа выступает штамп или печать, а также подпись уполномоченного служащего или должностного лица.

Объективная часть

Служебный подлог выражается в двух формах:

  1. Внесение в официальные письменные документы сведений, заведомо не соответствующих действительности.
  2. Исправление содержащейся в акте информации, корректировка, искажающая фактический смысл текста.

Рассматривая деяние по норме 292 УК РФ ("Служебный подлог"), следует учитывать, что способ исполнения может являться как интеллектуальным, так и материальным. Последний может выражаться по-разному. Например, это могут быть механические действия: подчистки, подделки, вытравливание исходного текста и так далее. Интеллектуальный служебный подлог УК классифицирует как изготовление изначально фальсифицированного ложного документа.

Установление факта

Квалифицируя деяние по ст. УК РФ "Служебный подлог", необходимо определить наличие события совершенного преступления. В первую очередь следует установить, откуда поступил официальный документ. Немаловажно определить, был ли наделен субъект преступления полномочиями на подписание того или иного акта, то есть, был ли он "соответствующим лицом" в данном случае. Если его обязанности не включали таких действий или он фальсифицировал неофициальную бумагу, то его поведение может квалифицироваться по 327 ст. УК. Служебный подлог в данном случае может быть и не установлен. Вероятна и конкуренция указанных статей.

Конструкция преступления

Служебный подлог (292 норма) имеет формальный состав. Такое преступление не требует возникновения каких-либо негативных последствий. Для признания деяния завершенным достаточно внесения в официальный письменный акт сведений, заведомо являющихся ложными, или каких-либо корректировок, которые исказят его действительное содержание. Такие действия, как направление документа в ту или другую инстанцию, вручение бумаги гражданину, иные способы использования находятся за пределами комментируемой статьи. Факт возникновения негативных последствий, размер причиненного вреда могут учитываться при определении наказания.

Цели

В законе вопрос по их установлению не освящается. Цель фальсификации субъектом официального документа может быть связана с будущими событиями. Например, подложный акт может использоваться для совершения иного посягательства. В таких случаях виновное лицо несет ответственности одновременно и за приготовление к другим преступлениям.

Дифференциация составов

У рассматриваемого посягательства могут быть конкурирующие преступления. Это может создавать некоторые сложности для правоприменителей. Эта проблема приобретает особую актуальность в случаях, когда в качестве субъектов преступления выступают должностные лица. К примеру, сложности имеют место при деяниях, попадающих под 285 ст. Служебный подлог в данном случае может являться как средство выражения злоупотребления полномочиями. Однако при квалификации по норме 285 необходимо возникновение последствий. Они приводятся в диспозитивной части статьи. Состав злоупотребления определяется законодательством как материальный. Если рассматривается деяние по ст. 286, то кроме указанных последствий, необходимо установить факт превышения должностных полномочий. Наиболее сложным в практике расследования и судопроизводства может выступать случай отграничения служебного подлога от взяточничества. Действия взяткодателя в некоторых ситуациях могут быть выражены и таким способом. При установлении корыстного характера поведения должностного лица, могут появиться вопросы по квалификации по совокупности деяний. Представляется, что в таких ситуациях целесообразно руководствоваться положениями ст. 17 в ч. 3. В них указывается, что если деяние попадает под общую и специальную норму, то совокупность их отсутствует, а уголовная ответственность при этом наступит по последней. Преступление, которое охватывается ст. 292, при совершении его должностным лицом в обстоятельствах, сформулированных в диспозитивной части ст. 290, квалифицируется по этой статье.

Дополнительно

Как выше было указано, рассматриваемое преступление характеризуется наличием прямого умысла и специального мотива - корысти или личной заинтересованности. При отсутствии умысла состава деяния не возникает. Преступление окончено с момента внесения искажающих содержание или заведомо ложных данных в документ, вне зависимости от того, был ли исправлен такой текст впоследствии. При рассмотрении этого обстоятельства нужно учитывать, что при включении в официальный акт информации, выступающей как основание для приобретения гражданства (к примеру, вид на жительство), деяние попадает под действие ст. 292.1 в ч. 1 УК. В нем содержится два преступления:

  1. Внесение госслужащим, должностным лицом в документы заведомо ложных данных, повлекшее неправомерное получение гражданства.
  2. Незаконная выдача паспорта РФ иностранцу или лицу без гражданства.

Этими обстоятельствами формируется объективная часть преступления.

Судебная практика

В следственных мероприятиях, как и в последующем разбирательстве дела, необходимо исключать вероятность ошибок в процессе квалификации преступлений. Например, в практике имел место случай, когда старшего специалиста структуры местного самоуправления, изготовившего подложный документ за вознаграждение, привлекают к ответственности за получение взятки. Но в ходе предварительного следствия выясняется, что этот субъект выполнял вспомогательные функции, подготавливая документы на основании письменных резолюций своего начальника. В таком случае работа специалиста носит исключительно технический характер, а он сам выступает в роли делопроизводителя. Дезориентация правоохранительных органов может иметь место в таких случаях, если в должностной инструкции специалиста будет присутствовать множество указаний на осуществление им контроля в разнообразных сферах. На самом же деле субъект может и не осуществлять таких функций. В этой связи действия специалиста переквалифицируются по ст. 292. Этот пример иллюстрирует предупредительную функцию рассматриваемой нормы. Ее действие в таких случаях направлено на предотвращение развития коррупции среди госслужащих.

Заключение

Ст. 292 УК специфична преимущественно для служащих, выступающих субъектами преступления. Относительно должностных лиц эта норма считается общей к иным составам против госвласти, интересов функционирования органов местного и государственного управления. Все эти деяния объединяются одним объектом посягательства. Наказание за указанные преступления имеет достаточно широкую альтернативу в применении. В санкциях предусмотрен штраф, исправительные и обязательные работы, тюремное заключение и арест. В соответствии с категоризацией преступлений, установленной в ст. 15, рассмотренное деяние имеет небольшую тяжесть. За счет широкого спектра санкций суд может максимальным образом индивидуализировать наказание конкретно для каждого случая. Если совершение подлога направлено на осуществление иных преступных действий, то поведение виновного должно квалифицироваться по совокупности статей. В таких случаях становится неуместным говорить о соотношении между специальной и общей нормой. Так, по совокупности составов может определяться наказание для субъекта, совершившего служебный подлог и мошенничество, растрату или присвоение.

businessman.ru

Служебный подлог (ст. 292 ук рф)

Непосредственным объектом злоупотребления должностными пол­номочиями является нормальная деятельность определенного элемента аппарата власти и управления (государственных органов, органов мест­ного самоуп-равления, государственных и муниципальных учреждений, аппарата управления в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации).

Предмет преступления - официальные документы. Под ними в юриди-ческой литературе и судебной практике понимаются письменные акты, выдава-емые государственными органами, органами местного са­моуправления, госу-дарственными и муниципальными учреждениями, управленческими структурами Вооруженных сил Российской Федера­ции, других войск и воинских формирований Российской Федерации, предоставляющие права или освобож-дающие от обязанностей, удосто­веряющие факты и события, которые имеют юридическое значение.

Предметом подлога могут быть и частные документы, находящие­ся в ведении государственных или муниципальных структур (заявление, расписка, завещание и т.п.).

Объективная сторона преступления характеризуется действиями: 1)внесением в официальные документы заведомо ложных сведений либо 2) внесе-нием в указанные документы исправлений, искажающих их дей­ствительное содержание.

Первая разновидность подлога в юридической литературе обычно именуется интеллектуальным подлогом (изготовление документа ложно­го по содержанию, но подлинного по форме), вторая - материальным подлогом (внесение различных изменений в подлинный документ).

Преступление считается оконченным с момента совершения дейст­вий, образующих объективную сторону данного состава преступления.

Субъект преступления - должностное лицо.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и определен­ным мотивом (корыстная или иная личная заинтересованность).

Халатность (ст. 293 ук рф)

Непосредственным объектом преступной халатности является порядок исполнения должностным лицом своих обязанностей. Дополнительным объектом являются жизнь и здоровье другого человека (в ч. 2 и 3 ст. 293 УК).

Объективная сторона характеризуется: 1) деянием - действием или бездействием (неисполнение или ненадлежащее исполнение должност­ным лицом своих обязанностей), 2) вредными последствиями (причи­нение крупного ущерба) и 3) причинной связью между указанными дея­ниями и последствиями.

Неисполнение должностным лицом своих обязанностей совершает­ся путем бездействия. Ненадлежащее их исполнение возможно как пу­тем действия, так и бездействия.

Ключевым моментом определения объективной стороны данно­го состава является установление двух обстоятельств: 1) были ли возло­жены на должностное лицо служебные обязанности, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых повлекло существенное наруше­ние прав и интересов граждан или организаций либо охраняемых зако­ном интересов общества или государства и 2) имело ли соответствующее должностное лицо реальную возможность (как объективно, так и субъ­ективно) для надлежащего исполнения своих служебных обязанностей.

Субъект преступления - должностное лицо.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной виной (как в виде легкомыслия, так и небрежности). Лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своего деяния (неис­полнения или недобросовестного исполнения своих служебных обязан­ностей), но без достаточ-ных к тому оснований самонадеянно рассчиты­вало на предотвращение этих последствий, либо не предвидело насту­пление указанных последствий, хотя при необходимой внимательности должно было и могло их предвидеть.

В соответствии с примечанием к ст. 293 УК РФ крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает один млн руб.

studfiles.net

Ст. 292 УК РФ - объект, предмет и установление факта подлога

В ст. 292 УК РФ определено понятие служебного подлога, и перечислены возможные варианты санкций за совершение такого преступления.

Подлог определяется как указание заведомо ложной информации или целенаправленное внесение изменений в официальные документы, искажающие суть и смысл. Не важно какой именно вид имеет документ: подлог можно осуществить на бумажном или электронном носителе.

Зачастую употребляя термин служебный подлог, люди вкладывают в него смысл несколько отличный от истинного понимания. В чем суть данного действия, как определяется подлог, возможность и цели совершения, и какое наказание, может повлечь за собой содеянное, рассмотрим в данной статье.

Определение субъекта

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов,
но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать,
как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам:

8 (499) 703-51-45 — Москва
8 (812) 309-51-95 — Санкт-Петербург
8 (800) 333-45-16 (доб. 604) — Россия (общий)

или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта!

Все консультации у юристов бесплатны.

Субъектами могут являться служащие любого федерального или местного учреждения, даже не являясь при этом должностным лицом.

Безусловным признаком подлога считается использование возможностей, предоставляемых служебным положением.

Состав преступления предполагает обязательное наличие личной заинтересованности.

Мотивы


Мотивом может быть получение материальной выгоды или, каких-либо привилегий, протекций, будущее лояльное отношение руководства или завышение результатов ради престижа.

Заинтересованность лица, совершающего подлог, может носить личный характер или субъект может искать выгоды для других.

При обнаружении факта подлога желаемые результаты не учитываются, как не учитывается собственно неиспользование результатов фальсификации. Подлог считается совершенным в момент окончания внесения поправок.

Объект и предмет



Разбираясь в ситуации, следует разделять понятия «объекта» и «предмета». Объектом преступления являются государственные интересы, в части исполнения госорганами своих функций, а предметом – официальные акты и постановления, регулирующие или подтверждающие результаты данной деятельности.

Совершение преступления, мешающего осуществлению нормального функционирования любого государственного или муниципального учреждения, является объективной стороной преступления.

В данном случае предметом может выступать не каждый документ. Носитель информации должен отвечать конкретным требованиям. Речь идет не о материале носителя, а о его качественной стороне.

В качестве предмета рассматриваются официальные акты: юридически значимые федеральные или территориальные официальные постановления или связанные с ними документы. Которые могут быть как исходящими, так и входящими, при условии, что они прошли официальную регистрацию.

Важно знать: физическое наличие фирменного бланка не имеет принципиального значения. Главным считается наличие печати, штампа и подписи.

К документам, предлагаемым в качестве предмета, предъявляются следующие требования:

  1. Акт должен удостоверять конкретные результаты событий, имеющих юридическое или экономическое значение. При этом он может быть разрешительного или запретительного характера.
  2. Обязательным признаком является наличие реквизитов: даты составления, штампа органа власти или организации, входящий или исходящий регистрационный номер, подпись с указанием должности, фамилии и инициалов лица, составившего документ, печать.

Объективная сторона



Существует два варианта совершить подлог:

  • составление документов, независимо от их формы, с заведомо искаженными фактами;
  • совершить исправления информативной части, путём корректировки или искажения содержания текста.

Способы совершения подлога принято разделять на интеллектуальный и материальный. В первом случае имеется в виду изготовление на фирменном бланке нового документа, содержащего ложные сведения. При втором способе совершения, вносятся изменения в уже существующий официальный документ.

Установление факта

Не всегда при обнаружении официального документа можно установить факт подлога. Определяя источник поступления документа, важно определить лицо его составившее и установить были ли у субъекта полномочия на составление и подписание акта.

Если данные действия не входят в его служебные обязанности, то квалифицировать деяние как подлог не получится. В такой ситуации, или при подделке неофициального документа, действия субъекта подпадают под статью 327 УК РФ. Вполне возможна ситуация с конкуренцией обеих статей.

Для установления состава преступления не требуется установление последствий от использования нелегитимного документа. Деяние признается совершенным по окончании самого акта внесения ложных изменений или умышленного составления неверного документа.

Последующая судьба документа, использование его в каких-либо инстанциях или для каких-либо целей 292 статьей не комментируется. Но размер последствий и их эффект (он может оказаться положительным) учитывается при определении степени тяжести наказания.

Чаще всего служебный подлог производится для достижения какой-либо цели, для совершения либо сокрытия уже совершенного действия, как правило, незаконного. В такой ситуации субъект понесет ответственность одновременно за оба преступления. Либо за подлог и подготовку к иному незаконному деянию, если факт совершения удалось предотвратить.

Возможные последствия

Статьей определяется достаточно широкая вариативность наказания. В зависимости от последствий использования фальсифицированного документа судья может вынести приговор и назначить наказание в форме:

  • штрафа размером от 100 до 200 минимальных окладов или в объеме равном заработной плате субъекта за 1 или 2 месяца;
  • прохождения обязательных работ в течение срока продолжительностью до 240 часов;
  • исправительных работ на период от 12 до 24 месяцев;
  • заключение под стражу на срок до 2 лет.

В зависимости от тяжести последствий подлога срок давности по данному преступлению истекает максимум через 6 лет. Подлог редко является самостоятельным преступлением.

Обратите внимание: наказание будет дополнено санкциями в соответствии с совокупностью статей.

Служебный подлог уникален в части субъекта, совершающего преступные действия. Им может являться сотрудник государственного учреждения любого уровня. Со стороны субъекта всегда просматривается наличие прямого умысла, а именно заведомость действий субъекта. Личная прямая заинтересованность (финансовая или моральная) – обязательный признак субъективной части подлога.

Нюансы

Итак, умысел или мотив являются неотъемлемым признаком подлога. Состава преступления не будет, если не доказан умысел.

Факт преступного деяния считается совершенным в момент окончания внесения искажающих правок или написания ложного официального документа, при этом не важно были ли впоследствии отменены поправки или документация была изъята. Рассматривая такое обстоятельство необходимо учитывать, что внесение в официальный реестр недействительных данных, являющихся основанием для оформления гражданства, действие попадающие в область, регулируемую ст. 292.1 в ч. 1 Уголовного Кодекса РФ.

Фактически это два преступных деяния: служебный подлог, ставший основанием для незаконной выдачи паспорта гражданина РФ. Служебный подлог не требует квалификации в отдельное преступление, если он является конструктивной составляющей иного деяния.

В качестве отдельного комментария следует указать, что квалификация подлога предусматривает случаи, когда в значительной степени ущемляются законные интересы граждан либо гарантируемые права. Фактически часть 2 статьи 292 является правовой нормой в отношении части 1 статьи 285, определяющей факт злоупотребления должностными полномочиями.

Примеры судебной практики

Судебная практика показывает, что статистическое количество преступлений данного вида в последнее годы не изменяется и колеблется в размере не более 5 тысяч в год.

Случаи самостоятельного выявления служебного подлога довольно редки, но довольно часто подлог рассматривается в совокупности деяний. Изучая данные судебной практики можно установить, что эти деяния часто совершаются работниками системы здравоохранения, для сокрытия врачебных ошибок или халатности.

Лидируют среди них поздние внесения в медицинские карты показаний об оказании необходимой помощи. К сожалению, типичной является ситуация, когда по вине медицинского работника, в следствие непроведения необходимых процедур, пациент умирает.

Позднее, врачом, во избежание ответственности вносятся в карту пациента записи о якобы оказанной помощи. Если данный факт удается установить, то сотруднику вменяется ответственность в совокупности санкций.

При проведении следственных мероприятий следует исключить любую вероятность ошибки в процессе квалификации преступлений. В судебной практике был случай, когда служащего органа местного самоуправления обвинили в получении незаконной прибыли от предоставления официальной справки с искаженными сведениями.

В ходе расследования было установлено, что субъект не являлся инициатором действия, а лишь выполнял функции делопроизводителя в соответствии с письменными указаниями своего прямого руководителя. Список должностных обязанностей специалиста включал в себя несколько десятков ссылок на осуществление им контроля в различных областях, фактически субъект мог и не производить перечисленных действий.

В этом случае, действия служащего были переквалифицированы и попали под ст. 292. Такой пример хорошо показывает, что закон обладает предупредительной функцией. Действие 292 статьи во многом направлено на борьбу с коррупционным развитием среди служащих.

Смотрите в следующем видео разговор в ГИБДД о подлоге:

Внимание!

В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите вопрос в форме ниже:

pravovik.guru

Служебный подлог статья 292 УК РФ

На преподавателя завели уголовное дело за взятку и служебный подлог. Однако преподаватель не является должностным лицом. Законно ли обвинение?

  • Вопрос: №2747 от: 2016-06-21.

Позвоните сейчас и получите
предварительную консультацию:

8-912-351-26-42
8 (3532) 26-16-01

По существу заданного вопроса сообщаем следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 292 УК РФ служебным подлогом является внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности.

Верховный Суд Российской Федерации в своем Постановлении Пленума от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» указал, что должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

При этом к организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Тем самым Верховный Суд РФ приравнял преподавателя-члена государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии к должностному лицу. Судебная практика пошла еще дальше и к должностным лицам стали приравнивать преподавателей, принимающих экзамены в рамках всего процесса обучения.

На основании разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09 июля 2013 г. №24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» предметом преступления, предусмотренного статьей 292 УК РФ, является официальный документ, удостоверяющий факты, влекущие юридические последствия в виде предоставления или лишения прав, возложения или освобождения от обязанностей, изменения объема прав и обязанностей. К таким документам следует относить, в частности, листки временной нетрудоспособности, медицинские книжки, экзаменационные ведомости, зачетные книжки, справки о заработной плате, протоколы комиссий по осуществлению закупок, свидетельства о регистрации автомобиля.

Под внесением в официальные документы заведомо ложных сведений, исправлений, искажающих действительное содержание указанных документов, необходимо понимать отражение и (или) заверение заведомо не соответствующих действительности фактов как в уже существующих официальных документах (подчистка, дописка и др.), так и путем изготовления нового документа, в том числе с использованием бланка соответствующего документа.

Субъектами служебного подлога могут быть наделенные полномочиями на удостоверение указанных фактов должностные лица, либо государственные служащие или служащие органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами.

Так как экзаменационная ведомость отражает в себе информацию, влекущую юридические последствия (наличие стипендии у студента в зависимости от оценки и т.д.), то и лицо, которое ее заполняло, выступило в качестве должностного лица, а, следовательно, может быть привлечено к уголовной ответственности за служебный подлог.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

advokativlev.ru

Статья 292. Служебный подлог. - Сейчас.ру

Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности, - наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Комментарий к статье 292
Объектом данного преступления является нормальная деятельность органов государственной власти, интересы государственной службы в органах местного самоуправления. Родовым объектом посягательства являются интересы государственной службы Российской Федерации, субъекта Федерации или системы органов местного самоуправления. Однако система органов местного самоуправления в силу положений ст. 12 Конституции РФ действует самостоятельно и независимо от государственных органов управления. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо разграничение конкретных и непосредственных объектов посягательства.
Служебный подлог как преступление против государственной власти отличается от всех других преступлений, предусмотренных главой 30 УК, прежде всего своим субъектным составом. Так, только при совершении служебного подлога его субъектом может быть как должностное лицо, так и государственный служащий и служащий органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами.
Недопустимо смешивать понятия "объект посягательства" и "предмет преступления". Предметом преступления по большей части называют вещественные доказательства, это скорее всего уголовно-процессуальное понятие. В ст. 81 УПК РФ прямо сказано о вещественных доказательствах как предметах, которые послужили орудиями преступления или сохранили на себе следы преступления. Имеется ссылка на объект преступных действий, однако само понятие этого объекта нуждается в уточнении. Например, изменения внешнего вида предмета непосредственным воздействием на него преступного события носят название "улики", улики события, а часто и виновности как непосредственного продукта преступления, указывающего на него как на свою причину. На это указывал в свое время видный дореволюционный процессуалист И.Я. Фойницкий. (Курс уголовного судопроизводства. Т. 2. СПб.: Изд-во "Альфа", 1996. С. 304.)
Предметом рассматриваемого преступления следует считать не просто материальные носители информации, письменные акты федеральных органов государственной власти и государственного управления субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных государственных и муниципальных учреждений. Эти письменные акты должны быть официальными документами. Последние должны отвечать следующим требованиям.
Первое. С фактической стороны эти официальные документы должны удостоверять определенные факты или события, имеющие юридическое значение. Это могут быть различного рода также и запреты, разрешения и др. Второе. Официальный документ должен иметь определенные реквизиты, т.е. обладать соответствующей формой: бланк, штамп, печать, входящие и исходящие номера, дата, наименование должности и подпись надлежащего управомоченного лица. При этом следует отметить, что фирменный бланк может как таковой отсутствовать. Самое основное в официальном документе - это подпись надлежащего должностного лица и (или) служащего, а также печать или штамп.
Объективная сторона данного преступления состоит из двух форм:
1) внесение в официальные документы заведомо ложных сведений;
2) внесение в эти документы исправлений, искажающих их действительное содержание.
По способу исполнения подлог может быть как материальным, так и интеллектуальным. Материальный подлог выражается в разных способах подделки, подчистки, вытравливанием первоначального текста и др. Интеллектуальный подлог выражается в изготовлении изначально ложного, фальсифицированного документа.
Немаловажным моментом в служебном подлоге является установление факта и (или) события преступления. В частности, надо установить: откуда исходит официальный документ? Обладал ли субъект данного состава преступления полномочиями (как соответствующее лицо) по подписанию какого-либо официального документа? Если такие полномочия у лица отсутствовали либо он подделывает неофициальный документ, состав преступления (ст. 292) отсутствует. Речь может идти о квалификации таких действий по ст. 327 УК, возможна и конкуренция ст. 292 и 327 УК.
Представляется, что по законодательной конструкции служебный подлог - формальный состав преступления. Он не требует непременного наступления каких-либо вредоносных последствий, а для его окончания достаточно внесения в официальный документ заведомо ложных сведений или каких-либо исправлений. Направление подложного документа в ту или иную инстанцию, вручение его гражданину, а равно иное использование лежат за пределами данного состава преступления. Причинение какого-либо вреда такими действиями и его размер могут быть учтены при назначении наказания.
Служебный подлог по своей субъективной стороне характеризуется наличием со стороны виновного только прямого умысла. На это прямо указано в диспозиции уголовного закона, где говорится о заведомости действий субъекта. Помимо этого, обязательным признаком субъективной стороны, применительно к данному преступлению, является корыстная или иная личная заинтересованность.
Корыстная заинтересованность включает в себя стремление лица получить незаконную, безвозмездную прибыль или выгоду имущественного характера для себя лично или близких для него людей. Иная личная заинтересованность может выражаться в многообразных действиях и нередко представлять собой оценочное понятие, которое порой судам необходимо очень тщательно мотивировать. Это может быть кумовство, карьеризм, желание угодить начальнику, надежда на оказание взаимной услуги в будущем и т.д. (см. ст. 285 УК).
Закон не оговаривает вопроса о цели фальсификации лицом официального документа. Подлог все же может преследовать цель будущего: использование фальсифицированного документа для совершения другого преступления. В этом варианте виновный должен нести ответственность одновременно и за приготовление к совершению тяжкого (особо тяжкого) преступления.
У рассматриваемого состава могут быть конкурирующие преступления, что может представлять определенную трудность для правоприменителя. Особенно актуальна эта проблема, когда субъектом выступает должностное лицо. Так, злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК) возможно и путем служебного подлога, но в этом случае необходимо наличие последствий, указанных в диспозиции данной нормы, поскольку этот состав сформулирован законодателем как материальный. Для наличия преступления, предусмотренного ст. 286, помимо названных последствий необходимым элементом является превышение должностных полномочий.
Представляется, что наиболее сложным будет отграничение подлога от получения взятки. Действия взяткодателя иногда могут выражаться и в служебном подлоге. Сомнений не вызывает и тот случай, когда такие действия осуществляются в "иной личной заинтересованности". Что касается корыстного характера действий должностного лица, то могут возникнуть вопросы о квалификации по совокупности преступлений. Думается, что в таких случаях следует руководствоваться положениями ч. 3 ст. 17 УК, где сказано: если преступление предусмотрено общей и специальной нормами, совокупность преступлений отсутствует и уголовная ответственность наступает по специальной норме. Преступление, предусмотренное ст. 292 УК, если оно совершается должностным лицом при обстоятельствах, указанных в диспозиции ст. 290 УК, следует квалифицировать по данной норме.
В следственно-судебной практике важно исключить возможность ошибок при квалификации преступлений. Уместно привести следующий показательный пример. Некий Г., старший специалист органа самоуправления, за изготовление подложного документа за деньги был привлечен к уголовной ответственности за получение взятки. Однако еще в ходе предварительного следствия выяснилось, что он выполнял фактически вспомогательные функции и готовил документы по письменным резолюциям своего начальства. В этом смысле его работа носила чисто технический характер делопроизводителя. Должностная инструкция на него изобиловала пунктами об осуществлении им контроля в различных сферах, что и дезориентировало правоохранительные органы. В действительности Г. никакого контроля не осуществлял и никакими функциями должностного лица не наделялся. Таким образом, впоследствии его действия были квалифицированы по ст. 292 УК РФ. Данный пример наглядно показывает, что рассматриваемая норма в основном направлена на пресечение уголовно-правовыми средствами коррупции среди служащих. Действия должностных лиц квалифицируются, как правило, по этой норме, если деяние совершено из "иной личной заинтересованности", без превышения полномочий и не повлекло существенного вреда правоохраняемым интересам.
Норма ст. 292 УК специфична в основном для служащих как субъектов преступления. Для должностных лиц она является общей к другим специальным составам преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. У всех этих преступлений существует единый общий объект посягательства. Как уже отмечалось, применительно к служебному подлогу общим составом является преступление, указанное в ст. 327 УК РФ.
Иное дело, когда путем служебного подлога или с его использованием совершаются другие преступления. К примеру: мошенничество (ст. 159 УК), присвоение или растрата (ст. 160 УК). В таких случаях действия виновных должны быть квалифицированы по совокупности преступлений, ибо здесь неуместно говорить о соотношении общей и специальной норм.
Санкция рассматриваемого преступления имеет весьма широкую альтернативу в применении наказания: штраф, обязательные работы, исправительные работы, арест либо лишение свободы на срок до двух лет. Согласно предусмотренной в ст. 15 категоризации преступлений, данное преступление относится к преступлениям небольшой тяжести. Широкий спектр наказаний позволяет суду максимально индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

Следующая статья »
К тексту закона »

www.lawmix.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *