Лекция 5. Общая характеристика Особенной части КоАП РФ и некоторых проблем реализации ее норм
Особенная часть курса «Административная ответственность» должна включать в себя рассмотрение вопросов, регламентированных нормами глав 5-21 КоАП РФ, а именно – вопросам классификации предусмотренных законом видов административных правонарушений в зависимости от объекта противоправного посягательства и правовой квалификации тех или иных противоправных деяний в соответствии с конкретными нормами Особенной части КоАП РФ. Рассмотреть все эти вопросы в рамках предусмотренного учебным планом времени лекционных и практических занятий, к сожалению, не представляется возможным, поэтому большинство норм Особенной части КоАП РФ выносится студентам на самостоятельную проработку, а время аудиторных занятий следует уделить лишь общей характеристике видов административных правонарушений, предусмотренных нормами Особенной части КоАП РФ, чему и посвящена настоящая лекция, носящая характер обзорной и в некотором роде проблемной лекции.
Кодекс РФ об административных правонарушениях – это единственный в настоящее время кодифицированный акт в сфере регламентации вопросов административной ответственности. Он аккумулировал в себе весь существовавший до этого нормативный материал и привел его в строго определенную систему и упорядоченность. Для этих целей потребовалось внести изменения более чем в тридцать федеральных законов, принятых в Российской Федерации начиная с 90-х годов прошлого века и содержавших в себе конкретные составы административных правонарушений в тех эли иных отраслях и сферах общественной жизни. Среди них, в частности, можно назвать Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, федеральные законы «О защите прав потребителей», «О рекламе», «Об экспортном контроле», «О ветеринарии», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и ряд других, полную информацию о которых можно почерпнуть из положений Федерального закона от 30 декабря 2001 г. «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Часть 1. Ст. 2).
Раздел II КоАП РФ «Особенная часть» формулирует виды составов административных правонарушений, систематизируя их по определенным сопредельным признакам, характеризующим объект противоправного посягательства (права граждан; здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие население и общественная нравственность; собственность; и др.). Всего же по состоянию на 1 января 2007 г. кодекс содержит 405 видов конкретных составов административных правонарушений, сгруппированных в 17 глав (отметим, что КоАП РСФСР 1984 года содержал всего 203 состава административных правонарушений, сгруппированных в 10 глав). Исходя из реалий жизни современного российского общества, в Особенной части КоАП РФ появились такие новые главы, как, например, о правонарушениях в области финансов и налогообложения, а также рынка ценных бумаг; о правонарушениях в области связи и информации; о нарушениях в области законодательства о Государственной границе РФ и миграционного законодательства; о нарушениях в области законодательства о воинском учете и др. Охранительные нормы Особенной части КоАП РФ взяли под защиту регулятивные нормы конституционного (ст. 5.1-5.25, 5.38, 5.45-5.54,5.56, 17.1,17.2), семейного (ст. 5.35-5.37, 6.10 и др.), трудового (ст. 5.27-5.34), гражданского (ст. 7.17, 7.27, 14.7-14.14 и др.), уголовно-процессуального и гражданско-процессуального (ст. 17.3, 17.4), уголовно-исполнительного (ст. 19.3, 19.12, 19.24), земельного (ст. 8.6-8.8 и др.), таможенного (ст. 16.1-16.23), финансового (ст. 15.1-15.26 и др.) и других отраслей права.
В КоАП РФ содержится около 100 составов административных правонарушений, имеющих соответствующие аналоги в Уголовном кодексе РФ (в КоАП РСФСР 1984 г. таковых составов было менее 60). При этом сопоставление норм Особенной части КоАП РФ и УК РФ свидетельствуют о том, что объекты уголовно-правовой и административно-правовой защиты зачастую совпадают. Это обстоятельство не самым благоприятным образом сказывается на правоприменительной практике и предопределяет важность поиска критериев по разграничению смежных составов уголовно и административно-наказуемых правонарушений.
Для административных правонарушений наиболее типичным является наличие формальных составов, когда для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта виновно совершенного нарушения установленных правил поведения. Обусловленность же уголовного наказания иная: факт нарушения должен повлечь за собой определенные общественно опасные (вредные) последствия. Иными словами, уголовные составы в большинстве своем носят материальный характер. По этой грани (формальное нарушение или повлекшее за собой вредные последствия) зачастую и разграничиваются смежные составы уголовно-наказуемых и административно-наказуемых правонарушений. Но далеко не всегда. В КоАП РФ (хотя их и менее 5 %) все же имеются и материальные составы, имеющие соответствующие аналоги в Уголовном кодексе РФ. В этой связи и для законодателя, и, главное, для правоприменителя необходимы более четкие (нежели это имеет место сейчас) критерии разграничения. Чаще всего они выражаются в характере и объеме вредных последствий (незначительный, значительный, крупный ущерб либо легкий, средней тяжести, тяжкий вред здоровью) либо в систематичности самого нарушения, либо имеют иные проявления. К сожалению, нередко это делается законодателем через так называемые «оценочные признаки» («оценочные категории»). Поэтому представляется, что такие рамки должны устанавливаться законодателем более формализовано, минуя, по возможности, оценочный подход правоприменителя при разграничении степени общественной опасности смежных уголовных и административных составов правонарушений.
Анализируя в общем виде достоинства и недостатки положений норм Особенной части КоАП РФ, нельзя не отметить такой ее позитивный нюанс, как охрану самого КоАП РФ от нарушений его нормативных (прежде всего – процессуальных) положений посредством установления административной ответственности. Так, в частности, КоАП РФ впервые установил административную ответственность за заведомо ложные показания свидетелей (ст. 17.9), за невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7). В КоАП РСФСР таких норм не было.
Ряд статей Особенной части КоАП РФ призван обеспечить исполнение тех ограничений, которые связаны с административным наказанием. Так, в ст. 14.23 КоАП РФ говорится об ответственности дисквалифицированного лица за осуществление запрещенной ему деятельности, статьей 12.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за управление транспортным средством водителем, лишенным такого права, а статьей 20.25 КоАП РФ – за самовольное оставление места отбывания административного ареста. Впервые, кроме того, предусмотрена административная ответственность за непринятие мер по представлению должностного лица, органа, судьи по устранению причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений (ст. 19.6 КоАП РФ). Попутно следует еще раз отметить, что КоАП РФ взял под свою защиту и нормы ГПК РФ И УПК РФ, предусмотрев административную ответственность за непринятие мер по частному определению суда, представлению судьи (ст. 17.4 КоАП РФ).
В то же время в юридической литературе имеется и немало публикаций, критикующих как само построение (структуру) Особенной части КоАП РФ, так и отдельные ее главы и статьи. Не ставя перед собой задачу их подробного анализа в рамках настоящей обзорной лекции, все же стоит, пожалуй, остановиться и вкратце затронуть некоторые из них.
Традиционно принято выделять общий, родовой, видовой (конкретизирующий родовой) и непосредственный объект правонарушения. По такой схеме построена Особенная часть Уголовного кодекса РФ (разделы, главы, статьи). В КоАП РФ построение его Особенной части совсем иное: главы и статьи. Причем выделение глав в КоАП РФ проведено по видовому объекту посягательства, тогда как родовой объект не получил своего воплощения в виде раздела и находится за рамками текстуального изложения содержания КоАП РФ и выделяется, как правило, путем объединения по обобщающим признакам охраняемого интереса или общественного отношения лишь на теоретическом уровне. Хорошо это или плохо – вопрос дискуссионный, требующий специального анализа., тем более, что в Особенной части КоАП РФ имеется целый ряд статей, которые соотносятся друг с другом как общей и специальные составы административных правонарушений и их соотношение между собой во многом зависит от того, где и как (в каких главах и последовательности) их разместил законодатель.
Еще проблема, требующая своего разрешения, – это «не состыковка» ряда законов, регулирующих тот или иной вид деятельности, и норм Особенной части КоАП РФ, устанавливающих административную ответственность за нарушение этих видов деятельности. В качестве примера можно привести соотношение ст. 87 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и ст. 17.8 КоАП РФ «Воспрепятствование законной деятельности судебного пристава», ст. 36 закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» и ч. 2 ст. 14.24 КоАП РФ «Нарушение законодательства о товарных биржах и биржевой торговле». И таких примеров установления различной ответственности за одно и то же, по сути, деяние можно привести еще несколько (Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и др.). И эта проблема также требует своего решения.
Таким образом, вопрос о структуре и содержании Особенной части КоАП РФ представляется сколь сложным, столь и интересным для своего изучения и анализа. Сложным потому, что каких-либо специальных фундаментальных исследований на эту тему не проводилось, а интересным в силу многоаспектности общественных отношений, охраняемых нормами Особенной части КоАП РФ, и необходимости их охраны в полном объеме полно и адекватно реалиям времени. Поэтому изучение этих вопросов и поиск путей по решению обозначенных выше и многих других проблем, связанных с практической реализацией положений Особенной части КоАП РФ целесообразно, как уже отмечено в начале данной обзорно-проблемной лекции, проводить в рамках самостоятельной (в том числе и научно-исследовательской) работы студентов в рамках изучения данной учебной дисциплины.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
megalektsii.ru
КоАП РФ. Раздел II. Особенная часть
Раздел II. Особенная часть
Статья 11.2. Утратила силу. — Федеральный закон от 28.12.2009 N 380-ФЗ.
Статья 11.3. Действия, угрожающие безопасности полетов Статья 11.3.1. Нарушение требований авиационной безопасности Статья 11.4. Нарушение правил использования воздушного пространства Статья 11.5. Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов Статья 11.6. Действия, угрожающие безопасности движения на водном транспорте Статья 11.7. Нарушение правил плавания Статья 11.7.1. Несоблюдение мер по обеспечению безопасности судоходства в зонах безопасности, установленных вокруг искусственных островов, установок и сооружений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации Статья 11.8. Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления Статья 11.8.1. Управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном Статья 11.9. Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения Статья 11.10. Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта, а также на маломерных судах Статья 11.11. Нарушение правил погрузки и разгрузки судов Статья 11.12. Нарушение правил пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов Статья 11.13. Нарушение правил выпуска судна в плавание или допуск к управлению судном лиц, не имеющих соответствующего диплома (свидетельства, удостоверения) либо находящихся в состоянии опьянения Статья 11.14. Нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов Статья 11.14.1. Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа легковым такси Статья 11.14.2. Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа по заказу Статья 11.14.3. Невыполнение обязанностей, предусмотренных законодательством о транспортно-экспедиционной деятельности Статья 11.15. Повреждение имущества на транспортных средствах общего пользования, грузовых вагонов или иного предназначенного для перевозки и хранения грузов на транспорте оборудования Статья 11.15.1. Нарушение требований в области транспортной безопасности Статья 11.15.2. Нарушение установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил Статья 11.16. Нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте Статья 11.17. Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте Статья 11.18. Безбилетный проезд Статья 11.19. Нарушение правил провоза ручной клади, багажа и грузобагажа Статья 11.20. Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов Статья 11.20.1. Нарушение запретов либо несоблюдение порядка выполнения работ в охранных зонах магистральных трубопроводов Статья 11.21. Нарушение правил использования полосы отвода и придорожных полос автомобильной дороги Статья 11.22. Нарушение землепользователями правил охраны автомобильных дорог или дорожных сооружений Статья 11.23. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, режима труда и отдыха Статья 11.24. Организация транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидовСтатья 11.25. Утратила силу. — Федеральный закон от 24.07.2007 N 210-ФЗ.
Статья 11.26. Незаконное использование зарегистрированных в других государствах автотранспортных средств для перевозок грузов и (или) пассажиров Статья 11.27. Управление транспортным средством без отличительного на нем и (или) прицепах к нему знака государства регистрации транспортного средства (прицепа) и нарушение других правил эксплуатации транспортного средства при осуществлении международной автомобильной перевозкиСтатья 11.28. Утратила силу. — Федеральный закон от 24.07.2007 N 210-ФЗ.
Статья 11.29. Осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений, либо с незаполненными разрешениями, разрешениями, заполненными с нарушением установленных правил, или разрешениями, не соответствующими виду перевозки, либо без учетного талона, либо без отметки в уведомлении должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об устранении нарушения Статья 11.30. Умышленное сокрытие авиационного происшествия или инцидента Статья 11.31. Несоблюдение перевозчиком требований законодательства Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров Статья 11.32. Нарушение установленного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров Статья 11.33. Нарушение порядка использования автобуса, трамвая или троллейбусаmorezakonov.ru
9.Нормы Особенной части (КоАп) и их основное назначение.
Нормы Особенной части в зависимости от функциональной роль подразделяются на:
1.Нормы-запреты
2.Нормы-примечания
3.Нормы, устанавливающие меры адм.-правового принуждения.
Именно в нормах-запретах формулируется деяние, устанавливается запрет, несоблюдение которого может повлечь адм. отв-ть.
По способу изложения различают 4 вида норм-запретов:
1.Простые
2.Обыкновенные
3.Отсылочные
4.Смешанные
В простых нормах-запретах обозначается адм. Деяние без указания особых его признаков. Признаки определяются путём толкования. Простых норм-запретов в КоАП немного. Н-р, ст.17.5 «Занятие проституцией». Подобное упрощенство усложняет работу правоприменителей, может приводить к субъективному толкованию.
Обыкновенные нормы-запреты-это правила, в которых не только даётся название адм.деяния, но и раскрываются его признаки. Они преобладают. Они являются характерными, определяющими. Н-р, ст.9.2 раскрывает сущность клеветы и называет основные признаки — распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений.
Отсылочные нормы: в них не называются все признаки адм. Правонарушения, а делается отсылка к иным НПА. По адресату отсылки эти нормы делятся на:
1.Бланкетные
2.Ссылочные
Бланкетная норма отсылает к иным НПА, не относящихся к АД. Бланкетная норма облегчает работу законодателя, становится лаконичной, но ёмкой по содержанию. Так как направлена на обеспечение многочисленных правил. Между тем подобные нормы усложняют работу правоприменителя. Им необходимо в каждом конкретном случае отыскать соответствующий НПА и нарушенные правила. Без такой конкретики невозможно составить протокол об админ. правонарушении.
Ссылочная норма-для уяснения смысла необходимо обратиться к норме. Находящеёся в другой статье КоАП или в другом пункте этой статьи.
Смешанная норма одновременно является и описательной и бланкетной или описательной и ссылочной.
По допустимости понимания нормы можно разделить на сложные и несложные.
К несложным относятся те, в которых даются названия адм. правонарушения и раскрываются его основные признаки. К сложнымотносятся нормы, состоящие из нескольких слагаемых частей: несложной, отсылочной и смешанной.
Нормы-примечания-правила, определяющие или истолковывающие отдельные термины, категории, употребляемые в норме-запрете Особенной части. Нормы-примечания оказывают существенную помощь правоприменителям в уяснении тех или иных терминов и облегчают им работу по классификации деяния, и обеспечивают соблюдение законности.
Третий вид норм Особенной части КоАп-нормы, устанавливающие меры адм.-правового принуждения-сожержат меры адм.-прав. принуждения.
Нормы, предусматривающие меры адм. Отв-ти бывают:
Абсолютно-определённые
Относительно-определённые. Они могут быть альтернативными.
Абсолютно-определённые устанавливают точно вид и размер взыскания. Н-р, за безбилетный проезд пассажиров в зависимости от вида транспортного средства штраф предусмотрен в размере 0,2 либо 0,4 базовой величины. Данные нормы не дают возможности органу индивидуализировать взыскание с учётом обстоятельств.
Относительно-опр. нормы устанавливают соответствующие взыскания и пределы, в которых орган вправе с учётом всех обстоятельств дела, личности виновного, его материального положения определить меру и размер наказания.Н-р, в ст.9.2 за клевету предусмотрен штраф в размере от 10 до 30 базовых величин.
Альтернативная же норма позволяет органу, рассматривающему дело, самому избирать вид административного наказания из указанных, а потом определить их размер.
По кругу лиц, можно выделить следующие нормы:
1.Лиц как возможных субъектов адм. Правонарушений (физ. и юр. лица, ИП)
2.Лиц, ведущих адм. процесс
3.Иных лиц.
В свою очередь по названному критерии нормы можно разделить на:
1.Общие
2.Индивидуальные
3.Специальные
Индивидуальные нормы прописывают конкретного субъекта правонарушения, которым может быть только гражданин, ИП или юр. Лицо.
Специальные нормы распространяются на субъектов, обладающих специальными признаками:
1.Должностные лица
2.Работники юридического лица
3.Медицинские работники
4. Пешеходы
Пассажиры
Иные лица.
studfiles.net
Статья 5.17. Непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума |
Статья 5.35.1. Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей |
Статья 5.36. Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей |
Статья 5.41. Непредоставление на безвозмездной основе услуг по погребению, невыплата социального пособия на погребение |
Статья 5.43. Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов |
Статья 5.54. Неисполнение обязанности по проведению проверки и (или) исправлению недостоверной информации, содержащейся в кредитной истории (кредитном отчете) |
tvoedelo24-7.ru
4.КоАп рб как основной источник административно-деликтного права: понятие и его структура.
Административный деликтный закон — нормативный правовой акт, принятый Национальным собранием Республики Беларусь и закрепляющий принципы, задачи и общие положения административного деликтного права, определяющий какие общественно опасные деяния являются административным правонарушениями, основания и условия административной ответственности, устанавливающий административные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные правонарушения, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащими административной ответственности.
Единственным законом об административных правонарушениях, действующим на территории Республики Беларусь является КРБОАП. Нормы других законодательных актов, предусматривающие административную ответственность, подлежат включению в Кодекс.
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях основывается на Конституции Республики Беларусь и общепризнанных принципах международного права.
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях определяет, какие деяния являются административными правонарушениями, закрепляет основания и условия административной ответственности, устанавливает административные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные правонарушения, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащими административной ответственности в соответствии с Кодексом.
В связи с чем, понятия «административный деликтный закон» и «Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» можно отождествить.
КоАП делится на Общую и Особенную части.Общая часть Кодекса РБ разделена на 3 раздела. Каждый раздел состоит из глав, всего их 8.
Раздел I. Общие положения (1 гл)
РАЗДЕЛ II. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (2-5 гл)
Раздел 3. Административное взыскание.(6-8 гл)
Особенная часть состоит из 17 глав.
Глава 9. Административные правонарушения против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина.
Глава 10. Административные правонарушения против собственности.
Глава 11. Административные правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности.
Глава 12. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности.
Глава 13. Административные правонарушения против порядка налогообложения.
Глава 14. Административные правонарушения против порядка таможенного регулирования (административные таможенные правонарушения).
Глава 15. Административные правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования.
Глава 16. Административные правонарушения против здоровья населения.
Глава 17. Административные правонарушения против общественного порядка и нравственности.
Глава 18. Административные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Глава 19. Административные правонарушения в области охраны историко-культурного наследия.
Глава 20. Административные правонарушения против порядка использования топливно-энергетических ресурсов.
Глава 21. Административные правонарушения против порядка архитектурной и градостроительной деятельности, строительства и благоустройства.
Глава 22. Административные правонарушения в области связи и информации.
Глава 23. Административные правонарушения против порядка управления.
Глава 24. Административные правонарушения против правосудия и деятельности органов уголовной и административной юстиции.
Глава 25. Административные правонарушения против порядка прописки граждан к призывным участкам, призыва на военную службу и воинского учета.
Раздел 4. Заключительные положения
Нормы общей части регулируют общие положения об админ. правонарушении и адм. Отв-ти и в той или иной мере имеет отношение ко всем нормам Особенной части. Применение норм Особенной части постоянно требует использования положений, установленных в Общей части.
5. Действие КоАП
Действие КоАП в пространстве:
Физическое или юридическое лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения на территории Республики Беларусь, подлежит административной ответственности в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные юридические лица подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами и юридическими лицами Республики Беларусь, если иное не установлено статьей 1.4. КоАП.Подлежит административной ответственности в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях физическое лицо, совершившее административное правонарушение:
— на судне под флагом Республики Беларусь, находящемся вне пределов внутренних вод Республики Беларусь,
— или на воздушном судне, зарегистрированном в Республике Беларусь, находящемся в воздушном пространстве вне пределов Республики Беларусь,
— на военном корабле или военном воздушном судне Республики Беларусь независимо от места их нахождения, а также
— на территории официального представительства Республики Беларусь, на которую распространяется административная юрисдикция Республики Беларусь.
Вопрос об ответственности за административное правонарушение, совершенное на территории Республики Беларусь иностранным гражданином, который в соответствии с международными договорами Республики Беларусь пользуется иммунитетом от административной юрисдикции государства пребывания, разрешается дипломатическим путем.Гражданин Республики Беларусь и лицо без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, совершившие административные правонарушения вне пределов Республики Беларусь, подлежат административной ответственности по Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях, если совершенные ими деяния признаны в Республике Беларусь административными правонарушениями и наказуемы в государстве, на территории которого они были совершены, и если эти лица не были привлечены к административной ответственности в этом государстве. В указанных случаях административное взыскание налагается на лицо в пределах санкции статьи Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, но не должно превышать верхний предел санкции, предусмотренной законом государства, на территории которого было совершено правонарушение.
Действие КоАП во времени:
Противоправность деяния и административная ответственность определяются законом, действовавшим во время совершения этого деяния. Временем совершения деяния признается время осуществления противоправного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий.
Закон имеет обратную силу:1)устраняющий противоправность деяния,2) смягчающий ответственность физического лица, совершившего административное правонарушение,3)отменяющий ответственность физического лица, совершившего административное правонарушение.Со дня вступления в силу закона, устраняющего противоправность деяния, соответствующее деяние, совершенное до его вступления в силу, не считается административным правонарушением.
Закон не имеет обратной силы:1) устанавливающий противоправность деяния,2) усиливающий ответственность,3) иным образом ухудшающий положение физического или юридического лица.
Действие КоАП по кругу лиц:Действие КоАП распространяется на:Физических лиц;Юридических лиц.
К физ. Лицам относятся:
Граждане РБ
Иностранные граждане, находящиеся на территории РБ
Лица без гражданства, находящиеся на территории РБ
Должностные лица
Предприниматели
Работники юридического лица
К юридическим лицам относятся:
Юридические лица РБ
Юр. Лица иностранных государств, осуществляющие свою деятельность на территории РБ
Однако существуют и некоторые особенности, связанные с распространением действия норм административно-деликтного закона. Немало норм Особенной части распространяет свою юридическую силу только на физ. Лиц. Н-р,9.1 -9.4; другие- на физ. И юрид. Лиц. Н-р, 9.5, 9.14, 9.15 и т.д., третьи- только на должностных лиц. Н-р, 11.24, 11.29.
По общему правилу нормы КоАП действуют в отношении всех лиц, находящихся на территории республики. Однако есть исключение в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Ряд норм КоАП на них не распространяется, так как они не могут совершить некоторые виды правоотношений. Следовательно, они здесь не могут выступать в качестве субъектов ни админ. правонарушений, ни субъектов ответственности. К ним относятся нормы, находящиеся в главе 25 КоАП., нормы статьи 9.10 нарушение законодательства о выборах, о референдуме…, статья 9.12 Нарушение порядка подсчёта голосов.
studfiles.net
последние изменения и поправки, судебная практика
СТ 2.2 КоАП РФ
1. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
2. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Комментарий к Ст. 2.2 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
1. Комментируемая статья раскрывает и конкретизирует содержание принципа вины (ст. 1.5 КоАП РФ) и вытекающей из него виновности как одного из признаков административного правонарушения (ст. 2.1 КоАП РФ).
Применительно к физическим лицам КоАП РФ проводит принцип субъективного вменения: лицо может нести ответственность за содеянное и за причиненные им последствия только при наличии вины, а именно — при соответствующем психическом отношении к содеянному в виде умысла или неосторожности. Специфические особенности вины юридического лица указаны в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.
Содержание вины физического лица характеризуется двумя элементами: интеллектуальным (возможность осознавать фактический характер и противоправность своих действий, а в правонарушениях с материальным составом — также их последствия) и волевым (способность руководить своими действиями), различные сочетания которых образуют две формы вины: умысел и неосторожность.
В ряде статей Особенной части КоАП РФ прямо указано, что соответствующее административное правонарушение может быть совершено только умышленно (ст. ст. 5.14, 7.17, 8.5, 17.7 и др.). В других статьях, наоборот, подчеркнута неосторожность как единственно возможная форма вины (ст. ст. 7.15, 7.26, 9.10 и др.). В то же время большинство административных правонарушений могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности.
Если в диспозиции статьи Особенной части КоАП РФ конкретная форма вины не указана, то ее содержание устанавливается путем толкования данной нормы с учетом особенностей объективной стороны правонарушения и иных его признаков. Необходимо также учитывать способ законодательного описания деяния, т.е. использование специальных приемов законодательной техники. Например, характеристиками исключительно умышленной формы вины являются такие слова диспозиций статей Особенной части КоАП РФ, как «заведомость», «уклонение», «сокрытие», «отказ», «воспрепятствование», «неповиновение», «вмешательство» и т.п.
Определение формы вины имеет важное значение для решения ряда юридически значимых вопросов.
Во-первых, форма вины позволяет отграничить административное правонарушение от смежного с ним преступления. Это проявляется в случаях, когда уголовная ответственность возможна только при наличии умысла. Именно так разграничиваются административные и преступные нарушения порядка организации и проведения митингов и собраний (ст. 20.2 КоАП РФ и ст. 149 УК РФ). Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них преступно как раз по признакам применения насилия или угрозы его применения.
Во-вторых, форма вины влияет на правильность квалификации административного правонарушения, если административная ответственность, установленная за его совершение, дифференцирована в зависимости от формы вины. Так, форма вины служит разграничительным критерием при квалификации предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ умышленного невыполнения требования прокурора или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, о представлении документов и предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ непредставления сведений (информации).
В-третьих, форма вины учитывается при индивидуализации административного наказания (ст. 4.1 КоАП РФ): одно и то же деяние при его умышленном совершении может повлечь более строгую ответственность, чем при неосторожной форме вины.
2. Умышленная вина состоит в осознании лицом противоправного характера своих действий (бездействия), предвидении возможности или неизбежности наступления вредных последствий и желании либо сознательном допущении их наступления. Комментируемый закон не проводит деление умысла на виды, хотя они уже давно используются в теории административного права и на практике. С точки зрения волевого момента различают два вида умысла: прямой и косвенный. При прямом умысле лицо желает наступления последствий, при косвенном — сознательно допускает.
В правонарушениях с формальным составом умышленная вина состоит в осознании лицом противоправности совершаемого им деяния, независимо от наступивших последствий. При материальном составе правонарушения умышленная вина включает не только осознание лицом незаконности совершаемого им действия (бездействия), но и отношение к последствиям, которые наступили.
3. Неосторожная форма вины может выражаться в легкомыслии или небрежности. Административное правонарушение признается совершенным по легкомыслию, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (или бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение. Небрежность — единственная разновидность вины, при которой лицо не предвидит возможность наступления вредных последствий своего деяния, хотя обязано и способно их предвидеть.
Как следует из законодательного определения неосторожности, содержащегося в ч. 2 комментируемой статьи, ответственность за административные правонарушения, совершенные по неосторожности, наступает в случае причинения вредных последствий, что применимо только к материальным составам. Что касается формальных составов, то в них неосторожная форма вины выражается в том, что, совершая то или иное действие, лицо, как правило, не сознавало его противоправности, хотя могло и должно было сознавать.
4. Положения данной статьи о формах вины применяются только в отношении физических лиц. В отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в тех случаях, когда в статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется установление только того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в ч. 1 или ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат (п. 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).
www.kodap.ru