Оценочные суждения примеры – Какие суждения являются фактическими, какие оценочными, а какие утверждения носят теоретический характер. — Мои статьи — Каталог статей

Содержание

Что такое оценочное суждение? :: BusinessMan.ru

Абсолютно любой человек – это часть той среды, в которой он обитает. Это предполагает нежелание выделяться из общества. Теперь можно сделать вывод, что субъективное оценочное мнение каждого из нас – результат влияния общественных суждений.

Зачем нужна оценка?

Основная задача оценки – самоконтроль и самоуправление вкупе с отождествлением себя с обществом. Мы начинаем говорить об оценочном суждении, когда речь заходит о таких понятиях, как защита чести и достоинства. Но чаще всего данное понятие используется именно в научной сфере для того, чтобы дать определение тем или иным фактам и теориям.

Определения понятия

Оценочное суждение — это субъективная оценка человеком какого-либо явления окружающей среды. Проще говоря, это мнение, которое выражается чаще всего с помощью оценочных понятий. Их мы привыкли использовать в повседневной жизни, например, хорошо это или плохо. Таким образом мы объясняем нашу личную позицию в отношении конкретного предмета, человека или явления.

Какие бывают суждения?

Разделяют оценочные суждения обычно по их направленности. Мы можем говорить о трех типах:

  • Фактические или объективные суждения фиксируют те события, которые действительно происходили в жизни. Проще говоря, событие, которое было запечатлено людьми или специальными приборами, а также сохранено в любом виде или имеет доказательства. Фактическое теоретическое оценочное суждение может быть результатом как своего собственного, так и чужого опыта. Сюда же можно отнести события, которые происходят не только в реальной жизни, но и могут являться сюжетами книг, кино, рекламы и так далее. Например, Гарри Поттер – волшебник, который учился в Хогвартсе. Это определенно факт, но факт, который произошел в мире фантазии.
  • Оценочным суждением является субъективное мнение, которое даже может принадлежать не конкретному человеку, а целому обществу. Такой тип суждений отображает индивидуальное восприятие факта.
  • Теоретические суждения – это та информация, которая базируется на опыте не одного поколения. Для того чтобы иметь фактический оценочный теоретический характер суждений, абсолютно не обязательно быть ученым или разбираться в науке. Научный опыт может получить даже самый обычный человек.

Научный опыт

Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно определить, что такое научный опыт и где его взять. Тут все просто, обычно это любые события, концепции, теории, схемы, которые излагаются компетентными людьми упорядоченно и конкретно. Количество знаний в мире сумасшедшее, но научными признаются только те, которые получили свое одобрение научным сообщество и были опубликованы в специальных изданиях. Теоретические суждения нельзя путать с самыми обычными фактами. Ведь явление – это конкретное событие, а теория – схема действий. Каждый человек дает определенным явлениям и предметам самостоятельную оценку, и она считается таковой, даже если это суждение навязано ему окружающим миром.

Виды оценочного мнения

Психология характеризует оценочные суждения следующим образом. Они бывают: правильные/неправильные, адекватные/неадекватные, оптимальные/неоптимальные. Каждые свои фактические суждения и оценочные суждения человек характеризует в соответствии с этими тремя позициями. Даже несмотря на то, что человек может ошибаться, он всегда считает свое мнение правильным, адекватным и оптимальным. Каждая из этих характеристик имеет свои свойства. Например, человек может сложить свое мнение о правильности суждения другого человека, если сопоставит его с закономерностями развития событий. Что касается адекватности, то мы сравнивает суждение с действительностью, уже имеющимися фактами. Оптимальность мнения определяется выгодой мнения тому, кто это мнение высказывает. Например, если человек решил соврать, такое мнение можно будет назвать оптимальным, если благодаря своей лжи человек достигнет поставленной цели. Примеры оценочного суждения неадекватного и не оптимального могут быть такими: с человеком произошло что-то неприятное, но он посмотрел на ситуацию с оптимизмом и нашел положительные моменты. В будущем такое суждение помогло ему достичь новых целей и изменить свою жизнь к лучшему. Путем оценки окружающей действительности человек может управлять и контролировать самого себя, тем самым формируя собственную реальность. Если говорить о самой важной миссии оценочного суждения, то это не борьба за правду, а оправдание собственных размышлений, слов, поступков.

Какие бывают высказывания?

Суждение – это предложение, которое высказывается путем повествования. Обычно мы имеем дело со следующими видами мнений:

  • Оценочное — обычно предполагает открытое или косвенное выраженное мнение конкретного человека о происходящем с позиции хорошо это или плохо. Если присутствие оценочного суждения косвенно, то его идентифицировать можно, только если задавать дополнительные вопросы говорящему.
  • Обосновывающее – суждение, которое подкрепляется аргументами и фактами.
  • Аналитическое – суждение, которое отмечает конкретную необходимость существования конкретного явления или объекта, его анализ и степень связи с другими объектами.
  • Экзистенциальное – самое обычное мнение в чистом виде. Используется с целью обозначить существование определенного факта без конкретного объяснения.
  • Определение – суждение, суть которого раскрыть суть конкретного явления или предмета.

Если мнение вобрало в себя сразу несколько признаков из вышеперечисленных, значит, оно является конструктивным.

Воспитательный процесс

Немаловажное значение имеет оценочное суждение в образовательном процессе. Фактически на оценку и направлена деятельность педагога. Оценки – это своего рода индикаторы достижения определенных результатов учениками, которые воздействуют на учащихся как побуждение к действию. И если с психологией все понятно, то в педагогике существует своя классификация оценочных суждений.

  • Разрушительное – мнение педагога об учащемся, которое негативно влияет на самооценку последнего. Обычно такие суждения наполнены экспрессивной лексикой и никак не подталкивают ученика к достижению лучших результатов, даже, наоборот, способствуют тому, что он начинает действовать назло.
  • Ограничительное суждение основывается на сравнении определенных результатов с какой-то установленной истиной. Если ученик отклоняется от этой истины, он получает замечание. Таким образом его деятельность ограничивается определенными рамками, установленными учителем.
  • Поддерживающее оценочное суждение является самым эффективным. Например, учителя могут похвалить даже самого нерадивого ученика с той целью, чтобы он хотя бы одним глазком глянул в учебник.
  • Развивающее оценочное суждение является предпочтительным в образовании. Если предыдущий вариант определяет ученика в некую зону комфорта, где он всегда готов к похвале, то в данном случае замечания педагога направляют учащегося на путь к дальнейшему росту и движению вперед.

Как мы видим, в образовательном процессе оценочные суждения играют одну из главных ролей.

Примеры

Научная интерпретация фактов не имеет места без оценки и выражения мнения. Каждый ученый после анализа и изучение какой угодно информации должен выразить свое мнение, которое сложилось у него в процессе исследования. Именно поэтому любой материал имеет истинные социальные факты, которые перемешаны с субъективным мнением автора. Выявить оценочное суждение в научных публикациях можно благодаря использованию в тексте следующих конструкций: по всей вероятности, кажется, скорее всего, есть основания предполагать, я думаю, моя точка зрения и так далее. Нередко такие суждения могут стать почвой для объяснения влияния событий на другие предметы или явления. Определить их можно по наличию в тексте следующих фраз: эта ситуация может стать примером, данный факт объясняет следующее, исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод и так далее.

businessman.ru

Оценочные суждения | Консультации психолога онлайн

Оценочное суждение (мнение) – это субъективная оценка человеком любого явления окружающей действительности. Выражается обычно при помощи оценочных слов («приемлемо/неприемлемо», «хорошо/плохо») либо объясняет индивидуальную позицию человека.

По своей направленности суждения бывают трех типов:

  1. Фактические (объективные). То есть те, которые фиксируют реально произошедшие события. Другими словами – это реально свершившийся факт, зафиксированный людьми или специальными устройствами и сохраненный в любом виде. Фактическое мнение может быть результатом своего или чужого опыта. Часто к фактическим относят события, которые случились не в реальности, а являются сюжетами книг (фильмов, рекламных роликов). К примеру, то, что Алиса упала в кроличью нору – является фактом, хоть и произошедшим в мире фантазии.
  2. Оценочные (субъективные). Всегда субъективны, даже если являются общественными. Такие суждения отображают индивидуальное восприятие факта.
  3. Теоретические. Это изложение информации, основанное на опыте многих поколений. Человеку не обязательно быть ученым, чтобы основой его теоретических суждений стал научный опыт.
Для ясности, давайте разберемся, что собой представляет научный опыт. Это события, концепции, схемы, изложенные и упорядоченные определенным образом. Знание становится научным только после публикации в специальных изданиях.

Теоретические суждения легко спутать с фактами. Следует помнить, что факт – явление конкретное, а теория — всего лишь схема действий.
Человек всегда дает самостоятельную оценку окружающему миру, даже если мнение это продиктовано ему извне. Несмотря на это, оценочные мнения бывают нескольких видов:

  • правильные;
  • неправильные;
  • адекватные;
  • неадекватные;
  • оптимальные;
  • неоптимальные.
Эта классификация основана на изучении индивидуальных оценочных суждений. Ведь человек, высказывающий оценочное мнение, всегда считает его правильным, адекватным и оптимальным. Сам того не осознавая, он может ошибаться, особенно, если неосознанно выдает желаемое за действительное.

О правильности мнения можно судить, сопоставив его с закономерностью развития событий. Про адекватность – сравнивая с действительностью (фактами).
Под оптимальностью подразумевается, насколько выгодно оценочное мнение самому субъекту высказывания.

Иногда человек произносит откровенную неправду, сам отлично это понимая. Такой самообман может быть очень даже оптимальным, если результатом его стало достижение намеченной цели!


Пример такого неадекватного и неоптимального суждения – когда человек в самых безрадостных событиях (увольнение с работы, кража кошелька) находит положительные моменты, помогающие достичь чего-то нового и лучшего.

Неадекватные и неправильные оценочные суждения определяются путем сопоставления их с действительностью.

Оценивая происходящее вокруг, человек может управлять собой и формировать свою реальность. Общаясь с другими людьми, мы порой подмечаем неправильность их высказываний. То же самое происходит с теми, кто выслушивает нас. Получается, что все люди врут и говорят правду одновременно.

В итоге можно сказать, что главной функцией оценочного суждения является не выяснение истины, а оправдание собственных мыслей, слов, действий.

Любая оценка в конечном итоге влияет на поступки, поведение человека, его отношение к себе и окружающим.


У психически здоровых людей самооценка обычно немного завышена, что позволяет им держаться хотя бы на среднем уровне. Это явление характерно также и для человечества в целом. Впрочем, если подобный необоснованный оптимизм достигает глобальных масштабов – для общества это шаг в бездну.

Каждый человек – это частица своей среды, которая не желает слишком выделяться из общей массы. Отсюда следует вывод, что субъективное оценочное мнение каждого из нас – результат влияния общественных суждений. А основная функция оценки – в самоуправлении, а также в отождествлении себя с обществом.

 

www.psysovet.ru

фактические и оценочные суждения

В чем специфика заданий на  определение оценочных или фактических суждений? Задание В5 было направлено на дифференциацию в социальной информации факторов и оценочных суждений. Это умение проверялось заданиями базового уровня второй части работы. Попробуем разобраться, какие суждения являются фактическими, а какие оценочными. Слово«факт»происходит от латинского faktum – «сделанное, свершившееся».Факт– это знание в форме утверждения, достоверность которого строго установлена. Из курса обществознания известно, что факты образуют эмпирическую основу познания. Факт является непосредственным базисом науки, он признается как данность, как непреложная истина (одним из значения слова «факт» является «истинное знание»). Фактическое суждение фиксирует реальный факт, явление уже состоявшейся действительности, имевший место в реальное время. В обычном смысле социальным фактом называют действительное, вполне реальное событие, явление, то, что существует. В более широком, познавательном смысле под социальным фактом понимают знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место. Человек, познающий общественные явления, не может оставаться беспристрастным к тому, что он изучает, – у него формируется

собственное отношение,оценка– положительная или отрицательная, многоплановая, причем оценочная группа суждений может включать в себя не только чисто оценочный компонент («плохо», «хорошо», «прогрессивно», «реакционно», «позитивно» и т.п.), но и в более широком плане – отношение к явлению («служит примером», «создает надежную основу» и т.п.).
Отношения и оценки могут носить спорный характер. Суждения, носящие фактический характер нельзя оспорить.
Примером такого суждения может быть следующее: «В исследовании приняли участие 30000 мужчин  от 30 до 45 лет». Суждения оценочные выражают отношение к фактам, оценивают их значение. Эти суждения могут включать в себя как  чисто оценочный компонент («плохо», «хорошо», «безнравственно» и т.п.), так и  отношение к явлению в более широком плане, объяснение его причин с собственной позиции или оценку его влияния на другие явления («может объясняться», «является примером» и т.п.).  Примерамиоценочных суждениймогут служить: «Это мнение может объясняться низким уровнем образования» или «Полагаем, что такое распределения обязанностей негативно сказывается на взаимоотношениях в семье». В некоторых случаях даются слова подсказки «по мнению ученых», «вероятно», но часто таких подсказок нет.

studfiles.net

Что такое фактический характер и оценочное суждение?

Фактический характер присущ тем событиям, которые уже свершились. В дальнейшем эти обстоятельства будут являться основой для анализа и оценочных суждений. О том, как оцениваются события, и какие утверждения носят фактический характер, вы узнаете из нашей статьи. 

Что такое фактический характер?

Что такое оценочное суждение? 

Что такое фактический характер?

Фактическое суждение констатирует уже свершившееся событие. Именно поэтому мнение, которое носит фактический характер, невозможно опровергнуть.

Те события, которые уже случились, подлежат анализу и последующей оценке. Примером суждений, которые имеют фактический характер, могут быть следующие фразы: «кризис в экономике приводит к увеличению процента безработных граждан», «после окончания войны потребуются затраты на восстановление разрушенных городов». Эти утверждения не несут эмоциональной окраски, они лишь констатируют наступление событий и то, что произойдет после них.

Что такое оценочное суждение?

Любой факт, который имел место, подвергается оценке со стороны каждого человека. Мнение может быть как оценочным – например, выраженным словами «плохо», «хорошо», так и объясняющим позицию человека. Характер оценочных суждений может носить также безразличную направленность.

Оценочное суждение, как правило, выражается с помощью следующих фраз «на мой взгляд», «я считаю», «как отмечал докладчик» и т. д.  Но иногда такие суждения являются почвой для объяснения влияния события на другие предметы, для рассуждения о причинах произошедшего события. В этом случае в речи рассказчика будут использованы следующие обороты: «это событие может бытьпримером»; «данный факт является объяснением» и т. д.

nsovetnik.ru

Что такое оценочное суждение?

Характер оценочных суждений

Суждение – это мысль, высказываемая в повествовательном предложении, являющаяся ложью или истиной. Проще говоря, суждение – это высказывание, мнение о предмете или явлении, опровержение или подтверждение истинности конкретного явления. Они составляют основу мышления. Суждения могут быть фактическими, теоретическими и оценочными.

Фактические суждения

Начнем с определения слова «факт». Факт – это нечто уже свершившееся, состоявшееся в истории и оспариванию не подлежит. Связь фактических и оценочных суждений заключается в том, что над фактами всегда можно размышлять, они не подлежат оспариванию, но пригодны для анализа. Анализом же и являются оценочные суждения.

Оценочные суждения

Характерной особенностью оценочных суждений является вставки – «На мой взгляд», «Мое мнение», «По-моему», «С нашей точки зрения», «Как утверждалось,» и т.д.

Что такое фактический характер и оценочное суждение?

Оценочные суждения могут быть демонстрацией элементарного чисто оценочного характера, тогда они состоят из слов «плохо», «хорошо» и т.д. А могут быть почвой для объяснения влияния факта на другие предметы, рассуждения о причинах свершившегося. Тогда оценочные суждения будут содержать в себе следующие обороты: «может быть примером того, …», «является объяснением …» и т.п.

Теоретические суждения

Теоретические суждения – это переформулированные фактические суждения. Они имеют облик определений, несут в себе теоретические знания. К примеру: «По мере роста дохода покупателей спрос на товары увеличивается» — это фактическое суждение. Исходя из него, можно сформулировать теоретическое суждение: «Нормальным называется товар, спрос на который по мере роста дохода населения увеличивается».

Насколько вероятен сегодня дождь? Подходит ли данный человек на неко- торую должность? Каковы шансы любимой футбольной команды победить в решающем матче? Насколько я уверен в правильности принятого реше- ния? Какова реальная цена данного автомобиля, не чересчур ли много зап- рашивает за него продавец? Опасно ли ходить по ночам в данном районе го- рода? Какова вероятность поступить в этот в вущ на этот факультет? В ка- кой мере можно доверять этому человеку?

Каждому из нас часто приходится отвечать на подобные вопросы. Отве- тами на них являются оценочные суждения (в англоязычной литературе — judgment). Оценочное суждение представляет собой субъективное, или пси- хологическое, измерение. Вынося оценочное суждение, человек классифи- цирует, ранжирует, приписывает определенные числовые значения объек- там, событиям или людям. Например на вопрос о том, подходит ли данный претендент для работы в данной должности, можно ответить ʼʼдаʼʼ или ʼʼнетʼʼ, можно сравнить ᴇᴦο с другими претендентами, а можно оценить степень со- ответствия должности в процентах. В первом случае это будет простая клас- сификация на пригодных и непригодных к должности, во втором — проце- дура ранжирования, а в третьем — приписывание числового значения. Но во всех этих случаях мы имеем дело с оценочным суждением.

Оценочные суждения можно с полным правом отнести к категории ког- нитивных процессов или процессов переработки информации. Однако оценочные суждения имеют определенную специфику. Суть её состоит в том, что они стоят (если можно так выразиться) на ʼʼкраюʼʼ множества ког- нитивных процессов. С одной стороны, в оценочных суждениях исполь- зуется все то, что приобретено на первичных этапах обработки информа- ции — сенсорном и перцептивном; с другой — именно оценочными суж- дениями завершается процесс информационной подготовки действия, именно на их базе и под их непосредственным влиянием развертыва- ются так называемые регулятивные процессы˸ принимаются решения, осу- ществляется целеполагаение и планируется поведение. В силу указанной (ʼʼкраевойʼʼ) специфики оценочные суждения в большей степени, чем, ска- жем, ощущения и восприятие, ʼʼпривязаныʼʼ к мотивационным и эмоцио- нальным процесам. В оценочных суждениях отражаются не только (а иног- да и не столько) реальность, но и потребности и цели самого индивида.

Глава 11. Оценочные суждения

Психологическое исследование оценочных суждений началось в 50-х го- дах XX века в рамках проблем принятия решения. В 1954 г. Ворд Эдварде опубликовал обзор исследований принятия решения, про- веденных экономистами, математиками и философами. В 1955 г. другой из- вестный исследователь Герберт Саймон сформулировал прин- цип ограниченной рациональности, суть которого состояла в том, что в силу ограниченности когнитивных способностей человека ᴇᴦο оценочные сужде- ния и решения существенно отличаются от рациональных, они неоптималь- ны и полны ошибок. С тех пор усилия психологов, работающих в сфере исследования оценочных суждений, были направлены на то, чтобы выявить все новые и новые ошибки в субъективных измерениях. Ошибкой при этом считалось все то, что не соответствует нормативной модели — математической модели принятия решения, разработанной математиками или экономиста- ми. Дело дошло почти до трагического накала страстей. Все более и более крепла уверенность в том, что человеческие оценочные суждения имеют весьма нестабильный, непоследовательный и нечеткий характер, они зло- веще искажают реальность, их рациональность неизбежно нарушается мно- жеством различных факторов˸ спецификой задачи, контекстом, индивиду- альными качествами человека, выносящего оценочное суждение, ᴇᴦο эмо- циональным состоянием и т. д. . Картина получалась такая, что человек в своих оценках реальности и решениях— практически полностью иррациональное существо. Ситуация сложилась парадоксальная. С одной стороны, мы имеем рациональные, нормативные модели, теории, предпи- сывающие человеку то, как ему надо поступать, с другой позиции, нераци- ональное поведение человека. Причем автором как первого (теорий), так и второго (реального поведения) было все то же человечество.

Читайте также

  • — Оценочные суждения

    Насколько вероятен сегодня дождь? Подходит ли данный человек на неко- торую должность? Каковы шансы любимой футбольной команды победить в решающем матче? Насколько я уверен в правильности принятого реше- ния? Какова реальная цена данного автомобиля, не слишком ли много… .

  • — Глава 11. Оценочные суждения

    исследования мотивационных, интеыциональных (цели, намерения, уста- новки) и эмоциональных факторов на оценочное поведение. Литература Сатегег С, Weber M. Recent developments in modeling preferences: uncertanty and ambiguity//J. Risk Uncertain. 1992. Vol. 5. P. 325-370. Edwards W. The theory of decision making//Psychological Bulletin. 1954. Vol. 51. P…. .

  • — Оценочные суждения

    Насколько вероятен сегодня дождь? Подходит ли данный человек на неко- торую должность? Каковы шансы любимой футбольной команды победить в решающем матче? Насколько я уверен в правильности принятого реше- ния? Какова реальная цена данного автомобиля, не слишком ли много… .

  • — Глава 11. Оценочные суждения

    исследования мотивационных, интеыциональных (цели, намерения, уста- новки) и эмоциональных факторов на оценочное поведение. Литература Сатегег С, Weber M. Recent developments in modeling preferences: uncertanty and ambiguity//J. Risk Uncertain. 1992. Vol. 5. P. 325-370. Edwards W. The theory of decision making//Psychological Bulletin.

    Ответы на любые вопросы

    1954. Vol. 51. P…. .

  • — Глава 11. Оценочные суждения

    исследования мотивационных, интеыциональных (цели, намерения, уста- новки) и эмоциональных факторов на оценочное поведение. Литература Сатегег С, Weber M. Recent developments in modeling preferences: uncertanty and ambiguity//J. Risk Uncertain. 1992. Vol. 5. P. 325-370. Edwards W. The theory of decision making//Psychological Bulletin. 1954. Vol. 51. P…. .

  • Оценочная компания

    Команда профессионалов из ООО «Оценочная компания МНЕНИЕ» оперативно выполнит оценку вашего имущества, определит размер полученного ущерба, стоимость бизнеса и ценных бумаг. Мы осуществляем свою деятельность на территории Москвы, Московской области и регионов России.

    Оценочные суждения: взгляд на себя со стороны

    Работаем с как с юридическими так и частными лицами. Чтобы заказать оценку в аккредитованной оценочной компании прямо сейчас, звоните:
    +7(499)270-12-99 или 8 (800) 100-32-54 (Звонок по России БЕСПЛАТНЫЙ).

    Обратившись к нам, вы сможете заказать профессиональную и максимально точную оценку:

    1. • квартиры
    2. • коммунальной комнаты;
    3. • коммерческой недвижимости;
    4. • нежилого помещения;
    5. • загородной недвижимости;
    6. • автомототехники
    7. • техники спецназначения;
    8. • водо- и воздухоплавательного транспорта;
    9. • бизнеса;
    10. • ценных бумаг
    11. • различного оборудования.

    Также мы предоставляем услуги по оценке полученного или нанесенного ущерба таких категорий, как недвижимость и автомототранспорт.

    Дополнительная информация

    На нашем сайте, оценочной компании «Мнение», вы сможете более подробно ознакомиться с тонкостями оценки той или иной категории, узнать последовательность выполнения экспертизы и другую полезную информацию. Мы предоставляем различные информационные статьи, которые находятся в соответствующих разделах данного ресурса.
    В специальном разделе предоставлены актуальные расценки на все востребованные оценочные работы, предоставляемые нашими специалистами. Чтобы узнать стоимость оценки конкретной категории, нажмите кнопку «Наш прайс лист».
    Для связи с оценщиком вы можете воспользоваться любым способом связи в соответствующем разделе или оставить онлайн заявку.

    Как заказать оценку имущества в Москве

    Чтобы заказать максимально точную оценку имущества, нанесенного ущерба, стоимости бизнес-проекта или ценных бумаг в независимой оценочной компании, позвоните по указанному номеру телефона. Закажите бесплатный звонок через удобную программу в правом углу или напишите Ваш вопрос нам на электронную почту. Мы проведем бесплатный аудит Вашего вопроса и при достижение договоренности, заключим договор.

    «Мнение»оценочная фирма, работающая на результат в соотвествии со стандартами ФСО

    Понятие и виды оценочных понятий

    Понятия точного значения придают уголовному закону качество формальной определенности. Они применяются тогда, когда необходимо жестко закрепить различные признаки состава преступления (объекта, признаков объективной стороны и т.д.) способом, не допускающим никаких исключений. Понятия точного значения обеспечивают точность, краткость и последовательность выражения государственной воли в уголовном законе, способствуют единообразному применению уголовного законодательства.

    Но, с другой стороны, в силу своей однозначности, жесткости, ограниченности круга охватываемых явлений (предметов) эти понятия не всегда отвечают задачам уголовного законодательства. Поэтому законодатель наряду с понятиями точного значения широко использует понятия оценочные.

    Последние являются весьма своеобразным инструментом, применяемым законодателем при конструировании уголовного закона, его своеобразие заключается в том, что оценочные понятия – понятия высокоабстрактные – дают возможность законодателю включить в область правового регулирования большое количество явлений, состояний, отношений и т.д., отличающихся различными эмпирическими свойствами.

    Оценочные понятия – это понятия, содержание которых непосредственно раскрывается лишь в процессе применения правовых норм в пределах зафиксированной законом общности, путем оценки конкретных обстоятельств каждого случая на основе правосознания субъекта, применяющего закон.

    К видам оценочных понятий относят количественные, качественные и смешанного типа.

    Количественные оценочные понятия характеризуются тем, что они выражают определенную меру отражаемых ими явлений. Эта мера может характеризовать такие стороны явлений, как масштабы деятельности (“крупные размеры”), размеры преступных последствий (“крупный ущерб”) и т.д. Уточнение содержания этих понятий производится с учетом количественных критериев, которые могут быть выражены числом, например, определенной денежной суммой.

    И если эти критерии закреплены в самом законе, то понятие из оценочного превращается в понятие точного значения, о чем говорилось выше. Так, в настоящее время хищение считается совершенным в крупных размерах, если стоимость похищенного в 500 раз превышает минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации. Этот критерий установлен в самом законе (примечание 2 к ст. 158 УК РФ).

    Качественные оценочные понятия не могут быть выражены при помощи количественных критериев. Если для количественных оценочных понятий характерна преимущественно одна (количественная) сторона явления, то особенность содержания качественных оценочных понятий является совокупностью определенных эмпирических признаков. Например, для установления “общеопасного способа” (п. “е” ч.2 ст. 105 УК РФ) необходимо учитывать конкретный способ совершения преступления (поджог, взрыв, и т.п.), наличие реальной опасности для жизни и здоровья большого числа людей, то есть совокупность признаков, которая соответствует содержанию указанного оценочного понятия.

    Наряду с количественными и качественными оценочными понятиями в уголовном законодательстве имеются понятия смешанного типа, которые предполагают наличие и количественной, и качественной оценки. Оценочные понятия смешанного типа отличаются сложной структурой.

    Такие понятия, как “существенный вред”, “тяжкие последствия” и другие предполагают, с одной стороны, причинение материального ущерба, с другой – вреда нематериального (неимущественного) характера в виде вреда, причиненного здоровью людей, нарушение нормальной деятельности предприятий, учреждений и т.п. Установление “существенности” или “тяжести” вреда в случае причинения имущественного ущерба предполагает использование количественных критериев, в то время как ущерб нематериального характера требует других критериев оценки – качественных.

    Дата добавления: 2015-07-15; просмотров: 1128 | Нарушение авторских прав

    Читайте в этой же книге:Конкретное и абстрактное при квалификации преступлений | Применение логических форм и законов логики при квалификации преступлений | Понятие состава преступления и его функции | Схема: Элементы состава преступления | Схема: Классификация составов преступления | Ведение.

    Как оценочные суждения разрушают жизнь?

    | Поняте и признаки ошибки | Юридическая ошибка и ее виды | Фактические ошибки: понятие, виды, разновидности и влияние на квалификацию | Ошибка в средствах. |

    mybiblioteka.su — 2015-2018 год. (0.007 сек.)

    fibradecor.ru

    Какие суждения являются фактическими, какие оценочными, а какие утверждения носят теоретический характер. — Мои статьи — Каталог статей

    Рекомендация

    Какие суждения являются фактическими, какие оценочными, а какие утверждения носят теоретический характер.


    Слово «факт» происходит от латинского faktum – «сделанное, свершившееся».
    Факт – это знание в форме утверждения, достоверность которого строго установлена. Факты образуют эмпирическую основу познания. Фактическое суждение фиксирует реальный факт, явление уже состоявшейся действительности, имевший место в реальное время. Суждения, носящие фактический характер нельзя оспорить.

    Наука различает три вида социальных фактов:

    • Действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп.
    • Продукты человеческой деятельности (материальные и духовные).
    • Словесные (вербальные) действия: мнения, суждения, оценки. Примерами таких социальных фактов могут быть: переход Суворова через Альпы, пирамида Хеопса, слова, сказанные Архимедом: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину земной шар».

    Итак, фактический характер носят те события, которые реально произошли и являются только материалом для дальнейшего анализа, дальнейших оценочных суждений. Например, в тексте указывается «с ростом доходов потребителя реже ремонтируют одежду и обувь, предпочитая покупать новые, отказываются от дешёвых и не очень качественных  продуктов питания». Положение не даёт оценок. То же самое и в предложении — «эту закономерность исследовал немецкий экономист Эрнст Энгель» — констатируется факт.

    С научным объяснением факта связана и его оценка. Человек, познающий социальные явления, не может быть безразличен к изучаемым фактам, у него формируется собственное к ним отношение, положительное или отрицательное, т. е. он так или иначе оценивает события. Суждения(высказывание, мнение об определенном факте, предмете, явлении) оценочныевыражают отношение к фактам, оценивают их значение. Эти суждения могут включать в себя как чисто оценочный компонент («плохо», «хорошо», «безнравственно» и т.п.), так и отношение к явлению в более широком плане, объяснение его причин с собственной позиции или оценку его влияния на другие явления («может объясняться», «является примером» и т.п.). Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «по вашему мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «как отмечал» и т. п.  Поэтому следует тщательным образом анализировать представленные в задании положения текста, мысленно соотнося их с социальным фактом или оценочным суждением.

    Итак, факты образуют эмпирическую основу познания. Научно установленный факт – базис науки, он признается как данность, как непреложная истина (одним из значения слова «факт» является «истинное знание»). Тогда как объяснения фактов, отношение к ним, оценки их роли могут быть различны.

    Для выполнения подобных заданий многие справочники рекомендуют  пользоваться следующими рекомендациями:

     

    Фактические суждения
    Фактические суждения могут содержать следующие словосочетания:

    Оценочные суждения
    Примерами оценочных суждений могут служить:

    Возникли

    Считается,  должны

    Включают

    С точки зрения исследователей

    Цифры – (объем)

    По-видимому

    Решают

    Думается

    Предназначаются

    На наш взгляд

    Это – (какой-то факт)

    Представляется

    Во все времена была

    Необходимо признать

    Обеспечивают

    По мнению ряда исследователей

    Поэтому (утверждение)

    С нашей точки зрения

    Принята, утверждена

    Скорее всего

    Однако… (какой-то факт)

    По нашему мнению

    Имеют форму

    Согласно другой точке зрения

    Признает

    Можно предположить

    Запрещает (утверждение)

    Преуменьшение…неоправданно

    Поставила (свершившийся факт)

    Идет довольно активно (какой-то процесс)

    Вошла в десятку

    Однако…

    Связывают

    Имеет уверенную тенденцию к сохранению

    Состоялся

    Если сохраниться, то можно предположить

    Заявили о слиянии

    Что-то сегодня находиться в упадке

    Окончила институт

    Все это самым губительным образом отражается на…

    Много тратит времени

    — это величайшее завоевание цивилизации

    Все больше пользуются

    В этом году он получил злободневную направленность

    Поставлен диагноз

    Уровень существенно возрос

    Специалисты зафиксировали

    Разрыв нельзя было считать приемлемым

    Это вызвало значительный рост

    Акции нефтяной компании становятся «локомотивом»

    Состоялся очередной Международный фестиваль дизайна

    Вряд ли акции будут стабильны

    В исследовании приняли участие 30000 мужчин

    Она правильно поступает

    Дата

    Привычка может привести

    Фактически свершилось

    Он получил злободневную направленность и стал более современным.

    Произошло

    Уровень представленных работ существенно возрос

     

    Существовавший ранее разрыв между «медальными» проектами и всеми остальными нельзя было считать приемлемым

     

    Полагаем, что такое распределения обязанностей негативно сказывается на взаимоотношениях в семье

     

    Это мнение может объясняться низким уровнем образования

     

     

     

    uchltel-lstoria.ucoz.org

    ЕГЭ – 2013. Обществознание. Трудные вопросы ЕГЭ. Часть В

    По данным аналитического отчета ФИПИ об итогах ЕГЭ 2012 г. по обществознанию средний показатель выполнения заданий группы В по разделам «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения» – 60–61%. Несколько хуже показатели по компонентам «Право» – 55% и «Политика» – 53%.

    Выполнение заданий группы В требует от выпускников не только теоретических знаний, но и умение их преобразовывать, правильно использовать понятия в определенном смысловом контексте, классифицировать понятия, соотносить их друг с другом. Обратимся к наиболее характерным с этой точки зрения заданиям.

    Задание В5 содержит в качестве условия небольшой комплекс взаимосвязанных суждений. У выпускников проверяется умение различать в любых сообщениях социальной направленности объективные констатации и субъективно-оценочные составляющие. В 2012 г. выполняемость задания В5 – 60% (в 2011 г. показатель был выше – 86%). Задание на дифференциацию в социальной информации фактов и мнений (относится к базовому уровню сложности).
    Правильное выполнение этого задания оценивается следующим образом: полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одним неверно указанным символом) или неполное выполнение задания (отсутствие одного символа при верно указанных других символах) – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух и более ошибочных символов) – 0 баллов. Каждое задание части 2 считается выполненным верно, если верный ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

    В 2013 г. модель задания В5 будет усложнена, предполагается включение в мини — текст третьего компонента – суждения – теоретического постулата. Это позволит выявлять умение различать в текстах социальной направленности важный и широко представленный в них компонент – положения теории, на которых базируется современное научное обществознание.
    В чем специфика заданий на определение оценочных, фактических суждений и характера теоретических утверждений?

    Задание В5 1

    Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
    (А) Нормальным называется товар, спрос на который увеличивается по мере роста дохода покупателей. (Б) Вполне естественно, что население стремится приобретать больше высококачественного продовольствия, одежды, бытовой техники, автомобилей. (В) Товары низшего качества покупают больше, если доходы населения падают, и от их приобретения население отказывается по мере роста доходов. (Г) Так, с ростом доходов потребителя реже ремонтируют одежду и обувь, предпочитая покупать новые, отказываются от дешёвых и не очень качественных продуктов питания. (Д) Эту закономерность исследовал немецкий экономист Эрнст Энгель.

    Определите, какие положения текста имеют:
    1) фактический характер;
    2) характер оценочных суждений;
    3) характер теоретических утверждений.

    Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

    А Б В Г Д
             

    Попробуем разобраться, какие суждения являются фактическими, какие оценочными, а какие утверждения носят теоретический характер.
    Слово «факт» происходит от латинского faktum – «сделанное, свершившееся».
    Факт – это знание в форме утверждения, достоверность которого строго установлена. Факты образуют эмпирическую основу познания. Фактическое суждение фиксирует реальный факт, явление уже состоявшейся действительности, имевший место в реальное время. Суждения, носящие фактический характер нельзя оспорить.

    Наука различает три вида социальных фактов:

    Действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп. Продукты человеческой деятельности (материальные и духовные).
    Словесные (вербальные) действия: мнения, суждения, оценки. Примерами таких социальных фактов могут быть: переход Суворова через Альпы, пирамида Хеопса, слова, сказанные Архимедом: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину земной шар».

    Итак, фактический характер носят те события, которые реально произошли и являются только материалом для дальнейшего анализа, дальнейших оценочных суждений. Например, в тексте указывается «с ростом доходов потребителя реже ремонтируют одежду и обувь, предпочитая покупать новые, отказываются от дешёвых и не очень качественных продуктов питания». Положение не даёт оценок. То же самое и в предложении — «эту закономерность исследовал немецкий экономист Эрнст Энгель» — констатируется факт.

    Следовательно, в нашем примере положения фактического характера будут суждения (Г) и (Д).

    С научным объяснением факта связана и его оценка. Человек, познающий социальные явления, не может быть безразличен к изучаемым фактам, у него формируется собственное к ним отношение, положительное или отрицательное, т. е. он так или иначе оценивает события. Суждения(высказывание, мнение об определенном факте, предмете, явлении) оценочныевыражают отношение к фактам, оценивают их значение. Эти суждения могут включать в себя как чисто оценочный компонент («плохо», «хорошо», «безнравственно» и т.п.), так и отношение к явлению в более широком плане, объяснение его причин с собственной позиции или оценку его влияния на другие явления («может объясняться», «является примером» и т.п.). Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «по вашему мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «как отмечал» и т. п. Поэтому следует тщательным образом анализировать представленные в задании положения текста, мысленно соотнося их с социальным фактом или оценочным суждением.

    Анализируя приведенный текст, можно сделать вывод, что оценочный характер носит положение (Б).

    Итак, факты образуют эмпирическую основу познания. Научно установленный факт – базис науки, он признается как данность, как непреложная истина (одним из значения слова «факт» является «истинное знание»). Тогда как объяснения фактов, отношение к ним, оценки их роли могут быть различны.

    Для выполнения подобных заданий многие справочники рекомендуют пользоваться следующими рекомендациями:

    Фактические суждения могут содержать следующие словосочетания: Примерами оценочных суждений могут служить:
    Возникли Считается, должны
    Включают С точки зрения исследователей
    Цифры – (объем) По-видимому
    Решают Думается
    Предназначаются На наш взгляд
    Это – (какой-то факт) Представляется
    Во все времена была Необходимо признать
    Обеспечивают По мнению ряда исследователей
    Поэтому (утверждение) С нашей точки зрения
    Принята, утверждена Скорее всего
    Однако… (какой-то факт) По нашему мнению
    Имеют форму Согласно другой точке зрения
    Признает Можно предположить
    Запрещает (утверждение) Преуменьшение…неоправданно
    Поставила (свершившийся факт) Идет довольно активно (какой-то процесс)
    Вошла в десятку Однако…
    Связывают Имеет уверенную тенденцию к сохранению
    Состоялся Если сохраниться, то можно предположить
    Заявили о слиянии Что-то сегодня находиться в упадке
    Окончила институт Все это самым губительным образом отражается на…
    Много тратит времени — это величайшее завоевание цивилизации
    Все больше пользуются В этом году он получил злободневную направленность
    Поставлен диагноз Уровень существенно возрос
    Специалисты зафиксировали Разрыв нельзя было считать приемлемым
    Это вызвало значительный рост Акции нефтяной компании становятся «локомотивом»
    Состоялся очередной Международный фестиваль дизайна Вряд ли акции будут стабильны
    В исследовании приняли участие 30000 мужчин Она правильно поступает
    Дата Привычка может привести
    Фактически свершилось Он получил злободневную направленность и стал более современным
    Произошло Уровень представленных работ существенно возрос
    Существовавший ранее разрыв между «медальными» проектами и всеми остальными нельзя было считать приемлемым
    Полагаем, что такое распределения обязанностей негативно сказывается на взаимоотношениях в семье
    Это мнение может объясняться низким уровнем образования

    Теоретическое утверждение – это такое исходное утверждение единой всеобщей теории или такое утверждение, выведенное в процессе непротиворечивых рассуждений из ранее установленных утверждений этой теории, которое не противоречит всем смежным с ним исходным и выводным утверждениям единой всеобщей теории.

    Таким образом, правильный ответ:

    А теперь порешаем?!

    Примеры заданий В5 2

    №1. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

    (А) В современном обществе возникают ситуации, когда человек сознательно участвует в различных культурных традициях. (Б) Очевидно, они связаны с миграциями населения, модернизацией. (В) Последствием может стать психологическая расщепленность, формирование «расколотого» типа личности. (Г) Социологи называют положение такой личности маргинальным. (Д) Опасностью маргинального положения является воздействие на человека противоречащих друг другу норм ценностей.

    Определите, какие положения текста носят
    1) фактический характер
    2) характер оценочных суждений
    3) характер теоретических утверждений.

    Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

    А Б В Г Д
             

    № 2. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

    (А) Группа учёных во главе с А. Печчеи организовала так называемый Римский клуб – международную неправительственную организацию, цель которой – изучение проблем современного мира. (Б) Неконтролируемый рост населения, экологические проблемы, современные достижения науки и технологии поставили проблему оценки направленности качества социального прогресса. (В) Обострение глобальных проблем свидетельствует, на наш взгляд, о кризисе современной цивилизации. (Г) В то же время допускаем, что попытки разрешить глобальные проблемы укрепляют единство стран и народов. (Д) В работе Римского клуба принимают участие специалисты из разных стран.

    Определите, какие положения текста носят:
    1) фактический характер;
    2) характер оценочных суждений;
    3) характер теоретических утверждений.

    Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

    А Б В Г Д
             

    № 3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

    (А) Социологи выделяют несколько факторов социальной мобильности. (Б) Часть из них являются объективными – государственный режим, социально-экономическая и политическая ситуация в обществе, процессы модернизации. (В) Некоторые факторы связаны с активностью самой личности – уровень образования, карьера и др. (Г) Но как бы ни складывались внешние обстоятельства, индивидуальная мобильность, очевидно, определяется уровнем притязаний и активностью деятельности человека. (Д) В современном обществе у человека есть, наверное, все шансы реализовать себя, достичь высокого социального положения.

    Определите, какие положения текста носят:
    1) фактический характер;
    2) характер оценочных суждений;
    3) характер теоретических утверждений.

    Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

    А Б В Г Д
             

    № 4. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

    (А) Иван успешно прошёл собеседование при приёме на работу на должность юриста. (Б) Но работодатель отказался заключить с ним трудовой договор, узнав, что ему 48 лет. (В) В объявленной вакансии возраст претендента особо не оговаривался. (Г) Правильным со стороны Ивана было бы обжаловать это решение в суде. (Д) Трудовые споры рассматриваются судами общей юрисдикции в рамках гражданского процесса.

    Определите, какие положения текста носят:
    1) фактический характер;
    2) характер оценочных суждений;
    3) характер теоретических утверждений.

    Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

    А Б В Г Д
             

    № 5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положе­ние которого обозначено определённой буквой.

    (А) Глобальные проблемы современного мира угрожают выживанию человечества как биологического вида. (Б) Пре­уменьшение опасности новой мировой войны в современных условиях неоправданно. (В) По официальным сведениям, на Земле насчитывается около 70 тысяч единиц ядерного оружия. (Г) Проведённые расчёты показывают, что этот арсенал способен полностью уничтожить жизнь на планете. (Д) Считаем, что обращение к мировому сообществу с призывом к разоружению крайне необходимо.

    Определите, какие положения текста носят:
    1) фактический характер;
    2) характер оценочных суждений;
    3) характер теоретических утверждений.

    Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

    А Б В Г Д
             

    № 6. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положе­ние которого обозначено определённой буквой.

    (А) Семья как социальный институт обеспечивает репродукцию и первичную социализацию новых поколений. (Б) В исследовании приняли участие 1503 человека – юноши и девушки старше 18 лет. (В) Им задавали различные вопросы: о заключении брака, разводе и воспитании детей. (Г) Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (Д) На наш взгляд, такие браки деста­билизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.

    Определите, какие положения текста носят:
    1) фактический характер;
    2) характер оценочных суждений;
    3) характер теоретических утверждений.

    Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

    А Б В Г Д
             

    № 7. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

    (А) Возникновение семейных правоотношений связано с официальной регистрацией брака в установленном законом порядке. (Б) В органы ЗАГС пришли совершеннолетние Иван и Наталья, чтобы подать заявление о государственной регистрации брака. (В) Сотрудник ЗАГС отказался принять это заявление, потому что Иван признан судом недееспособным. (Г) Наталья, знавшая об этом и руководствовавшаяся жела­нием зарегистрироваться в квартире Ивана, поступила безнравственно. (Д) Опекунам Ивана следует лучше следить за ним.

    Определите, какие положения текста носят
    1) фактический характер
    2) характер оценочных суждений
    3) характер теоретических утверждений.

    Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

    А Б В Г Д
             

    № 8. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

    (А) Средний класс в современных западных обществах – это наиболее многочисленная часть общества. (Б) Видимо, не­возможно выделить единый, универсальный критерий принадлежности к среднему классу. (В) В качестве критериев используются и уровень доходов, и стандарты потребления, и уровень образования, и способность к квалифицированному труду. (Г) Средний класс включает мелких предпринимателей, высококвалифицированных рабочих, специалистов сферы обслуживания, административный персонал, интеллигенцию и другие группы. (Д) Средний класс представляется осно­вой стабильного развития общества.

    Определите, какие положения текста носят:
    1) фактический характер;
    2) характер оценочных суждений;
    3) характер теоретических утверждений.

    Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

    А Б В Г Д
             

    № 9. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

    (А) Процесс обесценивания денег, т.е. инфляция, проявля­ется в повышении цен, не обоснованном повышением качества товаров и услуг (Б) Рост цен в стране Z в зимние месяцы ока­зался «скромнее» прогнозов большинства экономистов. (В) Инфляция составила 2,1% (3,4% за зиму предыдущего года). (Г) Скорее всего, замедлению показателя способствует снижение цен на нефть на мировых торговых площадках. (Д) Возможно, сыграла свою роль в статистике и стабилизация цен на бензин на внутреннем рынке.

    Определите, какие положения текста носят:
    1) фактический характер;
    2) характер оценочных суждений;
    3) характер теоретических утверждений.

    Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

    А Б В Г Д
             

    Ответы: 3

    № задания А Б В Г Д
    № 1 1 2 3 1 3
    № 2 1 3 2 2 1
    № 3 1 3 3 2 2
    № 4 1 1 1 2 3
    № 5 3 2 1 1 2
    № 6 3 1 1 1 2
    № 7 3 1 1 2 2
    № 8 1 2 3 3 2
    № 9 3 2 1 2 2

    Согласно данным аналитического отчёта ФИПИ о результатах ЕГЭ 2012 г сложным для выпускников является и задание В6, предполагающее включение понятий и терминов в определенный смысловой контекст. Данные результатов ЕГЭ 2012 г. показывают, что это относится ко всем разделам курса. Наибольшую сложность вызывает использование правовых терминов. Средний процент выполнения задания В6 – 45,4% 4. Это самый низкий показатель выполнения заданий части 2 выпускниками. Крайне низкий результат выполнения задания В6 свидетельствует об отсутствии системных знаний курса и низкой коммуникативной культуре данной группы выпускников.

    Вопрос о данном типе заданий уже рассматривался. Информацию можно посмотреть здесь.

    Примечания:
    1 ЕГЭ – 2013: Обществознание: самое полное издание типовых вариантов заданий/авт. – сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – Москва: Астрель, 2003. (ФИПИ).
    2 Там же.
    3 ЕГЭ – 2013: Обществознание: самое полное издание типовых вариантов заданий/авт. – сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – Москва: Астрель, 2003. С.146 — 148
    4 Аналитический отчет о результатах ЕГЭ 2012 г. С.6.

    При составлении статьи были использованы материалы:
    1. Аналитический отчет о результатах ЕГЭ 2012 г. (http://www.fipi.ru).
    2. ЕГЭ – 2013: Обществознание: самое полное издание типовых вариантов заданий/авт. – сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – Москва: Астрель, 2003. (ФИПИ)

    Марина Офёркина, 04.12.2012, 146264

    11klassniki.ru

    Оставить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *