Общее собрание собственников помещений – Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме | Защита прав потребителей | Основные направления деятельности

Содержание

Общее собрание собственников многоквартирного дома. Порядок проведения, судебная практика

Содержание публикации:

  • Право на обращение в суд
  • Очная, заочная форма проведения собрания собственников и поквартирный обход
  • Повестка дня общего собрания собственников
  • Уведомление о проведении собрания собственников. Надлежащий ли способ?
  • Кто надлежащий ответчик?
  • Признание решения общего собрания собственников недействительным. Существенность нарушений порядка проведения собрания.
  • Право жилищной инспекции обжаловать в суде решение общего собрания
  • Образцы исковых заявлений
  • Рекомендуемые публикации по теме на logos-pravo.ru (доверенность на участие в общем собрании собственников; голосование и подсчет голосов на общем собрании собственников МКД; может ли несовершеннолетний быть членом ТСЖ и голосовать на общем собрании?)
  • Образцы протоколов общих собраний собственников, уведомлений, бюллетеней
  • ​Смена управляющей компании в сфере ЖКХ. Судебная практика

Общее собрание собственников помещений многоквартирного жилого дома (МКД) является высшим органом управления домом, к компетенции которого законодателем отнесены самые важные вопросы. Только общее собрание собственников может принять решение о выборе способа управления домом (ТСЖ, управляющая организация или непосредственное управление), о распоряжении общим имуществом собственников (фасадов здания под размещение рекламы, сдача в аренду помещения подвалов и проч.), о проведении текущего или капитального ремонта и т.д.

Однако, несмотря на то, что Жилищный кодекс РФ вступил в силу с марта 2005 года, как показывает практика, собственники еще не в полной мере усвоили нормы закона, регулирующие порядок проведения общих собраний собственников. Нарушения положений Жилищного кодекса РФ, допущенные при проведении общих собраний нередко влекут признание принятых решений собственников недействительными, что не может не сказываться на стабильности и определенности в управлении и эксплуатации жилого дома.

В данном обзоре мы ответим на некоторые вопросы, касающиеся порядка проведения общего собрания собственников. Ранее, на данную тему мы публиковали «Обзор судебной практики обжалования решений общего собрания собственников помещений в жилом доме, общего собрания членов ТСЖ», в котором, возможно, найдется ответ на ваш вопрос, если вы не нашли его в настоящем обзоре.

Право на обращение в суд

Обжалование решения общего собрания собственников, принятого до покупки квартиры
12 августа 2013 года я приобрел квартиру в многоквартирном жилом доме. 26 августа я узнал, что в июле 2013 года в данном доме было проведено общее собрание собственников, на котором принято решение… Могу ли обжаловать решение в суд?


  • Добавлено 13.08.2015г.: Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ введена статья 44.1 ЖК РФ, согласно которой, наряду с такими формами голосования как «очное», «заочное», предусмотрена очно-заочная форма; см. ст. 47 ЖК РФ.

Очная, заочная форма проведения собрания собственников и поквартирный обход

Форма проведения общего собрания собственников: очная или заочная?

Как я понимаю, сегодня жилищное законодательство содержит норму, в соответствии с которой, общее собрание собственников в заочной форме можно проводить лишь в случае, когда не состоялось, ввиду отсутствия кворума общее собрание, проводимое путем совместного присутствия…

Собрание собственников в форме заочного голосования без проведения очного
Так как все равно на общее собрание никто не ходит (всегда не хватает кворума), принято решение о проведении собраний собственников в заочной форме. Насколько это законно?

Решение общего собрания собственников и поквартирный обход граждан (заочная форма)
Истцами по делу указывалось следующее. «Очная форма собрания», «заочное голосование» и «поквартирный обход граждан»…

Заочное собрание собственников МКД и поквартирный обход. Судебная практика
Поквартирный обход собственников помещений многоквартирного жилого дома (МКД) с целью сбора подписей за то или иное решение, оформленный впоследствии как решение общего собрания собственников, нарушает установленный Жилищным кодексом РФ порядок проведения собраний собственников…

Повестка дня общего собрания собственников

Повестка дня общего собрания собственников Изменение повестки собрания
Можно ли изменить повестку дня общего собрания собственников, а точнее, конкретизировать ее? Например, в сообщении о проведении общего собрания и в листах голосования…

Повестка общего собрания собственников. Формулировки, влекущие признание собрания недействительным
В Жилищном кодексе РФ я не нашел норм права, в соответствии с которыми запрещалось бы включать в повестку общего собрания собственников вопросы с безальтернативной формулировкой. Допускается ли внесение инициатором общего собрания собственников в сообщение о проведении собрания собственников формулировок, не допускающих альтернативного выбора?

Уведомление о проведении собрания собственников. Надлежащий ли способ?

Сообщение о проведении общего собрания собственников размещено на подъезде дома
Сообщение о проведении общего собрания собственников, как утверждают инициаторы, было размещено на подъездах (информационный стенд при входе в подъезд). Собственники такого сообщения не видели. Имеет ли смысл обжаловать принятое решение общим собранием собственников по этому основанию?

Признание общего собрания собственников недействительным – не было уведомления о проведении
Недавно узнал, что проводилось общее собрание собственников, на котором было решено увеличить плату на текущий ремонт дома и включить данный сбор в квитанцию об оплате (в строку «текущий ремонт»). За такое решение, как мне сказали, проголосовали, якобы, 76% граждан

Кто надлежащий ответчик?

Кто надлежащий ответчик по иску о признании решения общего собрания собственников недействительным?
Исходя из судебной практики, надлежащим ответчиком, как правило, суды считают инициатора проведения общего собрания собственников. Имеются примеры судебных выводов о том, что ответчиками должны являться все собственники помещений МКД.

Надлежащий ответчик по иску о признании общего собрания собственников недействительным
Имеются в судебной практике и случаи признания судом надлежащими ответчиками по делу не только инициатора проведения общего собрания собственников, но и иных подписантов итогового протокола, которым оформлены принятые собственниками решения.

Признание решения общего собрания собственников недействительным. Существенность нарушений порядка проведения собрания.

Отсутствие кворума при принятии решения общим собранием собственников о капитальном ремонте дома
Общим собранием собственников помещений многоквартирного жилого дома (МКД) было принято решение о проведении капитального ремонта инженерного оборудования. Однако решение принято простым большинством голосов (53% от общего числа голосов собственников). Правомерно ли данное решение собрания собственников?

Совет МКЖ. Избрание в совет многоквартирного дома лиц, не являющихся собственниками
Каковы перспективы обжалования решения общего собрания собственников в части выбора в совет дома граждан, не являющихся собственниками жилья?

Признание общего собрания собственников недействительным если бюллетени голосования не вручались
Может ли суд признать недействительным решение общего собрания собственников, если собрание проводилось в форме заочного голосования, а бюллетени голосования не были вручены лично каждому собственнику, а были разложены по почтовым ящикам

Право жилищной инспекции обжаловать в суде решение общего собрания

Признание решения общего собрания собственников недействительным по иску жилищной инспекции
Вправе ли жилищная инспекция обратиться в суд с иском о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома о создании ТСЖ или о выборе управляющей организации?

Как написать заявление в Жилищную инспекцию о незаконном создании ТСЖ?
Вправе ли Жилищная инспекция принять какие-то меры по пресечению незаконных действий лиц, направленных на создание (регистрацию) ТСЖ? Дело в том, что решение о создании ТСЖ принято фактически не на общем собрании собственников, а несколькими лицами…

Образцы исковых заявлений

Исковое заявление о признании решения общего собрания недействительным

Исковое заявление о признании недействительным общего собрания собственников помещений жилого дома

Исковое заявление о признании недействительным решения собрания собственников об узаконивании присоединения мест общего пользования к квартирам ответчиков


Рекомендуем другие публикации по теме на logos-pravo.ru:

Доверенность на участие в общем собрании собственников (в обзоре освещены некоторые вопросы полномочий по удостоверению доверенности на голосование на общем собрании собственников управляющей организацией, председателем ТСЖ, а также последствия голосования по неудостоверенной доверенности, приведен образец доверенности на участие в голосовании)

Голосование и подсчет голосов на общем собрании собственников МКД (в обзоре с примерами из судебной практики рассказывается о подсчете голосов собственников помещений, находящихся в долевой и совместной собственности)

Может ли несовершеннолетний быть членом ТСЖ и голосовать на общем собрании?

Образцы протоколов общих собраний собственников, уведомлений, бюллетеней

Протокол общего собрания собственников многоквартирного дома. Образцы протоколов, сообщений, бюллетеней, комментарии

Рекомендуем также:

Смена управляющей компании в сфере ЖКХ. Судебная практика

Обзор подготовил Александр Отрохов, Правовой центр «Логос» (г. Омск), 12.09.2013г.

logos-pravo.ru

Разъяснения по проведению общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома

Сочи
Фото: iraukr

Минстроем России даны разъяснения по некоторым вопросам, касающимся проведения общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома

Сообщается, в частности:

имеет ли право собственник нескольких помещений в одном многоквартирном доме голосовать по-разному («за», «против», «воздержался») от разных помещений, находящихся в его собственности, либо голосовать только по отдельным своим помещениям, а по другим — не принимать участия в голосовании;

по каким признакам нежилое помещение в многоквартирном доме может быть признано не являющимся частью этого дома, а собственник такого помещения — не имеющим права участвовать в общем собрании собственников помещений такого дома;

допустимо ли вручение уведомления о проведении собрания, а также бланков решений собственников по вопросам повестки дня лицу, не являющемуся собственником помещения в таком доме;

является ли обязательным при проведении общего собрания указание в решении собственника даты заполнения решения и собственноручной подписи собственника;

допустимо ли в решении собственника помещения указывать фамилию и инициалы, не расшифровывая полностью имя и отчество.

Письмо Минстроя России от 05.10.2017 N 35851-ЕС/04 Об общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 5 октября 2017 г. N 35851-ЕС/04

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

1. Согласно части 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом и проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

В соответствии со статьей 44.1 ЖК РФ общее собрание собственников проводится посредством голосования, при этом в соответствии с частью 1 статьи 48 ЖК РФ определено, что правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме.

Исходя из приведенных норм, а также по смыслу статей 44 — 48 ЖК РФ участниками общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются именно собственники, то есть — юридические и (или) физические лица, которым на праве собственности принадлежат жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме. Недопустимо считать участниками общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме ни помещения в многоквартирном доме, ни доли в общем имуществе.

Часть 3 статьи 48 ЖК РФ устанавливает, что количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.

При этом, в соответствии с частью 1 статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Таким образом, количество голосов, которым обладает собственник конкретного помещения (помещений) в многоквартирном доме, пропорционально площади помещения (помещений), принадлежащего (принадлежащих) указанному собственнику на праве собственности.
Необходимо особо отметить, что количество голосов, которым обладает собственник, определяется в порядке, утвержденном приведенными нормами ЖК РФ.

Жилищное законодательство не предусматривает иных способов определения количества голосов, которым обладает собственник, в том числе не наделяет правом по определению такого количества голосов ни самого собственника, ни каких-либо иных лиц.

Количество голосов собственника помещения в многоквартирном доме пропорционально доле этого собственника в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а такая доля независимо от количества помещений многоквартирного дома, находящихся в собственности указанного собственника, является единой и неделимой, не подлежит распределению на несколько долей по количеству помещений, находящихся в собственности указанного собственника.

Следовательно, и количество голосов, которыми обладает собственник, не может быть распределено на части (по количеству помещений или по иным критериям) с целью различного голосования одним собственником по одним и тем же вопросам повестки дня, либо с целью участия в общем собрании собственников только частью голосов.

В соответствии с пунктом 3 части 5.1 статьи 48 ЖК РФ каждый собственник принимает только одно решение по каждому вопросу повестки дня общего собрания собственников в многоквартирном доме, независимо от количества и (или) площади помещений, находящихся в собственности указанного собственника.

Голосование частью голосов из общего числа голосов, которыми обладает собственник (в том числе — от имени части помещений из всех помещений, находящихся в собственности данного собственника, либо от имени части одного помещения, доля в праве собственности на которое у данного собственника 100%), жилищным законодательством не предусмотрено.

Часть 1 статьи 46 ЖК РФ утверждает, что для установления факта принятия положительных решений по вопросам повестки дня необходимо определить долю голосов, отданных собственником помещения в многоквартирном доме данное решение, от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме (по отдельным вопросам — от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме).

Таким образом, если собственник принимает участие в общем собрании, то все голоса, которыми данный собственник обладает, учитываются при определении наличия кворума.

Из системного толкования приведенных норм следует, что собственник помещений в многоквартирном доме не имеет права принимать участие в общем собрании только частью своих голосов, все голоса собственника обязательно учитываются при подведении итогов голосования.

При этом собственник имеет право принять только одно решение («за», «против» или «воздержался») по каждому вопросу повестки дня, и количество голосов, отданных собственником за принятое им решение, равно общему количеству голосов, которыми обладает собственник.

2. Нежилое помещение является частью того здания, в составе которого это помещение находится согласно техническому паспорту. В случае, если в составе многоквартирного дома согласно технической документации имеется нежилое помещение, указанное помещение является частью этого многоквартирного дома.

При этом в случае оформления нежилого помещения в собственность, площадь указанного помещения учитывается в общей площади помещений, собственники которых совместно владеют общим имуществом в многоквартирном доме и имеют право участвовать в общем собрании собственников помещений.

Собственник нежилого помещения в числе прочих участвует в общем собрании, количество голосов собственника такого помещения пропорционально площади указанного помещения.

Необходимо отметить, что действующее законодательство предусматривает наличие в составе многоквартирного дома таких помещений, как встроенные, пристроенные и встроенно-пристроенные — все перечисленные помещения являются частями многоквартирного дома, если они встроены в этот дом, пристроены к нему, либо частично встроены, частично пристроены.

3. Порядок уведомления собственников помещений о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме регламентируется частями 4, 5 статьи 45 ЖК РФ. В случае выполнения установленных указанными нормами требований, порядок уведомления собственников помещений о предстоящем общем собрании таких собственников помещений признается надлежащим, соответствующим действующему законодательству.

Инициатор проведения общего собрания имеет право дополнительно уведомить иных лиц о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме — такие действия не противоречат действующему законодательству. Сообщение о проведении общего собрания собственников помещений законодательством Российской Федерации не отнесено ни к государственной, ни к служебной, ни к иным видам тайн, его распространение среди неопределенного круга лиц, независимо от наличия в их собственности помещений в конкретном многоквартирном доме, действующим законодательством не запрещено.

4. Частью 5.1 статьи 48 ЖК РФ предусмотрены основные сведения, которые при проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного голосования должны быть отражены в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование.

Подпись — это подтверждение волеизъявления собственника помещения при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если подпись в решении, которое заполняет собственник, будет отсутствовать, то невозможно будет определить факт выражения собственником помещения своего волеизъявления.

5. Согласно пункту 1 части 5.1 статьи 48 ЖК РФ решение собственника должно содержать сведения о лице, участвующем в голосовании. Сведения об участнике голосования, указанные в решении, должны обеспечивать возможность идентифицировать указанного участника. В этой связи считаем, что к сведениям, позволяющим идентифицировать лицо, принимающее участие в общем собрании собственников помещений, относится в том числе фамилия, имя и отчество собственника помещений, написанные полностью (при наличии).

6. Любые исправления и другие технические ошибки в решении собственника помещения возможны с учетом подтверждения личной подписью и надписью «исправленному верить».

7. Как указано в предыдущем пункте настоящих разъяснений при оценке решения собственника на предмет признания его действительным необходимо исходить из того, позволяет ли указанное решение идентифицировать лицо, принявшее участие в голосовании, и установить волеизъявление этого лица по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений.

Сведения о лицах, присутствующих на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, в соответствии с требованиями действующего законодательства, указываются в приложении к протоколу общего собрания собственников.

Если решение собственника содержит такие недостоверные сведения, как неверный номер квартиры, ошибка в фамилии, неверно указанная площадь и иные технические ошибки, но при этом ошибка носит характер описки, либо ошибка признается в силу неразборчивости почерка собственника, оформившего соответствующее решение, и исходя из характера ошибки и имеющихся в приложении к протоколу сведений об участниках собрания, имеется возможность достоверно установить, какое конкретно лицо оформило рассматриваемое решение, каким конкретно помещением в многоквартирном доме владеет указанное лицо, какова площадь этого помещения, такое решение учитывается при подсчете голосов участников собрания.

В случае, если при идентификации лица, оформившего решения собственника помещений в многоквартирном доме имеются неустранимые сомнения в том, какое конкретно лицо заполнило решение (например, при наличии в многоквартирном доме различных помещений, принадлежащих лицам с одинаковыми фамилиями и т.п.), указанное решение допустимо учитывать при подсчете голосов исключительно при наличии дополнительных документов (доказательств), позволяющих однозначно идентифицировать лицо, принявшее участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, и помещение, которым указанное лицо владеет.

Недопустимо признавать ошибочность решения собственника помещения по вопросам повестки дня в случае, если волеизъявление собственника, выраженное в форме отметки соответствующей позиции по конкретному вопросу («за», «против» или «воздержался») определяется однозначно, такое волеизъявление обязательно к учету при подсчете голосов именно в том значении, в котором оно указано в решении собственника, даже если сам собственник впоследствии передумает и заявит об ином мнении по вопросам повестки дня. Исключением является признание решения собственника сфальсифицированным, оформленным без ведома собственника помещения и без учета его позиции по вопросам повестки дня.

В соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Таким образом, следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативно-правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

И.о. директора Департамента
жилищно-коммунального хозяйства
Е.П.СОЛНЦЕВА

Источник

Твитнуть

Любой посетитель сайта имеет возможность оформить электронную подписку для получения новой информации.
Внимание! Нажимая кнопку «ПОДПИСАТЬСЯ»,
вы подтверждаете свое согласие на передачу и обработку персональных данных (имя, эл.почта) в соответствии с п.4 ст. 9 Федерального закона № 152-ФЗ

Вернуться на главную страницу сайта

Прошу Вас, нажать на кнопки социальных сетей, на которых Вы зарегистрированы, чтобы поделиться прочитанной информацией на сайте с Вашими друзьями

domoupravmakarenko14sochi.ru

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме

Москва +7 (495) 150-95-16 Санкт-Петербург +7 (812) 317-18-50 Регионы (бесплатно) +7 (800) 500-27-29 доб. 529 Задайте вопрос юристу

toggle menu

pravonedv.ru

Разъяснения о порядке проведения общего собрания собственников помещений

07 Ноябрь 2017

Осенью 2017 года Министерство строительства и ЖКХ РФ опубликовало письмо с разъяснением (ответами) на самые часто задаваемые вопросы, связанные с проведением общего собрания.

В частности дано определение, что участниками общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются именно собственники, то есть юридические и (или) физические лица, которым на праве собственности принадлежат жилые и нежилые помещения. Отметим, что позиция судов предусматривает наличие зарегистрированных прав в Росреестре для признания голоса собственника в ходе проведения общего собрания.

Вторым важным моментом является неразделимость голосов собственника одного(или нескольких помещений), то есть один собственник должен принимать только одну позицию (ЗА, ПРОТИВ или ВОЗДЕРЖАЛСЯ) в ходе проведения общего собрания и не имеет права участвовать только частью своих голосов. Количество голосов, отданных за принятое им решение, равно общему количеству голосов, которыми обладает собственник. Количество голосов, которым обладает собственник конкретного помещения (помещений), определяется пропорционально площади этого помещения (помещений).

Собственник нежилого помещения также может участвовать в общем собрании наравне с собственниками жилых помещений, количество его голосов пропорционально площади указанного помещения.

Возможные опечатки при заполнении признаются с учетом подтверждения личной подписью и надписью «исправленному верить».


Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 5 октября 2017 г. № 35851-ЕС/04 О порядке проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

1. Согласно части 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом и проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

В соответствии со статьей 44.1 ЖК РФ общее собрание собственников проводится посредством голосования, при этом в соответствии с частью 1 статьи 48 ЖК РФ определено, что правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме.

Исходя из приведенных норм, а также по смыслу статей 44 — 48 ЖК РФ участниками общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются именно собственники, то есть — юридические и (или) физические лица, которым на праве собственности принадлежат жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме. Недопустимо считать участниками общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме ни помещения в многоквартирном доме, ни доли в общем имуществе.

Часть 3 статьи 48 ЖК РФ устанавливает, что количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.

При этом, в соответствии с частью 1 статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Таким образом, количество голосов, которым обладает собственник конкретного помещения (помещений) в многоквартирном доме, пропорционально площади помещения (помещений), принадлежащего (принадлежащих) указанному собственнику на праве собственности.

Необходимо особо отметить, что количество голосов, которым обладает собственник, определяется в порядке, утвержденном приведенными нормами ЖК РФ. Жилищное законодательство не предусматривает иных способов определения количества голосов, которым обладает собственник, в том числе не наделяет правом по определению такого количества голосов ни самого собственника, ни каких-либо иных лиц.

Количество голосов собственника помещения в многоквартирном доме пропорционально доле этого собственника в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а такая доля независимо от количества помещений многоквартирного дома, находящихся в собственности указанного собственника, является единой и неделимой, не подлежит распределению на несколько долей по количеству помещений, находящихся в собственности указанного собственника.

Следовательно, и количество голосов, которыми обладает собственник, не может быть распределено на части (по количеству помещений или по иным критериям) с целью различного голосования одним собственником по одним и тем же вопросам повестки дня, либо с целью участия в общем собрании собственников только частью голосов.

В соответствии с пунктом 3 части 5.1 статьи 48 ЖК РФ каждый собственник принимает только одно решение по каждому вопросу повестки дня общего собрания собственников в многоквартирном доме, независимо от количества и (или) площади помещений, находящихся в собственности указанного собственника. Голосование частью голосов из общего числа голосов, которыми обладает собственник (в том числе — от имени части помещений из всех помещений, находящихся в собственности данного собственника, либо от имени части одного помещения, доля в праве собственности на которое у данного собственника 100%), жилищным законодательством не предусмотрено.

Часть 1 статьи 46 ЖК РФ утверждает, что для установления факта принятия положительных решений по вопросам повестки дня необходимо определить долю голосов, отданных собственником помещения в многоквартирном доме данное решение, от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме (по отдельным вопросам — от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме). Таким образом, если собственник принимает участие в общем собрании, то все голоса, которыми данный собственник обладает, учитываются при определении наличия кворума.

Из системного толкования приведенных норм следует, что собственник помещений в многоквартирном доме не имеет права принимать участие в общем собрании только частью своих голосов, все голоса собственника обязательно учитываются при подведении итогов голосования. При этом собственник имеет право принять только одно решение («за», «против» или «воздержался») по каждому вопросу повестки дня, и количество голосов, отданных собственником за принятое им решение, равно общему количеству голосов, которыми обладает собственник.

2. Нежилое помещение является частью того здания, в составе которого это помещение находится согласно техническому паспорту. В случае, если в составе многоквартирного дома согласно технической документации имеется нежилое помещение, указанное помещение является частью этого многоквартирного дома. При этом в случае оформления нежилого помещения в собственность площадь указанного помещения учитывается в общей площади помещений, собственники которых совместно владеют общим имуществом в многоквартирном доме и имеют право участвовать в общем собрании собственников помещений. Собственник нежилого помещения в числе прочих участвует в общем собрании, количество голосов собственника такого помещения пропорционально площади указанного помещения.

Необходимо отметить, что действующее законодательство предусматривает наличие в составе многоквартирного дома таких помещений, как встроенные, пристроенные и встроенно-пристроенные — все перечисленные помещения являются частями многоквартирного дома, если они встроены в этот дом, пристроены к нему либо частично встроены, частично пристроены.

3. Порядок уведомления собственников помещений о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме регламентируется частями 4, 5 статьи 45 ЖК РФ. В случае выполнения установленных указанными нормами требований порядок уведомления собственников помещений о предстоящем общем собрании таких собственников помещений признается надлежащим, соответствующим действующему законодательству.

Инициатор проведения общего собрания имеет право дополнительно уведомить иных лиц о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме — такие действия не противоречат действующему законодательству. Сообщение о проведении общего собрания собственников помещений законодательством Российской Федерации не отнесено ни к государственной, ни к служебной, ни к иным видам тайн, его распространение среди неопределенного круга лиц, независимо от наличия в их собственности помещений в конкретном многоквартирном доме, действующим законодательством не запрещено.

4. Частью 5.1 статьи 48 ЖК РФ предусмотрены основные сведения, которые при проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного голосования должны быть отражены в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование. Подпись — это подтверждение волеизъявления собственника помещения при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если подпись в решении, которое заполняет собственник, будет отсутствовать, то невозможно будет определить факт выражения собственником помещения своего волеизъявления.

5. Согласно пункту 1 части 5.1 статьи 48 ЖК РФ решение собственника должно содержать сведения о лице, участвующем в голосовании. Сведения об участнике голосования, указанные в решении, должны обеспечивать возможность идентифицировать указанного участника. В этой связи считаем, что к сведениям, позволяющим идентифицировать лицо, принимающее участие в общем собрании собственников помещений, относится в том числе фамилия, имя и отчество собственника помещений, написанные полностью (при наличии).

6. Любые исправления и другие технические ошибки в решении собственника помещения возможны с учетом подтверждения личной подписью и надписью «исправленному верить».

7. Как указано в предыдущем пункте настоящих разъяснений, при оценке решения собственника на предмет признания его действительным необходимо исходить из того, позволяет ли указанное решение идентифицировать лицо, принявшее участие в голосовании, и установить волеизъявление этого лица по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений.

Сведения о лицах, присутствующих на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, в соответствии с требованиями действующего законодательства, указываются в приложении к протоколу общего собрания собственников. Если решение собственника содержит такие недостоверные сведения, как неверный номер квартиры, ошибка в фамилии, неверно указанная площадь и иные технические ошибки, но при этом ошибка носит характер описки, либо ошибка признается в силу неразборчивости почерка собственника, оформившего соответствующее решение, и исходя из характера ошибки и имеющихся в приложении к протоколу сведений об участниках собрания, имеется возможность достоверно установить, какое конкретно лицо оформило рассматриваемое решение, каким конкретно помещением в многоквартирном доме владеет указанное лицо, какова площадь этого помещения, такое решение учитывается при подсчете голосов участников собрания.

В случае, если при идентификации лица, оформившего решения собственника помещений в многоквартирном доме имеются неустранимые сомнения в том, какое конкретно лицо заполнило решение (например, при наличии в многоквартирном доме различных помещений, принадлежащих лицам с одинаковыми фамилиями и т.п.), указанное решение допустимо учитывать при подсчете голосов исключительно при наличии дополнительных документов (доказательств), позволяющих однозначно идентифицировать лицо, принявшее участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, и помещение, которым указанное лицо владеет.

Недопустимо признавать ошибочность решения собственника помещения по вопросам повестки дня в случае, если волеизъявление собственника, выраженное в форме отметки соответствующей позиции по конкретному вопросу («за», «против» или «воздержался») определяется однозначно, такое волеизъявление обязательно к учету при подсчете голосов именно в том значении, в котором оно указано в решении собственника, даже если сам собственник впоследствии передумает и заявит об ином мнении по вопросам повестки дня. Исключением является признание решения собственника сфальсифицированным, оформленным без ведома собственника помещения и без учета его позиции по вопросам повестки дня.

В соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами. Таким образом, следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативно-правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

И.о. директора Департамента
жилищно-коммунального хозяйства
Е.П.Солнцева

domscanner.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *