Кто осуществляет государственное управление охраной труда – Кто осуществляет государственное управление охраной труда?

Содержание

Кем осуществляется государственное управление охраной труда? Ст. 216 ТК РФ. Комментарии :: BusinessMan.ru

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации через различные организации и отделы. В некоторых территориальных единицах охраной труда занимаются местные власти.

Что представляет собой охрана труда

Под охраной труда подразумевается ряд действий, которые необходимо выполнить для того, чтобы обеспечить нормальные безопасные условия труда. Для этого разработаны и существуют типовые положения о системе управления охраны труда.

В общие вопросы государственного управления охраны труда входит обеспечение рабочих определенными условиями во время пребывания их на рабочем месте. Помещение должно соответствовать санитарным нормам. Необходимо также обеспечить гигиену труда на производстве, пожарную и электробезопасность. Работодатель за свой счет обязуется проводить регулярный медицинский осмотр рабочих, обеспечивает уборку и санитарную обработку рабочих помещений. Он также должен предоставлять своим рабочим оплачиваемый или неоплачиваемый (в зависимости от стажа) отпуск по болезни.

Обязанности представителей органов государственной охраны труда

Что входит в обязанности того, кем осуществляется государственное управление охраной труда? Это наблюдение и контроль за работой предприятий и действиями руководителей этих предприятий по обеспечению безопасных условий труда на производстве.

Представители должны не только фиксировать уже имеющиеся нарушения, но и требовать устранения условий и причин, из-за которых может быть нанесен вред жизни и здоровью работников. Они проверяют соответствие имеющихся условий труда принятым в государстве стандартам и правилам, целевым программам улучшения условий и охраны труда, установленных в нашей стране для той или иной области производства. Причем для каждой из них существуют свои критерии оценки безопасности. Однако они не должны противоречить положениям Трудового Кодекса и Конституции РФ.

Какие объекты проверяются

Органы, осуществляющие государственное управление охраной труда, обязаны проверить, соответствует ли вознаграждение тяжести (вредности) труда, какие меры принимаются для снижения риска травматизма на работе. Знают ли работники правила безопасности, проходили ли они предварительный инструктаж по технике безопасности? Каково состояние рабочих и могут ли они (имеют ли право) работать на этом производстве или нет?

Представители Минтруда и защиты прав рабочих, осуществляющие проверку, должны, в соответствии со ст. 216 ТК РФ (в новой редакции), выехать на место и провести наблюдение и исследование, провести опрос, проверить реальное состояние технических устройств и зданий, проверить наличие на предприятии инструкций в письменном виде. А также провести контроль знания рабочими правил техники безопасности.

Законодательное регулирование

Основным законом, регулирующим охрану труда, организацию проверки и контроля является Трудовой Кодекс, а в частности, ст. 216. В ТК РФ прописано, что в область полномочий представителей органов государственной охраны труда входит не только проведение проверки, но и разработка программ по улучшению условий безопасности труда с учетом российского и международного опыта в области организации труда и подготовки рабочих.

Кем осуществляется контроль и управление охраной труда

Контроль за соблюдением правил и требований охраны труда производится федеральной Инспекцией при Правительстве Российской Федерации. Надзор за санитарным состоянием и гигиеной труда ведется Министерством здравоохранения РФ. Контроль противопожарной безопасности на производстве ведет пожарная служба при Министерстве по чрезвычайным ситуациям. Они проводят обязательные плановые и внеплановые проверки для выявления и профилактики нарушений охраны труда.

Техническое, газовое и электрическое оборудование должно соответствовать принятым в стране стандартам и быть исправным. Регулярная проверка и замена пришедших в негодность частей проводится за счет предприятия.

Помимо специалистов государственной охраны труда, проверку и контроль безопасности на соответствие принятому в стране трудовому законодательству (см. ст. 216 ТК РФ с комментариями) могут проводить руководители предприятий и представители Минздрава и Министерства соцразвития. Это не избавляет администрацию организации от обязательных проверок, но дает возможность предотвратить наступление негативных последствий нарушения рабочими техники безопасности или наступления несчастного случая на производстве. А следовательно, избежать непредвиденных расходов.

Виды нарушений охраны труда

Следует различать два вида нарушений правил охраны труда.

Первый – это когда правила техники безопасности нарушает рабочий без ведома руководителя и даже вопреки его требованиям.

Второй – это когда правила техники безопасности нарушает руководитель, создавая условия, при которых рабочий вынужден нарушать технику безопасности либо давая указания, которые могут привести к чрезвычайной ситуации на предприятии.

Последствия нарушений правил охраны труда

Виновному в нарушении правил охраны труда грозит наказание в следующем виде:

  • предупреждение;
  • выговор;
  • штраф;
  • отстранение от деятельности;
  • запрет на занятие определенной должности на некоторый период;
  • лишение или ограничение свободы.

Виновным лицо может быть признано только по решению суда после проведения тщательной экспертизы и проверки на предприятии, которая проводится тем, кем осуществляется охрана труда в определенном регионе. Обычно проблема решается в досудебном порядке. Например, руководитель или сотрудник государственной службы охраны труда может сделать предупреждение или выговор (в письменной форме).

Уголовное наказание в виде крупного штрафа, лишения или ограничения свободы применяется только в крайних случаях. Например, если возникла чрезвычайная ситуация, нарушение грозит перерасти в техногенную катастрофу, есть покалеченные или погибшие.

Проблемы обеспечения безопасности

К сожалению, в Российской Федерации дело с обеспечением охраны труда обстоит не очень хорошо. Несмотря на жесткий контроль со стороны Минтруда и целевые программы улучшения и охраны труда, в стране существуют серьезные проблемы в области обеспечения безопасности на производстве. Ежегодно тысячи россиян погибают вследствие несчастных случаев на производстве.

Из-за того, что основные фонды на большинстве предприятий в течение длительного времени не обновлялись, работать на таком оборудовании стало опасно. Поэтому даже те, кем осуществляется государственное управление охраной, не могут приостановить работу таких предприятий, так как эта проблема существует повсеместно. Даже производства, которые формально относятся к безопасным, по сути относятся к вредным. В стране растет число нетрудоспособного населения, получившего инвалидность на якобы безопасной работе. Несмотря на принимаемые государством меры, условия безопасности труда в течение ближайших несколько лет не улучшатся, так как для замены устаревшего оборудования нужны не только средства, но и время.

Что входит в понятие «охрана труда»

Под понятием «охрана труда» подразумеваются действия государственных органов по защите прав и здоровья трудящихся. Сюда входит работа не только проверяющих организаций, но и тех, кем осуществляется государственное управление охраной труда путем совершенствования трудового законодательства. В государственное управление охраной труда входят действия по проверке соответствия условий труда российскому трудовому законодательству. При этом проводится оценка следующих условий:

  • Время рабочего дня (смены). В Трудовом законодательстве РФ прописаны разные условия труда по времени для различных категорий работников. И хотя в стране принят 8-часовой рабочий день, распределение рабочих часов в течение недели может быть разным, при условии, что суммарно их количество не превышает 48 часов в неделю.
  • Выдача спецодежды и инструментов.
  • Соотношение труда и отдыха. Предоставляются ли рабочим перерывы в работе, выходные и оплачиваемые отпуска.
  • Вредность производства и какие меры принимаются для ее снижения или последствий вредного производства. Эти меры должны соответствовать типовым положениям о системе управления охраны труда. Например, рабочим вредного производства обязаны выдавать молоко. Сотрудник службы государственного управления охраны труда должен проверить факт выдачи молока рабочим.
  • Начисляются ли доплаты за работу в ночную смену или за внеурочную работу.

Проверка проводится в несколько этапов, и занимаются ее проведением специально подготовленные для этого эксперты. Те, кем осуществляется государственное управление охраной труда, проверяют не только документы, касающиеся обеспечения безопасности на предприятии (инструкции, правила техники безопасности, документы о выдаче спецодежды, молока и пр.), но и фактическое состояние безопасности на предприятии.

businessman.ru

Государственное управление охраной труда осуществляется…

Кто осуществляет комплекс мер по охране труда в Российской Федерации

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) и ее роль в системе управления

В чем заключается надзор и контроль за охраной труда

Кто осуществляет комплекс мер по охране труда в Российской Федерации

Система государственного управления охраной труда осуществляется в форме регламентирования общих тенденций политики государства в этой сфере правоотношений, формирования правовой базы и установления общеобязательных правил, а также выполнения контролирующих и надзорных функций.

Кто осуществляет государственное управление охраной труда? На практике каждое из указанных направлений реализуется в конкретных мероприятиях уполномоченных органов. В частности, Минтруд РФ имеет следующие полномочия в рамках поручений Правительства РФ:

Читайте нас в Яндекс.Дзен

Яндекс.Дзен

  • по подготовке и утверждению комплексных программ, направленных на развитие системы безопасных факторов труда;
  • подготовке проектов нормативных актов федерального значения, их общественному обсуждению и утверждению;
  • формированию свода общеобязательных норм и требований для обеспечения безопасности трудовой деятельности.

Спектр функций иных органов власти, и прежде всего Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), включает осуществление практических мероприятий, направленных на соблюдение стандартов безопасности условий труда.

ВАЖНО! Полный перечень прав и обязанностей территориальных органов Роструда регламентирован в постановлении Правительства РФ от 01.09.2012 № 875. Проведение проверок проходит с учетом региональных нормативных актов, принятых в целях исполнения положений ст. 216 ТК РФ.

Помимо Роструда вопросами обеспечения безопасности работников занимаются профильные министерства и ведомства федерального и регионального уровней (например, в сфере атомной промышленности данной компетенцией обладают государственная корпорация «Росатом» и Ростехнадзор, а на уровне субъектов РФ — Министерства (департаменты) топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства или аналогичные органы). Перечень их компетенций в указанной сфере определяется как нормативными актами общего действия, так и отдельными указами и распоряжениями высших должностных лиц государства и профильных ведомств. 

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) и ее роль в системе управления

Помимо профильного постановления № 875 базовые принципы функционирования и структурного подчинения инспекции определены гл. 57 ТК РФ (ст. 353–369 ТК РФ).

Роструд, как федеральный орган исполнительной власти, осуществляет общий надзор за исполнением трудового законодательства в России. В регионах эти функции выполняют территориальные подразделения — Государственные инспекции труда (ГИТ), действующие в каждом субъекте страны. К общим полномочиям инспекций, помимо прочего, относятся:

  • выполнение комплекса действий по обнаружению и пресечению случаев нарушения норм и правил в сфере трудовой деятельности;
  • контрольные и надзорные функции по отношению к работодателям, а также профильные проверки по особо опасным видам производственной деятельности;
  • обработка жалоб и сообщений о несчастных случаях в сфере производственных отношений, принятие мер для их профилактики, расследование обстоятельств с целью привлечения к ответственности;
  • осуществление экспертизы факторов трудовой деятельности, контроль за проведением аттестации рабочих мест;
  • иные полномочия, определенные ст. 356 ТК РФ и постановлением № 875.

Территориальная государственная инспекция по охране труда включает штат инспекторов, перечень полномочий которых определен ст. 357 ТК РФ.

ВАЖНО! Только инспекторы ГИТ уполномочены проводить проверки организаций и предпринимателей на предмет выполнения требований по безопасности труда, защиты прав работников, а также оформлять предписания об устранении выявленных нарушений. Исключения предусмотрены для отдельных видов производственной деятельности (ст. 366–369 ТК РФ).

Система функционирования Роструда подразумевает четкую иерархию территориальных подразделений и должностных лиц, позволяющую проводить плановые и внеплановые проверки работодателей во всех сферах производственной деятельности. 

В чем заключается надзор и контроль за охраной труда

Государственный контроль и надзор за охраной труда реализуется по следующим направлениям, предусмотренным гл. 57 ТК РФ:

  • общий контроль (надзор) за выполнением работодателями обязательных норм и правил законодательства и подзаконных актов;
  • контрольные (надзорные) функции в сфере безопасных условий проведения работ по отдельным видам деятельности: опасные промышленные объекты, энергетические комплексы и установки;
  • надзор за выполнением требований ядерной и радиационной безопасности в процессе трудовой деятельности на данных объектах;
  • надзор в сфере соблюдения санитарно-эпидемиологических факторов применительно к условиям труда.

Осуществлением указанных мероприятий могут заниматься только должностные лица Роструда и ГИТ (полномочия предусмотрены ст. 356-357 ТК РФ), прокуратуры РФ (полномочия предусмотрены разд. 3 закона «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 № 2202-I), а также федеральных органов, уполномоченных на охрану труда в профильных сферах деятельности — Ростехнадзор и Роспотребнадзор (общие полномочия данных служб определены в ст. 366–369 ТК РФ).

ВАЖНО! По итогам проведения плановых и внеплановых проверок условий деятельности указанные органы и их должностные лица имеют право выдать предписание об устранении выявленных нарушений, а также привлечь виновных лиц к ответственности. 

Система мер государственного управления является эффективным методом соблюдения прав работников на безопасные условия труда. Гарантии указанных прав обеспечиваются контрольными и надзорными функциями государственных органов в указанной сфере, позволяющими оптимальным способом добиться соблюдения установленных норм и правил.

nsovetnik.ru

Статья 216 ТК РФ — Государственное управление охраной труда

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Часть вторая утратила силу.

Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:

обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда;

разрабатывают федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;

устанавливают порядок организации и проведения обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также порядок организации и проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;

устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения специальной оценки условий труда;

разрабатывают меры экономического стимулирования деятельности работодателей по обеспечению безопасных условий труда;

обеспечивают взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда;

координируют научно-исследовательские работы в области охраны труда и обеспечивают распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

организуют международное сотрудничество в области охраны труда;

исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В целях государственного управления охраной труда органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда:

обеспечивают реализацию на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;

координируют проведение на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;

осуществляют на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке государственную экспертизу условий труда;

организуют сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации;

исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Скачать PDF

Печать страницы

Предлагаем ознакомиться со статьей 216 ТК РФ Главы 35 «Государственное управление охраной труда». Информация актуальна на 2016 год. Если Вы считаете, что статья 216 ТК РФ устарела и не является актуальной, просим Вас написать об этом в редакцию сайта через форму форму обратной связи.

Сохраните страницу в соц. сетях:

Телефоны консультантов

Москва: 8(499)9384180

Санкт-Петербург: 8(812)4251366

Другие статьи в

finansovyesovety.ru

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА — Трудовые отношения — Каталог статей

Государственное управление охраной труда является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда, сущность которой состоит в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда и здоровья людей. Подробнее об этом — в представленном материале.

Государственное управление охраной труда заключается в формулировке и организации основных направлений государственной политики в этой области, разработке законодательных нормативных актов, требований к средствам производства, технологиям и организации труда, гарантирующих работникам здоровые и безопасные условия труда, а также в обеспечении права работников на охрану труда.

Государственное управление охраной труда представляет собой комплекс мероприятий, которые проводят государственные органы исполнительной власти, на которые возложены исполнительные, регулирующие, разрешительные, координирующие, надзорные, контрольные и другие функции. Основная цель:

— формировать и проводить государственную политику по охране труда в областях их деятельности;

— разрабатывать и реализовывать федеральные отраслевые и региональные программы улучшения условий и охраны труда;

— содействовать разработке и выполнению находящимися в сферах их ведения организациями мероприятий по обеспечению безопасности работников в процессе труда;

— предупреждать и устранять нарушения требований охраны труда.

Структура органов государственного управления охраной труда формируется в соответствии с принципами федеративного устройства Российской Федерации, определенными Конституцией Российской Федерации. Согласно ст. 5 Конституции Российской Федерации федеративное устройство основано на государственной целостности Российской Федерации, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Правительство Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 110), возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда, и другими федеральными органами исполнительной власти.

Распределение полномочий федеральных органов исполнительной власти в области охраны труда осуществляется Правительством Российской Федерации, которое их устанавливает в утверждаемых нормативных правовых актах (положениях о соответствующих федеральных органах исполнительной власти, актах, регулирующих взаимоотношения между федеральными органами исполнительной власти).

Федеральным органом исполнительной власти, который по заданию Правительства Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда, является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Осуществляя указанные функции, Минздравсоцразвития России самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:

— порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

— порядок обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда работников организаций, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей;

— порядок направления на обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников;

— перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;

— рекомендации о структуре и численности работников службы охраны труда в организации;

— правила по охране труда и типовые инструкции по охране труда, стандарты безопасности труда;

— методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда;

— типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда.

Другие федеральные органы исполнительной власти решают вопросы управления охраной труда в соответствии с их компетенцией, закрепленной в положениях об этих органах или в других нормативных правовых актах.

Например, исходя из содержания ч. 2 ст. 100 Трудового кодекса Российской Федерации особенности рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, устанавливаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минздравсоцразвития России (смотрите Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы»).

Огромная роль в механизме государственного управления охраной труда принадлежит федеральным органам исполнительной власти, выполняющим функции надзора и контроля за соблюдением работодателями государственных нормативных требований охраны труда.

Указанные органы выявляют случаи нарушения требований охраны труда и причины их возникновения, пресекают факты подобных нарушений, а также применяют меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами государственных требований охраны труда.

Федеральные органы, осуществляющие отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны принимаемые ими решения и иную свою деятельность по охране труда согласовывать с Минздравсоцразвития России.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными и региональными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Правила по технике безопасности и производственной санитарии, включая государственные стандарты безопасности труда, обязательны для соблюдения на каждом производстве и каждом рабочем месте.

Указанные правила и стандарты могут быть межотраслевыми и отраслевыми, а также локальными в организации. Межотраслевые правила и стандарты предусматривают требования по безопасности труда для определенных видов работ, производств или типов оборудования, встречающихся в ряде отраслей народного хозяйства. Отраслевые правила и стандарты утверждаются соответствующими министерствами, ведомствами, органами государственного надзора за охраной труда совместно или по согласованию с соответствующими органами объединений отраслевых профсоюзов. Они распространяются в организации лишь данной отрасли народного хозяйства, отражая ее специфику.

В соответствии с указанными межотраслевыми и отраслевыми правилами по технике безопасности и производственной санитарии, стандартами министерства, ведомства, органы государственного надзора за охраной труда утверждают инструкции по охране труда. На их основе работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации разрабатывает и утверждает местные инструкции по охране труда, которые устанавливают для работников правила безопасного выполнения работ и поведения в производственных помещениях и на строительных площадках.

На всех рабочих местах, производственных участках безопасность и здоровье работников должны обеспечиваться руководителем производства в соответствии с требованиями ГОСТов, санитарных норм и правил безопасности конкретного вида работ.

Все нормативные акты по охране труда разрабатываются и утверждаются в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» (далее — Постановление N 1160).

В силу положений Постановления N 1160 к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса) (все вместе далее также — акты, содержащие требования охраны труда).

Проекты актов, содержащих требования охраны труда, разрабатываются:

— организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами;

— федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, с участием представителей отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей.

Проекты актов, содержащих требования охраны труда, направляются организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности (при отсутствии такого федерального органа исполнительной власти — в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации).

Проекты актов, содержащих требования охраны труда, представляются в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в бумажном и электронном виде (федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, — с приложением заключений отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей).

Акты, содержащие требования охраны труда, издаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации после рассмотрения проектов указанных актов на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Внесение изменений в акты, содержащие требования охраны труда, осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в порядке, определенном Постановлением N 1160 для их разработки и утверждения:

— при изменении законодательства Российской Федерации об охране труда;

— по результатам комплексных исследований состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

— по результатам изучения российского и международного опыта работы по улучшению условий труда;

— на основании анализа результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, результатов внедрения новой техники и технологий;

— по предложениям (с обоснованием) федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе о гармонизации актов, содержащих требования охраны труда, с нормами международного права в области охраны труда.

Профсоюзы вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и окружающей среды, а также в разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональных заболеваний и экологической безопасности.

Профсоюзы вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда, а также в разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда и защиты от профессиональных заболеваний (ст. 20 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»). Они осуществляют повседневный профсоюзный контроль за охраной труда.

Читать дальше

vuzirossii.ru

Государственное управление охраной труда: кем осуществляется

У каждого работника есть право на безопасный труд. Это основополагающая норма действующего законодательства, закрепленная также в Конституции РФ. В целях реализации этого принципа государство вырабатывает цели и задачи в трудовой сфере, а также создает правовые инструменты для выполнения поставленных задач. Государственное управление охраной труда осуществляется с помощью разработанной системы правовых норм, регламентирующих отношения нанимателя и сотрудника. Помимо этого, разработаны и используются механизмы контроля за их соблюдением. Как осуществляется государственное управление охраной труда? Ответ – в нашей статье.

Общий подход государственного управления

Отношения нанимателя и сотрудника регулирует Трудовой кодекс РФ. Он представляет собой собрание основных нормативных положений в трудовой сфере. ТК РФ устанавливает ряд приоритетных для страны направлений в данной отрасли.

Что регулирует ТК РФ

НаправлениеПояснение
Сохранение здоровья и жизни трудоспособного населенияЖизнь человека признана высшей ценностью. И на этом положении основаны другие нормы законодательства.
Профилактика травматизма на производствеПоложения трудового законодательства направлены на предотвращение:

  • травматизма;
  • аварийных ситуации;
  • несчастных случаев.
Контроль исполнения установленных нормативовРазработанные механизмы позволяют вовремя выявлять и устранять факты нарушений законодательства

Одним из ключевых вопросов трудовой отрасли выступает государственное управление охраной труда с использованием конкретных механизмов, установленных статьей 216 ТК РФ для федерального и регионального уровней.

Госуправление на федеральном уровне

Своего рода высшим уровнем власти в трудовой области признано Правительство РФ. И в частности, Минтруд. Он обладает следующим набором полномочий:

  • разрабатывает основные принципы управления;
  • готовит федеральные целевые программы;
  • создает и внедряет правила безопасности на промышленных объектах;
  • контролирует реализацию общероссийских программ на уровне отдельных регионов.

Все госорганы федерального уровня обязаны координировать свои действия в трудовой сфере с Минтрудом. Именно этот орган государственной власти принимает итоговые решения и определяет политику государства в данной области.

Госуправление на региональном уровне

Немаловажно знать и понимать, кем осуществляется государственное управление охраной труда в субъектах РФ. В регионах – это прерогатива органов исполнительной власти. Они отвечают за выполнение задач, присланных из федерального центра, и несут следующие обязанности:

  • разработка требований охраны труда на региональном уровне с учетом общих программ;
  • реализация программ обучения в трудовой сфере;
  • экспертиза условий труда, в частности, контроль правильности проведения спецоценки на предприятиях;
  • проведение проверок работодателей региона с целью обеспечения соблюдения норм трудового законодательства на каждом производственном объекте в пределах региона.

Таким образом, государственное управление охраной труда осуществляется ст. 216 ТК и ФЗ федеральными органами исполнительной власти. Они обеспечивают совместную деятельность региональных органов и подготавливают целевые положения законодательства и программы их реализации.

В свою очередь, властные органы на региональном уровне контролируют деятельность конкретных предприятий и организаций, а также следят за выполнением положений государственного трудового законодательства в сфере охраны прав работников.

Проведение госэкспертизы условий труда

Одним из механизмов государственного контроля в сфере охраны труда выступает госэкспертиза. Её делают с целью контроля качества специальной оценки, которую работодатель инициирует и проводит самостоятельно.

Задача этой экспертизы – проверить истинное положение дел на предприятии и выявить возможные нарушения законодательства. В ходе проверки оценивают соблюдение прав сотрудников, выдачу компенсаций и льгот за работу во вредных условиях, а также других положений законодательства в этой отрасли.

Охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья сотрудников в процессе трудовой деятельности. Она включает комплекс мер. Например:

  • правовые;
  • социально-экономические;
  • санитарно-гигиенические;
  • лечебно-профилактические и другие мероприятия.

Экспертизу инициирует персоналом и представляющие работников структуры, страховые компании, а также судебные органы.

После ее проведения составляют проект заключения, в котором отражают всю собранную информацию.

Госэкспертиза не допускает нарушения законодательства в области охраны труда: при выявлении несоответствия полученных данных с данными спецоценки работодателю грозит административная ответственность.

Подробнее об этом см. «Государственная экспертиза условий труда в России».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

blogkadrovika.ru

Кто осуществляет государственное управление охраной труда

Обеспечение безопасных условий на рабочих местах является одной из функций государства. В статье мы расскажем, что такое государственное управление охраной труда, какие есть уровни управления, как они взаимодействуют между собой.

Ступень иерархии госуправленияФункции
Федеральный уровень (общегосударственный уровень)Министерство труда и социальной защиты РФ. Формирует правовую основу всех исполнительных органов в области охраны труда. Осуществляет управление  деятельностью по охране труда оперативно и в долгосрочной экономической перспективе.
Региональный уровень (уровень субъекта РФ)Законодательством не определены конкретные функции региональных органов власти, соответственно, осуществление мероприятий по охране труда является самостоятельным правом и задачей региональных властей. Принятие какие-либо мер согласуется с Минтруда России и приводится в соответствие со спецификой субъекта РФ.
Муниципальный уровень (местный уровень)Обладает полномочиями, переданными «сверху», уточняет нормативно-правовую базу в сфере трудовой охраны, контролирует эту деятельность на местах.
Корпоративный уровень (индивидуальный, частный уровень)Обеспечивает исполнение требований закона на отдельно взятой фирме путем издания локальных нормативных актов.

Контролирующий органФункции
Прокуратура РФВысший надзорный орган РФ. Занимается обеспечением исполнения законодательных актов в сфере трудовой охраны со стороны подчиненных веток исполнительной власти (и должностными лицами) и слежением за соответствием издаваемых ими правовых актов нормам государственного права. Региональные прокуроры подконтрольны Генеральному прокурору РФ.
РострудОрган контроля, подведомственный Минтруда и социальной защиты и специально уполномоченный для слежения за исполнением законов в сфере охраны труда. Руководитель Роструда, выполняющий функции главного инспектора, может быть назначен или снят с должности только представителем Правительства РФ по рекомендации Минтруда РФ.
Государственные инспекции по труду (территориальные представительства Роструда)Органы, посредством которых федеральная служба по охране труда осуществляет административный контроль.
Муниципальные структуры по охране трудаОрганы, через которые Роструд осуществляет взаимодействие с работодателями. К таким структурам могут относиться интеграции работодателей, органы местного самоуправления, профсоюзы работников и их объединения, прочие организации, упомянутые в ст. 365 ТК РФ.

ст. 216 ТК РФПро государственное управление охраной труда
гл. 57 ТК РФОб управляющей деятельности в сфере охраны труда