Конституция рф право на обращение в суд – Ст. 33 Конституции РФ с Комментариями. Последняя редакция с изменениями на 2018 год

Содержание

Ст. 33 Конституции РФ с Комментариями. Последняя редакция с изменениями на 2018 год

Последняя редакция Статьи 33 Конституции РФ гласит:

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Комментарий к Ст. 33 КРФ

Закрепленное в настоящей статье право граждан Российской Федерации является важным средством осуществления и защиты конституционных и других прав и свобод граждан, укрепления связей государственного аппарата с населением, одной из форм участия граждан в управлении делами государства, существенным источником информации при решении вопросов государственного и социально-культурного строительства и иных вопросов деятельности государства и общества.

В праве на обращение проявляется возможность удовлетворения личных, государственных и общественных интересов. Обращения граждан способствуют усилению контроля народа за деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления, борьбе с бюрократизмом, волокитой и другими недостатками в их работе.

Праву граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления соответствует обязанность этих органов, а также должностных лиц, которым они направлены, внимательно, в установленном порядке и сроки рассмотреть обращения и принять по ним законные и обоснованные решения.

Раскрытие содержания правоотношений, связанных с предоставлением гражданину закрепленного за ним действующей Конституцией права на обращение, требовало принятия посвященного этому федерального закона. Однако его разработка затянулась на долгие годы, и на территории России продолжал действовать Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан», в ред. от 4 марта 1980 г., от 2 февраля 1988 г. (Ведомости СССР. 1968. N 17. ст. 144; 1980. N 11. ст. 192; 1988. N 6. ст. 94) в той мере, в какой его положения не противоречили Конституции РФ.

2 мая 2006 г. принят ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который вступил в силу по истечении 180 дней после его официального опубликования в «Российской газете» 5 мая 2006 г. (также СЗ РФ. 2006. N 19. ст. 2060).

Сферой регулирования данного ФЗ являются правоотношения, связанные с реализацией гражданином России конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также установление порядка рассмотрения обращений граждан этими органами и должностными лицами. Порядок рассмотрения обращений граждан распространяется и на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором РФ или федеральным законом, что вполне соответствует принципу, закрепленному в ч. 3 ст. 62 Конституции, о правах и обязанностях иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Отметим также, что вопросу рассмотрения коллективных обращений граждан уделено внимание и в ФЗ от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В его ст. 18 установлено, что органы государственной власти или органы местного самоуправления, которым адресуются вопросы, явившиеся причинами проведения публичного мероприятия, обязаны рассмотреть данные вопросы по существу, принять по ним необходимые решения в порядке, установленном законодательством РФ, сообщить о принятых решениях организатору публичного мероприятия.

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. установил, что порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами или иными федеральными законами.

Законы и иные правовые акты субъектов РФ могут устанавливать положения, направленные на защиту прав граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные указанным ФЗ. Отсюда вытекает, что никакие ограничения в реализации права граждан на обращение субъекты Федерации устанавливать не вправе.

Что же касается иного порядка рассмотрения обращений, то он установлен рядом федеральных законов. Так, порядок подачи и рассмотрения жалоб и других видов обращений, связанных с осуществлением правосудия по гражданским, арбитражным и уголовным делам, определяется соответственно гражданским процессуальным, арбитражно-процессуальным и уголовно-процессуальным законодательством. Особенности подачи и рассмотрения жалоб по делам об административных правонарушениях регламентированы КоАП.

Требования, предъявляемые к жалобе, направляемой в Конституционный Суд, определены в ч. 4 ст. 125 Конституции и ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ст. 3, 36-39, 96-97). Этим же ФКЗ установлен и порядок рассмотрения индивидуальных и коллективных жалоб. С требованием проверить конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, могут обратиться отдельные граждане, группы граждан, общественные объединения по вопросам, затрагивающим интересы входящих в них членов.

Поскольку в соответствии со ст. 4 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений нарушающих права и свободы граждан» (в ред. ФЗ от 14 декабря 1995 г.) гражданин до обращения с жалобой в суд на действия (решения), нарушающие его права и свободы, вправе обратиться с такой жалобой к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему, возникает вопрос, распространяются ли положения ФЗ от 2 мая 2006 г. на данные обращения и в какой мере.

Представляется, что при учете особенностей Закона от 27 апреля 1993 г. на этот вопрос следует ответить положительно, так как в этом Законе в должной мере не урегулирован порядок подачи и рассмотрения жалоб. Сказано лишь, что вышестоящий в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок.

Между тем наличие точно определенного порядка подачи и рассмотрения жалоб непосредственно в законе бесспорно важно для обеспечения и защиты прав граждан не только в суде, но и в других властных структурах, решения возникших вопросов, не прибегая к помощи суда, что обременено дополнительными требованиями и большими временными затратами.

В ФЗ от 2 мая 2006 г. раскрывается содержание применяемых им основных терминов, а именно:

обращение гражданина — направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

должностное лицо — лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

В Законе указывается, что граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно, а рассмотрение обращений осуществляется бесплатно. Первое указывает на недопустимость манипулировать правом гражданина, а последнее существенным образом отличает такие обращения от, например, подаваемых исковых требований в суд. Ясно, что это является существенным обстоятельством, облегчающим устранение допущенных нарушений и восстановление прав граждан.

Право гражданина подавать жалобу не ограничивается возможностью направить ее в упомянутые органы либо должностному лицу и требовать своевременного рассмотрения. Закон наделяет гражданина определенными правами и при ее рассмотрении.

В числе этих прав: представление дополнительных документов и материалов либо обращение с просьбой об их истребовании; право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. Под иной охраняемой федеральным законом тайной имеется, в частности, в виду коммерческая тайна, тайна усыновления (удочерения), запрет на разглашение которой установлен статьей 139 Семейного кодекса, что влечет уголовную ответственность по ст. 155 УК. Несомненно, и в данном случае охране подлежат и конституционные права на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, тайна переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений (ст. 23 Конституции РФ).

Гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; в то же время гражданину предоставлено право обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения. Предоставлено также право обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Закон содержит требования, предъявляемые к письменному обращению. В нем гражданин в обязательном порядке должен указать либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в который направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, и, конечно, должны быть изложены суть предложения, заявления или жалобы, обоснование. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу по информационным системам общего пользования, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим ФЗ.

Закон (ст. 6) устанавливает запрет преследования гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих или других лиц прав, свобод и законных интересов. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Ряд требований Закон предъявляет к направлению и регистрации письменного обращения (ст. 8). В ч. 3-5 ст. 8 есть указания, касающиеся неподведомственных обращений. Учитывая принципиальный характер этих норм, приводится их текст.

«Если обращение содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных органов или должностного лица, оно направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

В случае если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения».

Не вызывает сомнений, что принятие приведенных норм ФЗ имело целью помочь гражданину в решении без всяких проволочек поставленных в обращении вопросов. Это подчеркивается предоставлением органу или должностному лицу, направившим обращение в орган, компетентный рассмотреть его, права запрашивать о результатах рассмотрения обращения.

Вместе с тем категоричность требований настораживает и вызывает определенные сомнения. Учтено ли, что требования адресованы огромному количеству должностных лиц и других специалистов, работающих в многочисленных государственных органах и органах местного самоуправления? Знают ли и могут ли они знать подведомственность всех органов государства, которым придется направлять обращение? Известно, что даже опытные юристы нередко затрудняются разграничить полномочия судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Трудности в определении органа, которому подведомственна та или иная жалоба, связаны и с частыми изменениями полномочий различных органов.

Правильное решение данной проблемы требует по крайней мере оперативного изучения практики применения упомянутых норм ст. 8 Закона и на этой основе при необходимости внесения коррективов в упомянутые положения статьи. Кроме того, уже сейчас по возможности требуется как можно полнее информировать заинтересованные органы о полномочиях существующих государственных органов и органов местного самоуправления.

Что же касается права органа или должностного лица при переадресации обращения запрашивать в случае необходимости о результатах его рассмотрения, то это может быть фактором более внимательного отношения к обращению, а в ряде случаев представлять интерес и для деятельности органа, направившего обращение по подведомственности.

Закон запрещает направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется. Если направление такой жалобы органу или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов, невозможно, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующее решение или действие (бездействие) в суд.

Обращение, поступившее в орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости обращение может быть рассмотрено с выездом на место. Это, например, может быть вызвано просьбой заявителя проверить достоверность указанных им в жалобе фактов. При хорошей подготовке рассмотрения обращения с выездом на место это может быть полезно и с точки зрения воспитательного воздействия на присутствующих.

Значительное место в Законе занимают положения, непосредственно относящиеся к рассмотрению обращений, принятию мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан. В числе таких мер указывается на обязанность упомянутых органов и должностного лица обеспечивать объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости — с участием гражданина, направившего обращение. Для этой цели могут быть, в частности, запрошены необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия. По направленному запросу в течение 15 дней должны быть предоставлены такие документы и материалы, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну или иную охраняемую законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

Если обращение поступило по информационным системам общего пользования, ответ дается по почтовому адресу, указанному в обращении.

Ряд положений Закона посвящен особым случаям, связанным с отдельными обращениями. Это касается, например, обращения, в котором обжалуется судебное решение. Такое обращение подлежит возвращению заявителю, но с обязательным разъяснением порядка обжалования данного судебного решения. Такое требование предполагает необходимость исключить формальный подход к обращениям граждан, помочь им в решении беспокоящего их вопроса.

Если в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

Одной из новелл для российского законодательства является положение, содержащееся в ч. 5 ст. 11 Закона. Ее содержание таково:

«В случае если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение».

Судя по содержанию нормы, она направлена на борьбу с сутяжничеством и волокитой, т.е. с явлениями бесспорно негативными. Однако при конструировании упомянутой нормы законодатель без достаточных оснований исходит из презумпции компетентности и добросовестности должностного лица, рассмотревшего жалобу или другое обращение, и недобросовестности гражданина, направившего обращение. Представляется, что в приведенном случае решение о прекращении переписки с гражданином должен принимать не исполнитель, если он и должностное лицо, а вышестоящее должностное лицо либо руководитель органа государственной власти или органа местного самоуправления либо его заместитель. Естественно, что такому решению должно предшествовать тщательное изучение доводов и обстоятельств, приведенных в обращении, и сопоставление их с данными ответами.

В случае если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений. Если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, и, естественно, его обращение должно быть рассмотрено в установленном законом порядке.

В Законе предусмотрен единый срок рассмотрения обращения для всех видов письменного обращения в государственные органы, органы местного самоуправления или к должностному лицу — 30 дней со дня регистрации обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса о высылке из других государственных органов, органов местного самоуправления или находящихся у должностных лиц документов и материалов срок рассмотрения обращения может быть продлен, но не более чем на 30 дней, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение. Это право предоставлено руководителю государственного органа или органа местного самоуправления, должностному лицу и уполномоченному на то лицу.

Под исключительными случаями, о которых сказано выше, можно, например, понимать большой и разнообразный круг вопросов, поставленных в обращении, их сложность, множество законодательных и других нормативных актов, подлежащих изучению и анализу для дачи ответа, и другие подобные причины, которые могут быть учтены при принятии решения о продлении срока рассмотрения обращения.

Значительное место в Законе занимают положения, регулирующие личный прием граждан руководителями государственных органов, органов местного самоуправления и уполномоченными на то лицами. Закон требует, чтобы информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводилась до сведения граждан. Можно заметить, что в Законе некоторые положения о праве граждан обращаться лично в государственные органы и органы местного самоуправления реализуются в меньшей мере, чем те, которым были изложены в названном выше Указе Президиума Верховного Совета СССР. В нем руководителям государственных органов было предписано в обязательном порядке проводить личный прием граждан в удобное для них время, в необходимых случаях — в вечерние часы, по месту работы и жительства. В названном Законе такого категорического требования ведения приема граждан не высказано. Этот пробел может быть восполнен субъектами Федерации.

В то же время регламентация личного приема граждан в Законе довольно подробная, и ряд норм являются совершенно новыми. Это, например, указание на обязанность гражданина на личном приеме предъявить документ, удостоверяющий его личность, обязанность занесения на карточку личного приема гражданина содержания его устного обращения, дача заявителю письменного ответа на поставленные в обращении вопросы. Исключением из этого правила является случай, когда изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют проверки. Однако ограничиться устным ответом можно лишь при согласии гражданина.

Если в ходе личного приема принято письменное обращение, оно регистрируется и рассматривается в порядке, установленном Законом для рассмотрения таких обращений.

В случае если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в полномочия органа или должностного лица, гражданину разъясняется, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Прием граждан должен играть важную роль в исполнении лежащих на государственных органах, органах местного самоуправления и должностных лицах в пределах их компетенции обязанностей анализировать содержание поступающих обращений, выявлять и устранять причины нарушения прав, свобод и интересов граждан. В результате общения с гражданами на личном приеме такая работа может проводиться целенаправленно и особенно эффективно.

Совершенно новой нормой в российском законодательстве об обращениях граждан, включая его советский период, является имеющаяся в настоящем Законе норма о праве граждан на возмещение причиненных убытков и компенсацию морального вреда, причиненного незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения по решению суда (ст. 16).

Хотя это частный случай, подпадающий под действие общих норм гражданского законодательства (ст. 12, 151, 1099-1101 ГК), включение их в данный Закон имеет принципиальное значение с точки зрения обеспечения права граждан на обращение, повышения ответственности органов и должностных лиц, рассматривающих эти обращения.

В случае если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда. Этот случай является исключением из упомянутого выше правила о том, что рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Что касается действий (бездействия), повлекших негативные последствия для гражданина, подавшего обращение, то они могут проявляться во всех отраслях народного хозяйства и различных сферах жизни граждан. Незаконные действия могут заключаться в грубом нарушении сроков рассмотрения обращения, явно необоснованной пересылке обращения в другой орган при наличии полномочий рассмотреть его, применении нормативных актов, не регламентирующих решение поставленного вопроса, и др.

constitutionrf.ru

Статья 33. Конституция РФ

Статья 33. Конституция РФ

Актуально на:

06 января 2019 г.

Конституция Российской Федерации (РФ) | ст. 33

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

<a href=»»></a>

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

[url=][/url]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Судебная практика по статье 33 Конституция РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 307-ЭС16-8149, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    При оценке обстоятельств распространения оспариваемой информации апелляционный суд учел положения пункта 10 постановления от 24.02.2005 № 3, в котором указано, что статьей 33 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан направлять личные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции обязаны рассматривать эти обращения…

  • Решение Верховного суда: Определение N АПЛ17-191, Апелляционная коллегия, апелляция

    Ссылка административного истца в обоснование незаконности обжалуемого решения на то, что суд не рассмотрел при разрешении дела вопрос о соответствии норм Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ в частности его статей 32, 33, пункта 4 статьи 25, Конституции Российской Федерации, лишена правовых оснований. В силу статьи 125 Конституции Российской Федерации дела о соответствии федеральных законов Конституции Российской Федерации разрешаются Конституционным Судом Российской Федерации…

  • Решение Верховного суда: Решение N ГКПИ09-1505, Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция

    Заявитель считает, что оспариваемые им нормы противоречат статье 33 Конституции Российской Федерации, статье 22 Федерального закона от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации наделяют квалификационную коллегию судей правом возвращать гражданину его жалобу, в которой содержится информация о дисциплинарном проступке судьи, без проверки, в результате чего ограничиваются права граждан на обращение с жалобами и заявлениями…

+Еще…

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

<a href=»»></a>

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

[url=][/url]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Составить подборку

Подпишитесь на рассылку

списков новых / измененных правовых документов

Анализ текста

Идет загрузка…

www.zakonrf.info

Ст. 33 Конституции РФ и Комментарий к ней с последними изменениями на 2018 год

Текст Ст. 33 Конституции РФ в действующей редакции на 2018 год:

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Комментарий к Ст. 33 Конституции Российской Федерации

Закрепленное право является важным средством осуществления и защиты других прав и свобод граждан, укрепления связей населения с государственными и муниципальными органами, участия граждан в управлении делами государства. Обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления способствуют усилению контроля народа над их деятельностью, борьбе с бюрократизмом и коррупцией.

Праву граждан на личное обращение, направление индивидуальных и коллективных обращений соответствует обязанность органов и должностных лиц, которым они направлены, внимательно, в установленном порядке и в установленные сроки рассмотреть их и принять по ним законные и обоснованные решения.

Положения ст. 33 Конституции РФ конкретизируются в федеральном законодательстве. До принятия соответствующего федерального закона на территории Российской Федерации действуют не противоречащие Конституции РФ нормы Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. (с изм. и доп. от 4 марта 1980 г. и 2 февраля 1988 г.) «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан»*(136).

В названном Указе рассматриваются вопросы, относящиеся к рассмотрению обращений граждан.

Указ выделяет три вида обращений: предложение, заявление и жалобу.

Предложение обычно не связано с конкретным нарушением прав граждан и содержит постановку вопроса о совершенствовании работы государственного аппарата, различных отраслей народного хозяйства, отдельных его участков, сфер деятельности, о путях решения конкретных проблем и задач. Такие предложения должны изучаться, анализироваться, обобщаться и при необходимости претворяться в жизнь. Сказанное в полной мере касается и предложений о совершенствовании законодательства и других нормативных актов.

Заявление — документ, в котором лицо обращается с просьбой к государственному органу, органу местного самоуправления, общественному объединению, должностным лицам, государственным служащим о реализации принадлежащего ему права, закрепленного в Конституции РФ, законодательстве, подзаконных нормативных или индивидуальных актах.

Жалоба — документ, в котором содержится требование устранить допущенное нарушение субъективных прав и свобод граждан в результате принятия решения или совершения действий (бездействия) государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, государственными служащими, общественными объединениями. Жалоба — важное средство защиты и восстановления нарушенных прав и интересов.

Право направлять любое из указанных обращений имеют отдельные лица, группы лиц, имеющих общие интересы, общественные объединения — по вопросам, затрагивающим интересы входящих в них членов.

Обращения могут быть как письменными, так и устными. Однако, как правило, они подаются в письменной форме. При этом Указ требует, чтобы письменное обращение гражданина было им подписано с указанием фамилии, имени, отчества заявителя, а также данных о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.

В отношении жалоб по делам, связанным с осуществлением правосудия по гражданским, арбитражным и уголовным делам, а также по делам, рассматриваемым по правилам конституционного судопроизводства, действует специальное законодательство. Так, особенности подачи и рассмотрения жалоб по делам об административных правонарушениях регламентированы в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Свои особенности имеет порядок разрешения жалоб, установленный в гражданском и уголовном процессуальном законодательстве. Конституционный Суд РФ рассматривает индивидуальные и коллективные жалобы в соответствии с ч. 4 ст. 125 Конституции РФ и п. 3 ч. 1 ст. 3, ст. 96-100 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

konstrf.ru

Важность права на обращение в суд конституция рф статья 34

К решениям относятся как нормативные правовые акты, так и правоприменительные акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.

Статья 33 конституции рф

Решения Конституционного Суда РФ, принятые по итогам проверки конституционности норм уголовно-процессуального, гражданского процессуального, арбитражного процессуального законодательства, направлены на реальное обеспечение гарантий эффективного правосудия.В ряде решений Конституционного Суда РФ определено особое место права на судебную защиту в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина, «служащего необходимой гарантией осуществления всех других прав и свобод» <1, отмечено, что судебная защита обеспечивает охрану прав и законных интересов не только от произвола законодательной и исполнительной властей, но и от ошибочных решений самого суда, так как незаконный и необоснованный судебный акт означает отказ в судебной защите <2.

<1

Внимание

См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 17 ноября 2005 г.

N 11-П по делу о проверке конституционности ч. 3 ст.

Статья 33 

Федеральный антимонопольный орган — ГКАП — и его территориальные управления могут давать предпринимателям, государственным органам, органам местного самоуправления предписания прекратить нарушения, восстановить первоначальное положение, а при невыполнении предписаний — использовать административные взыскания (предупреждения и штрафы).


Инфо

В случаях, прямо предусмотренных законом, монополистические действия и ограничение конкуренции влекут уголовную ответственность ().


Любые акты антимонопольных органов, принятые с нарушением антимонопольного законодательства, могут быть обжалованы в суд лицом, права и законные интересы которого нарушены.
Важно

Представленные на этом web-сайте материалы не являются юридической консультацией.


Информация по услугам не является публичной офертой.

Статья 33. граждане российской федерации имеют право обращаться лично, а…

В случае причинения недобросовестной конкуренцией убытков предприниматель вправе обратиться в суд общей юрисдикции либо арбитражный суд с иском об их возмещении.
Нормы Закона, запрещающие монополистическую деятельность, адресованы предпринимателям, занимающим доминирующее положение на рынке. Для признания положения на рынке доминирующим нужны два условия — доля на рынке, превышающая 35 процентов, и возможность ограничивать конкуренцию, т.е. обладание рыночной властью. Закон содержит общие запреты злоупотребления предпринимателем своим доминирующим положением на рынке, а также дает примерный перечень действий и соглашений (согласованных действий), в результате которых может существенно ограничиваться конкуренция. К наиболее часто встречающимся злоупотреблениям относятся нарушения, связанные с ценами.

Статья 34

Например, налоговая инспекция или фонд социального страхования по результатам осуществления проверки может вынести постановление о привлечении к ответственности за несвое­временную сдачу отчетности. Соответственно, в этом случае, доказательством того, что закон был применен в конкретном деле, будет выступать постановление налоговой инспекции или фонда социального страхования, надлежащим образом заверенное.Еще раз обратим внимание на обстоятельство, что ФКЗ связывает возможность обращения в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод гражданина или объединения именно с законом.

Статья 3. право на обращение в суд

Праву граждан на личное обращение, направление индивидуальных и коллективных обращений соответствует обязанность органов и должностных лиц, которым они направлены, внимательно, в установленном порядке и в установленные сроки рассмотреть их и принять по ним законные и обоснованные решения.

Положения ст. 33 Конституции РФ конкретизируются в федеральном законодательстве. До принятия соответствующего федерального закона на территории Российской Федерации действуют не противоречащие Конституции РФ нормы Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. (с изм. и доп. от 4 марта 1980 г. и 2 февраля 1988 г.) «

О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан»*(136).

В названном Указе рассматриваются вопросы, относящиеся к рассмотрению обращений граждан.

Указ выделяет три вида обращений: предложение, заявление и жалобу.

Статья 33 конституции рф. расшифровка и комментарий.

Например, в случае если принят закон, усиливающий налоговую ответственность юридического лица (повышены размеры штрафов), и этому закону придается обратная сила, что запрещено статьей 57 Конституции РФ.Таким образом, правом обращения в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают:

  1. граждане РФ;
  2. иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством;
  3. общественные объединения как имеющие статус юридического лица, так и не имеющие;
  4. юридические лица.

Несмотря на предпринятые попытки совершенствования российского законодательства и внесения изменений и дополнений, а равно принятие новых законов и кодексов, до сих пор на территории РФ действуют законы, принятые законодательными органами СССР, РСФСР. Часто можно встретить в наименовании закона выражение — закон РФ.

Статья 33 конституции россии

Вся так называемая частная жизнь была насквозь пронизана партийно-государственным воздействием, и вся экономика была партийно-государственной, поскольку любое решение любого предприятия или иной хозяйственной организации должно было соответствовать конкретным директивным плановым указаниям государственных органов, а в редких случаях их отсутствия — общим партийно-государственным идеологическим и иным установкам.

Обращение в конституционный суд рф на жалоба.net   

В этой ситуации официальным документом будет либо определение соответствующего суда о принятии дела к производству, либо иной документ, выдаваемый соответствующим судом.

При этом часть 2 статьи 96 ФКЗ четко устанавливает правило, согласно которому выдача заявителю копии такого документа производится по его требованию должностным лицом или органом, рассматривающим дело.

Од­нако, из определения суда о принятии дела к производству в совокупности с исковым заявлением, отзывом на иск (если он имеется), иными документами, уже поступившими по данному делу в суд, со всей опреде­ленностью должно следовать, что судом будет применен в деле именно этот закон, конституционность которого подвергается сомнению.

На наш взгляд, доказать этот факт достаточно сложно, но возможно.

  • закон применен иным властным органом при рассмотрении какого-либо дела.

Государства, в том числе и Российская Федерация, добровольно принимают решения Европейского суда в качестве прецедентов и, не дожидаясь обращения своих граждан в этот международный орган, предпринимают меры, рекомендованные Европейским судом другому государству в аналогичной ситуации.

В Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 10 октября 2003 г.

N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» <1 разъясняется, что суды должны применять Конвенцию с учетом практики Европейского суда по правам человека.

<1

Российская газета. 2003. 2 дек. Защита прав человека и гражданина осуществляется в различных видах судопроизводства: конституционном, гражданском, административном и уголовном.

К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль, а также деяния, совершаемые без надлежащего юридического оформления (задержание граждан, прослушивание телефонов, выселение из жилого помещения и т.п.).

Граждане вправе обжаловать как действия, так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решения) информацию либо то и другое одновременно.

При этом граждане освобождаются от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий, но должны доказать факт нарушения своих прав и свобод.

zakon52.ru

Обращение граждан в суд | Право граждан на обращение в органы публичной влас

Особым видом обращений являются обращения граждан в судебные органы. Статьей 18 Конституции РФ гарантируется обеспечение прав и свобод человека и гражданина правосудием, а в ст. 46 провозглашается право каждого человека на судебную защиту его прав и свобод.
Гласное и публичное, независимое и беспристрастное судебное разбирательство, облаченное в детально урегулированную законом процессуальную форму, является наиболее эффективным способом разрешения споров. Поэтому одной из тенденций современного законодательства и правоприменительной практики стало расширение сферы судебной деятельности, в том числе судебного контроля за законностью решений и действий должностных лиц, органов государственной власти и местного самоуправления. Судебная статистика последних лет свидетельствует о процессе непрерывного роста количества обращений граждан в суд за защитой своих прав и свобод. С одной стороны, это отражает социальную активность граждан, с другой — негативные явления, недостатки в работе органов власти, несовершенство законодательства.
Особое значение для расширения сферы судебной защиты прав и свобод граждан имеет практика Конституционного Суда РФ <1>. Так, например, в своих первых решениях Конституционный Суд признал неконституционным выселение граждан из самоуправно занятых жилых помещений в административном порядке исключительно с санкции прокурора без возможности обжалования его действия в суд <2>. Неконституционной также была признана практика ограничения возможности обращения граждан в суд с обжалованием постановлений о прекращении уголовного дела <3>, с жалобами на действия и решения органа дознания, следователя или прокурора, связанные с производством обыска, наложением ареста на имущество, приостановлением производства по уголовному делу и продлением срока предварительного расследования <4>. В Постановлении от 16 июля 2008 г. Конституционный Суд РФ указал, что принудительное изъятие имущества, влекущее прекращение права собственности на это имущество, невозможно без предварительного судебного контроля и принятия соответствующего судебного акта <5>.

<1> См., напр.: Постановление Конституционного Суда РФ от 16 марта 1998 г. N 9-П по делу о проверке конституционности ст. 44 УПК РСФСР и ст. 123 ГПК РСФСР в связи с жалобами ряда граждан // СЗ РФ. 1998. N 12. Ст. 1459; Постановление Конституционного Суда РФ от 3 февраля 1998 г. N 5-П по делу о проверке конституционности ст. ст. 180, 181, п. 3 ч. 1 ст. 187 и ст. 192 АПК РФ // СЗ РФ. 1998. N 6. Ст. 784.
<2> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 5 февраля 1993 г. N 2-П по делу о проверке конституционности правоприменительной практики, связанной с судебным порядком рассмотрения споров о предоставлении жилых помещений; о проверке конституционности административного порядка выселения граждан из самоуправно занятых жилых помещений с санкции прокурора; о проверке конституционности отказа в возбуждении уголовного дела // Конституционный Суд Российской Федерации: постановления, определения. 1992 — 1996. М., 2001. С. 271.
<3> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 13 ноября 1995 г. N 13-П по делу о проверке конституционности ч. 5 ст. 209 УПК РСФСР в связи с жалобами граждан Р.Н. Самигуллиной и А.А. Апанасенко // СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4551.
<4> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 23 марта 1999 г. N 5-П по делу о проверке конституционности положений ст. 133, ч. 1 ст. 218 и ст. 220 УПК РСФСР в связи с жалобами граждан В.К. Борисова, Б.А. Кехмана, В.И. Монастырецкого, Д.И. Фуфлыгина и ООО «Моноком» // СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1749.
<5> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2008 г. N 9-П по делу о проверке конституционности положений ст. 82 УПК РФ в связи с жалобой гражданина В.В. Костылева // СЗ РФ. 2008. N 30. Ч. II. Ст. 3695.

Право на обращение в суд за судебной защитой — это установленная законом возможность всякого заинтересованного лица обратиться в суд для возбуждения судопроизводства в целях защиты нарушенного или оспоренного права или охраняемого законом интереса. При этом право на судебную защиту — это не только право на обращение в суд, но и возможность получения судебной защиты, включая исполнение судебного решения. Праву граждан на обращение в соответствующий суд корреспондирует обязанность последнего рассмотреть эту жалобу и принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение.
Обращение граждан в суд представляет собой:

  1. реализацию субъективного права на восстановление нарушенного права особым органом — судом;
  2. конституционную гарантию реализации всех основных прав и свобод человека и гражданина;
  3. особый правовой институт, включающий в себя нормы, как связанные с функционированием судов и осуществлением правосудия, так и регулирующие основные права и свободы личности, а также нормы, определяющие ответственность органов власти и должностных лиц.

Обращение граждан в суд гарантируется также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, которые в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы России. Возможность обращения каждого человека в национальный суд для восстановления его нарушенных прав предусмотрена международными договорами: Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. провозглашает право на эффективную судебную защиту, осуществляемую компетентным, созданным на основе закона судом, право на равное правосудие, осуществляемое беспристрастным и транспарентным судом. В целях повышения эффективности рассмотрения судом обращений граждан международным сообществом в 1985 г. приняты Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов, а в 1989 г. — Процедуры эффективного осуществления Основных принципов независимости судебных органов.
Конституция РФ гарантирует право граждан на обращение не только в российские суды, но и в межгосударственные (наднациональные) органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46). Одним из таких органов является Европейский суд по правам человека, в который могут обращаться все лица, находящиеся на территории России, если они считают, что нарушены их права, предусмотренные Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Российской Федерацией 5 мая 1998 г. Конвенция закрепляет основополагающие принципы правосудия, не только защищающие основные права и свободы непосредственно заявителя, но и воздействующие на законодательство и судебную практику всех государств — участников Конвенции. Государства, в том числе и Российская Федерация, добровольно принимают решения Европейского суда в качестве прецедентов и, не дожидаясь обращения своих граждан в этот международный орган, предпринимают меры, рекомендованные Европейским судом другому государству в аналогичной ситуации. В Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» <1> разъясняется, что суды должны применять Конвенцию с учетом практики Европейского суда по правам человека.

<1> Российская газета. 2003. 2 дек.

Защита прав человека и гражданина осуществляется в различных видах судопроизводства: конституционном, гражданском, административном и уголовном. Процессуальные права, связанные с реализацией права на обращение в суд за защитой прав и свобод, определяются Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» <1>, а также Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» <2> (далее — Закон о Конституционном Суде), Гражданским процессуальным, Арбитражным процессуальным, Уголовно-процессуальным кодексами РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях.

<1> Ведомости РФ. 1993. N 19. Ст. 685.
<2> СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447.

В суд можно обжаловать решения, действия или бездействие органов власти, государственных и муниципальных служащих. Определение указанных объектов обжалования, а также уточнение некоторых процедурных вопросов, связанных с определением вида судопроизводства, подсудности дел, подготовкой дел к рассмотрению, оформлением итоговых решений суда, содержится в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» <1>.

<1> Российская газета. 2009. 18 февр.

К решениям относятся как нормативные правовые акты, так и правоприменительные акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль, а также деяния, совершаемые без надлежащего юридического оформления (задержание граждан, прослушивание телефонов, выселение из жилого помещения и т.п.). Граждане вправе обжаловать как действия, так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решения) информацию либо то и другое одновременно. При этом граждане освобождаются от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий, но должны доказать факт нарушения своих прав и свобод. Процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий возлагается на властные органы и лица, действия которых обжалуются.
Бездействие органов публичной власти и их должностных лиц выражается в их пассивном поведении, невыполнении возложенных на них обязанностей вопреки требованиям нормативного правового акта (закона, должностной инструкции, положения, регламента и проч.) или законно вынесенным правоприменительным актам (невыдача документа, заработной платы, пособия и т.п.). К бездействию относится и нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Основаниями для обжалования указанных решений, действий или бездействия могут быть: 1) непосредственное нарушение прав или свобод; 2) создание препятствий для осуществления прав и свобод; 3) незаконное возложение обязанности; 4) незаконное установление запрета; 5) незаконное привлечение к юридической ответственности.
Правила производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих установлены гл. 25 ГПК РФ.
Перед судом стоит задача проверить правомерность решений и действий органов власти и должностных лиц. При этом справедливый судебный процесс должен быть основан на конституционном принципе состязательности и равноправия сторон. Однако в отличие от властных структур, представляющих «сильную сторону», граждане-заявители нуждаются в особой государственной защите, которая находит отражение в процессуальных нормах, закрепляющих специфику рассмотрения дел в суде. К таким особенностям можно отнести максимально быстрое рассмотрение жалоб, освобождение заявителя от уплаты государственной пошлины при подаче жалобы, невозможность заключения мирового соглашения, повышенную требовательность к должностным лицам, не выполняющим решение суда, вплоть до отстранения их от должности.
Право граждан на обращение в суд за защитой своих прав и свобод постоянно находятся в центре внимания Конституционного Суда РФ. Решения Конституционного Суда РФ, принятые по итогам проверки конституционности норм уголовно-процессуального, гражданского процессуального, арбитражного процессуального законодательства, направлены на реальное обеспечение гарантий эффективного правосудия.
В ряде решений Конституционного Суда РФ определено особое место права на судебную защиту в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина, «служащего необходимой гарантией осуществления всех других прав и свобод» <1>, отмечено, что судебная защита обеспечивает охрану прав и законных интересов не только от произвола законодательной и исполнительной властей, но и от ошибочных решений самого суда, так как незаконный и необоснованный судебный акт означает отказ в судебной защите <2>.

<1> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 17 ноября 2005 г. N 11-П по делу о проверке конституционности ч. 3 ст. 292 АПК РФ в связи с жалобами государственного учреждения культуры «Дом культуры им. Октябрьской революции»; ОАО «Центронефтехимремстрой», гражданина А.А. Лысогора и администрации Тульской области // СЗ РФ. 2005. N 48. Ст. 5123; Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. N 15-П по делу о проверке конституционности ч. 5 ст. 59 АПК РФ в связи с запросами Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан, губернатора Ярославской области, Арбитражного суда Красноярского края, жалобами ряда организаций и граждан // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3282; Постановление Конституционного Суда РФ от 14 февраля 2002 г. N 4-П по делу о проверке конституционности ст. 140 ГПК РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Б. Фишер // СЗ РФ. 2002. N 8. Ст. 894; и др.
<2> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 28 мая 1999 г. N 9-П по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 266 и п. 3 ч. 1 ст. 267 КоАП РСФСР в связи с жалобами граждан Е.А. Арбузовой, О.Б. Колегова, А.Д. Кутырева, Р.Т. Насибулина и В.И. Ткачука // СЗ РФ. 1999. N 23. Ст. 2890.
Право на обращение в суд является абсолютным, т.е. неотчуждаемым и не подлежащим ограничению ни при каких обстоятельствах.

gr-kodeks.ru

нормы, жалобы, обращения в суд

Какие права регулирует конституция?

Конституционное право регулирует все отношения, которые складываются в обществе:  экономическую, политическую, социальную и даже духовную сферу жизнедеятельности.

Конституционное право граждан конкретизируется отдельными законами, предоставляющими им права:

  • на жилище;
  • возможность иметь собственность и свободно распоряжаться ею;
  • свободно трудиться и заниматься предпринимательством;
  • получать медицинскую помощь на безвозмездной основе, а также выбирать врача по собственному усмотрению;
  • свободно получить образование, а также целый ряд других прав, включая личные, экономические и политические.

Конституционные нормы

Нормы конституционного права РФ отражают правила поведения, которые устанавливает закон, регулирующий отношения в обществе. Они носят общеобязательный характер, то есть им должны без исключения подчиняться все субъекты отношений. Основным источником данных норм помимо международных договоров с участием РФ, является Конституция – главный закон нашей страны.

Конституционные нормы закрепляют основные институты нашего общества и государства, определяют модели поведения, разъяснение которым дается правовыми нормами различных отраслей права. При этом ни один нормативный правовой акт не может противоречить нормам Конституции, как источнику конституционного права.

Конституцией РФ предусмотрен целый перечень гарантий, призванных защитить права граждан от любых нарушений.

Защищать конституционные права своих граждан – это основная обязанность, возложенная на государство, гарантом которой, исходя из Конституции РФ, выступает Президент РФ.

Конституционная защита прав личности обеспечивается прописанными в Конституции РФ положениями, которые гарантируют их соблюдение, а также предусматривают правовое обеспечение таких гарантий.

Предоставляемые Конституцией гарантии могут быть как судебными, так и внесудебными.

Внесудебные виды гарантий предусматривают:

  • Право Президента страны приостановить действие госорганов и правовых актов, нарушающих права россиян до того момента, пока суд не примет соответствующее решение.
  • Право гражданина обратиться за защитой в госорганы, наделенные соответствующими полномочиями. К ним относится прокуратура, различные уполномоченные органы и комиссии, призванные защищать права и свободы граждан. Такие органы наделены самостоятельным правом обращаться в суды и другие госорганы в интересах граждан, пострадавших от нарушения их прав.

Однако на практике права граждан соблюдаются далеко не всегда. Обеспечить их защиту человеку, не обладающему специальными знаниями и навыками составления процессуальных документов, очень сложно. Помочь справиться с этой задачей могут профессиональные юристы, консультации которых можно получить, в том числе и в онлайн режиме.

Обращение в Конституционный суд

Конституция определяет самого человека, а также его свободы и права, которыми он наделен. Человек имеет свои права, начиная с рождения, они не отчуждаемы и лишение конституционных прав недопустимо.

По отношению к государству человек находится в неравном положении. У государства есть возможность диктовать свою волю, используя меры принуждения. Поэтому очень важно, чтобы обычные граждане имели возможность противодействовать нарушению своих прав, которые допущены как отдельными должностными лицами, так и целыми государственными институтами.

Права граждан в соответствии со ст. 18 Конституции РФ, помимо внесудебных видов защиты, обеспечиваются правосудием. Для этой цели государством создана судебная система, которая не зависит от исполнительной и законодательной власти. Она призвана рассматривать жалобы и иски граждан в гражданском, административном, конституционном и уголовном судопроизводстве. Решения органов судебной власти обязательны к исполнению.

Одним из способов, которым граждане могут осуществлять судебную защиту своих гарантированных Конституцией прав — это обращение в Конституционный суд. Он является высшим органом, которым осуществляется конституционное правосудие в РФ.

Обратиться в КС могут отдельные граждане или их объединения, права которых нарушены действующим законом. Чтобы жалоба была рассмотрена КС, необходимо наличие судебного дела, по которому уже принято или принимается решение с применением определенного закона, нарушающего права субъекта отношений.

После принятия жалобы КС уведомляет судебный орган, рассматривающий соответствующее дело, о поступлении жалобы, однако, это не будет являться основанием приостановить его рассмотрение. Такое решение принимается на усмотрение суда.

Рассмотрев обращение, КС примет одно из таких решений:

  • признать закон или определенные его части не соответствующими принципам Конституции;
  • признать закон (или его часть) соответствующим Конституции.

Дело, в котором применялся закон, признанный впоследствии неконституционным, должен пересмотреть суд. Обжаловать определение, вынесенное КС РФ нельзя, поэтому для того, чтобы такое определение вас устроило, участие в деле должен принимать опытный юрист.

Особенности предоставления жалобы

Подача конституционной жалобы является процессуальным средством, позволяющим гражданам защитить свои права. Жалобы, связанные с нарушением конституционных прав допустимы в таких случаях:

  • когда закон затронул конституционные права определенных граждан;
  • когда закон, нарушающий право, применялся в конкретном деле, рассматриваемом судом. С момента рассмотрения дела должно пройти не более года.

Получив жалобу, Конституционный суд проверяет конституционность закона, применяемого в определенном деле и принимает решение.

Составление жалобы в КС очень ответственное мероприятие и может вызвать определенные затруднения, если не иметь специфических знаний. Оценить судебную перспективу предоставления такой жалобы помогут наши юристы, обладающие богатым опытом правоприменительной практики.

По закону жалоба должна отвечать определенным требованиям.

Она и должна содержать:

  • наименование суда;
  • данные, идентифицирующие заявителя и его представителя;
  • данные госоргана, который издал акт, подлежащий проверке;
  • ссылки на Конституцию и другие законы, предоставляющие право обратиться в КС;
  • точные данные, включая дату, когда был принят правовой акт, подлежащий проверке и источник, в котором он был опубликован;
  • позицию заявителя, подтвержденную ссылками на соответствующие правовые нормы;
  • требования заявителя;
  • приложения к жалобе.

Помимо всех перечисленных документов приложить к жалобе нужно официальный документ (или его копию), который подтверждает применение обжалуемого закона в процессе разрешения определенного судебного дела.

Состояние, в котором находится регулирование прав граждан в России, далеко от идеального. Конституционная защита социальных прав имеет серьезные недостатки и недостаточное нормативное регулирование. Поэтому эффективной борьба со злоупотреблениями со стороны государства окажется только при участии специалиста.

Положительный результат в вопросах конституционной защиты зависит от того, насколько правильно составлены документы и сформулированы требования. Поскольку КС отказывает в принятии жалобы, несоответствующей требованиям закона. Если у вас возникают затруднения с составлением документов, воспользуйтесь консультацией юристов.

33urista.ru

положения, нормы, жалобы, обращение в суд

Содержание статьи:

Конституция, как основной закон российского государства, регулирует все виды взаимоотношений гражданского общества. Конституционные нормативы содержат статьи, предоставляющие российским гражданам следующие права:

  • На жильё.
  • На частную собственность и возможность распоряжения ею.
  • На труд и занятие частным предпринимательством.
  • На получение врачебной помощи, и на выбор лечащего врача.
  • На образование.

Кроме вышеперечисленных положений основной закон содержит исчерпывающий перечень других прав россиян, касающихся экономической, политической и личной сферы.

Нормы российской Конституции

Конституционные нормы являются правилами поведения и отношений в российском гражданском обществе, установленными в законодательном порядке. Данные нормативы носят обязательный характер для всех без исключения субъектов правовых отношений. Основным документом, в котором прописаны все нормы взаимоотношений и является Конституция РФ.

Конституция определяет гражданские и государственные институты российского общества, модели их взаимоотношений друг с другом и гражданами государства. В соответствующих статьях содержаться разъяснения относительно тех или иных нормативов. Любой правовой акт, принимаемый официальными инстанциями, не должен вступать в противоречие с положениями конституционного права.

Российская Конституция состоит из целого ряда положений, целью которых является защита гражданских прав населения РФ от всяческих посягательств. Защита гарантированных прав россиян – прямая и основная обязанность Российской Федерации как государства. В качестве гаранта неукоснительного выполнения данной обязанности, согласно положению Конституции, выступает Президент.

Защита гражданских прав россиян обеспечивается соответствующими положениями Конституции, в которых обозначены гаранты их соблюдения и предусмотрены рычаги правового воздействия в случае возможных нарушений. Конституционные гарантии условно можно разделить на две большие группы – судебные и внесудебные.

Внесудебные гарантии соблюдения гражданских прав россиян предусматривают:

  • Возможность Президента РФ приостанавливать работу госорганов, а также принятых ими законодательных и подзаконных актов, в случае нарушения ими гражданских свобод, гарантированных положениями конституционного права. Возобновление их работы возможно только после принятия решения судебными органами.
  • Возможность граждан обращаться в органы гос. власти с просьбой о защите своих интересов. К этим институтам относят: прокуратуру и иные госорганы, уполномоченные оказывать содействие населению в защите их конституционных прав. Эти органы имеют право обращаться в судебные инстанции с целью восстановления ущемлённых прав российских граждан.

Следует сказать, что, несмотря на все нормативные акты основного закона РФ, на деле гражданские права населения соблюдаются не во всех случаях. Обеспечить же самостоятельную защиту своих интересов гражданину, не имеющему юридических знаний весьма сложно.

В этом случае наилучшим выходом будет обращение за помощью к юристу-профессионалу, который сможет оказать широчайший спектр правовой помощи. Наши специалисты готовы оказать необходимую консультацию по всем аспектам правовых отношений в режиме онлайн.

Конституционный суд и защита прав населения

Нормативы Конституции определяют положение каждого человека в гражданском обществе, и комплекс его свобод. Каждый россиянин с момента рождения наделяется гражданскими правами и любые их ограничения или попытки их лишения недопустимы с точки зрения основного закона РФ.

В то же время, по отношению к органам госвласти простой гражданин стоит в неравном положении. У государственного аппарата имеется возможность диктовать человеку свою волю, применяя для этого имеющиеся у него меры принуждения. В связи с этим, крайне важно, чтобы рядовые люди могли противодействовать попыткам нарушения своих конституционных свобод со стороны отдельных представителей власти, так и со стороны государственного аппарата в целом. Очень часто бывает, что действиями властей нарушаются те или иные конституционные нормы и обращение в суд является для гражданина единственной возможностью их восстановления.

Кроме внесудебных органов, законные права населения обязаны отстаивать судебные инстанции. Для этого в составе органов власти имеется целая судебная система, совершенно самостоятельная относительно к прочим госинститутам. Её предназначение состоит в рассмотрении исков населения по всему спектру правового поля, и вынесении соответствующих судебных постановлений. Решения российских судов основываются на положениях законодательства и обязательны к исполнению на всей территории государства.

Один из важнейших органов судебной власти — Конституционный суд (КС), призванный оказывать защиту россиянам в случае ущемления их основных прав и свобод. Он является высшим органом правосудия, противостоящим любым попыткам нарушения норм конституции.

Возможностью обращения в Конституционный суд обладают как отдельные граждане РФ, так и сообщества, в случае нарушения их свобод в результате принятия каких-либо нормативно-правовых актов. Для того, чтобы КС принял исковое заявление к рассмотрению, на руках у истца должно находится решение суда первой инстанции, вынесенное с применением того или иного закона. При этом положения данного законодательного акта, по мнению заявителя, прямо или косвенно нарушают, либо ограничивают его конституционные права.

Если жалоба будет принята к рассмотрению, то органы КС направляют в суд, вынесший спорное постановление, уведомление о поступлении иска по данному поводу. Однако, принятие жалобы к рассмотрению вовсе не приостанавливает и не отменяет данное постановление. Решение об его отмене может принять только КС после рассмотрения вопроса по существу.

После рассмотрения дела, Конституционный суд может принять один из следующих вариантов решения:

  • Признать законодательный акт, на основании которого было вынесено судебное постановление, полностью или частично нарушающим принципы нормативов Конституции.
  • Признать законодательный акт полностью или частично соответствующим положениям основного закона РФ.

Если закон или отдельные его положения, на основании которых было вынесено постановление суда, признаются КС не соответствующими нормам Конституции, дело должно будет пересмотрено. Конституционный суд является судом последней инстанции, поэтому обжаловать его решения невозможно.

В связи с этим, составление искового заявления и ведение дела в суде должно производиться максимально корректно и со знанием всех нюансов и особенностей российского законодательства. Справиться с этой задачей способен только опытный юрист, имеющий большой опыт ведения подобных дел.

Порядок предоставления жалобы

Подача искового заявления в КС регламентируется положениями процессуального кодекса и является одним из способов защиты населением своих гражданских прав. Подача жалобы о нарушении гарантированных конституцией гражданских свобод уместна в следующих случаях:

  • Если спорный, на взгляд истца, законодательный акт нарушает права отдельных граждан или целых социальных групп.
  • Если имеются конкретные судебные решения, принятые на основании этого спорного закона. При этом между вынесением подобного решения и моментом обращения в КС не должно пройти более года.

После получения жалобы КС производит оценку соответствующего закона на предмет его соответствия или противоречия положениям основного закона РФ.

Правильное составление жалобы в Конституционный суд достаточно ответственная процедура, которая может потребовать достаточно глубоких познаний в сфере юриспруденции. Только опытный юрист, обладающий как богатыми теоретическими познаниями, так и обширной судебной практикой, может заранее определить перспективы данного иска. Он же сможет должным образом составить жалобу, а также адекватно и грамотно представить интересы истца в судебных органах.

Согласно положениям процессуального кодекса заявление должно соответствовать определённым стандартам:

  • Наименование судебного органа, в который направлена жалоба.
  • В нём должны быть указаны личные данные истца и его официального представителя.
  • Указан государственный орган, принявший спорный законодательный акт.
  • Дана ссылка на нормативы Конституции или иных законов, вступающие в противоречие с опротестовываемым нормативным актом.
  • Содержать указания на дату принятия судебного решения на основании спорного закона, а также ссылку на источник, в котором данное решение было опубликовано.
  • В иске должна быть освещена позиция заявителя относительно спорного нормативного акта, подтверждённая ссылкой на основной закон государства.
  • Содержать требования истца к КС.
  • Содержать дополнительные приложения к заявлению.

В качестве дополнительного приложения следует представить судебным органам документ или его заверенную ксерокопию, подтверждающий использование оспариваемого закона в ходе судебного разбирательства по какому-либо делу.

На данный момент процессы регулирования правовых отношений в государстве далеки от идеального состояния. Многие принимаемые законы, правовые акты, и их правоприменение часто сопряжены с нарушениями положений основного российского закона, прежде всего, в области обеспечения прав населения. Поэтому, для эффективной борьбы против подобных правонарушений со стороны представителей государства, необходима помощь профессионального юриста.

Ведь положительный итог при обращении в КС в значительной мере зависит от грамотно изложенной позиции истца и правильно составленного заявления. Поэтому, в случае возникновения трудностей или спорных моментов при составлении жалобы, лучшим выходом будет обращение за консультацией к специалисту в области юриспруденции.

Конституция РФ. Права и свободы человека и гражданина

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Консультация бесплатна!

www.myjus.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *