Коммерческий подкуп судебная практика – Статья 204 УК РФ. Коммерческий подкуп в судебной практике

Содержание

статья 204 УК РФ в 2018 году, уголовная ответственность

Коррупция – одна из самых острых проблем российской экономики.

Один из видов взяток, коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), осуществляется лицами или группами лиц в корыстных целях.

Даже в повседневной жизни встречается множество примеров коммерческого подкупа, несмотря на уголовный характер данного деяния.

Определение коммерческого подкупа

О том, что такое коммерческий подкуп, говорится в ст. 204 УК РФ. В состав преступления входит одно или несколько действий:

  • Получение выгоды от лица или группы лиц, занимающих должность в организации через передачу денег или других материальных ценностей. Целью подкупа является намеренное действие (бездействие) со стороны указанных должностных лиц.
  • Получение денег или материальных ценностей от третьих лиц гражданином, занимающим должность в организации. Передача средств осуществляется для совершения определенных действий или бездействия должностным лицом.

Типичный пример коммерческого подкупа – передача денег в процентном соотношении от сделки лицам, способным благотворно повлиять на исход дела.

Подкупленные сотрудники организаций разглашают секретные сведения, закрывают глаза на явные недочеты товаров или услуг, ускоряют процесс совершения сделки и т.д.

Отличие от взятки

Разница между коммерческим подкупом и дачей взятки заключается в том, что лицо, получающее средства, не является чиновником или представителем государственных организаций.

Коммерческий подкуп отличается от взятки тем, что в нем фигурируют сотрудники частных компаний, юридических лиц, индивидуальные предприниматели и т.д.

Как подтвердить коммерческий подкуп

В задачи гражданина, планирующего обратиться в правоохранительные органы в связи с обнаружением преступления, входит несколько пунктов.

Предоставление доказательств получения лицом средств и свершения действий в интересах гражданина, передавшего подкуп.

Перед тем, как доказать коммерческий подкуп, необходимо подготовиться и собрать:

  • Аудио, видео, фото материалы, где ясно видна передача подкупа лицу. Хорошо, если дополнительно удастся собрать визуальные и аудиальные доказательства свершения им действий в пользу подкупающего лица.
  • Все документы, имеющие отношение к делу. Это могут быть договоры, где указана стоимость сделки, квитанции, чеки и т.д. Цель – доказать, что должностное лицо получило средств и ценностей больше, чем оговорено в официальной документации.

Согласно судебной практике, подобные дела решаются в пользу истца в случаях, когда предоставлено достаточно доказательств и показаний.

Ответственность по ст. 204 УК РФ

Тяжесть уголовной ответственности за коммерческий подкуп зависит от характера преступления и сопутствующих обстоятельств:

ДеяниеОтветственность
Подкуп одного лицаШтраф от 10 до 50-кратного увеличения суммы подкупа
Лишение возможности занимать аналогичную должность до 2-х лет
Ограничение свободы до 2-х лет
Лишение свободы до 5 лет
Подкуп группы лиц
Штраф от 40 до 70-кратного увеличения суммы подкупа
Лишение возможности занимать аналогичную должность для всех участников до 3-х лет
Ограничение свободы 3-6 месяцев
Лишение свободы до 6 лет
Получение подкупа одним лицом по доброй воле (без вымогательства)Штраф от 15 до 7—кратного увеличения суммы подкупа
Лишение возможности занимать аналогичную должность до 3-х лет
Лишение свободы до 7 лет и штраф в 40-кратном размере от подкупа
Получение подкупа, использование его в результате предварительного сговора и вымогательстваШтраф от 50 до 90-кратного увеличения суммы подкупа
Лишение возможности занимать аналогичную должность до 3-х лет
Лишение свободы до 12 лет и штраф в 50-кратном размере от подкупа

Максимальное наказание за коммерческий подкуп предусмотрено в случаях вымогательства средств со второй стороны

. Судебные разбирательства не ведутся по делам, где окончен срок давности.

За коммерческий подкуп предусмотрен срок давности 2 года. Отсчет срока начинается в момент, когда заявитель обнаружил факт совершения преступления.

В 2018 г ст. 204 УК РФ не претерпевала изменений. Коммерческие подкупы выделяются среди других преступлений, связанных с дачей взяток. Лица, получающие средства в виде подкупа, характеризуются как условно-должностные.

Форма и тяжесть наказания определяется по сумме подкупа и действиям (бездействием), предпринятым субъектом, получившим подкуп. Передача подкупа также является уголовно наказуемым преступлением.

ugolovnyi-expert.com

Судебная практика по ст. 204 УК РФ, «Статья 204. Коммерческий подкуп» - Судебная практика, судебные решения 2018

№ дела / Дата Категория
72-АПУ14-33

09.07.2014

Отрицательное решение

Определение

Инстанция: Верховный Суд Российской федерации

11-Д13-33

29.10.2013

Положительное решение

Определение

Инстанция: Верховный Суд Российской федерации

АПЛ13-387

24.09.2013

Отрицательное решение

Определение

Инстанция: Верховный Суд Российской федерации

86-АПУ13-7

09.09.2013

Отрицательное решение

Определение

Инстанция: Верховный Суд Российской федерации

20-Д13-12

05.08.2013

Отрицательное решение

Определение

Инстанция: Верховный Суд Российской федерации

29-О13-2

11.02.2013

Отрицательное решение

Определение

Инстанция: Верховный Суд Российской федерации

5-Д12-114

26.12.2012

Отрицательное решение

Определение

Инстанция: Верховный Суд Российской федерации

11-О12-64

11.10.2012

Положительное решение

Определение

Инстанция: Верховный Суд Российской федерации

67-АПГ12-3

18.05.2012

Отрицательное решение

Определение

Инстанция: Верховный Суд Российской федерации

5-О11-247СП

14.11.2011

Положительное решение

Определение

Инстанция: Верховный Суд Российской федерации

89-О11-4

14.04.2011

Отрицательное решение

Определение

Инстанция: Верховный Суд Российской федерации

5-О11-25СП

02.03.2011

Отрицательное решение

Определение

Инстанция: Верховный Суд Российской федерации

69-О10-23

25.11.2010

Отрицательное решение

Определение

Инстанция: Верховный Суд Российской федерации

  • ГК РФ Статья 2. Отношения, регулируемые гражданским законодательством
  • УК РФ Статья 204. Коммерческий подкуп
  • УК РФ Статья 222. Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов
  • УК РФ Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями
  • УК РФ Статья 290. Получение взятки
  • УПК РФ Статья 14. Презумпция невиновности
  • УПК РФ Статья 31. Подсудность уголовных дел
  • УПК РФ Статья 91. Основания задержания подозреваемого
  • УПК РФ Статья 198. Права подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля при назначении и производстве судебной экспертизы
  • УПК РФ Статья 202. Получение образцов для сравнительного исследования
  • УПК РФ Статья 252. Пределы судебного разбирательства
  • УК РФ Статья 69. Назначение наказания по совокупности преступлений
5-О10-252СП

14.10.2010

Отрицательное решение

Определение

Инстанция: Верховный Суд Российской федерации

56-О09-28

18.06.2009

Отрицательное решение

Определение

Инстанция: Верховный Суд Российской федерации

2-24/09

17.06.2009

Отрицательное решение

Определение

Инстанция: Верховный Суд Российской федерации

45-О08-89

10.12.2008

Отрицательное решение

Определение

Инстанция: Верховный Суд Российской федерации

38-О08-7

17.03.2008

Отрицательное решение

Определение

Инстанция: Верховный Суд Российской федерации

49-О07-69

14.11.2007

Отрицательное решение

Определение

Инстанция: Верховный Суд Российской федерации

41-Г07-15

04.09.2007

Положительное решение

Определение

Инстанция: Верховный Суд Российской федерации

dogovor-urist.ru

ВРЕД КАК ЭЛЕМЕНТ КОММЕРЧЕСКОГО ПОДКУПА

П. ЯНИ
П. Яни, доктор юридических наук, профессор (г. Москва).
Уже второй год действует Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" (далее - постановление N 6). И все это время судьи, прокуроры и следователи не теряли надежду познакомиться с аргументацией тех или иных положений, содержащихся в данном постановлении. Однако авторы идей, воспринятых Пленумом, до сих пор хранят молчание. Исключением, пожалуй, является только комментарий Б. Волженкина, помещенный в одном из узкоспециализированных периодических изданий (Волженкин Б.В. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе": достоинства и недостатки // Уголовное право. 2000. N 4). Изучение же правоприменительной практики показывает необходимость широкого обсуждения вызывающих споры разъяснений Пленума. Остановлюсь на некоторых из этих разъяснений.

Пункт 6 постановления N 6 содержит указание выносить обвинительный приговор по делам о коммерческом подкупе в отношении лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, лишь в том случае, если указанным деянием причинен вред интересам других организаций (т.е. не той, в которой работает данное лицо), интересам граждан, общества или государства либо если вред причинен исключительно коммерческой или иной организации, где работает такое лицо, когда уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия. Можно заключить, что отсутствие вреда, причиненного коммерческим подкупом, исключает возможность привлечения лица к уголовной ответственности.
Данное разъяснение, таким образом, "дезавуировало" заключение, сделанное Президиумом Верховного Суда РФ по делу Сусарева: "В соответствии с п. 2 примечания к ст. 201 УК РФ и ст. 27.1 УПК РСФСР уголовное преследование за деяния, предусмотренные главой 23 УК РФ, осуществляется по заявлению коммерческой организации или с ее согласия лишь в тех случаях, когда причинен вред исключительно интересам этой организации, т.е. указанный порядок привлечения к уголовной ответственности распространяется на те перечисленные в главе 23 преступления, в которых причинение вреда является необходимым элементом состава преступления. Коммерческий же подкуп считается оконченным преступлением с момента получения или передачи предмета подкупа и относится к формальным составам преступлений, не требующим наступления определенных последствий. Поэтому по смыслу п. 3 примечания к ст. 201 УК уголовное преследование за преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 204 УК, осуществляется на общих основаниях" (Законность. 1999. N 10; сходное мнение Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ высказала по делу Шушканова и Шагалиева - см.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. N 3).
Следует сказать, что, несмотря на признание наличия вреда обязательным для привлечения к уголовной ответственности обстоятельством, Пленум в то же время в п. 11 постановления N 6 указал, что дача незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе, а равно его получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, считаются оконченными с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей. Так в какой же момент оканчивается данное преступление и является ли вред конститутивным его элементом?
Б. Волженкин пришел к выводу, что "действительно, составы коммерческого подкупа сконструированы по типу формальных. Но это не означает, что коммерческий подкуп не причиняет вреда. Беспоследственных преступлений, которые не нарушали чьи-либо интересы, не причиняли вреда, вообще быть не может. Просто при коммерческом подкупе эти вредные последствия находятся за рамками составов незаконной дачи и незаконного получения вознаграждения. Поэтому, если коммерческий подкуп причинил вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, заявление или согласие этой организации на уголовное преследование обязательно. В данном случае это указание закона имеет не материально - правовое, а уголовно - процессуальное значение" (Уголовное право. 2000. N 4).
Приведенная точка зрения вызывает возражения по ряду причин.
Во-первых, вред в преступлениях, составы которых принято называть формальными, презюмируется самим фактом совершения деяния. Поэтому такой вред не лежит за пределами состава, он - "внутри" него.
Рассмотрим преступление, состав которого принято относить к формальным. Таковым является, к примеру, основной состав незаконного производства аборта. Последствие собственно действия, медицинской операции - удаление плода. Однако причиной криминализации данного деяния явилось не удаление плода, а проведение операции вне установленного нормативными документами порядка, т.е. лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля. По сути, речь идет о создании данными действиями угрозы причинения вреда здоровью женщины. При этом последствия в виде вреда здоровью, так сказать дополнительного по сравнению с вредом, неизбежно причиняемым абортом, проведенным надлежащим образом, может и не возникнуть. Тем не менее сама угроза и есть то последствие, которое принято во внимание при установлении уголовной ответственности за данное деяние.
Во-вторых, даже если признать процедурное, главным образом, предназначение нормы, содержащейся в примечаниях 2 и 3 к ст. 201 УК, все равно нельзя отрицать и того, что в ней в то же время содержится материально - правовой по самому своему определению элемент - указание на вред: отсутствие вреда является - в силу ст. 8 УК и с учетом ст. 27.1 УПК, содержащей более точную, нежели примечание к ст. 201 УК, формулировку: не "уголовное преследование", а "уголовная ответственность" - основанием для непривлечения лица к ответственности. В пользу того, что вред, исходя из буквальной трактовки текста примечаний к ст. 201 УК, должен быть признан конститутивным признаком состава коммерческого подкупа, говорит и то, что в примечании перечислены все объекты (объекты, прежде всего, в общем, а не в уголовно - правовом смысле), которым преступлением может быть причинен вред: граждане, юридические лица, общество, государство. Другое дело, что коммерческий подкуп объективно может причинить вред не всем из указанных объектов.
По поводу значения примечаний для конкретизации уголовно - правового запрета высказано то соображение, что в примечании к ст. 201 УК РФ в отличие от диспозиций статей Особенной части УК нет описания конкретного состава преступления; в отличие от примечаний к ст. ст. 126, 158, 171, 191, 192 и др. УК в примечании к ст. 201 УК не раскрывается содержание каких-либо признаков состава и не предусматриваются основания освобождения от уголовной ответственности. В них регулируется только порядок уголовного преследования за определенные преступления (Егорова Н. Коллизия материальных и процессуальных норм в "служебных" преступлениях // Российская юстиция. 1999. N 10).
Однако данное утверждение спорно. Проблема значения примечаний, вне зависимости от того, являются ли они элементами института деятельного раскаяния, устанавливают ли содержание того или иного признака и т.д., не связана только с применением ст. ст. 201 - 204 УК. Подобный вопрос возник, скажем, и при решении вопроса о конструкции состава налоговых преступлений, которые рядом ученых и практиков расцениваются как формальные, тогда как в примечании 2 к ст. 198 УК говорится, что одним из условий освобождения лица от уголовной ответственности является полное возмещение причиненного ущерба.
И хотя в самом примечании к ст. 198 УК не говорится, что возмещаемый ущерб причинен непосредственно преступлением, это представляется вполне очевидным и, кроме того, соответствующая формулировка содержится в "генеральной" норме, устанавливающей условия деятельного раскаяния, - ст. 75 УК, где определено, что лицо может быть освобождено от уголовной ответственности, если, при наличии прочих условий, возместит причиненный ущерб или иным образом загладит вред, причиненный в результате преступления.
Наконец, п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов" требует от судов предъявлять по делам о налоговых преступлениях иски о возмещении материального ущерба, заключающегося в непоступлении в бюджетную систему Российской Федерации денежных сумм в размере неуплаченного налога. Согласно ст. ст. 29 и 30 УПК гражданский иск в уголовном деле предъявляется и обеспечивается именно в связи с причинением преступлением материального ущерба.
Таким образом, материальный ущерб следует признать элементом налогового преступления, а ведь указание на такой ущерб содержится именно в примечании к статье Особенной части.
Из сказанного следует и третье соображение, а именно то, что законодатель не мог в принципе иметь в виду какой-либо вред, лежащий за пределами состава коммерческого подкупа, поскольку, как представляется, такой вред безразличен для законодателя и не стал бы им упоминаться.
Так что же это за вред, который должен быть причинен коммерческим подкупом, а не действиями, совершенными в связи с получением предмета подкупа и заслуживающими потому самостоятельной квалификации? В свое время высший судебный орган, говоря о видах вреда как элемента злоупотребления должностными полномочиями, назвал в их числе подрыв авторитета органов власти, государственных и общественных организаций (постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. N 4). Думается, что самим фактом получения служащим предмета подкупа причиняется подобный вред - организации.
Вред при определенных обстоятельствах может, думается, причиняться и "подкуподателю", если предмет подкупа получен путем вымогательства. При этом в силу ст. 53 УПК лицо, которому причинен такого рода имущественный вред, должно признаваться потерпевшим. Но может ли "подкуподатель" рассматриваться в качестве потерпевшего? Ранее такая возможность отвергалась. В п. 20 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. N 3 подчеркивалось, что "освобождение взяткодателей от уголовной ответственности по мотивам вымогательства взятки... не означает отсутствия в действиях этих лиц состава преступления. Поэтому они не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки".
Однако согласно п. 24 постановления N 6 "при решении вопроса о возможности возвращения денег и других ценностей лицу, в отношении которого имел место факт вымогательства, суду следует иметь в виду, что если для предотвращения вредных последствий лицо было вынуждено передать вымогателю деньги, другие ценности, то они подлежат возврату их владельцу". Поскольку ранее Пленум связывал возможность признания "дателя" потерпевшим с возвратом ему переданных в качестве взятки или подкупа ценностей, логично предположить, что раз в описанной в постановлении N 6 ситуации ценности возвращаются, лицо должно признаваться потерпевшим. При этом соответствующее решение может быть принято лишь в том случае, если вымогательство повлекло наступление состояния крайней необходимости, что бывает далеко не всегда.
Б. Волженкин вообще исключает возможность того, что лицо, подвергшееся вымогательству, может действовать в состоянии крайней необходимости. Он полагает, что, передавая в такой ситуации взятку или незаконное вознаграждение, лицо совершает преступление, от ответственности за которое освобождается по нереабилитирующему основанию. Мне же представляется, что хотя взяткодатель при определенных в законе условиях "освобождается от уголовной ответственности", тогда как относительно деяния, совершенного при крайней необходимости, УК говорит, что оно "не является преступлением", и в большинстве случаев очевидно несоответствие обстановки вымогательства взятки обстоятельствам, описанным в законе как состояние крайней необходимости (к примеру, если лицо может устранить опасность, исходящую от вымогателя, посредством обращения в правоохранительные органы), возможна и иная ситуация. Нельзя, думается, полностью исключить случаи вынужденной передачи взятки или предмета коммерческого подкупа, когда передающее лицо не могло иным способом предотвратить наступление вредных последствий для его правоохраняемых интересов.
Например, начальник УВД требует передачи взятки за прекращение уголовного дела в отношении лица, заведомо для него невиновного. Поскольку общеизвестно, что между начальником УВД и иными руководителями местных правоохранительных органов, прокурором, главой администрации и другими высокопоставленными чиновниками существуют не всегда сугубо официальные отношения, гражданин лишен какой-либо возможности предотвратить реализацию угрозы, обратившись в милицию, управление ФСБ, прокуратуру или, предположим, в прессу. В этом случае мы имеем дело с психическим принуждением лица к совершению преступления. Статья 40 УК в отношении такой ситуации указывает, что вопрос об уголовной ответственности за причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в результате психического принуждения должен решаться с учетом положений ст. 39 УК о крайней необходимости. В подобном случае лицо не совершает преступления и может быть признано потерпевшим в силу причинения ему преступлением - коммерческим подкупом - вреда.
Затронув проблему окончания коммерческого подкупа, а равно дачи и получения взятки, нельзя не выразить сомнения в правильности многолетней, основанной на приведенных разъяснениях практики признания преступления оконченным в случае передачи лишь части взятки, итоговая сумма которой, как правило, заранее обговорена. Руководствуясь соответствующим указанием, лицу, собиравшемуся, скажем, получить взятку в крупном размере, в случае принятия части взятки в размере, не превышающем крупный, нельзя будет вменить покушение на получение взятки в крупном размере.
Нельзя будет квалифицировать действия лица и как неоднократное и по совокупности преступлений, как это иногда предлагается практиками. Сторонники вменения совокупности ссылаются на критикуемые разъяснения Пленума от 10 февраля 2000 г. и ч. 1 ст. 17 УК, согласно которой совокупностью преступлений признается совершение двух или более преступлений, предусмотренных различными статьями или частями статьи УК. В рассматриваемом случае, полагают они, совокупность возможна, поскольку оконченное получение взятки в размере, не достигающим крупного, охватывается ч. ч. 1 или 2 ст. 290 УК (если, конечно, отсутствуют иные квалифицирующие признаки), а покушение на дачу взятки в крупном размере - ч. 4 этой статьи. Понятно, однако, что такое решение совершенно неприемлемо, поскольку речь в рассматриваемом случае идет, конечно же, об одном, а не о нескольких преступлениях.

КВАЛИФИКАЦИЯ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ГЛАДКОСТВОЛЬНОГО ОХОТНИЧЬЕГО ОРУЖИЯ  »
Комментарии к законам »

www.lawmix.ru

Коммерческий подкуп

ФГБОУ ВПО «ОмГУ им. Ф.М. Достоевского»

Юридический факультет

кАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА И КРИМИНАЛОГИИ

Курсовая работа

Выполнила: студентка 4 курса

очной формы обучения

группы ЮЮС-904-О

И.А. Люсева

Научный руководитель:

Немцев М.Ю.

Омск

2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………………………………………………………........ 3

Характеристика состава преступления – коммерческий подкуп . 5

Уголовная ответственность за коммерческий подкуп. Основания освобождения от ответственности ………………………………………. 13

Разграничение коммерческого подкупа с другими составами преступлениями …………………………………………………………. .. 22

Заключение ………………………………………………………….. 26

Список используемых источников ………………………………. ...28

Введение

С развитием экономических отношений в мире и в нашей стране в частности, правовая регламентация данной сферы деятельности становиться необходимой. Стоит заметить, что данных изменений требует не только Гражданский Кодекс РФ, налоговое законодательство, но также и уголовное право. Зависимость такая проста и понятна: там, где есть стабильно развивающиеся отношения, несомненно, есть место и каким-либо преступлениям. Проблема развития экономических отношений в коммерческих организациях послужила и принятию мер, охраняющих эти отношения. В Уголовном Кодексе Российской Федерации данным преступлениям посвящена целая глава 23 «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях». Происходящие в России экономические и политические реформы - переход от строго централизованной системы управления народным хозяйством с государственной собственностью к рыночным отношениям, возникновение предприятий и иных организаций с частной и иной формой собственности, не принадлежащих государству и отличающихся от государственных порядком пользования и распоряжения собственностью, потребовали нового уголовно-правового регулирования общественных отношений, характеризующих дачу и получение взятки в этих организациях.

К статьям Уголовного Кодекса Российской Федерации, которые стоят на страже экономической безопасности в коммерческих организациях, относится непосредственно коммерческий подкуп (ст. 204).

Коммерческий подкуп появился в Российском законодательстве не так давно в 1996 году и суть его заключается в том, что лицо получает от других лиц заведомо незаконное материальное вознаграждение за свое служебное положение или в связи с занимаемой должностью.

Под коммерческим подкупом понимается два тесно связанных преступлении: незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, вознаграждения имущественного характера за совершение действий (бездействий) в интересах дающего (ч. 1 и 2 ст. 204) и незаконное получение этим лицом такого вознаграждения (ч. 3 и 4 ст. 204).

Целью моей курсовой работы является: определить сущность и назначение данного состава преступления, разобраться в понятии и содержании данного состава и выявить основные отличия от смежных составов преступления.

Характеристика состава перступления – комммерческий подкуп

Состав рассматриваемого преступления – формальный. Коммерческий подкуп в двух его разновидностях (незаконная передача вознаграждения и незаконное его получения) признается оконченным преступлением в одно и тоже время - с момента принятия предмета подкупа в виде того или иного имущества или начала незаконного пользования услугами имущественного характера лицом, выполняющим управленческие функции, или с его ведома членам семьи или иными близкими лицам.1

С.В. Максимов придерживается иной точки зрения. Момент окончания преступления должен определяться различно применительно к случаям незаконной передачи вознаграждения и его незаконного получения. Незаконная передача окончена в момент фактического отчуждения имущества (передача прав на него) либо выполнения действий, составляющих соответствующей услуги в пользу подчиненного вне зависимости от того, успел ли последний принять соответствующее имущество либо воспользоваться услугами. Момент же окончания преступления в форме незаконного получения вознаграждения предполагается считать принятие подкупаемым лицом хотя бы части переданного имущества (прав на него) или начала извлечение полезных свойств действий имущественного характера, совершаемых в его интересах.2

Пленум Верховного суда РФ от 10.02.2000г. №6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» в п.11 говорит, что дача незаконного вознаграждения и его получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, считаются окончательными с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей.

Я соглашусь с точкой зрения Максимова С.В., так как коммерческий подкуп содержит в себе, по сути, элементы двух различных деяний, то и вопрос момента окончания должен определяться относительно к каждому отдельному деянию. Но, понятно логика правоприменителя, определившего момент окончания едино, так как в большинстве случаев одно действие является венцом этих двух деяний.

Теперь разберемся поэтапно в каждом отдельном элементе состава.

Начнем с объекта преступления. Исходя из статьи 204 Уголовного Кодекса, можно сделать вывод, что объектом данного состава преступления является интересы службы, заключающиеся в частности в том, чтобы лицо при выполнении функции управленческого характера в коммерческой или иной организации руководствовалось законными интересами данной организации, а не возможностью получения за эту деятельность вознаграждения.3

Существуют и иные определения объекта данного состава преступления. К примеру, В.С. Буров определят объект как комплекс имущественных отношений, складывающихся в сфере предпринимательской деятельности.4

С. Д. Макаров дает более сложное понятие объекта, определяя его через деятельность коммерческих организации и ее служащих, наделенных полномочиями, способную породить, изменить или прекратить правоотношения с иными субъектами, либо повлечь иные юридические последствия.

С.В. Максимов наряду с основным и непосредственном объектом коммерческого подкупа указывает и на дополнительные непосредственный объект в виде: а) общественного отношения, обеспечивающего равенство граждан перед законом; б) общественного отношения, обеспечивающего в части, относящийся к экономической деятельности, равенство его участников перед законом; в) общественного отношения, обеспечивающего формирование аппарата управления федеральными казенными предприятиями из некоррумпированных лиц.5

По моему мнению, Уголовный Кодекс РФ и постановление Пленума Верховного Суда дают исчерпывающие понятие объекта коммерческого подкупа, и все приведенные точки зрения непосредственно вытекают из данного определения (имеет место расширительно е толкование).

Различая объект и предмет данного преступления нужно сказать, что предмет непосредственно указан в диспозиции статьи: деньги, ценные бумаги, иное имущество, оказание услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав. Под выгодами имущественного характера Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 10 февраля 2000 года №6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» понимает, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами.

В качестве предмета коммерческого подкупа чаще всего использования деньги, в том числе и иностранной валюты. В некоторых случаях деньги передавались одновременно с иным имуществом либо с оказанием услуг имущественного характера. В каждом пятом случае сумма подкупа определялась субъектами в процентном отношении от суммы услуги управленца. В каждом третьем случае в качестве предмета подкупа передавалось имущество.6

Объективная сторона данного преступления может выражаться как в действии так и в бездействии. Сложность данного состава состоит в том, что части 1 и 2 и части 3 и 4 отличаются по содержанию объективной стороны.

Часть 1 и 2 ст. 204 Уголовного Кодекса определяет объективную сторону как действия в виде передачи лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, предмета коммерческого подкупа, а равно оказания ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

Действия этого лица должны быть обязательно связаны с его занимаемым положением, кругом вопросов, которыми данное лицо занимается. Совершаемые действия же могут носить как законный, так и незаконный характер. Для данного состава не принципиален вопрос когда были переданы лицу материальные ценности или услуги, до или после совершения тех или иных действий. В случае передачи после совершения определенных действий необходима договоренность о передачи материального вознаграждения. В случаях, когда материальные ценности и услуги передаются лицу, выполняющему управленческие функции лицу, при отсутствии предварительной договоренности в качестве благодарности, сувенира или просто подарка в связи с занимаемым им положением, состав коммерческого подкупа отсутствует.7

Часть 3 и 4 ст. 204 Уголовного Кодекса называет объективную сторону получения предмета коммерческого подкупа или пользования услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

Здесь уже наказуемым является непосредственно передача заинтересованным лицом самостоятельно или же через посредника незаконного вознаграждения. Вознаграждение или услуги так же могут предаваться не только самому лицу, но и членам его семьи, близким родственникам, при обязательном условии, что это делается все с уведомлением самого лица. Представляется возможным рассматривать данный состав преступление и в том случае, если передача незаконного вознаграждения или услуги предоставляется иным третьим лицам, так же с ведома самого подкупополучателя. К примеру, у подкупополучателя имеются какие-либо долговые обязательства с третьими лицами и данным лицам непосредственно уплачивается незаконное вознаграждение или оказывается услуга в зачет долга.

Что касается незаконности получения и передачи вознаграждения, В.С. Буров определяет в своей работе по следующим ситуациям:8

за совершение действий объективно невыгодных для коммерческой или иной организации, даже если данные действия по своей сути не противоречат локальным нормативным актам организации;

получение вознаграждения по инициативе самого получателя, даже если его действия были законны и не противоречили интересам организации;

получение вознаграждения за совершение незаконных действий или принятия незаконного решения.

Последний случай может дополнительно повлечь привлечение к ответственности, в том числе и уголовной (совокупность составов преступлений).

Субъект коммерческого подкупа так же разделяется в зависимости от того совершалась ли передача или получение подкупа лицом.

Часть 3 и 4 ст. 204 УК РФ определяет субъект преступления как лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой или иной организации независимо от формы собственности либо в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, а также поверенные, представляющие в соответствии с договором интересы государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена (находится) в федеральной собственности, не могут быть признаны должностными лицами и в случае незаконного получения ими ценностей либо пользования услугами за совершение действия (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым служебным положением.9

Установлено, что подавляющее число взяткополучателей - 83% - являются лицами мужского пола и только 17% - лицами женского пола. Причем этот показатель являлся стабильным в течение 2002 - 2007 гг., что дает основания сделать вывод о наличии закономерности, обусловленной, кадровой политикой, когда мужчины чаще занимают различные должности в государственном аппарате по сравнению с женщинами, хотя и обнаруживается тенденция к росту количества женщин - должностных лиц и лиц, занимающих управленческие функции в коммерческих и иных организациях.

Не является характерным для субъектов взяточничества (коммерческого подкупа) наличие прежних судимостей. Доля лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности, составляет только 5% .10

Касаясь состава коммерческого подкупа в части передачи подкупа Пленум Верховного Суда не разъясняет понятие субъекта. Исходя из смысла данной статьи можно сделать вывод, что субъектом в данной части статьи может быть любое физическое лицо, достигшие возраста 16 лет. Данное лицо может быть как должностным так и частным, действовать может как в своих так и в чужих интересах.

Одним из социально-демографических признаков, характеризующих субъектов взяточничества и коммерческого подкупа, является возраст взяткополучателей и взяткодателей.

Установлено, что подавляющее большинство взяткополучателей относятся к возрастной группе от 35 до 50 лет. Это вполне объяснимо, так как указанная возрастная группа наиболее представительна в общей массе населения страны.11

Что касается вопроса субъективной стороны, то здесь не возникает особых споров в учебной литературе. Данный состав преступление характеризуется прямым умыслом и, как правило, сопровождается корыстным мотивом.

Квалифицирующие признаки данного состава преступления как у передачи подкупа так и у его получения есть два совпадающих признака: это совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а так же за совершения заведомо незаконных действий. Незаконное получение взятки имеет еще один квалифицирующий состав: сопряженный с вымогательством.

Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору должно характеризоваться соглашением этих лиц (как минимум двух) о совершении преступления. Соглашение должно быть достигнуто до момента совершения преступления.

Передачу и получение незаконного вознаграждения можно признать совершенными организованной группой и в случае, если соответствующие действия, составляющие объективную сторону преступления, выполняет один участник организованной группы, исполняющий ее задание.12 Напомню, что организованной группой признается  устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.

Получение или передача подкупа за заведомо незаконные действия носит признак квалифицирующего состава, так как, сами по себе эти действия уже представляют собой преступление. Поэтому, совершенно логично, Уголовный Кодекс РФ увеличивает за такие действия санкцию.

Квалифицирующий состав коммерческого подкупа сопряженный с вымогательством в литературе носит спорный характер.13 Существует точка зрения, которая оспаривает данный квалифицирующий состав. Главным аргументом этой позиции является то, что в Уголовном Кодексе есть отдельный состав – Вымогательство (ст. 163) – и здесь нужно говорить о совокупности преступлений. Другая позиция, находит совершенно обоснованным настоящие положение данной статьи, считая такое вымогательства коммерческого подкупа квалифицирующим составом. Одно совпадает в этих позициях - уголовная ответственность за данное деяние, несомненно, должна быть ужесточена.

studfiles.net

Комментарий к ст. 204 УК РФ

1. Под указанным общим названием комментируемая статья содержит описание двух тесно связанных преступлений: незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, вознаграждения имущественного характера за совершение действия (бездействия) в интересах дающего (ч. ч. 1 и 2) и незаконное получение этим лицом такого вознаграждения (ч. ч. 3 и 4).

Предметом обоих преступлений могут быть деньги, как в российской, так и в иностранной валюте, ценные бумаги (чеки, облигации, векселя, сберегательная книжка на предъявителя и т.д.), любое иное имущество (валютные ценности, промышленные и продовольственные товары, недвижимое имущество и др.), а равно выгоды или услуги имущественного характера (оплаченная туристическая путевка, гостиничные услуги, ремонт квартиры, строительство дачи, бесплатное обучение виновного или его родственников в платном вузе и т.п.). Необходимо, чтобы это вознаграждение лицу, выполняющему управленческие функции, имело имущественный характер и было незаконным, т.е. не было предусмотрено условиями трудового договора (контракта). Под услугами имущественного характера и предоставлением иных имущественных прав, как указал Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 10.02.2000 N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" , следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. Указанные выгоды и услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку.

--------------------------------

БВС РФ. 2000. N 4.

2. Действие или бездействие лица, выполняющего управленческие функции, за которое ему передается вознаграждение, должно быть обязательно связано с занимаемым им положением, кругом осуществляемых прав и выполняемых обязанностей. Это могут быть разглашение коммерческой тайны, каких-либо секретов коммерческой или некоммерческой организации (например, политической партии, избирательного объединения), сообщение о готовящейся или заключенной сделке, ходе деловых переговоров, намерении сторон, заключение контракта, выдача льготного кредита и т.д. Ценности и услуги имущественного характера могут предоставляться в качестве стимула к заключению делового соглашения или, наоборот, чтобы сделка не состоялась.

3. Для квалификации содеянного не имеет значения, когда материальные ценности были переданы или услуги оказаны лицу, выполняющему управленческие функции, - до или после совершения им действий (бездействия) в интересах дающего. Однако поскольку преступление называется коммерческий подкуп, в последнем случае необходимо, чтобы договоренность (соглашение) о материальном вознаграждении предшествовала действию (бездействию) субъекта и определяла характер этого действия (бездействия).

4. Передача незаконного вознаграждения или оказание услуги имущественного характера может быть осуществлены тем, кто заинтересован в соответствующем поведении лица, выполняющего управленческие функции, или через посредника (посредников). Материальные ценности и услуги могут предоставляться не только самому лицу, выполняющему управленческие функции, но и членам его семьи и другим близким ему лицам, при условии что это делается с ведома самого управленческого работника. Возможно осуществление передачи незаконного вознаграждения и путем, например, перечисления денежных сумм на счет в банке, открытия счета на имя этого лица и т.п.

5. Коммерческий подкуп в двух его разновидностях (незаконная передача вознаграждения и незаконное его получение) признается оконченным преступлением с момента принятия незаконного вознаграждения лицом, выполняющим управленческие функции, или с его ведома членами семьи и иными близкими . По этому вопросу см. также п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе".

--------------------------------

БВС РФ. 1999. N 3. С. 14; 2001. N 4. С. 17.

6. Закон не установил в качестве обязательного условия привлечения к уголовной ответственности за коммерческий подкуп (передача или получение незаконного вознаграждения) наступление каких-либо вредных последствий. Однако необходимо иметь в виду, что в соответствии с примечанием 2 к ст. 201 УК, если деяние причинило вред исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование по ст. 204 осуществляется только по заявлению этой организации или с ее согласия.

7. Коммерческий подкуп (во всех его проявлениях) - умышленное преступление. Обе стороны подкупа осознают, что вознаграждение передается и принимается незаконно за совершение действия (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым субъектом получения служебным положением.

Мотив у лица, принимающего вознаграждение, корыстный; мотивы незаконной передачи вознаграждения могут быть различными. Цель передающего незаконное имущественное вознаграждение лицу, выполняющему управленческие функции, - побудить последнего совершить действие (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. Субъектом ответственности за получение незаконного имущественного вознаграждения является лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального органа, а также лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждением (см. коммент. к ст. 201).

О содержании незаконных действий как квалифицирующем признаке коммерческого подкупа см. коммент. к ст. 290.

8. Субъектом незаконной передачи имущественного вознаграждения лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, может быть любое лицо, достигшее возраста 16 лет, частное или должностное, действующее как в своих личных интересах, так и в интересах представляемой им организации.

9. Незаконная передача вознаграждения и незаконное получение материального вознаграждения имеют ряд совпадающих квалифицирующих признаков: совершение соответствующего деяния а) группой лиц по предварительному сговору, б) организованной группой, о понятиях которых см. коммент. к ст. 35.

Незаконное получение материальных ценностей или услуг считается совершенным по предварительному сговору группой лиц, если соглашение об этом было достигнуто как минимум между двумя субъектами этого преступления до того, как один из них уже получил хотя бы часть незаконного вознаграждения. Преступники должны действовать как одно целое, заранее договорившись о получении вознаграждения.

Передачу и получение незаконного вознаграждения можно признать совершенными организованной группой и в случае, если соответствующие действия, составляющие объективную сторону преступления, выполняет один участник организованной группы, исполняющий ее задание.

Действия лиц, только способствовавших совершению коммерческого подкупа, например, сводивших давших и получивших незаконное вознаграждение, советовавших им, подстрекавших к преступлению, оказывавших посреднические услуги и т.п., квалифицируются как соучастие в одном из этих преступлений в зависимости от того, с чьей стороны или по чьей инициативе они участвовали в преступлении.

10. В соответствии с ч. 1 ст. 17 УК при обвинении в совершении нескольких деяний, каждое из которых содержит признаки составов передачи или получения предмета коммерческого подкупа, содеянное должно квалифицироваться по совокупности преступлений. Совокупность преступлений образует и одновременная передача незаконных вознаграждений нескольким лицам, выполняющим управленческие функции, за совершение каждым из них самостоятельного действия (бездействие) в интересах дающего. Соответственно, как совокупность преступлений нужно квалифицировать получение вознаграждения от нескольких лиц одновременно за совершение в отношении каждого из них отдельного действия (бездействие). Напротив, одновременная передача вознаграждения нескольким управленческим работникам коммерческой или иной организации за совершение в интересах дающего одного действия (бездействие), а равно получение управленческим работником вознаграждения одновременно от нескольких лиц за совершение одного общего действия, в котором заинтересован каждый из дающих, рассматривается как единичное преступление.

Коммерческий подкуп может быть продолжаемым преступлением при передаче-получении вознаграждения в несколько приемов, по частям за одно действие (бездействие) лица.

11. Под вымогательством (п. "в" ч. 4 ст. 204) понимается требование со стороны лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, передачи ему материальных ценностей или оказания безвозмездной услуги имущественного характера под угрозой нарушения законных интересов дающего (близких ему лиц, организации, интересы которой он представляет) или умышленное поставление последнего в такие условия, при которых он вынужден передать вознаграждение для обеспечения своих правоохраняемых, законных интересов (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6).

12. Закон установил два самостоятельных основания освобождения от уголовной ответственности для лиц, осуществивших незаконную передачу вознаграждения управленческому работнику коммерческой или иной организации: 1) вымогательство этого вознаграждения, 2) добровольное сообщение о состоявшемся подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело (примечание к ст. 204).

Добровольным признается сообщение, сделанное не вынужденно, а по собственному желанию лица при сознании им того обстоятельства, что о данном им вознаграждении органам власти еще не известно. При указанном условии мотивы, по которым сделано сообщение, и время, которое прошло с момента передачи вознаграждения, решающего значения не имеют. В частности, сообщение о передаче вознаграждения должно быть признано добровольным и повлечь освобождение от уголовной ответственности и в тех случаях, когда субъект сообщил об этом, поскольку управленческий работник, получивший вознаграждение, не выполнил обещанного. При этом заявитель должен считать, что органы власти информацией о преступлении не располагают.

Сообщение о коммерческом подкупе должно быть сделано органу, имеющему право возбудить уголовное дело.


nalogcodex.ru

Коммерческий подкуп. Статья 204 УК РФ простыми словами :: BusinessMan.ru

Проанализируем ст. 204 УК РФ в ее новейшей редакции от 04.05.2011 г. (Федеральный закон № 97-ФЗ).

Объект и предмет уголовного преступления

Как правонарушение коммерческий подкуп относится к группе преступлений против законных интересов службы в организациях.

Его непосредственным объектом признается нормальная, соответствующая текущему законодательству и учредительным документам работа коммерческой или другой организации – и в первую очередь ее управленческого аппарата.

Для ясности обратимся к расшифровке термина «коммерческая организация». Официальное определение дано Пленумом ВС РФ. Коммерческой признается организация, деятельность которой направлена на извлечение прибыли (производственный кооператив, хозяйственное товарищество и др.).

Иными организациями в данном контексте признаются юридические лица, имеющие право на осуществление предпринимательской деятельности строго для достижения целей, указанных в учредительных документах. Закон запрещает распределять прибыль от такой деятельности между участниками организации.

Предмет данного преступления понимается достаточно широко: это и наличные деньги, и денежные средства в безналичном обороте, и ценные бумаги любого вида, и имущество (одинаково движимое и недвижимое), и услуги имущественного характера. Под деньгами подразумеваются не только российские рубли, но и любая иностранная валюта, а также все виды платежных документов (в том числе и в иностранной валюте).

Нет особого смысла останавливаться на значениях вышеперечисленных терминов, так как все они исчерпывающе описаны в гражданском законодательстве. Стоит лишь уточнить, что имущество по смыслу данной статьи УК РФ может быть как движимым, так и недвижимым. Что касается услуг имущественного характера, под ними понимаются оплачиваемые услуги, в качестве исключения предоставляемые управленческому аппарату организации бесплатно. Такие услуги могут включать ремонт домов и автомобилей, предоставление путевок, строительство гаражей, лизинг и аренда, открытие счета в банке.

Главное – все эти действия приводят к возникновению у управленца имущественного права или конкретного материального блага.

Следует учитывать, что действия неимущественного характера не бывают предметом коммерческого подкупа (как и в случае с взяточничеством).

Два состава

Коммерческий подкуп как термин уголовного права охватывает одновременно два автономных состава преступления. Эти составы имеют единый объект и предмет. Субъект, а также объективная и субъективная стороны – самостоятельны и указаны в разных частях статьи.

Часть первая

В первой части ст. 204 УК РФ предусмотрено преступление, объективной стороной которого могут выступать альтернативные действия: передача материальных благ лицу, ответственному за выполнение управленческих функций в организации, либо оказание этому лицу услуг имущественного характера. Передача материальных благ и оказание услуг производятся не бескорыстно, а в обмен на совершение управленцем действия (бездействия) в интересах предлагающего ценности, причем действие (бездействие) возможно совершить только благодаря работе на соответствующей управленческой должности.

Простыми словами объективную сторону коммерческого подкупа можно описать как «незаконное вознаграждение». На практике выгоду из преступления не всегда извлекает непосредственно дающий. Зачастую он представляет интересы какой-либо организации или предприятия. Во многом способы передачи такого нелегального вознаграждения, а также интересы дающего тождественны аналогичным понятиям в составе другого преступления, а именно – дачи взятки.

Чем отличаются взяточничество и коммерческий подкуп? Последний не предполагает покровительства или попустительства на работе.

Составляющие коммерческого подкупа

  • Предмет – материальные ценности (как наличные деньги, так и денежные средства в безналичном обороте; любое движимое или недвижимое имущество; ценные бумаги всех типов). Предметом рассматриваемого уголовного преступления могут также выступать услуги имущественного характера.
  • Вышеуказанные ценности передаются работникам коммерческих или иных организаций (при условии, что эти работники отвечают за выполнение управленческих функций).
  • Передача ценностей, равно как и оказание услуг, совершается в обмен на действие или бездействие, напрямую связанное с занятием определенного служебного положения.
  • Действия «дающего и берущего» взаимообусловлены.

В теории уголовного права состав коммерческого подкупа считается формальным. Преступление окончено с фиксированного момента передачи незаконного вознаграждения – пусть даже не полностью, а частично. Для признания этого преступления оконченным совершение конкретного действия (бездействия) лицом, ответственным за выполнение управленческих функций в коммерческой или другой организации, не требуется.

Если передача вознаграждения не состоялась по не зависящим от дающего причинам (форс-мажор), содеянное квалифицируется как покушение на коммерческий подкуп.

Субъект и субъективная сторона уголовного преступления

Умысел – прямой, цель – специальная. Лицо, предлагающее нелегальное вознаграждение, осознает незаконность своих действий, однако желает их совершить ради побуждения управленца выполнить связанное с его служебным положением действие (бездействие) в интересах предлагающего ценности.

Субъектом может стать любое лицо при условии вменяемости и достижения шестнадцатилетнего возраста. То есть в рамках такого правонарушения, как коммерческий подкуп, УК РФ подразумевает возможность извлечения выгоды практически любым гражданином.

Часть вторая

Во второй части статьи прописан квалифицированный состав коммерческого подкупа.

Квалифицирующие признаки:

  • Преступление совершено группой лиц при наличии предварительного сговора.
  • Преступление совершено организованной группой.
  • Преступление совершено за заведомо нелегальные действия (бездействие) лица, отвечающего за выполнение управленческих функций в организации.

Следует обратить особое внимание на примечание к статье. Согласно примечанию, преступник освобождается от ответственности, если он сам является жертвой вымогательства со стороны управленца либо если он добровольно сообщил о совершении преступления в орган, уполномоченный возбудить уголовное дело по статье 204 «Коммерческий подкуп».

Часть третья

В третьей части этой статьи УК РФ предусматривается уголовная ответственность за получение нелегального вознаграждения лицом, ответственным за выполнение управленческих функций в организации.

Объективная сторона анализируемого преступления выражается в одном из следующих альтернативных действий: имеет место либо незаконное получение материальных благ, либо нелегальное пользование предложенными услугами имущественного характера за действие (бездействие) в интересах предложившего вознаграждение. Действия (бездействие) должны быть напрямую связаны с трудовыми обязанностями лица, принимающего ценности.

Как виновный может использовать собственное служебное положение? Примечательно, что даже совершение бездействия (то есть воздержание от совершения активного действия, пассивность) по смыслу закона должно входить в полномочия виновного.

Действие (бездействие) может быть как незаконным, так и просто неправомерным (например, безосновательное снижение стоимости товара).

Следовательно, признаки коммерческого подкупа по смыслу ч. 3 статьи 204 УК РФ включают наличие следующих обстоятельств:

  • Предмет – материальные ценности (российская и иностранная валюта в наличных деньгах или в безналичном виде, ценные бумаги всех типов, движимое имущество и недвижимость) либо конкретные услуги имущественного характера.
  • Вышеперечисленные ценности принимаются работником организации, выполняющим в ней управленческие функции.
  • Ценности принимаются в обмен на действия (бездействие), напрямую связанные со служебным положением управленца.
  • Действия дающего и принимающего взаимообусловлены.

Состав преступления признается формальным. Как уголовное преступление коммерческий подкуп окончен, если управленец принял хотя бы часть материальных благ или частично принял услугу имущественного характера. Выполнение действия в интересах дающего не обязательно для признания данного преступления оконченным.

Умысел в таком преступлении – прямой, так как виновный осознает преступность своих действий и все же желает их совершить. Мотивы и цели в таком составе могут быть любыми, хотя очевидно, что виновным движет в первую очередь корысть.

Субъект преступления – специальный, так как он должен занимать соответствующее служебное положение в организации.

Часть четвертая

В четвертой части данной статьи УК коммерческий подкуп описан как преступление с квалифицированным составом.

Признаки квалифицирующих составов:

  • Преступление совершено группой лиц при наличии предварительного сговора.
  • Преступление совершено организованной группой.
  • Преступление сопряжено с вымогательством нелегального вознаграждения.
  • Преступление совершено за заведомо нелегальные действия (бездействие).

Здесь следует пояснить понятие «вымогательство». Оно означает, что управленец либо напрямую требует нелегальное вознаграждение, либо умышленно ставит жертву преступления в такое положение, при котором жертва вынуждена передать управленцу нелегальное вознаграждение, чтобы избежать вреда его законным правам и интересам.

Документы

Если вас интересует коммерческий подкуп, судебная практика и соответствующие разъяснения Пленума ВС РФ помогут более детально разобраться в составе и особенностях данного преступления.

businessman.ru

Коммерческий подкуп - страница 4

И передача, и получение вознаграждения должны быть незаконными, об этом прямо говорит законодатель. Незаконность вознаграждения может быть обусловлена различными обстоятельствами. Изучение судебной практики позволяет выделить несколько возможных вариантов, при наличии которых передача/получение вознаграждения признаются не соответствующими закону.

В теории уголовного права встречается позиция, когда при исследовании вопроса об объективной стороне коммерческого подкупа подменяют деяние как признак объективной стороны рассматриваемого преступления понятиями и терминами других отраслей права. Так в самом начале криминализации данного деяния, С.А.Гордейчик предлагал рассматривать незаконное получение вознаграждения при коммерческом подкупе как нарушение требований нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения1. Он рассматривал коммерческий подкуп "в качестве сделки, сущность которой заключается в том, что лицо передает лицу, наделенному управленческими функциями, вознаграждение за совершение (несовершение) служебных действий"2.

Указанное высказывание нельзя поддержать. Прежде всего, коммерческий подкуп является противоправным (в законе указано "незаконная передача") как по форме, так и по содержанию. Он не порождает каких-либо юридически значимых действий и правовых последствий для сторон. Поэтому нормы гражданского права, так же как и трудового, в данном случае не могут применяться. Кроме того, между нормами уголовного и других отраслей права в данном случае не происходит содержательной связи. Основным признаком объективной стороны этого состава преступления является незаконная передача вознаграждения лицу, выполняющему управленческие функции. Значительное количество юристов под незаконной передачей понимает действия, прямо запрещенные законом, нормативно-правовыми актами либо учредительными документами, т. е. действия на которые установлен каким либо нормативным документом запрет. Нельзя сказать, что эта позиция лишена смысла, однако, при таком положении можно говорить о том, что всякое получение лицом, указанным в ст. 204 КУ РФ денег, ценных бумаг, прямо не разрешенное (но не запрещенное) законом или иными нормативными актами, в т. ч. актами организации, также является коммерческим подкупом. Полагаю, обе эти позиции не бесспорны. Думается, что законодатель имел ввиду - под незаконным получением / передачей предмета коммерческого подкупа именно действие - прямо запрещенное законом или ему противоречащее. Однако, если проводить аналогию со ст. 290 УК РФ, где Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" для государственных служащих установлен запрет получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, то в отношении лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих организациях никаких запретов не содержится.

Рассмотрим такой пример. А. работает руководителем группы продаж в неком ООО. Имея право самостоятельно распределять торговое оборудование между клиентами ООО, он извлек имущественную выгоду за предоставление частным предпринимателям во временное безвозмездное пользование торгового оборудования, поскольку желающих получить оборудование в аренду бесплатно много, а оборудования мало. Так, за передачу во временное безвозмездное пользование некого оборудования, принадлежащего ООО, частному предпринимателю Б. он получил от последнего деньги в некоторой сумме, при этом, допустим, совершил несколько таких эпизодов, и передавал оборудование в дальнейшем, только указанным образом. Наличие всех признаков коммерческого подкупа налицо. Однако представим себе ситуацию, что в его трудовом договоре указано, что сотрудник А. имеет на это право, и работодатель не возражает. Что в данном случае происходит?! Безусловно, интересы ООО не страдают, а страдают интересы предпринимателя Б. Можем ли мы квалифицировать в данном случае, как коммерческий подкуп содеянное, возникает вопрос. А вопрос возникает, на мой взгляд, по причине того, что уголовный закон неполноценно сформулировал положения 204 статьи. Из её содержания сложно почерпнуть, что является незаконной передачей предмета коммерческого подкупа. Кроме того, анализируя данный аспект, мы приходим к выводу, что законная передача предмета коммерческого подкупа, при полном наличии всех остальных признаков – не является уголовно-наказуемым деянием.

Следует обратить внимание на то, что в юридической литературе при характеристике коммерческого подкупа обращается внимание на то, что в ст. 204 УК говорится именно о подкупе. "Это значит, что получателя подкупают, т.е. передают или хотя бы обещают вознаграждение до совершения соответствующих служебных действий. Следовательно, последующая (после совершения действий) и заранее не оговоренная передача вознаграждения подкупом вообще не считается"1. В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" отмечается: "Суду следует указать в приговоре, за выполнение каких конкретных действий (бездействия)... лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, получило взятку или предмет... коммерческого подкупа от заинтересованного лица. Время их передачи (до или после совершения действия (бездействия) в интересах дающего) на квалификацию содеянного не влияет". Отсюда однозначно следует вывод о том, что при коммерческом подкупе договоренность о передаче соответствующего предмета заключается до выполнения ответных действий в интересах дающего. При этом передача \получение должно обязательно состояться, отсутствие передачи \получения влечет отсутствие состава преступления. В толковом словаре русского языка говорится, что подкупать означает задаривать, ослеплять мздою, привлекать на свою сторону подарками, деньгами и т.п.2. В этом же пункте постановления указывается: "Если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки". С одной стороны, приведенное разъяснение касается состава получения взятки. С другой стороны, возникает вопрос, можно ли это толкование распространить на состав коммерческого подкупа. Подавляющее большинство юристов считают, что такой вывод вполне правомерен, несмотря на ограничительный характер отмеченного выше разъяснения.

Составы преступлений, предусмотренных в ст. 204 УК РФ, являются формальными. В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" указывается: "Дача... незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе, а равно его получение... лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, считаются оконченными с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей. В случаях, когда... лицо, осуществляющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, отказалось принять... предмет коммерческого подкупа... лицо, передающее предмет... подкупа, несет ответственность за покушение на преступление, предусмотренное... соответствующей частью статьи 204 УК РФ. Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать или получить предмет... подкупа, содеянное ими следует квалифицировать как покушение на получение, либо дачу... незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе. Не может быть квалифицировано как покушение на... коммерческий подкуп высказанное намерение лица дать (получить) деньги, ценные бумаги, иное имущество либо предоставить возможность незаконно пользоваться услугами материального характера в случаях, когда лицо для реализации высказанного намерения никаких конкретных действий не предпринимало".

При этом следует учитывать, что для признания коммерческого подкупа оконченным преступлением не требуется, чтобы служащий, принявший вознаграждение, совершил какое-либо ответное действие с использованием своего служебного положения в пользу дающего, поскольку эти действия не входят в объективную сторону рассматриваемого состава преступления и находятся за его пределами. Вместе с тем коммерческий подкуп может состоять и в незаконном оказании услуг имущественного характера или пользовании ими. В этом случае преступления признаются оконченными с моментов соответственно начала оказания услуг имущественного характера или пользования ими. Основными отличиями по объективной стороне преступлений, предусмотренных ст. 290,291 УК РФ состоит в том, что в ст. 204 УК речь идет о подкупе, т.е. когда предмет подкупа передается до совершения соответствующих действий в интересах дающего. Взятка же может быть передана как до, так и после совершения действий по службе без предварительной договоренности об этом (взятка-подкуп, взятка-вознаграждение). Объективная сторона данного преступления является самым сложным элементом состава анализируемого деяния, т. к. не содержит исчерпывающего указания на понятие незаконности получения - передачи. В этой связи конкретный следователь или конкретный судья имеет возможность признать получение – передачу законной или нет, поскольку в частности им не может быть знакома практика делового оборота, которую необходимо расценивать как действительно практику или подкуп. Отсутствие четкого критерия незаконности передачи – получения предмета подкупа ставит под сомнение вообще целесообразность существования данной уголовной нормы в законе.

Т. к. когда понятие носит оценочный характер нельзя говорить о беспристрастности принимаемого решения.

Делая вывод по данному аспекту считаю, что объективная сторона заключается в незаконной передаче – получении предмета коммерческого подкупа, незаконность которой, прямо установлена законом, либо прямо запрещена законом или иным нормативным актом, в т. ч. актом организации.

2.2 Анализ субъективных признаков коммерческого подкупа

2.2.1 Субъект преступления

Следует отметить и то обстоятельство, что диспозиция ст. 204 не раскрывает полномочий лица, выполняющего управленческие функции, т.к. это изложено в диспозиции ст. 290 УК РФ. В связи с этим на стадии сбора материала и возбуждения уголовных дел неправильно дается юридическая оценка действий лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих организациях и получающих материальное вознаграждение за те или иные действия, не связанные с закрепленными за ними полномочиями.

Субъекты коммерческого подкупа различаются в зависимости от того, о каком из составов преступлений, предусмотренных в ст. 204 УК РФ, идет речь. Субъект передачи коммерческого подкупа (ч. 1, 2 ст. 204 УК) - общий, им является физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Субъект получения предмета коммерческого подкупа (ч. 3, 4 ст. 204 УК) - специальный, т.е. лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" разъясняется, что лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, предложившее подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу, несет ответственность по соответствующей части ст. 291 УК РФ как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, - как соучастник дачи взятки. Здесь же отмечается, что лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, предложившее подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации передать лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, деньги, ценные бумаги, иное имущество, несет ответственность по ч. 1 или 2 ст. 204 УК РФ как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, - как соучастник коммерческого подкупа.

На мой взгляд, сфера действия постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" несколько выходит за пределы, очерченные в его наименовании. Уяснение особенностей субъекта преступления - должностного лица имеет значение не только для констатации состава получения взятки, но и для квалификации всех должностных преступлений - как предусмотренных главой 30 УК, так и иных (понятие лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, также важно не только для квалификации коммерческого подкупа).

Было бы целесообразно привести в п.3 постановления примерный перечень субъектов, выполняющих организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции как это было сделано в подп."б" и "в" п.2 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. N 4 (данный пункт в настоящее время отменен).

О лицах, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации. В п.6 постановления о взяточничестве и подкупе указано, что последние не могут быть признаны должностными лицами и подлежат ответственности по ст.204 УК. Содержание управленческих функций не затрагивается. Из всего разнообразия субъектов коммерческого подкупа (чч.3, 4 ст.204 УК) конкретно названы только "поверенные, представляющие в соответствии с договором интересы государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена (находится) в федеральной собственности" (абз.1 п.6 постановления).

Отличие составов преступлений ст. 290, 291 от анализируемой УК РФ имеется и по субъекту. Так, субъектами должностных преступлений признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Субъектами же незаконного получения коммерческого подкупа, согласно п. 1 примечания к ст. 201 УК, могут быть признаны лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации.

    продолжение

coolreferat.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о