Кодекса рф об административных правонарушениях – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с изменениями на 12 ноября 2018 года), Кодекс РФ от 30 декабря 2001 года №195-ФЗ, Федеральный закон от 30 декабря 2001 года №195-ФЗ

Содержание

КОАП РФ 2018 с последними изменениями

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в действующей, актуальной редакции, со всеми изменениями и дополнениями, постатейные комментарии по УК РФ и законодательство по уголовному праву.

Статья 6.16. Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры
Статья 6.16.1. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка, сбыт или пересылка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ
Статья 9.5.1. Выполнение работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства лицом, не являющимся членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования или строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, или с нарушением требований, установленных законодательством о градостроительной деятельност

rulaws.ru

Новая редакция Кодекса РФ об Административных Правонарушениях с изменениями на 2018 год

Кодекс об административных правонарушениях (КоАП или ФЗ №195) представляет собой юридический документ, в котором перечислены правонарушения в определённых сферах общественных отношений. Эти сферы представлены в статье 1.2, а так же в структуре кодекса.

Кто несёт ответственность по нормам КоАП

Субъектами ФЗ №195 являются:

  • физлица;
  • юрлица;
  • должностные лица.

В этом состоит принципиальное отличие административной ответственности от уголовной. В соответствии с номами уголовного права наказать можно только конкретного человека. По нормам административного права наказанию подлежат и организации.

В качестве должностных лиц к ответственности привлекаются конкретные люди, совершившие противоправные деяния при выполнении служебных обязанностей. В этом случае человек привлекается к ответственности как физлицо, но степень его вины усугубляется в связи со спецификой его положения.

В связи с большой значимостью понятия «должностное лицо», статья 2.4 КоАП РФ содержит подробное описание признаков этого субъекта. К таковым относятся:

  • выполнение властных функций;
  • властно-распорядительные полномочия в отношении людей, не находящихся в служебной зависимости от данного лица;
  • выполнение хозяйственных работ, связанных с управленческими процессами.

При этом, как следует из статьи 2.6, иностранцы и люди без гражданства несут ответственность наравне с гражданами РФ.

Возраст ответственности по КоАП наступает с 16 лет. Это правило носит абсолютный характер и не содержит исключений.

Как и за что наказывают

Кодекс об административных правонарушениях часто сравнивают с Уголовным кодексом. Эти документы действительно имеют немало общих черт. Особенно это касается структуры. Оба кодекса делятся на две части. Первая посвящена общим положениям, в рамках которых раскрываются понятия административных правонарушений, ответственности и наказаний. Вторая часть содержит перечень правонарушений по отдельным категориям.

Наказания, предусмотренные КоАПом, описаны в статье 3.2. Лицо, уличённое в правонарушении, может понести наказание в виде:

  • предупреждений;
  • штрафов;
  • лишения некоторых прав;
  • конфискации орудий и средств совершения правонарушений;
  • ареста;
  • приостановления деятельности юрлица;
  • запрета на посещение мероприятий или общественных мест;
  • обязательных работ.

В особенной части ФЗ №195 содержится перечень административных правонарушений из сфер:

  • защиты прав избирателей;
  • предоставления государственных, муниципальных и образовательных услуг;
  • защита прав на здоровье и санитарно-эпидемиологическую безопасность;
  • охраны собственности;
  • экологической безопасности;
  • строительства и промышленности;
  • сельскохозяйственного производства;
  • передвижений на разных видах транспорта.

Таким образом, КоАП РФ предусматривает наказания за целый комплекс правонарушений. Аналогичные противоправные действия могут рассматриваться и в Уголовным кодексе. Однако в нём предусмотрена только ответственность за поступки, имеющие большую общественную опасность.

Функция Кодекса об административных правонарушениях

Само слово «функция» переводится с латинского языка как совершение или исполнение. В качестве термина это слово используется для обозначения взаимозависимости действий, когда изменения в одном объекте неизменно ведут за собой изменения в другом. Все законы выполняют одну и ту же функцию – обеспечивают такое состояние общества, при котором каждый человек может реализовать свои конституционные права.

Специфическая функция КоАП состоит в том, чтобы обеспечивать защиту прав, которые в той или иной степени связаны с управленческими, то есть административными действиями и решениями. Не зря в нормативах этого документа большое значение имеет рассмотрение дел, связанных с действиями таких субъектов, как должностные лица. За действия, связанные с реализацией управленческих решений чаще всего несут ответственность два субъекта – юридическое и должностное лицо.

Кодекс РФ об административных правонарушениях , несмотря на свою специфику, относится к законам, востребованным самыми широкими слоями населения. Он касается каждого гражданина России, государственных и муниципальных организаций, а так же любого предпринимателя.

Оглавление

koapkodeksrf.ru

КоАП РФ — от 23 ноября 2018 г.

Кодекс РФ об административных правонарушениях с последними изменениями и дополнениями

Сегодняшняя редакция КоАП РФ действует с

Статьи КоАП РФ измененные 23 ноября 2018 г.

Следующие изменения в действующей редакции КоАП РФ произойдут не позднее 3 декабря 2018 г., когда Президент России подпишет и опубликует новый пакет Федеральных законов, одобренный на заседании Совета Федерации 23 ноября 2018 г.

Все предстоящие изменения КоАП РФ.

Следите за последними изменениями КоАП РФ, подписавшись на наш или став нашим читателем в Twitter.

СОДЕРЖАНИЕ КоАП РФ

Для быстрой навигации по статьям КоАП РФ граждане России могут пользоваться левым боковым меню. Содержание каждой главы отражено на соответствующей странице.

РАЗДЕЛ Ⅰ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

РАЗДЕЛ Ⅱ ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

  • ГЛАВА 5 — АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ПРАВА ГРАЖДАН
  • ГЛАВА 6 — АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ, САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННУЮ НРАВСТВЕННОСТЬ
  • ГЛАВА 7 — АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ СОБСТВЕННОСТИ
  • ГЛАВА 8 — АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
  • ГЛАВА 9 — АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ЭНЕРГЕТИКЕ
  • ГЛАВА 10 — АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ, ВЕТЕРИНАРИИ И МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ
  • ГЛАВА 11 — АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ НА ТРАНСПОРТЕ
  • ГЛАВА 12 — АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
  • ГЛАВА 13 — АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИИ
  • ГЛАВА 14 — АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
  • ГЛАВА 15 — АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ, НАЛОГОВ И СБОРОВ, СТРАХОВАНИЯ, РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
  • ГЛАВА 16 — АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА (НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ)
  • ГЛАВА 17 — АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
  • ГЛАВА 18 — АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЖИМА ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН ИЛИ ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • ГЛАВА 19 — АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯ
  • ГЛАВА 20 — АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК И ОБЩЕСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
  • ГЛАВА 21 — АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ВОИНСКОГО УЧЕТА

РАЗДЕЛ Ⅲ. СУДЬИ, ОРГАНЫ, ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА, УПОЛНОМОЧЕННЫЕ РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

РАЗДЕЛ Ⅳ. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

РАЗДЕЛ Ⅴ. ИСПОЛНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

33 главы КоАП РФ образуют собой 5 тематических разделов. Первый раздел описывает общие начала административного законодательства России. Во втором разделе представлен перечень всех возможных административных правонарушений (который может быть дополнен на региональном уровне) и санкции за эти нарушения. Третий раздел посвящен судьям, органам и должностным лицам, рассматривающим дела об административных правонарушениях, описаны их полномочия и установлена подведомственность дел. В четвертом разделе собраны главы, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях и порядок привлечения к административной ответственности. Заключительный пятый раздел КоАП РФ рассматривает порядок исполнения решений по административным делам.

Изменения и дополнения КоАП

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях — это основной документ, регулирующий общественные отношения в области административного права России. С момента своего вступления в силу в 2002 году административный Кодекс дополнялся новыми статьями, уточнялись формулировки и ужесточались санкции в уже существующих статьях, а какие-то статьи утрачивали силу.

Внесение изменений и дополнений в КоАП РФ — это способ поддерживать актуальность настоящего нормативного акта. Изменения в КоАП происходят только одним способом, а именно вследствие принятия Федеральных законов, которые подписывает и публикует Президент России.

Основная сложность в поддержании актуальной редакции Кодекса — это частота вносимых изменений. Например, за 12 месяцев 2014 года, было принято 54 Федеральных закона, предполагающих те или иные изменения в КоАП РФ в разные сроки. За этот же период вступили в силу нормы 29 ФЗ, принятых ранее в 2012 и 2013 годах.

Преодолевая эту сложность, улучшая восприятие норм Кодекса, предоставляя пользователю возможность современной навигации по тексту Кодекса, мы реализовали наш проект, где всегда представлена действующая на сегодня редакция Кодекса об административных правонарушениях. Наша редакция КоАП РФ всегда актуальна, но при этом не отягощена историей правок. Все изменения КоАП РФ представлены в календарном порядке на отдельных страницах за соответствующий год.

 Изменения КоАП за 2018 год → 

rucodex.org

последняя редакция с изменениями на 2017-2018 год и Комментариями

Добро пожаловать на сайт «Кодекс об Административных Правонарушениях РФ». Здесь вы найдёте полный текст действующей редакции кодекса со всеми изменениями на 2018 год, комментарии к статьям КоАП РФ и другие тематические материалы и документы.

Переход к любой статье кодекса осуществляется через оглавление на главной странице, навигационную цепочку или через систему поиска информации по статьям КоАП РФ.

Кроме того у нас Вы сможете получить бесплатную юридическую консультацию по любым вопросам.

Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) посвящён исключительно наказаниям за действия или бездействия, являющиеся правонарушениями, но не имеющие признаков преступлений. В какой-то степени КоАП можно назвать аналогом Уголовного кодекса. По крайней мере, оба документа основаны на перечне наказаний за нарушения законов. Разница состоит в тяжести содеянного и, соответственно, силе наказания.

КоАП, так же как и УК, состоит из общей и специальной части. Первая посвящена задачам этой сферы законодательства, предмету, основным понятиям. Вторая содержит перечень различных правонарушений и наказаний за них.

Административным правонарушением признаётся такое действие или бездействие, за которое предусмотрено наказание в КоАП РФ. В этой формулировке так же проявляется аналогия с принципами построения Уголовного кодекса. В КоАП и в УК РФ главным признаком правонарушения или преступления является виновность лица, которое могло не совершать противоправных действий, но всё же их совершило.

Законодательство об административных правонарушениях состоит из всей совокупности нормативных актов, издаваемых в различных законодательных структурах, с приоритетом федерального закона, то есть КоАП. Все эти нормативные акты посвящены, конечно, защите конституционных прав граждан Российской Федерации. Однако, как следует из статьи 1.2, перед КоАП стоят задачи:

На каждого человека, находящегося в сфере юрисдикции законов Российской Федерации, распространяется презумпция невиновности. В КоАП она декларируется в статье 1.5. Этот принцип заключается в том, что человек, чья вина не доказана, считается не виновным, а все сомнения относительно его виновности трактуются в пользу подозреваемого.

Действие закона об административных правонарушениях имеет свою специфику. Как следует из статьи 1.7, люди, совершившие правонарушение, предусмотренные КоАП, могут быть наказаны:

КоАП рассматривает следующие особые категории правонарушений.

Таким образом, специальная часть КоАП охватывает практически все сферы деятельности физических и юридических лиц.

Нормативы данного тематического блока находятся в Разделе II. Однако они существенно отличаются от информации, содержащейся во всех остальных главах. Здесь предусмотрены наказания в области:

Этот перечень представляет собой небольшую, но показательную часть всех нормативов КоАП, которые призваны регулировать взаимоотношения физических, юридических и должностных лиц в системе управления обществом. В целом, Кодекс РФ  об Административных Правонарушениях призван через систему умеренных наказаний предотвратить нарушения законов Российской Федерации в более крупных масштабах.

www.kodap.ru

Кодекс РФ об административных правонарушениях

(в ред. Федеральных законов от 25.04.2002 N 41-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ,
от 30.10.2002 N 130-ФЗ, от 31.10.2002 N 133-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ,
от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 04.07.2003 N 94-ФЗ, от 04.07.2003 N 103-ФЗ,
от 11.11.2003 N 138-ФЗ, от 11.11.2003 N 144-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ,
от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 23.12.2003 N 185-ФЗ, от 09.05.2004 N 37-ФЗ,
от 26.07.2004 N 77-ФЗ, от 28.07.2004 N 93-ФЗ, от 20.08.2004 N 114-ФЗ,
от 20.08.2004 N 118-ФЗ, от 25.10.2004 N 126-ФЗ, от 28.12.2004 N 183-ФЗ,
от 28.12.2004 N 187-ФЗ, от 30.12.2004 N 211-ФЗ, от 30.12.2004 N 214-ФЗ,
от 30.12.2004 N 219-ФЗ (ред. 21.03.2005), от 07.03.2005 N 14-ФЗ,
от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 21.03.2005 N 19-ФЗ, от 21.03.2005 N 21-ФЗ,
от 22.04.2005 N 38-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 18.06.2005 N 66-ФЗ,
от 02.07.2005 N 80-ФЗ, от 02.07.2005 N 82-ФЗ, от 21.07.2005 N 93-ФЗ,
от 21.07.2005 N 113-ФЗ, от 22.07.2005 N 120-ФЗ, от 27.09.2005 N 124-ФЗ,
от 05.12.2005 N 156-ФЗ, от 19.12.2005 N 161-ФЗ, от 26.12.2005 N 183-ФЗ,
от 27.12.2005 N 193-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 05.01.2006 N 7-ФЗ,
от 05.01.2006 N 10-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 03.03.2006 N 30-ФЗ,
от 16.03.2006 N 41-ФЗ, от 15.04.2006 N 47-ФЗ, от 29.04.2006 N 57-ФЗ,
от 08.05.2006 N 65-ФЗ, от 03.06.2006 N 73-ФЗ, от 03.06.2006 N 78-ФЗ,
от 03.07.2006 N 97-ФЗ, от 18.07.2006 N 111-ФЗ, от 18.07.2006 N 121-ФЗ,
от 26.07.2006 N 133-ФЗ, от 26.07.2006 N 134-ФЗ, от 27.07.2006 N 139-ФЗ,
от 27.07.2006 N 153-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 03.11.2006 N 181-ФЗ,
от 03.11.2006 N 182-ФЗ, от 05.11.2006 N 189-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ,
от 04.12.2006 N 203-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ,
от 29.12.2006 N 262-ФЗ, от 30.12.2006 N 266-ФЗ, от 30.12.2006 N 270-ФЗ,
от 09.02.2007 N 19-ФЗ, от 29.03.2007 N 39-ФЗ, от 09.04.2007 N 44-ФЗ,
от 09.04.2007 N 45-ФЗ, от 20.04.2007 N 54-ФЗ, от 07.05.2007 N 66-ФЗ,
от 10.05.2007 N 70-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 19.07.2007 N 141-ФЗ,
от 24.07.2007 N 204-ФЗ, от 24.07.2007 N 210-ФЗ, от 24.07.2007 N 211-ФЗ,
от 24.07.2007 N 212-ФЗ (ред. 27.12.2009), от 24.07.2007 N 218-ФЗ,
от 02.10.2007 N 225-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 08.11.2007 N 257-ФЗ,
от 27.11.2007 N 273-ФЗ, от 01.12.2007 N 304-ФЗ, от 06.12.2007 N 333-ФЗ,
от 03.03.2008 N 21-ФЗ, от 29.04.2008 N 58-ФЗ, от 13.05.2008 N 66-ФЗ,
от 16.05.2008 N 74-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 22.07.2008 N 126-ФЗ,
от 22.07.2008 N 145-ФЗ, от 22.07.2008 N 148-ФЗ, от 08.11.2008 N 197-ФЗ,
от 03.12.2008 N 240-ФЗ, от 03.12.2008 N 247-ФЗ, от 03.12.2008 N 250-ФЗ,
от 22.12.2008 N 272-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ,
от 26.12.2008 N 293-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 09.02.2009 N 3-ФЗ,
от 09.02.2009 N 9-ФЗ, от 07.05.2009 N 86-ФЗ, от 03.06.2009 N 104-ФЗ,
от 03.06.2009 N 112-ФЗ, от 03.06.2009 N 121-ФЗ (ред. 17.07.2009),
от 28.06.2009 N 122-ФЗ, от 28.06.2009 N 124-ФЗ, от 29.06.2009 N 133-ФЗ,
от 29.06.2009 N 134-ФЗ, от 17.07.2009 N 160-ФЗ, от 17.07.2009 N 162-ФЗ,
от 19.07.2009 N 198-ФЗ, от 19.07.2009 N 205-ФЗ, от 24.07.2009 N 209-ФЗ,
от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 09.11.2009 N 247-ФЗ, от 09.11.2009 N 249-ФЗ,
от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 25.11.2009 N 274-ФЗ, от 28.11.2009 N 305-ФЗ,
от 21.12.2009 N 330-ФЗ, от 21.12.2009 N 336-ФЗ, от 28.12.2009 N 380-ФЗ,
от 09.03.2010 N 20-ФЗ, от 09.03.2010 N 27-ФЗ, от 05.04.2010 N 47-ФЗ,
от 05.04.2010 N 55-ФЗ, от 30.04.2010 N 69-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ,
от 19.05.2010 N 86-ФЗ, от 19.05.2010 N 87-ФЗ, от 19.05.2010 N 88-ФЗ,
от 19.05.2010 N 92-ФЗ, от 31.05.2010 N 108-ФЗ, от 17.06.2010 N 119-ФЗ,
от 01.07.2010 N 132-ФЗ, от 05.07.2010 N 153-ФЗ, от 01.07.2010 N 145-ФЗ,
от 23.07.2010 N 169-ФЗ, от 23.07.2010 N 171-ФЗ, от 23.07.2010 N 174-ФЗ,
от 23.07.2010 N 175-ФЗ, от 23.07.2010 N 176-ФЗ, от 26.07.2010 N 186-ФЗ,
от 26.07.2010 N 189-ФЗ, от 27.07.2010 N 195-ФЗ, от 27.07.2010 N 222-ФЗ,
от 27.07.2010 N 223-ФЗ, от 27.07.2010 N 224-ФЗ, от 27.07.2010 N 226-ФЗ,
от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 27.07.2010 N 237-ФЗ, от 27.07.2010 N 238-ФЗ,
от 27.07.2010 N 239-ФЗ, от 30.07.2010 N 242-ФЗ, от 04.10.2010 N 263-ФЗ,
от 04.10.2010 N 264-ФЗ, от 08.11.2010 N 293-ФЗ, от 29.11.2010 N 313-ФЗ,
от 08.12.2010 N 347-ФЗ, от 23.12.2010 N 369-ФЗ, от 23.12.2010 N 380-ФЗ,
от 23.12.2010 N 381-ФЗ, от 28.12.2010 N 398-ФЗ, от 28.12.2010 N 411-ФЗ,
от 28.12.2010 N 417-ФЗ, от 28.12.2010 N 421-ФЗ, от 29.12.2010 N 435-ФЗ,
от 29.12.2010 N 442-ФЗ, от 07.02.2011 N 4-ФЗ, от 07.02.2011 N 8-ФЗ,
от 06.04.2011 N 66-ФЗ, от 06.04.2011 N 68-ФЗ, от 21.04.2011 N 69-ФЗ,
от 21.04.2011 N 71-ФЗ, от 04.05.2011 N 97-ФЗ, от 04.05.2011 N 98-ФЗ,
от 03.06.2011 N 120-ФЗ, от 04.06.2011 N 127-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ,
от 01.07.2011 N 170-ФЗ, от 11.07.2011 N 193-ФЗ, от 11.07.2011 N 198-ФЗ,
от 11.07.2011 N 199-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 11.07.2011 N 207-ФЗ,
от 18.07.2011 N 225-ФЗ, от 18.07.2011 N 226-ФЗ, от 18.07.2011 N 236-ФЗ,
от 18.07.2011 N 237-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 18.07.2011 N 243-ФЗ,
от 20.07.2011 N 250-ФЗ, от 21.07.2011 N 252-ФЗ, от 21.07.2011 N 253-ФЗ,
от 21.07.2011 N 257-ФЗ, от 06.11.2011 N 295-ФЗ, от 06.11.2011 N 296-ФЗ,
от 07.11.2011 N 304-ФЗ, от 08.11.2011 N 308-ФЗ, от 16.11.2011 N 311-ФЗ,
от 16.11.2011 N 312-ФЗ, от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 21.11.2011 N 329-ФЗ,
от 21.11.2011 N 331-ФЗ, от 30.11.2011 N 347-ФЗ, от 30.11.2011 N 364-ФЗ,
от 03.12.2011 N 378-ФЗ, от 03.12.2011 N 383-ФЗ, от 06.12.2011 N 400-ФЗ,
от 06.12.2011 N 403-ФЗ, от 06.12.2011 N 404-ФЗ, от 06.12.2011 N 409-ФЗ,
от 06.12.2011 N 410-ФЗ, от 06.12.2011 N 413-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ,
от 08.12.2011 N 424-ФЗ, от 31.01.2012 N 2-ФЗ, от 01.03.2012 N 18-ФЗ,
от 02.04.2012 N 30-ФЗ, от 02.04.2012 N 31-ФЗ, от 23.04.2012 N 34-ФЗ,
от 23.04.2012 N 36-ФЗ, от 03.05.2012 N 44-ФЗ, от 03.05.2012 N 47-ФЗ,
от 05.06.2012 N 51-ФЗ, от 05.06.2012 N 52-ФЗ, от 08.06.2012 N 65-ФЗ,
от 14.06.2012 N 78-ФЗ, от 10.07.2012 N 116-ФЗ, от 28.07.2012 N 131-ФЗ,
от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 28.07.2012 N 140-ФЗ, от 28.07.2012 N 141-ФЗ,
от 02.10.2012 N 158-ФЗ, от 12.11.2012 N 191-ФЗ, от 12.11.2012 N 192-ФЗ,
от 12.11.2012 N 193-ФЗ, от 12.11.2012 N 194-ФЗ, от 29.11.2012 N 207-ФЗ,
от 01.12.2012 N 212-ФЗ, от 03.12.2012 N 244-ФЗ, от 25.12.2012 N 252-ФЗ,
от 25.12.2012 N 255-ФЗ, от 29.12.2012 N 277-ФЗ, от 30.12.2012 N 314-ФЗ,
от 30.12.2012 N 315-ФЗ, от 30.12.2012 N 316-ФЗ, от 30.12.2012 N 318-ФЗ,
от 23.02.2013 N 11-ФЗ, от 23.02.2013 N 12-ФЗ, от 23.02.2013 N 13-ФЗ,
от 23.02.2013 N 14-ФЗ, от 05.04.2013 N 33-ФЗ, от 05.04.2013 N 34-ФЗ,
от 05.04.2013 N 43-ФЗ, от 05.04.2013 N 49-ФЗ, от 05.04.2013 N 50-ФЗ,
от 05.04.2013 N 58-ФЗ, от 22.04.2013 N 62-ФЗ, от 07.05.2013 N 80-ФЗ,
от 07.05.2013 N 91-ФЗ, от 07.05.2013 N 92-ФЗ,
от 07.05.2013 N 96-ФЗ (ред. 02.07.2013), от 07.05.2013 N 98-ФЗ,
от 07.06.2013 N 113-ФЗ (ред. 23.07.2013), от 07.06.2013 N 117-ФЗ,
от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 29.06.2013 N 135-ФЗ, от 29.06.2013 N 136-ФЗ,
от 02.07.2013 N 150-ФЗ, от 02.07.2013 N 162-ФЗ, от 02.07.2013 N 166-ФЗ,
от 02.07.2013 N 173-ФЗ, от 02.07.2013 N 177-ФЗ, от 02.07.2013 N 178-ФЗ,
от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 02.07.2013 N 186-ФЗ, от 23.07.2013 N 192-ФЗ,
от 23.07.2013 N 193-ФЗ, от 23.07.2013 N 194-ФЗ, от 23.07.2013 N 196-ФЗ,
от 23.07.2013 N 195-ФЗ, от 23.07.2013 N 197-ФЗ,
от 23.07.2013 N 198-ФЗ (ред. 28.12.2013), от 23.07.2013 N 199-ФЗ,
от 23.07.2013 N 200-ФЗ, от 23.07.2013 N 201-ФЗ, от 23.07.2013 N 202-ФЗ,
от 23.07.2013 N 203-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ, от 23.07.2013 N 211-ФЗ,
от 23.07.2013 N 226-ФЗ, от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 23.07.2013 N 248-ФЗ,
от 23.07.2013 N 249-ФЗ, от 23.07.2013 N 252-ФЗ, от 30.09.2013 N 262-ФЗ,
от 21.10.2013 N 273-ФЗ, от 21.10.2013 N 274-ФЗ, от 21.10.2013 N 275-ФЗ,
от 21.10.2013 N 276-ФЗ, от 21.10.2013 N 282-ФЗ, от 02.11.2013 N 285-ФЗ,
от 02.11.2013 N 294-ФЗ, от 02.11.2013 N 304-ФЗ, от 02.11.2013 N 305-ФЗ,
от 25.11.2013 N 310-ФЗ, от 25.11.2013 N 311-ФЗ, от 25.11.2013 N 313-ФЗ,
от 25.11.2013 N 315-ФЗ, от 25.11.2013 N 316-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ,
от 02.12.2013 N 326-ФЗ, от 02.12.2013 N 340-ФЗ, от 02.12.2013 N 341-ФЗ,
от 02.12.2013 N 342-ФЗ, от 02.12.2013 N 343-ФЗ, от 02.12.2013 N 344-ФЗ,
от 21.12.2013 N 363-ФЗ, от 21.12.2013 N 365-ФЗ, от 21.12.2013 N 375-ФЗ,
от 21.12.2013 N 376-ФЗ, от 28.12.2013 N 383-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ,
от 28.12.2013 N 415-ФЗ, от 28.12.2013 N 416-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ,
от 28.12.2013 N 429-ФЗ, от 28.12.2013 N 430-ФЗ, от 28.12.2013 N 434-ФЗ,
от 28.12.2013 N 437-ФЗ, от 28.12.2013 N 445-ФЗ, от 03.02.2014 N 6-ФЗ,
от 03.02.2014 N 7-ФЗ, от 03.02.2014 N 8-ФЗ, от 03.02.2014 N 15-ФЗ,
от 12.03.2014 N 27-ФЗ, от 12.03.2014 N 31-ФЗ, от 12.03.2014 N 32-ФЗ,
от 12.03.2014 N 33-ФЗ, от 02.04.2014 N 61-ФЗ, от 02.04.2014 N 69-ФЗ,
от 02.04.2014 N 70-ФЗ, от 20.04.2014 N 77-ФЗ,
от 05.05.2014 N 97-ФЗ (ред. 21.07.2014), от 05.05.2014 N 101-ФЗ,
от 05.05.2014 N 105-ФЗ, от 05.05.2014 N 112-ФЗ, от 05.05.2014 N 119-ФЗ,
от 05.05.2014 N 120-ФЗ, от 05.05.2014 N 121-ФЗ, от 05.05.2014 N 122-ФЗ,
от 05.05.2014 N 125-ФЗ, от 05.05.2014 N 128-ФЗ, от 05.05.2014 N 130-ФЗ,
от 04.06.2014 N 142-ФЗ, от 04.06.2014 N 143-ФЗ, от 23.06.2014 N 160-ФЗ,
от 23.06.2014 N 162-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 28.06.2014 N 173-ФЗ,
от 28.06.2014 N 189-ФЗ, от 21.07.2014 N 210-ФЗ, от 21.07.2014 N 213-ФЗ,
от 21.07.2014 N 217-ФЗ, от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 21.07.2014 N 223-ФЗ,
от 21.07.2014 N 227-ФЗ, от 21.07.2014 N 232-ФЗ, от 21.07.2014 N 243-ФЗ,
от 21.07.2014 N 247-ФЗ, от 21.07.2014 N 255-ФЗ (ред. 24.11.2014),
от 21.07.2014 N 258-ФЗ, от 21.07.2014 N 263-ФЗ, от 21.07.2014 N 277-ФЗ,
от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ, от 22.10.2014 N 317-ФЗ,
от 04.11.2014 N 332-ФЗ, от 24.11.2014 N 355-ФЗ, от 24.11.2014 N 357-ФЗ,
от 24.11.2014 N 361-ФЗ, от 24.11.2014 N 362-ФЗ, от 24.11.2014 N 370-ФЗ,
от 24.11.2014 N 372-ФЗ, от 24.11.2014 N 373-ФЗ, от 01.12.2014 N 419-ФЗ,
от 22.12.2014 N 430-ФЗ, от 22.12.2014 N 434-ФЗ, от 22.12.2014 N 436-ФЗ,
от 22.12.2014 N 437-ФЗ, от 22.12.2014 N 438-ФЗ, от 22.12.2014 N 439-ФЗ,
от 22.12.2014 N 446-ФЗ, от 29.12.2014 N 482-ФЗ, от 29.12.2014 N 484-ФЗ,
от 31.12.2014 N 494-ФЗ, от 31.12.2014 N 514-ФЗ, от 31.12.2014 N 515-ФЗ,
от 31.12.2014 N 521-ФЗ, от 31.12.2014 N 528-ФЗ, от 31.12.2014 N 530-ФЗ,
от 31.12.2014 N 531-ФЗ, от 31.12.2014 N 532-ФЗ, от 03.02.2015 N 7-ФЗ,
от 12.02.2015 N 17-ФЗ, от 08.03.2015 N 35-ФЗ, от 08.03.2015 N 41-ФЗ,
от 08.03.2015 N 46-ФЗ, от 08.03.2015 N 57-ФЗ, от 30.03.2015 N 60-ФЗ,
от 30.03.2015 N 61-ФЗ, от 30.03.2015 N 67-ФЗ, от 06.04.2015 N 71-ФЗ,
от 06.04.2015 N 81-ФЗ, от 02.05.2015 N 111-ФЗ, от 02.05.2015 N 116-ФЗ,
от 02.05.2015 N 117-ФЗ, от 02.05.2015 N 120-ФЗ, от 23.05.2015 N 129-ФЗ,
от 08.06.2015 N 140-ФЗ, от 08.06.2015 N 143-ФЗ, от 29.06.2015 N 154-ФЗ,
от 29.06.2015 N 159-ФЗ, от 29.06.2015 N 175-ФЗ, от 29.06.2015 N 181-ФЗ,
от 29.06.2015 N 192-ФЗ, от 29.06.2015 N 199-ФЗ, от 29.06.2015 N 204-ФЗ,
от 13.07.2015 N 220-ФЗ, от 13.07.2015 N 228-ФЗ, от 13.07.2015 N 230-ФЗ,
от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 13.07.2015 N 236-ФЗ, от 13.07.2015 N 248-ФЗ,
от 13.07.2015 N 250-ФЗ (ред. 05.10.2015), от 13.07.2015 N 265-ФЗ,
от 05.10.2015 N 275-ФЗ, от 05.10.2015 N 283-ФЗ, от 05.10.2015 N 288-ФЗ,
от 27.10.2015 N 291-ФЗ, от 03.11.2015 N 304-ФЗ, от 03.11.2015 N 307-ФЗ,
от 28.11.2015 N 340-ФЗ, от 28.11.2015 N 344-ФЗ, от 28.11.2015 N 345-ФЗ,
от 28.11.2015 N 350-ФЗ, от 14.12.2015 N 378-ФЗ, от 14.12.2015 N 379-ФЗ,
от 29.12.2015 N 391-ФЗ, от 29.12.2015 N 408-ФЗ, от 30.12.2015 N 439-ФЗ,
от 30.12.2015 N 442-ФЗ, от 30.12.2015 N 443-ФЗ, от 30.12.2015 N 456-ФЗ,
от 30.12.2015 N 459-ФЗ, от 30.12.2015 N 464-ФЗ, от 15.02.2016 N 30-ФЗ,
от 02.03.2016 N 49-ФЗ, от 09.03.2016 N 54-ФЗ, от 09.03.2016 N 63-ФЗ,
от 09.03.2016 N 64-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ, от 30.03.2016 N 77-ФЗ,
от 30.03.2016 N 81-ФЗ, от 05.04.2016 N 89-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ,
от 26.04.2016 N 114-ФЗ, от 01.05.2016 N 133-ФЗ, от 01.05.2016 N 135-ФЗ,
от 01.05.2016 N 138-ФЗ, от 01.05.2016 N 139-ФЗ, от 02.06.2016 N 160-ФЗ,
от 02.06.2016 N 161-ФЗ, от 23.06.2016 N 195-ФЗ, от 23.06.2016 N 200-ФЗ,
от 23.06.2016 N 202-ФЗ, от 23.06.2016 N 205-ФЗ, от 23.06.2016 N 207-ФЗ,
от 23.06.2016 N 208-ФЗ, от 23.06.2016 N 212-ФЗ, от 23.06.2016 N 213-ФЗ,
от 23.06.2016 N 215-ФЗ, от 23.06.2016 N 218-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ,
от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 03.07.2016 N 231-ФЗ, от 03.07.2016 N 250-ФЗ,
от 03.07.2016 N 261-ФЗ, от 03.07.2016 N 264-ФЗ, от 03.07.2016 N 272-ФЗ,
от 03.07.2016 N 273-ФЗ, от 03.07.2016 N 284-ФЗ, от 03.07.2016 N 290-ФЗ,
от 03.07.2016 N 293-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 03.07.2016 N 316-ФЗ,
от 03.07.2016 N 317-ФЗ, от 03.07.2016 N 318-ФЗ, от 03.07.2016 N 319-ФЗ,
от 03.07.2016 N 326-ФЗ, от 03.07.2016 N 353-ФЗ, от 03.07.2016 N 354-ФЗ,
от 03.07.2016 N 358-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ, от 06.07.2016 N 374-ФЗ,
от 22.11.2016 N 393-ФЗ, от 05.12.2016 N 412-ФЗ, от 19.12.2016 N 440-ФЗ,
от 19.12.2016 N 459-ФЗ, от 28.12.2016 N 471-ФЗ, от 28.12.2016 N 490-ФЗ,
от 28.12.2016 N 506-ФЗ, от 28.12.2016 N 510-ФЗ, от 07.02.2017 N 11-ФЗ,
от 07.02.2017 N 13-ФЗ, от 22.02.2017 N 18-ФЗ, от 07.03.2017 N 26-ФЗ,
от 03.04.2017 N 65-ФЗ, от 17.04.2017 N 68-ФЗ, от 17.04.2017 N 74-ФЗ,
от 17.04.2017 N 75-ФЗ, от 17.04.2017 N 78-ФЗ, от 01.05.2017 N 87-ФЗ,
от 28.05.2017 N 100-ФЗ, от 01.06.2017 N 104-ФЗ, от 07.06.2017 N 118-ФЗ,
от 01.07.2017 N 146-ФЗ, от 01.07.2017 N 150-ФЗ, от 18.07.2017 N 175-ФЗ,
от 26.07.2017 N 189-ФЗ, от 26.07.2017 N 206-ФЗ, от 26.07.2017 N 209-ФЗ,
от 29.07.2017 N 223-ФЗ, от 29.07.2017 N 263-ФЗ, от 29.07.2017 N 265-ФЗ,
от 29.07.2017 N 266-ФЗ, от 29.07.2017 N 267-ФЗ, от 29.07.2017 N 278-ФЗ,
от 29.07.2017 N 279-ФЗ, от 30.10.2017 N 301-ФЗ, от 30.10.2017 N 309-ФЗ,
от 30.10.2017 N 310-ФЗ, от 27.11.2017 N 336-ФЗ, от 05.12.2017 N 377-ФЗ,
от 05.12.2017 N 385-ФЗ, от 05.12.2017 N 391-ФЗ, от 20.12.2017 N 396-ФЗ,
от 20.12.2017 N 402-ФЗ, от 20.12.2017 N 414-ФЗ, от 28.12.2017 N 437-ФЗ,
от 29.12.2017 N 452-ФЗ, от 29.12.2017 N 456-ФЗ, от 29.12.2017 N 464-ФЗ,
с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ
от 13.07.2010 N 15-П, от 25.04.2011 N 6-П, от 17.01.2013 N 1-П,
Федеральным законом от 28.12.2013 N 388-ФЗ,
Постановлениями Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П,
от 08.04.2014 N 10-П, от 14.07.2015 N 20-П, от 17.02.2016 N 5-П,
от 17.11.2016 N 25-П, от 23.05.2017 N 14-П, от 04.12.2017 N 35-П)

dokumenty24.ru

Статья 2.1 КоАП РФ. Административное правонарушение

Новая редакция Ст. 2.1 КоАП РФ

1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

2. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

3. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Комментарий к Статье 2.1 КоАП РФ

Часть первая комментируемой статьи определяет понятие административного правонарушения. Административное правонарушение представляет собой деяние, которое может проявляться в двух формах: действие и бездействие. Из его определения в юридической науке обычно выделяют следующие признаки административного правонарушения:

— противоправность. Данный признак обозначает, что данное деяние нарушает конкретную норму права;

— виновность. Данный признак отражает внутреннее интеллектуально-волевое отношение субъекта к совершаемому им деянию;

— наказуемость. Данный признак обозначает, что за совершение данного деяния конкретной нормой КоАП или закона субъекта РФ установлена именно административная ответственность.

Вина является обязательным условием привлечения лица к административной ответственности, однако традиционная концепция вины как психического отношения лица к совершенному им деянию малоприменима к определению виновности юридических лиц. Юридическое лицо является абстрактной конструкцией, а не реально существующим субъектом, поэтому как таковое не осуществляет никакой психической деятельности. В силу этого в части второй комментируемой статьи дается иной подход к формулированию вины юридического лица. Суть данного подхода заключается в определении реальной возможности или невозможности для юридического лица соблюсти те нормы и правила, за нарушение которых и установлена административная ответственность.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 21 апреля 2005 г. N 119-О указал, что положения ч. 2 ст. 2.1 КоАП, предусматривающие основания, при обязательном наличии которых юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (ст. 1.5 КоАП) и имеют целью исключить возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности при отсутствии их вины.

В соответствии с ч. 5 ст. 4.1 КоАП никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. В то же время комментируемая статья содержит и исключение из этого правила. Не считается двойным наказанием привлечение за одно административное правонарушение к ответственности совершившего его юридического лица и конкретных виновных должностных лиц. Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с послед. изм.) разъяснил, что при определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, необходимо выяснить, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения. Поскольку КоАП не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц.

Другой комментарий к Ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Хотя гл.2 КоАП РФ называется «Административное правонарушение и административная ответственность», в ст.2.1 закрепляется только понятие административного правонарушения как основания административной ответственности и раскрываются его юридические признаки. Понятия административной ответственности не дано. Только анализ статей гл.1 Кодекса позволяет сделать вывод, что законодатель под административной ответственностью понимает назначение судьями, уполномоченными органами и должностными лицами предусмотренного КоАП РФ наказания за административное правонарушение.

2. Предложенное понятие административного правонарушения вызывает интерес прежде всего с позиций его сравнения с понятием, закрепленным в ст.10 КоАП РФ РСФСР. В связи с этим следует обратить внимание на новеллы, содержащиеся в нем. Их суть в следующем:

в ст.2.1 отсутствует указание на объект правонарушения. Он определен в ст.1.2 в виде задач законодательства об административной ответственности. Наиболее полное представление об объекте можно получить, анализируя содержание Особенной части Кодекса. Например, гл.5 называется «Административные правонарушения, посягающие на права граждан», т.е. объектом посягательства в данном случае являются законные права граждан; объектом гл.7 «Административные правонарушения в области охраны собственности» выступает собственность, независимо от ее формы; ст.7.12 предусматривает административную ответственность за нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав, т.е. именно указанные права являются объектом правонарушения;

в ст.2.1 законодатель, закрепляя понятие административного правонарушения, в отличие от КоАП РФ РСФСР не дает его второго названия — проступок. И это логично, ибо включение этого понятия в КоАП РФ лишь порождало бесплодные дискуссии;

впервые в комментируемой статье в качестве субъекта правонарушения закрепляются не только физические, но и юридические лица.

3. Понятие административного правонарушения раскрывается через его основные юридические признаки.

Прежде всего, это — действие (активное поведение) или бездействие (пассивное поведение). Так, изготовление или распространение анонимных агитационных материалов (ст.5.12) — действие, а непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов (ст.5.25) — бездействие.

4. Одним из важнейших признаков административного правонарушения является его противоправность. Противоправность означает, что такими действиями (бездействием) нарушаются установленные нормами права специальные правила, нормы, стандарты, защищаемые нормами административного права. Причем речь идет о правилах, нормах, стандартах, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п.3 ч.1 ст.1.3), например, нарушение норм и правил в области использования атомной энергии, нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками.

5. Виновность — следующий признак административного правонарушения. Только виновное (умышленное или неосторожное) нарушение субъектом установленных правил влечет административную ответственность. Данное положение отвергает возможность объективного вменения, т.е. привлечения к административной ответственности без учета наличия вины.

6. Наказуемость означает, что административным правонарушением может быть признано только конкретное противоправное, виновное действие (бездействие), за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ установлена административная ответственность, т.е. предусматривается применение к нарушителю закрепленных в КоАП РФ мер административных наказаний.

7. К сожалению, как и в предыдущем, в новом КоАП РФ законодатель не указал на такой юридический признак правонарушения, как общественная опасность. Административное правонарушение, являясь противоправным деянием, уже содержит в себе признаки общественной опасности. Кроме того, представляется, что этот признак присущ не только преступлениям (ст.14 УК РФ закрепляет данный признак), как утверждают некоторые ученые-административисты, но и административным правонарушениям, так как объект посягательства у них часто совпадает, но степень общественной опасности во многих случаях является критерием разграничения правонарушений от преступлений. Так, мелким хищением чужого имущества — правонарушением в соответствии со ст.7.27 КоАП РФ признается хищение, если стоимость похищенного не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством РФ; если стоимость похищенного выше, то деяние квалифицируется как уголовное преступление, ответственность за которое предусмотрена ст.158, 159, 160 УК.

8. Для понимания сущности административного правонарушения недостаточно одних юридических признаков — необходимо определить и юридический состав административного правонарушения, т.е. установить совокупность обязательных элементов правонарушения.

Состав правонарушения включает в себя следующие элементы: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

В ст.2.1 КоАП РФ нет указания на объект административного правонарушения. Однако определить общий объект, т.е. совокупность общественных отношений, охраняемых законодательством об административных правонарушениях, можно из анализа ст.1.2. Это: права и свободы человека и гражданина; здоровье граждан; санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; общественная нравственность; окружающая среда; установленный порядок осуществления государственной власти; общественный порядок, общественная безопасность; собственность; законные экономические интересы физических и юридических лиц, общества и государства.

Родовой объект — совокупность однородных общественных отношений, на которые посягает административное правонарушение, определяется в Особенной части КоАП РФ, например, административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования, административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике, административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии, мелиорации земель и т.д.

9. Объективная сторона правонарушения — это действие (бездействие), причинившее вред общественным отношениям, а также способ, место, время, орудия и средства совершения правонарушения и др. обстоятельства. В составах конкретных правонарушений закреплены различные признаки, но обязательным является действие (бездействие). Большинство правонарушений выражается в виде действий. Другие признаки могут быть также указаны в конкретной норме. В ст.8.18 указывается на место совершения правонарушения: «нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований, предусмотренных разрешением, во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации». В ст.11.1 указывается на способ совершения правонарушения: «Повреждение железнодорожного пути, сооружений и устройств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, сбрасывание на железнодорожные пути или оставление на них предметов, которые могут вызвать нарушение движения поездов». В ст.15.16 закрепляется время совершения правонарушения: «неперечисление получателем бюджетных средств в установленный срок платы за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе».

Объективная сторона правонарушения может характеризоваться и такими признаками, как повторность, систематичность, злостность. Так, ст.3.8 предусматривает, что «лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом». Однако в статьях Особенной части КоАП РФ, закрепляющих составы административных правонарушений, нет указаний на данные признаки объективной стороны. Только в одной статье — 15.11 — говорится о грубом нарушении правил ведения бухгалтерского учета. Из анализа статей, предусматривающих административное наказание в виде лишения управления транспортным средством, можно сделать вывод, что вопрос о признании правонарушения грубым решается по усмотрению уполномоченного должностного лица либо судьи. Например, ст.12.24 гласит: «Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, — влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до восьми минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех до шести месяцев».

Признаки объективной стороны имеют важное значение для квалификации административных правонарушений.

10. Субъектом правонарушения является тот, кто совершил административное правонарушение — физические и юридические лица. В рамках общего субъекта — физического лица — КоАП РФ определяет и специальных субъектов. К ним относятся несовершеннолетние, лица в возрасте от 16 до 18 лет (ч.2 ст.2.3), должностные лица (ст.2.4), военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов (ст.2.5), иностранные граждане и лица без гражданства (ст.2.6). Выделение специальных субъектов обусловлено особым порядком привлечения их к административной ответственности, который определяется КоАП РФ и специальными нормативными актами.

11. Впервые КоАП РФ закрепил в качестве субъекта административного правонарушения юридическое лицо. Для характеристики юридического лица как субъекта административного правонарушения его понятие заимствовано из частного права. Из содержания ст.48 ГК РФ вытекает, что юридическими лицами признаются коммерческие и некоммерческие организации, созданные в организационно-правовой форме, предусмотренной ГК РФ, и имеющие статус юридического лица.

В последние годы было принято много законодательных актов об административной ответственности юридических лиц, но ни в одном из них юридическое лицо не определялось как субъект правонарушения, а его вина определялась через вину должностного лица.

В настоящее время в соответствии с ч.2 ст.2.1 вина юридического лица признается в том случае, если будет установлено, что у него имелась возможность обеспечить соблюдение установленных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению. Ответственность юридического лица возможна только в случаях, если она прямо предусмотрена в конкретных составах. Например, ст.5.3 устанавливает наложение штрафа на юридических лиц за неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума; ст.14.7 предусматривает ответственность юридических лиц в виде штрафа за обман потребителей.

12. В ч.3 ст.2.1 закрепляется важное положение о том, что субъектом одного правонарушения могут быть одновременно и физическое, и юридическое лицо. При этом назначение наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо. Одновременно привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Следовательно, орган, рассматривающий конкретное дело об административном правонарушении, должен будет доказать вину как юридического лица, так и физического.

13. Субъективная сторона правонарушения выражается в вине. Только за виновное противоправное действие (бездействие) наступает юридическая ответственность. Что касается виновности физических лиц, то она отражает психическое отношение лица к совершаемым действиям и их последствиям. Сложнее обстоит дело с установлением вины юридического лица. В соответствии с ч.2 ст.2.1 для того, чтобы признать его виновным в совершении административного правонарушения, необходимо доказать, что юридическое лицо (его коллектив, администрация, должностные лица) могло, но не приняло всех мер, необходимых для обеспечения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность. В этих целях орган, которому подведомственны дела данной категории, может назначать экспертизы (ст.26.4), брать пробы, образцы почерка и образцы товаров и иных предметов, необходимых для проведения экспертизы, применяя при этом фото- и киносъемку, видеозапись и иные установленные способы фиксации вещественных доказательств (ст.26.5), приобщать документы, в которых содержатся сведения, имеющие значение для производства по делу (ст.26.7), использовать показания специальных технических средств (ст.26.8), истребовать сведения, необходимые для разрешения дела (ст.26.10), и т.д.

14. Единственным основанием наступления административной ответственности в соответствии со ст.2.1 является совершение административного правонарушения, характеризующегося всеми необходимыми юридическими признаками (противоправность, виновность, наказуемость) и включающего в состав все предусмотренные нормой права элементы (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

koapkodeksrf.ru

Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ), 2018, 2019 — проверено 28.11.2018 с комментариями — Кодексы Российской Федерации

Сравнить редакции кодекса

Вы можете сравнить редакции данного кодекса, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку «Сравнить». Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони.

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) – свод законодательных норм и правил, применяемых в сфере административных нарушений и порядок привлечения к административной ответственности.

Кодекс об административных правонарушениях РФ принят Государственной думой в декабре 2001 года и основывается на Конституции РФ и нормах международного права. Кодекс о АП охватывает многие сферы жизни общества и государства и служит для защиты прав и свобод каждого гражданина, общественной нравственности и общественного порядка.

Кодекс об административных правонарушениях отличается от других законодательных актов двойственной структурой, которая включает материальные нормы и процессуальные нормы. Огромный объем кодекса объясняется большим количеством принуждений во всех сферах жизни, которые влекут за собой ответственность и требуют обозначения мер пресечения (т.е. наказаний). Многие меры административного пресечения правонарушений применяются в оперативном порядке и не входят в статьи кодекса. Поэтому Кодекс об административных правонарушениях постоянно находится в стадии доработки, добавляющей статьи в общую структуру, не изменяя глав.

Раньше Кодекс об административных правонарушениях рассматривал административные наказания только к гражданам, в новом кодексе меры пресечения применимы к юридическим лицам, организациям и муниципальным управленческим организациям. Действующий Кодекс об административных правонарушениях объединяет административную ответственность, которую ранее устанавливали другие кодексы Российской Федерации: Таможенный, Налоговый, Семейный, Градостроительный и Бюджетный, Указы Президента и Федеральные законы.

Последние изменения КоАП РФ

dogovor-urist.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *