Кадастровая стоимость налог – Налог на квартиру по кадастровой стоимости и как его рассчитать в 2019 году

Содержание

Налог на имущество по кадастровой стоимости

Налог на имущество по кадастровой стоимости действует с 2015 года (гл. 32 НК РФ) и находится в ведении регионов РФ.

Наша статья поможет вам подробнее узнать о налогоплательщиках и предоставляемых льготах, а также разобраться в правилах расчета и начисления налога.

Содержание статьи:

  1. Плательщики и ставка
  2. Льготы налогоплательщикам
  3. Как рассчитывается налог?
  4. Способы оспаривания
  5. Как узнать кадастровую стоимость online?

Плательщики и ставка

Плательщики имущественного налога, рассчитываемого по кадастровой стоимости, — физические и юридические лица, в собственности которых, согласно ст. 401 НК РФ, находится:

  • дом,
  • помещение,
  • гараж,
  • предприятие,
  • другие здания.

Предприятия и организации признаются плательщиками налога, если перечисленные объекты состоят на их балансе и принадлежат к основным средствам. Следовательно, юридические лица платят налог при наличии не только права собственности, но и других прав (владения, распоряжения, пользования и др.).

Налоговая ставка определяется региональными налоговыми органами. На общегосударственном уровне зафиксирована максимальная планка — 2% на 2018 и последующие годы.

Льготы налогоплательщикам

Налоговые льготы по имущественному налогу, рассчитываемому из кадастровой стоимости, направлены на уменьшение суммы платежей и освобождение налогоплательщиков от их уплаты.

Льготные категории граждан (ст. 407 НК РФ):

  • ветераны,
  • инвалиды I и II групп,
  • инвалиды детства,
  • ликвидаторы аварии на ЧАЭС,
  • граждане, пострадавшие вследствие аварии на ЧАЭС,
  • семьи погибших военнослужащих,
  • пенсионеры.

Внимание! От уплаты налога освобождаются физические лица, в собственности которых находятся хозяйственные постройки площадью не более 50 кв.м., расположенные на участках под ИЖС, садоводство и огородничество.

Важное правило использования льготы — она предоставляется только на 1 объект каждого вида недвижимости. Например, если у вас в собственности 2 квартиры, то льгота будет распространяться только на одну из них (по выбору владельца).

Как рассчитывается налог?

Базой для расчета имущественного налога выступает кадастровая стоимость. Она устанавливается субъектом РФ на основании ФЗ №135 «Об оценочной деятельности».

Периоды оценки объектов недвижимости:

  • через каждые 3 года — для городов федерального значения;
  • через каждые 5 лет — для других субъектов РФ.

Определение суммы налога является обязанностью не собственника имущества, а территориальной налоговой службы. Тем не менее знание порядка расчета позволит вам заранее представлять, какую сумму предстоит уплатить в региональный бюджет.

Формула:

Налог = (Н1*СК – Н2*СИ)*К + Н2*СИ, где

  • Н1 — кадастровая стоимость объекта,
  • СК — ставка по кадастру,
  • Н2 — инвентаризационная стоимость,
  • СИ — ставка по инвентаризации,
  • К — коэффициент понижения (устанавливается субъектом РФ).

Главное правило расчета — правильно указать кадастровую стоимость объекта недвижимости.

Способы оспаривания

Неправильное определение или целенаправленное завышение кадастровой стоимости объекта недвижимости приводит к необоснованному увеличению суммы налога.

Существует 2 способа оспорить результаты кадастровой оценки:

  • направление искового заявления в суд,
  • обращение в комиссию территориального отделения Росреестра.
  • Помните, что каждый налогоплательщик имеет право на точный и правильный расчет налога.

Как узнать кадастровую стоимость online?

Узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости вы можете в реестровом органе, на официальном сайте Росреестра или на сервисе «КТОТАМ.ПРО». Пользователям гарантируется достоверность всей предоставляемой информации.

Среди преимуществ использования сервиса:

  • быстрое получение результатов,
  • удобный интерфейс,
  • официальные сведения из Росреестра,
  • возможность распечатать информацию через личный кабинет,
  • услуга sms-информирования.

Внимание! Чтобы узнать кадастровую стоимость не выходя из дома, достаточно указать адрес объекта недвижимости или его кадастровый номер.

Защитите себя от ошибок при расчете налога, за несколько минут узнав кадастровую стоимость недвижимости через сервис «КТОТАМ.ПРО».

Автор: проект Кто Там

0

2286

0

Оцените статью

Заказать выписку из ЕГРН

kadastr.ktotam.pro

Кадастровый налог

Налогомания » Общая информация » Кадастровый налог

Содержание статьи

  1. Понятие кадастровой стоимости
  2. Расчет налога по кадастровой стоимости
  3. По земельным участкам

Учитывая недавние изменения в налоговом и земельном законодательстве РФ, государственная кадастровая оценка земель или недвижимых объектов выступает важной функцией контроля и управления на разных уровнях государства.

Понятие кадастровой стоимости

Кадастровая стоимость – это совокупность мероприятий, направленных на установление стоимости земельных участков и недвижимых объектов, которая отображает их полезность в нынешнем положении и условиях. Кадастровую стоимость также можно назвать эталонной, поскольку она максимально точно отображает рыночную стоимость объекта.

Расчет налога по кадастровой стоимости

В соответствии с налоговым кодексом, налог на имущество организаций будет отталкиваться от кадастровой стоимости. Налог на имущество, однако, касается лишь некоторых недвижимых объектов:

• торговых зданий;
• нежилых конструкций, которые можно использовать в качестве торговых зданий;
• недвижимых объектов иностранных организаций, которые не осуществляют свою деятельность посредством постоянных представительств и др.

Изменения коснулись и жилых зданий, пример – кадастровая стоимость квартиры, налог на которую может возрасти. Особенно это касается людей, проживающих в старых домах. На данный момент инвентаризационная стоимость таких объектов значительно ниже рыночной, поэтому и налогов они платят меньше. Если же расчет будет отталкиваться от кадастровой стоимости, то жители старых домов почувствуют значительную разницу между размерами налогов. С другой стороны, владельцы новых квартир могут и не заметить изменений, поскольку в этом случаи инвентаризационная стоимость практически равна кадастровой.

По земельным участкам

Согласно изменениям в земельном кодексе, владельцы земельных участков также должны отталкиваться от кадастровой стоимости. Нововведения при расчете получил земельный налог. Изменения кадастровой стоимости возможны при переходе земельного участка из одной категории в другую, а также при установке в судовом порядке рыночной стоимости участка и внесении этих показателей в качестве кадастровой стоимости.

Что еще почитать по теме:

nalogomania.ru

Как узнать кадастровую стоимость имущества?

Кадастровая стоимость объектов недвижимости необходима для определения налоговой базы по налогу на имущество, рассчитываемому от этой величины. Где ее можно найти?

 

Понятие кадастровой стоимости 

Государственная кадастровая оценка

Государственный кадастровый учет

Где найти кадастровую стоимость имущества

 

Понятие кадастровой стоимости

В Налоговом кодексе РФ понятие «кадастровая стоимость» отсутствует, следовательно, налогоплательщики должны руководствоваться определениями отраслевого законодательства (п.1 ст. 11 НК РФ).

Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон № 135-ФЗ) в части 8 статьи 3 определяет кадастровую стоимость как стоимость, установленную в результате проведения государственной кадастровой оценки.

О том, где можно выяснить, являетесь ли вы плательщиком налога от кадастровой стоимости, читайте в статьях:

Государственная кадастровая оценка

В соответствии с п. 3 разд. I ФСО № 4, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 № 508, кадастровая стоимость конкретного здания или помещения устанавливается как рыночная стоимость объекта недвижимости и определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта.

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре объектов недвижимости, по решениям исполнительного органа субъекта РФ либо органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 24.12 Закона № 135-ФЗ). Она осуществляется оценщиками – членами саморегулируемых организаций, а в случае вновь учтенных объектов - Росреестром (ст. 4, ч. 1 ст. 24.15, ч. 1 ст. 24.21 Закона № 135-ФЗ, п. 1 разд. I Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457).

Результаты кадастровой оценки утверждаются исполнительным органом субъекта РФ либо органом местного самоуправления, затем подлежат передаче в Росреестр и официальному опубликованию (ст. 24.17, ч. 1 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ).

Государственный кадастровый учет

Постановка недвижимого имущества на кадастровый учет осуществляется в соответствии с 1 ч. ст. 48 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", который вступил в силу 1 марта 2008 г. (далее Закон № 221-ФЗ).

Объекты недвижимости, поставленные на государственный учет до вступления в силу Закона № 221-ФЗ, считаются учтенными в Государственном кадастре (ч. 1 ст. 45 Закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ, Письмо Минфина России от 18.03.2014 № 03-05-05-01/11682).

Сведения о кадастровой стоимости объекта вносятся в государственный кадастр недвижимости (п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ).

О том, как учитывается кадастровая стоимость для неполного периода владения, читайте в материале «С 01.01.2015 все компании вправе корректировать кадастровую стоимость недвижимости с учетом периода фактического владения».

Где найти кадастровую стоимость имущества

Существует несколько способов.

  1. В источнике официального опубликования результатов кадастровой оценки объектов недвижимости субъекта РФ (ч. 1 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ). 

Например, на территории Московской области результаты кадастровой оценки недвижимости утверждены Распоряжением Минмособлимущества от 28.11.2013 № 1499, которое размещается на интернет-портале Правительства Московской области и официальном сайте Министерства имущественных отношений Московской области.

  1. В территориальном органе Росреестра субъекта РФ (ч. 2 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ, ч. 1 ст. 3, ст. 14 Закона № 221-ФЗ, п. 5.1.3 разд. II Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии).

Информация о кадастровой стоимости представляется в виде кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости (п. 4.1 ч. 2 ст. 14 Закона № 221-ФЗ). Для ее получения составляется запрос на бумажном носителе по форме, приведенной в Приложении № 2 к Порядку предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 27.02.2010 № 75 (п. 3 разд. II данного Приказа). Запрос в Росреестр подается лично или направляется почтой (ч. 1 ст. 14 Закона № 221-ФЗ, п. п. 1, 2 п. 50 Приказа Минэкономразвития России от 18.05.2012 № 292, абз. 2, 3 п. 2 разд. II Порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости). Справка Росреестром предоставляется бесплатно (ч. 13 ст. 14 Закона № 221-ФЗ).

  1. На официальном сайте Росреестра в сети Интернет путем заполнения запроса в электронной форме либо посредством отправки XML-документа с использованием веб-сервисов (ч. 1 ст. 14 Закона № 221-ФЗ, п. п. 3, 4 п. 50 Административного регламента, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 18.05.2012 № 292, абз. 4, 6 п. 2 разд. II Порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости).
  2. Путем запроса выписки из единого госреестра недвижимости (ЕГРН), поданного электронно на сайте Росреестра либо лично в офисе Федеральной кадастровой палаты или МФЦ. По электронному запросу ответ дается в течение 3-х дней. Платить за такую выписку не нужно.

Подробнее о том, какие сведения содержит выписка из ЕГРН, читайте в статье «На сайте Росреестра можно получить выписку о кадастровой стоимости недвижимости». 

nalog-nalog.ru

Расчет налога на имущество по кадастровой стоимости

 

Единый налог на недвижимость действует с начала 2015 года и заменяет существовавшие ранее земельный и имущественный сборы. В чем его существенное отличие? Теперь в качестве базы при подсчете суммы к уплате будет браться во внимание не инвентаризационная стоимость объектов, которая давно устарела и не соответствует действительности, а кадастровая.


Налог, рассчитанный по кадастровой стоимости в 2015 году, будет отражать фактическую цену недвижимости – квартиры, дачи, частного дома, участка земли, гаража и прочего имущества.

Новая система расчета


Порядок определения налога по кадастровой стоимости на имущество физических лиц действует с 2015 года и постепенно за 4 года охватит все регионы страны. Так, на сегодняшний день такой расчет используют ФНС 28 субъектов РФ, в том числе столицы и Московской области. Уведомления с новыми суммами будут получены жителями этих регионов уже в следующем, 2016 году.

 

 

Однако сумма может быть увеличена незначительно, поскольку в переходный период будут использоваться коэффициенты, понижающие конечный размер налога. К 2020 году планируется, что все субъекты перейдут на новый порядок, а коэффициенты действовать не будут.


Кадастровая оценка призвана установить реальную стоимость объекта недвижимости. В первую очередь устанавливается категория имущества. Оценку проводят госорганы, данные заносятся в Кадастр. ГКО (государственная кадастровая оценка) может быть проведена только по решению регионального органа власти не чаще, чем раз в пятилетку.


Процесс выглядит следующим образом:

 

  • формируется перечень всех объектов, в отношении которых будет проводиться оценивание;
  • на выполнение оценки проводится конкурс, выигравшие его компании (оценщики) будут производить установление кадастровой стоимости указанных в перечне объектов;
  • после получения результатов они фиксируются, публикуются и заносятся в реестр Кадастровой палаты;
  • полученные данные используются в сделках с недвижимостью и для определения величины налога.

Определение величины налога


Недвижимостью, подлежащей налогообложению, новый закон считает квартиру, машино-место, комнату в квартире или коммуналке, частный дом, помещения под ателье, студиями, галереями, гаражи, хозяйственные строения более 50 метров квадратных площади, а также дачные домики, состоящие в жилом фонде или построенные на участках, выделенных под ИЖС или ведение дачного хозяйства.

 


Используется в подсчете налога на имущество исходя из кадастровой стоимости недвижимости ставка в трех размерах:

 

  • 0,1% от стоимости взимается в том случае, если базой выступает частый дом (в том числе и недостроенный) или квартира, а также гаражи и машино-места;
  • 2% - этот размер ставки применим к дорогостоящим объектам, кадастровая стоимость которых оценена выше 300 миллионов;
  • все прочие объекты облагаются сбором по ставке 0,5% от кадастровой оценки.


Чтобы предупредить резкий скачок суммы налоговых обязательств для владельцев недвижимости, решено было применять в определении размера понижающий коэффициент. До 2019 года будет действовать такой коэффициент, который будет повышать налог не более чем на 20%. Уже с 2019 года коэффициенты перестанут действовать и плательщики получат уведомления с фактической суммой к оплате.


Определенным образом производится расчет налога по кадастровой стоимости, если владельцу недвижимости принадлежит лишь часть его:

 

  • Определяется база по налогу с учетом новых правил. Из суммы отнимаются все вычеты, которые полагаются владельцу, и о которых он заявил в налоговую структуру.
  • После необходимо провести кадастровую оценку 1 метра квадратного: общую стоимость делят на количество квадратных метров площади объекта.
  • Затем стоимость этого метра квадратного необходимо умножить на базу, облагаемую налогом.
  • После размер доли в имуществе умножается на полный метраж, подлежащий налогообложению.
  • Рассчитывается сумма: до 2019 с понижающим коэффициентом, после – без его применения.

Земельный налог


Поскольку участки земли также относятся к недвижимому имуществу, изменения в законодательстве коснулись налога на землю. Так, кадастровая стоимость земельных участков будет проводиться раз в пять лет и не чаще, чем раз в три года для подсчета налога. Устанавливается, прежде всего, категория земли: сельскохозяйственная, под жилищное строительство, дачные и приусадебные постройки и так далее.

 


Используются следующие ставки по налогу:

 

  • 0,3% от стоимости земли уплачивают владельцы участков – физлица;
  • 1,5% – размер ставки для организаций, предприятий, владеющих землей.


Деление это очень условное, поскольку в первую очередь в расчет берется категория земли и ее предназначение. Например, 0,3-процентная ставка применима к участкам, которые задействованы в сельском хозяйстве, выделены под ИЖС. Ставка в 1,5% используется для коммерческих земель, используемых с целью получения дохода, хотя владельцем такого участка может быть и физлицо-ИП.

 

Перед тем как рассчитать налог по кадастровой стоимости, необходимо узнать ее в органах ФНС или на Публичной кадастровой карте, а затем воспользоваться калькулятором, который есть на официальном сайте ФНС и других ресурсах.


Налог на землю и имущество, рассчитываемый органами ФНС от кадастровой стоимости, несомненно, будет выше прежнего, причем иногда в десятки раз. Особенно крупное увеличение заметят владельцы недвижимости, расположенной в элитных районах столицы и крупных городов. Также почувствуют разницу те собственники квартир, недвижимость которых располагается в старых дореволюционной постройки зданиях.


Их инвентаризационная стоимость крайне низка, поскольку за основу расчета принимался возраст и износ домов. Теперь же будет учитывать престижность расположения такой квартиры, метраж, инфраструктура и так далее. Налог на имущество организаций, определенный по кадастровой стоимости, также увеличит налоговое бремя на предпринимателей.

creditnyi.ru

Кадастровая стоимость и налог. Что было и что будет

В 2017 году произошли изменения в кадастровой оценке недвижимости. Мы ранее уже писали о вступлении в действие закона о государственной кадастровой оценке. Новшество заключается в переходе к исчислению налога на имущество исходя из кадастровой стоимости и переводу оценки на государственные рельсы, – проведении её государственными оценщиками специально создаваемых бюджетных учреждений и по новой единой методике.

Для собственников недвижимости размер кадастровой стоимости объекта по большому счету имеет значение в двух случаях – при налогообложении, потому что налог будет начисляться с кадастровой, а не с инвентаризационной стоимости, а также при продаже объекта.

Переход на новую систему налогообложения по кадастровой стоимости рассчитан до 2020 года, к тому времени мы будем платить полный налог с кадастровой стоимости объекта, оцененной по новой методике. Главный вопрос, который возникает в связи с нововведением, – увеличится ли в итоге налог на недвижимость?

Недавно в агентстве ТАСС-Урал в рамках пресс-конференции о кадастровой оценке, налогообложении и оспаривании кадастровой стоимости были также даны разъяснения о нововведениях. На встрече с журналистами выступили Татьяна Янтюшева – заместитель директора филиала Кадастровой палаты по Свердловской области, Виктор Лузин – заместитель начальника отдела землеустройства и мониторинга земель и кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Свердловской области, и Лидия Исаева – начальник отдела налогообложения имущества и доходов физических лиц УФНС России по Свердловской области.

Кадастровая оценка сегодня

Кадастровая стоимость – не рыночная стоимость, по которой покупатель готов купить, а продавец продать товар. Она может быть как ниже рыночной, так и выше. Определяется сегодня независимыми (частными) оценщиками методом массовой оценки.

Такая оценка проводится по решению органа исполнительной власти субъекта РФ с периодичностью не чаще одного раза в три года. Перечень объектов недвижимости, которые подлежат кадастровой оценке, формирует Кадастровая палата. По результатам оценки готовится отчет, публикуется в СМИ, а орган исполнительной власти субъекта РФ принимает решение о результатах кадастровой оценки. Сведения о кадастровой стоимости объектов передаются в Кадастровую палату и вносятся в Кадастр по каждому объекту. Узнать кадастровую стоимость объекта можно на сайте Росреестра в разделе «Публичная кадастровая карта». Справку о кадастровой стоимости можно также заказать в Кадастровой палате или МФЦ, она выдается бесплатно и готовится в течение пяти рабочих дней.

Вновь создаваемые объекты, которые ставятся на кадастровый учет (не участвовали в массовой оценке), оцениваются Кадастровой палатой на основе среднего показателя.

Как уменьшить кадастровую стоимость

Если кадастровая стоимость значительно отличается от рыночной и владелец объекта не согласен с тем, что ему приходится платить большой налог, то он может подать заявление в суд или в комиссию по оспариванию кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области.

Исправить

Кроме этого, существует возможность пересмотра кадастровой стоимости. Это касается случаев, когда в отчете оценщика допущена ошибка. В частности, когда специалист отнес объект недвижимости к иной категории: например, земельный участок предназначен для индивидуального жилищного строительства, а его причислили к группе многоэтажной жилой застройки. И кадастровая стоимость оказалась намного выше, чем у аналогичного участка по соседству. Чтобы исправить такую ошибку, нужно обратиться в орган, занимающийся кадастровой оценкой, – в нашем регионе в министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (МУГИСО).

Оспорить

Если же ошибок в отчете оценщика нет, то можно оспорить кадастровую стоимость с помощью определения её рыночной стоимости. Для этого нужно обратиться в комиссию по оспариванию стоимости при Росреестре. В неё входят представители профессионального сообщества оценщиков, органа субъекта РФ и филиала Кадастровой палаты.

Обратиться в комиссию нужно с документами – отчетом о рыночной стоимости, справкой о кадастровой стоимости и нотариально удостоверенными копиями правоустанавливающих документов. Уже в комиссии пишется заявление об оспаривании кадастровой стоимости. Заявление и документы рассматриваются в течение одного месяца.

Если стоимость оспаривает физическое лицо, то можно обращаться или в комиссию, или сразу в суд. Если же этим занимается юридическое лицо, то прежде чем пойти в суд, обязательно нужно обратиться в комиссию.

У суда есть обязанность установить кадастровую стоимость в размере рыночной. Для этого суд часто проводит экспертизы. Комиссия принимает решение по одному фактору – соответствует ли отчёт о рыночной стоимости, который заявитель предоставил, законодательству об оценочной деятельности. Если, по мнению членов комиссии, отчёт не соответствует, то комиссия отклоняет заявление. Если соответствует, то принимает решение установить кадастровую стоимость в размере рыночной. Юридическое лицо, пройдя досудебный порядок оспаривания, может обратиться в суд, при этом решение комиссии является предметом рассмотрения суда.

Уменьшение кадастровой стоимости требует финансовых затрат. Виктор Лузин, представитель комиссии по оспариванию при Росреестре, считает, что обращаться в комиссию имеет смысл тогда, когда собственник владеет большими земельными участками, предназначенными для коммерческих целей. В остальных случаях кадастровая стоимость объектов, принадлежащих физическим лицам, отличается от рыночной несущественно. Практика показала, что чаще всего это происходит из-за отнесения участка (объекта) к другой категории разрешенного использования, а эта ошибка оценщика, как уже упоминалось выше, исправляется в МУГИСО.

Кадастровая стоимость пересматривается раз в пять лет. За это время ситуация на рынке недвижимости может меняться, и некоторые объекты – значительно упасть в рыночной цене. В таком случае, по мнению специалистов, тоже имеет смысл оспорить (уменьшить) кадастровую стоимость.

Кадастровая оценка в будущем

Главное отличие в том, что в регионах до 2020 года будут созданы бюджетные учреждения, которые займутся государственной кадастровой оценкой. Также в субъектах РФ будут созданы комиссии по оспариванию кадастровой стоимости объектов. Оспаривать стоимость можно будет также через суд. Методика, по которой будет проводиться оценка, ещё проходит доработку. Вариант, который уже известен, по мнению экспертов, в целом не сильно отличается от существующих правил.

Налоги

Для целей налогообложения земельных участков он применяется с 2006 года, при начислении налога на квартиры используется с 2012 года. Вначале по кадастровой стоимости налог считали на землю, принадлежащую гражданам и предприятиям. В 2014 года Налоговый кодекс изменили, субъектам РФ предоставлено право определять порядок исчисления налога на имущество организаций с кадастровой стоимости в отношении отдельных объектов налогообложения. С 2015 года исчисляется налог с кадастровой стоимости административно-деловых центров, торговых центров и помещений в них, других торговых помещений, помещений общественного питания, бытового обслуживания, нежилых объектов капитального строительства, принадлежащих иностранным организациям, и жилых домов, помещений, которые не учитываются на балансе предприятий в качестве объектов основных средств. Изначально был сформирован и утверждён перечень торговых объектов и объектов иностранных организаций. Такой список публикуется ежегодно.

С 2016 года в Свердловской области с кадастровой стоимости облагаются налогом жилые дома и помещения, принадлежащие организациям и не учитывающиеся в качестве основных средств. С 2015 года в ряде регионов РФ налогообложение с кадастровой стоимости объектов распространилось и на имущество физических лиц. В Свердловской области соответствующий закон пока не принят и поэтому налог за 2015 год исчислен по инвентаризационной стоимости. Переход на исчисление налогов по кадастровой стоимости, напомним, произойдет не позднее 2020 года.

– На наш взгляд, такое налогообложение более оправдано для экономики, поскольку кадастровая стоимость приблизится к рыночной, соответственно и налоговая нагрузка будет более лояльной и правильной, – сказала на пресс-конференции Лидия Исаева. – Летом 2016 года был принят федеральный закон № 362, который ввел мораторий на повышение кадастровой стоимости с 1 января 2014 года. В ноябре был принят новый закон (№ 401-ФЗ), который урегулировал бесспорный порядок введения моратория субъектами РФ до 20 декабря 2016 года. (Другими словами, мораторий был фактически отменён.)

Кроме этого, в главу 23 Налогового кодекса были внесены изменения, и теперь при продаже имущества после 1 января 2016 года стоимость её реализации должна составлять сумму не менее 70 % от кадастровой.

Увеличится ли налог?

Если увеличится кадастровая стоимость, значит, увеличится налог. Кроме этого, налог может измениться в связи с принципом начисления налога.

При начислении налога на квартиру и дом по кадастровой стоимости будет предоставляться налоговый вычет – минус 20 кв. метров из общей площади квартиры и 50 кв. метров из площади дома.

Сумма налога определяется по следующей формуле: кадастровая стоимость, умноженная на понижающий коэффициент и умноженная на ставку налога. Сегодня понижающий коэффициент составляет 0,2. С каждым годом он будет увеличиваться и к 2020 году станет равен 1, то есть исчезнет как таковой.

Узнать заранее размер налога и подготовиться к нему можно. На сайте Налоговой службы www.nalog.ru размещен калькулятор, который подсчитает налог по кадастровому номеру вашего объекта.

xn----8sbagnv0bvv.xn--p1ai

Налог на имущество с кадастровой стоимости

 

 

Рассмотрим обзор позиций ВС РФ, направленных налоговым органам для использования в работе  Федеральной налоговой службой Письмом от 21.12.2016 N БС-4-21/[email protected] в отношении налогообложения объектов недвижимости налогом на имущество по кадастровой стоимости.

 

На основании п. 1 ст. 378.2 НК РФ налог исходя из кадастровой стоимости недвижимости уплачивается в отношении следующего имущества, признаваемого объектом налогообложения:

  1. административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
  2. нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения перечисленных объектов;
  3. объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
  4. жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Сразу скажем, что далее мы будем рассматривать споры, касающиеся первых двух подпунктов.

 

Согласно п. 9 ст. 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с установленным порядком.

Оформленным с нарушением признается акт обследования, если он составлен сотрудником, не входящим в состав утвержденной комиссии, и подписан членами комиссии, не осуществлявшими обследование объекта (Определение ВС РФ от 16.06.2016 N 49-АПГ16-23).

Бывает, что недвижимость включается в перечень объектов "кадастрового" налогообложения на основании актов обследования, составленных без доступа в здание (строение, сооружение), а потому не отражающих реальной картины использования объекта. В таком случае организация вправе обратиться в уполномоченный орган с просьбой о повторном  проведении обследования в целях определения фактического использования объекта недвижимости либо в судебном порядке обжаловать приказ (постановление) об утверждении перечня объектов "кадастрового" налогообложения.

Примечание. Ниже мы убедимся в том, что не повторное, а очередное обследование (то есть обследование в целях формирования перечня на следующий год) не позволяет добиться исключения объекта из перечня (см. раздел "Когда акт обследования не поможет добиться исключения здания из перечня?").

Так, из Апелляционного определения ВС РФ от 07.07.2016 N 5-АПГ16-28 следует, что здание было включено в перечень на основании акта обследования, согласно которому 76,2% общей площади здания фактически используется для размещения офисных помещений. Однако было установлено, что, поскольку организация не предоставила доступ в здание для обследования, вывод о фактическом использовании был сделан:

  • по результатам осмотра фасада здания;
  • на основании полученной из Интернета информации о размещении по данному адресу коммерческих организаций;
  • с учетом вывесок организаций на контрольно-пропускном пункте, через который осуществляется проход на территорию, где расположено здание.

Повторное обследование здания работниками уполномоченного органа (госинспекции) с представителем организации показало, что офисы занимают только 0,8% от общей площади здания. Остальная площадь используется для производственных целей и размещения складов. Поэтому суд признал недействующим соответствующий пункт перечня.

Схожие ситуации описаны в Апелляционных определениях ВС РФ от 14.07.2016 N 5-АПГ16-31 и N 5-АПГ16-32. В них отмечено: сведения из ЕГРЮЛ и Интернета, свидетельствующие о нахождении в здании нескольких торговых организаций, сами по себе не подтверждают, что для размещения офисов используется более 20% помещений в здании.

Таким образом, если вывод о фактическом использовании здания сделан госинспекцией на основании осмотра фасадов и информации, размещенной в Интернете, без доступа в помещения, у налогоплательщиков есть возможность добиться исключения здания из перечня объектов "кадастрового" налогообложения. Причем если уполномоченный орган отказал в проведении повторного обследования, то доказательством непревышения 20%-ного лимита площади может быть составленный налогоплательщиком расчет, основанный на фактических сведениях (Апелляционное определение ВС РФ от 21.07.2016 N 5-АПГ16-42).

 

Из содержания п. 3 и 4.1 ст. 378.2 НК РФ следует, что площадь парковок учитывается при решении вопроса, подпадает ли здание (строение, сооружение) под "кадастровое" налогообложение.

К сведению. В частности, согласно п. 3 здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого объекта предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). Аналогично фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20% его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В силу п. 4.1 здание (строение, сооружение) считается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого объекта предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Однако из указанных норм не следует, что парковки, представляющие собой самостоятельные объекты недвижимости, в любом случае должны включаться в перечень объектов "кадастрового" налогообложения. Верховный суд в Определении от 02.06.2016 N 49-АПГ16-18 подчеркнул: спорная парковка не является сопутствующей офисной инфраструктурой административно-делового центра, а представляет собой самостоятельный объект недвижимости - 4-этажную автостоянку. Согласно акту обследования фактического использования здания автостоянка занимает 13 135,9 кв. м площади здания, остальная часть здания сдается в аренду (размещены автомойка, ресторан, клиринговая компания). Сданная в аренду площадь составляет 1 370,7 кв. м, то есть меньше 20% от общей площади здания. Следовательно, здание многоуровневой автостоянки было необоснованно включено в перечень объектов "кадастрового" налогообложения.

 

Расположенные в производственном здании кабинеты, в которых размещается административно-управленческий аппарат, а также помещения столовой, оказывающей услуги работникам предприятия, не свидетельствуют о том, что здание и помещения в нем фактически используются в качестве офисов и (или) объектов общественного питания.

Подтверждение тому - позиция ВС РФ, выраженная в Апелляционных определениях от 21.07.2016 N 5-АПГ16-42 и от 25.08.2016 N 5-АПГ16-59. В обоих случаях уполномоченный орган включил здание в перечень объектов "кадастрового" налогообложения в связи с тем, что общая площадь кабинетов превысила установленный 20%-ный лимит.

Обратившись в суд, налогоплательщики сослались на то, что кабинеты административно-управленческого персонала не имеют самостоятельного офисного назначения, а используются для обслуживания производственной деятельности.

Судьи учли, что основным видом деятельности организации является производство продукции. Занимаемые административно-управленческим персоналом кабинеты не соответствуют понятию "офис", поскольку:

  • используются самим налогоплательщиком для целей осуществления его хозяйственной деятельности;
  • в аренду третьим лицам помещения не сдаются.

Размещение офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности.

Дополнительно ВС РФ указал: столовая, созданная в целях удовлетворения потребностей работников, а не для осуществления самостоятельной коммерческой деятельности, опосредованно используется в производственной деятельности организации и не относится к объектам общественного питания, о которых идет речь в ст. 378.2 НК РФ. Помещения столовой, используемой не в целях самостоятельного извлечения прибыли, а только для улучшения условий труда работников организации, не учитываются в составе площади, которая определяет объект "кадастрового" налогообложения.

 

Региональные законы о "кадастровом" налогообложении устанавливают размеры площадей, при соответствии которым конкретное здание включается в перечень. В случае если фактическая площадь здания не дотягивает до установленной, оно не признается объектом "кадастрового" налогообложения независимо от видов осуществляемой деятельности. Однако иногда этот факт приходится доказывать в судебном порядке.

В частности, в Определении от 18.08.2016 N 5-АПГ16-37 Верховный суд согласился с мнением нижестоящего суда, который решил: здание общей площадью 1 628 кв. м не соответствует критерию по размеру площади (2 000 кв. м), а потому необоснованно включено в перечень независимо от того, что согласно акту обследования 100% площади используется при осуществлении торговой деятельности.

 

Положения федерального и регионального законодательства предусматривают отнесение недвижимости к административно-деловому или торговому центру (комплексу) в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, его площади и (или) вида его фактического использования.

Верховный суд в Апелляционном определении от 25.08.2016 N 5-АПГ16-60 указал: виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов "кадастрового" налогообложения, имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной Приказом Минэкономразвития России N 39 (Приказ Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов"), а именно:

  • код 1.2.5 - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
  • код 1.2.7 - земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.

Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений и сооружений материально-технического снабжения, сбыта и заготовок, - относится к группе видов разрешенного использования земельных участков по коду 1.2.9 и не соответствует кодам 1.2.5 и 1.2.7. Таким образом, здание расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого не предусматривает размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Акт обследования, проведенного по просьбе организации, подтверждает, что 100% общей площади здания фактически используется под размещение склада, не связанного с торговлей.

При таких обстоятельствах включение спорного здания в перечень объектов "кадастрового" налогообложения противоречит закону.

Еще один схожий случай описан в Апелляционном определении ВС РФ от 29.09.2016 N 5-АПГ16-58. В данном случае земельный участок, на котором расположено спорное здание, имел вид разрешенного использования "использование территории для дальнейшей эксплуатации зданий под административный и складской корпуса". Судьи указали:

  • этот вид использования однозначно не свидетельствует о размещении на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
  • вопрос о правомерности включения здания в перечень "кадастровых" объектов должен решаться с учетом фактического использования объекта недвижимости.

Согласно проведенному обследованию 86,6% общей площади здания используется под склад, 12,35% составляют помещения общего пользования и 1,05% - технические помещения. Следовательно, здание включено в перечень необоснованно.

 

Некоторые налогоплательщики полагают, что обращение в суд с требованием об исключении того или иного объекта из перечня бессмысленно, поскольку судебные разбирательства могут тянуться долго и, скорее всего, к моменту вступления в силу решения суда перечень уже будет неактуальным, ведь его действие ограничено одним налоговым периодом. Эти опасения беспочвенны.

Верховный суд неоднократно указывал, что соответствующий пункт перечня признается недействующим не с момента вступления в силу решения суда, а с даты принятия приказа об утверждении перечня. В противном случае решение суда не позволяет восстановить нарушенные права организации. Предположим, перечень был утвержден в 2015 году в целях исчисления налога в 2016 году, а решение суда в пользу организации принято в 2017 году. Соответственно, исключение объекта из перечня в 2017 году, когда перечень уже не действует, не имеет смысла и не позволяет организации избежать уплаты налога исходя из кадастровой стоимости за 2016 год. Именно поэтому ВС РФ не раз подтверждал обоснованность мнения тех судов, которые признавали незаконным включение объекта в перечень с момента его утверждения (см. Определение от 02.06.2016 N 49-АПГ16-18, Апелляционное определение от 07.07.2016 N 5-АПГ16-28 и др.).

 

Если обследование проведено государственной инспекцией для формирования перечня объектов "кадастрового" налогообложения на следующий год, такой акт не позволит доказать необоснованность включения здания в перечень на текущий год. Поясним этот вывод на примере ситуации, описанной в Апелляционном определении ВС РФ от 08.09.2016 N 5-АПГ16-43.

Согласно акту обследования от 30 сентября 2014 года 84,1% от общей площади здания фактически используется для размещения офисов, 15,9% - в иных целях. Здание включено в перечень на 2015 год.

Акт, составленный 27 ноября 2015 года, свидетельствовал о том, что объект недвижимости фактически не используется для размещения офисов.

Организация обратилась в суд, указав на следующие обстоятельства:

  • в первом акте отражено, что при проведении обследования доступ в здание был частично ограничен;
  • вывод о том, что здание фактически используется для размещения офисов, сделан сотрудниками госинспекции на основании его визуального осмотра и поэтажного плана здания.

При этом организация не отрицала факт сдачи части помещений в здании в аренду, но настаивала на том, что доля офисов существенно ниже установленного законодателем 20%-ного порога. В связи с этим включение данного здания в перечень неправомерно возлагает на общество обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.

Сотрудник госинспекции, подписавший акт обследования и допрошенный судом в качестве свидетеля, подтвердил, что при обследовании здания дальше проходной их не пропустили, фотографии делать не разрешили, в связи с чем в акте указано: частично ограничен доступ в здание, вывод о его фактическом использовании для размещения офисов сделан на основе результатов визуального осмотра фасада здания, сведений, содержащихся в Интернете, и экспликации здания.

Суд решил: в 2015 году обследование проведено в целях формирования перечня на очередной налоговый период (на 2016 год), то есть обследование не являлось повторным (осуществлялось не для разрешения спора в отношении перечня на 2015 год). Поэтому второй акт, согласно которому объект не используется для размещения офисов, не опровергает вывод о наличии офисов в указанном здании по состоянию на дату составления первого акта, поскольку второй акт оформлен существенно позже даты обследования здания, результаты которого послужили основанием для включения объекта недвижимости в перечень на 2015 год.

 

В соответствии с п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

При этом здание (строение, сооружение) считается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Соответственно, фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20% общей его площади для размещения вышеуказанных объектов.

Судебная коллегия ВС РФ в Апелляционном определении от 22.09.2016 N 91-АПГ16-3 отметила следующее.

Отнесение здания (строения, сооружения) к объектам налогообложения на основании п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ производится не в случае одновременного использования площадей здания для размещения офисов и торговых объектов, а в случае, когда для таких объектов используется более 20% площади здания, но менее 20% под торговую деятельность и менее 20% под офисную, что не позволяет признать здание ни административно-деловым, ни торговым центром (комплексом).

Судебная коллегия также указала, что если собственниками административно-делового или торгового центра (комплекса) выступают несколько лиц, то каждый собственник уплачивает налог исходя из кадастровой стоимости помещения, собственником которого он является. При этом если принадлежащие собственнику нежилые помещения фактически не используются в целях делового, административного или коммерческого назначения либо в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, то налог на имущество организаций уплачивается таким собственником также исходя из кадастровой стоимости принадлежащих ему нежилых помещений.

 

В качестве заключения

Мы рассмотрели позиции ВС РФ по некоторым спорным вопросам, связанным с отнесением имущества к объектам "кадастрового" налогообложения. Этими позициями будут руководствоваться в своей работе налоговые органы. Надеемся, данный материал поможет налогоплательщику оценить правомерность своей точки зрения и целесообразность и перспективы судебного разбирательства.

Март 2017 г.



Статьи по теме:

www.pnalog.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о