Фонд перераспределения формируется за счет – 80. /

Содержание

ФОНД ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ — Мегаобучалка

(«ЗАПАС» ДЛЯ С/Х ЗМЕЛЬ)

Недостатком правового регулирования земель запаса до принятия ЗК РФ 2001 г. было то, что изъятые с/х или иные земли переходили в категорию земель запаса — единственную категорию земель, не имеющую целевого назначения. Терялось целевое назначение изъятых земель, и они могли быть предоставлены для иных целей. Теперь в соответствии с ЗК РФ 2001 г. (ст. 80) фонд перераспределения земель находится в категории земель с/х назначения, в связи с чем правовой режим земель фонда изменился. Произошло законное («автоматическое») изменение категории земель фонда перераспределения.

В общем, земли с/х назначения уходят в фонд перераспределения, а не запаса.

Хотя суть у них одна.

Фонд перераспределения земель формируется за счет участков с/х назначения в случаях:

— добровольного отказа правообладателя от участка;

— при отсутствии наследников, при их отказе от наследства в пользу государства (или безадресно) или лишении завещателя всех наследников наследства;

— при принудительном изъятии участка в случаях, предусмотренных законом.

В дальнейшем эти временно выведенные из оборота с/х земли предоставляются для использования в с/х целях в соответствии со ст. 78 ЗК РФ. Тем самым сохраняется их целевое назначение.

В фонд перераспределения включены не все случаи, когда участки с/х назначения не имеют правообладателей. В частности, не включены такие случаи, как невостребованные земельные паи, участки, приобретенные гос или муницип органами в порядке совершения сделок отчуждения, земли, приведенные в состояние, непригодное для использования по целевому назначению, участки, срок предоставления которых истек, и другие случаи. По этой причине в настоящее время такие земли нередко включаются в категорию земель запаса, что не способствует охране этих земель.

 

Несмотря на выведение фонда перераспределения из категории запаса, действующее земельное законодательство наделяет их правовой режим рядом общих особенностей.

За счет земель запаса либо фонда перераспределения могут создаваться:



· За счет земель запаса создается земельный фонд для расселения беженцев и вынужденных переселенцев. Согласно Постановлению Правительства РФ от 14.03.1995 № 249 «О порядке формирования целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев и режиме его использования» этот фонд создается органами исполнительной власти субъектов РФ для жилищного строительства (как правило, вблизи городов, поселков), организации личного подсобного хозяйства, крестьянских (фермерских) хозяйств и с/х кооперативов.

· За счет земель запаса может создаваться целевой земельный фонд для предоставления земель казачьим обществам, включенным в гос реестр казачьих обществ в РФ. По Указу Президента РФ от 16.04.1996 № 564 «Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению гос и иной службы» и Постановлению Правительства РФ от 08.06.1996 № 667 «Об утверждении Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в гос реестр казачьих обществ в РФ, и режиме его использования» этот фонд создается органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по представлению органов земельного кадастра и на основе предложений казачьих обществ.

 

 

60. Современная земельная реформа в России (понятие, цели, содержание, этапы, правовое обеспечение).

 

Общий экскурс:

1. Регулирование земельных отношений до 1861 г.

2. Проблемы аграрного реформирования на рубеже 19-20 веков. Столыпинская реформа

3. Земельная реформа 90-х годов XX века(1й этап современной реформы)

4. Земельная реформа 2011 года

(2й этап современной реформы)

 

Земельная реформа – совокупность экономич, организационных, соц-политич, правовых мер, которые были направлены на преобразования в сфере земельных отношений.

Это коренное изменение земельного строя, который существовал до 1990 г. и основывался на исключительной собственности государства на землю, возникшей в результате национализации земли в 1917 г.

 

Цели:

— повышение эффективности использования земли,

— создание условий для увеличения соц, инвестиционного и производительного потенциала земли,

— превращение земли в мощный самостоятельный фактор экономического роста.

 

Программой намечено разработать и реализовать комплекс взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых, научно-технических, землеустроительных и иных мер, позволяющих в 2002 г. создать эффективный механизм регулирования земельных отношений и гос управления земельными ресурсами, намечено укрепить гарантии

конституционных прав граждан на землю.

Одно из основных направлений реформы — установление частной собственности на землю и создание механизма земельного рынка.

Содержание земельной реформы:

Ø упорядочение отношений гос и муницип собственности на землю;

Ø укрепление законодательных гарантий частной собственности на землю;

Ø создание механизмов регистрации прав на землю;

Ø совершенствование земельного кадастра;

Ø формирование системы ипотечного кредитования и гос контроля;

Ø реформирование планирования использования земель поселений посредством развития практики градостроительного зонирования;

Ø поэтапное сокращение ограничений на оборот земель городов и других поселений;

Ø гос контроль за оборотом земель с/х назначения.

 

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Реформа осуществляется:

· на основе спец земельно-правовых актов

· на основе развития общего законодательства: о приватизации; о собственности; о предприятиях и предпринимательской деят-ти; о банках; о налоговой системе; об акционерных обществах; об антимонопольной деят-ти; о банкротстве; об инвестиционной деят-ти; о залоге.

 

ЭТАПЫ

Сложившаяся в советское время структура земельных ресурсов и система земельных правоотношений в рыночных условиях не могла обеспечивать эффективное использование земельных ресурсов, что объективно потребовало реформирования. Переход от планово-административной экономики к рыночной потребовал преобразований в области земельных отношений.

С 1990 г. в РФ был взят курс на развитие рыночной экономики.

megaobuchalka.ru

Ст. 80 ЗК РФ с Комментариями 2017-2018 года (новая редакция с последними изменениями)

1. В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.

2. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.

3. Использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными.

Комментарий к Ст. 80 ЗК РФ

1. Фонды перераспределения земель впервые стали создаваться в период проведения аграрной реформы, когда ставилась задача создания фермерских хозяйств и необходимо было найти источники предоставления земли тем лицам, желающим создать крестьянское (фермерское) хозяйство, которые не являлись членами сельскохозяйственных предприятий и не имели права на получение земельной доли. Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» предписывалось включить в фонды перераспределения земель участки, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам сельскохозяйственных предприятий. Местные администрации обязывались организовывать продажу земель фонда по конкурсу и передачу их в аренду с правом последующего выкупа.

Однако в законодательстве того времени не было достаточно четко указано, что земли фонда перераспределения являются сельскохозяйственными землями. В ст. 96 ЗК РСФСР определялось, что все земли, не предоставленные в собственность, владение, пользование и аренду, а также земли, право собственности, владения и пользования которыми прекращено в соответствии с законодательством, являются землями запаса. Получалось, что изъятые сельскохозяйственные земли переходили в категорию земель запаса, т.е. их целевое назначение терялось, и они затем могли быть предоставлены и для иных, несельскохозяйственных целей. Поэтому комментируемая статья является чрезвычайно важной, она расставила все по своим местам, и теперь временно неиспользуемые земли сельскохозяйственного назначения будут предоставляться только для сельскохозяйственного использования.

При этом цели перераспределения земель, указанные в п. 1 комментируемой статьи, включают практически все возможные направления использования сельскохозяйственных земель и соответствуют ст. 78 ЗК (к которой отсылает п. 3 комментируемой статьи), называющей субъектов, использующих земли сельскохозяйственного назначения.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

2. Перечень источников поступления земель в фонд перераспределения, приведенный в п. 2 комментируемой статьи, является исчерпывающим. Изучение этого перечня позволяет сделать вывод о том, что при создании фонда не ставится задача искусственного перераспределения земель (как это предполагалось в начале аграрной реформы), выявления и изъятия недостаточно эффективно использующихся участков и т.п. В статье названы те случаи появления свободных земель, которые всегда так или иначе имеют место в реальной жизни и предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Создание же фонда перераспределения имеет целью не допустить перетекания таких земель в иные категории земель, не связанные с сельскохозяйственным использованием.

Добровольный отказ от земельных участков регламентирован ст. 53 ЗК. При добровольном отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на которую устанавливается ст. 225 ГК; при добровольном отказе лица от права пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования земельным участком распоряжение данным участком осуществляет государственный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления — собственник земельного участка (см. комментарий к ст. 53 ЗК).

Однако, кроме добровольного отказа от земельного участка, собственник земли может распорядиться ею и путем отчуждения; и если он подарит или продаст участок государству, то такой участок, представляется, тоже должен поступить в фонд перераспределения, хотя об этом в комментируемой статье не упоминается.

Что касается перехода земельных участков государству по наследству, то все возникающие в связи с этим отношения регулируются в соответствии с нормами части третьей ГК. Наследование осуществляется по закону и по завещанию; наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием. Если же нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследства, либо все наследники лишены завещателем наследства, имущество умершего по праву наследования переходит к государству.

Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», кроме вышеназванных, установлен также случай, когда субъект РФ (или в установленных субъектом РФ случаях — орган местного самоуправления) обязан приобрести земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения. Статьей 5 этого Закона установлена обязанность лица произвести отчуждение участка из земель сельскохозяйственного назначения, который не может ему принадлежать на праве собственности (в силу либо ст. 3 Закона, если, например, лицо является иностранцем, либо ст. 4, когда общая площадь находящихся в собственности лица сельскохозяйственных угодий превышает максимально установленную). В случае же отсутствия лица, изъявившего желание приобрести земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, этот участок должен приобрести субъект РФ (либо в случаях, установленных законом субъекта РФ, — муниципальное образование) по начальной цене предмета торгов при условии, что она не превышает рыночную стоимость, сложившуюся в данной местности. В противном случае субъект РФ или муниципальное образование приобретают земельный участок по рыночной стоимости.

Принудительное изъятие земельного участка возможно по нескольким основаниям. Изъятие земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, указанным в ст. 49 ЗК (см. комментарий к ст. 49). При этом у собственника земли такое изъятие осуществляется путем выкупа (ст. ст. 279 — 282 ГК). Без какой-либо компенсации осуществляется конфискация по решению суда земельного участка у собственника как санкция за совершение уголовного преступления или за умышленное систематическое совершение земельных правонарушений (ст. 50 ЗК), а также принудительное лишение прав на земельный участок в случае его ненадлежащего использования или использования не в соответствии с его назначением (ст. ст. 284 — 287 ГК, ст. 54 ЗК).

3 — 4. Федеральным законом о введении в действие ЗК установлено (п. 11 ст. 3), что с момента вступления ЗК в силу в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на дату вступления Кодекса в действие в фондах перераспределения земель, образованных в соответствии с Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР».

Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ (п. 4 ст. 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Не переданные в частную собственность земельные участки государственного фонда перераспределения земель могут находиться в собственности субъектов РФ. Естественно, если участок в частную собственность предоставлен, он не может находиться в собственности государственной или муниципальной и, соответственно, в фонде перераспределения. Но прямого ответа на вопрос, остается ли в фонде перераспределения участок, предоставленный в аренду или пользование, действующий ЗК не содержит.

В комментируемой статье установлены только основные положения, касающиеся фонда перераспределения земель. Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» вообще не касается правового режима этого фонда; видимо, более детально он будет урегулирован специальными нормативными актами. Однако отсутствие в законодательстве регламентации целого ряда вопросов, связанных с формированием фонда перераспределения, на практике вызывает немало сложных вопросов.

Так, глава крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ) Ч. обратился с письмом к администрации муниципального образования с просьбой о передаче в аренду 130 га земли. Испрашиваемый земельный участок до этого был сдан в аренду КФХ М. сроком на пять лет.

Постановлениями главы администрации муниципального образования договор аренды с КФХ М. был расторгнут в связи с неиспользованием им надлежащим образом данного участка и земельный участок площадью 130 га был передан в аренду КФХ Ч. сроком на пять лет с последующим выкупом. Решением Арбитражного суда Иркутской области данные постановления признаны недействительными и впоследствии отменены главой администрации. КФХ М. передана в аренду часть спорного земельного участка площадью 4,6 га; оставшийся земельный участок площадью 125,4 га передан в районный фонд перераспределения земель. На обращение Ч. администрация уведомила его о том, что, поскольку на данный земельный участок претендуют два арендатора, участок передан в районный фонд перераспределения и сдача его в аренду не предусматривается.

Арбитражный суд в иске фермеру Ч. отказал, однако ФАС Восточно-Сибирского округа в своем Постановлении справедливо указал, что судом не дана оценка правомерности передачи спорного земельного участка в указанный фонд и не предложено администрации представить доказательства законности этих действий.

Действительно, в данном случае не имело место ни одно из оснований, перечисленных в ст. 80 ЗК. Оба фермера не только не отказывались от земельного участка, но, наоборот, претендовали на получение его в аренду. Впрочем, отказ арендатора от заключения договора аренды на новый срок, так же как и его требование о досрочном расторжении заключенного договора аренды, не является отказом от земельного участка по смыслу ст. 80 и вообще ЗК. Земельный кодекс рассматривает отказ лица от земельного участка в рамках ст. 53 как отказ от права собственности либо права пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования. То есть в принципе если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в аренду для использования в сельскохозяйственных целях, то, даже если с момента прекращения данного договора аренды до заключения нового договора проходит какой-то срок, в течение которого участок не используется, в фонд перераспределения он все равно не переходит.

В таком случае имела ли право администрация муниципального образования принять решение о том, что данный участок сельскохозяйственных земель в аренду предоставлять не предполагается (как в приведенном выше деле было сообщено фермеру Ч.)? Видимо, нет. В ситуации, когда на получение земельного участка в аренду претендуют два фермера и ими поданы соответствующие заявления с просьбами о передаче участка, в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок должен предоставляться в аренду на торгах (конкурсах, аукционах) в общем порядке, установленном ст. 38 ЗК и Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков».

stzkrf.ru

1.3 Фонд перераспределения земель

В составе земель сельскохозяйственного назначения формируется фонд перераспределения земель, предназначенный для создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота.

Фонд формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд:

1) при добровольном отказе от земельного участка;

2) если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства;

3) при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ и иными федеральными законами.

Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными.

Образование фонда перераспределения земель было предусмотрено ранее действовавшим законодательством: Законом РСФСР от 23 ноября 1990г. «О земельной реформе» и Указом Президента РФ от 27 декабря 1991г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР». В этот фонд были включены участки, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерным обществам, в том числе созданным на базе государственных сельскохозяйственных предприятий. Фонды перераспределения земель создаются на уровне района.

В соответствии с ранее принятыми нормативными актами за счет земель фонда перераспределения выделялись земельные участки не только гражданам, создающим крестьянские (фермерские) хозяйства (в том числе военнослужащим, уволенным в запас), но и казачьим обществам, беженцам и вынужденным переселенцам

При отсутствии претендентов на получение земельных участков из фонда перераспределения для создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства и т. п. земли этого фонда могут быть предоставлены другим гражданам и юридическим лицам во временное пользование или в краткосрочную аренду без права строительства объектов недвижимости.

 

1.4 Субъекты прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения

В соответствии со ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения используются различными субъектами: гражданами, коммерческими и некоммерческими организациями, а также казачьими обществами и общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Указанные субъекты используют земли сельскохозяйственного назначения как для собственно сельскохозяйственного производства (товарного и нетоварного, для личного потребления), так и для научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

В ряде случаев именно правовой статус соответствующего субъекта или характер его деятельности оказывает влияние на правовой режим используемого земельного участка.

 

studfiles.net

понятие и формирование фонда, использование земель и получение сведений об участках

Фонд перераспределения земельных участков – земли, находящиеся в собственности государства, которые оно может передавать гражданам и юридическим лицам в аренду либо собственность в соответствии с действующим законодательством РФ. Такие земли используются по общим правилам землепользования. Цель создания фонда перераспределения заключается в передаче земельных участков для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских или фермерских хозяйств, личных подсобных, ведения животноводства, садоводства, огородничества. Также земельные участки могут использоваться в качестве сенокоса или пастбища.

Формирование фонда перераспределения земель

Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые по тем либо иным причинам оказались неэксплуатируемыми или же были приобретены государственными органами в результате правовой сделки. Согласно Земельному Кодексу Российской Федерации, фонд перераспределения земли получает участки в следующих случаях:

  • При отсутствии лица, который собирался приобретать земельный участок сельскохозяйственного назначения. В таком случае этот участок приобретается муниципальным образованием по рыночной стоимости.
  • При отчуждении участка в случае приобретения его в собственность иностранными гражданами, юридическими лицами, юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов. Также при отчуждении участка, размер которого превышает максимальный размер участка, который может находиться в собственности одного гражданина.
  • При продаже земельного участка муниципальное образование имеет преимущество на его покупку.
  • При добровольном отказе от надела. В таком случае, территория становится бесхозной, все права, которые на нее ранее имел собственник, прекращаются. Из-за этого земельный участок переходит государству либо муниципалитету.

Государственная собственность на земли из фонда не разграничивается, управление и распоряжение ими обеспечивается органами местного самоуправлениям. Наделы из земельного фонда могут передаваться в аренду, в собственность на возмездной и безвозмездной основе гражданам и юридическим лицам в случаях, установленных федеральными законами и действующим законодательством Российской Федерации. Субъекты РФ вправе самостоятельно утверждать и изменять границы сельскохозяйственных участков, а также наделять органы местного самоуправления полномочиями в земельных отношениях. Также они могут, в соответствии с Федеральным Законом, устанавливать:

  • Категории граждан, имеющие право на земли из фонда перераспределения.
  • Перечень угодий, которые могут передаваться в аренду либо собственность.
  • Минимальные и максимальные размеры участков в фонде.
  • Общий размер площади в пределах одного муниципалитета.
  • Основания и порядок передачи земельных участков из собственности субъекта в муниципалитет.
  • Порядок внесения предложений, связанных с фондом перераспределения.

В субъектах РФ фонд может формироваться из земель запаса, участков, на которые прекращено право собственности, пожизненного наследуемого владения и участков, оставшихся после бесплатной передачи в общую совместную и общую долевую собственность.

Использование земель из фонда

Пункт 3 статьи 78 Земельного Кодекса Российской Федерации регламентирует порядок использования земель из фонда. Наделы, которые временно выпадают из оборота, могут предоставляться для:

  • Ведения сельскохозяйственного производства.
  • Ведения научно-исследовательской, учебной и иной деятельности.
  • Создания защитных насаждений.
  • Аквакультуры – рыболовства.
  • Использования для нужнд сельского хозяйства на период строительства дорог, ЛЭП, различных трубопроводов.
  • Ведения охотничьего хозяйства.

Земельные участки из фонда могут получить:

  • Граждане, товарищества, хозяйственные общества.
  • Унитарные предприятия — как государственные, так и муниципальные.
  • Производственные и потребительские кооперативы.
  • Коммерческие и некоммерческие организации.
  • Религиозные организации.
  • Учебные, опытные, опытно-производственные подразделения, которые подготавливают кадры.
  • Казачьи общества.
  • Общины малочисленных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока.

Вопросы по получению и использованию земельных участков из фонда решаются согласно Земельному Кодексу Российской Федерации и ряду федеральных законов. Чтобы получить надел из фонда, необходимо обратиться в орган местного самоуправления.

Сведения о землях из фонда перераспределения земель

Согласно статье 80 Земельного Кодекса Российской Федерации, сведения о фонде перераспределения участков являются общедоступными. Администрация муниципальных районов обязана информировать всех заинтересовавшихся лиц о наличии тех либо иных наделов и публиковать в местных СМИ сведения о поступающих в фонд землях.

Таким образом, граждане, общины, товарищества могут подать заявление на получение надела в безвозмездное пользование, а фермерские хозяйства или компании – приобрести дополнительные территории. В местной администрации заинтересовавшемуся лицу обязаны предоставить информацию не только о наличии либо отсутствии земельного участка, но и, при его наличии, показать полное описание характеристик земли.

www.landatlas.ru

Фонд перераспределения земель в 2019 году: порядок формирование состава, использование земель фонда

6453

Цели создания фонда перераспределение земель

В статье 80 Земельного кодекса РФ указано, что фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения был создан для того, чтобы государство располагало наделами, которые могут быть переданы в пользование населению или юридическим лицам для организации сельхоздеятельности. В числе производственных объединений, занимающихся подобными мероприятиями, находятся фермерские (крестьянские) хозяйства, кооперативы, товарищества. Также земли могут быть отданы под животноводство, например для выпаса скота и сенокошения.

Внимание, акция! Получите консультацию юриста по земельным вопросам!

  • Москва МО:
  • Санкт-Петербург и ЛО:
  • Общероссийский:

Другими словами, перераспределение земель как функция управления земельным фондом, имеет существенное значение для формирования общего порядка передачи территорий по праву собственности и дальнейшего пользования.

Формирование фонда перераспределения земель

Наполнение фонда происходит за счет участков сельхозназначения, которые оказались свободны от эксплуатирования, а также были приобретены госорганами в рамках стандартной правовой сделки.

В действующем законодательстве указанны случаи, при которых земельный участок входит в состав территорий фонда:

  • при добровольном отказе граждан или юридических лиц от надела. В этом случае, участок становится бесхозной недвижимостью и все права, которые имел на него пользователь, прекращаются. Полномочия в отношении участка переходят к государству или муниципалитету;
  • в случае если собственник земли скончался, а наследников нет либо все преемники лишены права на принятие наследуемой массы. Также предусмотрен случай, когда наследующее лицо отказывается принимать собственность. Тогда все права на территорию переходят к государству, а земля зачисляется в фонд перераспределения земель;
  • при принудительном изъятии земельного надела в тех случаях, когда это предусмотрено действующим законодательством. Регулируется такая процедура ст. 49 ЗК РФ. При изъятии для нужд муниципалитета или государства предусмотрен выкуп территории. Если речь идет об изъятии по решению суда, то никаких средств собственнику не выплачивается.

Другими словами, массивы, которые временно исключены из оборота переходят в состав фонда запаса, однако, целевое назначение территорий изменению не подлежит.

Использование земель фонда перераспределения земель

Использование земель осуществляется в рамках ст. 78 ЗК РФ. То есть территории могут быть переданы:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  • для организации сельхозпроизводства;
  • с целью лесопосадки защитного плана;
  • научно-исследовательским и учебным организациям, для организации практических занятий по подготовке специалистов;
  • кооперативам и товариществам, для дальнейшей передачи населению с целью разбивки сада или огорода;
  • кооперациям потребительского характера и религиозным общинам;
  • казачьим обществам;
  • малочисленным коренным народностям государства для организации быта и промыслов.

Все вопросы, связанные с использованием таких земель решаются в соответствии с действующим земельным законодательством и рядом федеральных законов.

Сведения фонда перераспределения земель

Законодательно закреплена норма, согласно которой сведения о наличии территорий в составе фонда являются общедоступными. Благодаря этому товарищества, общины и граждане могут принять решение относительно подачи заявки на получение надела в пользование, а компании или фермерские хозяйства о приобретении дополнительной территории.

Важное значение имеют качественные характеристики участков. По этой причине, граждане могут получить информацию не только о наличии или отсутствии территорий, но и познакомиться с полным описанием земель.

Администрация или госорган, регулирующий вопросы, связанные с пользованием фонда перераспределения обязаны предоставлять все необходимые данные заинтересованным лицам, а также проводить публикации в региональных печатных изданиях о поступлениях наделов в фонд.

Заключение

В итоге можно сделать несколько выводов:

  1. Государством предусмотрено создание специальной базы данных под названием фонд перераспределения земель, куда входят бесхозные площади, наделы, изъятые по решению суда, территории, от которых собственники или пользователи отказались.
  2. Массивы могут быть переданы для развития животноводства, сельхозмероприятий, разбивки садов и огородов.
  3. При использовании в отношении таких площадей устанавливается определенный режим землепользования, в рамках которого запрещается переводить площади из их прямого назначения в другую категорию.
  4. Вся информация о составе базы данных находится в открытом доступе и заинтересованное лицо вправе не только получить желаемые сведения о наличии участка, но и познакомиться с его полным описанием.
  5. Ведомство, уполномоченное заниматься распределением земель фонда, обязано осуществлять публикации в местных СМИ относительно поступления и выбытия наделов, а также предоставлять населению все необходимые сведения об участках.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по фонду перераспределения земель

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Инна. Моя подруга работает в администрации и по секрету сообщила мне, что почти в центре города освободился участок и поступил в фонд перераспределения земель.

Земля была изъята у собственника по решению суда и теперь числится как бесхозная. Мне бы очень хотелось получить ее в собственность и построить там дом. Подскажите, как мне теперь оформить его, если все держится в секрете? Не хочется подводить подругу, и в то же время, упускать такой шанс тоже желания нет. Куда обращаться с моей просьбой и что необходимо сделать для оформления?

Ответ: Здравствуйте, Инна. Ну, во-первых, согласно п. 4 ст. 80 ЗК РФ, если ваш участок попал в фонд перераспределения, информация об этом не секретная. Более того, муниципалитет вашего города обязан был осуществить публикацию о данном событии в городских СМИ. Если ведомство этого не сделало, то нарушило закон.

Во-вторых, вы можете предварительно ознакомиться с его описанием. Информация является общедоступной для всех заинтересованных лиц, а вы таковым являетесь.

И, в-третьих, вы вправе подать заявку на получение территории в пользование или по праву собственности. В первом случае, земля может быть передана бесплатно или в рамках арендного соглашения, а второй предусматривает покупку территории. При каждом варианте организовывается конкурс.

Однако даже эти моменты не являются существенными в вашей ситуации. Проблемы могут возникнуть в связи с тем, что вы хотите построить на участке дом. Делать этого нельзя, поскольку в составе фонда находятся земли сельхозназначения, и менять их прямое использование запрещается. Соответственно, вы не сможете изменить целевое назначение участка, а значит, и дом построить тоже не получится.

На практике вы можете попытаться построить там дачу и оформить регистрацию в таком строении.

Список законов

 

Остались вопросы? Задайте их практикующим юристам прямо сейчас

Позвоните по телефонам горячих линий и получите юридическую консультацию:

  • Москва МО:
  • Санкт-Петербург и ЛО:
  • Общероссийский:

zk-expert.ru

Статья 80 ЗК РФ. Фонд перераспределения земель

В рамках оборота с/х земель использование фонда перераспределения земель имеет особое значение. Его формирование сыграло ключевую роль в процессе передачи наделов, принадлежащих совхозам и колхозам, многочисленным крестьянско-фермерским и личным хозяйствам. Это стало возможно благодаря изданию Закона от 1990 г. № 374-1. Этим нормативным актом была запущена земельная реформа в стране. Впоследствии процесс был усовершенствован за счет принятия ЗК и иных нормативных актов, в числе которых Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Положительные моменты реформы

Формирование фонда перераспределения земель имело особое практическое значение. Об этом свидетельствуют статистические данные.

Ключевой целью реформы было создание крестьянско-фермерского уклада на базе массового, всеобщего выхода собственников земельных долей из коллективной собственности на приватизированные наделы совхозов и колхозов с выделом этих территорий в натуре. На начало января 1995 г. регистрацию прав собственности на земельный участок прошли около 270 крестьянских хозяйств. Из них порядка 1/3 были созданы на совхозных и колхозных территориях. 2/3 наделов были выделены из фонда перераспределения земель.

Тем не менее с момента запуска реформы люди в массовом порядке стали формировать дачные, огороднические, садоводческие объединения. К середине 2000-х их насчитывалось более 80 тысяч.

Источники формирования

Изначально создание фонда перераспределения земель осуществлялось в соответствии с постановлением Президиума ВС РСФСР и Совета Министров № 891-1 от 15 марта 1991 г. Земельный кодекс тогда еще не был введен в действие. Согласно указанному акту, 10 % пашни изымались у совхозов и колхозов для включения в фонд. Из него предполагалось обеспечить зарождающиеся крестьянские хозяйства землей для сенокошения и прочих сельскохозяйственных нужд.

Еще одним источником наделов стали излишки участков, возникшие после формирования коллективной собственности при приватизации совхозных и колхозных территорий, а также их реорганизации на основании ЗК от 1991 г., Указа президента № 323 и правительственными постановлениями № 86 от 1991 г. и № 708 от 1992 г. Согласно этим документам, регистрация прав собственности на земельные участки должна была завершиться до 01.01.1993.

Третьим источником создания фондов первые годы формирования крестьянских хозяйств, садоводческих, дачных и огороднических объединений стали участки лесного фонда, не занятые насаждениями, и территории запаса.

Порядок приватизации

В первую очередь в каждом колхозе, районе, совхозе формировались внутрихозяйственные и районные комиссии. Они наделялись полномочиями по реорганизации хозяйств и приватизации наделов.

Трудовой коллектив должен был принять решения о:

  • Форме собственности земли.
  • Правилах подачи заявления на предоставление надела, выкуп или аренду участков сверх положенных норм. При этом должен был определяться круг субъектов, имеющих право получать землю бесплатно.
  • Определении общей площади наделов, отнесенных к коллективной собственности.

Среднерайонная норма наделов, предоставляемых бесплатно, определялась делением совокупной площади в пределах территории сельскохозяйственных предприятий на общее количество граждан, занятых в сельском хозяйстве или ранее осуществлявших с/х деятельность. В число последних входили пенсионеры, работники социальной сферы и пр. Местная администрация, в свою очередь, получала право определять дифференцированную норму безвозмездной передачи участков в собственность по зонам с разной плотностью населения.

В связи с тем, что численность граждан существенно варьировалась, а дифференциация нормы, как правило, не осуществлялась, в одних хозяйствах величина доли земли оказывалась меньше нормативной, в других – равнялась ей, в третьих – превышала показатель.

Прекращение прав

Фонд перераспределения земель пополнялся также за счет наделов, переставших являться собственностью по основаниям, закрепленным в статьях 39, 40 ЗК от 1991 г. Речь, в частности о:

  • Добровольном отказе от участка либо его части.
  • Истечении срока, на который надел был предоставлен.
  • Прекращении работы предприятия (организации) или крестьянского хозяйства.
  • Эксплуатации земли не по ее целевому назначению. К примеру, на земле для огородничества осуществляется строительство промышленного предприятия.
  • Нерациональном использовании надела.
  • Систематической неуплате налога на протяжении двух лет и непогашении образовавшейся задолженности до истечения последующего года.
  • Неиспользовании надела на протяжении года. К примеру, субъект предполагал эксплуатировать землю для выпаса скота, однако развить животноводческое хозяйство не удалось.
  • Отчуждении участка местному совету.

Но вскоре указанные основания потеряли свою силу, поскольку статьи, их закреплявшие, стали недействующими в силу Указа президента от 1993 г.

Корректировка законодательства

Правовой режим наделов существенно изменился с введением в действие новой редакции ЗК и закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Первоначально предусматривалось только 3 способа создания фонда. Во 2 пункте ст. 80 ЗК РФ, в частности, были установлены следующие основания:

  • Добровольный отказ от надела.
  • Передача земли государству при отсутствии преемников или их отказе от вступления в наследство.
  • Принудительное изъятие надела в случаях, закрепленных законом.

Введение новой регламентации создания фонда перераспределения – замена на формулировку «приобретение РФ, субъектом России или МО прав собственности на участок по основаниям, предусмотренным в ФЗ» – связана с открытым характером перечня способов, определенного в прежней редакции. В ней не охватывались обстоятельства, не подпадающие под «принудительное изъятие».

Впоследствии 80 статья Кодекса была дополнена указанием о том, что в фонд включаются территории, которые на дату введения ЗК в действие находились в ранее созданных фондах на основании Указа президента № 323 от 1991 г.

По мнению юристов, новую редакцию нормы необходимо уточнить. Дело в том, что начало создания фонда связано с исполнением первых законодательных актов о реформе. Кроме того, основная его часть составили наделы, которых не коснулась приватизация (к примеру, 10 % пашни, изъятые у предприятий).

Ситуация сегодня

В фонд перераспределения участков включаются наделы, которые по каким-либо причинам оказались неиспользуемыми или были получены госорганами в рамках сделки. В соответствии с действующим ЗК, территории включаются в фонд:

  • При отсутствии субъекта, планировавшего приобрести землю для сельскохозяйственного производства. В такой ситуации надел приобретает муниципалитет по рыночной цене.
  • При отчуждении земли принадлежащей иностранному гражданину, юрлицам, в том числе уставной капитал которых состоит более чем на половину из взносов иностранцев или субъектов, не имеющих гражданства.
  • При продаже участка, площадь которого больше максимально допустимого размера для одного человека.
  • При добровольном отказе от участка. В этом случае надел становится бесхозным. Все права, которыми обладал собственник, прекращаются. Соответственно, земля переходит к государству или МО.

При отчуждении надела муниципалитет обладает преимущественным правом приобретения.

Правовой режим

Госсобственность на земли фонда не разграничивается. Распоряжение и управление наделами осуществляется местными структурами власти.

Участки из фонда перераспределения допускается передавать в аренду, собственность (безвозмездно или за плату) юрлицам и гражданам в предусмотренных законодательством случаях.

Региональные власти вправе самостоятельно определять и изменять границы участков сельскохозяйственного назначения, наделять местные структуры власти отдельными полномочиями в сфере земельных правоотношений. Кроме того, они могут устанавливать:

  • Круг физлиц, имеющих права на земли фонда.
  • Перечень конкретных наделов, подлежащих аренде или передаче в собственность.
  • Максимальные и минимальные параметры участков.
  • Общую площадь территорий фонда в границах одного МО.
  • Порядок и основания предоставления участков, находящихся в собственности субъектов, муниципалитету.
  • Правила внесения предложений, касающихся фонда.

Использование наделов

В 3 пункте 78 статьи ЗК предусмотрен порядок эксплуатации участков, выделенных из фонда перераспределения. Участки, временно выпавшие из оборота, могут передаваться для:

  • Ведения сельскохозяйственной производственной деятельности.
  • Создания полос защитных насаждений.
  • Осуществления учебных, научно-исследовательских и иных мероприятий.
  • Рыболовства.
  • Сельскохозяйственных нужд на время сооружения ЛЭП, дорог, прокладки трубопроводов.
  • Создания охотничьего хозяйства.

Субъекты права

Из фонда перераспределения наделы могут получить:

  • Хозяйственные общества и товарищества, физлица.
  • Муниципальные и государственные унитарные предприятия.
  • Потребительские, производственные кооперативы.
  • Некоммерческие, коммерческие предприятия.
  • Религиозные объединения.
  • Опытные, учебные, опытно-производственные подразделения, занятые подготовкой кадров.
  • Общины народов Севера, Сибири, Дальнего Востока.
  • Казачьи общества.

Для получения надела заинтересованное лицо обращается в местный орган власти, уполномоченный выполнять функции нормативного регулирования в сфере земельных отношений.

Сведения о наделах фонда

В соответствии с положениями 80 статьи ЗК, информация об участках размещается в источниках с открытым доступом. Администрация муниципалитетов должна извещать всех заинтересованных субъектов о наличии участков, публиковать данные о землях, поступающих в фонд, в местных СМИ.

Общины, граждане, товарищества и иные лица, входящие в перечень, закрепленный законодательством, вправе подать заявление на получение участка в безвозмездное пользование. Предприятия и фермерские хозяйства, в свою очередь, могут подать заявку на приобретение дополнительных наделов.

Дополнительно

Уполномоченный орган местной власти по запросу заинтересованного субъекта обязан не только предоставить информацию о наличии/отсутствии участков в фонде, но и показать (при наличии территорий) полное описание их характеристик.

Решение о предоставлении надела принимается в каждом случае индивидуально. Закон не запрещает местным органам власти запрашивать обоснование целесообразности выдела земли.

fb.ru

53. Фонд перераспределения земель

В целях перераспределения земель для с/х производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель с/х назначения создается фонд перераспределения земель.

Формируется за счет земельных участков из земель с/х назначения, поступающих в этот фонд:

1. При добровольном отказе от земельного участка;

2) если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства;

3) при принудительном изъятии земельного участка .

3. Использование земель фонда перераспределения земель .

4. Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными.

54. Правовой режим земель поселений. Земли поселений – земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений, и отделённые чертой от земель других категорий.

Градостроительный кодекс 2004 г.: городские и сельские поселения.

Признаки земель поселений:

1. Функциональность (обслуживающий характер): характеризует основное целевое назначение земель, а именно: эти земли являются:

а) местом обитания населения государства

б) объектом инвестиционных вложений

в) базисом для размещения зданий, строений, сооружений.

Земли поселений могут использоваться для с/х нужд, они могут быть заняты лесами, парками, садами и др.

Законодательство подчёркивает важность использования земель для застройки территорий. Поэтому любое иное использование территорий населённого пункта – временное пользование, если иное не предусмотрено градостроительной документацией.

2. Ограниченность в пространстве: эти земли расположены внутри своей черты (городской, сельской).

3. Управляемость: в пределах своих границ земли находятся в управлении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления.

Черта поселения – внешняя граница поселения, отделяющая земли поселений от иных категорий земель земельного фонда.

Черта поселения устанавливается по границам земельных участков, предоставляемых гражданам и юридическим лицам.

Утверждают и изменяют черту городских и сельских поселений органы государственной власти субъектов РФ, за исключением черты городов Москвы и СПб (их черта устанавливается и изменяется представительными органами Москвы и СПб).

Утверждение и изменение черты городских поселений, водящих в состав административно-территориальных образований, осуществляется Правительством РФ.

Черта поселения может изменяться в связи с включением в генеральный план развития города новых земель для ЖКХ, строительства, в связи с ростом городского населения, в целях повышения городского благоустройства.

55. Состав земель поселений и территориальное зонирование

Земли поселений – земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений, и отделённые чертой от земель других категорий.

Зонирование – деление территорий на зоны при градостроительном планировании, развитии территорий поселений с определением видов градостроительного использования установленных зон и ограничений на их использование.

Зонирование направлено на обеспечение благоприятной среды, жизнедеятельности, защиту территорий от воздействия ЧС, предотвращение чрезмерной концентрации населения и производства, загрязнения окружающей природной среды, охрану и использование особо охраняемых территорий, с/х земель, лесных угодий.

Градостроительное зонирование – зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

В общем виде зонирование заключается в разделении определённой территории в соответствии с установленными критериями на несколько зон и в определении для каждой зоны особого режима.

Границы территориальных зон устанавливаются по:

1. Линиям магистралей, улиц, проездов, красным линиям

2. Границам земельных участков, населённых пунктов

3. Естественным границам природных объектов.

Виды территориальных зон:

1. Жилые зоны.

2. Общественные деловые зоны-В чистом виде в Нке этой зоны нет.

3. Производственные зоны

4. Зоны инженерной и транспортной инфраструктур

5. Рекреационные зоны: для организации мест отдыха.

6. Зона с/х использования:

7. Зоны специального назначения: для размещения кладбищ, крематориев, скотомогильников, свалок.

8. Зоны военных объектов и иных режимных территорий

9. Пригородные зоны– территория, которая включает в себя земли, примыкающие к границам горда и предназначенные для развития горда и других поселений.

studfiles.net

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *