Что значит земли запаса неиспользуемые – Что значит неиспользуемые земли запаса и какой их правовой режим?

Содержание

Виды разрешенного использования земель запаса

Главная » Земля » Разрешенное использование земель запаса

Обычно земли запаса относят к категории земельных наделов, которые есть возможность использовать только лишь в случае возникновения особых условий. В статье мы рассмотрим каждое из этих условий.

Какие есть виды разрешенного использования земель запаса

В Земельном Кодексе прописано наиболее точное определение, которое позволяет охарактеризовать значение земель запаса. Эта привычная для каждого специалиста процедура формирования земель запаса была рассмотрена с нескольких точек зрения.

Сюда включают земельные участки, которые были выведены из категории общего пользования совсем недавно:

  • земли, которые предназначены для сельскохозяйственных целей, однако их использовать нельзя из-за низкого коэффициента плодородия;
  • следует отнести в эту категорию иные земли пользования, которые можно будет использовать в сельскохозяйственных целях. В регионе может быть установлен запрет на эксплуатацию территорий, которые стоят в резерве для дальнейшего возделывания и процедуры обработки. Следует в обязательном порядке провести все необходимые расчеты касательно цифры урожая, которая будет получена в этом году. Продуктов должно хватить на обеспечение внутренних нужд страны, а также для осуществления поставок за рубеж;
  • ряд земельных фрагментов, которые находятся в пользовании лесного фонда с густой растительностью. Запрещается использовать такие территории, так как они зарезервированы для проведения дальнейших строительных работ, а также возведения иных инженерных объектов;
  • земля, на которой расположены водоемы. Использовать такие участки нет возможности из-за их непригодности.

Исключениями из правил могут стать только разнообразные рекреационные варианты.

Земли запаса можно поделить на несколько основных категорий, в зависимости от степени подчиненности ресурсов, а также общему уровню собственности:

  • федеральные земли. На территории подобных земельных наделов располагаются важные объекта государственного значения, либо же отдельные участки с приватизированными на территории объектами. До момента прохождения процедуры земли являлись собственность страны;
  • объекты РФ, к которым относятся все многочисленные участки, которые были включены в территориальные границы различных муниципальных образований, которые располагаются на территории этого государственного субъекта. Могут быть также они включены в строгие границы отдельного субъекта, на территории которого была расположена недвижимость, которая до приватизации числилась в пользовании государства;
  • земельные наделы разнообразных муниципальных образований. В данную категорию входят территориальные субъекты, которые не имеют совершенно никаких разделений на федеральные либо же региональные уровни.

Использование вышеперечисленных категорий земли может быть осуществлено, только если появится в этом необходимость, также угодья могут быть переданы в другую категорию земельных участков, которые соответствуют действующему законодательству страны.

Правила использования земельных наделов

Эти земли можно смело относить к категории земельных угодий, которые существуют на территории государства и для осуществления общего процесса эксплуатации должны быть соблюдены правила, которые позволяют разрешить, либо же наоборот, запретить использовать данные ресурсы.

Разрешается использовать землю без перевода ее в другую категорию, но подобное возможно только в случае, если:

  • земельное угодье не было внесено в общий список закрытых территориальных объектов и тогда каждый природный объект, который на нем имеется можно эксплуатировать согласно своим личным интересам. Обычно это касается угодий, которые следует относить к категории так называемых земель запаса и через эти земли может протекать река, в которой водится щука и рыбакам позволительно ее ловить. Все просто, этот вид рыб не относят к числу запрещенных, поэтому такое возможно;
  • можно использовать землю для охоты, прогона скота к месту своего выпаса без остановки на данном территориальном объекте;
  • угодье, которое нельзя отнести к какой-то из вышеперечисленных категорий, позволительно организовывать сбор сухостоя. При этом нет совершенно никаких ограничений касательно вырубки зеленых насаждений. Обычно сухостой используют для того, чтобы отапливать дома, но точно не для дополнительной прибыли.

Порядок использования земель запаса

Разрешается эксплуатировать земли запаса, и предварительно следует перевести их в какую-либо отдельную категорию или совсем обойтись без нее. Эксплуатация возможна только лишь в трех основных случаях, которые перечислены были выше.

Каким должен быть порядок перевода для каждой из категорий?

Он зафиксирован на федеральном уровне и к нему следует относить:

  • необходимость создания территории с учетом особых условий, которые касаются напрямую режима эксплуатации, а также охраны;
  • необходимость изменить границы, которые были установлены, а также постараться выделить новые административные образования;
  • постараться осуществить процесс консервации земель из-за их общего износа, к примеру, если был снижен уровень плодородия сельскохозяйственных площадей;
  • вероятность построения объектов, которые стоит отнести к инженерной инфраструктуре социального или же бытового назначения;
  • обеспечение максимальной безопасности страны и каждой ее границы;
  • разработка территории с полезными ископаемыми, а также иными процедурами их добычи.

Этот список на данный момент является исчерпывающим, и любые изменения и дополнения в него могут быть внесены только благодаря процессу корректировки действующего законодательства.

Как получить разрешенное использование земельного участка

Скачать образец заявления на предоставление разрешенного использования ЗУ можно здесь

Куда стоит отправиться для начала?

Необходимо обратиться в местную организацию и взять с собой такие документы:

  • соответствующее заявление установленного образца;
  • бумаги на земельный надел, начиная с кадастрового паспорта;
  • личная документация;
  • если на территории есть ряд строений, тогда на каждое из них должны быть предоставлены документы.

В интернете можно отыскать заявление установленного образца на предоставление разрешенного использования, которое можно скачать.

Как поменять категорию земель запаса

Есть возможность использовать территории только после того, как земля будет переведена в одну из категорий. С точки зрения юриспруденции, это должно быть все правильно оформлено. Общий порядок перевода земель в одну из категорий позволяет регламентировать ФЗ с одноименным названием.

Если рассматривать представленный закон с точки зрения общих подробностей алгоритма процедуры, тогда стоит выделить несколько этапов:

  • первый включает в себя подачу ходатайства об изменении категорий земель, и особое значение будет играть уровень подачи такого письменного прошения. Оно определяется принадлежностью земельного участка государству либо же какому-то другому субъекту. Если же территория является собственностью страны, тогда прошение следует подавать напрямую в Правительство, рассматривая вопросы субъектов – отправить в исполнительный орган на уровне региона, либо же в муниципальное образование – в муниципальный орган;
  • благодаря второму этапу, можно осуществить подготовку всей необходимой документации, которая необходима для подтверждения принятого ранее решения о просьбе осуществить перевод земельного надела из одной категории в другую. Для этого необходимо собрать полный пакет всех бумаг, которые подтвердят использование данного угодья согласно конкретным целям;
  • третий этап – это проверка, после которой будет вынесен суровый вердикт, позволяющий перевести земли из одной категории в другую, либо же отказ с объяснением, почему это сделать нельзя.

Скачать образец ходатайства о переводе земельного участка из одной категории в другую можно здесь

Одобренный перевод позволяет в дальнейшем провести процедуру оформления в письменном виде всех материалов с несколькими отметками на каждом из документов. Не стоит забывать о том, что земельные участки, которые относят к категории запаса, входят в число особых объектов земельных отношений. Их могли до определенного времени даже не эксплуатировать.

Может быть осуществлена передача в собственность физических и юридических лиц. Если же процедура перевода уже была проведена, тогда участок используют для новых целевых назначений, которые в строгом порядке регламентируются законом.

uropora.ru

Что такое земли запаса и каков порядок их использования?

Нужно понимать, что категории земель предполагают наличие особых видов территории, которая запрещена к использованию и применению физическими лицами и организациями. Большая часть таких земель располагается вокруг городов и населенных пунктов, юридическое наименование такой категории земель – земли запаса. В каком же случае государство допускает применение земель данной категории?

Понятие земель запаса

Изучите материал в отношении сути понятия земель запаса, который сформирован на основании ЗК РФ и определяет состав земель данной категории:

  • К землям запаса относят всю территорию страны, находящуюся в собственности федеральных или муниципальных структур, которая не передается в пользование юридических и частных лиц. Исключение составляют участки земельного массива, которые определены законом как земли в составе распределительного фонда, который создается на основании норм статьи 80 Земельного кодекса РФ;
  • Используемые земли запаса формируются исключительно путем перехода участков земли из данной категории землепользования в другую. Нельзя применять земли запаса, если они переведены в состав охотничьих территорий, в состав территорий для разведывания и добычи особых ресурсов. Если в отношении участка земли принят федеральный закон, предусматривающий переход территории из состава земель запаса в другую категорию, то применение земель зависит от перечня видов разрешенной деятельности на данной территории на основании норм такого закона.

Знайте, что земли запаса формируются путем вывода из оборота участков земельного массива из состава земель разных категорий:

  • Земли сельхоз назначения, которые в течение некоторого времени запрещено применять по назначению по причине понижения плодородных свойств почвы на указанной территории;
  • Плодородные земли сельхоз назначения, которые располагаются на территории, на которой урожайность с используемых по назначению земель достаточна. Потребность в применении новых плодородных участков земли отсутствует;
  • Участки территории лесного фонда, которые зарезервированы государством для возведения объектов промышленности или деревообрабатывающих комбинатов. Сюда же относят участки земли с выросшими на ней лесными растениями, которые нет возможности на данном этапе их развития применять или использовать по назначению;
  • Участки земли, приписанные к водному фонду России, на которых располагаются водоемы, использование и применение которых невозможно по различным природным причинам. Такие земли резервируются, как рекреационные ресурсы земель запаса.

Государственная собственность в отношении земель запаса делится на три вида по степени значимости:

  • Земли запаса федерального значения включают в состав территории с располагающимися в их пределах объектами недвижимого имущества, которые принадлежат государству. К таким же территориям относятся земли с расположенными объектами приватизированной собственности, которая ранее принадлежала федеральным органам власти;
  • Территории, которые принадлежат субъектам РФ. В их состав включены территории муниципальных образований, которые перешли из состава земель субъекта РФ. Территория с расположенными на ней объектами недвижимости, которые до начала процесса приватизации принадлежали субъектам федеральной собственности;
  • Все земли, не попавшие в состав федеральных и территорий субъектов РФ, принято считать муниципальными.

Применение участков земли, приписанных к перечисленным выше категориям, запрещено.

Допускается их использование в исключительных случаях и после перевода в земли иных категорий путем издания соответствующего нормативного документа.

Правовой режим земель запаса

Поймите, что землями запаса признаются муниципальные и федеральные участки земли, в отношении которых не установлено владельца, кроме государства. Никаких бумаг оформлять не нужно, чтобы признать ничейные земли государственными.

Нормы и правила, которые распространяются на земли запаса:

  • Не применяются физическими и юридическими гражданами;
  • Нормы градостроительного регламента не распространяются на земли, переведенные в состав земель запаса;
  • Не запрещается перевести земли запаса в другую категорию землепользования при достаточных на это основаниях;
  • Если речь идет о передаче земель запаса в ту или иную форму собственности, отличную от государственной, то необходимо предварительно сменить статус земель запаса на любой другой вид землепользования;
  • Государство занимается разработкой и осуществлением мер по улучшению и природоохране земель этой категории;
  • Ответственность за обеспечение сохранности земель запаса несут органы государственной власти в зависимости от их статуса: федеральные, муниципальные;
  • Земли запаса применяются для целевого назначения, например, для охотничьих угодий или добыче конкретных природных элементов.

Порядок использования земель запаса

Земли запаса допустимо применять без перевода в иные категории землепользования только в строго ограниченных случаях, во всех других ситуациях и обстоятельствах необходимо осуществлять смену целевого назначения земельных наделов. Знайте, что перевести земли запаса в любую другую целевую категорию допустимо только в определенных случаях, которые определяются федеральными законами и нормативными актами.

Обратите внимание на такие случаи:

  • Надо применить земли запаса для возведения объектов особой ценности и природоохраны: парки, заповедники;
  • При формировании новых субъектов РФ или при изменении границ существующих субъектов РФ или муниципальных образований;
  • По причине принятого решения о консервации конкретной территории из-за износа земли, например, если плодородные свойства почвы сельхозугодий снижены;
  • Потребность государства в создании объектов инженерной инфраструктуры, сооружений и конструкций социально-культурного направления, например, больниц, школ, садиков;
  • Возведение военных объектов для обеспечения безопасности государственных объектов или границ РФ;
  • Разведывательная деятельность полезных ископаемых, их разработка.

Перечисленные действия в отношении применения земель сельхоз назначения приведены в соответствии с законом.

Перевод земель запаса в другую категорию земель

Чтобы понять механизм перевода земель запаса в другую категорию землепользования, изучите всю структуру данного процесса:

  • В зависимости от того, какому уровню государственной власти принадлежит участок земли запаса, необходимо подать ходатайство в соответствующий орган муниципального, уровня субъекта РФ, федерального уровня о смене категории земли. Принимают заявления исполнительные органы государственной власти в зависимости от уровня;
  • Подготовьте пакет документов, необходимых для смены целевого назначения в отношении земельного участка:
    • Кадастровую документацию;
    • Правоустанавливающую документацию;
    • Бумаги, на основании которых допустимо сменить целевое назначение земель запаса;
  • После того как все бумаги подготовлены и отправлены в соответствующий исполнительный орган, необходимо ждать результат. Получите решение после проверки всех бумаг с удовлетворением ходатайства о смене категории земли или с отказом. В случае отказа уточните причины и попробуйте устранить несоответствия или допущенные при оформлении ходатайства ошибки.

Скачать образец ходатайства о переводе земельного участка из одной категории в другую можно здесь

Если решение положительное, то исполнительный орган, принимающий ходатайство, формирует отдельное постановление, в котором прописано присвоение земле новой категории. На основании такого постановления должны быть внесены изменения в правоустанавливающую документацию в отношении земельного участка.

В соответствии с прежним законодательством большая часть земель не содержит информацию в кадастре о собственниках, так как такие данные не всегда фиксировались корректно.

Инициировать проверку на предмет обнаружения собственника в отношении конкретного участка может любой гражданин РФ.

Учтите, если документально в договоре о приобретении собственности, заключенном после 5 января 2005 года, указана определенная категория земли, а в кадастре информация иная, то приоритет будет у договора и данных в нем.

Если данных о земельном наделе не обнаружено нигде, то особый земельный совет или комиссия принимает решение о присвоении категории разрешенного использования участку, после чего вносятся записи в кадастр. Если претендент на участок осуществляет внесение изменений в реестр, то оплачивает пошлину самостоятельно.

Делая вывод, поймите, что особый статус земель запаса запрещает их применение и проведение любых действий на их территории. После получения разрешения на смену категории данной земли, убедитесь, что все документы оформлены, и новый статус земли закреплен официально во всех необходимых документах. Только после этого начинайте использовать землю в соответствии с новым целевым назначением.

uropora.ru

правовой режим, какие относятся земли, кто ими распоряжается, когда допускается использование земель запаса, форма собственности

Земли у нашего государства много, но, как и каждый рачительный хозяин, государство и муниципалитеты в его лице создают себе резервный земельный фонд, который может предоставляться для использования только в самый ответственный момент и только в интересах его граждан. Земли запаса – это и есть резервный земельный фонд государства и муниципалитетов.

Некоторые категории земли на слуху у всех и их названия, которые сами говорят за себя, указывают на направление использования – сельскохозяйственного назначения и земли поселений, производства. А вот на какие нужды разрешается использование земли запаса, не совсем понятно. Но в любом случае, чтобы начать использовать запасные территории, их надо перевести в категорию разрешённого землепользования. Особенно много неосвоенных площадей в регионах Сибири Дальнего Востока. Для их освоения действует государственная программа «бесплатный гектар», по которой эти участки передаются в собственность российским гражданам.

Общие сведения

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов,
но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать,
как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам:

8 (499) 703-15-47 — Москва
8 (812) 309-50-34 — Санкт-Петербург

или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта!

Все консультации у юристов бесплатны.

Поскольку земли резерва являются особым видом территорий, то и режим их использования регулируется в законодательном плане тоже в особом порядке. Основой для любых действий в их отношении является Земельный Кодекс, а конкретнее – статьи кодекса 103 и 80, предусматривающие права пользователей. Последняя статья устанавливает правила образования резерва земель для последующего их перераспределения. Относительно перевода резервированной площади в категорию предназначенных для использования, то здесь руководствуются законом «О переводе земель в другую категорию».

На основе федеральных законов разрабатываются и региональные, уточняющие порядок регулирования обращения земельного запаса. А также местные законы определяют и конкретизируют порядок перевода земли для использования в тех или иных целях.

Что такое земли запаса

Понятие о землях запаса содержится в сто третьей статье Земельного кодекса: они образуются участками, по закону выведенными из обращения. К ним могут относиться следующие территории:

  • временно неиспользуемые аграрные земли по причине падения их урожайности;
  • сельхозугодий, не вовлекаемых в эксплуатацию по причине достаточного количества уже обрабатываемых участков, которые обеспечивают потребности как внутреннего, так и внешнего рынка;
  • земфонд лесного хозяйства и неиспользуемые участки с кустарниковыми растениями или запланированные для застройки производственными объектами, коммуникационными сооружениями;
  • площади прудов, озёр и поймы рек, невостребованные из-за негодности в других сферах использования, кроме как в целях отдыха и развлечений.

К землям запаса относятся земли, находящиеся в собственности у государства. По иерархической принадлежности собственности государственного имущества резервные территории делятся на три группы. Это земфонды:

  • общегосударственные – с расположением на них объектов федеративного уровня и территории с приватизированными сооружениями, которые до разгосударствления находились в федеральной собственности, а теперь это право перешло предприятиям;
  • региональные – территории, включённые в границы муниципалитетов, или непосредственно расположенные в контуре субъекта РФ и участки, принадлежавшие до разгосударствления региону;
  • муниципальные – это все участки, не вошедшие в первые две группы.

Использование земель запаса допускается при возникновении острой потребности в них при условии, что их перевод в иную категорию был выполнен согласно правовым нормам и с учётом вероятного направления применения таких участков.

Правила применения резервного фонда


Существуют конкретные правила использования государственного резерва и в них строго определено, в каких случаях разрешено использовать ресурсные земли. Без изменения категории земли запаса могут использоваться для следующих нужд:

  • в интересах населения прилегающих территорий, если площадь резервного участка не является закрытой территорией. Пример – по участку течёт река, в ней водится сом и право гражданина его ловить, потому как нет запрета на ловлю такой рыбы. Значит, рыбалка в реке на этой территории разрешена;
  • можно также и охотиться на территории резервного фонда и прогонять через эту площадь стадо домашних животных к местам пастбищ, останавливаться при прогоне запрещено;
  • разрешены и работы по валке сухостойных деревьев без рубки живых деревьев при условии, что такая лесозаготовка производится в форме создания запаса дров для собственного пользования, а не в коммерческих целях.

Этот список исчерпывающий, других вариантов использования собственности без изменения категории и нарушения права нет. А теперь об использовании земли из резервного фонда в другой разряд.

Перевести резервный участок в иную целевую категорию



Регламент перевода территории из разряда резерва в другую группу установлен законодательством РФ. Такой трансферт право разрешает в особых ситуациях:

  • создание национальных парков природы, заповедников и других естественных образований с особо охраняемым режимом природопользования;
  • при возникновении необходимости пересмотра пограничных территорий регионов или муниципалитетов, и в случаях появления вновь созданных административных единиц;
  • если выявляется необходимость приостановить землепользование в связи с истощением ресурса, как, например, при не урожайности;
  • чтобы проложить коммуникации и возвести сооружения при новом строительстве и реконструкции действующих предприятий общественного направления – строительство дорог и подъездных путей, водозаборов и электроподстанций, школ и медицинских центров;
  • строительство оборонных объектов в целях укрепления безопасности в приграничных районах и по всей стране – новейших полигонов и военных городков, других сооружений армейского назначения;
  • вовлечение в эксплуатацию неиспользуемых рудопроявлений с целью их разведки и строительства горнодобывающих предприятий.

В настоящее время другие причины для передачи земель из резерва на основе права не предусмотрены. Такое положение дел будет сохраняться до очередного изменения законодательства.

Чтобы выполнить передачу территорий из запаса, необходимо руководствоваться ФЗ «О переводе земель…». В соответствии с регламентом, изложенным в этом нормативном документе, исполняется передача следующим образом:

  1. Подаётся заявление с просьбой о переводе конкретных участков в другую категорию. Адресуется такое прошение собственнику соответствующего иерархического уровня – государству в лице Правительства, региону в лице его административного органа или в муниципалитет.
  2. Подготавливаются обосновывающие передачу бумаги и справки, подтверждающие законность просьбы, и документы о возможности использования земель запаса в заявленных целях.
  3. В установленный срок пакет собранных документов рассматривается, комиссия выезжает непосредственно на запрашиваемый участок, и принимает решение о переводе земли в разряд заявленной категории или об отказе. Это излагается в виде Постановления административного органа.

При положительном решении производятся соответствующие действия по внесению необходимых изменений в учётные и регистрационные документы на разрешённый участок. Земли резерва не могут использоваться до передачи в другую категорию без нарушения права, не могут они быть и проданы или переданы гражданам, организациям. А после оформления законным образом перевода в иную категорию пользования, запреты на действия с участком снимаются, если соблюдается правило использования в установленных целях.

domovik.guru

Использование земель запаса допускается или не допускается?

Земли запаса являются территориями, правами на которые не обладают частные лица. По факту земли принадлежат государству или муниципальному образованию. Это единственная категория земли, цели использования которой не определены.

Статья 103 ЗК РФ дает определение территориям стратегического запаса. В ней указано, что эти земли принадлежат государству или муниципалитету, и передаваться в частные руки не могут. Условия их использования также указаны в данной статье.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Земли запаса не имеют целевого назначения. Законное использование данных участков, за небольшими исключениями, подразумевает предварительное изменение их категории. Перевести территорию в какую-либо категорию можно только в определенных ситуациях.

Перевод земель запаса в другую категорию осуществляется в соответствии с Федеральным законом №172-ФЗ (статья 13).

Под данную категорию могут быть отнесены земли, которые пострадали от химического или радиоактивного воздействия, и, впоследствии, их использование стало нецелесообразным (п.1 ст.14 ЗК РФ).

Разрешенные цели использования

Применение земель запаса для некоторых целей является допустимым, после проведения процедуры их перевода в другую категорию. Однако существуют исключительные случаи, в которых эксплуатация данных участков разрешается:

  1. Использование природных объектов, расположенных на землях данной категории. Ярким примером может служить ловля рыбы в водоемах, если нет запрета на эксплуатацию данного объекта частными лицами.
  2. Земли запаса можно применять в качестве пути для перевода животных на место выпаса. Еще одной разрешенной для использования целью является охота на диких зверей.
  3. На подобных территориях возможен сбор сухостоя, который планируется использовать в целях печного отопления.

Применение земель в данных целях является невозможным, если:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  1. Участок земли является закрытым для вторжения посторонних лиц;
  2. При перегоне домашнего скота на участке запаса делаются остановки для непосредственного выпаса животных.
  3. Производится вырубка лесного массива.
  4. Сбор валежника осуществляется в целях его продажи и получения прибыли.

Запрет на использование земель

Если планы на участок носят иной характер, то без присвоения ему целевого назначения не обойтись. Но существуют ситуации, когда перевод земли в другую категорию является запрещенным мероприятием:

  1. Если законодательством установлен запрет на данные действия в отношении определенной территории;
  2. Если план обустройства данной местности носит иной характер;
  3. Если экологическое состояние участка не соответствует требуемой норме.

Когда разрешается использование земель запаса

Инициировать изменение категории земельного участка разрешено не всегда. Для этого есть предусмотренные законодательством случаи:

    • Если целевым назначением участка станет создание заповедной зоны или парка;
    • Если возникает нужда в расширении границ действующего населенного пункта или в создании нового;
    • Если качественный уровень части земель какой-либо категории снизился, возникает необходимость в поиске альтернативного участка. Хорошим вариантом в этом случае станут земли запаса;
    • Если требуются территории для строительства дорог, предприятий, муниципальных образований, и т.д.;
    • Если на участке запаса существует месторождение полезных ископаемых, его дальнейшее применение в этих целях может быть одобрено.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

zakonometr.ru

К землям запаса относятся земли

Что означает неиспользуемые земли запаса?

Статья 128 Земельного Кодекса сообщает о том, что состав земельных угодий запаса позволяет включать, которую ранее не использовали, либо же она была по каким-то причинам изъята, согласно установленному порядку у собственников, а также землепользователей. Категория под названием неиспользованные земельные наделы– это особая территория, которая ранее не была вовлечена в использование из-за ее непригодности, либо же не освоенности, которая утратила любые свои полезные свойства согласно ряду различных причин.

Использование земель запаса: основные правила

а также участки, покрытые древесно-кустарниковой растительностью, использование которых либо на данный момент не представляется возможным, либо они находятся в резерве для последующего строительства необходимых для региона крупных объектов промышленности или инженерных сооружений.

Земли, на которых находятся естественные водоемы, в использовании которых нет необходимости ввиду их непригодности для иных вариантов эксплуатации, кроме рекреационных.

Земельное право

Этот фонд имеет самостоятельный правовой режим, определяющий, в частности, правила его использования. В отличие от фонда перераспределения, который может использоваться только для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных, связанных с сельскохозяйственным производством целей (ст.

78 3К РФ), использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию .

Что такое земли запаса

Судя по перечисленному становится понятно,что это пустующие, которые выделены в нашем государстве, как резерв.

Есть установленный законодательством порядок перевода такой земли из резерва в необходимую категорию для ее дальнейшего использования. Земля запаса, которая еще не оформлена, может быть предназначена для проведения некоторых работ, например, изыскательных, геодезических, поисковых, кадастровых и др.

К землям запаса относятся земли

Согласно Положению о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами,, выведенные из хозяйственного оборота в результате консервации, могут переводиться в запаса.

В соответствии с Положением о порядке проведения инвентаризации земель после проведения инвентаризации устанавливается возможность передачи неиспользуемых в состав земель запаса.

Статья 103 ЗК РФ

то основным признаком, по которому можно их различить, является то, что запаса никому не предоставлены для использования. запаса — это земли, целевое назначение которых еще не определено.

Именно такими землями являются земли запаса, которые земельное законодательство выделяет в качестве отдельной категории земель. запаса находятся в государственной или муниципальной собственности.

запаса как самостоятельная категория земель включает в себя, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения.

Вместе с тем земли запаса могут использоваться для краткосрочных проектов — могут проводиться землеустроительные мероприятия: разработка прогнозов, республиканских и региональных программ, схем использования и охраны земельных ресурсов и схем землеустройства; составление проектов образований новых землевладений, отвод земельных участков в натуре; проведение топографо-геодезических, картографических, почвенных, агрохимических, геоботанических и других обследовательских и изыскательских работ и др.

По Указу Президента РФ от 16 апреля 1996 г. N 564

«Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы»

и Постановлению Правительства РФ от 8 июня 1996 г. N 667 «Об утверждении Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления казачьим обществам, включенным в Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования» этот фонд создается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по предоставлению органов земельного кадастра и на основе предложений казачьих обществ.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 14 марта 1995 г.

vash-yurist102.ru

Земли запаса

Дата публикации: 18.01.2012

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса все земли в Российской Федерации разделяются на семь категорий. Правовой режим первых шести категорий земель установлен достаточно определенно. Под номером семь в ст. 7 Земельного кодекса указана категория земель запаса - категория с самым неопределенным правовым статусом и скудными правовыми характеристиками. В юридической науке проблематике земель запаса также не уделяется большого внимания. Научные работы, посвященные исследованию правового режима земель этой категории, практически отсутствуют.
Что же такое земли запаса? В Земельном кодексе лишь одна статья - ст. 103 - раскрывает сущность и назначение земель этой категории.
Итак, земли запаса определяются как земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением фонда перераспределения земель.
Для анализа данного определения земель запаса необходимо в первую очередь обратиться к принципу отнесения земель к определенным категориям.
В соответствии с п. 8 ст. 1 Земельного кодекса основой деления земель на категории является их целевое назначение и разрешенное использование. В соответствии с данным принципом формируются шесть из семи категорий земель. Например, земли сельскохозяйственного назначения - это земли для ведения сельского хозяйства (ст. 77 Земельного кодекса), земли населенных пунктов предназначены для застройки и развития населенных пунктов (ст. 83 Земельного кодекса) и т.д.
Из анализа определения земель запаса можно сделать вывод, что отнесение их к данной категории обусловлено не их специальным целевым назначением, как в случае с первыми шестью категориями, а субъектным составом их собственников - государства и муниципальных образований.
Интересен сравнительный анализ положений ст. 103 и ч. 1 ст. 16 Земельного кодекса, где определяется понятие государственной собственности на землю: "...в государственной собственности находятся земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований".
В государственной или муниципальной собственности могут находиться земли всех семи категорий. Критерием же отнесения их в состав земель запаса будет то формальное основание, что такие земельные участки не предоставлены на праве аренды, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения гражданам или юридическим лицам.
Большинство ученых склоняются к выводу, что целевое назначение земель запаса не определено <1> или что в законе не сформулированы требования к целевому назначению земель запаса <2>. И действительно, если подходить к данному вопросу с формально-юридической точки зрения, данный вывод авторов является оправданным.
--------------------------------
<1> См.: Крассов О.И. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный). 2-е изд., перераб. М.: Норма, 2009. С. 242.
<2> См.: Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. С.А. Боголюбова. СПб.: Питер Пресс, 2009. С. 234.

Однако зачастую категория земель определятся, исходя не только из их целевого назначения, но и в зависимости от местонахождения земельного участка. Так, земли сельскохозяйственного назначения находятся только за чертой населенного пункта (ст. 77 Земельного кодекса), земли же населенных пунктов, наоборот, четко совпадают с границами определенного населенного пункта. Таким образом, даже исходя из территориального расположения земельного участка, включенного в состав земель запаса, уже можно определить его целевое назначение. То есть если земельный участок находится в черте населенного пункта, то у него не может не быть целевого назначения, так как категория земель определяется автоматически. Если земельный участок находится за пределами населенного пункта и на нем не располагаются промышленные и иные объекты (объекты транспортной, инженерной, космической и иной инфраструктуры), позволяющие его отнести к третьей категории земель - земель промышленности или иного специального назначения, если он не занят особо охраняемыми объектами (природного, исторического, рекреационного назначения), лесами и водными объектами, то вывод один - этот земельный участок предназначен для сельскохозяйственного производства.
Таким образом, по данному признаку можно определить, что земли запаса - это все же не востребованные земли именно сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, которые в будущем можно будет использовать не только для сельскохозяйственного производства, но и для строительства промышленных объектов, что сейчас особо модно, - логистических центров, коттеджных поселков и других подобных успешных коммерческих проектов, осуществив их перевод из состава земель запаса в земли соответствующей категории, как это предписывает ч. 2 ст. 103 Земельного кодекса.
Вместе с тем земли сельскохозяйственного назначения - это особая категория земель, п. 6 ст. 1 Земельного кодекса определяет ее как приоритетную категорию. В связи с этим в законодательстве предусматривается ряд мер, направленных на наиболее эффективное и рациональное использование этих земель. Одной из таких мер является создание в каждом субъекте Российской Федерации фонда перераспределения земель (ст. 80 Земельного кодекса). В состав данного фонда поступают земельные участки сельскохозяйственного назначения из земель, ранее находившихся в частной собственности или в пользовании частных лиц. Перечень оснований для поступления земель в данный фонд крайне ограничен. Ситуации, когда нет наследников, желающих унаследовать земельный участок, а также когда земельный участок изымается за нарушение требований земельного законодательства, в нашей стране большая редкость. Поэтому представляется, что создание такого фонда носит формальный характер.
Вместе с тем в ч. 1 ст. 103 Земельного кодекса определено, что земельные участки, входящие в фонд перераспределения земель, не являются землями запаса. Эта норма является, безусловно, положительной, так как данный факт освобождает лицо, желающее использовать по назначению земельный участок из фонда перераспределения земель, от процедуры перевода земель из состава земель запаса в состав земель сельскохозяйственного назначения.
Специалисты бьют тревогу о том, что количество сельскохозяйственных угодий резко сокращается, основной причиной тому является их активная застройка. Несмотря на то что Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. "О переводе земель из одной категории в другую" <3> содержит ряд ограничений по переводу земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий, сегодня любое поле можно перевести в земли населенных пунктов, не учитывая его уникальную почвенную ценность <4>.
--------------------------------
<3> СЗ РФ. 2004. N 52 (часть 1). Ст. 5276.
<4> См.: Шагайда Н. Изъятие сельскохозяйственных угодий приобретает хищнический характер // Российская газета. N 773(40). 2010.

Перевести же земельный участок, формально входящий в состав земель запаса, даже если он реально предназначен для сельскохозяйственного производства, намного легче. В указанном Федеральном законе никаких ограничений этого процесса нет. Содержится лишь требование о том, что переводимый земельный участок должен быть сформирован, т.е. прошел процедуру кадастрового учета. К слову сказать, такое требование существует при переводе земель всех категорий. Проблема перевода земель из одной категории в другую является самостоятельной и сложной проблемой. В данной статье не будем затрагивать ее подробно.
На основе вышеизложенного нам представляется, что отнесение земель к составу земель запаса по тем лишь признакам, что они находятся в публичных формах собственности и не предоставлены в пользование гражданам и юридическим лицам, является недостаточным и неоправданным.
На наш взгляд, необходимо расширить перечень оснований для отнесения земельных участков в фонд перераспределения земель, указав, что в него входят также земельные участки сельскохозяйственного назначения, не предоставленные в пользование граждан и юридических лиц. Их формирование и меры по дальнейшему эффективному использованию по целевому назначению - это прямая обязанность уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления.
Это одна сторона проблемы, вытекающей из неопределенности понятия земель запаса. Другая проблема - это, наоборот, нарушение прав землепользователей, которые используют земельные участки, отнесенные по каким-то неведомым причинам к составу земель запаса. Так, показательным является следующий пример. Предприниматель А.П. Чимшит является собственником недвижимого имущества - здания насосной, расположенной за пределами земель населенных пунктов. В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса данный гражданин имеет исключительное право на приобретение такого земельного участка в собственность или аренду. Однако, когда предприниматель обратился в орган местного самоуправления с заявлением о приватизации земельного участка, выяснилось, что данный участок при кадастровом учете данной территории был отнесен к категории земель запаса. Таким образом, предпринимателю, чтобы реализовать свое исключительное право, было необходимо осуществить за свой счет процедуру перевода земель из категории земель запаса в категорию земель промышленности. Предприниматель обратился в суд с иском о признании требования к нему о переводе земельного участка в другую категорию незаконным. Однако решениями судов первой, кассационной и надзорной инстанций его требования не были удовлетворены, так как п. 2 ст. 103 содержит четкое правило о том, что использование земель запаса возможно лишь после их перевода в земли иных категорий <5>.
--------------------------------
<5> См.: Определение ВАС РФ от 29 сентября 2010 г. N ВАС-9607/10 по делу N А03-8814/2009. Документ опубликован не был.

В данном примере суд был вынужден принять подобное решение. Здесь представляется, что предприниматель неверно сформулировал исковые требования. Необходимо было выдвигать требования о признании незаконным и отмене решения органа государственной власти, осуществляющего кадастровый учет, об отнесении земельного участка в состав земель запаса, так как очевидно, что оснований для такого отнесения не было, земельный участок использовался лицом, имеющим в собственности недвижимое имущество.
Тем не менее земли запаса необходимо оставить как самостоятельную категорию. В нее должны входить земельные участки, которые использовать по целевому назначению по тем или иным причинам невозможно. Как правило, это будут земли, подвергшиеся негативному воздействию, которые будут постоянно или временно изыматься у их собственников или иных землепользователей для восстановления. В данном случае перевод земель в состав земель запаса будет логическим продолжением их консервации, т.е. временного изъятия из оборота <6>.
--------------------------------
<6> См.: Постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 830 "Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота" // СЗ РФ. 2002. N 47. Ст. 4676.

К сожалению, в нашей стране, пожинающей плоды масштабных экологических катастроф конца XX в., земли, которые выведены из оборота и законсервированы, существуют. Прежде всего это все земли, находящиеся на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АС, различные законсервированные полигоны, склады и др. То, что данные земли необходимо определить как земли запаса, для нас является очевидным.
Такой четкий и однозначный подход к землям данной категории повысил бы земельный правопорядок, а также в определенной мере препятствовал бы незаконному извлечению земель сельскохозяйственного назначения из их приоритетного использования.

Н.Н. Аверьянова
 

www.sudmos.ru

90. ЗЕМЛИ ЗАПАСА : Шпаргалка по земельному праву : Юридическая библиотека

К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель.

Земли запаса – это земли, основное целевое назначение которых еще не определено и которые не предоставлены гражданам и юридическим лицам. Землями запаса могут быть земли, одновременно отвечающие трем условиям:

1) земли должны находиться в государственной и муниципальной собственности;

2) земли не должны быть предоставлены гражданам и юридическим лицам;

3) земли не должны использоваться до их перевода в иные категории и последующего предоставления различным лицам. По существу, к землям запаса могут относиться только те земли, которым придается резервное значение. Целенаправленное использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию земель в соответствии с установленным порядком перевода земель из одной категорию в другую. При этом земли запаса могут использоваться для геодезических, геологосъемочных, поисковых, кадастровых, землеустроительных и некоторых других исследований и изысканий. Законодательством предусматривается включение в земли запаса различных видов и категорий земель.

Перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, 3 отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель.

Согласно Положению о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, земли, выведенные из хозяйственного оборота в результате консервации, могут переводиться в земли запаса.

В соответствии с Положением о порядке проведения инвентаризации земель после проведения инвентаризации устанавливается возможность передачи неиспользуемых земель в состав земель запаса. Так, из земель запаса может создаваться целевой земельный фонд для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в РФ. Целевой земельный фонд для предоставления земель казачьим обществам создается органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по представлению органов земельного кадастра и на основе предложений казачьих обществ.

Согласно Положению о порядке формирования целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев и режиме его использования этот фонд создается за счет земель запаса. Фонд для расселения беженцев и вынужденных переселенцев создается органами исполнительной власти субъектов РФ для жилищного строительства, организации личного подсобного хозяйства, крестьянских (фермерских)хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов.

За счет земель запаса определенным категориям граждан могут выделяться участки в соответствии с Указом Президента РФ «О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

bookzie.com

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *