Административное правонарушение — это… Что такое Административное правонарушение?
Административное правонарушение — противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Объектами посягательства при административных правонарушениях могут являться собственность, здоровье населения и общественная нравственность, общественный порядок, экология и т. д.
Признаки административного правонарушения
- противоправность — заключается в совершении деяния, нарушении нормы административного и иных отраслей права (трудового, земельного, финансового), охраняемых мерами административной ответственности.
- виновность — противоправные деяния являются административным правонарушением только в том случае, если имеет место вина данного лица, т.е. содеянное было совершено умышлено или по неосторожности.
- наказуемость деяния — т.е. за содеянное наступает административная ответственность.
Отличия от иных видов правонарушений
Состав административного правонарушения
Как и состав преступления, состав административного правонарушения образуют четыре элемента:
- Объект правонарушения — те общественные отношения, которые оно нарушает.
- Объективная сторона правонарушения — признаки конкретного деяния, его возможные последствия, причинная связь между деянием и последствиями.
- Субъект правонарушения — физическое (в том числе должностное) лицо, обладающее признаком вменяемости и достигшее определённого (в России — 16-летнего) возраста или юридическое лицо.
- Субъективная сторона правонарушения — вина в форме умысла или неосторожности, цель.
Ответственность за административное правонарушение
Совершение административного правонарушения служит основанием для применения особых мер ответственности: административного наказания. Основной формой такого наказания является штраф, но могут предусматриваться и иные меры: предупреждение, лишение специального права (например, права управления транспортным средством), приостановление деятельности организации, административный арест и другие.
Административное расследование
В случаях когда после выявления административного правонарушения возникает потребность в осуществлении экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, проводится административное расследование (например, правонарушения в области антимонопольного законодательства, налогов и сборов, таможенного дела, дорожного движения и т.п.), являющееся самостоятельной стадией производства. Оно проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Его срок не может превышать один месяц с момента возбуждения дела. В исключительных случаях вышестоящими должностными лицами этот срок может быть продлен на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил — до шести месяцев.
См. также
Литература
- Агапов А. Б. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Расширенный, с использованием материалов судебной практики. — М.: Статут, 2004.
dic.academic.ru
Административное правонарушение: понятие, состав, виды, ответственность
Административным правонарушением признается противоправное действие либо бездействие лица, за которое законодательством об административных правонарушениях (КоАП РФ либо иным нормативно-правовым актом РФ) предусмотрена ответственность. Объектами правонарушения могут выступать, как общественная нравственность или порядок, так и собственность и здоровье населения, а также другое.
Важно! Правонарушение признается административным тогда, когда оно не влечет уголовную ответственность. От преступления правонарушение отличается тем, что не обладает признаками общественной опасности в том смысле, в котором они содержатся в уголовном законодательстве. Однако, некоторые деяния могут признаваться, как правонарушением, так и преступлением, например, нарушение авторского права или хищение.
Признаки административных правонарушений:
- действие или бездействие физического или юридического лица;
- виновность – деяние может быть признано административным правонарушением, только если оно совершенно умышленно или по неосторожности;
- противоправность — деяние может быть признано административным правонарушением только если были действительно нарушены нормы права разных отраслей: административного, финансового, трудового и других;
- наказуемость деяния – наступление административной ответственности.
Виды административных правонарушений
Классификация видов административных правонарушений включает два основных критерия:
- объект посягательства – собственность, общественный порядок, нравственность и т.д.;
- направленность деяния – отдельную отрасль государственного управления (экологию, сельское хозяйство, торговлю, промышленность и другое).
На основе указанных критериев КоАП РФ объединяет виды административных правонарушений в следующие группы:
- Административные правонарушения, посягающие на права граждан, например:
- нарушение законодательства о свободе вероисповедания, свободы совести;
- нарушение законодательства о митингах, шествиях, собраниях и демонстрациях;
- принуждение к отказу или к участию в забастовках;
- нарушение законодательства о труде и об охране труда;
- неисполнение своих обязанностей по содержанию и воспитанию детей их родителями или законными представителями;
- увольнение работников в связи с объявлением забастовки;
- нарушение прав граждан на ознакомление со списком избирателей и другое.
- Административные правонарушения, посягающие на общественную нравственность, а также здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, например:
- сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией;
- нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде;
- незаконное занятие частной медицинской практикой либо народной медициной;
- оборот либо хранение, равно как употребление наркотических средств без назначения врача и другое.
- Административные правонарушения в сфере охраны собственности, например:
- самовольная добыча янтаря;
- самовольное занятие земельного участка, в том числе, участка лесного фонда;
- нарушение правил пользования жилыми помещениями;
- пользование без разрешения водными объектами;
- уничтожение либо повреждение чужого имущества и другое.
- Административные правонарушения в сфере охраны окружающей природной среды, например:
- порча земель;
- нарушение требований охраны недр, водных объектов и атмосферного воздуха;
- искажение экологической информации;
- незаконная порубка, уничтожение деревьев, кустарников и мест обитания животных и другое.
- Административные правонарушения в строительстве, энергетике и промышленности, например:
- нарушение требований нормативных документов в указанных сферах;
- повреждение электрических сетей;
- непроизводительное расходование энергетических ресурсов и другое.
- Административные правонарушения в области ветеринарии и сельского хозяйства, например:
- нарушение правил карантина животных;
- непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов и другое.
- Административные правонарушения на транспорте, например:
- действия, угрожающие безопасности полета, движению водного и железнодорожного транспорта;
- нарушений правил пожарной безопасности на воздушном, железнодорожном и морском транспорте;
- безбилетный проезд и другое.
- Административные правонарушения в сфере дорожного движения, например:
- управление транспортом водителем, не имеющим права управления;
- управление транспортом водителем, находящимся в состоянии опьянения;
- нарушение ПДД водителями или пешеходами;
- невыполнение требований об остановке транспортного средства и другое.
- Административные правонарушения в сфере связи и информации, например:
- самовольное строительство, установка или проектирование высокочастотных устройств;
- незаконная деятельность в сфере защиты информации;
- нарушение порядка распространения или изготовления продукции СМИ и другое.
- Административные правонарушения в сфере предпринимательства, например:
- выполнение предпринимательской деятельности без регистрации в государственных органах либо без лицензии;
- нарушение порядка ценообразования;
- ограничение свободы торговли;
- обман потребителей;
- фиктивное банкротство;
- нарушение сбора и обработки сведений, составляющих кредитную историю и другое.
- Административные правонарушения в сфере налогов и финансов, например:
- нарушение сроков предоставления налоговой декларации;
- нарушение сроков постановки на учет в налоговых органах;
- незаконные сделки с ценными бумагами и другое.
- Административные правонарушения в сфере таможенного дела, например:
- незаконное перемещение товаров и средств через границу РФ;
- недекларирование товаров и транспортных средств;
- нарушение сроков уплаты налогов и сборов, которые необходимо уплатить за товары, перемещенные через границу РФ и другое.
- Административные правонарушения, посягающие на институты гос.власти, например:
- незаконное ношение государственных наград;
- невыполнение законных требований депутата ГД или членов Совета Федерации;
- невыполнение законных требований прокурора и другое.
- Административные правонарушения в сфере защиты Государственной границы РФ, например:
- нарушение иммиграционных правил;
- реализация иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ без разрешения;
- незаконный провоз лиц через границу РФ;
- нарушение режима пребывания на территории РФ иностранными гражданами либо лицами без гражданства и другое.
- Административные правонарушения против порядка управления, например:
- неповиновение законному распоряжению сотрудника правоохранительных органов;
- неповиновение в срок законным распоряжениям и предписаниям должностных лиц;
- умышленная порча либо утрата по небрежности удостоверения личности гражданина;
- подделка документов, печатей и бланков, их использование и другое.
- Административные правонарушения против общественного порядка и безопасности, например:
- мелкое хулиганство;
- нарушение сроков регистрации оружия, в том числе, сроков постановки его на учет;
- нарушение требований режима чрезвычайных положений;
- незаконная деятельность в сфере частного сыска;
- распитие спиртосодержащих напитков в общественных местах, равно как и появление в этих местах в состоянии опьянения и другое.
- Административные правонарушения в сфере воинского учета, например:
- уклонение от медицинского обследования;
- неисполнение обязанностей по воинскому учету гражданами;
- порча или утрата документов воинского учета, осуществленная умышленно;
- несообщение сведений о гражданах, которые состоят либо обязаны состоять на воинском учете и другое.
Важно! Причинение лицом вреда вследствие крайней необходимости не может быть признано административным правонарушением, поскольку деяние совершалось для устранения опасности, если эта опасность не могла быть предотвращена иным способом.
Ответственность за административные правонарушения
Совершение лицом правонарушения есть основание для применения мер ответственности, которыми являются административные наказания. Всего административное законодательство в соответствии с ч. 1 ст. 3.2. КоАП РФ подразумевает несколько видов наказаний, среди которых основными являются:
- штраф – денежное взыскание в пользу государства;
- предупреждение – выражается в официальном порицании физического лица или организации, выносится в письменной форме;
- лишение специального права – лишение лица, ранее предоставленного ему на законных основаниях специального права, например, управлять транспортным средством;
- приостановление деятельности организации – временное прекращение деятельности юр. лица или предпринимателя на срок до 90 дней;
- конфискация – принудительное обращение в пользу государства орудия или предмета совершения правонарушения;
- дисквалификация – лишение права занимать должности в органах организаций.
- обязательные работы – выполнение физическим лицом бесплатных общественных работ в свободное от основной работы или учебы время;
- арест – содержание нарушителя в изоляции от общества, применяется в исключительном случае;
- другие виды наказания.
pravovedus.ru
Административное правонарушение понятие юридический состав
Административное правонарушение: понятие, юридический состав
Административным правонарушениемпризнается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Существуют следующие признаки административного правонарушения.
1. Общественная опасность.В результате совершения административного правонарушения причиняется ущерб (урон) правам и законным интересам граждан, общества и государства. Это объективный признак административного правонарушения.
2. Противоправность. Указывает, что в результате совершенного деяния нарушаются правовые запреты, установленные нормами административного, финансового, трудового и других отраслей российского права. Административно-правовые санкции охраняют отношения в различных областях человеческой деятельности, что указывает на их универсальных характер. Это субъективный признак правонарушения, так как зависит от воли законодателя.
3. Виновность.Деяние признается административным правонарушением в том случае, если оно совершено виновно, т. е. умышленно или по неосторожности. Невиновные деяния, за которые установлена юридическая ответственность, допускаются в гражданском праве (объективное вменение).
4. Наказуемость.За совершение административного правонарушения следует применение предусмотренных законодательством мер административной ответственности. Чаще всего речь идет об административных наказаниях. Это не распространяется на случаи исключения административной ответственности, освобождения от административной ответственности и ограничения административной ответственности по субъектным признакам.
Состав административного правонарушения— совокупность объективных и субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения.
Элементы состава административного правонарушения:
— объект административного правонарушения;
— объективная сторона административного правонарушения;
— субъект административного правонарушения;
— субъективная сторона административного правонарушения.
Значение состава административного правонарушения состоит в том, что он является основанием для административной ответственности. При отсутствии в деянии состава административного правонарушения дело об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.
По степени общественной опасностисостав административного правонарушения может быть основным, с отягчающими обстоятельствами (квалифицированный), с особо отягчающими обстоятельствами (особо квалифицированный).
По способу описания признаков составаон бывает простым (состоит из одного деяния, одного последствия, имеет один объект и одну форму вины) или сложным (содержит описание некоторых правонарушений, нескольких объектов, нескольких форм вины).
В зависимости от особенной законодательной конституции, связанной с определением момента окончания правонарушения, состав делится на материальный (считается оконченным с момента наступления установленных в законе последствий) и формальный (считается оконченным с момента совершения деяния и не требует наступления конкретных последствий).
Объектом административного правонарушенияявляются общественные отношения в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.
Предмет административного правонарушения– элемент охраняемого законом общественного отношения, блага, ценности материального и иного характера, воздействуя на которые правонарушитель причиняет вред этому отношению.
Отличиепредмета от объекта административного правонарушения:
— объект есть в любом правонарушении, а предмета может не быть;
— предмет является факультативным элементом объекта;
— объект всегда терпит ущерб от правонарушения, предмет зачастую не страдает (например, при хищении).
Объективная сторонаадминистративного правонарушения внешнее выражение административного правонарушения, характеризующееся деянием, наступившими последствиями и причинно-следственной связью между ними.
Субъектомадминистративного правонарушения признается лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное нести административную ответственность (обладающее административной деликто-способностью).
Субъективная сторонаадминистративного правонарушения это психическая сфера деятельности лица, совершившего административное правонарушение в связи с совершением им общественно опасного деяния.
studfiles.net
Признаки административного правонарушения
деяние (действие/бездействие)
противоправность — заключается в совершении деяния, нарушении нормы административного и иных отраслей права (трудового, земельного, финансового), охраняемых мерами административной ответственности.
виновность — противоправные деяния являются административным правонарушением только в том случае, если имеет место вина данного лица, то есть содеянное было совершено умышленно или по неосторожности.
наказуемость деяния — то есть за содеянное наступает административная ответственность.
Отличия от иных видов правонарушений
Административные правонарушения отличаются от преступлений тем, что их совершение не наносит существенного вреда обществу, они не обладают признаком общественной опасности в том смысле, который вкладывается в это понятие уголовным законодательством. Некоторые деяния (например, хищение или нарушение авторских прав) могут признаваться как правонарушением, так и преступлением в зависимости от степени причинённого вреда или других обстоятельств.
Состав административного правонарушения
Как и состав преступления, состав административного правонарушения образуют четыре элемента:
Объект правонарушения — те общественные отношения, которые оно нарушает.
Объективная сторона правонарушения — признаки конкретного деяния, его возможные последствия, причинная связь между деянием и последствиями.
Субъект правонарушения — физическое (в том числе должностное) лицо, обладающее признаком вменяемости и достигшее определённого (в России — 16-летнего) возраста или юридическое лицо.
Субъективная сторона правонарушения — вина в форме умысла или неосторожности, цель.
Ответственность за административное правонарушение
Совершение административного правонарушения служит основанием для применения особых мер ответственности: административного наказания. Основной формой такого наказания является штраф, но могут предусматриваться и иные меры:предупреждение, лишение специального права (например, права управления транспортным средством), приостановление деятельности организации, административный арест и другие.
Административное расследование
В случаях когда после выявления административного правонарушения возникает потребность в осуществлении экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, проводится административное расследование (например, правонарушения в области антимонопольного законодательства, налогов и сборов, таможенного дела, дорожного движения и т. п.), являющееся самостоятельной стадией производства. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии с КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.В определении о возбуждении дела об административном правонарушении указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в определении.Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.
Срок проведения административного расследования не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил начальником вышестоящего таможенного органа на срок до шести месяцев.По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
3) Алиментные обязанности членов семьи
Муж и жена являются членами одной семьи, и по закону, несут определенные обязательства (в том числе и материального характера) друг перед другом. Суть семейных отношений заключается во взаимной поддержке, доверии и заботе супругов друг о друге. Зачастую, в реальности взаимоотношения супругов складываются совершенно иначе. В этом случае, регулирование материальных вопросов между супругами осуществляется в судебном порядке. Так, в соответствии со ст.89 СК РФ один из супругов вправе требовать от другого супруга выплаты алиментов: -если супруг – заявитель является нетрудоспособным нуждающимся лицом -жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка -нуждающийся супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком возраста восемнадцати лет или за общим ребенком — инвалидом с детства I группы. Размер алиментов, выплачиваемых одним супругом другому, и порядок выплат, устанавливается решением суда, если сторонами не достигнуто соглашение по данным вопросам. Кроме того, в некоторых случаях, уже после расторжения брака, бывшие муж и жена, находятся в такой ситуации, когда даже полученноесвидетельство о разводе не прекращает сразу, установившиеся за время брака, связи супругов. Поэтому, при некоторых обстоятельствах, даже после окончания семейных отношений, бывшие супруги вправе требовать друг от друга выплаты алиментов. Правом требовать выплаты алиментов от бывших супругов закон наделяет: -бывшую жену в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка -нуждающегося бывшего супруга, осуществляющего уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком возраста восемнадцати лет или за общим ребенком — инвалидом с детства I группы -нетрудоспособного нуждающегося бывшего супруга, ставшего нетрудоспособным до расторжения брака или в течение года с моментарасторжения брака -нуждающегося супруга, достигшего пенсионного возраста не позднее чем через пять лет с момента расторжения брака, если супруги состояли в браке длительное время. При этом, хотя установление обязанности бывшего супруга выплачивать алименты может осуществляться в судебном порядке, сами бывшие супруги вправе договориться, путем составления соглашения, о порядке и размере выплаты алиментов. И только если подобного соглашения им не удастся достигнуть, вопросы о порядке выплат и размере алиментов будут решаться судом. Если вопрос о размере и порядке выплаты алиментов супругам (бывшим супругам) решается в судебном порядке, то размер алиментов устанавливается судом, исходя из материального и семейного положения супругов (бывших супругов), и других заслуживающих внимания интересов сторон. Алименты устанавливаются в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.Поскольку, как уже говорилось выше, семейные отношения мужа и жены могут складываться по-разному, зачастую можно столкнуться со злоупотреблениями со стороны одного из супругов, который пытается, не имея на то достаточных оснований, воспользоваться материальными благами второго супруга. В связи с этим, Семейный кодекс предусматривает возможность освобождения второго супруга от уплаты алиментов другому нетрудоспособному нуждающемуся супругу, или ограничить эту обязанность определенным сроком, как в период брака, так и после его расторжения, в случае: -если нетрудоспособность нуждающегося в помощи супруга наступила в результате злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами или в результате совершения им умышленного преступления -в случае непродолжительности пребывания супругов в браке (определение срока, который супруги должны прожить в браке, чтобы он был признан непродолжительным, остается на усмотрение суда – обычно, непродолжительными считаются браки до 1 года) -в случае недостойного поведения в семье супруга, требующего выплаты алиментов (поведение, которое может быть признано недостойным, определяется судом, исходя из норм морали и нравственности, а иногда административных или уголовных норм). Таким образом, алиментные обязательства могут существовать так же и между супругами (бывшими супругами). Рассмотрим теперь алиментные обязательства иных родственников, по отношению друг к другу.
Алиментные обязательства иных членов семьи
Глава 15 Семейного кодекса посвящена алиментным обязательствам членов семьи (за исключением родителей и детей) друг перед другом. Необходимо заметить, что перечисленные ниже алиментные обязательства устанавливаются: -в интересах несовершеннолетних нуждающихся детей, в случае, если они не могут получить содержание от своих родителей -в интересах совершеннолетних нетрудоспособных нуждающихся в помощи лиц, если они не могут получить содержание от своих трудоспособных совершеннолетних детей, супругов (бывших супругов) или от родителей. Таким образом, данные алиментные обязательства возлагаются на родственников, с целью защиты прав и материальной поддержки детей и нуждающихся, совершеннолетних граждан. Поскольку, ближайшими родственниками, после родителей, являются братья и сестры, законодательство устанавливает алиментные обязательства для них. Так, в соответствии со ст. 93 СК РФ, трудоспособные совершеннолетние братья и сестры, имеющие необходимые средства, по решению суда могут быть признаны обязанными выплачивать алименты своим несовершеннолетним/совершеннолетним, нуждающимся в помощи братьям и сестрам, с учетом положений, указанных выше. Аналогичную обязанность закон возлагает и на бабушек (дедушек), имеющих материальную возможность поддерживать своих внуков (ст.94 СК РФ). Вместе с тем, по аналогии с взаимными алиментными обязанностями родителей-детей, закон устанавливает обязанность внуков содержать своих бабушек (дедушек), если последние не могут получать содержание от своих совершеннолетних, трудоспособных детей или от супруга (бывшего супруга). Поскольку, помимо родственников по крови, в воспитании детей могут принимать участие иные лица, фактически заменяющие ребенку родителей, данные лица так же наделяются правом, предоставленным биологическим родителям ребенка, на получение от него алиментов, после достижения последним совершеннолетия. Так, нетрудоспособные нуждающиеся лица, осуществлявшие фактическое воспитание и содержание несовершеннолетних детей, имеют право требовать через суд алименты от своих трудоспособных воспитанников, достигших совершеннолетия, если они не могут получить содержание от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супругов (бывших супругов). Данное правило не распространяется на лиц, находившихся под опекой(попечительством), или на воспитании в приемных семьях, поскольку в данных случаях на содержание детей выплачивалось денежное содержание государством. Аналогичное право на получение алиментов от своих пасынков и падчериц предоставлено инетрудоспособным, нуждающимся в помощи, отчиму и мачехе, воспитывавшим и содержавшим своих пасынков или падчериц, при условии невозможности получения ими содержания от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супругов (бывших супругов). Для двух данных категорий граждан закон предусматривает ограничение, в праве требования алиментов. Так, суд вправе освободить совершеннолетних трудоспособных детей (бывших воспитанников, падчериц, пасынков) от обязанности содержать фактических воспитателей (мачеху, отчима), если последние содержали и воспитывали их менее пяти лет, а также, если они содержали и воспитывали их ненадлежащим образом. Как и в случае с алиментными обязательствами супругов (бывших супругов), размер и порядок выплаты алиментов всех вышеперечисленных категорий граждан могут быть установлены по соглашению сторон. В противном случае, данные вопросы разрешаются судом, исходя из материального положения сторон и с учетом иных, заслуживающих внимания, обстоятельств. В завершении разговора об уплате алиментов иными лицами, необходимо указать на общие правила, в соответствии с которыми, уплата алиментов прекращается. Поскольку для большинства случаев, установление алиментов возможно по соглашению сторон, и только в случае, если стороны не достигли договоренности – через суд, прекращение уплаты алиментов возможно по двум направлениям: —если между сторонами было соглашение: уплата алиментов прекращается смертью одной из сторон, истечением срока действия этого соглашения или по основаниям, предусмотренным этим соглашением. —если алименты были установлены судом: —по достижении ребенком совершеннолетия (приобретения дееспособности до совершеннолетия) —при усыновлении (удочерении) ребенка, на содержание которого взыскивались алименты —при признании судом восстановления трудоспособности или прекращения нуждаемости в помощи получателя алиментов —при вступлении нетрудоспособного нуждающегося в помощи бывшего супруга — получателя алиментов, в новый брак —смертью лица, получающего алименты, или лица, обязанного уплачивать алименты. Подводя итог всему сказанному, можно заметить, что семейные отношения многообразны и отличаются большим количеством связей, а, следовательно, прав и обязательств (в том числе, и алиментных), между разными членами семьи.
studfiles.net
30) Административное правонарушение и административная ответственность
Административное правонарушение. Основанием для привлечения к административной ответственности является административное правонарушение. В соответствии с КоАП РФ (ст. 2.1) административным правонарушением считается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административная ответственность наступает в том случае, если за эти правонарушения действующим законодательством не предусмотрена уголовная ответственность.
Административное правонарушение характеризуется антиобщественным характером деяния (действия или бездействия), поскольку посягает на государственный или общественный порядок, т. е. причиняет вред интересам граждан и государства. Оно является и противоправным деянием, так как связано с нарушением норм административного и других отраслей права (конституционного, финансового, трудового, гражданского), которые охраняются мерами административной ответственности. Например, в случае уклонения от налога охраняются нормы финансового права. Административная ответственность может наступать только за правонарушения, прямо предусмотренные КоАП и другими правовыми актами.
Административное правонарушение — это виновное деяние, поскольку может быть совершено с умыслом или по неосторожности.
Деяние, квалифицируемое законодательством как административное правонарушение, должно содержать не только вышеперечисленные признаки, но и состав административного правонарушения.
В отличие от признаков, которые перечислены в ст. 2.1 КоАП, состав административного правонарушения в КоАП прямо не назван, но его существование обосновано содержанием административного правонарушения.
Однако даже при наличии всех признаков состав административного правонарушения может отсутствовать. В этом случае применение мер административной ответственности исключается. Например, совершение административного правонарушения лицом, не достигшим 16 лет, не влечет применения к нему мер административной ответственности, поскольку в его действии отсутствует состав административного правонарушения. Субъектами административного правонарушения по закону (ст. 2.3 КоАП) являются лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16 лет.
Элементами состава административного правонарушения являются объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности. В качестве объекта могут выступать какие-либо запреты, предписания, правила, содержащиеся в нормативных актах различных отраслей права, но охраняемых административными взысканиями.
Объективная сторона выражается в действии (бездействии), запрещенном нормами административного права. Она характеризуется и другими признаками: способом, временем, местом, размером ущерба, предметом последствия, повторностью, неоднократностью.
Субъекты административного правонарушения — это физические лица, которых можно поделить на две группы: граждане и другие категории лиц, отличающиеся особенностями труда, служебного положения, состояния здоровья и т. д. Эти особенности могут повлечь дополнительные основания для административной ответственности (должностное лицо, капитан судна, работник торговли, водитель и др.) или же ограничить ее (военнослужащие, инвалиды II и I групп, несовершеннолетние).
Субъективная сторона административного правонарушения выражается в психическом отношении лица к совершенному действию (бездействию) и его последствиям. Оно может выступать в форме умысла или неосторожности, что характеризует состояние виновности.
Административная ответственность — это самостоятельный вид юридической ответственности, которая заключается в том, что орган управления или должностное лицо вправе применить к лицу, совершившему административное правонарушение, меры административного взыскания.
Основанием административной ответственности служит административное правонарушение (проступок), за совершение которого к виновным применяются административные взыскания.
К административной ответственности привлекается широкий круг органов и должностных лиц, перечень которых содержится в Кодексе РФ об административных правонарушениях и других законах и подзаконных актах: органы исполнительной власти, местного самоуправления, их должностные лица, суды и судьи. Административные взыскания в отличие от дисциплинарных применяются органами и должностными лицами в отношении лиц, не подчиненных им по работе или службе.
Административная ответственность регулируется нормами административного права, которые представляют исчерпывающий перечень административных правонарушений и административных взысканий, налагаемых за их совершение.
Основным нормативным актом, устанавливающим административную ответственность физических лиц, является Кодекс РФ об административных правонарушениях, принятый 20 декабря 2001 г. (КоАП РФ). Он содержит не только материальные нормы (перечень взысканий, состав правонарушений и т. д.), но и нормы, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях.
Законодательство, регулирующее административную ответственность организаций, в настоящее время не кодифицировано. Отдельные законы и постановления правительства устанавливают виды административных правонарушений и субъекты административной ответственности за них.
studfiles.net
Что такое административное правонарушение.
Для понимания того, какими должны быть правила поведения в ситуации, когда вас привлекли к административной ответственности, подвергли доставлению в отделение милиции или задержали, необходимо знать, что такое административное правонарушение и какие виды ответственности за него существуют.
Каждому гражданину известен такой российский закон, как Уголовный кодекс Российской Федерации (УК), который в совокупности с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (УПК) регулирует отношения, возникающие в связи с совершением наиболее общественно опасных правонарушений, называемых преступлениями, а также отношения, связанные с применением к лицам, совершившим преступления, мер уголовной ответственности. Отношения в сфере административного производства регулируются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), вступившим в действие с 1 июля 2002 г.
КоАП объединяет правовые нормы, которые регулируют общественные отношения, складывающиеся в различных областях нашей жизни в связи с совершением особого вида правонарушений — административньгх и по поводу применения особого вида юридической ответственности — административной ответственности. Административные правонарушения гораздо менее опасны для общества, нежели уголовные преступления, соответственно и виды наказаний за их совершение другие. Административная ответственность, как и уголовная, — это форма государственного принуждения к должному, отвечающему интересам общества и государства поведению. Однако если в общепринятом понимании основным методом государственного принуждения является судебная власть, то юридический подход к административной ответственности несколько иной. В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством меры административной ответственности применяются преимущественно во внесудебном порядке, т. е. в процессе повседневной деятельности государственных органов и должностных лиц, которых обобщенно можно охарактеризовать как администрация.
Административные отношения — это всегда отношения власти. т. е. в них всегда присутствует субъект, представляющий интересы государства. Соответственно другая сторона в этих правоотношениях юридически зависима от воли такого обязательного субъекта, роль которого согласно действующему законодательству возложена на органы исполнительной власти и действующих от их имени должностных лиц. Между субъектами административных отношений нет и не может быть юридического равенства, однако это не означает, что гражданин, например, подчинен тому или иному органу государственной власти или должностному лицу — но он от них юридически зависим по нескольким причинам:
• представитель исполнительной власти обладает полномочиями по использованию в адрес как гражданина, так и предприятия, организации, коммерческой структуры и т. п. юридически-властных предписаний;
• только наделенный полномочиями исполнительный орган или должностное лицо в состоянии официально решить тот или иной вопрос, возникающий по инициативе гражданина, в одностороннем порядке;
• именно органы исполнительной власти осуществляют защиту регулируемых общественных отношений, а также прав и законных интересов их участников;
• именно органы исполнительной власти осуществляют контроль и надзор за соблюдением в своей сфере должного правопорядка;
• эти органы обладают полномочиями по принудительному предупреждению и пресечению правонарушений в сфере государственного управления, а также по применению к нарушителям мер юридической ответственности.
Все перечисленные характеристики административной деятельности находят закрепление в нормах административного права, основное назначение которого — регулирование деятельности в сфере отношений управления с помощью таких правовых методов, как предписание, запрет, дозволение.
Понятие административного правонарушения, безусловно, ассоциируется с понятием запрета. Запреты определяют условия, при наступлении которых лицо обязано воздержаться от совершения тех или иных действий под угрозой наступления неблагоприятных последствий (прежде всего юридической ответственности). Поэтому Особенная часть[2] КоАП содержит соответствующие правовые запреты. Сам факт фиксации в определенной статье Особенной части того или иного действия или бездействия, за совершение которого наступает ответственность, убедительно свидетельствует о том, что такое действие или бездействие запрещено законом.
Итак, что же такое административное правонарушение? Статья 2.1 КоАП дает следующее определение: «Административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».
Административное правонарушение — это прежде всего действие (активное поведение) или бездействие (пассивное поведение). Например, повреждение дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений (ст. 12.33 КоАП) — действие, а невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 12.26 КоАП) — бездействие.
Один из важнейших признаков административного правонарушения — противоправность. Она означает, что такими действиями или бездействием нарушаются установленные правовыми нормами специальные правила, нормы, стандарты, защищаемые нормами административного права. Речь в данном случае идет не только о федеральных законах, но и о других нормативных правовых актах РФ.
Закон запрещает привлечение лица к административной ответственности без учета наличия вины. Только виновное — умышленное или неосторожное нарушение субъектом установленных правил влечет административную ответственность. Правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, осознавая общественную опасность своих действий (бездействия), предвидя возможность или неизбежность наступления вредных последствий, желало их наступления либо относилось к ним безразлично. Правонарушение, совершенное по неосторожности, характеризуется тем, что лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 2.3 КоАП).
Некоторые статьи Особенной части КоАП прямо указывают на вину в форме умысла. Например, в ст. 7.17 говорится об умышленном уничтожении или повреждении чужого имущества, в ст. 17.7 — об умышленном невыполнении требований прокурора, вытекающих из его полномочий. Иные составы административных правонарушений, например мелкое хищение (ст. 7.27), пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики (ст. 20.3), характеризуются тем, что указанные в них правонарушения не могут быть в принципе совершены по неосторожности.
Большинство составов правонарушений, содержащихся в КоАП, носят так называемый формальный характер, т. е. для признания вины в форме умысла достаточно совершения указанного в статье действия или бездействия, независимо от того, какие наступили последствия. Формальный состав, например, носит норма, закрепленная в ст. 12.8, — управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, либо в ст. 19.15 — проживание гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации.
КоАП содержит также статьи, в которых вина связана не только с осознанием лицом противоправности совершаемого действия (бездействия), но и с отношением правонарушителя к наступившим последствиям. Например, ч. 4 ст. 12.19 КоАП закрепляет такой состав правонарушения, как нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле.
Любое административное правонарушение характеризуется таким признаком, как наказуемость. Это означает, что административным может быть признано только конкретное правонарушение, за которое КоАП или законами субъектов РФ установлена административная ответственность. Административная ответственность — это наказание, применяемое к нарушителю в рамках той или иной статьи КоАП. Например, ст. 12.18, устанавливающая ответственность за непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения, предусматривает наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере одного МРОТ. Иное наказание за такое правонарушение будет противозаконным.
К административной ответственности может быть привлечено лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Для сравнения: возраст, предусмотренный для уголовной ответственности, тоже определен в 16 лет, но за некоторые виды преступлений (убийство, похищение человека, кража, разбой, изнасилование и ряд других) к ответственности привлекаются лица, достигшие к моменту совершения преступления четырнадцатилетнего возраста (ст. 20 УК).
Несмотря на то что КоАП не содержит специальной статьи об административной ответственности несовершеннолетних, т. е. лиц в возрасте от 16 до 18 лет, но, учитывая конкретные обстоятельства дела и данные о правонарушителе, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав может освободить его от административной ответственности и применить к нему меры воздействия, предусмотренные федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. В настоящее время названные комиссии действуют на основе Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 29.12.2004). Административные наказания, которые назначаются несовершеннолетнему комиссией, носят скорее воспитательный и профилактический характер. Так, к несовершеннолетнему правонарушителю могут быть применены следующие меры:
• возложение обязанности принести публичное или в иной форме извинение;
• предупреждение;
• выговор или строгий выговор;
• возложение обязанности возместить причиненный материальный ущерб, если несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок и сумма ущерба не превышает 1 /2 МРОТ, или своим трудом устранить причиненный материальный ущерб, не превышающий 1 /2 МРОТ;
• наложение на несовершеннолетнего, имеющего самостоятельный заработок, штрафа;
• передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественных воспитателей, а также под наблюдение трудового коллектива или общественной организации с их согласия;
• передача несовершеннолетнего на поруки трудовому коллективу, общественной организации по их ходатайствам;
• направление несовершеннолетнего в специальное лечебно-воспитательное учреждение, кроме лечебно-воспитательного профилактория для больных наркоманией;
• помещение несовершеннолетнего в случае совершения им общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения им правил общественного поведения в специальное учебно-воспитательное учреждение (профессионально-техническое училище). Эта мера наказания может быть назначена условно с испытательным сроком в один год.
Административной ответственности не подлежит физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики (ст. 2.8 КоАП).
От административной ответственности освобождаются лица, совершившие правонарушения в состоянии крайней необходимости (ст. 2.7 КоАП), т. е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законным интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред менее значителен, чем предотвращенный. Противоправное деяние признается совершенным в крайней необходимости и не считается административным правонарушением при соблюдении следующих условий:
• причинение вреда охраняемым законом интересам для устранения непосредственно угрожающей опасности. Опасность должна быть реальной и существовать в настоящий момент. По этому признаку крайняя необходимость близка к необходимой обороне.[3] Однако КоАП в отличие от УК такого понятия не содержит;
• опасность, которая угрожала охраняемым интересам, не могла быть устранена другими средствами, т. е. не было возможности избрать иные меры для защиты, не причиняющие вреда. Для решения вопроса о применении этой статьи орган или должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, должны определить, было ли совершение противоправного деяния единственной возможностью для предотвращения вреда;
• причиненный вред должен быть менее значительным, чем предотвращенный. При оценке причиненного и предотвращенного вреда следует учитывать значимость интересов, которые защищались и были нарушены. Безусловно, интересы, связанные с жизнью и здоровьем человека, более значимы, нежели интересы имущественные. Если речь идет об имущественных интересах, то в данной ситуации подлежит оценке стоимость причиненного и предотвращенного вреда.
Статья 2.9 КоАП предусматривает возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. К сожалению, КоАП не раскрывает названное понятие, и это дает основание полагать, что малозначительность в данном случае — понятие оценочное. Малозначительность, видимо, следует определять исходя их последствий правонарушений — незначительного ущерба или вреда. По аналогии можно привести ст. 14 УК, которая закрепляет положение о том, что «не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности». Вышеуказанная статья КоАП предусматривает возможность судьи, органа, должностного лица, уполномоченного решать дело об административном правонарушении, освободить лицо от административной ответственности при малозначительности правонарушения. Это означает, что решение будет принято по усмотрению этого лица или органа с учетом всех обстоятельств дела, личности правонарушителя, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, величины ущерба.
Освобождение от административной ответственности в связи с малозначительностью ст. 2.9 КоАП связывает с устным замечанием, которое уполномоченный орган или должностное лицо объявляют правонарушителю. Оно не влечет для нарушителя никаких юридических последствий, однако свидетельствует о реагировании уполномоченных органов на противоправное поведение. Эта мера носит скорее профилактический характер и направлена на то, чтобы лицо осознало противоправность своих действий и в дальнейшем их не совершало.
www.buroadvokat.ru
Виды административных правонарушений
Административные нарушения представляют собой противоправные антиобщественные действия, либо бездействие в какой-либо сфере деятельности, за которое по закону установлена административная ответственность и для ИП (физического), и для ООО (юридического лица).
Основанием для привлечения к административной ответственности служит, прежде всего, фактическое нарушение правовых стандартов и норм. Виды административных правонарушений различаются в зависимости от того, в какой сфере они совершены, но при этом имеют и одно сходство. Любое правонарушение может быть осуществлено виновно или противоправно. Так, все граждане страны подлежат административной ответственности только на основании выявленной вины. Организации же могут быть наказаны по отдельным видам административной ответственности на основании объективного вменения правонарушения. То есть за нарушенные законные правила. Освободить организации от мер административной ответственности могут только форс-мажорные обстоятельства непреодолимой силы (катастрофы, мировые бедствия и природные катаклизмы и т.п.). Причем бремя доказывания этого факта лежит на самой компании.
Объект административного правонарушения – это правовые отношения в сфере общественного управления государством. Они регулируются при помощи законодательных норм административного права, защищаются различными мерами ответственности.
Все виды административных правонарушений рассмотрены в Административном Кодексе РФ, причем они объединены в отдельные классификационные группы. Их достаточно много. Рассмотрим некоторые из них:
— Административные нарушения, связанные с нарушением прав граждан.
— Нарушения, связанные со здоровьем граждан страны.
— Административные нарушения в области охраны и использования собственности (частной или государственной).
— Правонарушения, связанные с окружающей средой и проблемами природопользования.
— Административные нарушения в сфере промышленности, строительства и в энергетике.
— Правонарушения административного плана в сельском хозяйстве, в животноводстве и обработке земель.
— Административные правонарушения на транспорте.
— Правонарушения в сфере управления транспортными средствами.
— Противоправные действия в области развития связи и информации.
— Нарушения в предпринимательской деятельности.
— Налоговые правонарушения, финансовые махинации и нарушения при операциях с ценными бумагами на рынке.
— Правонарушения административной направленности в таможенной области.
— Административного характера, посягающие на деятельность институтов государственного управления.
— Нарушения режима временного пребывания и проживания иностранных граждан и ЛБГ.
— Правонарушения, направленные против порядка государственного управления.
— Посягающие на общественные нормы жизни общества в целом.
— Правонарушения в области воинского учета призывников и военнообязанных.
Все виды административных правонарушений соединены воедино в три основные группы. Это преступления в экономической, социальной сфере и административно-политической.
Виды административных правонарушений также различаются в зависимости от характера противоправного деяния и применяемых санкций. За нарушения административного характера применяется карательная, правовосстановительная ответственность. Такого рода деяние может быть умышленным или по неосторожности. Но и в том, и в другом случае виновность обязательно есть. Административное же наказание преследует, прежде всего, воспитательные и предупредительные меры. К административным взысканиям относятся следующие: административный штраф, конфискация, предупреждение, изъятие, исправительные общественные работы, арест и удаление за пределы страны.
fb.ru