9 статья закона о защите прав потребителей – Статья 9 ЗоЗПП РФ. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце)

СТ 9 ЗоЗПП РФ и Комментарий с последними изменениями на 2018 год

Новая редакция СТ 9 Закона о Защите Прав Потребителей России:

1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Изготовитель (исполнитель, продавец) — индивидуальный предприниматель — должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

2. Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.


3. Информация, предусмотренная пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя).

Комментарий к Статье 9 ЗоЗПП РФ

1. В соответствии со ст. 23 и 54 ГК, Закон предусматривает различный состав информации о юридических лицах и гражданах-индивидуальных предпринимателях.

Для изготовителей, исполнителей, продавцов — юридических лиц (в отличие от старой редакции) Закон установил единые требования к составу информации о них. Эта информация должна предоставляться независимо от места торговли и оказания услуг, а также от формы торговли (услуг). Наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму.

Индивидуальный предприниматель с учетом специфики его деятельности обязан предоставить о себе другую информацию, подтверждающую факт государственной регистрации и позволяющую установить его местонахождение.

2. Закон впервые предусмотрел необходимость предоставления информации о наличии лицензии (разрешения) на осуществление соответствующей деятельности: торговлю определенными товарами, оказание определенных услуг и т.п. Согласно ст. 49 ГК, перечень лицензируемых видов деятельности определяется законом. До принятия закона вопросы лицензирования регулируются постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1994 года N 1418 » О лицензировании отдельных видов деятельности», а также другими постановлениями по отдельным видам деятельности.

Так, например, при сертификации товаров применяются «Правила выдачи лицензии на проведение работ по обязательной сертификации и применению знака соответствия», утвержденные Постановлением Госстандарта от 26 мая 1994 года N 12.

3. Помимо ответственности изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию, установленной ст. 12 Закона, Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (ст. 146/5) установлена административная ответственность работников за продажу товаров на предприятиях торговли, независимо от форм собственности, а равно на иных предприятиях, осуществляющих реализацию товаров населению или индивидуальным предпринимателям, без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике или продавце.

ozppzakon.ru

Ст. 9 ЗУ О защите прав потребителей Права потребителя при приобретении товара надлежащего качества от 12.05.1991 № 1023-XII Закон Украины О защите прав потребителей Статья 9 (ЗУ О правах потребителей, ЗоЗПП) Комментарий

1. Потребитель имеет право обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный у продавца, у которого он был приобретен, если товар не удовлетворил его по форме, габаритам, фасону, цвету, размеру или по другим причинам не может быть им использован по назначению.

Потребитель имеет право на обмен товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня покупки, если более длительный срок не объявлен продавцом. {Абзац второй части первой статьи 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 2741-VI от 02.12.2010}

Обмен товара надлежащего качества производится, если он не использовался и если сохранен его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также расчетный документ, выданный потребителю вместе с проданным товаром.

Перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в настоящей статье, утверждается Кабинетом Министров Украины.

2. Если на момент обмена аналогичного товара нет в продаже, потребитель имеет право или приобрести любые другие товары из имеющегося ассортимента с соответствующим перерасчетом стоимости, либо расторгнуть договор и получить назад деньги в размере стоимости возвращенного товара, или осуществить обмен товара на аналогичный при первом же поступлении соответствующего товара в продажу. Продавец обязан в день поступления товара в продажу сообщить об этом потребителю, который требует обмена товара.

3. При расторжении договора купли-продажи расчеты с потребителем производятся исходя из стоимости товара на время его покупки. Деньги, уплаченные за товар, возвращаются потребителю в день расторжения договора, а в случае невозможности возвратить деньги в день расторжения договора — в другой срок по договоренности сторон, но не позднее семи дней.

kodeksy.com.ua

Ст 9 закона о защите прав потребителей

Ст. 9 закона о защите прав потребителей определяет, какую информацию об изготовителе необходимо знать. То есть, как и другие статьи данного закона, она разъясняет аспекты отношений между продавцом и потребителем, что особенно важно в условиях рыночных отношений. Главными положениями рассматриваемой статьи являются вопросы того, кто такой изготовитель и какая деятельность им может осуществляться, о чём соответственно, должен быть оповещён потребитель.

Кто такой изготовитель

Согласно статье 9 рассматриваемого закона, с помощью этой нормы будут регулироваться отношения между изготовителем и потребителем, а именно в той части, что касается донесения информации об изготовителе до покупателя. Изготовителем согласно рассматриваемому нормативному акту признаётся какая-либо организация, которая главной своей целью определяет осуществление такой деятельности, которая приносит прибыль и направлена на производство разного рода товаров. Они в итоге должны быть реализованы, то есть, проданы потребителю.

Подобную деятельность могут осуществлять как юридические лица, так и физические лица, но только в статусе индивидуального предпринимателя.

На плечи изготовителя также ложатся некоторые обязанности, помимо того, что они должны предлагать качественный и пригодный к использованию товар.

Изготовитель должен также сообщать покупателю некоторую информацию о себе:

  • полное наименование организации;
  • точный адрес;
  • режим работы.

Подобные сведения должны быть доступны, то есть располагаться на вывеске организации. Это обязательное условие заключения публичного договора, а именно таким и является любое соглашение, которое предприниматель заключает с потребителем.

Отличие подобных отношений в том, что изготовитель не имеет права выбора. То есть если покупатель решит заключить с ним договор, то отказать ему в этом нельзя. Такое проявление и имеет публичный договор. При этом потребитель, напротив, может отказаться, если решит, что условия, а именно цены и качество товара, его не устраивают. Независимо от того заключена или не заключена сделка, обязанности изготовителя сохраняются и их исполнение необходимо.

Относительно сведений об организации также следует придерживаться некоторых правил. Во-первых, название организации. Оно должно содержать в себе и само индивидуальное наименование, придуманное предпринимателем, и форму, в которой такая организация существует. Во-вторых, вся информация представляется независимо от того, где находится организация, какие форма услуг и вид деятельность ею оказываются. И, в-третьих, когда речь идёт об индивидуальном предпринимателе, то обязательно надо представлять сведения и о факте регистрации.

Информация о видах деятельности

Законодатель также предусматривает такое понятие, как лицензирование. Это процедура получения разрешения на конкретно-определённые виды услуг и формы деятельности. То есть в зависимости от того, какие товары изготовитель производит и продаёт, будет определяться необходимость получения такого специального разрешения, без которого какая-либо дальнейшая деятельность будет невозможна.

Лицензирование должна проходить любая организация, независимо от того признаётся она юридическим или физическим лицом.

Говоря об информации, которую изготовитель должен представлять потребителю, следует отметить, что туда будут входить сведения о самих видах деятельность, а также о допустимости и возможности их осуществления. Решает вопрос относительно перечня видов деятельности, которые должны быть лицензированы, Правительство РФ.

Кроме того, оно определяет следующие моменты:

  1. Как осуществляется лицензирование, что необходимо представить и какие процедуры пройти, чтобы доказать допустимость выбранной деятельности.
  2. Когда необходимо лицензирование, что за формы будут входить в нужный перечень.

При этом нужно понимать, что существуют акты, выносимые и иными органами власти, а именно теми, что относятся к субъектам РФ или даже муниципальным образованиям.

Статья 9 закона о защите прав потребителей в части второй как раз говорит о том, что если организация выбирает такой вид деятельности, который согласно постановлению Правительства РФ должен подлежать лицензированию, то его необходимо проводить. При этом все сведения о полученном разрешении должны быть также доступны и потребителю. Он в любой момент должен иметь возможность, убедиться в законности реализации товаров или оказания услуг.

Когда речь идёт о представление информации о лицензии и прочих документов, необходимых при ведении подобного бизнеса, то важно отмечать и то, какой статус имеет покупатель, чтобы получать данные сведения. По факту он должен иметь право требовать информацию, а будет такая возможность, только если он выступает потребителем, о чём говорит и закон, и комментарий к нему. Однако статус потребителя, в принципе, предполагает возможность получать информацию, а значит, по факту никаких ограничений здесь нет.

Трудности при предоставлении информации

Нередко, когда потребитель начинает требовать предоставления ему какой-либо информации, в том числе о наличии разрешения на деятельность или о качестве товара, то продавец отказывается, ссылаясь на некоторые аспекты, которые, по его мнению, могут выступать причиной неисполнения обязанностей. Однако закон о защите прав потребителей не допускает возможности сокрытия сведений, имеющих значение при заключении публичного договора.

Закон о защите прав потребителей может каким-либо образом ограничивать права потребителей, но только в случае нарушения ими норм представленного акта.

Обязательное размещение информации вызывает трудности в первую очередь потому, что в некоторых ситуациях используются временные точки и помещения, например, ярмарки, специальные лотки и так далее.

Здесь необходимо обращать внимание на различные виды деятельности, которые могут не отличаться от постоянной работы:

  • непосредственная торговля;
  • бытовые услуги временного характера;
  • иные варианты обслуживания потребителей, связанного с временным размещением.

То есть независимо от того, где и как осуществляется деятельность, если она в целом не нарушает закона, о ней должна представляться вся необходимая информация. Для этого должны создаваться уголки потребителя, но размещение их также не всегда возможно, что влечёт прямое нарушение рассматриваемого закона.

Таким образом, статья 9 закона о защите прав потребителя говорит о том, что, несмотря на специфику какой-либо деятельности, её особенности и условия проведения, всегда важно представлять необходимую информацию. Сведения должны включать в себя как наименование и адрес, чтобы потребитель мог иметь представление о том, где расположена организация и в чём смысл её работы, так и информацию о качестве товара и наличии разрешения на реализацию продукции или оказание услуг.

potrebitely.com

Ст. 9 закона О защите прав потребителей

Законодательство РФ не только четко определяет, каким образом должны быть отрегулированы правовые взаимоотношения между продавцом и покупателем, но также и как именно должны быть решены споры в том случае, если какое-либо из правил будет нарушено.

Статья 9 Закона о защите прав потребителей определяет, какая именно информация и каким образом должна быть предоставлена потребителю.

Закон о защите прав потребителей

Общие правила

Сразу следует оговорить, что нормы статьи применяются одновременно и в отношении продавца, и изготовителя, и импортера. О каждой организации должна быть предоставлена подробная информация. Перечень сведений четко закреплен на законодательном уровне. Отсутствие любого из перечисленных пунктов является грубым нарушением законодательных норм и влечет за собой ряд негативных последствий для второй стороны.

Ключевые моменты

Статья включает в себя 3 основные части, суть которых заключается в следующем:

  • Продавец (или изготовитель, исполнитель работ) должен предоставить потребителю полную информацию о своем названии, а также месте расположения и графике работы.
  • Частный предприниматель должен размещать в нормальной доступности для клиента документ, подтверждающий факт государственной регистрации индивидуального предпринимателя. Должна быть указана и информация о том, каким государственным органом было зарегистрировано предпринимательство.
  • Если деятельность на основании других законодательных норм подлежит лицензированию, то потребитель обязательно должен быть ознакомлен с номером лицензии, сроком ее действия, а также тем, каким именно органом лицензия была выдана.
  • Даже если торговля или проведение работ осуществляется в месте, удаленном от основного размещения компании – информация все равно должна быть представлена. Подразумевается здесь выносная торговля, ярмарки – все равно должны быть указаны все сведения о предприятии, которым осуществляется такая деятельность.

Комментарии

Помимо основной информации, которая содержится в нормативном акте, следует дополнительно учитывать, что именно принято понимать под некоторыми понятиями и как следует трактовать положения. К основным комментариям к данной статье следует в первую очередь отнести такие правила:

  • Норма может быть применена непосредственно к той организации, которая сотрудничает с конечным потребителем. Это может быть продавец, исполнитель работ или же изготовитель, который непосредственно продает свой продукт конечному потребителю. На этом важно акцентировать внимание, так как в магазине в уголке потребителя не может быть расположена информация об абсолютно всех компаниях, товары которых представлены в точке продажи. Эти сведения должны быть указаны на упаковке и в сопроводительных документах, которые предоставляются к каждой партии поставок.
  • Даже если предприятие зарегистрировано по тому же адресу, где расположен магазин, то в любом случае полностью вся информация об адресе должна быть представлена. Если же торговая точка расположена по другому адресу, то нужно представить сведения об адресе точки продажи, юридическом адресе предприятия, а также месте расположения головного офиса (адрес, на который обычно могут быть направлены претензии и прочие обращения со стороны потребителя).
  • Когда речь идет о лицензии или регистрационных документах индивидуального предпринимателя, то гораздо проще не указывать положенную информацию, а просто разместить копию должного документа на стенде. В этом случае вовсе не нужно заверять копию нотариально или подтверждать ее подлинность каким-либо другим образом. Также не предъявляется никаких требований к самой копии (цветная или черно-белая, в каком размере). Но при этом важно учитывать то, что по первому требованию потребителя ему должны предъявить оригинал документа.
  • Нельзя запретить потребителю фотографировать или снимать на видео стенд. Это информация, размещенная в общем доступе, и поэтому делать из этого тайну нельзя.

Также для некоторых видов деятельности могут быть внесены и дополнительные оговорки в эти правила, которые необходимо будет учитывать.

Данная норма ФЗ является только основой, перечень указанных сведений может быть только расширен другими законодательными нормами, но уменьшен не может быть. Каким бы видом деятельности ни занималось предприятие, но такие сведения должны быть предоставлены обязательно – эти данные не являются конфиденциальными.

Практические разъяснения

Любой юрист подтвердит, что важно не только знать теоретические положения той или иной нормы, но также и уметь их применить на практике. Иногда норма может иметь разные трактовки, которые будут изменяться с учетом особенностей ситуации – в каждом случае дополнительно могут применяться разъяснения из другой законодательной нормы. Кроме того, ст. 9 Закона о защите прав потребителей содержит только общие теоретические положения, а вот дополнительные разъяснения в отношении каждого субъекта спора и различных моментов приведены в других статьях данного ФЗ, прочих подзаконных актах и разъяснениях, которые не менее важно учесть при разрешении спорной ситуации.

Что считать нарушением

Сразу стоит оговорить, что информация должна быть доступна потребителю.

Проще говоря, если компания размещает должные сведения где-то в подсобном помещении, куда запрещен вход посторонним, то это не будет считаться соблюдением требований законодательства.

Нужно понимать, что именно отсутствие сведений в свободном доступе уже является грубым нарушением. То есть, если представитель предприятия утверждает, что все положенные данные потребителю готовы предоставить по первому требованию – это также неправильно. Вся информация должна быть доступна, чтобы потребитель имел возможность ознакомиться с ней, не обращаясь предварительно к руководству магазина.

Исключение составляют лишь те ситуации, когда работа выполняется на дому. В этом случае вся положенная информация излагается в договоре. Если же клиент захочет предварительно узнать положенные сведения, то их нужно уточнить.

Также учитывают, что не является нарушением отсутствие исчерпывающей информации обо всех филиалах, если организация имеет сеть.

Сведения должны быть указаны только о головном офисе, а также о непосредственно точке продажи, в которой располагается информация.

Потом все нужные сведения потребитель может узнать по просьбе, или же посмотрев на сайте или в любом другом источнике.

Что делать при нарушениях

Если был зафиксирован подобный факт нарушения, то потребитель в первую очередь должен его зафиксировать. Зачастую для этого используется видео зала. Также можно записать на диктофон разговор с администратором, в котором будет понятно о сути нарушения.

Далее, потребитель может направить письменную претензию в сам магазин, изложив суть вопроса. Можно обратиться в Роспотребнадзор.

Если разобраться более логично в сути вопроса, то можно сразу отметить, что каких-либо требований у потребителя в этой ситуации быть не может. Причина в том, что по факту какого-то вреда отсутствие подобной информации ему принести не может. Хотя это и является грубым нарушением действующего законодательства, но за подобные деяния магазина предусматривается только административная ответственность – Роспотребнадзор может выписать штраф руководству компании.

Если же потребитель обращается с претензией к самому магазину, то в этом случае ему просто могут пообещать принять к сведению жалобу и устранить факт нарушения.

Образец претензии к магазину

Когда каким-то образом отсутствие информации привело к ущербу, то необходимо в первую очередь доказать причинно-следственную связь. Далее, если компания отказывается самостоятельно компенсировать вред, то можно только обратиться в суд. Другие организации не имеют права производить принудительное взыскание.

Информация об изготовителе, исполнителе, продавце

pravograjdan.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о