4 статья уголовного кодекса – Статья 4 УК РФ. Принцип равенства граждан перед законом

Статья 4 УК РФ. Принцип равенства граждан перед законом

Статья 4 УК РФ. Принцип равенства граждан перед законом

Актуально на:

22 декабря 2018 г.

Уголовный кодекс, N 63-ФЗ | ст. 4 УК РФ

Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

<a href=»»></a>

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

[url=][/url]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Скачать документ в формате

Изменения документа

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

<a href=»»></a>

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

[url=][/url]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Скачать документ в формате

Составить подборку

Анализ текста

Идет загрузка…

www.zakonrf.info

Ст. 4 УК РФ с Комментариями 2017-2018 года (новая редакция с последними изменениями)

Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Комментарий к Ст. 4 УК РФ

1. Статья 19 Конституции провозглашает всеобщее равенство перед законом и судом, закрепляет гарантии этого равенства со стороны государства, одним из проявлений которых является уголовно-правовая защита этого равенства. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

2. В комментируемой статье принцип равенства наполняется специфическим уголовно-правовым содержанием: лица, совершившие преступления, независимо от указанных в ней характеристик (пол, раса, национальность и т.д.), равным образом подлежат уголовной ответственности. Уголовно-правовой принцип равенства не означает равных пределов и содержания их ответственности и наказания, в том числе исходя из взаимосвязанного принципа справедливости.

Различие в этом может быть существенным и зависеть, например, от пола или возраста лица, его служебного положения.

Так, например, предусмотренное ч. 2 ст. 57 УК неприменение пожизненного лишения свободы к женщинам, лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора 65-летнего возраста, не исключает их уголовной ответственности, а исходя из принципа гуманизма, обеспечивает ее дифференциацию. Данные ограничения не влияют на назначение другим категориям лиц, совершивших преступления, наказания, соответствующего характеру и степени общественной опасности содеянного, обстоятельствам его совершения и личности виновного, не ущемляют их прав и потому не являются дискриминационными .

———————————
См.: Определение КС РФ от 21.10.2008 N 638-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Горлова Игоря Евгеньевича на нарушение его конституционных прав статьей 57 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также его ходатайства о разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года N 3-П».

Некоторые исключения из правила о равенстве всех перед законом и судом предусмотрены непосредственно в Конституции (ст. ст. 91, 98, ч. 2 ст. 122) и касаются, например, неприкосновенности Президента РФ, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей, в отношении которых установлен особый порядок привлечения к ответственности, призванный служить публичным интересам. Неприкосновенность указанных лиц не носит абсолютного характера и не означает освобождения от ответственности за преступления. Постановка вопроса о возбуждении уголовного дела в их отношении возможна при соблюдении определенной процедуры, установленной законом (УПК).

Изъятием из принципа равенства также являются положения ч. 4 ст. 11 УК об особом международно-правовом порядке решения вопроса об ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом (неприкосновенностью), в случае совершения ими преступления на территории РФ.

stykrf.ru

Ст 4 УК РФ — действующая редакция статьи кодекса с комментариями

Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Комментарий к статье 4 УК РФ

1. Статья 19 Конституции провозглашает всеобщее равенство перед законом и судом, закрепляет гарантии этого равенства со стороны государства, одним из проявлений которых является уголовно-правовая защита этого равенства. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

2. В комментируемой статье принцип равенства наполняется специфическим уголовно-правовым содержанием: лица, совершившие преступления, независимо от указанных в ней характеристик (пол, раса, национальность и т.д.), равным образом подлежат уголовной ответственности. Уголовно-правовой принцип равенства не означает равных пределов и содержания их ответственности и наказания, в том числе исходя из взаимосвязанного принципа справедливости.
Различие в этом может быть существенным и зависеть, например, от пола или возраста лица, его служебного положения.
Так, например, предусмотренное ч. 2 ст. 57 УК неприменение пожизненного лишения свободы к женщинам, лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора 65-летнего возраста, не исключает их уголовной ответственности, а исходя из принципа гуманизма, обеспечивает ее дифференциацию. Данные ограничения не влияют на назначение другим категориям лиц, совершивших преступления, наказания, соответствующего характеру и степени общественной опасности содеянного, обстоятельствам его совершения и личности виновного, не ущемляют их прав и потому не являются дискриминационными <1>.
——————————–
<1> См.: Определение КС РФ от 21.10.2008 N 638-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Горлова Игоря Евгеньевича на нарушение его конституционных прав статьей 57 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также его ходатайства о разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года N 3-П”.

Некоторые исключения из правила о равенстве всех перед законом и судом предусмотрены непосредственно в Конституции (ст. ст. 91, 98, ч. 2 ст. 122) и касаются, например, неприкосновенности Президента РФ, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей, в отношении которых установлен особый порядок привлечения к ответственности, призванный служить публичным интересам. Неприкосновенность указанных лиц не носит абсолютного характера и не означает освобождения от ответственности за преступления. Постановка вопроса о возбуждении уголовного дела в их отношении возможна при соблюдении определенной процедуры, установленной законом (УПК).

Изъятием из принципа равенства также являются положения ч. 4 ст. 11 УК об особом международно-правовом порядке решения вопроса об ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом (неприкосновенностью), в случае совершения ими преступления на территории РФ.

ugolovniy-kodeks.ru

Статья 4 УК РФ. Принцип равенства граждан перед законом

Новая редакция Ст. 4 УК РФ

Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Комментарий к Статье 4 УК РФ

1. Декларативность и эклектичность, отмеченные в отношении ч. 1 ст. 2, характеризуют и коммент. статью. Она дословно повторяет то, что записано в ч. 2 ст. 19 Конституции относительно «лица, совершившего преступление». Однако и общественные отношения, и их субъекты, и тем более отрасли права в этих двух случаях различны. В результате получилось, что коммент. статья вступает в противоречие с рядом других более частных и менее декларативных норм УК РФ.

1.1. Пол. Конструкция ст. 131 — изнасилование — построена на неравенстве лиц различной половой принадлежности; согласно ч. 2 ст. 57 женщинам не назначается пожизненное заключение; в соответствии с ч. 2 ст. 59 женщинам не назначается смертная казнь.

1.2. Имущественное и социальное положение. Имущественное, особенно в сочетании с социальным, положение существенно влияет на реалии процесса привлечения к УО, причем не только различием возможностей в оплате защитника. В частности, согласно ч. 3 ст. 46 размер штрафа назначается с учетом имущественного положения. В реалиях отбывания наказания к лишению свободы имущественное положение заключенного влияет на его бытовые условия.

1.3. Должностное положение. УО реализуется не иначе как через уголовное судопроизводство. В уголовном судопроизводстве предусмотрены такие гарантии для ряда лиц, занимающих определенные должности (депутаты, судьи, иностранные дипломаты и консульские лица и некоторые др.), которые обеспечивают их преимущества в плане привлечения к УО перед лицами, такие должности не занимающими. Президент РФ согласно ст. 91 Конституции РФ вообще объявляется лицом неприкосновенным.

1.4. Место жительства. В современных условиях жительство лица, совершившего преступление, в различных регионах РФ определяет меньшую (или большую) вероятность привлечения его к УО.

2. Принципы УО оказывают регулятивное воздействие на правоприменительную деятельность тремя способами: посредством проведения их в более частных нормах уголовного и уголовно-процессуального права; путем воздействия на профессиональное правосознание судей и других должностных лиц — участников уголовного процесса; посредством воздействия на общее правосознание населения, части которого предстоит участвовать в процессе.

Другой комментарий к Ст. 4 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Принцип равенства граждан перед законом отвечает ст. 7 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., провозгласившей, что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту законом, и ст. 19 Конституции РФ, закрепившей принцип, согласно которому все равны перед законом и судом.

2. Уголовно-правовой принцип равенства всех перед законом означает, что каждый гражданин (имеется в виду не только России, но и иностранный, и лицо без гражданства), нарушивший уголовный закон, должен быть привлечен к ответственности, если в его действиях содержится состав преступления.

Данный принцип не ограничивается требованием равной обязанности нести ответственность за совершенное преступление, а предполагает и равную возможность на законных основаниях избежать ее.

3. Равенство всех перед законом не исключает наличия специальных прав и преимуществ для отдельных категорий лиц. Некоторые исключения предусмотрены самим уголовным законом в отношении женщин, мужчин пожилого возраста, несовершеннолетних. Такие лица подлежат уголовной ответственности, а все преимущества основаны на законе и в равной мере применимы ко всем гражданам и, соответственно, не являются нарушениями принципа равенства граждан перед законом.

ukodeksrf.ru

Статья 4 УК РФ с комментариями

Текущая редакция ст. 4 УК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Комментарий к статье 4 УК РФ

1. В комментируемой статье определено содержание принципа равенства граждан перед законом. Речь, как и в ст. 3 УК РФ, идет о наиболее универсальном и демократичном принципе, на котором строится правовая система. Его истоки обнаруживаются в Конституции РФ, где ст. 19 провозглашает всеобщее равенство перед законом и судом, закрепляет гарантии этого равенства со стороны государства, одним из проявлений которых является уголовно-правовая защита этого равенства. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. В комментируемой статье принцип равенства наполняется специфическим уголовно-правовым содержанием. Установлено, что лица, совершившие преступления, независимо от указанных в ней характеристик (пол, раса, национальность и т.д.), равным образом подлежат уголовной ответственности.

Уголовно-правовой принцип равенства не означает равных пределов и содержания ответственности и наказания. Различие в этом может быть существенным и зависеть, например, от пола или возраста лица, его служебного положения. Так, например, предусмотренное ч.2 ст. 57 УК РФ неприменение пожизненного лишения свободы к женщинам, лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора 65-летнего возраста, не исключает их уголовной ответственности, а лишь обеспечивает ее дифференциацию. Как разъяснил Конституционный Суд РФ (определение от 21.10.2008 N 638-О-О), данные ограничения не влияют на назначение другим категориям лиц, совершивших преступления, наказания, соответствующего характеру и степени общественной опасности содеянного, обстоятельствам его совершения и личности виновного, не ущемляют их прав и потому не являются дискриминационными.

2. Существуют некоторые исключения из принципа равенства:
— в отношении неприкосновенности Президента РФ, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей, в отношении которых в силу норм Конституции РФ установлен особый порядок привлечения к ответственности;
— в отношении дипломатических представителей иностранных государств и иных лиц, пользующихся иммунитетом (в случае совершения ими преступления на территории РФ).

Необходимо иметь в виду, что указанные ограничения равенства всех перед законом не означают абсолютной неприкосновенности, а тем более безнаказанности указанных граждан. Речь идет лишь о соблюдении особых процедур привлечения к ответственности (такого рода правила установлены в УПК РФ).

Консультации и комментарии юристов по ст 4 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 4 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

oukrf.ru

Статья 4 УК РФ с комментариями — Принцип равенства граждан перед законом | Уголовный Кодекс РФ 2017

Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Комментарий к статье 4 Уголовного Кодекса РФ

1. Уголовно-правовой принцип равенства граждан перед законом является отражением соответствующих международно-правовых норм (ст. 7 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст. 7 Декларации ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Преамбулы Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, ст. 26 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 20 Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека и др.) и ст. 19 Конституции РФ.

2. Название и содержание ст. 4 УК не совпадают в части определения круга лиц, на которых распространяется принцип равенства. Согласно заглавию, это «граждане», т.е. преступники; потерпевшие; лица, совершившие общественно опасные деяния в состоянии невменяемости или не достигнув возраста уголовной ответственности; люди, причинившие вред при обстоятельствах, исключающих преступность деяния; те, чьи правонарушения малозначительны. Все они должны иметь гражданство РФ; понимая законодателя буквально, нужно признать, что к иностранцам и апатридам принцип равенства не относится.

В соответствии с диспозицией ст. 4 УК субъектами анализируемого основного положения выступают «лица, совершившие преступления». Их государственная принадлежность не имеет значения.

Представляется верным толковать рассматриваемую норму расширительно и применять ее ко всем физическим лицам независимо от вида уголовного правоотношения, в котором они участвуют, и гражданства (его отсутствия).

3. По закону принцип равенства сводится лишь к тому, что каждый преступник подлежит уголовной ответственности. Думается, однако, столь узкое понимание недопустимо. Равными для всех должны быть основания уголовной ответственности, а также карательное воздействие при одинаковых характере и степени общественной опасности преступлений.

4. Перечень обстоятельств, которые не должны приниматься во внимание при соблюдении уголовно-правового принципа равенства, аналогичен приведенному в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ. Как и в Основном Законе, он открыт. К «другим обстоятельствам» в литературе относят возраст, состояние здоровья и др.

Упомянутые характеристики не учитываются, если не проявляются в характере и степени общественной опасности деяния или личности виновного и не влияют на субъективную тяжесть карательного воздействия.

5. Согласно комментируемой статье лица, на которых распространяется ее действие, равны перед законом. Часть 1 ст. 19 Конституции РФ говорит о равенстве перед законом и судом. Многие авторы считают, что положение о равенстве перед судом следует включить и в уголовно-правовую норму, поскольку рассматриваемый принцип реализуется не только законодателем, но и правоприменителем.

6. Нарушение уголовно-правового принципа равенства усматривают в нормах, гарантирующих неприкосновенность высшим должностным лицам (ст. ст. 91, 98, 122 Конституции РФ), устанавливающих особый порядок решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности дипломатических представителей и иных граждан, пользующихся иммунитетом (ч. 4 ст. 11 УК).

Эта проблема не уголовно-правовая. Соответствующие положения имеют уголовно-процессуальную природу, так как закрепляют особую процедуру привлечения к уголовной ответственности, а не исключительные ее основания или способы реализации.

www.gk-rf.ru

Статья 4 УК РФ и комментарии к ней

Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Комментарий к статье 4 УК РФ

1. Принцип равенства граждан перед законом означает, что каждый гражданин (имеется в виду не только России, но и иностранный и лицо без гражданства), нарушивший уголовный закон, должен быть привлечен к ответственности, если в его действиях содержится состав преступления.

Данный принцип не ограничивается требованием равной обязанности нести ответственность за совершенное преступление, а предполагает и равную возможность на законных основаниях избежать ее.

2. Принцип равенства граждан перед законом не исключает предусмотренной Конституцией РФ неприкосновенности Президента РФ, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей. Такая неприкосновенность не является личной привилегией, а призвана служить публичным интересам. Кроме того, неприкосновенность этих категорий лиц не означает освобождения их от уголовной ответственности за совершенные преступления.

Уголовный кодекс не должен устанавливать равную для всех без исключения лиц, совершивших преступления, ответственность. Некоторые исключения предусмотрены самим уголовным законом, например по половому признаку, возрасту. Все преимущества основаны на законе и в равной мере применимы к указанным в УК лицам, следовательно, не являются нарушениями принципа равенства граждан перед законом.

Другой комментарий к статье 4 Уголовного Кодекса РФ

1. Статья 4 УК почти текстуально точно воспроизводит аналогичный принцип, зафиксированный в гл. 2 Конституции Российской Федерации. Данный принцип ввиду его очевидности и ясности не нуждается в пространном комментировании. Однако применительно к уголовному праву, равно как и иной отрасли права, он требует некоторых дополнительных пояснений.

Право, как это общепризнанно, является всеобщим правовым масштабом для соизмерения и равной юридической оценки действий, идентичных по своему содержанию и негативным последствиям в рамках типичных, общих проявлений. Но одно и то же действие (бездействие) с точки зрения их общей правовой оценки, основанной на законе, совершается различными людьми и при совершенно различных конкретных обстоятельствах. Последним закон вне зависимости от совершенного деяния придает юридическое значение обстоятельств либо смягчающих, либо отягчающих наказание. В силу этого непреложного факта субъекты, совершившие одно и то же преступление, могут оказаться в положении фактического неравенства: одни из них будут привлечены к уголовной ответственности и подвергнуты мерам наказания, тогда как другие освобождены от указанных уголовно-правовых последствий своего противозаконного поведения.

Таким образом, принцип равенства граждан перед уголовным законом несет в себе по самой своей сути определенные противоречия: к любому гражданину, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и т.д., закон, с одной стороны, предъявляет абсолютно одинаковые требования и устанавливает одинаковые меры уголовной ответственности (в рамках санкции статьи УК), а с другой — он же, учитывая личность правонарушителя и иные конкретные смягчающие обстоятельства совершенного преступления, допускает возможность назначения наказания ниже низшего предела или вообще освобождения от уголовной ответственности и наказания. Уголовный закон, и в этом состоит его специфика, в определенной мере корректирует действие принципа равенства граждан перед законом нормами трех институтов уголовного права — назначения наказания (гл. 10, ст. ст. 60 — 70, 73), освобождения от уголовной ответственности (гл. 11, ст. ст. 75 — 78) и освобождения от наказания (гл. 12, ст. ст. 79 — 83). За рамками предписаний этих правовых институтов, обязывающих учитывать личность и иные обстоятельства, уголовный закон к любому лицу предъявляет абсолютно одинаковые требования (запреты или веления), которые предопределены принципом равенства граждан перед законом. И эти положения уголовного законодательства ни в коем случае не противоречат конституционному принципу равенства граждан перед законом, ибо право — всего лишь равный масштаб оценки аналогичных поступков, которые, однако, совершаются разными людьми, действующими в разных жизненных ситуациях и при несовпадающих конкретных обстоятельствах. Последние, но опять же в соответствии с предписаниями закона, могут смягчать или отягчать наказание.

ruukrf.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *