Злоупотребление ук рф – 285. /

Комментарии к Статье 285 Уголовного кодекcа РФ

Статья 285 УК РФ. Злоупотребление должностными полномочиями

Комментарий к статье 285 УК РФ:

1. Объектом рассматриваемого преступления являются нормальное функционирование органов государственной власти, интересы государственной службы и органов местного самоуправления.

2. Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями включает в себя: а) деяние в виде использования служебных полномочий вопреки интересам службы; б) общественно опасные последствия в виде существенного нарушения указанных в законе прав и интересов; в) причинную связь между использованием служебного положения и наступившими последствиями.
Должностным злоупотреблением могут быть признаны такие действия должностного лица, которые вытекали из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности, причем виновный использует служебные полномочия вопреки интересам службы.
В целях обеспечения правильного применения нормы о злоупотреблении должностными полномочиями необходимо устанавливать круг и характер служебных прав и обязанностей должностного лица, законы, их регламентирующие, мотив, цель и фактические обстоятельства совершенного деяния, наличие причинной связи между нарушением (неисполнением) должностным лицом своих обязанностей и наступившими вредными последствиями.

3. Под служебными полномочиями следует понимать права и обязанности, которыми лицо наделено законом в силу занимаемой должности. Соответственно, использованием служебных полномочий признаются только те действия должностного лица, которые осуществлены в пределах его служебной компетенции, в границах прав и обязанностей, возложенных на него законом, и допущенного к исполнению функций по должности. Совершение деяния, не входящего в полномочия (компетенция) должностного лица, не может рассматриваться как злоупотребление должностными полномочиями. Комментируемая норма предусматривает ответственность за злоупотребление именно должностными полномочиями, а не за злоупотребление служебным положением, которое занимает должностное лицо в соответствующем государственном органе, органе местного самоуправления, государственном или муниципальном учреждении. Это различие не следует игнорировать. Служебные полномочия должностных лиц определяются законом либо иным нормативным правовым актом, имеющим статус закона. Должностные инструкции, ведомственные приказы содержат лишь порядок и процедуру исполнения должностным лицом требований закона, не устанавливают нормы права и не могут влиять на содержание полномочий должностного лица (представителя власти).

4. Не образует состава данного преступления использование должностным лицом для совершения неправомерных действий не служебных полномочий, а возможностей, связанных с его авторитетом, авторитетом занимаемой им должности или представляемой службы, приобретенных связей с должностными лицами, не подчиненными и не подконтрольными ему по службе. Авторитет не является элементом общественного отношения, относится к моральной категории и не может рассматриваться признаком злоупотребления должностным положением. Использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, также не может рассматриваться как использование должностного положения.

5. В постановлении о привлечении в качестве обвиняемого и в обвинительном заключении должны содержаться ссылки на правовые акты, в силу которых должностное лицо наделено теми или иными полномочиями, а также конкретные обязанности и права, злоупотребление которыми вопреки интересам службы ставится ему в вину. Если действия должностного лица, связанные с нарушением им своих служебных полномочий, были совершены в целях предупреждения вредных последствий, более значительных, чем фактически причиненный вред, если этого нельзя было сделать другими средствами, то такие действия в соответствии с законодательством о крайней необходимости не могут быть признаны преступными.

6. Злоупотребление должностными полномочиями может выражаться в различных формах: нарушение финансовой дисциплины, использование целевых денежных средств не по прямому назначению, обман ревизионных и контролирующих органов, отпуск либо сбыт товарно-материальных ценностей по заниженным ценам, выделение помещений, оборудования, транспортных средств и иного имущества в аренду с заниженной арендной оплатой, заключение договоров на заведомо невыгодных условиях, сокрытие хищений и недостач, неосновательная передача имущества в пользование частным и юридическим лицам, извлечение выгоды без изъятия и обращения чужого имущества в свою пользу, использование труда, транспортных средств, машин, механизмов, помещений в личных целях без оплаты, возмещения стоимости выполненных работ и оказанных услуг и др.

7. Использование служебных полномочий - своеобразная форма реализации предоставленных прав и возложенных обязанностей. Оно предполагает прежде всего активную форму преступного поведения, выраженную в действии. Судебная практика не исключает и совершения злоупотребления должностными полномочиями путем бездействия. Для вменения бездействия как уголовно наказуемого поведения необходимо определить, какие обязательные предписания необходимо было выполнить, входило ли совершение невыполненных действий в компетенцию лица и возлагалась ли на него обязанность их совершения, а также выяснить, имелась ли у соответствующего лица фактическая возможность совершения ожидаемых от него действий. Только при совокупности этих условий может быть поставлен вопрос о должностном бездействии лица (см.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий").

8. Совершение деяния вопреки интересам службы представляет прежде всего его незаконность. Любое должностное преступление нарушает определенные правовые предписания, при этом деяние формально может осуществляться в пределах служебных полномочий, однако с нарушением закона либо при противоречии выполненных действий общим задачам, требованиям, предъявляемым к соответствующим государственным органам, органам местного самоуправления, их назначению, принципам и методам функционирования, порядку принятия решения.

9. Состав злоупотребления служебными полномочиями материальный. Преступление является оконченным в момент наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства либо наступления тяжких последствий. В случае отсутствия указанных последствий и признания вреда несущественным состав злоупотребления должностными полномочиями исключается. Вред, причиняемый преступлениями данного вида, носит разнообразный характер, для определения его тяжести нет единых критериев. Вопрос о том, является ли причиненный вред существенным и могут ли наступившие последствия считаться тяжкими - это вопрос факта, который решается с учетом особенностей каждого конкретного случая.

10. Вред может выражаться в причинении не только материального, но и иного ущерба: в нарушении конституционных прав и свобод граждан, подрыве авторитета органов власти, государственных и общественных организаций, создании помех и сбоев в их работе, нарушении общественного порядка, сокрытии крупных хищений, других тяжких преступлений и т.п. При решении вопроса о том, является ли причиненный вред существенным, необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу предприятия, организации, учреждения, характер и размер понесенного ими материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда и т.п.

Существенным вредом следует признавать нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина, поскольку в соответствии с Конституцией РФ они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, органов правосудия, вследствие чего нарушение прав и свобод граждан влечет и нарушение охраняемых законом интересов общества и государства.
При оценке имущественного вреда, причиненного гражданину, в качестве существенного следует учитывать как стоимостное выражение имущественного ущерба, упущенной выгоды, так и материальное положение, значимость ущерба для потерпевшего.

11. Оценивая имущественный вред, причиненный юридическим лицам, в качестве существенного следует учитывать стоимостное выражение материального ущерба, его значение для функционирования предприятия, организации, материальные потери (упущенная выгода), связанные с нарушением функционирования юридического лица, и др. Представляется, что стоимостным выражением такого вреда может являться ущерб, в 500 раз превышающий минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации на момент совершения преступления.

12. Уголовная ответственность законом предусмотрена только в случаях злоупотреблений должностными полномочиями, совершенных из корыстной или иной личной заинтересованности. Эти признаки субъективной стороны преступления указывают и на форму вины.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

Корыстный мотив предполагает стремление получить материальную выгоду, деньги, материальные ценности либо желание освободиться от исполнения материальных обязательств. Злоупотреблением должностными полномочиями из корыстной заинтересованности следует считать такие неправомерные действия должностного лица, которые совершены с целью получить имущественную выгоду без незаконного безвозмездного обращения государственных или общественных средств в свою собственность или собственность других лиц (например, непринятие мер к возбуждению уголовного дела в то время, когда была необходимость возбудить такое дело).

Иная личная заинтересованность может выражаться в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера, вызываться такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желанием приукрасить действительное положение вещей, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность.

13. Субъект преступления - специальный: должностное лицо, представитель власти, в иных случаях государственный служащий и служащий органов местного самоуправления, постоянно или временно по специальному полномочию выполняющий определенные функции. Субъекты должностных преступлений различаются между собой в зависимости от статуса и должностного положения, а также объема и содержания предоставленных полномочий (государственный, муниципальный служащий, должностное лицо, представитель власти). Как было указано выше, в основе определения понятия "должностное лицо" должны находиться признаки, указывающие не только на то, что лицо занимает должность в органе государства, руководит людьми, коллективом, выполняет административные либо хозяйственные функции, но и наделено для этого полномочиями административного либо властного характера.

14. Государственной службой (см.: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации") является "профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов". К ней относится исполнение должностных обязанностей соответствующими лицами, замещающими государственные должности категорий "Б" и "В" в соответствии с Реестром государственных должностей в Российской Федерации. Государственная служба включает в себя: а) федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации; б) государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении. Являясь должностными лицами, они имеют особо ответственный должностной статус. Правовое определение лиц категорий "А" и "Б" дано в примечаниях 2 и 3 к ст. 285 УК.

15. Органы местного самоуправления являются выборными органами, наделенными полномочиями по решению вопросов местного значения (в городах, районах, сельских населенных пунктах), не входящими в систему органов государственной власти (см.: ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 25.12.2012)).
Служба в системе органов местного самоуправления предполагает выполнение должностных или служебных функций в качестве главы муниципального образования или местной организации, их заместителей, руководителей отделов, секторов, инспекционного состава.

16. В главе 30 УК РФ законодательно закреплены нормы, предусматривающие ответственность только за те преступления, которые вытекают из занимаемой лицом должности в органе власти, его правового статуса и выполняемых им функций. Вместе с тем не все лица, занимающие должности, могут быть субъектами должностных преступлений. Есть лица, которые занимают "должностное положение", различные "должности по службе", но они не являются "должностными лицами" в буквальном смысле потому, что в уголовном праве России они считаются "лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации" и "лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации" (примечания 1, 2, 3 и 4 к ст. 285 УК). В законе прямо указано на отдельную категорию лиц: государственных служащих и служащих органов местного самоуправления, которые относятся к числу служащих, но не относятся к числу должностных лиц (приложение 4 к ст. 285 УК).

17. Правовое регулирование указанных понятий, тесно взаимосвязанных с уголовно-правовыми отношениями, осуществляется не только нормами УК РФ, но и другими законами и правовыми актами. Кроме того, и другие понятия - "должностные лица", "лица, занимающие государственные должности", "государственные служащие" - разъясняются также иными нормативными правовыми актами, что, в свою очередь, создает дополнительные сложности.

18. В основе определения понятия "должностное лицо" должны находиться признаки, указывающие не только на то, что лицо занимает должность в органе государства, руководит людьми, коллективом, выполняет административные либо хозяйственные функции, но и наделено для этого полномочиями административного либо властного характера.

19. Полномочия у любого лица приобретаются не сразу, а после определенной процедуры назначения на должность, что предполагает последовательное прохождение им четырех основных стадий: а) приобретение полномочий; б) непосредственное развитие и реализация служебных, должностных функций в процессе исполнения должностных обязанностей; в) приостановление полномочий; г) прекращение служебных, должностных полномочий. Последовательный и подробный анализ названных стадий позволяет правильно установить момент, с которого у лица возникает право на приобретение, реализацию полномочий по должности. На этой основе следует давать правовую оценку совершенного противоправного деяния в зависимости от стадии развития должностного статуса.

20. Постановка вопроса о злоупотреблении, превышении полномочиями (служебными, должностными, властными) правомерна лишь тогда, когда лицо совершило общественно опасное деяние, находясь на стадии непосредственного исполнения возложенных на него по занимаемой должности функций.

21. Правовой статус должностного лица (совокупность прав и обязанностей, уровень занимаемой должности), состоящего на государственной службе, определяет возможность реализации им организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций или функций представителя власти, имеющего право на проведение в жизнь требований органа государственной власти. Иногда лицо может обладать только организационно-распорядительными либо административно-хозяйственными функциями, не имея полномочий представителя власти. В иных случаях лицо может выполнять все функции одновременно. Например, ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено право должностных лиц (руководителей органов власти), выполняющих организационно-распорядительные функции, составлять протоколы и одновременно выносить постановления о наложении взысканий, выполняя функции представителей власти.

22. Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.

23. Административно-хозяйственные функции представляют собой полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

24. Представителем власти является лицо, которое по своему должностному положению является носителем административной власти и выполняет порученные ему функции от имени государства, обладая правом применения мер принуждения (юрисдикционными, властными) в отношении неопределенного круга физических и юридических лиц.

25. Глава органа местного самоуправления - выборное должностное лицо местного самоуправления, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления, наделенное полномочиями на решение вопросов местного значения и не относящееся к категории государственных служащих. Понятие муниципального служащего и его правовой статус во многом определяются нормативными документами, принимаемыми субъектами административно-территориальных образований (республика, край, область, город, поселок). На сегодняшний день достаточно подробно изложены правовые основания, структура муниципальных органов, а правовое понятие муниципального служащего разработано крайне слабо. В различных уставах, положениях, принятых субъектами РФ, понятие муниципального служащего ограничивается общей формулировкой о том, что руководитель края, области, города, района является высшим должностным лицом. В нормативных актах административно-территориальных единиц (село, поселок) правовое определение муниципального служащего вообще отсутствует.

26. Не являются субъектами должностных преступлений работники государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, исполняющие в них профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям.

27. Квалифицирующим признаком (ч. 2 ст. 285 УК) является совершение преступления лицом, занимающим государственную должность или государственную должность субъекта РФ либо должность главы органа местного самоуправления.

28. Особо квалифицирующим видом злоупотребления служебным положением (ч. 3 ст. 285 УК) является причинение тяжких последствий, к числу которых могут быть отнесены: дезорганизация работы учреждения, предприятия, срыв выполнения экономических обязательств, нанесение государству материального ущерба в особо крупных размерах и т.д. При этом необходимо, чтобы кроме указанных вредных последствий имелись и другие предусмотренные законом признаки состава должностного злоупотребления. Наступившие последствия должны находиться в причинной связи с совершенными должностным лицом действиями (бездействием). Отсутствие причинной связи исключает уголовную ответственность должностного лица (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий").

29. Квалифицируя действия государственных служащих, совершивших должностные преступления, следует руководствоваться Указом Президента РФ от 28 июня 2005 г. N 736 "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы", в котором установлен запрет служащим госаппарата выполнять иную оплачиваемую работу на условиях совместительства, за исключением научной, преподавательской или иной творческой деятельности. Аналогичные правовые запреты о работе по совместительству содержатся и в Федеральных законах от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (ред. от 03.12.2012) и др.

www.ugolkod.ru

Злоупотребление должностными полномочиями и статья 285 УК РФ за превышение

Уголовный закон определяет много разновидностей преступлений. Они могут быть направлены против личности, жизни и здоровья, против собственности и других прав, гарантирующих Конституцией. Одним из самых серьезных нарушений считается преступление против государственной власти. Разновидностью этого злодеяния является злоупотребление должностными полномочиями, наказание за него регламентирует статья 285 УК РФ.

Общие понятия о злоупотреблении полномочиями

Государство является неким механизмом, в котором все составляющие должны работать слажено. Для слаженной работы механизма, определенным лицам государство дает больше полномочий, нежели остальным, но использовать это преимущество человек должен только в интересах государства.

К большому сожалению, все чаще наблюдаются корыстные мотивы в действиях высокопоставленных чиновников, которые вместо того чтобы действовать в интересах страны, действуют в своих интересах и интересах своих близких.

Злоупотребление полномочиями определяется как ряд активных действий, которые хоть и связаны с осуществлением прав и возложенных обязанностей, но не были вызваны служебной необходимостью и противоречили установленному порядку.

Превышение должностных полномочий ст. 285 УК РФ не описывает, регламентирует это понятие ст. 286 УК РФ. Очень много людей путают понятие «злоупотребление» и «превышение», хотя на самом деле, разница огромная:

  1. Злоупотребление – это действие, которое субъект нарушения может осуществить в рамках свих полномочий. Примером злоупотребления полномочиями будет выдача водительского удостоверения человеку, не сдавшему экзамен.
  2. Превышение –это действие, которое выходит за рамки полномочий субъекта, но он может его совершить в силу определенных обстоятельств. Примером превышения будет эта же выдача прав, но только не начальником, а его замом без соответствующего разрешения.

Обязательным критерием для привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 285 УК РФ является наличие материального ущерба. Последствия злодеяния могут исчисляться в денежном эквиваленте или вмещать в себе другой вред, исходя из степени тяжести и влияния должностного лица.

Для того, чтобы привлечь к ответственности нарушителя, необходимо точно определить круг служебных полномочий. Как правило, они регламентируются соответствующим нормативным актом или уставом организации. Наказать чиновника можно, только если злоупотребление полномочиями осуществлялось в корыстных мотивах. Если противоправное деяние осуществлялось для устранения опасности, угрожающей личности или охраняемым интересам общества, то такое деяние может быть признано крайней необходимостью.

Не считается преступным деяние, которое осуществлялось должностным лицом по приказу вышестоящего по должности чиновника. То же самое касается случаев злоупотребления своими привилегиями, которые не имеют корыстного мотива. Если подобная ситуация имеет место, то действия чиновника будут квалифицированы, как дисциплинарный проступок, и уголовной ответственности не повлекут.

Рекомендуем к прочтению:

Состав преступления

Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями наступает исключительно при наличии квалифицирующего состава. Объектом правонарушения выступают общественные отношения, которые обеспечивают нормальное функционирование отдельных государственных структур и государства в целом.

Объективная сторона может заключаться в трех основных признаках:

  • совершение деяния или бездействие вопреки интересам службы;
  • последствия, которые наступили вследствие нарушения чиновником прав и законных интересов граждан;
  • определение причинно-следственной связи между деянием конкретного чиновника и наступившим неблагоприятным последствием.

С субъективной стороны преступление данного вида характеризуется прямым или косвенным умыслом. То есть чиновник осознает, что использует свои полномочия не по назначению и этим самым вредит государственным отношениям, тем не менее желает наступления последствий или относится к ним безразлично. Нарушение закона, регламентируемое статьей 285 УК, подразумевает наличие специального субъекта. Им может выступать совершеннолетний вменяемый человек, занимающий определенную должность.

Должностное преступление УК РФ считает оконченным в момент, когда чиновник совершил активное действие или бездействовал. И это направлено против интересов службы, что привело к наступлению негативных последствий. Если последствия отсутствуют, то уголовная ответственность не наступает.

Этот тип преступления очень часто определяется в совокупности с другими нарушениями. К примеру, если чиновник злоупотреблял обязанностями с целью завладения чужой собственностью, это нарушение будет рассматриваться в совокупности со статьей о мошенничестве или хищении государственного имущества.

Учитываются также утяжеляющие вину обстоятельства, которые могут отображаться в причинении смерти по неосторожности, длительном приостановлении работы предприятия, аварии и самоубийствах, произошедших вследствие злоупотребления полномочиями.

Рекомендуем к прочтению:

Ответственность за преступление

Статья за незаконное обогащение 285 УК РФ, влечет за собой наказание в виде ареста на 6 месяцев и выплаты штрафа от 100 до 200 минимальных зарплат. Самым тяжелым наказанием по первой части 285 статьи считается лишение свободы на срок до 4 лет. В большинстве случаев после привлечения к ответственности за злоупотребление полномочиями субъект лишается права занимать высокопоставленные должности.

Иначе выбирается санкция для чиновников, занимающих государственные должности, ведь своими поступками они задевают честь страны и вызывают недоверие к государству. Им за злоупотребление властью назначают лишение свободы до 7 лет и штраф от 500 минимальных зарплат.

Преступления с квалифицирующими признаками наказываются тюремным сроком до 10 лет с обязательством компенсировать ущерб государству или определенным гражданам. Если вследствие злоупотребления полномочиями чиновник присвоит государственное имущество, оно подлежит конфискации.

На практике злоупотребление полномочиями прослеживаются в любой из сфер деятельности. Примеры из практики:

  1. Директор школы из личной заинтересованности не преподавал предмет за ним закрепленный, а дал учителям указание выставлять детям оценки без проверки знаний. Директор может быть привлечен к ответственности по ст. 285 УК и получит в качестве наказания штраф.
  2. Преступлением с утяжеляющим составом считают незаконную приватизацию главой сельсовета части государственной земли, которую он в конечном итоге продал, а вырученные деньги отправил не в казну, а себе в карман. За подобные действия глава сельсовета будет лишен свободы на срок 5 лет с конфискацией имущества и лишением права занимать руководящую должность до 3 лет.
  3. Примером служебного бездействия будет умышленное неизъятие работником исправительной колонии у заключенного мобильного телефона, который является запрещенным предметом, с целью получения вознаграждения от родственников. За подобное действие инспектор будет привлечен к дисциплинарному взысканию, а если вознаграждение он получит, то заплатит штраф и в последствие будет уволен. Если же инспектор не обращает внимания на неподобающее поведение заключенного, которое повлекло за собой серьезные последствия, к нему будет применяться более строгая санкция. Могут назначить лишение свободы на срок до 7 лет, в зависимости от обстоятельств служебного бездействия.

Соблазн улучшить свое материальное положение за счет государства присутствует практически у каждого чиновника, но мириться с подобным явлением не стоит. Столь суровое наказание за нарушение прямых обязательств обусловлено стремительным развитием коррупции среди недобросовестных госслужащих и рядовых чиновников. В лице государства все граждане равны, и прямым обязательством законодателя является пресечение случаев «паразитирования» одних над другими.

Обязанность каждого законопослушного гражданина – донесение до правоохранительных органов информации о злоупотреблении чиновниками своими полномочиями в корыстных целях. Только общими усилиями граждан и работников правоохранительных органов в стране можно побороть коррупцию. Привлечение к ответственности нерадивых чиновников должно быть публичным, ведь только так остальные получат пример и побоятся преступать закон, добросовестно выполняя свои прямые обязанности, исключительно в интересах общественности.

yurister.ru

Статья 285 УК РФ. Злоупотребление должностными полномочиями. Состав преступления, судебная практика, срок давности :: BusinessMan.ru

Использование сотрудниками госструктур и органов местной власти своего служебного положения, повлекшее существенное ущемление интересов и прав общества и государства, организаций, граждан, наказывается по УК РФ. Злоупотребление должностными полномочиями – посягательство на нормальную работу органов власти, муниципальных и госпредприятий.

Наказание

За злоупотребление должностными полномочиями, совершенное из корыстной либо другой личной заинтересованности, повлекшее указанные выше последствия, вменяется:

  1. Денежное взыскание до 80 т. р. или в сумме, равной доходам виновного за полгода.
  2. Запрет занимать посты или вести деятельность определенных видов до 5 лет.
  3. До 4 лет принудительных работ или лишения свободы.
  4. До полугода ареста.

Отягчающие признаки

Злоупотребление должностными полномочиями гражданином, занимающим пост в федеральной или региональной структуре власти, а также главой территориального органа самоуправления наказывается:

  1. Денежным взысканием размером 100-300 т. р. или в сумме доходов виновного за 1-2 г.
  2. Принудительными работами до 5 л.
  3. Тюремным заключением до 7 лет.

К последним двум санкциям дополнительно может вменяться запрет на пребывание на постах или ведение деятельности определенного типа в течение 3 лет. Если злоупотребление должностными полномочиями повлекло тяжкие последствия, виновным грозит до 10 лет тюрьмы. Дополнительно также может вменяться запрет, указанный выше (на тот же период).

Субъект преступления

Ст. 285 УК РФ распространяется на граждан, временно, постоянно либо по специальному правомочию реализующих функции представителей власти, исполняющих административно-хозяйственные или организационные и распорядительные задачи в госорганах, структурах местного самоуправления, муниципальных или госучреждениях, госкорпорациях, госпредприятиях, унитарных в том числе, в АО, контрольный пакет ценных бумаг в которых принадлежит государству, регионам или МО. Норма действует также в отношении служащих ВС, прочих воинских подразделений страны.

Под сотрудниками федеральных, региональных органов следует понимать служащих, занимающих должности, закрепленные Конституцией и уставами субъектов РФ для непосредственной реализации полномочий госструктур. Муниципальные и госслужащие привлекаются к ответственности в специально предусмотренных законом случаях. По общим правилам, они не относятся к категории должностных лиц в контексте ст. 285. Для вменения им наказания должны быть соответствующие обстоятельства.

Пояснения

Ст. 285 УК РФ в новой редакции закрепляет ответственность за деяние, содержащее три обязательных признака:

  1. Использование гражданином своего статуса вопреки служебным интересам.
  2. Возникновение последствий, выраженных существенными нарушениями интересов и прав юридических и физлиц, общества и государства.
  3. Связь между деянием и его результатом.

Рассмотрим каждый из них.

Использование служебного статуса

Злоупотребление должностными полномочиями предполагает совершение действий, которые хоть и непосредственно связаны с реализацией сотрудником его обязанностей и прав, но не вызваны необходимостью. Такие поведенческие акты противоречат как общим требованиям и задачам, осуществляемым государственным аппаратом и структурами местного самоуправления, так и целям, для которых гражданин получил соответствующие правомочия.

Статья 285 УК РФ распространяется на случаи совершения из корыстной либо другой личной заинтересованности действий при отсутствии оснований и обязательных условий для этого. К примеру, производится прием на работу граждан, которые фактически не исполняют трудовые обязанности, выдается водительское удостоверение людям, не сдавшим экзамен, освобождение начальниками (командирами) своих подчиненных от выполнения ими их обязанностей с направлением для обустройства частного владения служащего или работы в коммерческих организациях.

Дополнительно

Статья 285 УК РФ действует также в случаях умышленного неисполнения служащим его обязанностей. При этом ответственность наступает, если такое бездействие было совершено из корыстных целей или по другой личной заинтересованности, объективным образом не согласовывалось с задачами, для реализации которых гражданин получил свой статус, и повлекло нарушение интересов и прав государства, организаций, общества, отдельных граждан.

Под рассматриваемую норму подпадает также протекционизм. Под ним следует понимать незаконное содействие в трудоустройстве или продвижение по службе, поощрение сотрудника, а также другое покровительство, совершаемое из корысти или по другой личной заинтересованности.

Ст. 285 УК РФ: оправдательный приговор

Если деяние, наказание за которое закрепляет рассматриваемая норма, совершается служащим для устранения опасности, которая непосредственно угрожает интересам и правам гражданина, общества, государства, и она не может ликвидироваться иными способами, то такое поведение не рассматривается как уголовное деяние. При этом не должен быть превышен предел крайней необходимости.

Не могут рассматриваться как преступные деяния лица, связанные с реализацией ими должностных полномочий, повлекшие вред охраняемым интересам общества и государства, организаций и граждан, если они совершались во исполнение приказа или распоряжения, являющегося для него обязательным. Соответствующее положение закреплено в ст. 42 Кодекса.

Особые случаи

Если гражданин совершает умышленное преступление, предусмотренное 285 или 286 статьей, во исполнение приказа/распоряжения, являющегося для него заведомо незаконным, он несет ответственность по общим правилам. Действия начальника, которым был издан акт, расцениваются как подстрекательство к посягательству или его организацию. Такие действия квалифицируются по соответствующей норме Особенной части Кодекса со ссылкой на 33 статью (ч. 3 или 4). Служащий, который издал заведомо незаконное распоряжение (приказ) подчиненному, не осознававшему противоправность акта и осуществившему его, привлекается к ответственности в качестве исполнителя.

Если же для достижения неправомерного результата гражданин использует не служебное положение, а какие-либо связи, авторитет занимаемого им поста и пр., то на него не распространяются положения ст. 285 УК РФ. Состав преступления комментируемой нормы отсутствует.

Последствия

Приговоры по ст. 285 УК РФ выносятся при установлении факта причинения ущерба интересам и правам граждан, государства, общества, организаций. Речь, в частности, о юридических возможностях, гарантированных Конституцией и федеральным законодательством. К примеру, действиями служащего может быть нарушено право на уважение достоинства и чести человека, неприкосновенность жилища, частной жизни, тайну переписки, телеграфных, почтовых сообщений, телефонных переговоров, на судебную защиту, компенсацию вреда, причиненного деянием, доступ к правосудию и так далее.

Нарушением законных интересов организаций и граждан в результате неправомерного использования служебного статуса считается создание препятствий в удовлетворении потребностей, не противоречащих нормам права и морали. К примеру, действия, блокирующие возможность выбора по собственному усмотрению организации для сотрудничества, совершенные сотрудником госоргана, подпадают под комментируемую норму. Судебная практика по ст. 285 УК РФ указывает на необходимость учета степени негативного влияния противоправного поведения на нормальную работу предприятий, размер и характер материального вреда, понесенного им, количество потерпевших граждан, а также тяжесть нанесенного им имущественного, морального, физического ущерба.

Мотивы

С субъективной стороны деяние характеризуется виной в умышленной форме. Умысел может быть как косвенным, так и прямым. Обязательным элементом субъективной стороны выступает мотив. Им является корыстная либо другая личная заинтересованность. Под первой следует понимать стремление служащего посредством совершения противоправных действий извлечь для себя или иных лиц имущественную выгоду. При этом она не связана с безвозмездным незаконным обращением материальных ценностей в свою пользу или иных граждан.

Под комментируемую норму подпадают действия, направленные, например, на противоправное получение льгот, займа, освобождение от расходов, возврата имущества, оплаты услуг, погашения задолженности и пр. Другая личная заинтересованность проявляется в стремлении служащего извлечь неимущественную выгоду. Она обуславливается такими побуждениями, как семейственность, карьеризм, желание приукрасить реальное положение дел, получить взаимное предоставление услуг, заручиться чьей-либо поддержкой при решении какой-либо проблемы, скрыть некомпетентность и так далее.

Нюанс

В отличие от хищения имущества, принадлежащего иным лицам, с использованием должностных полномочий, злоупотребление ими из корыстных побуждений образуют такие действия служащего, которые или не связаны с изъятием материальных ценностей (к примеру, получение выгоды от эксплуатации вещи не по назначению), или связаны с возмездным/временным их изъятием. Если деяние выразилось в фактическом обращении объекта в пользу виновного, то оно полностью охватывается частью 3 ст. 160 либо ч. 3 ст. 159 и дополнительно по рассматриваемой норме не квалифицируется. В случае когда служащий, используя свое положение, кроме хищения, совершает иные противоправные действия, которые связаны со злоупотреблением полномочиями из корысти или по другой личной заинтересованности, его поведение подпадает под соответствующие положения Кодекса в совокупности.

Квалифицирующие признаки

В части второй рассматриваемой нормы предусмотрено наказание за злоупотребление полномочиями лицом, имеющим особый статус. В частности, к ответственности привлекаются сотрудники федерального или регионального госоргана, а также главы территориальных структур самоуправления. В качестве особо квалифицирующего признака, предусмотренного в части третьей нормы, выступают тяжкие последствия от совершенного деяния.

В чем они выражаются? Действия лица, злоупотребившего должностным положением, могут, например, привести к крупным авариям, продолжительным простоям транспорта/производственного процесса, возникновению крупного имущественного ущерба, причинению смерти по неосторожности, покушению к самоубийству или суициду потерпевшего и так далее.

Важный момент

В процессе рассмотрения дел по преступлениям, подпадающим под ст. 285, необходимо устанавливать, какие нормативно-правовые документы и иные акты устанавливают обязанности и права гражданина, привлекаемого к ответственности. При этом в постановлении указываются юридические возможности, которые были использованы неправомерно, со ссылкой на конкретную часть комментируемой нормы.

Заключение

Опасность злоупотребления должностным положением состоит главным образом в том, что противоправные действия уполномоченных лиц дискредитируют деятельность органов власти в глазах народа. Незаконное поведение подрывает авторитет структур, нарушает нормальное их функционирование. Кроме этого, причиняется существенный ущерб интересам граждан и организаций.

Законодательство устанавливает срок давности по ст. 285 УК РФ. Деяния, ответственность за которые закрепляется в первой части нормы, относятся к посягательствам средней тяжести. Для них срок давности 6 лет. Деяния, наказания за которые устанавливают 2 и 3 части, считаются тяжкими. Привлечь виновных к ответственности за них можно в течение 10 лет. В 2013 г. была объявлена амнистия. Ст. 285 УК РФ была включена в перечень норм, по которым виновные были освобождены.

Стоит сказать, что в настоящее время на всех уровнях власти ужесточился контроль над деятельностью служащих. Однако если в федеральных и региональных органах принимаемые меры дают эффект, то в муниципалитетах ситуация остается крайне сложной. Это обусловлено тем, что законодательство разделяет сферу власти на два направления: государственное и местное. В последнем случае нормативные акты хоть и принимаются во исполнение федеральных законов, но существенно адаптируются под конкретную административно-территориальную единицу. В результате непосредственное решение вопросов, касающихся ужесточения контроля на местах, зависит от муниципальной власти.

Тем не менее на уровне ряда МО ведется активная работа по выявлению лиц, злоупотребляющих своим должностным положением. Безусловно, эта сфера требует особого подхода. Для каждого муниципалитета должны быть разработаны конкретные мероприятия, учитывающие специфику местности, разветвленность административного аппарата, а также иные факторы, заслуживающие внимания.

businessman.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *