Жк рф ст 160: Статья 160 ЖК РФ. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (действующая редакция)

Содержание

ст. 160 Жилищного Кодекса РФ в текущей редакции и комментарии к ней

1. Отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
2. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых гражданам в порядке, установленном статьей 159 настоящего Кодекса.

3. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Комментарий к статье 160 ЖК РФ

1. Компенсация — возмещение гражданам произведенных ими расходов. Сущность компенсации такова: гражданин, имеющий право на компенсацию, несет расходы по оплате жилья и коммунальных услуг в полном размере, потом часть его расходов на эти цели компенсируется предоставляемой гражданину денежной выплатой.

Частью 1 ст. 160 ЖК РФ установлено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Законодательство предусматривает выплату компенсаций ряду категорий граждан. В частности, в соответствии с Федеральным законом от 27.05.98 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» право на ежемесячную 50-процентную денежную компенсацию расходов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг имеют члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более <1>.

———————————
<1> Постановление Правительства РФ от 02.08.2005 N 475 «О предоставлении членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг» // СЗ РФ. 2005. N 32. Ст. 3316.

2. Следует отметить, что предоставление компенсации должно заменить предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. Согласно ст. 8 Федерального закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 ЖК РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие ЖК РФ.

Таким образом, до изменения законодательства действуют акты, предусматривающие предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.

Право на льготную оплату жилья (50-процентная скидка) имеют: инвалиды и участники Великой Отечественной войны; инвалиды и семьи детей-инвалидов; семьи погибших (умерших) инвалидов войны; реабилитированные и лица, пострадавшие от репрессий, и т.д.

3. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых в порядке, установленном ст. 159 ЖК РФ.

Другой комментарий к статье 160 ЖК РФ

1. Наряду с предоставлением субсидий финансовая помощь в оплате жилья оказывается нуждающимся гражданам путем компенсации их расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Как правовая форма компенсация расходов по своей экономической сущности близка субсидиям, так как предоставляется из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе. Но если возможность получения субсидии потенциально есть у любого гражданина — пользователя жилья, нуждающегося в финансовой помощи, то право на получение компенсации предоставляется не всем нуждающимся пользователям, а только отдельным категориям граждан.

Категории граждан, которым может быть предоставлена компенсация расходов на оплату жилья, устанавливаются различными по своей юридической силе нормативными правовыми актами: федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Граждан таких категорий называют обычно льготниками; соответственно, те льготники, которые на основании федерального закона получают компенсации из федерального бюджета, — льготники федерального уровня или федеральные льготники; те льготники, которые получают компенсации из бюджета субъекта РФ на основании закона субъекта РФ, — региональные льготники; льготники, получающие компенсации из местного бюджета, — льготники местного уровня.

Если в бюджете данного публично-правового образования недостаточно средств для выплаты компенсаций льготным категориям граждан, необходимые для этого средства выделяются из бюджета другого уровня в порядке предоставления субвенций. Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, субвенции — это «бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов».

2. Согласно действующему законодательству, компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются таким категориям граждан, как граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и некоторым другим категориям граждан. Было бы целесообразно признать право на получение компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за всеми льготными категориями граждан, которым, согласно подп. 1 п. 1 ст. 218 Налогового кодекса РФ, предоставляется право на стандартный налоговый вычет в повышенном размере по налогу на доходы физических лиц.

3. Порядок и условия предоставления компенсаций предусматриваются соответственно в федеральных законах, законах субъектов РФ и нормативных правовых актах органов местного самоуправления. В самом ЖК РФ содержится только одно конкретное правило относительно порядка и условий предоставления компенсаций: согласно ч.

2 коммент. ст., если пользователь жилого помещения получает компенсацию и в то же время претендует на получение субсидии, то при расчете основания и размера субсидии сумма компенсации включается в совокупный доход семьи этого пользователя.

Это правило является общим и обязательным для всех случаев предоставления компенсаций и субсидий, независимо от того, из какого бюджета они выплачиваются.

4. Федеральным законом от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (РГ. 2011. 7 июня) коммент. ст. дополнена ч. 3, аналогичной по содержанию ч. 5 ст. 159 Кодекса: условием получения компенсаций гражданами, имеющими право на их получение, является отсутствие у них задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг. Это условие не абсолютное: и при наличии задолженности компенсация все же может быть предоставлена при условии, если гражданин, имеющий право на получение компенсации, заключит соглашение с предоставляющей жилищно-коммунальные услуги организацией о порядке погашения задолженности («реструктуризационное соглашение») и представит уполномоченному органу доказательства выполнения им этого соглашения, т.

е. представит документы о платежах, которые он совершил согласно графику, предусмотренному в реструктуризационном соглашении.

Комментарий к статье 160. ЖК РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи вводит компенсационный механизм в качестве основного способа обеспечения мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Комментируемая статья содержит отсылку на другие законодательные и иные правовые акты всех уровней публичной власти страны. Категории таких граждан, порядок и условия предоставления компенсаций, а также источники финансирования расходов на предоставление компенсаций устанавливаются федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Поскольку в комментируемой статье говорится о предоставлении компенсаций понесенных гражданами расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, такие компенсации могут предоставляться только в денежной форме.

Предоставление компенсаций и субсидий в соответствии со ст. 159 ЖК РФ направлено на создание основы рыночных отношений в жилищно-коммунальном комплексе России. Предоставление такой помощи в денежной форме будет способствовать самостоятельному выбору гражданами способа управления многоквартирными домами, усилению их контроля за качеством обслуживания, ответственности бюджетов за своевременное и полное перечисление средств помощи. При этом в соответствии со ст. 8 Вводного закона до внесения соответствующих изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты (в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления компенсаций в соответствии со ст. 160 ЖК) сохраняется действующий на момент введения в действие ЖК РФ порядок предоставления соответствующих «натуральных» льгот.

2. Сущность компенсационного механизма заключается в возмещении гражданам произведенных ими расходов в размере, установленном законодательством РФ, законодательством субъектов Федерации или местными правовыми актами. Сначала гражданин, имеющий право на компенсацию, несет в полном размере расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а потом часть его расходов или все расходы на эти цели компенсируются предоставляемой такому гражданину денежной выплатой.

Механизм предоставления компенсаций должен заменить механизм предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в виде скидки с оплаты для других категорий граждан, имеющих право на льготы. Ранее действовавший механизм предоставления «натуральных льгот» в виде скидок заключался в освобождении гражданина, имеющего право на льготу, от оплаты части стоимости жилья и коммунальных услуг.

3. Компенсационный механизм не является новым для законодательства. В частности, в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» право на ежемесячную 50-процентную денежную компенсацию расходов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг было предоставлено членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.

4. В большинстве случаев размер предоставляемых в соответствии с федеральными законами льгот составляет 50% от размера полной платы за жилые помещения и коммунальные услуги. В случае определения размера компенсации в процентном выражении от применяемого размера платы за содержание и ремонт жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги при изменении (увеличении) размера такой платы одновременно будет изменяться (увеличиваться) и величина компенсации. При определении размера компенсации исходя из стандарта стоимости содержания и ремонта жилого помещения и коммунальных услуг необходимо устанавливать процедуру пересмотра указанных стандартов. При других способах определения размера компенсации (например, в виде фиксированной суммы) необходимо устанавливать условия и порядок индексирования указанной суммы.

5. Согласно ч. 2 комментируемой статьи компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, предоставляемые гражданам в денежной форме, включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых гражданам в порядке, установленном ст. 159 ЖК РФ. Эта норма необходима для избежания предоставления повторной государственной помощи в осуществлении одного и того же платежа.

6. Если в соответствии с федеральным законом установлены ежемесячные денежные выплаты, предоставляемые не отдельно для оказания помощи в оплате жилых помещений и коммунальных услуг, а одновременно для помощи в оплате более широкого перечня социально значимых товаров, работ и услуг или без привязки к назначению выплаты, то действует иной порядок учета сумм таких выплат в доходах граждан. Так, ФЗ от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (п. 7 ст. 154) установлено, что впредь до вступления в силу соответствующего федерального закона сумма ежемесячной денежной выплаты, установленной в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», не учитывается при исчислении размера совокупного дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) для оценки нуждаемости при определении права на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.

Новости и информация | Перенесен срок вступления в силу изменения условий предоставления гражданам субсидий и компенсаций на оплату ЖКУ

Согласно ЖК РФ (ст. 159 и ст. 160), а также иным нормативно-правовым актам, предусмотрено предоставление помощи гражданам на оплату ЖКУ:

  • субсидии – если расходы граждан на оплату ЖКУ, рассчитанные исходя из размера:
  1. регионального стандарта нормативной площади жилого помещения;
  2. регионального стандарта стоимости ЖКУ, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату ЖКУ в совокупном доходе семьи;
  • компенсации – если гражданин относится к отдельной категории граждан (инвалиды, семьи с детьми-инвалидами, инвалиды войны и т.д.).

Согласно положениям ЖК РФ (ст. 159 и ст. 160) в редакции, подлежащей применению в настоящее время, условием предоставления гражданам указанной помощи на оплату ЖКУ является:

  • отсутствие у гражданина задолженности по оплате ЖКУ;

  • в случае возникновения у гражданина задолженности по оплате ЖКУ –заключение и выполнение гражданином соглашения по ее погашению.

Федеральным законом от 28.11.2018 № 442-ФЗ «О внесении изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 442) в ст. 159 и ст. 160 ЖК РФ внесены следующие изменения, касающиеся условий предоставления субсидий и компенсаций гражданам на оплату ЖКУ.

Субсидии и компенсации на оплату ЖКУ не предоставляются гражданам в случае наличия у них задолженности по оплате ЖКУ при одновременном выполнении следующих условий:

  • задолженность подтверждена вступившим в законную силу судебным актом;
  • задолженность образовалась за период не более чем три последних года.

Информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта РФ или управомоченное им учреждение получает из ГИС ЖКХ.

Федеральный закон № 442 в редакции Федерального закона от 30.12.2020 № 509-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривал  начало применения указанных изменений с 01. 07.2021.

Федеральным законом от 28.06.2021 № 229-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон № 442 внесены поправки, согласно которым вышеприведенные новые положения ст. 159 и ст. 160 ЖК РФ подлежат применению  с 01.01.2022.

 

Вниманию получателей ежемесячной социальной выплаты

Предлагаем вашему вниманию разъяснения по наиболее актуальным вопросам назначения и выплаты ежемесячной социальной выплаты.

Меры социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определены ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В июле 2015 года в ст. 17 указанного Федерального закона были внесены изменения, согласно которым инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утвержденных в установленном законодательством РФ порядке. То есть, с июля 2015 года льгота по оплате коммунальных услуг инвалидам должна определяться исходя из показаний приборов учета коммунальных услуг, но не более нормативов потребления.

Кроме того, в соответствии со ст. 160 ЖК РФ Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

В связи с этим с января 2016г. управление социальной защиты населения получает сведения от поставщиков жилищно-коммунальных услуг о наличии у граждан задолженности, а также о фактических расходах граждан на оплату коммунальных услуг.

При наличии задолженности в течение двух месяцев подряд выплата ЕСВ (ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг) гражданам приостанавливается. Возобновление выплаты производится после погашения гражданином задолженности либо после заключения им соглашения по ее погашению с поставщиком услуг.

На основании представленных поставщиками услуг сведений также производится сверка полученных гражданами сумм ЕСВ с их фактическими расходами на оплату жилищно-коммунальных услуг.

В случае если фактические расходы льготника меньше выплаченной ему суммы ЕСВ, то в следующем периоде производится перерасчет размера ЕСВ.

 

В связи с изменениями у граждан возникают следующие вопросы:

 

Вопрос: Как часто производится перерасчет ЕСВ с учетом фактических затрат?

Ответ: Управление социальной защиты населения с 01.01.2016г. ежеквартально сравнивает размер ЕСВ с фактическими затратами гражданина на оплату коммунальных услуг, понесенными за истекший квартал и производит перерасчет ЕСВ по фактическим затратам в пределах установленных нормативов.

Излишне выплаченные суммы ЕСВ, определенные в результате перерасчета (если потребление гражданином коммунальных услуг было меньше установленных нормативов), подлежат удержанию из последующих сумм ЕСВ в полном объеме.

 

Вопрос: Будет ли приостанавливаться ЕСВ, если имеется задолженность по электроэнергии, а по остальным коммунальным услугам отсутствует и наоборот?

Ответ: ЕСВ рассчитывается одной суммой по всем коммунальным услугам, поэтому выплата будет приостанавливаться в независимости от того, за какой вид ЖКУ имеется задолженность.

 

Вопрос: Что делать, если выплата ЕСВ приостановлена (прекращена) в связи с наличием задолженности за ЖКУ?

Ответ: При поступлении в управление социальной защиты населения сведений от организации, взимающей плату за жилищно-коммунальные услуги, о том, что задолженность погашена в полном объеме, возобновление выплаты ЕСВ производится с 1 числа месяца, с которого выплата ЕСВ была приостановлена (при условии сохранения у гражданина права на ее получение за указанный период) автоматически.

В случае непогашения задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги или частичного погашения задолженности для возобновления (восстановления) ЕСВ гражданам, которым выплата была приостановлена (прекращена) по причине наличия задолженности, необходимо обратиться в управление социальной защиты населения (каб. 208) с заявлением и соглашением о погашении задолженности. Возобновление (восстановление) выплаты ЕСВ в этом случае также производится с месяца приостановления выплаты ЕСВ, но не более чем за 3 года, предшествующие месяцу обращения за восстановлением.

      

Вопрос: Необходимо ли предоставлять документ, подтверждающий отсутствие задолженности при первичном обращении за назначением ЕСВ?

Ответ: В соответствии с требованиями федерального законодательства компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам отдельных категорий при отсутствии у них задолженности, поэтому при первичном обращении за назначением ЕСВ граждане должны предоставлять документ, подтверждающий отсутствие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или, при наличии задолженности, соглашение по ее погашению.

Если у гражданина, впервые обращающегося за назначением ЕСВ, есть задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг и им не представлено соглашение по ее погашению, ЕСВ не назначается.

Соглашение по погашению задолженности можно заключить, обратившись непосредственно в Единый расчетный кассовый центр, ДЭК, Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области (в зависимости от того, по каким услугам сложилась задолженность). Кроме того, вопросы, связанные с погашением задолженности за ЖКУ, а также с оформлением мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг можно решить в Управлении социальной защиты населения. В актовом зале управления (каб.305) каждый третий четверг месяца проводится «Коммунальный четверг», на котором присутствуют представители ООО «Единый расчетный кассовый центр», ПАО «ДЭК», МКУ «Жилищный центр», а также представители Управления социальной защиты.

Цель проведения этого мероприятия – оказать помощь гражданам в решении вопроса погашения задолженности, оформлении при наличии права льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.

По вопросам предоставления мер социальной поддержки Вы можете обратиться по адресу: г. Свободный, ул.40 лет Октября, 92, кабинет № 208, № 206, № 205 с 9-00 до 15-00, перерыв на обед с 13-00 до 14-00 кроме субботы и воскресенья или по телефону:5-51-13, 5-51-12, 5-51-60. Телефон начальника управления 5-51-18.»

 

какие права помогают экономить на жилищно-коммунальных услугах

Российские семьи тратят на коммуналку около 10% всех доходов.

Наталия Богатырева

юрист

Профиль автора

Но это средние значения. У пенсионеров и одиноких родителей плата за квартиру может составлять половину пенсии или пособия. По данным Росстата, 24% российских семей оплачивают коммунальные услуги с помощью соцподдержки: кто-то платит меньше за счет льгот, кому-то часть оплаты возвращают в виде компенсаций, а кто-то получает субсидии.

Однако право не платить лишнего есть у каждого, оно не зависит от социального статуса и размера зарплаты. Если в трубах еле теплая вода, можно требовать пересчитать плату или отменить ее целиком. Можно поставить счетчики и платить только за то, что реально потратили. И не платить за то, что использовали соседи. Если у квартиры несколько владельцев, счета можно разделить. А капремонт хоть и обязательный, но кое-кто может за него не платить.

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Переслать через вотсап

Основные права, которые помогут сэкономить на жилищно-коммунальных услугах, — в таблице и удобных карточках. Сохраняйте на память, делитесь с близкими и используйте в жизни.

Получить субсидию, если платите слишком много

Основание. ЖК РФ ст. 159, правила предоставления субсидий на услуги ЖКХ, пост. правительства № 541 п. 1 подп. «б»

Как это работает. Государство устанавливает стандарт расходов на жилищно-коммунальные услуги. Если семья тратит больше этого стандарта, она может получить субсидию. По статистике, такие выплаты получают 5,6% российских семей.

Какие расходы считаются допустимыми, устанавливают субъекты РФ. То есть в разных регионах будут разные значения — например 10, 15 или 20% от семейного дохода. Больше 22% субъекты РФ установить не могут, это федеральный стандарт.

Чтобы назначить субсидию, орган власти сравнивает доходы семьи и расходы на коммуналку. Считают так: складывают все доходы семьи за полгода и делят на шесть. Если человек живет один, возьмут только его личные доходы. Расходы считают за последний месяц. Их оценивают по оплаченным квитанциям за ЖКУ: содержание жилья, холодное и горячее водоснабжение, отопление, вывоз мусора, свет и др.

Если на ЖКУ уходит больше, чем предусмотрено региональным стандартом, назначают субсидию. Можно вернуть все деньги, потраченные на коммуналку, или их часть. Больше реальных затрат на ЖКУ не заплатят.

Обращаться за субсидией нужно в орган, который занимается назначением субсидий по вашему адресу. Обычно они так и называются: «центр субсидий», «отдел субсидий». Возможно, в вашем регионе заявления принимают через МФЦ или госуслуги. Проверьте.

См. также:

Продлить субсидию без заявления до 1 апреля 2021 года

Основание. Пост. правительства № 420 п. 3

Как это работает. Субсидию назначают на полгода, потом документы нужно подавать заново. Но в 2020 году из-за коронавируса эти требования отменили. Если срок выплаты субсидии истечет до 1 апреля 2021 года, его автоматически продлят еще на 6 месяцев. Заново подтверждать право на субсидию не придется. Это правило действует с 26 марта.

Во-первых, это удобно: не нужно лишний раз собирать документы и идти в органы соцзащиты.

Во-вторых, временный порядок поможет получить выплату большему числу семей. За полгода члены семьи могли получить дополнительный заработок или платежи за коммуналку могли уменьшиться, например из-за отпуска или отключения горячей воды. Но при автоматическом продлении выплаты не нужно подавать заявление и заново рассчитывать долю расходов на коммуналку. Поэтому семья не потеряет право на выплату и сможет получать субсидию еще полгода.

Через полгода, когда истечет срок выплаты субсидии, в орган, который ее назначил, нужно будет принести документы, подтверждающие реальные расходы на ЖКУ. На это дают 10 рабочих дней. На основании этих документов субсидию пересчитают. Если окажется, что вам недоплатили, — доплатят. Но если выяснится, что субсидию выплатили в большем размере, разницу при продлении с октября по апрель придется вернуть. При продлении субсидии еще на полгода переплату просто засчитают в счет будущих выплат.

См. также: Заявления и справки не нужны: что изменилось при оформлении субсидии на услуги ЖКХ

Все о том, как жить в России

И взаимодействовать с УК и соседями — в нашей рассылке. Подпишитесь, чтобы не пропустить важные статьи

Получить льготу на оплату услуг ЖКХ

Основание. ЖК РФ ст. 160

Как это работает. В федеральных и региональных законах установлены льготы по оплате услуг ЖКХ для разных категорий граждан. По сути, это скидка на жилищно-коммунальные услуги, причем некоторым гражданам их вообще можно не оплачивать. Но лучше уточнить в ближайшей соцзащите, как это происходит: обычно расходы компенсируют, то есть сначала нужно заплатить, а потом вернут деньги или их часть.

Льготы связаны с особым социальным статусом. Пока есть такой статус, есть льгота. Например, их дают ветеранам, инвалидам, чернобыльцам, героям, учителям в сельской местности, многодетным семьям, детям-сиротам. Есть федеральные льготы, а есть региональные. Поэтому в одном субъекте РФ многодетной семье компенсируют затраты на услуги ЖКХ, а в другом могут и не компенсировать.

Узнать, есть ли у вас льготы на жилищно-коммунальные услуги, можно в ближайшем органе соцзащиты. Еще можно воспользоваться сайтом ЕГИССО — единой государственной системы социального обеспечения. Там есть социальный калькулятор, который поможет узнать о положенных льготах, а также личный кабинет — в нем можно посмотреть, что вам уже назначили.

См. также: Льготы по ЖКХ: кому положены и как оформить

Получить льготу на капремонт

Основание. ЖК РФ ст. 169 ч. 2.1, ФЗ № 181-ФЗ ст. 17 ч. 14, закон № 4301-1 ст. 5 п. 1, ФЗ № 5-ФЗ ст. 14 п. 1 подп. 8, ст.  15 п. 1 подп. 5, ст. 16 п. 1 подп. 5, закон № 1244-1 ст. 14 ч. 1 п. 3

Как это работает. Капремонт оплачивают все собственники квартир. Но для некоторых граждан закон сделал исключения. Есть региональные льготы, установленные на основе жилищного кодекса, а есть федеральные, для особых категорий граждан.

Региональные льготы. Жилищный кодекс разрешает субъектам РФ вводить льготы на капремонт неработающим пенсионерам. Их могут назначить, если пенсионеры живут одни, а также если все члены семьи пенсионеры или инвалиды и никто не работает. Например, если в квартире живут только супруги-пенсионеры. Пенсионерам компенсируют часть затрат на капремонт. Сколько — зависит от возраста:

  • пенсионерам старше 70 лет — 50% расходов;
  • пенсионерам старше 80 лет — 100% расходов.

Даже если компенсация установлена в размере 100%, не факт, что получится вернуть все уплаченное. Ее рассчитывают исходя из региональной нормы жилой площади на человека для выплаты субсидий. В Саратове, например, для одинокого человека это 38 м². Если у пенсионера в собственности несколько квартир или одна квартира большей площади, компенсируют только взносы, рассчитанные по норме.

Региональные льготы на капремонт — это не скидка, а компенсация. Чтобы ее получить, нужно сначала уплатить все взносы целиком, а потом уже пойти в орган соцзащиты и оформить возврат. Автоматически эта льгота не применяется. Если просто не оплачивать квитанции после 80 лет, могут насчитать долг и взыскать через суд.

Федеральные льготы. Граждане особых льготных категорий платят за капремонт меньше независимо от возраста: это часть их льгот на оплату услуг ЖКХ. Расходы компенсируют инвалидам первой и второй групп, детям-инвалидам, чернобыльцам, героям СССР и РФ, полным кавалерам ордена Славы, инвалидам и участникам ВОВ, инвалидам и ветеранам боевых действий и членам их семей. Кому-то компенсируют 50% расходов на оплату жилья, кому-то — полностью всю сумму, это зависит от льготной категории.

Что именно получают льготники — скидку или компенсацию, — указано в законе, который устанавливает льготу. Для каждой категории он свой. Инвалиды получают компенсацию, а герои СССР и РФ — освобождение от уплаты. Все это лучше узнать заранее в соцзащите, чтобы понимать, на что рассчитывать.

Кто имеет право на льготы в вашем регионе, лучше уточнить в соцзащите или у регионального оператора капремонта. Субъекты РФ могут вводить дополнительные компенсации, например для малоимущих семей. Все льготы москвичам можно посмотреть на сайте фонда капитального ремонта Москвы.

См. также:

УЧЕБНИК

Как жить в России

Расскажем о налогах и правах, поможем не теряться при поиске квартиры и оплате коммунальных услуг

Начать учиться

Отключить радиоточку и телевизионную антенну

Основание. Правила оказания услуг связи для теле- и радиовещания п. 45

Как это работает. Если в вашей квитанции есть строка с платой за радиоточку или общую телевизионную антенну, от них можно отказаться. Сейчас ими редко пользуются. А деньги понемногу могут списываться — за несколько лет набежит ощутимая сумма.

Расторгнуть договор и перестать оплачивать эти услуги может собственник квартиры. Он может сделать это в любое время и в любом городе. К кому обращаться, можно узнать в ТСЖ или управляющей компании. Позвоните, напишите или отыщите информацию на сайте поставщика услуг радио- и телевещания. Напишите заявление и подайте его — на личном приеме, через сайт, в МФЦ или по почте. Вам расскажут, как можно, а вы выберете удобный способ. Приготовьте последние квитанции, чтобы подтвердить отсутствие долгов, и паспорт.

Дождитесь, пока к вам придет сотрудник из этой организации и отключит антенну или радиоточку. Все, теперь за них можно не платить.

См. также: Как отказаться от коллективной антенны в квартире

Установить счетчики и платить только за использованные воду, газ и свет

Основание. Правила предоставления коммунальных услуг п.  42

Как это работает. Если в квартире нет счетчиков, за свет, воду и газ нужно платить по нормативам. Это значит, что государство посчитало, сколько примерно ресурсов тратит один человек. Так как оно не знает, сколько реально тратите вы, оно применяет эти нормативы. Обычно нормативы выше, чем реальные потребности людей. Кто-то проводит много времени на работе, кто-то живет в квартире нерегулярно. Но платят так, будто пользуются водой и электричеством по полной.

Раньше счетчиков не было нигде — и все платили по нормативам. Потом государство решило, что ресурсы нужно экономить, и обязало всех собственников их установить. Но так как за отсутствие счетчиков не штрафуют, во многих квартирах их нет до сих пор. Поэтому с 2017 года в этом случае оплату рассчитывают исходя из повышенного норматива — чтобы жить без счетчиков было еще дороже. Иногда поставить счетчик действительно выгоднее.

Если поставить счетчики на свет, воду и газ, счета выставят только за реально потраченные кубометры и киловатт-часы. Счетчик можно поставить даже на отопление, но тут есть особенности. Просто поставить счетчик себе на батарею и платить по нему не получится. Нужно, чтобы все жильцы дома тоже эти счетчики поставили.

Если семья пользуется водой экономно, на лето уезжает на дачу, а в рабочие дни домой все приходят только по вечерам, счетчики могут быть гораздо выгоднее оплаты по повышенным нормативам.

Продолжать платить по нормативу выгодно тем, кто живет в квартире без прописки. Например, в квартире зарегистрирован один человек, а живут шестеро. Они тратят больше воды, чем предусмотрено нормативом, даже с повышенным коэффициентом.

Но тут нужно учитывать риск: соседи могут сообщить в УК или ТСЖ, что в квартире живет больше людей, чем прописано. Или они сами догадаются. Тогда могут составить акт о количестве временно проживающих. Квитанции пересчитают, и платить по нормативу придется уже за всех. Копию акта, кроме того, отправят в полицию.

См. также:

Не платить за время отсутствия, если счетчики поставить нельзя

Основание. Правила предоставления коммунальных услуг п. 86

Как это работает. Если в квартире стоят счетчики, платить за воду, свет и газ за время отсутствия не нужно. Тут важно не забывать и вовремя передавать показания, иначе могут рассчитать плату по средним значениям. Потом ее пересчитают, но заплатить все равно придется.

Если счетчиков нет, дело усложняется. Раньше в ТСЖ или УК можно было принести заявление об отсутствии по месту жительства, тогда платежи могли пересчитать. Раз человека нет, значит, он ничем не пользовался. Но такое правило с 2017 года не действует. Если нет счетчиков, нужно платить по нормативам, даже если в квартире никто не живет. Это правило не действует в одном случае: в квартире технически невозможно установить счетчики. Тогда за воду и свет в квартире, где никто не живет, платить не придется.

Вот когда в квартире можно не ставить счетчики:

  1. Счетчик некуда ставить.
  2. Трубы или проводка в аварийном состоянии.
  3. К счетчикам нельзя подобраться, чтобы снять показания.
  4. Нельзя обеспечить нормальные условия для корректной работы счетчика из-за влажности, температурного режима или электромагнитных помех.
  5. Есть другие причины, перечисленные в приказе Минрегиона.

Если действительно нет технической возможности установить счетчики, нужно подтвердить это актом. Уточняйте в УК или ТСЖ, кого для этого следует вызвать.

При наличии такого акта можно написать заявление в УК или ТСЖ, если уезжаете больше чем на 5 дней, и не платить за коммунальные ресурсы. Можно подать заявление заранее, тогда оплату не будут начислять. Но не всегда известно, когда получится вернуться, поэтому можно подать заявление по возвращении — и начисленные платежи пересчитают.

См. также:

Поставить многотарифный счетчик на свет

Основание. Основы ценообразования в электроэнергетике п. 70, приказ ФСТ № 1473-э

Как это работает. Сэкономить на плате за свет поможет многотарифный счетчик. Жильцы дома вправе самостоятельно выбирать, какой счетчик ставить.

Многотарифный счетчик позволяет применять разные тарифы для разного времени суток. Например, льготные тарифы устанавливают ночью, когда люди спят и нагрузка на сеть снижена. Государству выгоднее, чтобы нагрузка была равномерной, поэтому оно стимулирует людей перераспределять расход электричества на ночное время.

Счетчики бывают двух- и трехтарифными. В трехтарифных, кроме условного разделения на дневное и ночное время, выделяется пиковое время, когда люди активнее всего пользуются электричеством.

Временные интервалы для многотарифных счетчиков

Двухтарифный счетчик Трехтарифный счетчик
С 7:00 до 23:00 С 7:00 до 10:00 и с 17:00 до 21:00
С 23:00 до 7:00 С 10:00 до 17:00 и с 21:00 до 23:00
С 23:00 до 7:00

Временные интервалы для двухтарифных счетчиков:

  • с 7:00 до 23:00;
  • c 23:00 до 7:00.

Для трехтарифных счетчиков:

  • с 7:00 до 10:00 и с 17:00 до 21:00;
  • c 10:00 до 17:00 и с 21:00 до 23:00;
  • с 23:00 до 7:00.

Дешевле всего электричество стоит ночью, дороже всего — в пиковые часы. Поэтому, если запланировать включение стиральной машинки на ночное время, электричества она потратит столько же, но стоить это будет дешевле.

Обращаться за установкой многотарифного счетчика нужно в энергосбыт или аналогичную организацию, которая обслуживает ваш дом. Устанавливать счетчик своими силами нельзя.

См. также:

Поставить общедомовый счетчик, если его еще нет

Основание. ФЗ № 261-ФЗ ст. 13 ч. 7

Как это работает. Счетчик можно поставить не только на свою квартиру, но и на дом целиком. Тогда весь дом будет оплачивать электричество, воду и отопление по фактическим затратам, а не по нормативу. Это позволит сэкономить на оплате коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общедомового имущества, сокращенно КР на СОИ. Например, на освещении в коридорах и во дворе.

Предполагается, что общедомовые счетчики должны стоять везде. Но пока это не так. Если счетчика нет, плату за коммунальные ресурсы насчитают по нормативу. Разницу между нормативным общедомовым потреблением и показаниями индивидуальных счетчиков распределят между всеми собственниками дома.

Если поставить счетчик, можно будет платить меньше. Тут есть два варианта.

Без общего собрания собственников дома. Сначала плату тоже рассчитают по нормативу, но потом раз в год ее будут пересчитывать с учетом показаний счетчика. Причем в меньшую сторону пересчитать могут, а вот наоборот — нет. Если реально дом потратил больше, чем предусмотрено нормативом, разницу оплатит УК или ТСЖ. Этот порядок защищает жильцов дома от сверхнормативных трат.

Жилинспекция обнаружила, что УК рассчитала плату за общедомовую электроэнергию исходя из нормативов потребления и не учла показания общего счетчика. Реальный расход по общедомовому счетчику был ниже нормативного. Жилинспекция обязала УК произвести перерасчет, суд подтвердил, что так и надо.

С общим собранием собственников дома. На общем собрании можно проголосовать за то, чтобы сразу платить по счетчику и ничего не пересчитывать. Это выгодно, если реально дом тратит меньше норматива. Но если фактическое потребление выше нормативного, такой вариант выгоден только УК, потому что вся переплата ляжет на плечи собственников квартир. Оцените, нужно вам это или нет, перед тем как выносить вопрос на общее собрание.

Если в вашем доме нет ни УК, ни ТСЖ, счетчик тоже можно поставить. Оплачивать свет, воду, газ, отопление нужно будет напрямую поставщикам коммунальных ресурсов. Называться в квитанциях это будет по старинке — ОДН. В этом случае платежи не ограничены нормативом, такое правило действует с 1 июля 2020 года. То есть при прямом управлении сэкономить можно только одним способом: поставить счетчик и меньше тратить.

См. также: Как экономить на общедомовых нуждах

Заключить договоры с поставщиками услуг и платить им напрямую

Основание. ЖК РФ ст. 155 ч. 7.5, ст. 157.2

Как это работает. Обычно у каждого дома есть управляющая организация — УК или ТСЖ, которая следит за домом, разбирается с поставкой и оплатой коммунальных ресурсов. Но не всегда ей можно доверять: встречаются нечестные управляющие организации, которые забирают себе платежи за коммуналку от собственников и не передают их поставщикам. В результате у дома могут быть миллионные долги, хотя люди честно все оплатили.

Чтобы такого не было, закон разрешает заключать договоры напрямую с поставщиками коммунальных ресурсов — энергосбытом, горгазом, водоканалом. Это могут быть государственные, муниципальные или частные организации — все зависит от конкретного населенного пункта. В этом случае УК и ТСЖ не будут иметь никакого отношения к платежам за отдельную квартиру. Им нужно будет оплачивать только затраты на коммунальные ресурсы для содержания общедомового имущества, в платежке для этого останутся отдельные строки.

Чтобы перейти на такую систему расчетов, нужно провести общее собрание собственников. На нем жильцы должны решить, как им удобнее платить за коммуналку. Это должно быть общее решение: либо все жильцы будут платить напрямую водоканалу, либо все будут платить через УК. Зато можно выбрать, что именно оплачивать напрямую. Например, перевести на прямые договоры только оплату горячей воды и отопления.

В почтовый ящик или на электронную почту будет приходить сразу несколько квитанций. Кому-то это неудобно, если привыкли платить за все разом. Зато можно не переживать, что УК насчитала что-то от себя или не перевела деньги водоканалу и энергосбыту.

См. также: Платить за ЖКХ можно напрямую поставщику услуг

Узнать заранее об отключении воды и света за долги

Основание. Правила предоставления коммунальных услуг п.  117

Как это работает. Если не платить за коммунальные услуги, их могут отключить. Закон это разрешает. Тут есть несколько ограничений: нельзя, чтобы это создавало угрозу жизни и здоровью граждан или нарушало права других лиц. Например, если в квартире живут две семьи и одна честно платит по счетам, отключать всю квартиру от света несправедливо.

Отключить свет, воду или газ могут, если задержать плату больше чем за два месяца. Об этом должны предупредить заранее — за 20 дней. Уведомление могут вручить лично, отправить по почте заказным письмом, а могут просто включить в платежку или позвонить и сообщить по телефону. Все это считается допустимым.

Если не погасить долг, сначала предоставление услуги ограничивают, а через 10 дней могут отключить совсем. Запрещается отключать отопление, а в многоквартирных домах — еще и холодное водоснабжение. Если погасить долги, воду и свет должны вернуть в течение двух календарных дней. До конца 2020 года за долги по коммуналке свет и воду не отключат — из-за пандемии.

См. также:

Не платить за соседей по дому, если у них долги

Основание. ЖК РФ ст. 30 ч. 3

Как это работает. Если ваши соседи задолжали большие суммы по ЖКХ, вам не придется за них платить. Долги за жилищно-коммунальные услуги — это личные долги соседей. Их могут списать через суд и с помощью приставов. Но не могут раскидать на всех остальных жильцов, которые исправно оплачивают свои квитанции. Взыскать деньги с соседей-должников — задача УК или ТСЖ.

См. также: Кому придется отдавать долг, если соседи не платят за коммунальные услуги

Завести новый лицевой счет и не платить по долгам прошлого владельца

Основание. ЖК РФ ст. 153 ч. 2 п. 5

Как это работает. Иногда бывает, что человек покупает квартиру, а по ней числится долг за ЖКХ. Обычно это решают еще на стадии заключения договора: или покупатель берет эти расходы на себя, или продавец выплачивает все за счет аванса. Однако продавец может пообещать, но не заплатить, или просто про долги становится известно уже после оформления сделки.

В этом случае можно решить все безболезненно: пойти к тем, кто выставляет квитанции, и попросить завести новый лицевой счет для оплаты коммунальных услуг. К заявлению можно приложить копию выписки из ЕГРН, чтобы подтвердить переход права собственности. Квитанции выставляют ТСЖ, УК и ресурсоснабжающие организации — водоканал, горгаз, энергосбыт, оператор капремонта и т. д.

Собственники квартир обязаны содержать их и оплачивать коммунальные ресурсы только с того момента, как стали собственниками. Долг предыдущего собственника можно взыскать через суд, но лично с него.

Исключение — капремонт. Тут жилищный кодекс ввел особое правило: долги по капремонту переходят новому собственнику квартиры от старого. Новый лицевой счет заводить нет смысла.

См. также:

Разделить лицевой счет с другими собственниками

Основание. Пост. Пленума ВС РФ № 22 п. 27

Как это работает. Если у квартиры несколько собственников, они могут разделить оплату между собой. Каждый будет платить только за свою часть квартиры, пропорционально. Для этого им нужно завести несколько лицевых счетов.

Например, в квартире живут бывшие муж с женой. Они развелись, но пока возможности разъехаться нет. Разделить лицевые счета — способ решить вопросы с коммуналкой.

Или квартира досталась брату и сестре по наследству, в равных долях. Брат не собирается платить за квартиру. Сестра не хочет брать на себя его долги. Она может принести в УК заявление и завести на себя отдельный лицевой счет.

Каждому из собственников будет приходить отдельная платежка, и долги, если такие появятся, они тоже будут погашать по отдельности.

См. также: Как разделить коммунальные платежи между собственниками

Пересчитать плату, если качество услуг не устраивает

Основание. Правила предоставления коммунальных услуг п. 98

Как это работает. Коммунальные услуги должны оказываться качественно. То есть вода должна быть чистой и нужной температуры, а батареи — отапливать помещение по сезону. Нормы устанавливают санпины и госты. Например, для холодной и горячей воды это СанПиН 2.1.4.2496-09 и СанПиН 2.1.4.1074-01. Температура горячей воды должна быть не ниже 60° C и не выше 75° C.

Если качество коммунальных услуг не устраивает, плату за них можно пересчитать. Можно даже полностью вернуть все расходы на коммуналку, если нарушения серьезные. Сначала нужно подать жалобу непосредственно в УК, ТСЖ или поставщику коммунальных ресурсов. Если там не ответят, дальше можно жаловаться в Роспотребнадзор, жилинспекцию и прокуратуру. А можно подать исковое заявление в суд.

По законодательству о защите прав потребителей с УК, ТСЖ или поставщика кроме переплаты за некачественно оказанные услуги можно взыскать штраф в размере 50%, убытки и моральный ущерб. Например, если пришлось покупать обогреватель — это убытки. А если в квартире было холодно, дети часто болели и не ходили в садик — это моральный ущерб.

См. также:

Оштрафовать поставщика услуг за завышенные платежи

Основание. ЖК РФ ст. 156 ч. 11, ст. 157 ч. 6

Как это работает. Если УК, ТСЖ или поставщик услуг незаконно завышает платежи и вы это заметили, можете его оштрафовать. Вы получите на свой счет 50% от переплаты. Неправильно начисленные платежи тоже должны пересчитать, и если вы уже заплатили больше, то переплату вернут — а сверху еще 50% штрафа. Если вы еще ничего не заплатили, штраф все равно можно получить.

Чтобы получить штраф, нужно обратиться с заявлением к поставщику, УК или ТСЖ. Они могут отказаться платить штраф, только если докажут, что расчет верный или они не виноваты в случившемся. Например, вы не предоставили информацию о льготах.

Если они не ответят или откажут, через месяц можно подавать жалобу в жилинспекцию.

Выплатить штраф должны в течение 2 месяцев со дня подачи заявления. Могут вернуть деньгами, а могут засчитать как аванс. Тогда на размер штрафа уменьшатся будущие платежи.

См. также: Как оштрафовать управляющую компанию за завышенные счета

Запросить сверку расчетов

Основание. Правила предоставления коммунальных услуг п. 33 подп. «б»

Как это работает. Иногда квитанция за очередной месяц приходит с непонятными суммами или долгом. Чтобы выяснить, ошибка это или нет, откуда взялись эти суммы, можно запросить сверку расчетов. Это поможет разобраться в начислениях и увидеть, какие платежи не зачислились на лицевой счет. Такое бывает, если, например, поменять способ оплаты квитанций.

Акт сверки расчетов пригодится, если решите оспаривать начисления: с ним можно идти в жилинспекцию, прокуратуру и суд. Он подтвердит, когда и какие платежи выставлялись и что было реально оплачено.

Поставщики жилищно-коммунальных услуг обязаны объяснять, как они рассчитали выставленную плату, откуда взялись пени и штрафы.

Акт сверки должны составить сразу. Если будут обнаружены какие-то недочеты, платежи должны пересчитать — и сразу выдать правильный документ на оплату. Сверку расчетов можно провести на личном приеме. Другой вариант — отправить поставщику или УК письменную претензию с просьбой провести сверку расчетов, указав, что именно вызвало у вас вопросы.

Если ответа не будет или сверка не покажет никаких ошибок, можно обращаться с жалобой в жилинспекцию.

См. также: Как пожаловаться на управляющую компанию

Получить возмещение ущерба, если произошла авария

Основание. Закон «О защите прав потребителей» ст. 17

Как это работает. Если ваше имущество пострадало из-за жилищно-коммунальной аварии, ущерб можно возместить. Например, если из-за скачка напряжения сгорели электрические приборы или из-за гидроудара прорвало трубу и квартиру затопило.

В первую очередь нужно подать заявку в аварийную диспетчерскую службу: сообщить об аварии и ее последствиях. Телефон должен быть на стенде УК или ТСЖ или на их сайте. Сразу нужно вызвать специалиста для осмотра квартиры, оценки ущерба и выявления причины аварии. По итогам осмотра составят акт.

Размер ущерба можно оценить с помощью независимого эксперта. Расходы на вызов эксперта и его работу должна будет возместить организация, по вине которой причинен ущерб, например УК.

После этого нужно отправить виновнику аварии письменную претензию с требованием возместить ущерб, приложив к ней копии акта и экспертного заключения. Если нет ответа или пришел отказ, нужно обращаться в суд. Госпошлину платить не придется.

См. также:

Оплачивать коммунальные услуги без комиссии

Основание. Правила предоставления коммунальных услуг п. 65 подп. «а», КоАП РФ ст. 14.8 ч. 4

Как это работает. Компания, которая оказывает жилищно-коммунальные услуги, должна предоставить хотя бы один способ оплатить их без комиссии. Например, договориться с каким-нибудь банком или принимать платежи в кассе. Не может быть такого, чтобы все способы оплатить коммуналку были с комиссией.

Обычно все варианты оплатить счет указаны на квитанции. Если их там нет, звоните или пишите компании, которая оказывает услуги. Это может быть УК или, например, водоканал. Они расскажут, как платить без комиссии.

Сама по себе комиссия законна, но должна быть альтернатива. Если ее нет, можно жаловаться в Роспотребнадзор. Тогда компанию заставят обеспечить хотя бы один способ оплачивать коммунальные услуги без дополнительных трат.

См. также:

Не платить за навязанные услуги

Основание. Пост. правительства № 290, определение ВС РФ № 5-КГ18-178

Как это работает. Не все, что написано в платежке, обязательно оплачивать. УК может включить туда расходы, которые никто не согласовывал. Какие услуги УК обязана оказывать и за что она может взимать деньги, определяется договором, который собственники квартир с ней заключают. А что именно будет в договоре, решают на общем собрании собственников.

Есть минимальный перечень услуг, которые обязаны оказывать все УК, ТСЖ или другие управляющие организации. Туда входит, например, мытье окон и уборка коридоров. Но управляющая организация может оказывать и другие услуги, сверх этого перечня. Это возможно, только если общее собрание собственников такие услуги согласовало.

Если в вашей платежке указан консьерж или охранник, проверьте, точно ли ваш дом соглашался на оплату таких услуг. Копию протокола можно запросить в управляющей организации. Если она отказывает, стоит написать в жилинспекцию.

Если окажется, что услуга навязана и собственники ее не согласовывали, управляющей организации придется убрать ее из платежек и пересчитать сумму.

См. также:

Не платить коллекторам и жаловаться на них в ФССП

Основание. ЖК РФ ст. 155 ч. 18

Как это работает. Долги за ЖКХ можно взыскивать только через суд и с помощью судебных приставов. Их нельзя передавать коллекторам. Это правило действует с июля 2019 года. Частные организации не могут звонить пенсионерам-должникам и их родственникам и требовать выплатить долг. Это незаконно.

В случае долга по кредиту коллектор может позвонить, а по коммуналке — не может. Логика тут в том, что за квартиру платить нужно всем, а деньги есть не у каждого. И должником можно стать не по своей воле — если, например, заболел или потерял работу. Поэтому государство пытается оберегать людей в сложном положении от коллекторов. Одно дело, когда человек не платит по кредиту за Айфон, и другое — если ему нечем платить за газ и воду.

Если по коммунальным долгам все-таки звонят коллекторы, можно жаловаться судебным приставам — в ФССП России.

См. также: Коллекторам запретили требовать долги за услуги ЖКХ

Не платить неустойку за долги по ЖКХ до 1 января 2021 года

Основание. Пост. правительства № 424

Как это работает. До конца 2020 года действует мораторий на начисление пеней по коммунальным услугам. Долги не списывают и не отменяют, однако штрафные санкции не применяются. Это поможет немного уменьшить общий размер долга.

На сумму долга по коммунальным платежам обычно начисляют пени. Это должно стимулировать людей побыстрее выплатить долг. Размер пеней привязан к ставке Банка России. Чем дольше не платить, тем больше пеней начислят.

Но в 2020 году все пени заморозили — они не увеличивают сумму долга. Кроме того, свет и воду не отключат за долги: это тоже временная мера из-за коронавируса. Продлят эти меры на 2021 год или нет, пока неизвестно.

См. также: Должникам за коммунальные услуги не будут начислять неустойку до конца 2020 года

С 1 января 2021 года изменится порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

Государственной Думой РФ принят Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. № 442-ФЗ «О внесении изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 442-ФЗ).

Указанным законом изменена часть 5 статьи 159 Жилищного кодекса РФ, регулирующая порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – субсидии).

Так, в настоящее время согласно части 5 статьи 159 Жилищного кодекса РФ субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

В новой редакции указанной части статьи 159 Жилищного кодекса РФ, которая начнет действовать с 1 января 2021 года, субсидии не будут предоставляться гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем за три последних года.

Таким образом, для отказа в предоставлении субсидии необходимо наличие у гражданина подтвержденной судом задолженности, образовавшейся за период не более чем за три последних года.

Данное правило также распространяется и на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, предоставляемую в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса РФ.

Информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение будет получать из ГИС ЖКХ.

При этом, с 1 января 2021 года органы государственной власти должны самостоятельно запрашивать сведения, получаемые из других государственных органов, которые необходимы для принятия решения о предоставлении субсидий. Требовать от граждан документы, содержащие указанные сведения, не допускается.

Кроме того, в соответствии с Законом № 442-ФЗ субъект Российской Федерации своим законом может установить направление субсидий напрямую управляющей или ресурсоснабжающей организациям.

Долги субсидии не помеха. Но только если у артемовцев нет судебного решения о задолженности

После вступивших в силу с 1 января поправок в Жилищный кодекс (ст. 159 и 160) изменились правила назначения жилищных субсидий и компенсаций расходов на жилищные и коммунальные услуги (ЖКУ).

О переменах рассказал на пресс-часе руководитель муниципального «Центра по расчету и выплате субсидий» Рашит Юсупов.

Жилищные субсидия и компенсация расходов на ЖКУ — это меры социальной поддержки, которые оказывает государство при определенных условиях и определенным категориям граждан.

Назначение и выплаты этих субсидий и компенсаций регламентируются федеральными и региональными законами. А предоставляет их специальный уполномоченный орган после того, как получит и проверит заявление от потенциального получателя и документы, подтверждающие право на меры поддержки. 

Об условиях получения субсидий и компенсаций можно проконсультироваться у специалистов “Центра по расчету и выплате субсидий”.

Субсидии и долги: раньше и теперь

До 1 января 2022 года порядок был такой: если у гражданина, претендующего на субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее — субсидии) или компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (далее — компенсация), была задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, то выплата ему приостанавливалась. Это делалось в любом случае, независимо от срока давности и установления причин возникновения долга. При этом субсидии и компенсации не выплачивались до полного погашения имеющейся задолженности или до утверждения графика ее погашения.

С 1 января ситуация изменилась. Теперь артемовцы могут рассчитывать на назначение субсидии и выплату компенсации даже при имеющемся долге за коммуналку. Откажут заявителю лишь в том случае, если в отношении него есть вступившее в законную силу решение суда о выплате долга. 

Механизм проверки стал иным

До вступления в силу рассматриваемых поправок в закон, Центр субсидий в рамках информационного взаимодействия получал информацию о долгах заявителей напрямую у поставщиков услуг (“Свердловэнергосбыт”, “ГТЭК”, “Экология”, “ОТСК” и других).

С 1 января всю информацию о задолженностях Центр получает с портала ГИС ЖКХ. После получения заявления от жильца, желающего получать субсидию или компенсацию, Центр субсидий делает запрос в ГИС.  

В свою очередь этот портал направляет запрос поставщикам услуг. Поставщики должны в течение 5 дней предоставить в ГИС информацию о том, есть или нет у заявителя задолженность за полученные услуги. 

— Такой порядок должен стимулировать УК и поставщиков услуг проводить работу с должниками: обращаться в суд, получать решения о фиксации долга и обязательно размещать информацию на портале ГИС ЖКХ, — отмечает руководитель Центра субсидий.

Если в этой системе нет судебных актов о непогашенных долгах, то заявителю не откажут и назначат положенные выплаты.

Когда выплаты возобновят

Если выплата компенсации ранее была приостановлена, то, чтобы ее возобновить, гражданин должен погасить всю задолженность и предъявить в Центр субсидий соответствующий документ. После этого компенсация будет выплачиваться с периода, когда произошла приостановка выплаты.

Часть бюджетников заявления не подают

Работники медицинских и фармацевтических организаций, здравоохранения, ветеринарии и социальной сферы сельских территорий теперь могут обращаются в Центр субсидий с пакетом документов и заявлением на компенсацию один раз. Раньше они делали это ежегодно. Если льготник не сменил место работы и адрес, то компенсацию на следующий год ему продлят автоматически. Все действия для продления выполнят Центр субсидий и работодатель. 

— Сейчас работодатель выдает справку такому гражданину на бессрочный период, — поясняет Рашит Юсупов. —  Но если человек уволился, переехал из села, уехал из области в другой регион, то работодатель обязан в течение пяти дней предоставить сведения об этом в Центр субсидий. Также эту информацию может передать нам и сам работник. На это у него по закону есть 15 дней.

В случае, если получатель услуги из льготной категории сменил место работы или жительства (адрес), то ему придется вновь обратиться в Центр субсидий для подачи заявления, так как эта льгота назначается поадресно.

Что такое субсидия

Субсидия − это полная или частичная оплата жилищных и коммунальных услуг, которые могут предоставляться и нанимателям, кто живет в квартире по договору социального найма, и собственникам жилья. Эта оплата имеет целевое назначение и выплачивается из бюджета соответствующего уровня (ст. 159 ЖК РФ).

Субсидии выделяет государство для поддержки малообеспеченных граждан. Они назначаются семьям и одиноким гражданам, у которых низкий уровень доходов. Помощь в оплате жилищных и коммунальных услуг идет в виде частичного или полного погашения расходов на эти услуги. 

Существуют определенные условия предоставления субсидий:

— наличие гражданства РФ;

— регистрация по месту постоянного жительства в жилом помещении, на которое претендуют граждане;

— жилое помещение должно быть в собственности, либо в найме;

— доходы граждан, не позволяющие в полном объеме оплатить расходы за ЖКУ.

Что такое компенсация

В отличии от субсидии, компенсация – это персональная льгота, она не зависит от дохода гражданина или семьи, а назначается тем гражданам, кто по закону имеет право ее получать. Расходы на коммуналку им компенсируются за счет средств бюджета (ст. 160 ЖК РФ). При этом человек вначале оплачивает ЖКУ полностью, а потом ему возвращают его затраты — полностью или частично.

Ежемесячная компенсация жилищно-коммунальных расходов идет, например, ветеранам труда РФ федерального значения (не областным!), инвалидам войны и ветеранам боевых действий. Также право на компенсацию имеют педагоги и медики в сельской местности. Поселок Буланаш, например, считается такой местностью.

По вопросам предоставления субсидий и компенсаций расходов на оплату ЖКУ, а также для предварительной записи на прием артемовцы могут звонить по телефонам: 2-21-92 (отдел субсидий), 2-27-13 (отдел по компенсационным выплатам).

0,96-дюймовый ЖК-дисплей, экран IPS, разрешение 160×80 HD, интерфейс SPI

0,96-дюймовый ЖК-дисплей, экран IPS, разрешение HD 160×80, интерфейс SPI

Обзор

Это обычный модуль ЖК-дисплея, экран IPS, диагональ 0,96 дюйма, разрешение 160×80 HD, со встроенным контроллером, связь через интерфейс SPI.

Характеристики

  • Интерфейс SPI, требуется минимум GPIO для управления
  • Поставляется с ресурсами для разработки и руководством (примеры для Raspberry Pi/Jetson Nano/Arduino/STM32)

Технические характеристики

  • Драйвер: ST7735S
  • Интерфейс
  • : SPI
  • Цвет дисплея: RGB, 65K цветов
  • Разрешение: 160×80
  • Подсветка: светодиод
  • Рабочее напряжение: 3.3В/5В

Интерфейс

СИМВОЛ ОПИСАНИЕ
ВКЦ Питание (вход 3,3 В/5 В)
Земля Земля
DIN Ввод данных SPI
ЦЛК Вход синхронизации SPI
КС Выбор чипа, низкий уровень активности
DC Выбор данных/команд (высокий уровень для данных, низкий уровень для команды)
РСТ Сброс, низкий уровень активности
БЛ Подсветка

Размеры

Ресурсы разработки

Вики: www. waveshare.com/wiki/0.96inch_LCD_Module

Руководство по выбору

ЧАСТИ № Тип Цвет Размер дисплея Размер дисплея (мм × мм) Интерфейсы Driver Размер (мм × мм) PinHeader
0,91 дюймов OLED Module OLED-экран Белый 128×32 22,38×5,58 I2C 1306 36.0×12,5 Разъем Ph3.0
0,95-дюймовый RGB OLED (A) OLED-экран 65K цветной 96×64 20,14×13,42 SPI (4-проводной SPI) 1331 31,7×37,0 угловой/горизонтальный
0,95-дюймовый RGB OLED (B) OLED-экран 65K цветной 96×64 20,14×13,42 SPI (4-проводной SPI) 1331 31.7×37,0 прямой/вертикальный
0,96-дюймовый ЖК-модуль ИПС 65K цветной 160×80 21,70×10,80 4-проводной SPI СТ7735С 32,5×26,0 Разъем Ph3. 0
0,96-дюймовый OLED-экран (A) OLED-экран 1/4 желтая секция, 3/4 синяя секция 128×64 21.7×11,2 3-проводной SPI, 4-проводной SPI, I2C 1306 33,0×33,5 угловой/горизонтальный
0,96-дюймовый OLED-экран (B) OLED-экран 1/4 желтая секция, 3/4 синяя секция 128×64 21,7×11,2 3-проводной SPI, 4-проводной SPI, I2C 1306 33,0×33,5 прямой/вертикальный
1.14-дюймовый ЖК-модуль ИПС 65K цветной 240×135 24,91×14,86 4-проводной SPI СТ7789 35,0×32,0 Разъем Ph3.0
1,28-дюймовый ЖК-модуль ИПС 65K цветной 240×240 Φ32,4 мм 4-проводной SPI GC9A01 40,4×37,5
Φ37. 5
Разъем Ph3.0
1,3-дюймовый ЖК-модуль ИПС 65K цветной 240×240 23,40×23,40 4-проводной SPI СТ7789 45,0×31,0 Разъем Ph3.0
1,3-дюймовый OLED-экран (A) OLED-экран Синий 128×64 29,42×14,7 3-проводной SPI, 4-проводной SPI, I2C Ш2106 40.5×37,5 угловой/горизонтальный
1,3-дюймовый OLED-экран (B) OLED-экран Синий 128×64 29,42×14,7 3-проводной SPI, 4-проводной SPI, I2C Ш2106 40,5×37,5 прямой/вертикальный
1,3-дюймовый OLED-модуль (С) OLED-экран Белый 64×128 14,70×29,42 4-проводной SPI, I2C Ш2107 30. 0×39,5 Разъем Ph3.0
1,5-дюймовый OLED-модуль OLED-экран Белый (16 оттенков серого) 128×128 26,86×26,86 4-проводной SPI, I2C 1327 44,5×37,0 Разъем Ph3.0
1,5-дюймовый OLED-модуль RGB OLED-экран 65K цветной 128×128 26.86×26,86 3-проводной SPI, 4-проводной SPI 1351 44,5×37,0 Разъем Ph3.0
1,54-дюймовый ЖК-модуль ИПС 65K цветной 240×240 27,72×27,72 4-проводной SPI СТ7789 50,0×35,0 Разъем Ph3.0
1,8-дюймовый ЖК-модуль TFT 65K цветной 128×160 34.50×28,30 4-проводной SPI СТ7735С 56,5×34,0 Разъем Ph3. 0
2-дюймовый ЖК-модуль ИПС 262K цветной 240×320 30,60×40,80 4-проводной SPI СТ7789 58,0×35,0 Разъем Ph3.0
2,4-дюймовый ЖК-модуль TFT 65K цветной 240×320 36.72×48,96 4-проводной SPI ИЛИ9341 70,5×43,3 Разъем Ph3.0

Примечание. 0,96-дюймовый OLED-дисплей состоит из желтой верхней части на 1/4 и нижней синей на 3/4, а не обычного двухцветного дисплея.

Плазменные, светодиодные и ЖК-телевизоры

Как работают телевизоры

Прежде чем объяснять различия между каждой технологией, важно понять, как каждый телевизор отображает изображение.

Плазма

Плазменные телевизоры

содержат крошечные карманы газа, и при подаче на них напряжения они переходят в состояние плазмы. Затем напряжение воздействует на ртуть в плазме, излучая ультрафиолетовые (УФ) лучи, которые проходят через люминофорные ячейки для создания изображения. Каждый пиксель в телевизоре содержит три ячейки люминофора: красную, зеленую и синюю, и эти три цвета объединяются для получения цвета. По сути, плазменным телевизорам не требуется подсветка, и каждый пиксель излучает сам себя, поскольку излучает собственный свет.

ЖК-дисплей

В отличие от плазменных телевизоров, в жидкокристаллических телевизорах используется подсветка. Первоначально в ЖК-телевизорах в качестве подсветки использовались флуоресцентные лампы с холодным катодом (CCFL). Это длинные трубки, расположенные горизонтально поперек экрана за ЖК-панелью. Когда свет включается, он подает напряжение на пиксели, заставляя их поворачиваться определенным образом, пропуская свет и создавая изображение. Когда он хочет отобразить черный цвет, пиксели поворачиваются, чтобы создать непрозрачный экран, через который не проходит свет. Это то, что отличает их от плазменных телевизоров, потому что каждый пиксель не излучает сам себя.

Светодиод

Светодиодные (LED) телевизоры

такие же, как и традиционные ЖК-телевизоры, но вместо подсветки CCFL в них используется множество светодиодных ламп меньшего размера. Он воспроизводит изображение так же, как и обычный ЖК-телевизор, потому что он по-прежнему использует ЖК-панель, но имеет больший контроль над подсветкой. Светодиоды могут быть размещены по краям, что называется светодиодной подсветкой по краям, или по всей задней панели, что называется либо прямой светодиодной подсветкой, либо подсветкой полного массива.Вы можете увидеть различия между LCD и LED телевизорами ниже.

Также важно отметить, что светодиод — это просто маркетинговый термин, используемый производителями для описания своей подсветки. Технически они по-прежнему являются ЖК-телевизорами, но, поскольку сейчас их называют светодиодными, мы даже обозначаем их как светодиодные, и мы продолжим делать это в этой статье.

Узнайте о различиях между полноэкранным и боковым локальным затемнением

ЖК-подсветка Полная светодиодная подсветка Светодиодная боковая подсветка

Основные отличия

Плазменные и светодиодные телевизоры

имеют свои преимущества и недостатки с точки зрения качества изображения, цены, конструкции и доступности.Обычно считается, что плазменные телевизоры обеспечивают лучшее качество изображения из-за превосходного коэффициента контрастности, но светодиодные телевизоры стали более популярными из-за других факторов, таких как более низкая стоимость и большая доступность.

Ниже вы можете увидеть разницу в качестве изображения между двумя старыми телевизорами 2013 года. Понятно, что в то время плазма была лучше, но с тех пор и светодиодные телевизоры стали лучше, поэтому качество изображения значительно улучшилось.

Плазменный телевизор — Samsung N5300

Светодиодный телевизор LG LN5400

Коэффициент контрастности

Коэффициент контрастности

был одним из основных преимуществ и преимуществ плазменных телевизоров. Поскольку каждый пиксель излучал свой собственный свет, он просто отключался, когда хотел отобразить черное изображение. Это позволяло телевизору отображать очень глубокий черный цвет, но, поскольку в плазме всегда оставался небольшой заряд, уровень черного по-прежнему не был идеальным.

С другой стороны, светодиодные телевизоры не могут обеспечить идеальный уровень черного, поскольку подсветка всегда включена. Тем не менее, технология развивалась, чтобы значительно улучшить контрастность светодиодных телевизоров, даже до такой степени, что она также хороша, как когда-то была плазма.В телевизорах есть два основных типа ЖК-панелей: вертикальное выравнивание (VA) и плоскостное переключение (IPS). Панели VA обеспечивают лучшую контрастность, чем IPS, а высококачественные телевизоры также имеют функцию локального затемнения, которая отключает определенные зоны светодиодной подсветки. Тем не менее, вы не получите идеальный уровень черного, но большинство современных светодиодных телевизоров воспроизводят настолько глубокий черный цвет, что даже в темноте он выглядит как идеальный уровень черного. Для справки, плазменные телевизоры имели максимальную контрастность около 4000:1, согласно данным DisplayMate.com, но некоторые современные светодиодные телевизоры могут достигать контрастности более 20000:1 с включенным локальным затемнением, например Samsung QN90A QLED.

Узнайте больше о коэффициенте контрастности

Управление яркостью и отражением

Светодиодные телевизоры

здесь явно выигрывают, и это одна из причин, по которой они превзошли плазмы по популярности. Светодиодные телевизоры становятся значительно ярче, поэтому им легче бороться с бликами от источников света. Кроме того, плазменные телевизоры должны были использовать стекло на передней панели, что вызывало сильные блики, если вокруг телевизора были лампы или окна. Светодиодные телевизоры могут использовать покрытие на своей стеклянной панели, чтобы помочь отражать и рассеивать свет, что делает его лучшим выбором для хорошо освещенных помещений.

Плазменные телевизоры

были разработаны для просмотра в темной комнате, но, поскольку у большинства людей нет специального домашнего кинотеатра и они часто смотрят с несколькими источниками света, они не были так полезны. Как вы можете видеть ниже, у плазменного телевизора были ярко выраженные отражения, вплоть до того, что изображение даже трудно было разглядеть, и вместо этого вы смотрите телевизор на себя. Отражения все еще заметны на LED-телевизоре, но, по крайней мере, вы можете видеть изображение.

Плазменный телевизор — Samsung N5300

Светодиодный телевизор LG LN5400

 Подробнее об обработке пиковой яркости и отражения

Угол обзора

пикселя на плазменных телевизорах излучают свет во всех направлениях, создавая чрезвычайно широкие углы обзора, намного лучше, чем у большинства светодиодных телевизоров.Это означает, что изображение оставалось точным при просмотре сбоку, что отлично подходит для просмотра спортивных состязаний или шоу с несколькими людьми. Из двух основных типов панелей для LED-телевизоров IPS имеет более широкие углы обзора, чем панели VA, но все же не так хороша, как плазма.

Производители телевизоров

испробовали различные технологии для улучшения углов обзора на панелях VA. У Samsung есть слой «Ultra Viewing Angle», а Sony использует свою технологию «X-Wide Angle» для увеличения углов обзора за счет более низкого коэффициента контрастности.Это все еще не так хорошо, как плазма, но они достаточно широки для просмотра телевизора в довольно большой гостиной.

Ниже вы можете увидеть разницу в углах обзора между плазмой и VA-панелью. Эти телевизоры были протестированы на разных тестовых стендах, поэтому вам не следует напрямую сравнивать видео, но мы включили их, чтобы дать вам представление о том, как каждая технология влияет на угол обзора.

Плазменный телевизор — Samsung N5300