Законы о рекламе в россии: Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ (последняя редакция) \ КонсультантПлюс

Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 05.12.2022)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О РЕКЛАМЕ

Принят

Государственной Думой

22 февраля 2006 года

Одобрен

Советом Федерации

3 марта 2006 года

  • Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    • Статья 1. Цели настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона
    • Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 4. Законодательство Российской Федерации о рекламе
    • Статья 5. Общие требования к рекламе
    • Статья 6. Защита несовершеннолетних в рекламе
    • Статья 7. Объекты рекламирования, реклама которых не допускается
    • Статья 8. Реклама товаров при дистанционном способе их продажи
    • Статья 9. Реклама о проведении стимулирующих мероприятий
    • Статья 10. Социальная реклама
    • Статья 11. Срок действия рекламы, признаваемой офертой
    • Статья 12. Сроки хранения рекламных материалов
    • Статья 13. Предоставление информации рекламодателем
  • Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ СПОСОБОВ РАСПРОСТРАНЕНИЯ РЕКЛАМЫ
    • Статья 14. Реклама в телепрограммах и телепередачах
    • Статья 15. Реклама в радиопрограммах и радиопередачах
    • Статья 16. Реклама в периодических печатных изданиях
    • Статья 17.
      Реклама, распространяемая при кино- и видеообслуживании
    • Статья 18. Реклама, распространяемая по сетям электросвязи
    • Статья 18.1. Реклама в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
    • Статья 19. Наружная реклама и установка рекламных конструкций
    • Статья 20. Реклама на транспортных средствах и с их использованием
  • Глава 3. ОСОБЕННОСТИ РЕКЛАМЫ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ
    • Статья 21. Реклама алкогольной продукции
    • Статья 22.
    • Статья 23.
    • Статья 24. Реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины
    • Статья 25. Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания
    • Статья 26. Реклама продукции военного назначения и оружия
    • Статья 27. Реклама основанных на риске игр, пари
    • Статья 28. Реклама финансовых услуг и финансовой деятельности
    • Статья 29. Реклама ценных бумаг
    • Статья 29.1. Реклама цифровых финансовых активов
    • Статья 30. Реклама услуг по заключению договоров ренты, в том числе договора пожизненного содержания с иждивением
    • Статья 30.1. Реклама деятельности медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации
    • Статья 30.2. Реклама в сфере арбитража (третейского разбирательства)
  • Глава 4. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ
    • Статья 31. Саморегулируемые организации в сфере рекламы
    • Статья 32. Права саморегулируемой организации в сфере рекламы
  • Глава 5. ПОЛНОМОЧИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
    • Статья 33. Полномочия антимонопольного органа
    • Статья 34. Представление информации в антимонопольный орган
    • Статья 35. Обязанности антимонопольного органа по соблюдению коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны
    • Статья 35.1. Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере рекламы
    • Статья 36. Решения и предписания антимонопольного органа по результатам рассмотрения дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
    • Статья 37. Оспаривание решений и предписаний антимонопольного органа
    • Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе
  • Глава 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    • Статья 39. Вступление в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 40. Регулирование отношений в сфере рекламы со дня вступления в силу настоящего Федерального закона

Закон об интернет-рекламе шокирует игроков рынка

Согласно закону, участники рынка обязаны будут передавать в единую систему учета сведения о рекламных кампаниях, в том числе параметры аудитории. Если иностранное лицо, осуществляющее деятельность в интернете на территории РФ, не предоставит информацию о рекламе, в его отношении могут применяться меры понуждения.

Представители Роскомнадзора (РКН) рассказали, что на роль оператора рекламных данных (ОРД) претендуют семь компаний, в их числе «Яндекс» и «ВКонтакте».

«ОРД присваивает каждому креативу (рекламному сообщению) уникальный идентификационный номер. С его помощью можно обеспечить прослеживаемость рекламы — от данных заказчика и исполнителя до потраченных бюджетов», — уточнили представители ведомства.

По их словам, идентификатор может быть присвоен любому формату, попадающему под закон «О рекламе», даже тем, которые находятся в проработке РКН. Это может быть видеоролик, баннер, ТГБ и т.д., за исключением email-рассылок и push-уведомлений по клиентской базе, также по собственным товарам поставщика рекламных данных, по товарам их аффилированных лиц.

«Данные о каждом рекламном креативе и о стоимости кампании необходимо будет передавать в РКН, в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР). Изменения затронут всех, кто работает с интернет-рекламой: агентства, заказчиков, операторов рекламы и блогеров. Каждый рекламный пост блогера, который планируется размещать, необходимо маркировать идентификационным номером. Ответственность за отправку данных в ОРД лежит на блогере, даже если данные отправлялись через агентство», — рассказали представители РКН.

По их словам, выявлять немаркированную рекламу будет РКН, путем выборочной автоматизированной проверки. «Так как до сих пор в работе единой системы для всех участников рынка остается множество белых пятен, административного наказания за отсутствие маркировки пока не последует. До марта 2023 г. РКН не будет штрафовать за неисполнение требований законодательства», — уточнили представители ведомства.

Академик российской академии рекламы Вячеслав Черняховский считает, что вступающие с 1 сентября в силу поправки в ФЗ «О рекламе» беспрецедентны для российского рынка рекламы в сети интернет.

«Предполагается введение маркировки каждого рекламного сообщения в целях превращения упомянутого рынка в абсолютно прозрачный. Для выполнения этой задачи Роскомнадзору понадобится доступ к данным о рекламе в интернете. Такого раньше не было, но появление в ФЗ «О рекламе» статьи 18.1 «Реклама в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» предполагает прозрачность рынка, доступ регулятора ко всем данным для осуществления контроля и надзора исполнения закона. У участников рынка был год, чтобы понять, чем чреваты новые правила игры», — отмечает он.

По его словам, сегодня некорректно оценивать предстоящие расходы, ясно только то, что они будут и, скорее всего, будут изменяться по мере практического воплощения требований закона в жизнь. «Борьба за прозрачность рынка рекламы идет со дня появления этого рынка. Для оценки пользы от вступающих в силу 1 сентября мер потребуется определенный срок и адекватные методы оценки результатов введения маркировки рекламы для всех участников рынка. Меры «понуждения», скорее всего, будут неизбежны. Реклама — венчурный бизнес, в котором возможно все. Даже в случае ухода игроков рынка из-за нежелания работать по новым и, можно предположить, не последним правилам, устанавливаемым регулятором, рынок будет функционировать. Реклама — необычайно адаптирующаяся к изменениям внешней среды деятельность и очень жизнестойкая», — уверен Вячеслав Черняховский.

Эксперт в области коммуникаций и PR Тимур Асланов считает, что закон об обязательной маркировке и учете интернет-рекламы очевидно недоработан, на что указывает широкое общественное осуждение, в том числе со стороны ИТ-компаний.

«Авторам поправок предстоит уточнить множество моментов, касающихся digital-креативов, баннеров на бартерной основе, взаимодействия рекламодателя с оператором, штрафов и прочих санкций. А агентствам и штатным маркетологам уже сейчас стоит начать подготовку к новым правилам: оформить рекламные кабинеты на нужные юрлица, заранее запустить осенние кампании, пересмотреть бюджеты и разработать дополнительный план по размещению у блогеров — отмены поправок, судя по всему, ждать не стоит», — уверен он.

Генеральный директор Motive agency & production Сергей Житинец считает, что любой вновь создаваемый механизм требует «обкатки», чтобы понять, успешна его конструкция или есть потребность в доработке.

«Закон справедливо можно назвать отраслевым экспериментом, результат которого во многом сложно предугадать. При всей его нацеленности на структуризацию контента и повышение прозрачности рекламных кампаний, есть и другая сторона медали, которая, вероятно, не лучшим образом скажется на малых агентствах и тех, кого можно собирательно назвать «блогерами». В силу того, что не до конца понятны все детали, отсутствует навык и практика применения поправок, вопросы и ошибки могут возникнуть на любой стадии реализации проектов. Это возможно и в формате прямого взаимодействия «клиент-площадка», и в случае реализации комплексных омниканальных кампаний, когда большое агентство привлекает на субподряд агентства поменьше. Полгода «каникул» от штрафов выглядят очень оптимистично, но не ясно, как будут обстоять дела, когда спустя год и более ведомство начнет проверять реализованные кампании. Вспомнят ли об этих обещаниях? Безусловно, рынок адаптируется к новым условиям, возможно, что просто пересмотром формата взаимодействия между субъектами, но не исключено, что и ценами», — уверен он.

Исполнительный директор Издательского дома «Питер» Анна Титова, считает, что подобные изменения в федеральный закон вносятся несвоевременно. «На наш взгляд, они потребуют от участников рекламного рынка быстрого пересмотра своих бизнес-планов и коммуникаций с партнерами. Думается, закон сильно ударит по блогерам. Наряду с этим закон выведет и ограничит нелегальные схемы и тем самым сделает правовое поле более прозрачным», — отмечает она.

Руководитель юридического управления «Газпром-Медиа Радио» Марианна Иванова отметила, что новые правила затрагивают все типы digital-рекламы, касаются всех игроков и призваны сделать рынок более прозрачным, что в итоге должно упростить его регулирование. «Однако глобальные изменения порождают и множество вопросов», — сказала она.

Регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации

Общие положения о регулировании рекламной деятельности в Российской Федерации

Положения Конституции Российской Федерации, изложенные в статье 29, гарантирующие свободу мысли и слова и обеспечивающие право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом составляют основу регулирования рекламного бизнеса в стране.

От учреждений Перспективная рекламная деятельность регулируется государством, а также отраслевыми учреждениями и саморегулируемыми органами.

1. Регулирование государственными органами

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) – орган исполнительной власти федерального уровня, принимающий нормативные правовые акты и осуществляющий контроль за исполнением:

• законодательства о конкуренции

• законодательства, регулирующего деятельность естественных монополий

• законодательство о рекламе

• инвестиционная деятельность в организациях, имеющих стратегическое значение для обороны и безопасности государства

• размещение заказов, связанных с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных нужд.

Федеральную антимонопольную службу возглавляет председатель, назначаемый и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Структурными подразделениями ФАС являются подразделения, разделенные по основным направлениям деятельности Службы.

Орган по конкуренции как орган государственной власти осуществляет по должности контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о рекламе, в частности:

1) предупреждает, выявляет и пресекает нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе физическими и юридическими лицами;

2) возбуждает и ведет дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе.

Орган по конкуренции вправе:

1) давать обязательные для исполнения предписания рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям, направленные на пресечение нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе;

2) давать обязательные для исполнения предписания федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти всех субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, направленные на отмену или изменение принятых ими актов, противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе ;

3) обращаться в суды и арбитражные суды с иском о запрещении распространения рекламы, если такое распространение нарушает законодательство Российской Федерации о рекламе;

4) предъявлять в судах и арбитражных судах иск о публичном отказе от недостоверной рекламы (контррекламе) в случае ст. 38 абз. 3 Закона о рекламе;

5) обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующими полностью или в части ненормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, ненормативных правовых актов органов исполнительной власти всех субъектов Российской Федерации и негосударственных нормативные правовые акты органов местного самоуправления, противоречащие российскому законодательству о рекламе;

6) обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными полностью или частично нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов органов исполнительной власти всех субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов местного самоуправления -государственные органы, противоречащие российскому законодательству о рекламе;

7) налагать административные взыскания в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

8) обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным полностью или частично разрешения на установку рекламных конструкций в случае п. ​​19 абз. 20 абз. 1 Закона о рекламе;

9) выдает обязательные для исполнения предписания органам местного самоуправления муниципального района и органам местного самоуправления государственного округа об аннулировании разрешения на установку рекламных конструкций;

10) выдает предписания о расторжении договоров на оказание услуг по распространению телерекламы, заключенных в нарушение ст. 14 абз. 3.1, 3.3 Закона о рекламе.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти всех субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и их должностные лица, а также индивидуальные предприниматели, юридические лица и их руководители обязаны представлять в орган по конкуренции сведения, необходимые для выполнения осуществлять государственный контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о рекламе и предоставлять доступ к такой информации уполномоченным лицам.

Невыполнение требований влечет за собой ответственность правонарушителей в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Орган по конкуренции в пределах своей компетенции возбуждает и ведет дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по ним решения и выдает предписания в соответствии с настоящим Законом.

Орган по конкуренции возбуждает дело о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе по своему усмотрению, по представлению прокурора, по обращению граждан либо по обращению органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также по заявлениям граждан и юридические лица.

Невыполнение указаний конкурентного органа влечет за собой ответственность виновных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решения и предписания органа по конкуренции могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или вынесения предписания.

Положения конкурентного органа о наложении административного взыскания за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе оспариваются и оспариваются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ФАС России осуществляет контроль за соблюдением Закона о рекламе и ежегодно публикует результаты такого контроля.

ФАС России в настоящее время является основным государственным регулятором рекламного рынка.

2. Регулирование отраслевых институтов

Ассоциация российских коммуникационных агентств (АКАР) является одним из основных отраслевых регулирующих органов рекламного бизнеса. Орган создан для консолидации членов Ассоциации, в том числе участников рекламного рынка, определения интересов отрасли, разработки и внедрения правил (стандартов) профессиональной рекламной и коммерческой коммуникационной деятельности, установления этических требований к рекламе в рамках обычной практики членов Ассоциации и контролировать их выполнение, контролировать профессиональную подготовку кадров, а также экспертно анализировать состояние и деятельность рынка рекламы и развития коммерческих коммуникаций.

АКАР — одно из ведущих профессиональных объединений рекламно-коммуникационного рынка. В настоящее время в нее входят 165 национальных и местных членов.

АКАР присвоены следующие разработанные рейтинги: 1) рейтинг креативности рекламных агентств; 2) рейтинг медиа-агентств; 3) рейтинг BTL-агентств; 4) рейтинг рекламодателей.

АКАР разрабатывает промышленные стандарты по следующим направлениям: «Основные процессы рекламного агентства», «KPI в интерактивных проектах», «Взаимоотношения агентства и рекламодателей», «Взаимоотношения агентства и поставщиков услуг», «Этические стандарты» . Настоящие правила разработаны профильными комитетами и комиссиями АКАР и рекомендованы к использованию участниками рынка.

АКАР как группа членов, имеющих опыт работы в соответствующих областях, представляет отрасль в государственных органах и принимает участие в законотворческих процессах, связанных с рекламным рынком.

РусБренд, Ассоциация производителей брендовых товаров России, крупнейшее объединение производителей товаров народного потребления в России.

Объединяет более 50 ведущих российских и международных компаний. В состав РусБренда входят ведущие телерекламодатели российского медиарынка, представляющие следующие сегменты индустрии: производители пищевой, табачной и алкогольной промышленности, производители товаров для красоты и здоровья, производители товаров для дома, производители одежды и обуви, производители бытовой техники, фармацевтика, телекоммуникации. Рекламы.

Приоритеты RusBrand находятся в сфере защиты прав интеллектуальной собственности, способствуя развитию конкурентного рынка СМИ, способствуя конструктивному сотрудничеству представителей индустрии и торговли, обеспечивая выгодное развитие бизнеса. Большое внимание уделяется установлению позитивных отношений со всеми участниками рынка и государственными органами. Несомненно, РусБренд вносит большой вклад в функционирование всей системы отраслевых органов рекламного сообщества.

Следующее объединение, о котором стоит упомянуть, это Ассоциация рекламодателей. К основным задачам Ассоциации относятся: развитие и укрепление системы твердых рекламных свобод в России, содействие созданию и развитию эффективной системы саморегулирования рекламного бизнеса в Российской Федерации. При содействии Ассоциации в ходе развития процесса саморегулирования рекламы был подготовлен и подписан ряд соглашений, таких как «Обязательство участников рынка товаров народного потребления по ограничению рекламы, направленной на несовершеннолетних». Ассоциация рекламодателей является одним из основных союзов, выступающих за саморегулирование отрасли.

Российская ассоциация маркетинговых услуг (РАМУ) — некоммерческая организация, объединяющая агентства, специализирующиеся на оказании маркетинговых услуг по направлениям: Продвижение потребителей, Стимулирование сбыта, Событийный маркетинг, Торговый маркетинг (мерчандайзинг), Директ-маркетинг/CRM. Ассоциация занимается развитием отрасли маркетинговых услуг, профессиональным продвижением, анализом и прогнозированием макроэкономической ситуации, представлением членов Ассоциации, разработкой и внедрением единых отраслевых стандартов в бизнесе маркетинговых услуг и является организатором важнейших мероприятий в этой области. С 2005 года ежегодно проводит оценку BTL-индустрии и публикует результаты оценки, а также проводит исследования «Отношение рекламодателей к рекламному рынку» (2010, 2011).

Российская Ассоциация Маркетинговых Услуг является официальным представителем MAA Globes Awards и организатором конкурса «Серебряный Меркурий».

Российская ассоциация «Рекламная федерация регионов» (РФР) объединяет региональных представителей рекламного бизнеса.

Координирует деятельность многочисленных членов регионального сообщества, создавая бизнес-площадку для общения, вырабатывая единые правила и принципы. Организует и проводит мероприятия в своей сфере.

Национальная ассоциация телерадиовещателей (НАТ) — некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, связанную с защитой прав и свобод организаций телерадиовещания, обеспечивающая их правовую защиту и деятельность таких организаций, а также деятельность по оценке тенденций и развития рынка по услугам вещания, рекламе и маркетингу.

Национальная ассоциация визуальных коммуникаций (НАВК) представляет участников рынка наружной рекламы. НАВК в первую очередь направлен на совершенствование законодательства и унификацию правил размещения наружной рекламы в различных субъектах Российской Федерации, разработку стандартов ведения бизнеса, разработку глобального подхода к размещению наружной рекламы, введение разумных самоограничений, обмен информацией и запуск инновационных технологий. .

Некоммерческое партнерство «Гильдия издателей печати» (ГИПП) объединяет представителей печатных СМИ. Миссия GIPP — защита и лоббирование интересов издателей, содействие развитию отрасли в конкурентоспособный, инвестиционно привлекательный бизнес. Основная цель GIPP — создание благоприятных условий для развития издательского дела в России. В настоящее время в GIPP входит более 400 компаний.

Миссией Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) является консолидация усилий различных участников PR-рынка для решения общеотраслевых задач, развитие PR-инфраструктуры для всестороннего и поступательного развития PR-отрасли, защита интересов PR-отрасли в целом и по отношению к каждой из ее сторон, внедрять профессиональные и этические правила в деловую практику отрасли, а также контролировать их соблюдение, развивать кадровый потенциал PR-индустрии и повышать качество высшего и последипломное PR-образование.

Национальный комитет ICC в России (ICC Russia).

Миссия ICC Russia – укрепление позиций российского бизнеса в мировом бизнес-сообществе с учетом новых задач и возможностей, связанных с глобализацией.

В ICC Russia работает комиссия по рекламе и маркетингу.

Обзор деятельности учреждений показывает, что рекламная деятельность в России регулируется как государством, так и промышленными органами. Правила, разработанные каждой из них в соответствии с задачами и функциями, в настоящее время являются основными ориентирами для российского рекламного рынка.

Законодательство о рекламе в России – реклама, маркетинг и брендинг

1. Обзор нормативно-правового режима реклама

Конституция РФ гарантирует единое экономическое пространство, защита конкуренции, свобода мысли и слова, а также гарантирует право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Этот общий правило, установленное основным российским законом, составляет основа регулирования рекламного бизнеса в России, которая получил дальнейшее развитие в Законе «О рекламе» (далее Закон о рекламе). Закон о рекламе является наиболее важная часть федерального законодательства для рекламной индустрии в России.

Статья 1 Закона о рекламе определяет его основную цель как содействие развитию рыночной экономики на основе принципы добросовестной конкуренции и обеспечения общего экономического пространства. Короче говоря, Закон о рекламе предотвращает ложные или вводящие в заблуждение рекламы и устанавливает отраслевые правила и определенные запреты на то, как конкуренты могут иметь дело друг с другом, а также как предприятия должны относиться к своим клиентам.

Первый Закон о рекламе был принят в 1995, в первые дни формирующейся российской рыночной экономики. Как конкурентоспособный продвинутая среда, потребность в более сложном законодательстве стало очевидным. Отвечая на вызов времени, государство Дума приняла действующий федеральный закон 13 марта 2006 года. законодательный орган попытался учесть тогдашнюю экономическую ситуации, с момента вступления в силу Закона о рекламе претерпел 324 поправки, последняя из которых была внесена 28 декабря. 2013.

Из-за большого количества вопросов, касающихся правоприменения Закона о рекламе, которые были поставлены Арбитражные суды России, Пленум Высшего Арбитражного Суда Судом Российской Федерации (ВС РФ) принято 8 октября 2012 г. Постановление 58 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «О рекламе» арбитражными судами» (ВАС РФ Постановление). Постановление ВАС разъясняет важные правовые вопросы, Особое внимание уделяется понятию и определению рекламы, особенности отдельных видов рекламы, а также правоприменение Закон о рекламе в арбитражных судах.

Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации ( ФАС) является органом государственного управления, ответственным за правоприменение. Закона о рекламе. ФАС возбуждает административные дела ex officio , по представлению прокурора или по обращения физических и юридических лиц; это также несет проверок, возбуждает административные и судебные дела в отношении нарушителей, и издает обязательные для исполнения предписания об устранении обнаруженных нарушения.

Приказы и постановления ФАС могут быть обжалованы в судом в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Российская Федерация. Срок исковой давности по возбуждение административных дел по Закону о рекламе один год со дня совершения правонарушения.

Нарушение Закона о рекламе влечет административное и гражданско-правовая ответственность рекламодателя, рекламопроизводителя и распространитель рекламы, в зависимости от обстоятельств. Административный Процедура инициируется ФАС, которая определяет дело и налагает на нарушителя административный штраф, а гражданско-правовой ответственность наступает при рассмотрении дела в судебном порядке по инициативе правообладателя. Лицо, чьи права были нарушение несоответствующей рекламы может обратиться в суд и требовать возмещения убытков (в том числе упущенной выгоды), взыскания убытков, компенсации морального вреда и публичного опровержения ложная реклама. По одному из дел российский суд признал рекламодатель несет ответственность за нарушение Закона о рекламе и заявил что реклама под слоганом «Купили права? Покупай машину!», распространяемый ООО «Плаза АвтоДар», имел отрицательный характеристика по отношению к Государственной дорожной полиции, ответственной за выдаче водительских удостоверений и порочил честь, достоинство и деловая репутация сотрудников ГИБДД, а также деловая репутация государственного органа, а именно Министерства Внутренние дела.

Суд обязал Plaza AutoDar прекратить рекламу и заплатить штраф за клевету. 1

Нарушения Закона о рекламе не подлежат уголовной ответственности. меры наказания (например, лишение свободы). 1

1.1 Ложная и вводящая в заблуждение реклама

Общие требования к рекламе изложены в Статья 5 Закона, в которой говорится, что реклама не должна быть ложным и вводящим в заблуждение.

Реклама считается недостоверной, если она:

  • содержит некорректное сравнение рекламируемого товара с прочие товары в обороте, произведенные другими производителями и проданные другими продавцами;
  • порочит честь, достоинство и деловую репутацию других лиц. лица;
  • рекламирует товары, реклама которых запрещена, если это делается по подобию рекламы других товаров, чьи товарный знак идентичен или сходен до степени смешения; или
  • представляет собой акт недобросовестной конкуренции.

Российский суд ранее признал ложной рекламой и недобросовестной конкуренции действия управляющей компании, распространял рекламные листовки, предупреждающие жильцов в здании управляется относительно конкурентоспособной управляющей компании. Листовки содержались утверждения о том, что другая управляющая компания вскоре быть объявлен банкротом, а компания, распространяющая листовки была единственной надежной компанией, которая могла управлять кондоминиумом партнерство. В то же время листовки не содержали никаких доказательства, подтверждающие обвинения. Следовательно, суд постановил, что действия по распространению листовок составляют недобросовестной конкуренции и постановил прекратить нарушение. 2

Один из самых частых случаев недобросовестной рекламы – безосновательная позиционирование бренда, товара или производителя или поставщика услуг как «лучший» или «номер один». И ФАС, и Российские суды требуют, чтобы для доказательства превосходства рекламодатель должен указать критерии сравнения и, если необходимо предоставить документальное подтверждение заявленной факт.

ФАС ранее рассматривала рекламу водки бренд как «номер один в России» недобросовестная конкуренция как производитель не смог доказать, что водка действительно была оценена номер один. Более того, экспертное заключение показало, что водка не обладал лучшими качественными характеристиками и никогда не был удостоены каких-либо премий качества.

Закон о рекламе содержит обширный перечень информации о товарах (услугах) и их производителях (поставщиках), которые может считаться вводящей в заблуждение рекламой, включая информацию по телефону:

  • преимущества рекламируемого товара по сравнению с товары в обороте, произведенные другими производителями и реализуемые другие продавцы;
  • характеристики товаров, включая характер, состав, способ и дата изготовления, качество и т. д.;
  • ассортимент товара, а также период времени, в течение которого и место, где они доступны для продажи; и
  • цена товара, способ оплаты, скидки, тарифы и иные условия их приобретения.

В дополнение к вышеизложенному Закон о рекламе определяет «вводящая в заблуждение реклама» как реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения о правах интеллектуальной собственности других лиц и средства индивидуализации (например, товарные знаки, названия компаний и торговые названия). В деле от 2009 г., российский суд установил, что Milano New LLC нарушила Закон о рекламе и нарушила Milano Исключительное право ООО на фирменное наименование, существовавшее ранее с использованием обозначения ‘MILANO’ в его название фирмы и торговое наименование. Суд удовлетворил иск и заявил, что, используя название фирмы истца в реклама, ответчик ввел в заблуждение потенциальных потребители. 3

Как было разъяснено Постановлением ВАС РФ, использование товарного знака с в отношении товаров, введенных в гражданский оборот в установленном порядке допускается другими лицами в рекламе своих продаж активности таких товаров. Отсутствие у владельца товарного знака авторизация не приведет автоматически к рассмотрению таких реклама как вводящая в заблуждение, при условии, что клиенты считают это реклама как реклама независимого продавца или услуги провайдер. Российский суд ранее установил, что ограниченное общество с ответственностью не нарушало Закон о рекламе, используя в рекламирует товарный знак «КАМАЗ», принадлежащий известный производитель грузовиков, потому что это не было позиционированием себя в качестве официального поставщика транспортных услуг, но вместо этого информирование своих потенциальных клиентов о товарах и услугах, которые он обеспечивал. 4

2. Сравнительная реклама

Закон о рекламе не запрещает сравнительную рекламу как за исключением случаев, когда в соответствии со статьей 5.2.1 этого закона реклама содержит некорректное сравнение рекламируемых товаров с другими товарами в обороте, произведенными другими производителями и продается другими продавцами или, как это предусмотрено статьей 5.3.1, производит сомнительные утверждения о преимуществе рекламируемого товара перед продукты конкурентов.

Закон о рекламе не определяет критерии «неправильное сравнение», оставляя это на усмотрение ФАС и суды, в зависимости от обстоятельств. Согласно постановлению ВАС РФ, сравнение по «несопоставимому» критерию или по неполное сравнение запрещено. ВАС также заявил, что рекламодатель должен быть привлечен к ответственности за распространение ложных информацию не только о рекламируемых товарах, но и товары конкурентов.

В деле Maggi от 2012 года российские дочерние двух гигантов потребительских товаров – Nestlé и Unilever — были споры по поводу некорректного сравнения кубики для кулинарного бульона и ароматизаторы. Нестле (владелец бренд Maggi) инициировал иск против Unilever (владелец бренд Knorr), утверждая, что слоган, использованный в рекламе Unilever TV рекламный ролик «Knorr — True Taste. Никакого волшебства», содержали некорректное сравнение двух продуктов, составлявших неуместная реклама и дискредитация компании Nestlé. деловая репутация. Три российских суда отклонили иск и постановил, что Nestle не смогла доказать нарушение свои права и интересы оспариваемым рекламным роликом, ни то, что оспариваемая реклама была неуместной или порочащей. Суды также заявил, что простое сходство между двумя словами («Магги» и «Магия») не являются неверными. сравнение. 5

Интересно, что до дела Магги российские суды рассматривал аналогичные ситуации, когда в лозунгах содержались слова похожие на известные бренды, и в этих случаях это считалось неправильное сравнение и ложная реклама, а рекламодатели были запрещено использовать такие лозунги. 6

3. Поведенческая реклама в Интернете

Поведенческая реклама в Интернете в России не регулируется Закон о рекламе. Однако общий принцип, изложенный в Статья 23.2 Конституции РФ гарантирует неприкосновенность частной жизни переписка и другие виды связи. Кроме того, федеральный Закон «О персональных данных» (далее — Персональные данные Закон) предусматривает защиту отдельных видов информации путем по которым можно идентифицировать человека. Несанкционированное использование таких данные, в том числе в интернет-рекламе, могут привести к административным ответственности в виде штрафа. Федеральная служба по надзору за Информационные технологии и связь (Роскомнадзор), гос. орган, ответственный за соблюдение Закона о персональных данных, имеет право возбудить административное дело и привлечь к ответственности административный штраф на нарушителя.

Несмотря на отсутствие конкретного решения, ФАС сейчас платит значительное внимание к деятельности интернет-компаний. В В частности, в марте 2013 года сообщалось, что ФАС отправила Google запрос о том, что компания не действовала в соответствии с российского законодательства о конфиденциальности при использовании информации из Google почтовые службы, чтобы ориентировать своих пользователей на онлайн-поведенческие реклама. Отвечая на запрос контролирующего органа, Google заявил, что будучи американской корпорацией и не имея серверов в России он не обязан соблюдать российский Закон о персональных данных. Однако, несмотря на то, что судебного разбирательства не последовало, это дело свидетельствует о том, что повышенное внимание правоохранительных органов к деятельности интернет-компаний в отношении поведенческой онлайн-рекламы. ФАС предлагает изменить сложившуюся ситуацию путем внесения изменений в Закон о персональных данных, чтобы иностранные компании также были обязаны соблюдать его правила.

4. Стимулирование сбыта

Стимулирование сбыта специально не регулируется Закон о рекламе; Российские суды применяют общие принципы в запрет ложной и недостоверной рекламы. Например, Арбитражный суд Москвы постановил, что реклама на здании лицо высококлассного магазина ЦУМ и на сайте магазина Скидка 30% и 50% создавала впечатление, что скидка распространяется на все товары, предлагаемые к продаже в магазине, тогда как на самом деле скидка распространяется только на предметы из предыдущей коллекции. Основанный на По изложенным обстоятельствам суд пришел к выводу, что продавец распространял вводящую в заблуждение рекламу, содержащую недостоверные сведения о цене реализованного товара, которые вводят в заблуждение клиенты. 7

Несмотря на вышеизложенное, Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ «О лотереях» (далее Закон о лотереях) содержит достаточно подробное регулирование рекламных розыгрышей. Рекламные лотереи подлежат предварительному уведомлению налоговый орган, который отвечает за надзор за лотереями активность. Такое уведомление должно содержать информацию о каждом тип и территория розыгрыша, лицо, организующее розыгрыш и продвигаемые товары/услуги. Организатор розыгрыша должен также представить обзор условий розыгрыш, способы информирования потенциальных участников, порядок проведения розыгрыш призов и другие вопросы.

Для того, чтобы избежать ответственности со стороны организатора розыгрыша. Например, рекламные розыгрыши не могут проводиться с использованием автоматика (лотерейные автоматы) – эта мера направлена ​​на устранение незаконной игорной деятельности, которая ограничена в России.

Другие рекламные мероприятия, не подпадающие под критерии Рекламные лотереи прямо не регулируются российским законодательством. Некоторые требования изложены в статье 9рекламы Закон, предусматривающий, что реклама рекламных мероприятий, включая рекламные лотереи, должны содержать информацию о временной период события и источник подробной информации на рекламном мероприятии.

Что касается рекламных лотерей, практическое значение имеет соблюдение административных требований. Например, в дело Makfa , компания потребительских товаров Mafka была проведена ответственности за организацию рекламного розыгрыша, когда он не был разрешено ФНС России в связи с неполным комплектом документов, представленных Makfa. 8

Следует также обратить внимание на рекламу («промо») мероприятия. Например, в деле «Виктория». Крупная российская торговая сеть «Виктория» была оштрафована ФАС за несоблюдение предоставлять потребителям всю необходимую информацию о деталях промо-мероприятия. Виктория утверждала, что в своей рекламе были указаны источники всей необходимой информации (сайт, телефон числа и др.). Суды не нашли нарушений в действиях Виктории. действий, заявив, что Закон о рекламе допускает указание только из источников необходимой информации в промо-мероприятиях реклама. 9

5. Засадный маркетинг

Что касается регулирования засадного маркетинга, обратите внимание следует обратить внимание на общий запрет, наложенный Закон о рекламе, в соответствии с которым использование средств рекламы третьих лиц индивидуализация или официальные символы международного организаций не допускается. Кроме того, рекламодатели должны соблюдать запрет на недобросовестную конкуренцию, установленный Закон о рекламе и Закон о конкуренции.

Существует также прямой запрет на использование Олимпийских игр. символы без получения лицензии от соответствующего олимпийского органа, в порядке, установленном Федеральным законом «Об организации и проведении XXII Зимние Олимпийские игры 2014 года и XI Зимние Паралимпийские игры в городе Сочи. ..» (олимпийский закон). Эта мера, направлена ​​на защиту интересов спонсоров Олимпийских игр, изложенным в статье 6.3 Олимпийского закона, в соответствии с которым реклама, содержащая ложную информацию о рекламодателе отношения к Олимпийским играм или о его спонсорском статусе с в отношении Игр считается недобросовестной рекламой.

В большинстве случаев российские суды принимали решения против компаний, использующих в своей рекламе олимпийскую символику или идентичные или похожие на них обозначения. Редкий пример альтернативной судебной практикой является дело «Техноград» от 2011 г., в которые суд нашел для рекламодателя. В своем решении ФАС заявил, что в спорной рекламе изображения товаров проданных «Техноградом», были расположены таким образом, чтобы создать имидж похож на официальный символ зимних Олимпийских игр в Ванкувере Игр 2010 года. Суд не согласился с ФАС и заявил, что ФАС не смогла доказать, что заявленное сходство привело потребителей думать, что компания имела аффилированность и отношения с эти организаторы Олимпийских игр. 10

Однако, в отличие от дела «Техноград», в деле 2012 г. суд вынес решение против General Motors Company и постановил, что она незаконно использовал олимпийский символ в своей торговой марке «Олимпийский». Белый» для цвета своих автомобилей Chevrolet. 11

Примечание. Первоначально эта статья была опубликована в качестве главы в «Международное право рекламы: практическое руководство». Глобальное руководство , опубликованное Globe Law and Бизнес , май 2014.

Сноски

1 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжской области от 02.08.2012 по делу А12-19634/2011.

2Постановление 17 АПП-1375/2010-АК от 17 числа Решением Арбитражного апелляционного суда от 31 марта 2010 г. по делу А60- 52973/2009.

3 Постановление 1-го Арбитражного апелляционного суда от 3 апреля 2009 г. в деле A39-4189/2008.

4 Определение КА-А40/178-09 ФАС Московской области от 13 февраля 2009 г. в случае КА-А40-27553/08-96-130.

5 Постановление Федерального арбитражного суда г. Москвы региона от 04.07.2012 по делу А40-64553/11-26-476.

6 Решение Комитета ФАС России о нарушении Закон о рекламе ОАО «Дека» (реклама НИКОЛА полный кислый) от 17 августа 2007 г. по делу РЭ.08.07.31; и правящий КА-40/593-06 Федерального арбитражного суда Московской области от 13.03.2006 по делу А40-41170/05-147-317 (реклама гренки).

7 Решение Арбитражного суда г. Москвы от января 25 2012 г. по делу А40-143417/10-153-966.

8 Постановление KA-A40/16755-10 Федерального арбитражного суда Московской области от 14 января 2011 года по делу А40-44495/10-149-287.

9 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западный регион от 23 ноября 2012 года в деле А21-3005/2012.

10 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западный регион от 23 мая 2011 года в деле А56-37558/2010.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *