Законный захват земли: Ответственность за незаконное использование земли

Рейдерский захват или законный передел?

По мнению специалиста, до сих пор не только среди государственных служащих, но и в судейском корпусе есть люди, которые используют в основе обвинительных приговоров государственные акты аж 1934 года. То есть акты страны, которой уже не существует.

– Принципиально важно понимать, что до 1991 года в России не могло быть никакой иной формы собственности на средства производства, включая и на землю, кроме государственной, – говорит Абдурагим Байрамович. – Все средства производства при строе, который назывался социализмом, находились исключительно в государственной собственности. И земля тоже.

Для правильной оценки производственных отношений, складывающихся начиная с 1991 года в России, важно понимать и следующее. Советский Союз прекратил свое существование как строй, основанный на государственной собственности на средства производства, плановом развитии народного хозяйства из единого центра и как система, для которой деньги, цены были всего лишь инструментами учета, а не полноценными инструментами для созидательного процесса, для принятия и реализации много­образных решений в рыночном пространстве, начиная от простых сделок и заканчивая инвестиционными.

Правопреемником Советского Союза стала Российская Федерация. С первых же шагов своего существования Россия объявила курс на строительство демократического правового социального государства с рыночными формами хозяйствования, с приданием деньгам, как всеобщему эквиваленту, полноценной их роли в системе производственных и рыночных отношений. Одним из первых шагов нового государства была отмена монополии государственной собственности на средства производства и на землю – тоже, как основы производственных отношений на селе. На законодательном уровне была введена частная собственность, в том числе на землю, были введены в правовое поле соответствующие организационно-правовые формы предприятий, которые могли появиться, возникнуть, созидаться, строиться только на базе все еще существующей к этому моменту государственной собственности.

Именно с целью перераспределения земли в интересах создания условий для равномерного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики на селе была начата земельная реформа в России. В ходе этой реформы и осуществлялось наделение землей граждан, предприятий, организаций, учреждений, объединений и товариществ с закреплением за ними прав на землю в порядке, установленном законодательством нового по форме и по сути государства.

Именно для возрождения много­укладной рыночной экономики, в том числе на селе, была объявлена приватизация государственной собственности, то есть передача государственной собственности на средства производства в частную. В частную собственность передавалась и земля, которая до этого была исключительно в государственной собственности и находилась в пользовании у колхозов и совхозов и других сельскохозяйственных предприятий.

Как известно из триады полномочий собственника, состоящей из прав владения, пользования и распоряжения, колхозам и совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям в Советском Союзе передавались правомочия по владению и пользованию. Совхозы могли иметь в своем владении земли, и они могли использовать ее строго в установленном порядке, соблюдая при этом технологические, экологические требования, равно как и требования по севообороту. Распоряжаться землей советские колхозы и совхозы не могли и не имели на это никакого права, да и как распорядишься, когда кругом все государственное, все «общенародное».

Право распоряжения земельной собственностью оставалось у государства. Это было до отмены монополии государства на собственность на средства производства, до начала рыночных реформ в России. И с чего начало государство на селе – это с приватизации земли как средства производства, то есть с передачи ее из государственной в частную собственность.

Правовой базой начавшейся в 1991 году земельной реформы на селе служили законодательные акты нового государства. Прежде всего это основополагающий для экономики закон о собственности, отменивший монополию государства на собственность на средства производства и введший в производственные отношения частную собственность. Затем закон о предпринимателях и предпринимательской деятельности, который ввел в хозяйственный обиход новые организационно-правовые формы для новой многоукладной рыночной экономики. Эти новые формы предприятий не могли появиться при социалистической системе хозяйствования. Для развития частной инициативы и свободы выбора точки приложения своего труда, своих усилий на селе было объявлено о создании крестьянских (фермерских) хозяйств, кооперативов, товариществ, акционерных обществ.

Следует отметить, что по ходу реформ законодательство о них уточнялось, корректировалось, совершенствовалось, конкретизировалось. Многие вопросы реформ и право принятия решений были переданы на первичный уровень представительных (Советы народных депутатов, а в последующем – в местные администрации) и исполнительных органов власти. Во исполнение и в соответствии с принятыми законами издавались постановления Правительства России, которые уточняли и детализировали механизм приватизации, включая и приватизацию на селе, где основным компонентом, ядром всех реформаторских процессов была реформа земли, бывшей ранее в государственной собственности, точнее ее приватизация – передача в руки граждан и предприятий.

Было объявлено, что земля, которая была до этого в государственной собственности, должна была быть передана в частную собственность трудовых коллективов совхозов и колхозов и тех, кто был занят в социальной сфере на селе – библиотекарей, врачей, учителей. Каждый в зависимости от стажа должен был получить свою долю, пай.

Работники колхозов и совхозов, которые имели желание и хотели создать свои семейные крестьянские (фермерские) хозяйства, получили право на выдел своей доли из общей земли колхозов и совхозов. Законодательство того периода позволяло на своей земельной доле организовать семейное хозяйство. Для организации крестьянского хозяйства земля передавалась в собственность граждан бесплатно в пределах средней земельной доли, сложившейся в данном административном районе, в расчете на одного работающего в сельском хозяйстве.

Было впервые после НЭПа установлено, что собственники земли, землевладельцы и арендаторы самостоятельно хозяйствуют на ней, распоряжаются произведенной продукцией и доходами от ее реализации, был введен запрет на вмешательство в их хозяйственную деятельность со стороны государственных, хозяйственных и других органов и организаций.

Надо еще раз подчеркнуть, что долю и пай в совхозной или колхозной земле каждый член трудового коллектива получал бесплатно! Доля трудового коллектива совхоза, колхоза и социальных работников на селе оформлялась в установленной на тот период форме – государственным актом или свидетельством на право частной собственности на земельную долю или пай. Именно эти государственные акты и свидетельства, выданные до появления на свет закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество (земля считается таковым), и признавались государством после введения в действие указанного закона о государственной регистрации прав на недвижимость. И именно эти акты, выданные в ходе земельных реформ 90-х годов, и были доказательствами закрепления государством в частной собственности за каждым членом трудового коллектива совхозов, колхозов и сельскохозяйственных предприятий соответствующей доли или пая в колхозной или совхозной земле.

Те совхозы, трудовые коллективы которых не захотели или не приняли решение о выделе долей, паев для каждого отдельного члена своего трудового коллектива на земле совхозов, получили право закрепить за собой, за совхозами, право на постоянное (бессрочное) пользование государственной или муниципальной землей. Вдобавок к этому эти совхозы получили право выкупа в свою собственность закрепленной за ними земли или право на аренду этой земли.

Право постоянного пользования землей за совхозами закреплялось государственным актом, который также являлся свидетельством права на землю исключительно трудовых коллективов, и только они имели право решать, как им поступать с этой землей в рамках, установленных законом. Как уже было сказано, был введен запрет на вмешательство государства и его органов в дела совхозов, включая запрет на изъятие этой земли для государственных или муниципальных нужд без соответствующей компенсации по рыночной оценке.

Этот государственный акт на право бессрочного пользования землей признавался государством после вступления в силу закона о государственной регистрации земли как недвижимого имущества. Этот немаловажный факт приходится несколько раз повторять, потому что до сих пор в нашей республике встречаются судьи первых инстанций, решающие судьбы людей, выносящие приговоры, ссылаясь на государственные акты несуществующей страны. Они обращаются к актам аж далекого 1934 года прошлого века, будто не существует российских законов начала 90-х годов о земельной реформе.

Более того, эти судьи напрочь не хотят воспринимать новую реальность и новое законодательство, которым, как общеизвестно, была отменена монополия государственной собственности на средства производства, включая и на землю. Такова реальность сегодняшнего дня в Дагестане.

Тут важно подчеркнуть и то, что совхозы получили право распоряжаться закрепленной за ними землей – они получили право передавать своему работнику в безвозмездное пользование землю в качестве служебного надела.

Было установлено, что в случае принятия собраниями трудовых коллективов сельскохозяйственных предприятий решений о сохранении прежней формы хозяйствования осуществляется перерегистрация колхозов и совхозов с закреплением за ними земли на праве постоянного (бессрочного) пользования. При этом должно было быть обеспечено безо­говорочное право выхода со своим земельным и имущественным паем любого члена колхоза (работника совхоза), кооператива, товарищества, акционерного общества, ассоциации и других предпринимательских структур из их состава для создания крестьянского (фермерского) хозяйства без согласия на то трудового коллектива или администрации предприятия (организации).

В случаях преобразования этих предприятий в акционерные общества или кооперативные сельскохозяйственные предприятия земля по решению их коллективов могла передаваться в коллективную собственность (совместную или долевую). В коллективную совместную собственность граждан бесплатно передавались земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий в пределах площади, исчисляемой путем умножения средней расчетной доли, сложившейся в данном административном районе, на число членов данного конкретного хозяйства.

Оставшаяся площадь земель, закрепленных за указанным предприятием, могла быть получена за плату, вносимую членами сельскохозяйственного предприятия в Совет народных депутатов. Вопрос о получении земельных участков в коллективно-долевую собственность решался общим собранием работников коллектива, которое определяло долю каждого работника. Часть земель сельскохозяйственного предприятия, не закрепленная в коллективно-долевую собственность, оставалась в государственной собственности и передавалась совхозам на праве бессрочного пользования и отграничивается в натуре (на местности). Вновь принятым работникам предприятия земельная доля могла быть выделена из данных земель.

Моментом возникновения права собственности на земельную долю являлась дата принятия администрацией района решения о передаче земли в общую собственность участников сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия). Моментом возникновения права на имущественный пай являлась дата принятия общим собранием участников сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия) решения об утверждении списка лиц, имеющих право на получение этого пая.

Государственный акт на право собственности, бессрочного пользования выдается соответствующему сельскохозяйственному предприятию с указанием в нем размера земель, находящихся в государственной и коллективно-долевой собственности, списка собственников и земельной доли каждого из них. Право сособственников на земельную долю удостоверялось специальными документами, выдаваемыми местными Советами народных депутатов, в которых указывается размер земельной доли. Распоряжение земельными участками, находящимися в коллективно-долевой собственности граждан, осуществлялось решением общего собрания коллектива сособственников или избранным им органом управления.

Документы, удостоверяющие право на земельный участок, право собственности на землю, бессрочного пользования земельным участком, удостоверялись государственным актом, который выдавался и регистрировался соответствующим Советом народных депутатов по форме, утвержденной Советом Министров РСФСР. Прекращение права пользования земельными участками и их аренды осуществлялось также у местных Советов народных депутатов: при добровольном отказе – по заявлению землевладельца, землепользователя, арендатора, а при прекращении соответствующей деятельности – по решению Совета народных депутатов, предоставившего земельный участок.

Свидетельства и государственные акты, выдаваемые уполномоченными на то органами государства в ходе приватизации (передачи в частную собственность) государственной собственности на землю, не имели ничего общего с теми государственными актами, которые выдавались в далекие тридцатые годы ХХ века колхозам или в семидесятые годы – преобразованным совхозам. Доказательственное значение этих актов кануло в Лету, равно как и прекратило свое действие государство, которое выдавало эти акты закрепления государственной земли на «вечное пользование» за советскими колхозами или совхозами. Акты эти оказались столь же вечными, сколь вечным оказалось государство, выдавшее их от своего имени.

«Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года № 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».

Пунктом 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – ЗК РФ) установлено, что свидетельство на право собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», а также государственный акт на право пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей по формам, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. № 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей», выданные после введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 8, ст. 963), признаются действительными.

Мы вынуждены были привести эти ссылки на нормы законов, потому что до настоящего времени не только среди государственных служащих, но и в судейском корпусе есть люди, которые используют в основе обвинительных приговоров государственные акты аж 1934 года. Причем даже не оригиналы этих полноценных актов прошлого, утратившие свое юридическое значение, а слепленные черно-белые светокопии без подписи, без печати, даже без фамилии полномочного лица, из-под пера которого они родились.

Несколько слов о том, на чьи плечи было возложено проведение приватизации земли на селе, кто должен был выдавать свидетельства на доли и паи членам трудовых коллективов совхозов и колхозов, заниматься выделом доли из общей земли для тех членов трудовых коллективов, кто принял решение выйти из колхозов и совхозов и создать свое, личное, семейное крестьянское (фермерское) хозяйство. Право распоряжения землей, находящейся в государственной собственности, передавалось Советам народных депутатов в соответствии с их компетенцией, а в последующем – местным администрациям.

Частная собственность на землю вводилась в виде индивидуальной и коллективно-долевой собственности граждан. В коллективно-долевую собственность граждан, как уже было сказано, передавались земли колхозов, совхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе совхозов. В ведении районных Советов народных депутатов, а в последующем – местных администраций находились вопросы регулирования земельных отношений, предоставления земельных участков в бессрочное (постоянное) пользование и передача их в собственность и аренду. Районным и внутрихозяйственным комиссиям было поручено провести разграничение находящихся в пользовании колхозов и совхозов земель, выделив земли, остающиеся в государственной собственности и передаваемые гражданам в частную, индивидуальную и коллективно-долевую собственность.

В процессе осуществления земельной реформы решениями Советов народных депутатов, а в последующем и решениями местных администраций могла быть изъята и передана в специальный земельный фонд для последующего перераспределения и наделения земельными участками часть земель, используемых не по целевому назначению, неэффективно используемых, а также выбывших из оборота или переведенных в менее ценные угодья.

В довольно краткой форме мы попытались изложить то, как закладывались основы хозяйствования на земле новым государством. В следующей статье мы расскажем о том, как в республике на протяжении последних нескольких десятков лет решался земельный вопрос. Каким перипетиям подверглась дагестанская земля, как она приватизировалась и приватизировалась ли вообще и почему. А еще о том, какой отпор получают те, кто делает робкие попытки вывести земельные вопросы в законное поле.

Беседовал Тамерлан Мусаидов

(Продолжение следует)

«У нас на земельном участке захват земли соседями? Можно ли с них потребовать компенсацию? И как сделать это законно?» — Яндекс Кью

Профи в вопросах недвижимости

Популярное

Сообщества

ЮриспруденцияЗемельные участки

Ольга Иванова

Профи в вопросах недвижимости

  ·

4,3 K

ОтветитьУточнить

Первомайская недвижимость

56

Агентство недвижимости и юридических услуг «Первомайская недвижимость» оказывает профессио…  · 21 нояб 2021  · pervomaiska-nedv.rimbi.ru

Отвечает

Светлана Васильевна

Границы земельных участков определяются путем межевания участка кадастровым инженером, межевым планом и постановкой межеванного участка на кадастровый учет. По участку и его границам формируется выписка из ЕГРН. 1. Если все участки были уже межеваны и границы участка кадастровым инженером вынесены в натуре, а соседи все равно захватили Ваш участок, то в данном случае не может быть нарушена целостность участка. Вам следует направить сначала соседям претензию об устранении нарушения в установленный срок, если не устранят, то подать иск в суд об устранении нарушения.

2. Если Вы согласны с захватом участка и не возражаете, а хотите получить компенсацию, то в этом случае нужно обратиться к кадастровому инженеру и заказать межевание Вашего участка на два участка, где захваченную часть Вашего участка оформить в отдельный участок и поставить на кадастровый учет. Когда из Вашего участка будет два участка, то второй участок (захваченный) Вы имеете право по договору купли-продажи продать соседу. Сделка купли- продажи участка оформляется договором купли-продажи участка и подлежит государственной регистрации в Росреестре (можно подать для регистрации документы в МФЦ). О совершенной сделки у Вас остается зарегистрированный договор купли-продажи ,и оплата. У Соседа-покупателя -зарегистрированный договор купли-продажи участка и выписка из ЕГРН, и выписка со счета об оплате (или расписка о передаче денег).

1 эксперт согласен

Комментировать ответ…Комментировать…

Олеся Бабина

Недвижимость

73

Занимаюсь недвижимостью в качестве оценщика, кадастрового инженера, судебного эксперта с. ..  · 22 нояб 2021

Вам необходимо обратиться в суд, для того, чтобы истребовать часть своего участка из чужого владения. К суду необходимо подготовиться — получить координаты на свой земельный участок из ЕГРН, вынести точки на землю и убедиться, что действительно захват имеет место. После того, как суд примет решение в вашу пользу, если соседи откажутся его исполнять, придется пригласить… Читать далее

Ольга Иванова

23 ноября 2021

Так они не против заплатить.но я не знаю какую сумму спросить захват земли 0,1 сотка (10м2).Как рассчитать и зачем… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Межа

58

кадастровое бюро МЕЖА  · 22 дек 2021  · megageo.ru

Отвечает

Олег Межа

Здравствуйте! Для устранения данной неприятной ситуации рекомендую обратиться в Государственный земельный надзор. Он и зафиксирует самовольное занятие земельного участка, выдаст предписание об устранении захвата. Образец заявления здесь. Отправлять заявление на почту [email protected] Ответ (протокол о нарушении) Государственного земельного контроля возможно… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Михаил Дроздов

Недвижимость

11

Исполнительный директор в юридической фирме — ООО «Регистр», город Всеволожск…  · 20 нояб 2021

Ольга, здравствуйте. Можно, а законный способ — это заключить соглашение о перераспределении земель, если это позволяют правила землепользования и застройки территории принятые и утверждённые территориальными органами власти.

2 эксперта не согласны

Светлана Васильевна

возражает

21 ноября 2021

не всегда

Комментировать ответ…Комментировать…

Геодезия Липецк

36

Мы проводим уже более 17 лет, кадастровые, геодезические и изыскательские работы.   · 26 дек 2021  · geolip.ru

Отвечает

Геодезия Липецк

Два варианта (с одним выходом): 1. Если участки не стоят на кадастровом учете. Проводится межевание земельных участков, то есть оформление их границ в ЕГРН. Но при этой процедуре необходимо согласовать границы с соседними землепользователями, естественно если вы включаете в свой участок то что они считают свои, то они не подпишут акт согласования или напишут возражения… Читать далее

Геодезические работы. Кадастровые инженеры в Липецкой области. Опыт более 17 лет

Перейти на geolip.ru

1 эксперт согласен

Сергей

подтверждает

27 декабря 2021

В целом предложенные варианты верны в случае если соседи откажутся в добровольном порядке выплатить разумную… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Вы знаете ответ на этот вопрос?

Поделитесь своим опытом и знаниями

Войти и ответить на вопрос

О сообществе

Профи в вопросах недвижимости

Про недвижимость и все, что с ним связано: сделки, оформление документов, услуги ЖКХ, регистрационный учет, налогообложение в сфере недвижимого имущества и т. д.

Land Grabs — личинка на земле

Глубокое погружение

Автор Ханна Фуллер

И мы отправляемся в новое погружение в терминологию! Слова настолько сильны и важны для понимания того, как работают системы. Я также должен признать, что я большой ботаник, и изучение терминологии меня очень волнует, поэтому я не могу не взять вас с собой в эти приключения!

Если вы участвуете в движении за продовольственный суверенитет, вы, вероятно, слышали о «захвате земель». Захват земли является важной частью этого движения и обычно относится к процессу, посредством которого международные группы получают власть, отбирая землю у местных мелких землевладельцев. Этот процесс может принимать самые разные формы, поэтому формальные определения захвата земель могут быть расплывчатыми и включать множество сложных политических, экономических и культурных контекстов.

Прежде чем мы продолжим определение захвата земель, давайте сначала начнем с движения за продовольственный суверенитет.

Продовольственный суверенитет определяется как право народов, особенно мелких сельских фермеров, определять свои собственные сельскохозяйственные и продовольственные системы. Движение за продовольственный суверенитет требует, чтобы политика и механизмы, связанные с производством, распределением и потреблением продуктов питания, были сосредоточены на создании экологически устойчивых систем и здоровой жизни людей, а не на прибыли корпораций. Концепция продовольственного суверенитета была разработана Виа Кампесина в 1996 году во время Всемирного продовольственного саммита в 1919 году.96 и представляет собой альтернативу неолиберальной экономической политике. Via Campesina — это международное движение, объединяющее миллионы крестьян, мелких и средних фермеров, безземельных людей, сельских женщин и молодежи, коренных жителей, мигрантов и сельскохозяйственных рабочих со всего мира.

В то время как «крестьянин» может иметь негативные коннотации в американской культуре, это предпочтительный термин для людей на Виа Кампесина, и он будет часто использоваться в этой статье.


В основе продовольственного суверенитета лежит способность сообществ получать доступ к земле и контролировать ее на своих условиях. Земля является неотъемлемой частью культурной самобытности и сельскохозяйственной автономии, но во многих регионах мира земля официально никому не принадлежит. Вместо этого люди веками и поколениями живут на земле и заключают совместные мирные соглашения о том, как устойчиво использовать землю и иметь суверенитет над своей землей и едой. Захват земли является прямой атакой на эти устойчивые и кооперативные системы культурной и сельскохозяйственной жизни. Когда дело доходит до официального определения «захвата земли», нам нравится это из FIAN International:

Хотя захват земли обычно происходит в более бедных или развивающихся странах, технически он может происходить везде, где право собственности на землю четко не определено местным правительством, и может иметь серьезные последствия для прав человека, устойчивости и продовольственного суверенитета местных сообществ.

Некоторые примеры захвата земли: 

  • Крупные покупки земли для монокультуры производства биотоплива в зарубежных странах

  • «Компенсация» выбросов углерода для корпораций часто означает покупку больших участков земли для «защиты» — без учета тех, кто на них живет

  • Развитие гидроэнергетики в сельской местности

Вы можете прочитать более конкретные примеры из Международной рабочей группы по делам коренных народов здесь.

Что определяет, считается ли покупка «захватом земли»?

Даже при наличии четкого определения термина определение того, что можно считать «захватом земель», может быть затруднено, особенно когда корпорации и правительства пытаются скрыть эти действия. Чтобы определить и понять эти транзакции, может быть полезно точно знать, какие характеристики определяют «захват земли» по сравнению с честным переходом собственности из рук в руки.
Этот раздел напрямую перефразирован из European Coordinated Via Campesina. Прочтите об их удивительной работе

здесь.  

Кто может захватить землю?

Захватчиком земли может стать абсолютно каждый! Отдельные лица, группы или компании; государственные или негосударственные; отечественный или зарубежный; публичное или частное. Захват земли не ограничивается определенными группами или людьми.

Кто контролирует?

Захват земли связан с полным контролем. Захватчики земли могут контролировать территории несколькими способами, включая аренду земли (иногда посредством долгосрочной аренды у правительства, называемой концессиями), наличие фермеров-арендаторов или издольщиков или фактическое владение землей. Землю также можно контролировать с помощью квот и контрактов на поставку, которые заставляют людей использовать землю определенным образом в интересах захватчика земли.

Законно ли это?

Захват земли происходит как легально, так и нелегально в рамках действующего законодательства. Большинство захватов земли на самом деле законны, то есть сделки подчиняются как федеральным, так и местным законам. Однако эти действующие законы не защищают от захвата земель, препятствующего доступу местного населения к земле. На самом деле, в большинстве случаев действующие законы не только допускают захват земли, но и поощряют его. Эти несправедливые законы поощряют захват земли и нарушение прав человека, позволяя захвату земли быть «законным» действием.
Зачем правительствам нужны законы, разрешающие захват земли?
Во многих странах есть небольшие крестьянские или коренные общины, живущие на земле, которой они технически не «владеют», но на которую полагаются и на которую претендуют на протяжении поколений. Если правительство не хочет защищать права крестьян на землю, то они могут продать землю за наживу землевладельцам.

Нужно ли много земли?

В общем, большой — это плохо, но трудно понять, насколько он «слишком большой». Как правило, сумма связана с местными земельными участками и размером по сравнению со средним земельным участком в стране.

Как он используется?

Захватчики земли обычно используют землю во вред и в исключительных целях. Это часто рассматривается как наиболее важный аспект определения захвата земли. Сельскохозяйственное использование захвата земли включает монокультуры и вредные методы ведения сельского хозяйства, которые не вписываются в местный сельскохозяйственный ландшафт. Другие виды использования включают коммодификацию земли, а также контроль и добычу ресурсов — действия, в которых местные жители не получают выгоды от своих местных ресурсов. Все эти виды использования указанной земли угрожают продовольственному суверенитету, управлению земельными ресурсами и суверенитету, а также правам человека.

Хорошо, но какое отношение захват земли имеет к устойчивости?

«Захват земель» имеет серьезные последствия для прав человека и окружающей среды. Увеличение инвестиций в сельскохозяйственные угодья со стороны глобальных корпораций и инвесторов из богатых развитых стран в более бедные, менее развитые страны приводит к неизбежному смещению власти в местных сообществах. Сторонники таких сделок с землей утверждают, что они открывают возможности для улучшения методов ведения сельского хозяйства, что, в свою очередь, приведет к экономическому росту в принимающих странах. Однако появляется все больше свидетельств того, что «захват земель» вместо этого просто приводит к перемещению бедных и уязвимых слоев населения и наносит ущерб окружающей среде. «Улучшения» в методах ведения сельского хозяйства обычно означают использование большего количества технологий, требующих вложений, которые могут быть потенциально вредными для окружающей среды. Эта технология обычно дорогая и без посторонней помощи может лишить мелких фермеров производства. Это также может быть чрезвычайно разрушительным в долгосрочной перспективе по сравнению с местными практиками, которые развивались веками. Эти методы были приняты из-за их уникальной способности взаимодействовать с конкретной средой и удовлетворять потребности не только местного населения, но и нужды земли. Эта потеря сельскохозяйственной независимости или продовольственного суверенитета усугубляет рост бедности и снижение продовольственной безопасности, что является важной частью устойчивого развития.

Что вы можете сделать?

Поддержка организаций Via Campesina по всему миру может быть одним из самых эффективных способов поддержки тех, кто занимается общественной работой на местах. Организации Via Campesina существуют в большинстве стран и объединяют мелких землевладельцев и крестьянских фермеров, чтобы объединиться против правительственных и корпоративных сил.
Мы также рекомендуем вам постоянно задавать вопросы о том, как корпорации и некоммерческие организации работают в бедных и развивающихся странах. Многие корпорации могут «зеленить» себя, заявляя о углеродной нейтральности, в то время как на самом деле они выбрасывают много углерода, но просто скупают участки земли в других странах. Кроме того, будьте осторожны с тем, как некоммерческие организации, занимающиеся развитием сельского хозяйства, продвигают новые технологии и сельскохозяйственные ресурсы. Многие из них могут нанести вред окружающей среде, продовольственной безопасности и суверенитету местных групп.
Большая часть политики и власти, стоящей за захватом земли, находится вне нашего прямого контроля, но с помощью таких вещей, как пожертвования, передача жизненно важной информации и лоббирование, мы можем изменить ситуацию коллективно .

Источники:

http://www.eurovia.org/wp-content/uploads/2016/11/defining-land-grabs.pdf
https://www.cambridge.org/core/journals/transnational- экологическое право/статья/земле-захват-устойчивое-развитие-и-права-человека/03793E858008583E95B419FD38DF4464

Ханна Фуллер

Захват земель и принудительные выселения

Захват земель и принудительные выселения — Действие 4 Правосудие : Действие 4 Правосудие Меню

ПРАВА НА ЗЕМЛЮ

Защитите свое сообщество от захвата земель, незаконных выселений и других нарушений ваших прав на землю

Назад

Содержание этой страницы

Фраза « захват земли » означает захват земли (путем покупки, аренды, лицензии или концессии), когда захват земли:

  • Замешанные против нарушения прав человека ;
  • Не был основан на принципе свободного, предварительного и осознанного согласия (СПОС) затронутых землепользователей;
  • Не было основано на тщательной оценке социальных, экономических, экологических или гендерных воздействий ;
  • Не было основано на прозрачных контрактах с четкими и обязательными обязательствами по трудоустройству и совместному использованию выгод ; или
  • Не был основан на демократическое планирование , независимый надзор и значимое участие

Захват земли часто происходит , когда земля продается или сдается в аренду государством или частными владельцами инвестору, который хочет изменить способ использования земли. человека на земле затем перемещаются или выселяются , когда новый владелец получает землю.

  • Выселение может быть сопряжено с реальным или угрожающим преследованием или насилием , а часто перемещенным лицам может быть некуда (или некуда) идти. Когда компенсация предоставляется, она часто является неадекватной.

Захват земли затрагивает не только тех, кто живет на земле или обрабатывает ее, но и тех, кто ее использует.

  • Сельскохозяйственные угодья чаще всего страдают от крупномасштабного развития агробизнеса (например, плантаций пальмового масла, сахара или сои).
  • Несельскохозяйственные угодья также могут быть затронуты крупными инфраструктурными проектами, особыми экономическими зонами и проектами, ориентированными на добычу, эксплуатацию и даже защиту природных ресурсов, таких как добыча полезных ископаемых, лесозаготовки, гидроэнергетика и создание охраняемых территорий.
  • Захват земли может затронуть сообщества, зависящие от леса, и тех, кто сезонно использует землю в качестве скотоводов или в культурных целях.

Сообщества, затронутые захватом земли, который произошел или должен произойти, могут использовать закон, чтобы остановить захват земли, защитить свои права на землю или получить средство правовой защиты (например, компенсацию). В этом разделе объясняется, как отдельные лица и сообщества, пострадавшие от захвата земель, могут использовать закон.

Если вас выселили принудительно, для получения практических указаний ознакомьтесь с этим практическим руководством о том, что вы можете сделать, от Witness

1

Проблемы и последствия

Проблемы и последствия, связанные с захватом земель, в каждом случае будут разными.

Некоторые из наиболее часто встречающихся проблем и последствий:


A. Доступ к информации и отсутствие прозрачности в сельских или отдаленных общинах с низким уровнем грамотности.

  • Это может затруднить получение необходимой информации.

Информация является ключевой, чтобы помочь затронутому сообществу понять:

  • Характер проекта
  • Какие земли будут использоваться и затронуты
  • Шкала времени для реализации проекта
  • человек, вовлеченных в , с контактными данными ключевых контактов
  • Правовая основа , на которой осуществляется любая концессия или предоставление земли
  • предложения для консультации
  • Предполагается ли, что будет какой-то водоизмещение
    • Если да, то какая альтернативная земля (использование) должна быть предложена
    • Основание и размер компенсации к выплате

В некоторых случаях рекламные щиты будут размещены рядом с землей, которую предлагается передать в концессию, аренду или продажу. Отображение рекламного щита не дает адекватной информации , чтобы позволить сообществам понять потенциальные последствия предлагаемого проекта или способы, которыми они могут его оспорить.

  • Часто они даже не на языке, который могут прочитать или понять местные жители.

Очень часто, даже если сообщество или отдельный человек запрашивает дополнительную информацию о проекте, местные власти и компании очень неохотно предоставляют адекватную информацию.

Доступ к информации подробно обсуждается в руководстве Action4Justice « Доступ к информации ».


B. Отсутствие консультаций с затронутыми сообществами

Из-за недостатка информации у сообществ зачастую консультации с потенциально затронутыми не проводятся или проводятся ненадлежащие консультации.


C. Отсутствие свободного, предварительного и осознанного согласия

Даже при наличии консультаций это может быть бессмысленным. Мнения существующих жильцов можно игнорировать. Согласие на предлагаемое изменение использования или занятия земли может не даваться. Согласие может быть получено, но только с помощью угроз, ложной информации или обещаний.

Главное, чтобы сообщества давали свободное, предварительное и осознанное согласие. Это означает, что сообщества должны:

  • Не принуждаться к согласию
  • Спросить перед принятием решения о том, как будет использоваться земля
  • Иметь достаточно информации, чтобы принять решение о согласии

D. Перемещение и принудительное выселение

Земля может быть «захвачена» правительством или местными или иностранными инвесторами. Те, кто занял землю или использовал ее, могут быть перемещены, выселены или лишены права ее использования. Выселение может быть принудительным или сопровождаться насилием или угрозами.


E. Экономические и социальные последствия

Перемещенные лица часто не имеют жилья или каких-либо гарантий того, где жить, а также лишаются средств к существованию, образования и медицинских услуг.

Удары шире, чем просто на захваченной земле. Доступ к воде и другим землям и общественным ресурсам может быть затронут

Экономическое и социальное воздействие на сообщество должно быть оценено до захвата земли.


F. Отсутствие надлежащих средств правовой защиты

Перемещенным или выселенным лицам не могут быть предоставлены адекватные средства правовой защиты.

Адекватные средства правовой защиты могут включать:

  • Предоставление пострадавшим общинам соответствующих альтернативных земель, на которых они могут жить, занимать или использовать для проживания; и/или
  • Компенсация за потерю земли или использование земли

G. Насилие или агрессия

Насилие может быть направлено как против людей, так и против имущества (включая животных).


H. Воздействие на окружающую среду

Захваченная земля может быть использована для нанесения ущерба окружающей среде.

Оценка воздействия на окружающую среду должна быть завершена до того, как земля будет использоваться таким образом, который может нанести ущерб окружающей среде.

  • Предоставляет информацию о воздействии землепользования на окружающую среду, а также дает правительствам/сообществам информацию, которую они могут использовать для прекращения/оспаривания использования земли.

2

Защита ваших прав на землю

Ранее существовавшие права человека или сообщества на землю могут служить основанием для оспаривания захвата земли . Это могут быть права собственности или пользования, основанные на обычном праве или национальном законодательстве.


A. Общие права на землю

Даже если физическое лицо или сообщество имеет юридически признанное право владеть, занимать или использовать землю, это не обязательно гарантирует защиту от захвата земли.

  • Например, в некоторых случаях правительства могут оправдать лишение людей прав на землю для реализации проектов общественной пользы или национального значения.

НО во многих случаях демонстрация того, что у вас есть юридически признанное право на землю, поможет вам оспорить захват земли .

Основы признания различных видов прав на землю различаются в зависимости от страны. Для получения дополнительной информации см. разделы:

  • «Землевладение»; и
  • «Защита вашего права на использование вашей земли»

Наличие или отсутствие у отдельного лица или общины юридически признанного права занимать или использовать землю зависит от национальной системы индивидуальной и общинной собственности на землю и защиты, предоставляемой тем, кто использует землю для различных целей.

Практический совет: зарегистрируйте свою землю

Официальное оформление ваших прав на землю путем подачи заявки на регистрацию права собственности на землю может обеспечить некоторую защиту для сообществ и отдельных лиц, опасающихся захвата земли.

Однако процессы регистрации могут также использоваться теми, кто хочет отобрать землю у общин и отдельных лиц.

Сообщества и отдельные лица, думающие о регистрации прав на землю или обеспокоенные регистрацией прав на их землю другими лицами, должны обратиться за консультацией к местному юристу.

Даже если отдельное лицо или сообщество не имеет официально зарегистрированных прав на владение землей или ее использование, они могут рассчитывать на защиту в соответствии с обычным правом .

В некоторых странах отдельные лица или общины не могут владеть землей (например, в странах, где вся земля принадлежит государству), и они также могут быть не в состоянии получить официальное признание прав землепользования.

В этих обстоятельствах другие формы доказательства долгосрочного занятия и использования земли, а также зависимости от нее могут быть использованы в качестве доводов в пользу признания прав на землю.


B. Права конкретных людей

Определенные группы людей могут иметь особые права на использование или занятие земли, даже если эти права никогда официально не признавались государством или обычным правом.

  • В последние годы в судах было принято много важных решений, защищающих права коренных народов на землю. Важные постановления были вынесены Высоким судом Белиза , Верховным судом Индии и Конституционными судами Эквадора, Колумбии и Индонезии
  • .
  • Женщины имеют право на землю в соответствии с конвенцией CEDAW
  • Дети имеют права в соответствии с конвенцией CRC

3

Права человека и воздействие захвата земли на окружающую среду

Захват земли или его последствия могут нарушать право жертвы на землю или средства к существованию в соответствии с Национальным законом Конституции.

  • Например, см. Статья  24(1) Конституции Танзании

Захват земли может нарушать права человека жертв, которые возникают в соответствии с региональным законодательством, таким как Африканская хартия прав человека и народов или Американская конвенция о правах человека.

Примеры в африканской системе прав человека

В делах Enderois и Ogiek в Африканском суде были сделаны важные декларации о правах коренных народов и защите их земель от захвата земель.

 

Пример: Центр по жилищным правам и выселению против Республики Судан

 

0022 Руководящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека ООН или связаны с нарушением государством Маастрихтских принципов экстерриториальных обязательств . Несмотря на то, что они не подлежат исполнению, они могут служить важным основанием для противодействия захвату земель.

Пример: Экстерриториальные обязательства в области прав человека

в 2012 году Комитет по правам человека постановил, что Германия нарушила свои экстерриториальные обязательства по защите прав человека из-за деятельности в Уганде дочерней компании немецкой группы Neumann Kaffee в свете утверждений о том, что сельский житель был выселен под дулом пистолета. освободить место для кофейной плантации,

4

Нарушения закона, совершенные граббером

Действия граббера сами по себе могут быть правонарушением, особенно если они сопровождаются насилием, ущербом или угрозами.

Судебный иск может быть основан на:

  • Земельных правах лица или сообщества, которые находились на этой земле.
    • Это могут быть права собственности или пользования, основанные на обычном праве или национальном законодательстве.
  • Воздействие прав человека на человека или сообщество, удаленных с земли или лишенных возможности использовать ее.
  • Обжалование процедуры приобретения земли.
    • Например, неспособность должным образом проконсультироваться и получить согласие затронутых сообществ, использование угроз или насилия, неспособность оценить последствия или не обосновать лишение собственности в соответствии с национальным законодательством.
  • Нарушение условий приобретения земли или незаконное использование земли, например, использование земли в целях, отличных от предусмотренных договором аренды, покупки или концессии.
    • когда компания не соблюдает условия о «разделении прибыли» в лицензии
  • Использование земли способом, нарушающим кодексы поведения, с которыми согласились корпорации или банки.
  • Это может повлечь за собой потенциальное нарушение национального законодательства
    • стандарты выбросов, нарушение класса землепользования, штрафы за оставление земли незанятой (это может привести к тому, что концессия станет недействительной по истечении установленного периода)

Действия могут представлять собой нарушение кодексов или поведения, или добровольных стандартов, которые грабитель или ассоциированная компания подписали или которых, как утверждается, придерживаются:

  • Глобальный договор ООН
  • Принципы Экватора
  • Инициативы добывающей промышленности
  • Добровольные руководящие принципы Комитета ФАО по продовольственной безопасности

Для получения дополнительной информации см. A4J « Руководство по бизнесу и правам человека ».

Пример: Сахарная плантация Coca Cola

Coca Cola Cambodia отказалась от участия в сахарной плантации после жалоб на ее поведение в течение многих лет.

 

5

Оспаривание аренды или лицензии на землю

В большинстве случаев захват земли происходит после того, как захватчику была предоставлена ​​аренда, концессия или лицензия на использование земли определенным образом.

Вы можете оспорить это в суде или подать жалобу в рамках других механизмов.

Например, оспаривание возможно, если земля не относится к категории или типу, которые могут быть предметом аренды или концессии:

Пример: оспаривание захвата земли в Танзании

Правительство Танзании стремилось в принудительном порядке приобрести землю для использования посольством США в соответствии с полномочиями, позволяющими им делать это в «общественных целях». Это было оспорено в суде, и было решено, что приобретение было недействительным, поскольку оно не было общественной целью.

Лицензии также могут быть оспорены, если:

  • Граббер не соответствует требованиям для получения гранта
  • Перед выдачей лицензии не были соблюдены правильные процедуры
  • Условия предоставления/лицензии не соблюдены компанией
  • Грант не соответствовал требованиям финансового учреждения, финансирующего захват
  • Грант был получен коррупционным путем

Пример Борьба с коррупционным захватом земель в Танзании

В Лолиондо, Танзания, был создан охотничий заповедник для королевской семьи Дубая.

После долгой борьбы скотоводов и других местных жителей, чье использование земли было остановлено или ограничено, концессии и лицензии были аннулированы на том основании, что они были получены коррупционным путем.

6

Практические советы по судебным искам

Если вы думаете подать в суд, обратитесь к разделу «Обращение в суд» на этом веб-сайте. Конкретные проблемы могут включать

  • Поиск соответствующего трибунала или суда  (это специальный земельный вопрос). Земельные споры могут рассматриваться в специальных судах или кадастровых комиссиях. Иногда трибуналы, существующие в теории, на практике не функционируют
  • Поиск за границей . Возможно, с помощью специалиста вы сможете принять меры против связанных или материнских компаний Grabber (см. здесь)
  • Получение помощи . Ходить в суд часто сложно и требуется особая помощь юристов или помощников юристов. См. здесь для предложений
  • Сбор доказательств  ( См. Ресурс: Советы и рекомендации по сбору доказательств . Если вы подаете дело в трибунал, потребуются доказательства. Это может быть на
    • Ваши права, такие как право собственности/владение/право владения землей
    • Что произошло во время захвата (принудительное выселение, насилие и т.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *