Закон об электроэнергетике рк 2019 с изменениями и дополнениями: Ошибка выполнения

Содержание

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 471-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части развития микрогенерации»

Принят Государственной Думой 11 декабря 2019 года

Одобрен Советом Федерации 23 декабря 2019 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1177; 2007, N 45, ст. 5427; 2008, N 52, ст. 6236; 2010, N 31, ст. 4156, 4160; 2011, N 30, ст. 4596; N 50, ст. 7336, 7343; 2012, N 53, ст. 7616; 2013, N 45, ст. 5797; 2014, N 16, ст. 1840; 2015, N 1, ст. 19; N 45, ст. 6208; 2016, N 1, ст. 70; N 26, ст. 3865; N 27, ст. 4201; 2017, N 1, ст. 49; N 27, ст. 3926; N 31, ст. 4822; 2018, N 1, ст. 35; N 27, ст. 3955; N 31, ст. 4843; N 53, ст. 8448; 2019, N 31, ст. 4421, 4459) следующие изменения:

1) статью 3 дополнить абзацем следующего содержания:

«объект микрогенерации — объект по производству электрической энергии, принадлежащий на праве собственности или ином законном основании потребителю электрической энергии, энергопринимающие устройства которого технологически присоединены к объектам электросетевого хозяйства с уровнем напряжения до 1000 вольт, функционирующий в том числе на основе использования возобновляемых источников энергии и используемый указанным потребителем для производства электрической энергии в целях удовлетворения собственных бытовых и (или) производственных нужд, а также в целях продажи в порядке, установленном основными положениями функционирования розничных рынков, в случае, если объем выдачи электрической энергии таким объектом по производству электрической энергии в электрическую сеть не превышает величину максимальной присоединенной мощности энергопринимающих устройств указанного потребителя и составляет не более 15 киловатт и если для выдачи электрической энергии такого объекта в электрическую сеть не используется электрическое оборудование, предназначенное для обслуживания более одного помещения в здании, в том числе входящее в состав общего имущества многоквартирного дома. «;

2) в абзаце девятом пункта 81 статьи 231 слова «до 1 января 2020 года» заменить словами «до 1 января 2021 года»;

3) абзац десятый пункта 2 статьи 232 после слов «платы за технологическое присоединение» дополнить словами «объектов микрогенерации и»;

4) абзац первый пункта 7 статьи 25 после слов «физических лиц» дополнить словами «, собственников и иных законных владельцев объектов микрогенерации»;

5) в пункте 1 статьи 26:

а) абзац первый после слов «по производству электрической энергии,» дополнить словами «в том числе объектов микрогенерации,»;

б) дополнить новым абзацем третьим следующего содержания:

«Допускается осуществлять технологическое присоединение объектов микрогенерации только к объектам электросетевого хозяйства с уровнем напряжения до 1000 вольт.»;

в) абзацы третий — шестой считать соответственно абзацами четвертым — седьмым;

г) абзац седьмой считать абзацем восьмым и дополнить его после слов «по производству электрической энергии,» словами «объектов микрогенерации (в том числе типовую форму договора об осуществлении технологического присоединения объекта микрогенерации к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций),»;

д) абзацы восьмой — четырнадцатый считать соответственно абзацами девятым — пятнадцатым;

е) дополнить новым абзацем шестнадцатым следующего содержания:

«Технологическое присоединение объектов микрогенерации должно предусматривать обеспечение технического ограничения выдачи электрической энергии в сеть с максимальной мощностью, не превышающей величину максимальной мощности принимающих устройств потребителя электрической энергии, которому принадлежат на праве собственности или ином законном основании объекты микрогенерации, и составляющей не более 15 киловатт. «;

ж) абзацы пятнадцатый — двадцать первый считать соответственно абзацами семнадцатым — двадцать третьим;

6) в статье 37:

а) дополнить пунктом 21 следующего содержания:

«21. Электрическая энергия, произведенная на объектах микрогенерации и не потребленная их собственниками и иными законными владельцами в целях удовлетворения собственных бытовых и (или) производственных нужд, реализуется на розничных рынках в порядке, установленном основными положениями функционирования розничных рынков.

Реализация физическими лицами электрической энергии, произведенной на объектах микрогенерации, не является предпринимательской деятельностью.

Заключение договора купли-продажи электрической энергии, произведенной на объектах микрогенерации, расположенных в зоне деятельности гарантирующего поставщика, с обратившимися к гарантирующему поставщику собственником или иным законным владельцем объектов микрогенерации является обязательным для гарантирующего поставщика.

Гарантирующий поставщик, функционирующий в ценовых и неценовых зонах оптового рынка, приобретает на розничных рынках у собственников и иных законных владельцев объектов микрогенерации электрическую энергию, произведенную на объектах микрогенерации, по ценам, не превышающим цен на приобретаемые на оптовом рынке гарантирующими поставщиками электрическую энергию и мощность.»;

б) пункт 3 дополнить абзацами следующего содержания:

«порядок взаимодействия собственников и иных законных владельцев объектов микрогенерации, осуществляющих продажу электрической энергии, произведенной на объектах микрогенерации, с гарантирующими поставщиками и субъектами розничных рынков, в том числе порядок определения цены на электрическую энергию, произведенную на объектах микрогенерации и приобретаемую гарантирующими поставщиками, и особенности осуществления коммерческого учета электрической энергии (мощности), произведенной на объектах микрогенерации;

порядок заключения сетевыми организациями договоров купли-продажи электрической энергии, произведенной на квалифицированных генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии или торфа, в целях компенсации потерь в электрических сетях, а также существенные условия указанных договоров. «;

7) абзац второй пункта 5 статьи 41 изложить в следующей редакции:

«В случаях, установленных основными положениями функционирования розничных рынков, сетевые организации обязаны осуществлять компенсацию потерь в электрических сетях в первую очередь за счет приобретения электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии или торфа квалифицированных генерирующих объектах.».

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В. Путин

Нормативно-правовые документы Российской Федерации

Федеральные законы:

  • Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об электроэнергетике».

  • Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм.

    и доп., вступ. в силу с 28.06.2018).
  • Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «О теплоснабжении».

  • Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».


     
  • Федеральный закон от 26.03.2003 N 36-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике».

  • Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О газоснабжении в Российской Федерации».

  • Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О естественных монополиях».


     
  • Федеральный закон от 24.

    06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) «Об отходах производства и потребления»
  • Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «О водоснабжении и водоотведении».

  • Федеральный закон от 26.12.2005 N 184-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации».


     

Указы Президента Российской Федерации:

  • Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 12.04.2019) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

  • Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 г. N 426 «Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий».

  • Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

 

Постановления Правительства Российской Федерации:

  • Постановление Правительства РФ от 17.

    10.2009 N 823 (ред. от 30.04.2020) «О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики» (вместе с «Правилами разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики»).
  • Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 N 977 (ред. от 30.04.2020) «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики» (вместе с «Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики», «Правилами осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики»).

  • Постановление Правительства РФ от 15.05.2010 N 340 (ред. от 30.01.2019) «О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности» (вместе с «Правилами установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности»).

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

  • Постановление Правительства РФ от 6 июня 2006 г. N 355 «Об особенностях функционирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области электроэнергетики преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд».

  • Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2007 г. N 115 «О принятии нормативных актов по отдельным вопросам регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

  • Постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 529 «О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)».

  • Постановление Правительства РФ от 21 августа 2001 г. N 609 «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов».

  • Постановление Правительства РФ от 21 марта 2007 г. N 168 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам электроэнергетики».

  • Постановление Правительства РФ от 22 мая 2002 г. N 328 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021».

  • Постановление Правительства РФ от 11 июля 2001 г. N 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации».

  • Постановление Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021 (ред. от 19.03.2020) «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации» (вместе с «Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации»).

  • Постановление Правительства РФ от 6 июля 1998 г. N 700 «О введении раздельного учета затрат по регулируемым видам деятельности в энергетике».

  • Постановление Правительства РФ от 05.02.1998 N 162 (ред. от 19.03.2020) «Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации».

  • Постановление Правительства РФ от 12 июля 1996 г. N 793 «О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)».

  • Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 (ред. от 27.12.2019)»О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

  • Постановление Правительства РФ от 30.04.2018 N 533 «Об утверждении Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 января 2009 г. N 14 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

  • Постановление Правительства РФ от 21.01.2004 N 24 (ред. от 07.03.2020, с изм. от 30.04.2020) «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии».

  • Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1997г. N1231 «Об поэтапном прекращении перекрестного субсидирования в электроэнергетике и доведения уровня тарифов на электрическую энергию для населения до фактической стоимости её производства, передачи и распределения».

  • Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (ред. от 30.04.2020) «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям».

  • Постановление Правительства РФ от 3 марта 2004 г. № 123 «Об утверждении правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления, принятых во исполнения переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию».

  • Постановление Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 (ред. от 17.04.2020) «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения».

 

Распоряжения Правительства РФ:

 

Приказы Минэнерго России:

 

Приказы Минрегионразвития России:

 

Приказы Минэкономразвития России:

 

Приказы Федеральной службы по тарифам:

 

Информационные письма Федеральной службы по тарифам:

 

Электронные услуги

Зарегистрируйтесь на портале госуслуг – получите единый ключ доступа ко всем государственным сайтам.

Благодаря ему вы можете прямо из дома получить множество услуг!

Зарегистрироваться

Политика и действия | Climate Action Tracker

Экономика Казахстана сильно зависит от ископаемого топлива – в 2019 году около 14% ВВП Казахстана приходилось на доходы от нефти, а около 67% товарного экспорта приходилось на топливо (World Bank, 2022a, 2022b). Казахстан входит в число 14 стран, обладающих большими запасами природного газа (Центральное разведывательное управление, 2019 г.). С 2010 года валовая добыча природного газа ежегодно увеличивается на 4% (IEA, 2022a). В 2019 году 90% электроэнергии было произведено из ископаемого топлива; уголь составляет 70 %, а природный газ — 20 % (МЭА, 2021 г.).

В дополнение к усилиям по преобразованию своего энергетического баланса Казахстан осознает необходимость повышения энергоэффективности. Казахстан включил цели, связанные с энергоэффективностью, в свою «Концепцию перехода Казахстана к «зеленой» экономике» 2013 года, чтобы снизить энергоемкость ВВП на 25% к 2020 году, 30% к 2030 году и 50% к 2050 году по сравнению с уровнями 2008 года (Республика Казахстан, 2015 г. ). , 2019). Эти задачи носят межсекторальный характер и варьируются от инициатив в области централизованного теплоснабжения до тепловой реконструкции домов, энергетических стандартов и категорий энергоэффективности для зданий и бытовых приборов (Республика Казахстан, 2015 г.). Хотя Казахстан не достиг своей цели на 2020 год, он находится на пути к достижению цели по интенсивности выбросов на 2030 год на основе пост-COVID-19.прогнозы ВВП и выбросов.

Ископаемое топливо

Хотя добычу угля планируется сократить в соответствии с климатическими целями, планы по увеличению добычи нефти увеличивают зависимость Казахстана от ископаемого топлива. В 2020 году добыча угля снизилась на 6,8% по сравнению с уровнем 2010 года. В то время как добыча угля, как ожидается, будет постепенно сокращаться в течение следующих двух десятилетий, правительство планирует довести добычу нефти к 2025 году до более чем 100 миллионов тонн, что на 15,8% больше, чем в 2020 году (IEA, 2022b).

Правительство также планирует расширить энергетический сектор, включив в него разведку и добычу метана из угольных пластов в Карагандинской области (казинформ, 2018 г.), а в июле 2019 г. подписало продление на 15 лет соглашения о разделе продукции месторождений Дунга с 2024 по 2039 г. , что позволит добыть дополнительно девять миллионов тонн нефти (The Astana Times, 2019b).

Эти шаги, направленные на дальнейшую эксплуатацию ископаемых ресурсов, не учитывают краткосрочные шаги, необходимые для того, чтобы оставить окно открытым для стабильной траектории выбросов парниковых газов с температурой 1,5°C. В странах Восточной Европы и бывшего Советского Союза производство электроэнергии на угле должно быть прекращено к 2030 году, а во всем мире — не позднее 2040 года (Climate Analytics, 2019).).

В соответствии с планом Казахстана по климатической нейтральности, президент Токаев заявил, что правительство рассматривает возможность полного отказа от всех угольных электростанций не ранее 2050 года. Отдавать приоритет модернизации существующих угольных электростанций, а также планам по замене угля природным газом недальновидно, учитывая, что газ не является долгосрочным решением для необходимой глубокой декарбонизации (Climate Action Tracker, 2017).

В январе 2022 года по всей стране вспыхнули протесты, первоначально из-за резкого повышения цен на сжиженный нефтяной газ (СНГ). Из-за нехватки сжиженного нефтяного газа правительство Казахстана постепенно переходило к рыночной модели, отменяя субсидии, которые прекратились в первый день нового года и вызвали скачок цен там, где был высокий спрос (Kumenov & Lillis, 2022). В ответ на беспорядки были установлены максимальные цены на моторное топливо, а розничная торговля сжиженным газом стабилизировалась (IEA, 2022b). Инцидент подчеркивает риски, связанные с зависимостью Казахстана от ископаемых видов топлива и волатильностью цен на них.

Эта проблема была дополнительно подчеркнута влиянием российского вторжения на Украину на экспорт энергоносителей Казахстана. Экспорт сырой нефти составляет 14% ВВП Казахстана и 57% всего экспорта (O’Byrne, 2022). Большая часть этого экспорта проходит через Россию в Украину, откуда нефть обычно поступает в европейскую трубопроводную сеть. Помимо закрытия экспортных маршрутов, понесенная страховая премия от военных рисков привела к высоким ценам, которые отпугнули покупателей (O’Byrne, 2022).

В июле 2022 года российский суд постановил временно закрыть Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) в связи с предполагаемыми экологическими нарушениями. Продолжаются дискуссии об увеличении экспорта казахстанской нефти для смягчения влияния санкций на потоки российской нефти (Сарымбетова, 2022).

Возобновляемые источники энергии

Несмотря на большой потенциал возобновляемых источников энергии в Казахстане, оцениваемый в более чем 1000 ТВтч в год (МЭА, 2015 г.), на них приходится незначительная доля энергии и производства электроэнергии, менее 2% и 10,9%, соответственно. (МЭА, 2022b). Ископаемое топливо в основном дополняется гидроэнергетикой, на долю которой в 2019 году приходилось примерно 9% производства электроэнергии (МЭА, 2021).

Другие возобновляемые источники энергии, в основном ветровая и солнечная, в последние годы начали вносить свой вклад в энергетический баланс Казахстана. В 2019 годудоля возобновляемых источников в первичном энергоснабжении составила почти 1,5% – преимущественно за счет гидроисточников с 1,2% от общего энергоснабжения (IEA, 2022a). Несмотря на недавнее увеличение выработки электроэнергии из возобновляемых источников, количество электроэнергии, вырабатываемой из возобновляемых источников, и доля возобновляемых источников энергии в структуре производства электроэнергии снизились в 2019 году впервые с 2011 года, в основном из-за сокращения выработки гидроэлектроэнергии.

В сентябре 2019 года Правительство Казахстана объявило, что в стране 900 МВт установленной мощности в области возобновляемых источников энергии и подтвердил цель 50% доли альтернативных и возобновляемых источников энергии в электроэнергии к 2050 году (The Astana Times, 2019a). В том же месяце итальянская нефтегазовая компания Eni выиграла третий аукцион по возобновляемой энергии, проводимый в Казахстане (после первых двух аукционов, проведенных в 2018 году), на строительство ветряной электростанции мощностью 48 МВт в Северной зоне, строительство которой, как ожидается, будет завершено. к 2022 г. (Эни, 2019 г.).

В 2020 году было запущено 25 проектов по возобновляемым источникам энергии, что позволило увеличить мощность на 600 МВт (The Astana Times, 2021). В ноябре 2020 года был подписан контракт на строительство ветряной электростанции «Жанатас» мощностью 100 МВт на юге Казахстана (Константов, 2020). Также внедряются и развиваются другие проекты в области возобновляемых источников энергии, контракты на которые составляют до 3000 МВт дополнительных мощностей возобновляемых источников энергии (PrimeMinister.kz, 2019 г.).).

При поддержке Программы развития Организации Объединенных Наций Казахстан также разработал программу развития ветроэнергетики до 2030 года с запланированной мощностью ветра 2000 МВт (Международная торговая администрация, 2022).

Потоки государственного финансирования для возобновляемых источников энергии значительно увеличились в последние годы, увеличившись с 1,33 млн долларов США в 2010 году до 145,93 млн долларов США в 2018 году (IRENA, 2019), и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) недавно утвердил Расширение Казахстанской программы возобновляемой энергетики на 300 млн евро для поддержки проектов в области солнечной, ветровой, гидроэнергетики, биогаза, распределения и передачи. На первом этапе было поддержано создание 262 МВт мощностей по выработке возобновляемой энергии по всей стране (ЕБРР, 2019 г.).).

В «Концепции зеленой экономики» Казахстана предложен сценарий производства 30% электроэнергии за счет альтернативных и возобновляемых источников энергии (включая атомную) к 2030 году и 50% к 2050 году, а также снижения текущих выбросов CO 2 при производстве электроэнергии на 40% к 2050 г., а также увеличить долю газовых электростанций до 30% к 2050 г. (Республика Казахстан, 2015 г.).

Правительство объявило целевые показатели развития сектора возобновляемой энергетики в ноябре 2016 года. Эти цели включают долю возобновляемых источников энергии в 3% от общего объема производства электроэнергии к 2020 году; всего 1700 МВт установленной возобновляемой мощности от ветра (933 МВт), солнечные фотоэлектрические (467 МВт), гидроэнергетические (290 МВт) и биогазовые (10 МВт) (Республика Казахстан, 2016b).

Казахстан достиг своего целевого показателя по возобновляемым источникам энергии к 2020 году и в ответ увеличил свой целевой показатель к 2030 году с 10% до 15% (Сатубалдина, 2021a). Тем не менее, в стране, богатой ископаемыми видами топлива, в прошлом переход был медленным, и для достижения Казахстаном своих целей в области климата и возобновляемых источников энергии необходимы еще более решительные усилия.

Для достижения своих долгосрочных целей Казахстану необходимо стать привлекательным вариантом для частных инвесторов. С этой целью Казахстан реформировал свои тарифы на электроэнергию, которые считаются одной из основных причин недостаточного инвестирования (International Crisis Group, 2011). В январе 2019 г.Правительство запустило рынок мощности с зеленым тарифом, разделенным на две части, включая тариф на электроэнергию (переменный) и тариф на мощность (фиксированный) (Mondaq, 2019).

Казахстан также ввел систему аукционов по возобновляемым источникам энергии вместо фиксированных тарифов (Международная торговая администрация, 2022). Казахстан также столкнулся с трудностями при наращивании гибких мощностей, необходимых для систем возобновляемой энергетики, и недавно объявил аукционы для инвестиций в новые гибкие генерирующие мощности, включая крупные газовые и гидроэнергетические проекты (IEA, 2022b).

Несмотря на эти изменения в политике, большинство инвестиций осуществляется через финансовые институты развития. Около 70% финансирования проектов в области возобновляемой инфраструктуры поступает от международных банков развития. Восприятие низкой доходности, вероятно, привело к отсутствию крупных иностранных инвесторов, а также к небольшому рынку возобновляемой энергии по сравнению с такими соседями, как Узбекистан (Куменов, 2021a).

Из-за резкого роста тарифов на электроэнергию Казахстану грозит дефицит электроэнергии в ближайшие два года. Для устранения рисков нехватки мощностей в электроэнергетическом секторе Министерство энергетики заявило, что дополнительно 19Требуются ГВт генерирующих мощностей, из которых 10 ГВт должны приходиться на возобновляемые источники энергии (Ишекенова, 2022).

Официальные лица Казахстана все чаще настаивают на включении атомной энергии в энергетический баланс. В Казахстане находятся одни из крупнейших в мире месторождений урана, и он является крупнейшим в мире производителем урана (International Trade Administration, 2022). Ссылаясь на потенциальную нехватку электроэнергии к 2030 году, президент Токаев поручил правительству всесторонне оценить возможность создания атомной энергетики в Казахстане (Аббасова, 2021). В настоящее время компании участвуют в торгах на строительство атомной станции, которое планируется завершить к 2035 году (Auyezova & Sánchez, 2022).

Энергетический профиль Казахстана – Анализ

МЭА (2020 г.), Энергетический профиль Казахстана , МЭА, Париж https://www.iea.org/reports/kazakhstan-energy-profile, Лицензия: CC BY 4.0

  • Поделиться в Твиттере Твиттер
  • Поделиться на Facebook Facebook
  • Поделиться в LinkedIn LinkedIn
  • Поделиться по электронной почте Электронная почта
  • Выложить в печать Печать

Скачать

Это выдержка, полный отчет доступен для скачивания в формате PDF

Скачать полный отчет

Обзор страны

Республика Казахстан (Казахстан) расположена в северной части Средней Азии и граничит с Российской Федерацией (Россией) на севере, Китаем на востоке, Кыргызстаном и Узбекистаном на юге и омывается Каспийским морем и Туркменистаном на западе. Территория Казахстана составляет 2 717 300 квадратных километров ( 2 км ) с почти 1 894 км береговой линии на Каспийском море. Столица – Нур-Султан (ранее Астана), в стране проживает 18,7 млн ​​человек (www.stat.gov.kz).

До 2015 года Казахстан входил в десятку самых быстрорастущих экономик мира, в основном благодаря освоению своих богатых ресурсов нефти, газа и угля и политике, ориентированной на экспорт. Страна является крупнейшим производителем нефти в Центральной Азии, занимая 12-е место в мире по доказанным запасам сырой нефти. Его валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения вырос в шесть раз с 2002 г. (https://www.worldbank.org/en/country/kazakhstan/overview#3), а в 2019 г.его реальный ВВП вырос на 4,5% в результате роста потребительских расходов и инвестиций, связанных с добычей полезных ископаемых (https://www.worldbank.org/en/country/kazakhstan/overview#3). Однако из-за глобальной пандемии COVID‑19 ВВП Казахстана может сократиться на 3% в 2020 году, согласно оценкам Всемирного банка (https://www. worldbank.org/en/country/kazakhstan/overview#3).

Казахстан добыл 91,9 млн тонн сырой нефти в 2018 году (включая газовый конденсат) при увеличении добычи на Кашаганском месторождении (https://www.kazenergy.com/upload/document/energy-report/NationalReport19)._ru.pdf). Ожидается, что Кашаган, пятое по величине месторождение в мире, сыграет важную роль в будущей добыче нефти в Казахстане с прогнозируемой добычей в 450 тысяч баррелей в сутки к 2025 году и 955 тысяч баррелей в сутки к 2040 году.

Достигнут прогресс в развитии газовой сети Казахстана: в 2016 году завершено строительство трех ниток транснационального газопровода Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай, увеличив объемы транзита газа с 30 млрд куб. м в год (млрд. м3/год) до 55 млрд м3/год. , а в 2016 году также был введен в эксплуатацию трубопровод Бейнеу-Бозой-Шымкент, соединяющий западный район добычи с густонаселенным югом (http://energo.gov.kz/index.php?id=49).).

Ключевые энергетические данные
  • Казахстан является крупным производителем всех ископаемых видов топлива (уголь, сырая нефть и природный газ).
  • В 2018 году Казахстан занимал 9-е место в мире по добыче угля (108 млн тонн [Мт]). Он занимает 17-е место в мире по добыче сырой нефти (91,9 млн тонн) и 24-е место по добыче природного газа (38,7 млрд куб. м).
  • Это первый производитель энергии среди стран фокуса EU4Energy (16-е место в мире в 2018 году). Он производит более чем в два раза больше сырой нефти, чем Азербайджан, но примерно половину природного газа, добываемого в Туркменистане.
  • Общий объем производства энергии в Казахстане (178 миллионов тонн нефтяного эквивалента [Мтнэ] в 2018 году) более чем в два раза покрывает потребность в энергии.
Поставка
  • Казахстан также является крупным экспортером энергии. В 2018 году он был 9-м по величине экспортером угля в мире, 9-м — сырой нефти и 12-м — природного газа.
Экспорт
  • В 2018 году потребление энергии в Казахстане (измеряемое по общему предложению первичной энергии) составило 76 Мтнэ, что сопоставимо с потреблением в Нидерландах (73 Мтнэ). Среди стран, в которых фокусируется EU4Energy, Казахстан является вторым по величине потребителем энергии после Украины.
  • Уголь составляет около половины энергетического баланса Казахстана (50% в 2018 году), за ним следуют нефть и природный газ (оба с долей 25%).
  • Уголь, прежде чем попасть к конечному потребителю, в основном преобразуется в электроэнергию и тепло. Уголь обеспечивает около 70% выработки электроэнергии (в 2018 г.), за ним следует природный газ (20% в 2018 г.).
  • Общее конечное потребление (ОКП; без учета процессов трансформации) составляет около 40 млн т н.э. (42 млн т н.э. в 2018 г.).
  • Промышленность является основным конечным потребителем энергии (16 млн т н.э. в 2018 г.), за ней следует жилищный сектор (11 млн т н.э.).
  • Нефть и уголь вместе составляют более 50% конечного потребления. Доля природного газа относительно невелика (13% доли ТФК в 2018 г.).
Спрос
  • В 2018 году доля возобновляемых источников энергии в структуре энергопотребления (ОППЭ) составила всего 1,4%. Доля в производстве электроэнергии в 2018 году составила 10,4%, большая часть которой приходится на гидроэлектроэнергию. Генерация ветряных электростанций увеличилась на 18,3% с 2017 по 2018 год (https://www.korem.kz/rus/o_kompanii/godovye_otchety/).
Возобновляемые источники энергии
Управление энергетическим сектором

Согласно Конституции, президент определяет стратегические направления внутренней и внешней политики, а исполнительная власть по закону уполномочена соответствующим образом формулировать свою экономическую, социальную и иную политику.

Недавно сформированный Министерство энергетики является ключевым директивным органом, регулирующим добычу нефти и газа, нефтепереработку, транспортировку углеводородов, переработку и распределение газа, производство электроэнергии, добычу угля и ядерную энергию.

Министерство индустрии и инфраструктурного развития отвечает за развитие отрасли промышленности: индустриально-инновационные разработки; научно-технические разработки; развитие горно-металлургического комплекса; и местное содержание, развитие машиностроения, угольной, химической, фармацевтической и медицинской промышленности.

Вновь созданный Министерство экологии, геологии и природных ресурсов (2019 г.) отвечает за политику в области охраны окружающей среды, развитие «зеленой экономики», управление отходами (за исключением коммунальных, медицинских и радиоактивных отходов) и т. д.

Министерство национальной экономики отвечает за разработку скоординированной макроэкономической политики посредством стратегического и бюджетного планирования.

Ключевой задачей Министерства финансов является разработка и реализация бюджетной политики.

Исполнительный

Законодательная власть осуществляется двухпалатным парламентом в составе сената (верхней палаты) в составе 47 депутатов и Мажилиса (или Мажилиса ) (нижняя палата) из 107 депутатов. Парламент Казахстана вносит поправки в Конституцию, утверждает бюджет, программы и отчеты правительства, принимает законы, решает, находится ли страна в состоянии войны или мира, инициирует референдумы и ратифицирует международные договоры, среди прочих обязанностей. В настоящее время он реализует две президентские программы: «100 конкретных шагов» и «Стратегия Казахстан до 2050 года». Мажилис, как правило, не играет роли в разработке политики, но анализирует политику, разработанную и предлагаемую правительством, и соответственно принимает законы.

В начале 2017 года Президент Казахстана принял решение о передаче части президентских полномочий (в регулировании социально-экономических процессов) парламенту и правительству. Однако эта передача власти носит лишь технический характер: за президентом сохраняется статус верховного арбитра, способного регулировать отношения между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, решать вопросы национальной безопасности и обороноспособности страны (http ://khabar.kz/ru/archiv-zheti-kn/item/73940-жети-кн-29-января-2017).

Законодательный

В Казахстане действуют Верховный суд, местные (областные, городские и районные) суды и специализированные (военные, ювенальные и хозяйственные) суды; могут создаваться и другие специализированные суды. Верховный суд — высший судебный орган по гражданским, уголовным, хозяйственным и иным делам, подведомственным нижестоящим судам, — осуществляет процессуальные формы судебного надзора за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

В 2016 году система правосудия Казахстана была преобразована в трехуровневую систему (первая, апелляционная и кассационная) и вступил в силу новый Гражданский процессуальный кодекс. Для повышения своей привлекательности для иностранных инвесторов Казахстан планирует обобщить судебную практику по инвестиционным спорам. В вопросах административно-уголовной гуманизации законодательства планируется применение штрафных санкций и разумных сроков их уплаты (http://www.kazpravda.kz/articles/view/sudebnaya-sistema—vazhnoe-zveno-uspeshnoi-realizatsii-poslaniya1 /).

Судебная власть

Управление социально-экономического мониторинга Администрации Президента контролирует реализацию стратегических направлений, поставленных Президентом. Министерство энергетики выполняет большинство регулирующих и контрольных функций в энергетическом секторе, а Министерство по инвестициям и развитию обладает полномочиями по регулированию промышленной безопасности, а также лицензированию экспорта и импорта, в том числе энергетических товаров. Проекты контрактов на недропользование и технико-экономические обоснования для проектов разведки и добычи рассматриваются на предмет их потенциального экономического эффекта Министерством национальной экономики, а общие регулирующие функции Министерства финансов включают мониторинг активов, признанных государством стратегическими. Министерство труда и социальной защиты населения и Министерство образования и науки контролируют энергетические проекты, чтобы убедиться, что они соответствуют требованиям для найма местного казахстанского персонала (Закон о недропользовании 2010 г. требует, чтобы производители нефти и газа поставляли установленные проценты товаров, услуг персонал на месте) (http://kazenergy. com/images/NationalReport15_English.pdf).

Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции – государственный орган по защите конкуренции и ограничению монополистической деятельности на соответствующих товарных рынках; за контролем и регулированием деятельности, связанной с государственной монополией, в пределах, предусмотренных законодательством; и для межотраслевой координации, регулирования и контроля естественных монополий и регулируемых рынков. Он отвечает за контроль и регулирование деятельности энергопроизводящих и энергоснабжающих организаций в соответствии с Законом об электроэнергетике (http://www.kremzk.gov.kz/eng/).

Нормативно-правовая база
Ключевые политики

В 2012 году правительство запустило Стратегию «Казахстан 2050», определяющую курс на долгосрочное экономическое развитие. В нем определены социальные, экономические и политические реформы, направленные на вхождение Казахстана в число 30 крупнейших экономик мира к 2050 году. Экономический рост должен быть достигнут за счет выхода на новые экспортные рынки, улучшения инвестиционного климата и дальнейшего развития частного сектора и государственно-частного партнерства. Стратегия предусматривает, что к 2050 году альтернативные и «зеленые» энергетические технологии должны генерировать до 50% всей потребляемой энергии. В ней также декларируется переход всех горнодобывающих компаний только на экологически чистое производство.

В мае 2013 г. была принята Концепция «зеленой» экономики, в которой поставлена ​​амбициозная цель: к 2050 г. производство электроэнергии на 50% из источников, отличных от угля или нефти, включая газ, ядерную энергию и возобновляемые источники энергии. стареющая инфраструктура, увеличение использования этих альтернативных видов топлива, внедрение эффективных энергетических технологий и соблюдение высоких экологических стандартов.

Программа «100 конкретных шагов», введенная в 2015 году, направлена ​​на повышение прозрачности и подотчетности посредством структурных реформ, которые: 1) создадут профессиональный государственный аппарат; 2) обеспечивать законность; и 3) улучшить политику индустриализации и способствовать росту. Шаги включают приватизацию сельскохозяйственных земель для поощрения их эффективного использования; оптимизация налоговой и таможенной политики и процедур; внедрение принципа «единого окна» для таможенных процедур для экспортеров и импортеров; интеграция таможенной и налоговой систем; упрощение процедуры легализации имущества и денег; приватизация государственной монополизированной экспертизы предпроектной и проектной документации; и замена устаревших строительных норм и правил системой еврокодов. В рамках программы в 2018 году был открыт Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА), одним из инструментов привлечения инвесторов которого является инвестиционное резидентство. Правительство также провело реформы для поддержки благоприятного инвестиционного климата: в феврале 2015 г. были приняты правила создания единого окна для инвесторов, а в декабре 2014 г. были внесены поправки в Закон об инвестициях, подкрепленные либерализацией визового режима.

Энергетическая статистика

Официальная энергетическая статистика в Казахстане находится в ведении Комитета по статистике при Министерстве национальной экономики.

В 2016 году система сбора энергетических данных была изменена в рамках модернизации Комитета по статистике. В 2018 году Комитет по статистике провел обследование потребления топлива и энергии домохозяйствами, охватив 21 000 домохозяйств. Это было первое в Казахстане обследование домохозяйств, специально посвященное потреблению энергии. Опрос включал различные вопросы о расходе топлива на отопление, приготовление пищи, нагрев воды и т. д., а результаты доступны на веб-сайте Комитета по статистике.

Основным изданием по энергетике является ежегодный Топливно-энергетический баланс Республики Казахстан. Он содержит годовые данные о спросе и предложении энергии в физических и энергетических единицах с отраслевой разбивкой, а также показатели энергоемкости. Публикация доступна онлайн в электронном формате, а макет соответствует тому, что был разработан во времена Советского Союза.

Официальные ежегодные данные передаются Статистическому отделу Организации Объединенных Наций (СОООН) и Международному энергетическому агентству (МЭА) посредством пяти совместных вопросников МЭА/Евростата/ЕЭК ООН. Ежемесячные данные по нефти и газу также собираются и передаются в СОООН для публикации через Совместную инициативу организаций по данным (СИОД), а также в Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых Государств (СНГ).

Комитет по статистике поддерживает национальную рабочую группу по статистике энергетики, объединяющую поставщиков данных и пользователей данных (энергетические компании, исследователи и представители министерств) для улучшения качества и использования данных об энергетике. Официальная энергетическая статистика активно используется для моделирования электроэнергетического сектора Казахским научно-исследовательским институтом энергетики. Региональные показатели энергоемкости используются в политике регионального развития.

В последние годы Комитет по статистике проделал большую работу по консолидации статистики энергетики при некоторой технической и финансовой поддержке программ Казстата и INOGATE, финансируемых на международном уровне.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *