Ст. 15 Закона о Защите Прав Потребителей РФ с Комментариями. Последняя редакция с изменениями на 2022 год
Последняя редакция Ст. 15 Закона о ЗПП
Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Проблема возмещения морального вреда возникает достаточно часто в различных категориях дел. В частности, в спорах и конфликтах по поводу нарушения прав потребителей нередко встает вопрос о возмещении вреда, нанесенного личности. Законом «О защите прав потребителей» определяется возможность взыскания такого вида ущерба с причинившего его субъекта.
Что регулирует статья?
Статья 15 Закона «О защите прав потребителей» регулирует отдельную сторону отношений между потребителем и производителем или продавцом, касающуюся возмещения морального вреда. Этот аспект нередко упускается при рассмотрении дел по защите прав потребителей. Однако не всегда достаточно возмещения материального ущерба, так как потерпевший страдает морально из-за неоправданных ожиданий по поводу качества товара или в связи с нарушением других прав.
Содержание и структура
Статья 15 ЗоЗПП РФ имеет структуру, включающую только один пункт. Он определяет правило, по которому потерпевший, чьи права были нарушены производителем или продавцом товара, вправе претендовать на взыскание компенсации за моральный вред. В статье нет четких правил определения его размера. Более того, закон перекладывает принятие этого решения на плечи суда. Однако статья 15 ЗоЗПП РФ устанавливает, что такой вид ущерба может быть взыскан независимо от материального.
Пояснения и нюансы
Понятие морального вреда определено ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации. Там сказано, что под этим понятием подразумеваются страдания физического или нравственного типа, которые причиняются лицу путем нарушения его прав или посягая на его имущество. Кроме того, статья 1099 ГК России фиксирует право лица претендовать на взыскание такого вида ущерба в установленных законом случаях.
Судебная практика показывает, что крупные суммы практически никогда не взыскиваются в пользу погашения морального ущерба. Часто суд устанавливает небольшие выплаты или отказывает в погашении вовсе. Практика многих иностранных государств прямо противоположна российской.
Таким образом, статья 15 ЗоЗПП РФ определяет право потребителя на получение денежных средств за причиненные моральные страдания. Однако право определять размер и порядок выплаты предоставляется суду.
СТ 15 ЗоЗПП РФ и Комментарий с последними изменениями на 2022 год
Новая редакция СТ 15 Закона о Защите Прав Потребителей России:
Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
1. Согласно ст. 151 ГК, под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права и блага.
Закон конкретизирует это определение применительно к отношениям по поводу защиты прав потребителей.
Причинителем вреда может быть изготовитель, исполнитель, продавец или организация, выполняющая функции изготовителя (продавца). С объективной стороны вред должен быть следствием нарушения указанными лицами прав потребителя, предусмотренных законами и иными правовыми актами РФ по защите прав потребителей.
Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
Для наступления ответственности необходимо наличие вины причинителя вреда (в любой форме), которая предполагается. Обязанность доказывать отсутствие вины поэтому лежит на причинителе морального вреда. Он может быть также освобожден от ответственности, если докажет, что моральный вред причинен нарушением прав потребителя, вызванных действием непреодолимой силы.
Причиненный моральный вред компенсируется в денежной форме. Размер компенсации определяется соглашением сторон, а в случае спора — судом. При этом, согласно ст. 151 ГК РФ, принимается во внимание степень вины причинителя, иные обстоятельства, степень физических или нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями потерпевшего. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда, убытков и других имущественных требований.
Согласно статье 15 ЗоЗПП РФ требование о компенсации морального вреда может предъявляться самостоятельно или вместе с имущественными требованиями. Следует также отметить, что в связи с причинением морального вреда не могут быть обоснованы регрессные требования, изготовитель (продавец) не несет ответственности за действия третьего лица.
2. Статьей 18 Закона о Защите Прав Потребителей предусмотрено, что потребитель в случае продажи ему товара ненадлежащего качества вправе предъявить предусмотренные Законом требования продавцу, изготовителю либо организациям, выполняющим их функции на основании договора с ними. Эти организации, нарушив права потребителя, таким образом, могут стать причинителями морального вреда. Вместе с тем их ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара Законом не предусмотрена, поскольку они не имеют отношения к изготовлению или реализации товара.
Отношения этих организаций с изготовителем или продавцом товара регулируются договором между ними. Суть такого договора заключается в возложении продавцом или изготовителем исполнения своих обязательств перед потребителем, предусмотренных Законом, на соответствующие организации.
Общим правовым основанием таких действий является ст. 313 ГК РФ «Исполнение обязательства третьим лицом». Согласно этой статье, потребитель обязан принять исполнение его требований, предложенные за продавца, изготовителя третьим лицом.
В соответствии со ст. 403 ГК, продавец, изготовитель отвечают за неисполнение или ненадлежащее исполнение их обязательств третьим лицом, на которое было возложено исполнение, если законом не установлена ответственность третьего лица, являющегося непосредственным исполнителем. Анализ показывает, что такая прямая ответственность третьего лица Законом предусмотрена, например, в ст. 23. Прямая ответственность третьего лица может быть предусмотрена в договоре с продавцом, изготовителем. Договор между продавцом, изготовителем и третьим лицом является договором об оказании возмездных услуг, впервые предусмотренным в ГК (глава 39). О содержании этого договора, обязанностях третьих лиц см. комментарий к ст. 18 Закона.
Обязанность сообщать в CPSC: права и обязанности предприятий
Если вы являетесь производителем, импортером, дистрибьютором и/или розничным продавцом потребительских товаров, у вас есть юридическое обязательство немедленно сообщать следующие типы информации в CPSC:
- Дефектный продукт, который может создать существенный риск травм для потребителей;
- Изделие, создающее необоснованный риск серьезной травмы или смерти;
- Продукт, который не соответствует применимому правилу безопасности потребительских товаров или любому другому правилу, постановлению, стандарту или запрету в соответствии с CPSA или любым другим законом, введенным в действие CPSC;
- Происшествие, при котором ребенок (независимо от возраста) подавился шариком, шариком, латексным шариком или другой мелкой деталью, содержащейся в игрушке или игре, и в результате которого ребенок погиб, получил серьезную травму , перестает дышать в течение любого промежутка времени или лечится у медицинского работника; и
- Некоторые виды судебных исков.
(Это относится только к производителям и импортерам и зависит от периодов времени, указанных в разделе 37 CPSA.)
Несвоевременное предоставление этой информации в полном объеме может привести к существенному гражданскому или уголовному наказанию. Совет сотрудников CPSC: «если есть сомнения, сообщите».
CPSC составил справочник по отзыву с подробной информацией. Справочник:
- Научит вас как можно быстрее распознавать потенциально опасные потребительские товары;
- Объясняет, как разработать и внедрить «план корректирующих действий» (называемый CAP) для устранения опасностей;
- Объясняет программу Fast Track Program CPSC; и,
- Обсуждается, как сообщать потребителям информацию об отзыве и как контролировать отзыв продукции.
Если я подозреваю, что продукт, который я производил, импортировал, распространял, предлагал продать или продавал, может представлять опасность, в течение какого времени я должен сообщить об этом в CPSC?
Компания должна сообщить в Комиссию в течение 24 часов с момента получения отчетной информации. Комиссия призывает компании сообщать о потенциальных существенных опасностях продукта, даже если их собственные расследования продолжаются. Однако, если компания действительно не уверена в том, что информация подлежит раскрытию, она может потратить разумное время на расследование этого вопроса.
Если компании действительно известно, что Комиссия была адекватно проинформирована о дефекте или несоблюдении требований другой ответственной стороной, компании не нужно представлять отчет в Комиссию. Рекомендуется документация, демонстрирующая, что другая сторона уже сообщила об этом в CPSC. Фирмы могут определить это в рамках своего расследования, связавшись с другими компаниями в цепочке поставок продукта. CPSC, как правило, не может делиться информацией такого типа с компаниями из-за требований конфиденциальности. Если фирма не уверена, была ли надлежащим образом проинформирована CPSC о дефекте, риске или несоблюдении правила безопасности потребительских товаров, фирма должна сообщить эту информацию в CPSC.
Расследование компании с целью определить, следует ли отчитываться перед CPSC, не должно превышать 10 рабочих дней, если только фирма не может доказать, что более длительный срок является разумным в данных обстоятельствах. При отсутствии таких обстоятельств Комиссия будет исходить из того, что по истечении 10 рабочих дней компания получила и рассмотрела всю информацию, которая была бы ей доступна, если бы она провела разумное, оперативное и добросовестное расследование.
Что делать, если я получаю информацию, которая обоснованно предполагает, что мой продукт может создать угрозу безопасности или здоровью, но не было получено сообщений о фактическом причинении вреда или телесных повреждений?
Вы должны немедленно сообщить информацию о товаре. Закон не требует причинения вреда или причинения вреда.
Означает ли подача отчета в CPSC, что CPSC обязательно отзовет мой продукт?
Нет. Сообщение о продукте в Комиссию в соответствии с Разделом 15 CPSA не означает, что Комиссия автоматически сделает вывод о необходимости корректирующих действий.
Сотрудники CPSC оценят отчет и поработают с отчитывающейся фирмой, чтобы определить, уместны ли корректирующие действия. Многие отчеты, которые получает CPSC, не требуют корректирующих действий, поскольку сотрудники CPSC приходят к выводу, что заявленный дефект продукта не создает существенной опасности продукта. В случае сообщения о несоответствии требованиям безопасности CPSC есть другие варианты, которые сотрудники CPSC могут счесть за исключением отзыва, например, исправление несоответствующей этикетки в будущем производстве.
Как узнать, известно ли CPSC о возможном риске для здоровья или безопасности, связанном с продуктом?
Требования конфиденциальности обычно запрещают CPSC публиковать списки отчетов о продуктах, полученных от производителей, импортеров, дистрибьюторов или розничных продавцов, или раскрывать вопросы, находящиеся в процессе активного расследования.
Рассматривает ли Комиссия конфиденциальную информацию?
Да. В соответствии с Разделом 6(b)(5) CPSA Комиссия и ее сотрудники не могут публично раскрывать информацию, представленную в соответствии с Разделом 15, за исключением случаев, когда Комиссия:
- Подана юридическая жалоба, утверждающая, что продукт представляет значительную опасность;
- Заключил соглашение об урегулировании возмещения ущерба, касающееся продукта;
- Опубликовал вывод об общественном здравоохранении или безопасности; или
- Производитель дает согласие на его раскрытие.
(См. также 16 CFR 1015.18.)
Раздел 6(b)(5) CPSA также применяется к любой информации, представленной в соответствии с разделом 102 Закона о защите безопасности детей (см. 16 CFR 1117.7). В дополнение к защите согласно разделу 6(b)(5) , дополнительные меры защиты от раскрытия информации предусмотрены разделами 6(a) и (b)(1) CPSA.
Раздел 37 CPSA требует, чтобы производители потребительских товаров сообщали информацию об урегулированных или рассмотренных судебных процессах. В соответствии с разделом 6(e) CPSA Комиссия и ее сотрудники не могут публично раскрывать информацию, представленную в соответствии с разделом 37 CPSA, за исключением случаев, когда такая информация может быть предоставлена производителю отчетности или Конгрессу при определенных обстоятельствах. Согласно закону, отчетность в соответствии с разделом 37 не является признанием существования необоснованного риска получения травмы, дефекта, существенной опасности продукта, неминуемой опасности или какой-либо другой ответственности в соответствии с каким-либо законом или общим правом.
Если вы работаете в компании, которая производит, импортирует, распространяет, брендирует или продает потребительские товары, ваш работодатель не имеет права увольнять вас или принимать ответные меры за то, что вы предоставили, вызвали предоставили или собираются предоставить или обеспечить предоставление работодателю, федеральному правительству или генеральному прокурору штата информации, касающейся любого нарушения или любого действия или бездействия, которое вы обоснованно считаете нарушением любого закон, приказ, правило, постановление, стандарт или запрет, применяемый CPSC.
Для получения дополнительной информации обратитесь в Управление по охране труда и здоровья США (OSHA) и посетите веб-сайт: www. whistleblowers.gov, чтобы получить дополнительную информацию об этих средствах защиты и о том, как подать жалобу.
Это сообщение было подготовлено только для общих информационных целей. Это сообщение не является и не предназначено для предоставления юридической консультации, не было рассмотрено или одобрено Комиссией и не обязательно отражает их точку зрения. Любые взгляды, выраженные в этом сообщении, могут быть изменены или заменены Комиссией.
Правила CCPA | Штат Калифорния — Министерство юстиции
Правила CCPA регулируют соблюдение Закона штата Калифорния о конфиденциальности потребителей. Они предоставляют компаниям рекомендации о том, как информировать потребителей об их правах в соответствии с CCPA, как обрабатывать запросы потребителей, как проверять личность потребителей, направляющих запросы, и как применять закон в отношении несовершеннолетних. При этом правила облегчают потребителям реализацию их прав CCPA.
Правила вступили в силу 14 августа 2020 года. Дополнительные изменения правил вступили в силу 15 марта 2021 года. Ниже представлены документы, которые были представлены в Управление административного права (OAL). Любой, кто представил комментарий относительно правил, имеет право запросить копию окончательного изложения причин.
В ноябре 2020 года избиратели одобрили Предложение 24 Закона штата Калифорния о правах на неприкосновенность частной жизни от 2020 года, предусматривающее создание Калифорнийского агентства по защите конфиденциальности (CPPA) для реализации и обеспечения соблюдения Закона Калифорнии о конфиденциальности потребителей. 21 октября 2021 года CPPA уведомило Генерального прокурора о том, что оно готово взять на себя нормотворческие обязанности. Полномочия по нормотворчеству переходят от Генерального прокурора к CPPA через шесть месяцев после этого уведомления.
Правила CCPA — документы, поданные в OAL в июне 2020 г.
# | Название документа | Дата события |
---|---|---|
1.![]() | OAL Уведомление об утверждении с поправками в части и отзыве в части | 27 августа 2020 г. |
2. | Окончательный текст правил [ОБНОВЛЕНО] | 14 августа 2020 г. |
WWW Consortium, Рекомендации по обеспечению доступности веб-контента, версия 2.1 (5 июня 2018 г.). [Включено посредством ссылки] | ||
3. | Дополнение к окончательному изложению причин | 14 августа 2020 г. |
4. | Окончательное изложение причин | 1 июня 2020 г. |
Приложение A. Резюме и ответы на комментарии, отправленные в течение 45-дневного периода | ||
Приложение B. Список комментаторов за 45-дневный период | ||
Приложение C. Резюме и ответы на комментарии, отправленные в течение 1-го 15-дневного периода | ||
Приложение D.![]() | ||
Приложение E. Резюме и ответы на комментарии, отправленные в течение 2-го 15-дневного периода | ||
Приложение F. Список комментаторов 2-го 15-дневного периода | ||
5. | Форма 400 — одобренная и зарегистрированная версия [обновленная] | 14 августа 2020 г. |
6. | Обновленный информационный дайджест | 1 июня 2020 г. |
7. | Письменное обоснование более ранней даты вступления в силу и запрос на ускоренное рассмотрение | 1 июня 2020 г. |
8. | Уведомление о предлагаемом нормотворчестве | 11 октября 2019 г. |
9. | Первоначальные предлагаемые правила | 11 октября 2019 г. |
10.![]() | Первоначальное изложение причин (ISOR), включая Приложения A, B | 11 октября 2019 г. |
11. | Заявление об отправке первого 45-дневного уведомления | 27 мая 2020 г. |
12. | Первое уведомление об изменениях | 10 февраля 2020 г. |
13. | Первые измененные правила | 10 февраля 2020 г. |
14. | Заявление об отправке первого 15-дневного уведомления | 27 мая 2020 г. |
15. | Второе уведомление об изменениях | 27 марта 2020 г. |
16. | Второй измененный регламент | 27 марта 2020 г. |
17. | Заявление об отправке второго 15-дневного уведомления | 27 мая 2020 г. |
18. | Публичные комментарии Примечание: Комментарии размечаются на основе каждого комментатора и его комментариев. | |
Письменные комментарии за 45 дней | Период комментариев закончился: 6 декабря 2019 г. | |
Первый набор письменных комментариев за 15 дней | Срок действия комментариев истек: 25 февраля 2020 г. | |
Второй набор письменных комментариев за 15 дней | Срок действия комментариев истек: 27 марта 2020 г. | |
19. | Стенограммы публичных слушаний Примечание: Стенограммы публичных слушаний размечаются на основе каждого комментатора и его комментариев. | |
Сакраменто | 2 декабря 2019 г. | |
Лос-Анджелес | 3 декабря 2019 г. | |
Сан-Франциско | 4 декабря 2019 г.![]() | |
Фресно | 5 декабря 2019 г. | |
20. | Форма 399 | |
21. | Материалы/документы, на которые полагались | |
Приложение A: Предварительные действия | ||
Департамент юстиции Калифорнии, Генеральная прокуратура, Отчет о утечке данных штата Калифорния (февраль 2016 г.). | ||
Департамент юстиции Калифорнии, Генеральная прокуратура, комментарии общественности, полученные в рамках предварительного процесса нормотворчества. | ||
Департамент юстиции Калифорнии, Генеральная прокуратура, Дополнительные комментарии общественности, полученные в рамках предварительного процесса нормотворчества | ||
Департамент юстиции Калифорнии, Генеральная прокуратура, стенограмма общественного форума во Фресно. | 13 февраля 2019 г. | |
Департамент юстиции Калифорнии, Генеральная прокуратура, стенограмма общественного форума Inland Empire/Riverside. | 24 января 2019 г. | |
Департамент юстиции Калифорнии, Генеральная прокуратура, Стенограмма публичного форума Лос-Анджелеса. | 25 января 2019 г. | |
Департамент юстиции Калифорнии, Генеральная прокуратура, Стенограмма общественного форума Сакраменто. | 5 февраля 2019 г. | |
Департамент юстиции Калифорнии, Генеральная прокуратура, Стенограмма общественного форума Сан-Диего. | 14 января 2019 г. | |
Департамент юстиции Калифорнии, Генеральная прокуратура, Стенограмма общественного форума Сан-Франциско. | 8 января 2019 г. | |
Департамент юстиции Калифорнии, Генеральная прокуратура, стенограмма Стэнфордского общественного форума. | 5 марта 2019 г. | |
Приложение B: 45-дневный период | ||
Acquisti et al., Сколько стоит конфиденциальность? (2013) Журнал юридических исследований, 42(2), стр. 249-274. | ||
Центр простого языка, анализ политики конфиденциальности (2015 г.). | ||
Федеральная торговая комиссия, Защита конфиденциальности потребителей в эпоху быстрых изменений: рекомендации для бизнеса и политиков, отчет FTC (март 2012 г.). | ||
Hahn et al., Приложение по обработке данных для CCPA? (19 июня 2019 г.) Перспективы конфиденциальности IAPP. | ||
Монтес и др., Ценность личной информации на рынках с эндогенной конфиденциальностью (5 августа 2015 г.![]() | ||
Национальное управление по телекоммуникациям и информации, Министерство торговли США, Краткое уведомление о правилах поведения для обеспечения прозрачности практики использования мобильных приложений (25 июля 2013 г.). | ||
Norton, Внедоговорный характер политик конфиденциальности и новая критика модели защиты конфиденциальности на основе уведомлений и выбора (2016 г.) 27 Fordham Intell. Проп. СМИ и энт. ЖЖ 181. | ||
Pew Research Center, Общественное восприятие конфиденциальности и безопасности в эпоху после Сноудена (14 ноября 2014 г.). | ||
Reidenberg et al., Неоднозначность политики конфиденциальности и влияние регулирования (22 марта 2016 г.) Journal of Legal Studies, готовится к публикации; Исследовательский документ по правовым исследованиям Fordham Law No.![]() | ||
Шауб и др., Пространство дизайна для эффективных уведомлений о конфиденциальности (22–24 июля 2015 г.) Симпозиум по полезной конфиденциальности и безопасности (SUPS), 2015 г., Оттава, Канада. | ||
Шорт и др., Сколько стоят ваши данные? (3 марта 2017 г.) MIT Sloan Management Review, весенний выпуск 2017 г. | ||
Шпикерманн и др., На пути к теории ценности персональных данных (апрель 2017 г.) Journal of Information Technology, Vol. 32, выпуск 1, 2017. | ||
Приложение C: 15-дневный период | ||
Accenture Interactive, Смотрите на людей, а не на модели. (2019). | ||
Cranor, et al., Дизайн и оценка используемого значка и слогана для подачи сигнала об отказе от продажи личной информации в соответствии с требованиями CCPA (4 февраля 2020 г.![]() | ||
Douglis, et al., Влияние закона CCPA на гражданские судебные процессы (28 января 2020 г.). | ||
Duffy, et al., Программы лояльности в розничной торговле останутся в силе. Закон штата Калифорния о конфиденциальности (26 сентября 2019 г.), Law360 | ||
Патерностер, Леон, Обход GDPR с темными шаблонами. Пример из практики: Techradar (12 августа 2018 г.). | ||
Simon, et al., Краткое изложение основных результатов исследования конфиденциальности в Калифорнии (16 октября 2019 г.), Goodwin Simon Strategic Research. |
Поправки к правилам CCPA — документы, поданные в OAL в январе 2021 г.
Уведомление OAL об утверждении частично и отзыве частично
Нормотворческие документы для внесения поправок в правила CCPA — Документы в формате pdf снабжены закладками для удобства поиска. Он содержит следующие документы:
- Уведомление о третьем наборе предлагаемых изменений
- Третий набор предлагаемых модификаций
- Заявление об отправке третьего набора модификаций
- Уведомление о четвертом наборе предлагаемых изменений
- Четвертый набор предлагаемых модификаций
- Заявление об отправке четвертого комплекта модификаций
- Публичные комментарии относительно третьего и четвертого набора модификаций
- Дополнительные документы, на которые полагаются
- Cranor, et al., Тестирование значка отказа CCPA — этап 2 (28 мая 2020 г.). Хабиб и др., Эмпирический анализ вариантов удаления данных и отказа на 150 веб-сайтах, Симпозиум USENIX по конфиденциальности и безопасности (SUPS), 2019 г., 11–13 августа 2019 г., Санта-Клара, Калифорния, США.
- Хабиб и др., «Это охота за мусором»: удобство использования веб-сайтов для отказа от участия и выбора удаления данных, CHI ’20: материалы конференции CHI 2020 года по человеческому фактору в вычислительных системах, апрель 2020 г.