Закон о банкротстве рк 2019: Помощь в безвыходной ситуации: новый закон о банкротстве заработает в марте

Содержание

Чего ждать от нового закона о банкротстве?

Участники реального сектора экономики вновь ломают копья, рассматривая новый проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования процедур реабилитации и банкротства». Главная тема для обсуждения – упрощенная форма процедур и опасение предпринимателей, как бы уполномоченные органы не подстригли всех под одну гребенку.

Стоит отметить, что еще в ноябре 2018 года правительство РК постановило вынести на рассмотрение в мажилис парламента проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования процедур реабилитации и банкротства».

К слову, чуть позднее, в январе 2019 года, президент неожиданно подверг кабмин резкой критике за нерешительность при внедрении института банкротства в стране. «Институт банкротства является достаточно распространенным явлением в рыночных странах. Вы просто трусы, а не правительство и не министры.

Руки, колени дрожат, чтобы принять решение, а для чего тогда работаете? Очистите мне все банки! Буду считать, что честно выполнило свой долг правительство, и уйдите с этим в отставку! Вот это будет работа!» – заявил глава государства. Позже свое намерение об отставки правительства президент осуществил и сегодня, на момент выхода «Курсива», многие чиновники до сих пор ожидают своего переназначения.

Между тем стоит отметить, что глава государства далеко не первый раз поднимает вопрос о банкротстве неработающих предприятий. Еще в 2015 году на одном из расширенных заседаний правительства в Акорде он говорил: «Соответствующий закон сейчас принят, и надо работать по мировым стандартам в этом вопросе. То есть механизм защиты собственника от кредиторов – вот что надо, и я подписал данный закон. Данным документом заложена новая система урегулирования неплатежеспособности, когда должник и кредитор совместно решают вопросы реструктуризации долгов и финансового оздоровления предприятия».

Где спряталась упрощенка?

Между тем закон от 2014 года тоже подвергался критике со стороны бизнеса и общественности. Многие эксперты тогда отмечали, что он требовал серьезных изменений и доработок. Впрочем, аналогичная ситуация складывается и сегодня. Но новый проект закона хотя бы предусматривает упрощенную форму и более расширенное определение по процедурам реструктуризации предприятий.

К примеру, в подпункте 2 пункта 2 статьи 68 «Последствия применения реабилитационной процедуры» предусмотрено: «На основании заявления должника и копии вступившего в законную силу определения суда об утверждении плана реабилитации снимаются все ограничения и обременения на имущество (активы) должника (инкассовые распоряжения на счета должника, аресты на имущество (активы) и другое) без принятия соответствующих решений органов, их наложивших». Как отмечает юрист «Курсива»

Максим Мостович, данная норма облегчает процедуру снятия арестов, но только в случаях, которые оговариваются в данной статье.

Статья 28-2 «Последствия урегулирования неплатежеспособности» проекта закона конкретизирует, когда, где и в каких случаях происходит реструктуризация предприятий. В частности, в подпункте 7 данной статьи говорится: «…Кредитор (кредиторы) вправе обратиться в суд с заявлением о расторжении соглашения о реструктуризации задолженности в случаях:

  1. нарушения должником условий такого соглашения;
  2. незаключения соглашения о реструктуризации задолженности в срок, установленный пунктом 1 статьи 28-3 настоящего Закона». В законе от 2014 года этот пункт был более сжат и не делился на подпункты 1 и 2. Так, если раньше кредитор был вправе обратиться с заявлением о расторжении и признании должника банкротом, то теперь, в новой редакции проекта закона кредиторам будет сложнее действовать, поскольку им осталось меньше пространства для маневра, так как в подпункте 7-1 статьи 28-1 уже исключена ссылка на «признание банкротом», осталось лишь «о расторжении…».

Упрощает понимание и одновременно расширяет возможности для банкротства и статья 95-1 «Переход от процедуры банкротства к реабилитационной процедуре». В частности, в пункте 2 данной статьи к «должнику-юридического лица» (прописано в законе от 2014 года) в новом проекте добавляются учредители (участники) и индивидуальные предприниматели.

По-своему интересна и статья 238 «Преднамеренное банкротство финансовой организации, банковского и (или) страхового холдинга». Здесь мы уже переходим к поправкам в Уголовный кодекс РК от 03.07.2014. Если раньше речь шла о преднамеренном банкротстве, причем данный пункт охватывал любую коммерческую или иную организацию, то теперь речь идет лишь о «банкротстве финансовой организации, банковского и (или) страхового холдинга». Кстати, в новой редакции статьи 238 преднамеренное банкротство, то есть умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное руководящим работником финансовой организации, банковского и (или) страхового холдинга, крупным участником (крупным акционером) – физическим лицом, руководителем предусматривается штраф в размере до 3 тыс. МРП либо исправительные работы в том же размере, либо ограничение свободы на срок до трех лет, либо лишение свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от пяти лет.

Претерпела занятное изменение статья 45-1 «Возвращение заявления должника или кредитора (кредиторов) без рассмотрения». В пункте 2 уточняется: «в случаях, когда обращение в суд с заявлением о признании банкротом является обязательным для должника в соответствии с настоящим Законом и к заявлению не приложены необходимые документы, такое заявление принимается судом к производству, а недостающие документы потребуются судом в порядке подготовки дела к судебному разбирательству». А вот в законе от 07.03.2014 суд возвращал заявление, если заявитель не оплатил госпошлину, не приложил копию учредительных документов и т.д. При этом все эти моменты были указаны в статье 42.

Впрочем, в данном законопроекте есть и непонятные моменты. К примеру, в пункте 3 статьи 99 «Продажа имущества (активов) банкрота» говорится: «Реализация имущества (активов) банкрота, ограниченного в обороте, осуществляется на закрытом электронном аукционе. Участниками закрытого электронного аукциона могут быть лица, имеющие право на приобретение данного имущества (активов)».

Правда, при этом не уточняется, кто имеет право на приобретение данного имущества.

Не под одну гребенку

Между тем, с точки зрения представителей НПП «Атамекен», статьи нового законопроекта дублируют уже имеющиеся нормы в других документах законодательного характера. «Разработчик предлагает новый состав – это причинение имущественного ущерба кредиторам путем обмана, злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения. Причем все должно быть совершено до момента признания юридического лица банкротом. Новый состав предлагается взамен «ложному и преднамеренному банкротству», хотя объективная сторона совершенно разная. Ведь в Уголовном кодексе РК уже прописаны другие преступления, достаточно схожие с предлагаемым составом», – отмечает директор департамента законодательства НПП «Атамекен» Лаура Мерсалимова. В частности, по ее словам, достаточно заглянуть в статью 195 «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения» и в статью 237 «Неправомерные действия при реабилитации и банкротстве».

К тому же, по мнению представителя палаты предпринимателей, в новом законопроекте следовало бы более четко прописать временные рамки. «Кредитор знает историю предприятия, он знает, сколько времени предприятие не платит, знает, сколько времени у него ничего нет, сколько времени он не работает фактически. Но тут надо четко понять бизнесу, что будет временной лаг, сколько времени пассивы должны превышать его активы, прежде чем можно его по упрощенной процедуре будет ликвидировать», – говорит Лаура Мерсалимова.

Банкротить цели нет

Впрочем, представители департамента государственных доходов отмечают, что предприятия, которые сегодня имеют большие проблемы, необходимо банкротить. «По статистике, у нас 780 компаний признано банкротами. Из них 306 ликвидировано. На сегодняшний день осталось 475 компаний. 224 компаниям на сумму 197 млрд отказано судами в признании банкротом. Взять хотя бы, к примеру, компанию «Куат», она не работает с 2008 года. И имеет задолженность перед бюджетом порядка 21 млрд тенге.

Ее кредиторская задолженность порядка 63 млрд тенге. В 2017 году она была признана банкротом. В 2018 году заново была признана банкротом. Как глава государства сказал, если компания не работает, имеет миллионные задолженности, доходы в бюджет не дает, зачем тогда ее реабилитировать», – рассказал представитель ДГД, выступая на общественном совете г. Алматы.

При этом эксперт подчеркнул, что при необходимости ДГД всегда идет навстречу бизнесу и дает отсрочку. «Мы в 2018 году дали отсрочку 58 компаниям, порядка 4 млрд тенге. У нас нет цели намеренно банкротить предприятия. Нет! Мы всегда говорим: пожалуйста, вот отсрочка. Потом идет списание штрафа», – уточнил представитель департамента госдоходов по г. Алматы.

Бизнес закредитован

Есть еще одна проблема, которая беспокоит кредиторов, уполномоченный орган и самих предпринимателей. Речь идет о закредитованности бизнеса. «Мы проанализировали выданные кредиты, и сегодня позиция Нацбанка РК проста. Сегодня закредитованность бизнеса ненормальная. 96% кредитов малых предприятий выдано закредитованным компаниям, у которых собственный капитал к активам меньше 20%. И 77% – компаниям, у которых отрицательный капитал. Они по факту банкроты, но они пожирают 80% кредита. И это серьезная проблема», – считает советник председателя Нацбанка РК Айдархан Кусаинов.

Аналогичного мнения придерживается и эксперт ИМЭП при Фонде Первого Президента РК Сабит Суханов. «Глава государства своевременно обозначил проблему закредитованности предприятий. На сегодняшний день, согласно отчетности Национального банка, доля займов МСБ с просроченной задолженностью свыше 90 дней находится на уровне 40%. И это достаточно высокий показатель. Очевидно, что правительству необходимо принимать соответствующие меры по разрешению данной ситуации. Вместе с тем, рассуждая о масштабе проблемы, следует отметить, что этот уровень в 40% относится только к малому и среднему бизнесу. Если принять во внимание займы юридическим лицам, то этот показатель находится на более низком уровне – 15% по итогам 2018 года», – отмечает эксперт.

Он уверен, что на сегодняшний день существует множество инструментов и механизмов для бесшокового разрешения ситуации. «Если речь идет о компаниях в банкротном состоянии, когда уже ничего не поможет, то здесь президент дал четкое поручение – упростить процедуру банкротства, как это функционирует в развитых странах. Если у компании все же есть шансы выйти из сложившейся ситуации, то, как правило, используют различные инструменты реабилитации: от реструктуризации задолженности до передачи в специализированные организации по оздоровлению активов», – считает Сабит Суханов.

Впрочем он, так же как большинство экспертов рынка, считает, что это только часть вопросов, которые необходимо решать сегодня. На самом деле проблемы рынка гораздо глубже, и они требуют комплексного подхода. «В первую очередь, нам нужно создать максимально благоприятные условия для активизации конкурентоспособного малого и среднего бизнеса. Для этого необходимо качественное исполнение поставленных президентом задач в рамках заявленных пяти институциональных реформ и государственных программ. Это программа «2025», государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию, «Агробизнес» и другие. В них отражены все необходимые меры: от борьбы с коррупцией до повышения доступа к капиталу. В комплексе эти инициативы призваны устранить барьеры, обеспечить становление малого и среднего бизнеса, привлечение частных инвестиций. Однако, как вы понимаете, планирование – это лишь 5% успеха, все остальное – эффективное исполнение», – резюмирует эксперт.

Как в РК изменилась процедура банкротства

Об изменениях в некоторых законодательных актах Республики Казахстан по вопросам совершенствования процедур реабилитации и банкротства, бюджетного, налогового законодательства.

27 декабря 2019 года принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования процедур реабилитации и банкротства, бюджетного, налогового законодательства и законодательства о железнодорожном транспорте» (далее — Закон).

Целью принятия Закона является совершенствование законодательства о реабилитации и банкротстве, освобождение компаний микро- и малого бизнеса от уплаты налога на доход сроком на три года и усиление контроля за исполнением республиканского бюджета.

Закон упрощает условия для применения процедур реабилитации и банкротства путем установления четких и понятных критериев для инициаторов процедур.
Основанием для обращения в суд с заявлением о применении реабилитации является неисполнение должником обязательств свыше четырех месяцев.

Для возбуждения дела о банкротстве субъекту бизнеса достаточно предоставить данные о стабильном превышении обязательств над активами, что свидетельствует о его устойчивой неплатежеспособности.

В свою очередь, кредитор вправе обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом при наличии неисполненного перед ним денежного обязательства на основании вступившего в законную силу судебного акта или исполнительного документа о взыскании с должника денег либо признание долга должником.
При этом требования к размеру денежного обязательства и длительности его неисполнения Закон не устанавливает.

Решение о применении реабилитационной процедуры или о признании должника банкротом принимается судом с учетом заключения о финансовой устойчивости должника.

Данный документ составляется временным администратором (в деле о реабилитации) или временным управляющим (в деле о банкротстве) на основе показателей деятельности должника. Заключение содержит выводы, согласно которым должник относится к определенному классу финансовой устойчивости.

Таким образом, устраняется неопределенность при оценке финансового состояния субъекта, что будет способствовать формированию единой правоприменительной практики.

Кроме того, индивидуальным предпринимателям предоставлено право применить реабилитацию для восстановления своей платежеспособности во избежание прекращения предпринимательской деятельности.

Одним из основных направлений Закона также является сокращение сроков проведения процедуры банкротства, что уменьшит затраты на ее проведение и повысит степень удовлетворения требований кредиторов.

Для этого Закон предусматривает передачу отдельных полномочий собрания кредиторов комитету кредиторов.

Такой подход обусловлен тем, что собрание кредиторов затратно по времени и финансам и предполагает участие всех кредиторов, тогда как комитет кредиторов является представительным органом собрания и процедура его созыва проще.

Положениями Закона обеспечен баланс между интересами залогового кредитора и кредиторов «социальной» направленности.

Залоговый кредитор вправе принять заложенное имущество в счет удовлетворения своих требований только после погашения требований по оплате труда в размере не более трех минимальных размеров заработной платы на одного работника.
Одним из нововведений Закона является предоставление возможности должникам, длительное время фактически не осуществлявшим предпринимательскую деятельность, ликвидироваться без возбуждения процедуры банкротства при условии отсутствия доходов и имущества.

Для усиления ответственности лиц, использующих банкротство как способ ухода от исполнения обязательств, конкретизирован состав преступления (правонарушения) «Преднамеренное банкротство». В частности, сделан акцент на неправомерные действия учредителей и должностных лиц банкрота, выраженные в отчуждении и сокрытии имущества в личных интересах с целью уклонения от исполнения обязательств перед кредиторами.

В целях улучшения качества услуг по осуществлению процедур реабилитации и банкротства профессиональным бухгалтерам предоставлено право осуществлять деятельность администратора без прохождения квалификационного экзамена.
Законом во исполнение поручения Главы государства с 1 января 2020 года по 1 января 2023 года субъекты микро- и малого предпринимательства освобождены от уплаты корпоративного (индивидуального) подоходного налога (кроме удерживаемого у источника выплаты), социального налога, единого земельного налога.
Также Законом внесены поправки в Бюджетный кодекс Республики Казахстан, направленные на усиление ответственности за неэффективное использование и бюджетное планирование средств в государственном и квазигосударственном секторах.

Источник: Департамент государственных доходов по Туркестанской области

Как закрыть бизнес по процедуре банкротства в Казахстане – Legal Developments

Сымбат Турсынгали, Анар Кубеева

Юристы, Юридическая фирма Synergy Partners

Компания, например ООО[1], приняла решение закрыть свою деятельность . В этом случае есть несколько вариантов:

(1)         Акционеры сами ликвидируют ООО .[2] Этот вариант возможен, если у ООО достаточно имущества и денег для покрытия всех требований кредиторов. Например, у ООО есть имущество на 1 млн тенге, а требования кредиторов 900 тысяч тенге.

(2)         ООО приостанавливает свою деятельность y .  [3] Этот вариант является временным, так как полностью не решает вопрос закрытия предприятия. ООО существует, но все операции заморожены. Преимущество в том, что ООО не нужно сдавать налоговую отчетность и платить налоги, если деятельность была приостановлена ​​правильно. В дальнейшем ООО может быть закрыто.

(3)       Закрытие т ООО по  банкротство процедура .  Данный вариант применим, если у ООО денег и имущества меньше, чем требований кредиторов. Подробная информация об этой опции описана ниже.

В казахстанском законодательстве о банкротстве четко прописано, что банкротство осуществляется по решению суда и только суд устанавливает несостоятельность должника, а суд гарантирует законность всех процедур по банкротству. [1]

Казахстанское законодательство устанавливает два вида банкротства. [2]

  • Добровольное банкротство, когда компания или ООО сама подает иск в суд и просит объявить себя банкротом
  • Принудительное банкротство , когда кредиторы компании подают иск в суд и просят признать компанию/ООО

В данной статье мы рассмотрим добровольное банкротство.

Для подачи заявления о добровольном банкротстве ООО Закон B о банкротстве требует выполнения нескольких следующих условий:

Первый условие: ООО имеет меньше денег и имущества, чем требования кредиторов[3]. Например, у ООО есть 1 млн тенге, а ООО должно выплатить всем кредиторам 3 млн тенге.

Второе условие: Закон требует наличия у ООО стабильной неплатежеспособности . Закон о банкротстве гласит, что устойчивая неплатежеспособность относится к неспособности компании выполнять свои обязательства в течение следующего времени: [4]

  • ООО не могло выполнить свои обязательства, а денежных средств и имущества у него было меньше, чем требований кредиторов на дату подачи в суд заявления ;
  • ООО не может исполнить свои обязательства, а стоимость имущества меньше требований кредиторов на начало года, в котором ООО подало в суд заявление ;
  • ООО не смогло выполнить свои обязательства и стоимость имущества меньше требований кредиторов на начало предыдущего года, если ООО подал в суд заявление в первом квартале текущий год (например, если ООО подал в суд

    4

    3 заявление в феврале 2020 г. , затем 1 января 2019 г.).

Все вышеуказанные даты будут проверены для подачи заявления о банкротстве.

Для удобства мы выделили следующие этапы и процедуры добровольного банкротства исходя из практики:

  1. Корпоративный ре решение

В зависимости от реквизитов, Устава и иных внутренних документов общества акционеры ООО/ООО принимают корпоративное решение о признании ООО банкрот.

  1. ООО находит временного управляющего анагера

Акционеры ООО/ООО находят временного управляющего и заключают договор с ним /ее на осуществление полномочий временного управляющего . Временным управляющим может быть лицо, уведомление которого включено в реестр уведомлений лиц, имеющих право осуществлять деятельность администратора . [5]

Компания должна предоставить временному руководителю доступ к бухгалтерским документам для ознакомления. [6]

  1. ООО подает в суд комплект документов

ООО собирает комплект документов и подает в суд.[7] Документы должны содержать всю информацию, требуемую законодательством. [8]

  1. Суд возбуждает дело о банкротстве

Суд производит необходимые процессуальные действия и выносит судебный акт о возбуждении дела о банкротстве. [9]

  1. Временный м Анагер анализирует финансовую устойчивость ООО

Временный управляющий анализирует финансово-хозяйственную деятельность ООО, документирует и дает отчет о финансовой устойчивости ООО, который может иметь одно из следующих заключений : [10]

  1. Заявление о признании ООО банкротом не обосновано – I класс финансовой устойчивости;
  2. Оснований для банкротства ООО нет, но может быть применена реабилитационная процедура – ​​ II класс финансовой устойчивости;
  3. Наличие оснований для банкротства ООО – III класс финансовой устойчивости.

Дополнительно: Бывают случаи, когда компании не предоставляют временным руководителям доступ к бухгалтерским документам. Обычно это происходит при принудительном банкротстве. В этом случае временный управляющий не может определить финансовую устойчивость компании и вместо выдачи отчета временный управляющий издает соответствующий акт. [11]

  1. Суд c onsider s дело

Суд рассматривает дело о банкротстве на стадии подготовки[12] и далее по существу. В среднем рассмотрение дела по существу занимает 2 месяца[13] и более, в зависимости от отдельных компаний.

В результате суд выносит соответствующее решение суда: либо удовлетворяет, либо отказывает в признании ООО банкротом[14].

  1. ООО передает с документы и ценности временному управляющему

После признания судом ООО банкротом ООО передает временному управляющему следующие документы и ценности компании:[15]

  • Все учредительные документы, печати и штампы – в течение трех рабочих дней со дня принятия решения суда;
  • Бухгалтерские документы, правоустанавливающие документы на имущество ООО – в течение десяти рабочих дней со дня принятия решения суда;
  • Вещественные и иные ценности, принадлежащие ООО – в течение двадцати рабочих дней со дня принятия решения суда.
  1. Временный управляющий уведомляет иэ уполномоченный орган

Временный управляющий уведомляет уполномоченный орган о признании ООО банкротом. А уполномоченный орган размещает на своем интернет-ресурсе объявление о признании ООО банкротом. [16]

На сегодняшний день уполномоченным органом в сфере банкротства является налоговый орган.[17]

  1. Решение суда c оме s в законную силу, последствия признания банкротом

Далее вступает в силу решение суда о признании ООО банкротом.[18]

Следует отметить, что признание ООО банкротом влечет за собой следующие последствия для ООО:[19]

  1. собственнику имущества, акционерам и всем органам ООО запрещается пользоваться и продавать имущество, а также возвращать обязательства;
  2. сроки долговых обязательств ООО считаются истекшими;
  3. прекращено начисление пени и вознаграждения (процентов) по всем видам задолженности ООО;
  4. в случае, если судебные решения по имущественным спорам с участием ООО не вступили в законную силу, они подлежат прекращению;
  5. требований к ТОО могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства, за исключением случаев, установленных законодательством;
  6. снимаются все ограничения и обременения с имущества ООО без решения органов, наложивших такие обременения, — на основании заявления администратора и решения о признании ООО банкротом;
  7. наложение новых арестов на имущество ООО и иных ограничений на распоряжение имуществом ООО допускается только в случаях предъявления к ООО требований о признании сделки недействительной и об истребовании имущества из чужого незаконного владения.
  8. Процедура банкротства

После признания компании банкротом начинается процедура банкротства .

Процедура банкротства включает в себя различные действия, в том числе, но не ограничиваясь: удовлетворение требований кредиторов, оценку и реализацию имущества общества и другие действия. В процедуре банкротства участвуют общество, временный и конкурсный управляющий, кредиторы, суд, уполномоченный орган и иные заинтересованные лица в соответствии с законодательством Республики Казахстан[20].

Согласно Закону, процедура банкротства может длиться от 9 месяцев до 5 лет.[21] Однако на практике период может быть больше, в зависимости от отдельной компании.

  1. Банкротство завершение и ликвидация

После прохождения всех процедур банкротства и удовлетворения требований кредиторов конкурсный управляющий представляет в суд окончательные отчеты и балансы.[22] Если вся информация верна и все процедуры соблюдены, суд утверждает такие отчеты и выносит решение о завершении процедуры банкротства в соответствии с законодательством Республики Казахстан. [23]

Последний этап – подача документов в регистрирующий орган на прекращение деятельности (ликвидацию) компании.[24]

После того, как регистрирующий орган зарегистрирует прекращение ООО, бизнес будет официально закрыт.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной статье дано общее описание процедуры признания компании банкротом в Казахстане. В зависимости от размера, объема операций и других факторов отдельной компании могут возникнуть дополнительные обязательства и этапы процедуры банкротства. Мы рекомендуем согласовывать каждый шаг с опытными профессионалами в области корпоративного права, чтобы избежать каких-либо негативных последствий.

Эта статья актуальна на дату написания. Данная статья носит ознакомительный характер и не является официальной интерпретацией законодательства Казахстана.

 

[1] Статья 1.6 Закона РК «О реабилитации и банкротстве», статья 52 ГК РК

[2] Статья 4.1 и 4.2 Закона РК «О реабилитации и банкротстве», статья 53 ГК РК

[3] Статья 11. 2.1 Закона Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве»

[4] Статья 5.1 Закона РК о реабилитации и банкротстве

[5] Статья 11.2.4 Закона РК о реабилитации и банкротстве

[6] Статья 11.2.8 Закона РК о реабилитации и банкротстве

[7] Статья 42.2.1 Закона РК о реабилитации и банкротстве

[8] Статья 41 Закона РК о реабилитации и банкротстве

[9] Статья 38.1 Закона РК о реабилитации и банкротстве

[10] Статья 49.1 Закона РК о реабилитации и банкротстве

[11] Статья 49.2.2 Закона РК о реабилитации и банкротстве

[12] Статья 52 Закона РК о реабилитации и банкротстве

[ 13] Статья 54.1.1 Закона Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве»

[14] Статья 55.1 Закона Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве»

[15] Статья 56.2.4 Закона Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве»

[16] Статья 56.3 Закона РК «О реабилитации и банкротстве»

[17] С 13 апреля 2020 года уполномоченным органом в сфере реабилитации и банкротства является Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан

[18] Статья 61. 1, 62 Закона Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве»

[19] Статья 87 Закона Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве»

[20] Статья 85 Закона Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве» Банкротство

[21] Статья 84 Закона РК о реабилитации и банкротстве

[22] Статья 110.1 Закона РК о реабилитации и банкротстве

[23] Статья 110.3 Закона РК о реабилитации и банкротстве

[24] Статья 112.1 Закона Республики Казахстан о реабилитации и банкротстве

Борьба с коррупцией в Казахстане – Global Compliance News

Азамат Куатбеков*, Гульнур Бекмуханбетова* (Baker McKenzie Kazakhstan)

1.      Домашний взяточничество (частное публичному)

1.1       Правовая база


Подкуп должностных лиц регулируется статьями 366–368 УК РК 1 ; статьи 676-681 КоАП 2 ; Закон о государственной службе Республики Казахстан 3 ; и Закон о противодействии коррупции. 4

1.2       Определение взяточничества

В соответствии с законом взяточничество может совершаться как государственными должностными лицами, так и частными лицами, которые пытаются подкупить государственного должностного лица.

«Взяточничество» косвенно определяется в статьях 366 и 367 Уголовного кодекса как предоставление или получение должностным лицом непосредственно или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав или выгод за действие или бездействие в интересах взяткодателя или лиц, которых он или она представляет, если действие или бездействие является частью обязанностей государственного должностного лица в соответствии с законом, что государственное должностное лицо может сделать в силу своих полномочий, или взятка дается в обмен на общую неформальную защиту или продвижение по службе.

1.3       Определение государственного должностного лица

Что касается коррупции, то Уголовный кодекс перечисляет ряд категорий лиц, которые считаются государственными должностными лицами. Эти категории включают следующее:

(a) Государственные служащие

(b) Лица, избранные на муниципальные должности

(c) Лица, зарегистрированные в качестве кандидатов в президенты, парламент или муниципальные выборы

(d) Служащие муниципалитетов, которые выплачивается из государственного бюджета

(e) Лица, участвующие в управлении государственными организациями или юридическими лицами, в которых государству принадлежит более 50% акций, а также их прямые и косвенные дочерние компании (определяемые как государственные организации или юридические лица, владеющие более 50% акций акции)

(е) Сотрудники Национального Банка Республики Казахстан и его подразделений

(ж) Лица, выполняющие организационно-распорядительные функции в органах государственной власти, муниципалитетах или вооруженных силах Казахстана

(з) Лица, занимающие должности, предусмотренные Конституцией или иными законами для выполнения государственных функций и осуществления государственной власти, а также лица, занимающие политические посты

1.

4       Последствия взяточничества

(а)        Для причастных лиц

Уголовный кодекс устанавливает ряд наказаний для лиц, занимающихся коррупцией государственных служащих, а именно:

  • До 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества или без таковой
  • Штраф до 50-кратного размера взятки
  • Пожизненный запрет занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

(б)        Для компании или юридического лица

Юридические лица, занимающиеся коррупцией должностных лиц, могут быть привлечены к административной ответственности в отношении юридических лиц, занимающихся коррупцией должностных лиц, могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере до 750 месячных расчетный показатель (МРП) (около 5 157 долларов США; при повторном нарушении – штраф до 1 500 МРП или около 10 314 долларов США).

1.5       Политические взносы

Взносы политическим партиям регулируются статьей 18 Закона о политических партиях. 5 Количество взносов не ограничено. Однако законом определены лица и организации, которым не разрешено делать вклады, а именно:

(а) Иностранные государства, иностранные юридические лица и международные организации

(б) Иностранные граждане и лица без гражданства

(в) Юридические юридические лица с участием иностранного капитала

(г) Государственные органы и государственные организации

(д) Религиозные и благотворительные организации

(е) Анонимные жертвователи

(ж) Граждане и юридические лица Казахстана, получившие гранты или пожертвования от международных неправительственных организаций

1.6       Ограничение представительских расходов (подарки, проезд, питание, развлечения и др.)

В соответствии с казахстанским законодательством предоставление каких-либо льгот государственным должностным лицам, как правило, запрещено и может быть привлечено к уголовной или административной ответственности, если льготы были предоставлены взамен для государственных функций должностного лица.

Однако в соответствии с Гражданским кодексом некоторые символические подарки на сумму, не превышающую 10 МРП (примерно 69 долларов США), могут быть предоставлены государственным служащим с учетом определения взяточничества, изложенного в Разделе 1.2, согласно которому такие подарки являются законными. только в том случае, если оно не производится в обмен на выполнение должностным лицом своих служебных функций. В противном случае существует риск привлечения к уголовной и/или административной ответственности.

Кроме того, в некоторых случаях государственным служащим может быть разрешено принимать приглашения для участия в международных научных, профессиональных и других подобных форумах за счет организаций, а во время форумов должностным лицам может быть разрешено принимать определенные ограниченные подарки или льготы .

2. Подкуп в семье (от частного к частному)

2.1       Правовая база

Подкуп в частном порядке регулируется статьей 253 Уголовного кодекса.

2.2       Определение частного подкупа

«Частный подкуп» определяется как незаконная передача или получение лицом, участвующим в управлении коммерческой или иной организацией, денег, ценных бумаг или иного имущества либо незаконное оказание услуг в обмен на то, что это лицо использует свое положение в интересах взяткодателя или предоставляет взяткодателю общую неформальную защиту или продвижение по службе.

2.3       Последствия частного взяточничества

(a)       Уголовный кодекс предусматривает ряд последствий для лиц, причастных к частному взяточничеству, а именно:

  • До 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества или без таковой
  • Штраф до 5 000 МРП (около 34 379 долларов США) или исправительные работы в том же размере
  • Ограничение свободы до пяти лет

(b)        Для компании или юридического лица ответственность не указана.

2.4       Ограничение представительских расходов (подарки, проезд, питание, развлечения и др.

)

В целом казахстанское законодательство не устанавливает количественных или качественных ограничений на оплату представительских расходов для руководителей частного сектора.

3. Коррупция иностранных публичных должностных лиц

3.1       Правовая база

Коррупция иностранных публичных должностных лиц регулируется статьями 366 и 367 Уголовного кодекса. Это те же самые статьи, которые применяются к подкупу национальных публичных должностных лиц.

В отличие от других стран, таких как США или Великобритания, запрет Казахстана на подкуп иностранных должностных лиц не распространяется за пределы его границ, за исключением очень особых случаев.

Уголовный кодекс квалифицирует подкуп иностранного должностного лица как преступление только в следующих случаях:

(а) Если подкуп иностранного должностного лица был совершен за пределами Казахстана гражданином Казахстана и не был привлечен к ответственности в государстве, в котором он был совершен было совершено

(b) Если подкуп иностранного должностного лица был совершен за пределами Казахстана лицом, не являющимся гражданином Казахстана, непосредственно против интересов Казахстана и не преследовался в штате, в котором он был совершен

(c) Если подкуп иностранного должностного лица совершен за пределами Казахстана лицом, не являющимся гражданином Казахстана, и не преследуется в государстве, в котором был совершен, а взяточничество регулируется международным договором, участниками которого являются Казахстан и это государство

3.

2       Определение коррупции иностранных публичных должностных лиц

Уголовный кодекс дает только одно определение коррупции как отечественных, так и иностранных публичных должностных лиц.

3.3       Определение иностранных публичных должностных лиц

В Уголовном кодексе отсутствует определение понятия «иностранное должностное лицо». На практике это может вызвать вопросы толкования и применения соответствующих положений Уголовного кодекса.

3.4       Последствия коррупции иностранных должностных лиц

Поскольку казахстанское законодательство не различает подкуп иностранных и отечественных должностных лиц, последствия аналогичны указанным в разделе 1.4.

3.5       Ограничения представительских расходов (подарки, проезд, питание, развлечения и др.)

Ограничения представительских расходов национальных должностных лиц не распространяются на представительские расходы иностранных должностных лиц, поскольку Закон Республики Казахстан «О государственной службе» и Закон о противодействии коррупции распространяется только на казахстанских государственных служащих.

4. Платежи за упрощение формальностей

Казахстанское антикоррупционное законодательство не регулирует платежи за содействие (например, скромные платежи государственному должностному лицу, чтобы побудить его или ее совершить действие, которое он или она должны совершить по закону) или подарки, предоставляемые в соответствии с с общепринятыми нормами вежливости и гостеприимства.

Таким образом, по общему правилу предоставление льготных платежей может привести к ответственности по Уголовному кодексу или Кодексу об административных правонарушениях.

5. Комплаенс-программы

5.1       Значение комплаенс-программы в смягчении/устранении уголовной ответственности юридических лиц

В то время как казахстанское законодательство предусматривает административную (не уголовную) ответственность юридических лиц, комплаенс-программы внутри компании не помогают либо смягчить, либо устранить ответственность компании за коррупцию.

5.2       Отсутствие программы комплаенс как преступление

Законодательством Казахстана не признается преступлением отсутствие программы комплаенс.

5.3       Элементы программы комплаенс

(a) Правовая база

Статья 16 Закона о противодействии коррупции требует от организаций принятия определенных мер по борьбе с коррупцией. К таким мерам относятся, в том числе, разработка и соблюдение внутреннего кодекса деловой этики, предотвращение конфликта интересов, разработка механизмов обеспечения подотчетности, контроля и прозрачности процессов принятия решений внутри организации, развитие антикоррупционной культуры. Закон не предусматривает каких-либо санкций или иных последствий для организаций, не соблюдающих вышеуказанное требование. Поскольку это требование было введено совсем недавно, еще предстоит выяснить, как оно будет выполняться и обеспечиваться на практике. Кроме того, казахстанское законодательство в настоящее время не предусматривает уголовной ответственности юридических лиц (юридические лица могут быть привлечены только к административной ответственности – в основном штрафы). Тем не менее, программы соответствия оказались эффективным инструментом повышения общей осведомленности местных компаний и их сотрудников о применимом режиме регулирования, а также о потенциальных рисках.

(b) Рекомендуемая практика

В соответствии со статьей 16 Закона «О противодействии коррупции» казахстанским компаниям рекомендуется принимать меры по предотвращению коррупции, включая принятие комплаенс-программ.

6. Регулятор, уполномоченный преследовать коррупцию

В соответствии с казахстанским законодательством органом, уполномоченным преследовать коррупцию, является Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции. Это агентство подчиняется непосредственно президенту Казахстана.


1 – Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года с изменениями. – Назад
2 – Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года с изменениями. – Назад
3 – Закон РК «О государственной службе» от 23 ноября 2015 года.- Назад
4 – Закон о противодействии коррупции от 15 ноября с изменениями 20 18. Назад
5 – Закон о политических партиях от 15 июля 2002 г. с изменениями. – Задняя часть


Baker McKenzie – CIS, Limited
Samal Towers, 8-й этаж.
ул. Жолдасбекова, 97
Алматы Самал-2, 050051
Казахстан

Азамат Куатбеков

Азамат Куатбеков — партнер алматинского офиса Baker McKenzie, возглавляет практику природных ресурсов и разрешения споров. Он также консультирует клиентов по местным корпоративным, антимонопольным вопросам, комплаенсу и общим нормативным вопросам. Он является автором многочисленных статей по нефти и газу, корпоративному праву, банкротству и судебным разбирательствам в Казахстане, а также представлял интересы многих транснациональных компаний, работающих в Казахстане.

[электронная почта защищена]

Тел.: +7 727 330 0502

Baker McKenzie – CIS, Limited
Samal Towers, 8-й этаж.
ул. Жолдасбекова, 97
Алматы Самал-2, 050051
Казахстан

Гульнур Бекмуханбетова

Гульнур Бекмуханбетова является юристом алматинского офиса Baker McKenzie, специализирующейся в области банковского дела и финансов, слияний и поглощений, а также корпоративной практики. Ее опыт включает в себя представление клиентов по ряду трансграничных финансовых сделок. Гульнур часто консультирует различные международные компании в различных отраслях по вопросам соблюдения нормативных требований в Казахстане.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *