Прокурор разъясняет — Прокуратура Костромской области
Прокурор разъясняет
- 12 мая 2022, 21:17
Прокуратура города Костромы: Административная ответственность юридических лиц
Текст
Поделиться
Частью 2 ст. 2.1 КоАП РФ установлен порядок определения вины юридического лица: юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями особенной части КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 2 ст. 2.10 КоАП РФ в случае, если в статьях особенной части КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.
В ч. 2 ст. 3.2 КоАП РФ перечислены виды наказаний, которые могут быть применены к юридическим лицам – наказание в виде предупреждения, административного штрафа, административного приостановление деятельности.
В соответствии с. 3 ст.2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. За одно и тоже административное правонарушение к ответственности привлекали одновременно юридическое лицо и его должностное лицо, из этого правила исключений не было.
26.03.2022 Федеральным законом №70-ФЗ внесены изменения в статью 2.1 КоАП РФ, которая дополнена частями 4 и 5, из которых следует, что если за совершение административного правонарушения юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа, который устанавливается с пунктом 3 или 5 ч.1 ст. 3.5 КоАП РФ, то должностное лицо или иной работник данного юридического лица не подлежат административной ответственности. То есть, в установленных случаях после привлечения к ответственности юридического лица административная ответственность должностного лица будет исключена.
Прокуратура города Костромы: Административная ответственность юридических лиц
Частью 2 ст. 2.1 КоАП РФ установлен порядок определения вины юридического лица: юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями особенной части КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 2 ст. 2.10 КоАП РФ в случае, если в статьях особенной части КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.
В ч. 2 ст. 3.2 КоАП РФ перечислены виды наказаний, которые могут быть применены к юридическим лицам – наказание в виде предупреждения, административного штрафа, административного приостановление деятельности.
В соответствии с. 3 ст.2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. За одно и тоже административное правонарушение к ответственности привлекали одновременно юридическое лицо и его должностное лицо, из этого правила исключений не было.
26.03.2022 Федеральным законом №70-ФЗ внесены изменения в статью 2.1 КоАП РФ, которая дополнена частями 4 и 5, из которых следует, что если за совершение административного правонарушения юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа, который устанавливается с пунктом 3 или 5 ч.1 ст. 3.5 КоАП РФ, то должностное лицо или иной работник данного юридического лица не подлежат административной ответственности. То есть, в установленных случаях после привлечения к ответственности юридического лица административная ответственность должностного лица будет исключена.
Статья 2.1 Кодекса РФ об Административных Правонарушениях в новой редакции с Комментариями и последними поправками на 2022 год
Новая редакция Ст. 2.1 КоАП РФ
1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
2. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
3. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Комментарий к Статье 2.1 КоАП РФ
Часть первая комментируемой статьи определяет понятие административного правонарушения. Административное правонарушение представляет собой деяние, которое может проявляться в двух формах: действие и бездействие. Из его определения в юридической науке обычно выделяют следующие признаки административного правонарушения:
— противоправность. Данный признак обозначает, что данное деяние нарушает конкретную норму права;
— виновность. Данный признак отражает внутреннее интеллектуально-волевое отношение субъекта к совершаемому им деянию;
— наказуемость. Данный признак обозначает, что за совершение данного деяния конкретной нормой КоАП или закона субъекта РФ установлена именно административная ответственность.
Вина является обязательным условием привлечения лица к административной ответственности, однако традиционная концепция вины как психического отношения лица к совершенному им деянию малоприменима к определению виновности юридических лиц. Юридическое лицо является абстрактной конструкцией, а не реально существующим субъектом, поэтому как таковое не осуществляет никакой психической деятельности. В силу этого в части второй комментируемой статьи дается иной подход к формулированию вины юридического лица. Суть данного подхода заключается в определении реальной возможности или невозможности для юридического лица соблюсти те нормы и правила, за нарушение которых и установлена административная ответственность.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 21 апреля 2005 г. N 119-О указал, что положения ч. 2 ст. 2.1 КоАП, предусматривающие основания, при обязательном наличии которых юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (ст. 1.5 КоАП) и имеют целью исключить возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности при отсутствии их вины.
В соответствии с ч. 5 ст. 4.1 КоАП никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. В то же время комментируемая статья содержит и исключение из этого правила. Не считается двойным наказанием привлечение за одно административное правонарушение к ответственности совершившего его юридического лица и конкретных виновных должностных лиц. Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с послед. изм.) разъяснил, что при определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, необходимо выяснить, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения. Поскольку КоАП не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц.
Другой комментарий к Ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Хотя гл.2 КоАП РФ называется «Административное правонарушение и административная ответственность», в ст. 2.1 закрепляется только понятие административного правонарушения как основания административной ответственности и раскрываются его юридические признаки. Понятия административной ответственности не дано. Только анализ статей гл.1 Кодекса позволяет сделать вывод, что законодатель под административной ответственностью понимает назначение судьями, уполномоченными органами и должностными лицами предусмотренного КоАП РФ наказания за административное правонарушение.
2. Предложенное понятие административного правонарушения вызывает интерес прежде всего с позиций его сравнения с понятием, закрепленным в ст.10 КоАП РФ РСФСР. В связи с этим следует обратить внимание на новеллы, содержащиеся в нем. Их суть в следующем:
в ст.2.1 отсутствует указание на объект правонарушения. Он определен в ст.1.2 в виде задач законодательства об административной ответственности. Наиболее полное представление об объекте можно получить, анализируя содержание Особенной части Кодекса. Например, гл.5 называется «Административные правонарушения, посягающие на права граждан», т. е. объектом посягательства в данном случае являются законные права граждан; объектом гл.7 «Административные правонарушения в области охраны собственности» выступает собственность, независимо от ее формы; ст.7.12 предусматривает административную ответственность за нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав, т.е. именно указанные права являются объектом правонарушения;
в ст.2.1 законодатель, закрепляя понятие административного правонарушения, в отличие от КоАП РФ РСФСР не дает его второго названия — проступок. И это логично, ибо включение этого понятия в КоАП РФ лишь порождало бесплодные дискуссии;
впервые в комментируемой статье в качестве субъекта правонарушения закрепляются не только физические, но и юридические лица.
3. Понятие административного правонарушения раскрывается через его основные юридические признаки.
Прежде всего, это — действие (активное поведение) или бездействие (пассивное поведение). Так, изготовление или распространение анонимных агитационных материалов (ст. 5.12) — действие, а непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов (ст.5.25) — бездействие.
4. Одним из важнейших признаков административного правонарушения является его противоправность. Противоправность означает, что такими действиями (бездействием) нарушаются установленные нормами права специальные правила, нормы, стандарты, защищаемые нормами административного права. Причем речь идет о правилах, нормах, стандартах, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п.3 ч.1 ст.1.3), например, нарушение норм и правил в области использования атомной энергии, нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками.
5. Виновность — следующий признак административного правонарушения. Только виновное (умышленное или неосторожное) нарушение субъектом установленных правил влечет административную ответственность. Данное положение отвергает возможность объективного вменения, т. е. привлечения к административной ответственности без учета наличия вины.
6. Наказуемость означает, что административным правонарушением может быть признано только конкретное противоправное, виновное действие (бездействие), за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ установлена административная ответственность, т.е. предусматривается применение к нарушителю закрепленных в КоАП РФ мер административных наказаний.
7. К сожалению, как и в предыдущем, в новом КоАП РФ законодатель не указал на такой юридический признак правонарушения, как общественная опасность. Административное правонарушение, являясь противоправным деянием, уже содержит в себе признаки общественной опасности. Кроме того, представляется, что этот признак присущ не только преступлениям (ст.14 УК РФ закрепляет данный признак), как утверждают некоторые ученые-административисты, но и административным правонарушениям, так как объект посягательства у них часто совпадает, но степень общественной опасности во многих случаях является критерием разграничения правонарушений от преступлений. Так, мелким хищением чужого имущества — правонарушением в соответствии со ст.7.27 КоАП РФ признается хищение, если стоимость похищенного не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством РФ; если стоимость похищенного выше, то деяние квалифицируется как уголовное преступление, ответственность за которое предусмотрена ст.158, 159, 160 УК.
8. Для понимания сущности административного правонарушения недостаточно одних юридических признаков — необходимо определить и юридический состав административного правонарушения, т.е. установить совокупность обязательных элементов правонарушения.
Состав правонарушения включает в себя следующие элементы: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
В ст.2.1 КоАП РФ нет указания на объект административного правонарушения. Однако определить общий объект, т.е. совокупность общественных отношений, охраняемых законодательством об административных правонарушениях, можно из анализа ст.1.2. Это: права и свободы человека и гражданина; здоровье граждан; санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; общественная нравственность; окружающая среда; установленный порядок осуществления государственной власти; общественный порядок, общественная безопасность; собственность; законные экономические интересы физических и юридических лиц, общества и государства.
Родовой объект — совокупность однородных общественных отношений, на которые посягает административное правонарушение, определяется в Особенной части КоАП РФ, например, административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования, административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике, административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии, мелиорации земель и т.д.
9. Объективная сторона правонарушения — это действие (бездействие), причинившее вред общественным отношениям, а также способ, место, время, орудия и средства совершения правонарушения и др. обстоятельства. В составах конкретных правонарушений закреплены различные признаки, но обязательным является действие (бездействие). Большинство правонарушений выражается в виде действий. Другие признаки могут быть также указаны в конкретной норме. В ст.8.18 указывается на место совершения правонарушения: «нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований, предусмотренных разрешением, во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации». В ст.11.1 указывается на способ совершения правонарушения: «Повреждение железнодорожного пути, сооружений и устройств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, сбрасывание на железнодорожные пути или оставление на них предметов, которые могут вызвать нарушение движения поездов». В ст.15.16 закрепляется время совершения правонарушения: «неперечисление получателем бюджетных средств в установленный срок платы за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе».
Объективная сторона правонарушения может характеризоваться и такими признаками, как повторность, систематичность, злостность. Так, ст.3.8 предусматривает, что «лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом». Однако в статьях Особенной части КоАП РФ, закрепляющих составы административных правонарушений, нет указаний на данные признаки объективной стороны. Только в одной статье — 15.11 — говорится о грубом нарушении правил ведения бухгалтерского учета. Из анализа статей, предусматривающих административное наказание в виде лишения управления транспортным средством, можно сделать вывод, что вопрос о признании правонарушения грубым решается по усмотрению уполномоченного должностного лица либо судьи. Например, ст.12.24 гласит: «Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, — влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до восьми минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех до шести месяцев».
Признаки объективной стороны имеют важное значение для квалификации административных правонарушений.
10. Субъектом правонарушения является тот, кто совершил административное правонарушение — физические и юридические лица. В рамках общего субъекта — физического лица — КоАП РФ определяет и специальных субъектов. К ним относятся несовершеннолетние, лица в возрасте от 16 до 18 лет (ч.2 ст.2.3), должностные лица (ст.2.4), военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов (ст.2.5), иностранные граждане и лица без гражданства (ст.2.6). Выделение специальных субъектов обусловлено особым порядком привлечения их к административной ответственности, который определяется КоАП РФ и специальными нормативными актами.
11. Впервые КоАП РФ закрепил в качестве субъекта административного правонарушения юридическое лицо. Для характеристики юридического лица как субъекта административного правонарушения его понятие заимствовано из частного права. Из содержания ст.48 ГК РФ вытекает, что юридическими лицами признаются коммерческие и некоммерческие организации, созданные в организационно-правовой форме, предусмотренной ГК РФ, и имеющие статус юридического лица.
В последние годы было принято много законодательных актов об административной ответственности юридических лиц, но ни в одном из них юридическое лицо не определялось как субъект правонарушения, а его вина определялась через вину должностного лица.
В настоящее время в соответствии с ч.2 ст.2.1 вина юридического лица признается в том случае, если будет установлено, что у него имелась возможность обеспечить соблюдение установленных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению. Ответственность юридического лица возможна только в случаях, если она прямо предусмотрена в конкретных составах. Например, ст.5.3 устанавливает наложение штрафа на юридических лиц за неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума; ст.14.7 предусматривает ответственность юридических лиц в виде штрафа за обман потребителей.
12. В ч.3 ст.2.1 закрепляется важное положение о том, что субъектом одного правонарушения могут быть одновременно и физическое, и юридическое лицо. При этом назначение наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо. Одновременно привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Следовательно, орган, рассматривающий конкретное дело об административном правонарушении, должен будет доказать вину как юридического лица, так и физического.
13. Субъективная сторона правонарушения выражается в вине. Только за виновное противоправное действие (бездействие) наступает юридическая ответственность. Что касается виновности физических лиц, то она отражает психическое отношение лица к совершаемым действиям и их последствиям. Сложнее обстоит дело с установлением вины юридического лица. В соответствии с ч.2 ст.2.1 для того, чтобы признать его виновным в совершении административного правонарушения, необходимо доказать, что юридическое лицо (его коллектив, администрация, должностные лица) могло, но не приняло всех мер, необходимых для обеспечения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность. В этих целях орган, которому подведомственны дела данной категории, может назначать экспертизы (ст.26.4), брать пробы, образцы почерка и образцы товаров и иных предметов, необходимых для проведения экспертизы, применяя при этом фото- и киносъемку, видеозапись и иные установленные способы фиксации вещественных доказательств (ст. 26.5), приобщать документы, в которых содержатся сведения, имеющие значение для производства по делу (ст.26.7), использовать показания специальных технических средств (ст.26.8), истребовать сведения, необходимые для разрешения дела (ст.26.10), и т.д.
14. Единственным основанием наступления административной ответственности в соответствии со ст.2.1 является совершение административного правонарушения, характеризующегося всеми необходимыми юридическими признаками (противоправность, виновность, наказуемость) и включающего в состав все предусмотренные нормой права элементы (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).
Закон об административных правонарушениях | Bıçak Law Firm
Наша фирма имеет особенно сильную репутацию и традиции в области корпоративного уголовного права и административных правонарушений, с особой практикой в области экономических и финансовых преступлений. Прежде всего, наша команда предоставляет превентивные консультации компаниям, их менеджерам и директорам с целью адаптации внутренних практик, разработки комплаенс-программ и тем самым предотвращения совершения действий с уголовными или административными последствиями. Среди прочего, мы разрабатываем кодексы поведения и правила для предотвращения коррупции и отмывания денег.
В случае необходимости наши юристы обеспечивают представительство клиентов – в качестве ответчиков или потерпевших – в производстве по уголовным и административным правонарушениям, оказывая поддержку и консультируя на различных его стадиях. Партнером-основателем, который координирует эту область практики, является профессор, доктор уголовно-процессуального и доказательного права с многочисленными опубликованными работами по уголовным и административным правонарушениям, а также он часто выступает на конференциях и тренингах для юристов и судей.
Административное правонарушение Административное правонарушение такое деяние (действие или бездействие), нарушающее установленный порядок государственного управления, совершенное и признанное наказуемым административным взысканием, наложенным в административном порядке. Термин «административное правонарушение» описывает правонарушения без уголовной ответственности и, следовательно, не наказуемые в соответствии с уголовным кодексом. Если человек обвиняется в административном правонарушении, ему предъявлено обвинение в нарушении закона, но преступление не является достаточно серьезным, чтобы считаться уголовным.
Административный штраф
В январе Совет по конкуренции Турции (далее – Совет) начал год с вынесения знаменательного решения в отношении картелей со ступицей на рынке товаров народного потребления (далее – FMCG). Повышение цен на рынке товаров повседневного спроса побудило Совет провести более глубокое расследование в отношении 29 предприятий и ассоциации предприятий в отношении их поведения в области ценообразования. В результате административного расследования Совет наложил рекордный административный штраф на супермаркеты A101, BIM, Carrefoursa, Migros и Sok, а также на их общего поставщика Savola, производителя растительного масла, за нарушение законодательства о конкуренции через хаб. картеля.
Совет наложил общий административный денежный штраф в размере приблизительно 176 миллионов евро на вышеупомянутые пять предприятий в результате их поведения в отношении согласования цен. Общий поставщик, Савола, также был признан виновным в равной степени, и на Саволу был наложен административный денежный штраф в размере 1,48 миллиона евро за то, что он выступал в качестве «хаба» в ступичном картеле. Кроме того, Совет наложил административный денежный штраф в размере приблизительно 740 000 евро на компанию Savola на том основании, что она нарушила Закон Турции о конкуренции, определив цены перепродажи предприятий, работающих на розничном уровне.
Юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, если установлено, что оно имело возможность соблюдать правила и нормы, нарушение которых влечет административную ответственность в соответствии с законодательством субъекта Турция, но она не приняла всех мер, которые были в ее силах, чтобы им следовать.
Наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает виновное физическое лицо от административной ответственности за данное правонарушение, а привлечение физического лица к административной или уголовной ответственности не освобождает юридическое лицо от административной ответственности за данное правонарушение.
Производство по делу об административном правонарушении может быть возбуждено в суде в случае несогласия с административным взысканием, наложенным на него государственным учреждением. В этом случае решение о наложении административного взыскания рассматривается в производстве по делу об административном правонарушении, аналогичном уголовному процессу. Административное правонарушение отличается от уголовного тем, что нарушение считается менее тяжким.
Административное взыскание налагается в целях предупреждения и исправления правонарушителя за соблюдение установленного правопорядка и оказания воспитательно-предупредительного воздействия на других граждан.
Гарантии Существует ряд важных гарантий справедливого судебного разбирательства, которые применяются к производству по делам об административных правонарушениях так же, как и к уголовному процессу. К таким гарантиям относятся равноправие обеих сторон в деле (одной и государственного учреждения), право на защиту и право на представление доказательств. Однако некоторые гарантии могут применяться менее строго, чем в уголовном деле. Стандарт, применимый к каждому делу, будет зависеть от тяжести правонарушения и наказания, которое может быть назначено. Например, если кто-либо обвиняется в курении в общественном месте и требует проведения устного слушания дела в магистратском суде (Sulh Ceza Hakimi), суду будет предоставлено больше свободы в принятии решения о необходимости такого слушания по сравнению с такой необходимостью, когда рассмотрение дела о вождении в нетрезвом виде или нарушении законодательства о конкуренции.
По делам об административных правонарушениях подстрекатели, подсобники и соучастники, а также лица, допустившие их, привлекаются к административной ответственности только в случаях, предусмотренных соответствующим законом или указом.
За каждое административное правонарушение может применяться нормативный акт, действовавший на момент его совершения. Если до вступления в силу уголовно-правовой нормы следовать различным нормативным положениям, то может применяться то, которое является более благоприятным для правонарушителя.
Законы и указы, предусматривающие административные санкции, могут применяться ко всем административным правонарушениям, совершенным на территории Турецкой Республики, на турецком судне или самолете, а также в отношении граждан Турции, совершивших административные правонарушения за границей, наказуемые по законам Турции, если они затрагивают интересы Турции. Вопрос об ответственности иностранцев, пользующихся иммунитетом, относительно административно-правовой юрисдикции Турецкой Республики может быть урегулирован в соответствии с принятыми ею нормами международного права.
Принцип равенства перед законом Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица могут быть привлечены к административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, участия в общественных объединениях и других обстоятельств. Юридические лица могут быть привлечены к административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовой формы, подчиненности и иных обстоятельств.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке и установлена законным постановлением судьи, органа или должностного лица, рассматривавших его дело. Лицо, привлеченное к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Обеспечение законности при применении мер принуждения в связи с совершением административного правонарушения Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному взысканию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как за основаниях и в порядке, установленных законодательством.
Наложение административного взыскания и принятие мер по обеспечению производства по делу об административном правонарушении уполномоченным органом или должностным лицом в пределах компетенции указанного органа или должностного лица в соответствии с законом.
При применении мер административного принуждения не допускаются решения или действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.
Действие законодательства об административных правонарушениях во времени Лицо, совершившее административное правонарушение, несет ответственность по закону, действовавшему на момент совершения административного правонарушения. Любой закон, смягчающий или прекращающий административную ответственность за административное правонарушение либо улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, может иметь обратную силу, то есть распространяться также на лиц, совершивших административные правонарушения до вступления в силу такого закона. и не наказанные по постановлению о наложении административного взыскания. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо ухудшающий положение лица, не может иметь обратной силы.
Производство по делу об административном правонарушении осуществляется в соответствии с законом, действовавшим на момент производства по данному делу.
Совершение умышленно или по неосторожностиДеяние, признанное административным правонарушением, является правонарушением, если оно совершено умышленно или по неосторожности. Неосторожные действия наказываются только в прямо оговоренных случаях.
Оправдания Действия, совершенные в случае неизбежной обороны или срочности, не могут быть наказаны. Точно так же не могут быть наказаны подготовительные мероприятия к административному правонарушению. Попытка совершения административного правонарушения не может быть наказуема за некоторыми исключениями, такими как таможенные и валютные правонарушения, если это предусмотрено соответствующим законом или указом, и защита сельскохозяйственного имущества.
Административное взыскание – это денежное взыскание, которое может быть наложено на физических лиц или компании, которые не соблюдают требования закона или постановления, приказа должностного лица Министерства или требования разрешения ( разрешение, лицензия, утверждение и т. д.). В качестве административного (а не прокурорского) инструмента правоприменения административные взыскания выносятся назначенными должностными лицами министерства, а не судами.
За административные правонарушения могут быть предусмотрены и наложены следующие административные взыскания:
- публичное порицание;
- административный штраф;
- временное лишение права заниматься определенной профессией или деятельностью.
Публичное порицание за совершенное правонарушение выражается в публичном осуждении правонарушителя перед коллективом, в котором он работает, или перед организацией, членом которой он является.
Штраф – это санкция, выражающаяся в уплате определенной денежной суммы. В отношении несовершеннолетних административное взыскание в виде штрафа заменено общественным порицанием.
Лишение права заниматься определенной профессией или деятельностью выражается во временном запрете правонарушителю заниматься профессией или деятельностью, в связи с которой он совершил правонарушение. Срок действия данной санкции не может быть менее одного месяца и более двух лет, а за правонарушения, связанные с безопасностью дорожного движения с применением алкоголя или других сильнодействующих опьяняющих веществ, — до пяти лет. Оно не влияет на дееспособность, за исключением случаев, предусмотренных соответствующим законом или указом.
Никто не может быть подвергнут повторному наказанию за административное правонарушение, за которое он уже был наказан вступившей в силу уголовно-правовой нормой или решением суда. При совершении одним деянием нескольких административных правонарушений или совершении одним и тем же лицом отдельных правонарушений налагаемые санкции налагаются за каждое из них индивидуально.
Наряду с установленными административными санкциями санкционирующий орган может принять решение о наложении ареста в пользу государства на имущество правонарушителя, использованное для совершения умышленного административного правонарушения, если это предусмотрено соответствующим законом или указом. Изъятыми в пользу государства могут быть также предметы преступления, владение которыми запрещается, независимо от их количества и стоимости, где бы они ни находились. В случаях, предусмотренных соответствующим законом или указом, помимо предметов, изъятых в пользу государства, могут быть также принадлежащие правонарушителю предметы, в отношении которых совершено правонарушение. Выемка не может быть допущена при явном несоответствии стоимости предметов характеру и тяжести административного правонарушения, если иное не предусмотрено соответствующим законом или указом. Предметы, приобретенные правонарушителем в результате правонарушения, изымаются в пользу государства независимо от их количества и стоимости.
Личная ответственность
Административная ответственность носит персональный характер. Ответственностью за административные правонарушения, совершенные при осуществлении деятельности предприятий, учреждений и организаций, могут быть рабочие и служащие, совершившие их, а также руководители, отдавшие приказ или допустившие их совершение. Когда исполнитель административного правонарушения действовал во исполнение противоправного служебного распоряжения, отданного в установленном порядке, он подлежит административному взысканию, если указание не содержит явного для него правонарушения.
Административному взысканию подлежат лица, достигшие восемнадцатилетнего возраста, совершившие правонарушения во вменяемом состоянии. К административному взысканию могут быть привлечены также несовершеннолетние лица, достигшие 16-летнего возраста, но не достигшие 18-летнего возраста, которые были в состоянии понимать характер и значение совершенного правонарушения и руководить своим поведением. Ответственными за административные правонарушения, совершенные несовершеннолетними, несовершеннолетними в возрасте от 14 до 16 лет и признанными полностью недееспособными, могут быть соответственно родители, опекуны или попечители, сознательно признавшие их совершение.
Лицо, совершившее административное правонарушение на территории Турции, подлежит административной ответственности в соответствии с законодательством Турции об административных правонарушениях.
Граждане Турции и лица без гражданства, постоянно проживающие в Турции, совершившие административные правонарушения за пределами Турции, несут административную ответственность в соответствии с Кодексами Турции в порядке, предусмотренном международным договором Турции.
Виды вины Административное правонарушение признается умышленным, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), могло предвидеть его вредные последствия и желало этих последствий либо сознательно терпело их, или относиться к ним равнодушно.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, могло предвидеть вредные последствия своего действия (бездействия), но самонадеянно надеялось предотвратить такие последствия либо не предвидело наступления таких последствий, — хотя он должен был или мог предвидеть их.
Цели административного взысканияАдминистративное взыскание является мерой наказания за совершение административного правонарушения, установленной государством, и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений либо самим правонарушителем, либо другими лицами.
Административное взыскание не может быть направлено на унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, либо на причинение ему физических страданий, либо на повреждение деловой репутации юридического лица.
Виды административных взысканийЗа совершение административных правонарушений могут быть установлены и наложены следующие виды административных взысканий:
- Предупреждение,
- Административный штраф,
- Возмездное изъятие орудия или предмета административного правонарушения,
- Конфискация орудия или предмета административного правонарушения,
- Лишение специального права, предоставленного физическому лицу,
- Административный арест,
- Административное выдворение из Турции иностранного гражданина или лица без гражданства,
- Дисквалификация,
- Административное приостановление деятельности,
В качестве основных административных взысканий могут быть установлены и наложены предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности .
Возмездное изъятие орудия или предмета административного правонарушения либо конфискация орудия или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Турции иностранного гражданина или лица без гражданства могут быть установлены и наложены либо в качестве основного штраф, либо как дополнительный.
За одно административное правонарушение может быть назначено либо основное административное взыскание, либо основное и дополнительное из числа наказаний, указанных в санкционной части соответствующей статьи настоящей части Кодекса.
Общие правила назначения административного взысканияАдминистративное взыскание за совершение административного правонарушения налагается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, с соблюдением соответствующих законов.
При наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность .
При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность .
Наложение административного взыскания не освобождает лицо, привлеченное к ответственности за неисполнение обязанности, от исполнения этой обязанности.
Никто не несет административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Обстоятельства, смягчающие административную ответственностьК смягчающим административную ответственность относятся следующие обстоятельства;
- Признание административного правонарушения лицом, его совершившим,
- Добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении,
- Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, его вредных последствий; добровольное возмещение причиненного вреда или устранение причиненного им вреда,
- Совершение административного правонарушения в состоянии сильного возбуждения (в состоянии аффекта) либо при особо тяжелых личных или семейных обстоятельствах,
- Совершение административного правонарушения несовершеннолетним,
- Совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
К обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, относятся:
- Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных лиц о его прекращении,
- Повторное совершение аналогичного административного правонарушения, при котором лицо уже было привлечено к ответственности за совершение такого правонарушения, срок в отношении которого еще не истек,
- Вовлечение несовершеннолетних к совершению административного правонарушения,
- Совершение административного правонарушения группой лиц,
- Совершение административного правонарушения во время стихийных бедствий или при иных чрезвычайных обстоятельствах,
/ @en, Система уголовного правосудия, Аналитика / Этикетлер: административный штраф, обвинение в административном правонарушении, закон об административных правонарушениях, производство по делам об административных правонарушениях, административные правонарушения Турция, антикоррупционная политика Турция, Уклонение от санкций Турция, программы комплаенс Турция, экономика преступность Турция, финансовые преступления Турция, отмывание денег Турция, Турецкий Совет по конкуренции
Украина: введена уголовная ответственность для юридических лиц
Прослушать эту страницу
(24 июня 2013 г. ) 23 мая 2013 г. Верховная Рада Украины приняла Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины». (Закон № 2990 [на украинском языке], веб-сайт Верховной Рады Украины (последнее посещение 19 июня 2013 г.).) Этот Закон был принят в соответствии с Визовым диалогом между Европейским Союзом и Украиной, который потребовал реформы украинского антикоррупционного законодательства как части плана действий по либерализации визового режима ЕС для Украины. (Визовый диалог между ЕС и Украиной – План действий по либерализации визового режима, веб-сайт Совета Европейского Союза (14 декабря 2010 г.).)
Новый Закон допускает уголовное преследование юридических лиц и устанавливает их уголовную ответственность в отдельных случаях. Это новое положение, ранее не известное в украинском законодательстве. В настоящее время к уголовной ответственности в Украине могут быть привлечены только физические лица, в том числе руководители или иные должностные лица компаний, а юридические лица могут быть подвергнуты только административным и финансовым санкциям в соответствии с налоговым, таможенным и конкурентным законодательством Украины.
В соответствии с новым Законом юридическое лицо будет нести ответственность за преступления, совершенные от его имени и в его интересах его руководителем, учредителем, должностным лицом или иным уполномоченным лицом, если это лицо будет признано виновным в совершении преступлений террористической направленности, взяточничества, легализации доходов, полученных преступным путем. или использование средств, полученных от незаконного оборота наркотических средств. ( Идентификатор . искусство. 1). Однако для привлечения к ответственности за преступления, совершенные юридическими лицами, вводятся сокращенные сроки давности, и действие Закона не распространяется на органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные государственные учреждения и международные организации. ( Идентификатор .). Неприменение Закона к государственным учреждениям и государственным предприятиям, учреждениям и организациям рассматривается украинскими правоведами как фактор, ограничивающий возможности борьбы с коррупцией среди государственных и муниципальных служащих. (Евгений Самусь, Законопроект № 2990 – Что это: попытка борьбы с преступностью или…? [на русском] ЛИГА.НЕТ (21 мая 2013 г.)
Юридические лица, признанные виновными в совершении преступления, могут быть привлечены в соответствии с уголовным законодательством к штрафу, конфискации имущества или ликвидации. Сумма штрафа будет зависеть от тяжести преступления и будет варьироваться от 5 000 до 75 000 необлагаемых налогом минимальных доходов физического лица (около 10 320–154 900 долларов США). Конфискация имущества может применяться только в качестве дополнительного наказания, а ликвидация юридического лица применяется только в случаях признания уполномоченного лица виновным в совершении преступления, связанного с терроризмом. (Закон № 2990, ст. 1).
Новым Законом установлено, что при наличии достаточных оснований подозревать в совершении уголовного правонарушения уполномоченным лицом юридического лица следователь или прокурор вправе возбудить уголовное дело. Уголовные дела юридических лиц и их должностных лиц будут вестись одновременно.
Закон не устанавливает уголовно-процессуальные правила для юридических лиц. Представляется, что вина юридического лица напрямую зависит от вины ассоциированного лица. ( Предприятия будут наказаны за преступления, совершенные их должностными лицами: парламент принял закон об уголовной ответственности юридических лиц ПРОСТОПРАВО (последнее посещение 14 июня 2013 г.)
Отметим, что Закон принят несмотря на оговорки Главного научно-экспертного управления Верховной Рады (парламентское исследовательское управление). Согласно официальному заключению Управления по законопроекту,
Закон может существенно увеличить возможность несправедливого применения мер правового воздействия к юридическим лицам, создать предпосылки для произвольного ограничения хозяйственной деятельности компаний в случаях конфискации их имущества, создать новые возможности для коррупционных практик, снизить инвестиционную привлекательность Украине, и негативно сказываются на экономическом развитии страны в целом.
(Перевод автора; Заключение Главного научно-экспертного управления Верховной Рады Украины [на украинском языке], (22 мая 2013 г., сайт Верховной Рады.)
Закон недавно подписан Президентом Украины (Закон № 2990, выше ) и вступит в силу с 1 сентября 2014 года ( id . Заключительные положения, ст. 2).
Подготовлено Светланой Водяник, стажером юридической библиотеки, под руководством Петра Рудика, директора отдела юридических исследований.
Об этом изделии
Заголовок
- Украина: введена уголовная ответственность для юридических лиц
Онлайн формат
- веб-страница
Права и доступ
Публикации Библиотеки Конгресса являются работами правительства Соединенных Штатов, как это определено в Кодексе США 17 U. S.C. §105 и, следовательно, не защищены авторским правом и могут свободно использоваться и повторно использоваться. Библиотека Конгресса не возражает против международного использования и повторного использования работ Библиотеки правительства США на loc.gov. Эти работы также доступны для использования во всем мире и повторного использования в рамках CC0 1.0 Universal.
Подробнее об авторских правах и других ограничениях.
Для получения рекомендаций по составлению полных ссылок обратитесь к Citing Primary Sources.
Кредитная линия: Юридическая библиотека Конгресса
Процитировать этот товар
Цитаты генерируются автоматически из библиографических данных, как для удобства и может быть неполным или точным.
Чикагский стиль цитирования:
Украина: введена уголовная ответственность юридических лиц . 2013. Веб-страница. https://www.loc.gov/item/global-legal-monitor/2013-06-24/ukraine-criminal-responsibility-for-legal-entities-introduced/.