Является ли представитель лицом участвующим в деле: О некоторых аспектах правового положения представителя в цивилистическом процессе Текст научной статьи по специальности «Право»

Содержание

Правовой статус представителя в гражданском процессе

Керимли Шола Муртузали кызы

ЧОУ ВО «Сибирский юридический университет», г. Омск

Научный руководитель: 

Петерс Алла Владимировна, старший преподаватель кафедры гражданского процесса, ЧОУ ВО «Сибирский юридический университет»

Как всем известно, право на судебную защиту, закрепленное в Конституции Российской Федерации находит свое отражение во многих формах. Одной из таковых является институт судебного представительства, позволяющий лицам, юридически малоосведомленным или неосведомленным вовсе более полно реализовать свои процессуальные права [2, с.143].

Довольно продолжительное время ведется дискуссия относительно определения места судебного представителя  в гражданском процессе. ГПК РФ ничего по этому поводу не говорит: представитель не относится ни к лицам, участвующим в деле, ни к лицам, содействующим осуществлению правосудия и соответственно никаким  правовым статусом данный субъект не наделен.

Прежде, чем начать говорить об особенностях правового положения представителя, необходимо вспомнить классификацию всех участников гражданского судопроизводства. Юридический интерес к делу выступает критерием разграничения субъектов процесса на лиц, участвующих в деле, и лиц, содействующих правосудию.

Так, ряд ученых цивилистов полагают, что представитель по своей правовой природе относится к группе лиц, участвующих в деле, так как в пределах своих полномочий представитель стремится добиться в процессе определенного благоприятного  правового результата в пользу представляемого[5]. Поскольку такая заинтересованность представителя непосредственно вытекает из закона или договора, она носит юридический характер. Таким образом, судебный представитель является носителем процессуального интереса, но не материального.

Помимо юридической заинтересованности, отличительным признаком лиц, участвующих в деле является участие в процессе от своего имени. Исходя из смысла содержания норм ГПК РФ понятно, что представитель ведет дело от лица своего доверителя.

Однако законом не запрещено участие представителя от своего имени. В частности, представитель действует от своего имени, в случае, если сообщает суду свое мнение по вопросам применения норм права.

Рассматривая процессуальный статус судебного представителя  с точки зрения его процессуальных прав и обязанностей, нетрудно заметить, что при ведении дела от имени и в интересах стороны или третьего лица, судебный представитель обладает правами и несет обязанности именно лица, участвующего в деле[4, с.239]. Следовательно, выступая процессуальным дублером стороны или третьего лица, судебный представитель не может быть зачислен в иную, чем сам представляемый, группу участников процесса. Это тем более очевидно, если учесть, что задачей судебного представителя является оказание помощи и содействия не суду (не правосудию в целом), а конкретной стороне, третьему лицу, то есть представляемому, что опять же отличает представителя и от лиц, содействующих осуществлению правосудия [4, с.240]. Говоря о позиции ученых, которые относят представителя к лицам, содействующим осуществлению правосудию, стоит отметить невозможность применения отвода представителю, как это представляется возможным в отношении переводчика или эксперта.

Поскольку основанием отвода является заинтересованность, то отвод может быть заявлен лишь таким участникам процесса, которые не имеют и не должны иметь юридического интереса к делу.  Именно наличие у судебного представителя юридического (процессуального) интереса к делу, обусловленного необходимостью оказания стороне и третьему лицу помощи в защите их прав или интересов, исключает возможность заявления ему отвода.

По мнению Р. А. Сидорова представитель является самостоятельным участником гражданского судопроизводства и в никакую группу не входит, т. к. представитель выступает как лицо, реализующее данные ему полномочия, так и является носителем самостоятельных процессуальных прав и обязанностей.[1, с.53] С этим сложно не согласиться. Но тогда нужно разрабатывать отдельный правовой статус этому участнику гражданского судопроизводства.

Из вышесказанного становится очевидно, что правовой статус представителя имеет свои характерные особенности, не позволяющие отнести его к существующим группам лиц, участвующих в судебном процессе. Возникает вопрос: какое же место занимает представитель в гражданском судопроизводстве?

Отвечая на поставленный вопрос, следует начать с требований, предъявляемых к представителю. Во-первых, законодательно закреплено, что представителем может быть исключительно дееспособное лицо, что опять же характеризует данного субъекта отличного по своей юридической природе от лиц, участвующих в деле. Данное положение предполагает, что одного права быть участником судебного процесса для представителя недостаточно, чтобы защищать чьи-либо интересы и оказывать юридическую помощь. Во-вторых, полномочия представителя должны быть надлежащим образом оформлены и подтверждены [3]. Здесь же следует сказать о моменте вступления представителя в процесс. Представитель становится участником судопроизводства после письменного или устного заявления стороны либо третьего лица о ведении дела через представителя. Данный факт позволяет говорить о том, что представитель является лицом,  привлеченным к процессу , и не является субъектом спорного правоотношения.

Однако нельзя отождествлять представителя и его доверителя. Поскольку в данном случае занятость представителя в гражданском процессе может стать основанием для отложения судебного разбирательства. Что в зависимости от ситуации может быть, а может и не быть благоприятным последствием такого отождествления. Вероятно, поэтому ГПК РФ не предусматривает обязанность по извещению или вызову представителя в суд. Законодатель исчерпывающим образом очерчивает круг лиц, подлежащих извещению и вызову в суд.

В заключение хочется сказать, что совершенствование правового регулирования института представительства в гражданском процессе не представляется возможным без внесения существенных изменений в гл. 5 ГПК РФ. С учетом весьма специфического положения, которое занимают в процессе представители, существенно отличаясь как от лиц, участвующих в деле, так и от лиц, оказывающих в той или иной определенной законом форме помощь суду при рассмотрении гражданских дел, наиболее точным было бы выделение судебных представителей в самостоятельную группу участников процесса.

Посредством внесения соответствующих изменений, законодатель предоставит представителю гарантии, способствующие защите его прав и законных интересов. Такие существенные изменения в  законодательстве позволят избежать спорных ситуаций, как на стадии досудебного производства, так и непосредственно в суде.


Cписок использованной литературы

  1. Баловнева В.И., Баловнев Д.О. Проблемы представительства в гражданском судопроизводстве: проблемы и пути решения // Право: история, теория, практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 53-55.
  2. Власов А.А. Гражданский процесс: учебник. 4-е изд., доп. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 548 с.
  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: ФЗ от 14.10.2002 г. № 138-ФЗ. Доступ из СПС «Консультант Плюс».
  4. Осокина Г.Л. Курс гражданского судопроизводства в России. Общая часть: Учебное пособие. — Томск: Изд-во Том. ун-та,2002. — 616 с
  5. Разуваева М.С. Правовой статус представителя в гражданском процессе// Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. LXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(69).

Является ли представитель лицом, участвующим в деле

В теории спорный вопрос. То что представитель не является лицом, участвующим в деле, а лицом соприкасающимся с правосудием – идея Гурвича – у представителя нет интереса в деле, дело ведется от имени представляемого, совершает все действия от его имени, поэтому интереса нет.

Остальные ученые (большинство) – правильнее признать представителей лицами, участвующими в деле.

Некоторые: неправильно выбран критерий «интереса», он не важен, важен объем прав и возможность влияния на исход дела.

Означает ли, что права представляемого удваиваются, когда есть представитель? Может ли представляемый, что-нибудь говорить в суде, если у него есть представитель? ФЕРЕНС: у представителя свои права и права представляемого, представители получают гонорара – в этом его личный интерес; не стоит забывать, что есть участники, кот не имеют материальный, а только процессуальный интерес. Игнорировать саму необходимость заинтересовать представителя нельзя.

В советское время зак-во по-разному решало данный вопрос. Часть республик высказалось, что адвокат – лицо, участвующее в деле. Часть сказали, что адвокат – лицо, содействующее правосудию — странная концепция и неправильная – ФЕРЕНС. К сожалению в зак-ве сейчас вторая позиция. У каждого лица, содействующему правосудию свой комплекс прав. Где-то принимается компромиссный вариант.

Сколько может быть представителей у гражданина

Практически делают вывод, что их может быть несколько, сколько хочешь, столько и имей. Если буквально прочитать, то в ГПК – один представитель, а в АПК – несколько представителей. Если допускаем несколько представителей, то сколько их может быть? Ни АПК, ни ГПК не регламентируют количество представителей. Возможно ли согласование позиций и распределение ролей между несколькими представителями? Только закон о КС РФ говорит о количестве представителей – не более трёх.

Может ли быть представителем юридическое лицо

В законе сказано органы и представители. А могут ли быть органами органы юр лица? Все-таки органы юридического лица не подпадают под указание закона. Органы юридического лица могут участвовать в деле, но не являются представителями.

Может ли быть представителем юридическое лицо? ФЕРЕНС: не может, так как в статье речь идет о том, что представителями могут быть любые дееспособные лица, а у ЮЛ правосубъектность. Шварц и Мусин: ЮЛ мб представителями. Можно ли выдать полномочие на ЮЛ, процесс может вести конкретное лицо, человек, а не фикция – ЮЛ. ЮЛ не мб представителями. В советской действительности – гражданин доверял вести дело юридической консультации, а та давала конкретного адвоката, кот представлял доверителя. На практике встречаются такого рода договоры, когда представители – ЮЛ. ФЕРЕНС: это не правильно.

Лица, кот могут быть в гпр

Ст.49 ГПК предельна лапидарна. В свое время в кодексе 1964 года эта статья была обширна, пытались исчерпать все виды представительства. Кто же может быть договорным представителем? Если договорное представительство, то представителем может быть кто угодно, не только адвокаты. В некоторых странах действует адвокатская монополия де юре – Франция, Германия; де факто – США. Постановление КС РФ 16.06.2004 №15-П – признал норму АПК, устанавливающую адвокатскую монополию. Направление многих стран – отказ от адвокатской монополии. Если посмотреть на адвокатскую монополию с точки зрения граждан, то граждане не заинтересованы в адвокатской монополии. Адвокатская монополия означает, что гражданин должен сначала достаточно вложиться в адвоката. Таким образом закрывается доступ граждан к суду. ФЕРЕНС: наиболее эффективная система – гонорар успеха. В России никогда адвокатской монополии не было. С теоретической точки зрения адвокатская монополия целесообразно с точки зрения состязательного процесса, но вводить ее надо при обеспеченности населения.

Объяснение дома | house.gov

Image

Мы, народ Соединенных Штатов…

В соответствии с Конституцией Палата представителей США принимает и принимает федеральные законы. Палата представителей — одна из двух палат Конгресса (вторая — Сенат США) и часть законодательной власти федерального правительства. Число представителей с правом голоса в Палате законодательно установлено не более 435, что пропорционально представляет население 50 штатов.

Узнать о:

Представители

Что такое представитель?

Также называемый конгрессменом или женщиной-конгрессменом, каждый представитель избирается на двухлетний срок и служит людям определенного избирательного округа. Помимо прочего, представители вносят законопроекты и резолюции, предлагают поправки и работают в комитетах. Число представителей с полным правом голоса составляет 435 человек, это число установлено публичным законом № 62-5 от 8 августа 1911 г. и действует с 1913. Количество представителей от штата пропорционально численности населения.

Статья 1, Раздел 2 Конституции устанавливает как минимальный, так и максимальный размеры Палаты представителей. В настоящее время пять делегатов представляют округ Колумбия, Виргинские острова, Гуам, Американское Самоа и Содружество Северных Марианских островов. Постоянный комиссар представляет Пуэрто-Рико. Делегаты и постоянный комиссар обладают теми же полномочиями, что и другие члены Палаты, за исключением того, что они не могут голосовать, когда Палата собирается в качестве Палаты представителей.

Чтобы быть избранным, представитель должен быть не моложе 25 лет, быть гражданином США не менее семи лет и проживать в штате, который он или она представляет.

Посетите сайт клерка, чтобы получить дополнительную информацию о представителях.

Справочник

Посмотреть список членов палаты.

Найдите своего представителя

Введите свой почтовый индекс в баннере на этой странице, чтобы найти представителя вашего избирательного округа.

Знаете ли вы?

После обширных дебатов создатели Конституции согласились создать Палату с представительством на основе населения и Сенат с равным представительством. Это соглашение было частью так называемого Великого Компромисса.

Лидерство

Руководство палаты включает спикера, лидеров большинства и меньшинства, помощников лидеров, кнутов и партийное собрание или конференцию. Спикер выступает в качестве лидера палаты и сочетает в себе несколько институциональных и административных ролей. Лидеры большинства и меньшинства представляют свои партии в Палате представителей. Кнуты помогают руководству управлять законодательной программой своей партии в палате представителей. Партийное собрание или конференция — это название, данное собранию или организации всех членов партии в Палате представителей. На этих встречах члены партии обсуждают волнующие их вопросы.

Члены партии большинства и члены партии меньшинства встречаются на разных собраниях, чтобы выбрать своего лидера. У третьих партий редко бывает достаточно членов, чтобы избрать собственное руководство, а независимые обычно присоединяются к одной из более крупных партийных организаций, чтобы получить задания комитета.

Узнайте больше об истории лидеров большинства и меньшинства в Канцелярии клерка.

Список руководителей

Просмотрите список офисов руководителей и ссылки на веб-сайты.

Прошлое руководство

Хотите узнать, кто еще был спикером палаты представителей или лидером большинства? Узнайте больше о прошлом лидерстве дома.

Знаете ли вы?

Сколько человек были спикером палаты? Спикер когда-либо становился президентом? Узнайте больше об истории спикерства!

Комитеты

Постоянные комитеты Палаты представителей имеют различную законодательную юрисдикцию. Каждый рассматривает законопроекты и вопросы и рекомендует меры для рассмотрения Палатой представителей. На комитеты также возложены обязанности по надзору за агентствами, программами и деятельностью в рамках их юрисдикции, а в некоторых случаях и в областях, выходящих за рамки юрисдикции комитетов.

Комитет всей палаты — это комитет палаты, в который входят все представители и который собирается в палате палаты для рассмотрения мер из календаря Союза.

Перед назначением членов в комитеты партийные лидеры должны определить размер каждого комитета и соотношение республиканцев и демократов. Общее количество мест в комитетах, отведенных каждой партии, примерно равно соотношению между членами партии большинства и партии меньшинства в полной палате.

Получите ответы на часто задаваемые вопросы о комитетах от Секретаря Дома.

Веб-сайты комитетов

У всех комитетов есть веб-сайты, на которых они размещают информацию о разрабатываемых ими законопроектах.

Что такое специальный комитет?

Палата представителей иногда формирует специальный или специальный комитет на короткий период времени и с определенной целью, часто для расследования.

Знаете ли вы?

В каждом комитете есть председатель и высокопоставленный член. Председатель возглавляет полный комитет. Член с рейтингом возглавляет меньшинство членов комитета.

Комиссии

Конгресс создал множество временных и постоянных комиссий, которые выполняют функции консультативных органов по вопросам, связанным с расследованиями или политикой, или выполняют административные, межпарламентские или памятные задачи. Такие комиссии обычно создаются либо законом, либо постановлением Палаты представителей и могут состоять из членов Палаты, частных лиц или из тех и других. В некоторых случаях комиссии являются органами самой Палаты представителей или Конгресса; в других случаях они создаются как самостоятельные образования в рамках законодательной власти.

Примеры комиссий

  • Комиссия по расследованию финансового кризиса: временный независимый следственный орган, созданный в соответствии с законом и состоящий из частных лиц.
  • Комиссия по безопасности и сотрудничеству в Европе (также известная как Хельсинкская комиссия): независимое правительственное учреждение США, состоящее из девяти членов Сената США, девяти членов Палаты представителей и по одному члену от Государственного департамента, Министерства обороны. и коммерция.
  • Совет палаты представителей: постоянная консультативная группа Конгресса, созданная в соответствии с законом и состоящая из членов палаты, должностных лиц и частных лиц.

Комиссии Палаты представителей

  • Исполнительная комиссия Конгресса по Китаю
  • Комиссия по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинкская комиссия)
  • Комиссия Палаты представителей по демократическому партнерству
  • Том Лантос Комиссия по правам человека
  • Американо-китайская комиссия по обзору экономики и безопасности

График работы представителя

Независимо от того, работает ли представитель на Капитолийском холме или в его/ее избирательном округе, его график чрезвычайно загружен. Часто начиная рано утром с тематических брифингов, большинство представителей быстро перемещаются между закрытыми собраниями, заседаниями комитетов и слушаниями. Они голосуют по законопроектам, разговаривают с избирателями и другими группами, просматривают почту избирателей, пресс-клипы и различные отчеты. Работа может продолжаться до вечера с приемами или мероприятиями по сбору средств.

Ключевая концепция

Представители выполняют широкий спектр работ, чтобы наилучшим образом представлять своих избирателей.

Свяжитесь с вашим представителем

Поделитесь своими мыслями со своим представителем. Используйте поле «Найти своего представителя» на баннере этого сайта, чтобы указать своего представителя, а затем используйте контактную форму, чтобы поделиться своими мыслями.

Знаете ли вы?

Расписание представителей иногда составляется с шагом в пять минут.

Правила Дома

Правила Палаты представителей для 118-го Конгресса были установлены Палатой с принятием H. Res. 5 (PDF) от 9 января 2023 г. Также доступен анализ по разделам.

Правила поведения

Комитет по этике обладает юрисдикцией в отношении правил и положений, регулирующих поведение членов, должностных лиц и сотрудников при выполнении ими своих служебных обязанностей.

Ключевая концепция

Комитет по правилам контролирует, какие законопроекты выносятся на этаж Палаты представителей, а также сроки обсуждения.

Правила большинства

Состав Комитета по правилам традиционно отдавался в пользу партии большинства, и с конца 1970-х годов его нынешняя конфигурация состоит из 9 членов большинства и 4 членов меньшинства.

Знаете ли вы?

Комитет по правилам проводит онлайн-парламентский учебный лагерь, на котором дается обзор процедур, процессов и прецедентов на уровне палаты представителей.

История Дома

Как указано в Конституции, Палата представляет граждан на основе населения округа, в то время как Сенат представляет граждан на равной основе штата. Это соглашение было частью так называемого Великого компромисса, который, в свою очередь, привел к принятию Закона о постоянном местонахождении правительства, в соответствии с которым федеральная столица страны была установлена ​​в Вашингтоне, округ Колумбия. В 1789 г., Дом собран впервые в Нью-Йорке. Он переехал в Филадельфию в 1790 году, а затем в Вашингтон, округ Колумбия, в 1800 году.

Ключевая концепция

Каждый член палаты представляет определенное количество избирателей.

Подробнее об истории дома

Узнайте больше об истории дома на веб-сайте клерка.

Знаете ли вы?

Палата представителей переехала в крыло Палаты на южной стороне Капитолия в 1807 году, за четыре года до того, как крыло было полностью завершено.

Законодательный процесс | Конгрессмен Билл Китинг

«Все законодательные полномочия, предоставленные настоящим документом, принадлежат Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и Палаты представителей».

Статья I, Раздел 1, Конституции Соединенных Штатов  

 

Основная функция Конгресса заключается в принятии законов. Законодательный процесс состоит из нескольких этапов, и на этой странице представлена ​​информация о законах, внесенных и рассмотренных в Конгрессе.

Гораздо более подробное обсуждение и презентация всего законодательного процесса доступны в Библиотеке Конгресса «Как создаются наши законы и принятие закона».

Кратко о законодательном процессе:

  • Во-первых, представитель выступает автором законопроекта.
  • Затем законопроект направляется в комитет для изучения.
  • Если комитет выпускает законопроект, он вносится в календарь для голосования, обсуждения или внесения поправок.
  • : Если законопроект принимается простым большинством (218 из 435), он передается в Сенат.
  • В Сенате законопроект передается другому комитету и, в случае его принятия, обсуждается и ставится на голосование.
  • Если Сенат внес изменения, законопроект должен быть возвращен в Палату для согласования.
  • Полученный законопроект возвращается в Палату представителей и Сенат для окончательного утверждения.
  • Затем у президента есть 10 дней, чтобы наложить вето на окончательный законопроект или подписать его.

ВВЕДЕНИЕ И ОБРАЩЕНИЕ В КОМИТЕТ

Любой член Палаты представителей может внести законопроект в любое время, пока палата заседает, просто поместив его в «корзину» сбоку от стола клерка в палате палаты. Подпись спонсора должна стоять на счете, который может иметь неограниченное количество соавторов. Секретарь присваивает законопроекту законодательный номер и передает его в комитет по юрисдикции, который является комитетом, которому поручено рассмотрение законопроекта.

СЛУШАНИЯ КОМИТЕТА И ОТЧЕТЫ

Палата представителей распределяет свою работу между более чем двадцатью постоянными комитетами. После того, как законопроект внесен и передан в комитет по юрисдикции, комитет часто направляет меру в свой специализированный подкомитет (ы) для изучения, слушаний, пересмотра и утверждения.

Обычно первым шагом в этом процессе является публичное слушание, на котором члены комитета или подкомитета заслушивают свидетелей, представляющих различные точки зрения на меру. После завершения слушаний законопроект рассматривается на заседании, широко известном как заседание «наценки». На этом этапе могут быть предложены поправки к законопроекту, и члены комитета или подкомитета голосуют за принятие или отклонение этих изменений. По завершении обсуждения проводится голосование членов комитета или подкомитета, чтобы определить, какие действия следует предпринять в отношении меры. О нем можно сообщить, с поправками или без них, или внести в таблицу, что означает, что никаких дальнейших действий по нему не будет. Таблица эффективно «убивает» меру. Если комитет одобрил обширные поправки, он может решить сообщить о новом законопроекте, включающем все поправки. Это известно как «чистый счет», который будет иметь новый номер.

Мера готова к рассмотрению полной палатой после того, как о ней будет сообщено комитетом.

ОБСУЖДЕНИЕ И ГОЛОСОВАНИЕ НА ЭТАЖЕ ПАЛАТЫ

Рассмотрение меры в полном составе может быть простой или очень сложной операцией. Иногда рассмотрение может регулироваться «правилом». Правило само по себе представляет собой простую резолюцию, которая должна быть принята Палатой представителей и в которой излагаются конкретные правила обсуждения конкретного законопроекта (например, сколько времени будет отведено для обсуждения, могут ли быть предложены поправки и другие вопросы).

Время обсуждения меры обычно делится между сторонниками и противниками. Каждая сторона дает время тем членам, которые желают высказаться по законопроекту. Когда предлагаются поправки, они также обсуждаются и голосуются. После того, как все дебаты завершены и приняты поправки, Палата представителей голосует за окончательное принятие.

В некоторых случаях требуется голосование для «повторного внесения» законопроекта в комитет. Обычно это попытка противников изменить какую-то часть или внести в таблицу меру. Если попытка повторной фиксации не удалась, назначается голосование по окончательному прохождению.

Голоса могут приниматься с помощью электронной системы голосования, которая регистрирует ответы каждого отдельного Участника. Они называются заносимыми в отчет о голосовании и доступны в отчете о поименном голосовании. Голосование в Палате также может осуществляться голосовым голосованием; в этом случае запись отдельных ответов недоступна.

ДЕЙСТВИЕ СЕНАТА

После того, как мера принята Палатой представителей, она направляется на рассмотрение в Сенат. Это включает рассмотрение комитетом или подкомитетом Сената, аналогично пути законопроекта в Палате представителей. Законопроект должен быть принят обоими органами в одинаковой форме, прежде чем он может быть представлен президенту на подпись в качестве закона.

РАЗРЕШЕНИЕ РАЗНОГЛАСИЙ

Если Сенат меняет язык меры, он должен вернуться в Палату для согласования или внесения дополнительных изменений. Эти двусторонние переговоры могут происходить в зале Палаты представителей, когда Палата принимает или отклоняет поправки Сената или полный текст Сената.

Часто комитет конференции назначается как членами Палаты представителей, так и членами Сената.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *