Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Марий Эл
Прокурор разъясняет
- 3 июня 2021, 15:31
Прокуратура города Йошкар-Олы Республики Марий Эл разъясняет: Выморочное имущество
Текст
Поделиться
Выморочное имущество — это наследственное имущество умершего, которое в предусмотренных законом случаях переходит в собственность РФ, субъекта РФ или муниципального образования.
Наследственное имущество считается выморочным в следующих случаях (п. 1 ст. 1151 ГК РФ): наследники имущества отсутствуют; никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования как недостойные; никто из наследников не принял наследства; все наследники отказались от наследства, и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Новыми собственниками выморочного имущества в порядке наследования по закону, в зависимости от вида такого имущества, становятся (п. 2 ст. 1151 ГК РФ; п. 1 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ):
1) городские или сельские поселения, муниципальные районы, городские округа, города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) в части наследования находящихся на их территории: жилых помещений. При этом жилые помещения включаются в соответствующий жилищный фонд социального использования, из которого гражданам по договорам социального найма или договорам найма жилищного фонда социального использования предоставляются жилые помещения; земельных участков с расположенными на них зданиями, сооружениями и иными объектами недвижимости; долей в праве общей долевой собственности на вышеуказанные объекты;
2) Российская Федерация в части наследования иного имущества.
В настоящее время отсутствует специальный закон, определяющий порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность РФ, а также порядок передачи его в собственность субъектов РФ или в собственность муниципальных образований (п. 3 ст. 1151 ГК РФ).
В связи с этим наследование выморочного имущества осуществляется согласно общим правилам о наследовании, установленным гражданским законодательством, с учетом некоторых особенностей. В частности, для приобретения выморочного имущества не требуется принятие наследства, кроме того, не допускается отказ РФ, субъекта РФ или муниципального образования от принятия выморочного имущества (п. 1 ст. 1152, п. 1 ст. 1157 ГК РФ).
Нотариус выдает свидетельство о праве на наследство собственнику выморочного имущества в лице (п. 1 ст. 1162 ГК РФ; п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432; п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9; п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ): территориальных органов Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества) — в случае перехода имущества в федеральную собственность; наделенных соответствующими полномочиями органов муниципальных образований или органов субъектов РФ (Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) — при переходе имущества в муниципальную собственность или в собственность субъекта РФ.
Прокуратура города Йошкар-Олы Республики Марий Эл разъясняет: Выморочное имущество
Выморочное имущество — это наследственное имущество умершего, которое в предусмотренных законом случаях переходит в собственность РФ, субъекта РФ или муниципального образования.
Наследственное имущество считается выморочным в следующих случаях (п. 1 ст. 1151 ГК РФ): наследники имущества отсутствуют; никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования как недостойные; никто из наследников не принял наследства; все наследники отказались от наследства, и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Новыми собственниками выморочного имущества в порядке наследования по закону, в зависимости от вида такого имущества, становятся (п. 2 ст. 1151 ГК РФ; п. 1 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ):
1) городские или сельские поселения, муниципальные районы, городские округа, города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) в части наследования находящихся на их территории: жилых помещений. При этом жилые помещения включаются в соответствующий жилищный фонд социального использования, из которого гражданам по договорам социального найма или договорам найма жилищного фонда социального использования предоставляются жилые помещения; земельных участков с расположенными на них зданиями, сооружениями и иными объектами недвижимости; долей в праве общей долевой собственности на вышеуказанные объекты;
2) Российская Федерация в части наследования иного имущества.
В настоящее время отсутствует специальный закон, определяющий порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность РФ, а также порядок передачи его в собственность субъектов РФ или в собственность муниципальных образований (п.
В связи с этим наследование выморочного имущества осуществляется согласно общим правилам о наследовании, установленным гражданским законодательством, с учетом некоторых особенностей. В частности, для приобретения выморочного имущества не требуется принятие наследства, кроме того, не допускается отказ РФ, субъекта РФ или муниципального образования от принятия выморочного имущества (п. 1 ст. 1152, п. 1 ст. 1157 ГК РФ).
Нотариус выдает свидетельство о праве на наследство собственнику выморочного имущества в лице (п. 1 ст. 1162 ГК РФ; п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432; п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9; п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ): территориальных органов Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества) — в случае перехода имущества в федеральную собственность; наделенных соответствующими полномочиями органов муниципальных образований или органов субъектов РФ (Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) — при переходе имущества в муниципальную собственность или в собственность субъекта РФ.
Статья 1151 ГК РФ. Гражданский кодекс с комментариями в действующей редакции
1. В случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
2. В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории:
жилое помещение;
земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества;
доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.
Если указанные объекты расположены в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе, они переходят в собственность такого субъекта Российской Федерации.
Жилое помещение, указанное в абзаце втором настоящего пункта, включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.
Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
3. Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
Комментарий к статье 1151
1. В п. 1 ст. 1151 перечислены случаи, когда имущество умершего является выморочным. Обобщая их, можно сказать, что имущество признается выморочным, если нет наследников ни по закону, ни по завещанию.
В первом случае, когда «отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию», подразумевается, что либо наследников вообще не существовало, либо они умерли до открытия наследства или одновременно с наследодателем, при этом нет ни подназначенных наследников (п. 2 ст. 1121 ГК), ни наследников по праву представления (ст. 1146 ГК). Не родился живым и наследник, зачатый при жизни наследодателя (п. 1 ст. 1116 ГК).
По смыслу закона имущество считается выморочным и тогда, когда все наследники по закону лишены наследства (п. 1 ст. 1119 ГК), а наследники по завещанию либо отсутствуют, либо никто из них не вправе наследовать (п. 1 ст. 1117 ГК), либо не принял наследство.
Выморочным может быть не все, а часть имущества умершего: если наследников по закону нет, а завещание касается только части имущества, то выморочной является часть имущества, не охваченная завещанием.
Выморочность имущества устанавливается после истечения сроков принятия наследства, предусмотренных в ст. 1154 ГК.
2. В ГК 1964 г. термин «выморочное имущество» не использовался, хотя переход имущества умершего к государству по праву наследования по закону практически в тех же самых случаях был предусмотрен (п. п. 2 — 4 ст. 552). До вступления в силу части третьей ГК свидетельство о праве на наследство по закону могло быть выдано как Российской Федерации, так и субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (см. ст. 6 Вводного закона к ч. 3 ГК).
3. Статья 1151 в первоначальной редакции предусматривала, что единственным наследником выморочного имущества является Российская Федерация, которая после оформления наследственных прав должна передавать имущество исходя из его назначения в собственность других публично-правовых образований. Однако до сих пор указанный в п. 3 ст. 1151 закон, который призван регламентировать такую передачу, не принят.
В связи с проволочками в процессе издания этого закона, а также отсутствием заинтересованности в выявлении и оформлении выморочных жилых помещений у федеральных органов и длительности процедуры передачи прав на такие помещения от Российской Федерации к другим публично-правовым образованиям, в 2007 г. был предусмотрен непосредственный переход по праву наследования по закону выморочных жилых помещений к публично-правовым образованиям, на территории которых они расположены.
В настоящее время Российская Федерация наследует любое выморочное имущество, за исключением расположенных на ее территории жилых помещений. Они наследуются в соответствии с п. 2 комментируемой статьи публично-правовыми образованиями, на территории которых расположены. Новым правилам придана обратная сила: муниципальные образования, города Москва и Санкт-Петербург наследуют расположенные в них выморочные жилые помещения согласно ст. 2 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 281-ФЗ «О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации» при условии, что свидетельство о праве на наследство на такие жилые помещения на день вступления в силу названного Закона еще не было выдано.
———————————
СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6042.
Вследствие изменения п. 2 ст. 1151 выморочные жилой дом (п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 16 Жилищного кодекса) и земельный участок, на котором он расположен, окажутся в собственности разных субъектов вплоть до передачи земельного участка из федеральной собственности в собственность наследника выморочного жилого помещения. Это едва ли оправданно, учитывая ориентацию современного российского законодательства на обеспечение единства судьбы указанных объектов недвижимости и затраты, в первую очередь времени, на их воссоединение в собственности одного лица. С нашей точки зрения, было бы целесообразнее предусмотреть наследование выморочных жилых домов и земельных участков, на которых они расположены, одним субъектом.
4. Российская Федерация и иные публично-правовые образования, названные в п. 2 ст. 1151 в качестве наследников выморочного имущества, — особые наследники по закону, не относящиеся ни к одной из очередей. Они могут унаследовать по закону только выморочное имущество.
Особенность наследования выморочного имущества состоит в том, что принятия такого наследства не требуется (п. 1 ст. 1152 ГК), а отказ от него не допускается (п. 1 ст. 1157 ГК).
Вместе с тем свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается в общем порядке, по заявлению наследника (п. 1 ст. 1162 ГК). Форма такого свидетельства — форма N 12 — утверждена Приказом Минюста России N 99 (в редакции Приказа Минюста России от 16 февраля 2009 г. N 49 ). В спорных случаях право на наследство в отношении выморочного имущества признается в судебном порядке.
———————————
РГ. 2009. 6 марта.
Как и в других случаях приобретения права собственности на наследство, моментом возникновения права собственности на выморочное имущество служит день открытия наследства, а не день выдачи свидетельства о праве на наследство.
За счет выморочного имущества могут возмещаться расходы, вызванные смертью наследодателя, и расходы на охрану наследства в пределах его стоимости (ст. 1174 ГК).
В общем порядке наследник выморочного имущества отвечает по долгам наследодателя перед его кредиторами в пределах стоимости перешедшего наследства (ст. 1175 ГК).
5. Недостаточно ясным является вопрос о том, какие именно органы вправе и обязаны участвовать в наследственных правоотношениях от имени Российской Федерации, в частности получать свидетельства о праве на наследство и участвовать от ее имени в судопроизводстве по наследственным делам.
В период существования СССР в соответствии с Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1984 г. N 683 , учет, оценку и реализацию наследственного имущества, перешедшего к государству по праву наследования, кроме отдельных видов имущества, производили налоговые органы; финансовые органы возмещали стоимость реализованного наследственного имущества в случае признания недействительным свидетельства о праве государства на наследство или отмены решения суда о признании права государства на наследство. В изданной на основании этого Положения Инструкции, утвержденной Министерством финансов СССР 19 декабря 1984 г. N 185, указывалось, что свидетельство о праве государства на наследство выдается соответствующему налоговому органу (п. 5).
———————————
СП СССР. 1984. N 24. Ст. 127.
По Положению о Государственной налоговой службе Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от 31 декабря 1991 г. N 340 (подп. «к» п. 18) , учет, оценку и реализацию имущества, перешедшего по праву наследования к государству, также осуществляли налоговые органы.
———————————
РГ. 1992. 13 янв.
Однако в Положении о Федеральной налоговой службе, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 , такие ее полномочия не указаны, а в соответствии с п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432 , и п. 4.12 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 1 ноября 2008 г. N 374 , названное Агентство и его территориальные органы принимают в установленном порядке наряду с имуществом, обращенным в собственность Российской Федерации, выморочное имущество, переходящее в порядке наследования к Российской Федерации. На основании Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. N 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» , это Федеральное агентство и его территориальные органы (а не налоговые органы) осуществляют учет выморочного имущества, поступающего в собственность Российской Федерации; при заполнении форм реестра федерального имущества в отношении объекта учета делается отметка о том, что он относится к выморочному имуществу.
———————————
СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3961.
СЗ РФ. 2008. N 23. Ст. 2721.
РГ. 2008. 26 дек.
СЗ РФ. 2007. N 34. Ст. 4237.
Тем не менее в силу п. 7 ст. 333.38 Налогового кодекса от уплаты государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований освобождены финансовые и налоговые органы. Денежные средства на мероприятия, связанные с распоряжением выморочным имуществом и его реализацией, выделяются Федеральной налоговой службе (см. ведомственную структуру расходов федерального бюджета на 2010 год (приложение 6 к Федеральному закону от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» ).
———————————
РГ. 2009. 11 дек.
Минфин России и Федеральная налоговая служба полагают, что именно налоговые органы от имени Российской Федерации должны получать свидетельства о праве на наследство на выморочное имущество (кроме жилых помещений), после чего передавать это имущество и правоустанавливающие документы Федеральному агентству по управлению государственным имуществом и его территориальным органам, уполномоченным на принятие выморочного имущества (письмо от 4 декабря 2008 г. N ШС-6-3/892).
На практике налоговые органы продолжают получать свидетельства о праве на наследство в отношении выморочного имущества, наследником которого является Российская Федерация. Что же касается исков кредиторов наследодателя к Российской Федерации, то в качестве ответчика по ним привлекаются Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы (см., например, Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 марта 2009 г. N КГ-А40/1361-09).
По рассматриваемому вопросу см. также п. 4 комментария к ст. 1152.
6. Выморочное имущество за исключением жилых помещений, становясь федеральной собственностью, поступает в государственную казну Российской Федерации (п. 4 ст. 214 ГК). Дальнейшая его судьба зависит от вида имущества.
Имущество, которое может находиться в собственности Российской Федерации, а также порядок передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальных образований определены в Федеральном законе от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ . Имущество, которое может находиться в собственности субъекта Российской Федерации, определено в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» , а в собственности муниципальных образований — в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» .
———————————
СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.
СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.
СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
На настоящий момент установлено, что выморочные земли сельскохозяйственного назначения должны поступать в фонд перераспределения земель (ст. 80 Земельного кодекса).
Передача Российской Федерацией права собственности на выморочное имущество другим публично-правовым образованиям не освобождает ее как наследника от обязательств, обременяющих соответствующее наследство.
7. Правительство Москвы уполномочило на получение свидетельства о праве на наследство города Москвы на выморочные жилые помещения и на участие в судебных делах о наследовании указанного выморочного имущества Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы (Постановление правительства Москвы от 22 июля 2008 г. N 639-ПП «О работе с жилыми помещениями, переходящими в порядке наследования по закону в собственность города Москвы, и с жилыми помещениями жилищного фонда города Москвы, освобождаемыми в связи с выбытием граждан» ).
———————————
Вестник мэра и правительства Москвы. 2008. N 44.
Правительство Санкт-Петербурга установило, что юридические действия, связанные с переходом выморочных жилых помещений в собственность города, совершают администрации районов Санкт-Петербурга (Постановление правительства Санкт-Петербурга от 17 марта 2009 г. N 270 «О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при оформлении прав Санкт-Петербурга на выморочное имущество в виде расположенных на территории Санкт-Петербурга жилых помещений, переходящих в государственную собственность Санкт-Петербурга в порядке наследования по закону» ).
———————————
Информационный бюллетень администрации Санкт-Петербурга. 2009. N 12.
Выморочные жилые помещения, поступив в жилищный фонд социального использования, должны предоставляться гражданам по договорам социального найма (ч. 3 ст. 19 Жилищного кодекса).
8. Когда соответствующий орган не оформляет права на наследство в отношении выморочного имущества, чем создает препятствия в осуществлении прав гражданина по владению, пользованию и распоряжению его долей в праве собственности на имущество (например, при возникновении в связи с открытием наследства права общей долевой собственности граждан и муниципального образования на квартиру), гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании указанного бездействия в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК.
Как показывает судебно-арбитражная практика, с заявлениями о признании незаконным бездействия по оформлению наследственных прав на выморочное имущество обращаются также прокуроры (см. , например, Кассационное постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 апреля 2006 г. по делу N А17-4735/5/2005; Кассационное постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 декабря 2006 г. по делу N Ф03-А59/06-1/4330).
9. Входящее в состав выморочного наследства право пожизненного наследуемого владения земельным участком (ст. 1181 ГК) прекращается, поскольку это право может принадлежать только гражданину (ст. 21 Земельного кодекса).
10. Статья 552 раздела VII «Наследственное право» ГК 1964 г. устанавливала, что в случаях, когда наследственное имущество переходит к государству по праву наследования: по завещанию; из-за отсутствия у наследодателя наследников; из-за лишения наследодателем всех наследников права наследования; из-за непринятия наследства всеми наследниками или из-за отказа кого-либо из них от наследства в пользу государства, — «входящее в состав наследства авторское право либо принадлежавшее отказавшемуся наследнику право на долю в авторском вознаграждении прекращается». То есть наследование авторских прав государством не допускалось.
В связи с принятием в 2001 году части третьей ГК действие ст. 552 ГК 1964 г. прекратилось. В разделе V ГК «Наследственное право» не предусматривалось ограничений наследования каких-либо видов исключительных прав, в том числе исключительного права на произведения науки, литературы и искусства. Таким образом, стало возможно наследование государством любых исключительных прав в соответствии со ст. 1151 ГК.
Однако осуществление государством использования произведений науки, литературы и искусства, а также распоряжения исключительным правом на них на практике сопряжено с многочисленными трудностями (например, связанными с необходимостью выявления и учета таких прав), в то время как интересы общества состоят как раз, напротив, в возможно более свободном использовании таких произведений. Поэтому в п. 2 ст. 1283 ГК было установлено, что в случаях, когда исключительное право на произведение входит в состав выморочного имущества (ст. 1151 ГК), это право прекращается и произведение переходит в общественное достояние. Таким образом, с 1 января 2008 г. (введения в действие части четвертой ГК) не допускается возможность перехода к государству в порядке наследования выморочного имущества исключительного права на произведение науки, литературы или искусства. Аналогичное правило установлено в отношении исключительного права на исполнение, к наследованию которого соответственно применяются правила ст. 1283 ГК (п. 4 ст. 1318 ГК). В отношении иных видов исключительных прав (например, на изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения и т.д.) наследование в соответствии с правилами ст. 1151 ГК допускается.
11. О коллизионном регулировании в случае выморочности наследства см. п. п. 10, 11 комментария к ст. 1224 ГК.
Выморочное имущество, переходящее в соответствии с законодательством в собственность Российской Федерации
Реферат
В статье представлен анализ проблем правового регулирования выморочного имущества; необходимость принятия специального закона о наследовании и учете невостребованного имущества, переходящего в порядке наследования по закону собственности Российской Федерации; разработаны основные положения акта, в частности предложено установить все случаи и сроки установления невостребованного имущества; четко определить федеральный орган по управлению государственным имуществом и его территориальные органы, ответственные за выявление, охрану, управление, наследование, учет, оценку и реализацию (в том числе на основе регламентированного механизма оплаты долгов наследодателя).
Ключевые слова: Наследственное право, правопреемство, выморочное имущество, универсальное правопреемство
Введение
Общественные цели, преследуемые институтом выморочного имущества, направлены на построение и функционирование правового государства (Оглезнева, Садриева, 2019), что достигается путем решения задач предупреждения бесхозяйности наследственного имущества и сбережения наследственного имущества, как а также быстрый переход и использование имущества, переданного государству в порядке наследственного правопреемства, в общественных интересах. Наследование выморочного имущества — сложный процесс; его возникновение часто сопровождается появлением проблем, требующих тщательного юридического разрешения. Социальная направленность передачи выморочного имущества должна быть сохранена на законодательном уровне. Неоднозначность норм, их несогласованность в рамках ГК РФ, разбросанность их по разным отраслям и разным уровням нормативных правовых актов создают трудности в правоприменительной практике. Это приводит к тому, что хотя ситуаций, когда имущество может стать выморочным, достаточно много, на практике государство крайне редко регистрирует переход его в свою собственность.
Тем более насущной является необходимость принятия специального закона, который должен содержать и регулировать все вопросы, связанные с наследованием выморочного имущества.
Постановка проблемы
В части III Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ (далее — Гражданский кодекс Российской Федерации), регулирующей наследственное право, предусмотрено принятие закона о порядке наследования, регистрация прав наследования, учета и распоряжения выморочным имуществом, переходящим в наследство по закону имущества Российской Федерации.
Исследовательские вопросы
Выморочным является имущество при отсутствии наследников на него по каким-либо основаниям, перечисленным в пункте 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации. В собственности может быть довольно большое количество случаев; отдельные виды выморочного имущества, как жилое помещение, земельный участок и находящиеся на нем здания, строения, иные объекты имущества, а также доли в долевой собственности на указанные объекты недвижимого имущества переходят в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. образования. Другое выморочное имущество, например, земельные участки, кроме земель сельскохозяйственного назначения; доли (паи, доли) в уставном капитале коммерческих организаций, переходящие по закону в собственность Российской Федерации. В то же время правовая природа передачи выморочного имущества остается до конца не выясненной и дискуссионной; на основании выявленных противоречий формального и содержательного характера выдвигаются доводы в пользу ненаследственности такого перехода. Наследование жилых помещений вызывает много вопросов в мировой практике (Дюпюи, 2012).
По мнению Кравченко (2009), эта точка зрения при правильном и всестороннем анализе правовой природы выморочного имущества в российском законодательстве не может быть принята однозначно, то есть не с полной уверенностью говорить о наследовании выморочного имущества, а о том, что «переход выморочного имущества не является наследованием.. необходимо говорить о частном случае приобретения бесхозяйного имущества публично-правовыми лицами» (с. 54), а в качестве основания для разграничения передача вымогательского имущества из наследства. В законе, в частности, по мнению Кравченко (2009 г.), следует установить, что приобретение выморочного имущества не требует принятия наследства, а, с другой стороны, государство должно иметь возможность отказаться от выморочного наследства, особенно если это имущество не имеет ценности или сопряжено с долгами. Это связано с достаточной редкостью сегодня наследования выморочного имущества государством. Но в данном случае необходимо понимать, что нивелируется социальная составляющая передачи выморочного имущества государству. Так, есть судебная практика, когда кредиторы наследника не смогли получить по его долгам, потому что государство не спешило оформить переход имущества и произвести его оценку для погашения долга. Данное дело нарушает права и законные интересы кредиторов (Шведкова, 2012). В случае отказа также будет сложно определить судьбу такого имущества. В случае наследования государство также обязано содержать, охранять и распоряжаться наследством с целью передачи его в государственную казну.
Наследственное положение государства, действительно, может создавать трудности в реализации прав кредиторов на погашение долгов наследодателя, так как согласие на принятие выморочного имущества не требуется, а заставить государство получить свидетельство о праве на наследство. По мнению Демичева (2014), «в этом случае должны быть урегулированы обязанность государственного органа по получению свидетельства о праве на наследство и ответственность государственного органа за его неполучение или несвоевременное получение» (с. 9).0).
Сложность применения правила о наследовании выморочного государственного имущества также объясняется тем, что наследники третьей и последующих очередей не всегда знают или могут знать о смерти наследодателя и начале исчисления сроки принятия наследства. Выморочное имущество становится при отсутствии наследников всех семи очередей. Но нотариус не всегда может однозначно установить этот факт, что создает препятствия в оформлении государством наследственных прав на это имущество и выдаче свидетельства о праве на наследство. Методические рекомендации по регистрации наследственных прав, утвержденные решением Коллегии Федеральной нотариальной палаты от 25 марта 2019 г.(Протокол № 03/19), отсутствуют разъяснения по вопросам, связанным с наследованием выморочного имущества, за исключением ссылки на статью 1151 и пункт 1 статьи 1152 ГК РФ, на приобретение выморочного имущества. акт о собственности, наследство не требуется и отказ от наследства, наследование выморочного имущества не допускается. Поэтому во избежание юридических коллизий в законодательстве о нотариате предлагается обязать нотариуса извещать об открытии наследства не только тех наследников, место жительства и работы которых ему известно, но и публично информировать их в средствах массовой информации ( Джатиева и Юзефович, 2016). Считаем, что в дальнейшем для поиска наследников необходимо использовать информацию общероссийской системы ЗАГС, которая в настоящее время находится в процессе формирования. Также большие возможности открываются при создании единой генетической карты населения России.
Однако при использовании этих баз данных возникнет проблема сохранения конфиденциальности наследодателя и наследников. Этот вопрос потребует особого внимания и предельно тщательного регулирования при безусловном приоритете интересов личности, прав и свобод человека.
Основания, приводящие к признанию имущества выморочным, не всегда становятся бесспорными в момент открытия наследства. Необходимо время для поиска всего круга возможных наследников, установления факта их отсутствия, либо фактов непринятия наследниками наследства, отказа от него, либо утверждения наследников недостойными. Эти вопросы актуальны и для зарубежных правовых систем (Amankwah-Amoah, 2014). Но до настоящего времени в России «законодателем не предусмотрен срок, по истечении которого (или в течение которого) наследство признается выморочным» (Шведкова, 2012, с. 86). Как правило, через довольно длительное время после открытия наследства, а это наследственное имущество имеет обратную силу, то есть моментом правопреемства является дата открытия наследства. Подводя итог, считаем, что оформление наследственных прав государства на выморочное имущество должно осуществляться в судебном порядке.
На сегодняшний день отсутствует правовой механизм передачи выморочного имущества в собственность Российской Федерации. До недавнего времени правоохранительные органы руководствовались принятой еще в советское время Инструкцией по учету, исчислению и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по наследству к государству, и кладов, утвержденной Министерством финансов РФ. СССР от 19 декабря 1984 г. № 185 (данный документ отменен приказом Минфина России от 30 апреля 220 года № 184 «О признании недействительными на территории Российской Федерации и утративших силу актов Минфина СССР и Министерства финансов Российской Федерации, а также письма и инструкции, издаваемые центральными органами государственного управления Министерства финансов СССР и Министерства финансов Российской Федерации») и положения о порядке порядка учета, оценки и реализации выморочного имущества, утвержденного приказом Министра СССР от 29 июня, 1984, № 683, утратил силу постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2020 г. № 80 «О признании актов Союза ССР и их отдельных положений недействительными на территории Российской Федерации».
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 432 (в редакции от 12 апреля 2020 г.) «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» в действие закона, определяющего в том числе порядок правопреемства и бухгалтерский учет выморочного имущества, переходящего в порядке наследования в соответствии с законом имущества Российской Федерации, передал полномочия собственника федерального имущества и функции по принятию и управлению выморочным имуществом Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее — ФАСУП ). Такая же правовая позиция разъясняется в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая., 2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании». Пункт 60 Решения касается ответственности по долгам наследодателя, в том числе публично-правовых лиц, получивших право собственности на выморочное имущество.
Выморочное имущество приобретает статус государственного и передается государственным предприятиям и учреждениям на праве оперативного ведения или хозяйственного ведения. Средства, полученные от реализации необеспеченного имущества, перечисляются в казну Российской Федерации. Государство отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости имущества, а также возмещает расходы, связанные со смертью наследодателя, расходы на охрану наследства и т.п. Исключениями являются случаи, когда эти полномочия осуществляются другими федеральными органами по закон. Данным пунктом предусмотрена возможность устанавливать в нормативных актах иных государственных органов компетенцию по управлению отдельным имуществом. Данный пункт реализуется в такой ситуации: например, когда суды рассматривали дела о наследовании от имени Российской Федерации, ФАСПМ в лице ее территориальных органов, а также налоговых органов одновременно. Это привело к столкновению их сил. На существующую коллизию, связанную с отсутствием федерального закона, указывалось в письме ФНС РФ от 19 февраля. , 2007, № 02-04/3@ «О выморочном имуществе». С одной стороны, налоговые органы несли ответственность за учет, оценку и реализацию выморочного имущества, унаследованного в соответствии с законодательством Российской Федерации. А, с другой стороны, Росимуществу было предоставлено право принять выморочное имущество.
По этому поводу имеются только разъяснения в Письме ФНС РФ от 7 ноября 2013 г. № ЭД-4-3/19N 9942 «О передаче в собственность Российской Федерации выморочного имущества», например, о том, что свидетельство о праве государства на наследство в виде выморочного имущества должно получить ФАСПМ. Других, более подробных объяснений нет. Иными словами, налоговые органы больше не имеют права участвовать в наследственных отношениях от имени России. Эта позиция уже была выражена в постановлении Арбитражного суда г. Москвы от 1 октября 2008 г. А40-22135/08-97-114; в решении тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 3 марта 2010 г. N . а 26-2765/2009; в решении Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 марта 2009 г. KG-A40/1361-09 (Беспалов, 2010). Необходимо внести окончательную ясность в действия ФАСПУ и ФНС РФ в отношении выморочного имущества.
В литературе встречаются следующие предложения по редакции статьи 1151 ГК РФ. Кравченко (2009) предлагает перенести правила о переходе выморочного имущества главы 63 ГК в конец главы 64 ГК «Приобретение наследства» как регулирующее наследственно-подобное правоотношение; исключить из названия статьи термин «наследство»; включить все нормы, содержащиеся в статье 1152, 1157 и 1162 ГК РФ, в отдельный нормативный правовой акт или статью 1151 ГК РФ; также внести изменения в текст статьи 1151 ГК РФ о наследовании наследодателем долгов, а также исключить из текста статьи оформление «в порядке наследования по закону». В целом эта позиция не получает поддержки. Две правовые системы в мире рассматривают приобретение выморочного имущества государством либо как осуществление территориального превосходства, либо как наследование. Согласно устоявшемуся мнению, Российская Федерация относится к странам континентального права (Германия, Италия, Испания, Венгрия и др. ), где приобретение государством выморочного имущества рассматривается как наследование, то есть производный порядок приобретения права собственности. в порядке универсального правопреемства (Лебедева, Лукашев, 2015).
Какие основные положения включить в закон о порядке наследования и регистрации выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации?
Цель исследования
Проанализировать имеющиеся предложения и разработать основные положения Закона о порядке наследования и учета выморочного имущества, переходящего в собственность Российской Федерации в порядке наследования по закону (Закон «О выморочном имуществе»).
Методы исследования
Анализ, сравнение, формальный и логический.
Находки
Мы предлагаем следующие положения этого закона.
1. Дать понятие и определить сущность передачи выморочного имущества государству.
2. Установить все случаи и сроки признания имущества выморочным. Для этого нужно упорядочить процесс поиска их предположительных всех очередей. Определять и регламентировать условия и порядок возврата такого имущества наследникам, разрешать вопросы о невозможности такого возврата в натуре с выплатой компенсации им или тем лицам, которым это имущество уже передано.
3. Определить ответственность Росимущества и его территориальных органов за выявление, охрану, управление, наследование, учет, оценку и реализацию (в том числе через регламентированный механизм оплаты долгов наследодателя) выморочного имущества, переходящего в федеральную собственность в порядок наследования по закону. Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Росимуществу (внести соответствующие дополнения в пункт 1 статьи 1162 ГК РФ). Для Российской Федерации не допускается отказ от наследования выморочного имущества (внести соответствующие дополнения в абзац второй пункта 1 статьи 1157 ГК РФ).
4. Сведения об отсутствии наследников малодоступны и общеизвестны, поэтому для приобретения Российской Федерацией через Росимущество выморочного имущества не требуется принятия наследства (внести соответствующие дополнения в п. 1 ст. 1152 ГК РФ). Далее выморочное имущество переходит в собственность Российской Федерации со дня открытия наследства при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ. Это происходит вне зависимости от того, знает ли об этом Российская Федерация и предпринимает ли действия через Росимущество, направленные на учет такого имущества и регистрацию прав.
5. Однако бездействие Росимущества, не принявшего мер по регистрации в разумный срок (предполагаемый 3 года по аналогии с давностью давности) права собственности, создает возможность утраты, в том числе путем отчуждения соответствующего имущества из владения Российской Федерации в результате неправомерных действий третьих лиц. Это противоречит публично-правовым целям института выморочного имущества и его социальной направленности.
6. В связи с отсутствием у Росимущества полных сведений о наследниках последствия истечения срока принятия наследства не распространяются на Российскую Федерацию (внести соответствующие дополнения в ст. 1154 ГК РФ Российская Федерация). Далее установить, что на территорию Российской Федерации не распространяются правила, предусматривающие принятие наследства по истечении установленного срока (внести соответствующие дополнения в пункты 1 и 3 статьи 1155 ГК РФ).
7. Важно установить в законе, что имущественные интересы Российской Федерации как наследника выморочного имущества не подлежат защите в случае нарушения прав граждан, приобретших жилье за плату (невиновных покупатели).
8. Относительно полномочий ФНС России установить, что соответствующие территориальные органы ФНС России с учетом пункта 6 положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447 (ред. от 16.03.2018 ) «О совершенствовании учета федерального имущества» направить документы, содержащие сведения об имуществе, унаследованном Российской Федерацией в силу закона, в Росимущество или его территориальные органы для включения в систему учета.
Порядок взаимодействия территориальных органов при принятии в федеральную собственность выморочного имущества, в том числе при поступлении объекта учета в государственную казну Российской Федерации, устанавливается федеральным органом по управлению государственным имуществом.
Заключение
Необходимо принять Федеральный закон о порядке наследования и оформления выморочного имущества, переходящего в собственность Российской Федерации в порядке наследования по закону, с учетом внесенных предложений. Принятие этого закона внесет ясность в полномочия Росимущества и существенно облегчит работу правоохранительных органов.
Ссылки
Аманква-Амоа, Дж. (2014). Старые привычки умирают с трудом: рассказ о двух неудавшихся компаниях и нежелательном наследстве. Дж. Бусин. Рез., 67 (9), 1894–1903.
Беспалов Ю. Ф. (2010). Некоторые аспекты рассмотрения дел о наследовании выморочного имущества. Бык. Московского ун-та. МВД России. Фед., 7, 78–82.
Демичев А. А. (2014). Проблемы наследования выморочного имущества в Российской Федерации.
Юридическая наука и практика. Бык. Нижегородской акад. МВД России. Фед., 1(25), 88–9.2.
Дюпюи, А. (2012). Дом как наследство. В Международной энциклопедии жилья и дома (стр. 399–403). Эльзевир ООО
Джатиева, Е. И., и Юзефович, З. Ю. (2016). Проблемы наследования выморочного имущества. Бык. Московской финансово-юридической академии, 4, 191–197.
Кравченко К.В. (2009). Вопрос о правовой природе передачи выморочного имущества. Сибер. юридический бюллетень, 2(45), 52–59.
Лебедева М.Л., Лукашев И.А. (2015). Институт наследования в Германии и России: сравнительный анализ. Бык. Марийского гос. ун-та. сер. История. науч. Юридические науки, 1, 82–89.
Оглезнева Т.
Н. и Садриева Р. Р. (2019). Юридическое лицо публичного права в гражданском законодательстве как явление глобализации. Европейские труды социальных и поведенческих наук, 58, 1452–1457.
Шведкова О. В. (2012). Участие публичных лиц в наследственном правопреемстве. Пробелы в рус. Закон., 6, 86–9.1.
Информация об авторских правах
Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.
Об этой статье
Духовность заброшенной арктической инфраструктуры – Арктическая антропология
On By fstammleIn Все, Объявления, Добывающая промышленность, Полевые работы, Русский Север, Духовность
Так называемые «города-призраки» в определенном смысле притягивают людей болезненной красотой их руин и атмосферой тишины, столь отличной от той тишины, которую испытываешь, находясь где-нибудь в тундре в Арктике в снегу -пустыня. Но когда я недавно гулял с другом по заброшенному зданию и ощутил очарование этой атмосферы, я столкнулся и с обратным: для кого-то заброшенная инфраструктура кажется угрожающей и пугающей своей ассоциацией со смертью, упадком и упадком, а такие люди держались бы как можно дальше от подобных мест. Это напомнило мне об отношениях между людьми и кладбищами в Арктике: у некоторых нельзя возвращаться к могилам родственника после похорон, а если и так, то только группами и по особым случаям. Потому что мир духов умерших отличается от нашего мира, и он может быть опасен для нас, если мы взаимодействуем с ним неподобающим образом. В мой первый поход в тундру, когда я собирался фотографировать ненецкое кладбище в тундре, пастух, который был со мной, посоветовал мне: лучше не фотографируй. «Не то чтобы я был против, но мы не знаем, будет ли это плохо для вас самих — кто знает, будут ли такие духи, как вы, делать этот снимок».
Итак, мне интересно, каковы духовные последствия этого туризма в городах-призраках в Арктике? Во многих местах люди даже не увозят с собой подвижную инфраструктуру этих мест, хотя она, безусловно, имела бы какую-то ценность для продажи. Например. в коми-городе-призраке Цементозаводске недалеко от Воркуты осталось огромное количество грузовиков, а также дома, в которых никто не жил в последнее десятилетие.
Это место попало в британскую газету Daily Mail с подробной фотогалереей заброшенной инфраструктуры, оттуда есть впечатляющие аэрофотоснимки Reuters. Кто-то сказал мне, что просто привезти все это из таких отдаленных мест дороже, чем стоимость, которую ты за это получишь, когда продашь. Трудно представить. Но я нахожу некую параллель с тем, что слышал в 2013 году в поселке Быков Мыс на берегу Лаптевых: там, когда кладбище уходило в море береговой эрозией, местные жители не решались пойти и восстановить часть могил. . Один из них сказал мне: «Если некоторые финны и литовцы, предки которых здесь похоронены, захотят, они могут приехать и эксгумировать останки — мы не собираемся этого делать. Море может забрать кладбища, потому что все души оттуда давно ушли».