Прокурор разъясняет — Прокуратура Краснодарского края
- 2 марта 2022, 15:21
Особенности приобретения выморочного имущества
Текст
Поделиться
Наследование выморочного имущества в Российской Федерации — один из универсальных механизмов пополнения бюджетов различных уровней.
В силу ст. 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации неналоговые доходы федерального бюджета формируются, в том числе за счет доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации, по нормативу 100 процентов.
В соответствии со ст. 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) наследство открывается со смертью гражданина. В случае, если отсутствуют наследники по закону и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.
Однако в настоящее время специальный закон, определяющий порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации
или в собственность муниципальных образований, отсутствует. В связи с этим наследование выморочного имущества осуществляется согласно общим правилам о наследовании, установленным гражданским законодательством,

Для приобретения выморочного имущества не требуется принятие наследства, кроме того, не допускается отказ Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования от принятия выморочного имущества (п. 1 ст. 1152, п. 1 ст. 1157 ГК РФ).
В соответствии с п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», на основании п. 3 ст. 1151 ГК РФ, а также ст. 4 Федерального закона
от 26.11.2001 № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ч. 1 ст. 39 КАС РФ органы прокуратуры наделены полномочиями по обращению в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, в том числе о признании выморочным имуществом денежных средств, недвижимого имущества умерших граждан, возложении обязанности совершить действия по принятию имущества в собственность Российской Федерации.
Наследование выморочного имущества в Российской Федерации — один из универсальных механизмов пополнения бюджетов различных уровней.
В силу ст. 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации неналоговые доходы федерального бюджета формируются, в том числе за счет доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации, по нормативу 100 процентов.
В соответствии со ст. 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) наследство открывается со смертью гражданина. В случае, если отсутствуют наследники по закону и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным. Выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором это жилое помещение расположено, а если оно расположено в субъекте Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе, — оно переходит в собственность такого субъекта Федерации. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации (ст.
Однако в настоящее время специальный закон, определяющий порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации
или в собственность муниципальных образований, отсутствует. В связи с этим наследование выморочного имущества осуществляется согласно общим правилам о наследовании, установленным гражданским законодательством,
с учетом некоторых особенностей.
Для приобретения выморочного имущества не требуется принятие наследства, кроме того, не допускается отказ Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования от принятия выморочного имущества (п. 1 ст. 1152, п. 1 ст. 1157 ГК РФ).
В соответствии с п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», на основании п. 3 ст. 1151 ГК РФ, а также ст.
от 26.11.2001 № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ч. 1 ст. 39 КАС РФ органы прокуратуры наделены полномочиями по обращению в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, в том числе о признании выморочным имуществом денежных средств, недвижимого имущества умерших граждан, возложении обязанности совершить действия по принятию имущества в собственность Российской Федерации.
Выморочное имущество. Оформление в муниципальную собственность.
Министерства Республики Татарстан
Министерство юстиции Республики Татарстан
Местное самоуправление
Ответы на вопросы, поступившие от сотрудников органов местного самоуправления
Иные вопросы, поступившие от сотрудников органов местного самоуправления
Выморочное имущество. Оформление в муниципальную собственность.
Пунктом 1 статьи 1151 ГК РФ установлено, что если нет наследников как по закону (в частности, все наследники отказались от имеющегося наследства, они отстранены от наследства или не имеют права наследовать и т.д.), а также нет наследников по завещанию, то имущество умершего (наследодателя) считается выморочным. Пункт 2 той же статьи гласит: «Выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации». Пунктом 3 определено, что порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.

Последнее обновление: 26 декабря 2020 г., 16:53
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4. 0 International
Обнаружили ошибку? Выделите слово или предложение и нажмите CTRL+ENTER
Выморочное имущество, переходящее в соответствии с законодательством в собственность Российской Федерации
Реферат
В статье представлен анализ проблем правового регулирования выморочного имущества; необходимость принятия специального закона о наследовании и учете невостребованного имущества, переходящего в порядке наследования по закону собственности Российской Федерации; разработаны основные положения акта, в частности предложено установить все случаи и сроки установления невостребованного имущества; четко определить федеральный орган по управлению государственным имуществом и его территориальные органы, ответственные за выявление, охрану, управление, наследование, учет, оценку и реализацию (в том числе на основе регламентированного механизма оплаты долгов наследодателя). ) невостребованное имущество, переходящее в порядке правопреемства в соответствии с законодательством в федеральную собственность, а также своевременное взыскание в разумный (3-летний) день получения свидетельства о праве на наследство в отношении выморочного имущества. Важно установить в законе, что имущественные интересы Российской Федерации как наследника выморочного имущества не подлежат защите в случае нарушения прав граждан, приобретших жилье за плату (недобросовестных приобретателей). Наконец, федеральному органу по управлению государственным имуществом предлагается установить порядок взаимодействия территориальных органов при принятии в федеральную собственность выморочного имущества, в том числе при поступлении объекта учета в государственную казну Российской Федерации.
Ключевые слова: Наследственное право, правопреемство, выморочное имущество, универсальное правопреемство
Введение
Общественные цели, преследуемые институтом выморочного имущества, направлены на построение и функционирование правового государства (Оглезнева, Садриева, 2019), что достигается путем решения задач предупреждения бесхозяйности наследственного имущества и сбережения наследственного имущества, как а также быстрый переход и использование имущества, переданного государству в порядке наследственного правопреемства, в общественных интересах. Наследование выморочного имущества — сложный процесс; его возникновение часто сопровождается появлением проблем, требующих тщательного юридического разрешения. Социальная направленность передачи выморочного имущества должна быть сохранена на законодательном уровне. Неоднозначность норм, их несогласованность в рамках ГК РФ, разбросанность их по разным отраслям и разным уровням нормативных правовых актов создают трудности в правоприменительной практике. Это приводит к тому, что хотя ситуаций, когда имущество может стать выморочным, достаточно много, на практике государство крайне редко регистрирует переход его в свою собственность.
Тем более насущной является необходимость принятия специального закона, который должен содержать и регулировать все вопросы, связанные с наследованием выморочного имущества.
Постановка проблемы
В части III Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ (далее — Гражданский кодекс Российской Федерации), регулирующей наследственное право, предусмотрено принятие закона о порядке наследования, регистрация прав наследования, учета и распоряжения выморочным имуществом, переходящим в наследство по закону имущества Российской Федерации. Однако этот закон до сих пор не принят. В Решении СК по гражданскому иску Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2018 № 5-КГ17-251 указано, что в нормативном порядке возникают спорные ситуации, связанные с выморочным имуществом и требующие судебного регулирование. Суды вынуждены восполнять такие пробелы своим толкованием норм наследственного права. В научной литературе неоднократно указывалось на необходимость принятия такого закона, исходя из изучения имеющихся спорных и нерешенных вопросов и проблем.
Исследовательские вопросы
Выморочным является имущество при отсутствии наследников на него по каким-либо основаниям, перечисленным в пункте 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации. В собственности может быть довольно большое количество случаев; отдельные виды выморочного имущества, как жилое помещение, земельный участок и находящиеся на нем здания, строения, иные объекты имущества, а также доли в долевой собственности на указанные объекты недвижимого имущества переходят в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. образования. Другое выморочное имущество, например, земельные участки, кроме земель сельскохозяйственного назначения; доли (паи, доли) в уставном капитале коммерческих организаций, переходящие по закону в собственность Российской Федерации. В то же время правовая природа передачи выморочного имущества остается до конца не выясненной и дискуссионной; на основании выявленных противоречий формального и содержательного характера выдвигаются доводы в пользу ненаследственности такого перехода. Наследование жилых помещений вызывает много вопросов в мировой практике (Дюпюи, 2012).
По мнению Кравченко (2009), эта точка зрения при правильном и всестороннем анализе правовой природы выморочного имущества в российском законодательстве не может быть принята однозначно, то есть не с полной уверенностью говорить о наследовании выморочного имущества, а о том, что «переход выморочного имущества не является наследованием.. необходимо говорить о частном случае приобретения бесхозяйного имущества публично-правовыми лицами» (с. 54), а в качестве основания для разграничения передача вымогательского имущества из наследства. В законе, в частности, по мнению Кравченко (2009 г.), следует установить, что приобретение выморочного имущества не требует принятия наследства, а, с другой стороны, государство должно иметь возможность отказаться от выморочного наследства, особенно если это имущество не имеет ценности или сопряжено с долгами. Это связано с достаточной редкостью сегодня наследования выморочного имущества государством. Но в данном случае необходимо понимать, что нивелируется социальная составляющая передачи выморочного имущества государству. Так, есть судебная практика, когда кредиторы наследника не смогли получить по его долгам, потому что государство не спешило оформить переход имущества и произвести его оценку для погашения долга. Данное дело нарушает права и законные интересы кредиторов (Шведкова, 2012). В случае отказа также будет сложно определить судьбу такого имущества. В случае наследования государство также обязано содержать, охранять и распоряжаться наследством с целью передачи его в государственную казну.
Наследственное положение государства, действительно, может создавать трудности в реализации прав кредиторов на погашение долгов наследодателя, так как согласие на принятие выморочного имущества не требуется, а заставить государство получить свидетельство о праве на наследство. По мнению Демичева (2014), «в этом случае должны быть урегулированы обязанность государственного органа по получению свидетельства о праве на наследство и ответственность государственного органа за его неполучение или несвоевременное получение» (с. 9).0).
Сложность применения правила о наследовании выморочного государственного имущества также объясняется тем, что наследники третьей и последующих очередей не всегда знают или могут знать о смерти наследодателя и начале исчисления сроки принятия наследства. Выморочное имущество становится при отсутствии наследников всех семи очередей. Но нотариус не всегда может однозначно установить этот факт, что создает препятствия в оформлении государством наследственных прав на это имущество и выдаче свидетельства о праве на наследство. Методические рекомендации по регистрации наследственных прав, утвержденные решением Коллегии Федеральной нотариальной палаты от 25 марта 2019 г.(Протокол № 03/19), отсутствуют разъяснения по вопросам, связанным с наследованием выморочного имущества, за исключением ссылки на статью 1151 и пункт 1 статьи 1152 ГК РФ, на приобретение выморочного имущества. акт о собственности, наследство не требуется и отказ от наследства, наследование выморочного имущества не допускается. Поэтому во избежание юридических коллизий в законодательстве о нотариате предлагается обязать нотариуса извещать об открытии наследства не только тех наследников, место жительства и работы которых ему известно, но и публично информировать их в средствах массовой информации ( Джатиева и Юзефович, 2016). Считаем, что в дальнейшем для поиска наследников необходимо использовать информацию общероссийской системы ЗАГС, которая в настоящее время находится в процессе формирования. Также большие возможности открываются при создании единой генетической карты населения России.
Однако при использовании этих баз данных возникнет проблема сохранения конфиденциальности наследодателя и наследников. Этот вопрос потребует особого внимания и предельно тщательного регулирования при безусловном приоритете интересов личности, прав и свобод человека.
Основания, приводящие к признанию имущества выморочным, не всегда становятся бесспорными в момент открытия наследства. Необходимо время для поиска всего круга возможных наследников, установления факта их отсутствия, либо фактов непринятия наследниками наследства, отказа от него, либо утверждения наследников недостойными. Эти вопросы актуальны и для зарубежных правовых систем (Amankwah-Amoah, 2014). Но до настоящего времени в России «законодателем не предусмотрен срок, по истечении которого (или в течение которого) наследство признается выморочным» (Шведкова, 2012, с. 86). Как правило, через довольно длительное время после открытия наследства, а это наследственное имущество имеет обратную силу, то есть моментом правопреемства является дата открытия наследства. Подводя итог, считаем, что оформление наследственных прав государства на выморочное имущество должно осуществляться в судебном порядке.
На сегодняшний день отсутствует правовой механизм передачи выморочного имущества в собственность Российской Федерации. До недавнего времени правоохранительные органы руководствовались принятой еще в советское время Инструкцией по учету, исчислению и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по наследству к государству, и кладов, утвержденной Министерством финансов РФ. СССР от 19 декабря 1984 г. № 185 (данный документ отменен приказом Минфина России от 30 апреля 220 года № 184 «О признании недействительными на территории Российской Федерации и утративших силу актов Минфина СССР и Министерства финансов Российской Федерации, а также письма и инструкции, издаваемые центральными органами государственного управления Министерства финансов СССР и Министерства финансов Российской Федерации») и положения о порядке порядка учета, оценки и реализации выморочного имущества, утвержденного приказом Министра СССР от 29 июня, 1984, № 683, утратил силу постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2020 г. № 80 «О признании актов Союза ССР и их отдельных положений недействительными на территории Российской Федерации».
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 432 (в редакции от 12 апреля 2020 г.) «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» в действие закона, определяющего в том числе порядок правопреемства и бухгалтерский учет выморочного имущества, переходящего в порядке наследования в соответствии с законом имущества Российской Федерации, передал полномочия собственника федерального имущества и функции по принятию и управлению выморочным имуществом Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее — ФАСУП ). Такая же правовая позиция разъясняется в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая., 2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании». Пункт 60 Решения касается ответственности по долгам наследодателя, в том числе публично-правовых лиц, получивших право собственности на выморочное имущество.
Выморочное имущество приобретает статус государственного и передается государственным предприятиям и учреждениям на праве оперативного ведения или хозяйственного ведения. Средства, полученные от реализации необеспеченного имущества, перечисляются в казну Российской Федерации. Государство отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости имущества, а также возмещает расходы, связанные со смертью наследодателя, расходы на охрану наследства и т.п. Исключениями являются случаи, когда эти полномочия осуществляются другими федеральными органами по закон. Данным пунктом предусмотрена возможность устанавливать в нормативных актах иных государственных органов компетенцию по управлению отдельным имуществом. Данный пункт реализуется в такой ситуации: например, когда суды рассматривали дела о наследовании от имени Российской Федерации, ФАСПМ в лице ее территориальных органов, а также налоговых органов одновременно. Это привело к столкновению их сил. На существующую коллизию, связанную с отсутствием федерального закона, указывалось в письме ФНС РФ от 19 февраля. , 2007, № 02-04/3@ «О выморочном имуществе». С одной стороны, налоговые органы несли ответственность за учет, оценку и реализацию выморочного имущества, унаследованного в соответствии с законодательством Российской Федерации. А, с другой стороны, Росимуществу было предоставлено право принять выморочное имущество.
По этому поводу имеются только разъяснения в Письме ФНС РФ от 7 ноября 2013 г. № ЭД-4-3/19N 9942 «О передаче в собственность Российской Федерации выморочного имущества», например, о том, что свидетельство о праве государства на наследство в виде выморочного имущества должно получить ФАСПМ. Других, более подробных объяснений нет. Иными словами, налоговые органы больше не имеют права участвовать в наследственных отношениях от имени России. Эта позиция уже была выражена в постановлении Арбитражного суда г. Москвы от 1 октября 2008 г. А40-22135/08-97-114; в решении тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 3 марта 2010 г. N . а 26-2765/2009; в решении Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 марта 2009 г. KG-A40/1361-09 (Беспалов, 2010). Необходимо внести окончательную ясность в действия ФАСПУ и ФНС РФ в отношении выморочного имущества.
В литературе встречаются следующие предложения по редакции статьи 1151 ГК РФ. Кравченко (2009) предлагает перенести правила о переходе выморочного имущества главы 63 ГК в конец главы 64 ГК «Приобретение наследства» как регулирующее наследственно-подобное правоотношение; исключить из названия статьи термин «наследство»; включить все нормы, содержащиеся в статье 1152, 1157 и 1162 ГК РФ, в отдельный нормативный правовой акт или статью 1151 ГК РФ; также внести изменения в текст статьи 1151 ГК РФ о наследовании наследодателем долгов, а также исключить из текста статьи оформление «в порядке наследования по закону». В целом эта позиция не получает поддержки. Две правовые системы в мире рассматривают приобретение выморочного имущества государством либо как осуществление территориального превосходства, либо как наследование. Согласно устоявшемуся мнению, Российская Федерация относится к странам континентального права (Германия, Италия, Испания, Венгрия и др. ), где приобретение государством выморочного имущества рассматривается как наследование, то есть производный порядок приобретения права собственности. в порядке универсального правопреемства (Лебедева, Лукашев, 2015).
Какие основные положения включить в закон о порядке наследования и оформления выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации?
Цель исследования
Проанализировать имеющиеся предложения и разработать основные положения Закона о порядке наследования и учета выморочного имущества, переходящего в собственность Российской Федерации в порядке наследования по закону (Закон «О выморочном имуществе»).
Методы исследования
Анализ, сравнение, формальный и логический.
Находки
Мы предлагаем следующие положения этого закона.
1. Дать понятие и определить сущность передачи выморочного имущества государству.
2. Установить все случаи и сроки признания имущества выморочным. Для этого нужно упорядочить процесс поиска их предположительных всех очередей. Определять и регламентировать условия и порядок возврата такого имущества наследникам, разрешать вопросы о невозможности такого возврата в натуре с выплатой компенсации им или тем лицам, которым это имущество уже передано.
3. Определить ответственность Росимущества и его территориальных органов за выявление, охрану, управление, наследование, учет, оценку и реализацию (в том числе через регламентированный механизм оплаты долгов наследодателя) выморочного имущества, переходящего в федеральную собственность в порядок наследования по закону. Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Росимуществу (внести соответствующие дополнения в пункт 1 статьи 1162 ГК РФ). Для Российской Федерации не допускается отказ от наследования выморочного имущества (внести соответствующие дополнения в абзац второй пункта 1 статьи 1157 ГК РФ).
4. Сведения об отсутствии наследников малодоступны и общеизвестны, поэтому для приобретения Российской Федерацией через Росимущество выморочного имущества не требуется принятия наследства (внести соответствующие дополнения в п. 1 ст. 1152 ГК РФ). Далее выморочное имущество переходит в собственность Российской Федерации со дня открытия наследства при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ. Это происходит вне зависимости от того, знает ли об этом Российская Федерация и предпринимает ли действия через Росимущество, направленные на учет такого имущества и регистрацию прав.
5. Однако бездействие Росимущества, не принявшего мер по регистрации в разумный срок (предполагаемый 3 года по аналогии с давностью давности) права собственности, создает возможность утраты, в том числе путем отчуждения соответствующего имущества из владения Российской Федерации в результате неправомерных действий третьих лиц. Это противоречит публично-правовым целям института выморочного имущества и его социальной направленности.
6. В связи с отсутствием у Росимущества полных сведений о наследниках последствия истечения срока принятия наследства не распространяются на Российскую Федерацию (внести соответствующие дополнения в ст. 1154 ГК РФ Российская Федерация). Далее установить, что на территорию Российской Федерации не распространяются правила, предусматривающие принятие наследства по истечении установленного срока (внести соответствующие дополнения в пункты 1 и 3 статьи 1155 ГК РФ).
7. Важно установить в законе, что имущественные интересы Российской Федерации как наследника выморочного имущества не подлежат защите в случае нарушения прав граждан, приобретших жилье за плату (невиновных покупатели).
8. Относительно полномочий ФНС России установить, что соответствующие территориальные органы ФНС России с учетом пункта 6 положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447 (ред. от 16.03.2018 ) «О совершенствовании учета федерального имущества» направить документы, содержащие сведения об имуществе, унаследованном Российской Федерацией в силу закона, в Росимущество или его территориальные органы для включения в систему учета.
Порядок взаимодействия территориальных органов при принятии в федеральную собственность выморочного имущества, в том числе при поступлении объекта учета в государственную казну Российской Федерации, устанавливается федеральным органом по управлению государственным имуществом.
Заключение
Необходимо принять Федеральный закон о порядке наследования и оформления выморочного имущества, переходящего в собственность Российской Федерации в порядке наследования по закону, с учетом внесенных предложений. Принятие этого закона внесет ясность в полномочия Росимущества и существенно облегчит работу правоохранительных органов.
Ссылки
Аманква-Амоа, Дж. (2014). Старые привычки умирают с трудом: рассказ о двух неудавшихся компаниях и нежелательном наследстве. Дж. Бусин. Рез., 67 (9), 1894–1903.
Беспалов Ю. Ф. (2010). Некоторые аспекты рассмотрения дел о наследовании выморочного имущества. Бык. Московского ун-та. МВД России. Фед., 7, 78–82.
Демичев А. А. (2014). Проблемы наследования выморочного имущества в Российской Федерации.
Юридическая наука и практика. Бык. Нижегородской акад. МВД России. Фед., 1(25), 88–9.2.
Дюпюи, А. (2012). Дом как наследство. В Международной энциклопедии жилья и дома (стр. 399–403). Эльзевир ООО
Джатиева, Е. И., и Юзефович, З. Ю. (2016). Проблемы наследования выморочного имущества. Бык. Московской финансово-юридической академии, 4, 191–197.
Кравченко К.В. (2009). Вопрос о правовой природе передачи выморочного имущества. Сибер. юридический бюллетень, 2(45), 52–59.
Лебедева М.Л., Лукашев И.А. (2015). Институт наследования в Германии и России: сравнительный анализ. Бык. Марийского гос. ун-та. сер. История. науч. Юридические науки, 1, 82–89.
Оглезнева Т.
Н. и Садриева Р. Р. (2019). Юридическое лицо публичного права в гражданском законодательстве как явление глобализации. Европейские труды социальных и поведенческих наук, 58, 1452–1457.
Шведкова О. В. (2012). Участие публичных лиц в наследственном правопреемстве. Пробелы в рус. Закон., 6, 86–9.1.
Информация об авторских правах
Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.
Об этой статье
Авторская доля. Droit de suite на русском языке
Правительство в апреле утвердило порядок и размер вознаграждения авторов и их наследников при публичной перепродаже произведений изобразительного искусства, авторстве рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений.
Правительство в апреле утвердило порядок и размер вознаграждения авторов и их наследников при публичной перепродаже произведений изобразительного искусства, авторстве рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений.
Из сообщений новостей об этом, на первый взгляд рядовом событии, отдельные авторы и их наследники впервые узнали, что они должны какую-то сумму даже при перепродаже тех произведений, рукописей, которые давно или недавно приобрели другие владельцы. А некоторые даже считали, что право на вознаграждение (по закону) только потому, что возникла забота о благополучии творческой интеллигенции России (и тех, кто себя к ней причисляет) и недоумевали: почему же такое замечательное правило не было введено раньше.
В первую очередь электрифицировать рынок произведений искусства, произведений и рукописей авторов, их наследников Постановлением Правительства Российской Федерации № 285 от 19 апреля 2008 г. в соответствии со ст. 1293 Гражданского кодекса. То есть это решенные ранее отношения, и прямо указано, что процент от цены перепродажи, условия и порядок оплаты определяет правительство страны. Во-вторых, эта норма Гражданского кодекса, о которой поясняется ниже, действует уже несколько месяцев. Третье – правильное назначение, хотя и в менее широком объеме, существовавшем в российском законодательстве в прошлом.
Справочник
Право на следование, или, как его еще называют, право справедливости 1 , впервые было закреплено в отечественном законодательстве в начале 90-х годов прошлого века.
Закон об авторском праве 2 установил следующие права в отношении произведений изобразительного искусства: в каждом случае их перепродажи населению через аукцион, художественную галерею, художественный магазин, магазин у автора есть право на получение от вознаграждение продавца в размере 5 % от цены перепродажи, если она превышает предыдущую цену не менее чем на 20 %. (Такой порядок с теми или иными вариациями используется в некоторых других странах.)
С 1 января 2008 года Закон об авторском праве утратил силу. Вступила в силу часть четвертая Гражданского кодекса РФ. Теперь право регламентированной статьи. 1293 Кодекса. Статья называется «Право». Установлено, что при каждой публичной перепродаже оригинальных произведений изобразительного искусства автор (его правопреемник) имеет право на получение вознаграждения от продавца.
Возможность получения автором и его наследниками дополнительной выручки от оборота продукции на рынке перестала зависеть от повышения рыночной цены на произведение. А в новой части ГК перечень объектов, на которые распространяется право назначения, был расширен: помимо произведений изобразительного искусства, теперь им присваиваются авторские права на рукописи (автографы) литературных и музыкальных произведений. А вот объекты нефтепереработки в публичную перепродажу по закону соблюдали, были даны только в апрельском постановлении России.
В документ упомянутые объекты входят:
- оригинальные картины, скульптуры, графика, дизайн, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
- оригинальное авторство рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений, собственноручно написанных или напечатанных с помощью технических средств и подписанных автором;
- экземпляра (повторения) произведения изобразительного искусства, выполненные самим автором или под его руководством, подписанные или иным образом отмеченные автором.
В отличие от тех, кто не знал о существующих нормах закона, правообладатели, знакомые с предыдущим порядком, рады изменениям: поводов для получения дополнительных доходов было больше. Однако, изучив ситуацию, многие пришли к неутешительному выводу, что свои деньги, скорее всего, упадут, и предположили, что если их товар и будет продолжаться, то либо на черном рынке, либо без формального участия организаций искусства рынок. Опасения вполне оправданы: действительно, не все вендоры готовы выполнять обязательства, установленные ГК и Правительством России по выплате дополнительных средств авторам закона. В свою очередь участники арт-рынка, которые зачастую выступают либо стороной сделки купли-продажи, либо посредником, вряд ли будут во всех случаях выполнять сложные и ранее не характерные для себя обязанности по поиску авторов, их наследники и специализированные организации контролируют права.
Статья 14(ter) Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. устанавливает «право на участие» в произведениях искусства и рукописях. Такое закрепление закона в национальном законодательстве не является обязательным для стран, присоединившихся к Конвенции и . Поэтому в некоторых государствах права либо не установлены, либо действуют с большими ограничениями, как указано в ст. 14 (тер). Вопросы о сборе и сумме Конвенции полностью отнесены к компетенции национального законодательства Союза б .
Конвенция также предусматривает, что защита прав справедливости может быть затребована любой страной Союза, но только «если по законам страны автор предоставляет такую защиту, и в пределах, разрешенных законодательством страны в котором оно искало защиты». Таким образом, Конвенция установила принцип взаимности. Право долей распространяется на иностранных авторов, если такое право установлено законодательством страны.
27 сентября 2001 г. принята Директива Европейского Союза 2001/84/ЕС «О правах авторов на вознаграждение при перепродаже оригинальных произведений искусства (право на следование)».
a В нем приняли участие 163 страны. Россия — с 13 марта 1995 года.
В в ст. 1 Конвенции говорится, что страны, на которые распространяется действие Конвенции, образовали Союз по защите прав авторов на их литературные и художественные произведения.
Авторы и их наследники, как правило, весьма субъективно подходят к проблемам оплаты. Существовавшие до 1 января 2008 г. условия расчетов по правильному курсу казались им несправедливыми.
Но есть и другая точка зрения: некий порог (в процентах или процентах), превышение которого при перепродаже произведений дает право автору на получение дохода, — это очень разумный шаг законодателя. Во-первых, авторы и наследники могут получить дополнительный доход, если со временем на рынке будет оцениваться выше, например, художественная, культурная и историческая ценность произведения, возрастет спрос на произведение автора, общество, судьи признают его произведение своеобразным. феномена культуры. Во-вторых, мера защищает продавцов, покупателей, маклеров от инфляции.
В-третьих, устранены препятствия к приобретению инвесторами-коллекционерами произведений современного изобразительного искусства и к свободному и легальному обращению этого предмета на рынок. При этом финансовые риски и возможные убытки владельцев падают. В-четвертых, как ни странно, эта акция отвечает интересам авторов и их наследников.
Обязанность продавца уплатить автору (его наследникам) при любой перепродаже произведения определенную сумму, независимо от суммы сделки, увеличивающую цену объекта. Продавцы пытаются включить в стоимость покупки вознаграждение, выплачиваемое по закону. Но согласен ли покупатель переплачивать? Приносят ли пользу авторы и их наследники? Едва.
Кроме того, те, кто не хочет переплачивать, искать наследников автора или их представителей и понимать, кого и сколько перечислять, при желании могут легко уйти от такой ответственности.
Справочник
Право применяется только при публичной перепродаже произведения. Ответ на вопрос, что такое публичная перепродажа, содержащийся в ст. 1293 Гражданского кодекса. Таковой считается перепродажа, в которой продавцом, покупателем или посредником участвует художественная галерея, художественная лавка, лавка или другие подобные организации. (Расплывчатое словосочетание «такая организация» в дальнейшем может привести к спорам и разногласиям. Но, например, осуществление работ на публичных или частных торгах следует признавать и ее публичной перепродажей.) Если формально сделка купли-продажи заключена без При участии таких организаций вознаграждение автору выплачиваться не будет. Например, документы покупателю-продавцу-посреднику сделает не галерея, а какое-то доверенное лицо. Кроме того, право не применяется, если изменение права собственности в результате других сделок.
В обществе, а также у специалистов право предстать в том виде, в котором оно сейчас существует, неоднозначно. Сторонники вновь установленного порядка государственного участия в распределении доходов от перепродажи и необходимости раздела части этих доходов с лицом, создавшим произведение искусства. Необходимость поддерживать авторов, получающих основной доход от продажи своих произведений, и наследников, которыми обычно являются родственники и друзья авторов. При этом привести примеры неверной оценки первой продажи и ссылки на случаи, когда авторы или наследники, оказавшись в затруднительном положении, под влиянием обмана, заблуждения, сомнения расстаются с произведениями за бесценок или их дарят, обменивают и т. д. В дальнейшем при перепродаже цена этих произведений часто бывает очень высока, а оплата в порядке авторских прав и может компенсировать их утраченную близким или потерянную когда-то сумму.
Правда, сторонники выплат в каждом конкретном случае вновь признают, что вряд ли молодые и малоизвестные таланты смогут получить существенную поддержку. На более-менее значительный доход стоит рассчитывать лишь маститым авторам и их наследникам. Не исключено, что в России количество сделок с работами, у которых есть хорошие спонсоры и наследники, переехавшие в нужное место, на время уменьшится. Например, российские юридические лица могут отказаться от участия в продаже работы, если не известно местонахождение автора и его наследников, если стоимость работы и, соответственно, процент галереи, магазина не велик. . Но, конечно, все это только теория. Слишком сложно представить отказ от выгодных сделок из-за сложности соблюдения закона. Также не исключено, что некоторые продукты, пользующиеся спросом, будут все чаще обращаться на рынки стран, в которых не действует закон, или вознаграждения, выплачиваемые авторам ниже. В этом случае авторам и их наследникам будет сложно проследить судьбу произведений.
Есть и другая проблема: даже если автор, его наследники или организация, которая их представляет, и поймают подозреваемых, вряд ли получат достаточные доказательства для судебного разбирательства о неправомерных действиях обязанного лица. Кстати, в судах по искам, предъявляемым в интересах авторов, их наследников, проблема, скорее всего, связана с тем, что судебная практика о применении норм права ГК РФ еще не сложилась. Да и ученые-правоведы уже много лет спорят о природе этого права и, следовательно, о том, какие нормы следует применять в его защите, переходя на другие. Одни специалисты считают это правом собственности, другие же утверждают, что право — неимущественное право… Законодатель новой IV ГК РФ решил эту проблему так: право назначения, и в то же время авторское право. право доступа к его произведениям было отнесено к разновидности «других прав». В науке изъятие при отсутствии детальной регламентации «других прав» порождает новые споры, а правоприменение, скорее всего, является проблемой.
Объективные и субъективные трудности в применении закона и исполнении обязанностей по выплатам по новому порядку могут затормозить в нашей стране процесс вывода произведений искусства, созданных сравнительно недавно, из тени, инвестирования в них. Не исключено, что рынок станет еще менее прозрачным, так как со многими такими предметами будет меньше совершенных сделок с официальным участием галерей, художественных салонов, магазинов и т. д.
Те же участники арт-рынка, которые выступают в таких сделках как брокерам, продавцам, покупателям волей-неволей придется приспосабливаться к изменяющимся реалиям и на всякий случай готовиться к увеличению количества обоснованных и бездоказательных претензий прав и их представителей.
Например, некоторые творческие личности и их наследники, имея отрывочную информацию о вышеупомянутом постановлении, неправильно его истолковали и теперь вспоминают прошлые случаи перепродажи своих творений, намереваясь добиваться компенсации по новым правилам. Другие, кроме того, ошибочно рассчитывают получить гарантированный процент от сделки при любой перепродаже предмета, даже если галерея, художественный магазин и подобная организация не участвовали в сделке, т. е. обязательного признака сделки нет. публичность. Другие готовы требовать процент «в порядке» уже при первой продаже предмета.
Справочник
Право распространяется только на перепродажу оригинальных произведений, не принадлежащих автору, его наследникам. При этом не имеет значения, передал ли автор оригинал, продал ли он измененный… Если автор, его наследник или представитель, действующий от имени и в интересах наследника автора, продал через галерею картину , то правое следование не применяется. Но в дальнейшем при публичной перепродаже к каждому новому владельцу произведения должно применяться право на долевое участие.
Переход в собственность произведений авторов к другим лицам не влечет автоматической утраты авторских прав. Но в то же время и права правообладателя, и права автора ограничены законом. Например, владелец продукта может совершить транзакцию, выставить его на всеобщее обозрение, а автор должен предоставить по запросу доступ к продукту (например, если он хочет сделать копию своей работы), и при продаже произведений от бывшего владельца сохраняется вознаграждение в пользу автора.
Решение от 19 апреля 2008 года, как указано в нем, вступает в силу со дня его официального опубликования, но применяется к соответствующим правоотношениям, возникшим с 1 января 2008 года. для участников арт-рынка, выступающих посредниками в сделках купли-продажи.
Заблуждения авторов и их правопреемников о содержании и объеме своих прав могут привести к предъявлению необоснованных требований о выплате вознаграждения к заказчикам и организациям, участникам художественного рынка, к посредничеству в сделках перепродажи.
Справочник
Плательщиками являются продавцы оригиналов произведений, а получателями — авторы или их наследники (правообладатели).
Лицами, взимающими заработную плату, в соответствии с Приказом от 19 апреля 2008 года являются:
- организации, осуществляющие коллективное управление по закону, если они имеют государственную аккредитацию;
- Прямой получатель компенсации, отказавший аккредитованной управляющей организации в своем праве явиться в порядке, установленном п.
4 ст. 1244 Гражданского кодекса;
- организация, осуществляющая коллективное управление по закону на основании получателя платежа по договору о передаче полномочий по управлению его правом, перешедшим под контроль аккредитованной организации.
Первый и последний дела, распределение вознаграждений и выплату их получателям производит ответственная организация. Во втором случае эта обязанность лежит на плательщике.
Указанные лица галерея изобразительного искусства, художественная лавка, магазин или другая подобная организация, участвовавшие в качестве продавца, покупателя или посредника в публичной перепродаже оригинального произведения, должны представить копии документов, подтверждающих перепродажную цену оригинального произведения, как а также иные документы, необходимые для сбора и распределения вознаграждения. Перечень документов и сроки их предоставления определяются в договоре.
В свою очередь, плательщик и монтажник для согласования вознаграждения прописывают в своих договорах взимание вознаграждения со своих листинговых спонсоров, наследников.
Размер вознаграждения, определенный в приложении к указу от 19 апреля 2008 года, приведен в таблице.
Вознаграждение автора при публичной перепродаже оригинальных произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений работ, тыс. руб.
7 000 включительно
12 000 включительно
17 500 включительно
12 000 тыс.

17 500 тыс. руб.
Можно себе представить варианты, когда арт-дилеры предлагали авторам и их наследникам подписать определенные документы, прямо или косвенно оформлявшие отказ. Например, о том, что ни живой автор, ни его будущие наследники не имеют права на получение вознаграждения при будущей перепродаже общедоступных произведений. Иногда в работе отмечается, что права автора, его правопреемников пересылаются новому владельцу произведения или посреднику и т. д.
юридической силы, однако такие отказы были добровольными, принудительными, как и передача акций, не являются. Это отчуждало право (!). Он не мог отказаться, даже если бы автор так хотел. Но он или его наследники могут, согласно определенным джентльменским соглашениям, в каждом случае повторно оформлять отказы от получения соответствующих сумм. Кроме того, право на ставку автор не может уступить. Оно переходит от автора только к его наследникам и никому другому. Это означает, что, например, бывший владелец произведения (коллекционер, инвестор), который не является ни автором, ни его правопреемником, не может претендовать на возмещение при дальнейшей публичной перепродаже. Хотя на практике бывают случаи, когда наследники коллекционеров, в собственности которых когда-то были работы художников-ветеранов, пытались доказать в суде свое право на компенсацию в порядке закона. Однако успеха такие иски не имели: если суды и принимали решения о вознаграждении за перепродажу холдинга, то только в пользу авторов или их наследников.
Право наследования в нашей стране осуществляется по закону и/или по завещанию. В первом случае (при отсутствии авторского завещания, если оно действительно, если наследодатель в завещании не решает вопрос) наследниками, как правило, являются родственники, иждивенцы и иные лица, указанные в соответствующих статьях Гражданского кодекса. Код. Второй — наследника или наследников по завещанию определяет сам автор.
При этом на наследников по закону или по завещанию не затрагиваются личные неимущественные права наследодателя, такие как право авторства, право на имя. Но в числе прочих переходит на право наследования, к большому неудовольствию плательщиков вознаграждения организаций и посредников.
Кстати, в национальном законодательстве других стран, признающих право долевого участия, вопрос о его правопреемстве разрешается во многом. Одни признавали право только за автором и исключали саму возможность его перехода к другим даже в порядке правопреемства. В других местах, как и в России, право собственности может переходить как к наследникам по закону, так и к наследникам по завещанию. Где-то переход по закону возможен только к наследникам по закону, а где-то, наоборот, только к лицам, указанным в авторском завещании.
Обратить внимание на формулировку пункта 3 ст. 1293 ГК РФ «право … переходит к наследникам автора». Таким образом, наследники наследников не имеют права на получение таких выплат.
Для организаций, брокеров и продавцов при отсутствии организации, ответственной за взимание вознаграждения в порядке закона, актуальным является вопрос не только о розыске бенефициара или получателя, но и о распределении вознаграждения между несколькими получателями — например , будто досталось нескольким людям. Сложность в том, что авторские права неделимы. Свидетельством о праве на наследство может быть право одного из наследников на получение вознаграждения, но это не означает, что только наследник имеет право на получение вознаграждения и по закону соблюдается. Наследники обязаны договориться о том, как будут разделены между ними деньги, полученные в порядке, установленном законом. Если возникает спор, то разрешить его может только суд. Но пока дело доходит до суда, наследники будут мешать друг другу и лицам, обязанным произвести платеж. Кроме того, эти наследники любили доказывать свое право на получение выплаты почему-то именно плательщикам, а не судьям. Даже если спор передается в суд, разбирательство часто затягивается, так как культурное наследие — дело хоть и хлопотное, но часто очень прибыльное, и стороны конфликта боролись за него до недавнего времени.
И все время, пока суд или наследники не разделят результаты творческой деятельности и права, в затруднительном положении и окажется магазин, галерея, художественный магазин, участвуя в сделке как продавец, покупатель, брокер, и лица, произведения искусства и рукописи. Ведь выполнить свои обязательства по договорам уплатой не получится. Неприятности вероятны и после того, как наследники достигли компромисса, или когда суд в своем решении окончательно определил права наследников и распределение выплат между ними в порядке, установленном законом. Враждующие наследники могут объединиться и в один голос выступить перед уже плательщиками, обвинив их в неисполнении долга.
Бывают также ситуации, когда получатель вознаграждения под разными предлогами начнет затягивать регистрацию договора, уклоняться от его заключения. Потом потребует оплаты с учетом санкций за просрочку.
избежать каких-либо неблагоприятных событий только в том случае, если лицо, обязанное платить и заключив договоры с коллекторами вознаграждения, сможет доказать, что задержка выплаты произошла не по их вине. Универсальные рекомендации, как поступить продавцу, магазину или картинной галерее в каждом конкретном случае, о каких документах идет речь и что дается сложно. Скорее, в каждом конкретном случае соответствующие плательщики связываются с юристами для обеспечения выплат юридической поддержки.
Если наследники по закону, а не по завещанию, или они не по закону, приостановлены или отказались от наследства, либо наследство не принято, то к участнику исключительного права наследования не произведение переходит к государству, а просто прекращено. Это произведение переходит в общественное достояние (статья 1151 ГК 1283).
Оплата в установленном законом порядке производится в течение срока действия исключительного права на произведение. Эти даты являются искусством. 1281 Гражданского кодекса. Пунктом 1 статьи предусмотрено, что право действует в течение всей жизни автора и в течение семидесяти лет, «начиная с 1 января, следующего за годом смерти автора».
Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других авторов, и свыше семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.
В пункте 2 статьи установлены сроки охраны исключительных прав на произведения, изданные анонимно или под псевдонимом. В этом случае срок истекает через 70 лет с 1 января, следующего за годом правомерного обнародования произведения. Если в течение этого срока автор раскрывает свою личность или его личность не будет в дальнейшем вызывать сомнения, исключительное право действовать в течение срока, указанного в пункте 1 настоящей статьи.
Исключительное право на произведение, выданное после смерти автора, действует в течение семидесяти лет после даты произведения, начиная с 1 января, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора.
Если автор произведения был репрессирован и реабилитирован посмертно, срок действия исключительного права считается продленным и исчисляется 70 годами с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения. А если автор работал во время Великой Отечественной войны и участвовал в ней, срок действия исключительных прав, установленный статьей, увеличивается на четыре года.
Елена Покидова
1 Именно это определение закреплено в официальном русском переводе Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886. По мнению специалистов, это определение является более точным, лучше всего передает суть закона. Возврат
2 Федеральный закон от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах». Возврат
© artinvestment.ru, 2022
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, в том числе иллюстрированная справочная информация о произведениях, проданных на аукционах, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, образовательных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, не допускается. ARTinvestment.RU не несет ответственности за содержание материалов, предоставленных третьими лицами.