Ври что такое – . |

Содержание

Что такое вид разрешенного использования (ВРИ) земель?

Вид разрешенного использования (ВРИ) земли - понятие, которое используется в Земельном кодексе РФ, и определяет правовой режим использования конкретного участка. Как ни странно, четкого определения в российских нормативных актах не существует. Смысл его извлекается из практического применения. Вид разрешенного использования устанавливает предельные (min и max) размеры участка, особенности процедуры его передачи из муниципальной собственности, варианты допустимых действий на земле: можно ли строить здания, обрабатывать землю, и т.д. При этом сам Вид определяется на основании территориального зонирования, которое, в свою очередь, обычно объединяет несколько участков и необходимо для планирования развития территорий. Он влияет не только на то, что можно делать на земле, но и на ее рыночную и кадастровую стоимость и, соответственно, на размер ставки налога на землю.

Какие бывают варианты?
Полный перечень видов разрешенного использования земельных участков содержится в соответствующем классификаторе. Принятый в 2015 году классификатор содержит 12 обобщенных видов разрешенного использования земельных участков и 81 уточненный.

Например, «обобщенные» - это сельскохозяйственное использование (а уточненные – растениеводство, овощеводство, животноводство и т.д.), жилая застройка (малоэтажная, блокированная, среднеэтажная и т.д.), общественное использование объектов капитального строительства, отдых или рекреация, предпринимательство, производственная деятельность и т.д. Можно установить соответствие между ВРИ и категориями земель (по целевому назначению). Однако надо учитывать, что отдельные уточненные Виды могут быть установлены для участков других категорий.

Как узнать вид для конкретного участка?
Для этого нужно обратиться в Государственный кадастр недвижимости (ГКН) - и заказать кадастровый паспорт или кадастровую выписку о земельном участке. Если ГКН не имеют сведений о данном участке, то он не может полноценно участвовать в гражданском обороте. И надо, чтобы эти сведения были сообщены и добавлены.

Как он устанавливается?
Правом устанавливать ВРИ земельного участка наделены органы местного самоуправления. Местные органы власти издают специальные решения или постановления, в которых определяется вид разрешенного использования участка. При этом использование может «наследоваться» - то есть участок, выделенный из другого, получает такую же характеристику. При выделении земель из госсобственности, Вид вносится в Государственный кадастр на основании соответствующего решения местных властей.

Можно ли изменить?
Изменение ВРИ регламентируется статьей 37 Градостроительного кодекса РФ.
Как правило, в этой процедуре возникает потребность, когда на участке строится или перестраивается здание с иным назначением, чем указано в виде разрешенного использования. Или когда нужно изменить назначение уже имеющегося здания. Например, собственник с видом «земля для овощеводства» захотел построить себе дом для проживания, или владелец участка под ИЖС захотел переделать свой дом в магазин.
Изменить разрешенное использование можно двумя способами, – меняя категорию земли участка, или не меняя категорию земли.
Первый способ подходит для крупных земельных массивов, чтобы построить дачный поселок или жилой комплекс (переводятся сельхозземли в земли населенных пунктов).
Изменение вида разрешенного использования по этому способу позволяет установить для участка любой применяемый в практике вариант. Порядок смены указан в Земельном Кодексе РФ и в ФЗ № 172.

У этой процедуры несколько шагов – подготовка пакета документов (ходатайство с указанием причины, личные данные, выписки из ГКН и ЕГРП и т.д.). Затем документы подаются в соответствующий орган власти (в зависимости от собственности земли), - срок рассмотрения заявки 30 дней. При положительном решении выдается акт о переводе участка в другую категорию (и вносятся изменения в ГКН и ЕГРП).
Второй способ выполняется без смены категории земли и основан на статьях 37 и 38 Градостроительного Кодекса РФ (а также статьи 4.1 ФЗ «О введении в действие Градостроительного Кодекса РФ»). Вначале собственнику надо обратиться в Управление по архитектуре и градостроительству за планом землепользования и застройки (ПЗЗ) данного населенного пункта, - в нем указаны разрешенные и вспомогательные варианты использования по всем территориальным зонам. Далее, выбрав из списка для своей зоны нужное вид, надо направить заявление в местный орган власти. Если разрешение получено, можно обращаться в Росреестр с заявлением об учете изменений ВРИ участка.

www.geodevelopment.ru

Основные, условно разрешённые и вспомогательные виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение ВРИ

Разделы статьи:

  1. О чём говорит ВРИ земельного участка
  2. Используемая термины
  3. Виды разрешённого использования земельных участков
  4. Основные ВРИ земельных участков
  5. Условно разрешённые виды использования земельных участков
  6. Вспомогательные виды разрешённого использования земельных участков

 

О чём говорит ВРИ земельного участка

 

Тем, кто сейчас занимается выбором земельного участка, знание его необходимых правовых характеристик, к которым относится такая, как вид разрешённого использования, особенно необходимо. Равно полезны таке сведения будут и для тех, кто планирует изменение вида использования в связи с возникшими задачами.

Предположим, что нужна земля для фермерского хозяйства, а в свидетельстве на право на земельный участок указывается, что он предназначен для размещения коммерческих объектов. Заниматься фермерством на таком участке не получится - запрещено установленными регламентами. Земли должны использоваться в соответствии с их целевым назначением. Лучше или сразу поискать участок с необходимым видом использования, или изучить возможность изменения этого вида на подходящий для будущей задачи вариант.

Первым шагом в этом направлении станет выяснение вопроса о виде разрешённого использования участка и тех возможностей, которые могут быть реализованы с ним.

И чтобы многие моменты были более понятны, начать нужно с «азов».

Раскрытие темы о видах использования земельных участков связано с применением ряда специальных терминов: генеральный план поселения, Правила землепользования и застройки (ПЗЗ), функциональные зоны, территориальное планирование муниципального района, градостроительный регламент. Уместно напомнить об их сути, прежде чем приступить к изложению вопроса.

 

Используемая термины

 

  • Генеральный план

Генеральный план - градостроительная документация по планированию развития территорий городских и сельских поселений.

Генеральный план является основным градостроительным документом, определяющим в интересах населения и государства:

  1. основные направления развития территории поселения с учётом особенностей социально-экономического развития, природно - климатических условий, численности населения городского или сельского поселения;
  2. зоны различного функционального назначения и ограничения на использование территорий указанных зон;
  3. меры по защите территории городского или сельского поселения от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, развитию инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;
  4. предложения об установлении границ поселений, а также об обеспечении ресурсами в целях комплексного развития территорий поселения.
  • Правила землепользования и застройки (ПЗЗ)

Нормативный правовой документ - акт. Принимается муниципальными образованиями в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, иными федеральными законами, Уставом муниципального образования, Генеральным планом муниципального образования, а также с учётом положений иных актов и документов.

ПЗЗ отражают основные направления социально-экономического и градостроительного развития муниципального образования, охраны объектов культурного наследия, окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

  • Территориальная и функциональная зоны

Территория поселения в пределах его административных границ делится на территориальные зоны. Документы зонирования территорий утверждаются и изменяются правилами землепользования и застройки.

В пределах одной территориальной зоны обеспечивается сочетание различных видов существующего и планируемого использования земельных участков

На территориях городских и сельских поселений и округов могут устанавливаться территориальные зоны следующих видов:

  1. жилые зоны
  2. общественно - деловые зоны
  3. производственные зоны
  4. зоны инженерной и транспортной инфраструктур
  5. рекреационные зоны
  6. зоны сельскохозяйственного использования
  7. зоны специального назначения
  8. зоны военных объектов, иные зоны режимных территорий.

Могут быть установлены и другие территориальные зоны, в которые могут включаться земельные участки и объекты недвижимости.

В территориальных зонах могут выделяться подзоны. Особенности использования территорий подзон также определяются градостроительным регламентом.

Территориальные зоны могут включать в себя территории общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами.

Характеризуются особым правовым режимом использования земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости.

Функциональные зоны - территории (зоны) населённого пункта, для которых Генеральным планом поселения установлены:

  1. функциональное назначение
  2. типы и виды функционально-планировочных образований, которые могут быть образованы в пределах таких зон
  3. иные параметры планируемого развития таких зон (зоны жилого, общественно-делового, производственного, в том числе промышленного, рекреационного назначения)

Иными словами, функциональное зонирование - разделение территории населённого пункта на зоны с разным функциональным назначением. Это один из основных принципов рациональной территориальной организации населённого пункта.

Так, для большинства городов характерно следующий состав функциональных зон:

  1. жилые зоны (в т.ч. допускающие различную предельно допустимую этажность застройки)
  2. общественно-деловые зоны различных типов (деловые, коммерческие, коммунально-бытовые, объектов здравоохранения, культуры и пр.)
  3. производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур
  4. сельскохозяйственные зоны (зоны сельскохозяйственных угодий, зоны дач, садоводств и др.)
  5. рекреационные зоны (включающие городские леса, парки и сады, водоемы, объекты спорта)
  6. зоны особо охраняемых территорий, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение
  7. зоны специального назначения (заняты кладбищами, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путём выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах)
  8. иные территориальные зоны, выделяемые с учётом функциональных зон и местных особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства

 

Примеры разрешённых видов функционального использования территории:

  1. многоквартирные жилые дома в 4-5 этажей
  2. детские сады
  3. школы
  4. клубные помещения
  5. библиотеки
  6. аптеки
  7. выставочные залы
  8. почта
  9. телефон
  10. телеграф
  11. магазины торговой площадью до 100 м2

  12. предприятия общественного питания
  13. парикмахерски,
  14. отделения банков
  15. общежития
  16. и т.д.

Границы территориальных и функциональных зон определяются правилами землепользования и застройки.

  • Градостроительный регламент

Это порядок использования участков в территориальных зонах, учитывающий

  1. виды территориальных зон
  2. функциональные зоны и характеристики их планируемого развития
  3. фактическое использование земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны
  4. возможность сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства
  5. требования охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

Для каждой территориальной зоны градостроительный регламент устанавливает:

  1. виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства - например, жилые дома, объекты торговли и повседневного обслуживания, деловые и коммерческие объекты, промышленные предприятия, склады, и пр.
  2. предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства - к примеру, этажность и плотность застройки, минимально допустимые отступы (расстояния) от стен зданий до границ земельных участков и красных линий, минимальная доля озелененных территорий земельного участка, минимальное количество мест на автостоянках и пр.
  3. ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства

Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель запаса, особо охраняемых участков, сельскохозяйственных угодий и т.д.

  • Вид разрешённого использования (ВРИ) земельных участков

Важнейшая правовая характеристика земельного участка, определяющая не только его рентабельность, но и эффективность использования.

Устанавливает возможность строительства тех или иных объектов на участке (разрешает строительство конкретных объектов). Например, на участке с ВРИ «для индивидуального жилищного строительства» - жилого дома не выше 3-х этажей, но никак объекта торговли, таунхауса или каких-либо других.

ВРИ земельных участков зависит от градостроительных регламентов территориальной зоны, к которой относится земельный участок.

 

 

Вид разрешённого использования земельного участка - это главный параметр, определяющий возможные способы использования земельного участка и объектов капитального строительства. Определяются они градостроительным регламентом.

Виды разрешённого использования и объектов капитального строительства применительно к каждой территориальной зоне Градостроительным кодексом РФ разделены на типы:

  • основные
  • условно разрешённые
  • вспомогательные

Основные ВРИ - главные виды использования участка.

Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель с поверхностными водами, лесного фонда, особо охраняемых природных территорий и т.д.

При необходимости изменения основного ВРИ собственник в заявительном порядке может сделать самостоятельный выбор предпочтительного вида в соответствии с Классификатором-2019 из состава видов использования для соответствующей территориальной зоны. Установление нового ВРИ в таком случае не требует каких-либо отдельных согласований.

Условно разрешённые ВРИ - не относятся к основным, но введение их допустимо градостроительным регламентом той территориальной зоны, к которой относится участок. Для установления условно разрешённого ВРИ участка требуется проведение дополнительных согласований через рассмотрение в Комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования и на публичных слушаниях.

Вспомогательные ВРИ - являются дополнительными к основным и условно разрешённым видам использования, не могут быть самостоятельными от них и быть преимущественными, осуществляются только совместно с основными и условно разрешёнными видами использования участков. К вспомогательным относятся такие, как, например, под гаражи, локальные объекты инженерной инфраструктуры и пр. Выбирать вспомогательные виды без выбора основного запрещено.

 

Основные ВРИ земельных участков

 

До ноября 2015 года состав основных видов разрешённого использования не был чётко регламентирован и устанавливался муниципалитетами, что влияло на кадастровую стоимость участков и объектов на них.

За основу брались классификаторы видов использований, рекомендуемые Министерством экономического развития РФ.

При изменении основного вида разрешённого использования правообладатели земельных участков, ориентируясь на градостроительный регламент той территориальной зоны, к которой относится участок, могли сделать выбор необходимого варианта ВРИ из самостоятельно, без дополнительных разрешений и согласований.

Новый Классификатор ВРИ-2019 применяется только к основным видам  и условно разрешённым видам, которые могут быть установлены в соответствии с градрегламентами той или иной территориальной зоной.

Основные виды разрешённого использования (ВРИ) земельных участков и возможность строительства объектов на них теперь будут определяться только в соответствии с Классификатором 2019, и в государственный кадастр недвижимости виды использования земельных участков, не предусмотренные Классификатором, вноситься не будут.

Изменение одной основного вида разрешённого использования земельных участков на другой вид использования проводится в строгом соответствии с Классификатором ВРИ-2019.

Изменение видов разрешённого использования объектов капитального строительства, связанных с переводом помещений из категории жилых помещений в категорию нежилых помещений или из категории нежилых помещений в категорию жилых помещений осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.

Основной вид разрешённого использования земельного участка будет считаться изменённым с момента внесения соответствующей записи в Государственный кадастр недвижимости.

Поскольку основные ВРИ устанавливаются только в соответствии с Классификатором -2019, их характеристику необходимо делать именно по нему.

Основные виды разрешённого использования земельных участков сгруппированы по разделам, соответствующим целевым назначениям участков:

  • сельскохозяйственное использование
  • жилая застройка
  • общественное использование объектов капитального строительства
  • предпринимательство
  • отдых (рекреация)
  • производственная деятельность
  • транспорт
  • обеспечение обороны и безопасности
  • деятельность по особой охране и изучению природы
  • лесная
  • водные объекты
  • общее пользование территории.

Каждый из разделов, в свою очередь, состоит из подразделов, объединяющих группы ВРИ земельных участков для той иной территориальной зоны.

К примеру, раздел Классификатора-2019 «Жилая застройка» содержит группу видов разрешённого использования:

  1. для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)
  2. малоэтажная многоквартирная жилая застройка (код 2.1.1)
  3. для ведения личного подсобного хозяйства (код 2.2)
  4. блокированная жилая застройка (код 2.3)
  5. передвижное жильё (код 2.4)
  6. среднеэтажная застройка (код 2.5)
  7. многоэтажная застройка (высотная) - код 2.6
  8. обслуживание жилой застройки (код 2.7)
  9. объекты гаражного назначения (код 2.7.1)

Для каждой группы детализируется описание ВРИ. Например, для группы «приусадебный участок личного подсобного хозяйства» это описание вида выглядит так:

  1. размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дома, пригодные для постоянного проживания и высотой не выше 3-х надземных этажей)
  2. производство сельскохозяйственной продукции
  3. размещение гаража и иных вспомогательных сооружений
  4. содержание сельско-хозяйственных животных

Для ситуаций, когда вид разрешённого использования земельного участка был установлен до утверждения Классификатора ВРИ -2019, он остаётся действительным, независимо от того, соответствует он или нет Классификатору. И это полностью согласуется с частью 11 статьи 34 ФЗ №171 от 23.06.2014 г. «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации. Замене ВРИ не подлежит, если только у собственника не возникнет надобность в этой замене. А изменить вид разрешённого использования земельного участка можно будет уже только в соответствии с Классификатором ВРИ.

 

Условно разрешённые виды использования земельных участков

 

Перечень условно разрешённых видов использования конкретного земельного участка определяется градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, в которой находится земельный участок, в соответствии с условиями Правил землепользования и застройки.

Как уже отмечено выше, отличие условно разрешенного вида использования земельного участка и объектов капитального строительства от их основного вида разрешенного использования заключается в том, что если для выбора одного из основных видов разрешённого использования участка его правообладателю не требуется получения каких-либо согласований и разрешений от соответствующих органов, то для выбора одного из видов условно разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства они требуются.

Порядок получения данного разрешения установлен Градостроительным кодексом РФ и заключается в следующем:

  • Правообладатель земельного участка, заинтересованный в изменении основного ВРИ и предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в специальный орган (комиссию, совет и т.д.) в составе органов местного самоуправления.
  • Администрация организует и проводит в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, публичные слушания о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка и объектов капитального строительства и готовит соответствующее заключение.
  • На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования готовятся рекомендации о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или делается отказ в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
  • Если решение является положительным, соответствующая запись об условно разрешенном виде использования вносится в государственный кадастр недвижимости.

Например, стоит задача размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания с площадью торгового зала не более 200 кв.м на земельном участке, расположенном, в соответствии с ПЗЗ, в территориальной зоне жилой застройки первого типа (Ж-1).

Решением такой задачи, как и других аналогичных по сути, станет получение разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, правилами землепользования и застройки муниципального образования, на основании заключения (итогового документа) о результатах публичных слушаний и рекомендаций комиссии по подготовке правил землепользования и застройки муниципального образования, с с наименованием вида разрешенного использования по классификатору (в приведённом выше примере это «Магазин»).

Примеры условно разрешённых видов функционального использования территории:

  • разрешённые жилые дома, но превышающие параметры требований к застройке земельных участков
  • спортзалы
  • бассейны
  • станции «Скорой помощи»
  • больницы
  • административные предприятия
  • офисы
  • конторы
  • сооружения для постоянного и временного хранения транспортных средств
  • временные сооружения мелкорозничной торговли.

 

Вспомогательные виды разрешённого использования земельных участков

 

Вспомогательный вид использования напрален на обеспечение функционирования основного вида использования.

Для всех видов объектов с основными и условно разрешёнными видами использования вспомогательные виды разрешённого использования применяются в отношении объектов, технологически связанных с объектами, имеющими основной и условно разрешённый вид использования или обеспечивающих их безопасность в соответствии с нормативно-техническими документами, в том числе:

  • проезды общего пользования
  • объекты коммунального хозяйства (электро-, тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение, телефонизация и т.д.), необходимые для инженерного обеспечения объектов основных, условно разрешённых, а также иных вспомогательных видов использования
  • автостоянки и гаражи (в том числе открытого типа, подземные и многоэтажные) для обслуживания жителей и посетителей основных, условно разрешённых, а также иных вспомогательных видов использования
  • благоустроенные, в том числе озелененные, детские площадки, площадки для отдыха, спортивных занятий
  • площадки хозяйственные, в том числе площадки для мусоросборников
  • общественные туалеты
  • объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания, необходимые для обслуживания посетителей основных, условно разрешённых, а также иных вспомогательных видов использования
  • объекты временного проживания, необходимые для обслуживания посетителей основных, условно разрешённых, а также иных вспомогательных видов использования
  • иные объекты, в том числе обеспечивающие безопасность объектов основных и условно разрешённых видов использования, включая противопожарную.

В новом Классификаторе ВРИ-2019, не разделяющим виды использований на основные, условно разрешённые и вспомогательные, сопутствующие использования земельных участков, являющиеся, по сути, вспомогательными видами разрешёного использования, введены, как неразрывно связанные с основным назначением земельных участков, и они не требует отдельных процедур, так как уже учтены новым Классификатором ВРИ.

 

Полезно знать

  • Узнать о новом Классификаторе ВРИ – 2019 можно здесь
  • С особенностями перевода сельхозугодий в иные земли можно ознакомиться здесь.
  • С порядком изменения ВРИ земельных участков, действующим с 2017 года можно ознакомиться здесь.
  • С порядком изменения территориальной зоны земельного участка позволит ознакомиться эта статья.
  • Ознакомиться с различными особенностями изменения территориальной зоны земельного участка можно здесь.
  • Как провести раздел участка - здесь.
  • Проверить состояние вопроса и уточнить статус своей земли можно на публичной кадастровой карте. Как получить необходимые сведения по имеющейся информации - кадастровому номеру или адресу участка, помогут советы, представленные здесь.
  • С новым порядком подготовки к сделкам, их нотариальным удостоверением можно ознакомиться здесь.

www.zemvopros.ru

Результаты практического применения Классификатора видов разрешенного использования земельных участков: достоинства и недостатки

В последние годы правовое регулирование в сфере земельно – имущественных отношений претерпевает существенные изменения. Одним из основных нормативных правовых актов, значительно повлиявших на реформирование земельного законодательства, стал утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540 Классификатор видов разрешенного использования земельных участков [1]. 

Классификатор разработан во исполнение пункта 13 плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.12.2012 № 2236-р [2], пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации [3] и определяет исчерпывающий перечень видов разрешенного использования земельных участков (далее также – ВРИ, виды разрешенного использования).

Классификатор направлен на устранение бессистемности, излишней конкретизации, ненужного разнообразия видов разрешенного использования, сложившихся в результате многолетней практики самостоятельного установления ВРИ органами местного самоуправления путем закрепления их в правилах землепользования и застройки муниципальных образований.

Классификатор ВРИ представляет собой единую систему типологии видов разрешенного использования земельных участков. Он устанавливает определенный стандарт видов разрешенного использования - их наименования, содержание и кодовые обозначения. В описании вида разрешенного использования приводится разрешенная деятельность на земельном участке, виды объектов, размещение которых соответствует установленному ВРИ.

Виды разрешенного использования земельных участков изложены в Классификаторе не просто путем последовательного перечисления. В структуре Классификатора отдельные виды разрешенного использования объединены в более крупные группы. Данная группировка использована не только для наиболее понятного восприятия содержащейся в Классификаторе информации, но и как показывает практика, удобна в применении разработчиком правил землепользования и застройки при подготовке градостроительного регламента.

Стоит отметить то обстоятельство, что описание содержания видов разрешенного использования является достаточно широким и включает в себя обширный спектр видов деятельности, разрешенных к осуществлению на земельном участке, в том числе, предусматривает размещение объектов, которые раньше должны были быть включены в состав вспомогательных видов разрешенного использования. Так, например, в содержание видов разрешенного использования «Жилой застройки» включено размещение гаражей, автостоянок. Кроме того, часть видов разрешенного использования земельных участков, связанных с жилой застройкой, содержит в своем составе выращивание плодовых, ягодных овощных, бахчевых, декоративных культур, обустройство спортивных и детских площадок, площадок отдыха. В данном примере речь идет о сопутствующем использовании земельного участка, которое неразрывно связано с его основным назначением, и, по сути, является вспомогательным видом разрешенного использования.

Данное обстоятельство исключает необходимость закрепления в градостроительном регламенте размещение объектов, требующихся для полноценного функционирования территории (таких как объекты, предназначенные для временного хранения автомобильного транспорта, объекты, обслуживающие жилую застройку и пр.) в качестве вспомогательных видов разрешенного использования в жилых, общественно-деловых и иных зонах, что, безусловно, является положительным моментом.

Кроме того, Приказ № 540 содержит отдельную оговорку о том, что содержание всех видов разрешенного использования, перечисленных в Классификаторе, допускает без отдельного указания в Классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков. Из этого следует, что объекты инженерно-технического обеспечения зданий, строений, сооружений являются разрешенными во всех территориальных зонах.

Учитывая то, что функционирование практически любого объекта не представляется возможным без инженерных сетей (связь, водопровод, канализация, электроснабжение, теплоснабжение и т.д.), ранее их указание было необходимо в градостроительном регламенте всех территориальных зон в качестве вспомогательного вида разрешенного использования, а с принятием Классификатора, закрепившего возможность размещения и эксплуатации линейных объектов совместно с любым видом разрешенного использования земельного участка без необходимости отдельного указания таких объектов, содержание градостроительных регламентов значительно упростилось.

Рассмотренные примеры наглядно иллюстрируют то, что Классификатор ВРИ существенно облегчил работу по подготовке правил землепользования и застройки за счет унификации подходов, ликвидации разночтений, возникающих при определении видов разрешенного использования, исключения их излишней детализации, приводящей не только к перегруженности градостроительных регламентов, но и к последующей необходимости их частой корректировки.

Казалось бы, унификация и упорядочивание ВРИ путем введения Классификатором единой терминологии с четко определенным содержанием, должны устранить проблемы двоякого толкования и неправильного определения видов разрешенного использования при подготовке проектов правил землепользования и застройки, что, в общем - то, и произошло. Однако структура Классификатора и некоторые формулировки ВРИ при практическом применении вызывают больше затруднения, нежели устраняют неточности.

В результате практической деятельности по подготовке документов градостроительного зонирования специалистам, органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также иным правоприменителям пришлось столкнуться с рядом трудноразрешимых вопросов, вызванных нововведенными видами разрешенного использования, закрепленными в Классификаторе.

Стоит отметить, что разработчики Классификатора, понимая значимость его принятия и в то же время осознавая не безупречность первой редакции, изначально предвосхищали неизбежное возникновение необходимости корректировки в целях его улучшения. Так, М.В. Бочаров, заместитель директора Департамента недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации, отмечал, что «Его совершенствование будет продолжаться также и в связи с появлением новых видов деятельности (в качестве примера можно привести институт некоммерческого найма), так и с целью лучшего приспособления классификатора для прочих нужд – оценки, предоставления земельных участков и т.д. При этом в его совершенствовании необходимо проявлять определенную сдержанность и мудрость. Потребности и условия многих регионов могут отличаться (так, в некоторых городах существуют особые традиции зонирования и наименования), но нужно понимать, что классификатор должен служить интересам страны в целом, и последующие его изменения должны быть обоснованы вескими причинами» [4].

Вместе с тем, до внесения необходимых изменений, осознавая не совершенность Классификатора, а также проявляя «сдержанность и мудрость» правоприменители, сталкиваясь с проблемами в процессе его использования, пытались самостоятельно найти оптимальные решения преодоления таких проблем и адаптировать Классификатор с учетом специфики муниципальных образований.

Один из главных, существенных недостатков, связанный с определением видов разрешенного использования для жилой застройки, был выявлен при первом же применении Классификатора на практике. В результате использования установленных норм сложилась неоднозначная ситуация в части определения ВРИ для зоны малоэтажной жилой застройки, являющейся характерной, как правило, для большинства муниципальных образований страны.

Классификатор не предусматривал основной вид разрешенного использования, отражающий потребности и соответствующий в полной мере назначению зоны малоэтажной жилой застройки. В первоначальной редакции Классификатора был предложен вид разрешенного использования «малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилое строительство; размещение дачных домов и садовых домов)», под которым фактически понималось индивидуальное жилое строительство, а именно «размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры», что автоматически исключало возможность его применения, как ВРИ, предусматривающего строительство многоквартирной жилой застройки малой этажности. Таким образом, Классификатором не был предусмотрен вид разрешенного использования, к которому однозначно и бесспорно можно было бы отнести 2-3 этажные многоквартирные жилые дома.

В поисках наиболее подходящего решения был рассмотрен вариант включения в градостроительный регламент зоны малоэтажной жилой застройки такого основного ВРИ, как «блокированная жилая застройка» с максимальным количеством блоков до 10, что, в свою очередь, делает данную застройку приближенной к многоквартирным жилым домам. Такой вариант применения видов разрешенного использования не совсем подходит для муниципальных образований, где планируется или существует застройка многоквартирными жилыми домами в 2-3 этажа с количеством квартир больше 10.

Осознавая некую проблематичность данного подхода, в поисках иных решений, был найден еще один вариант, заключающийся в установлении основного ВРИ «среднеэтажная жилая застройка» и ограничении его в параметрах - этажность до 3-х этажей. Однако необходимо отметить, что данное решение могло противоречить нормативам градостроительного проектирования, которые предусматривают для среднеэтажной жилой застройки количество этажей от 4 и выше. Так, к примеру, региональные нормативы градостроительного проектирования Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, утвержденные Постановлением Правительства Ханты –Мансийского автономного округа – Югры от 29.12.2014 № 534 – п [5], предусматривают для среднеэтажной жилой застройки этажность от 4 до 8 этажей. Поэтому, стоит признать, что ни один подход в полной мере не устранял сложившуюся проблему и не являлся оптимальным решением.

Учитывая изложенное выше, наиболее целесообразным и результативным выходом являлось внесение изменений в Классификатор, которые позволяли бы однозначно определять вид разрешенного использования земельных участков и объектов, расположенных на них.

В продолжение вопроса жилого строительства, необходимо остановиться на еще одном пробеле, связанном с отсутствием возможности размещения жилых дачных домов на землях сельскохозяйственного назначения. Указанный ВРИ, несмотря на его актуальность и распространенность как в городских округах, так и в поселениях, не предусмотрен Классификатором. Данное обстоятельство влечет негативные последствия в виде недопустимости формирования земельного участка под такой вид разрешенного использования и, как следствие, размещения такого ВРИ.

Справедливости ради стоит отметить, что Классификатором не полностью упущен вопрос дачного строительства. Так, размещение дачных домов было предусмотрено ВРИ «малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов)», однако, данный вид разрешенного использования применим лишь к землям населенного пункта, что не исправляет возникшую проблему.

Учитывая, что данный вопрос является крайне актуальным, а ВРИ востребованным для многих муниципальных образований, в целях устранения пробела также возникла необходимость внесения изменений в Классификатор, в части дополнения соответствующим видом разрешенного использования.

Кроме того, в некоторых случаях отрицательную реакцию у правоприменителей вызывало нелогичное и неуместное распределение ВРИ по группам. В частности, несовместимое сочетание было закреплено в ВРИ «коммунальное обслуживание», который включал в себя «Размещение объектов капитального строительства в целях обеспечения населения и организаций коммунальными услугами, в частности: поставка воды, тепла, электричества, газа, предоставление услуг связи, отвод канализационных стоков, очистка и уборка объектов недвижимости (котельные, водозаборы, очистные сооружения, насосные станции, водопроводы, линии электропередачи, трансформаторные подстанции, газопроводы, линии связи, телефонные станции, канализация, стоянки, гаражи и мастерские для обслуживания уборочной и аварийной техники, мусоросжигательные и мусороперерабатывающие заводы, полигоны по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов, места сбора вещей для их вторичной переработки, а также здания или помещения, предназначенные для приема населения и организаций в связи с предоставлением им коммунальных услуг)».

Данный ВРИ содержал противоречивые для одной группы виды разрешенного использования. Поскольку такой ВРИ, как «коммунальное обслуживание» характерен для включения в качестве основного и вспомогательного видов разрешенного использования в градостроительный регламент многих территориальных зон, установление в нем некоторых ВРИ, просто недопустимо. К примеру, «коммунальное обслуживание» подлежит включению в качестве основного вида разрешенного использования в ряд общественно - деловых зон, что, в свою очередь, автоматически вызывает негативное отношение к возможности размещения в них «Мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, полигонов по захоронению и сортировки бытового мусора», учитывая степень негативного воздействия на окружающую среду указанных объектов, в то время как «газопроводы, линии связи, канализации и т.д.» не просто допустимы, а являются необходимыми ВРИ для нормального функционирования объектов расположенных в данных территориальных зонах. Мусоросжигательные и мусороперерабатывающих заводы, полигоны по захоронению и сортировки бытового мусора, являются специальными объектами, требующими установления санитарно - защитных зон, и подлежат включению в соответствующую группу ВРИ «Специальная». Ранее эту проблему пытались решить путем установления такого ограничения в градостроительном регламенте, как запрет на размещение объектов, причиняющих вред окружающей среде и санитарному благополучию, что подразумевало под собой недопустимость размещения заводов и полигонов, требующих установления санитарно – защитных зон. Вместе с тем, указанное выше обстоятельство предопределяет потребность разграничения объектов, содержащихся в описании ВРИ «коммунальное обслуживание», и исключения «Мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, полигонов по захоронению и сортировке бытового мусора».

Содержание некоторых ВРИ вызывало в ходе работы вопросы, аргументированные ответы на которые не были найдены. Например, один из таких вопросов связан с описанием содержания ВРИ «автомобильный транспорт», закрепляющего «размещение автомобильных дорог вне границ населенного пункта», на что возникает вполне разумный вопрос: «а как же дороги в границах населенного пункта?». Полагаю, что доводов, обуславливающих правильность данной формулировки, нет, и это является недочетом, требующего корректировки Классификатора путем внесения изменений.

Также вопросы вызывали описания видов разрешенного использования «деловое управление» и «банковская деятельность», которые включают в себя тождественные объекты: «Размещение объектов капитального строительства с целью: размещения органов управления производством,..., банковской, страховой деятельностью,…» и «размещение объектов капитального строительства, предназначенных для размещения организаций, оказывающих банковские и страховые». Каким критерием необходимо руководствоваться при выборе ВРИ для включения организации в сфере банковской деятельности, остается загадкой. В целях устранения путаницы при выборе вида разрешенного использования целесообразно исключить объекты банковской и страховой деятельности из ВРИ «деловое управление».

Кроме того, Классификатор содержит закрытый перечень видов разрешенного использования, что исключает возможность учета индивидуальных особенностей территории в градостроительном проектировании. Например, установлен закрытый перечень объектов, которые могут быть размещены на земельном участке с видом разрешенного использования «Развлечения». При этом виды развлекательных сооружений не ограничиваются дискотеками, танцевальными площадками, ночными клубами, аквапарками, боулингом, аттракционами, ипподромами, игровыми автоматами или игровыми площадками. Достаточно распространен на практике бильярд или пейнтбол, которые не включаются ни в одну из категорий. Закрытый перечень содержит и вид разрешенного использования «Спорт», в котором также учтены не все объекты, востребованные на практике, например, отсутствуют картодромы. Поэтому наиболее разумным выходом является установление формулировок расширительного толкования содержания ВРИ, включающих в себя множество различных объектов, которые невозможно перечислить в Классификаторе для недопущения перегруженности.

Учитывая изложенные выше недостатки и пробелы, а также важность применения Классификатора в практической деятельности и его влияние на земельно - имущественные отношения, назрела острая необходимость внесения изменений с учетом выявленных проблем.

Именно поэтому в конце 2015 года был принят приказ Минэкономразвития России от 30.09.2015 № 709 «О внесении изменений в классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540» [6] (далее также – Приказ № 709).

Приказ № 709 направлен на уточнение формулировок отдельных видов разрешенного использования и дополнение Классификатора рядом новых ВРИ на основе правоприменительной практики. В частности, в Классификатор были внесены следующие изменения, устраняющие вышеперечисленные проблемы.

В новой редакции Классификатора малоэтажная жилая застройка разделена на индивидуальное жилищное строительство и малоэтажную многоквартирную жилую застройку. Введены новые виды разрешенного использования, среди которых – «ведение дачного хозяйства», предполагающее размещение жилых дачных домов на землях сельскохозяйственного назначения. Также уточнены описания ВРИ, в том числе, «Коммунальное обслуживание», «Деловое управление», «Автомобильный транспорт», «Специальная деятельность», «Спорт» и другие.

В Классификатор также внесен ряд иных изменений, устраняющих другие недостатки, выявленные при его применении. Данные изменения, безусловно, улучшают содержание Классификатора и повышают эффективность его использования в ходе практической деятельности.

Однако, несмотря на существенные корректировки Классификатора ВРИ, вопросы, требующие его дальнейшее совершенствование все же остались.

Так, по-прежнему сохранились закрытые перечни в описании видов разрешенного использования («Культурное развитие», «Спорт», «Развлечения» и др.), что не позволяет учитывать индивидуальные особенности территории при подготовке документов градостроительного зонирования. Не полностью устранено дублирование тождественных формулировок («научная и селекционная работа») в разных ВРИ. Кроме того, Классификатором охвачены не все виды объектов, подлежащие на практике включению в градостроительный регламент. К примеру, нет однозначного ответа, к какому виду разрешенного использования относить аптеки, пожарные депо и другие. Вместе с тем, в Классификаторе присутствуют ВРИ («Резервные леса»), целесообразность закрепления которых ставится под сомнение в силу регулирования их правового положения федеральным законодательством.

В заключение хотелось бы сказать, что принятие Классификатора, бесспорно, является важным достижением, играющим огромную роль в упорядочивании земельно-имущественных отношений посредством введения единого подхода при установлении видов разрешенного использования земельных участков, включая унификацию наименований таких видов, их описания и содержания, а его влияние на эффективное установление видов разрешенного является положительным и значимым.

 

 Библиографический перечень: 

  1. Приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» //СПС КонсультантПлюс.
  2. Распоряжение Правительства РФ от 01.12.2012 № 2236-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» //СПС КонсультантПлюс.
  3. Земельный кодекс Российской Федерации//СПС КонсультантПлюс.
  4. Интервью с М.В. Бочаровым о классификаторе видов разрешенного использования земельных участков //Управление развитием территории. 2014. № 3. С. 16-20.
  5. Постановление Правительства ХМАО - Югры от 29.12.2014 № 534-п «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
  6. Приказ Минэкономразвития России от 30.09.2015 № 709 «О внесении изменений в классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540» //СПС КонсультантПлюс.

itpgrad.ru

ВРИ - это... Что такое ВРИ?

  • Ври, да не завирайся! — Ври, да знай меру! Ври, да не завирайся! См. НЕПРАВДА ЛОЖЬ Говори, да не заговаривайся! Ври, да не завирайся! См. ПОРА МЕРА СПЕХ Ври, да не завирайся! Ври, да знай меру! См. ЯЗЫК РЕЧЬ …   В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • Ври, да не завирайся — Ври, да не завирайся. Такъ завирается, что дома не ночуетъ (не выпутается). Ср. Послушай: ври, да знай же мѣру. Грибоѣдовъ. Горе отъ ума. 4, 4. Чацкій Репетилову. Ср. Ври да въ мѣру (Турецк. посл.). Ср. Decourdemanche. Prov. Turcs. См. Лживому… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • Ври, да знай меру! — Ври, да не завирайся! См. НЕПРАВДА ЛОЖЬ Ври, да не завирайся! Ври, да знай меру! См. ЯЗЫК РЕЧЬ …   В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • Ври, да будь здоров! — Ври на здоровье! Ври, да будь здоров! См. НЕПРАВДА ЛОЖЬ …   В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • ври больше — сущ., кол во синонимов: 17 • брехня (52) • враки (26) • вранье (53) • …   Словарь синонимов

  • ври, да не завирайся — нареч, кол во синонимов: 11 • врешь (22) • ври больше (17) • гонишь (14) • …   Словарь синонимов

  • Ври, Емеля, - твоя неделя! — Ври (мели), Емеля, твоя неделя! См. НЕПРАВДА ЛОЖЬ …   В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • Ври больше: вперед пригодится. — Ври больше: вперед пригодится. См. НЕПРАВДА ЛОЖЬ …   В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • Ври на обед, да покидай и на ужин! — См. НЕПРАВДА ЛОЖЬ …   В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • ври, да не завирайся — Так завирается, что дома не ночует (не выпутается) Ср. Послушай: ври, да знай же меру. Грибоедов. Горе от ума. 4, 4. Чацкий Репетилову. Ср. Ври, да в меру (турецк. посл.). Ср. Decourdemanche. Prov. Turcs. См. лживому надобно памятну быть. См.… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • sokrasheniya.academic.ru

    Классификатор разрешенного использования земельных участков. Вид разрешенного использования земельного участка :: BusinessMan.ru

    Вид разрешенного использования участка земли принадлежит к перечню его характеристик как объекта недвижимости. Правовыми источниками этого понятия одновременно являются земельное и градостроительное законодательство.

    Какое использование земли является разрешенным

    Понятие «разрешенное использование земель» означает, что в процессе эксплуатации учитывается как целевое назначение земель, так и дополнительные требования, источниками которых могут быть законодательные акты федеральных властей и субъектов РФ, а также акты местных органов.

    Следовательно, это юридическое понятие включает в себя как правомочие в виде разрешения использовать участок, так и обязанности, включая обязанность использовать землю по ее целевому назначению и в соответствии с ограничениями, которые установлены правовым режимом участка земли.

    Правовые источники понятия «вид разрешенного использования участка»

    Внутри установленных согласно ЗК РФ земельных категорий возможно множество разрешенных способов использования земель по их целевым назначениям. В принципе, было бы логично использовать для различных методов такого использования участка без изменения его целевого назначения (категории по ЗК РФ) термин «вид целевого назначения участка земли», как это сделано в земельном законодательстве той же Украины. Почему же в России появился новый термин "разрешенное использование"?.

    Дело в том, что в РФ имеется два основных правоустанавливающих документа, регулирующих земельные отношения: ЗК РФ и ГрК РФ. Так вот, если отталкиваться от положений только ЗК РФ, то вполне логично выстраивается такая иерархическая цепочка понятий: «целевое назначение земель» - «категории земель» - «виды целевого назначения земель (или их подкатегории)». Именно таким путем пошли создатели законодательства о земле в Украине.

    В РФ исходным правовым источником появления рассматриваемого понятия является ГрК РФ, широко применяется разрешенное использование земли населенных пунктов при зонировании их территорий (выделении специализированных зон, вроде спальных районов, промзон, зон отдыха и т.д.). Именно этот принцип градостроительства послужил основанием для первоначального внесения еще в 1998 году в ГрК РФ термина «разрешенное использование земельных участков», перечень которых содержится в градостроительных регламентах, входящих в качестве отдельных разделов в Правила землепользования и застройки (ПЗЗ), принимаемые властями каждого населенного пункта. Отсюда данный термин, как и термин «зонирование территорий», перекочевал в ЗК РФ и во все последующие нормативные документы.

    Как классифицирует ВРИ земельных участков ГрК РФ

    Итак, в ПЗЗ конкретного населенного пункта входит в виде одного из разделов карта его территориальных зон, а также градостроительный регламент, содержащий кроме всего прочего и перечень ВРИ земельных участков для каждой такой зоны. К услугам правообладателей участков для каждой зоны приводится прежде всего перечень основных ВРИ, которые они могут выбирать самостоятельно безо всяких разрешений и согласований.

    Кроме того, для конкретной зоны может быть предусмотрен перечень условно-разрешенных ВРИ, которые также выбираются правообладателями самостоятельно, но им нужно будет получить разрешение местных властей после проведения публичных слушаний по этому вопросу для учета мнения населения. Если для данной зоны предусмотрен перечень вспомогательных ВРИ, то он может быть присоединен правообладателем участка к любому из первых двух ВРИ, но не может использоваться сам по себе.

    Как выбирались ВРИ земельных участков до 2015 года

    Предположим, что из нескольких земельных участков неким их собственником формировался в территориальной городской зоне для жилой застройки (зона ЖЗ) новый участок для строительства 9-этажного жилого дома. Для выбора ВРИ нового участка собственник должен был обратиться к ПЗЗ своего города (или к ПЗЗ конкретной территориальной городской зоны для Москвы и Санкт-Петербурга), найти там раздел градостроительного регламента, в нем перечень ВРИ для зоны ЖЗ и выбрать соответствующий его цели основной вид разрешенного использования или условно-разрешенный.

    При принятии градостроительных регламентов законодательные городские власти самостоятельно придумывали наименования ВРИ, в связи с чем в стране возникло большое их разнообразие. Это существенно затрудняло ведение кадастрового учета земельных участков. Именно поэтому в конце прошлого года был введен в действие классификатор разрешенного использования земельных участков.

    Особенности российского классификатора ВРИ

    Любой классификатор упрощает восприятие и понимание какого-либо процесса. Так и классификатор ВРИ упорядочивает всевозможные виды использования земельных участков и условно выделяет из них наиболее значимые для избранных общественных отношений. Например классификатор ВРИ г. Нью-Йорка содержит их более тысячи. Разрешенное использование земельных участков классификатор России делит на сотни видов (в т.ч. укрупненные).

    Классификатор не использует то разделение ВРИ, которое приведено в ГрК РФ. Для него все ВРИ равнозначны, т.е. отнесение их к основным или условно-разрешенным остается за разработчиками местных ПЗЗ, что, конечно же, совершенно правильно.

    Все ВРИ из классификатора предполагают возможность размещения на участке линейных объектов: водопровода, газопровода, ЛЭП, но не авто- или железной дороги. До этого при описании ВРИ приходилось переусложнять их перечнем возможных коммуникаций, а любое изменение этих коммуникаций требовало изменения и кадастрового паспорта участка.

    В каждой из своих 12-ти условных групп классификатор содержит так называемые укрупненные ВРИ, которые содержат несколько различных видов использования. Это будет нужно для тех участков, по которым еще нет ясности в направлениях их дальнейшего использования.

    Какие последствия повлечет введение классификатора ВРИ

    Когда разрешенное использование земельных участков классификатор упорядочит, это существенно изменит правовое регулирование хоздеятельности на земельных участках.

    С 24.12.2014 классификатор уже определяет ВРИ земельных участков, устанавливаемые после указанной даты. С 25.12.2014 в госкадастр недвижимости уже не включаются виды, не предусмотренные классификатором.

    Местные же власти обязаны до 01.01.2020 откорректировать свои ПЗЗ, указав в их градостроительных регламентах те ВРИ, которые предусмотрены классификатором.

    Как быть с участками, ВРИ по которым уже установлен без классификатора

    Уже установленный вид участка после введения в действие классификатора замене не подлежит, поскольку российские законодатели предусмотрительно ввели такое правило в изменениях в ЗК РФ (частью 11 ст. 34 ФЗ от 23.06.2014 № 171-ФЗ). И это абсолютно справедливо, так как защищаются права собственников таких земельных участков, если они предполагают продолжать на них деятельность согласно ВРИ, установленному до введения классификатора.

    Кроме того, правообладатель участка может подать заявление об установлении соответствия имеющегося ВРИ участка классификатору в уполномоченные органы госвласти, которые обязаны в срок не более месяца установить такое соответствие.

    Выбираем вид по классификатору

    Если вернуться в вышеописанной процедуре выбора ВРИ земельного участка под 9-этажный жилой дом, то собственник участка должен по классификатору выбрать вид разрешенного использования «Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)», код 2.6.

    Рассматривая ВРИ из группы 2 (жилые помещения), можно убедиться, что их наименование и описание выполнены с целью предотвращения злоупотреблений застройщиков и более четкого соблюдения требований к застройке конкретных территориальных зон. Так, например, если в данной зоне установлено ограничение по высоте жилых домов, то вместо типового ВРИ «для размещения многоквартирного дома», широко используемого во многих существующих ПЗЗ, по классификатору можно установить «малоэтажную жилую застройку» (до 3-х надземных этажей), «среднеэтажную жилую застройку» (до 8 надземных этажей) или «многоэтажную жилую застройку» (от 9-ти надземных этажей). Такие ВРИ не позволят застройщикам слишком вольно интерпретировать их содержание, что довольно часто встречается в настоящее время.

    Зачем нужно изменять ВРИ

    Нередки ситуации, когда возникает необходимость использования участка не по установленному ВРИ. Например, у собственника участка с установленным видом «земля для садоводства» возникло намерение выстроить на нем капитальный частный дом для собственного проживания. Или, наоборот, собственник участка под ИЖС вознамерился использовать его для ведения бизнеса, хочет построить на нем магазин или автомастерскую.

    Как же выполнить изменение разрешенного использования земельного участка?

    Этого можно добиться только одним способом – изменением его ВРИ. Но сделать это можно двумя путями: с заменой категории земель участка по ЗК РФ на другую (если этого требует новый ВРИ) или без такой замены.

    Изменение ВРИ с заменой категории участка на другую

    Такой способ изменения ВРИ подходит для больших участков земли, предназначенных, например, под пригородный коттеджный поселок или под новый жилой микрорайон, когда нужно перевести землю из категории сельхозземель в землю населенного пункта.

    Изменение вида разрешенного использования по этому способу позволяет установить для участка любой применяемый в практике ВРИ.

    Порядок замены категории четко прописан в ЗК РФ, а также в ФЗ № 172 от 21.12. 04 г.

    Сначала готовится следующий пакет документов:

    • ходатайство с указанием причины замены категории, имеющейся и требуемой категории, кадастрового номера участка;
    • личные документы заявителя;
    • выписку из госкадастра;
    • выписку из ЕГРП;
    • нотариально заверенное согласие собственника, если заявление от землепользователя.

    Документы подаются в уполномоченный орган госвласти (Правительство РФ, Правительство субъекта РФ, местные власти) в зависимости от собственности на землю, который в срок до 30 дней его рассматривает.

    При положительном решении органом госвласти выдается акт о переводе участка в другую категорию. Затем орган госвласти в 10-дневный срок направляет копию своего решения в Росреестр для внесения им изменений в госкадастр и ЕГРП в срок до 7 дней.

    Изменение ВРИ внутри одной категории по ЗК РФ

    Этот способ основан на ст. 37, 38 ГрК РФ и ст. 4.1 ФЗ «О введении в действие ГрК РФ».

    Сначала правообладатель участка обращается в местное Управление по архитектуре и градостроительству за ПЗЗ данного населенного пункта. Во включенном в ПЗЗ градостроительном регламенте должны быть прописаны все основные условно-разрешенные и вспомогательные ВРИ по каждой территориальной зоне.

    Выбрав по перечню видов своей зоны нужный вид использования, следует обратиться к местным властям с заявлением об установлении для участка нового ВРИ. Здесь нужно помнить, что проще всего устанавливать его из числа основных, для которых не требуется дополнительных разрешений.

    Получив соответствующее решение власти, можно обращаться в Росреестр с заявлением об учете изменений ВРИ участка.

    businessman.ru

    Как изменить вид разрешенного использования земельного участка

    Разрешенное использование – это особенности земельных участков, которые определяют их правовой режим. В свою очередь, он должен соответствовать разграничению территорий. Правовым режимом будет являться уже утвержденный вид использования, а территориальная зона будет главным понятием ВРИ.

    Бесплатная консультация юриста по телефону

    Задать вопрос юристу

    По Москве и Московской области

    Санкт-Петербург и область

    Федеральный номер

    Другими словами, разграничение территорий – это выделение её части, которая имеет особенность – правовой режим. Границы такого использования определены законодательством РФ (ЗК РФ, Федеральные законы по налогам и сборам, лесное, водное законодательство и т. д.) и, если оно не противоречит основному законодательству РФ, то законами и нормативными актами субъектов РФ.

    Пошаговая процедура изменения ВРИ земельного участка

    Когда требуется получить решение на перевод в другую категорию, к примеру, под капитальную застройку жилыми объектами в определенной области, то здесь будет заниматься таким вопросом Инвестсовет при Губернаторе данной области.

    Инвестору в таком случае необходимо:

    1. Подать соответствующее ходатайство.
    2. Сдать необходимый пакет документов.
    3. После регистрации, в течение одного рабочего дня, документы уходят в областное министерство по инвестиционной политике.
    4. В течение 14 дней такое министерство собирает заключения от исполнительной власти и задействованных компаний, министерства госимущества, министерства с/х, департамента градостроительного развития территорий области, местном органе самоуправления муниципалитета, Роспотребнадзоре РФ, и других структур, чтобы рассмотреть возможность такого перевода в другую категорию.
    5. Затем, министерство приступает к подготовке проекта решения инвестсовета при Губернаторе определенной области и вносит прошение на рассмотрение.
    6. По его рассмотрению, а также рассмотрению всех заключений, инвестсовет принимает соответствующее решение.

    Необходимый пакет документов:

    1. Заявление на изменение ВРИ.
    2. Копия паспорта гражданина РФ.
    3. Заверенные надлежащим образом копии правоустанавливающих документов на участок земли.
    4. Согласие собственника участка на изменение ВРИ.
    5. Заключение результатов проведения публичных слушаний (если их проведение обязательно).
    6. Фотографии земельного участка.
    7. Акты проверок муниципального земельного контроля (зависит от конкретной ситуации).
    8. Иллюстрации границ участка со всеми прилегающими территориями.
    9. Государственная экспертиза по охране природных ресурсов и экологии.

    Сроки рассмотрения и принятия решения:

    1. На стадии местных органов самоуправления: регламентированы определенным субъектом Федерации и местным самоуправлением. В подавляющем большинстве областей (субъектов РФ), срок рассмотрения заявления составляет до 80 рабочих дней – включая публичные слушания.
    2. На стадии министерства областного имущества: 17 рабочих дней.
    3. Пересылка пакета документов из одной структуры, в другую: 3 рабочих дня.
    4. Максимальный срок рассмотрения составит до 4 месяцев.
    Скачать образец заявления на изменение ВРИ в формате .doc (Word)

    Способы изменения ВРИ

    Вопрос перевода с/х земель в земли поселений, ввиду нехватки земли под индивидуальное строительство стоит особенно остро. К тому же, стоимость данных категорий земель, значительно отличается.

    Также, сегодня земельное законодательство РФ предусматривает возможность построить хорошее капитальное жилье, не беспокоясь о хлопотах перевода земли в другую категорию.

    Получить разрешение на строительство большого дома на сельскохозяйственной земле, с возможностью получить прописку и постоянно проживать в нем можно 2 способами:

    • N172-ФЗ (03.12.2004 г.) – о переводе в другую категорию.
    • N191-ФЗ (29.12.2004 г.) – о введении в действие ГрК РФ.

    Внутри одной категории

    Второй вариант наиболее распространен, он проще, но у него тоже имеется определенная процедура:

    1. Изменить ВРИ земли можно, исходя из схем освоения территории муниципалитета, генпланов поселений, городов и градостроительным регламентом, при соблюдении технических регламентов.
    2. Заявление об изменении ВРИ относят в орган самоуправления.
    3. Требуется проведение публичных слушаний, где участниками будут граждане, проживающие в рамках территориальной и смежной зонах.
    4. Существует требование обязательной публикации результатов указанных слушаний.
    5. Комиссия по организации слушаний делает заключение и выносит рекомендации, на основании которых глава местного органа самоуправления принимает соответствующее решение.

    При переводе участка из одной категории в другую

    Имеется определенный список, регламентирующий возможность перевода из одной категории земельного надела, в другую:

    1. Находящиеся в Федеральной собственности – решается Правительством Российской Федерации.
    2. В собственности субъектов РФ – органом власти конкретного субъекта Российской Федерации.
    3. Сельскохозяйственные земельные территории, находящиеся в собственности муниципалитетов – решается органом власти данного субъекта Российской Федерации.
    4. Земли частных собственников / сельскохозяйственного направления – исполнительная власть конкретного субъекта РФ.
    5. Земли иных назначений – местным органом самоуправления.

    Основные виды разрешённого использования земельных участков

    Бесплатная консультация юриста по телефону

    Задать вопрос юристу

    По Москве и Московской области

    Санкт-Петербург и область

    Федеральный номер

    Исчерпывающий список всех ВРИ закреплен в классификаторе, который призван упорядочить и выделить наиболее значимые виды жизнедеятельности человека и общества на участках земли.

    Зачастую, территориальная определенная зона включает ряд земельных участков и ВРИ на конкретный участок, что способствует развитию всей территории в целом. Кроме того, он определяет рыночную цену исходя из направления использования земли, отсюда и выходит размер налоговой ставки на неё.

    Условно-разрешенные виды пользования

    К основным данные ВРИ относиться не будут, но их введение градостроительный регламент допускает, только в границах определенной территории. Требуется дополнительное утверждение в комиссии по землепользованию муниципалитета. Также, необходимо проведение слушаний.

    Вспомогательные виды пользования

    Дополняют остальные ВРИ. Не являются преимущественными, могут существовать только совместно. Выбрать такие виды без основного будет незаконно. Например, направление земельного участка под гаражную застройку либо объекты инфраструктуры.

    ВРИ земельных участков определяются классификатором. Он имеет свои отличия:

    1. Всем ВРИ земельного участка присвоен свой код (обозначается числом). В содержании указывается список возможной деятельности, позволенной вести на конкретном участке, разрешенные к размещению объекты.
    2. В содержании предусмотрены 12 обобщенных и 81 уточненный вид. Если дальнейшее развитие территории ещё не известно, устанавливают обобщенный без уточнений ВРИ. Если он установлен как основной, то в этом случае на участке можно заниматься всеми видами хозяйственной деятельности, главное, чтобы он был предусмотрен уточненным ВРИ.
    3. Некоторые ВРИ описываются достаточно полно и развернуто. В классификаторе нет подразделения на условные, вспомогательные или основные ВРИ. Например, жилищное строительство допускает посадку и выращивание определенных сельскохозяйственных культур. Более того, для размещения линии ЛЭП, системы водопровода и похожих объектов, призванных обеспечивать жизнедеятельность человека, установление дополнительных или основных ВРИ не требуется.

    Основные виды пользования

    1. Сельскохозяйственное: выращивание лекарственных культур, звероводство, птицеводство, рыбоводство, питомники, обеспечение сельскохозяйственного производства и прочее.
    2. Жилая застройка: среднеэтажная жилая застройка, передвижное жилье и т. д.
    3. Использование объектов строительства: здравоохранение, религиозное использование, культурное развитие и прочее.
    4. Предпринимательство: рынки, гостиничный сервис, банковская и страховая деятельность, сервис автотранспорта и т. д.
    5. Рекреация: спортивная охота и рыбалка, поля для конных прогулок, пирсы для маломерных судов и т. п.
    6. Производственная деятельность: энергетика, связь, тяжелая и легкая промышленность, нефтяная промышленность и т. д.
    7. Транспорт: авто, железнодорожный транспорт и прочий.
    8. Безопасность и оборона: охрана гос. границ Российской Федерации, деятельность в области исполнения наказаний и далее по списку.
    9. Охрана и изучение природных объектов: охрана территорий природных объектов, курортный сервис, историческая деятельность.
    10. Лесное использование: заготавливание лесного ресурса, древесины, лесной резерв.
    11. Объекты на воде: общее пользование объектами на воде, гидротехнические конструкции.
    12. Общее пользование территории: ритуальная деятельность, специальная, запас.

    Для каких целей проводится процедура?

    В постановлениях и приказах исполнительной власти о наделении участками, в договорах и других документах, где подтверждается получение права владения, всегда описывается категория, которая имеет свой ВРИ. Например, индивидуальная застройка и ведение сельского хозяйства и т. д.

    Сегодня, зачастую приходится сталкиваться с переводом участков земли, предназначенных под садоводство – в дачный участок земли, так как на последних разрешено возведение здания с правом регистрации проживания в них, и многие владельцы коттеджей желают получить официальную прописку.

    Нюансы проведения публичных слушаний

    При отсутствии публичных слушаний

    Целесообразность проведения таких слушаний при переводе земельных участков (например, для инвестора) решается комиссией по проектированию застройки (землепользования).

    Кроме того, комиссия решает вопрос – насколько проведенные слушания отвечают реальному порядку вещей, и возможно ли обратить внимание на результаты проведения (заключение) данных слушаний. Утверждается главой администрации.

    Если проведение публичных слушаний необходимо

    Общие правила регламентирует ст. 39 Градостроительного Кодекса РФ и Устав муниципалитета:

    1. Участниками слушаний могут быть только собственники земельных участков либо арендаторы расположенных в границах этой территории участков, где запрашивается разрешение.
    2. Участники могут представлять свои замечания и предложения относительно предмета слушаний, что обязательно заносится в протокол данных слушаний.
    3. Результаты проведенных слушаний подлежат обязательной публикации в сети интернет на официальном ресурсе муниципалитета.
    4. Срок от начала сообщения участникам о проведении слушаний, и до опубликования заключения – не может составлять больше одного месяца.
    5. При положительном решении комиссия представляет рекомендации, при отказе указывает причины такого решения. Указанные документы направляются главе администрации.
    6. Лицо, заинтересованное в проведении публичных слушаний и получении решения, берет на себя все расходы, связанные с проведением такого слушания.

    homeurist.com

    что такое ври земельного участка

    Вид разрешенного использования земельного участка

    Практически любые вопросы использования земельного участка. будь то его застройка, реконструкция существующих на нем объектов недвижимости, приобретение в собственность и другие, прямо или косвенно переплетаются с вопросами установления и изменения вида разрешенного использования земельного.

    Вид разрешенного использования земельного участка – это установленная в публичном порядке совокупность разрешенных параметров использования.

    Виды разрешенного использования земли в РФ (2015)

    Классификатор ВРИ, Классификатор – Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный Приказом № 540 Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 г. [ 10 ]

    В нормативных актах Российской Федерации нет определения термина «разрешенное использование земли » или «вид разрешенного использования земли ( участка) ».

    Выбор вида разрешенного использования земельного участка

    Нормативного определения указанного понятия не существует. Однако анализ действующего законодательства позволяет сказать, что вид разрешенного использования относится к числу его важнейших характеристик, поскольку совместно с целевым назначением (категорией) земель, на которых земельный сформирован, определяет его правовой режим, от которого зависит, как земельный предоставляется пользователям, как он может использоваться и в каких пределах им можно распоряжаться.

    Изменение вида разрешенного использования земельных участков

    Часто нового собственника земельного участка не устраивает его целевое назначение. Например, он приобрел участок с/х назначения, а хочет на нем возвести загородный дом и т.д. Можно, конечно, изменить его целевое назначение путем изменения категории земель, но в ряде случаев проще и дешевле менять не категорию земли, а вид разрешенного использования (ВРИ) земельного участка, относящегося к той же категории.

    Изменение ВРИ земельного участка

    Имею земельный участок в собственности, который расположен рядом с трассой, участок этот отдельно стоящий. Хочу продавать шашлык на своей территории, а в последствии переоформить первый этаж моего дома под нежилое помещение и открыть магазин продуктов.

    Обратилась в центр поддержки малого предпринимательства за консультацией по данному вопросу. Сказали начать с изменения условно разрешенного вида использования земельного.

    Изменение ВРИ, кадастрой стоимости земельного участка.

    В г. Благовещенск, Амурской обл. наша организация на праве собственности владеет участком, св-во от 05.12.2007 г. и распложенным на нем зданием бывшего Клуба (Всероссийского общества слепых). Свидетельство выдано на основании договора купли-продажи.

    В соответствии с картой территориального зонирования, «Правил землепользования и застройки г. Благовещенска» попадает в зону Р-1, т.

    О виде разрешенного использования земельного участка и порядке его изменения.

    10 декабря 2014 года решением Тульской городской Думы № 5/95 внесены значительные изменения в правила землепользования и застройки муниципального образования город Тула.

    Размер платы за увеличение площади, которые находятся в частной собственности, из-за перераспределения земель в федеральной сфере, будет устанавливаться по определенным правилам.

    Федеральным законом от 21.

    Обзор нового классификатора видов разрешенного использования земельных участков (проблемные вопросы применения)

    24 декабря 2014 года вступает в действие новый классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540 1.

    До введения в действие классификатора виды разрешенного использования определяются согласно градостроительным регламентам, являющимся составной частью правил землепользования и застройки.

    Что такое ври земельного участка

    В настоящее время единственно возможным способом изменения Категории или Вида разрешенного использования (ВРИ) является включение этого в проекты Генерального плана и Правил Землепользования и Застройки поселения (ПЗЗ) сельского поселения. Разработка, согласование Генплана и ПЗЗ, внесение изменений в утвержденные Генплан и ПЗЗ являются основным предметом деятельности проектного бюро «Red line »

    Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) муниципальных образований – документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и устанавливает территориальные зоны, градостроительные регламенты.

    megatranslation.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о