последняя редакция ФЗ №60 с изменениями на 2022-2023 год и Комментариями
Добро пожаловать на сайт «Воздушный кодекс РФ», который будет полезен, в первую очередь, студентам и аспирантам юридических вузов. Здесь вы найдёте полный текст действующей редакции кодекса со всеми изменениями на 2023 год и комментарии к статьям.
Размещенные в образовательных целях цитаты из комментариев, находящихся в свободном доступе в открытых источниках сети Интернет, могут быть удалены по просьбе автора.
Переход к любой статье кодекса осуществляется через оглавление на главной странице, навигационную цепочку или систему поиска.
Воздушный кодекс или ФЗ № 60 посвящён не собственно воздуху, а пространству, расположенному выше суши и открытых водоёмов в зоне юрисдикции Российской Федерации. Этот документ регулирует пользование не воздухом, а воздушным пространством.
Объекты и термины
В обыденном понимании воздушным пространством можно назвать любую полость, заполненную газообразным содержимым. Однако к этой категории уже нельзя отнести резиновые шарики, заполненные гелием, поскольку воздухом называют то, из чего состоит атмосфера нашей планеты.
Воздухом заполнены помещения зданий, пещеры, метрополитены, но они не являются воздушным пространством, поскольку в соответствии с нормами ВЗК РФ, к таковому можно отнести только ничем не изолированные участки атмосферы. Их границы являются вертикальным продолжением государственных границ страны.
Данный кодекс регулирует взаимоотношения субъектов права в области использования воздушного пространства России при осуществлении (ст. 5 и 11):
- полётов любых воздушных судов России над территорией страны и за её пределами;
- нахождения и перемещения иностранных судов на территории России;
- строительства высоких сооружений;
- выбросов в атмосферу веществ, снижающих видимость;
- деятельности, создающей электромагнитные помехи;
- взрывных работ.
Четыре последних пункта являются второстепенными. Деятельность людей в данной сфере регулируется только с позиции обеспечения безопасности полётов любых средств перемещения в воздухе.
Регулирование, контроль и надзор
В главах 2, 3 и 4 сдержатся нормативы, которые регулируют использование воздушного пространства и функционирование всех структур авиации. К категории управления следует отнести и осуществление надзора в сфере безопасности полётов и качества оказываемых услуг. Надзор регулируется только одной статьёй кодекса – 28-й.
Всё атмосферное пространство страны для удобства управления, контроля и надзора поделено на структурные единицы – зоны, районы и маршруты (статья 15 ВЗК). В соответствии с этим делением осуществляется использование пространства на основе уведомлений, разрешений, ограничений или запрещений. Контроль заключается в проведении уполномоченными органами постоянных действий по выявлению нарушений в области использования воздушного пространства.
В рамках регламента ВЗК управление, контроль и надзор осуществляются только в отношении государственной, гражданской и экспериментальной авиации (ст. 20). Использование пространства судами военного назначения регулируется иным законодательством.
Объекты использования воздушного пространства
Теме объектов посвящены главы 5 – 9. В качестве таковых рассматриваются воздушные суда, наземные службы обеспечения движения, авиационный персонал, экипажи судов, эксплуатанты, предприятия.
Под воздушным судном понимается любой летательный аппарат, который может передвигаться в воздушном пространстве за счёт сил взаимодействия с газообразной средой (ст. 32). К этой категории не относятся аппараты на воздушной подушке. Несмотря на отсутствие касания с грунтом, они относятся к наземному транспорту.
Аэродромы и вертодромы представляют собой территории (акватории), на которых размещены строения, оборудование и специальные площадки, приспособленные для того, чтобы обеспечить судам взлёт, посадку и руление. Аэропорты, кроме аэродромов включают в себя ещё и аэровокзалы, то есть помещения для обслуживания пассажиров. Все эти объекты, а так же отдельные посадочные полосы и специальные сооружения представляют собой структурные части единой системы обеспечения воздушного движения (ст. 42 ВЗК РФ).
Кадровый состав людей, обеспечивающих полёты, делится на две категории – авиационный персонал и экипаж. К первой категории относятся люди, не входящие в состав экипажа, но работающие в сфере обеспечения полётов (ст. 52).
Для пилотируемых судов устанавливается минимально допустимый состав экипажа, который делится на две части – лётный и кабинный. К последней категории относятся бортпроводники и бортоператоры (ст. 56).
Под авиационными предприятиями Воздушный кодекс России понимает такие организации, которые осуществляют перемещения воздушным транспортом пассажиров и грузов (ст. 61). В отличие от предприятия эксплуатант только владеет или пользуется судном на условиях аренды.
Полёты
Законодательной регламентации полётов посвящены две главы – десятая и одиннадцатая. Первая содержит нормативы обеспечения полётов российских перевозчиков, вторая – иностранных и отечественных, совершающих международные перемещения.
Глава 10 создаёт базу для регламентации перемещения воздушных судов. По этой причине она состоит 13 статей, в то время глава 11 содержит всего лишь 4 статьи.
Для того, чтобы судно могло осуществить полёт, оно должно:
- иметь допуск и полный пакет необходимых документов;
- пройти определённую процедуру подготовки;
- иметь утверждённый план полёта;
- осуществлять связь с наземными службами на своей радиочастоте.
При полётах над населёнными пунктами летательный аппарат должен перемещаться на такой высоте, которая обеспечит ему возможность приземления при аварии за пределами строений. Сверхзвуковые самолёты должны летать на такой высоте, которая обеспечивает защиту населения от негативного воздействия ультразвука.
Безопасность, спасение и расследование
Полёты воздушных судов связаны с большой опасностью для людей. По этой причине данный кодекс особое внимание уделяет проблеме безопасности и помощи тем, кто попал в аварийную ситуацию.
Следует различать понятия авиационной безопасности и оказания помощи судну, терпящему бедствие. Под безопасностью подразумевается состояние защищённости процесса перемещения судов в атмосфере. Это комплекс превентивных мер, которые снижают вероятность возникновения аварийных ситуаций по разным причинам (ст. 83 ВЗК).
По отношению к судну, терпящему и потерпевшему бедствие, должны быть приняты меры по поиску и спасению экипажа и пассажиров. Это осуществляется специальными службами во взаимодействии с федеральными и местными органами власти.
Сами спасательные и поисковые работы осуществляются на безвозмездной основе. Однако эвакуация пассажиров и экипажа производится за счёт предприятия или эксплуатанта.
Таким образом, Воздушный кодекс представляет собой документ, посвящённый всему комплексу вопросов регламентации перемещения пилотируемых и беспилотных аппаратов в атмосфере, расположенной над территорией и акваторией России. Точнее было бы назвать его не столько воздушным, сколько полётным кодексом. Однако название ему дано не по процессу, а по среде, в которой этот процесс происходит.
Оглавление ВЗК РФ
Воздушный кодекс РФ по состоянию на 10 февраля 2022 с таблицей изменений
Купить офлайн
Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.
В наличии в 46 магазинах. Смотреть на карте
Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.
Текст Кодекса сверен с официальным источником и приводится по состоянию на 10 февраля 2022 года. Представленное вашему вниманию издание учитывает только изменения, внесенные опубликованными в официальных источниках на дату подписания издания в печать федеральными законами. Текст статей приводится на дату, обозначенную на обложке данной книги (дата актуализации). Если есть изменения, вступающие в силу позднее, то вместе с редакцией нормы, действующей на эту дату, приводится норма в новой редакции и указывается дата, с которой она вступает в силу.
Описание
Характеристики
Текст Кодекса сверен с официальным источником и приводится по состоянию на 10 февраля 2022 года. Представленное вашему вниманию издание учитывает только изменения, внесенные опубликованными в официальных источниках на дату подписания издания в печать федеральными законами. Текст статей приводится на дату, обозначенную на обложке данной книги (дата актуализации). Если есть изменения, вступающие в силу позднее, то вместе с редакцией нормы, действующей на эту дату, приводится норма в новой редакции и указывается дата, с которой она вступает в силу.
Проспект
На товар пока нет отзывов
Поделитесь своим мнением раньше всех
Как получить бонусы за отзыв о товаре
1
Сделайте заказ в интернет-магазине
2
Напишите развёрнутый отзыв от 300 символов только на то, что вы купили
3
Дождитесь, пока отзыв опубликуют.
Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в первой десятке.
Правила начисления бонусов
Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в первой десятке.
Правила начисления бонусов
Книга «Воздушный кодекс РФ по состоянию на 10 февраля 2022 с таблицей изменений» есть в наличии в интернет-магазине «Читай-город» по привлекательной цене. Если вы находитесь в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону или любом другом регионе России, вы можете оформить заказ на книгу «Воздушный кодекс РФ по состоянию на 10 февраля 2022 с таблицей изменений» и выбрать удобный способ его получения: самовывоз, доставка курьером или отправка почтой.
Чтобы покупать книги вам было ещё приятнее, мы регулярно проводим акции и конкурсы.Россия собирается арестовать сотни арендованных самолетов | Новости
Президент России Владимир Путин принял меры по фактическому изъятию у иностранных лизингодателей сотен самолетов, которые в настоящее время эксплуатируются российскими авиаперевозчиками.
Путин 14 марта подписал закон, который позволяет регистрировать самолеты в России, фактически конфискуя их у зарубежных владельцев в ответ на санкции, введенные западными странами в результате вторжения России в Украину почти три недели назад.
Источник: FastTailwind/Shutterstock.com
По данным Кремля, переезд «направлен на сохранение парка иностранных самолетов у эксплуатантов Российской Федерации в целях обеспечения бесперебойного функционирования деятельности в сфере гражданской авиации в рамках принятия «антисанкционных мер»».
На официальном кремлевском интернет-портале правовой информации опубликованы новые «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
На прошлой неделе министерство транспорта России предложило закон, определяющий условия возврата арендованных самолетов иностранным лизингодателям, включая одобрение правительственной комиссией.
«Поправки» приняты в ответ на широкомасштабные санкции, введенные Европейским союзом и другими западными странами после вторжения России в Украину 24 февраля. Страны закрыли воздушное пространство для самолетов друг друга с самого начала конфликта.
В России эксплуатируется около 515 коммерческих самолетов, арендованных у иностранных компаний, ориентировочная стоимость которых составляет 10 миллиардов долларов, по данным рейтингового агентства Scope Ratings, базирующегося в Германии. Почти половина самолетов поставляется ирландскими арендодателями.
Хотя санкции Европейского Союза требуют расторжения договоров аренды и возврата самолетов во владение к концу марта, Scope утверждает, что арендодателям «нереально» добиться этого в течение месяца, особенно с учетом того, что даже при нормальных обстоятельствах изъятие из России может занять до шести месяцев.
На выходных регулятор гражданской авиации Бермудских островов приостановил действие всех сертификатов летной годности самолетов, эксплуатируемых в России, в соответствии с двусторонним соглашением между двумя сторонами. Приостановка вступила в силу незадолго до 13 марта.
Большое количество гражданских самолетов, эксплуатируемых в России некоторыми из крупнейших операторов этой страны — Аэрофлот, Победа, S7 Airlines и Уральские авиалинии — находятся в реестре Бермудских островов, а двустороннее соглашение ИКАО означает, что Бермудские острова несут ответственность за подтверждение летной годности.
Базирующаяся в Дублине компания AerCap, безусловно, имеет наибольшее присутствие на российском рынке: 146 самолетов в аренде у перевозчиков в стране, за ней следуют SMBC Aviation Capital (35 плюс один управляемый самолет) и Air Lease (31) . Другие арендодатели в топ-10 включают BOC Aviation, Carlyle Aviation Partners, Dubai Aviation Capital и Avolon.
AerCap в заявлении фондового рынка от 28 февраля сообщила, что по состоянию на 31 декабря 2021 года около 5% ее флота по балансовой стоимости было сдано в аренду российским авиакомпаниям. В то время он заявил, что «полностью соблюдает все применимые санкции, которые потребуют от нас прекращения нашей лизинговой деятельности с российскими авиакомпаниями».
Поскольку страны запрещают российским самолетам летать в своем воздушном пространстве, Канада расследует сообщение о нарушении со стороны Аэрофлота
Си-Эн-Эн —
По мере того, как все больше стран переходят к запрету российских полетов в своем воздушном пространстве из-за продолжающегося вторжения в Украину, официальные лица в Канаде заявляют, что планируют начать расследование рейса Аэрофлота из Майами в Москву, который в воскресенье вторгся в воздушное пространство Канады.
В Украине уничтожен самый большой в мире самолет
Ранее в воскресенье министр транспорта Канады Омар Альгабра заявил, что воздушное пространство страны закрыто для всех российских эксплуатантов самолетов.
«Мы будем привлекать Россию к ответственности за неспровоцированные нападения на Украину», — написал он в Twitter.
CNN связался с Transport Canada и Аэрофлотом для получения дополнительной информации.
Аэрофлот, национальный перевозчик и крупнейшая авиакомпания России, не предлагает прямых рейсов в Канаду. Однако несколько ее рейсов традиционно проходят через воздушное пространство Канады в США.
На этом снимке с сайта ADSBexchange, сделанном 24 февраля в 11:15 по восточному времени, видно пустое воздушное пространство над Украиной и ее границей с Россией.
от ADSBexchangeУправление гражданской авиации России закрыло свое воздушное пространство для перевозчиков 36 стран, говорится в сообщении, распространенном в понедельник.
По данным агентства, такое решение было принято в ответ на запреты, введенные европейскими государствами в отношении перевозчиков или рейсов, зарегистрированных в России.
В воскресенье Европейский Союз объявил, что запрещает всем самолетам, принадлежащим России, зарегистрированным в России или контролируемым Россией, летать в своем воздушном пространстве.
«Эти самолеты больше не смогут садиться, взлетать или пролетать над территорией ЕС», — заявила президент ЕС Урсула фон дер Ляйен в заявлении, опубликованном 27 февраля.
«Это будет применяться к любому самолету, принадлежащему, зафрахтованному или иным образом контролируемому российским юридическим или физическим лицом. Итак, позвольте мне быть предельно ясным. Наше воздушное пространство будет закрыто для всех российских самолетов, включая частные самолеты олигархов».
В четверг Великобритания запретила полеты России в своем воздушном пространстве, а в пятницу Россия ответила взаимностью, запретив полеты, зарегистрированные в Великобритании, а также самолеты, принадлежащие, арендованные или эксплуатируемые лицами, связанными с Великобританией.
com/_components/paragraph/instances/paragraph_EA1B90EC-5388-5EF5-B717-3F9F50F96FA5@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»> Эти запреты в сочетании с закрытием воздушного пространства в связи с вторжением России в Украину создают огромные бесполетные зоны. Дальнемагистральные перевозчики, которые обычно пересекают Восточную Европу, чтобы попасть в Азию, вынуждены менять маршруты или вообще отменять рейсы.Как украинский конфликт может перекроить воздушную карту мира
Например, Finnair объявила в воскресенье о приостановке полетов в российском воздушном пространстве на одну неделю. В результате они отменяют одни рейсы и перенаправляют другие.
«Этим действием мы готовимся к возможным предстоящим нормативным изменениям», — говорится в заявлении.
«Мы отменяем наши рейсы в Сеул, Осаку, Токио и Шанхай в Азии, а также в Москву и Санкт-Петербург в России с 27 февраля по 6 марта 2022 года.
«Мы продолжаем летать из Хельсинки в Бангкок, Пхукет, Сингапур и Дели, а также из Стокгольма Арланда в Бангкок и Пхукет. Мы будем избегать использования воздушного пространства России, что увеличивает время в пути примерно на один час».
Подробнее о том, как украинский конфликт может перекроить воздушную карту мира, читайте здесь.
Флагманский российский перевозчик «Аэрофлот» сталкивается с растущими ограничениями по всему миру.
Гавриил Григоров/ТАСС/Getty Images cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_38018650-34A8-CDFE-4355-3F92729C4EAA@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»> Хотя США не запретили российским самолетам летать в своем воздушном пространстве по состоянию на утро понедельника, Delta Air Lines объявила в пятницу, что прекращает свое код-шеринговое соглашение с Аэрофлотом, вступающее в силу немедленно, в ответ на вторжение в Украину.Соглашение позволило Delta продавать билеты своим пассажирам на рейсы Аэрофлота из Москвы и позволило Аэрофлоту продавать билеты своим пассажирам на некоторые рейсы Delta, выполняемые из международного аэропорта имени Джона Ф. Кеннеди в Нью-Йорке и международного аэропорта Лос-Анджелеса.
«Мы удалили наш код из рейсов Аэрофлота за пределами московского аэропорта Шереметьево и удалили код Аэрофлота из рейсов Delta из Лос-Анджелеса и Нью-Йорка — JFK», — говорится в сообщении авиакомпании.