Водоотведение одн: Плата за водоотведение на общедомовые нужды в 2021 году

Содержание

Оплата за общедомовые нужды в 2020 году

Общедомовые нужды с недавнего времени числятся не коммунальными, а жилищными услугами. Такая смена статуса привела к изменениям в оплате услуг ЖКХ. Каковы в 2020 году особенности ОДН?

В 2020 году началась реализация законопроекта, касающегося платежей за общедомовые нужды.

В квитанциях плата за ОДН отныне указывается в строчке о содержании жилья, а не в строчке о коммуслугах, как это было ранее. Какими особенностями в 2020 году отличаются общедомовые нужды?

Основные моменты

Начиная с 2020 года, оплата за общедомовые нужды рассчитывается по новым правилам. Такое нововведение обусловлено необходимостью расчетов с учетом реального потребления.

По мнению законодателя, смена статуса услуги позволит начислять оплату только за действительно израсходованные ресурсы.

Новый алгоритм расчетов вводился постепенно. За время подготовки к переходу собственники и обслуживающие компании должны были подготовиться к изменениям в оплате.

В частности УК должны были провести проверку каждого дома, обнаружить случаи нецелевого употребления коммунальных ресурсов, выполнить работы по повышению энергоэффективности.

С 2020 года в квитанциях общедомовые нужды включаются в плату за содержание общего имущества.

Что это такое

Платеж ОДН рассчитывается на основании показаний общедомовых приборов учета, установленных в большинстве МКД, в сравнении с показаниями индивидуальных счетчиков.

ОДН представляет собой разницу меж показаниями личных счетчиков, установленных в квартирах жильцов, и общедомовых приборов учета в МКД.

Когда в квартире не установлен счетчик, то объем расходованных ресурсов рассчитывается как соотношение квартирной площади к сумме всех площадей общего имущества.

Если говорить о предназначении ОДН, то это коммунальные услуги, необходимые для поддержания нормальной жизнедеятельности всего многоквартирного дома.

Пересмотр расчета ОДН объясняется тем, что многие управляющие организации стали списывать в этот раздел собственные долги перед поставщиками ресурсов и иные сторонние затраты.

Из чего состоят

Большая часть собственников недостаточно понимает, что входит в общедомовые нужды. Общее представление таково, что ОДН это только освещение и отопление подъезда.

На самом деле кроме перечисленных затрат в РДН включаются расходы:

По электроснабжению Общедомового оборудования и помещений общего пользования

По водоснабжению на обслуживание и работу отопительной системы Мойку и уборку общих помещений, уход за придомовой территорией

Включать в состав ОДН прочие расходы ресурсов категорически запрещено. Жильцы не должны платить за общедомовые нужды сверх нормы.

На практике это выглядит так, что если часть энергоресурсов теряется в процессе доставки к конечному потребителю по вине УК, то затраты оплачивает управляющая организация.

Правовое регулирование

ФЗ № 176 был принят Госдумой РФ еще летом 2015 года. Цель закона позиционирована как создание условий для более эффективной работы в отрасли ЖКХ и улучшение платежной дисциплины.

Следствие закона должно было стать начисление платы за пользование коммуслуг, используемых для общего имущества МКД, исходя из реальной величины потребления, рассчитанной по специально определенным нормативам.

В настоящее время для взимания платы за ОДН применяются следующие нормативные акты:

ФЗ № 261 «Об энергосбережении»;

Постановления Правительства РФ № 344 и №354, включая приложения к ним, касающиеся предоставления коммуслуг жителям МКД;

ФЗ №176 от 29.06.2015.

Нововведения обусловили исчезновение строки об ОДН из платежных квитанций. Причина была в росте социальной напряженности среди населения и отказе многих собственников от оплаты непонятных расходов.

С 1.01.2017 плата за ОДН включается в состав оплаты за содержание общего имущества. Перечень расходуемых на общие нужды ресурсов приведении в ч.2 ст.154 ЖК РФ.

Для применения нового порядка Правительством РФ были внесены изменения в «Правила предоставления коммуслуг …», утвержденные Постановлением Правительства РФ № 354 от 6.05.2011.

Возникающие нюансы

Как же рассчитывается плата за ОДН в 2020 году? Существует два варианта расчетов. Основной критерий это наличие/отсутствие общедомового прибора учета в МКД.

В обоих случаях сначала рассчитывается объем израсходованных на общедомовые нужды ресурсов, а затем полученное значение распределяется по лицевым счетам жилых и нежилых помещений.

Если МКД оснащен счетчиком, то величина ОДН рассчитывается как разница между показаниями общего и индивидуальных счетчиков.

Выявленная разница разделяется меж всеми жильцами дома пропорционально площади занимаемых квартир.

Если счетчик в какой-то квартире отсутствует, то расчет осуществляется с применением нормативных показателей по расходу ресурсов на каждого зарегистрированного жильца и площади помещения.

Когда в МКД нет общедомового прибора учета, то объем ОДН определяется посредством умножения установленного местными властями норматива на общую площадь здания.

Применяемые нормативы могут отличаться в зависимости от региона. Из нюансов нового порядка нужно отметить то, что теперь управляющие организации обязаны самостоятельно оплачивать перерасход ресурсов.

Это приведет к тому, что УК будут более заинтересованы в своевременном устранении аварий и станут более тщательно следить за перерасходом.

Нормативы потребления

Для расчета платы за ОДН на уровне субъектов РФ должны быть утверждены нормативы потребления. Для определения правильных значений специалисты собирают показания по сотням тысяч объектов.

В частности учитывается объем поступивших ресурсов по общему счетчику и объем потраченных в индивидуальном порядке ресурсов по личным счетчикам.

Разница считается тем объемом коммунальных ресурсов, который необходим для содержания общего имущества МКД. Сравнение результатов всех проверенных домов позволяет определить средний показатель и утвердить его в качестве единого норматива.

Земельный участок ветеранам боевых действийПро выделение земельных участков ветеранам боевых действий смотрите в статье: земельный участок ветеранам боевых действий.

Как потратить материнский капитал на ремонт квартиры, читайте здесь.

Некоторые вопросы, связанные с новым порядком в отношении ОДН, были разъяснены Минстроем РФ. Так при включении ОДН в жилищные услуги УК (ЖК, ТСЖ и т.п.) должны руководствоваться ч.10 ст.12 ФЗ № 176 от 29.06.2015.

По факту это выглядит следующим образом:

К оплате предъявляется фактический объем ресурсов Потраченных на содержание общего имущества

Полученное значение сравнивается С действующими нормативами

Если фактический объем превышает норматив То разница оплачивается за счет УК

Жильцы МКД Оплачивают услуги в пределах утвержденных нормативов

Электроэнергии

Единого по стране норматива потребления электроэнергии для МКД не существует. Определение показателя зависит от многих факторов, например:

Этажность дома —

Наличие/отсутствие индивидуального отопительного пункта

лифта

насосного оборудования

освещения подъезда и придомовых территорий

Оборудования дома Общедомовым прибором учета

Если сравнивать утвержденные на 2020 год нормы в разных регионах, то значения получаются весьма разными. За 1 кв.м. норматив потребления электроэнергии по ОДН колеблется в среднем от 0,6 кВт/ч до 7 кВт/ч.

Для уменьшения оплаты ОДН по электричеству необходимо:

Установить общедомовой счетчик Затраты на который окупаются за несколько месяцев

Своевременно подавать показания по индивидуальным счетчикам Поскольку отсутствие реальных значений ведет к расчету оплаты по нормативам потребления

Контролировать работу Управляющих организаций

Позаботиться о смене старой проводки на новую Что позволяет свести к нулю потери энергии

На что расходуется вода

Расходы ОДН на холодную воду включают в себя:

очистку сетей;

потери внутри МКД;

расход воды на общие расходы для помещений и придомовых территорий.

Расходы ОДН на горячую воду тратятся на:

технологические работы, касающиеся обеспечения действия отопительной системы;

сброс воды при ремонте системы отопления;

внутридомовые потери.

Официальные нормативы потребления холодной воды по ОДН на примере Ставропольского края колеблются в пределах 0,029-0,067 кубометра на 1 кв.м.

При этом учитываются такие факторы, как:

наличие в МКД системы водоотведения;

наличие централизованного водоснабжения;

типы установленных ванн по объему и т.д.

Как и в случае с электроэнергией расчет ОДН по водоснабжению основан на разнице показаний общедомовых и индивидуальных счетчиков.

Водоотведение на общедомовые нужды в 2020 году не может превышать объема воды, израсходованной на ОДН.

Другие

Кроме электроэнергии и водоснабжения в ОДН включается плата за отопление, поскольку тепло должно поддерживаться не только в квартирах, но и в общедомовых помещениях.

Но в этом случае нельзя определить посредством счетчиков, сколько тепла затрачено на каждое помещение в отдельности. К тому же отопление всегда относится к коммунальным услугам.

Независимо от способа управления МКД тепло оплачивается совокупно без разделения на личное и общедомовое потребление. Закреплена эта норма в п.40 Правил предоставления коммуслуг.

Для расчета оплаты за отопление в составе ОДН применяется норматив потребления тепловой энергии, который умножается на площадь общих помещений в доме. Полученное значение разделяется на всех жильцов.

Какие установлены тарифы на 2020 год

Тарифы, утверждаемые региональными властями, публикуются на сайтах управляющих компаний. Публикации подлежат и нормативы потребления по ОДН.

Таким образом каждый гражданин может проверить правильность начисления оплаты. Благодаря этому расчет оплаты за коммунальные услуги становится более прозрачным.

Собственник помещения в МКД, зная тарифы на коммунальные ресурсы, может самостоятельно рассчитать плату за личное потребление ресурсов.

Зная норматив по ОДН можно сравнить заявленную плату по общедомовым расходом и установить ее соответствие норме или превышение.

В 2020 году Правительством утверждено повышение тарифов ЖКХ. Но при учете кризиса в экономике рост тарифов будет весьма умеренным.

Предполагается, что с 1 июля тарифы увеличатся на 2,5-7,5% в зависимости от конкретного региона.

Как рассчитываются объемы

Расчет объема ОДН в МКД зависит, прежде всего, от наличия или отсутствия общедомовых приборов учета.

Если общий счетчик присутствует, расчет ОДН будет таким:

Снимаются показания общедомового прибора учета.

Снимаются показания индивидуальных счетчиков.

Определяется разница значений.

Превышение показаний общедомового счетчика делится по количеству квартир пропорционально площади помещений.

Полученный показатель сравнивается с нормативом потребления ОДН.

Если величина ОДН не превышает норматива, то она полностью включается в оплату содержания жилья.

Когда рассчитанный показатель получается выше положенного, то жильцы оплачивают ОДН по утвержденным нормативов, а остаток оплачивается управляющей организацией.

При отсутствии общедомового счетчика порядок практически аналогичен, но в этом случае объемы потребления рассчитываются согласно нормам на человека или объем площади.

Водоотведение. По какой формуле определяем объем для расчетов с РСО

На протяжении уже многих лет правовое регулирование отношений, связанных с оплатой водоотведения на общедомовые нужды, а теперь — отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подвержено каким-то невероятным колебаниям и изменениям, которые на практике приводили то к таким крайностям как полное освобождение управляющих организаций и потребителей от оплаты этих услуг (ресурсов), то к признанию за указанными лицами обязанности их оплачивать.

С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). А именно, расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе сточных вод (водоотведения), потребляемых при содержании общего имущества многоквартирного дома, включены в состав платы за содержание жилого помещения (п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 154, ч. 9.1 ст. 156 ЖК РФ).

Постановлениями Правительства РФ от 29.06.2016 N 603, от 26.12.2016 N 1498 внесены изменения в Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее Правила N 124), которыми законодатель изменил порядок определения обязательств по оплате сточных вод, отводимых за расчетный период по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения от МКД, не оборудованного ОДПУ сточных вод (водоотведения), установив два варианта расчета.

Выбор варианта расчета зависит от того, заключается ли договор ресурсоснабжения в целях предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме (подпункт «в(4)» пункта 21 Правил N 124), или

же договор ресурсоснабжения заключается в случаях, предусмотренных подпунктами «г» — «ж» пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг, только в целях содержания общего имущества МКД (подпункт «в» пункта 21 (1) Правил N 124).

Так, в первом случае, когда управляющая организация заключает договор ресурсоснабжения (водоотведения) для целей приобретения полного объема коммунальных ресурсов, включающего в себя объем, необходимый для предоставления коммунальных услуг и для содержания общего имущества, подлежит применению пп. в(4) п. 21 Правил №124 (начал действовать с 01.06.17), согласно которому объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения от многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле:

 

VСТ = VХВС + VГВС,

где:

VCT — объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения;

VXBC — объем холодной воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом;

VГBC — объем горячей воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом.

Из приведенной формулы следует, что управляющая организация, являющаяся исполнителем коммунальной услуги водоотведения в многоквартирном доме, не оборудованном ОДПУ сточных вод, оплачивает в адрес РСО объем отводимых сточных вод, определенный путем суммирования объемов холодной и горячей воды, поставленных в МКД в расчетный период.

Обращаем внимание, что в этом случае управляющая организация, руководствуясь положением ч. 9.3 ст. 156 ЖК РФ сможет предъявить потребителям к оплате расходы на оплату отведения сточных вод при содержании общего имущества в объеме, определенном исходя из норматива, утвержденного субъектом РФ. Следовательно, у управляющей организации может возникнуть разница между той платой, которую она вправе выставить потребителям (за коммунальную услугу водоотведения и за сточные воды, отводимые при содержании общего имущества) и платой, которую она обязана заплатить РСО по сумме показаний ОДПУ холодной и горячей воды. Фактически это убыток УО, поскольку выставить эту разницу потребителям УО не вправе.

Во втором случае, когда управляющая организация заключает договор ресурсоснабжения только в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, не оборудованном общедомовым прибором учета соответствующего коммунального ресурса, объем коммунального ресурса, подлежащий оплате УО, определяется за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с пп. в) п. 21(1) Правил №124 (начал действовать в приведенном ниже виде с 01.01.17) по формуле:

   

 

где  определяется в соответствии с пунктом 21 Правил №124, т.е. представляет собой объем (количество) коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, определенный за расчетный период исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Казалось бы, теперь все понятно, и управляющая организация, смирившись с тем, что и при отсутствии в местах общего пользования устройств и санитарно-технического оборудования, исключающего потребление соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, обязана оплачивать такой коммунальный ресурс в объеме, определенном в соответствии с приведенными выше положениями Правил №354 (в зависимости от того, приобретает ли она коммунальный ресурс в полном объеме или только для целей содержания общего имущества при прямых договорных отношениях между потребителями и РСО).

Но не тут-то было…

В настоящее время в судебной практике сформировалось два различных подхода к определению объема обязательств управляющей организации в том случае, когда она заключает договор водоотведения только в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, не оборудованном (общедомовым) прибором учета сточных вод.

Первый подход отражает изложенную выше позицию, согласно которой «…порядок определения обязательств по оплате сточных вод

, отводимых за расчетный период по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения от МКД, не оборудованного ОДПУ сточных вод (водоотведения), … зависит от того, заключается ли договор ресурсоснабжения в целях предоставления коммунальных услуг и оплаты ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в МКД (подпункт «в(4)» пункта 21 Правил N 124), или же договор ресурсоснабжения заключен … в целях содержания общего имущества МКД (подпункт «в» пункта 21 (1) Правил N 124).

…Подпункт «в» пункта 21 (1) Правил N 124 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498, действовавшей с 01.01.2017) в корреспонденции с пунктом 21 Правил N 124 предусматривает, что объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества МКД, не оборудованного ОДПУ сточных вод (водоотведения),

определяется за расчетный период (расчетный месяц) исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в случае, когда договор ресурсоснабжения заключен применительно к ситуации, предусмотренной подпунктом «в» пункта 21 (1) Правил N 124, МКД не оборудован ОДПУ сточных вод, объем обязательств исполнителя по оплате коммунальных услуг водоотведения ограничен установленными нормативами потребления и не может быть определен иным образом».

Такого подхода придерживается Арбитражный суд Северо-Кавказского округа (см. Постановление от 29.01.2020 N Ф08-11312/2019 по делу N А32-49425/2017), Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (см. Постановление от 13.11.2018 N Ф04-4943/2018 по делу N А75-2369/2018 (Определением ВС РФ от 19.02.2019 N 304-ЭС18-25515 отказано в пересмотре), Постановление от 05.11.2019 N Ф04-4943/2018 по делу N А75-2369/2018 (Определением ВС РФ от 02.03.2020 N 304-ЭС18-25515 отказано в пересмотре).

Кроме того, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в Постановлении от 02.03.2020 N Ф04-54/2020 по делу N А81-4933/2019 указывает на то, что

«… одновременного применения к отношениям сторон пунктов 21 и 21(1) Правила N 124 не предусматривают (определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2019 N 303-ЭС18-24912).

…Установление обстоятельств наличия (отсутствия) у ответчика статуса исполнителя коммунальных услуг (в том числе — применительно к отдельным видам ресурсов) позволило бы суду определить подлежащие применению к отношениям сторон пункты 21 либо 21(1) Правил N 124 в целях правильного определения объема потребленного ресурса (балансовым методом либо по нормативу). Без установления данных обстоятельств выводы суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований являются преждевременными».

Мнения о том, что для правильного разрешения вопроса об определении объема обязательств управляющей организации по оплате отводимых сточных вод из МКД, не оборудованного общедомовым прибором учета сточных вод, имеет значение статус управляющей организации – является она исполнителем коммунальной услуги водоотведения или нет, придерживается и Арбитражный суд Уральского округа.

Так, в Постановлении от 20.04.2020 N Ф09-21/20 по делу N А76-20664/2019 указано, что «…суды обоснованно отклонили довод ответчика о том, что размер платы за коммунальную услуг по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, при отсутствии коллективного прибора учета сточных вод определяется по нормативу потребления коммунальной услуги в соответствии с подпунктом «в» пункта 21(1) Правил N 124 как основанный на неверном толковании закона…. поскольку документальных доказательств наличия обстоятельств, установленных «г» — «ж» пункта 17 Правил N 354, в спорном расчетном периоде, ответчиком суду не представлено

».

Т.е. если бы управляющая организация при рассмотрении указанного дела представила доказательства, подтверждающие, что коммунальную услугу водоотведения потребителям предоставляет РСО по любому из оснований, предусмотренных в пп. г)-ж) п.17 Правил №354, судом вероятно, был бы принят во внимание ее довод о необходимости определения объема сточных вод, подлежащих оплате УО в РСО по формуле пп. в) п. 21(1) Правил №124 и решение могло бы состояться в ее пользу.

Приведенная практика отражает позицию судов, основанную на признании необходимости применения пп. в) п. 21(1) Правил №124 при определении объема отводимых сточных вод, подлежащих оплате управляющей организацией, не являющейся исполнителем коммунальной услуги водоотведения, заключившей с РСО договор на отведение сточных вод только в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, не оборудованном ОДПУ сточных…

Полная версия доступна только подсписчикам

ОДН на водоотведение | ООО «СТАРТ»

Cерьезные споры между исполнителями коммунальных услуг (далее – ИКУ) и ресурсоснабжающими организациями (далее – РСО) начались после того, как Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 №344 были внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 (далее – Правила 354) и в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №306 (далее – Правила 306). 23 декабря 2015 года Президиум Верховного суда РФ наконец-то поставил точку в спорах между ИКУ и РСО, утвердив «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015)», в котором указал, что в отсутствие общедомового прибора сточных вод оснований для предъявления к оплате исполнителям коммунальных услуг в пользу РСО платы за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд не имеется. Однако, Минстрой России не смирился с таким положением дел и подготовил проект Постановления Правительства РФ, предусматривающий, в числе прочего, внесение изменений в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные ПП РФ от 14.02.2012 N124 (далее – Правила 124) в части расчета объема водоотведения. Указанный проект  был одобрен Правительством РФ и принят в виде Постановления Правительства  РФ от 29.06.2016 N603.

В настоящей статье рассмотрены несколько периодов, в течение которых действовали различные нормы, регламентирующие порядок расчета объема «водоотведения на ОДН», подлежащего оплате от ИКУ в пользу РСО.

Период с 01 июня 2013 года до 30 июня 2016 года

Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 №344 были внесены изменения в Правила 354, в частности, из пп.«в» п.4 указанных Правил исключено водоотведение из помещений, входящих в состав общего имущества МКД. Кроме того, ПП РФ от  16.04.2013 №344 с 27.04.2013 из п.29 Правил 306 исключен абзац 2, который определял порядок расчета норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на  ОДН. Также удалено упоминание о единице измерения такого норматива из пп.«в» п.7 того же документа. Указанные изменения вступили в силу с 01 июня 2013 года. Таким образом, с 01 июня 2013 года норматив потребления водоотведения на ОДН отменён, т.е. равен нулю. При этом подпункт «в» пункта 21 Правил 124 устанавливал, что расчет стоимости коммунальных ресурсов, подлежащих оплате исполнителями коммунальных услуг в пользу РСО определялся с учетом положений Правил 354. Таким образом, если руководствоваться нормами жилищного законодательства РФ, в частности – Правилами 124, Правилами 354, Правилами 306, «водоотведение на ОДН» должно было исчезнуть не только из квитанций на оплату коммунальных услуг, предъявляемых к оплате потребителям таких услуг, но и из счетов, выставляемых ресурсоснабжающими организациями управляющим организациям (УО), ТСЖ, ЖСК.

Для РСО, предоставляющих коммунальный ресурс по отведению сточных вод, сложившаяся ситуация означала лишь снижение доходов, без какого-либо снижения расходной части бюджета, при этом не производилось никаких технических преобразований, каких-либо работ, не было оснований для изменения численности персонала и т.п. Правительство РФ практически просто ликвидировало одну из статей доходов РСО, ничем эту потерю не компенсируя. С целью недопущения возникающих выпадающих доходов (убытков), ряд РСО решили продолжить выставлять ИКУ счета на оплату общедомового водоотведения в МКД, оборудованных общедомовыми приборами учета (далее – ОПУ) ГВС и ХВС, но не оборудованным ОПУ водоотведения, в объеме, равном сумме объемов потребления ГВС и ХВС, определенных по показаниям соответствующих ОПУ, ссылаясь при этом на положения Федерального закон от 07.12.2011 N416-ФЗ (далее – закон 416-ФЗ). При этом по домам, не оборудованным ОПУ ГВС и ХВС, РСО ничего не оставалось делать, как прекратить выставлять к оплате «водоотведение на ОДН» – норматив был отменен, а придумать какое-либо хотя бы отдаленно правдоподобное обоснование предъявлять к оплате ИКУ несуществующую услугу, у РСО не получалось. По домам, оборудованным ОПУ водоотведения (а, например, автору статьи такие дома на практике не встречались) расчет велся по этим приборам, и вопросов ни у кого не возникало.

Очевидно, что попытки РСО не допустить убытков в виде прекращения поступления денежных средств в счет оплаты «водоотведения на ОДН» приводили к возникновению аналогичных убытков у ИКУ – ведь предъявления «водоотведения на ОДН» к оплате потребителям коммунальных услуг закон теперь не предусматривал, а оплату коммунальных ресурсов на предоставление этой несуществующей коммунальной услуги РСО требовали. И по всей России начались судебные разбирательства по вопросу, существует или нет «водоотведение на ОДН». Единообразие судебной практики было достигнуто лишь полтора года спустя после начала таких споров – в декабре 2015 года Верховный суд РФ принял несколько судебных постановлений, которыми установил, что «водоотведения на ОДН» не существует, и такая услуга оплате не подлежит ни в пользу ИКУ, ни в пользу РСО.

Стоит отметить, что Минстрой России первоначально письмом от 10.04.2014 N 5942- МС/04 поддержал РСО, требовавших с ИКУ оплачивать «водоотведение на ОДН», впоследствии изменил свое мнение, указав письмом от 23.12.2014 N 25364-ОГ/04 , что плата за «водоотведение на ОДН» в домах, не оборудованных ОПУ водоотведения, равна нулю. Однако, если апрельское письмо Минстроя многие суды приняли в качестве доказательства  наличия обязанности ИКУ оплачивать «водоотведение       на      ОДН», поскольку на тот момент единообразная судебная практика еще не сложилась и разъяснения Минстроя России являлись чуть ли не единственной внятной позицией федеральных органов государственной власти, то декабрьское письмо Минстроя уже не принималось судами с таким воодушевлением, так письма Минстроя нормативными актами не являются, а сложившаяся к декабрю судебная практика позволяла аргументировать позицию об обязанности ИКУ оплачивать «водоотведение на ОДН».

И только в 2015 году ситуация переломилась – суды по всё большему количеству дел стали устанавливать отсутствие «водоотведения на ОДН» и отсутствие оснований для предъявления такого коммунального ресурса к оплате ИКУ со стороны РСО, а в декабре 2015 года Президиум ВС РФ утвердил указанную позицию в «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015)».

Таким образом, в период с 01.06.2013 по 30.06.2016 предъявление к оплате «водоотведения на ОДН» не основано на законе.


Период с 01 июля по 31 декабря 2016 года

После утверждения Президиумом ВС РФ 23 декабря 2015 года «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015)» наконец-то была определена единая для всех судов РФ позиция, что «водоотведения на ОДН» нет, такая услуга не подлежит оплате ни потребителями в пользу исполнителей, ни исполнителями  в пользу РСО, и в первом полугодии 2016 года острота вопроса стала спадать.

Однако уже 29 июня 2016 года Правительство РФ приняло Постановление 603 (проект  ПП РФ разработан Минстроем России), которым внесены поправки в ряд  НПА жилищной сферы. В числе прочего изменен подпункт «в» пункта 21 Правил 124, а именно: исключено распространение указанной нормы на определение объема водоотведения при расчетах ИКУ с РСО. Напомним – формула, утвержденная указанной нормой, ссылается на Правила 354. С учетом внесенной поправки, казалось бы, регулирование порядка расчета стоимости водоотведения, подлежащего оплате ИКУ в пользу РСО, больше в жилищном законодательстве РФ не предусматривалось. А поскольку жилищным законодательством (имеющим высший приоритет) вопрос не урегулирован, тогда подлежат применению нормы гражданского законодательства, в частности – Закон 416-ФЗ. Именно на этот закон в течение несколько лет ссылались РСО, требующие от ИКУ оплаты несуществующей услуги «водоотведение на ОДН».

Хочется отметить, что причиной внесения указанной поправки может быть (и иных вариантов просто невозможно придумать!) исключительно желание обязать ИКУ вносить в пользу РСО оплату «водоотведение на ОДН», тем самым увеличивая доходы соответствующих РСО. Через некоторое время после вступления в силу изменений Минстрой                        России         письмом        от      02.09.2016     N            28483-АЧ/04,           подписанным     лично А.В.Чибисом, разъяснил, что объем водоотведения многоквартирного дома (далее – МКД) при отсутствии ОПУ сточных вод и при наличии ОПУ ХВС и ГВС определяется как сумма показаний ОПУ ХВС и ГВС. То есть фактически Минстрой попытался вопреки ранее сложившейся судебной практике вернуть оплату «водоотведения на ОДН» от ИКУ  в        пользу РСО.              Примечательно,       что           соответствующие     поправки           в  Правила    354, регулирующие отношения исполнителей с потребителями, не вносились. То есть Минстрой России намеренно ухудшал положение УО/ТСЖ/ЖСК, попытавшись обязать их оплачивать в пользу РСО услугу, не подлежащую оплате потребителями в пользу ИКУ.

Однако, Минстрой России уже традиционно (как показывает практика) при подготовке проекта Постановления Правительства РФ не счел нужным проводить комплексный анализ норм законодательства, не стал разбираться в своем же творчестве, а просто изменил ту норму, на которую ссылались суды, признавая отсутствие «водоотведения на ОДН». Но оказалось, что не только подпункт «в» пункта 21 Правил 124 регулировал так интересующий Минстрой вопрос оплаты «водоотведения на ОДН».

Из комплексного анализа жилищного законодательства РФ вытекает следующее:

Правительством РФ принято Постановление от 28.03.2012 N 253, подпункт «б» пункта 2 которого устанавливает:

«2. Установить, что требования, утвержденные настоящим постановлением: …

б) применяются к отношениям, вытекающим из договоров поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, заключенных управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно- строительными, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими      кооперативами      с      ресурсоснабжающими       организациями до вступления в силу требований, утвержденных настоящим постановлением,  в  части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих требований».

Указанным Постановлением утверждены Требования к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, пункт 4 которых устанавливает:

«4. Поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты коммунальных услуг денежные      средства,             подлежащие         перечислению     в       пользу  ресурсоснабжающих организаций и  регионального  оператора  (далее                    —        платежи      потребителей), перечисляются этим организациям способами, которые определены в договоре ресурсоснабжения,              договоре    на        оказание      услуг  по  обращению  с      твердыми коммунальными отходами и которые не противоречат законодательству Российской Федерации».

Исходя из приведенной нормы оплата коммунальных ресурсов исполнителем коммунальной услуги в пользу соответствующей ресурсоснабжающей организации осуществляется именно из средств, поступивших исполнителю от потребителей в счет оплаты коммунальной услуги.

Абзац 2 пункта 13 Правил 354 устанавливает: «Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации».

Приведенные нормы коррелируются с Определением ВАС РФ от 30.05.2014 N ВАС- 6046/14 («Обязательства компании перед ресурсоснабжающей организацией не  могут быть          большими,                   чем                       обязательства            собственников       и пользователей    помещений многоквартирного жилого дома перед управляющей организацией по расчетам за поставленный ресурс (за исключением случаев, специально предусмотренных законом)»)  и с Определением ВС РФ от 25.08.2015 по делу N307-ЭС15-8761 («В силу пункта 13 ПравилN354 условия договоров с ресурсоснабжающими организациями не должны противоречить данному нормативному правовому акту»).

Исходя из сказанного, объем отводимых сточных вод, подлежащих оплате ИКУ в пользу РСО, равен объему водоотведения, подлежащего оплате потребителями такой услуги в пользу ИКУ. То есть расчет должен вестись именно в соответствии с Правилами 354. Закон 416-ФЗ в данном случае применению не подлежит.

Приведенная позиция подтверждается и «свежими» судебными постановлениями – например, Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.07.2017   по делу № А42-7455/2016 установлено:

«В силу прямого указания пункта 13 Правил № 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления         коммунальных    услуг   потребителям      определяются  с     учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 13 и пунктом 3 статьи 14 Закона № 416-ФЗ договоры водоснабжения и водоотведения являются публичными, а в соответствии с пунктами 4 и  5 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.), при этом условия публичного договора, не соответствующие таким правилам, ничтожны.

Таким образом, к отношениям сторон должны применяться положения Правил № 354, определяющие состав соответствующих коммунальных услуг.…

Определение объема водоотведения на общедомовые нужды исходя из учтенных средствами измерений объемов воды, полученной абонентом из всех источников водоснабжения, включая горячее водоснабжения, противоречит требованиям Правил № 354.

Принимая во внимание, что в многоквартирных домах отсутствовали общедомовые приборы учета сточных вод, законных оснований для начисления … платы за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд не имелось. При таких обстоятельствах вывод судов о том, что расчет требований по услуге водоотведения является правильным, нельзя признать обоснованным…

Ссылка судов на Постановление № 603 является несостоятельной, поскольку внесение изменений в Правила № 124 не привело к изменениям в Правилах № 354, которые в спорный период регулировали отношения сторон. Кроме того, до внесения изменений в подпункт «в» пункта 21 Правил № 124 приведенная в данной норме формула применялась не полностью, так как значение объемов водоотведения на общедомовые нужды не определялось (равнялись нулю)».

Таким образом, в период с 01.07.2016 по 31.12.2016 предъявление к оплате «водоотведения на ОДН» не основано на законе.

Период с 01 января по 31 мая 2017 года

01.01.2017  вступили  в  силу  поправки,  внесенные  в  ЖК  РФ  Федеральным  законом   от 29.06.2015 N176-ФЗ (далее – Закон 176-ФЗ), в части включения стоимости коммунальных услуг на ОДН в состав платы за содержание жилья. Кроме того, 1 января 2017 года вступили в силу соответствующие поправки в ряд Постановлений

Правительства РФ, внесенные ПП РФ от 26.12.2016 N1498. Примечательно, что поправка, ранее внесенная ПП РФ от 29.06.2016 N603 в подпункт «в» пункта 21 Правил 124, Постановлением 1498 была из указанной нормы исключена, то есть Правительство РФ таким образом фактически признало ошибочность внесенного ранее изменения.

Согласно новым поправкам с 01.01.2017 в состав содержания жилья включено, в числе прочего, «отведение сточных вод в целях содержания общего имущества» (именно эта составляющая ранее называлась «водоотведение на ОДН») и установлен порядок расчета объема и стоимости указанного «отведения сточных вод», подлежащего оплате лицом, управляющим многоквартирным домом, в пользу РСО.

Необходимо обратить внимание, что пункты 2-3 ПП РФ от 26.12.2016 N1498 устанавливают:

«2. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации: …

не позднее 1 июня 2017 г. утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления.

3. До утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее 1 июня 2017 г., при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г. нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды».

Исходя из приведенных положений, объем «водоотведения на ОДН», подлежащий оплате ИКУ в пользу РСО, должен с начала 2017 года рассчитываться по нормативу, действующему по состоянию на 01.11.2016, а установление такого норматива не предусматривалось, то есть было равно нулю. Следовательно, с 01.01.2017 как и в предыдущие периоды, предъявление к оплате ИКУ в пользу РСО стоимости «водоотведения на ОДН» не предусмотрено.

Однако, необходимо учесть, что такое положение действует только до момента утверждения субъектом РФ норматива потребления отведения сточных вод в целях содержания общего имущества, но не позднее 1 июня 2017 года.

Период с 01 июня 2017 года

01.06.2017 вступило в силу еще одно изменение, внесенное в пункт 21 Правил 124 – указанная норма дополнена подпунктом «в.4», который устанавливает:

«21.    При    установлении   порядка   определения    объемов    коммунального           ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях предоставления       коммунальных          услуг и           потребляемого            при     содержании          общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных пунктом

21.1 настоящих Правил, учитывается следующее: …

в.4) объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения от многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле:

VСТ = VХВС + VГВС

, где:

VСТ — объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным      сетям      инженерно-технического     обеспечения      по                                      договору водоотведения;

VХВС — объем холодной воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом;

VГВС — объем горячей воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом».

Таким образом, с 1 июня 2017 года ИКУ обязаны вносить в РСО оплату отведения сточных вод в объеме, равном сумме поступающих в МКД объемов ХВС и ГВС. Можно сказать, что «эпопея» с «водоотведением на ОДН» подошла к завершению, и завершается она победой ресурсоснабжающих организаций и поддерживающего их Минстроя России – с 01.06.2017 «водоотведение на ОДН» подлежит оплате в пользу РСО лицом, управляющим МКД.

Автор: Нифонтов Д.Ю.

Источник — www.acato.ru

Законно ли начисление одн за водоотведение в 2021г — правильные Ответы

Автор Виктор Юрьевич На чтение 12 мин. Просмотров 173 Опубликовано

Жильцы не должны оплачивать услуги по водоотведению на общедомовые нужды при отсутствии в доме коллективных приборов учета

При этом Суд отклонил довод ресурсоснабжающей компании о том, что при отсутствии у абонента прибора учета сточных вод допустимо осуществление коммерческого учета расчетным способом (объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения) (п. 11 ст. 20 Федерального закона от 7 декабря 2021 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»). Дело в том, что правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, поэтому законодательство о водоснабжении в данном случае применяться не должно.

ВС РФ напомнил, что положение, предусматривающее расчет норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды, было исключено из законодательства 1 июня 2021 года (подп. «а» п. 2 постановления Правительства РФ от 16 апреля 2021 г. № 344). Это означает, что ресурсоснабжающие компании могут взимать стоимость услуги по водоотведению на общедомовые нужды только в том случае, если в многоквартирном доме установлен общедомовой счетчик сточных вод. В противном случае стоимость услуги по водоотведению должна рассчитываться только отдельно для каждой квартиры – по показаниям приборов учета или (в случае их отсутствия) по нормативу (п. 42, п. 43 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).

Водоотведение на ОДН в 2021 году: особенности расчетов и оплаты

О том, что следует понимать под термином “водоотведение” в коммунальных платежах, сообщается в ФЗ № 416 от 07.12.2021 , который аккумулировал многочисленные положения местных и федеральных законов. Некоторые из них по-прежнему актуальны и регулируют, например, требования к качеству воды, поставляемой в квартиры и сбрасываемой в природные резервуары, а также тарифы на ее использование.

За неуплату или несвоевременную оплату коммунальных услуг, в том числе водоотведения, начисляется пеня. Согласно п. 14 ст. 155 ЖК РФ, ТСЖ и УК уже на следующий день после просрочки с помощью программного обеспечения автоматически начисляют пеню.

Общедомовые нужды в 2021 году: расчет и особенности

Данные изменения коснулись также оформления платежных документов. Раньше категория общедомовых нужд указывалась отдельной строкой – коммунальные услуги за содержание дома. В 2021 году в квитанциях появились начисления за ОДН не единым платежом, который непонятно из чего формируется, а разбитым на составляющие, включенные в общий счет. Например: в графе электроэнергии указана плата за потребление в квартире и за потребление в доме (в лифте, подъезде и т.д.). Так же распределяется и счет за водоснабжение.

Но нормативы были обновлены не во всех регионах, а некоторые жилищные компании, воспользовавшись нововведениями, не уменьшили платежи своих жильцов, а увеличили. В связи с многочисленным жалобами, Минстрой в феврале направил всем главам субъектов письмо № 4275 от 14.02.2021 с разъяснениями. В письме пояснялось, что если в доме установлены общие счетчики и расход ресурсов по факту выходит меньше, чем по установленным нормам, жильцы платят по счетчикам. Если же по счетчикам расход больше, чем указан в нормативах, жильцы оплачивают только фиксированную сумму нормы, а за превышение платит УК. То есть владельцы квартир не обязаны оплачивать больше, чем установлено за норму, но имеют право на уменьшенные платежи в случае экономии ресурсов.

Изменение нормативов одн с 1 июня 2021-2021 года особенности и последствия

Законодательство в сфере ЖКХ развивается очень динамично. Как только все привыкли к положениям Постановления Правительства № 307, вышло Постановление № 354. Затем в этот документ многократно вносились изменения.

Общедомовые нужды – это статья расходов, которая есть в квитанциях жильцов всех многоквартирных домов (МКД). Плата за ОДН – это плата за коммунальный ресурс на содержание общедомового имущества: освещение подъездов, электрозатраты на работу лифтов, вода, используемая для уборки подъездов. Эта плата зависит от площади мест общего пользования, а также от типа и этажности дома.

Оплата общедомовых нужд (ОДН) с 1 января 2021 года: что входит в ОДН

Выше уже говорилось, что в соответствии с ЖК РФ, собственник недвижимости обязан оплачивать ОДН, ровно, как и другие коммунальные услуги. Отказ от выплат приведет к накоплению долга. В дальнейшем возможно наложение штрафов и начисление пени. Если собственник не оплатит свои долги, дело вполне может быть передано в суд.

Под общедомовыми нуждами понимается целый комплекс затрат на содержание и обслуживание общего имущества дома. Собственникам жилья ежемесячно приходят квитанцию на оплату ОДН. Расчет суммы, указанной в ней, зависит от тарифов организации, оказывающей услуги и расхода ресурсов. Насчитывать ОДН может любое коммунальное предприятие, управляющая компания, ТСЖ и прочие сообщества, созданные по решению жильцов.

Оплата одн по новому закону в 2021

  1. Назначения весомых сумм штрафа.
  2. Необходимости оплаты судебных издержек, помимо основной суммы долга и накопившейся пени.
  3. Ареста банковских счетов в счет погашения задолженности.
  4. Ареста имущества и его продажа через аукционы.
  5. В редких случаях, собственника могут привлечь к исправительным работам.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

Законно ли начисление одн за водоотведение в 2021г

Норматив – это граничная величина, но если жильцы не вписываются в это значение, они могут принять решение на собрании платить еще больше, по собственному желанию. Как вы понимаете, таких случаев в реальной жизни еще не встречалось.Например, для многоквартирного дома с лифтом стандартный норматив равен 3,06.

подтверждает, что объем сточных вод, принятый от собственников или пользователей помещений в многоквартирных домах, в которых в качестве способа управления выбрана управляющая организация, в качестве коммунального ресурса из многоквартирного дома, не оборудованного соответствующим коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с Правилами №124.

Законно ли в одн высчитывать водоотведение

«Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», Постановление Правительства РФ от 06.05.2021 №354Таким образом начисление ОДН по воде является совершенно правомерным со стороны управляющей компании.В отличие от квартир, общедомовые территории не оснащены (ИПУ), а потому расход воды на общедомовые нужды фиксируется только общедомовым счетчиком (ОДПУ).При расчете платы ОДН за воду в многоквартирном доме в первую очередь снимаются показания общедомового счетчика. Он показывает, сколько всего воды было потреблено в рамках дома за отчетный период.Далее собираются и суммируются показания индивидуальных приборов учета жильцов.

и т.д.Бесплатная юридическая консультация:То, как производится расчет ОДН по воде, зависит от наличия/отсутствия общедомового счётчика.При отсутствии общего счётчика, расчет платы производится по нормативам, при этом алгоритм в соответствии с каждым нормативом дан в Приказе Минэнергетики и ЖК. В схематическом выражении формула расчёта ОДН по горячей и холодной воде в этом случае выглядит так:Общие нужды при наличии счётчика составляют разницу между значением, которое показал общедомовой прибор, и

Законно ли начисление одн за водоотведение в 2021г

Однако уже 29 июня 2021 года Правительство РФ приняло Постановление 603 (проект ПП РФ разработан Минстроем России), которым внесены поправки в ряд НПА жилищной сферы. В числе прочего изменен подпункт «в» пункта 21 Правил 124, а именно: исключено распространение указанной нормы на определение объема водоотведения при расчетах ИКУ с РСО. Напомним — формула, утвержденная указанной нормой, ссылается на Правила 354.
С учетом внесенной поправки, казалось бы, регулирование порядка расчета стоимости водоотведения, подлежащего оплате ИКУ в пользу РСО, больше в жилищном законодательстве РФ не предусматривалось. А поскольку жилищным законодательством (имеющим высший приоритет) вопрос не урегулирован, тогда подлежат применению нормы гражданского законодательства, в частности — Закон 416-ФЗ.

Для РСО, предоставляющих коммунальный ресурс по отведению сточных вод, сложившаяся ситуация означала лишь снижение доходов, без какого-либо снижения расходной части бюджета, при этом не производилось никаких технических преобразований, каких-либо работ, не было оснований для изменения численности персонала и т.п. Правительство РФ практически просто ликвидировало одну из статей доходов РСО, ничем эту потерю не компенсируя. С целью недопущения возникающих выпадающих доходов (убытков), ряд РСО решили продолжить выставлять ИКУ счета на оплату общедомового водоотведения в МКД, оборудованных общедомовыми приборами учета (далее — ОПУ) ГВС и ХВС, но не оборудованным ОПУ водоотведения, в объеме, равном сумме объемов потребления ГВС и ХВС, определенных по показаниям соответствующих ОПУ, ссылаясь при этом на положения Федерального закон от 07.12.2021 № 416-ФЗ (далее — закон 416-ФЗ).

Законно ли начисление одн за водоотведение в 2021г

Принят Федеральный закон от 29.07.2021 № 258-фз «О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно принятым поправкам, плата за ОДН теперь все также будет начисляться по нормативам, однако если в доме есть общедомовые приборы учета, то периодически (вероятней всего раз в год) будет производиться перерасчет платы за ОДН по показаниям общедомовых приборов учета (ч.9.2 ст. 156 ЖК РФ).

Снова о водоотведении на ОДН

Постановлением Правительства РФ от 16.04.2021 №344 были внесены изменения в Правила 354, в частности, из пп.«в» п.4 указанных Правил исключено водоотведение из помещений, входящих в состав общего имущества МКД. Кроме того, ПП РФ от 16.04.2021 №344 с 27.04.2021 из п.29 Правил 306 исключен абзац 2, который определял порядок расчета норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на ОДН. Также удалено упоминание о единице измерения такого норматива из пп.«в» п.7 того же документа. Указанные изменения вступили в силу с 01 июня 2021 года. Таким образом, с 01 июня 2021 года норматив потребления водоотведения на ОДН отменён, т.е. равен нулю. При этом подпункт «в» пункта 21 Правил 124 устанавливал, что расчет стоимости коммунальных ресурсов, подлежащих оплате исполнителями коммунальных услуг в пользу РСО определялся с учетом положений Правил 354. Таким образом, если руководствоваться нормами жилищного законодательства РФ, в частности — Правилами 124, Правилами 354, Правилами 306, «водоотведение на ОДН» должно было исчезнуть не только из квитанций на оплату коммунальных услуг, предъявляемых к оплате потребителям таких услуг, но и из счетов, выставляемых ресурсоснабжающими организациями управляющим организациям (УО), ТСЖ, ЖСК.

Однако, необходимо учесть, что такое положение действует только до момента утверждения субъектом РФ норматива потребления отведения сточных вод в целях содержания общего имущества, но не позднее 1 июня 2021 года.

Плату за общедомовые нужды должны начислять по счетчикам

Без общего собрания. Если в доме есть общие счетчики, с августа 2021 года вы продолжаете платить по нормативам. А в следующем году вам пересчитают сумму с учетом фактических показаний. Пересчет будет в меньшую сторону, или просто не придется доплачивать.

В регионах до 1 июня должны были установить новые нормативы для оплаты общедомовых нужд. По правилам нужно учитывать, как утеплен дом, есть ли там энергосберегающие лампочки, из каких материалов стены и какая площадь общих помещений.

Законно ли начисление одн за водоотведение в 2021г

Каковы в 2021 году особенности ОДН? В 2021 году началась реализация законопроекта, касающегося платежей за общедомовые нужды. В квитанциях плата за ОДН отныне указывается в строчке о содержании жилья, а не в строчке о коммуслугах, как это было ранее.

  1. Как будут рассчитываться общедомовые нужды
  2. Какие изменения относительно ОДН были введены
  3. Общедомовые нужды: подведем итоги
  4. Может ли собственник квартиры отказаться оплачивать ОДН
  5. Что такое ОДН и что в них входит
  6. Можно ли сэкономить на оплате общедомовых нужд

Законно ли в одн высчитывать водоотведение

Это происходит за счет того, что именно холодная вода является основной водоснабжения в многоквартирном доме, а горячая получается путем нагревания холодной и поставляется в том объеме, который необходим для получения нужной температуры.Нагрев происходит при помощи нагревательных аппаратов, которые повышают температуру воды до 60-75°C, после чего домовые насосы

Бесплатная юридическая консультация:Постановление Правительства РФ № 354 о Правилах предоставления коммунальных услуг, регламентирующее расчёт ОДН за воду и в 2021 году, сохраняет принцип, по которому оплата потребляемых ресурсов потребителями производится по показаниям коллективных приборов учёта.Коэффициенты сменились разделением на 2 составляющие:Согласно п.

Нормы о водоотведении на ОДН

Исходя из приведенных положений, объем «водоотведения на ОДН», подлежащий оплате ИКУ в пользу РСО, должен с начала 2021 года рассчитываться по нормативу, действующему по состоянию на 01.11.2021, а установление такого норматива не предусматривалось, то есть было равно нулю. Следовательно, с 01.01.2021 как и в предыдущие периоды, предъявление к оплате ИКУ в пользу РСО стоимости «водоотведения на ОДН» не предусмотрено.

В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2021 № 491 в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи, технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование, крыши, ограждающие несущие конструкции и тд. Согласно п. 28 данного Постановления собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за жилое помещение. В связи с чем, независимо на каком этаже проживает собственник, он обязан подчиниться решению общего собрания в противном случае необходимые средства с него могут взыскать в судебном порядке с учетом соответствующих издержек.

Общедомовые нужды на водоотведение в 2020 году. uristtop.ru

Нормы о водоотведении на ОДН

Однако уже 29 июня 2020 года Правительство РФ приняло Постановление 603 (проект ПП РФ разработан Минстроем России), которым внесены поправки в ряд НПА жилищной сферы. В числе прочего изменен подпункт «в» пункта 21 Правил 124, а именно: исключено распространение указанной нормы на определение объема водоотведения при расчетах ИКУ с РСО. Напомним — формула, утвержденная указанной нормой, ссылается на Правила 354. С учетом внесенной поправки, казалось бы, регулирование порядка расчета стоимости водоотведения, подлежащего оплате ИКУ в пользу РСО, больше в жилищном законодательстве РФ не предусматривалось. А поскольку жилищным законодательством (имеющим высший приоритет) вопрос не урегулирован, тогда подлежат применению нормы гражданского законодательства, в частности — Закон 416-ФЗ. Именно на этот закон в течение несколько лет ссылались РСО, требующие от ИКУ оплаты несуществующей услуги «водоотведение на ОДН».

в.4) объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения от многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле:

Как рассчитывается норматив ОДН по электроэнергии и каков его размер в 2020 году

Если в многоэтажке монтирован прибор учета потребления электроэнергии, общедомовые нужды определяют работники Энергонадзора совместно с представителем дома, выбранным на собрании жильцов. За основу берется разница между показателями общедомового счетчика и совокупными значениями счетчиков, установленных в каждой квартире многоэтажки, сюда же входят жилые квадратные метры, не оборудованные датчиками.

Специалисты утверждают, что согласно постановлению под номером 354, величина оплаты ОДН по электроэнергии в 2020 году во многом зависит, установлен ли на доме счетчик, который позволят существенно сэкономить средства жильцов. Если его нет, Энергонадзор рассчитывает энергопотребление многоэтажкой по нормативу, установленному еще в 2012 году.

Оплата общедомовых нужд (ОДН) с 1 января 2020 года, перенос в ЖУ

Нововведения, которые вступили в силу с 1 января 2020 года, собственники квартир должны расценивать в качестве первого шага по оптимизации своих издержек, идущих на оплату услуг ЖКХ. Каждый владелец квартиры, имеющий на руках нормы потребления ресурсов, необходимых для содержания помещений (жилых и общих), может оценивать эффективность работы своей управляющей компании и инициировать работы по улучшению энергоэффективности своего жилья. Здесь же стала возможной и оценка объёмов потребления коммунальных ресурсов непосредственно в квартире: приборы учёта дают более точные данные, которые помогают понять, где потребление является чрезмерным, или почему отопление одной квартиры обходится дороже, чем соседней.

Данное нововведение позволило навести порядок в сфере оплаты коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды. Прежде всего, собственники квартир перестали получать квитанции с зачастую непонятными суммами, которые рассчитывались специалистами управляющих компаний на основе устаревших норм. Общедомовые счётчики (приборы учёта расхода ресурса), которые должны были установить в каждом российском многоквартирном доме, призваны показывать реальный расход электроэнергии, потребления воды и пр., что позволяет также оценить энергоэффективность самого жилого строения.

Расчет стоимости водоотведения на ОДН

Как известно, Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 №344 были внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 (далее — ПП 354). В частности, из пп. «в» п.4 Правил исключено водоотведение из помещений, входящих в состав общего имущества МКД. Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 №344 с 27.04.2013 из п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №306 исключен абзац 2, который определял порядок расчета норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на ОДН. Также удалено упоминание о единице измерения такого норматива из пп. «в» п.7 того же документа. Указанные изменения вступили в силу с 01 июня 2013 года. Таким образом, с 01 июня 2013 года норматив потребления водоотведения на ОДН отменён, т.е равен нулю.

Кроме того, ресурсоснабжающие организации ссылаются на Федеральный закон от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», согласно п.11 ст.20 которого в случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения, при этом учитывается объем поверхностных сточных вод в случае, если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен договором водоотведения. Данный документ вступил в силу с 01.01.2013 и регулирует отношения в сфере водоснабжения (подготовка, транспортировка и подача питьевой или горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного или горячего водоснабжения соответственно) и водоотведения (прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения).

Нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в 2020 году

Платежные тарифы, которые утверждаются властями, указываются на официальных сайтах управляющих организаций. Здесь же публикуются описываемые нормативы. Собственник может в любое время может зайти на портал и проверить, правильно ли была начислена оплата. Все это делает производимые расчеты максимально прозрачными.

Иного плана расходы в данную графу вносить категорически запрещено. Никакие траты, начисленные сверх нормы, не допустимы. Если определенная часть предоставляемых ресурсов теряется при доставке к конечному клиенту, если это происходит по вине управляющей фирмы, все траты будет возмещать исключительно она.

ОДН в 2020 году: формулы расчета, нормативы и тарифы начисления оплаты

  • лифты и лифтовые шахты;
  • крыши и технические этажи дома;
  • межквартирные лестничные площадки и коридоры;
  • чердаки и подвалы, в которых есть инженерные коммуникации;
  • земельный участок, на котором расположен дом, включая элементы благоустройства, расположенные на территории дома (например, клумбы или детский двор).

С 1 января 2020 года жилищно-коммунальная отрасль страны начала жить по другим правилам — в силу вступила новая система расчетов общедомовых нужд (ОДН). В этой статье рассмотрим, как нововведение отразилось на деятельности управляющих компаний, и какие меры стоит принять, чтобы минимизировать финансовые риски УК, ТСЖ и собственников многоквартирных домов.

Общедомовые нужды — вода

В многоквартирные жилые дома «приходят» коммунальные ресурсы, часть которых направляется в квартиры жильцов, а остальные расходуются на сам дом и общедомовое имущество, что называется ОДН в ЖКХ. В правительственном постановлении под номером 354 говориться о том, что каждый владелец квартиры должен оплачивать и потребляемые им и идущие на весь дом услуги, для чего используются формулы подсчета, о которых будет рассказано дальше в этой статье.

Значение Nодн это норматив и по коммунальным услугам для льготников и тех, кто не имеет льготы по водоснабжению. Цифра 0,09 представляет собой расход водных ресурсов из расчета на 1 жильца, а значение К показывает число жильцов всего дома. Под параметром Sои понимается общее значение площади всех помещений в доме.