Включение в реестр лицензий многоквартирного дома: ПОРЯДОК И СРОКИ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕЕСТР ЛИЦЕНЗИЙ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ \ КонсультантПлюс

Содержание

1. О включении многоквартирных домов в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в случае, если управляющая организация, осуществляющая деятельность по управлению многоквартирными домами, обратилась с заявлением о предоставлении лицензии после 1 апреля 2015 года

1. О включении многоквартирных домов в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в случае, если управляющая организация, осуществляющая деятельность по управлению многоквартирными домами, обратилась с заявлением о предоставлении лицензии после 1 апреля 2015 года.

Если управляющая организация, осуществляющая деятельность по управлению многоквартирными домами, не обратилась с заявлением о предоставлении лицензии до 1 апреля 2015 года, в соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 255-ФЗ (далее — Федеральный закон N 255-ФЗ) орган местного самоуправления обязан уведомить об этом собственников помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляет указанная выше управляющая организация, в порядке, установленном статьей 197 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ). В течение 15 дней орган местного самоуправления обязан созвать собрание собственников помещений в многоквартирном доме (далее — собрание собственников) для решения вопроса о выборе способа управления. При этом в соответствии с частью 1 статьи 7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). В этой связи Минстрой России полагает целесообразным для определения сроков и порядка информирования собственников помещений в многоквартирном доме руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2015 г. N 289 «О порядке информирования о возникновении отдельных оснований прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом».

Таким образом, с учетом вышеуказанных положений статьи 197 ЖК РФ, возможна ситуация, при которой в отношении многоквартирных домов, управление которыми осуществляет соискатель лицензии, обратившийся с соответствующим заявлением после 1 апреля, на момент подачи такого заявления уже может быть выбран иной способ управления или иная управляющая организация (имеется соответствующее решение (протокол) собрания собственников) либо объявлен конкурс по выбору управляющей организации.

В этой ситуации, по мнению Минстроя России, необходимо руководствоваться следующим:

1) Если управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, обратилась с заявлением о выдаче лицензии после 1 апреля, но при этом органом местного самоуправления уже объявлен открытый конкурс по выбору управляющей организации для такого дома в соответствии с Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. N 75 (далее — Правила N 75), управляющая организация вправе подать заявление об участии в данном конкурсе, но при этом сведения о многоквартирном доме вносятся в реестр лицензий субъекта Российской Федерации только после заключения с ней (если она была признана победителем конкурса) договора управления в порядке, установленном статьей 198 ЖК РФ.

При этом, по мнению Минстроя России, если управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, обратилась с заявлением о выдаче лицензии после 1 апреля, но до проведения собрания собственников и принятия ими решения о смене способа управления многоквартирным домом или избрания новой управляющей организации, она вправе предложить собственникам помещений в многоквартирном доме принять решение о продлении с ней договора управления таким многоквартирным домом. В этом случае сведения о многоквартирном доме вносятся в реестр лицензий субъекта Российской Федерации применительно к этой управляющей организации в общем порядке, установленном статьей 198 ЖК РФ.

Кроме того, Минстрой России обращает внимание, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе провести собрание собственников в целях принятия решения об избрании способа управления многоквартирным домом или избрании иной управляющей организации и после объявления конкурса. При этом, если собственниками помещений в многоквартирном доме будет выбран и реализован способ управления, конкурс в соответствии с пунктом 39 Правил N 75 не проводится. В этом случае сведения о многоквартирном доме вносятся в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 198 ЖК РФ.

2) Если управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, обратилась с заявлением о выдаче лицензии после 1 апреля и при этом в органе государственного жилищного надзора есть информация о проведении в таком многоквартирном доме собрания собственников, на котором было принято решение о смене способа управления многоквартирным домом или об избрании новой управляющей организации, то в силу положений части 3 статьи 161 ЖК РФ сведения о таком доме не могут быть внесены в реестр лицензий субъекта Российской Федерации как дома, управление которым осуществляет лицензиат.

как жилищная инспекция шантажирует участников рынка и что с этим делать?

В 2015 году было введено лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. 5 лет – длинная дистанция и оглядываясь назад можно сделать некоторые выводы о плюсах и минусах созданной государством системы.

Что такое лицензия и как в нее попадают

Целью государственной системы лицензирования была попытка создать цивилизованные правила игры для всех участников рынка. Для этого государство придумало такой механизм: управляющей организации дается лицензия, в которую включаются те дома, которыми она управляет. Вся эта информация размещается в открытом доступе и ее можно найти в сводном федеральном реестре лицензий на сайте ГИС ЖКХ в разделе «Проверить лицензию управляющей организации» (далее через ввод ИНН выпадает лицензия, а в ней указаны все дома, которыми управляет лицензиат). Кроме того, есть еще реестр лицензий субъекта Российской Федерации, который размещается на сайте региональной жилищной инспекции (п. 1 ст. 195 ЖК РФ).

Управляющая компания является лицензиатом, т.е. лицом, работающем на основании лицензии. Применительно к ТСЖ в п. 1.3 ст. 161 ЖК РФ в законе сделано исключение о том, что для ТСЖ лицензия не требуется.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации был Утвержден приказом Минстроя РФ от 25.12.2015 N 938/пр (далее – Порядок № 938).

Для того, чтобы многоквартирный дом попал в лицензию к управляющей организации она обязана подать заявление с необходимыми документами в жилищную инспекцию. К заявлению прикладывается следующая информация:
— адрес многоквартирного дома;
— основания заключения, прекращения или расторжения договора управления — реквизиты договора управления многоквартирным домом;
— данные о заявителе (ИНН, номер лицензии)
— данные о реорганизации лицензиата (если она была)
— копия протокола и решения общего собрания собственников о выборе способа управления
— копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания
— копия акта приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов, ключей МОП
— документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на подачу заявления и документов
— ряд иных документов, используемых в отдельных случаях
— опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная заявителем.

Копии представляемых с заявлением документов должны быть прошиты и надлежащим образом заверены уполномоченным должностным лицом заявителя. В ряде регионов данные документы можно подавать при наличии ЭЦП на юридическое лицо в электронном виде через порталы государственных услуг.

После получения данных документов в срок до 10 рабочих дней они подлежат рассмотрению и по итогам жилищная инспекция принимает решение:
— о внесении изменений в реестр
— об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов
— о приостановлении рассмотрения заявления.

Важно то, что жилищная инспекция имеет право проводить проверку по отсутствию признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений (например, при принятии решения о непосредственном управлении домом, если в нем более 30 квартир). В этом случае жилищная инспекция может обратиться в суд для установления судом факта ничтожности протокола.

С другой стороны, приостановка рассмотрения заявления возможна при подаче неверных сведений (дается срок на исправление данных), либо поступление в жилищную инспекцию в рамках 10 рабочих дней с даты подачи заявления сведений о еще одном лицензиате. Такое бывает, если за короткий срок новая управляющая организация успевает переголосовать дом.

Однако в Порядке № 938 прямо не прописана ситуация, как действовать жилищной инспекции при дублировании протоколов общих собраний. Сказано лишь, что жилищная инспекция «принимает в отношении каждого заявителя соответствующее решение», а механика такого решения никак не отражена, что само по себе плохо, т.к. способно привести к злоупотреблениям.

После принятия решения о включении дома в лицензию к управляющей организации, жилищная инспекция уведомляет об этом в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Как исключаются из реестра лицензии

Основанием для исключения дома из лицензии управляющей организации является принятие решения на общем собрании. Способ управления многоквартирным домом может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения (п. 3 ст. 161 ЖК РФ).

В идеальных цивилизованных условиях после принятия такого решения в течение 5 рабочих дней со дня прекращения или расторжения договора управления, лицензиат (т. е. управляющая организация) обязан:
— разместить эти сведения в ГИС ЖКХ
— направить их в орган государственного жилищного надзора.

Такой порядок предусмотрен в п. 2 ст. 198 ЖК РФ и он практически никогда не выполняется. Чаще всего управляющие организации максимально затягивают данный вопрос, оспаривая протокол. Ответственности за невыполнение п. 2 ст. 198 ЖК РФ нет практически никакой, все это знают и все этим пользуются.

Если такое заявление направляется низложенной управляющей организацией, то жилищная инспекция вносит данные изменения в реестр за 10 рабочих дней. Однако, как уже было отмечено, такое заявление направляет не прежняя управляющая организация, а новая (либо ТСЖ).

В этом случае жилищная инспекция проводит внеплановую проверку. Ее срок также не может превышать 10 рабочих дней, но чаще всего этого срок продляется в связи с наличием сведений в реестре о данном доме в лицензии прежней управляющей организации (ведь она не подает заявление об исключении дома из ее лицензии в пятидневный срок, а ответственности за неподачу сведений – никакой).

Затем через п. 10 и п. 16 Порядка № 938 осуществляется приостановка на 30 рабочих дней (а их часто достаточно для того, чтобы оспорить протокол).

Реестр лицензии и ТСЖ

Несмотря на то, что ТСЖ управляет домом без лицензии, государство планомерно ужесточает регулирование применительно к этой форме гражданской самоорганизации.

В соответ. с п. 7 ст. 135 ЖК РФ, при создании в доме ТСЖ оно обязано в течение 5 рабочих дней со дня регистрации подать уведомление о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом в порядке, который установлен Минстроем России. Однако проблема в том, что такого порядка нет, а Порядок № 938 определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (т.е. касается лицензии управляющий организаций, а не ТСЖ).

С другой стороны, в п. 3 ст. 198 ЖК РФ, государство фактически приравняло ТСЖ к лицензиатам, указав, что порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра распространяется и на ТСЖ.

Ситуация эта довольно печальная и вот почему:
— в соответствии с п. 5 ст. 135 ЖК РФ товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации.
— в соответ. с п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее – Правила № 354), ТСЖ приступает к предоставлению коммунальных услуг с даты его государственной регистрации.

Такая же позиция приведена в Определении СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 6 июля 2015 г. N 310-КГ14-8259.
Возникает закономерный вопрос: как можно предоставлять коммунальные услуги с даты государственной регистрации (как это написано в законе), если жилищная инспекция не допускает ТСЖ до управлениям домом. Здесь очевидное несоответствие положений п. 3 ст. 198 ЖК РФ и п. 15 Правил № 354.

Реестр лицензии как инструмент шантажа и коррупции

И тут мы подходим к следующему важному моменту: жилищная инспекция очень часто использует реестр лицензии как инструмент шантажа и некую дубинку, которую она применяет избирательно, разрешая или не разрешая игрокам рынка подойти к управлению домом.

Порядок № 938 – очень запутанный, имеющий большой коррупционный потенциал для злоупотреблений. Например, в числе обязательных документов, которые необходимо представить для исключения дома из реестра лицензии, является копия акта приема-передачи технической документации на дом. Без этого документа – жилищная инспекция легко откажет в исключении дома из реестра лицензии.

Между тем, в соответ. с п. 1 ст. 198 ЖК РФ, документы на дом передаются в течение 3 рабочих дней после исключения дома из реестра лицензии. Получается замкнутый круг: жилищная инспекция не исключит дом, пока не будет предоставлена копия акта на полученные документы, а сам акт должен делать в течение 3 рабочих дней после самого исключения.

Несмотря на то, что пп. «г» п. 3 Порядка № 938 признан недействительным решением Верховного суда РФ от 13.08.2019 № АКПИ19-474, жилищная инспекция его все равно использует, чтобы потянуть время (когда нужно) и пошантажировать игроков рынка (пустить нужных и не пустить неугодных). А кто не согласен, тот может идти в суд и терять 3 месяца на обжалование незаконных действий (а пока идут разбирательства – дом переголосуется в другую сторону).

Можно ли управлять домом, не будучи в реестре

Если говорить про управляющие организации, то по логике закона – нельзя (хотя некоторые управляющие организации не отдают дом после смены способа управления и переголосовывают после попытки рейдерского захвата и включения дома в лицензию конкурента).

Говоря про ТСЖ, у меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Пока мы видим много норм в жилищном праве, которые противоречат сами себе и очень емки с точки зрения коррупции сотрудников жилищной инспекции.

Безусловно, мы бы хотели, чтобы вопросы расторжения договора управления решались цивилизованно: общее собрание принимает решение, управляющая компания подает за 5 дней заявление, а еще за 10 уходит из дома.

Но лично я за пять лет работы системы лицензирования – такого не видел. Наверно, цивилизованные разводы случаются (ведь для кого-то эта красивая конструкция норм придумана), но очень редко, и мне не попадалась. Чаще всего смена способа управления домом – это война, а раз так, то нужно учиться защищать себя самостоятельно.

И конечно же, требуется перебрать Порядок № 938, убрать из него самые коррупционные нормы и облегчить работу ТСЖ как низовой форме гражданской самоорганизации.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, кандидат наук
Сайт: pavelkuznetzov.ru

Департамент лицензий и инспекций | Домашняя страница

Создание более безопасного города путем обеспечения соблюдения строительных норм посредством проверок, лицензирования, разрешений и сноса.

Департамент лицензий и инспекций

Услуги

Чем мы занимаемся

Департамент лицензий и инспекций (L&I) помогает людям соблюдать стандарты безопасности зданий и другие требования кодекса. L&I обслуживает подрядчиков, владельцев бизнеса и недвижимости, арендодателей и арендаторов.

В рамках нашей миссии мы:

  • Проверяем строительные проекты на соответствие строительным и противопожарным нормам.
  • Проверка объектов повышенного риска на соответствие пожарным нормам.
  • Отвечать на жалобы о многочисленных нарушениях кодекса.
  • Осматривать, контролировать, опечатывать и сносить пустующие и/или опасные здания.
  • Проверка планов и выдача разрешений в соответствии со строительными, зональными, сантехническими и электрическими нормами.
  • Выдача торговых и бизнес-лицензий.
  • Помогите арендодателям и арендаторам понять свои обязанности.

Подключить

1401 Бульвар Джона Ф. Кеннеди.
11 этаж
Филадельфия, Пенсильвания 19102

Телефон: 311

(215) 686-8686

Используйте нашу онлайн-систему для подачи заявок на получение лицензий и разрешений, а также для поиска информации о коммерческих и торговых лицензиях.