Извлечение из Конституции Российской Федерации — Верховный Суд Российской Федерации
«Конституция Российской Федерации»
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями,
одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
(извлечение)
Статья 10
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Статья 11
1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
Статья 71
В ведении Российской Федерации находятся:
г) организация публичной власти; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти
Статья 118
1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.
3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Судебную систему Российской Федерации составляют Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи субъектов Российской Федерации.
Статья 128
1. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
2. Председатели, заместители председателей и судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.
Поправки в Конституцию РФ: Глава 7. Судебная власть и прокуратура
Ряд ключевых изменений, которые могут войти в основной закон страны.
Статья 118 «О судебной системе Российской Федерации»
Изменены части 2 и 3:
«2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.
3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Судебную систему Российской Федерации составляют Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи субъектов Российской Федерации. Создание чрезвычайных судов не допускается».
Статья 119 «О судьях Российской Федерации»
Внесены изменения:
«Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, постоянно проживающие в Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Судьям судов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации».
Статья 125 «О формировании, правах и обязанностях Конституционного суда Российской Федерации»
Внесены изменения в ряд частей, добавлены новые части 5.1 и 8:
«1. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя.
2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации.
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
4. Конституционный Суд Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет:
а) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан — конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах „а“ и „б“ части 2 настоящей статьи, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты;
б) по запросам судов — конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах „а“ и „б“ части 2 настоящей статьи, подлежащих применению в конкретном деле.
5.1. Конституционный Суд Российской Федерации:
а) по запросу президента Российской Федерации проверяет конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации законов до их подписания Президентом Российской Федерации;
б) в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации;
в) по запросу Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет конституционность законов субъектов Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Акты или их отдельные положения, признанные конституционными в истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации, не подлежат применению в ином истолковании.
7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения президента Российской Федерации либо президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
8. Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет иные полномочия, установленные федеральным конституционным законом».
Статья 126 «О Верховном Суде Российской Федерации»
В статью внесены изменения:
«Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики».
Статья 128 «О порядке формирования судов Российской Федерации»
Статья изменена:
«1. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судьи Конституционного Суда Российской Федерации, председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместители председателя Верховного Суда Российской Федерации и судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению президента Российской Федерации.
2. Председатели, заместители председателей и судьи других федеральных судов назначаются президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Порядок осуществления гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства регулируется также соответствующим процессуальным законодательством».
Статья 129 «О прокуратуре Российской Федерации»
В статью внесены изменения:
«1. Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом.
2. Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Прокурорам в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
3. Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
4. Прокуроры субъектов Российской Федерации, прокуроры военных и других специализированных прокуратур, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации, назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
5. Иные прокуроры могут назначаться на должность и освобождаться от должности Президентом Российской Федерации, если такой порядок назначения на должность и освобождения от должности установлен федеральным законом.
6. Если иное не предусмотрено федеральным законом, прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации».
Дистанционное электронное голосование в России. История и особенности — Биографии и справки
ТАСС-ДОСЬЕ. 26 января 2022 года Госдума приняла в первом чтении законопроект, который устанавливает единые правила проведения дистанционного электронного голосования (ДЭГ) для всех регионов и на выборах всех уровней. Согласно документу, ДЭГ на выборах всех уровней будет проходить только с использованием ГАС «Выборы» или других сертифицированных государственных информационных систем.
Электронное голосование
Дистанционное электронное голосование проводится с применением специального программного обеспечения, без бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе. Для участия в голосовании избирателю не нужно находиться в дни выборов на территории своего избирательного участка. Проголосовать дистанционно можно при помощи компьютера или телефона.
Возможность использования такой формы голосования на федеральных выборах была закреплена в российском законодательстве 23 мая 2020 года федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В настоящее время ДЭГ проводится на основе ст. 64 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ст. 81 федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В соответствии с избирательным законодательством решение о проведении электронного голосования принимает Центральная избирательная комиссия (ЦИК) РФ или по ее поручению соответствующая избирательная комиссия субъекта Федерации.
История применения ДЭГ в России
В России до 2021 года голосование с использованием информационных технологий применялось трижды: в 2019 году на выборах депутатов Мосгордумы, в 2020 г. в ходе общероссийского голосования по принятию изменений в конституцию РФ и на дополнительных выборах в Госдуму. При этом, по данным ЦИК, явка на ДЭГ всегда превышала 90%.
Впервые ДЭГ было применено в единый день голосования 8 сентября 2019 года в Москве в ходе выборов депутатов городской думы. Оно проводилось в качестве эксперимента на основе регионального закона от 22 мая 2019 года и федерального закона от 29 мая 2019 года (оба документа имеют одинаковое название — «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва»). ДЭГ было организовано в трех столичных избирательных округах из 45: №1 (Зеленоград), №10 (Бибирево, Лианозово, Северный), №30 (Чертаново Центральное, Чертаново Южное). По данным ЦИК, возможностью электронного голосования воспользовались 10,2 тыс. избирателей из 11,2 тыс., подавших заявления. В целом при помощи ДЭГ проголосовали 9,95% от всех принявших участие в выборах.
В ходе общероссийского голосования по поправке в Конституцию РФ, которое прошло 1 июля 2020 года, ДЭГ по решению ЦИК проводилось в двух субъектах Федерации: Москве и Нижегородской области. Заявки на участие в нем подали 1,19 млн избирателей, проголосовали 1,1 млн (17,5% от принявших участие в общероссийском голосовании). 13 сентября 2020 года в Курской и Ярославской областях при помощи ДЭГ избирали депутатов Государственной думы на дополнительных выборах. Из 31,57 тыс. избирателей, подавших заявления на электронное голосование, своим правом воспользовались 28,9 тыс. (9,67% от принявших участие в выборах).
23 мая 2020 года президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который сделал допустимым использование дистанционного электронного голосования при проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдума субъекта РФ и местного референдума. В тот же день был подписан федеральный закон «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования в городе федерального значения Москве». Позднее, 19 мая 2021 года в столице был принят закон «О внесении изменений в отдельные законы города Москвы и проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах в органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления в городе Москве в 2021 году».
Электронное голосование в 2021 году
В 2021 году ДЭГ применялся в ходе единого дня голосования в РФ. 17, 18 и 19 сентября состоялись выборы депутатов Госдумы РФ, а также региональных и муниципальных органов власти. По решению Центральной избирательной комиссии РФ от 25 мая 2021 года электронное голосование в эти дни проводилось в семи субъектах Федерации: городах Москве и Севастополе, Нижегородской, Ярославской, Курской, Мурманской и Ростовской областях.
Москва, Нижегородская, Ярославская и Курская области были выбраны как регионы, уже имеющие опыт проведения ДЭГ. Мурманская область и Севастополь вошли в список в качестве эксперимента, поскольку, по сведениям ЦИК, многие избиратели из этих регионов в сентябре должны были находиться в отъезде. Применение ДЭГ в Ростовской области позволяло принять участие в голосовании жителям Донецкой и Луганской народных республик, которые получили гражданство РФ в упрощенном порядке, но не имеют постоянной регистрации на территории России.
Участвовать в дистанционном электронном голосовании могли граждане РФ, обладающие активным избирательным правом, зарегистрированные по месту жительства на территории одного из семи субъектов Федерации. Проголосовать можно было как за федеральный список кандидатов на выборах в Госдуму РФ, так и за одномандатников. Жители Донбасса, включенные в списки избирателей Ростовской области, но не имеющие постоянной регистрации на территории РФ, могли голосовать на выборах депутатов Госдумы только по федеральному избирательному округу.
Все участники ДЭГ должны были быть зарегистрированы на Едином портале государственных услуг с подтвержденной учетной записью в этой системе. Подготовку и проведение ДЭГ осуществляла территориальная избирательная комиссия в составе 12 человек с правом решающего голоса, сформированная Центризбиркомом.
Подать заявление можно было на Едином портале госуслуг (в Москве также на портале mos.ru в личном кабинете пользователя) со 2 августа по 13 сентября включительно. Само дистанционное голосование проводилось с 08:00 17 сентября до 20:00 мск 19 сентября на порталах vybory.gov.ru и mos.ru. При этом в Москве избиратели получили право воспользоваться т. н. отложенным голосованием, которое давало возможность изменить свое решение и проголосовать за другого кандидата или партию.
Анонимизированные результаты волеизъявления избирателей по мере их поступления шифровались с использованием специального ключа зашифрования и хранились в базе данных специального программного обеспечения. После завершения голосования они были расшифрованы.
К наблюдению за ДЭГ допускали наблюдателей от избирательных объединений, кандидатов и субъектов общественного контроля (общественных палат и советов). Наблюдатели вправе были знакомиться со списками участников голосования, присутствовать при формировании ключа зашифрования и ключа расшифрования и пр.
Итоги ДЭГ 2021 года
15 сентября 2021 года, по завершении этапа регистрации избирателей на ДЭГ, глава ЦИК Элла Памфилова сказала, что в списки избирателей включены 2 млн 650 тыс. 339. Из них в Москве — 2 млн 14 тыс. 765 человек, в Севастополе — 20 тыс. 772, в Курской области — 55 тыс. 581, в Мурманской — 49 тыс. 205, в Нижегородской — 126 тыс. 493, в Ростовской (включая живущих в ДНР и ЛНР россиян) — 301 тыс. 991, в Ярославской области — 86 тыс. 532 человека.
После проведения выборов ЦИК на заседании 24 сентября сообщил, что в списки участников ДЭГ вошли 2 млн 650 тыс. 285 избирателей, из них 95,69% (2 млн 535 тыс. 978) приняли участие в электронном голосовании. Электронный формат предпочел каждый третий россиянин, имевший к нему доступ. Наиболее частый возраст принявших участие в ДЭГ — 36-45 лет (28,8%). За «Единую Россию» было отдано 17,02% голосов, за КПРФ — 14,61%, за «Новых людей» — 7,81%, за ЛДПР — 7,55%, за СРЗП — 7,17%. Остальные партии получили 15,84% голосов. При этом в Москве из записавшихся на ДЭГ 2 млн 14 тыс. москвичей проголосовали 1 млн 943 тыс. избирателей, что составило 96,47%.
Использование системы ДЭГ стало одним из самых спорных в избирательной кампании. Наиболее острую полемику вызвало голосование в Москве, где для этого использовалась не федеральная, а собственная платформа. Результат онлайн-голосования был опубликован спустя семь часов после сборки ключа расшифрования, что превысило ожидания организаторов и вызвало дискуссии о причинах длительности процесса. Однако организаторы связали задержку с высокой активностью избирателей, а также с большим числом тех, кто решил воспользоваться отложенным голосованием (около 300 тыс. избирателей). Итоги ДЭГ в Москве существенно повлияли на результаты голосования как минимум в восьми из 15 столичных одномандатных округов, что вызвало критику со стороны оппозиции, чьи кандидаты в итоге не прошли в Госдуму.
КПРФ заявила, что не признает итоги дистанционного электронного голосования в Москве. В Пресненский районный суд столицы были поданы 32 административных исковых заявления от компартии и ее депутатов, однако 10 ноября 2021 г. все они были отклонены.
Перспективы применения ДЭГ
15 декабря 2021 года Памфилова сообщила, что комиссия на выборах в следующем году планирует «немного расширить» применение ДЭГ. По ее словам, выбор регионов для проведения онлайн-голосования будет зависеть от их желания и готовности, а также от соответствия требованиям Центризбиркома.
26 января 2022 года зампредседателя ЦИК Николай Булаев сказал, что Центризбирком на сегодняшний день получил шесть заявок от регионов о желании использовать дистанционное электронное голосование на выборах в единый день голосования в текущем году.
Законопроект о единых правилах проведения ДЭГ
16 декабря 2021 года депутаты-единороссы Дмитрий Вяткин и Дмитрий Ламейкин внесли в Госдуму законопроект об установлении единых правил проведения дистанционного электронного голосования для всех регионов и на выборах всех уровней. Поправки вносятся в закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Согласно законопроекту дистанционное электронное голосование на выборах всех уровней в РФ будет проходить с использованием ГАС «Выборы» или других государственных информсистем, в том числе региональных, прошедших сертификацию. Федеральные кампании будут проводиться только на общероссийской платформе, на местных выборах регионы смогут применять свои системы онлайн-голосования.
Решение о проведении ДЭГ на выборах в федеральные органы госвласти и на референдуме РФ будет принимать ЦИК, а в случае их совпадения с днями голосования на других выборах или референдумах ЦИК РФ будет принимать решение с учетом предложений региональных избиркомов. В свою очередь избирательные комиссии субъектов РФ могут использовать на местных выборах свои платформы, уже применявшиеся в ходе федеральных кампаний, а также самим определять порядок этого голосования.
Документ устанавливает, что все поданные заявления граждан, желающих участвовать в ДЭГ, проходят проверку и сопоставление с данными регистра избирателей и участников референдума ГАС «Выборы». После формируются списки участников дистанционного электронного голосования. Участник онлайн-голосования исключается из соответствующего списка избирателей или участников референдума.
19 января 2022 года комитет Госдумы по госстроительству и законодательству рекомендовал палате принять в первом чтении законопроект о единых правилах проведения ДЭГ.
к какой ветви власти относится президент РФ, Президент орган государственной власти – Органы государственной власти РФ, совет федерации, структура и функции ветвей власти, схема
Органы государственной власти Российской Федерации
1. Органы государственной власти Российской Федерации.
Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Соответственно выделяются органы государственной власти — законодательные, исполнительные, судебные, которые самостоятельны в своей повседневной деятельности.
Органы законодательной власти — это представительные и законодательные учреждения, образуемые путем выборов. Главная их задача — правотворчество, но помимо этого они выполняют и другие фунции, например, контролируют деятельность исполнительной власти.
Органы исполнительной власти — это, как правило, назначаемые органы. Главная задача исполнительных органов власти выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных нормативных актов. Органы исполнительной власти действуют на основе сочетания единоначалия с коллегиальностью.
Органы судебной власти осуществляют правосудие. Деятельность судов направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений, имеет задачей охрану от всяких посягательств на закрепленные в Конституции основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, другие демократические институты. Суды независимы и подчиняются только закону. Разбирательство дел в судах открытое, судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, с участием присяжных заседателей.
Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они сдерживают друг друга. Такая система взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.
Принцип разделения властей относится не только к организации государственной власти на федеральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов Федерации.
Президент Российской Федерации — глава государства, то есть должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государственной власти. Президент РФ не относится ни к одной из трех ветвей государственной власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент обеспечивает необоходимое согласование различных ветвей власти, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму.
Федеральной Собрание РФ — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Таким образом оно соединяет в себе функции общенационального предствительного и законодательного органа. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных ветвей государственной власти субъектов Федерации, что позволяет более точно учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, независимо от места их проживания.
Правительство Российской Федерации является высшим органом исполнительной власти. Это коллегиальный орган, имеющий общую компетенцию, который осуществляет руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в стране. В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства, заместитель Председателя Правительства, федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы.
Судебная власть в Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом разделения властей является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В России в соответствии с федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» существует следующая система судов.
1. Конституционный Суд Российской Федерации, а также конституционные (в республиках в
составе Российской Федерации) и уставные (в других субъектах Российской Федерации) суды со
ставляют ветвь судебной власти, которая является органом конституционного контроля, самостоя
тельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроиз
водства.
2. Суды общей юрисдикции являются второй ветвью судебной власти. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства. Возглавляет их Верховный Суд РФ. Судами среднего звена являются суды субъектов Федерации. Районные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Они являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.
3. Третьей ветвью судебной власти являются арбитражные суды, которые рассматривают экономические споры (о заключении и прекращении договоров, о признании права собственности, о банкротстве, о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном (безакцептном) порядке, и т.п., а также споры о защите чести, достоинства и деловой репутации) между юридическими лицами. Сторонами в арбитражном процессе могут быть также граждане, имеющие статус предпринимателя. Арбитражные суды субъектов РФ являются нижним звеном в трехзвенной системе федеральных арбитражных судов, куда помимо арбитражных судов субъектов Федерации входят федеральные арбитражные суды округов и Высший Арбитражный Суд РФ.
2. Отечественный писатель и педагог А.С. Макаренко в своих воспоминаниях о работе с беспризорниками написал: «Мы натирали полы каждый день. Натерли пол, зал блестит, и кто-то прошел в грязных ботинках по полу. Пустяковый случай. Уверяю вас, никакое воровство, никакое хулиганство не доводило меня так до белого каления, как эти грязные следы. Почему нагрязнил? Потому что никто не видел. Ведь это, может быть, тот… который от других требует правильного поведения, идет впереди. И когда он остался один, наедине, когда его никто не видел, — он плюнул на работу своих товарищей, на свой собственный уют, на свою этику и красоту, потому что никто не видел». Выделите в прочитанном факты и личное авторское мнение. Что, на ваш взгляд, возмутило А.С. Макаренко в описанной ситуации? Какие черты личности воспитанников и автора отражаются в тексте?
В описанной ситуации изложены два факта:
1) коллективный, обязательный труд по уборке помещения — натирка полов;
2) испорченный труд — испачканный пол.
А.С. Макаренко резко отрицательно высказывается против двух вещей. И не только против того, что испорчен труд многих людей. Его возмущает, прежде всего, что сделано это лицемерно, тайно, человеком, который, возможно, у всех на виду ведет себя совсем по-другому, а вредит тайно.
Из этого отрывка видно, что одной из самых сильных сторон автора является его нетерпимость к лицемерию, неуважению к труду своих коллег (друзей). Что же касается воспитанников, то из отрывка видно, каким сильным было чувство коллективизма, воспитанное у ребят.
3. Ваши друзья решили заработать деньги на туристическую поездку в летние каникулы. Оценив свои возможности и интересы, они остановились на следующих вариантах заработка: открытие салона «Срочное фото», прокат видеофильмов, доставка пиццы на дом заказчику, кукольный театр (спектакли), изготовление рамок для картин. Для принятия рационального решения им нужен ваш компетентный совет. Какие факторы необходимо учесть для обеспечения успешности начатого дела?
Для оценки каждого из предложенных проектов и принятия рационального решения необходимо рассчитать все затраты, которые пойдут на его реализацию. Бизнес-проект должен включить:
- Определение конкретной идеи и ее формулирование.
- Оценка востребованности произведенной продукции.
- Оформление соответствующих документов (так, например, необходимо установить, нужны ли разносчикам пиццы санитарные книжки, для открытия салона «Срочное фото», видимо, придется оформлять документы на регистрацию юридического лица и т.д.).
- Подбор помещения.
- Выбор инструментов, приспособлений, оборудования.
- Распределение трудовых функций между членами коллектива.
- Экономическое обоснование (включая расчет арендной платы за помещение, налоги, износ оборудования, расходные материалы, расходы на рекламу, заработную плату и т.
д.).
Необходимо учесть все факторы — расходы на начало проекта, время, которое все готовы тра
тить ежедневно на реализацию проекта и т.д.
humanitar.ru
Органы государственной власти — определение, признаки и структура
Орган госвласти является частью аппарата, который принимает участие в реализации определенных задач и обладает рядом преимуществ.
К основным признакам относятся:
- осуществление деятельности от государства, а также его территориальной единицы – субъекта;
- все действия регулируются нормативными актами, главным из них является Конституция РФ;
- выполняемые цели строго ограничены компетенцией ведомства;
- проявляется внутренняя структура и иерархия;
- принятые решения имеют общеобязательный характер и санкционируются государством.
Говоря о структурной системе органов, можно их подразделить на группы по нескольким признакам:
- по масштабу: федерального центра и регионов;
- по теории подразделения: судебные, исполнительные и законодательные;
- по территории: центральные и региональные;
- по компетенции: общие и отраслевые.
Каждое ведомство имеет пирамидальную структуру с главой и подчиненными ему. Все региональные ведомства одинаковы по принципу сложения, так как повторяют центральный вид.
Почему политикам нужны конституционные суды на JSTOR
Абстрактный Почему механизмы судебного надзора внедряются во многих демократизирующихся государствах? В этом исследовании анализируется, почему политики создают независимый судебный орган с полномочиями отменять их собственные решения. Он проливает свет на роль конституционных судов в фазе консолидации демократического перехода, уделяя особое внимание одной из тех стран, где нет традиции независимого судебного надзора или демократических форм правления, — России.Практика прошлого и исторический прецедент не поддерживают формирование независимой судебной системы в России, и тем не менее в настоящее время существует потенциально могущественный Конституционный суд. Более того, в ходе перехода от советского государства к Российской республике было предпринято три попытки создать независимый механизм судебного надзора, из которых только одну можно было назвать успешной. Этот анализ сосредоточен на корыстных расчетах политиков при формировании каждого из этих трех институтов, демонстрируя, что политические деятели создают конституционный суд для повышения своего демократического авторитета.
Коммунистические и посткоммунистические исследования — это международный рецензируемый научный журнал, в котором публикуются сравнительные исследования текущих и исторических событий в коммунистическом и посткоммунистическом мире. Посткоммунистические государства и общества охватывают Центральную и Восточную Европу, бывший Советский Союз, Азию, Африку и Латинскую Америку, для которых термин «посткоммунистический» остается аналитически полезным в качестве временной или географической рамки.Журнал широко освещает внутреннюю политику и общество, внешнюю политику и международные отношения, идеологию и идентичность, политическую экономию, политическую и гуманитарную географию и право.
Основанное в 1893 году Отделение прессы, журналов и цифровых публикаций Калифорнийского университета распространяет стипендии, имеющие непреходящую ценность. Одно из крупнейших, наиболее выдающихся и инновационных университетских издательств на сегодняшний день, его коллекция печатных и онлайн-журналов охватывает темы гуманитарных и социальных наук с акцентом на социологию, музыковедение, историю, религию, культурологию и регионоведение, орнитологию, права и литературы. Помимо публикации собственных журналов, подразделение также предоставляет традиционные и цифровые издательские услуги многим клиентским научным обществам и ассоциациям.
Что такое Конституционный закон? — FindLaw
Определение конституционного закона
Конституционный закон относится к правам, закрепленным в федеральной конституции и конституции штатов. Большая часть этого свода законов была разработана на основе постановлений верховных судов штатов и федеральных судов, которые толкуют их соответствующие конституции и гарантируют, что законы, принятые законодательным собранием, не нарушают конституционных ограничений.
Большинство конституционно-правовых вопросов связаны с Биллем о правах, который содержит первые 10 поправок к Конституции США. Эти поправки содержат такие права, как свобода слова, право на справедливое судебное разбирательство и право на свободу от определенных видов дискриминации.
штатов также имеют свои собственные конституции, которые обычно содержат большую часть, если не все, тех же прав, гарантированных Конституцией США. Конституции многих штатов также устанавливают дополнительные права, но они не могут отменять какие-либо федеральные права.
Конституционное право также включает в себя права и полномочия ветвей власти. И федеральная конституция, и конституция штатов определяют три ветви власти и наделяют каждую из них отдельными полномочиями и обязанностями. Конституционные юристы также помогают разрешать споры между филиалами.
Термины, которые необходимо знать
- Билль о правах — Первые 10 поправок к Конституции США, которые содержат основные права людей
- Законодательная власть — одна из трех ветвей власти, которой поручено принимать и пересматривать законы; состоит из обеих палат Конгресса на федеральном уровне и палат законодательного собрания штата на уровне штата
- Исполнительная власть — одна из трех ветвей власти, отвечающая за исполнение и обеспечение соблюдения законов; состоит из президента и кабинета президента на федеральном уровне, а также губернатора и кабинета губернатора на уровне штата
- Судебная власть — одна из трех ветвей власти, отвечающая за толкование законов; состоит из У.
S. Верховный суд, федеральные окружные и апелляционные суды на федеральном уровне, а также верховный суд штата и нижестоящие суды штата на уровне штата
- Сдержки и противовесы — Полномочия каждой ветви власти сдерживать две другие ветви, чтобы не допустить, чтобы одна ветвь проявляла слишком большую власть
- Оговорка о надлежащей правовой процедуре — пункт Конституции США, запрещающий правительству лишать человека жизни, свободы или собственности без проведения справедливого и справедливого судебного разбирательства, например слушания, на котором данное лицо может дать показания в своем собственная защита
- Коммерческая оговорка — оговорка в U.S. Конституция, предоставляющая Конгрессу право принимать законы, касающиеся торговли между штатами или любые другие законы, которые могут существенно повлиять на торговлю между штатами
Другие юридические определения можно найти в юридическом словаре FindLaw. Вы можете узнать больше о законе на нашей странице юридических ответов конституционного права.
Другие соображения при найме конституционного юриста
Когда люди думают о конституционном праве, они, естественно, думают о громких делах, таких как Браун против Совета по образованию, который запретил расовую сегрегацию в школах, или Роу против США.Уэйда, отменившего государственные запреты на некоторые аборты. Но многие дела, связанные с конституционным правом, решаются в нижестоящих государственных и федеральных судах, где повседневные юридические споры могут поднимать конституционные вопросы. Вот почему многие люди консультируются с адвокатами по конституционному праву, когда сталкиваются с любым конституционным вопросом, независимо от того, насколько он велик или мал.
Если вы столкнулись с конституционно-правовой проблемой, немедленно свяжитесь с адвокатом по конституционным вопросам, чтобы защитить свои права и изучить ваши юридические возможности.
Родственные области практики
Поддержка Закона о свободе голосования
Законодатели штатов по всей стране предложили и приняли законопроекты, которые дадут пристрастным субъектам больший контроль над выборами, в то же время ограничивая возможности опытных государственных и местных администраторов выборов, которые традиционно управляли нашими системами голосования. (Protect Democracy, Law Forward и States United Democracy Center опубликовали отчет с подробным описанием более 216 таких законопроектов, внесенных в этом году). сталкиваются с беспрецедентными угрозами честности будущих выборов и вере американцев в наши избирательные системы.
Закон о свободе голосования включает основанные на здравом смысле реформы, которые защищают выборы от партийного вмешательства, снижают вероятность будущих беспорядков после выборов и укрепляют основу американских выборов, независимо от того, какая партия контролирует тот или иной политический пост или претендует на победу в голосовании. учитывая выборы:
1.Требования к бумажным бюллетеням
Будущие попытки подорвать результаты выборов, скорее всего, приведут к возникновению сомнений и неопределенности в отношении фактического подсчета голосов избирателей в юрисдикции. В 2020 году в Грузии возможность проведения повторных пересчетов физических бюллетеней, проверенных избирателями, была важным средством опровержения необоснованных обвинений в фальсификации результатов голосования. Но по состоянию на 2020 год восемь штатов по-прежнему использовали безбумажные машины для голосования в некоторых юрисдикциях. Широко распространенные сообщения о том, что эти машины небезопасны (и, возможно, были атакованы российскими хакерами в 2016 году), легко вызывают подозрения в отношении голосов, не подтвержденных бумажными документами.Чтобы предотвратить это, Закон о свободе голосования потребует от каждого избирателя отдать свой голос в бумажном бюллетене, который у него будет возможность просмотреть до его подачи. (Раздел 3901-08, «Закон о доверии избирателей и расширении доступности от 2021 г.»)
2. Система защиты бюллетеней, других протоколов выборов и избирательного оборудования
После того, как избиратели проголосовали бумажным бюллетенем, эти бюллетени должны сохраняться на протяжении всего процесса подведения итогов и сертификации.Федеральный закон уже требует, чтобы бюллетени хранились в течение 22 месяцев, но не устанавливает стандартов их хранения и контроля в течение этого периода. Продолжающийся, подвергшийся резкой критике партийный обзор выборов, проводимый Сенатом штата Аризона, показывает, как небрежный процесс подсчета может поставить под угрозу целостность записей о бюллетенях — например, использование ручек для отметки бюллетеней во время просмотра рискует навсегда скрыть истинные намерения избирателя. Кроме того, тот факт, что чувствительные машины для голосования были переданы третьим лицам, означает, что они не должны использоваться на будущих выборах, что может стоить налогоплательщикам миллионы.Закон о свободе голосования усиливает федеральную защиту бюллетеней, других избирательных протоколов и избирательного оборудования, предписывая Министерству внутренней безопасности издавать правила, регулирующие порядок обращения с этими предметами, и предоставляя кандидатам и Генеральному прокурору право обращаться в суд. соблюдение этих правил. (Разд. 3301-03)
3. Судебный контроль процесса подсчета голосов
Несколько штатов приняли законы, которые перекладывают ответственность за подсчет бюллетеней и удостоверение результатов выборов на весьма пристрастных должностных лиц. Это повышает вероятность того, что эти должностные лица могут попытаться использовать свой контроль над процессом подсчета голосов, чтобы неправомерно повлиять на исход выборов, например, необоснованно отбрасывая определенные бюллетени. Закон о свободе голосования гарантирует, что решения администрации выборов, а также решения, касающиеся обращения с бюллетенями, подлежат явному федеральному судебному контролю, создавая установленное законом право на надлежащий подсчет голосов. (разделы 3401–3404)
4.Предотвращение партийного захвата избирательной администрации
В нескольких штатах были предложены или приняты законы, которые облегчили бы законодателям штатов и другим пристрастным субъектам получение контроля над администрацией выборов от местных избирательных органов, что затем позволило бы им легче манипулировать результатами или подрывать их. Например, положение нового сводного закона о голосовании в Грузии (SB 202) позволяет Избирательной комиссии штата, находящейся под контролем законодательного собрания штата, смещать местных избирательных комиссий по незначительной причине или без таковой и заменять их избранными лично ими заместителями. Республиканцы в Сенате Джорджии уже предприняли первые шаги к использованию этих полномочий для замены должностных лиц на выборах в графстве Фултон, в котором преобладают демократы. Закон о свободе голосования останавливает этот тип партийного вмешательства, запрещая отстранение от должности местных избирательных комиссий при отсутствии уважительной причины, такой как существенное пренебрежение или должностное преступление. (раздел 3001)
5. Средства защиты избирательных работников
Избирательные чиновники и работники избирательных участков играют решающую роль в инфраструктуре нашей демократии, но в настоящее время они подвергаются нападкам.В 2020 году и в 2021 году члены избирательной комиссии столкнулись с беспрецедентными угрозами, в том числе угрозами расправы, из-за ложных утверждений о том, что выборы 2020 года были «сфальсифицированы». Кроме того, штаты принимают новые суровые законы, предусматривающие наказание даже за непреднамеренные ошибки и просчеты сотрудников избирательных комиссий и работников избирательных участков. Закон о свободе голосования подтверждает, что преследование и запугивание работников избирательных комиссий являются незаконными, и квалифицирует как преступление доксирование их или членов их семей. (Разд. 3101-02)
6.Подтверждение того, что манипулирование выборами или подрывная деятельность являются преступлением
Выборы 2020 года не превратились в полномасштабный кризис в значительной степени потому, что местные и государственные избирательные органы отказались подчиниться давлению со стороны президента Трампа и других лиц с целью фальсификации результатов. Однако избиратели не обязательно могут рассчитывать на такую же снисходительность на будущих выборах, поскольку (1) давление, вероятно, будет еще больше, (2) многие чиновники, которые отказались ниспровергнуть результаты, могут уйти со своих постов к 2022/2024 гг. быть заменены более податливыми людьми, и (3) предлагаемое и / или принятое законодательство штата может облегчить работу должностных лиц, которые так склонны манипулировать выборами или подрывать их. Федеральный закон уже запрещает отдельным лицам, в том числе должностным лицам избирательных комиссий, манипулировать результатами выборов или фальсифицировать их, но для предотвращения будущих попыток подрывной деятельности Закон о свободе голосования вновь подтверждает, что вмешательство в подведение итогов, агитацию или заверение бюллетеней является преступлением. (Раздел 3206, «Закон о предотвращении обмана и запугивания избирателей от 2021 г.»)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОПОРА
За дополнительной информацией обращайтесь к Джессике Марсден, [email protected].
Для просмотра PDF-файла « Как Закон о свободе голосования останавливает подрывную деятельность на выборах, » нажмите здесь.
.