Социологический анализ оптимального правоприменения: типичные случаи избыточной криминализации экономической деятельности в России | Четверикова
1. Авдашева С., Шаститко А. (2009). Уголовное преследование за нарушение антимонопольного законодательства: возможности и риски // Экономическая политика. Т. 5. С. 93—98.
2. Авдашева С., Шаститко А. (2010). Экономика уголовных санкций за нарушение антимонопольного законодательства // Вопросы экономики. № 1. С. 129—142. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2010-1-129-142
3. Бороздина Е., Здравомыслова Е., Темкина А. (2012). Материнский капитал: стратегии семей // Демоскоп Weekly. № 495—496.
4. Наумов А. В. (2010). Проблемы искусственной криминализации экономической деятельности // Верховенство права и проблемы его обеспечения в правоприменительной практике / Отв. ред. В. М. Жуйков и др. М.: Статут. С. 78—95.
5. Панеях Э. Л. (2001). Формальные правила и неформальные институты их применения в российской экономической практике // Экономическая социология. Т. 2. № 4. С. 56—68.
6. Панеях Э. Л. (2012). Практическая логика принятия судебных решений: дискреция под давлением и компромиссы за счет подсудимого // Как судьи принимают решения: эмпирические исследования права. М.: Статут. С. 107—127.
7. Панеях Э. Л. (2013). Зарегулированное государство // Pro et Contra. Т. 17, № 1/2. С. 79—92.
8. Радченко В. И., Новикова Е. В., Федотов А. Г. (ред.) (2010). Концепция модернизации уголовного законодательства в экономической сфере. М.: Фонд «Либеральная миссия».
9. Титаев К. Д., Четверикова И. В. (2017). Избыточная криминализация экономической деятельности в России: Как это происходит и что с этим делать. М.: Центр стратегических разработок. https://www.csr.ru/wp-content/uploads/2017/11/Doklad_izbytochnaya-kriminalizatsiyaekonomicheskoj-deyatelnosti.pdf
10. Четверикова И. В. (2016). Уроки либерализации: отправление правосудия по уголовным делам в экономической сфере в 2009—2013 гг. СПб.: ИПП ЕУСПб. http://enforce.spb.ru/images/liberalization_e_version. pdf
11. Четверикова И. В., Титаев К. Д. (2017). Структура и основные черты экономических преступлений в России (на основе данных 2013—2016 годов). СПб.: ИПП ЕУСПб. http://enforce.spb.ru/images/Structure_and_the_main_features_of_economical_crimes_in_Russia.pdf
12. Becker G. S. (1968). Crime and punishment: an economic approach. Journal of Political Economy, Vol. 76, No. 2, pp. 169—217.
13. Bowles R., Faure M., Garoupa N. (2008). The scope of criminal law and criminal sanctions: An economic view and policy implications. Journal of Law and Society, Vol. 35, No. 3, pp. 389—416.
14. Deffains B., Fluet C. (2015). Social norms and legal design. CIRPEE Cahiers de recherche, No. 1520.
15. Faure M. G., Svatikova K. (2012). Criminal or administrative law to protect the environment? Evidence from Western Europe. Journal of Environmental Law, Vol. 24, No. 2, pp. 253—286.
16. Favarel-Garrigues G. (2011). Policing economic crime in Russia: From Soviet planned economy to privatization. New York: Columbia University Press.
17. Ferwerda J. (2009). The economics of crime and money laundering: Does anti-money laundering policy reduce crime? Review of Law and Economics, Vol. 5, No. 2, pp. 903—929.
18. Garoupa N., Klerman D. (2002). Optimal law enforcement with a rent-seeking government. American Law and Economics Review, Vol. 4, No. 213, pp. 116—140.
19. Green S. P. (1997). Why it’s a crime to tear the tag off a mattress: Overcriminalization and the moral content of regulatory offenses. Emory Law Journal, Vol. 46, pp. 1533—1615.
20. Kadish S. H. (1963). Some observations on the use of criminal sanctions in enforcing economic regulations. The University of Chicago Law Review, Vol. 30, No. 3, pp. 423—449.
21. Kadish S. H. (1967). The crisis of overcriminalization. The Annals of the American Academy of Political and Social Science, Vol. 374, pp. 157—170.
22. Lando H. (2014). On the sanctioning of economic crime in Denmark. Available at SSRN: https://dx. doi.org/10.2139/ssrn.2415997.
23. McBarnet D. (1991). Whiter than white collar crime: Tax, fraud insurance and the management of stigma. British Journal of Sociology, Vol. 42, No. 3, pp. 323—344.
24. Podgor E. S. (2013). Overcriminalization: New approaches to a growing problem. Journal of Criminal Law & Criminology, Vol. 102, No. 3, pp. 529—537.
25. Polinsky A. M., Shavell S. (2007). The theory of public enforcement of law. In: A. M. Polinsky, S. Shavell. Handbook of Law and Economics, Vol. 1. Elsevier, pp. 403—454.
26. Radaev V. (2000). The role of violence in Russian business relations. Russian Social Science Review, Vol. 41, No. 5, pp. 39—66.
27. Sassen S. (1994). The informal economy: Between new developments and old regulations. The Yale Law Journal, Vol. 103, No. 8, pp. 2289—2304.
28. Shavell S. (1993). The optimal structure of law enforcement. Journal of Law & Economics, Vol. 36, No. 1, pp. 255—287.
29. Shelley L. I. (1999). Russia and Ukraine: Transition or tragedy? Trends in Organized Crime, Vol. 4, No. 3, pp. 81—107.
30. Volkov V. (2002). The violenсe-managing agency; Bandits and capitalists. In: Violent entrepreneurs: The use of force in the making of Russian capitalism. Ithaca: Cornell University Press, pp. 64—125.
Государство как субъект экономической деятельности и права человека
Общая информация
Руководящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека, принятые ООН, разъясняют, что от всех государств ожидается, что они будут обеспечивать защиту и соблюдение прав человека, выполняя роль субъекта экономической деятельности. Данный аспект обязанности государства защищать права человека — связь государства и предприятий — касается политики в таких областях, как управление государственными предприятиями, экспортное кредитование, государственное страхование инвестиций и государственные закупки. Руководящие принципы подчеркивают, что государства должны интегрировать должную осмотрительность в отношении прав человека в рамках деятельности органов, ответственных за эти сферы, а также поощрять должную осмотрительность коммерческих предприятий, с которыми государство проводит коммерческие сделки (Руководящие принципы 4-6).
Кроме того, ожидается, что государства будут обеспечивать согласованность политики между правительственными департаментами и органами, которые «определяют практику предпринимательской деятельности», а также соблюдение международных правозащитных обязательств государств (Руководящие принципы 8-10).
Эти области политики тесно связаны с рядом Целей в области устойчивого развития (ЦУР). Осуществление ЦУР в соответствии с Руководящими принципами имеет решающее значение. В рамках этого процесса правительства должны обеспечить согласованность выполнения обещаний по достижению ЦУР и их обязательств в области прав человека. Это в том числе предусматривает использование их контроля и средств как субъектов экономической деятельности в целях поощрения соблюдения прав человека.
Сферы деятельности Рабочей группы
Средства «экономической дипломатии» и стимулирование инвестиций/торговли
В 2018 году Рабочая группа рассматривает средства государств для поощрения соблюдения прав человека предприятиями посредством мер стимулирования торговли и инвестиций. Сама Рабочая группа стремится выявить модели положительной практики интеграции соблюдения прав человека предприятиями в следующих областях:
- в использовании «экономических и торговых дипломатических средств» и стимулов для коммерческих предприятий, таких как экспортный кредит, инвестиционные гарантии, стимулирование экспорта, защита в сфере торговли и участие в торговых представительствах; и
- в поощрении торговли и инвестиций в зонах экспортной переработки.
В своём докладе, представленном на 38-й сессии Совета по правам человека, Рабочая группа разработала ряд практических рекомендаций для государств и международных и региональных организаций, связанных с данными сферами политики. Для сбора информации о моделях положительной практики и в качестве основы для рекомендаций Рабочая группа обратилась ко всем соответствующим сторонам с просьбой внести свой вклад в этот процесс. Ответы на опросник для подготовки доклада доступны здесь.
В целях составления доклада Рабочая группа созвала в сентябре 2017 года многостороннюю консультацию и дискуссии в ходе Форума по вопросам предпринимательской деятельности и прав человека 2017 года («часть 2»), а также напрямую взаимодействовала с практикующими специалистами из соответствующих государственных учреждений, таких как органы кредитования экспорта.
Государственные предприятия
В своем докладе для Совета по правам человека в 2016 году Рабочая группа подчеркнула и разъяснила, что ожидается от государств в роли собственников предприятий и почему. Отправной точкой в Руководящих принципах является то, что государства должны предпринять «дополнительные» шаги для защиты от нарушений прав человека со стороны коммерческих предприятий, которые находятся в собственности или под контролем государства. Доклад подчеркивает убедительные причины для принятия дополнительных мер государствами в этом отношении, включая согласованность политики, правовые обязательства, репутацию и благонадежность.
- Ссылка на доклад (документ ООН A/HRC/32/45, доступный на всех официальных языках ООН)
- Основные положения
Другие смежные вопросы на рассмотрении Рабочей группы
- Поощрение соблюдения прав человека в контексте государственных закупок
- Гарантия соблюдения прав человека в контексте международного инвестиционного режима
Экономика России – ВВП, инфляция, ИПЦ и процентная ставка
Экономический рост России
Прогнозируется, что в этом году экономика погрузится в рецессию из-за последствий войны с Украиной и связанных с ней международных санкций.
Экономические данные России
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | |
---|---|---|---|---|---|
Население (млн) | 147 | 147 | 147 | 147 | 147 |
GDP per capita (USD) | 9,289 | 8,699 | 10,718 | 11,371 | 11,583 |
GDP (USD bn) | 1,361 | 1,277 | 1,574 | 1,669 | 1,700 |
Economic Growth (GDP, annual variation in %) | -2.![]() | 0.2 | 1.8 | 2.5 | 1.3 |
Потребление (годовая вариация в %) | -9.5 | -2,6 | 3,7 | 3,3 | 2,5 |
Инвестиции (ежегодный вариация в %) | |||||
(Годово. | 0,1 | 1,5 | |||
Промышленное производство (годовая вариация в %) | 0,2 | 1,7 | 3,8 | 3,5 | 2,3 |
3,5 | 2,3 | ||||
3,5 | 2,3 | ||||
.0028 | -9.8 | -4.8 | 1.2 | 2.8 | 1.6 |
Unemployment Rate | 5.6 | 5.5 | 5.2 | 4.8 | 4.6 |
Fiscal Balance (% of GDP) | -2.4 | -3.5 | -1.4 | 2.6 | 1.8 |
Public Debt (% of GDP) | 13.5 | 13.2 | 14.![]() | 14.9 | 15.3 |
Money (annual variation in %) | 11.3 | 9.2 | 10.5 | 11.0 | 9.7 |
Inflation Rate (CPI, annual variation in %, eop) | 12.9 | 5.4 | 2.5 | 4.3 | 3.0 |
Inflation Rate (CPI, annual variation in %) | 15.5 | 7.1 | 3.7 | 2.9 | 4.5 |
Inflation (PPI, annual variation in %) | — | — | — | — | — |
Policy Interest Rate (%) | 11.00 | 10.00 | 7.75 | 7.75 | 6.25 |
Stock Market (annual variation in %) | 26,1 | 26,8 | -5,5 | 11,8 | 29,1 |
Обменной став0028 | 61.91 | ||||
Exchange Rate (vs USD, aop) | 61.![]() | 67.05 | 58.33 | 62.68 | 64.75 |
Current Account (% of GDP) | 5.0 | 1.9 | 2.1 | 6.8 | 3.8 |
Current Account Balance (USD bn) | 67.8 | 24.5 | 32.4 | 114 | 64.7 |
Trade Balance (USD billion) | 148 | 90.2 | 115 | 194 | 163 |
Exports (USD billion) | 341 | 282 | 353 | 443 | 418 |
Imports (USD billion) | 193 | 191 | 238 | 249 | 255 |
Exports (annual variation in %) | -31.3 | -17.5 | 25.3 | 25.5 | -5.7 |
Imports (annual variation in %) | -37.3 | -0.8 | 24.5 | 4.![]() | 2.5 |
International Reserves (USD) | 368 | 378 | 433 | 468 | 554 |
External Debt (% of GDP) | 38.1 | 40.1 | 32.9 | 27.3 | 28.9 |
Russia Economy Overview
Экономический обзор России
После распада Советского Союза первое десятилетие перехода от плановой экономики к рыночной было для России катастрофическим: номинальный валовой внутренний продукт (ВВП) упал с 516 млрд долл. США в 1990 г. до 196 миллиардов долларов США в 1999 году, что представляет собой падение более чем на 60%. Пытаясь справиться с экономическими потрясениями и следовать рекомендациям МВФ, советское правительство начало приватизировать многие российские предприятия в течение 19-го века.90-е. Важными исключениями были, однако, энергетический и оборонный секторы.
Девальвация российского рубля в 1998 году — после финансового кризиса, известного как кризис рубля — вместе с непрерывным повышательным трендом цен на нефть в период с 1999 по 2008 год подтолкнула российскую экономику — сильно зависящую от экспорта энергетического сектора — будет расти в среднем на 7% в год. Россия оказалась в числе наиболее пострадавших от мирового экономического кризиса 2008–2009 годов экономик: в 2009 году экономика упала на 7,8%.когда цены на нефть резко упали, а иностранные кредиты иссякли. Экономический спад был самым резким с 1994 года, но долгосрочного ущерба не было нанесено благодаря активной и своевременной реакции правительства и Центрального банка на ограждение ключевых секторов экономики, в частности банковского сектора, от последствий кризиса. В результате российская экономика снова начала расти и увеличилась на 4,5%, 4,3% и 3,4% в 2010, 2011 и 2012 годах соответственно, а затем замедлилась до 1,3% в 2013 году и 0,6% в 2014 году.
В 2014 году российская экономика пережила два крупных потрясения, едва избежав рецессии при умеренном росте на 0,6%. Первым потрясением стало резкое падение цен на нефть в третьем и четвертом кварталах 2014 года, обнажившее крайнюю зависимость России от мировых сырьевых циклов. После колебаний в узком коридоре около 105 долларов США за баррель в период с 2011 по 2013 год цены на сырую нефть закончились в 2014 году на уровне менее 60 долларов США за баррель. Вторым шоком стали экономические санкции, вызванные геополитической напряженностью, что негативно сказалось на аппетитах инвесторов к российским инвестициям. Бегство капитала и высокая инфляция усугубляют экономические проблемы России, поскольку в экономике зафиксирован самый резкий спад с 2009 года.сократился на 3,7% за весь 2015 год. Прогнозы указывают на то, что рецессия скоро закончится в 2017 году.
Инфляция быстро снижается с августа 2015 года, когда она достигла пика в 15,8%. Вместе с падением инфляции снизились кредитные ставки Центрального банка. Российские облигации и акции демонстрируют хорошие результаты по сравнению с облигациями других развивающихся рынков, а умеренное восстановление цен на нефть укрепило экономические настроения.
Учитывая, что средняя цена на нефть марки Urals в 2016 году составит 38 долларов США за баррель, Центральный банк ожидает, что экономика сократится на 0,3–0,7% в этом году, что ниже предыдущей оценки Банка, согласно которой экономика сократится на 1,3 % и 1,5%. Банк ожидает, что темпы роста экономики в 2017 году составят от 1,1% до 1,4%, исходя из среднего уровня цен на нефть марки Urals 40 долларов США за баррель. Ранее Банк ожидал, что цена на нефть марки Urals составит в среднем 35 долларов США за баррель, и прогнозировал экономический рост в диапазоне от минус 0,5% до плюс 0,5% в 2017 году9.0005
После экономического коллапса в 2015 году аналитики, опрошенные FocusEconomics, ожидают, что российская экономика продолжит сокращаться в 2016 году, хотя и более умеренными темпами. Эксперты FocusEconomics Consensus Forecast прогнозируют, что ВВП России упадет на 0,7% в 2016 году, что на 0,1 процентного пункта выше прогноза прошлого месяца. Участники дискуссии ожидают, что экономика вырастет на 1,3% в 2017 году.
Платежный баланс России
Текущий счет России показывает регулярное положительное сальдо торгового баланса, в основном за счет экспорта таких товаров, как сырая нефть и природный газ. С 2010 по 2014 год средний профицит счета текущих операций России составил 66,8 млрд долларов США, достигнув пика в 2011 году на уровне 9 долларов США. 8,8 млрд.
Платежный баланс России испытал значительный шок условий торговли в четвертом квартале 2014 года в результате падения цен на нефть, которое было частично компенсировано сокращением импорта. В то же время геополитическая неопределенность и связанные с ней санкции в 2014 году привели к крупному оттоку капитала, что еще больше ухудшило платежный баланс России. Отток капитала из частного сектора увеличился с 60,7 млрд долларов США в 2013 году до 130,5 млрд долларов США в 2014 году. За тот же период дефицит счета капитала и финансов Российской Федерации сократился с 45,4 млрд долларов США до дефицита в размере 146 млрд долларов США (2,2% и 7,8% ВВП соответственно).
В прошлом году российская экономика продемонстрировала самый резкий спад с 2009 года, поскольку сочетание внешних факторов, таких как падение цен на нефть и международные санкции, в сочетании со структурными недостатками сильно сказалось на росте. Экономика сократилась на 3,7% за весь 2015 год, что контрастирует со скудным ростом, зарегистрированным в предыдущем году. Однако сокращение российской экономики во втором квартале 2016 года7 было самым медленным с начала рецессии в конце 2014 года. Комплексные данные показали, что ВВП сократился на 0,6% в годовом исчислении во втором квартале, что превысило снижение на 1,2%, зафиксированное в первом квартале. Хотя промышленное производство сократилось в сентябре, падая самыми быстрыми темпами за последние 8 месяцев, ожидается, что в 2016 году оно немного вырастет после самого сильного спада за шесть лет в 2015 году9.0005
Структура торговли России
Сырая нефть, нефтепродукты и природный газ составляют примерно 58 % от общего объема экспорта, железо и сталь составляют 4 %, а другой экспорт, связанный с горнодобывающей промышленностью, включая драгоценные камни и драгоценные металлы, составляет около 2,5 %. Продажи в Европу составляют более 60% от общего объема экспорта, в то время как доля Азии составляет примерно 30%. Российский экспорт в США, Африку и Латинскую Америку в совокупности составляет менее 5% от общего объема поставок.
Основными статьями импорта России являются продукты питания и наземный транспорт, которые составляют 13% и 12% от общего объема импорта соответственно. Другие значительные статьи импорта включают фармацевтические препараты, текстиль и обувь, пластмассы и оптические инструменты. Экспорт достиг пика в 2012 году, достигнув 527 миллиардов долларов США; импорт достиг пика в 2013 году, достигнув 341 миллиарда долларов США.
В августе 2015 г. российский экспорт составил 25,0 млрд долларов США, сократившись на 39,7% в годовом выражении. Это стало 10-м подряд сокращением с двузначной скоростью. Импорт составил 16,5 млрд долларов США, что на 34,7% меньше, чем в прошлом году.
Положительное сальдо торгового баланса России быстро сокращается. Положительное сальдо торгового баланса России сократилось до 4,4 млрд долларов США в августе этого года, что значительно ниже 8,8 млрд долларов США, зарегистрированных в том же месяце прошлого года, и 16,2 млрд долларов США в предыдущем году. Результат августа привел к тому, что 12-месячный скользящий профицит сократился до 9 долларов США.9,5 миллиардов, наименьший накопленный профицит за более чем десятилетие. Сокращение положительного сальдо торгового баланса продолжает отражать свободное падение российского экспорта за последние несколько лет.
После периода повышенной волатильности цены на нефть в последнее время стабилизировались, особенно после внеочередной конференции ОПЕК в Алжире в последнюю неделю сентября, завершившейся обязательством заморозить добычу нефти на уровне от 32,5 до 33,0 млн баррелей в день. . Аналитики ожидают, что это обязательство будет выполнено большинством членов на официальном заседании ОПЕК в ноябре, где экспортерам нефти, не входящим в ОПЕК, также предлагается подписать пунктирную линию. Восстановление ценового лидерства ОПЕК спровоцировало скачок мировых цен на нефть, в том числе и на нефть сорта Юралс. 30 сентября цена на нефть сорта Юралс установилась на уровне 46,3 долл./барр., что на 4,6% выше уровня конца августа. Нефть Urals также восстановилась после минимумов, зарегистрированных ранее в этом году, и составила 31,8% с начала года.
Денежно-кредитная политика России
Центральный банк России (Банк России), основанный в 1990 году, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации выполняет ряд функций: поддержание стоимости и стабильности рубля, надзор за российскими финансовыми учреждениями. (в том числе в качестве кредитора последней инстанции), управление валютными резервами России и иностранной валютой, а также установление краткосрочных процентных ставок, что является одним из основных инструментов реализации банком денежно-кредитной политики.
Низкие цены на нефть и санкционные шоки для российской экономики привели к тому, что рубль потерял 46% своей стоимости по отношению к доллару США в 2014 году, что побудило Банк России провести политику, направленную на стабилизацию финансовой системы. Банк России повысил ключевую процентную ставку в декабре 2014 года на 650 базисных пунктов до внушительных 17%, чтобы обуздать безудержную инфляцию, вызванную ослаблением рубля (базовая инфляция достигла 11,2% в декабре 2014 года в годовом исчислении). Банк России потратил 27,2 млрд долларов США в октябре 2014 года и 11,9 млрд долларов США.млрд в декабре того же года на интервенции по поддержке рубля.
Центральный банк России постепенно снижал процентные ставки в течение 2015 года, начав год с 17,00%, а к июлю снизил ставку до 11,00%. Процентные ставки оставались стабильными в течение почти года до июня 2016 года, когда они были снижены на 50 базисных пунктов до 10,50%. Принимая решение о снижении процентных ставок, ЦБ указывал на то, что власти стали более уверенными в динамике инфляции, и отмечал положительные результаты снижения инфляционных ожиданий и снижения инфляционных рисков на фоне медленно, но верно восстанавливающейся экономики.
С тех пор произошло заметное снижение инфляции, что вынудило Банк снизить ставки в сентябре 2016 года с 10,50% до 10,00%. Однако власти заявили, что для закрепления устойчивого снижения инфляции «необходимо сохранить текущее значение ключевой ставки до конца 2016 года с возможным ее дальнейшим снижением в 1-2 кварталах 2017 года». Принимая во внимание свое решение, Банк по-прежнему уверен, что при все еще относительно жесткой денежно-кредитной политике инфляция снизится до 4,5% в третьем квартале 2017 года и снизится до целевого уровня 4,0% в конце 2017 года. от дальнейшего смягчения денежно-кредитной политики до первого или второго кварталов 2017 г.
Курсовая политика России
10 ноября 2014 года Банк России отменил привязку рубля к бивалютному коридору (доллар США и евро), положив конец двадцатилетнему контролю обменного курса и переведя Россию в режим свободной валюты. система плавающего курса. Центральный банк также прекратил регулярные интервенции в рубль, но дал понять, что по-прежнему готов проводить интервенции в поддержку российской валюты в случае возникновения рисков для финансовой стабильности. Поскольку рубль продолжал падать по отношению к доллару США из-за падения цен на нефть и повышения неопределенности среди инвесторов, Центральный банк решил продолжить интервенции на валютном рынке, что обходилось Центральному банку в сотни миллионов долларов в день.
Стоимость рубля впервые начала падать в начале 2014 года после нескольких лет обменного курса примерно 30 рублей за доллар, поскольку страна остро пострадала от слабого экономического роста, высоких геополитических рисков после аннексии Крыма и вспышки войны на Украине. Однако именно с обвалом цен на нефть в конце 2014 года стоимость рубля не смогла бросить вызов гравитации и, таким образом, начала свое свободное падение по отношению к доллару США, когда 16 декабря валюта достигла дна на уровне 68,5 рубля за доллар США. На протяжении 2015 года российский рубль находился на американских горках. Высокая волатильность и сильные колебания цен на нефть сильно повлияли на валюту страны. В начале 2015 г. наблюдалась сильная волатильность на валютном рынке, однако к концу первого полугодия российская валюта стабилизировалась в коридоре 50–60 руб./долл. США. В начале второй половины года произошел еще один эпизод сильной волатильности, и 24 августа российская валюта закрыла торговый день на уровне 70,9. руб. за доллар США, что было даже ниже, чем вышеупомянутая нижняя точка обвала рубля в декабре 2014 года, и представляет собой новый исторический минимум. Резкое падение в августе было в первую очередь реакцией на падение цен на нефть и растущие опасения относительно воздействия ударной волны, вызванной крахом фондового рынка Китая, на мировую экономику. Рубль завершил 2015 г. на уровне 72,9 руб. за доллар США, что на 30% меньше, чем на конец 2014 г.
Колебания курса российского рубля в значительной степени обусловлены ценами на нефть, которая наряду с газом является основным экспортным товаром России. 21 января 2016 года валюта резко упала до рекордно низкого уровня в 82,4 рубля за доллар США, поскольку цены на нефть упали до минимума, невиданного более десяти лет. Он постепенно стабилизировался между 60 и 70 руб. за доллар США по мере улучшения состояния экономики и восстановления цен на нефть с января 2016 г.
Налогово-бюджетная политика России
После долгового кризиса в стране в 1998 г. почти десятилетняя среда благоприятных цен на сырьевые товары (особенно в энергетическом секторе), относительно слабый рубль и жесткая налогово-бюджетная политика позволили России поддерживать профицит бюджета с 2001 г. до 2008 года, пока не разразился мировой финансовый кризис.
Россия сильно зависит от экспорта энергоресурсов. В 2008 финансовом году доходы от нефти и газа достигли пика, составив половину российского федерального бюджета. Однако с тех пор, как мировой финансовый кризис поразил страну в 2009 г., российская экономика начала испытывать дефицит бюджета. В 2012, 2013 и 2014 годах дефицит бюджета России составлял -0,02%, -0,7% и -0,6% ВВП соответственно. Исключением стал 2011 г., когда российский бюджет имел профицит в размере 0,8% ВВП.
Низкие цены на нефть и обвал внутреннего спроса и импорта по мере того, как экономика впала в рецессию, сократили доходы бюджета в 2015 году. Фактически, влияние низких цен на нефть на доходы бюджета России также поставило под сомнение долгосрочные экономические перспективы страны. как фискальная устойчивость. Падение цен на энергоносители и зависимость российского правительства от энергетических доходов для финансирования своего бюджета (доходы от нефти и природного газа составляли около 52% российского бюджета) вынудили российское правительство пересмотреть свою налогово-бюджетную политику. В начале сентября 2015 года Министерство финансов объявило о решении приостановить действие бюджетного правила — закона, призванного ограничить государственные расходы.
Бюджетное правило вступило в силу в 2013 году, чтобы предотвратить растрату правительством сверхдоходов от нефти и вместо этого направить их в фонды на черный день. Правило также направлено на ограничение государственных расходов прогнозируемыми доходами, не связанными с нефтью, доходами от нефти, рассчитанными с использованием долгосрочных исторических цен на нефть, и бюджетным дефицитом на уровне не более 1,0% ВВП. В то время, когда правило было введено, российские власти были обеспокоены тем, что доходы, полученные от роста цен на нефть, будут стимулировать проциклические расходы. Однако в условиях слабого экономического роста и цен на нефть всего в два раза ниже уровня 2014 года Россия столкнулась с противоположной проблемой.
Поскольку бюджетное правило ограничивает государственные расходы долгосрочными историческими ценами на нефть, если бы закон продолжал действовать в 2016 г., это означало бы, что справочная цена выше прогнозируемой на 2016 г., которая в среднем составляла 50 долл. США за единицу. бочка.
Официально фискальное правило временно приостановлено. Некоторые советники, в том числе бывший министр финансов Алексей Кудрин, высказались в поддержку приостановки действия правила как минимум на год. Более того, помимо приостановки действия бюджетного правила, правительство также объявило о переходе от трехлетнего бюджетного плана к однолетнему бюджетному планированию. Трехлетний бюджетный план был разработан, чтобы заставить правительство придерживаться среднесрочного подхода и избегать необоснованных обязательств. В целом, изменения в бюджетном процессе проложили путь к более гибкой налогово-бюджетной политике в попытке смягчить низкие цены на нефть и более слабый экономический рост.
Некоторые аналитики предполагают, что при значительных резервах и низком государственном долге Россия может позволить себе иметь скромный бюджетный дефицит, не ставя под угрозу финансовую устойчивость. Дефицит бюджета в 2015 году составил 2,8%.
В России есть два бюджетных резерва, Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (ФНБ), оба из которых оказались под давлением в результате ухудшения экономических условий. Минфин указал, что прогнозируемый на 2015 год дефицит бюджета (2,7 трлн рублей, что эквивалентно 3,8% ВВП) будет покрыт за счет Резервного фонда страны, а не за счет увеличения долга. К сожалению, правительство не смогло покрыть этот дефицит из-за неспособности его финансировать. Из-за международных санкций правительство не может брать кредиты за границей. Правительство разрешило более широкое дискреционное использование ресурсов ФНБ в декабре 2014 года, чтобы помочь стабилизировать финансовую систему. У российского правительства не было другого выбора, кроме как продолжать использовать ФНБ.
Рычаги экономического влияния — Глобальная Россия
Рычаги экономического влияния
Москва использовала экономические инструменты, такие как преференциальные торговые соглашения, скидки на экспорт нефти и газа, списание долгов и финансовую помощь, чтобы увеличить свое глобальное влияние. Все три компонента российского энергетического сектора (нефть, газ и атомная энергетика) часто играют ведущую роль в дипломатических и коммерческих связях России. Связи между государственными органами и преступной/коррупционной деятельностью являются стандартной чертой таких усилий.
Дело Венесуэлы
Кремль сейчас является ключевым игроком в драматических событиях, разворачивающихся в Венесуэле. В условиях все более отчаянной экономической и гуманитарной ситуации и обострения напряженности в отношениях между Каракасом и Вашингтоном Москва помогает поддерживать осажденное правительство президента Николаса Мадуро. Взамен Россия приобретает ценные активы по бросовым ценам.
Тесные связи России с Венесуэлой восходят к началу правления Путина, но в последнее время они были усилены волной санкций США против режима Мадуро и угрозами президента Дональда Трампа о военном вмешательстве в Венесуэлу.
Контролируемый государством российский нефтяной гигант «Роснефть» вложил значительные средства в нефтегазовый сектор Венесуэлы.
Бывший президент венесуэльской государственной нефтяной компании PDVSA Рафаэль Рамирес (в центре) с генеральным директором «Роснефти» Игорем Сечиным (второй справа)
Миллиарды долларов в виде российских авансовых платежей за поставки венесуэльской нефти помогли Мадуро удержаться у власти.
Генеральный директор «Роснефти» Игорь Сечин (слева) с президентом Венесуэлы Николасом Мадуро (справа)
Российская финансовая поддержка имеет решающее значение, поскольку Венесуэла справляется с последствиями хаотического дефолта, гиперинфляции и экономического коллапса.
Списание долгов России и крупные поставки пшеницы помогли режиму Мадуро справиться с хронической нехваткой продовольствия.
Граффити в Каракасе с надписями «Мы голодны» и «Мадуро-диктатор»
Деятельность России в Венесуэле — лишь один пример того, как Москва использует свою экономическую мощь для расширения своего влияния в Западном полушарии. Растущая роль «Роснефти» в энергетическом секторе Венесуэлы показывает, как российские политические и деловые лидеры часто сочетают коммерческие возможности с важными внешнеполитическими целями.
Некоторые российские энергетические сделки по всему миру
Венесуэла
«Роснефть» имеет доли в пяти крупных нефтяных проектах и в 2017 году приобрела два новых морских газовых блока. Венесуэла должна «Роснефти» 6 миллиардов долларов.