В арбитражный суд исковое заявление о признании права собственности: Исковое заявление в арбитражный суд о признании права собственности на самовольную постройку \ Акты, образцы, формы, договоры \ КонсультантПлюс

Рекомендации для рассмотрения дел о признании права собственности на самовольную постройку

Изучение проблем, связанных с самовольными постройками, а также судебной практики по данной категории дел позволяет сделать вывод, что в настоящее время отсутствует четкое правовое регулирование значительного числа вопросов в этой области и, как следствие, отсутствие единообразия в правоприменении.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Федеральным законом № 93-ФЗ от 30 июня 2006 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» внесены изменения в диспозицию пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации. В результате редакционного изменения названной общегражданской нормы с 01 сентября 2006 года право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях и в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему её лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, законодатель с 01 сентября 2006 года исключил возможность признания права собственности на самовольную постройку за лицом, которое к моменту обращения в судебные органы не является законным владельцем земельного участка, обладающим на него вещным правом (статья 216 Гражданского кодекса Российской Федерации). Кроме того, положениями исследуемой нормы определены режимы землепользования, которыми должно обладать лицо, обращающееся в суд с требованием о признании права собственности на самовольную постройку.
Таким образом, при анализе условий признания права собственности на самовольную постройку, определенных в редакции пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации с изменениями, вступившими в силу с 01 сентября 2006 года, можно сделать вывод, что право собственности на самовольную постройку окончательно поставлено в зависимость от прав на земельный участок, на котором она создана.

В статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации законодатель закрепил три признака самовольной постройки, причем для определения ее таковой достаточно хотя бы одного из этих признаков:

  • постройка должна быть возведена на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке;
  • либо без получения необходимых разрешений;
  • либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Учитывая положения пункта 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, статусом самовольной постройки может обладать только объект недвижимого имущества.

Анализ содержания статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации в совокупности с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, а также с нормами, установленными Федеральным законом «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», позволяет сделать вывод о том, что признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты права, который может применяться в случае, если лицо, обратившееся в суд, по какой-либо не зависящей от него причине было лишено возможности получить правоустанавливающие документы на вновь созданный объект недвижимости в порядке, установленном нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с градостроительной деятельностью, и отношения по использованию земель.

Наличие в гражданском законодательстве права судебной легализации самовольно возведенной постройки по правилам пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации не может являться достаточным основанием для удовлетворения иска. В противном случае имел бы место упрощенный порядок легализации самовольного строения, применение которого ставило бы добросовестного застройщика, получающего необходимые для строительства документы в установленном порядке, в неравное положение по сравнению с самовольным застройщиком, который не выполнял предусмотренные законом требования.

Документы, которые следует прилагать истцу при подаче искового заявления о признании права собственности на самовольную постройку.

К исковому заявлению о признании права собственности на самовольную постройку необходимо приложить:

  • Документы, подтверждающие вещные права на земельный участок.
  • Доказательства выдачи разрешения на строительство.
  • Документы, подтверждающие факт возведения истцом самовольной постройки. Например, договоры подряда и акты приемки работ по возведению постройки, документы, подтверждающие расходы на строительство, понесенные истцом.
  • Документы, свидетельствующие о том, что права на объект не принадлежат третьим лицам. Таким документом может быть выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которая может подтверждать отсутствие записей о зарегистрированных правах, их ограничениях, а также обременениях в отношении объекта недвижимого имущества.
  • Документы, содержащие техническое описание самовольной постройки и ее адрес. Например, выписка из Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности, выданная органом технической инвентаризации недвижимого имущества, и соответствующая адресная справка.
  • Документы, подтверждающие соответствие возведенной постройки санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, техническим, экологическим нормам.
  • Документы, иным образом подтверждающие, что сохранение самовольной постройки не нарушает права и законные интересы третьих лиц.

Приведенный перечень документов является примерным. В зависимости от конкретной ситуации исходя из обстоятельств возведения постройки могут потребоваться дополнительные документы.

Обстоятельства, которые необходимо выяснять суду, при рассмотрении дел о признании права собственности на самовольную постройку.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на истца возложена обязанность по предоставлению доказательств создания объекта в соответствии с установленными строительными и градостроительными нормами и правилами и отсутствия угрозы жизни и здоровью граждан при сохранении самовольной постройки.

Круг обстоятельств, имеющих юридическое значение по делам данной категории, должен определяться исходя из общих условий, соблюдение которых требуется при строительстве или реконструкции любого объекта недвижимости. Эти условия можно сгруппировать в общем виде, следующим образом:

  • наличие права на земельный участок, на котором ведется новое строительство, либо разрешения собственника этого участка или собственника существующего строения на строительство, реконструкцию;
  • соблюдение целевого назначения и разрешенного использования земельного участка, а также красных линий, установленных проектами планировки;
  • наличие утвержденной в установленном порядке проектной документации, являющейся основанием для выдачи разрешения на строительство;
  • разрешение на строительство, т.
    е. документ, выданный заказчику (застройщику) органами местного самоуправления и удостоверяющий право собственника осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения;
  • соблюдение градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
  • соблюдение прав и законных интересов собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов сопредельных земельных участков и иных объектов недвижимости.

Кроме этого следует выяснять обстоятельства, подтверждающие возведение застройщиком объекта за счет собственных финансовых средств.
Если самовольная постройка была возведена собственником (владельцем, пользователем) земельного участка, то соответственно его права на этот участок подтверждаются записью в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право на землю может подтверждаться так же государственными актами, свидетельствами и другими документами, удостоверяющими права на землю.


Анализ судебной практики Арбитражного суда Республики Бурятия по делам о признании права собственности на самовольную постройку показал, что суд не привлекает Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Бурятия к участию в процессе в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Однако, изучение судебной практики других судов по рассматриваемому вопросу показывает, что суды, разрешая иски о признании права собственности на самовольную постройку, привлекают регистрирующий орган к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
При принятии такого решения суды исходят из того, что при удовлетворении исковых требований на основании решения суда подлежат регистрации права на объект недвижимости. Поэтому они исходят из того, что привлечение Управления Федеральной регистрационной службы к участию в деле является обоснованным, целесообразным, независимо от того, что у регистрирующего органа отсутствуют притязания относительно объекта.
Кроме того, независимо от разрешения вопроса о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица регистрирующего органа, представляется необходимым получение сведений о наличии зарегистрированных прав и обременений как на земельный участок, так и на объекты недвижимости, расположенные на данном земельном участке.
Поскольку признание права собственности на самовольную постройку исходя из норм статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации поставлено в зависимость от отсутствия нарушений прав и охраняемых законом интересов других лиц, наличие сведений о зарегистрированных правах и обременениях на земельный участок и на расположенные на нем объекты недвижимости обеспечивает возможность защиты прав и интересов других лиц, которые, при установлении таковых, подлежат привлечению к участию в деле.

Требования, которые должен соблюдать застройщик объекта.

Судебный порядок признания права собственности на самовольную постройку сам по себе не может освобождать застройщиков от обязанности выполнения установленных законом и иными нормативными актами правил и условий возведения объектов недвижимости.
Указанные обстоятельства обязан доказать истец как заявитель требования о признании права собственности на самовольно возведенные объекты.
В соответствии со статьями 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, с получением разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.
Из статей 1, 2, 6, 7, 32, 34 Федерального закона «О техническом регулировании» следует, что обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, устанавливаются техническими регламентами, принятыми федеральными законами и подзаконными нормативными актами.
Технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, и с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие, в том числе, взрывобезопасность, механическую безопасность, пожарную безопасность, промышленную безопасность, термическую безопасность, электрическую безопасность.
То есть, во всех делах по искам о признании права собственности на самовольную постройку суду должны быть представлены доказательства, подтверждающие соблюдение требований:

  • строительных,
  • охраны окружающей природной среды,
  • экологических,
  • санитарно-гигиенических,
  • противопожарных,
  • и других обязательных норм и правил, выполнение которых требуется для строительства и эксплуатации конкретной постройки.

Статьями 51-54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрены выдача разрешений на строительство, осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, проведение строительного контроля, государственного строительного надзора.
Компетентными органами в области принятия законченного строительством объекта являются органы местного самоуправления, которые вправе предоставлять заключения о соответствии строения строительным нормам и правилам.
Так, согласно подпункту 3.1 пункта 3 Постановления Администрации г.Улан-Удэ № 46 от 04 февраля 2009 года «Об утверждении Положения и структуры МУ «Комитет по строительству Администрации г.Улан-Удэ» Комитет в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет, в том числе, функции:… обследования объектов и выдачи заключения о соответствии строительным нормам и правилам самовольно возведенных зданий и сооружений…
Не может служить безусловным основанием к отказу в иске, о признании права собственности на самовольную постройку, отсутствие в требуемых случаях надлежаще утвержденной проектной документации и разрешения на строительство само по себе. Орган местного самоуправления может разрешить сохранение самовольно возведенного строения, если признает, что оно возведено в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и соблюдением строительных норм и правил. Отказ в выдаче такого разрешения, как и отрицательные заключения уполномоченных органов государственного надзора и контроля, могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд (статья 46 Конституции Российской Федерации, пункт 14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Анализ судебной практики свидетельствует о том, что нередко одним из оснований для отказа в признании за истцом права собственности на самовольные постройки служит недоказанность истцом того, что он является лицом, осуществившим самовольную постройку.
Когда объект возведен застройщиком самостоятельно (хозспособом), он обязан представить в подтверждение этого следующие документы: акты о приемке выполненных работ, архитектурно-планировочное задание, проектную документацию на строительство объекта, лицензии на осуществление деятельности по строительству зданий и сооружений, счета-фактуры, накладные на приобретение строительных материалов, платежные документы об оплате и др.
При возведении самовольной постройки третьим лицом по поручению истца и за его счет суд для подтверждения этого обстоятельства принимает во внимание следующие документы: заключенные истцом с третьими лицами договоры строительного подряда, акты приемки выполненных по договору подряда работ, локальные сметы, сводные сметные расчеты стоимости строительства, выставленные подрядчиками счета-фактуры, платежные поручения на перечисление денежных средств в счет оплаты выполненных строительных работ, проектную документацию на строительство объекта.
Самовольная постройка, на которую истец просит признать право собственности, должна соответствовать генеральному плану застройки конкретного населенного пункта и находиться в пределах установленных красных линий.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации № 190-ФЗ от 29 декабря 2004 года под красными линиями понимаются линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
При выдаче разрешения на строительство обязательной проверке подлежит соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям.
Учитывая, что красные линии устанавливаются в целях обеспечения общественных интересов при осуществлении градостроительной деятельности, их нарушение без соответствующего согласования при возведении самовольной постройки влечет нарушение прав и законных интересов других лиц. Согласно пункту 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации это является основанием для отказа в удовлетворении иска о признании права собственности на самовольную постройку.

Оформление резолютивной части решения.

Вступившие в законную силу судебные решения о признании права собственности на самовольную постройку являются основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество. В этой связи в резолютивной части решения суда должны содержаться необходимые для этого сведения: адрес (местонахождение) объекта недвижимости, его наименование и назначение, площадь, идентификационные данные из паспортов технического учета, а если объект находится в общей долевой собственности — доли в праве в виде правильной простой дроби (пункт 1 статьи 18 Федерального закона № 122 от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
При рассмотрении дел данной категории следует помнить, что к самовольной постройке не применяются нормы о приобретательной давности.


Председатель коллегии
по рассмотрению споров,
возникающих из гражданских
и иных правоотношений Муравьева Е.Г.

ВС напомнил судам общей юрисдикции об их компетенции

Тройка судей судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда под председательством Сергея Асташова отменила решения нижестоящих судов, которые отказались рассматривать иск жителя Череповца о признании права собственности на универсам.

Сергей Ломакин*, как следует из материалов дела, получил по договору уступки прав земельный участок. На нем он построил универсам, но местные власти отказались выдать разрешение на ввод его в эксплуатацию. Они объяснили это отсутствием градостроительного плана и разрешения на строительство. После этого Ломакин обратился в суд. Но инстанция отказалась рассмотреть иск.

База судей

Должность

Председатель судебного состава

Коллегия

По рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений

Материалы

Череповецкий районный суд установил, что Ломакин является учредителем и гендиректором двух компаний по розничной торговле продуктами. При этом доказательства использования им как физлицом спорного объекта не для извлечения прибыли отсутствуют, указал суд и вернул иск без рассмотрения по существу. С этой позицией согласились в Вологодском областном суде и Третьем кассационном суде общей юрисдикции.

Верховный суд посчитал, что суды неверно подошли к разрешению вопроса, существенно нарушив нормы права. Он напомнил, что в арбитражном процессе гражданин может участвовать только в том случае, если является индивидуальным предпринимателем либо если участие физлица без статуса ИП предусмотрено законом.

«Действующим законодательством не предусмотрена норма права, в соответствии с которой спор о признании права собственности гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, на самовольно возведенное нежилое строение может быть рассмотрен арбитражным судом», — отметили в ВС.

Судьи Верховного суда также сослались на Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, в котором четко обозначены критерии отнесения споров к компетенции арбитражного суда: субъектный состав и экономический характер спора, применяемые в совокупности. В данном деле, указал ВС, доказательств того, что у Ломакина или муниципалитета есть статус ИП, не представлено, поэтому спор подсуден суду общей юрисдикции.

«То обстоятельство, что предметом иска является нежилое помещение, в том числе такое, которое может быть использовано для предпринимательской деятельности, на подсудность спора не влияет, поскольку закон не ограничивает права физических лиц иметь в собственности любое имущество, в том числе и нежилые помещения», — сказано в определении.

ВС отменил решения и направил материал в суд первой инстанции для разрешения вопроса о принятии искового заявления.

* Имя и фамилия изменены редакцией.

НАЗВАНИЕ 36

НАЗВАНИЕ 36. ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА И ЗАЩИТА

И Специальное разбирательство

ГЛАВА

651 Закон о прикреплении и исполнении. Владение

         Личная собственность

     655 Депозит и доставка

656 Мошенничество, закон

657 Ограничение действий

657D Гражданская помощь для государственных военных сил

658 Арбитраж и награды-Очереденный

658A Униформа

. Признание иностранных денежных решений

       Закон — отменен

    658D Международный арбитраж

    658F Единообразные денежные решения иностранных государств Акт о признании

658G Закона о единообразном законе о единообразном совместном праве

658H. Тюремное заключение

     662 Закон о гражданской ответственности штата

    662D Волонтерская служба; Immunity

    662E Претензии к правительству, вытекающие из 2000 год

Ошибки-Repalled

663 Действия на деликт

663a Гражданская ответственность за кражу в магазине

663b Конная деятельность

663d Ответственность по наркотикам 7665. 70010 663 2000 ошибок в компьютерных программах Системы — Отменено

     664 Границы, заборы, пути, права на водопользование

     665 Уничтожение

666 Арендодатель и арендатор

667 Отказ от выкупа

668 Разделение недвижимости

668A Однородное разделение наследников

669 ПИС Группа — Отменено

    672B Комиссия по урегулированию претензий по дизайну

    672E Закон о ремонте подрядчика

     673 Закон о судебной помощи Native Hawaiian Trusts

     674 Урегулирование индивидуальных претензий в соответствии с Гавайский

Home Lands Trust

675 Закон о ответственности за табак

676 Закон о защите урегулирования

ПРИМЕЧАНИЕ

В отношении процедурных законов, замененных правилами суда, см. примечание к Разделу 32.

 

ГЛАВА 651

ПРИЛОЖЕНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ

 

        Часть I.  Приложение

Раздел

     651-1 Общие положения

     651-2 Приказ; выпущено, когда

     651-3 Аффидевит

     651-4 Гарантия; сумма и условия

     651-5 Дополнительное обеспечение

     651-6 Иск по залогу

     651-7 Приказ; как выдан

     651-8 Сумма, взимаемая с

     651-9 Приказ; способ исполнения

    651-10 Возмещение убытков сотруднику полиции

    651-11 Исполнение в порядке поступления

    651-12 Допрос ответчика; где нет известное имущество

    651-13 Прикрепленное имущество; продажа

    651-14 Назначение конкурсного управляющего

    651-15 Возврат офицера; как сделано

    651-16 Отказ от судебного приказа

    651-17 Отказ от судебного приказа под залог ответчика

    651-18 Отказ от судебного приказа при его неправильном оформлении свойство

    651-21 Дефицит

 

        Часть II. Исполнение

    651-31 Время выдачи

    651-32 Исполнение, районный суд; форма

  651-32.1 Аннулирована

    651-33 Залог на расходы по исполнению

    651-34 Срок, в течение которого должно быть исполнено возвратный

    651-35 При недостаточности имущества в обороте

    651-36 Исполнительное производство, судебная запись; форма

    651-37 Адрес, подпись

    651-38 Псевдоним

    651-39 Доступен во всех округах

    651-40 Остаться на усмотрение судьи; эффект

    651-41 Приоритет при взимании

    651-42 Способ взимания, инвентаризация

    651-43 Объявление о продаже

    651-44 Продажа; доходы; возврат

    651-45 Отсрочка продажи

    651-46 Документы и т. д.

    651-47 Сбор и оформление продажи инвестиций ценные бумаги;

           соблюдение надлежащей процедуры, когда безопасность

           с правом владения третьим лицом Сторона

651-48 То же, штраф

651-49 Только проценты ответчика проданы

651-50 Ответственность за превышение полномочий

651-51 Облигация компенсации

651-52 Судебные компенсации, как собрано

. 651-52. Освобождение

 

        A. Обычно

    651-61 Освобождение, как заявлено

    651-62 Страховая гарантия, если заявлено освобождение

    651-63 Ответственность за продажу изъятого имущества

    651-64 Наложение ареста на изъятое имущество

    651-65 до 67 Отменено

    651-68 Исполнительное производство; оценщики; истечение срока действия

           залог, результат

    651-69 Содержание формы заявки

    651-70 Вручение петиции и уведомления о слух; последствия

           непредставление; назначение оценщики

 

        B. Недвижимое имущество

    651-91 Определения

    651-92 Недвижимое имущество, освобожденное от налогообложения

    651-93 Последствия раздельного проживания, развода, примирение

    651-94 Судебные разбирательства в отношении недвижимого имущества разделенный

           без

           материальный ущерб

    651-95 Продажа недвижимого имущества разделенный;

           применение выручки

    651-96 После продажи деньги, равные недвижимому имуществу исключение

           защищено

 

        C. Личное имущество

   651-121 Определенное личное имущество и страхование На этом

освобожденные

651-122 Личное имущество не освобождено

651-123 Применение доходов от продажи

651-124 Пенсионные деньги освобождены

Примечание

. корт, см. примечание к заголовку 32.

 

Примечания к делу

 

  Действительность предварительного судебного решения в соответствии с положениями, разрешающими конфискация имущества без предоставления предварительной возможности быть заслушанным. 407 США 67 (1972).

 

Конвенция Организации Объединенных Наций о признании и приведении в исполнение » Нью-Йоркская конвенция

Статья I

1. Настоящая Конвенция применяется к признанию и приведению в исполнение арбитражных решений, вынесенных на территории государства, иного, чем государство, в котором и приведения в исполнение таких решений, а также в связи с разногласиями между физическими или юридическими лицами. Он также применяется к арбитражным решениям, которые не считаются внутренними решениями в государстве, в котором испрашивается их признание и приведение в исполнение.

2. Термин «арбитражные решения» включает в себя не только решения, вынесенные арбитрами, назначаемыми для каждого дела, но и решения, вынесенные постоянно действующими арбитражными органами, которым стороны представили свои решения.

3. При подписании, ратификации настоящей Конвенции или присоединении к ней либо уведомлении о продлении ее действия в соответствии со статьей X любое государство может на основе взаимности заявить, что оно будет применять Конвенцию к признанию и приведению в исполнение арбитражных решений, вынесенных только на территории другого Договаривающегося государства. Он также может заявить, что он будет применять Конвенцию только к разногласиям, возникающим из правовых отношений, договорных или нет, которые считаются коммерческими в соответствии с национальным законодательством государства, делающего такое заявление.

Статья II

1. Каждое Договаривающееся Государство признает письменное соглашение, в соответствии с которым стороны обязуются передать в арбитраж все или любые разногласия, которые возникли или могут возникнуть между ними в отношении определенных правовых отношений, будь то договорные или нет, в отношении предмета, который может быть урегулирован в арбитраже.

2. Термин «письменное соглашение» включает арбитражную оговорку в договоре или арбитражном соглашении, подписанное сторонами или содержащееся в обмене письмами или телеграммами.

3. Суд Договаривающегося Государства при рассмотрении иска по делу, в отношении которого стороны заключили соглашение по смыслу настоящей статьи, по просьбе одной из сторон передает сторонам в арбитраж, если только не будет установлено, что указанное соглашение является недействительным, недействительным или неспособным к исполнению.

Статья III

Каждое Договаривающееся Государство признает арбитражные решения обязательными и приводит их в исполнение в соответствии с правилами процедуры территории, на которой основывается решение, на условиях, изложенных в следующих статьях. При признании или приведении в исполнение арбитражных решений, к которым применяется настоящая Конвенция, не могут устанавливаться значительно более обременительные условия или более высокие сборы или сборы, чем при признании или приведении в исполнение внутренних арбитражных решений.

Статья IV

1. Для получения признания и приведения в исполнение, упомянутых в предыдущей статье, сторона, ходатайствующая о признании и приведении в исполнение, должна во время подачи заявления предоставить:

(a) Надлежащим образом заверенный оригинал решения или его надлежащим образом заверенная копия;

(b) Оригинал соглашения, упомянутого в статье II, или его должным образом заверенная копия.

2. Если указанное решение или соглашение не вынесены на официальном языке страны, на которой основывается решение, сторона, ходатайствующая о признании и приведении в исполнение решения, должна предоставить перевод этих документов на этот язык. Перевод должен быть заверен официальным или присяжным переводчиком либо дипломатическим или консульским агентом.

Статья V

1. В признании и приведении в исполнение арбитражного решения может быть отказано по просьбе стороны, против которой оно направлено, только если эта сторона представит компетентному органу, в котором испрашивается признание и приведение в исполнение, доказательства того, что:

а) Стороны соглашения, упомянутого в статье II, были в соответствии с применимым к ним законодательством какой-либо недееспособностью или указанное соглашение недействительно в соответствии с законом, которому стороны его подчинили, или, при отсутствии каких-либо указаний об этом, в соответствии с законодательством страны, где решение было вынесено; или

(b) Сторона, в отношении которой запрашивается решение, не была надлежащим образом уведомлена о назначении арбитра или арбитражном разбирательстве или иным образом не могла представить свое дело; или

(c) Решение касается разногласий, не предусмотренных или не подпадающих под условия представления в арбитраж, или оно содержит решения по вопросам, выходящим за рамки представления в арбитраж, при условии, что, если решения по вопросам переданное в арбитраж, может быть отделено от непредставленного, та часть решения, которая содержит решения по вопросам, переданным в арбитраж, может быть признана и приведена в исполнение; или

(d) состав арбитражного органа или арбитражная процедура не соответствовали соглашению сторон или, в отсутствие такого соглашения, не соответствовали законодательству страны, где имело место арбитражное разбирательство; или

(e) Решение еще не стало обязательным для сторон либо было отменено или приостановлено компетентным органом страны, в которой или в соответствии с законодательством которой было вынесено это решение.

2. В признании и приведении в исполнение арбитражного решения также может быть отказано, если компетентный орган страны, в которой испрашивается признание и приведение в исполнение, установит, что:

(a) Предмет разногласий не подлежит арбитражному урегулированию в соответствии с законодательством этой страны; или

(b) признание или приведение в исполнение арбитражного решения будет противоречить публичному порядку этой страны.

Статья VI

Если заявление об отмене или приостановлении действия арбитражного решения было подано в компетентный орган, указанный в статье V (1) (e), орган, в котором испрашивается решение, может , если он сочтет это надлежащим, отложить решение о приведении в исполнение решения, а также может по заявлению стороны, требующей приведения решения в исполнение, потребовать от другой стороны предоставления надлежащего обеспечения.

Статья VII

1. Положения настоящей Конвенции не затрагивают действительности многосторонних или двусторонних соглашений о признании и приведении в исполнение арбитражных решений, заключенных Договаривающимися Государствами, и не лишают любую заинтересованную сторону любого права, которое она может иметь воспользоваться арбитражным решением в порядке и пределах, разрешенных законом или договорами страны, где такое решение испрашивается.

2. Женевский протокол об арбитражных оговорках 1923, и Женевская конвенция об исполнении иностранных арбитражных решений 1927 г. прекращают свое действие в отношениях между Договаривающимися государствами с момента их связывания и в той мере, в какой они становятся связанными настоящей Конвенцией.

Статья VIII

1. Настоящая Конвенция открыта до 31 декабря 1958 года для подписания от имени любого члена Организации Объединенных Наций, а также от имени любого другого государства, которое является или станет в будущем членом любого специализированного учреждения Организации Объединенных Наций. Наций, или которое является или в будущем станет участником Статута Международного Суда, или любое другое государство, которому Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций направила приглашение.

2. Настоящая Конвенция подлежит ратификации, и ратификационная грамота сдается на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.

Статья IX

1. Настоящая Конвенция открыта для присоединения для всех государств, указанных в статье VIII.

2. Присоединение осуществляется путем сдачи на хранение документа о присоединении Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.

Статья X

1. Любое государство может при подписании, ратификации или присоединении заявить, что настоящая Конвенция распространяется на все или любую из территорий, за международные отношения которых оно несет ответственность. Такое заявление вступает в силу, когда Конвенция вступает в силу для соответствующего государства.

2. В любое время после этого любое такое продление производится путем уведомления, адресованного Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, и вступает в силу на девяностый день после дня получения Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций настоящего уведомления или с даты вступления Конвенции в силу для соответствующего государства, в зависимости от того, что наступит позже.

3. В отношении тех территорий, на которые действие настоящей Конвенции не распространяется на момент подписания, ратификации или присоединения, каждое заинтересованное государство рассматривает возможность принятия необходимых мер для распространения действия настоящей Конвенции на такие территории. , при условии, если это необходимо по конституционным причинам, с согласия правительств таких территорий.

Статья XI

В случае федеративного или неунитарного государства применяются следующие положения:

федерального правительства в этом отношении будут такими же, как и у Договаривающихся государств, не являющихся федеративными государствами;

(b) В отношении тех статей настоящей Конвенции, которые подпадают под законодательную юрисдикцию составных штатов или провинций, которые в соответствии с конституционной системой федерации не обязаны предпринимать законодательные действия, федеральное правительство вносит такие статьи с благоприятная рекомендация для уведомления соответствующих властей штатов или провинций в кратчайшие сроки;

(c) Федеративное Государство-участник настоящей Конвенции по запросу любого другого Договаривающегося Государства, переданному через Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, представляет изложение законов и практики федерации и ее составных частей в отношении к какому-либо конкретному положению настоящей Конвенции, показывая, в какой степени это положение было реализовано законодательными или иными действиями.

Статья XII

1. Настоящая Конвенция вступает в силу на девяностый день после даты сдачи на хранение третьей ратификационной грамоты или документа о присоединении.

2. Для каждого государства, ратифицировавшего настоящую Конвенцию или присоединившегося к ней после сдачи на хранение третьей ратификационной грамоты или документа о присоединении, настоящая Конвенция вступает в силу на девяностый день после сдачи на хранение таким государством своей ратификационной грамоты или документа о присоединении.

Статья XIII

1. Любое Договаривающееся государство может денонсировать настоящую Конвенцию путем письменного уведомления Генерального секретаря Организации Объединенных Наций. Денонсация вступает в силу через год после даты получения уведомления Генеральным секретарем.

2. Любое государство, которое сделало заявление или уведомление в соответствии со статьей X, может в любое время после этого путем уведомления Генерального секретаря Организации Объединенных Наций заявить, что настоящая Конвенция перестает распространяться на соответствующую территорию через год после дата получения уведомления Генеральным секретарем.

3. Настоящая Конвенция продолжает применяться к арбитражным решениям, в отношении которых производство по признанию и приведению в исполнение было начато до вступления в силу денонсации.

Статья XIV

Договаривающееся Государство не имеет права использовать настоящую Конвенцию против других Договаривающихся Государств, кроме как в той мере, в какой оно само обязано применять Конвенцию.

Статья XV

Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций уведомляет государства, предусмотренные статьей VIII, о нижеследующем:

а) подписание и ратификация в соответствии со статьей VIII;

(b) Присоединения в соответствии со статьей IX;

с) заявления и уведомления в соответствии со статьями I, X и XI;

d) дата вступления настоящей Конвенции в силу в соответствии со статьей XII;

e) Денонсации и уведомления в соответствии со статьей XIII.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *