Утрата товарной стоимости судебная практика – Утрата товарной стоимости (УТС) автомобиля. Взыскание, судебная практика

Содержание

Утрата товарной стоимости судебная практика

Утрата товарной стоимости по КАСКО

  1. Автомобилей отечественного производства не старше трех лет с пробегом не более 50 тыс. км и с износом ниже 40%.
  2. Иностранных авто не старше пяти лет с пробегом не более 100 тыс. км и с износом менее 40%.
  3. Грузовых автомобилей не старше двух лет.
  4. Транспортных средств, не получавших повреждений в ДТП.

Все дело в том, что УТС может быть возмещена страхователям по КАСКО в некоторых случаях. Обычно она начисляется при ремонте или замене некоторых деталей, когда данные процедуры влияют на внешний вид или на особенности дальнейшего использования автомобиля.

Утрата товарной стоимости

С указанными правилами истец при заключении договора добровольного имущественного страхования транспортного средства был ознакомлен. Своей подписью в страховом полисе он удостоверил свое согласие на заключение договора на условиях, установленных в том числе правилами страхования.

То обстоятельство, что страхование риска утраты товарной стоимости не предусмотрено договором страхования, само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении требований о взыскании страхового возмещения, поскольку в статье 942 ГК РФ страховой случай определяется как событие, на случай наступления которого осуществляется страхование.

Исковое заявление о взыскании УТС (утрата товарной стоимости) образец

Необходимо отметить, что УТС относится к выплате, позволяющей после проведения восстановительного ремонта ТС устранить последствия ДТП, выражающиеся в не полноценном функционировании транспортного средства, поскольку нарушение комплектации ТС, произведение замены тех или иных запасных частей ТС, поврежденных в результате ДТП приводит к не безаварийной эксплуатации механизмов ТС. Данное нарушение в эксплуатации ТС приводит к возникновению у владельца ТС ущерба, вызванного произведением расходов на восстановление транспортного средства в рабочее состояние.

Основанием для предъявления требования о возмещении УТС к Вашей страховой компании является Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от «10» Августа 2005 года, согласно которому: «. Утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызнанное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта. Из вышеизложенного следует, что утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей автомобиля, поскольку уменьшение его потребительской стоимости нарушает права владельца транспортного средства. Данное нарушенное право может быть восстановлено путем выплаты денежной компенсации. ».

УТС по КАСКО судебная практика взыскания, исковое заявление

Далее потребуется вписать сумму УТС, определенную независимым экспертом и пояснить, что в результате повреждений ухудшился внешний вид ТС и эксплуатационные свойства в связи со снижением прочности отдельных деталей, соединений, покрытия из-за ДТП и произведенного ремонта.

Для возмещения УТС по КАСКО исковое заявление должно содержать всю информацию и соответствовать основным требованиям к его написанию. Адресоваться оно должно на имя мирового судьи определенного участка в конкретном городе. Должно быть указано имя и фамилия истца, а также название страховой компании в графе «Ответчик».

Расчет утраты товарной стоимости авто по ОСАГО

Автомобилисты, особенно владельцы дорогих машин, зачастую сталкиваются с проблемами получения выплаты от страховой компании, связанной с утратой товарной стоимости автомобиля. В 2019 году вопросы получения возмещения легко решаются путем подачи претензии в суд. Что нужно знать, для того, чтобы с наименьшими потерями выйти из баталии со страховщиком и получить выплату?

Для начала определимся с понятием «утрата товарной стоимости». УТС – это потеря в цене автомобиля, связанная с его ремонтом после ДТП. Автомобиль, никогда не бывавший в аварии будет стоить дороже, чем аналогичный, но битый и восстановленный. Это связано с тем, что вследствие замены отдельных частей или узлов автомобиля ухудшаются его эксплуатационные качества, повреждается лакокрасочное покрытие, восстановленные детали также частично утрачивают прочность. Одним словом, это реальное снижение товарной (потребительской) стоимости авто.

Обзоры судебной практики Верховного Суда Российской Федерации

Верховным Судом Российской Федерации совместно с верховными судами республик, краевыми, областными и соответствующими им судами проведено изучение гражданских дел по спорам, вытекающим из договора добровольного страхования имущества, рассмотренных судами России в период с 2010 по 2011 год.

В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона №4015-I страховая выплата определяется как денежная сумма, установленная федеральным законом и (или) договором страхования и выплачиваемая страховщиком страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю при наступлении страхового случая.

Утрата товарной стоимости судебная практика

Утрата товарной стоимости подлежит возмещению и в случае, если страховое возмещение осуществляется в рамках договора обязательного страхования в форме организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, с которой у страховщика заключен договор о ремонте транспортного средства, в установленном законом пределе страховой суммы ( См. п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2019 N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»)

«Утрата товарной стоимости (УТС) относится к реальному ущербу, а не к упущенной выгоде. К реальному ущербу, возникшему в результате дорожно-транспортного происшествия, наряду со стоимостью ремонта и запасных частей относится также утраченная товарная стоимость, которая представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.

Взыскание со страховщика ОСАГО суммы утраты товарной стоимости транспортного средства

Необходимо принять во внимание, что денежные средства, являющиеся убытком потерпевшего, связанным с утратой товарной стоимости, не включаются в расходы на приобретение запасных частей, материалов и оплату услуг технических центров по ремонту имущества потерпевшего. Компенсация утраты товарной стоимости представляет собой компенсацию за ухудшение внешнего вида, эксплуатационных качеств и уменьшение стоимости восстановленного транспортного средства, в связи с чем убытки потерпевшего в результате утраты товарной стоимости не могут быть отнесены к восстановительным расходам, а соответственно, их включение в размер страхового возмещения противоречит действующему законодательству.

а) в случае полной гибели имущества потерпевшего — действительная стоимость имущества на день наступления страхового случая, в случае повреждения имущества — расходы, необходимые для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая;

Что такое УТС (Утрата товарной стоимости) и с чем ее едят

Таким образом, можно установить, что в большинстве случаев, когда рассчитывается утрата товарной стоимости, она расчитывается экспертными учреждениями с нарушением действующей руководящей документации и вполне очевидно, что идут эксперты на это нарушение только по одной причине — жадность и нежелание упускать дополнительную прибыль.

УТС рассчитывается достаточно просто и расчет этот экперт может провести как при непосредственном осмотре поврежденного автомобиля, так и на основании ранее составленного акта осмотра, если уже определялся ущерб. Для того, чтобы УТС расчитали достаточно прийти в экпертное учреждение, занимающееся оценкой поврежденных транспортных средств и подписать договор о произведении экспертами соответствующих работ. Однако тут необходимо помнить о некоторых ограничениях, касающихся определения УТС у автомобилей.

Утеря товарной стоимости автомобиля по КАСКО

2) В обязательном порядке обращайтесь к экспертному и независимому оценщику, для того, чтобы была возможность установить причину, и размер вашего УТС. Независимый оценщик необходим для того, чтобы весь ущерб был оценен в полном размере, однако, если ваша страховая компания работает честно, и вы ей доверяете, можете не тратить деньги на независимого эксперта.

3) Не забудьте подать иск в суд, в котором вы укажете свои претензии к страховой компании, в том случае, когда последняя откажется от выплаты по УТС. Ваше заявление будет рассматриваться как претензия, если вы не укажите в ней сокращения со следующих законов: п.2 ст.15, п.2 ст.12 ФЗ «Об ОСАГО владельцев транспортных средств», а также ст.1082 Гражданского Кодекса России.

firstjurist.ru

Может ли суд отказать в выплате УТС по Каско?

Добрый день! По Вашему вопросу есть судебная практика где данные требования удовлетворяются, но также есть и где отказывают в возмещении УТС. Ниже выдержка из обзора судебной практики

Утвержден
Президиумом Верховного Суда
Российской Федерации
30 января 2013 года

ОБЗОР
ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ, СВЯЗАННЫМ

С ДОБРОВОЛЬНЫМ СТРАХОВАНИЕМ ИМУЩЕСТВА ГРАЖДАН

Утрата товарной стоимости

Утрата товарной стоимости транспортного средства является реальным ущербом и подлежит возмещению по договору добровольного страхования транспортного средства.
Анализ правоприменительной практики показал, что у судов отсутствует единообразие по вопросу о том, относится ли утрата товарной стоимости транспортного средства к реальному ущербу.
Ряд судов относят утрату товарной стоимости к реальному ущербу. Разрешая требования о возмещении утраты товарной стоимости, суды исходят из следующего.
В силу статьи 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

В частности, по договору имущественного страхования может быть застрахован риск утраты, гибели или повреждения транспортного средства.
Статьей 943 ГК РФ предусмотрено, что условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования).
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под реальным ущербом понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.
Таким образом, утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей автомобиля, поскольку уменьшение его потребительской стоимости нарушает права владельца транспортного средства, и в ее возмещении страхователю не может быть отказано.
То обстоятельство, что страхование риска утраты товарной стоимости не предусмотрено договором страхования, само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении требований о взыскании страхового возмещения, поскольку в статье 942 ГК РФ страховой случай определяется как событие, на случай наступления которого осуществляется страхование.
Таким образом, по смыслу приведенных правовых норм, под страховым случаем по риску «Ущерб» понимается повреждение или уничтожение застрахованного имущества в результате событий, указанных в договоре страхования (правилах страхования).

Правилами страхования и договором страхования предусмотрено, какие предполагаемые события признаются страховыми рисками, по которым может быть заключен договор страхования (в частности, это ущерб). Утрата товарной стоимости не может быть признана самостоятельным страховым риском, так как она является составной частью страхового риска «Ущерб», поскольку при наступлении страхового случая входит в объем материального ущерба, причиненного транспортному средству в связи с повреждением в результате дорожно-транспортного происшествия.
Таким образом, поскольку утрата товарной стоимости транспортного средства относится к реальному ущербу, она подлежит взысканию со страховой организации по договору добровольного страхования.
Другие суды при разрешении таких требований исходят из того, что в силу пункта 2 статьи 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Например, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований страхователя о взыскании суммы утраты товарной стоимости автомобиля, указал следующее.
Согласно пунктам 1, 2, 4 статьи 943 ГК РФ условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков, и обязательны для страхователя.
В соответствии с пунктом 4.5 правил добровольного страхования не покрывается страхованием по рискам «Ущерб» и «Автокаско» возмещение утраты товарной стоимости.
В силу статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения.
В соответствии с пунктами 7.9.4 и 8.1.4 правил размер возмещаемого убытка определяется страховщиком на основании размера прямого ущерба в соответствии со сметой (калькуляцией) затрат на восстановление поврежденного транспортного средства, составленной экспертом страховщика либо подтверждающей фактические затраты страхователя на восстановление транспортного средства в ремонтной организации.
Величина утраты товарной стоимости не направлена на восстановление транспортного средства, а направлена на компенсацию причиненных вследствие неправомерных действий убытков.

Правилами страхования средств наземного транспорта прямо оговорено исключение из суммы страхового покрытия по рискам «Ущерб», «Автокаско» суммы утраты товарной стоимости, вызванной страховым случаем.
С указанными правилами истец при заключении договора добровольного имущественного страхования транспортного средства был ознакомлен. Своей подписью в страховом полисе он удостоверил свое согласие на заключение договора на условиях, установленных в том числе правилами страхования.
Правила страхования, содержащие положения об исключении утраты товарной стоимости из страхового возмещения, не противоречат закону и иным правовым актам, регулирующим отношения, вытекающие из договоров страхования (по материалам судебной практики Новгородского областного суда).
Представляется более правильной позиция судов, согласно которой утрата товарной стоимости транспортного средства является реальным ущербом и подлежит возмещению по договору добровольного страхования транспортного средства.

pravoved.ru

Статья: — Сейчас.ру

«Налоги» (журнал), 2007, N 2
О ПРАВОМЕРНОСТИ ВЗЫСКАНИЯ УТРАТЫ ТОВАРНОЙ СТОИМОСТИ
Суды, как арбитражные, так и общей юрисдикции, рассмотрев иски о возмещении убытков, причиненных в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП), часто принимают решения о взыскании с виновной стороны, inter alea, и утраты товарной стоимости автомобиля, пострадавшего в ДТП.
Понятие «утрата товарной стоимости» (УТС) воспринимается и судьями, и практикующими юристами как само собой разумеющееся, и спор в судах обычно ведется в плоскости ее размера, а также обоснованности ее взыскания по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). В последнем случае споры ведутся по поводу того, к какому виду убытков относится УТС — реальному ущербу или упущенной выгоде?

Если же обратиться к детальному анализу этого понятия с позиций гражданского права, то он (анализ) тут же влечет целый шлейф вопросов, на которые нет вразумительных ответов в законодательстве. Ответы, которые находятся в результате изучения судебной практики, весьма противоречивы и неоднозначны.
Обращает на себя внимание и такое обстоятельство. Утрата товарной стоимости практически всегда связывается с ущербом, возникшим в результате повреждения транспортного средства. Но ведь ущерб может возникнуть и в результате повреждения другого имущества, например, дорогого рояля, который, как и все вещи, не изъятые из гражданского оборота, имеет товарную стоимость. Если следовать логике рассуждений об УТС транспортного средства, то и рояль, каким бы отличным он ни был после определенного ремонта, также утратит товарную стоимость. Будет ли суд ее взыскивать и как ее определять?
Ответов на эти вопросы пока нет, а те ответы, которые логически вытекают из основных начал гражданского законодательства и понятий гражданского права, идут чаще всего вразрез с правоприменительной практикой.
О правовом определении понятия «утрата товарной стоимости»
Статья 15 ГК РФ устанавливает только два вида убытков: (1) реальный ущерб и (2) упущенная выгода. При этом следует особо обратить внимание на тот факт, что в ГК РФ и других нормативных актах гражданского законодательства понятие «реальный ущерб» является целостным и не делится на какие-либо виды, категории и иные структурные единицы, составляющие это понятие. Для пояснения этого утверждения и сравнения следует привести в качестве примера понятие «хозяйственное общество», охватывающее такие понятия, как «акционерное общество», «общество с ограниченной ответственностью» и «общество с дополнительной ответственностью» и которые, ко всему прочему, определены как составные части понятия «хозяйственное общество» законом (п. 3 ст. 66 ГК РФ).
УТС считается ущербом, причиненным имуществу потерпевшего, возмещается ему путем уплаты денежных средств или их взыскания судами в его пользу. «С понятием «вред», «ущерб» соприкасается понятие «убыток». Убытком называется вред (ущерб), выраженный в деньгах. Таким образом, убыток — это денежная оценка имущественного вреда» . «Под убытками в гражданском праве понимается денежная оценка имущественных потерь (вреда)» .
———————————
Гражданское право: В 4 томах. Т. IV. Обязательственное право / Отв. ред. д. ю. н., проф. Е.А. Суханов. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 626.
Гражданское право: В 4 томах. Т. I. Общая часть / Отв. ред. д. ю. н., проф. Е.А. Суханов. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 601.
Таким образом, исходя из основных начал гражданского права , УТС представляет собой не что иное, как убыток. Сразу же возникает вопрос: что же это за убыток — утрата товарной стоимости? И каким законодательным актом он установлен, если его взыскивают суды?
———————————
Там же. С. 49.
Согласно ч. 1 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ): «Суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления». Норма аналогичного содержания имеется в ч. 1 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Анализ содержания нормативных правовых актов показывает, что именно понятия «УТС» и тем более раскрытия содержания этого понятия нет ни в одном нормативном правовом акте, которым должны руководствоваться суды.
Определение понятия «УТС» содержится в п. 6.1 Методического руководства по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления (РД 37.009.015-98) (с Изменениями N 1, N 2, N 3): «Дополнительная утрата товарной стоимости (далее по тексту — УТС) может быть охарактеризована преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автотранспортного средства, вызванным снижением прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий, вследствие выполнения ремонтных воздействий на его элементах, использованием при ремонте бывших в употреблении или отремонтированных запасных частей».
При ознакомлении с содержанием этих определений и правовых актов, в которых они содержатся, сразу же бросается в глаза два важных момента. Первое. Эти определения по своему содержанию являются техническими, а не юридическими и едва ли могут применяться при разрешении вопросов, связанных с осуществлением прав, обязанностей и свобод человека и гражданина. Второе. Минюстом России отказано в регистрации Методического руководства по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления (РД 37.009.015-98) (Письмо Минюста России от 27 ноября 2002 г. N 07/11150-ЮД).
Следовательно, как вытекает из вышесказанного, суды при взыскании убытков, возникших в результате ДТП, взыскивают такой вид убытка, как УТС, не предусмотренный ни одним правовым нормативным актом, которым суд обязан руководствоваться, и более того, суды выносят решения о взыскании УТС фактически на основании правовых актов, не подлежащих применению.
Как и чем мотивируют суды свою позицию, разрешая дела о взыскании того, что не установлено законодательством, и при этом на основании нормативных актов, не подлежащих применению? Суды, как им кажется, нашли простой и понятный им выход: УТС суды «относят» к реальному ущербу или, иногда, к упущенной выгоде.
Реальный ущерб или упущенная выгода?
Страховые компании, которые выплатили страховое возмещение ущерба, причиненного в результате ДТП, еще до вступления в силу Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Закон об ОСАГО), подавали иски к причинителям ущерба о взыскании с них суммы страхового возмещения, которую они делили на две части — стоимость восстановительного ремонта и возмещение утраты товарной стоимости (УТС). В обоснование исков страховые компании приводили тот довод, что они возместили как стоимость ремонта, так и УТС, хотя нередко возмещение УТС договором страхования и не предусматривалось.
После вступления в силу Закона об ОСАГО споры об обязанности страховых компаний по выплате продолжились, да и судебная практика была неоднозначна. Согласно п. 60 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 263) при причинении вреда имуществу потерпевшего в соответствии с этими Правилами возмещению в пределах страховой суммы подлежит реальный ущерб. Некоторые суды взыскивали стоимость УТС, считая, что УТС — это также реальный ущерб, а другие суды отказывали в ее взыскании, рассматривая УТС как упущенную выгоду . Президиум ВАС РФ, рассматривая дело по иску «Атомэнергоремонт» к страховой компании «РЕСО-Гарантия», 19 декабря 2006 г. указал в своем Постановлении, что УТС автомобиля относится в реальному ущербу и должна возмещаться в пределах страховой суммы по ОСАГО. Сторонники отнесения УТС к реальному ущербу ссылаются на разъяснение Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10 августа 2005 г., содержащееся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за II квартал 2005 г. (далее по тексту — Обзор): «Утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.
———————————
См. также: Дедиков С. Вопросы и ответы // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2005. N 49.
Из вышеизложенного следует, что утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей автомобиля, поскольку уменьшение его потребительской стоимости нарушает права владельца транспортного средства. Данное нарушенное право может быть восстановлено путем выплаты денежной компенсации. Владелец вправе заявлять требования о взыскании такой компенсации, так как его права нарушены самим фактом дорожно-транспортного происшествия» .
———————————
Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 12.
Из содержания этого разъяснения неизбежно возникает вопрос: что значит «утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу»? Реальный ущерб, как следует из ст. 15 ГК РФ, является самостоятельным видом убытка. Но и УТС, в сущности, также является самостоятельным видом убытка, как было показано выше. Едва ли логично, обоснованно и разумно относить один самостоятельный вид убытка к другому самостоятельному виду. В данном случае это все равно, что относить реальный ущерб к упущенной выгоде и наоборот. Отнесение же одного самостоятельного вида убытка к другому самостоятельному виду и их одновременное взыскание означает не что иное, как взыскание дважды фактически одного и того же ущерба, что несовместимо с гражданским правом.
Обратимся к сути понятия «утрата товарной стоимости», т.е. утраты стоимости товара — продукта, предназначенного для продажи. Но автомобиль, пострадавший в ДТП, не предназначается, как правило, для продажи, а используется для повседневных потребностей гражданина или организации.
Повреждения, полученные автомобилем в ДТП, исправляются в процессе восстановительного ремонта, стоимость которого и покрывает реальный ущерб, причиненный владельцу автомобиля в результате его повреждения. Какова бы ни была величина возмещения утраты товарной стоимости, она все равно не обеспечит приведение автомобиля в то состояние, в котором он был до ДТП. Если исходить из положения, содержащегося в Обзоре, о том, что «уменьшение его (автомобиля. — Н.М.) потребительской стоимости нарушает права владельца транспортного средства», то УТС реально проявляется только в одном случае — при продаже автомобиля, которой может и не быть — автомобиль может быть угнан, продан за символическую цену на запчасти в связи с его ветхостью, подарен, полностью быть разрушен в другом ДТП. То событие, которое может и не наступить, не может быть положено в основание взыскания реального ущерба. В этом отношении представляется убедительной позиция А. Коньшиной, которая, касаясь сути УТС, пишет, что это «категория, которая при определенных условиях существует (при продаже), а при определенных — нет (если ТС не продается), не может быть реальным ущербом, поскольку является условной величиной» .
———————————
Коньшина А. Проблемы компенсации товарной стоимости при выплате страховых возмещений // Страховое Ревю. 2006. Июнь.
Если следовать той логике применения УТС, которая содержится в Обзоре, то можно было бы ввести в оборот еще целый ряд «убытков», которые также «отнести» к реальному ущербу. Например, взыскивать возмещение за «сокращение срока эксплуатации», также относя этот убыток к реальному ущербу. Ведь можно доказывать, что в результате ДТП срок эксплуатации транспортного средства стал меньше. Можно было бы ввести и такое понятие, как «утрата уникального вида», с последующим взысканием за его утрату, относя ее также к реальному ущербу. В настоящее время довольно часто можно видеть автомобили, на кузове которых нарисованы изображения различных зверей, птиц, фантастических животных, пейзажей и т.д. (аэрографические рисунки). Цена таких изображений достигает иногда почти половину стоимости автомобиля. Предположим, что в ДТП был поврежден автомобиль, на передних крыльях и капоте которого были нанесены подобные рисунки известным художником. Крылья и капот заменили с высоким качеством работ, страховая компания полностью оплатила стоимость восстановительного ремонта (рисунки застрахованы не были). Владелец поврежденного автомобиля обращается в суд с иском к причинителю вреда о возмещении стоимости рисунков, которая, как считает потерпевший, гораздо выше стоимости их изготовления, поскольку, по мнению потерпевшего, рисунки имеют большую художественную ценность, будучи выполнены известным художником, являются единственными в своем роде и он мог бы продать автомобиль по цене, превышающей оценочную стоимость самого автомобиля перед ДТП, включая стоимость изготовления рисунков, ввиду наличия на автомобиле таких уникальных рисунков. Он может представить свидетелей, которые были бы готовы приобрести автомобиль по повышенной цене только из-за рисунков, выполненных на нем известным художником. А как должен будет поступить суд исходя из «преждевременного ухудшения товарного (внешнего) вида автомобиля», как сказано в Обзоре? Такой вид убытка, как «утрата уникального вида», близок к УТС. Отнесет ли его суд к реальному ущербу и взыщет ли вообще? Допустим, суд отнес этот убыток к реальному ущербу и взыскал стоимость этих рисунков с учетом их художественной ценности, а владелец автомобиля отказался от намерения продавать его. Какой же реальный ущерб тогда был возмещен и чем будет являться возмещение, взысканное за «утрату уникального вида», а проще — за утрату рисунков на автомобиле?
Относительно взыскания УТС представляет определенный интерес позиция члена Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам А.В. Шевелева, которую он изложил в интервью газете «Юридическая и правовая работа в страховании». В частности, он сказал: «В новой редакции излагаются название ст. 6 Федерального закона и понятие страхового риска при обязательном страховании.

Статья: Совершенствование процедур налогового администрирования и его влияние на презумпцию невиновности в налоговом праве (Слесарев С.А.) (‘Налоги’ (журнал), 2007, n 2)  »

www.lawmix.ru

После ремонта автомобиль уже не тот… Как получить от страховой компании выплату за утрату товарной стоимости (УТС)?

Утрата товарной стоимости (УТС) – удешевление транспортного средства после аварии и последующего восстановления. Понятие основано на том, что после аварии машина обладает худшими характеристиками, чем до повреждений. Как следствие, уменьшается её рыночная стоимость. Сумма, на которую обесценилась машина – и есть УТС.

Следует понимать, что соответствующий ущерб наступает не во всех случаях. Его наличие в конкретной ситуации зависит от:

  • Официального «возраста» и эксплуатационного износа автомобиля.
  • Степени и вида повреждений и, как следствие, объёма восстановительного ремонта.

По состоянию на конец 2015 года расчёт УТС чаще всего производится экспертами на основании методики Министерства Юстиции. 

Согласно документу, ущерб такого рода может возникать у легковых автомобилей не старше пяти лет, износ которых не превышает 35%. Каждое повреждение, влекущее падение стоимости транспорта после восстановления, имеет свой коэффициент. Значения коэффициентов зависят от ремонтируемой детали и категории ремонта.

При крупных авариях размер УТС может превышать 10% цены машины. Споры о том, должен ли включаться этот ущерб в сумму страхового возмещения, продолжаются до сих пор. Страховщики в основном склонны считать, что товарная стоимость является атрибутом товара. А значит, она в лучшем случае относится к упущенной выгоде и автострахованием не покрывается. Однако судебные органы в целом придерживаются иной позиции.

Расчёт УТС чаще всего производится экспертами на основании методики Министерства Юстиции.

УТС по КАСКО

Судебная практика в отношении УТС при страховании автотранспорта довольно противоречива. Компании долгое время отказывались возмещать данный ущерб в добровольном порядке, а суд чаще всего вставал на сторону клиента. Но встречались вердикты и в пользу страховщиков.

Бо́льшая определённость в этой сфере появилась после Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 20.

В решении Верховного Суда указано, что УТС относится к реальному ущербу и подлежит возмещению вместе со стоимостью ремонта и заменяемых деталей.

Однако перспективы возмещения УТС по КАСКО зависят в том числе от того, какие это понятие регламентируется конкретными Правилами страхования. Ниже приведены возможные варианты упоминания УТС в правилах КАСКО:

Таблица 1. Понятие УТС в правилах КАСКО.
таблица скроллится вправо
Ситуация
Перспективы
В Правилах КАСКО
не упоминается УТС
Политика страховщика слабо
предсказуема. Но поскольку
судебные органы считают УТС
реальным ущербом, при отказе в
добровольном возмещении УТС эти
расходы могут быть взысканы в
судебном порядке. Также возможна
оплата данного ущерба по
досудебной претензии.
В Правилах УТС относится
к исключениям
из страхового покрытия
Компания демонстрирует своё
нежелание оплачивать УТС. Однако на
практике такие возмещения могут
осуществляться на основании
соответствующего заявления во
избежание судебных издержек.
Впрочем, возможны и разбирательства в
суде. Главным аргументом страховщика
здесь будет «свобода договора» и
согласие страхователя с его условиями
при заключении.
Ограничение максимальной
суммы выплаты по УТС
минимальными значениями
(например, 0,1% от общей
стоимости ремонта)
В этом случае компания осознанно
идёт на хитрость. Формально она
не отказывается возмещать УТС,
но сумма возмещения оказывается
сугубо номинальной. В такой ситуации
требовать возмещения полной суммы
данного ущерба с большой
вероятностью придётся в судебном
порядке. Результат сложно
прогнозируем, поскольку речь здесь
идёт об оспаривании конкретного
лимита по договору.
Неиспользованная
возможность включения
УТС в покрытие по
договору
Если компания предлагает покрытие
УТС наряду с иными условиями полиса,
но клиент застраховался без
применения этой опции, выбрав более
дешёвый вариант, возместить
соответствующий ущерб непросто. В
данном примере речь идёт об
осознанном выборе страхователя, как и
в отношении любых других позиций
договора. Тем не менее, шансы на
компенсацию УТС через суд остаются.

Понятно, что если договор заключён на условиях возмещения УТС и данная опция чётко прописана, проблем у автолюбителей возникнуть не должно. Так или иначе, для получения соответствующей компенсации стоит понимать определённые нюансы:

  • Для расчёта УТС нужна информация о ремонтных воздействиях – необходимых или произведённых. Эти сведения обычно содержатся в заказ-наряде на ремонт и/или акте осмотра. Необходимо позаботится, чтобы какой-то из этих документов или его копия остался на руках. На основании него можно сделать собственную экспертизу по УТС, если страховщик отказал в возмещении этой части ущерба.
  • Не следует пренебрегать досудебными способами решения вопроса. Во многих случаях компании оплачивают УТС по претензии или соответствующему дополнительному заявлению с приложением оценки данного ущерба. Пытаясь избежать подобных выплат, страховщики в то же время опасаются судебных издержек.

Если же страховая организация не выполняет обоснованные требования о возмещении УТС, остаётся лишь обращаться в суд.

УТС по ОСАГО

В отношении «автогражданки» возмещение УТС регулируется Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29 января 2015 г. N 2. Как и в случае с КАСКО, устанавливается обязательность возмещения этой части ущерба. При этом страхователь имеет на него право и в том случае, если урегулирование убытка происходит путём ремонта повреждённого авто.

В целом ситуация по ОСАГО во многом схожа с описанными выше позициями КАСКО.

Страховщики могут увиливать от выплаты УТС, но на основании претензий или через суд чаще всего компенсируют данный ущерб.

При этом компания обязана предоставлять акт осмотра и/или отчёт эксперта по требованию выгодоприобретателя. Это упрощает получение необходимых данных для расчёта УТС.

В то же время, ни в «Законе об ОСАГО», ни в Правилах какого-либо указания в отношении этого вида ущерба не содержится. Поэтому жалобы в надзорные органы вряд ли в данном случае окажутся действенными. Намереваясь получить компенсацию УТС следует быть готовым к судебным разбирательствам.

Что нужно учитывать?

Как видим, в отношении утраты товарной стоимости по КАСКО и ОСАГО только суд оказывается на стороне страхователей. Какие последствия это имеет на практике? Можно отметить некоторые из них:

  • Получение возмещения УТС в некоторых случаях может занимать много времени (до нескольких месяцев при судебных тяжбах).
  • Страховщики КАСКО могут внести страхователя, обратившегося по УТС, в «чёрный список» (в том числе с рассылкой по другим компаниям). Такая мера предполагает заградительно высокие тарифы при дальнейшем страховании.
  • Тарифы по КАСКО неизбежно реагируют ростом на судебную практику взыскания УТС.

При этом чаще всего сумма такого ущерба невелика. Даже при расчёте независимым экспертом она может оказаться в диапазоне 0,1% – 1,0% от стоимости автомобиля.

www.inguru.ru

Взыскание УТС: АвтоЮрист

АвтоЮристы нашей компании ежедневно разрешают споры в области взыскания утраты товарной стоимости автомобиля. Если у Вас возник вопрос на предмет взыскания УТС, смело обращайтесь за консультацией к нашим АвтоЮристам и мы организуем взыскание утраты товарной стоимости Вашего транспортного средства.

УТС (утрата товарной стоимости) автомобиля – это величина, выраженная в денежном эквиваленте, уменьшающая стоимость транспортного средства в результате преждевременного ухудшения его внешнего вида, качества, стойкости, а так же прочности некоторых частей и деталей автомобиля, которое произошло по причине дорожно-транспортного происшествия и соответственно производства дальнейшего ремонта.

В узком смысле, утрата товарной стоимости – это потеря рыночной стоимости автомобиля при его дальнейшей продаже или использовании. Все без исключения знают тот факт, что при продаже транспортного средства потенциальный покупатель (физическое лицо или представитель Trade-in) обращает внимание на факт того «Битая» или «Не битая» машина и соответственно при выявлении данного факта в 100% случаев снижает рыночную стоимость автомобиля и предлагает более низкую цену для его продажи. К сожалению, при выявлении данного факта продавец (владелец транспортного средства) вынужден идти на уступки и снижать стоимость транспортного средства.

Юридическая помощь — споры по взысканию УТС

Для того, чтобы не ущемлялись права собственника транспортного средства и существует понятие утраты товарной стоимости автомобиля. Данная сумма стоимости возмещается при взыскании ущерба со страховой компании или виновника дорожно-транспортного происшествия.

Сегодня, в каждом третьем дорожно-транспортном происшествии у владельцев транспортных средств возникает не только ущерб требующий ремонта и восстановления деталей, узлов и агрегатов, но и ущерб выраженный в утрате товарной стоимости автомобиля.

Согласно требованиям Законодательства российской Федерации утрата товарной стоимости автомобиля является реальным ущербом и подлежит безусловному возмещению по полисам обязательного (ОСАГО) и добровольного (КАСКО) страхования. Конечно, возмещение утраты товарной стоимости по договорам обязательного страхования гражданской ответственности производится в определенных законодательством пределах, но в случаях превышения данного лимита, АвтоЮристы нашей компании установленным порядком произведут взыскание сумм утраты товарной стоимости с виновника ДТП.

Хотелось бы отметить тот факт, что не всегда в страховую выплату, а так же в сумму возмещения вреда виновником ДТП включается размер утраты товарной стоимости. Ниже мы приведем примеры уже имеющейся судебной практики, согласно которой, утрата товарной стоимости автомобиля должна включаться в сумму выплаты по возмещению нанесенного ущерба автомобилю.

Судебная практика: предмет — утрата товарной стоимости

2004, 2006 гг.: Отрицательный ответ — отказ в возмещение утраты товарной стоимости автомобиля.

Основание: Реальный ущерб, связанный с уплатой страховщиком в пределах страховой суммы страхового возмещения, ограничен размером восстановительных расходов по ремонту транспортного средства (пример: Постановление ФАС СЗО от 21.12.2004 N А13-8607/04-20).

2006, 2007, 2008, 2009 гг.: Положительный ответ – возмещение утраченной товарной стоимости транспортного средства подлежит возмещению с виновника.

2006, 2008, 2009, гг.: Положительный ответ — возмещена утрата товарной стоимости автомобиля.

Основание: Стоимость утраты товарной стоимости автомобиля можно отнести к реальному ущербу и взыскать со страховой компании по договору ОСАГО в пределах страховой суммы (пример: Постановление ФАС МО от 14.07.2008 N КГ-А40/1958-08).

В итоге отрицательный ответ, а именно отказ в возмещении утраты товарной стоимости автомобиля, впоследствии был опровергнут судебной практикой.

2008, 2009 гг.: Положительный ответ — возмещение утраченной товарной стоимости автомобиля является правомочным.

Основание: Не возмещение суммы утраты товарной стоимости автомобиля действующим законодательством не предусмотрено и противоречит ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (пример: Постановление ФАС УО от 23.12.2009 N Ф09-10474/09-С5).

Так же обращаем Ваше внимание на то, что в 2007 году решением ВС РФ от 24.07.2007 № ГКПИ07-658 признан недействующим абзац первый подпункта «б» пункта 63 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года N 263, в части, исключающей из состава страховой выплаты в случае повреждения имущества потерпевшего величину утраты товарной стоимости.

Однако, учитывая тот факт, что право в Российской Федерации не является прецедентным, то возмещение утраты товарной стоимости, как правило, осуществляется в судебном порядке.

Внимание!
Стоимость юридических услуг, независимой экспертизы и других расходов, связанных с взысканием утраты товарной стоимости, согласно ст. 88 ГПК РФ отнесены к судебным расходам, которые в силу ст. 98 ГПК РФ подлежат возмещению с ответчика (виновника) в полном объеме.

Если в Вашем случае не возмещена сумма утраты товарной стоимости, то мы предлагаем Вам обратиться к АвтоЮристам нашей компании за юридической консультацией и соответственно по ее результатам Вам будет ясен порядок действий по взысканию УТС.

При обращении в нашу компанию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации составляется договор на оказание юридических услуг. По результатам исполнения обязательств по договору установленным порядком составляется акт выполненных работ и представляется клиенту.

Все вышеуказанные мероприятия будут проведены АвтоЮристами нашей компании точно и в срок в соответствии с действующим законодательством российской Федерации на момент обращения в нашу компанию.

  

avto-jurist.com

является ли это ущербом и как получить возмещение?

Владельцу нового автомобиля, который попал в незначительную аварию, можно посочувствовать. Даже маленькая царапинка на двери может на сотни тысяч уменьшить стоимость машины. Утешением в данной ситуации может служить то, что если оформлено КАСКО, утрату товарной стоимости (УТС) компенсирует страховка.

Утрата товарной стоимости: понятие

УТС застрахованного автомобиля — это денежная сумма, на которую снижается стоимость машины оказавшейся в ДТП.

Понятие утраченной стоимости актуально не для всех транспортных средств. Под перерасчет стоимости попадают иномарки не старше пяти лет с пробегом менее 100 000 км. К продукции российского автопрома требования другие: возраст менее 3 лет, пробег не более 50 000 км.

Понятие утраты товарной стоимости появилось в результате применения правил страхования автотранспорта и появившейся следом судебной практики. Страховые компании, во избежание разногласий, стали вносить УТС в КАСКО. Единого решения в этом вопросе нет, но, в целом, закон на стороне автовладельца.

Житейский опыт подсказывает, что если машина после аварии, то её цена будет, ниже, чем аналогичной с чистой историей. При серьезных нарушениях разница достигает внушительных цифр. При этом собственник страховал автомобиль от ущерба, и вправе рассчитывать на его возмещение.

В каких случаях можно получить возмещение

Получить утраченную стоимость в денежном эквиваленте без всяческих проблем, когда возникший прецедент прописан в полисе КАСКО. В остальных моментах страховые компании не будут спешить расставаться со своими деньгами.

Внимание: Если водитель застрахованного автомобиля является виновником ДТП, то возмещение потери ценности не производится.

Страховщики не смогут отказать в выплате УТС в случаях:

  • Автомобиль получил значительные повреждения лакокрасочного покрытия кузова.
  • Машина получила значительные повреждения кузова, которые требуют выправления перекосов.
  • Транспортное средство получило повреждения для устранения, которых требуется перестановка сменных деталей кузова.

Является ли УТС ущербом

Судебная практика дает однозначный ответ на вопрос о классификации утраты товарной стоимости автомобиля. Суды относят эти потери к реальному ущербу. При этом они руководствуются гражданским кодексом и понятием УТС.

Преждевременное ухудшение товарного вида машины снижает её стоимость и является для её владельца ущербом. Эта норма была внесена постановлением ВС РФ еще в 2013 году.

Расчет УТС по КАСКО

Для расчета суммы, подлежащей возмещению, используется формула:

УТС = Ц * ∑ Эi / 100

в которой буквы означают:

  • Ц — стоимость авто до страхового случая,
  • ∑ Эi — коэффициент восстановления, определенный экспертами.

В экспертном расчете учитываются следующие моменты:

  1. При замене элементов скрепленных сваркой ∑ Эi уменьшается на 20%
  2. Отремонтированная съемная деталь не может стоить дороже, чем новая.
  3. Если до аварии имелись нарушения в геометрии машины, то ∑ Эi снижается на 50%.

Существует еще несколько сложных формул для вычисления суммы ущерба от ДТП. Выбор и расчеты производятся экспертными специалистами.

Место обращения при утрате товарной стоимости

Для получения возмещения ущерба при УТС собственнику автомобиля следует обратиться с заявлением в страховую компанию. В случае отказа рекомендуется написать досудебную претензию. Сделать это, лучше всего, при помощи юристов, с упоминанием законов и судебной практики.

Если страховщики не воспримут всерьез ваши намерения, то необходимо собрать все документы по страховому случаю и обратится в суд.

Полезно знать: Европротокол при ДТП — образец заполнения, порядок действий при аварии, что такое регресс?

Что делать, если случилась авария (дтп) на трамвайных путях: узнайте тут

Штраф за перегруз для легкового и грузового автомобиля: http://avto-femida.ru/order/fine/shtraf-za-peregruz.html

Составление заявления

Просьба о возмещении утраченной стоимости автомобиля составляется в произвольной форме. В заявлении на возмещение УТС необходимо указать следующее:

1. Название страховой компании и имя владельца автотранспортного средства.
2. Подробно описать страховой случай. Указать дату, место, время дорожно-транспортного происшествия.
3. Отдельно написать информацию об автомобиле: марку, пробег, возраст. Сообщить стоимость до аварии и после.
4. Написать реквизиты для перечисления денег и контактные данные.
5. На заявлении ставится дата, подпись.

УТС при ремонте на СТО

При восстановлении рабочих показателей автомобиля на СТО, владелец может рассчитывать на УТС в следующих случаях:

  • Характер повреждений требует полного окрашивания большинства кузовных деталей.
  • Требуется восстановление заводских характеристик машины или проведение серьезных кузовных работ.
  • При восстановлении автомобиля была нарушена производственная сборка.

УТС по КАСКО: судебная практика

В декабре 2017 Верховный Суд дал еще несколько разъяснений своей позиции. В частности, было указано, что если возмещение УТС не было предусмотрено страховкой КАСКО, то возмещение ущерба не производится. Страхователь, при заключении договора, сам выбирает условия страхования, его права при этом никак не нарушаются.

Образцы заполнения всех документов

Смотрите также полезное видео о том, как взыскать со страховой компании УТС:


Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления
по RSS, или следите за обновлениями ВКонтакте,
Одноклассниках, Твиттере или Google Plus.
Получайте обновления прямо на электронную почту:  Расскажите друзьям! Поделитесь статьей
своим френдам в любимой социальной сети
с помощью кнопок на панели.

avto-femida.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *