Упк рф принятие уголовного дела к производству: УПК РФ Статья 156. Начало производства предварительного расследования \ КонсультантПлюс

последние изменения и поправки, судебная практика

СТ 156 УПК РФ

1. Предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела, о чем следователь, дознаватель, орган дознания выносит соответствующее постановление. В постановлении следователь, дознаватель также указывает о принятии им уголовного дела к своему производству.

2. Если следователю или дознавателю поручается производство по уже возбужденному уголовному делу, то он выносит постановление о принятии его к своему производству, копия которого в течение 24 часов с момента его вынесения направляется прокурору.

1. Предварительное расследование как стадия уголовного процесса начинается с возбуждения уголовного дела. Постановление о возбуждении уголовного дела в такой ситуации является итоговым актом стадии возбуждения уголовного дела и начальным — для стадии предварительного расследования.

2. В постановлении о возбуждении уголовного дела дознаватель, следователь излагают также решение о принятии дела к своему производству, если им поручается расследование возбуждаемого ими же уголовного дела. В такой ситуации выносится постановление о возбуждении уголовного дела и о принятии его следователем (дознавателем) к своему производству.

3. Прокурор в случае, предусмотренном ч. 4 ст. 20 УПК, вправе дать согласие дознавателю на возбуждение уголовного дела или отказать в этом, о чем в последнем случае выносит постановление. Если прокурор не дает согласия на возбуждение уголовного дела, нельзя вести речь о том, что по делу имело место предварительное расследование, так как следственные действия, направленные на установление обстоятельств по делу, не производились. Поскольку уголовное дело дознавателем в указанном случае возбуждается только с согласия прокурора, отказ прокурора в даче согласия на возбуждение уголовного дела следует рассматривать не только как акт, препятствующий расследованию по делу, но и как решение, отменяющее постановление о возбуждении уголовного дела. До получения согласия прокурора на возбуждение уголовного дела дознаватель не может производить следственные действия. В то же время в порядке исключения законом допускается до возбуждения уголовного дела производство некоторых следственных действий, например осмотр места происшествия, осмотр трупа, освидетельствование, назначение и производство экспертизы и др., поэтому эти действия со стороны дознавателя допустимы до получения согласия прокурора.

4. Следователь или дознаватель, кому в соответствии с действующим порядком поручено расследование возбужденного уголовного дела, по которому решение о возбуждении принималось другим лицом, обязаны вынести постановление о принятии уголовного дела к своему производству и в 24 часа направить копию постановления прокурору, надзирающему за расследованием преступления. Отсутствие данного решения в постановлении влечет незаконность проведения предварительного расследования следователем (дознавателем).

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (499) 938-53-84 (Москва и МО)

8 (812) 467-95-33 (Санкт-Петербург и ЛО)

8 (800) 301-79-07 (Регионы РФ)

5. Производство по делу должно поручаться следователю, в отношении которого отсутствуют основания к отводу. Обнаружив наличие таких обстоятельств, следователь обязан устраниться от участия в деле путем заявления самоотвода руководителю следственного органа, а дознаватель — прокурору. В противном случае произведенное им расследование будет признано незаконным (об основаниях к отводу см. ст. 61 УПК).

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ярославской области

Прокурор разъясняет

  • 14 декабря 2021, 09:35

Институт возвращения уголовных дел для устранения препятствий рассмотрения судом как способ защиты прав участников уголовного процесса

  Текст

  Поделиться

Предварительное расследование является одним из важнейших институтов уголовного судопроизводства, направленным на привлечение к уголовной ответственности виновного лица с назначением ему наказания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Потому остро встает вопрос тщательного проведения следователями и дознавателями предварительного расследования, отвечающего требованиям уголовно-процессуального закона. В случае выявления судом существенных нарушений норм Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ), неустранимых в ходе судебного разбирательства, такое уголовное дело подлежит возвращению прокурору для устранения выявленных недостатков.

Следует обратить внимание, что уголовно-процессуальный закон не предусматривает возвращение уголовного дела судом для производства дополнительного расследования в целях восполнения его неполноты. Часть 1 статьи 237 УПК РФ предусматривает обязательное условие, при котором возможно возвращение дела прокурору, а именно: нарушения, указанные в законе, должны препятствовать рассмотрению дела судом. Целью данной судебной процедуры является не восполнение неполноты и пробелов предварительного расследования,  не устранение  недостатков и упущений органов уголовного преследования, а лишь устранение препятствий рассмотрения дела судом.

Распространенной причиной для возвращения уголовных дел прокурору является не полное указание следователями данных о личности обвиняемых, потерпевших и других участников уголовного процесса. Существенными данными о личности обвиняемого являются его фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, которые позволяют идентифицировать личность гражданина по его документам. Неправильное указание этих данных в обвинительном заключении вызывает сомнение – тот ли человек сидит на скамье подсудимых, который совершил преступление по мнению следствия. Во многих случаях такое состояние обвинительного заключения исключает возможность вынесения судом приговора или иного решения на основе данного заключения.

Нарушением норм уголовно-процессуального законодательства, препятствующими рассмотрению дела по существу, по-прежнему являются различного рода нарушения права обвиняемого на защиту, вследствие чего не были проверены все доказательства; несоблюдение сроков предъявления постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого; неправильное выделение дела в отдельное производство в отношении другого лица; нарушения при ознакомлении обвиняемого и его защитника с материалами дела; возбуждение и расследование дела ненадлежащим лицом; проведение предварительного следствия вместо дознания; нарушение подследственности по делу в отношении военнослужащих; непризнание потерпевшим пострадавших от преступления; не уведомление потерпевшего о рассмотрении его ходатайства и об окончании предварительного следствия.

Основанием возвращения уголовного дела прокурору также является невручение обвиняемому копии обвинительного заключения или обвинительного акта. Согласно требованиям ст. 222 УПК РФ после утверждения обвинительного заключения прокурором его копия с приложениями вручается прокурором обвиняемому. Несоблюдение этого положения закона является одним из оснований для возвращения уголовного дела прокурору.

Одним из оснований для возвращения уголовных дел прокурору является необходимость соединения нескольких уголовных дел в одном производстве. Основания к принятию решения о соединении уголовных дел перечислены в ст.153 УПК РФ. Из содержания данной нормы следует, что уголовные дела расследуются, как правило, раздельно. Их соединение допускается строго в определенных случаях, определенных частями 1 и 2 данной статьи. Само по себе поступление в суд нескольких дел, которые на основании ст. 153 УПК РФ могли быть соединены в одно производство, не препятствует их раздельному рассмотрению и разрешению судом по существу.

На практике соединение дел чаще всего вызвано необходимостью более оперативного и всестороннего рассмотрения дел, переданных в суд в отношении одного обвиняемого. Кроме того, по уголовным делам, по которым обвиняется несколько лиц в совершении одного и того же преступления, существует вероятность, что раздельное их рассмотрение может не только отразиться на качестве судебного следствия, но и привести, например, к установлению взаимоисключающих обстоятельств, породить проблемы в процессе исследования доказательств.

Правовой институт возвращения уголовных дел прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом за годы своего существования стал одним из эффективных способов защиты нарушенных органами предварительного следствия прав участников уголовного процесса.

 

 

 

Старший помощник Рыбинского городского прокурора       М.С. Баранов

Институт возвращения уголовных дел для устранения препятствий рассмотрения судом как способ защиты прав участников уголовного процесса

Предварительное расследование является одним из важнейших институтов уголовного судопроизводства, направленным на привлечение к уголовной ответственности виновного лица с назначением ему наказания в соответствии с законодательством Российской Федерации. Потому остро встает вопрос тщательного проведения следователями и дознавателями предварительного расследования, отвечающего требованиям уголовно-процессуального закона. В случае выявления судом существенных нарушений норм Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ), неустранимых в ходе судебного разбирательства, такое уголовное дело подлежит возвращению прокурору для устранения выявленных недостатков.

Следует обратить внимание, что уголовно-процессуальный закон не предусматривает возвращение уголовного дела судом для производства дополнительного расследования в целях восполнения его неполноты. Часть 1 статьи 237 УПК РФ предусматривает обязательное условие, при котором возможно возвращение дела прокурору, а именно: нарушения, указанные в законе, должны препятствовать рассмотрению дела судом. Целью данной судебной процедуры является не восполнение неполноты и пробелов предварительного расследования,  не устранение  недостатков и упущений органов уголовного преследования, а лишь устранение препятствий рассмотрения дела судом.

Распространенной причиной для возвращения уголовных дел прокурору является не полное указание следователями данных о личности обвиняемых, потерпевших и других участников уголовного процесса. Существенными данными о личности обвиняемого являются его фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, которые позволяют идентифицировать личность гражданина по его документам. Неправильное указание этих данных в обвинительном заключении вызывает сомнение – тот ли человек сидит на скамье подсудимых, который совершил преступление по мнению следствия. Во многих случаях такое состояние обвинительного заключения исключает возможность вынесения судом приговора или иного решения на основе данного заключения.

Нарушением норм уголовно-процессуального законодательства, препятствующими рассмотрению дела по существу, по-прежнему являются различного рода нарушения права обвиняемого на защиту, вследствие чего не были проверены все доказательства; несоблюдение сроков предъявления постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого; неправильное выделение дела в отдельное производство в отношении другого лица; нарушения при ознакомлении обвиняемого и его защитника с материалами дела; возбуждение и расследование дела ненадлежащим лицом; проведение предварительного следствия вместо дознания; нарушение подследственности по делу в отношении военнослужащих; непризнание потерпевшим пострадавших от преступления; не уведомление потерпевшего о рассмотрении его ходатайства и об окончании предварительного следствия.

Основанием возвращения уголовного дела прокурору также является невручение обвиняемому копии обвинительного заключения или обвинительного акта. Согласно требованиям ст. 222 УПК РФ после утверждения обвинительного заключения прокурором его копия с приложениями вручается прокурором обвиняемому. Несоблюдение этого положения закона является одним из оснований для возвращения уголовного дела прокурору.

Одним из оснований для возвращения уголовных дел прокурору является необходимость соединения нескольких уголовных дел в одном производстве. Основания к принятию решения о соединении уголовных дел перечислены в ст.153 УПК РФ. Из содержания данной нормы следует, что уголовные дела расследуются, как правило, раздельно. Их соединение допускается строго в определенных случаях, определенных частями 1 и 2 данной статьи. Само по себе поступление в суд нескольких дел, которые на основании ст. 153 УПК РФ могли быть соединены в одно производство, не препятствует их раздельному рассмотрению и разрешению судом по существу.

На практике соединение дел чаще всего вызвано необходимостью более оперативного и всестороннего рассмотрения дел, переданных в суд в отношении одного обвиняемого. Кроме того, по уголовным делам, по которым обвиняется несколько лиц в совершении одного и того же преступления, существует вероятность, что раздельное их рассмотрение может не только отразиться на качестве судебного следствия, но и привести, например, к установлению взаимоисключающих обстоятельств, породить проблемы в процессе исследования доказательств.

Правовой институт возвращения уголовных дел прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом за годы своего существования стал одним из эффективных способов защиты нарушенных органами предварительного следствия прав участников уголовного процесса.

 

 

 

Старший помощник Рыбинского городского прокурора       М.С. Баранов

УПК РФ — Российская Федерация

Страницы:

ISBN:

Опубликовано:

Дата обновления:

Есть вопрос? Напишите нам об этом продукте!

Доступный формат

Глава PDF: $40. 00

Дополнительная информация

  • Предварительный просмотр Страница
  • Об авторе(ах)

Первоначально из  Юридические материалы России и республик — Вторая серия


Страница предварительного просмотра

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Общие положения

Раздел I. Основные положения

Глава 1. Законодательство о уголовном процессе
ГЛАВА 2. Обвинение

РАЗДЕЛ II. Участники уголовного разбирательства

ГЛАВА 5. Суд
Глава 6. Участники уголовного разбирательства на стороне обвинения
Глава 7. Участники уголовного разбирательства на стороне обороны
Глава 8. Другие участники уголовного процесса
Глава 9. Обстоятельства, исключающие защиту,
Участие в уголовном процессе

РАЗДЕЛ III. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО И ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

Глава 10. Доказательства в уголовном процессе
Глава 11. Доказывание

РАЗДЕЛ IV. Меры процедурного принуждения

Глава 12. Задержание подозреваемого
Глава 13. Меры сдержанности
Глава 14. Другие меры процедурного принуждения

Раздел V. Петиции и апелляции

Глава 15. Петиции
Глава 16. Апелляция

Глава 15. Петиции
Глава 16. о действиях и решениях суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное производство

РАЗДЕЛ VI. ПРОЧИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 17. Процессуальные сроки. Процедурные расходы
Глава 18. Реабилитация

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ДОСУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

РАЗДЕЛ VII. ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Глава 19.     Случаи и основания возбуждения уголовного дела
Глава 20.     Порядок возбуждения уголовного дела

РАЗДЕЛ VIII. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

Глава 21.     Общие условия проведения предварительного расследования
Глава 22.     Предварительное расследование
Глава 23.     Привлечение в качестве обвиняемого. Предъявление обвинения
Глава 24.     Осмотр. Визуальный осмотр. Следственный эксперимент
Глава 25.     Поиск. Захват. Наложение ареста на почтовые и телеграфные отправления. Контроль и запись разговоров
Глава 26.     Допрос. Противостояние. Идентификация. Проверка показаний
Глава 27.     Производство судебной экспертизы
Глава 28.     Приостановление и возобновление предварительного следствия
Глава 29. Прекращение уголовного дела
Глава 30. Направление уголовного дела с вынесением обвинительного заключения прокурору
Глава 31. Действия и постановления прокурора по уголовному делу, поступившему с вынесением обвинительного заключения
Глава 32. ТРИ. СУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

РАЗДЕЛ IX. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ

Глава 33.     Общий порядок подготовки к судебному заседанию
Глава 34.     Предварительное судебное заседание
ГЛАВА 35. Общие условия судебного обследования
ГЛАВА 36. Подготовительная часть судебного сессии
Глава 37. Судебное расследование
Глава 38. Указы о сторонах и последнее лицо лица на суде
Глава 39. Управление судебного решения

Раздел X. ОСОБЫЙ ПОРЯДОК СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА

Глава 40. Особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением
Глава 401. Особый порядок принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве [внесена Федеральным законом от 29 июня 2009 г. N 141-ФЗ]

РАЗДЕЛ XI. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА У
МИРОВОГО СУДЬИ

Глава 41. Производство по уголовным делам, отнесенным к системной подсудности мирового судьи

РАЗДЕЛ XII. ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНОГО ПРОИЗВОДСТВА С
УЧАСТИЕМ ПРИСЯЖНЫХ

Глава 42. Производство по уголовным делам, подлежащим рассмотрению судом с участием присяжных заседателей

РАЗДЕЛ XIII. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ ВТОРОЙ ИНСТАНЦИИ

Глава 43. Апелляционное и кассационное обжалование судебных постановлений, не вступивших в законную силу
Глава 44. Апелляционный порядок рассмотрения уголовного дела
Глава 45. Кассационный порядок рассмотрения уголовного дела

РАЗДЕЛ XIV. ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЯ

Глава 46.     Исполнение решений, определений и постановлений
Глава 47.     Производство рассмотрения и решения вопросов, связанных с исполнением решения

РАЗДЕЛ XV.

Глава 48. Производство в надзорной инстанции
Глава 49. Возобновление производства по уголовному делу в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ОСОБАЯ ПРОЦЕДУРА
УГОЛОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА

РАЗДЕЛ XVI. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ

Глава 50. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
Глава 51. Производство по делам о применении принудительных мер медицинского характера

РАЗДЕЛ XVII. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА УГОЛОВНЫХ ДЕЛ В ОТНОШЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ЛИЦ

Глава 52. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц

ЧАСТЬ ПЯТАЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ УГОЛОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА

РАЗДЕЛ XVIII. ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУДОВ, ПРОКУРАТОРОВ, СЛЕДОВАТЕЛЕЙ, ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ С СООТВЕТСТВУЮЩИМИ КОМПЕТЕНЦИОННЫМИ ОРГАНАМИ И ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Глава 53. Основные положения о порядке взаимодействия судов, прокуратуры, следователей и органов дознания Компетентные органы и должностные лица иностранных государств и международных организаций
Глава 54.     Выдача лица для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора
Глава 55.     Перевод осужденного к лишению свободы для отбывания наказания государством, гражданином которого он является

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ. ФОРМЫ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ
[дополнен Федеральным законом от 4 июля 2003 г. N 92-ФЗ]

РАЗДЕЛ XIX. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОРМ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Глава 56.     Порядок использования форм процессуальных документов
Глава 57.     Перечень форм процессуальных документов [утратил силу – Федеральный закон № 87-ФЗ от 5 июня 2007 г.]

 

Уильям Э. Батлер, , почетный профессор сравнительного правоведения Лондонского университета при Университетском колледже Лондона, заслуженный профессор права имени Джона Эдварда Фаулера в Юридической школе Дикинсона Пенсильванского государственного университета и основатель и директор Института Виноградова.

Специалист по правовым системам России и стран бывшего СССР, он является автором, соавтором, редактором или переводчиком более 3500 книг и статей о России, Советском Союзе, Казахстане, Украине, Узбекистане и других странах Содружества Независимых Государств. Правовые системы штатов. Он выступал в качестве советника ЕБРР, Европейского союза, Всемирного банка, Организации Объединенных Наций и Министерства международного развития Соединенного Королевства по отдельным проектам реформирования законодательства.

Обладатель многочисленных наград за заслуги перед российским и международным правом, профессор Батлер является академиком Национальной академии наук Украины и Российской академии естественных наук, членом Международной академии сравнительного правоведения и членом Российской Академия юридических наук. Избран на четвертый срок членом Российского международного арбитражного арбитражного суда. В 2003 г. профессор Батлер был награжден медалью Г. И. Тункина Российской ассоциации международного права.


Запрос об аресте и выдаче в России

Первая часть. Общие положения

Раздел III. Доказывание

Глава 12. Задержание подозреваемого

Статья 91. Основания задержания подозреваемого

1. Орган дознания (дознания), дознаватель, следователь, прокурор вправе произвести задержание лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы при наличии одного из следующих оснований:
1) это лицо застигнуто с поличным при совершении преступления
или непосредственно после его совершения;
2) потерпевшие или свидетели указывают на данное лицо как на лицо, совершившее преступление;
3) на этом лице или в его одежде, вблизи него или в его жилище обнаружены несомненные следы преступления.

2. При наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано в случае, если оно совершило попытку бегства, либо если оно не имеет постоянного места жительства, либо если его личность не установлена ​​либо прокурор, следователь или дознаватель с согласия прокурора направили в суд ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде взятия под стражу.

Статья 92. Порядок задержания подозреваемого

1. После доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю или прокурору в срок не более трех часов составляется протокол задержания. , в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные статьей 46 настоящего Кодекса.

2. В протоколе указываются дата и время его составления, дата, время и место, а также основания и мотивы задержания, результаты личного досмотра и иные обстоятельства его задержания. . Протокол задержания подписывается составившим его лицом и подозреваемым.

3. Орган дознания, дознаватель или следователь обязаны сообщить прокурору о задержании в письменной форме в течение двенадцати часов с момента задержания подозреваемого.

4. Подозреваемый допрашивается с соблюдением требований части второй статьи 46, статей 189 и 190 настоящего Кодекса. До начала допроса подозреваемому по его просьбе должна быть предоставлена ​​возможность свидания с защитником наедине и конфиденциально. При необходимости совершения процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания более двух часов может быть ограничена дознавателем, следователем и прокурором с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. В любом случае продолжительность встречи не может быть менее 2 часов.

Статья 93. Личный обыск подозреваемого

Подозреваемый может быть подвергнут личному обыску в порядке, установленном статьей 184 настоящего Кодекса.

Статья 94. Основания освобождения подозреваемого

1. Подозреваемый освобождается по постановлению дознавателя, следователя или прокурора, если:
1) подозрение в совершении им преступления не подтверждено;
2) отсутствуют основания для применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
3) задержание произведено с нарушением требований статьи 91 настоящего Кодекса.

2. По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении него не избрана мера пресечения в виде заключения под стражу или суд не продлил срок содержания под стражей в порядке, установленном пунктом 3 части 7 статьи 108 настоящего Кодекса.

3. Если постановление судьи о применении в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу или о продлении срока содержания под стражей не поступило в течение 48 часов с момента задержания, подозреваемый подлежит немедленному освобождению, о чем начальник места содержания подозреваемого под стражей уведомляет орган дознания или следователя, в ведении которого находится уголовное дело, и прокурора.

4. При наличии определения или постановления суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя или прокурора об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу , копия этого определения или постановления вручается подозреваемому при его освобождении.

5. При освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдается справка, в которой указываются кем он задержан, дата, время и место задержания, основания задержания, а также а также дату, время и основания его освобождения.

Статья 95. Порядок содержания подозреваемых под стражей

1. Порядок и условия содержания подозреваемых под стражей определяются федеральным законом.

2. При необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий допустимы свидания сотрудника органа дознания, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с подозреваемым с письменного разрешения дознавателя, следователя прокурора или суда, к подведомственности которого относится уголовное дело.

Статья 96. Извещение о задержании подозреваемого

1. Дознаватель, следователь или прокурор обязаны не позднее двенадцати часов с момента задержания подозреваемого известить об этом одного из его близких родственников и при отсутствии таких родственников — иные отношения либо обеспечивает возможность сделать такое уведомление самому подозреваемому.

2. В случае задержания подозреваемого, являющегося военнослужащим, информируется командование воинской части.

3. Если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства, об этом уведомляется посольство или консульство этого государства в срок, указанный в части первой настоящей статьи.

4. Если в интересах следствия необходимо сохранить в тайне факт задержания в
, в уведомлении с санкции прокурора может быть отказано, за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним.

Первая часть. Общие положения

Раздел III. Доказывание

Глава 13. Меры пресечения

Статья 108. Заключение под стражу

5. Применение судом меры пресечения в виде заключения под стражу без явки обвиняемого допускается только в случае Объявлен розыск обвиняемого.

Часть пятая. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства

Раздел XVIII. Порядок взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и с международными организациями

Глава 54. Выдача лица для привлечения к уголовной ответственности или для исполнения приговора

Статья 462. Производство дознания о выдаче лица, находящегося на территории Российской Федерации

1. Российская Федерация в соответствии с международным договором Российской Федерации или на основе принципа взаимности может выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, для осуществления уголовного преследования или для исполнения приговора за деяния, уголовно наказуемые в соответствии с уголовным законом Российской Федерации и законодательством иностранного государства, направившего запрос о выдаче лица.

2. Выдача лица на основании принципа взаимности означает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной ситуации выдача будет производиться по запросу Российской Федерации.

3. Выдача лица может быть произведена в следующих случаях:
1) если уголовным законом предусмотрено за совершение этих деяний наказание в размере
в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более строгого наказания при выдаче лица для привлечения к уголовной ответственности;
2) если лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более строгому наказанию;
3) если иностранное государство, направившее запрос, может гарантировать, что лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, будет привлечено к уголовной ответственности только за преступление, указанное в запросе, и что после завершения судебного разбирательства и отбывания отбытия наказания он может беспрепятственно покинуть территорию данного государства и не может быть выслан, передан или выдан третьему государству без согласия Российской Федерации.

4. Решение о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации и обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства, принимается прокурором- Генерал Российской Федерации или его заместитель.

5. Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель письменно уведомляет о принятом решении лицо, в отношении которого оно принято, и разъясняет ему его право на обжалование этого решения в суд в соблюдение статьи 463 настоящего Кодекса.

6. Решение о выдаче вступает в законную силу по истечении десяти дней с момента уведомления лица, в отношении которого оно принято. В случае обжалования решения выдача не производится до вступления решения суда в законную силу.

7. Если ходатайства о выдаче одного и того же лица поступили из нескольких иностранных государств, решение о том, какое из этих ходатайств подлежит удовлетворению, принимает Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель. Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель обязаны в течение 24 часов письменно уведомить о принятом решении лицо, в отношении которого оно принято.

Статья 463. Обжалование решения о выдаче лица и судебной проверке его законности и обоснованности

1. Решение Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя о выдаче может быть обжаловано в Верховный суд республики, в краевой или областной суд, в суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа по месту нахождения лица, в отношении которого решение принято или его защитником в течение десяти дней с момента получения уведомления.

2. Если лицо, в отношении которого принято решение о выдаче, содержится под стражей, администрация места его содержания после получения жалобы, адресованной в суд, незамедлительно направляет ее в соответствующий суд и информирует об этом прокурора.

3. Прокурор в десятидневный срок направляет в суд материалы, подтверждающие законность и обоснованность решения о выдаче лица.

4. Проверка законности и обоснованности решения о выдаче лица производится в месячный срок со дня поступления жалобы судом в составе трех судей в открытом судебном заседании с участием прокурора, лица, в отношении которого принято решение о выдаче, и его защитника, если он участвует в уголовном деле.

5. В начале заседания председательствующий объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, и разъясняет присутствующим их права, обязанности и ответственность. Затем заявитель и (или) его защитник обосновывают жалобу, после чего слово вновь предоставляется прокурору.

6. В ходе судебного разбирательства суд не рассматривает вопросы о виновности лица, подавшего жалобу, а ограничивается проверкой соответствия между решением о выдаче данного лица и законодательством и международными договорами Российской Федерации.

7. По результатам проверки суд выносит одно из следующих определений:
• 1) о признании решения о выдаче лица незаконным или необоснованным и об его отмене;
2) об оставлении жалобы без удовлетворения.

8. В случае отмены решения о выдаче лица суд отменяет и меру пресечения, избранную в отношении лица, подавшего жалобу.

9. Определение суда об удовлетворении жалобы или об отказе в этом может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Российской Федерации в семидневный срок со дня его принятия.

Статья 464. Отказ в выдаче лица

1. Выдача лица не допускается, если:
• 1) лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче из иностранного государства, является гражданином Российской Федерации;
2) лицу, в отношении которого поступил запрос о выдаче из иностранного государства, предоставлено убежище в Российской Федерации в связи с возможностью его преследования в данном государстве по признаку расы, религии, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или в силу своих политических взглядов;
3) в отношении лица, указанного в дознании, за то же деяние вынесен приговор на территории Российской Федерации, вступивший в законную силу, либо производство по уголовному делу прекращено;
4) в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение в связи с истечением срока давности или по иному законному основанию;
5) имеется вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации.

2. В выдаче лица может быть отказано, если:
• 1) деяние, послужившее основанием для направления запроса о выдаче,
не является преступлением, предусмотренным уголовным законом;
2) деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, совершено на территории Российской Федерации либо против интересов Российской Федерации за пределами ее территории;
3) за то же деяние в Российской Федерации ведется уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче;
4) уголовное преследование лица, в отношении которого возбуждено дело о выдаче, возбуждено в порядке частного обвинения.

3. Если выдача лица не осуществляется, Генеральная прокуратура Российской Федерации уведомляет об этом компетентные органы соответствующего иностранного государства с указанием причин отказа.

Статья 465. Отсрочка выдачи лица и выдача лица на время

1. Если иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых поступил запрос о выдаче, подлежит уголовному преследованию или отбывает наказание за иное преступление на территории Российской Федерации, его выдача может быть отложено до прекращения уголовного преследования, до освобождения его от наказания на любом законном основании или до отбытия им наказания.

2. Если отсрочка выдачи может повлечь за собой истечение срока давности привлечения к уголовной ответственности либо нанести ущерб расследованию преступления, лицо, указанное в дознании, может быть выдано на срок, если принята обязанность соблюдать сроки, установленные Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

Статья 466. Избрание или применение избранной меры пресечения для обеспечения возможной выдачи лица

1. При поступлении от иностранного государства запроса о выдаче лица и при этом судебного решения о принятии в отношении данному лицу мера пресечения в виде заключения под стражу не избрана, прокурор в целях обеспечения возможности выдачи лица решает вопрос о необходимости избрания меры пресечения в отношении лица, находящегося в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

2. Если к запросу о выдаче лица приложено решение судебного органа иностранного государства о заключении лица под стражу, прокурор вправе поместить лицо под домашний арест или заключить его/ ее заключение под стражу без подтверждения указанного решения суда Российской Федерации.

3. Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель незамедлительно уведомляют об этом компетентный орган иностранного государства, направившего запрос о выдаче лица.

Статья 467. Выдача выданного лица

1. Российская Федерация уведомляет иностранное государство о месте, времени и дате выдачи выданного лица. Если данное лицо не принято в течение пятнадцати дней со дня, установленного для его передачи, оно может быть освобождено из-под стражи.

2. Если иностранное государство не может принять подлежащее выдаче лицо по не зависящим от него обстоятельствам и уведомляет об этом Российскую Федерацию, срок его выдачи переносится. Дата выдачи может быть перенесена в том же порядке, если Российская Федерация не может выдать лицо, подлежащее выдаче, по не зависящим от нее обстоятельствам.

3. В любом случае лицо подлежит освобождению по истечении тридцати дней со дня, установленного для его передачи.

Статья 468. Передача предметов

1. При передаче выдаваемого соответствующему компетентному органу иностранного государства предметов, являющихся орудиями преступления, а также предметов со следами преступление на них или нажитое преступным путем также может быть передано. Эти предметы подлежат выдаче на основании дознания, даже если выдача дознаваемого лица не может быть осуществлена ​​в связи с его смертью или по каким-либо иным причинам.

2. Выдача предметов, указанных в части первой настоящей статьи, может быть временно приостановлена, если данные предметы необходимы для производства по другому уголовному делу.

3. В целях обеспечения законных интересов третьих лиц передача предметов, указанных в части первой настоящей статьи, осуществляется только при наличии обязательства соответствующего учреждения иностранного государства по возвращение этих предметов после окончания производства по уголовному делу.

Римский статут

Статья 59 Производство по делу об аресте в государстве содержания под стражей

1. Государство-участник, получившее просьбу о предварительном аресте или аресте и выдаче, немедленно принимает меры для ареста соответствующего лица в соответствии со своим законодательством и положениями Части 9.

2. Арестованное лицо должно быть незамедлительно доставлено к компетентному судебному органу в государстве содержания под стражей, который должен определить в соответствии с законодательством этого государства, что:

а) ордер распространяется на это лицо;

b) данное лицо было арестовано в соответствии с надлежащими процедурами; и

(c) Права лица были соблюдены.

3. Арестованное лицо имеет право ходатайствовать перед компетентным органом государства содержания о временном освобождении до выдачи.

4. При принятии решения по любому такому заявлению компетентный орган государства содержания под стражей рассматривает, существуют ли, учитывая тяжесть предполагаемых преступлений, неотложные и исключительные обстоятельства, оправдывающие временное освобождение, и существуют ли необходимые гарантии для обеспечения того, чтобы Государство может выполнить свою обязанность передать лицо суду. Компетентный орган государства местонахождения не вправе рассматривать вопрос о том, был ли ордер на арест надлежащим образом выдан в соответствии с пунктами 1 (а) и (b) статьи 58.

5. Палата предварительного производства уведомляется о любой просьбе о временном освобождении и дает рекомендации компетентному органу государства содержания под стражей. Компетентный орган государства содержания под стражей должен полностью рассмотреть такие рекомендации, включая любые рекомендации о мерах по предотвращению побега лица, прежде чем вынести свое решение.

6. Если лицу предоставлено временное освобождение, Палата предварительного производства может запросить периодические отчеты о статусе временного освобождения.

7. После того как государство местонахождения распорядится о выдаче, лицо должно быть доставлено в Суд как можно скорее.

Статья 89 Предоставление лица суду

1. Суд может направить просьбу об аресте и выдаче лица вместе с материалами, подтверждающими просьбу, изложенную в статье 91, любому государству, на территории которого может находиться это лицо, и просит это государство о сотрудничестве.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *