Содействие террористическим организациям, деятельность которых направлена на дестабилизацию ситуации в России — Леоненко С.Д., Богданова Д.М. : Министерство обороны Российской Федерации
Главная Наша миссия Противодействие терроризму Методические материалы
Авторы: ЛЕОНЕНКО С.Д., кандидат военных наук, профессор АВН; БОГДАНОВА Д.М.
Аннотация: Статья носит информационно-аналитический характер с целью разработки возможных подходов к определению эффективности системы борьбы с терроризмом и содействия ему. Подчеркивается опасность содействия терроризму как одного из факторов ведения противниками гибридных войн против России.
Ключевые слова: терроризм, террористические акты, гибридная война, незаконное вооруженное формирование, содействие, пособничество, вербовка, уголовная ответственность.
Человечество «привыкло» к различного рода войнам, которые по американским взглядам считаются т. н. «вооруженными конфликтами» с тем, чтобы избежать ответственности перед ООН, как агрессора. Эти «вооруженные конфликты» развязывались по различным причинам, как политическим, так и экономическим. Если в них участвовали США, то в этих случаях ими декларировалась необходимость борьбы «за демократию». Между тем, терроризм как форма политической борьбы существовал практически всегда. Однако уже в конце ХХ — начале ХХI века он превращается в фактор дестабилизации всего международного правопорядка.
За последние десятилетия терроризм значительно изменился, став более масштабным, изощренным и жестоким. История России свидетельствует о том, что бунт Степана Разина, цареубийство в начале прошлого века тоже своего рода терроризм, хотя и различного масштаба. Сегодня терроризм является фактором глобального значения, с которым приходится считаться любому правительству, как в своей внутренней, так и во внешней политике.
Терроризм (лат, terror – страх, ужас) означает политику, направленную против общества и осуществляемую такими инструментами, как устрашение и подавление противников насильственным путем, либо под угрозой применения насилия.
Терроризм – это тактика политической борьбы, характеризующаяся систематическим применением идеологически мотивированного насилия, выражающегося в убийствах, диверсиях, похищениях и других действиях, представляющих угрозу жизни и безопасности людей.
В Российской Федерации существует установленное Федеральным законом от 06 марта 2016 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» определение термину «терроризм» – это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий». Выражается он в осуществлении террористической деятельности, которая заключается в реализации террористического акта, но прежде, в его подготовке, планировании, финансировании и организации, подстрекательстве к совершению акта террористической направленности.
Однако это еще не весь перечень, поскольку к террористической деятельности также относится организация незаконных вооруженных формирований, организованных групп, преступных сообществ с целью совершения террористических актов, либо участия в таких незаконных образованиях, поставке вооружения, вербовке, обучении, а также в пособничестве (в том числе информационном), пропаганде и распространении информации, которая бы оправдывала, либо объясняла необходимость данной деятельности.
В качестве примера можно привести приговор Черногорского городского суда республики Хакасия по делу от 14.05.2014 года. Как следует из материалов дела, некий Турсунов Х.Ф. будучи имамом, и являясь авторитетом для лиц, исповедующих ислам, оставлял комментарии на своей странице в социальной сети «Одноклассники», высказывал одобрения методам ведения войны и деятельности в целом шахидов, которые воевали с правительственными войсками Башара Асада в Сирийской Арабской Республике. Обсуждая и активно поддерживая силы оппозиции и, наряду с этим, осознавая, что он является духовным наставником среди населения, исповедующего ислам, Турсунов воздействовал на их религиозные чувства. Далее в личной переписке, путем призывов, Турсунов склонил лицо, проживающее в республике Бурятия и исповедующего ислам, к совершению преступления, предусмотренного статьей 205 Уголовного Кодекса Российской Федерации, а именно выехать за пределы Российской Федерации в Сирийскую Арабскую Республику, стать моджахедом и участвовать в террористических операциях.
Таким образом, не только непосредственно склонение, вовлечение и вербовка являются составом данного преступления, но также и публичное оправдание терроризма, признание терроризма единственной и лучшей политикой образуют состав содействия террористической деятельности.Характерным условием существования терроризма является всесторонняя поддержка, иначе говоря, содействие ему со стороны внутренних структур и населения, а также со стороны иностранных спецслужб.
Практически содействие террористической деятельности – это помощь террористам оружием, деньгами, жильем, транспортом, а главное – информацией, для совершения поджогов, убийств, взрывов и других действий, направленных на устрашение властей и населения. Само создание опасности причинения значительного имущественного ущерба, опасности гибели человека, страха от осознания наступления каких-либо иных тяжких последствий совершаются с целью дестабилизации работы органов власти, международных организаций, воздействия на принятие ими решений.
Особый всплеск террористической деятельности в Российской Федерации наблюдался на территории Северного Кавказа 10 лет назад. Только за август-октябрь 2010 года террористические акты были совершены в Пятигорске, Буйнакске, Владикавказе, Ставрополе, Грозном. Это свидетельствует о серьезной проблеме терроризма в регионе и обострению национальной обороны Российской Федерации. Не стал исключением в этом отношении и 2011 год с терактами в подмосковном Домодедово, на территории Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии. Пособники террористов с настораживающей частотой задерживаются в Башкортостане, Москве, Татарстане и т.д. Эти факты подтверждают, что террористические акты чаще всего совершаются там, где террористы являются местными жителями, членами семей, единоверцами.
Так, серьезную угрозу информационной безопасности Вооруженным Силам может нести радикальный исламизм. Дело в том, что солдат, прошедший специальную психологическую обработку, относит себя не к рядам армии, а к религиозной общине, выполняет приказы не командования, а своих учителей-единоверцев.
Особое место в оказании содействия террористам проявляют т.н. «землячества». За последние пять лет органы ФСБ России раскрыли широкую сеть вербовки граждан Центрально-Азиатских государств для незаконных формирований ИГиЛ в Сирии. В августе с.г. этими же органами были арестованы жители Подмосковья, оказывавшие помощь спецслужбам Украины в поимке офицера народной милиции из Донбасса. Кстати, в Подмосковье в весенне-летний период работают сотни строительных бригад из Украины, Белоруссии, Армении и других стран бывшего и настоящего содружества, исключать которые из возможного процесса содействия терроризму нельзя.
Степень угрозы терроризма увеличивается вследствие того, что в руках современных организаторов и исполнителей террористических актов оказываются новейшие технологии в области идеологического, информационного и финансового влияния, что делает терроризм особенно опасным для общества. Мощным инструментом вовлечения населения (особенно широких масс молодого поколения) в террористическую деятельность, выступает Интернет. Подтверждением тому служат примеры содействия оппозиции в Белоруссии, когда для управления ею применяется Интернет-система связи «Телеграмм», которую невозможно заблокировать. Все это вызывает серьезную тревогу и озабоченность представителей органов государственной власти.
Однако это еще неполный перечень опасности, которую несет собой терроризм. Дело в том, что в XXI веке явно стираются различия между состоянием войны и мира. Невоенные методы противоборства применяются с использованием политических, экономических, информационных, гуманитарных и других невоенных мер, реализуемых с учетом терроризма и протестного потенциала населения.
Фронтальные столкновения крупных группировок войск (сил) на стратегическом и оперативном уровне постепенно уходят в прошлое. Широкое распространение получают так называемые «асимметричные» действия, в так называемых «гибридных войнах». К ним относится использование внутреннего и внешнего терроризма, сил специальных операций, частных военных компаний и внутренней оппозиции для создания постоянно действующего фронта на всей территории противостоящего государства.
Несмотря на упомянутые особенности, по масштабам жертв и разрушений, катастрофическим социальным, экономическим и политическим последствиям гибридные конфликты с применением террора вполне сравнимы с классическими войнами, что подтверждает опыт Югославии, Сирии, Ливии, Ирака и Афганистана.
В последних основных документах концепций применения Вооруженных Сил США Россия определяется как агрессор и как угроза национальной безопасности США. Указывается также, что «США продолжат оказывать давление на Россию путем применения санкций и других средств». Выражение «другие средства» здесь означает тайные операции, которые призваны подорвать стабильность внутри России, спровоцировать войны по периметру ее границ и в итоге подготовить открытую вооруженную интервенцию.
Еще более откровенным в этом плане является Наставление Пентагона 2010 г., которое определяет нетрадиционную войну как «…действия с целью обеспечить условия для выдвижения оппозиции или восстания, чтобы силой сместить власть, расколоть, или уничтожить правительство в оккупационной державе»
В сущности, модель современной войны в американской стратегии делится на три части, где одну – две трети занимает иррегулярная война и одна – две трети приходится на традиционную войну. Иррегулярная война ведется формированиями террористов и силами специальных операций противника с использованием наиболее опасной для регулярных войск партизанской тактики.
Варианты развития гибридных войн в разных странах могут быть различными – все зависит от местных условий, государственного устройства и состава населения, его отношения к стране и власти, даже от религиозных концессий и этнических отношений. Тем не менее, этот процесс, целесообразно разделить на три этапа.
Первый этап – скрытная подготовка к традиционной войне, когда применяется арсенал форм и способов информационной войны (ИВ), направленный на разложение населения и Вооруженных Сил для создания в стране деморализующего «управляемого хаоса». Вербовка террористических ячеек, идеологическая обработка, их подкуп и вооружение. Усиливается внешнее и внутреннее политическое, экономическое давление на органы власти и бизнес. Формируется оппозиционное движение, провоцируются межрелигиозные, этнические и национальные столкновения среди населения страны и регионов. Вызов недовольства населения действующей властью, вплоть до ее смещения (смены). Возможно скрытное проведение диверсий на объектах инфраструктуры, объектах обеспечения жизнедеятельности населения, проведение кибератак систем управления, в том числе опасных объектов и банковской систеы. Может проводиться в течение длительного времени.
Второй этап – усиление информационно-психологического давления, организация митингов и устройство резонансных провокаций, нарастание диверсионно-разведывательной (подрывной) деятельности противника совместно с террористами внутри страны (регионах). Разрушение экономики и инфраструктуры, организация любого из вариантов «цветной революции» в РФ (регионе) со смещением законной власти и ее сменой проамериканскими силами. Расчленение России с возможным развязыванием гражданской войны и вероятностью перехода как к гражданской, так и традиционной войне с применением реальных ударов по критически важным объектам на территории страны. Может начинаться страной-агрессором исходя из результатов первого этапа, так и независимо от них.
Третий этап – интервенция с подавлением сопротивления ВС и населения страны с установлением режима оккупации с последующим формированием управляемой власти в стране. Вместе с тем, оккупации может не быть, если страна-агрессор (коалиция стран) сочтет достигнутыми поставленные цели на предыдущих этапах.
Что касается первого этапа, то фактически идёт мировая информационная война. Всеми подконтрольными Западу СМИ, в т.ч. через интернет, тиражируется дезинформация, ложь, клевета, пропаганда против нашей страны и её политических лидеров, дискредитируются гражданские чувства, верность Родине и национальные духовные традиции. Некоммерческие организации (НКО), действующие в интересах других государств, создают оппозиционное движение, готовят его лидеров для формирования недовольства населения существующей властью, содействуют подготовке террористов.
Заблаговременно в страну тайно и в виде туристов, делегаций, рабочих по найму и др. проникают «специалисты» тайных операций НАТО. Они организуют подрывные действия сил иррегулярной войны, специальных операций, формируют и вооружают бандформирования, террористов и оппозицию для дестабилизации обстановки в РФ и регионах. Одновременно ужесточаются меры экономического характера и политического давления извне, чем достигается состояние «управляемого хаоса» в стране.
В ходе его развития должно быть достигнуто массовое недовольство населения властью и организован вывод его на улицы как протестного электората. Вместе с этим могут начаться перебои с поставками продовольствия, водо- газо- и энергоснабжения, вплоть до вывода из строя канализации.
Особое место в этот период будут занимать мероприятия противника по выявлению и вербовке различного рода лидеров, готовых и способных по убеждению или за плату организовать толпу и управлять ею. Главной их задачей в данный период станет организация и проведение акций по уничтожению персоналий властей и их отрицанию. Кроме того, возможно насильственное лишение администраций их властных полномочий. Для достижения этой задачи возможно создание альтернативных органов власти с подчинением им СМИ, работы транспорта, связи и снабжения.
Проникшие в страну силы специальных операций НАТО на протяжении всех этапов (помимо разведки, проведения диверсий и подрывных акций) могут заниматься вербовкой, вооружением и подготовкой иррегулярных формирований. В качестве социальной базы, благоприятной для проведения подрывных действий на основе стратегии «управляемого хаоса», выступает появившаяся в последние годы в обществах многих стран мира прослойка лиц, потерявших свои социальные, конфессиональные и национальные корни, историческую память, не имеющих четких нравственных принципов и политических ориентиров. Такая прослойка может называться по-разному: «активное меньшинство», «прогрессивное меньшинство», «креативное меньшинство». Особое место в деле формирования террористических групп и ячеек могут занимать протестное население и, особенно, молодые люди и подростки, прошедшие психологическую подготовку, получившие деньги, оружие и возможность его применять.
При этом нельзя исключать внезапные нападения на воинские склады с оружием и боеприпасами, отделы полиции, места содержания заключенных для вооружения и привлечения их к террористическим действиям. Надо заметить, что наряду с этими действиями в регионах страны, особое внимание вероятного противника будет уделяться созданию кризисных ситуаций в приграничных регионах страны (в Прибалтике, Кавказском регионе), а также использованию их военных формирований на территории РФ.
Очевидно, что при любом исходе первого и второго этапов, велика вероятность перехода агрессоров к военному этапу гибридной войны. Пытаясь достичь более решительных целей, противник будет наращивать интенсивность и масштабы террористических действий, скорее всего, в нескольких регионах одновременно. Эскалация этих действий может привести к локальным конфликтам или региональным войнам. Борьбу с этими террористическими формированиями будут вести подразделения и части Вооруженных Сил, ФСБ, Росгвардии, а также полиция. Главным в этой борьбе является своевременное вскрытие и изоляция (уничтожение) террористических формирований.
Правовая ответственность за участие и содействие террористической деятельности довольно подробно освещена в Уголовном законодательстве. Так, Статья 205.1 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за склонение, вербовку или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК РФ, вооружение или подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений, а равно финансирование терроризма.
Объектом преступного посягательства являются отношения по поддержанию общественной безопасности. Под склонением, вербовкой или иным вовлечением лица в совершение хотя бы одного из вышеперечисленных преступлений следует понимать умышленные действия, направленные на вовлечение лица в совершение одного или нескольких указанных преступлений (например, путем уговоров, убеждений, просьб, предложений, в том числе совершенные посредством размещения материалов на различных носителях и распространения через информационно-телекоммуникационные сети; применение физического воздействия или посредством поиска лиц и вовлечения их в совершение хотя бы одного из указанных преступлений).
Под вооружением понимается снабжение лиц, участвующих в террористической деятельности, оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и взрывными устройствами, радиоактивными веществами, ядерными материалами, боевой техникой и т.п. в целях совершения хотя бы одного из перечисленных преступлений.
Подготовка лиц в целях совершения преступлений, указанных в ч.1 ст. 205.1 УК РФ, заключается в обучении правилам обращения с оружием, боеприпасами, взрывными устройствами, средствами связи, правилам ведения боевых действий, а также в проведении соответствующих инструктажей, тренировок, стрельб, учений и т.п.
Финансированием терроризма, как содействие ему, следует признавать, наряду с оказанием финансовых услуг, предоставление или сбор не только денежных средств (в наличной или безналичной форме), но и материальных средств (например, предметов обмундирования, экипировки, средств связи) с осознанием того, что они предназначены для финансирования преступной организации, подготовки или совершения террористических деяний. Систематические отчисления или разовый взнос в общую кассу, приобретение недвижимости или оплата стоимости ее аренды, предоставление денежных средств, предназначенных для подкупа должностных лиц и др. также являются содействующими терроризму действиями. Практическим подтверждением тому является Киевский «майдан», когда «неизвестные» организации снабжали деньгами, продуктами, палатками и даже дровами обманутые и протестующие массы людей.
Часть 2 рассматриваемой статьи УК РФ предусматривает ответственность за те же деяния по содействию, совершенные лицом с использованием своего служебного положения. К лицам, использующим свое служебное положение, следует относить как должностных лиц, так и государственных служащих и служащих органов местного самоуправления, не относящихся к числу должностных лиц, а также лиц, постоянно, временно, либо по специальному полномочию выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в коммерческой организации, независимо от формы собственности, или в некоммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным учреждением.
Кстати, использование служебного положения выражается не только в умышленном использовании такими лицами своих служебных полномочий, но и в оказании влияния, определяемого значимостью и авторитетом занимаемой ими должности, на других лиц в целях побуждения их к совершению действий, направленных на содействие террористической деятельности.
Ответственность за пособничество в совершении преступления, предусмотренного ст. 205 УК РФ устанавливает часть 3 статьи. Под пособничеством здесь понимается умышленное содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы.
Общим для преступлений, предусмотренных ч.ч. 1, 2, 3 ст. 205.1 УК РФ, является то, что они совершаются с прямым умыслом. Субъектом данных преступлений является вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16 лет. Максимальное наказание, предусмотренное санкциями указанной статьи, составляет двадцать лет лишения свободы.
Согласно примечанию №2 к рассматриваемой статье УК РФ лицо, совершившее указанное преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению, либо пресечению преступления, которое оно финансировало и (или) совершению которого содействовало, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Вместе с тем, состояние уголовно-правового регулирования борьбы с терроризмом в целом нельзя признать удовлетворительным, соответствующим современным мировым стандартам нормативного обеспечения неотвратимости привлечения к уголовной ответственности не только самих исполнителей террористических преступлений, но и лиц, им содействующих. Несмотря на криминализацию в УК РФ содействия террористической деятельности, остается еще достаточно много неразрешенных вопросов.
Прежде всего это относится к объему содержательного наполнения, обоснованности такой криминализации и соблюдению требований качества технико-юридических правил конструирования ст. 205 УК РФ. Обращает на себя внимание многообразие понятий и признаков, используемых законодателем для характеристики такого социально-правового феномена, как содействие террористической деятельности. О проблемах в этом отношении свидетельствует и нестабильность уголовного закона.
Так, с момента включения ст. 205 УК РФ в уголовный закон было внесено 7 изменений и дополнений, затронувших как ее диспозицию, так и санкцию. Кроме того, существенной ревизии была подвергнута и сама структура данной статьи. Проблема связана с коллизионностью названной нормы, что обуславливает сложности ее правоприменения. Среди них, наиболее значимыми выступают проблемы квалификации различных форм содействия террористической деятельности и отграничения от смежных составов преступлений. Особое внимание было уделено при доработке правовой базы по осуждению содействия терроризму с точки зрения его рассмотрения как сопутствующего гибридной войне против своей страны.
Следует заметить, что содействие терроризму является проблемой и для других стран, что дает возможность учета всего положительного в Российском законодательстве. Изучение источников уголовного права, а также криминологического законодательства развитых зарубежных государств позволяет сформулировать следующие выводы.
Во-первых, к настоящему времени в мировой практике сложилось три модели антитеррористического законодательства – уголовно-правовая (например, Испания, Германия), криминологическая (например, Великобритания, Япония) и комплексная (например, Италия, Франция).
Во-вторых, наиболее привлекательной (в силу удачного сочетания уголовно-правовой и криминологической составляющих) выглядит последняя из названных моделей, которая формируется в настоящее время и в России.
В-третьих, в законодательстве большинства зарубежных государств отсутствует унифицированный подход к определению самой террористической деятельности. Ее содержание отличается существенной спецификой. Так, турецкие законодатели включили в объем данного понятия проституцию, контрабанду, торговлю людьми, наркотическими средствами и оружием, подделку кредитных карт, загрязнение окружающей среды, взлом компьютерных систем, умышленное убийство и даже воспрепятствование получению образования.
Однако наиболее широкая трактовка антитеррористического законодательства дана в израильском «Законе о противодействии терроризму». К террористической деятельности в нем относятся действия, выражающиеся в устном или письменном восхвалении, одобрении или поощрении насильственных действий; хранении материалов, пропагандирующих деятельность террористической организации; демонстрации солидарности с ней (поднятие флага, демонстрация эмблемы или лозунга, распевание гимна в общественном месте) и т. д.
В-четвертых, в большинстве зарубежных государств содействие террористической деятельности предусмотрено в криминологическом законодательстве. Исключением являются Великобритания, Италия, Франция, в которых установлена самостоятельная уголовная ответственность за финансирование терроризма.
В-пятых, вызывает особый интерес ст. 121-6 УК Франции, устанавливающая ответственность юридических лиц за предоставление в террористических целях любой помощи террористам, а также ст. 129а УК Германии, устанавливающая ответственность за создание террористических сообществ.
Таким образом, практически все страны мира уделяют самое серьезное внимание борьбе не только непосредственно с терроризмом, но и с содействием ему. В Российской Федерации этому вопросу уделяется самое пристальное внимание, однако, по нашему мнению, большей эффективности можно достичь, если Вооруженные Силы (Министерство обороны) получат право совместно с ФСБ, МВД и Росгвардией применять силу в борьбе с терроризмом и содействием ему способами ведения боевых действий, присущими операциям внутренних вооруженных конфликтов.
Список использованной литературы:
1) Юридический словарь под редакцией А.Н.Азрилияна.- 2-е издание — М: Институт новой экономики, 2012.
2) Федеральный закон от 06. 03.2016 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
3) Уголовный кодекс Российской Федерации.
4) Уголовное право России. Особенная часть. Учебник 2- е издание У26 испр. и доп. — М ЗАО Юстицинформ, 2010 — С – 160.
5) Уголовное право. Особенная часть: учебник/отв.ред. И.Я.Козаченко, Г.П.Новоселов. — 5-е изд., изм. и доп. — М.:Норма:ИФАРА-М, 2013 — 912.
6) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2010 г. № 12 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)».
7) С.М.Кочои «Уголовное право. Общая и Особенная части».
Версия для печати
Террористов остановили по пути – Картина дня – Коммерсантъ
Силовики задержали трех россиян, причастных к подготовке и совершению террористических актов на объектах Свердловской железной дороги (СвЖД). ФСБ сообщает, что теракты планировались по заданию «украинских неонацистов». Задержанные свою вину признали, заявив, что планировался поджог электрощитов на железнодорожных путях. Возбуждено уголовное дело о терроризме и содействии террористической деятельности
О задержании трех россиян, причастных к подготовке и совершению терактов на объектах СвЖД, утром 1 февраля сообщил Центр общественных связей (ЦОС) ФСБ. По данным ведомства, нападение на объекты железнодорожной инфраструктуры они планировали совершить по заданию «украинских неонацистов».
Момент задержания попал на видео, опубликованное ЦОС. На нем силовики на микроавтобусе блокируют автомобиль подозреваемых, который ехал по проселочной дороге, после чего всего за несколько секунд вытаскивают двоих мужчин из машины и скручивают. По сведениям «Ъ-Урал», задержание произошло, когда подозреваемые ехали совершать теракт.
Позже были проведены обыски в местах проживания мужчин, где сотрудники ФСБ обнаружили орудия совершения преступлений. Так, на видео попали пятилитровые бутылки с желтой, предположительно зажигательной, жидкостью и около десяти спичечных коробков. Кроме того, была изъята символика украинского националистического вооруженного формирования, а также средства связи и коммуникации, содержащие схемы расположения объектов.
На допросе задержанные признались в подготовке к теракту. Один из них заявил, что планировался поджог электрощитов на железнодорожных путях.
«Осознаю, что это было со стороны Украины»,— заявил подозреваемый. «Принес Российской Федерации ущерб железной дороге, совершив террористический акт»,— сказал второй задержанный.
В отношении мужчин следственным подразделением ФСБ были возбуждены уголовные дела по ст. 205 УК РФ (терроризм) и ст. 205.1 УК РФ (содействие террористической деятельности). Задержанным грозит от 12 лет до пожизненного лишения свободы.
В пресс-службе СвЖД «Ъ-Урал» комментировать информацию о подготовке теракта на железнодорожных путях не стали. «Информация такого рода находится в ведении ЦОС ФСБ. Учитывая, какое сейчас время, комментировать мы это не станем»,— отметили в СвЖД.
Это уже не первый случай подготовки теракта на железнодорожных объектах в Свердловской области. В сентябре прошлого года ФСБ задержала 29-летнего Владлена Меньшикова, которому инкриминируют ч. 1 ст. 281 УК РФ (диверсия) и ст. 275.1 УК РФ (сотрудничество на конфиденциальной основе с иностранным государством, международной либо иностранной организацией). По данным источника «Ъ-Урал», мужчина установил перемычку между двумя рельсовыми нитями в виде скрутки из алюминиевой проволоки на 80-м километре перегона Реж—Стриганово, по которому двигались составы с российской военной техникой. Попытку диверсии обнаружили сотрудники СвЖД.
В ходе расследования уголовного дела выяснилось, что мужчина пытался совершить диверсию по указанию украинской стороны. Кроме того, он поддерживает насильственное свержение российской власти и устранение президента, в чем признался силовикам.
В России подобные случаи после начала специальной военной операции на Украине также происходят нередко. Так, 31 января 2023 года ФСБ сообщала о задержании трех восьмиклассников в Подмосковье, которые через Telegram вступили в контакт с неизвестными, предложившими школьникам за деньги совершить диверсию на перегоне Курского направления в Подмосковье. В начале января в Челябинской области задержали трех диверсантов, которые пытались вывести из строя тяговую подстанцию.
«Сейчас спецслужбы видят три основные категории, которые подвержены идеологической обработке и вербовке со стороны украинских спецслужб и ВСУ: школьники, студенты, а также лица, ведущие аморальный образ жизни, или бывшие заключенные. Мотив у всех один — деньги. Но деньги, которые казались им такими легкими, они никогда не получат. Для заказчиков они расходный материал. Кроме того, сейчас все сотрудники российских спецслужб работают в круглосуточном режиме, основное направление — поиск таких диверсантов и подрывников. И даже если один раз им удалось поджечь что-то, то это только лишь потому, что с ними ведется оперативная игра»,— заявил «Ъ-Урал» собеседник из российских спецслужб.
Илья Смирнов, Екатеринбург
Сообщите о террористическом или экстремистском содержании в Интернете – Action Counters Terrorism
Конфиденциально сообщить здесь
Онлайн-отчет
Создание онлайн-отчета занимает всего несколько минут.
В экстренных случаях или если вам нужна срочная помощь полиции, вы всегда должны звонить 999.
Вы также можете сообщить о подозрительной деятельности, связавшись с полицией конфиденциально по телефону 0800 789 321.
Ежегодно тысячи сообщений от государственной помощи полиция защищает общины от терроризма.
Сообщите о любой из перечисленных ниже действий, если вы считаете их подозрительными или представляющими угрозу.
Исследования
- Знаете ли вы кого-нибудь, кто путешествует, но не знает, куда именно?
- Вы знаете кого-нибудь с несколькими паспортами на разные имена?
- Знаете ли вы кого-нибудь, кто просматривает экстремистские материалы? Или делится или создает контент, прославляющий терроризм?
- Вы замечали, что кто-то пропагандирует ненавистнические идеи или экстремистские взгляды?
Сбор материалов
- Вы заметили, что кому-то доставляют необычные предметы?
- Если вы занимаетесь арендой или продажей коммерческого транспорта, не кажется ли вам, что продажа или аренда необычны?
- Вы замечали, что кто-то покупает большое количество химикатов или газовых баллонов без всякой причины?
- Заметили, что кто-то незаконно приобретает огнестрельное оружие?
Хранение материалов
- Замечали ли вы, что кто-то без причины хранит большое количество химикатов, удобрений или газовых баллонов?
- Вы заметили, что кто-то хранит огнестрельное оружие, которое может быть использовано для нападения?
Враждебная разведка
- Наблюдение и слежка помогают террористам планировать нападения. Вы заметили, что кто-то фотографирует и наблюдает за системой видеонаблюдения или мерами безопасности?
Финансирование
- Мошенничество с чеками и кредитными картами является способом получения наличных денег. Вы заметили какие-нибудь необычные банковские операции?
ЛОНДОН, 8 фев (Рейтер) – Британская контртеррористическая программа «Предотвращение» должна больше сосредоточить свои усилия на угрозе, исходящей от воинствующего исламизма, после того, как стала слишком озабочена право- крыла экстремизма, независимый обзор часто критикуемой стратегии завершился в среду.
«Предотвращение» — это ключевое направление деятельности британского аппарата безопасности, которое было задействовано после терактов 11 сентября в Соединенных Штатах с целью остановить радикализацию и не допустить совершения людьми актов насилия.
Но с самого начала его преследовали обвинения в том, что он использовался для слежки за мусульманскими общинами, а некоторые из тех, кто был включен в программу, позже совершили террористические преступления.
Уильям Шоукросс, который был назначен независимым обозревателем Prevent в январе 2021 года, заявил, что он делает недостаточно для борьбы с «ненасильственным исламистским экстремизмом». По его словам, исламизм, который часто называют исламским фундаментализмом, как идеология — это не то же самое, что ислам как вера.
Последние обновления
ВеликобританиякатегорияСвятое масло для коронации короля Карла освящено в Иерусалиме, статья с галереей
Посмотреть еще 2 новости
«Борьба с экстремистской идеологией не должна ограничиваться запрещенными организациями, но также должна охватывать внутренних экстремистов, действующих ниже порога терроризма, которые могут создавать благоприятную среду для терроризма», — сказал он.
Он также сказал, что имел место «двойной стандарт» со слишком узким определением экстремистской исламистской идеологии и слишком широким подходом к крайне правым, что привлекло внимание к «слегка противоречивым» комментариям.
«Это правильно, что Prevent все больше обеспокоен растущей угрозой со стороны крайне правых. Но факты ясно показывают, что самая смертоносная угроза за последние 20 лет исходит от исламизма, и эта угроза сохраняется», — сказал он в его обзор.
Группы за гражданские права, в том числе Amnesty International, раскритиковали решение о назначении Шоукросса из-за предыдущих комментариев, которые он сделал об исламе, и бойкотировали его обзор, утверждая, что сама стратегия была ошибочной.
«Одним из самых постоянных и резких обвинений является то, что Prevent несправедливо нацеливается на живущих здесь мусульман. Это просто не так», — сказал Шоукросс.