Ук ст 44: УК РФ Статья 44. Виды наказаний \ КонсультантПлюс

Статья 44 УК РФ. Виды наказаний

Виды наказаний

Видами наказаний являются:

  • а) штраф;
  • б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
  • г) обязательные работы;
  • д) исправительные работы;
  • е) ограничение по военной службе;
  • ж) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;
  • з) ограничение свободы;
  • з.1) принудительные работы;
  • и) арест;
  • к) содержание в дисциплинарной воинской части;
  • л) лишение свободы на определенный срок;
  • м) пожизненное лишение свободы;
  • н) смертная казнь.

Комментарии к статье 44 УК РФ

В ст. 44 УК РФ приведен перечень наказаний, расположенных в определенном порядке. Практически речь идет о системе наказаний, т. е. об определенным образом упорядоченном перечне видов наказаний, предусмотренных уголовным законом за совершение преступлений. В системе наказаний наиболее ярко проявляется характер и направленность уголовной политики государства, которая, в свою очередь, зависит от социально-экономического и политического устройства государства, состояния преступности, уровня общественного правосознания и т.д.

Система наказаний закреплена в ст. 44 УК РФ и включает перечень из 13 видов наказаний: 1) штраф; 2) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 3) лишение специального воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; 4) обязательные работы; 5) исправительные работы; 6) ограничение по военной службе; 7) ограничение свободы; 8) принудительные работы; 9) арест; 10) содержание в дисциплинарной воинской части; 11) лишение свободы на определенный срок; 12) пожизненное лишение свободы; 13) смертная казнь.

Этот перечень является исчерпывающим, суд не может назначить никакое иное наказание, не входящее в этот перечень. В российском уголовном законодательстве, по сравнению с другими государствами, перечень наказаний весьма обширен, что создает суду достаточные условия для индивидуализации назначения наказания. Другое дело, что некоторые предусмотренные УК РФ наказания, альтернативные лишению свободы (ограничение свободы, арест), до сих пор не введены в действие.

В системе наказаний конкретные наказания располагаются в определенной последовательности, по мере возрастания их тяжести — от менее строгого наказания к более строгому (так называемая лестница наказаний). В санкциях статей Особенной части УК РФ наказания также располагаются в последовательности от менее строгого к более строгому, что в принципе должно ориентировать суды в вопросе выбора меры наказания. Как отмечается в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. N 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания», в соответствии с общими началами назначения наказания (ст. 60 УК РФ) более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания . В случае если в санкции уголовного закона наряду с лишением свободы предусмотрены другие виды наказания, решение суда о назначении лишения свободы должно быть мотивировано в приговоре.

——

Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. N 4.

В УК РФ наказание в виде смертной казни включено в систему наказаний, но сохраняет свой исключительный характер и может назначаться в соответствии со ст. 20 Конституции РФ только за особо тяжкие преступления против жизни. Но в настоящее время данное наказание не применяется. С момента вступления в силу Постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. N 3-П и до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего на всей территории Российской Федерации каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может независимо от того, рассматривается ли дело судом с участием присяжных заседателей, коллегией в составе трех профессиональных судей или судом в составе судьи и двух народных заседателей .

——

СЗ РФ. 1999. N 6. Ст. 867.

Кроме того, в соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2009 г. N 1344-О-Р установлено, что положения п. 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года N 3-П в системе действующего правового регулирования, на основе которого в результате длительного моратория на применения смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого — с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, — происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни как исключительной меры наказания, носящей временный характер (впредь до ее отмены) и допускаемой лишь в течение определенного переходного периода, т.е. на реализацию цели, закрепленной ст. 20 (ч. 2) Конституции Российской Федерации, означают, что исполнение данного постановления в части, касающейся введения суда с участием присяжных заседателей на всей территории Российской Федерации, не открывает возможность применения смертной казни, в том числе по обвинительному приговору, вынесенному на основании вердикта присяжных заседателей .

——

СЗ РФ. 2009. N 48. Ст. 5867.

Система наказаний, закрепленная в ст. 44 УК РФ, действует в отношении взрослых осужденных. Для несовершеннолетних в ст. 88 УК РФ предусмотрен свой перечень, состоящий из шести видов наказаний: 1) штраф; 2) лишение права заниматься определенной деятельностью; 3) обязательные работы; 4) исправительные работы; 5) арест; 6) лишение свободы на определенный срок. Но особенности назначения наказания несовершеннолетним заключаются не только в сужении перечня наказаний. Для несовершеннолетних, по сравнению со взрослыми, уменьшаются размеры и сроки назначаемых наказаний (за исключением лишения права заниматься определенной деятельностью). Кроме того, предусмотрены и особые условия назначения некоторых наказаний. Так, штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, может взыскиваться не только с него, но и с его родителей или иных законных представителей (с их согласия). Наиболее специфичен порядок назначения несовершеннолетним наказания в виде лишения свободы на определенный срок (ч. ч. 6 и 6.1 ст. 88 УК РФ).

Виды наказаний. Уголовный кодекс Российской Федерации (УКРФ) с комментариями. Новая редакция.

Статья 44 УК РФ: Виды наказаний. Уголовный кодекс Российской Федерации (УКРФ) с комментариями. Новая редакция.

Статья 44. Виды наказаний


Видами наказаний являются:
а) штраф;
б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
г) обязательные работы;
д) исправительные работы;
е) ограничение по военной службе;
ж) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;
з) ограничение свободы;
и) арест;
к) содержание в дисциплинарной воинской части;
л) лишение свободы на определенный срок;
м) пожизненное лишение свободы;
н) смертная казнь.


Комментарий к статье 44 УК РФ.

1. В УК по-новому выглядит сама система наказаний, выстроенная по принципу от менее строгого к более строгому наказанию. Это положение соответствует общим началам назначения наказания, заложенным в ст. 60 УК, в соответствии с которыми более строгий вид наказания назначается только в тех случаях, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания.

2. Наряду с действующими видами наказания, такими как штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, лишение свободы на определенный срок, смертная казнь, в УК появились новые виды наказания: обязательные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, пожизненное лишение свободы.
3. Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» <*> из видов наказаний исключено наказание в виде конфискации имущества. Такое решение законодателем было принято в связи с тем, что этот вид наказания не соответствовал положениям ст. 1 Протокола N 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, провозглашающим право любого человека иметь собственность, которой он может быть лишен только по судебному решению при установлении обстоятельств, свидетельствующих, что это имущество нажито преступным путем.

———————————
<*> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4848.

Статья 52 УК предполагала конфискацию всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного.
В настоящее время положение, соответствующее Протоколу N 1 к Европейской конвенции, содержится в ст. 81 УПК. Имущество, деньги и иные ценности, полученные в результате преступных действий либо нажитые преступным путем, согласно п. 2.1 ч. 1 ст. 81 УПК должны быть признаны вещественными доказательствами и в соответствии с п. 4 ч. 3 этой статьи по приговору суда подлежат возвращению законному владельцу либо обращению в доход государства в порядке, установленном Правительством РФ.
4. Новым содержанием наполнены и такие виды наказания, как лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, содержание в дисциплинарной воинской части.

5. Смертная казнь включена в общую систему наказаний. Этот исключительный вид наказания предусмотрен законом, как и другие виды наказаний, за несколько составов преступлений.
6. В комментируемой статье перечислены все виды наказания, которые могут применяться в качестве наказания за совершенные преступления. Этот перечень является исчерпывающим. Какие-либо другие виды наказания могут быть применены только в том случае, если ими будет дополнен УК. В то же время судам следует иметь в виду, что с 1 января 1997 г. отдельные виды наказания не применяются. В ст. 4 Вводного закона сказано: «Положения настоящего Кодекса о наказаниях в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста вводятся в действие федеральным законом после вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказания, но не позднее 2001 года». 10 января 2002 г. был принят Федеральный закон N 4-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральные законы «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» и «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» <*>, которым установлено введение в действие положений УК о наказании в виде обязательных работ — не позднее 2004 г.
, о наказании в виде ограничения свободы — не позднее 2005 г., о наказании в виде ареста — не позднее 2006 г.
———————————
<*> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 130.

Что такое Единый гражданский кодекс и что он означает для Индии?

Министр внутренних дел Гуджарата Харш Сангхави в субботу (29 октября) объявил о создании комитета для внедрения единого гражданского кодекса (UCC) в штате. В мае этого года Уттаракханд объявил о создании комитета во главе с отставным судьей Верховного суда Ранжаной Десаи для проведения аналогичного мероприятия. Ассам и Химачал-Прадеш, также управляемые БДП, также поддержали идею UCC.

Конституция перечисляет UCC среди директивных принципов государственной политики, что делает его желательной целью, но не подлежит судебному преследованию. На протяжении десятилетий БДП, в частности, настаивала на создании UCC, и Верховный суд несколько раз высказывался в его пользу .

Читайте также |Файзан Мустафа объясняет вопросы единого гражданского кодекса

Что будет означать единый гражданский кодекс в Индии?

UCC предусматривает один закон для всей страны , применимый ко всем религиозным общинам в их личных вопросах, таких как брак, развод, наследование, усыновление и т. д. Статья 44 конституции Индии гласит: «Государство должно стремиться обеспечить единый гражданский кодекс для граждан на всей территории Индии. ».

Статья 44 является одним из директивных принципов государственной политики, описанных в части IV Конституции. Согласно статье 37, «положения, содержащиеся в настоящей части, не подлежат принудительному исполнению ни одним судом, но изложенные в них принципы, тем не менее, являются основополагающими для управления страной, и государство обязано применять эти принципы при принятии решений». законы.»

Истории только для подписчиков

Просмотреть все

Применить новогодний промо-код SD25

Часть IV (Статьи 36-51) охватывает широкий спектр принципов, включая (помимо UCC), обеспечение равного правосудия и бесплатного юридического помощь гражданам (ст. 39А), участие рабочих в управлении промышленностью (ст. 43А), организация сельского хозяйства и животноводства (ст. 48), охрана и оздоровление окружающей среды, охрана лесов и животного мира (ст. 48А), продвижение международного мира и безопасности (ст. 51) и др.

Какая связь между основными правами и директивными принципами?

Директивные принципы государственной политики соответствуют основным правам (часть III, статьи 12-35) Конституции. Основные права лежат в основе Конституции и могут быть рассмотрены в судебном порядке, то есть они подлежат судебной защите в судебном порядке.

В своем знаменательном решении по делу Минервы Миллс (1980 г.) Верховный суд постановил: «Конституция Индии основана на балансе между частями III (Основные права) и IV (Директивные принципы). Отдать абсолютный приоритет одному над другим — значит нарушить гармонию Конституции».

Реклама

В статье 31C говорится, что если закон принимается для реализации какого-либо из Директивных принципов, он не может быть оспорен на том основании, что он нарушает Основные права в соответствии со статьями 14 и 19.

Итак, в настоящее время не существует «единообразие» в личном праве?

Индийские законы уже едины в большинстве гражданских вопросов — например, Закон Индии о договорах, Гражданский процессуальный кодекс, Закон о продаже товаров, Закон о передаче собственности, Закон о партнерстве, Закон о доказательствах и т. д. Однако штаты приняли большое количество поправок, и поэтому даже в светских гражданских законах есть разнообразие в некоторых аспектах.

Из Объяснение |Пояснение: Гражданский кодекс и позиция правительства

Личные законы религий разнообразны сами по себе. Таким образом, ни все индусы страны не подчиняются одному закону, ни все мусульмане, ни все христиане. Не только британские правовые традиции, но даже португальские и французские в некоторых частях остаются действующими.

Объявление

На северо-востоке проживает более 200 племен со своими разнообразными обычными законами. Сама Конституция защищает местные обычаи в Нагаленде. Аналогичной защитой пользуются Мегхалая и Мизорам. Даже реформированное индуистское право, несмотря на кодификацию, защищает обычаи.

Объяснение | Единый гражданский кодекс

История до сих пор : В преддверии предстоящих выборов в Ассамблею Гуджарат 29 октября присоединился к списку штатов, управляемых БДП, которые призвали к внедрению Единого гражданского кодекса (UCC). Министр внутренних дел Гуджарата Харш Сангхави вместе с министром профсоюзов Паршоттамом Рупалой объявили, что штат создаст комитет, возглавляемый отставным судьей Высокого суда, для оценки всех аспектов реализации UCC.

Что Учредительное собрание сказало о UCC?

Статья 44, содержащаяся в части IV Конституции, гласит, что государство «должно стремиться обеспечить гражданам единый гражданский кодекс на всей территории Индии». Хотя для UCC еще нет проекта или типового документа, создатели Конституции предполагали, что это будет единый свод законов, который заменит отдельные личные законы каждой религии в отношении таких вопросов, как брак, развод, усыновление и наследование. В части IV Конституции излагаются директивные принципы государственной политики, которые, хотя и не подлежат исполнению или судебному разбирательству в суде, являются основополагающими для управления страной.

Пункт о ВКП вызвал серьезные дебаты в Учредительном собрании о том, следует ли включить его в качестве основного права или директивного принципа. Вопрос должен был быть решен голосованием; большинством голосов 5: 4, при этом подкомитет по основным правам, возглавляемый Сардаром Валлабхбхаем Пателем, решил, что обеспечение UCC не входит в сферу основных прав.

Члены Ассамблеи заняли резко противоположные позиции в отношении UCC. Некоторые также считали Индию слишком разнообразной страной для UCC. Член Назируддин Ахмад из Бенгалии утверждал, что некоторые гражданские законы во всех общинах «неразрывно связаны с религиозными верованиями и обычаями». Он чувствовал, что UCC встанет на пути статьи 19.проекта Конституции (теперь статья 25), которая гарантирует право на свободу вероисповедания при соблюдении общественного порядка, нравственности и здоровья. Хотя он не был против идеи единого гражданского права, он утверждал, что время для этого еще не пришло, добавляя, что процесс должен быть постепенным и не без согласия заинтересованных сообществ.

Участник К.М. Однако Мунши отверг мнение о том, что UCC будет против свободы вероисповедания, поскольку Конституция позволяла правительству принимать законы, регулирующие светскую деятельность, связанную с религиозными обрядами, если они были предназначены для социальной реформы. Он выступал за UCC, заявляя о таких преимуществах, как содействие единству нации и равенству женщин. Он сказал, что если бы личные законы о наследовании, преемственности и т. д. рассматривались как часть религии, то многие дискриминационные практики индуистского личного права в отношении женщин не могли бы быть устранены.

Доктор Б.Р. У Амбедкара было более двойственное отношение к UCC. Он считал, что, хотя и желательно, UCC должен оставаться «чисто добровольным» на начальных этапах. Он заявил, что в статье «просто» предлагается, чтобы государство стремилось обеспечить ВКК, а это означает, что оно не будет навязывать его всем гражданам. Поправки, защищающие личные законы от UCC, в конечном итоге были отклонены.

Каковы различные аргументы вокруг UCC?

Утверждается, что, хотя в Индии существует единообразие в большинстве уголовных и гражданских дел, таких как Уголовно-процессуальный кодекс, Гражданско-процессуальный кодекс и Закон о договорах, штаты внесли более 100 поправок в Уголовно-процессуальный кодекс и КоАП, а также несколько поправок. к гражданским законам. Например, штаты, управляемые БДП, уменьшили штрафы, предписанные и обоснованные Центром в соответствии с Законом об автотранспортных средствах с поправками. Другим примером может быть то, что закон об упреждающем залоге различается в разных государствах.

Таким образом, эксперты утверждают, что если в уже кодифицированных гражданских и уголовных законах существует множественность, то как можно применить концепцию «одна нация, один закон» к разнообразным личным законам различных сообществ? Кроме того, эксперты по конституционному праву утверждают, что, возможно, создатели не стремились к полному единообразию, поэтому персональные законы были помещены в пункт 5 Параллельного списка, а право издавать законы было передано парламенту и собраниям штатов.

Глядя на кодифицированные личные законы различных общин в Индии — не все индусы подчиняются единому личному закону даже после принятия Закона об индуистском кодексе, а мусульмане и христиане не подчиняются своим личным законам. Даже во время разработки законопроекта об индуистском кодексе некоторые из его положений фактически стремились определить сложные связи между важностью наследования, правами наследования и правом на развод. Но столкнувшись с решительным сопротивлением со стороны консервативных кругов, в него несколько раз вносились поправки, разбавления и разбавления, чтобы в конечном итоге быть разделенным на четыре разных закона — Закон о индуистском браке, Закон о наследовании индусов, Закон об индуистских меньшинствах и опеке, а также индуистский закон об усыновлении и усыновлении.

Закон о техническом обслуживании — в 1950-е годы.

Исследователь конституционного права Файзан Мустафа отмечает, что, хотя браки между близкими родственниками запрещены индуистским законом о браке 1955 года, на юге Индии они считаются благоприятными. Даже Закон о наследовании индусов 1956 г. предусматривал несколько компромиссов и не мог сделать дочь совладельцем до 2005 г. Жены по-прежнему не являются совладельцами и не имеют равной доли в наследстве. Точно так же до сих пор нет единообразной применимости, когда речь идет о мусульманском личном законе или законе шариата, принятом в 19 веке.37. Например, Закон шариата не применяется в Джамму и Кашмире, и мусульмане по-прежнему руководствуются обычным правом, которое противоречит личному праву мусульман в остальной части страны. Применимость также различается для определенных сект мусульман. Кроме того, многие племенные группы в стране, независимо от их вероисповедания, следуют своим собственным законам обычного права.

В то время как Верховный суд в 2019 году приветствовал Гоа как «яркий пример» индийского штата, в котором есть функционирующий UCC, эксперты отмечают, что основная реальность в Гоа более сложна и что Кодекс имеет юридическое множественное число. Гражданский кодекс Гоа был дан португальцами в 1867 году; он разрешает определенную форму полигамии для индуистов, в то время как Закон шариата для мусульман не был распространен на Гоа, поскольку мусульмане штата регулируются португальским законодательством, а также шастрическим индуистским законом. Кодекс дает определенные послабления и католикам. Католикам не нужно регистрировать свои браки, а католические священники могут расторгать браки, заключенные в церкви.

Между тем, в манифесте БДП от 2019 года, а также в предложении главного министра штата Уттаракханд Пушкара Сингха Дхами комитета UCC утверждается, что единый кодекс будет сформирован путем использования передового опыта различных религий и его адаптации к современности. Исследователи говорят, что это, по сути, означало бы заимствование определенных мусульманских обычаев и применение их к индуистской общине (или наоборот), и задаются вопросом, не будет ли этому противодействия.

Что сказал Верховный суд о UCC?

Верховный суд в различных решениях призывал к реализации UCC. В своем Mohd. Решение по делу Ahmed Khan vs Shah Bano Begum от 1985 года, в котором разведенная мусульманка потребовала содержания от своего бывшего мужа, верховный суд, решая, следует ли отдать приоритет Уголовному кодексу или личному закону мусульман, призвал к реализации UCC.

Читайте также | Правительство не приняло Единый гражданский кодекс, сообщает Верховный суд

. Суд также призвал правительство ввести в действие УК в 1995 Sarla Mudgal , а также в деле Paulo Coutinho vs Maria Luiza Valentina Pereira (2019).

Что сказала юридическая комиссия?

Правительство Моди в 2016 году обратилось в Юридическую комиссию Индии с просьбой определить, как формировать кодекс при наличии в стране «тысяч персональных законов». В 2018 году Юридическая комиссия представила 185-страничный консультационный документ о реформе семейного права. В документе говорилось, что объединенная нация не обязательно нуждается в «единообразии», добавляя, что секуляризм не может противоречить преобладающему в стране плюрализму. На самом деле термин «секуляризм» имел значение только в том случае, если он обеспечивал выражение любой формы различия, отметила Комиссия.

Утверждая, что UCC «на данном этапе не является ни необходимым, ни желательным», в отчете рекомендуется изучить и внести поправки в практику дискриминации, предрассудков и стереотипов в рамках конкретной религии и ее личных законов. Комиссия предложила определенные меры в отношении брака и развода, которые должны быть единообразно приняты в личных законах всех религий. Некоторые из этих поправок включают установление брачного возраста для мальчиков и девочек на уровне 18 лет, с тем чтобы они вступали в брак на равных, определение супружеской неверности как основания для развода для мужчин и женщин и упрощение процедуры развода. Он также призвал к упразднению индуистской неделимой семьи (HUF) как освобожденной от налогов организации.

Какова позиция правительства?

В то время как UCC является давним обещанием БДП в ходе опроса, министр юстиции Союза Кирен Риджиджу заявил в парламенте в этом году, что правительство в настоящее время не планирует создавать комиссию по реализации UCC, и запросило 22-ю юридическую комиссию Индии.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *